Возмещение фактического ущерба от ДТП
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возмещение фактического ущерба от ДТП». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Для понимания сущности категории возмещения ущерба при ДТП необходимо разобраться с термином «ущерб».
Данное понятие законодательно не закреплено.
Вместе с тем, статья 15 Гражданского Кодекса РФ содержит определение термина «убытки».
Под убытками в гражданском законодательстве РФ понимается:
-
реальный ущерб, то есть утрата или повреждение имущества, принадлежащего конкретному лицу (повреждение транспортного средства или иного имущества, собственником которого является потерпевший).
Например, к реальному ущербу относятся расходы на ремонт транспортного средства (затраты на запасные части и проведение ремонтных работ) и утрата товарной стоимости – УТС. Величина УТС отражает, насколько снизилась стоимость транспортного средства из-за ухудшения внешнего вида и эксплуатационных качеств, вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего за ним ремонтного воздействия.
-
упущенная выгода – совокупность неполученных доходов, которые лицо получило бы, при отсутствии нарушения его права, то есть если бы виновник происшествия не нарушил нормы ПДД РФ.
Примером неполученных доходов могут быть отнесены убытки, связанные с простоем транспортного средства, используемого в коммерческих целях на ремонте после ДТП, неисполнение ранее заключенных контрактов по перевозке грузов или пассажиров, и т.д.
Возмещение ущерба при ДТП происходит в законодательно установленных рамках обязательств, вытекающих из причинения вреда.
Возмещение ущерба при ДТП
Возмещение вреда, причиненного дорожным происшествием, является мерой гражданско-правовой ответственности лица, виновного лица. Правовой базой, регламентирующей вопросы возмещения вреда, являются Гражданский кодекс РФ (ГК РФ).
Рассмотрим общие основания ответственности за причинение вреда (статья 1064 ГК РФ) и ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности (статья 1079 ГК РФ).
Статья 1064 ГК РФ устанавливает общие основания ответственности за причиненный вред.
Статья предусматривает:
-
Вред, который причинен личности, то есть конкретному индивидууму, а также его имуществу, должен быть возмещен полностью лицом, причинившим его.
Это правило распространяется также при причинении вреда имуществу юридического лица.
-
Ответственность за причинение вреда может быть возложена законом на иное лицо, которое не является причинителем вреда.
Например, закон «Об ОСАГО» возлагает на Страховщика обязанность возмещения вреда, причиненного Страхователем в период действия договора ОСАГО.
Примером делегированной законом ответственности, является предусмотренная статьей 241 Трудового кодекса РФ ограниченная материальная ответственность работника и установленная статьей 1068 ГК РФ обязанность работодателя возместить вред, причиненный его работником третьим лицам в период исполнения им трудовых обязанностей.
-
Ответственность наступает только за виновное причинение вреда.
Если участник происшествия, которого обвинили в его совершении, докажет свою невиновность, то он освобождается от обязанности возмещения ущерба при ДТП.
Статья в помощь:
Как оспорить вину в дорожно–транспортном происшествии
-
Наступление ответственности при отсутствии вины причинителя вреда возможно только в случаях, предусмотренных Законом.
Примером ответственности «без вины» является причинение вреда владельцем источника повышенной опасности в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 1079 ГК РФ.
Например, водитель автомобиля обязан произвести возмещение ущерба при ДТП, причиненного пешеходу (пассажиру), если причиной аварии явился внезапно возникший отказ системы управления транспортным средством. Для наступления ответственности не имеет значения тот факт, что автомобиль прошел обязательный технический осмотр и был исправен до аварии.
Несмотря на то, что водитель не допустил со своей стороны нарушений норм ПДД РФ и правил эксплуатации транспортного средства, ответственность наступает по основанию, определенному статьей 1079 ГК РФ.
Эксплуатация автомобиля является деятельностью, связанной с повышенной опасностью для окружающих, а сам автомобиль представляет собой источник повышенной опасности.
Статья 1079 ГК РФ формулирует основания ответственности участников ДТП за причинение вреда при использовании источников повышенной опасности – транспортных средств.
Статья предусматривает:
-
Ответственность наступает вне зависимости от вины владельца или собственника транспортного средства за причинение вреда окружающим: пешеходам, пассажирам, иным лицам, которым причинен вред.
Ответственность «без вины» не наступает в случаях причинения вреда владельцам (собственникам) других транспортных средств, участвующих в происшествии.
-
Если вред причинен при взаимодействии транспортных средств их собственникам, то возмещение ущерба при ДТП осуществляется по правилам статьи 1064 ГК РФ.
Например, водитель автомобиля ХХХ, гражданин А, не выбрал безопасную скорость для движения, соответствующую дорожным и метеорологическим условиям, не стравился с управлением и допустил столкновение с автомобилем УУУ под управлением гражданина Б. В соответствии со статьей 1064 ГК РФ ответственность за причинение вреда понесет водитель А, виновный в нарушении пункта 10.1 ПДД РФ.
-
За вред, причиненный окружающим при взаимодействии источников повышенной опасности, наступает солидарная ответственность их владельцев (собственников).
Нормы о солидарной ответственности содержатся в статье 322 – 326 ГК РФ. При солидарной ответственности, потерпевший может требовать возмещения причиненного вреда в полном объеме, от любого из водителей.
Например, при столкновении автомобилей, в результате которого пострадали их пассажиры, отвечать будут оба водителя. Для пострадавших не будет иметь значения, по чьей вине произошло происшествие, предъявлять требования о возмещении вреда при ДТП можно к любому из водителей.
-
Владелец (собственник) транспортного средства не подлежит ответственности, если докажет, что возникновение вреда обусловлено непреодолимой силой или умыслом потерпевшего.
Ответственность за причиненный вред не наступает за действия самоубийц или при наступлении обстоятельств, не зависящих от воли владельца (собственника) транспортного средства.
-
При рассмотрении судом дела о возмещении ущерба при ДТП, возможно полное или частичное освобождение владельца транспортного средства от ответственности при наличии оснований, указанных в пункте 2 и 3 статьи 1083 ГК РФ.
В пункте 2 статьи 1083 ГК РФ речь идет о грубой неосторожности потерпевшего, которая повлияла на возникновение или увеличения размера причиненного вреда.
При определении лица, подлежащего гражданско-правовой ответственности за причинение ущерба от дорожно-транспортного происшествия по основаниям, предусмотренным статьей 1079 ГК РФ, следует исходить из подтверждения законности основания владения, пользования, распоряжения источником повышенной опасности.
Нередки случаи, когда лица, не являющиеся собственниками транспортных средств, управляют ими без надлежащего разрешения или оформления полномочий на право управления.
Отсутствие путевого листа у водителя, просроченный договор аренды, самоуправное использование транспортного средства третьими лицами, дают основания для предъявления требований о возмещении ущерба при ДТП, к собственнику транспортного средства.
Полноценную помощь в определении юридически значимых обстоятельств по вопросам возмещения ущерба при ДТП могут оказать только профессионалы – юристы, специализирующиеся на ведении дел данной категории.
Уважаемые читатели, в статье мы рассмотрели часть большой темы «Возмещения ущерба при ДТП».
В следующих статьях раздела мы продолжим исследование актуальных вопросов, связанных с возмещением вреда, причиненного в ДТП.
- Все о ДТП и автостраховании
Прежде чем перейти к описанию процедуры возмещения ущерба при ДТМ с виновника, необходимо разобраться, что понимается под термином «ущерб». Несмотря на часто практическое применение, далеко не все заинтересованные стороны понимают, что он означает. Ущерб при ДТП формируется из трех основных составляющих, каждая из которых требует отдельного рассмотрения.
Виновникам ДТП придется доплачивать за ущерб
Название этой разновидности ущерба при ДТП не требует дополнительных комментариев и пояснений. В рамках страхового покрытия по ОСАГО возможна выплата до полумиллиона рублей. Конкретная сумма определяется в зависимости от тяжести нанесенного вреда по правилам, принятым конкретной страховой компанией.
Если речь идет о тяжком увечье, допускается возмещение ущерба в более серьезном размере. Но для этого потребуется обращение в суд и соответствующий вердикт судьи. Судебное решение потребуется и в том случае, если у виновной стороны отсутствует страховка.
Под моральным вредом обычно понимается ущерб, полученный в результате нравственных переживаний, связанных с ДТП. Примерами подобных ситуаций выступают: потеря в аварии родственника, физическая боль от полученных повреждений, временная нетрудоспособность и т.д.
Вопрос о возмещении потерпевшей виде морального вреда, полученного в результате ДТП, считается самым сложным. В подавляющем большинстве случаев его решением занимается суд, так как страховые компании предпочитают не брать на себя ответственность и не включают этот вид риска не только в ОСАГО, но и в КАСКО. Вероятность, что заинтересованные стороны договорятся в рамках досудебной процедуры, также не велика.
Большая часть ДТП по своим финансовым последствиям вписывается в рамки ОСАГО, оформленного подавляющим большинством участников дорожного движения. Поэтому проблем с получением компенсации обычно не возникает, так как она исправно выплачивается страховой компанией.
Необходимость возмещения ущерба от ДТП с виновной стороны возникает в следующих ситуациях:
- величина ущерба превышает максимальную выплату страховой компании;
- виновная сторона не оформила страховку или полис не является действительным;
- обстоятельства ДТП не входят в число страховых случаев, предусмотренных полисом ОСАГО или КАСКО. Например, ущерб нанесен не в процессе движения, а во время размещения автомобиля на стоянке;
- потерпевшая сторона желает взыскать компенсацию за полученный моральный вред.
Базовый принцип расчета размера компенсации, заложенный в законодательстве, предусматривает выплату суммы, достаточной для восстановления исходных характеристик транспортного средства. Обязательным условием выступает учет степени износа автомобиля до момента попадания в ДТП.
Стандартные правила расчета компенсации предусматривают включение в итоговую сумму следующих расходов:
- ремонт и восстановление транспортного средства;
- транспортировка машины с места аварии в автосервис;
- уменьшение товарной стоимости авто (рассчитывается для автомобилей со сроком эксплуатации до 5 лет или уровнем износа в пределах 35%);
- все виды морального вреда, причиненного потерпевшей стороне;
- потерянный заработок, затраты на лечение и другие подобные расходы, непосредственно связанные с ДТП;
- сопутствующие обращению в суд затраты – услуги независимого оценщика и/или юриста, почтовые расходы и т.д.
После определения размера возмещения, который необходимо получить с виновной стороны, следует переходить к следующему этапу процедуры взыскания. Она предусматривает два варианта получения компенсации – добровольный (досудебный) и принудительный (с помощью суда).
Возмещение ущерба после ДТП виновником: порядок, сроки, образец иска
В рамках ОСАГО полученные в аварии повреждения оценивались с учетом износа комплектующих (за исключением отдельных групп). Рассчитанная страховщиком сумма обычно не покрывала всех затрат на ремонт автомобиля. Если при оценке оказывалось, что ремонт обойдется в сумму, которая превышает лимит компенсации по ОСАГО, разницу взыскивали с виновника аварии. Износ запчастей при этом также учитывался и пострадавший вынужден был искать б/у запчасти для ремонта своего авто.
В марте 2017-го года Конституционный суд постановил, что при взыскании ущерба с виновного в ДТП водителя степень износа комплектующих учитывать не стоит. В сумму компенсации включается стоимость новых запчастей и фактически понесенных расходов. При этом страховщик компенсирует ущерб как раньше, рассчитывая размер выплаты по Единой Методике (следует читать «по кривым справочникам РСА») да еще и с учетом степени износа.
Последствия этого решения Конституционного суда однозначно негативные для всех участников ДТП, кроме страховщиков:
- бремя компенсации убытков в большей степени возлагается на виновника ДТП (чья автогражданская ответственность должна быть защищена полисом ОСАГО). Страховая компания возмещает ущерб по Единой Методике ЦБ РФ, учитывая износ комплектующих (при денежной выплате). При натуральном возмещении лимит компенсации по ОСАГО продолжает действовать. Если пострадавший в аварии автовладелец не удовлетворен, он не может предъявлять финансовые претензии к страховщику, а вынужден обращаться к виновнику ДТП, не учитывая износ комплектующих. Например, если на 20-летней иномарке повреждено и должно быть заменено ржавое крыло, ответчик должен будет оплатить стоимость новой кузовной детали;
- для пострадавших водителей получение компенсации усложняется. Требовать возмещения убытков от виновника ДТП можно только через суд. Финансовые претензии при этом нужно обосновать, выполнив оценку повреждений, рассчитав стоимость восстановительного ремонта. Даже если суд примет решение в пользу истца, нет гарантий, что компенсация будет получена пострадавшим — исполнительное производство может затянуться на годы.
Страховые компании повально начали пользоваться этим постановлением. Если в ДТП пострадал автомобиль застрахованный по КАСКО, то страховщики забывают о недавней экономии, проявляют лояльность к своему страхователю, и с невиданной легкостью отправляют такие автомобили, не глядя на их возраст, на дилерские станции. Где ремонтируют их по завышенным (по сравнению с обычными СТОА) ценам. А спустя некоторое время предъявляют иск к виновнику ДТП*, требуя доплаты разницы между выплатой по ОСАГО и фактическим ремонтом, даже если ущерб не превышает лимита выплаты страховой компании.
Приведем пример: пострадавший автомобиль Toyota Land Cruiser 200 год выпуска 2014 застрахован по КАСКО и получил повреждения в виде разбитого переднего бампера, который надо менять.
Ремонт на дилерской станции составит ориентировочно 45 тысяч рублей.
Стоимость бампера у дилера около 33 тысяч и работы по замене и окраске около 12 тысяч.
Компенсационная выплата по ОСАГО составит примерно 11-12 тысяч рублей.
Бампер по справочнику РСА — 6 тыс. рублей (минус износ — процентов 30-40) остается 4 тыс. рублей, работы по замене и окраске по Единой Методике примерно 7 тыс. рублей.
Значит виновник должен доплатить.
Внимание!!! 45-11=34 тысячи рублей!
И главное – все по закону!!!Возникает резонный вопрос: Зачем нужна такая страховка?
Ответить на него, на текущий момент, мы не в состоянии.
Ни для кого не секрет, что страховая компания после ДТП возмещает ущерб только в пределах страховой суммы. Для полного возмещения причиненного вреда с виновника ДТП потерпевший вправе обратится в суд с требованием о взыскании помимо страхового еще и фактического размера ущерба.
Необходимость взыскания ущерба с виновника ДТП появляется, когда:
- виновное лицо покинуло место ДТП
- отсутствовали правоустанавливающие документы на транспортное средство у виновника ДТП
- произошедшее ДТП выходит за рамки страховых случаев, при которых предусматривалась денежная компенсация по ОСАГО
- потерпевшее лицо желает воспользоваться правом взыскать с виновника компенсацию морального вреда
- произведенный подсчет размера ущерба составил больше допустимых лимитов автогражданской ответственности по ОСАГО (400 000 для выплат потерпевшему в связи с причиненным вреда имуществу и 500 000 для выплат потерпевшему в связи с причиненным вреда жизни и здоровью, также 25 тысяч для выплат на расходы погребения)
- отсутствует договор страхования. Не все водители страхуют свою гражданскую ответственность на предмет причинения вреда и ездят без « страховки». А некоторые, умудряются оформить полис ОСАГО в «подворотне», то есть приобрести полис ОСАГО у недобросовестных продавцов, то есть поддельный. Тогда страховая компания отказывает в выплате
- взыскание износа с виновника аварии. По ОСАГО страховое возмещение гражданин получит с учетом износа заменяемых деталей. Ему может быть выплачена небольшая сумма, если автомобиль « старый». Поэтому потерпевшая сторона вправе обратиться непосредственно к причинителю вреда с требованием о взыскании разницы.
Взыскание без учета износа с виновника
Обязательный характер соблюдения досудебного порядка подачи претензии виновнику ДТП законом не предусмотрен, в связи с этим данный документ является вариантом согласования компромиссов и уступок для решения спора до суда.
Потерпевшее лицо разрешая вопрос о возмещении вреда в результате ДТП может прибегнуть к составлению претензии в отношении виновника с целью договориться о возмещении компенсации (материального, морального) вреда в добровольном порядке, которое в последующем может быть урегулировано путем заключения соглашения между участниками ДТП или распиской виновного лица.
Зачастую бывают ситуации, когда добровольно виновник отказывается выплачивать причиненный ущерб, тогда предъявлением претензии необходимо побудить на это, а также проявить серьезность намерений обратится в суд в случае неудовлетворения требований, указанных в претензии.
Возмещение материального ущерба, причиненного в ДТП, в судебном порядке
При взыскании разницы между страховой выплатой и фактически причиненным ущербом в результате ДТП необходимо обращение в суд с исковым заявлением по месту жительства Ответчика в зависимости от предъявленной цены исковых требований:
- Не превышающие 50 (пятьдесят) тысяч рублей, то дело подсудно рассматриваться в мировом суде
- Превышающие 50 (пятьдесят) тысяч рублей, то дело подсудно рассматриваться в районном суде
Помимо возмещения материального вреда потерпевший имеет право также взыскать компенсацию морального вреда, утраченный заработок. Данная категория подразумевает оценочный критерий, который устанавливается судом с учетом всех предоставленных доказательств.
Обязательное страхование владельцев велотранспорта не подлежит по причине того, что велосипед не является источником повышенной опасности, в связи с этим ответственность виновника-велосипедиста наступает в соответствии с гражданским законодательством. Возмещение вреда осуществляется в судебном порядке.
Для привлечения к ответственности владельца велотранспорта необходимо установить степень виновности и наличие умысла действий, в следствии чего суд может освободить от ответственности частично или в полном объеме.
Если между виновником и потерпевшим в результате ДТП не было заключено мировое соглашение в судебном заседании и не удалось прийти к договоренности добровольно возместить понесенный ущерб, то в первую очередь необходимо после вынесения постановления получить и подать в службу судебных приставов по месту регистрации виновного лица исполнительный лист для возбуждения исполнительного производства.
Срок подачи исполнительного листа составляет три года со дня вступления решения суда в законную силу. Также исполнительное производство не будет прекращено до момента надлежащего исполнения обязательства виновника перед Вами.
Процедура действия исполнительного листа начинается в занесении должника в базу исполнительного производства, в последующем автоматически блокируются все банковские счета должника, направляется запрос в ИФНС и если есть информация о трудоустройстве, будет наложен арест на заработную плату и будет вычитаться до 50% в Вашу пользу, также должнику запрещается выезд за границу.
Ограничения, предусмотренные законодательством являются гарантом для восстановления нарушенных прав граждан.
г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5
остановка транспорта Гагарина
Трамвай: А, 8, 13, 15, 23
Автобус: 61, 25, 18, 14, 15
Троллейбус: 20, 6, 7, 19
Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67
28.09.20__ г. по адресу: г.Москва, ул.С-Сухаревская д.13 произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля К., под управлением Третьего лица – У.Ф.Р. и автомобиля B., под управлением Истца- Е.А.В. Собственником автомобиля В. является Истец, собственником автомобиля К. является Ответчик – Х.К.Н.
В результате дорожно-транспортного происшествия автомобилю Истца были причинены значительные технические повреждения. Виновным в ДТП был признан водитель автомобиля К., который нарушил п.п.8.4 ПДД и признан виновным по ст.12.14 ч.3 КоАП..
Гражданская ответственность Истца застрахована в ООО «Р.», гражданская ответственность владельца автомобиля К. – в ОАО «Р.».
Истец обратился с заявлением о страховой выплате в ООО «Р.», представив все документы, предусмотренные п.п.44, 61 Правил ОСАГО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.05.20__ г.
Страховой организацией было организовано проведение независимой автотехнической экспертизы поврежденного автомобиля для определения размера материального ущерба, согласно которой стоимость работ, услуг, запасных частей с учетом износа и материалов, необходимых для восстановления поврежденного автомобиля Истца составила 35365 руб. 81 коп.
В пределах установленных законом сроков сумма страхового возмещения в размере 35365 руб. 81 коп. была выплачена ООО «Р.» Истцу.
В связи с несогласием с размером выплаченного возмещения Истцом самостоятельно было организовано проведение независимой автотехнической экспертизы. Согласно выводам экспертного учреждения: рыночная стоимость восстановительного ремонта ТС с учетом износа заменяемых деталей составляет 20__00 руб. 00 коп. При организации экспертизы Истец понес расходы в размере: 5100 руб. 00 коп.
В соответствии со ст.7 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении страхового случая возместить потерпевшим причиненный вред, составляет не более 20__00 рублей при причинении вреда имуществу одного потерпевшего.
В соответствии со ст. 20__ ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утраты или повреждения его имущества (реальный ущерб).
В соответствии со ст.15 ГК РФ Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ст.20__, ст.931, п.1, ст.935 ГК РФ лицо, застраховавшее свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего), в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить вред, возмещает разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.
В соответствии со ст.1079 ГК РФ, граждане, владеющие источником повышенной опасности, обязаны возместить причиненный им вред.
Таким образом, и в связи с тем, что согласно выводам независимой экспертизы, проведенной по заказу Истца, сумма ущерба составляет 20__00 руб. 00 коп., с Ответчиков подлежит взысканию данные денежные средства в следующем размере:
-с Ответчика ООО «Р.» – разница между предельно допустимой суммой в 20__00 руб. и денежными средствами, полученными Истцом – 35365 руб. 81 коп. – 83634 руб. 19 коп.;
-с Ответчика Х.К.Н. – разница между причиненным имущественным ущербом в 20__00 руб. и 20__00 руб. (предельно допустимая сумма от страховщика) – 53000 руб., а также расходы по проведению экспертизы в размере 5100 руб.
На основании Пленума Верховного суда РФ от 28.06.20__ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», а также ФЗ «О защите прав потребителей» с Ответчика ООО «Р.» подлежит также взысканию:
-неустойка в размере 3% в день от суммы, которую недополучил от Ответчика Истец.
(83634 руб. 19 коп./100 * 3)* 196 (количество дней от 17.12.20__ (день выплаты) до 01.07.20__ г.) – 491769 руб. 06 коп. Т.к. сумма неустойки превышает сумму ущерба, то она снижается до размера, подлежащего взысканию с Ответчика – 83634 руб. 19 коп.;
-штраф в размере 50% от суммы присужденной судом Истцу за несоблюдение в добровольном порядке требований Истца (Истец обращался к Ответчику с Претензией)
В связи с обстоятельствами ДТП, организацию проведения экспертизы, обращения к страховщику, отсутствием возможности пользоваться принадлежащим им транспортным средством, а также необходимость неоднократного обращения к Ответчику с просьбой произвести страховую выплату Истец, неудовлетворение страховщиком добровольно претензии Истца, Истец перенес сильные эмоциональные переживания, в связи с чем считает, что ему нанесен моральный ущерб со стороны Ответчика – ООО «Р.». Истец оценивает моральный вред в размере 20__0 рублей.
Согласно закону РФ, ОСАГО считается обязательной страховкой, которая должна быть у каждого автовладельца. Конечно, при наступлении рискового случая человек вправе использовать и другие типы защиты движимого имущества (договор КАСКО). Однако получить компенсацию по автогражданке после возмещения вреда по комплексному полису пострадавший не может, что и является первым правилом применения бланка гражданской ответственности.
Для того, чтоб получить выплату по ОСАГО при ДТП в 2019 году, заявителю нужно придерживаться установленного страховой компанией алгоритма действий по регистрации дорожного происшествия.
Внимание! Игнорирование единого порядка может стать причиной отказа в компенсации ущерба со стороны СК. Поэтому читать правила, прописанные в договоре, рекомендуется еще до наступления рисковой ситуации.
Если участники дорожно-транспортного происшествия выяснили между собой виновную сторону по обоюдному соглашению, без привлечения сотрудников ГИБДД, то устное уведомление в страховую компанию все равно направлять необходимо. Но в таком случае невиновный гражданин должен инициировать составление европротокола, чтобы в дальнейшем от выплаты причиненного ему ущерба второй водитель отказаться не смог.
Важно знать! При отсутствии какой-либо доказательной базы рассчитывать на получение средств по ОСАГО автолюбителю не придется.
Согласно ФЗ-40 (а именно: ст. 11.1), подавать заявление на получение компенсации по автогражданке нужно не позднее, чем через 5 суток с момента самого происшествия. Если этот период будет преднамеренно нарушен виновником ДТП, то пострадавшей стороне ничего не останется, кроме как выслать инициатору дорожного конфликта досудебную претензию о покрытии нанесенного им ущерба. И только при отсутствии реакции на добровольное обращение, жертва аварии может подавать полноценный иск в суд, требуя от второго участника ДТП выплаты как за моральный, так и за материальный вред.
Вне зависимости от того, на что претендует заявитель по ОСАГО (деньги или ремонт ТС), расчет возмещения ущерба при ДТП в 2019 году будет происходить по единому алгоритму. А именно:
- Представитель СК назначает пострадавшему водителю дату и место проведения осмотра автомобиля;
- Независимый эксперт со стороны страховой компании производит тщательную диагностику причиненного машине ущерба;
- После изучения сопутствующей документации по движимой собственности (год выпуска, пробег и т. д.), от расчетной суммы отнимается процент по износу;
- Сотрудником СК составляется заключение, где указывается размер компенсационной выплаты на покрытие восстановительных работ и вариант ее исполнения в пользу пострадавшей особы (наличный расчет или проведение ремонта за счет страховщика).
Узнав о том, как получить страховку после ДТП, важно уточнить еще один не менее важный вопрос: о предусмотренных суммах компенсационных выплат. Зависят они напрямую от формы заключения договора между двумя участниками дорожного конфликта. Например, при составлении европротокола потерпевший гражданин сможет рассчитывать на следующие размеры возмещения по ОСАГО:
- До 100 тысяч руб. – при получении материального вреда;
- Не более 25 000 – при гибели пострадавшего водителя или пассажира;
- Около 425 тыс. рублей – в случае смертельного исхода для человека, являющегося кормильцем семьи.
При оформлении дорожно-транспортного происшествия с участием ГИБДД, жертва аварии будет претендовать на следующие суммы компенсационных выплат:
- До 400 тысяч руб. – за урон движимой собственности;
- До 500 тыс. рублей – за вред здоровью.
Если же назначенных страховой компанией средств не хватает на ремонт автомобиля или на лечение потерпевшего, то в адрес виновника ДТП направляется досудебное взыскание с суммой недостающей компенсации. При намеренном занижении стоимости полученного пострадавшим автовладельцем ущерба со стороны СК, виновный гражданин может составить цессию, отдав свое право на использование полиса третьим лицам.
Если гражданин владеет полисом, составленным до 28 апреля 2017 года, то он имеет право потребовать от страховщиков наличного расчета по ОСАГО при любых обстоятельствах. Остальные водители могут претендовать на подобный вариант возмещения ущерба только при определенных условиях:
- Стоимость восстановительных работ после ДТП превышает установленный лимит СК более, чем на 100 000 рублей;
- В ходе дорожно-транспортного происшествия был нанесен не только материальный вред, но и моральный ущерб;
- Страховая компания не имеет аккредитованных экспертов по оценке изувеченных ТС;
- Пострадавшая в аварии человек имеет инвалидность первой или второй категории;
- СК не может произвести ремонт автомобиля в течение 30 суток с момента получения заявления от клиента;
- После вынесения неудовлетворительного вердикта со стороны компании, потерпевший подал жалобу в РСА с просьбой пересмотреть дело (если Российский союз страховщиков одобрит заявление от водителя после проведения восстановительных работ, то компания, осуществляющая защиту гражданской ответственности, сможет потребовать от автомобилиста выплаты регресса).
При иных обстоятельствах автовладелец будет претендовать на ремонт изувеченного транспортного средства за счет СК. А вот если выплаченной на руки суммы компенсации пострадавшему лицу окажется мало, то он оставит за собою право заключить суброгацию в отношении виновника ДТП.
Помимо регрессного требования страховая компания наделяется правом требовать возмещения убытков за счет виновника аварии при помощи суброгации. Это делается в случае оплаты страховки пострадавшей стороне в рамках страхового полиса КАСКО. Процедура суброгации для России сравнительно новая, так как появилась только в 2011 году.
Порядок досудебного урегулирования конфликта обычно имеет место при взыскании страховой фирмой материального ущерба по КАСКО в рамках процедуры суброгации. В этом случае страховщик часто предпочитает вначале направить виновнику аварии письменную досудебную претензию и потребовать от него возмещения ущерба в добровольном порядке.
Страховщики часто не брезгуют к своим реальным расходам, которые ушли пострадавшей стороне, прибавить еще ряд пунктов. То есть не только возместить ущерб, но еще и заработать на виновном водителе. Какие уловки используются чаще всего?
- В калькуляцию расходов включаются «лишние», непонятно откуда возникшие детали;
- Стоимость норма-часов ремонтно-восстановительных работ (стоимость ремонта) искусственно завышается;
- На сумму регресса начисляются пени и штрафы;
- Настаивается на большом количестве повреждений, полученных автомобилем, далеко не все из которых описаны в справке о ДТП и в иных официальных документах;
- Выставленная стоимость запчастей не учитывает коэффициент естественного износа тех деталей, которые были заменены в пострадавшем автомобиле.
Понять, что со стороны страховой фирмы имеется факт мошенничества, можно только после тщательного изучения всех документов. Если по поводу каких-либо деталей есть сомнения, то лучше всего назначить дополнительную независимую экспертизу. А после этого заново провести расчет суммы, которую потеряла страховая компания при возмещении ущерба пострадавшей стороне.
Иск о взыскании ущерба при ДТП со страховой компании и виновника ДТП
Возврат финансов, необходимых для восстановления как ТС, так и пострадавшего после ДТП возложен на страховую компанию, выдавшую полис ОСАГО виновнику происшествия.
Суммы компенсации согласно ст.7 ФЗ №40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности» довольно ограничены:
- До 500 тыс. при физическом вреде – повреждения, увечья, смерть.
- До 400 тыс. по имущественному фактору.
Однако и эти суммы получить от страховщика подчас нелегко. Как правило, причинами отказа выступают:
- пребывание в момент аварии виновного водителя в пьяном виде;
- отсутствие водительских прав при себе;
- совершение ДТП в период, не определенный страховым документом;
- при совершении аварии при себе не было полиса;
- окончание лицензии у учреждения.
Перечисленные факторы не считаются легальными. В первых двух ситуациях компания возмещает расходы и впоследствии вправе обратиться в суд с встречным заявлением на виновника. При неимении документа на руках во время случившегося впоследствии устанавливаются необходимые сведения и производится выплата. По факту окончания разрешения на осуществление деятельности организацией все претензии принимает РСА (союз автомобильных страховщиков).
При автомобильной аварии бремя компенсации ложится на водителя в следующих обстоятельствах:
- Объем суммы превышает установленный предел (тогда возврат производится по сумме разницы).
- Вред нанесен не в момент передвижения (неудачное открытие дверцы на стоянке).
- Моральный вред пострадавшим участникам.
- Отсутствие страховки (многие действительно пренебрегают установленным правилом. Так, судебные решения 2021 года без ОСАГО в очередной раз доказывают невыгодность неимения полиса вовсе. Исаева А. обратилась в суд с прошением о возмещении понесенных ею расходов с виновника автомобильной аварии Новикова. В 2021 году в 17.00 на трассе М4 произошло ДТП – форд врезался в другую иномарку. По факту была проведена экспертиза и установлено, что с учетом износа материальные затраты составят 200 тыс. рублей, однако истица в заявлении просила удовлетворить возмещение без учета износа. Суд постановил, что Новиков виновен в совершении деяния и понесет наказание в виде возврата средств заявительнице по фактам затрат на восстановление авто, оплату труда эксперта, а также судебные издержки.
При подаче искового заявления или составлении текста мирового соглашения нужно быть предельно внимательными при проработке пункта «требования». Например, как показывает судебная практика не производится удовлетворение прошений без учета износа ТС. Поскольку в данном случае владелец стремится не только осуществить возврат израсходованных средств на ремонт по причине ДТП, но и за чужой счет полностью отреставрировать машину (починить неисправности, препятствующие комфортному пользованию еще до происшествия). Такая позиция собственника не приветствуется.
Обращение за защитой нарушенных интересов в судебную инстанцию крайний выход из ситуации, поскольку потребует от участников немалых временных, материальных затрат, терпения и нервов. Лучше же все-таки заключить соглашение.
Заявление в суд подается по месту проживания провинившегося индивида и обязательно производится оплата госпошлины, исходя из размера требований. В объем не включается сумма морального вреда, поскольку она устанавливается в ходе процесса служителем правосудия.
Дело может быть разрешено в мировом суде при не превышении суммы претензии в 50 тыс. рублей. В остальных случаях первой инстанцией будет выступать районный судебный орган.
ВНИМАНИЕ !!! Важно помнить, что предварительное заключение мирового соглашения не лишает прерогативы обращения в суд. Если какие-то выплаты виновным уже были произведены, то в его же интересах посетить заседание и предъявить расписки или выписки по факту банковского перевода, осуществленные в пользу потерпевшей стороны. Служитель Фемиды учтет уже возвращенные суммы и возможно выплачивать придется в меньшем объеме.
Таким образом, если не получается возместить средства со страховой компании по тем или иным причинам, или возврату подлежала небольшая сумма, то остаток выплатит виновное в аварии лицо. Однако потерпевшему придется изрядно потратиться изначально, если не получается договориться мирно и вынуждены обращаться в суд.
- Автомобильное право
- Как снять арест с автомобиля?
- Что делать, если купил авто без ПТС?
- Досрочное возвращение водительских прав
- Как через Госуслуги записаться на экзамен в ГИБДД?
- Как восстановить водительские права и какие штрафы за утерю?
- Образец заполнения извещения о ДТП: лицевая и обратная сторона, бланк
- Как переоформить автомобиль на родственника, не продавая его?
- Как оформить куплю-продажу автомобиля?
- Справка о ДТП для страховой: что это такое, как получить?
- Куда сдавать водительское удостоверение после лишения?
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ДТП является событие, произошедшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Аналогичное определение содержится в п. 1.2 Правил дорожного движения[1].
Следует отметить расплывчатость данного определения, в связи с чем сотрудники ГИБДД могут признать ДТП «любые неординарные случаи на дороге».
Так, в судебной практике имеются дела, по которым суд не признал ДТП съезд автомобиля в кювет (Постановление Сямженского районного суда Вологодской области), наезд на собаку (Решение Вашкинского районного суда Вологодской области от 27.01.2010), попадание автомобиля в колею (Решение Октябрьского городского суда Самарской области по делу об административном правонарушении от 12.04.2010 № 12-13/2010) и отказал в привлечении их участников к административной ответственности.
Рассмотрим наиболее проблемную ситуацию, при которой в результате ДТП, совершенного по вине работника, ущерб причинен работодателю (повреждение служебного автомобиля) и/или транспортному средству третьего лица.
Здесь возникают два правоотношения:
1) по возмещению ущерба работодателю;
2) по возмещению ущерба третьему лицу.
Обязанность работника по возмещению ущерба работодателю возникает в силу ст. 238 ТК РФ, в соответствии с которой работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, под которым в рассматриваемом случае понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (автомобиля).
По общему правилу, предусмотренному ст. 241 ТК РФ, работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка.
В перечень категорий работников, с которыми могут заключаться договоры о полной материальной ответственности, водители автомобиля не входит.
К сведению: в силу ст. 239 ТК РФ материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.
Однако в случае, если будет установлено, что ДТП совершено по вине работника вследствие нарушения Правил дорожного движения, работник будет нести полную материальную ответственность в силу п. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ, так как ущерб причинен в результате административного проступка, что подтверждается и судебной практикой.
Пример 1.
Определением от 19.08.2010 №33-26061/2010 Московский городской суд оставил в силе решение Перовского районного суда г. Москвы от 01.04.2010 о взыскании с Захарова Е. А. в пользу Министерства внутренних дел 70 501,73 руб. материального ущерба, указав при этом: удовлетворяя заявленные исковые требования на основании положений п. 6 ст. 243 ТК РФ, суд обоснованно исходил из того, что оба ДТП произошли в результате нарушения Захаровым Е. А. Правил дорожного движения, то есть совершения последним административных проступков, которые были установлены соответствующими государственными органами, что подтверждается материалами дела, а именно сведениями, содержащимися в справках о ДТП и определении об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Следует отметить, что ст. 240 ТК РФ предоставляет работодателю право с учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, полностью или частично отказаться от его взыскания с виновного работника. Однако собственник имущества организации может ограничить указанное право работодателя.
Согласно ст. 246 ТК РФ размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени его износа.
При этом работодателю следует помнить, что в соответствии с п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 16.11.2006 №52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю» (далее – Постановление № 52) если за время рассмотрения дела в суде размер ущерба, причиненного работодателю утратой или порчей имущества, в связи с ростом или снижением рыночных цен изменится, суд не вправе удовлетворить требование работодателя о возмещении работником ущерба в большем размере либо требование работника о возмещении ущерба в меньшем размере, чем он был определен на день его причинения (обнаружения), поскольку ТК РФ такой возможности не предусматривает.
В случае если работник не возмещает ущерб работодателю в добровольном порядке, работодатель в соответствии с ч. 2 ст. 248 ТК РФ имеет право обратиться в суд с требованием о возмещении ущерба.
Однако следует иметь в виду, что в силу ст. 250 ТК РФ суд может с учетом степени и формы вины, материального положения работника и других обстоятельств снизить размер ущерба, подлежащего взысканию.
В пункте 16 Постановления №52 указано, что снижение размера ущерба допустимо в случаях как полной, так и ограниченной материальной ответственности.
Оценивая материальное положение работника, нужно принимать во внимание его имущественное положение (размер заработка, иных основных и дополнительных доходов), семейное положение (количество членов семьи, наличие иждивенцев, удержания по исполнительным документам) и т. п. Следует отметить, что требовать возмещения ущерба работодатель может только в случае наличия вины водителя в совершении ДТП.
Пример 2.
Определением от 21.09.2010 №33-28106/10 Московский городской суд оставил решение суда первой инстанции в силе и указал, что в соответствии с разъяснениями п. 4 Постановления №52 к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действий или бездействия) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.
Отсутствие вины работника исключает материальную ответственность перед работодателем.
В июле 2003 года вступил в силу Федеральный закон № 40-ФЗ, в соответствии с которым владельцы транспортных средств обязаны на определенных законом условиях и в определенном законом порядке страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
Согласно ст. 7 вышеуказанного закона страховая сумма, в пределах которой страховщик при на-ступлении каждого страхового случая (ДТП) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:
• в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, – не более 160 000 руб.;
• в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, – не более 160 000 руб.;
• в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, – не более 120 000 руб.
В тех случаях, когда размер причиненного ущерба не выше указанных сумм, особых проблем не возникает и причиненный потерпевшему ущерб возмещается страховщиком.
Если же размер ущерба превышает предельный размер страховой суммы, потерпевший имеет право обратиться в суд с требованием о возмещении оставшегося ущерба в порядке ст. 1072 ГК РФ. При этом иск предъявляется не к работнику, а к работодателю как владельцу источника повышенной опасности в соответствии со ст. 1079 ГК РФ.
На основании вышеуказанной статьи юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего (ст. 931, п. 1 ст. 935 ГК РФ), в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.
Статья 1068 ГК РФ предусматривает, что юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
По смыслу ст. 1079 ГК РФ под владельцем источника повышенной опасности следует понимать юридическое лицо или гражданина, которые используют его в силу принадлежащего им права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на других законных основаниях (например, по договору аренды, проката, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности).
Таким образом, в силу ст. 1068 и 1079 ГК РФ не признается владельцем источника повышенной опасности лицо, управляющее им в силу исполнения своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей на основании трудового договора (служебного контракта) или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем источника повышенной опасности.
Следовательно, на лицо, исполнявшее свои трудовые обязанности на основании трудового договора (служебного контракта) и причинившее вред имуществу владельца другого источника повышенной опасности в связи с использованием транспортного средства, принадлежавшего работодателю, ответственность за причинение вреда может быть возложена лишь при условии, что будет доказано: оно завладело транспортным средством противоправно (п. 2 ст. 1079 ГК РФ).
Противоправным можно признать завладение работником служебным автомобилем самовольно (без согласия работодателя) в нерабочее время в личных целях.
В случае совершения работником ДТП важно установить факт нахождения (ненахождения) работника при исполнении служебных обязанностей. В судебной практике встречаются случаи, когда работодатели стремились уйти от ответственности, ссылаясь на совершение работником ДТП после окончания рабочего дня. Однако суды в таких случаях часто встают на сторону работника.
Пример 3.
На возмещении ущерба потерпевшему работодателем правоотношения работника и работодателя (в части возмещения вреда, причиненного в результате ДТП) не заканчиваются, так как работодатель в силу п. 1 ст. 1081 ГК РФ имеет право обратного требования (регресса) к работнику.
Однако вернуть всю сумму, как правило, не получается. Это связано с тем, что работник может заявить ходатайство о снижении размера ущерба в силу ст. 250 ТК РФ.
Следует отметить, что суд вправе снизить размер ущерба, подлежащего взысканию с работника, только при наличии доказательств соответствующей степени вины и сложного материального положения работника. В судебной практике в качестве таких обстоятельств признаются наличие на иждивении несовершеннолетних детей и супруги, находящийся в отпуске по уходу за ребенком (Определение Московского городского суда от 12.10.2010 №33-32075), неосторожная форма вины и инвалидность работника (решение Полесского районного суда Калининградской области), наличие на иждивении двух студентов, обучающихся на платных отделениях учебных заведений, отсутствие личного подсобного хозяйства (решение Брединского районного суда Челябинской области).
Данные обстоятельства должны быть подтверждены (справки, договоры), в противном случае суд откажет в удовлетворении соответствующего ходатайства.
Пример 5.
Санкт-Петербургский городской суд в Определении от 10.08.2009 №10751 указал, что при отсутствии надлежащих письменных доказательств сложного материального положения работника (отсутствие собственности, сведения о среднем заработке) и установлении факта оплаты работником обучения в институте вывод суда первой инстанции о наличии оснований для снижения размера подлежащего взысканию ущерба, причиненного в результате ДТП, не может быть признан обоснованным.
Заключение.
Таким образом, приведенный анализ законодательства и судебной практики свидетельствует о том, что обязанность по возмещению ущерба, причиненного третьим лицам по вине работника в результате ДТП, первоначально возложена на работодателя.
Регрессное требование не всегда может возместить работодателю все потери, так как суд, учитывая имущественное положение работника и степень его вины, вправе снизить размер взыскиваемого ущерба. В этом случае работодателю остается только более тщательно подбирать кадры и осуществлять контроль за своими работниками.
Страховая требует возместить ущерб за ДТП
Ущербом называется тот вред, который причинен незаконным действием или бездействием одного лица, по отношению к другому. В случае с ДТП он может быть как имущественного, так и неимущественного характера:
- расходы на замену или ремонт утраченного/поврежденного имущества из-за аварийной ситуации;
- порча или потеря ТС, ценного груза или вещей;
- причинение вреда здоровью потерпевшего;
- моральный ущерб;
- причинение урона репутации, чести;
- судебные расходы.
В соответствии со статьями 1064 и 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный виновником аварии, должно возмещать полностью лицо, собственно причинившее вред. Однако закон предусматривает и ситуацию, когда обязанность по компенсации ложится на плечи лица, непосредственно не являвшегося виновником аварии. В том числе, на страховые компании.
В соответствии с юридической практикой, пострадавший может требовать от ответчика сумму компенсации, превышающую максимальное возмещение по ОСАГО. В таком случае потерпевший подает исковое заявление, а в суд отправляются результаты независимой экспертизы, определяющей окончательную сумму ущерба.
Ответчик освобождается от ответственности, если вред причинен по просьбе и с согласия потерпевшего, а также в тех случаях, когда он сможет доказать, что ущерб возник в силу непреодолимых обстоятельств, умысла или грубой неосторожности заявителя.
В спорных ситуациях необходима оценка ущерба при ДТП третьей стороной.
В случае доказательства вины закон предусматривает компенсацию в размере причиненного вреда или выше, а также административную ответственность за нарушение.
Если нанесен тяжкий вред здоровью потерпевшего или наступила смерть в результате аварии, виновнику грозит уголовная ответственность.Первое, что происходит после случившейся аварии — приглашенный инспектор ГИБДД составляет протокол. Это обязательная процедура, и не стоит ею пренебрегать, сославшись на решение проблемы «полюбовно». Убедитесь, что в полученной справке зафиксированы все повреждения, полученные в ДТП, все изложено точно и без расхождений.
Если транспортное средство застраховано, то проводится дополнительная оценка представителем страховой компании по всем правилам установленного порядка. При необходимости проводится независимая экспертиза.Уладив первоочередные формальности на месте происшествия, следует позаботиться об обеспечении своих интересов и поинтересоваться, в какой страховой компании был оформлен полис второго участника аварии.
По общему правилу, возмещение ущерба при ДТП по ОСАГО осуществляется вашей страховой компанией, если выполняются два условия :
- в аварии не пострадали люди;
- владельцы ТС, участвующих в аварии, оформили полисы ОСАГО.
Ваши действия после аварии подробно описаны в памятке, выданной страховой. В ней конкретно указано, по каким телефонам можно вызвать аварийного комиссара, какие документы оформить, куда и в течение какого времени обратиться.
Внимательно изучите памятку страховой компании. Это позволит не растеряться в стрессовой ситуации и правильно оформить документы.
Общий порядок действий при наступлении страхового случая описан в одиннадцатой статье закона об автогражданке.
Он предписывает:
- сообщить другим участникам происшествия сведения о своей страховой компании;
- получить информацию о страховых компаниях от других водителей;
- сообщить об аварии своему страховщику;
- до удовлетворения ваших имущественных претензий действовать в соответствии с рекомендациями страховой компании.
С кого требовать возмещение ущерба при ДТП?
Обязанность возместить вам стоимость ремонта поврежденного автомобиля, расходы на лечение и другие убытки возникает только у причинителя вреда.
Страховые компании выплачивают возмещение в рамках и на условиях договора страхования. Если страховка ОСАГО или КАСКО недостаточна для возмещения ущерба, истребовать недостающую сумму можно с виновного в аварии.
В результате ДТП вред может быть причинен жизни, здоровью или имуществу потерпевшего пешехода. Чтобы подтвердить размер понесенного ущерба, пострадавший должен будет собрать немало документов. В любом случае ему потребуется справка о ДТП, которая оформляется сотрудниками ГИБДД. Перечень других необходимых документов зависит от того, какой именно вред причинен потерпевшему – имущественный, моральный или вред здоровью.
Имущественный вред доказать проще всего, поскольку любое имущество имеет стоимость и может быть оценено. Следует учесть, что ущерб, нанесенный имуществу, может заключаться как в полном его уничтожении, так и в частичном повреждении. От этого зависит сумма возмещения вреда. В случае повреждения имущества потерпевший может требовать лишь оплаты расходов на ремонт и при необходимости дополнительных расходов на перевозку, хранение и другое. Если же имущество уничтожено, пострадавший имеет право на возмещение его стоимости на день ДТП.
Для подтверждения факта причинения имущественного вреда и его размера потребуются следующие документы:
- о праве собственности на имущество;
- о размере причиненного вреда (заключение эксперта, стоимость услуг которого также может быть возмещена, если потерпевший представит квитанцию об оплате);
- об оплате услуг по перевозке, хранению поврежденного имущества;
- о расходах на ремонт имущества, на приобретение запасных частей и других материалов.
Если вред причинен здоровью человека, то потерпевший вправе претендовать на следующие виды компенсаций:
- возмещение утраченного заработка (дохода). Учитываются все виды доходов потерпевшего: оплата за работу по трудовым или гражданско-правовым договорам, доход от предпринимательской деятельности и прочее;
- возмещение расходов на лечение и других дополнительных расходов. К последним относятся затраты на специальное питание, лекарства, уход, санаторное лечение и так далее. Компенсируются только реально понесенные пострадавшим расходы – если лекарства или поездка в санаторий предоставлены ему бесплатно, их стоимость ему не выплатят.
Пострадавший должен представить документы, подтверждающие:
- размер утраченного заработка, в частности среднего месячного заработка (дохода), стипендии, пенсии, пособий; справки, полученные на работе или в соответствующей организации;
- степень утраты профессиональной или общей трудоспособности (заключения медучреждения и медицинской экспертизы);
- расходы на лечение и дополнительные расходы (выписка из истории болезни, документы об оплате медицинских услуг, лекарств, питания).
Если пострадавший в ДТП пешеход умирает, размер вреда установить сложнее всего. Гражданским кодексом РФ установлено, какие лица вправе требовать выплаты компенсаций по потере кормильца. Как правило, это лица, для которых денежная помощь погибшего являлась источником существования (например, несовершеннолетние дети, родственники-инвалиды и иные лица, перечисленные в ст. 1088 ГК РФ).
Перечень документов, которые нужно собрать человеку, потерявшему кормильца, зависит от того, к какой категории он относится. Но в любом случае лица, имеющие право на получение соответствующей компенсации, должны документально подтвердить, что находились на иждивении погибшего. Для этого они могут представить справку из образовательного учреждения, справку о состоянии здоровья, свидетельство о рождении ребенка и т.д. Также должны быть возмещены расходы на погребение погибшего. Соответствующие суммы выплачиваются тем, кто понес такие расходы (это могут быть любые лица).
Похожие записи: