Возмещение прямого ущерба при ДТП

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возмещение прямого ущерба при ДТП». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Проявив заботу об автовладельцах, понесших убытки от столкновения, власти приняли закон, дающий заявителю возможность самостоятельно выбрать страховую для получения компенсации. Таким образом, пострадавший мог воспользоваться и классическим вариантом с получением выплат от фирмы, застраховавшей виновника, и альтернативным — с обращением к своей компании.

Однако принятый закон не принес желаемых результатов. Не слишком добросовестные страховщики использовали его, как лазейку для «отфутболивания» клиентов. Приводя массу аргументов, истинность которых сложно проверить неискушенному клиенту, его перенаправляли в другую страховую. Процесс мог повториться и там. Вместо ожидаемого упрощения ситуация приняла абсолютно противоположное направление.

Прямое возмещение убытков (ПВУ)

В 2014 году закон о выплатах претерпел глобальные изменения. Для урегулирования ситуации власти определили единственно возможный способ получения выплат от страховой после аварии.

После нововведений за компенсацией следует обращаться только в фирму, с которой заключался договор. Неоднозначность в отношениях пострадавшего с фирмой страховщиком была устранена вместе с возможностью выбора.

Методику оплаты, когда заявление на получение компенсации подается в офис компании, с которой заключался договор, называют безальтернативным ПВУ ОСАГО.

Новое законодательство позволяет потерпевшему пройти упрощенную процедуру по возмещению ущерба, обратившись в офис страховой, где он оформлял договор. Данная возможность предоставляется, если соблюдены утвержденные условия ПВУ ОСАГО:

  • повреждения получили не более двух машин, одна из которых — пострадавшего, а вторая принадлежит инициатору происшествия;
  • у участников аварии нет травм и ранений, требующих медицинского вмешательства;
  • полисы ОСАГО есть у обоих водителей;
  • в протоколе ГИБДД четко указан виновник аварии.

Убедившись в том, что необходимые требования соблюдены, можно получить прямое возмещение по ОСАГО.

Отказ в выплате и в прямом возмещении — это совершенно разные понятия. Прислать уведомление об отказе в выплатах фирма вправе, если были грубые нарушения при подаче документов или попытки имитировать аварию. К наиболее частым законным причинам отказа в выплатах относятся:

  • неполный пакет документов;
  • отсутствие действующего полиса;
  • попытка получить компенсацию за поврежденные предметы искусства;
  • нарушение сроков подачи заявления;
  • не указаны реквизиты для зачисления средств;
  • предоставлена ложная информация о ситуации.

Отказ в прямом возмещении подразумевает, что пострадавший все же получит страховые выплаты, но упрощенный способ для него не доступен. К подтвержденным законодательством причинам отказа относятся:

  • страховая компания инициатора аварии обанкротилась или лишена лицензии;
  • фирма, застраховавшая виновника, не принимала участия в подписании соглашения об упрощенных выплатах;
  • обращение в представительство фирмы вместо основного офиса;
  • пострадавший подал требование о выплатах в обе компании сразу;
  • были допущены ошибки при оформлении полиса;
  • в протоколе не указан конкретный виновник аварии или указано несколько;
  • европротокол заполнен с грубыми нарушениями;
  • произведен ремонт машины до проведения экспертной оценки повреждений;
  • при столкновении есть пострадавшие;
  • повреждения получили более двух автомобилей;
  • специалисты страховой не имели возможности провести осмотр авто в установленные сроки.

Справка! Прямое возмещение убытков по ОСАГО невозможно, если имеет место любая из установленных причин.

Прямое возмещение ущерба (ПВУ) по ОСАГО

При поступлении в страховую заявки, подразумевающей большой размер выплат, компания всеми силами старается избавиться от клиента. Из часто используемых причин для неправомерного отказа можно отметить:

  • в нашей организации этот закон не применяется;
  • у нас слишком большой наплыв соискателей, обратитесь в фирму инициатора;
  • сейчас временные финансовые трудности, принесите заявление позже.

Ни одна из данных причин не является законным основанием для отказа. Страховая, использующая подобные методы, грубо нарушает закон.

Пострадавшему в таком случае необходимо требовать предоставления отказа в письменном виде с указанием причины. На основе выданного документа следует обратиться в РАС и, возможно, в суд.

В набор бумаг, необходимых для получения услуги в упрощенном порядке, кроме заявления, входят документы, без которых заявка будет отклонена. В пакет входят:

  • паспорт гражданина РФ, принадлежащий заявителю;
  • допуск к управлению определенным видом транспортных средств;
  • ОСАГО;
  • уведомление о случившемся ДТП;
  • подтверждение вины одного из водителей от сотрудников ГИБДД;
  • чеки и квитанции за оплаченные в связи с происшествием услуги;
  • реквизиты для перевода средств.

Если ведение дела доверено юристу, необходимо предоставить доверенность, заверенную у нотариуса.

Согласно закону РФ, ОСАГО считается обязательной страховкой, которая должна быть у каждого автовладельца. Конечно, при наступлении рискового случая человек вправе использовать и другие типы защиты движимого имущества (договор КАСКО). Однако получить компенсацию по автогражданке после возмещения вреда по комплексному полису пострадавший не может, что и является первым правилом применения бланка гражданской ответственности.

Для того, чтоб получить выплату по ОСАГО при ДТП в 2019 году, заявителю нужно придерживаться установленного страховой компанией алгоритма действий по регистрации дорожного происшествия.

Внимание! Игнорирование единого порядка может стать причиной отказа в компенсации ущерба со стороны СК. Поэтому читать правила, прописанные в договоре, рекомендуется еще до наступления рисковой ситуации.

Если участники дорожно-транспортного происшествия выяснили между собой виновную сторону по обоюдному соглашению, без привлечения сотрудников ГИБДД, то устное уведомление в страховую компанию все равно направлять необходимо. Но в таком случае невиновный гражданин должен инициировать составление европротокола, чтобы в дальнейшем от выплаты причиненного ему ущерба второй водитель отказаться не смог.

Важно знать! При отсутствии какой-либо доказательной базы рассчитывать на получение средств по ОСАГО автолюбителю не придется.

Как на самом деле должны работать правила ОСАГО. Объясняет Верховный суд

Согласно ФЗ-40 (а именно: ст. 11.1), подавать заявление на получение компенсации по автогражданке нужно не позднее, чем через 5 суток с момента самого происшествия. Если этот период будет преднамеренно нарушен виновником ДТП, то пострадавшей стороне ничего не останется, кроме как выслать инициатору дорожного конфликта досудебную претензию о покрытии нанесенного им ущерба. И только при отсутствии реакции на добровольное обращение, жертва аварии может подавать полноценный иск в суд, требуя от второго участника ДТП выплаты как за моральный, так и за материальный вред.

Вне зависимости от того, на что претендует заявитель по ОСАГО (деньги или ремонт ТС), расчет возмещения ущерба при ДТП в 2019 году будет происходить по единому алгоритму. А именно:

  • Представитель СК назначает пострадавшему водителю дату и место проведения осмотра автомобиля;
  • Независимый эксперт со стороны страховой компании производит тщательную диагностику причиненного машине ущерба;
  • После изучения сопутствующей документации по движимой собственности (год выпуска, пробег и т. д.), от расчетной суммы отнимается процент по износу;
  • Сотрудником СК составляется заключение, где указывается размер компенсационной выплаты на покрытие восстановительных работ и вариант ее исполнения в пользу пострадавшей особы (наличный расчет или проведение ремонта за счет страховщика).

Узнав о том, как получить страховку после ДТП, важно уточнить еще один не менее важный вопрос: о предусмотренных суммах компенсационных выплат. Зависят они напрямую от формы заключения договора между двумя участниками дорожного конфликта. Например, при составлении европротокола потерпевший гражданин сможет рассчитывать на следующие размеры возмещения по ОСАГО:

  • До 100 тысяч руб. – при получении материального вреда;
  • Не более 25 000 – при гибели пострадавшего водителя или пассажира;
  • Около 425 тыс. рублей – в случае смертельного исхода для человека, являющегося кормильцем семьи.

При оформлении дорожно-транспортного происшествия с участием ГИБДД, жертва аварии будет претендовать на следующие суммы компенсационных выплат:

  • До 400 тысяч руб. – за урон движимой собственности;
  • До 500 тыс. рублей – за вред здоровью.

Если же назначенных страховой компанией средств не хватает на ремонт автомобиля или на лечение потерпевшего, то в адрес виновника ДТП направляется досудебное взыскание с суммой недостающей компенсации. При намеренном занижении стоимости полученного пострадавшим автовладельцем ущерба со стороны СК, виновный гражданин может составить цессию, отдав свое право на использование полиса третьим лицам.

Если гражданин владеет полисом, составленным до 28 апреля 2017 года, то он имеет право потребовать от страховщиков наличного расчета по ОСАГО при любых обстоятельствах. Остальные водители могут претендовать на подобный вариант возмещения ущерба только при определенных условиях:

  • Стоимость восстановительных работ после ДТП превышает установленный лимит СК более, чем на 100 000 рублей;
  • В ходе дорожно-транспортного происшествия был нанесен не только материальный вред, но и моральный ущерб;
  • Страховая компания не имеет аккредитованных экспертов по оценке изувеченных ТС;
  • Пострадавшая в аварии человек имеет инвалидность первой или второй категории;
  • СК не может произвести ремонт автомобиля в течение 30 суток с момента получения заявления от клиента;
  • После вынесения неудовлетворительного вердикта со стороны компании, потерпевший подал жалобу в РСА с просьбой пересмотреть дело (если Российский союз страховщиков одобрит заявление от водителя после проведения восстановительных работ, то компания, осуществляющая защиту гражданской ответственности, сможет потребовать от автомобилиста выплаты регресса).

При иных обстоятельствах автовладелец будет претендовать на ремонт изувеченного транспортного средства за счет СК. А вот если выплаченной на руки суммы компенсации пострадавшему лицу окажется мало, то он оставит за собою право заключить суброгацию в отношении виновника ДТП.

Каким образом происходит возмещение ущерба при ДТП по ОСАГО

Возмещение вреда, причиненного дорожным происшествием, является мерой гражданско-правовой ответственности лица, виновного лица. Правовой базой, регламентирующей вопросы возмещения вреда, являются Гражданский кодекс РФ (ГК РФ).

Рассмотрим общие основания ответственности за причинение вреда (статья 1064 ГК РФ) и ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности (статья 1079 ГК РФ).

Статья 1064 ГК РФ устанавливает общие основания ответственности за причиненный вред.

Статья предусматривает:

  1. Вред, который причинен личности, то есть конкретному индивидууму, а также его имуществу, должен быть возмещен полностью лицом, причинившим его.

    Это правило распространяется также при причинении вреда имуществу юридического лица.

  2. Ответственность за причинение вреда может быть возложена законом на иное лицо, которое не является причинителем вреда.

    Например, закон «Об ОСАГО» возлагает на Страховщика обязанность возмещения вреда, причиненного Страхователем в период действия договора ОСАГО.

    Примером делегированной законом ответственности, является предусмотренная статьей 241 Трудового кодекса РФ ограниченная материальная ответственность работника и установленная статьей 1068 ГК РФ обязанность работодателя возместить вред, причиненный его работником третьим лицам в период исполнения им трудовых обязанностей.

  3. Ответственность наступает только за виновное причинение вреда.

    Если участник происшествия, которого обвинили в его совершении, докажет свою невиновность, то он освобождается от обязанности возмещения ущерба при ДТП.

    Статья в помощь:

    Как оспорить вину в дорожно–транспортном происшествии

  4. Наступление ответственности при отсутствии вины причинителя вреда возможно только в случаях, предусмотренных Законом.

    Примером ответственности «без вины» является причинение вреда владельцем источника повышенной опасности в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 1079 ГК РФ.

    Например, водитель автомобиля обязан произвести возмещение ущерба при ДТП, причиненного пешеходу (пассажиру), если причиной аварии явился внезапно возникший отказ системы управления транспортным средством. Для наступления ответственности не имеет значения тот факт, что автомобиль прошел обязательный технический осмотр и был исправен до аварии.

    Несмотря на то, что водитель не допустил со своей стороны нарушений норм ПДД РФ и правил эксплуатации транспортного средства, ответственность наступает по основанию, определенному статьей 1079 ГК РФ.

    Эксплуатация автомобиля является деятельностью, связанной с повышенной опасностью для окружающих, а сам автомобиль представляет собой источник повышенной опасности.

Статья 1079 ГК РФ формулирует основания ответственности участников ДТП за причинение вреда при использовании источников повышенной опасности – транспортных средств.

Статья предусматривает:

  1. Ответственность наступает вне зависимости от вины владельца или собственника транспортного средства за причинение вреда окружающим: пешеходам, пассажирам, иным лицам, которым причинен вред.

    Ответственность «без вины» не наступает в случаях причинения вреда владельцам (собственникам) других транспортных средств, участвующих в происшествии.

  2. Если вред причинен при взаимодействии транспортных средств их собственникам, то возмещение ущерба при ДТП осуществляется по правилам статьи 1064 ГК РФ.

    Например, водитель автомобиля ХХХ, гражданин А, не выбрал безопасную скорость для движения, соответствующую дорожным и метеорологическим условиям, не стравился с управлением и допустил столкновение с автомобилем УУУ под управлением гражданина Б. В соответствии со статьей 1064 ГК РФ ответственность за причинение вреда понесет водитель А, виновный в нарушении пункта 10.1 ПДД РФ.

  3. За вред, причиненный окружающим при взаимодействии источников повышенной опасности, наступает солидарная ответственность их владельцев (собственников).

    Нормы о солидарной ответственности содержатся в статье 322 – 326 ГК РФ. При солидарной ответственности, потерпевший может требовать возмещения причиненного вреда в полном объеме, от любого из водителей.

    Например, при столкновении автомобилей, в результате которого пострадали их пассажиры, отвечать будут оба водителя. Для пострадавших не будет иметь значения, по чьей вине произошло происшествие, предъявлять требования о возмещении вреда при ДТП можно к любому из водителей.

  4. Владелец (собственник) транспортного средства не подлежит ответственности, если докажет, что возникновение вреда обусловлено непреодолимой силой или умыслом потерпевшего.

    Ответственность за причиненный вред не наступает за действия самоубийц или при наступлении обстоятельств, не зависящих от воли владельца (собственника) транспортного средства.

  5. При рассмотрении судом дела о возмещении ущерба при ДТП, возможно полное или частичное освобождение владельца транспортного средства от ответственности при наличии оснований, указанных в пункте 2 и 3 статьи 1083 ГК РФ.

    В пункте 2 статьи 1083 ГК РФ речь идет о грубой неосторожности потерпевшего, которая повлияла на возникновение или увеличения размера причиненного вреда.

    При определении лица, подлежащего гражданско-правовой ответственности за причинение ущерба от дорожно-транспортного происшествия по основаниям, предусмотренным статьей 1079 ГК РФ, следует исходить из подтверждения законности основания владения, пользования, распоряжения источником повышенной опасности.

    Нередки случаи, когда лица, не являющиеся собственниками транспортных средств, управляют ими без надлежащего разрешения или оформления полномочий на право управления.

    Отсутствие путевого листа у водителя, просроченный договор аренды, самоуправное использование транспортного средства третьими лицами, дают основания для предъявления требований о возмещении ущерба при ДТП, к собственнику транспортного средства.

    Полноценную помощь в определении юридически значимых обстоятельств по вопросам возмещения ущерба при ДТП могут оказать только профессионалы – юристы, специализирующиеся на ведении дел данной категории.

    Уважаемые читатели, в статье мы рассмотрели часть большой темы «Возмещения ущерба при ДТП».

    В следующих статьях раздела мы продолжим исследование актуальных вопросов, связанных с возмещением вреда, причиненного в ДТП.

    • Все о ДТП и автостраховании

    Помимо регрессного требования страховая компания наделяется правом требовать возмещения убытков за счет виновника аварии при помощи суброгации. Это делается в случае оплаты страховки пострадавшей стороне в рамках страхового полиса КАСКО. Процедура суброгации для России сравнительно новая, так как появилась только в 2011 году.

    Порядок досудебного урегулирования конфликта обычно имеет место при взыскании страховой фирмой материального ущерба по КАСКО в рамках процедуры суброгации. В этом случае страховщик часто предпочитает вначале направить виновнику аварии письменную досудебную претензию и потребовать от него возмещения ущерба в добровольном порядке.

    Страховщики часто не брезгуют к своим реальным расходам, которые ушли пострадавшей стороне, прибавить еще ряд пунктов. То есть не только возместить ущерб, но еще и заработать на виновном водителе. Какие уловки используются чаще всего?

    • В калькуляцию расходов включаются «лишние», непонятно откуда возникшие детали;
    • Стоимость норма-часов ремонтно-восстановительных работ (стоимость ремонта) искусственно завышается;
    • На сумму регресса начисляются пени и штрафы;
    • Настаивается на большом количестве повреждений, полученных автомобилем, далеко не все из которых описаны в справке о ДТП и в иных официальных документах;
    • Выставленная стоимость запчастей не учитывает коэффициент естественного износа тех деталей, которые были заменены в пострадавшем автомобиле.

    Понять, что со стороны страховой фирмы имеется факт мошенничества, можно только после тщательного изучения всех документов. Если по поводу каких-либо деталей есть сомнения, то лучше всего назначить дополнительную независимую экспертизу. А после этого заново провести расчет суммы, которую потеряла страховая компания при возмещении ущерба пострадавшей стороне.

    Законодательного документа о прямом возмещении ущерба как такого не существует. Для качественной реализации ПВУ были усовершенствованы критерии в Законе «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». После таких поправок были доработаны «Правила ОСАГО» и «Соглашение о прямом возмещении убытков по ОСАГО». В этих документах разработаны основные требования для прямого покрытия убытков ОСАГО, наличие которых позволит его применить, если:

    • дорожно-транспортное событие произошло при участии двух автомобилей (с 25 сентября 2020 года количество авто может быть больше);
    • у всех участников происшествия есть договора ОСАГО, которые действуют на момент страхового события;
    • повреждения получили только транспортные средства (жизнь или здоровье граждан, а также прочее имущество не пострадали);
    • виновник произошедшего инцидента четко определен;
    • страховщики участников дорожного инцидента имеют действующие разрешительные документы (лицензии).

    Регламент СК не исключает, что даже при правильном обращении за прямым возмещением убытков гражданин может получить отказ со стороны агентства. Причиной такого решения могут послужить следующие обстоятельства:

    • Фирма, осуществляющая защиту гражданской ответственности, уже получила заявление по данному происшествию;
    • Заключение с места аварии, переданное в СК, было заполнено не в соответствии с едиными требованиями;
    • Клиент требует дополнительную компенсацию морального ущерба;
    • Виновником ДТП является учебная машина или же столкновение произошло за пределами дорог общего пользования (на гоночном треке, автодроме, и т.д.);
    • В результате аварии пострадала не только движимая собственность, но и другие ценности, находящиеся на момент происшествия в салоне ТС;
    • Причиной ДТП стало нарушение ПДД, имеющее уголовную составляющую (водитель находился в состоянии алкогольного, наркотического опьянения или вред, нанесенный имуществу другой особы, был намеренным).

    Иных причин для отказа автомобилисту в ПВУ законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

    Чтобы приблизить момент получения компенсации, пострадавшему участнику аварии необходимо прежде всего заполнить шаблон заявления. Бланк о прямом возмещении убытков по ОСАГО можно распечатать с интернет-страницы страховщика или получить непосредственно в офисе страховой компании. Внося информацию в бланк, необходимо сконцентрировать внимание на обязательных полях для заполнения:

    • название страховой компании, которое следует переписать с договора автогражданки;
    • фамилия, имя и отчество, а также место проживания;
    • если оформлением документов занимается поручитель, то необходимо внести информацию о нем;
    • детальные обстоятельства произошедшего дорожно-транспортного инцидента;
    • сведения о виновнике аварии, его транспортном средстве;
    • условия предоставления автомобиля для определения нанесенного убытка.

    Основной перечень документов по страховке ОСАГО для выплаты страховые компании могут дополнить:

    • копия договора страхования ОСАГО;
    • копия документа, подтверждающего особу страхователя, пострадавшего в ДТП (паспорт, водительское удостоверение, заграничный паспорт);
    • банковские реквизиты для перечисления суммы страхового покрытия убытков на расчетный счет пострадавшего клиента.

    Возмещение ущерба при ДТП

    Прямое возмещение убытков (ПВУ) – это право потерпевшей в ДТП стороны обращаться за страховой выплатой к своему страховому агенту, а не в страховую компанию виновника, при одновременном наличии следующих обстоятельств (статья 14.1 ФЗ №40 от 25.04.2002):

    • все участники ДТП застрахованы по договорам ОСАГО;
    • в результате происшествия пострадало только имущество, а не жизнь и здоровье участников;
    • у ДТП один виновник (необоюдная вина);
    • виновник застрахован в страховой компании, которая имеет действующую лицензию на оформление ОСАГО.

    ПВУ не может быть осуществлено в случае, если:

    • был некорректно оформлен европротокол, или у сторон есть разногласия, которые касаются обстоятельств происшествия или нанесенного ущерба;
    • необходимо возместить моральный вред, упущенную выгоду, урон окружающей среде;
    • происшествие произошло в результате соревнований, учебной езды, испытаний;
    • страховая компания была не вовремя проинформирована о ДТП;
    • был нанесен вред антиквариату, религиозным реликвиям, книгам и пр.;
    • факт нарушения ПДД, из-за которого произошло ДТП, на данный момент оспаривается в суде.

    Разберем, как заполнить заявление о прямом возмещении убытков по ОСАГО.

    Сам бланк получают в страховой. Также многие страховые компании позволяют скачивать бланки со своих официальных сайтов.

    Заявление должно содержать:

    • наименование страховой компании;
    • ФИО, адрес пострадавшего (собственника полиса), данные о его имуществе;
    • данные доверителя, если возмещение оформляется доверенным лицом;
    • все данные, которые имеют отношение к аварии: дата, время, место, поврежденное имущество, обстоятельства и прочее;
    • данные об автотранспортном средстве, водителе, который стал виновником ДТП;
    • порядок проведения осмотра автомобиля для выявления причиненного ущерба;
    • отметку о сдаче и принятии заявления.

    Ущербом называется тот вред, который причинен незаконным действием или бездействием одного лица, по отношению к другому. В случае с ДТП он может быть как имущественного, так и неимущественного характера:

    • расходы на замену или ремонт утраченного/поврежденного имущества из-за аварийной ситуации;
    • порча или потеря ТС, ценного груза или вещей;
    • причинение вреда здоровью потерпевшего;
    • моральный ущерб;
    • причинение урона репутации, чести;
    • судебные расходы.

    В соответствии со статьями 1064 и 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный виновником аварии, должно возмещать полностью лицо, собственно причинившее вред. Однако закон предусматривает и ситуацию, когда обязанность по компенсации ложится на плечи лица, непосредственно не являвшегося виновником аварии. В том числе, на страховые компании.
    В соответствии с юридической практикой, пострадавший может требовать от ответчика сумму компенсации, превышающую максимальное возмещение по ОСАГО. В таком случае потерпевший подает исковое заявление, а в суд отправляются результаты независимой экспертизы, определяющей окончательную сумму ущерба.
    Ответчик освобождается от ответственности, если вред причинен по просьбе и с согласия потерпевшего, а также в тех случаях, когда он сможет доказать, что ущерб возник в силу непреодолимых обстоятельств, умысла или грубой неосторожности заявителя.
    В спорных ситуациях необходима оценка ущерба при ДТП третьей стороной.
    В случае доказательства вины закон предусматривает компенсацию в размере причиненного вреда или выше, а также административную ответственность за нарушение.
    Если нанесен тяжкий вред здоровью потерпевшего или наступила смерть в результате аварии, виновнику грозит уголовная ответственность.

    Первое, что происходит после случившейся аварии — приглашенный инспектор ГИБДД составляет протокол. Это обязательная процедура, и не стоит ею пренебрегать, сославшись на решение проблемы «полюбовно». Убедитесь, что в полученной справке зафиксированы все повреждения, полученные в ДТП, все изложено точно и без расхождений.
    Если транспортное средство застраховано, то проводится дополнительная оценка представителем страховой компании по всем правилам установленного порядка. При необходимости проводится независимая экспертиза.

    Страховая требует возместить ущерб за ДТП

    г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

    остановка транспорта Гагарина

    Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

    Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

    Троллейбус: 20, 6, 7, 19

    Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

    Наступление страхового случая в рамках закона влечет за собой возникновение обязанности у страховщика по компенсации понесенных затрат либо причиненного убытка. Именно в этом и заключается смысл обязательного страхования автогражданской ответственности. Так согласно ст.1 ФЗ №40 страховая компания виновника ДТП возмещает ущерб третьему лицу, которое пострадало в ходе дорожного происшествия.

    В силу ст.12 ФЗ №40 страхователь вправе рассчитывать на компенсацию понесенных убытков в рамках лимита, определенного ст.7 ФЗ №40, то есть не более чем на 400 тысяч рублей при восстановлении автомобиля и 500 тысяч при возмещении вреда здоровью. Однако в ряде случаев страховщик вправе отказать в выплате, в частности:

    • если ремонт либо утилизация авто была осуществлена до осмотра поврежденного имущества страховщиком;
    • если страхователь или потерпевший не предоставили полный пакет документов;
    • если по результатам проведения независимой технической экспертизы невозможно определить размер убытков;
    • если страхователь не в полном объеме исполнил условия договора при наступлении страхового случая.

    Важно! Независимо от числа потерпевших страховая выплата производиться в пределах лимита солидарно. То есть если в аварии пострадало 4 человека, выплату в 500 тысяч разделят между ними.

    Ремонт авто в некоторых ситуациях требует огромных затрат, которые не сопоставимы со стоимостью нового авто той же марки, ввиду чего и проводиться техническая экспертиза. При этом эксперт также должен определить объем ремонтных работ, а страхователь в соответствии с Положением о единой методике, утвердить размер расходов с учетом износа поврежденных деталей и выдать направление на СТО в порядке определенном п.15.1 ст.12 ФЗ №40.

    Однако во исполнение указанной нормы работники станции техобслуживания не имеют права устанавливать детали и узлы, бывшие в употреблении, что конечно отражается на общей сумме затрат по ремонту. Таким образом, даже при проведении восстановления в пределах лимита или меньше, страховая возмещает ущерб только в пределах суммы, утвержденной на основании тех.экспертизы. Разница между выставленным СТО счетом и суммой страховки гаситься за счет страхователя.

    Размер возмещенного ущерба страховщиком будет зависеть от статуса участников дорожно происшествия и условий страхового договора. Так если ДТП произошло между двумя автомобилями, выплаты могут быть произведены по двум схемам:

    • страховая компания пострадавшего возмещает ущерб и взыскивает в регрессном порядке с виновника ДТП потраченные средства;
    • расходы на ремонт автомобиля компенсируются за счет страховщика, виновного в дорожном происшествии.

    Если же в аварии пострадал пешеход, выплаты будут произведены за счет страховщика виновного водителя. Пострадавший же в подобной ситуации будет признан третьим лицом, которое обязано во исполнение норм ст.12 ФЗ №40 подтвердить причиненный его здоровью вред.

    Для выплаты возмещения по страхованию автогражданской ответственности вам необходимо в первую очередь уведомить страховщика. Если в ДТП участвовало только две машины и вред был причинен только имуществу, обратиться можно в свою компанию.

    В остальных случаях следует обращаться в организацию, страхующую виновную сторону.

    Следует отметить, что прямое возмещение убытков не ограничивает лицо в возможности через суд компенсировать другие последствия ДТП. Сумма, полученная от страховщика, просто указывается в исковом заявлении и вычитается из требований.

    Чтобы получить компенсацию, необходимо подготовить следующие документы:

    • копия паспорта потерпевшего;
    • доверенность, если от имени потерпевшего будет выступать другое лицо;
    • банковские реквизиты для перечисления средств безналичным расчетом;
    • справка о ДТП, если оформлением занимались представители ГИБДД;
    • извещение о ДТП.

    Для подготовки заявления о возмещении ущерба могут потребоваться и другие бумаги. Полный перечень зависит от конкретных условий. Он может быть значительно шире, если вред был нанесен не только имущество, но также жизни и здоровью людей.

    Обоюдка при ДТП возникает, когда в аварии задействованы сразу несколько участников. Тогда приходится устанавливать степень виновности каждого водителя, а сделать это на месте достаточно сложно. Но результат будет один – оформление протоколов о нарушении ПДД на каждого водителя.

    Когда авария происходит с участием нескольких авто, но подтверждается вина только одного шофера, то все прозрачно – кто виноват, тот и платит. Тогда выплаты положены пострадавшим, а компенсирует все страховая компания, где получал ОСАГО (КАСКО) виновный.

    При ДТП, на каком бы участке дороги оно ни произошло, нельзя передвигать транспортное средство. Так сотрудники ГАИ смогут составить правильную картину, а обстоятельства происшествия будут зафиксированы с максимальной точностью.

    Что следует сделать участникам аварии:

    • оставить машины в том положении, в котором они остановились при столкновении;
    • убедиться, что в аварии нет пострадавших граждан, либо оказать первую медицинскую помощь и вызвать скорую;
    • остаться на месте ДТП;
    • ждать аварийных комиссаров от страховщика и сотрудников ГИБДД.

    Учет износа при оценке ущерба по полисам ОСАГО. Изменение практики.

    При обоюдной вине нужно обращаться с извещением о ДТП в свою страховую компанию. Однако, если в аварии виноваты двое, получить выплату от страховой невозможно, так как оценивать степень вины вправе только суд. После получения отказа от страховщика, любой из виновников ДТП должен обратиться в суд. На основании судебного акта, определившего процент обоюдной вины, страховая компания рассчитает выплату.

    По ст ФЗ-№ 12 п. 22 страховщики обязаны компенсировать ущерб пропорционально вине водителя. При этом устанавливается его вина в процентном отношении, если он виновен на 60 %, то ему компенсируют только 40 % от суммы ущерба. Второй виновник, соответственно, может рассчитывать на 60 %. Расчет будет осуществляться после получения решения суда и передачи его в страховую компанию.

    С нынешнего года (поправки от 27.04.2019) участники ДТП вправе требовать деньги вместо ремонта при определенных условиях. При этом размер денежной компенсации рассчитывается по той же схеме («процент вины» по решению суда). Если виновник захочет восстановить автомобиль по старой схеме (натуральное возмещение убытков), то недостающие средства он обязан выложить из собственного кармана. Требовать со страховой компании больше, чем установлено, нельзя.

    При несогласии с решением страховщика об отказе в выплатах нужно:

    • подготовить и подать исковое заявление в суд;
    • доказать в судебном процессе степень вины каждого из водителей;
    • дождаться вступления в силу решения суда;
    • передать решение в страховую компанию;
    • если страховщик не перечислило деньги в течение 15 дней, нужно подать исполнительный лист в ФССП для принудительного удержания.

    Если никто не виноват – на выплату могут претендовать оба пострадавших, обратившись в свою страховую компанию. Здесь рассматриваются внешние факторы (дождь, снег, град, животные и пр.) как виновники, и страховые выплаты будут выданы в равных долях, считая от размера понесенного водителем ущерба (п. 22 ст. 12 «Закон об ОСАГО»).

    Тоже правило работает и при обращении в суд. При отсутствии виновных страховщики обязаны возместить вред, причиненный каждому застрахованному, в равных долях.

    Как уменьшить и доказать сумму ущерба при ДТП: практические советы

    Уладив первоочередные формальности на месте происшествия, следует позаботиться об обеспечении своих интересов и поинтересоваться, в какой страховой компании был оформлен полис второго участника аварии.

    По общему правилу, возмещение ущерба при ДТП по ОСАГО осуществляется вашей страховой компанией, если выполняются два условия :

    • в аварии не пострадали люди;
    • владельцы ТС, участвующих в аварии, оформили полисы ОСАГО.

    Ваши действия после аварии подробно описаны в памятке, выданной страховой. В ней конкретно указано, по каким телефонам можно вызвать аварийного комиссара, какие документы оформить, куда и в течение какого времени обратиться.

    Внимательно изучите памятку страховой компании. Это позволит не растеряться в стрессовой ситуации и правильно оформить документы.

    Общий порядок действий при наступлении страхового случая описан в одиннадцатой статье закона об автогражданке.

    Он предписывает:

    • сообщить другим участникам происшествия сведения о своей страховой компании;
    • получить информацию о страховых компаниях от других водителей;
    • сообщить об аварии своему страховщику;
    • до удовлетворения ваших имущественных претензий действовать в соответствии с рекомендациями страховой компании.

    Обязанность возместить вам стоимость ремонта поврежденного автомобиля, расходы на лечение и другие убытки возникает только у причинителя вреда.

    Страховые компании выплачивают возмещение в рамках и на условиях договора страхования. Если страховка ОСАГО или КАСКО недостаточна для возмещения ущерба, истребовать недостающую сумму можно с виновного в аварии.

    Обязательное страхование автогражданской ответственности гарантирует пострадавшему получение компенсации ущерба вследствие ДТП.

    • Имущественные — возмещается ущерб, причиненный имуществу третьих лиц (пострадавших). Это касается не только автомобилей, но и недвижимого и прочего имущества, принадлежащего физическим или юридическим лицам.
    • Жизни и здоровья — возмещаются затраты на лечение или связанные со смертью лиц, пострадавших в ДТП.

    Моральный ущерб и упущенную выгоду полис ОСАГО не покрывает. Эти затраты понесет виновник ДТП согласно действующего законодательства.

    Новеллы в рамках ОСАГО были введены в сентябре 2017 года. Новшества затронули практически все важные элементы, такие как: ремонт, возмещение убытков, способы оформления бланков, стоимости полиса, а также сроки осмотра попавшей в аварию в машину.

    С конца апреля 2018 года можно использовать новый способ компенсации – ремонт. Новые правила действуют в отношении всех договоров, вне зависимости от того, когда они были заключены.

    С 2018 года на каждом бланке ОСАГО начали проставлять QR-код. Его можно просканировать с помощью телефона и узнать через интернет, является ли страховка подделкой или нет. Кроме того, поправки не только увеличивают затраты на само страхование, но и повышают страховую премию. Новый закон также вводит новый алгоритм на расчет коэффициента.

    Таким образом, расчет по ОСАГО теперь формируется, исходя из:

    • Мощности автомобиля;
    • Правового статуса собственника (физлицо или юрлицо);
    • Срока действия договора страхования;
    • Водительского стажа страхователя;
    • Места регистрации машины;
    • Числа лиц, внесенных в страховой полис.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]