Проведение служебного расследования нарушения ПДД

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проведение служебного расследования нарушения ПДД». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Внутренняя проверка стартует с того, что издается приказ о создании комиссии по проведению служебного расследования ДТП. В нее входят должностные лица организации, отвечающие за безопасность на предприятии или охрану труда и руководство. После сбора данных и анализа, оформляется акт. Это специальный документ, который отражает результаты и формирует полученные выводы. Алгоритм его составления выглядит следующим образом:

  1. Обсуждение членами комиссии результатов расследования для достижения одного вывода.
  2. Вписывание в форму бланка от руки всех данных и основных фактов. Используется информационный или деловой стиль.
  3. Не должно быть грамматических ошибок или опечаток, указываются только сухие данные.
  4. Сведения емкие, лаконичные, максимально исчерпывающие.
  5. Название предприятия, порядковый номер, дата оформления, наличие пострадавших и описание места происшествия.
  6. Подписи всех членов комиссии, печать предприятия.

Комиссия собирается сразу после того, как была получена информация о случившемся. Это позволяет одному из сотрудников прибыть на место, проконтролировать работу ДПС и медицинской службы, оградить территорию, чтобы не были потеряны доказательства. Собрать все необходимые сведения для составления акта комиссией.

Как проводится расследование ДТП на предприятии

Все действия комиссии согласуются с положением о служебном расследовании ДТП на предприятии. Начальным этапом проведения проверки является накопление и анализ информации. Один из специалистов отправляется на место события. Основной его задачей выделяют определение всех обстоятельства происшествия, выявление всех участников и пострадавших в ДТП, спровоцировавшие факторы, психическое состояние водителей на момент столкновения. Для сбора максимума данных используют следующие методики:

  • Фотографирование.
  • Видеосъемка на любое устройство.
  • Показания свидетелей происшествия.
  • Проведения экспертизы.
  • Составление схемы ДТП при помощи компьютерной техники.
  • Письменные объяснения очевидцев и сторон.

Законодатель определил конкретные временные рамки для анализа происшествия на дороге. Все действия, установленные порядком проведения служебного расследования ДТП, должны быть осуществлены в течение пяти суток, несмотря на тяжесть аварии. Даже если в ней получили травмы больше 4-х человек или был летальный исход, результаты формируются не дольше, чем за 7 суток. Нарушать установленные законом рамки организации недопустимо.

Важно знать! Когда ДТП крупное, и в нем погибло более 11 человек, расследование всех обстоятельств дела ведется на региональном уровне и занимает до 10 суток. Несмотря на то, что определенные сроки небольшие, их вполне достаточно для проведения всех действий и анализа предоставленных доказательств.

1.1. Настоящее Положение определяет единый порядок оповещения, проведения служебного расследования и разбора дорожно — транспортных происшествий в организациях и учреждениях Министерства автомобильного транспорта РСФСР.

1.2. Целью служебного расследования является установление обстоятельств, условий и причин возникновения дорожно — транспортных происшествий, выявление нарушений установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения, а также разработка мероприятий по устранению причин происшествий.

1.3. При служебном расследовании, в пределах компетенции лица, его проводящего, должны быть выявлены:

— обстоятельства, предшествующие происшествию;

— причины происшествия;

— влияние дорожных и других факторов на возникновение дорожно — транспортного происшествия;

— последствия происшествия;

— лица, деятельность которых связана с возникновением происшествия, и конкретная вина каждого из них (предварительно);

— недостатки в работе автотранспортного предприятия (организации), способствующие возникновению дорожно — транспортных происшествий.

1.4. Служебное расследование проводится:

— руководителем автотранспортного предприятия (организации) — всех дорожно — транспортных происшествий с транспортом, принадлежащим предприятию, в срок до 5 суток;

— руководителем территориального производственного объединения — дорожно — транспортных происшествий, при которых погибло 3 и более человек и пострадало 5 и более человек, в срок до 7 суток;

— руководителем министерства, а также начальниками: отдела по безопасности движения, Главных управлений по транспортному обслуживанию населения и (или) транспортному обслуживанию народного хозяйства (в зависимости от транспорта, участвующего в происшествии), Главного управления технического перевооружения и межотраслевых связей (в случае технической неисправности транспортного средства) — дорожно — транспортных происшествий с гибелью 7 человек и более или пострадавшими 15 человек и более в срок до 10 суток.

1.5. Служебное расследование должно производиться во взаимодействии с органами дознания, следствия и организациями, несущими ответственность за состояние автомобильной (железной) дороги, речных переправ и других сооружений, а в случае ранения или гибели работников предприятия автомобильного транспорта — с привлечением представителя профсоюзного комитета данного предприятия.

1.6. Выводы служебного расследования в отношении виновности водителя носят предварительный характер.

Материалы служебного расследования могут быть использованы автотранспортными предприятиями (организациями), территориальными производственными объединениями при защите интересов водителя в следственном и судебном разбирательстве.

2.1. Водители предприятий министерства в случае участия в дорожно — транспортном происшествии обязаны без промедления сообщить об этом в ГАИ и дежурному работнику автотранспортного предприятия.

2.2. При невозможности сообщения о дорожно — транспортном происшествии в свое предприятие водитель сообщает о нем руководителю ближайшего транспортного предприятия или территориального производственного объединения Минавтотранса РСФСР, который обязан оказать необходимую помощь пострадавшим, обеспечить охрану груза и пр. и принять меры к немедленной передаче информации по факту дорожно — транспортного происшествия в отдел по безопасности движения министерства и по месту дислокации транспорта.

2.3. Информация о дорожно — транспортном происшествии в предприятие поступает от ГАИ, дорожно — эксплуатационных и других организаций и лиц. При получении информации о дорожно — транспортном происшествии не от ГАИ последняя немедленно ставится об этом в известность.

2.4. Дежурный или иной работник предприятия, получив информацию о дорожно — транспортном происшествии, докладывает об этом руководителю или его заместителю.

2.5. Руководитель предприятия, установив, что последствием происшествия явились телесные повреждения или гибель людей, немедленно докладывает об этом руководителю вышестоящей организации, ГАИ, а при травмах или гибели работников предприятия автомобильного транспорта — также и техническому инспектору труда ЦК профсоюза и в Центральный комитет профсоюза.

При отсутствии в автономной республике, крае, области технического инспектора труда ЦК профсоюза сообщение о дорожно — транспортном происшествии направляется в отдел охраны труда Совета профсоюзов.

2.6. Руководитель территориального производственного объединения после получения и уточнения сведений о ДТП, в котором пострадал хотя бы один человек (независимо от виновности в ДТП), передает по телетайпу сведения о нем в отдел по безопасности движения Минавтотранса РСФСР в течение 12 часов.

Если в происшествии пострадало 5 и более человек, руководитель территориального производственного объединения передает сведения о нем немедленно по телефону в отдел по безопасности движения, в Главные управления по транспортному обслуживанию населения и (или) транспортному обслуживанию народного хозяйства (в зависимости от типа транспортного средства, участвовавшего в происшествии), краевой (областной) комитет профсоюза, а в случае технической неисправности транспортного средства — также в Главное управление технического перевооружения и межотраслевых связей.

В нерабочее время информация передается ответственному дежурному по министерству по телефону. После уточнения обстоятельств происшествия информация подтверждается по телетайпу.

Отдел по безопасности движения министерства немедленно информирует о происшествии отдел охраны труда ЦК профсоюза.

2.7. Телетайпное сообщение должно содержать ответы на следующие вопросы:

— дата, время, место и вид происшествия;

— модели, номерные знаки и принадлежность транспортных средств, участвовавших в происшествии;

— вид перевозок (при пассажирских перевозках указать количество перевозимых пассажиров в автобусе);

— обстоятельства и предварительно установленные причины происшествия;

— последствия происшествия;

— фамилия водителя(ей), его возраст, общий водительский стаж, стаж работы в АТП и на данном типе транспортного средства, состояние здоровья, на каком часу работы произошло происшествие;

— дорожные условия на месте совершения ДТП: ширина и состояние проезжей части, профиль дороги, состояние видимости, погодные условия, обустроенность дороги;

— сведения о техническом состоянии транспортного(ых) средства;

— фамилия и должность руководителя(ей) объединения, выехавшего на место совершения ДТП.

2.8. Начальник автотранспортного предприятия (организации), территориального производственного объединения, отдела по безопасности движения, Главного управления по транспортному обслуживанию населения, Главного управления по транспортному обслуживанию народного хозяйства, Главного управления технического перевооружения и межотраслевых связей, получив сообщение о дорожно — транспортном происшествии, по которому ими должно проводиться служебное расследование (см. п. 1.4), немедленно выезжают на место совершения происшествия, а также оказывают необходимое содействие в прибытии на место происшествия представителей следственных органов и лиц, участвующих в расследовании.

3.1. Должностные лица, прибывшие на место происшествия раньше работников ГАИ, должны принять меры к оказанию помощи пострадавшим, доставке их в ближайшее медицинское учреждение, к охране места происшествия, транспортного средства и груза, принять меры к предотвращению «вторичных происшествий» и выявлению очевидцев происшествия.

Под «вторичным происшествием» понимается происшествие, причины которого связаны с изменениями на дороге в результате данного дорожно — транспортного происшествия.

3.2. Должностные лица, производящие служебное расследование, с разрешения работников органов дознания или следствия должны:

— осмотреть место происшествия и поврежденные транспортные средства;

— уточнить необходимые данные у водителей и других очевидцев происшествия, объяснения которых могут иметь значение для выяснения обстоятельств происшествия.

Установить:

— дату и точное время (местное) происшествия;

— место происшествия:

в городе — улица, район;

на дороге — категорию дороги и в случаях, когда происшествие связано с неудовлетворительными дорожными условиями, — принадлежность и наименование организации, эксплуатирующей дорогу;

— модель и номерной знак транспортного средства;

— число погибших и раненых (в том числе водителей, пешеходов, пассажиров);

— техническое состояние транспортного средства;

— характер и степень повреждения транспортного средства и перевозимого груза;

— кто управлял транспортным средством: фамилия, имя, отчество, класс, год присвоения квалификации, стаж работы (общий водительский стаж, стаж работы в данном автотранспортном предприятии, на данном транспортном средстве, по возможности те же сведения о других водителях — участниках происшествия);

— состояние водителя: здоров, трезв, утомлен (только по заключению врача);

— на каком часу работы водителя произошло происшествие; — цель поездки;

— вид перевозок: международные, междугородные, городские, пригородные;

— по назначению ли использовалось транспортное средство, нет ли отклонений от маршрута;

— вид дорожно — транспортного происшествия;

— погодные условия (дождь, снег, туман и т.д.);

— освещенность: темное, светлое время суток, сумерки;

— дорожные условия (вид покрытия, состояние проезжей части, подъем, кривая, наличие дорожных знаков и сигналов);

— ознакомиться с протоколом осмотра места происшествия, осмотра транспорта и схемой дорожно — транспортного происшествия и снять с них копии;

— зафиксировать (при необходимости сфотографировать) общий вид места происшествия, положения транспортных средств, участвующих в происшествии, следы торможения, юза или качения автомобиля и их принадлежность именно этому транспортному средству, место осыпавшейся грязи, стекла и т.д. при ударе, его форму, размеры, место наезда на пешехода, а также другие предметы, которые могли повлиять на возникновение происшествия. При необходимости настоять, чтобы эти сведения были занесены в протокол осмотра места происшествия;

— осмотреть документы, в частности, удостоверение на право управления транспортным средством, технический талон транспортного средства, путевой или маршрутный лист, товарно — транспортные документы на перевозимый груз или билетно — учетный лист.

3.3. При анализе происшествия необходимо:

— выяснить обстоятельства и очевидные причины происшествия;

— выяснить все нарушения, повлекшие за собой происшествие, и причины, способствовавшие его возникновению. В отношении водителя, находившегося во время происшествия в нетрезвом состоянии, кроме того, необходимо выяснить, при каких обстоятельствах он оказался за рулем в нетрезвом состоянии, явился ли водитель пьяным на работу или употреблял спиртные напитки на работе, кто из должностных лиц проверял его состояние перед выездом на линию, исключает ли система допуска водителей к управлению автомобилями в автотранспортном предприятии возможность выезда в рейс в нетрезвом состоянии;

— оценить:

действия водителя и их соответствие Правилам дорожного движения;

дорожные условия и их возможное влияние на возникновение происшествия;

имеется ли причинная связь между возникновением происшествия и упущениями в работе по безопасности движения (при их наличии в предприятии).

Для установления связи между причинами возникновения дорожно — транспортного происшествия и упущениями в работе по профилактике аварийности в предприятии, объединении, организации лица, проводящие служебное расследование, должны установить: в результате каких нарушений требований правил, инструкций, приказов возникло происшествие и конкретные нарушения каждого из должностных лиц (если таковые имеются). Для этого необходимо проверить:

— соблюдение установленных технологий и правил организации пассажирских и (или) грузовых перевозок;

— соблюдение режима труда и отдыха водителя данного транспортного средства в предшествовавший происшествию период;

— имелись ли до этого у водителя случаи дорожно — транспортных происшествий и нарушений трудовой и транспортной дисциплины и каким взысканиям он подвергался;

— как организовано в предприятии обучение водителей по повышению их профессионального мастерства;

— какие меры применяются к водителям, нарушившим Правила дорожного движения, нормативные документы (перегруз автомобиля, перевозки пассажиров на грузовых автомобилях);

— обследовались ли дорожные условия на маршрутах работы автомобилей данного предприятия и принимались ли меры по устранению выявленных недостатков;

— проводилось ли нормирование скоростей движения на маршрутах;

— техническое состояние автомобиля перед выездом в рейс, кто осуществлял технический контроль и инструктаж водителей, когда и кем проводилось техническое обслуживание автомобиля, есть ли перепробег между ТО, какие дефекты были обнаружены и были ли заявки на устранение каких-либо дефектов со стороны водителя данного автомобиля, как эти дефекты были устранены;

— как в автопредприятии организовано техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Соблюдается ли периодичность технического обслуживания автомобилей;

— как работает в автопредприятии квалифицированная комиссия;

— соблюдается ли порядок стажировки водителей.

Кроме того, совместно с профкомом предприятия необходимо проверить работу комиссии общественного контроля за безопасностью движения и комиссии по борьбе с пьянством.

6.1. Руководитель автотранспортного предприятия (организации) при возникновении происшествия с пострадавшими с участием общественных организаций в 5-суточный срок проводит разбор причин и обстоятельств, способствовавших его возникновению.

Причины происшествия, результаты разбора и принимаемые меры доводятся до трудового коллектива.

6.2. Руководитель территориального производственного объединения по каждому происшествию, при котором погибло 3 или пострадало 5 и более человек, с участием общественности, представителей ГАИ, причастных и подведомственных ему организаций проводит в 7-дневный срок разбор причин и обстоятельств, способствовавших возникновению происшествия, а также разрабатывает мероприятия по предотвращению происшествий.

Результаты разбора и принятые меры доводятся до трудовых коллективов подведомственных предприятий.

Приложение

ДТП при любых обстоятельствах требует расследования. При его проведении предприятие пользуется Положением о службе расследований ДТП на ведомственном транспорте и Методикой проведения расследований.

Стоит отметить, что действующее законодательство Российской Федерации дает предприятию (индивидуальному предпринимателю) пять суток на расследование, произошедших с принадлежащими им транспортными средствами ДТП.

Каждое транспортное предприятие имеет службу безопасности движения, которая и занимается подобными случаями. Кроме того, руководителем утверждаются План мероприятий по предупреждению ДТП, а так же Положение о служебном расследовании ДТП.

Расследование ДТП на предприятии со смертельным исходом проводится по той же схеме, что и без жертв. Сотрудник предприятия также собирает всю необходимую информацию, по приказу руководства организуется комиссия и она составляет необходимые документы.

Если вина водителя будет доказана, он понесет не только материальную, но и уголовную ответственность, которая предусмотрена в таких случаях. Каждый отдельный случай рассматривается следователями и выносится соответственное решение.

Правила составления схемы ДТП. О необходимости диагностической карты при ДТП читайте здесь.

Проводится расследование для точного установления обстоятельств, причин, условий ДТП, выявления произошедших нарушений, а также виновности должностных лиц.

Кроме того, разрабатывается план мероприятий, направленных на предупреждение возникновения в дальнейшем чрезвычайных происшествий, связанных с транспортными средствами предприятия.

В процессе участвуют представители транспортного предприятия, следственных органов, ответственных за состояние дорожного полотна учреждений, профсоюзной организации (при ранении и гибели работников).

Для осуществления процедуры в установленном порядке руководитель предприятия создает специальную комиссию, назначает ответственного за исполнение Положения о порядке проведения служебного расследования.

Затем издают локальный акт, который входит в перечень документации по обеспечению БДД – приказ о служебном расследовании дорожно-транспортного происшествия.

Установлению подлежат следующие обстоятельства:

  1. Дата, место, точное время.
  2. Категория и километр дороги, где имел место несчастный случай.
  3. Организация, в ведомости которой дорога находится.
  4. Марка, модель транспортного средства.
  5. Исходные технические характеристики транспорта и степень нанесенных ему повреждений.
  6. Данные водителя, иные факторы (опьянение, состояние здоровья, продолжительность смены в конкретный день, стаж, условия работы и прочее).
  7. Тип перевозок, факты отклонения от маршрута.
  8. Погодные условия, освещенность и видимость.
  9. Дорожные условия.
  10. Тип груза.
  11. Пассажировместимость и фактическая загрузка.
  12. Количество пострадавших.
  13. Материальный ущерб.
  14. Наличие связи между фактом авто аварии и нарушением требований безопасности.

Комиссией составляется акт служебного расследования ДТП на предприятии из пяти отражающих все выявленные обстоятельства разделов, к которому прилагаются схема и снимки места происшествия, списки (если таковые лица имеются) пострадавших, объяснительные причастных лиц, акты проверки состояния транспортного средства и нанесенного ему ущерба.

Кроме того, по факту ДТП проводится разбор ГИБДД.

Итак, расследование ДТП на предприятии – это всесторонний анализ действия каждого из его участников в непосредственно предшествовавшее происшествию время, оценка их с точки зрения соблюдения правил дорожного движения, выводы о причинах, результатом которых стала авария, и заключение о степени виновности каждого из участников.

Положение о порядке проведения служебного расследования
дорожно-транспортных происшествий
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Приказом Министерства транспорта РФ от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации».

1.2. Настоящее Положение определяет единый порядок, проведения служебного расследования и разбора дорожно-транспортных происшествий в Организации.

1.3. Целью служебного расследования является установление обстоятельств, анализ причин и условий, способствовавших возникновению дорожно-транспортных происшествий, выявление нарушений установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения, а также разработка мероприятий по устранению причин происшествий.

1.4. При служебном расследовании, в пределах компетенции лица, его проводящего, должны быть выявлены:

  • обстоятельства, предшествующие происшествию;
  • причины происшествия;
  • влияние дорожных и других факторов на возникновение дорожно-транспортного происшествия;
  • последствия происшествия;
  • лица, деятельность которых связана с возникновением происшествия, и конкретная вина каждого из них (предварительно);
  • недостатки в работе Организации, способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий.

1.5. Служебное расследование проводится ответственным лицом за обеспечение безопасности дорожного движения в Организации всех дорожно-транспортных происшествий с транспортом, принадлежащим Организации, в срок до 5 суток.

ДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ПРИ СЛУЖЕБНОМ РАССЛЕДОВАНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

2.1. Водители и сотрудники Организации, чьи обязанности непосредственно связаны с управлением транспортными средствами, в случае участия в дорожно-транспортном происшествии, обязаны соблюсти порядок действий, предусмотренный пунктом 2.5. ПДД РФ, а также без промедления сообщать об этом в ГИБДД и в Транспортный отдел.

2.2. Сотрудники Транспортного отдела оказывают консультативную помощь сотрудникам, попавшим в ДТП. Разъясняют порядок обращения в ГИББ или органы МВД, страховую компанию.

2.3. Сотрудники Транспортного отдела регистрируют факт произошедшего ДТП в журнале учета дорожно-транспортных происшествий. ДТП с погибшими или раненными регистрируются в разделе № 1 журнала и подлежат ежемесячной сверке с территориальными органами внутренних дел. ДТП, повлекшие за собой только материальный и иной ущерб (без погибших и раненых) регистрируются в разделе № 2 журнала.

2.4. В случае необходимости возможен выезд сотрудника Транспортного отдела на место ДТП. Решение о необходимости выезда принимает Руководитель Транспортного отдела, в зависимости от тяжести ДТП, его последствий и при обоснованной необходимости организационной помощи сотруднику, попавшему в ДТП.

2.5. Должностные лица, в случае прибытия на место происшествия раньше работников ГИБДД, должны принять меры к оказанию помощи пострадавшим, доставке их в ближайшее медицинское учреждение, к охране места происшест��ия, транспортного средства и груза, принять меры к предотвращению «вторичных происшествий» и выявлению очевидцев происшествия.

Акт служебного расследования ДТП

Для проведения служебного расследования по факту участия в дорожно-транспортном происшествии транспортного средства, которое принадлежит предприятию, отводится 5 дней.

Если в результате ДТП есть 2 и более погибших, или число пострадавших превышает 4 человека, то служебное расследование должно быть закончено в течение 7 дней.

В тех случаях, когда в аварии погибло семь и более человек, или получили ранения более 14 человек, служебное расследование проводится на уровне региона, и на это законодатель отводит 10 дней.

Сроки определены сжатые, но установленного времени достаточно, чтобы достичь целей служебного расследования.

Мероприятия по расследованию причин дорожной аварии со служебным ТС, производимые предприятием должны соответствовать требованиям нормативно-правовых актов:

  1. Необходимость анализа ДТП, установление его причин представителями от предприятия: ФЗ №196 (1995).
  2. Цели расследования и учет аварий с участием служебных авто: Приказ Министерства автотранспорта РСФСР №19 (1970). Несмотря на срок давности, он актуален и обязателен к исполнению.
  3. Правила учета, обязательность расследования вне зависимости от виновных, места аварии: Постановление Правительства РФ №647 (1995).
  4. Порядок проведения расследования предприятием: Приказ Минавтотранса РСФСР №49 (1990). Акт утверждает Положение о проведении данного мероприятия. В нем подробно изложена методика расследования дорожного происшествия со служебным авто.

По каждому ДТП руководитель организации издает приказ, где указано кто, в какие сроки, что именно должен выяснить и проанализировать. Нормативным локальным актом, регулирующим это мероприятие, выступает Положение, утвержденное Приказом №49. Документ разделен на смысловые блоки:

  1. Определение служебного расследования ДТП, его цели, документальное сопровождение.
  2. Работники, ответственные за ход мероприятия.
  3. Инструкция действий для сотрудника, попавшего в ДТП, его начальника, руководителя предприятия.
  4. Действия представителей организации на месте аварии.
  5. Алгоритмы составления Актов служебного расследования.
  6. Донесение результатов расследования, разработанных на их основе мер до трудящихся.

Правила учета ДТП, вводимые Постановлением Правительства №647, едины и обязательны для всех организаций. Как и форма учета, утвержденная Приказом Минтранса №22 (1996). Где бы не случилась авария со служебным транспортом, о случившимся сообщают в ГИБДД по месту нахождения организации или ее филиала.

Данные о дорожных происшествиях должны ежемесячно сверятся предприятием со сводкой Госавтоинспекции. Это законно проверяется надзорными структурами.

Служебное расследование ДТП проводится силами комиссии, созданной по приказу руководителя организации. Стандартно в нее входят три лица – председатель и два члена комиссии. Во главе – руководитель предприятия или его зам. В комиссию обязательно должен входить специалист, ответственный за охрану и безопасность труда на предприятии.

О нас

Реклама

Карта сайта

Общие правила форума

Использование материалов

Пользовательское соглашение

Общие положения

1.1. Инструкция о порядке расследования и учета нарушений безопасности движения на промышленном железнодорожном транспорте (далее Инструкция) устанавливает порядок расследования и учета нарушений безопасности движения на промышленном железнодорожном транспорте (далее ПЖТ) и является обязательной для организаций и физических лиц — собственников железнодорожных путей промышленного транспорта, не входящих в систему федеральных железных дорог.

1.2. Инструкция распространяется на случаи нарушения безопасности движения при поездной и маневровой работе, подвижного состава на путях промышленного железнодорожного транспорта.

1.3. Каждое нарушение безопасности движения подлежит обязательному расследованию в установленном настоящей Инструкцией порядке.

1.4. В случаях нарушения безопасности движения с опасными грузами классификация, порядок расследования и учет происшедшего должны проводиться в соответствии с Правилами перевозки опасных грузов (утвержденными Минтрансом России) и Правилами перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом (утвержденными Госгортехнадзором России).

1.5. Несчастные случаи на производстве, происшедшие в результате нарушения безопасности движения, расследуются в соответствии с Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве (утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. N 279, г.Москва).

1.6. Крушения, аварии и все случаи брака, допущенные при эксплуатации подвижного состава промышленного железнодорожного транспорта на путях Министерства путей сообщения Российской Федерации (далее — МПС России) классифицируются и расследуются согласно Инструкции о порядке служебного расследования нарушений безопасности движения при поездной и маневровой работе на железных дорогах (утвержденной приказом МПС России от 8 января 1994 г. N 1Ц, прил.1, 2, 3).

Нарушения безопасности движения, допущенные на путях организаций промышленного железнодорожного транспорта, при эксплуатации подвижного состава МПС России классифицируются и расследуются в порядке, установленном МПС России.

Расследование должно проводиться с участием представителя организации, осуществляющей транспортное обслуживание, а также его клиентурой (при расследовании случаев нарушения безопасности движения, допущенных на путях клиентуры).

В случае расхождения в выводах представителей МПС России и промышленного железнодорожного транспорта о причинах и обстоятельствах нарушения безопасности движения организация обязана обратиться в вышестоящую инстанцию МПС России (управление железной дороги) или в Арбитражный суд.

Нарушения безопасности движения, допущенные на путях клиентуры при эксплуатации подвижного состава промышленного железнодорожного транспорта, расследуются в соответствии с настоящей Инструкцией.

1.7. Целью расследования нарушения безопасности движения является установление причин и принятие мер по их предотвращению в будущем.

Проведение служебного расследования дтп на предприятии

Термины, используемые в настоящей инструкции

2.1. Расследование нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе — процесс, который включает в себя выявление, сбор и изучение информации о фактах нарушений, а также условиях и обстоятельствах их появления, исследование и экспертизу случившегося, обобщение и анализ полученных данных, установление по результатам проведенных работ причин нарушений безопасности движения и разработку мер по их предотвращению в будущем.

2.2. Организация промышленного железнодорожного транспорта — специализированная транспортная организация, входящая в систему промышленного железнодорожного транспорта и осуществляющая на договорных условиях транспортное обслуживание организаций и учреждений (грузоотправителей и грузополучателей) независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности.

2.3. Дежурный по станции (начальник смены) — работник станции (промышленной грузовой, промышленной железнодорожной и промышленной сортировочной), единолично распоряжающийся приемом, отправлением поездов, а также всеми другими передвижениями подвижного состава по главным и приемо-отправочным путям станции, а там, где нет маневрового диспетчера, и по остальным станционным путям.

На промышленном железнодорожном транспорте под термином «дежурный по станции» подразумеваются также другие работники, выполняющие эти обязанности: маневровый диспетчер, дежурный по посту, дежурный по посту электрической централизации и др., на которых возложены обязанности дежурного по станции.

2.4. Диспетчер (маневровый и поездной) — сменный руководитель маневровой работы на станции (в районе), обеспечивающий выполнение технологических процессов производства (распределение грузов среди грузоотправителей, грузополучателей, контрагентов) в соответствии с применяемыми графиками (контактными, суточными планами — графиками, технологическими, подачи и уборки вагонов и др.).

На участках, где нет дежурных по станции, этим занимается распорядитель по приему и отправлению поездов.

Примечание: Под термином «диспетчер» подразумеваются также другие работники, на которых приказом руководителя организации возложена обязанность выполнения функций (маневрового диспетчера, дежурного по посту, дежурного по посту электрической централизации и т.д.)

2.5. Главный ревизор (ревизор) по безопасности движения — лицо, осуществляющее систематический контроль за выполнением всеми работниками промышленного железнодорожного транспорта нормативных технических актов, регламентирующих безопасное функционирование промышленного транспорта, и принимающий необходимые меры по обеспечению безаварийной работы и предупреждению нарушений безопасности движения на ПЖТ.

Примечание: Под термином «главный ревизор (ревизор)» подразумеваются также другие работники, на которых приказом руководителя организации возложена обязанность выполнения данных функций.

2.5.* Руководитель подразделения железнодорожного транспорта организации — начальник Управления железнодорожного транспорта, начальник железнодорожного цеха (участка), начальник (директор) отделения, начальник транспортного отдела и другие лица, на которые возложены обязанности руководителей железнодорожного транспорта и осуществляющие деятельность в области железнодорожного транспорта, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

_______________

* Нумерация соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных..

2.6. Подвижной состав — локомотивы, вагоны и другая транспортная техника (несъемная на железнодорожном ходу).

2.7. Причины (факторы) нарушения безопасности движения — действия или отсутствие таковых, обстоятельства и условия или их сочетание, которые привели к нарушению безопасности движения.

2.8. Рекомендации по результатам расследования нарушений безопасности движения — предложения, сделанные на основе информации, полученной при расследовании, и направленные на предупреждение и предотвращение нарушений безопасности движения.

Порядок извещения о нарушении безопасности движения

3.1. Порядок и сроки передачи извещения о нарушении безопасности движения в региональное отделение Российской транспортной инспекции Минтранса России (далее — отделение РТИ) и другие территориальные органы, в зависимости от классификации такого нарушения, устанавливаются руководителем организации. Особое внимание при этом должно быть уделено обеспечению оперативности и полноты информации о происшедшем нарушении.

3.2. О всех случаях нарушений безопасности движения, о пожарах на железнодорожных объектах и других чрезвычайных ситуациях начальник смены незамедлительно сообщает лицу, отвечающему за работу промышленного железнодорожного транспорта, главному ревизору (ревизору), а также руководителям служб предприятия, причастных к случившемуся. Данные обстоятельства фиксируются в журнале регистрации нарушений безопасности движения (прил.3).

О крушениях и авариях лицо, отвечающее за безопасную работу промышленного железнодорожного транспорта организации, ставит в известность ее руководителя.

3.3. Руководитель организации или другое должностное лицо, назначенное по его указанию, о крушениях, авариях и всех случаях брака с тяжелыми последствиями, повлекших за собой:

гибель 5 и более человек или тяжкие телесные повреждения 10 и более человек незамедлительно сообщает в региональное отделение РТИ;

нарушение безопасности движения с опасными грузами, приведшее к загрязнению окружающей среды, незамедлительно сообщает в территориальные органы Федерального горного и промышленного надзора России (далее — Госгортехнадзор России) и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — МЧС России);

значительный материальный ущерб без отягчающих последствий, загрязнение окружающей среды не опасными грузами докладывает в территориальные органы МЧС не позднее 24 часов с момента происшествия.

Порядок извещения и первоочередные меры, принимаемые в связи с несчастным случаем на производстве, определены Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. N 279.

3.4. Начальник смены, в устном докладе, ставит в известность начальника станции (дежурного по станции) примыкания железной дороги, если нарушение безопасности движения произошло с подвижным составом МПС России или если нарушение влечет за собой невозможность приема или передачи вагонов и локомотивов парка МПС России.

3.5. В данном докладе начальника смены о нарушении безопасности движения указываются следующие сведения:

дата, время;

место нарушения безопасности движения (район, станция, перегон, путь N и т.д.);

причины;

тип и принадлежность подвижного состава;

откуда и куда следовал;

предполагаемая или уже известная причина;

наличие на подвижном составе опасного груза, его характеристика;

данные о спасательных работах (если они проводились).

Отсутствие каких-либо из указанных сведений не является основанием для задержки доклада.

3.6. Первоначальную классификацию нарушения безопасности движения осуществляет руководитель организации транспортного подразделения.

3.7. Порядок и сроки передачи информации о нарушении безопасности движения должны быть изучены всеми причастными к работе промышленного железнодорожного транспорта лицами, ответственными за безопасность движения на нем, а их рабочие места обеспечены необходимыми выписками, инструктивными указаниями, перечнем адресов передачи информации, номерами телефонов и др.

Действия должностных лиц при нарушении безопасности движения

4.1. До прибытия комиссии по расследованию нарушения безопасности движения необходимо, по возможности, сохранить обстановку и состояние подвижного состава такими, какими они были в момент происшествия (если это не угрожает жизни и здоровью людей), а также сохранить вещественные доказательства (узлы и детали подвижного состава, стрелочного перевода и др.) происшедшего.

4.2. Должностное лицо по указанию руководителя организации обязано провести предварительное расследование и не позднее 24 часов с момента аварии или крушения составить первичный акт общей формы (прил.8), который утверждается руководителем организации.

4.3. Должностное лицо, в зоне ответственности которого произошло нарушение безопасности движения, при получении сообщения о таком нарушении безопасности движения обязано провести первоначальные мероприятия:

а) при необходимости организовать тушение пожара и эвакуацию пострадавших (с опасными грузами действовать в соответствии с аварийными карточками на данные грузы);

б) доложить немедленно непосредственному должностному лицу данные о нарушении безопасности движения, а также о принятых мерах;

в) определить необходимость дополнительных мер по тушению (предупреждению) пожара, эвакуации пострадавших и сохранности вещественных доказательств;

г) организовать охрану места нарушения безопасности движения, запретить допуск к нему посторонних лиц (за исключением действий, указанных в подпунктах «а» и «в»). Перемещение подвижного состава до прибытия комиссии допускается только в тех случаях, если он препятствует безопасному движению транспортных средств. При этом принимаются меры по документированию нарушения безопасности движения (путем фотографирования, видеосъемки, составления акта осмотра, схем и т.д.);

д) по необходимости сообщить в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и соответствующим органам прокуратуры;

е) организовать снятие и опечатывание средств объективного контроля;

ж) использовать материалы наземного объективного контроля (при необходимости) до прибытия комиссии как первоочередное для разбора нарушения безопасности движения.

Порядок и организация расследования нарушений безопасности движения

5.1. По получении извещений о крушении или аварии должностное лицо организации транспортного подразделения, отвечающее за безопасную работу промышленного транспорта, главный ревизор (ревизор), начальники причастных служб к работе промышленного железнодорожного транспорта немедленно выезжают на место данного нарушения.

5.2. Служебное расследование нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе в зависимости от классификации (крушения, аварии, все случаи брака) проводится комиссией, созданной руководителем организации или руководителем подразделения железнодорожного транспорта организации. В состав комиссии при расследовании крушений и аварий с тяжелыми последствиями (гибели 5 или более человек, или тяжких телесных повреждениях 10 и более человек) включаются представители регионального отделения РТИ Минтранса России.

5.3. В состав комиссий по расследованию крушений и аварий должны включаться руководящие работники подразделения промышленного железнодорожного транспорта организации, главный ревизор (ревизор) по безопасности движения или лицо, на которое приказом руководителя предприятия возложено выполнение обязанностей главного ревизора (ревизора), а также руководящие работники производственных цехов и участков, по вине которых произошло нарушение безопасности движения.

5.4. Комиссия состоит из председателя комиссии, его заместителя и членов комиссии (прил.9).

5.5. Члены комиссии не могут представлять интересы страховых компаний, имеющих финансовые обязательства перед юридическими или физическими лицами, причастными к нарушению безопасности движения.

5.6. Расследование всех случаев брака проводит руководитель подразделения промышленного железнодорожного транспорта или его заместитель.

5.7. Расследование нарушения безопасности движения производится в порядке, установленном настоящей Инструкцией, согласно данной в ней классификации нарушений.

5.8. Началом расследования нарушения безопасности движения считается дата нарушения безопасности движения, окончанием — дата подписания акта расследования такого нарушения. Если для установления причин нарушения безопасности движения необходимо проведение специальных исследований, то по ходатайству председателя комиссии срок ее работы может быть продлен руководителем, образовавшим комиссию.

5.9. Руководители правоохранительных органов, проводящие следственные действия по факту нарушения безопасности движения, действуют в соответствии со своими полномочиями и инструкциями (по согласованию могут входить в состав образованной комиссии).

5.10. По прибытии на место нарушения безопасности движения председатель комиссии проводит заседание, на котором объявляет состав комиссии; выслушивает доклад должностных лиц, осуществлявших первоочередные мероприятия, об обстоятельствах происшествия и проделанной работе; определяет основные направления работ на начальном этапе расследования; дает указания по планированию работы комиссии и другим оперативным вопросам.

Законодатель определил конкретные временные рамки для анализа происшествия на дороге. Все действия, установленные порядком проведения служебного расследования ДТП, должны быть осуществлены в течение пяти суток, несмотря на тяжесть аварии. Даже если в ней получили травмы больше 4-х человек или был летальный исход, результаты формируются не дольше, чем за 7 суток. Нарушать установленные законом рамки организации недопустимо.

Важно знать! Когда ДТП крупное, и в нем погибло более 11 человек, расследование всех обстоятельств дела ведется на региональном уровне и занимает до 10 суток. Несмотря на то, что определенные сроки небольшие, их вполне достаточно для проведения всех действий и анализа предоставленных доказательств.

Должностная инструкция любого работника содержит раздел, в котором прописывается ответственность за те или иные нарушения. Обычно здесь есть пункты о:

  • причинении ущерба компании,
  • порче товарно-материальных ценностей,
  • несоблюдение трудовой дисциплины,
  • халатное выполнение трудовых функций,
  • разглашение коммерческой тайны и т.п.

Все эти проступки могут повлечь за собой достаточно серьезные последствия для организации и стать причиной служебного расследования. И если это случилось, то внутреннее «следствие» поможет установить истинную причину происшествия и определить степень виновности того или иного сотрудника.

При некоторых видах правонарушений проведение расследования является обязанностью работодателя, в других же случаях оно является добровольной инициативой руководителя. Если такое расследование не провести, то сотрудник в дальнейшем сможет обжаловать дисциплинарное наказание, которому был подвергнут.

Однако процедура расследования достаточно трудоемкая и ответственная, поэтому для нее отдельным приказом назначается специальная комиссия. Основная ее задача: выяснение обстоятельств случившегося, беседы с предполагаемыми виновниками, установление степени их вины, подсчет нанесенного организации ущерба.

В состав комиссии должно входить не менее трех человек из разных подразделений компании. Все они должны быть достаточно квалифицированными и грамотными специалистами, чтобы провести расследование качественно, на должном уровне, разобрав все мотивы, причинно-следственные связи и прочие обстоятельства. При этом действовать нужно предельно аккуратно, не допуская нарушения прав работников. Как правило, в комиссию включаются:

  • представитель внутренней службы безопасности,
  • юрист,
  • сотрудник бухгалтерского отдела или экономист,
  • технический работник, например, инженер и т.п.

В комиссию может входить и руководитель компании.

Равно как и сроки, порядок проведения внутреннего расследования регламентирован федеральным законодательством. Закон дает четкий перечень действий руководителя организации при возникновении аварии с участием ее транспортного средства.

По приказу руководителя фирмы или ИП создается специальная комиссия по расследованию ДТП, в состав которой входят сотрудники предприятия и ответственный за безопасность на предприятии.

Проведение расследования происходит в несколько этапов по инструкции. Первый этап – это сбор и фиксация информации. Для этого на место происшествия выезжает один из членов комиссии, как правило, это лицо, отвечающее за безопасность дорожного движения или председатель комиссии.

Выезд на место аварии входит в процесс проведения расследования и способствует реализации ее основных задач:

  • установление даты и места происшествия;
  • установление обстоятельств аварии;
  • определение состава участников ДТП;
  • установление причин аварии;
  • выявление обстоятельств, по которым транспортное средство организации оказалось на месте аварии;
  • определение психофизического состояния водителя в момент ДТП;
  • сотрудничество с органами ГИБДД при необходимости.

Второй этап – анализ собранных данных.В ходе него должны быть установлены обстоятельства, причины аварии, степень вины водителя предприятия, а также соотнесение действий водителя с внутренним регламентом и дорожными нормами для определения его ответственности перед законом и в рамках исполнения трудовых функций.

Третий этап – это составление акта служебного расследования. В нем подробно описываются обстоятельства аварии, работа служебной комиссии, излагаются результаты расследования и его выводы. Следует отметить, что авария на территории предприятия требует в дополнение тщательного анализа организации служебной безопасности, а также анализа, и при необходимости, изменения рабочего процесса с целью устранения причин аварий в будущем.

Предлагаем ознакомиться: Жалоба в Роскомнадзор за нарушение закона о персональных данных: куда жаловаться

Смертельный исход в ДТП с участием транспортного средства предприятия служит причиной для увеличения срока проведения служебного расследования, равно как для организации дополнительных мероприятий в работе комиссии.

К таковым относятся:

  • сотрудничество с органами ГИБДД и следственного комитета, закрепление и сбор необходимых материалов;
  • организация помощи пострадавшим, доведение информации до родственников;
  • определение степени вины водителя при аварии со смертельным исходом;
  • участие членов комиссии в расследовании ДТП следственными органами и судом.

В случае необходимости провести служебное расследование издается специальный приказ руководителем организации или его заместителем. Приказ издается по каждому случаю дорожно-транспортного происшествия отдельно. В нем должны быть указаны члены состава комиссии и обозначен ее руководитель. Кроме этого, в документе определяется срок работы комиссии, а также перечисляются ее задачи и цели. Документ подписывается, закрепляется печатью организации и доводится до сведения сотрудников.

Внимание! Законодательством на проведение служебного расследования по факту ДТП предусмотрен пятидневный срок.

Исключение из правил предусматривается в случае человеческих жертв или большого количества травмированных:

  1. Если погибло два и более человека (либо же четверо и более получили серьёзные травмы), срок расследования увеличивается до 7 дней.
  2. Если количество жертв достигло семи либо же травмировано четырнадцать и более человек, определяется десятидневный срок.
  3. При особо тяжких аварийных ситуациях с многочисленными жертвами, расследование ДТП переходит на более высокий уровень. В таких случаях оно затягивается.

Комиссия в процессе служебного расследования на предприятии ДТП определяет вид аварии, изучает все обстоятельства дела и выясняет, имеются ли пострадавшие. Также важно понять размер причиненного ущерба, выявить состояние водителя на момент столкновения. В качестве результата проведенной работы получают заключение, которое содержит один из следующих итогов:

  • Имеется ли вина водителя с обоснованием, в чем она выражается.
  • Какова причина случившегося, с указанием ссылок на пункты ПДД.
  • Наличие сопутствующих факторов, отягощающих вину или напротив оправдывающие виновника.

Все полученные сведения обязательно заносятся в бланк акта, к которому прикладываются документы, имеющие непосредственное отношение к аварии. Если они противоречат выводам правоохранительных органов, потребуется дополнительная проверка.
Любое ДТП с участием служебного транспорта требует проведения расследования. Организует его предприятие путем создания специальной комиссии. Она обязана соблюсти в процессе установленный порядок и предоставить акт до истечения 5 дней. Полученные данные сверяются с теми, чем располагают правоохранительные органы. Кроме этого проводятся профилактические мероприятия для исключения повторения подобных ситуаций.

Служебная проверка: порядок проведения, срок, основания, результаты

Приказ пишется в единственном экземпляре. Он может быть составлен как на обычном листе формата А4, так и на фирменном бланке предприятия, в печатном или рукописном виде (всё это роли не играет). Однако он обязательно должен содержать в себе подписи:

  • руководителя компании,
  • ответственных сотрудников,
  • при необходимости лица, в отношении которого он был составлен.

Служебное расследование ДТП проводится силами комиссии, созданной по приказу руководителя организации. Стандартно в нее входят три лица – председатель и два члена комиссии. Во главе – руководитель предприятия или его зам. В комиссию обязательно должен входить специалист, ответственный за охрану и безопасность труда на предприятии.

Назначенные ответственные лица обязаны предпринять следующее:

  1. Осмотреть место ДТП, зафиксировать, сфотографировать все важные для расследования детали.
  2. С разрешения следователей и дознавателей ознакомиться с составленными протоколами, проверить документы своего водителя – ВУ, технический паспорт, маршрутный лист, сопроводительную документацию на груз.
  3. Установить дату, время, точное место аварии, номера транспортных средств участников, количество пострадавших, тяжесть их состояния. Проверяется (при возможности) техническое состояние служебного транспорта, степень и характер его повреждений, цель поездки.
  4. Выяснить личность своего работника, стаж, год присвоения квалификации. Установить состояние водителя (согласно врачебному заключению), час работы, в который он попал в ДТП, цель поездки.
  5. Если шофер был за рулем нетрезвым, дополнительно выяснить, кто проверял его перед выходом на рейс, когда он употребил спиртное, при каких обстоятельствах, не связано ли это с использованием авто в личных целях.
  6. Определить вид ДТП, погодные условия, при которых произошла авария, видимость на трассе, состояние дорожного полотна.
  7. Выяснить обстоятельства случившегося, нарушения со стороны водителя, возможные последствия аварии.
  8. Выявить лиц, прямо или косвенно виновных в случившемся.
  9. Оценить соответствие действий своего водителя ПДД, влияние погодных условий, связь между случившимся и упущениями в работе организации.
  10. Дополнительно комиссия анализирует: контроль за работой водителей на линии, оформлением путевых листов, режим труда и отдыха шоферов, меры по поиску ТС, не прибывшего в положенное время в гараж. Уделяется внимание организованному на предприятии обучению водителей, системам штрафов за нарушение ПДД, обследованию дорожного полотна служебных маршрутов, нормированию допустимых скоростей, медосмотру водителей и техосмотру авто перед рейсом.

Все вышесказанное проводится в несколько этапов.

Служебное расследование ДТП начинается уже на месте аварии. Руководитель предприятия, узнав о случившемся, обязан делегировать своего представителя – инспектора по БДД (Инженера по безопасности дорожного движения) в организации. Если есть необходимость, он собирает комиссию из состава работников для помощи пострадавшим, доставки их в медицинские организации, фиксации последствий происшествия, поиска его свидетелей.

Второй этап – собственно расследование. В его рамках члены комиссии продолжают сотрудничать с Госавтоинспекцией, работниками дорожной службы и представителями от профсоюза. Вся собранная на первом этапе информация анализируется. Задача: определить правильность действий работника-водителя и других участников ДТП, предположить причины произошедшего, вынести собственные выводы по виновным в происшествии.

В процессе служебного расследования ДТП определяются:

  1. Явные обстоятельства произошедшего.
  2. Условия возникновения аварийной ситуации на трассе.
  3. При актуальности: причины, по которым водитель вышел на рейс нетрезвым.

Члены комиссии оценивают правильность действий работника предприятия (с позиции ПДД), а также условия на дороге – на сколько они могли способствовать случившемуся. Определяется взаимосвязь между дорожной аварией и упущениями со стороны предприятия.

Важная цель служебного расследования – устранить причины, которые могут способствовать повторению аварии. На основе анализа ДТП проводится проверка предприятия:

  1. Соблюдение режима «работа/отдых» водителями.
  2. Следование правилам перевозок.
  3. Порядок составления маршрутов служебного транспорта.
  4. Организация в рамках предприятия обучения водителей, повышения их мастерства.
  5. Комплекс мер по отношению к нарушителям.
  6. Скоростные нормы для служебного автотранспорта.
  7. Проверка технического состояния машин перед рейсами: кто проводит, какие мероприятия по обслуживанию и ремонту предприняты, как водители сообщают о неполадках ТС.
  8. Организация техобслуживания транспорта на предприятии.

По результатам проверок создается список мер по улучшению, корректировке правил управления служебными автомобилями.

В рамках служебного расследования ДТП определяются:

  1. Обстоятельства аварии, предварительная вина каждого из участников, правильность действий работника.
  2. Упущения со стороны предприятия, ставшие причиной аварийной ситуации на рейсе.
  3. Меры, направленные на устранение выявленных упущений.

Все вышесказанное участниками комиссии оформляется в Акт, который каждый из специалистов заверяет подписью. Документ ценен при сложных ДТП: собранные материалы допустимо использовать для доказательства невиновности работника в суде.

Акт не содержит в себе выводов – все определения, оценки предварительные. Виновность доказывает только судья. Документ правомочны затребовать следователи для представления более полной картины ДТП. Нередко в Акте перечислены важные подробности аварии, которые ускользнули от внимания дорожной полиции.

Служебное расследование ДТП ограничено четкими временными рамками: 5 дней с момента происшествия. Срок единый для всех ДТП вне зависимости от степени тяжести.

Из положения только два исключения:

  1. Семь дней дается на расследования происшествия с 4 пострадавшими гражданами или 2 погибшими.
  2. Две недели расследуется ДТП, при которых пострадало 14 и более лиц или погибло свыше 7 человек.

За соблюдением установленных сроков лично следит руководитель предприятия.

В случае участия служебного транспорта в дорожно-транспортном происшествии, юридическое лицо, которое является собственником такого средства, обязано провести служебное расследование. Это требование закреплено в Приказе Министерства транспорта РСФСР от 09.12.1970 года за №19.

Сам же порядок проведения такого расследования закреплен в приказе данного ведомства от 29 апреля 1990 года за №49.

Несмотря на то, что данные нормативные акты были приняты в давние времена, они актуальны и на сегодняшний день.

Получив данные о том, что автомобиль, который принадлежит юридическому лицу, попал в аварию, руководитель обязан издать приказ о проведении служебного расследования, где подробно описать:

  • кому из должностных лиц предприятия, организации или учреждения поручается провести служебное расследование;
  • какой срок на это отводится;
  • что должно быть установлено в результате расследования.

В соответствии с требованиями приказа №19, служебное расследование проводится в таких целях:

  • установить обстоятельства и причины, которые привели к совершению дорожно-транспортного происшествия с участием служебного транспорта;
  • требования каких нормативных актов были нарушены водителем, который управлял служебным транспортным средством;
  • какие меры следует предпринять, и какие мероприятия следует провести на предприятии, чтобы в дальнейшем исключить совершение дорожно-транспортных происшествий с участием служебного транспорта.

Придерживаясь поставленных целей, комиссия, которая создана для проведения служебного расследования, и будет действовать.

Состав такой комиссии обычно ограничивается тремя должностными лицами юридического лица. Один из них назначается председателем комиссии, а два остальных являются членами комиссии по расследованию.

При этом председателем комиссии обычно назначается заместитель руководителя, а одним из членов комиссии обязательно назначается должностное лицо, ответственное за безопасность дорожного движения на предприятии.

В качестве другого члена комиссии может быть назначен работник кадрового аппарата или сотрудник технической службы, если она есть на предприятии.

В отдельных случаях, для объективного расследования, членом комиссии может быть приглашено должностное лицо из посторонней транспортной организации.

Следует знать, что непосредственный руководитель подразделения, водитель которого попал в дорожно-транспортное происшествие, к участию в комиссии не допускается.

Для проведения служебного расследования по факту участия в дорожно-транспортном происшествии транспортного средства, которое принадлежит предприятию, отводится 5 дней.

Если в результате ДТП есть 2 и более погибших, или число пострадавших превышает 4 человека, то служебное расследование должно быть закончено в течение 7 дней.

В тех случаях, когда в аварии погибло семь и более человек, или получили ранения более 14 человек, служебное расследование проводится на уровне региона, и на это законодатель отводит 10 дней.

Сроки определены сжатые, но установленного времени достаточно, чтобы достичь целей служебного расследования.

Образец приказа о служебном расследовании в отношении работника

Служебное расследование обстоятельств ДТП с участием транспорта предприятия начинается с осмотра места происшествия. Обычно, это поручается сотруднику, который отвечает за безопасность дорожного движения на предприятии.

Действия такого специалиста на месте ДТП похожи на действия водителя, однако, ответственность на таком работнике значительно выше. Поэтому его действия должны отличаться тщательностью.

Прежде всего:

  • должна быть оказана помощь пострадавшим в результате аварии;
  • затем принимаются меры к сохранению следов происшествия и недопущению дальнейших столкновений транспортных средств в месте совершения первичного ДТП;
  • принять меры к поиску и установлению личности очевидцев происшествия и получения от них объективных показаний.

Затем следует приступить к сбору информации. Следует иметь в виду, что чем больше информации будет собрано, тем проще будет провести анализ происшествия и сделать выводы о его причинах и условиях.

Современные технические средства позволяют значительно сократить процесс сбора информации, а также предоставляют возможность просмотреть полученные данные всем членам комиссии и руководству предприятия.

Акт служебного расследования дорожно-транспортного происшествия – это специальная форма, которая заполняется во время мероприятий по расследованию ситуации на дороге. Он является внутренним документом фирмы, фиксирующим обстоятельства аварии, участником которой стало средство перевозки, числящееся за предприятием (автомобиль, грузовая машина, автобус, троллейбус и любые другие средства передвижения).

Вся собранная информация относительно общей картины и причин происшествия, фактов нарушения трудовой дисциплины, а также правил внутреннего распорядка компании, согласованного действия сотрудников при выполнении должностных обязанностей, должна быть соответствующим образом письменно зафиксирована. Эта официальная бумага необходима:

  • для выяснения причин происшествия;
  • определения виновных лиц;
  • разработки соответствующих рекомендаций по предотвращению аналогичных ситуаций в будущем и проведения разъяснительной работы в коллективе.

Документ может пригодится также:

  1. для предоставления официальной информации вышестоящим инстанциям, изучающим обстоятельства аварии или инспектирующим деятельность фирмы;
  2. в случае жалоб и судебных разбирательств по делу, связанному с аварийной ситуацией на дороге.

Акт служебного расследования ДТП является составляющей внутренней служебной документации и храниться в кадровой службе или бухгалтерии 5 лет.

После получения извещения о том, что служебная машина стала участником ДТП, издается специальный приказ по организации о создании экспертной комиссии, которая будет расследовать ситуацию. Она представляет собой группу должностных лиц, в состав которой входят:

  • председатель;
  • члены комиссии из числа работников компании.

В комиссию могут быть включены:

  1. руководитель предприятия;
  2. заместители руководителя;
  3. специалист по охране труда или технике безопасности (если имеется);
  4. бухгалтер (для произведения рассчётов относительно убытков);
  5. кадровые работники (которые могут предоставить сведения о водителе);
  6. любые другие должностные лица (согласно распоряжению администрации).

При необходимости могут быть задействованы независимые специалисты, имеющие соответствующие сертификаты (например, автоюристы, медэксперты).

Существуют определенные нюансы, которые составитель акта и руководитель организации должны учесть при проведении служебного расследования по факту ДТП и подготовке документа:

  1. Акт составляется, когда расследование завершено и члены экспертной комиссии обменялись мнениями, придя к определённому выводу.
  2. Данные могут вписываться в форму в виде бланка, а могут оформляться на бумаге формата А4 от руки (для составления документа не предусмотрена единая форма).
  3. Стиль написания – деловой, информационный.
  4. В документе должны указываться точные фактические данные, отсутствовать грамматические ошибки.
  5. Информация подаётся исчерпывающе, но ёмко и лаконично.
  6. Служебная бумага должна содержать название предприятия, порядковый номер, дату оформления, адрес по которому составлялась, данные о транспортном средстве, включая техническую информацию, о его водителе, о месте происшествия, наличии пострадавших.
  7. Обязательными являются выводы и заключение представителей экспертной группы.
  8. Акт считается действительным, если он засвидетельствован подписями председателя, всех членов комиссии и утверждён печатью предприятия.

Скачать бланк акта служебного расследования дорожно-транспортного происшествия

АКТ СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНС ПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

Внимание! Законодательством на проведение служебного расследования по факту ДТП предусмотрен пятидневный срок.

Исключение из правил предусматривается в случае человеческих жертв или большого количества травмированных:

  1. Если погибло два и более человека (либо же четверо и более получили серьёзные травмы), срок расследования увеличивается до 7 дней.
  2. Если количество жертв достигло семи либо же травмировано четырнадцать и более человек, определяется десятидневный срок.
  3. При особо тяжких аварийных ситуациях с многочисленными жертвами, расследование ДТП переходит на более высокий уровень. В таких случаях оно затягивается.

Причиной дорожного происшествия может стать не только человеческий фактор, но и плохое качество дорожного покрытия. При его осмотре должны присутствовать представители дорожной службы, обслуживающей данный участок полотна, которых вызывают на место события представители ГИБДД.

Осмотр дороги должен быть проведён в течение суток с момента аварии. По результатам осмотра на месте происшествия заинтересованной стороной составляется акт, который подписывают стороны конфликта (представители предприятия, чья машина пострадала в результате дефектов дорожного полотна и сами «дорожники»), а также сотрудники ГИБДД.

Таким образом, служебное расследование дорожно-транспортного происшествия – дело недолгое, но ответственное, требующее командной деятельности и чёткой организации. Групповая аналитическая работа по изучению обстоятельств аварии поможет сделать оргвыводы, разработать стратегии повышения безопасности труда и использования транспорта субъектов предпринимательской деятельности, организаций.

  1. Отсутствие на рабочем месте в рабочее время. Отсутствие на рабочем месте в рабочее время свыше 4 часов без уважительной причины именуются прогулом, согласно положению Трудового Кодекса РФ.

    Чаще всего в наказание за прогул сотруднику может быть сделан выговор, но в отдельных случаях, когда прогул работника повлек за собой негативные последствия, препятствующие стандартному функционированию предприятия или организации, работник подлежит увольнению.

    Однако, для того чтобы произвести увольнение работника в соответствии с ТК РФ на основании прогула, требуется ряд действий, одним из которых может быть проведение мероприятий по выяснению обстоятельств, предшествующих прогулу.

  2. Выявление фактов нанесения материального вреда.

    Под материальным вредом, нанесенным предприятию, может пониматься кассовая недостача, намеренное хищение денежных средств или имущества работодателя, порча имущества или производственного инвентаря. Для определения величины нанесенного ущерба обычно используются данные, взятые из бухгалтерского баланса. В отдельных случаях могут быть привлечены независимые эксперты-оценщики.

  3. Злоупотребление должностным положением.

    Еще один вид дисциплинарного нарушения, когда сотрудник предприятия или организации в рамках своей компетенции совершает действия, противоречащие тем, что предусмотрены должностной инструкцией. Например, управляющий торгового центра, ответственный за субаренду, сдает торговые места по заниженной стоимости с целью извлечения собственной выгоды. В ряде прецедентов, связанных со злоупотреблением полномочиями, может потребоваться проведение профессиональной аудиторской проверки для установления виновного лица и степени причиненного ущерба.

При инициации процедуры внутреннего расследования следует придерживаться нескольких принципов:

  1. Принцип объективности. Все мероприятия должны носить непредвзятый характер.
  2. Принцип невиновности. Лицо, в отношение которого проводится расследование, не может считаться виновным до получения результатов, подтверждающих факт дисциплинарного нарушения.
  3. Принцип законности. Процедура проведения служебного доследования опирается на внутреннюю инструкцию предприятия, организации или ведомства, при условии, что такая инструкция не противоречит действующему законодательству.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]