Как привлечь сотрудника ГИБДД к ответственности за нарушение ПДД
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как привлечь сотрудника ГИБДД к ответственности за нарушение ПДД». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Если сотрудник ДПС ведет себя некорректно или нарушает права водителя и его пассажиров, о его действиях необходимо сигнализировать, подав жалобу. Куда именно – зависит от обстоятельств дела. Чтобы добиться положительного решения проблемы, целесообразно заручиться поддержкой юриста.
Пожаловаться на инспектора ДПС можно его руководству, в прокуратуру или суд. Первый вариант подойдет, если представитель ГИБДД общался с водителем некорректно, давал неуместные комментарии, остановил ТС без веских оснований. В ситуации, когда подобное нарушение полномочий за конкретным сотрудником отмечено не впервые, на основании жалобы или личного обращения ему вынесут выговор с занесением в личное дело. Взяв за основу образец жалобы, можно составить собственный документ, который направляется суд.
Куда подавать исковое заявление на представителя ДПС? Данные споры рассматривают в районном суде. Суд рассмотрит жалобу и в течение 60 дней вынесет решение, о котором заявителя уведомят письменно. Исковая давность для обращения в судебные инстанции с образцом жалобы на неправомерные действия инспектора ДПС составляет 3 месяца со дня нарушения прав или превышения полномочий.
Как и за что можно привлечь сотрудника ГИБДД к ответственности
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Гражданская ответственность для водителя наступает, когда им, в связи с управлением ТС, причинен вред другому лицу. Причиненный вред может заключаться во вреде здоровью или во вреде имуществу другого лица.
Водитель может добровольно возместить причинный вред. Если же добровольного возмещения вреда не произошло, тогда пострадавшая сторона вправе его взыскать в судебном порядке. Решение о взыскании вреда с водителя и будет привлечением к гражданской ответственности.
Итак, чтобы привлечь водителя к гражданской ответственности выполните следующие действия:
- рассчитайте сумму вреда, который был причинен действиями водителя
- произведите сбор необходимых документов, подтверждающих сумму вреда
- направьте водителю претензию о возмещении вреда, который им причинен
- в случае отсутствия добровольной оплаты со стороны водителя, подготовьте иск в суд
- подайте иск в суд и примите участие в судебном процессе
- дождитесь решения суда
- при удовлетворении судом требований истца, получите вступившее в силу решение суда и исполнительный лист
- предъявите исполнительный лист судебным приставам
К материальной ответственности может быть привлечен водитель, который трудоустроен по трудовому договору у какого-то работодателя. Материальная ответственность водителя возникает в случае причинения ущерба работодателю. При этом ущерб может быть причинен имуществу работодателя, например, водитель въехал в столб, в результате чего пострадало ТС работодателя. Также ущерб может быть причинен водителем третьим лицам, который обязан возместить работодатель, например, водитель попал в ДТП и был признан виновным. Работодатель после того, как выплатить ущерб пострадавшей стороне, в порядке суброгации может взыскать его с водителя.
Согласно ст. 241 ТК РФ водитель несет материальную ответственность в пределах своей среднемесячной зарплаты. Однако, это не означает, что в определенных случаях водитель не может быть привлечен к полной материальной ответственности, например, когда он привлечен к административке за нарушение ПДД и работодатель возместил третьему лицу ущерб.
Привлечение водителя к материальной ответственности заключается в следующем порядке:
- В случае, когда работник согласен возмещать материальный ущерб, то сумма материального ущерба может удерживаться у него из зарплаты либо работник может сам перечислить работодателю всю сумму ущерба
- Если работник не согласен с суммой материального ущерба или отказывается добровольного его возмещать, тогда работодатель обращается в суд с иском и далее через приставов взыскивает с работника всю сумму ущерба
Уголовная ответственность для водителей возникает только при определенных обстоятельствах, как правило, если правонарушение повлекло причинение тяжкого вреда здоровью, крупный ущерб или смерть человека. Также относительно новый имеется состав в УК РФ, посвященный управлению ТС в пьяном виде, при условии, что лицо уже привлекалось за это к административке.
Процедура привлечения к уголовке заключается в следующем:
- устанавливается факт совершения правонарушения и его последствия
- берутся пояснения с участников ДТП, фиксируются обстоятельства совершенного ДТП
- выносится постановление о возбуждении уголовного дела
- осуществляется допрос обвиняемого, потерпевшего, свидетелей; производится сбор доказательств, при необходимости проводиться экспертиза
- составляется обвинительное заключение
- сформированное уголовное дело направляется на утверждение обвинительного заключения прокурором
- после утверждения обвинительного заключения прокурором дело передается в суд
- в суде проводится судебное следствие, по результатам которого выносится, как правило, приговор. Дело может быть возвращено прокурору, может быть прекращено, может быть постановлен оправдательный приговор либо обвинительный
- при постановлении судом обвинительного приговора, останется выждать время для вступления его в силу, после чего осужденный водитель обязан будет исполнить наказание, которое ему назначено
Что делать, если сотрудник ГИБДД нарушает закон
г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5
остановка транспорта Гагарина
Трамвай: А, 8, 13, 15, 23
Автобус: 61, 25, 18, 14, 15
Троллейбус: 20, 6, 7, 19
Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67
Разумеется, может. Было бы наивно полагать обратное, ведь тогда по дорогам нашей страны жулики всех мастей беспрепятственно перевозили бы контрабанду, наркотики, оружие, пленных людей и так далее. Сотрудник полиции имеет полное право вскрывать контейнеры, находящиеся под таможенным контролем, следующие под таможенными пломбами. Единственная дополнительная обязанность для инспектора в таком случае — доложить в дежурное отделение подразделения ДПС и получить “добро” (п. 205 Регламента). Отдельный привет всем, кто считает, что если перевозить опасные грузы по «двойным документам» под пломбой, ничего не будет потому что сотрудник ГИБДД не сможет проверить груз в опломбированном грузовике.
Статья будет полезна водителям транспортных средств, особенно начинающим. Из статьи вы узнаете, какие права и обязанности имеются у водителя, автомобиль которого остановил инспектор ДПС ГИБДД, какими правами наделен инспектор, какие у него обязанности связанные с остановкой транспортного средства. Изложение прав и обязанностей сопровождается ссылками на законодательство, действующее на момент написания статьи.
Данной статьей можете воспользоваться как шпаргалкой в случае, если вас остановили сотрудники ДПС. Чтобы долго не искать ее, добавьте ссылку на статью в свою учетную запись в социальных сетях, для этого ниже есть кнопки «поделиться».
Внимание!
20 октября 2017 года вступил в силу новый Административный регламент, утвержденный Приказом МВД России от 23.08.2017 года № 664, а точнее указанный Приказ «Об утверждении Административного регламента исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области безопасности дорожного движения»
В связи с этим некоторые положения, указанные в данной статье претерпели изменения с обозначенной даты. Однако много того, что написано ниже настоящего примечания перекочевало в новый Регламент, чему-то не нашлось в нем места.
Первое что хочется отметить, это то, что по старому 185 Приказу МВД от 02.03.2009 года остановка автомобиля не на стационарном посту ДПС для проверки документов являлась нарушением со стороны инспектора указанного Приказа. Новый Административный регламент дает право инспектору ДПС ГИБДД остановить автомобиль для проверки документов в любом месте, за исключением мест, в которых в соответствии с ПДД остановка запрещена.
Одновременно ужесточились требования к проверке документов. По новому Регламенту, где бы не остановил инспектор ГИБДД для проверки документов, на стационарном посту, или в ином месте, ему теперь нужны для этого основания (п. 106 нового Регламента).
Остальные основания для остановки транспортного средства, указанные в Приказе №185 остались прежними, однако к ним добавилось еще несколько. Например, сотрудник ГАИ может останавливать транспортные средства для обеспечения проезда автомобилей специального назначения, в том числе скорой помощи, МЧС и иных машин аварийно-спасательных служб.
Кроме того работнику ДПС предоставлено право проверять документы не только у водителя, но и у пассажиров. Однако такое право возникает тогда, когда имеются основания подозревать, что они совершили преступление или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания.
Также в старом Регламенте было четко определено, что водитель вправе при общении с инспектором ГИБДД снимать его действия на видео или вести аудиозапись, а инспектор в свою очередь не вправе препятствовать этому. Новый Административный регламент такое право водителя не содержит. Зато право инспектора производить видео или аудио запись осталось. Значит ли это, что водители лишились права запечатлеть общение с сотрудниками ДПС ГИБДД? Об этом читайте в одной из следующих статей раздела блога – «Дела дорожные».
В новом Регламенте просьба сотрудника ГИБДД выйти из автомобиля так и осталась просьбой, в требование не трансформировалась. Случаи, при которых инспектор может попросить водителя выйти из машины, остались прежними. В каких случаях такая просьба становиться требованием, а у водителя возникает обязанность выйти из-за руля, как и обещал в данной статье, можно будет узнать из новых публикаций.
Ссылки на новые публикации раздела блога – «Дела дорожные», имеющие отношение к правам и обязанностям водителя, а также инспектора при остановке им автомобиля, будут даны ниже в настоящем примечании.
Ссылки на статьи:
Можно ли снимать на видео сотрудника ДПС ГИБДД с 20 октября 2017 года?
Законодательно закреплены 10 оснований для остановки транспортного средства, перечень которых содержит Административный регламент, утв. Приказом МВД России от 02.03.2009 № 185 (далее – Административный регламент или Регламент). Эти основания указаны в п. 63 Регламента.
Основаниями к остановке являются:
-
установленные визуально или зафиксированные техническими средствами нарушения ПДД;
-
наличие данных о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступлению или административному правонарушению;
-
наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях, а также, если имеются основания полагать, что т/с находится в розыске;
-
необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
-
необходимость привлечения водителя в качестве понятого;
-
выполнение распорядительно-регулировочных действий;
-
необходимость использования транспортного средства (транспортные средства граждан могут быть использованы сотрудниками полиции в исключительных случаях, например, для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия поврежденных транспортных средств и др. неотложных случаях);
-
необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
-
проведение специальных мероприятий, связанных с проверкой транспортных средств, находящихся в них лиц и перевозимых грузов (такие мероприятия проводятся на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции;
-
проверка документов, таких как водительское удостоверение, доверенность, полис ОСАГО документов на транспортные средства и перевозимые грузы, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).
Как обжаловать действия сотрудника ГИБДД по образцу
- Автомобильное право
- Сколько покрывает страховка ОСАГО при ДТП?
- Что делать, если виновник ДТП без страховки ОСАГО?
- Правила определения степени тяжести вреда здоровью
- Как вести себя и что говорить на суде по лишению водительских прав?
- Как самостоятельно составить схему ДТП?
- Чем отличаются водительские права на автомат и механику?
- Как переоформить авто на нового владельца
- Как оспорить штраф за парковку в Москве?
- Как снять арест с автомобиля?
- Подача в суд на страховую компанию: порядок действий
- Семейное право
- Наследственное право
- Земельное право
- Трудовое право
- Автомобильное право
- Уголовное право
- Недвижимость
- Финансы
- Налоги
- Льготы
- Ипотека
Законодательством Российской Федерации предусмотрен ограниченный перечень оснований, по которым сотрудником ГИБДД может быть остановлено транспортное средство, участвующее в дорожном движении. Среди таковых:
- Нарушение водителем правил дорожного движения;
- Подозрения о том, что машина находится в угоне или является орудием совершения преступления;
- Возникновения необходимости опросить водителя или пассажиров, равно как и просить их содействия в решении задач, обусловленных служебной необходимостью;
- Наличие информации о недопустимости участия транспортного средства или лица им управляющего в дорожном движении;
- Необходимость проверить документы на право управления машиной и перевозку груза.
Вступая в разговор с представителем дорожной полиции необходимо помнить о том, что он является должностным лицом, исполняющим свои обязанности, и придерживаться уважительного и спокойного тона ведения беседы. В то же время, не стоит забывать о собственных гражданских правах и не терять чувства собственного достоинства. Чрезмерная нервозность, заискивания едва ли будут способствовать конструктивному диалогу, так же как и явная грубость или ирония. Если имеют место неправомерные действия сотрудника ГИБДД им не стоит подчиняться, а нужно вежливо, но твердо указать на недопустимость подобного.
Так, в частности, представитель дорожной полиции не в праве:
- Вести себя грубо, употреблять оскорбительные формулировки и жесты;
- Делать водителю замечания, в том числе и справедливые, в присутствии пассажиров;
- Настаивать на передаче ему в руки водительского удостоверения. Вполне достаточно демонстрации документов, так как сотрудник ГИБДД может просто не вернуть права, лишив возможности продолжать движение;
- Требовать передачи ему управления транспортным средством для перемещения его на штрафную стоянку;
- Предлагать пройти тест на употребления алкоголя при помощи подручных средств, таких как пластиковые стаканчики, бумажные пакеты и т.п.
Инспектор ДПС увидел/снял на видео нарушение, но не остановил – что будет?
Инспектор при остановке обязан:
- представиться, а по требованию водителя предъявить в развернутом виде служебное удостоверение (не выпуская его из рук);
- сообщить причину остановки;
- не мешать водителю делать фото или снимать видео общения со стражем правопорядка.
Попался невоспитанный инспектор, который не представляется и «ксиву» не показывает? Да еще не дает на телефон его беспредел снимать? Еще один повод для кляузы.
Пройдя тест, абсолютно трезвый водитель с удивлением обнаруживает положительный результат. Серьезность наказания за управление авто в нетрезвом состоянии побуждает договориться с автоинспектором мирным путем, без составления протокола. Естественно, за определенное вознаграждение. Этим часто пользуются патрульные, применяя различные способы:
- Использование «липового» алкотестера. Для этого исправный прибор, не состоящий на балансе ГИБДД, перепрошивают. Результат — всегда положительный тест на алкоголь. Действия водителя: требовать документы (акт проверки, сертификат) на прибор, внимательно сверять номера на пломбах и самом приборе с записями. Акт должен быть в оригинале, а не ксерокопия, с настоящей печатью.
- Использование одноразового мундштука с заранее введенным алкоголем. Допустим, водитель выражает несогласие с первым результатом теста и требует провести повторную проверку (имеет право). Инспектор предлагает гражданину самостоятельно вскрыть упаковку с одноразовым мундштуком. Обман заключается в том, что в упаковку шприцем с тонкой иглой ввели каплю спирта. Результат — положительный тест на алкоголь. Действия водителя: заранее принюхаться к раскрытой упаковке и привлечь внимание свидетелей, требовать другой мундштук.
- Проверка на алкоголь в патрульном автомобиле (только зимой). Ссылаясь на погрешность прибора при сильном морозе, инспектор приглашает водителя в служебное авто, где в процессе пробного забора воздуха включается омыватель. Взволнованный водитель не реагирует на пары спирта из омывателя и получает положительный результат на алкоголь. Действия водителя: требовать проветрить авто и повторно откалибровать прибор.
Сложнее раскрыть обман, если инспектор находится в сговоре с медработником наркодиспансера при медицинском освидетельствовании. В этой ситуации необходимо потребовать, чтобы процедуру проводили с видеофиксацией. На камеру выразить несогласие с результатом и потребовать альтернативного исследования: лабораторного анализа мочи. Такой результат подделать гораздо сложнее.
Если инспектор озвучивает претензию и демонстрирует показания радара, не подтверждая измерение скорости никакими другими фактами, то право водителя — требовать проверки прибора. Основание — радар не выдает сведений о том, скорость какого именно транспортного средства (марка, номер) была измерена в конкретный отрезок времени. Поэтому доказывать виновность должен сотрудник ГИБДД. Водителю стоит попросить:
- Акт метрологической поверки радара (его наличие предусмотрено в КоАП — ст. 26.8);
- Паспорт от завода-изготовителя, который должен подтверждать, что прибор действительно является измерительным. Данный документ дает возможность проверить, не является ли радар учебным пособием (выставочным экземпляром);
- Сертификат.
Как правило, акт поверки отсутствует либо находится в дежурной части. Остальные документы в ходе судебной тяжбы могут свидетельствовать о том, что показания прибора нельзя принимать во внимание. Дополнительно при измерении скорости также учитывается закрепление радара, расстояние до автомобиля, направление движения, допуск на погрешность (не менее 1 км/ч). Спорить с инспектором стоит только в том случае, если скорость машины находилась в пределах нормы.
Подобные претензии идут в ход, когда предъявить водителю особо нечего. Касательно ремней безопасности водитель может пояснить, что они были отстегнуты в то время, когда инспектор приближался к остановившемуся автомобилю. Причина — с пристегнутыми ремнями неудобно доставать документы. Не существует нормы, согласно которой нужно пристегиваться в стоящей машине.
Совет водителям: не стоит прятать ремни под задние сидения, в этом случае оправдаться будет сложно.
Вины водителя в том, что табличка с номерами не читается, нет (он номера намеренно не пачкал), следовательно, и наказание не предусмотрено. Но есть норма ПДД, которая запрещает использовать транспортное средство с номерным знаком, не соответствующим ГОСТу. Стандарты указывают, что номера должны читаться с расстояния 20 м в ночное время (при освещении фонарем). То есть подобная претензия ночью может иметь основания, а вот днем инспектору придется создать аналогичные ночным условия, чтобы доказать нечитаемость номера. Как правило, водитель просто приводит номерной знак в соответствие с ГОСТом (вытирает).
Административная ответственность за нарушения Правил порожного движения
Передвижение тихоходного транспорта по узкой дороге обычно вызывает недовольство едущих сзади машин. Идти на обгон через сплошную не стоит, даже если поблизости не видно поста. Машина ГИБДД может появиться внезапно, поскольку такой сценарий на дороге подстроен. Водителя, который нарушил правила, пугают лишением прав (КоАП, ст. 12.15. часть 4). Водитель в такой ситуации должен настаивать на квалификации нарушения по статье 12.15.3, которая предусматривает выезд через полосу плюс объезд препятствия (наказание — штраф до 1,5 тыс. руб.).
Также можно настаивать, что трактор или грузовик остановился, чтобы дать возможность его объехать. Если водитель тихохода в доле, то автоинспектор может пригласить его для дачи пояснений. В этом случае можно потребовать, чтобы этому водителю также выписали штраф, согласно статье 12.15.1.1. КоАП., поскольку он вовремя не уступил место транспорту и создал помеху движению. К сожалению, в любом случае придется платить штраф, поскольку нарушение имело место.
Основания для привлечения к ответственности автоинспектора изложены в его должностной инструкции. Документ указывает, что сотрудники ГИБДД несут персональную ответственность за свои действия в рамках служебных полномочий. Если нарушаются права участников дорожного движения (водителей, пассажиров, пешеходов), то виновное должностное лицо понесет наказание. Действующим законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность.
КоАП регламентирует (ст. 2.4) наступление ответственности за действие либо бездействие. Например, незаконное ограничение автоинспектором прав на эксплуатацию авто предусматривает наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб. (ст. 12.35). Уголовный кодекс за существенное нарушение прав при исполнении предусматривает одно из наказаний: штраф до 80 000 руб., лишение права занимать должность на 5 лет, арест до полугода, заключение до 4 лет. Возмещение вреда, причиненного противоправными действиями (бездействием) сотрудника, предусмотрено в Федеральном законе №3 «О полиции» (ст. 33).
Протокол – это технический документ, который только фиксирует обстоятельства и место предполагаемого нарушения. И обжаловать его можно только тогда, когда его составитель допустил грубую техническую ошибку и только в суде.
Но закладываться на это нет смысла, потому что это случается нечасто. Поэтому, если вы полностью уверены в своей правоте, то обжаловать надо документы, которые, основываясь на данных протокола, подтверждают нарушение со ссылкой на невыполненный пункт правил и суммой штрафа, а именно:
- постановление по делу о правонарушении;
- решение суда.
1. данные, подтверждающие нахождение автомобиля не в месте произошедшего нарушения, а в другом.
Так, особенно много было ошибок в чтении номеров автомобилей с самого начала активной видеофиксации, то есть примерно с 2011 года. Плохо читаемый номер машины и невнимательность проверяющих эти данные контролеров были частыми причинами направления административного решения абсолютно не тому адресату.
Справедливым будет отметить, что в настоящее время работа видеофиксации давно налажена и ошибки имеют единичный характер. И все есть случаи, когда постановление ошибочно направляется не нарушителю, а другому лицу. Именно в таких ситуациях доказательством своей непричастности к ситуации с несоблюдением ПДД будут являться данные о месте нахождения машины владельца в другом месте: на ремонте, на парковке и т.д.
2. данные, подтверждающие, что за рулем были не вы (такой факт является основанием для освобождения от ответственности, даже при условии принадлежности ТС вам, а не иному лицу);
3. пояснения свидетелей о том, что нарушения как такового не было. Это более редкий вид доказательств, представляемый в суде по административным делам, связанным с ПДД, поскольку таких очевидцев крайне трудно найти. Безусловно, законом предусмотрена состязательность любого судебного процесса, и письменные пояснения других людей могут быть признаны в качестве опровержения вины. В то же время, когда требуется обжаловать штраф ГИБДД с камер, таких свидетелей предоставить практически невозможно.
Скорее, доказательства такого рода возможно собрать при составлении протоколов в присутствии потенциального нарушителя сотрудником ГИБДД, когда ясно, за что привлекается водитель и что необходимо опровергать.
4. предоставление технических характеристик своего автомобиля, поскольку в некоторых случаях постановление о привлечении к ответственности за существенное превышение скорости опровергается объективной невозможностью конкретной машины превысить высокий показатель на спидометре.
5. указание на процессуальные нарушения. Хотя они не являются прямым доказательством невиновности гражданина, все же наличие таковых может иметь достаточно существенное значение.
Так, если при составлении протокола вы просили внести в графу «свидетели» лиц, которые, по вашему мнению, на вашей стороне, и инспектор этого не сделал, то об этом стоит написать в жалобе, поскольку такие действия не соответствуют законному порядку.
Также нужно внимательно относиться к проставлению своей подписи в момент составления – если вы изначально не согласны с протоколом, так и нужно писать в нем, не допуская, чтобы за вас дежурную фразу «с протоколом согласен» внес сотрудник автоинспекции. Таким образом, суду будет представлено доказательство того, что вы с самого начала инцидента считали, что привлечение к ответственности необоснованно.
Как защититься от произвола сотрудников ГИБДД?
Бланков для составления подобного рода жалоб не существует, но одним из факторов принятия положительного решения все-таки является ее правильное с юридической точки зрения оформление. Жалоба должна иметь примерно такой формат:
- В верхней правой части указываются последовательно полные реквизиты адресата, заявителя и его юридического представителя, если таковой имеется.
- Затем причина составления жалобы (необоснованный протокол или постановление о наказании, составленное на его основе).
- Дата и место происшествия.
- Подробные обстоятельства с указанием действующих лиц.
- Описание действий работников ДПС. То есть должность и фамилия инспектора, составившего протокол, номер протокола, номер постановления с указанием предположительно нарушенных пунктов ПДД и величину наказания.
- Указание на неточности и нарушения при оформлении протокола и ваше видение происшедшего.
- Доводы в пользу вашего варианта.
- Ссылку на показания свидетелей или наличие какого-либо документального подтверждения вашей правоты.
- Далее следует просьба о возможном назначении экспертизы для проверки ваших объяснений.
- И в заключительной части должна быть просьба о снятии или смягчении наказания.
- В самом конце ставится дата и подпись заявителя и его юридического представителя.
У нас вы можете жалобы, чтобы обжаловать протокол об административном правонарушении ГИБДД.
Неважно куда подается жалоба, начальнику ГИБДД, в прокуратуру или суд, принцип ее составления одинаковый. Важно, чтобы происшествие было описано в хронологическом порядке. Так как единой, утвержденной законодательством формы не существуют, заявитель может создать ее в свободной форме, ориентируясь на готовый образец жалобы. При этом рекомендуется быть предельно внимательным, осторожным и не допускать ошибок. Обязательно указываются следующие сведения:
- Адресат (кому направляется документ);
- Полные данные о заявителе (ФИО, адрес, указанный в прописке и фактическое место проживания, почтовый индекс, мобильный номер телефона);
- Полные данные о нарушителе (ФИО инспектора и его значка, занимаемая им должность);
- Место и время совершения правонарушения;
- Подробное описание случившегося и изложение фактических претензий;
- Реквизиты из вынесенного постановления сотрудником ГИБДД;
- Дата создания жалобы и подпись заявителя.
К жалобе рекомендуется приложить доказательства факта нарушения закона гаишником. Для этой цели подойдет копия постановления и протокола, составленные им или фотографии (видео) с видеорегистратора автомобиля. Также можно привлечь свидетелей, находившихся в тот момент неподалеку и наблюдавших ситуацию со стороны. Это все поможет доказать вину провинившегося на случай, если он начнет отпираться и не будет соглашаться с выдвигаемыми к нему обвинениями. Следует отметить, что чем больше будет указано информации о сотруднике ГИБДД, нарушившем закон, тем быстрее его привлекут к ответственности.
Далеко не всегда водитель согласен с выписанным на него штрафом за нарушение ПДД, которое, по его мнению, он не совершал. В этом случае следует четко знать, какие шаги и в какой последовательности предпринять для подтверждения собственной невиновности. Инспектор ГИБДД, остановивший машину за нарушение правил, составляет протокол и оформляет постановление о применении штрафных санкций к водителю. Если водитель уверен в своей правоте, он может оспорить законность предъявляемых ему обвинений.
Как это сделать? Имеет ли право владелец транспортного средства обжаловать протокол ГИБДД? Куда следует обращаться с жалобой, и какие документы необходимо к ней приложить? Сколько времени даётся на обжалование протокола ГИБДД? Ответим на эти вопросы в данной статье.
В протоколе, который оформляется инспектором ГИБДД, как правило, указываются сведения о водителе транспортного средства, находившемся за рулем в момент происшествия, детали самого происшествия, статьи закона, на которые опирался инспектор при составлении протокола. Кроме того, документ содержит раздел с объяснениями водителя, в котором можно изложить своё видение ситуации. Если у происшествия были свидетели, их данные также заносятся в протокол.
Полный перечень прав и обязанностей граждан при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД также определяет административный регламент МВД. В соответствии с ним, лица имеют право обжаловать действия или бездействия инспектора, которые привели к нарушению прав и свобод. Обращаться необходимо к вышестоящему должностному лицу или главе государственного органа.
Чтобы написать жалобу на сотрудника ГИБДД, человек обязан знать действующее законодательство и ПДД. Это позволит удостовериться в том, что нарушение действительно было совершено. В иной ситуации жалоба рассмотрена не будет.
Привлечение водителя к ответственности
Согласно административному регламенту, жалобу на сотрудника ГИБДД нужно направлять в территориальное подразделение МВД, чей сотрудник допустил нарушение действующего законодательства. Если человек хочет обжаловать решение руководителя учреждения, заявление рассматривают вышестоящие должностные лица на районном и региональном уровнях. Если подобные меры результата не возымели, возможно обращение в прокуратуру или суд.
В административном регламенте не указан точный перечень документов, который потребуется предоставить для того, чтобы водитель обосновал подачу жалобы на сотрудника ГИБДД. Достаточно правильно оформленного заявления. Однако сформировать доказательную базу всё же необходимо. В дополнение к заявлению можно приложить протокол об административном правонарушении. Дополнительными доказательствами могут выступать фото и видеосъемка, аудиозаписи.
Существует ряд нюансов, которые стоит учитывать при написании заявления с жалобой на сотрудника ГИБДД. Лучше составлять печатный документ. Это позволит корректировать ошибки и даст возможность избежать возникновения проблем с чтением документа, которые могут возникнуть из-за неразборчивого почерка.
Нельзя вешать оскорбительные ярлыки на лицо, допустившее нарушение. Так, использование термина “взяточник” недопустимо. В иной ситуации на заявителя может быть направлен ответный иск с требованием о привлечении к ответственности за оскорбление.
Если присутствуют свидетели, нужно официально привлечь их к делу. В этой роли могут выступать и пассажиры, но только в том случае, если они не являются родственниками водителя.
Если возможность предъявить документальные доказательства отсутствует, в процессе судебного разбирательства разрешается подать ходатайство об истребовании доказательств. Заявитель должен обозначить факт невозможности предъявить их лично и указать государственные органы, которые смогут это сделать.
Инспектор ГИБДД, имеющий специальное звание, так же как и любой сотрудник полиции, за нарушение Правил дорожного движения (ПДД РФ) и совершение административного правонарушения в области дорожного движения, которые регламентируются главой 12 КоАП РФ, несет ответственность на общих основаниях, о чем прямо сказано в статье 2.5 КоАП РФ.
В некоторых случаях при наличии служебной необходимости сотрудник ГИБДД может отступать от требований ПДД РФ, но при этом в обязательном порядке на патрульном автомобиле должен быть включен проблесковый маячок. А чтобы при отступлении от требований ПДД РФ иметь преимущество перед другими участниками дорожного движения, к проблесковому маячку должен включаться звуковой сигнал. Это требование прописано в главе 3 ПДД РФ.
Если нарушение ПДД РФ осуществлено без проблескового маячка или есть подозрение, что при включенном маячке отсутствовала служебная необходимость, то в отношении сотрудников ГИБДД имеются основания для возбуждения дела об административном правонарушении.
Что могут сотрудники ДПС и как вести себя при остановке на дороге
Прежде всего, необходимо определиться с тем, что считается взяткой. Её определение в российском праве даёт Уголовный кодекс в ст. 290:
- «Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.»
Это означает следующее:
- Деньги или иные материальные ценности передаются должностному лицу. Инспектор ГИБДД, будучи при исполнении, к ним относится.
- Взятка даётся за действия, которые входят в полномочия такого лица. Если, к примеру, у вас сломалась машина, добрый инспектор разрешил вызвать эвакуатор со своего личного телефона, а вы в знак благодарности дали ему за это денег – взяткой это считаться не может: в обязанности ГИБДД предоставление услуг связи не входит, поэтому деньги будут считаться подарком. Правда, если при этом вы расщедритесь и дадите инспектору больше 3 000 рублей, он обязан будет сдать эти деньги в кассу: принимать подарки свыше этой суммы должностным лицам от граждан запрещено.
Сотрудник ГИБДД, взявший от водителя деньги за то, чтобы не составлять протокол, либо составить его о менее тяжком нарушении, совершает уже не административное нарушение, а уголовное преступление. И в этом случае его ждёт наказание по ст. 290 УК РФ:
- За малый размер (до 25 тысяч рублей) – от штрафа до 1 миллиона рублей до лишения свободы до 3 лет.
- За значительный размер (свыше 25 тысяч) – от штрафа до полутора миллионов рублей до лишения свободы на срок до 6 лет.
- За крупный размер (от 150 тысяч) – от штрафа до 4 миллионов до лишения свободы на срок от 7 до 12 лет. То же самое наказание ждёт и инспектора, откровенно вымогавшего взятку.
- За особо крупный размер (свыше 1 миллиона) – от штрафа в 3 миллиона до лишения свободы от 8 до 15 лет.
- Если при этом взятка взята за заведомо незаконные действия (например, при ДТП инспектор указал в документах виновником совсем другое лицо, хотя и знал правду) – штраф от полумиллиона до 2 миллионов, либо лишение свободы от 3 до 8 лет.
При этом нужно помнить, что лишение свободы и штраф друг друга не исключают: посаженный инспектор вполне может дополнительно заплатить штраф. Кроме того, дополнительно ему может быть запрещено занимать определенные должности на разные сроки – в зависимости от тяжести преступления.
Но пусть инспектора самого волнуют те проблемы, которые возникают в том случае, если он примет взятку. Что ждёт автомобилиста?
И здесь уголовное законодательство сообщает о крайне невесёлых последствиях. Ст. 291 УК РФ сообщает следующее:
- За дачу взятки в малом размере – от штрафа до 500 тысяч рублей до лишения свободы сроком до 2 лет.
- За дачу в значительном размере – от штрафа до миллиона до лишения свободы на 5 лет.
- В крупном размере – от штрафа не менее 1 и не более 3 миллионов до лишения свободы от 7 до 12 лет.
- В особо крупном размере – от штрафа минимум в 2 , а максимум в 4 миллиона рублей либо лишение свободы от 8 до 15 лет.
- Если взятка давалась за заведомо незаконные действия инспектора – от штрафа до полутора миллионов до лишения свободы сроком до 8 лет.
Как и в случае с получением взятки, лишение свободы может сочетаться со штрафом и лишением прав. Размер взятки рассчитывается так же, как и в случае с её получением.
Даже в том случае, если вы не сами даёте взятку, а выступаете лишь посредником, это является преступлением в силу ст. 291.1 УК РФ. Наказание здесь тоже зависит от размера взятки и составляет от штрафа минимум в 700 тысяч рублей до лишения свободы на 12 лет.
К сожалению, не всегда инспекторы дорожно-патрульной службы действуют в интересах граждан и законодательства РФ. Время от времени для некоторых из них важнее становится собственный карман.
Начинаются необоснованные остановки, странные претензии к водителям, попытки склонить их к нарушению закона и т. д.
Как вести себя в этой ситуации? Что делать, если ДПС требует деньги, угрожая вам лишением прав или даже конфискацией ТС? Попробуем разобраться.
- Остановив автомобиль по требованию ГИБДД, заглушите двигатель, заблокируйте двери и приоткройте окно на 10 – 15 см, чтобы через него можно было передать необходимые документы. Выходить из машины для уточнения причин остановки не обязательно.
- Включите видеорегистратор или видеокамеру, направьте в сторону водительской двери. Если есть диктофон, включите и его. Чем больше средств фиксации информации, тем надежнее будет ваша доказательная база в случае превышения инспектором должностных полномочий.
- Как только сотрудник ДПС подошел к вам и представился, попросите его предъявить удостоверение. Перепишите ФИО инспектора, сведения о подразделении, номер документа, номер значка и т. д. Для видеофиксации проговаривайте всю информацию вслух.
- Если инспектор не называет причину остановки, напомните ему, что он нарушает Административный регламент (Приказ №185, п. 19). Попросите его указать статью КоАП РФ, по которой он собирается привлечь вас к ответственности. Если у вас есть на руках актуальная версия Кодекса, сверьте полученные сведения.
- На требования открыть багажник и предоставить автомобиль для досмотра спросите, будет ли составлен протокол и привлечены понятые. Без протокола сотрудник имеет право проводить только внешний осмотр машины.
- Что делать, если ДПС требует взятку и утверждает, что вы находитесь в состоянии наркотического или алкогольного опьянения или грубо нарушили ПДД? Скажите, что вы готовы пройти медицинское освидетельствование и заплатить установленный законом штраф. Попросите выписать вам квитанцию и составить протокол об административном правонарушении.
- Ведите себя предельно корректно, не демонстрируйте агрессии или волнения. Не реагируйте на явные провокации и не пытайтесь оправдаться перед инспектором. Помните, что доказывать наличие или отсутствие правонарушения – обязанность сотрудника дорожного патруля, а не ваша.
Что делать, если ГИБДД просит взятку, проигнорировав все требования законодательства, регламент и включенный видеорегистратор? Стоит ли идти на поводу и пытаться урегулировать конфликт на месте, не прибегая к каким-либо инструментам воздействия на нерадивого инспектора патрульной службы?
Ни в коем случае. Помните об уголовной ответственности за дачу взятки или посредничество. Даже если вы действительно нарушили ПДД, лучше заплатить штраф или временно лишиться водительских прав, чем получить судимость.
Последние обсуждения на форуме:
- Учусь в автошколе. Инструктора не могут однозначно ответить на
- Можете разъяснить в деталях , как правильно въезжать .
- Кто будет виновник аварии в данной ситуации?
- Правда, что начали выдавать права с 17лет? Многие СМИ утверждают.
- Учусь в автошколе экзамены будут в апреле, распространится ли
Проще всего сразу обратиться по номеру горячей линии с указанием имени и должности сотрудника, который превысил свои полномочия. Факт нарушения будет зафиксирован и в тоже время начнется внутренняя проверка служащего инспекции. Кроме того, можно обратиться с заявлением в следующие инстанции:
- Прокуратура — если нужно привлечь полицейского к уголовной ответственности;
- Суд — если нужно доказать неправомерность действий со стороны госавтоинспектора и отменить их последствия;
- Контрольно-профилактический отдел ГИБДД — для проведения по отношению к сотруднику тщательной служебной проверки.
- Приемная омбудсмена области — если на лицо явный коррупционный заговор.
Чтобы заявление на нарушителя точно достигло своей цели, лучше использовать бумажный вариант бланка и лично отвезти копии в каждую инстанцию.
Дисциплинарная ответственность за нарушение ПДД
В данном случае заполнить форму можно по официальному образцу либо попросить о помощи квалифицированного юриста. Главным требованием к заявлению является наличие персональных данных обоих сторон, показания свидетелей и подробное изложение происшествия. Нередко судом назначается проведение независимой экспертизы для прояснения ситуации. На его основании принимается окончательное решение в спорном вопросе.
Существует несколько органов, регулирующих деятельность Госавтоинспекции, это:
- Следственный комитет РФ;
- Органы прокуратуры;
- Управление собственной безопасности при МВД;
- Лица, занимающие управляющие должности во внутренней структуре Госавтоинспекции.
Любой из этих органов может применять карательные методы разной степени тяжести по отношению к сотрудникам службы дпс. Кроме того, каждое привлечение гаишника к дисциплинарной ответственности заносится в его личное дело.
Согласно Федеральному закону “О порядке обращения граждан в государственные органы” срок рассмотрения жалоб населения составляет 30 рабочих дней с момента подачи заявления. В некоторых случаях этот срок может быть увеличен еще на 30-40 дней.
Вопрос: как узнать приняли заявление на рассмотрение или нет?
Ответ: чтобы отслеживать статус заявления нужно воспользоваться контактным телефоном или сайтом организации, в которую подавалось жалоба.
Нередко бывает так, что в ответ на жалобу приходит письмо с сообщением по типу: “мы вас услышали и приняли меры, большое спасибо за бдительность”. В этом случае необходимо подать повторное заявление в вышестоящую инстанцию. В другой ситуации документ и вовсе может потеряться и не дойти до адресата (чтобы этого избежать бланки заполняются в двух экземплярах с проставлением печати на каждом из них). К сожалению, в обоих случаях есть вероятность повторного получения такой же “отписки”.