Нарушение ПДД и ответственность юридического лица

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нарушение ПДД и ответственность юридического лица». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

КоАП РФ регулирует штрафы юридическим лицам в Статье 2.6.1.

Административная ответственность собственников (владельцев) транспортных средств

«К административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств».

Водитель компании нарушил ПДД. Кто платит штраф за водителя?

Несколько лет назад штрафы для юридических лиц были редкостью. В то время на дорогах России активно не применялись камеры фиксации нарушений ПДД. Остановленные же сотрудниками ГИБДД водители получали лишь небольшие личные штрафы (к примеру, непристёгнутый ремень, превышение скорости и непропуск пешехода на зебре).

Камеры ГИБДД, массово внедряемые в российских городах, автоматизировали процесс выписывания штрафов. Камера не может определить кто сидит за рулем, система автоматически выписывает штраф на собственника автомобиля. Если собственник юридическое лицо, штраф приходит по адресу регистрации фирмы.

Из вопроса понятно, что штрафы должно оплачивать юридическое лицо. Однако руководство компании имеет право Постановление о взыскании штрафа, если будет документально установлено что водитель и эксплуатировал машину в личных целях, а не по рабочей необходимости.

В мелких компаниях водители и руководство фирмы до приема на работу сотрудника-водителя обговаривают схему оплаты штрафов. Как правило штрафы оплачивает водитель из своего кармана под угрозой увольнения.

В крупных компаниях грузовой и пассажирский парки техники оборудоваться приборами, отслеживающими маршрут, скорость и другие параметры поездок.

Если инспектор оформил протокол на месте, платит водитель.

Если нарушение зафиксировала камера, постановление приходит по почте владельцу автомобиля. Машина зарегистрирована на компанию — значит платить ей как юридическому лицу. Об этом написано в п. 1 ст. 2.6.1. КоАП.

Не виноваты — докажите

Организация может снять с себя штраф, если докажет, что за рулём находился конкретный человек. Для этого нужно написать жалобу на постановление об административном правонарушении. Процедура хлопотная и утомительная. Если штраф не гигантский, проще оплатить штраф с расчётного счёта компании, а потом взыскать с водителя. Ниже расскажем про оба варианта.

Если организация вовремя не обслужила автомобиль и водитель не успел затормозить до стоп-линии, он не виноват — подвели тормозные колодки.

В ст. 239 ТК РФ перечислены ситуации, когда сотрудник освобождается от материальной ответственности:

  • ущерб возник в результате непреодолимой силы;
  • нормального хозяйственного риска;
  • крайней необходимости;
  • необходимой обороны;
  • работодатель хранил имущество в ненадлежащих условиях.

Правила дорожного движения — это сборник нормативных актов, регулирующих поведение участников дорожного движения, пешеходов и водителей, и требования к транспортным средствам. Нарушение правил дорожного движения — это несоблюдение норм действующего законодательства, способное спровоцировать ДТП и повлечь причинение материального ущерба, ущерба здоровью и смерти человека.

Наказания за нарушение правил дорожного движения зависят от тяжести преступления. Последствия нарушения могут быть от минимального ущерба до причинения смерти человеку или нескольким лицам.

Ответственность делится на три типа:

  • гражданская;
  • уголовная;
  • административная.

Административная ответственность

Она накладывается по Кодексу административных правонарушений. Ответственность наступает, если водитель нарушил действующие правила и не нанес ущерба другим участникам, либо ущерб несущественный.

В качестве наказания может быть назначено:

  • предупреждение;
  • денежный штраф;
  • лишение водительского удостоверения;
  • административный арест;
  • конфискация орудия нарушения.

Денежный штраф определяется в соответствии с тяжестью преступления.

Штраф ГИБДД — это административная ответственность. Размер штрафа определяет КоАП. В соответствии с ним оплатить штраф нужно в течение 60 дней после вынесения постановления, а обжаловать можно в течение 10 дней.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Срок давности по привлечению к административной ответственности – это период времени, по истечении которого прекращается преследование по совершенным административным правонарушениям.

Сроки давности за нарушения в сфере ПДД регламентированы в ст. 4.5 КоАП. Так постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено позднее истечении двух месяцев, а если дело рассматривается судьей- по истечении трех месяцев со дня совершения правонарушения.

Дополнительно законодатель выделяет несколько видов нарушений в сфере ПДД, ответственность за совершение которых может наступить в течение 12 месяцев с момента совершения: ст. ст.12.8, 12.24, 12.26, ч.3 ст.12.27, ч.3 ст.12.30 КоАП.

При исчислении давности привлечения к ответственности применяются следующие правила:

  1. течение давности начинается на следующий день после даты совершения правонарушения;
  2. месячный срок истекает в соответствующее число месяца или в последние его сутки;
  3. если окончание срока давности совпадает с нерабочим днем, то последний день срока переносится на первый рабочий день.

Уголовная ответственность бывает в случае, если в результате нарушения ПДД произошло дорожно-транспортное происшествие (ДТП), которое привело к причинению потерпевшему/им тяжкого вреда здоровью, либо наступила его (их) смерть. А также когда преступление совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения, или связано с оставлением места его совершения.

Исходя из конкретной ситуации, законодателем предусмотрены разные виды уголовной ответственности:

  1. ограничение свободы на срок до трех лет;
  2. принудительные работы на срок до пяти лет;
  3. лишение свободы на срок до девяти лет.

К данным видам наказания дополнительно могут применяться: запрет заниматься отдельными видами деятельностью или лишение права занимать некоторые должности.

Также уголовное наказание применяется в случае если:

  1. к виновнику ДТП применено административное наказание за управление транспортом в состоянии опьянения или за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на предмет опьянения;
  2. виновник ДТП ранее был судим за совершение указанных выше нарушений в состоянии опьянения.

При данных обстоятельствах к виновнику применяются следующие санкции: штраф в размере от 200000 до 300000 рублей, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо принудительные работ на срок до двух лет, либо лишение свободы на срок до двух лет.

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

В отношении «автоматических» штрафов установлен особый порядок обжалования постановлений. Основанием для него является то обстоятельство, что в момент фиксации нарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица (ст. 2.6.1 КоАП РФ). Очевидно, что для собственника-юрлица это основание выполняется всегда.

Таким образом, первый путь, по которому может пойти организация, — обжалование постановления о привлечении к административной ответственности за нарушения, зафиксированные в автоматическом режиме. Сделать это нужно в течение 10 календарных дней с момента получения «письма счастья». В жалобе необходимо указать номер постановления, описать обстоятельства дела, а также то, что автомобиль в это время находился под управлением другого лица. Далее со ссылкой на ст. 2.6.1 КоАП РФ потребовать освободить организацию от ответственности. Подписывает жалобу руководитель или иное лицо, имеющее право на основании Устава или доверенности действовать от имени организации в отношениях по обжалованию постановлений о привлечении к административной ответственности.

К жалобе прилагаются заверенные печатью организации копии документов, которые подтверждают, что в данное время машиной управляло третье лицо. Это прежде всего путевой лист или разовая доверенность, а также документы, которые подтверждают реальную передачу автомобиля в этот день. Если автомобиль был передан третьему лицу на длительный срок, нужно представить и договор аренды или ссуды либо доверенность и акт передачи. Не лишним будет приложить заверенную организацией копию документа, который подтверждает полномочие лица на его подписание: выписку из Устава и протокола (решения) о назначении руководителя, приказ о назначении заместителя, доверенность и т п.

Все это направляется должностному лицу, вынесшему постановление об административном правонарушении, который в течение трех суток должен передать материалы дела в вышестоящий орган ГИБДД. Также можно отправить документы непосредственно в вышестоящий орган ГИБДД (ст. 30.2 КоАП РФ).

В ГИБДД должны в течение 10 дней рассмотреть жалобу и уведомить организацию о дате, месте и времени проведения заседания по делу, причем ее представитель может участвовать в этом мероприятии. В процессе рассмотрения дела факты, указанные организацией, могут быть признаны достоверными или недостоверными. В первом случае постановление о наложении штрафа на организацию отменяется и штраф налагается повторно на водителя уже в обычном порядке: с составлением протокола и соблюдением презумпции невиновности, так что он оказывается в более выгодном положении. Во втором случае постановление не отменяется и решение инспекторов можно обжаловать в вышестоящем органе ГИБДД или арбитражном суде (госпошлиной такая жалоба не облагается).

Ответственность за нарушение ПДД

Может ли организация пойти другим путем: не обжаловать постановление, а заплатить штраф и впоследствии взыскать сумму с истинного виновника? Давайте разберемся.

Думаю, тот факт, что штраф может заплатить организация, сомнения не вызывает: постановление вынесено именно в отношении компании. При этом сотрудник обязан возместить работодателю причиненный прямой действительный ущерб (ст. 238 ТК РФ), под которым понимается реальное уменьшение наличного имущества последнего. Уплата штрафа, полученного организацией фактически по вине сотрудника, как раз и влечет уменьшение наличного имущества работодателя (в виде денег). Однако в данном случае нельзя говорить о полной материальной ответственности за совершение административного проступка, подтвержденного госорганом (п. 6 ст. 243 ТК РФ). Ведь в соответствии с постановлением о привлечении к ответственности проступок совершил не работник, а юрлицо. Поэтому ответственность наступает только в пределах среднего заработка сотрудника (ст. 22, 241–243 ТК РФ).

Чтобы взыскать ущерб, работодатель должен издать соответствующее распоряжение в течение месяца со дня уплаты штрафа организацией. На основании этого документа бухгалтерия удерживает из заработной платы сотрудника необходимую сумму (ст. 248 ТК РФ). При этом за раз можно удержать не более 20 процентов (ст. 138 ТК РФ). Если же месячный срок пропущен, придется или заручиться письменным согласием сотрудника на возмещение ущерба, или обращаться за его взысканием в суд (ст. 248 ТК РФ).

Теперь рассмотрим вопросы налогообложения. Уплаченные организацией штрафы и прочие санкции, налагаемые госорганами (п. 2 ст. 270 НК РФ), в том числе и за нарушение ПДД, в расходы включать нельзя. А вот сумма, полученная от работника, обязательно включается в доходы. Поскольку п. 3 ст. 250 НК РФ требует включать во внереализационные доходы суммы возмещения убытков или ущерба. Получается, что отказ от обжалования постановления и уплата штрафа с последующим взысканием этой суммы с работника влечет увеличение налоговых обязательств организации.

И, наконец, организация может пойти по третьему пути: уплатить штраф без дальнейшего взыскания этой суммы с работника. Как правило, это происходит, если автомобилем управлял руководитель организации или нарушение было допущено в силу служебной необходимости: например, пассажир опаздывал на поезд или в аэропорт. Сразу скажу, что законное основание для этого есть (ст. 240 ТК РФ).

Однако при использовании этого права работодатель сталкивается с налоговой проблемой: необходимо ли начислять НДФЛ на ту сумму, которую решено не взыскивать с сотрудника? Позиция Минфина России однозначна: если работодатель не взыскивает с виновного сотрудника ущерб в виде «автоматического» штрафа, у последнего возникает доход в натуральной форме (см. письмо от 08.11.2012 № 03-04-06/10-310).

Но с этим можно поспорить. Ведь доходом, согласно ст. 41 НК РФ, признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, определяемая для физических лиц в соответствии с гл. 23 НК РФ. Правила определения дохода в натуральной форме для целей НДФЛ установлены в ст. 211 НК РФ. К ним относится полная или частичная оплата каких-либо благ за сотрудника: товаров, работ, услуг или имущественных прав. В рассматриваемом случае организация платит штраф не за работника, а за себя как собственника транспортного средства (ст. 2.6.1 и ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ). И уж тем более уплату штрафа нельзя признать оплатой товаров (работ, услуг) или имущественных прав в интересах работника.

Таким образом, если организация отказывается от взыскания ущерба в виде административного штрафа, начисленного ей из-за действий работника, облагаемый НДФЛ доход не возникает. Уменьшить налоговые риски можно, не проводя процедуру установления ущерба, зафиксированную в ТК РФ, т.е. принять штраф на организацию и не оформлять документы по установлению ущерба, виновного лица и отказу от взыскания этой суммы с работника.

Штраф может получить любая организация, если на нее зарегистрирован хотя бы один автомобиль. Штрафы с камер фотофиксации всегда оформляются на собственника ТС (ч.1 ст. 2.6.1 КоАП). Даже если правила нарушает наемный водитель или арендатор, штрафы получает компания, так как автомобиль числится на ней. В этой ситуации есть два варианта:

  1. обжаловать постановление, либо
  2. оплатить штраф вовремя (желательно со скидкой), а потом взыскать затраты с водителя.

И в том, и в другом случае реагировать нужно быстро, так как на обжалование всего 10 дней, а на оплату со скидкой — 20.

Практика показывает, что наибольшее число штрафов с камер приходится на 4 типа компаний:

1. Таксопарки. Самые распространенные нарушения водителей такси:

  • останавливаются или паркуются в неположенном месте;
  • не оплачивают платный паркинг;
  • превышают скорость;
  • двигаются по обочинам, пересекают сплошную линию разметки.

2. Грузоперевозчики. Самый «популярный» штраф — превышение скорости. Грузоперевозчики также часто получают штрафы за “Платон”, тахограф и перегруз.

3. Лизинговые компании. Этим организациям приходится непросто — в лизинг передаются легковые, грузовые ТС и даже спецтранспорт. Поэтому и штрафы приходят самые разные.

4. Компании проката автомобилей. Как правило, клиенты арендуют легковые автомобили. В результате приходится платить штрафы за превышение скорости. В Москве водители чаще всего игнорируют правила платной парковки и останавливаются в запрещенных местах.

Штраф могут оформить на:

  • водителя;
  • должностное лицо организации;
  • юридическое лицо.

Важно понимать это, чтобы правильно платить штрафы и разделять ответственность организации и водителя.

Ответственность юрлица за большинство распространенных нарушений ПДД такая же, как и у частного водителя. Однако есть ряд нарушений, за которые организацию накажут гораздо серьезнее.

Штрафы ГИБДД для компании в статусе юридического лица

  1. Установка на автомобиле специальных звуковых или световых сигналов, опознавательного знака «инвалид» или фонарь легкового такси (без разрешения). Штраф для юридического лица — 500 000 рублей с конфискацией установленного оборудования (ч.2 ст.12.4 КоАП РФ).
  2. Нанесение на ТС цветографической схемы такси или оперативных служб без разрешения. Штраф для собственника — 500 000 рублей.
  3. Превышение габаритов (до 10 см) или веса груза (на 2-10%) при перевозке крупногабаритным транспортом без разрешения — 100 000-150 000 рублей штрафа и задержание ТС (ч.1 ст.12.21.1 КоАП РФ). Если нарушения зафиксировала камера — штраф 150 000 рублей. В зависимости от величины превышения габаритов или массы ТС, штраф для организаций достигает 500 тыс. руб.

“Платон” — система взимания платы за проезд большегрузов (ТС с разрешенной максимальной массой более 12 тонн) по федеральным трассам. Средства идут на восстановление дорожного покрытия и обустройство новых трасс. Оплата возможна двумя способами: с помощью бортового устройства или одноразовой маршрутной карты.

За несоблюдение правил оплаты по системе “Платон” организации — собственнику ТС грозит штраф в размере 5 000 рублей. При повторном нарушении — размер штрафа увеличивается до 10 000 рублей (12.21.3 КоАП РФ).

Тахограф контролирует рабочий график водителя. Он также фиксирует скорость движения и пробег грузовых транспортных средств.

Статья 11.23 КоАП РФ предусматривает ответственность как за отсутствие тахографа на ТС, так и за выключенное или неисправное устройство:

  • на водителя — от 1 000 до 3 000 рублей;
  • на должностное лицо (кто не проконтролировал наличие тахографа и его исправность) — от 5 000 до 10 000 рублей.

Штрафы за парковку на газонах и их размер устанавливают региональные законы. В Москве и Санкт-Петербурге неправильная парковка обойдется намного дороже, чем в других городах.

Если вы припарковали ТС на газоне или любой другой территории с зелеными насаждениями, согласно ст. 8.25 КоАП Москвы вам придет штраф от МАДИ:

  • 5 000 рублей — водителю;
  • 30 000 рублей — должностному лицу;
  • 300 000 рублей — юрлицу.

Если транспортное средство повредит зеленые насаждения, налагается штраф по статье 4.18 КоАП Москвы:

  • на водителя — от 4 000 до 4 500 рублей;
  • на должностное лицо — 50 000 рублей;
  • на юридическое лицо — 300 000 рублей.

Также виновник обязан восстановить поврежденный им газон или другую озелененную территорию.

Доказательствами являются те или иные факты, которые что-либо доказывают или же наоборот, опровергают. Наличие или отсутствие в действиях привлекаемого к ответственности лица события правонарушения определяет должностное лицо или судья по данным, которые находятся в деле. Эти данные устанавливаются протоколом, объяснением привлекаемого к ответственности лица, показаниями специальных технических средств или свидетелей, а также заключением эксперта.

Штраф может получить любая организация, если на неё зарегистрирован хотя бы один автомобиль. Штрафы с камер фотофиксации всегда оформляются на собственника ТС (ч.1 ст. 2.6.1 КоАП). Даже если правила нарушает наемный водитель или арендатор, штрафы получает компания, так как автомобиль числится на ней. В этой ситуации есть два варианта:

  1. обжаловать постановление
  2. оплатить штраф вовремя (желательно со скидкой), а потом взыскать затраты с водителя.

И в том, и в другом случае реагировать нужно быстро, так как на обжалование всего 10 дней, а на оплату со скидкой — 20.

Практика показывает, что наибольшее число штрафов с камер приходится на 4 типа компаний:

Таксопарки

Самые распространенные нарушения водителей такси:

  • останавливаются или паркуются в неположенном месте;
  • не оплачивают платный паркинг;
  • превышают скорость;
  • двигаются по обочинам, пересекают сплошную линию разметки.

Что делать со штрафами с автоматических систем ГИБДД?

Штраф могут оформить на:

  • водителя;
  • должностное лицо организации;
  • юридическое лицо.

Важно понимать это, чтобы правильно платить штрафы и разделять ответственность организации и водителя.

Ответственность юрлица за большинство распространенных нарушений ПДД такая же, как и у обычного водителя. Однако есть ряд нарушений, за которые организацию накажут гораздо серьезнее.

Штрафы за парковку на газонах и их размер устанавливают региональные законы. В Москве и Санкт-Петербурге неправильная парковка обойдется намного дороже, чем в других городах.

Если вы припарковали ТС на газоне или любой другой территории с зелеными насаждениями, согласно ст. 8.25 КоАП Москвы вам придет штраф от МАДИ:

  • 5 000 рублей — водителю;
  • 30 000 рублей — должностному лицу;
  • 300 000 рублей — юрлицу.

Если транспортное средство повредит зеленые насаждения, налагается штраф по статье 4.18 КоАП Москвы:

  • от 4 000 до 4 500 рублей — водителю;
  • 50 000 рублей — должностному лицу;
  • 300 000 рублей — юрлицу.

Также виновник обязан восстановить поврежденный им газон или другую озелененную территорию.

В Москве парковка в центре в основном платная. Но часть водителей не замечает знаков, часть старается избежать расходов на паркинг, а еще часть в спешке забывает внести деньги.

С 01 января 2019 года владелец автомобиля получит штраф от АМПП в размере 5 000 рублей. Скидка 50% за быструю оплату на него не распространяется. Кроме взыскания, автомобиль могут эвакуировать на штрафстоянку (+ 5 000 рублей к штрафу), на вторые сутки начинают начислять пени.

По закону большую часть штрафов можно оплатить со скидкой 50% при оплате в течение 20 дней. 20 дней считаются со дня вынесения постановления, а не получения письма по почте (ч.1.3 ст. 32.2 КоАП РФ).

Если расходы на оплату штрафов организация берет на себя, а не перекладывает на водителя — ежемесячно теряются значительные суммы денег. Вот пример типичной ситуации — постановление приходит по почте и оказывается, что 20 дней для льготной оплаты уже истекли. В результате юрлицу приходится оплачивать штрафы в полном размере.

Организации постоянно сталкиваются с целым списком проблем, связанных с отслеживанием штрафов:

  • Постановления не приходят вовремя или не доходят совсем. В лучшем случае приходится платить полную сумму штрафа. В худшем — разбираться с судебными приставами.
  • Срок обжалования истекает и приходится платить. Представьте, что вы сдали в аренду автомобиль. Арендатор ездил аккуратно, но умудрился припарковать машину на газоне. Нарушение зафиксировала камера, а вашей компании проката пришел штраф в 300 000 рублей. Но пришел через месяц или вообще потерялся.
  • Чем больше ТС принадлежит юрлицу, тем сложнее за всеми уследить. Штрафы на каждую машину, каждого водителя обычно фиксируются вручную. Каждому водителю нужно сообщить о взыскании и проконтролировать, чтобы он оплатил его.

Ситуация усугубляется, если в таксопарке один автомобиль могут водить 2 или 3 человека. Пока собственник разберется, кто нарушил, виновный водитель может уволиться. Такой штраф — тоже убыток юридического лица, ведь оплачивать все равно придется.

Дождаться истечения срока давности по штрафам не получится. Если не погасить их вовремя, в дело вступают судебные приставы и накладывают арест на расчетные счета предприятия, ограничения на ТС. Кроме того, суд помимо основного штрафа может наложить штраф в двойном размере за неуплату первого (ч.1 ст.20.25 КоАП).

В первую очередь необходимо ознакомиться с нормами ПДД РФ. Здесь фиксируется правила, в соответствии с которыми можно ездить по дорогам РФ на автомобиле. ПДД должен знать каждый водитель, садящийся за руль транспортного средства.

Дополнительно нужно изучить положения Гражданского кодекса РФ. Он регламентирует особенности возмещения нанесённого ущерба. В частности, стоит уделить внимание статьям 1068 и 1081 ГК РФ. Они обязывают организацию погашать штрафы ГИБДД, вменённые работнику, который выполнял служебные обязанности, и позволяют в последующем истребовать сумму с гражданина.

Наказание накладывается в соответствии с нормами КоАП РФ. Здесь фиксируется размер взыскания, вменяемого физическим, юридическим и должностным лицам.

В статье 2.6.1 КоАП РФ говорится, что если нарушение зафиксировано при помощи фото и видеосъемки, к ответственности привлекают собственника. Если им является юр. лицо, оно оплачивает взыскание.

Остановив гражданина на дороге и выявив факт нарушения ПДД, сотрудник Госавтоинспекции обязан составить протокол. Бумагу оформляют в соответствии с нормами статьи 28.2 КоАП РФ. В документ вносят сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Обычно это водитель. Он должен будет оплатить штраф ГИБДД.

Однако присутствует ряд исключений. В КоАП РФ существуют штрафы, которые будут вменены как физическим, так и юридическим лицам. Размер взыскания может существенно различаться. В части 2 статьи 2.1 КоАП РФ говорится, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет выявлено, что у организации присутствовала возможность для соблюдения установленных правил и норм, однако меры для выполнения требований не были предприняты.

Периодически рекомендуется выполнять проверку штрафов ГИБДД юридическим лицом. Если их погашение не осуществить в течение 60 суток, в действие вступает часть 1 статьи 20.25 КоАП РФ. В результате на юридическое лицо могут наложить штраф, равный двукратному размеру суммы неоплаченного взыскания, но не менее 1000 руб.

Существует несколько способов проверки. Чтобы выполнить поиск, необходимо знать гос номер автомобиля или иметь под рукой СТС.

Запросить информацию о штрафах ГИБДД для юридического лица можно при помощи следующих способов:

  • использования официального портала ГИБДД;
  • поиск данных через сайт Автокод;
  • посетить отделение ГИБДД и уточнить наличие взысканий.

Производить оплату штрафов ГИБДД юридическим лицом необходимо в соответствии с нормами статьи 32.2 КоАП РФ. Юридические лица вносят платежи с помощью безналичного способа. Предоставление суммы наличными не осуществляется. Средства списываются со счёта организации. Перечисления в обязательном порядке фиксируются в бухгалтерском учете в качестве прочих расходов.

В последующем компания имеет право потребовать возмещение расходов с работника. Правило предусматривает статья 1081 ГК РФ. Величина требований не превышает размер выплаченного возмещения по штрафу ГИБДД, если иное не предусмотрено законом.

Правовые основы дорожного движения

Если юридическое лицо быстро внесет денежные средства в казну государства, оно может рассчитывать на уменьшение суммы взыскания на 50%. Чтобы воспользоваться льготой, необходимо предоставить средства в течение 20 дней со дня вынесения постановления. Такое правило закреплено в ст. 32.2 КоАП РФ. Скидка распространяется лишь на штрафы ГИБДД, вмененные в соответствии с нормами главы 12 КоАП РФ. Присутствует и ряд исключений. Снизить размер денежного взыскания юридическому лицу не удастся, если оно наложено по следующим статьям:

  • часть 1.1 статьи 12.1;
  • 8;
  • часть 6 и 7 статьи 12.9;
  • часть 3 статьи 12.12;
  • часть 5 статьи 12.15;
  • часть 3.1 статьи 12.16;
  • 24;
  • 26;
  • часть 3 статьи 12.27.

К ответственности на основании УК РФ привлекаются только те водители, чьи нарушения ПДД и правил эксплуатации транспортных средств привели к смерти людей или причинению тяжкого вреда их здоровью.

Ответственность за такие деяния прописана в ст. 264 и 264.1 УК РФ, она касается всех сухопутных механических транспортных средств (за исключением железнодорожного транспорта), включая любые самоходные машины, трактора, дорожно-уборочные и прочие агрегаты, для управления которыми требуется специальное право.

Уголовная ответственность наступает только по приговору суда, после рассмотрения всех материалов дела. Разберем каждое из нарушений и использующиеся наказания, описанные в Уголовном кодексе РФ в ст. 264 и 264.1.

  1. Статья 264 часть 1
  2. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортных средств, в результате которых был нанесен тяжкий вред здоровью, наказывается:
  3. – Ограничением свободы до 3 лет;
  4. – Принудительными работами до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет (или без такового);
  5. – Арестом до 6 месяцев;
  6. – Лишением свободы до 2 лет с лишением права занимать определенные должности до 3 лет (или без этого).

Тяжким считается вред, который был опасен для жизни или привел к нарушениям в работе органов слуха, зрения, речи или иных органов, к прерыванию беременности или психическому расстройству, к сильному обезображиванию лица или потере трудоспособности не менее чем на одну треть (или к полной потере профессиональной трудоспособности).

  • Статья 264 часть 2
  • Причинение тяжкого вреда здоровью человека в результате нарушения ПДД в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, наказывается:
  • – Принудительными работами до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет;
  • – Лишением свободы до 4 лет с лишением права занимать определенные должности до 3 лет.
  • Статья 264 часть 3
  • Нарушение Правил, повлекшее смерть человека, наказывается:
  • – Принудительными работами до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет;
  • – Лишением свободы до 5 лет с лишением права занимать определенные должности до 3 лет.
  • Статья 264 часть 4
  • Нарушение ПДД или правил эксплуатации транспорта, повлекшее смерть человека, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, наказывается лишением свободы на срок от 2 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности до 3 лет.
  • Статья 264 часть 5
  • Нарушение Правил, повлекшее смерть двух и более лиц, наказывается:
  • – Принудительными работами до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет;
  • – Лишением свободы до 7 лет с лишением права занимать определенные должности до 3 лет.
  • Статья 264 часть 6
  • Нарушения Правил дорожного движения, которые привели к смерти двух и более лиц, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, наказываются лишением свободы на срок от 4 до 9 лет с лишением права занимать определенные должности до 3 лет.
  • Статья 264.1
  • Если водитель был пойман за нарушение Правил дорожного движения в состоянии опьянения, и в прошлом к нему уже было применено соответствующее административное наказание за это же деяние, то его ожидают следующие меры наказания:
  • – Штраф от 200 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере зарплаты осужденного от 1 года до 2 лет;
  • – Обязательные работы до 480 часов;
  • – Принудительные работы на срок до 2 лет;
  • – Лишение свободы на срок до 2 лет.

Ко всем указанным наказаниям в качестве дополнительной меры ответственности добавляется лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. Статья 264.1 распространяется и на случаи, когда водителю уже назначалось уголовное наказание по части 2, 4 и 6 статьи 264.

В статье рассмотрены правила привлечения нарушителей ПДД к административной ответственности, порядок производства по делам об административных правонарушениях, права и обязанности, участвующих в ходе производства лиц, а также иные вопросы, относящиеся к процедуре привлечения к административной ответственности за нарушения Правил дорожного движения РФ.

В соответствии со статьей 28.2 Кодекса, при выявлении административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП, сотрудник ГИБДД составляет административный протокол.

  1. Этот документ не оформляется только в случаях, прямо указанных в законе (например, при выявлении нарушений ПДД РФ камерами, работающими в автоматическом режиме, а равно — при выявлении дорожным инспектором полиции нарушения, за которое предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа, когда нарушитель не оспаривает факт совершения им административного проступка).
  2. Административный протокол о нарушении ПДД, составляется в присутствии лица, — водителя, пешехода или иного лица, привлекаемого к ответственности.
  3. Нарушителю разъясняются его права и обязанности, порядок, время и место рассмотрения нарушения.
  4. В протоколе отражаются все доказательства, подтверждающие факт нарушения, формулируется фабула нарушения, дается правовая квалификация действий, указываются очевидцы нарушения и понятые, привлеченные к участию в деле.
  5. Лицо, в отношении которого составлен протокол за нарушение правил движения по дорогам, вправе давать пояснения в письменном виде.
  6. Объяснения нарушителя, в обязательном порядке прилагаются к материалам административного производства.

Также нарушитель ПДД вправе ходатайствовать о рассмотрении его дела по месту жительства или месту регистрации (пребывания). Такое ходатайство подлежит внесению в бланк протокола за подписью нарушителя. Копия протокола вручается фигуранту дела и потерпевшему под роспись.

  • В дальнейшем, именно на основании сведений, содержащихся в протоколе, рассматривается дело и выносится постановление.
  • При составлении протокола, нарушитель имеет право пользоваться помощью защитника – адвоката.
  • Подробности читайте в статье:
  • Протокол о нарушении ПДД при ДТП

Оплата штрафов о нарушении ПДД организацией

Ответственность делится на три типа:

  • гражданская;
  • уголовная;
  • административная.

Она накладывается по Кодексу административных правонарушений. Ответственность наступает, если водитель нарушил действующие правила и не нанес ущерба другим участникам, либо ущерб несущественный.

В качестве наказания может быть назначено:

  • предупреждение;
  • денежный штраф;
  • лишение водительского удостоверения;
  • административный арест;
  • конфискация орудия нарушения.

Срок ареста по административному правонарушению может достигать 15 суток. Денежный штраф определяется в соответствии с тяжестью преступления. Он назначается в некоторых случаях, например:

  • управление автомобилем с тонированными стеклами;
  • остановка или стоянка в неположенном месте;
  • пересечение сплошной линии разметки;
  • при отсутствии у водителя полиса ОСАГО;
  • при пользовании мобильного телефона во время вождения и другие.

Арест применяется, если водитель был пьян во время управления автосредством. Для него инспектор может назначить срок заключения до 15 суток с обязательной уплатой штрафа и лишение прав.

Обратите внимание!

Лишение прав наступает за:

  • повторное правонарушение;
  • управление автомобилем в алкогольном или наркотическом опьянении;
  • за езду с чужими номерами;
  • за неоплаченные штрафы на сумму до 10000 рублей;
  • за нарушение правил дорожного движения, повлекшее тяжкий вред человеку.

Штраф ГИБДД — это админответственность. Размер штрафа определяет КоАП. В соответствии с ним оплатить штраф нужно в течение 60 дней после вынесения постановления, а обжаловать можно в течение 10 дней.

Такой вид ответственности наступает, если водитель вследствие нарушения ПДД причинил материальный ущерб третьим лицам. Наказание за нарушение правил дорожного движения будет в виде административного штрафа и возмещения ущерба пострадавшей стороне.

Водитель обязан возместить моральный и материальный ущерб, а также выплатить компенсацию за упущенную выгоду, в связи с наступлением ДТП пострадавшему лицу, если его трудовая деятельность осуществляется за счет пострадавшего транспортного средства.

Он обязан компенсировать расходы, если нарушение нормативов дорожного движения было с его стороны, и он лично управлял транспортным средством.

Такой вид предусмотрен, если был причинен тяжкий ущерб здоровью человека или его смерть. Наказание за нарушение ПДД определяется Уголовным кодексом. Санкции назначаются в виде лишения свободы и выплаты компенсации пострадавшей стороне.

Уголовная ответственность наступает по статьям:

  • ст. 109 — причинение смерти по неосторожности;
  • сь. 264 — нарушение ПДД и эксплуатации ТС; причинение тяжкого вреда здоровью человека в результате нарушения ПДД в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

Грубые нарушения ПДД, перечень:

  • езда в нетрезвом виде;
  • управление автомобилем без водительского удостоверения;
  • нарушение правил безопасности перевозки пассажиров и другие.

Рассмотрим ситуации, когда в аварию попал водитель, который управлял автомобилем без генеральной доверенности.

В апелляционном суде признали, что возмещать ущерб от аварии должен владелец автомобиля, так как он неправильно передал права управления ТС.

Верховный суд, рассмотрев все обстоятельства дела и приложенные документы, определил, что машина была передана водителю на законных основаниях по доброй воле собственника, так как он имеет ключи от машины и страховой полис ОСАГО (где есть его фамилия). Никаких претензий к тому, что данный водитель управлял ТС, нет.

12 апреля 2016 года Иван Александров, управляя чужим автомобилем Пежо сбил пешехода, Светлова Кирилла. Последний от полученных травм скончался в больнице. Родственники погибшего обратились в суд с требованием возместить ущерб к собственнице автомобиля, Шурыгиной Светлане.

Иск содержал сумму, необходимую для возмещения морального вреда (цифра из актов вымарана), а также необходимые для погашения средства, потраченные на лечение и в последующем на похороны пострадавшего (страховой суммы не хватило на данные расходы).

Полис ОСАГО по данному автомобилю содержит сведения, как о владельце автомобиля, так и о водителе, управлявшего ним в момент аварии.

Районный суд города Тулы отклонил данное требование родственников погибшего к Шурыгиной Светлане (5-983/2016-П-409/2016).

Свое решение судья Алена Прохорова аргументировала тем, что ущерб был причинен не собственницей машины Шурыгиной, а водителем, который стал виновником ДТП. На момент аварии в его владении находилось ТС, являющиеся источником повышенной опасности (п. 1 ст. 1079 Гражданского кодекса РФ).

Несмотря на данные аргументы, истцы не захотели заменить ответчика Шурыгину на Александрова.

В областном суде было вынесено другое решение, которое частично удовлетворило требования истцов. В частности основанием для такого постановления стал тот факт, что собственница машины не выдавала Александрову доверенность на управление автомобилем.

Таким образом, не выполнив некоторые нюансы передачи управления ТС другому лицу, собственница ТС должна ответить перед потерпевшими. Так решила коллегия под председательством Андрея Чижова.

Верховный суд, рассмотрев данное дело, пришел к другим выводам. Так как в 2012 году были внесены изменения в ПДД и теперь нет необходимости оформлять доверенность (постановление от 12 ноября 2012 года), водитель Александров имел полное право управлять машиной.

«Тройка» ВС под председательством Михайлова Дмитрия (дело 45-КГ 16-2) решила, что собственница машины лично передала водителю ключи, документы, вписала его в страховой полис, значит водитель, приняв документы, совершил ДТП. Именно поэтому ему придется возмещать ущерб из своего кармана.

Иногда судам бывает сложно определиться с законным владением источником повышенной опасности

Для суда важно разобраться в том, есть ли между водителем и собственником авто трудовые, служебные или должностные отношения

Если таких отношений не обнаружено и собственник авто добровольно дал ключи и документы водителю, возмещать ущерб от аварии будет водитель ТС.

* – имена и фамилии действующих лиц изменены.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]