Взыскание ущерба от ДТП с собственника авто
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Взыскание ущерба от ДТП с собственника авто». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Прежде чем перейти к описанию процедуры возмещения ущерба при ДТМ с виновника, необходимо разобраться, что понимается под термином «ущерб». Несмотря на часто практическое применение, далеко не все заинтересованные стороны понимают, что он означает. Ущерб при ДТП формируется из трех основных составляющих, каждая из которых требует отдельного рассмотрения.
Владелец или собственник: кто ответит за ДТП
Представляет собой повреждение или лишение имущества, а также других благ, выраженное в денежном исчислении. Речь идет не только о транспортном средстве, но и перевозимых грузах или другой собственности, которая находилась в автомобиле в момент аварии.
Главное, что нужно помнить – материальный ущерб относится к страховым, поэтому возмещается в рамках обязательного и добровольного страхования. Материальный ущерб делится на три вида:
- непосредственный вред имуществу потерпевшей стороны;
- затраты, которые предстоят и связаны с восстановлением или ремонтом имущества;
- упущенная прибыль, которая могла быть получена при дальнейшей эксплуатации вышедшего из строя имущества.
Возмещение материального ущерба в рамках обязательного страхования по ОСАГО предусматривает получение до 400 тыс. руб. Выплата осуществляется страховой компанией, которая выдала полис владельцу автомобиля, ставшего причиной ДТП.
Сумма выплаты со стороны страховой компании может быть увеличена при оформлении полиса КАСКО. Если ущерб превышает покрытие по страховке пострадавшей стороне придется обращаться в суд.
Название этой разновидности ущерба при ДТП не требует дополнительных комментариев и пояснений. В рамках страхового покрытия по ОСАГО возможна выплата до полумиллиона рублей. Конкретная сумма определяется в зависимости от тяжести нанесенного вреда по правилам, принятым конкретной страховой компанией.
Если речь идет о тяжком увечье, допускается возмещение ущерба в более серьезном размере. Но для этого потребуется обращение в суд и соответствующий вердикт судьи. Судебное решение потребуется и в том случае, если у виновной стороны отсутствует страховка.
Базовый принцип расчета размера компенсации, заложенный в законодательстве, предусматривает выплату суммы, достаточной для восстановления исходных характеристик транспортного средства. Обязательным условием выступает учет степени износа автомобиля до момента попадания в ДТП.
Стандартные правила расчета компенсации предусматривают включение в итоговую сумму следующих расходов:
- ремонт и восстановление транспортного средства;
- транспортировка машины с места аварии в автосервис;
- уменьшение товарной стоимости авто (рассчитывается для автомобилей со сроком эксплуатации до 5 лет или уровнем износа в пределах 35%);
- все виды морального вреда, причиненного потерпевшей стороне;
- потерянный заработок, затраты на лечение и другие подобные расходы, непосредственно связанные с ДТП;
- сопутствующие обращению в суд затраты – услуги независимого оценщика и/или юриста, почтовые расходы и т.д.
После определения размера возмещения, который необходимо получить с виновной стороны, следует переходить к следующему этапу процедуры взыскания. Она предусматривает два варианта получения компенсации – добровольный (досудебный) и принудительный (с помощью суда).
Такой вариант решения проблемы на практике встречается нечасто. Тем более – если речь идет о серьезной сумме, необходимой, например, для ремонта дорогостоящей иномарки. Действующее законодательство предусматривает достаточно четкую процедуру досудебного урегулирования проблемы возмещения ущерба. Она предусматривает следующие действия потерпевшей стороны:
- получение справки из ГИБДД, подтверждающей факт ДТП и виновника аварии;
- обращение в страховую компанию для подтверждения отказа выплачивать требуемую сумму;
- проведение оценки размера ущерба, которой занимается независимый эксперт;
- направление виновной стороне претензии.
Последний документ заслуживает особенно пристального внимания. Он составляется в произвольной форме и включает следующую информацию:
- сведения о виновной стороне как адресате документа;
- обстоятельства ДТП;
- описание сути проблемы, которая заключается в недостаточности компенсации, полученной в рамках страховки;
- претензия в адрес виновной стороны, включая сумму ущерба;
- подпись заявителя.
В претензии обязательно указывается не только сумма, которую требуется возместить, но и срок, когда это необходимо сделать. Отсутствие реакции со стороны виновника ДТП означает необходимость переходить на следующую стадию разрешения конфликта – подаче искового заявления в суд.
К претензии прилагается комплект сопутствующих документов, в состав которого входят:
- акт о наступлении страхового случая;
- справка из ГИБДД об обстоятельствах ДТП;
- другие документы, подтверждающие позицию заявителя, например, чеки на ремонт, экспертное заключения независимого оценщика и т.д.
Претензия направляется адресату заказным письмом. Если реакция со стороны виновника отсутствует, целесообразно приступать к процедуре возмещения ущерба при ДТП через суд.
Для понимания сущности категории возмещения ущерба при ДТП необходимо разобраться с термином «ущерб».
Данное понятие законодательно не закреплено.
Вместе с тем, статья 15 Гражданского Кодекса РФ содержит определение термина «убытки».
Под убытками в гражданском законодательстве РФ понимается:
-
реальный ущерб, то есть утрата или повреждение имущества, принадлежащего конкретному лицу (повреждение транспортного средства или иного имущества, собственником которого является потерпевший).
Например, к реальному ущербу относятся расходы на ремонт транспортного средства (затраты на запасные части и проведение ремонтных работ) и утрата товарной стоимости – УТС. Величина УТС отражает, насколько снизилась стоимость транспортного средства из-за ухудшения внешнего вида и эксплуатационных качеств, вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего за ним ремонтного воздействия.
-
упущенная выгода – совокупность неполученных доходов, которые лицо получило бы, при отсутствии нарушения его права, то есть если бы виновник происшествия не нарушил нормы ПДД РФ.
Примером неполученных доходов могут быть отнесены убытки, связанные с простоем транспортного средства, используемого в коммерческих целях на ремонте после ДТП, неисполнение ранее заключенных контрактов по перевозке грузов или пассажиров, и т.д.
Возмещение ущерба при ДТП происходит в законодательно установленных рамках обязательств, вытекающих из причинения вреда.
Возмещение вреда, причиненного дорожным происшествием, является мерой гражданско-правовой ответственности лица, виновного лица. Правовой базой, регламентирующей вопросы возмещения вреда, являются Гражданский кодекс РФ (ГК РФ).
Рассмотрим общие основания ответственности за причинение вреда (статья 1064 ГК РФ) и ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности (статья 1079 ГК РФ).
Статья 1064 ГК РФ устанавливает общие основания ответственности за причиненный вред.
Статья предусматривает:
-
Вред, который причинен личности, то есть конкретному индивидууму, а также его имуществу, должен быть возмещен полностью лицом, причинившим его.
Это правило распространяется также при причинении вреда имуществу юридического лица.
-
Ответственность за причинение вреда может быть возложена законом на иное лицо, которое не является причинителем вреда.
Например, закон «Об ОСАГО» возлагает на Страховщика обязанность возмещения вреда, причиненного Страхователем в период действия договора ОСАГО.
Примером делегированной законом ответственности, является предусмотренная статьей 241 Трудового кодекса РФ ограниченная материальная ответственность работника и установленная статьей 1068 ГК РФ обязанность работодателя возместить вред, причиненный его работником третьим лицам в период исполнения им трудовых обязанностей.
-
Ответственность наступает только за виновное причинение вреда.
Если участник происшествия, которого обвинили в его совершении, докажет свою невиновность, то он освобождается от обязанности возмещения ущерба при ДТП.
Статья в помощь:
Как оспорить вину в дорожно–транспортном происшествии
-
Наступление ответственности при отсутствии вины причинителя вреда возможно только в случаях, предусмотренных Законом.
Примером ответственности «без вины» является причинение вреда владельцем источника повышенной опасности в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 1079 ГК РФ.
Например, водитель автомобиля обязан произвести возмещение ущерба при ДТП, причиненного пешеходу (пассажиру), если причиной аварии явился внезапно возникший отказ системы управления транспортным средством. Для наступления ответственности не имеет значения тот факт, что автомобиль прошел обязательный технический осмотр и был исправен до аварии.
Несмотря на то, что водитель не допустил со своей стороны нарушений норм ПДД РФ и правил эксплуатации транспортного средства, ответственность наступает по основанию, определенному статьей 1079 ГК РФ.
Эксплуатация автомобиля является деятельностью, связанной с повышенной опасностью для окружающих, а сам автомобиль представляет собой источник повышенной опасности.
Статья 1079 ГК РФ формулирует основания ответственности участников ДТП за причинение вреда при использовании источников повышенной опасности – транспортных средств.
Статья предусматривает:
-
Ответственность наступает вне зависимости от вины владельца или собственника транспортного средства за причинение вреда окружающим: пешеходам, пассажирам, иным лицам, которым причинен вред.
Ответственность «без вины» не наступает в случаях причинения вреда владельцам (собственникам) других транспортных средств, участвующих в происшествии.
-
Если вред причинен при взаимодействии транспортных средств их собственникам, то возмещение ущерба при ДТП осуществляется по правилам статьи 1064 ГК РФ.
Например, водитель автомобиля ХХХ, гражданин А, не выбрал безопасную скорость для движения, соответствующую дорожным и метеорологическим условиям, не стравился с управлением и допустил столкновение с автомобилем УУУ под управлением гражданина Б. В соответствии со статьей 1064 ГК РФ ответственность за причинение вреда понесет водитель А, виновный в нарушении пункта 10.1 ПДД РФ.
-
За вред, причиненный окружающим при взаимодействии источников повышенной опасности, наступает солидарная ответственность их владельцев (собственников).
Нормы о солидарной ответственности содержатся в статье 322 – 326 ГК РФ. При солидарной ответственности, потерпевший может требовать возмещения причиненного вреда в полном объеме, от любого из водителей.
Например, при столкновении автомобилей, в результате которого пострадали их пассажиры, отвечать будут оба водителя. Для пострадавших не будет иметь значения, по чьей вине произошло происшествие, предъявлять требования о возмещении вреда при ДТП можно к любому из водителей.
-
Владелец (собственник) транспортного средства не подлежит ответственности, если докажет, что возникновение вреда обусловлено непреодолимой силой или умыслом потерпевшего.
Ответственность за причиненный вред не наступает за действия самоубийц или при наступлении обстоятельств, не зависящих от воли владельца (собственника) транспортного средства.
-
При рассмотрении судом дела о возмещении ущерба при ДТП, возможно полное или частичное освобождение владельца транспортного средства от ответственности при наличии оснований, указанных в пункте 2 и 3 статьи 1083 ГК РФ.
В пункте 2 статьи 1083 ГК РФ речь идет о грубой неосторожности потерпевшего, которая повлияла на возникновение или увеличения размера причиненного вреда.
При определении лица, подлежащего гражданско-правовой ответственности за причинение ущерба от дорожно-транспортного происшествия по основаниям, предусмотренным статьей 1079 ГК РФ, следует исходить из подтверждения законности основания владения, пользования, распоряжения источником повышенной опасности.
Нередки случаи, когда лица, не являющиеся собственниками транспортных средств, управляют ими без надлежащего разрешения или оформления полномочий на право управления.
Отсутствие путевого листа у водителя, просроченный договор аренды, самоуправное использование транспортного средства третьими лицами, дают основания для предъявления требований о возмещении ущерба при ДТП, к собственнику транспортного средства.
Полноценную помощь в определении юридически значимых обстоятельств по вопросам возмещения ущерба при ДТП могут оказать только профессионалы – юристы, специализирующиеся на ведении дел данной категории.
Уважаемые читатели, в статье мы рассмотрели часть большой темы «Возмещения ущерба при ДТП».
В следующих статьях раздела мы продолжим исследование актуальных вопросов, связанных с возмещением вреда, причиненного в ДТП.
- Все о ДТП и автостраховании
28.09.20__ г. по адресу: г.Москва, ул.С-Сухаревская д.13 произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля К., под управлением Третьего лица – У.Ф.Р. и автомобиля B., под управлением Истца- Е.А.В. Собственником автомобиля В. является Истец, собственником автомобиля К. является Ответчик – Х.К.Н.
В результате дорожно-транспортного происшествия автомобилю Истца были причинены значительные технические повреждения. Виновным в ДТП был признан водитель автомобиля К., который нарушил п.п.8.4 ПДД и признан виновным по ст.12.14 ч.3 КоАП..
Гражданская ответственность Истца застрахована в ООО «Р.», гражданская ответственность владельца автомобиля К. – в ОАО «Р.».
Истец обратился с заявлением о страховой выплате в ООО «Р.», представив все документы, предусмотренные п.п.44, 61 Правил ОСАГО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.05.20__ г.
Страховой организацией было организовано проведение независимой автотехнической экспертизы поврежденного автомобиля для определения размера материального ущерба, согласно которой стоимость работ, услуг, запасных частей с учетом износа и материалов, необходимых для восстановления поврежденного автомобиля Истца составила 35365 руб. 81 коп.
В пределах установленных законом сроков сумма страхового возмещения в размере 35365 руб. 81 коп. была выплачена ООО «Р.» Истцу.
В связи с несогласием с размером выплаченного возмещения Истцом самостоятельно было организовано проведение независимой автотехнической экспертизы. Согласно выводам экспертного учреждения: рыночная стоимость восстановительного ремонта ТС с учетом износа заменяемых деталей составляет 20__00 руб. 00 коп. При организации экспертизы Истец понес расходы в размере: 5100 руб. 00 коп.
В соответствии со ст.7 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении страхового случая возместить потерпевшим причиненный вред, составляет не более 20__00 рублей при причинении вреда имуществу одного потерпевшего.
В соответствии со ст. 20__ ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утраты или повреждения его имущества (реальный ущерб).
В соответствии со ст.15 ГК РФ Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ст.20__, ст.931, п.1, ст.935 ГК РФ лицо, застраховавшее свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего), в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить вред, возмещает разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.
В соответствии со ст.1079 ГК РФ, граждане, владеющие источником повышенной опасности, обязаны возместить причиненный им вред.
Таким образом, и в связи с тем, что согласно выводам независимой экспертизы, проведенной по заказу Истца, сумма ущерба составляет 20__00 руб. 00 коп., с Ответчиков подлежит взысканию данные денежные средства в следующем размере:
-с Ответчика ООО «Р.» – разница между предельно допустимой суммой в 20__00 руб. и денежными средствами, полученными Истцом – 35365 руб. 81 коп. – 83634 руб. 19 коп.;
-с Ответчика Х.К.Н. – разница между причиненным имущественным ущербом в 20__00 руб. и 20__00 руб. (предельно допустимая сумма от страховщика) – 53000 руб., а также расходы по проведению экспертизы в размере 5100 руб.
На основании Пленума Верховного суда РФ от 28.06.20__ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», а также ФЗ «О защите прав потребителей» с Ответчика ООО «Р.» подлежит также взысканию:
-неустойка в размере 3% в день от суммы, которую недополучил от Ответчика Истец.
(83634 руб. 19 коп./100 * 3)* 196 (количество дней от 17.12.20__ (день выплаты) до 01.07.20__ г.) – 491769 руб. 06 коп. Т.к. сумма неустойки превышает сумму ущерба, то она снижается до размера, подлежащего взысканию с Ответчика – 83634 руб. 19 коп.;
-штраф в размере 50% от суммы присужденной судом Истцу за несоблюдение в добровольном порядке требований Истца (Истец обращался к Ответчику с Претензией)
В связи с обстоятельствами ДТП, организацию проведения экспертизы, обращения к страховщику, отсутствием возможности пользоваться принадлежащим им транспортным средством, а также необходимость неоднократного обращения к Ответчику с просьбой произвести страховую выплату Истец, неудовлетворение страховщиком добровольно претензии Истца, Истец перенес сильные эмоциональные переживания, в связи с чем считает, что ему нанесен моральный ущерб со стороны Ответчика – ООО «Р.». Истец оценивает моральный вред в размере 20__0 рублей.
Помимо регрессного требования страховая компания наделяется правом требовать возмещения убытков за счет виновника аварии при помощи суброгации. Это делается в случае оплаты страховки пострадавшей стороне в рамках страхового полиса КАСКО. Процедура суброгации для России сравнительно новая, так как появилась только в 2011 году.
Порядок досудебного урегулирования конфликта обычно имеет место при взыскании страховой фирмой материального ущерба по КАСКО в рамках процедуры суброгации. В этом случае страховщик часто предпочитает вначале направить виновнику аварии письменную досудебную претензию и потребовать от него возмещения ущерба в добровольном порядке.
Страховщики часто не брезгуют к своим реальным расходам, которые ушли пострадавшей стороне, прибавить еще ряд пунктов. То есть не только возместить ущерб, но еще и заработать на виновном водителе. Какие уловки используются чаще всего?
- В калькуляцию расходов включаются «лишние», непонятно откуда возникшие детали;
- Стоимость норма-часов ремонтно-восстановительных работ (стоимость ремонта) искусственно завышается;
- На сумму регресса начисляются пени и штрафы;
- Настаивается на большом количестве повреждений, полученных автомобилем, далеко не все из которых описаны в справке о ДТП и в иных официальных документах;
- Выставленная стоимость запчастей не учитывает коэффициент естественного износа тех деталей, которые были заменены в пострадавшем автомобиле.
Понять, что со стороны страховой фирмы имеется факт мошенничества, можно только после тщательного изучения всех документов. Если по поводу каких-либо деталей есть сомнения, то лучше всего назначить дополнительную независимую экспертизу. А после этого заново провести расчет суммы, которую потеряла страховая компания при возмещении ущерба пострадавшей стороне.
Обязательный характер соблюдения досудебного порядка подачи претензии виновнику ДТП законом не предусмотрен, в связи с этим данный документ является вариантом согласования компромиссов и уступок для решения спора до суда.
Потерпевшее лицо разрешая вопрос о возмещении вреда в результате ДТП может прибегнуть к составлению претензии в отношении виновника с целью договориться о возмещении компенсации (материального, морального) вреда в добровольном порядке, которое в последующем может быть урегулировано путем заключения соглашения между участниками ДТП или распиской виновного лица.
Зачастую бывают ситуации, когда добровольно виновник отказывается выплачивать причиненный ущерб, тогда предъявлением претензии необходимо побудить на это, а также проявить серьезность намерений обратится в суд в случае неудовлетворения требований, указанных в претензии.
Взыскание износа с виновника ДТП составляют следующие действия:
- правильное оформление ДТП в соответствии с Европротоколом или вызовом сотрудников ГИБДД, если причиненный ущерб превысил лимит, установленный автогражданской ответственностью
- обращение в страховую компанию (страховую компанию виновника) для получения страховой выплаты за причиненный ущерб в результате ДТП
- составление претензии в отношении виновного лица с указанием в приложениях копий документов подтверждающих факт ДТП, в следствии чего вручить нарочно другой стороне под роспись и штамп на Вашем экземпляре
- при отсутствии ответов на предъявленные Вами требования обратиться с исковым заявлением в суд
При взыскании разницы между страховой выплатой и фактически причиненным ущербом в результате ДТП необходимо обращение в суд с исковым заявлением по месту жительства Ответчика в зависимости от предъявленной цены исковых требований:
- Не превышающие 50 (пятьдесят) тысяч рублей, то дело подсудно рассматриваться в мировом суде
- Превышающие 50 (пятьдесят) тысяч рублей, то дело подсудно рассматриваться в районном суде
Помимо возмещения материального вреда потерпевший имеет право также взыскать компенсацию морального вреда, утраченный заработок. Данная категория подразумевает оценочный критерий, который устанавливается судом с учетом всех предоставленных доказательств.
Обязательное страхование владельцев велотранспорта не подлежит по причине того, что велосипед не является источником повышенной опасности, в связи с этим ответственность виновника-велосипедиста наступает в соответствии с гражданским законодательством. Возмещение вреда осуществляется в судебном порядке.
Для привлечения к ответственности владельца велотранспорта необходимо установить степень виновности и наличие умысла действий, в следствии чего суд может освободить от ответственности частично или в полном объеме.
Возмещение ущерба после ДТП виновником: порядок, сроки, образец иска
г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5
остановка транспорта Гагарина
Трамвай: А, 8, 13, 15, 23
Автобус: 61, 25, 18, 14, 15
Троллейбус: 20, 6, 7, 19
Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67
Существует два основных порядка решения проблемы — досудебный и судебный. Обращение в суд по ДТП требуется лишь в том случае, если пострадавший не смог добиться компенсации до суда.
Для этого необходимо составить досудебную претензию. В ней указывается точная сумма ущерба с приложением соответствующих копий документов. Ее можно передать виновной стороне или страховой компании под роспись. Также разрешено направить бумаги по почте заказным письмом с уведомлением, которое считается подтверждением вручения. Если в течение месяца не поступает ответ или вторая сторона не идет на контакт, можно обращаться в судебный орган. От того, насколько грамотно будет составлена жалоба в суд, зависит результат рассмотрения.
Иск к виновнику может подать не только потерпевший, но и страховая компания. В этом случае речь идет о суброгации. Согласно ст. 965 ГК РФ, это значит, что страховщик после произведенных выплат может подать жалобу для возмещения убытков. Благодаря суброгации по ОСАГО с виновника ДТП можно избежать двойной переплаты.
Также страховая компания может взыскать ущерб с виновника в порядке регресса, если он действовал намеренно, находился в состоянии алкогольного опьянения, не имеет прав или не вписан в полис. В исковое заявление необходимо включить основные реквизиты и особенности произошедшего. Важно писать по существу и подробно, но кратко. Это позволяет судье быстро ознакомиться с делом и вникнуть в суть проблемы.
Исковое заявление о возмещении материального ущерба в результате ДТП должно содержать основные реквизиты и описание проблемы. Структура выглядит следующим образом:
- Вступительная часть. Содержит полное наименование суда, ФИО, паспортные данные и адрес проживания истца и ответчика.
- Основная часть. Описание ДТП, включая место, время и особенности происшествия. Подробно уточняются обстоятельства в точной последовательности. В документе дается ссылка на наличие протокола ГИБДД и экспертизы, которые дополняют законность требований собственника пострадавшего автомобиля. Если причинен вред здоровью, данные не только указываются, но и подтверждаются справками.
Внимание! Если обойти досудебную стадию, суд может отказать в рассмотрении. Также отказ последует, если в досудебной претензии и исковом заявлении требования и обстоятельства дела расходятся.
Прежде, чем обратиться в суд, важно ознакомиться с образцом аналогичных заявлений. Это позволит увидеть структуру и особенности составления документа. Законом не устанавливается конкретная форма, но он должен включать основные моменты, быть последовательным и выписанным в соответствии с правилами делопроизводства.
Если произошло ДТП со смертельным исходом, важно использовать отдельный образец. В качестве пострадавшего выступает водитель, пассажир, пешеход, а также родственники. Смерть не только приводит к уголовному процессу, но и позволяет в гражданском порядке подать иск о возмещении морального вреда.
Возмещение ущерба при ДТП
При обращении в суд важно определить место проживания виновной стороны. Далее пострадавший учитывает сумму ущерба. Если независимый эксперт признал его в размере до 50 тыс. рублей, обращаться нужно в мировой суд. Здесь срок рассмотрения составляет 1 месяц с момента регистрации заявления.
Если иск составлен на сумму более 50 тыс. рублей, обращение направляется в районный суд. Период рассмотрения может доходить до 2 месяцев с момента поступления документов.
Совет! Заявление вместе с документами подается через приемную, где обращение регистрируется. На бланке истца проставляется входящий номер и дата приема. Если лично подать документы не получается, их можно отправить почтовым отправлением.
Ведущий дело судья принимает иск в суд о возмещении материального ущерба от ДТП и назначает первое заседание, которое проходит в форме собеседования. На нем можно заявить ходатайства и дать некоторые пояснения. Выясняется, есть ли признание ответчика. Далее в течение нескольких заседаний принимаются решения, где обе стороны имеют право высказать свою точку зрения, основываясь на документах.
Принимается решение, которое вступает в законную силу в течение месяца. Если одна из сторон не согласна с результатами разбирательства, возможна апелляция в областной суд. Окончательная стадия — надзорная жалоба в Верховный суд РФ. После этого признаются требования полностью законными, а решение уже не подлежит обжалованию.
В соответствии с законом РФ, лица, причинившие вред своей опасной для окружающих деятельностью, должны отвечать за свои деяния.
Это касается как административной, так и уголовной ответственности. Кроме этого, данные граждане, виновные в ДТП, обязаны возместить потерпевшим нанесенный им вред, связанный с использованием источника повышенной опасности, то есть транспортного средства.
Возместить ущерб лицу, потерпевшему в ДТП должен собственник автомобиля (физическое или юридическое лицо). Кроме этого, ответственными являются лица, владеющие автомобилем на правах хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином законном основании.
Водители могут использовать транспортное средство на права аренды, на основании генеральной доверенности, по распоряжению соответствующего органа, прочее.
Собственник транспортного средства не будет отвечать за вред, причиненный потерпевшему в результате аварии, если он представит все доказательства того факта, что в момент аварии машина была угнана и не находилась в его владении.
В данном случае отвечать за свои действия будет то лицо, которое совершило противоправные действия по отношению к транспортному средству.
Но если выяснится, что владелец машины каким-то образом виновен в противоправном изъятии ТС из его обладания, он будет нести ответственность за совершение водителем дорожно-транспортного происшествия вместе с угонщиком автомобиля.
На собственников ТС, в соответствии с нормами ГК РФ, возлагается ответственность за тот урон, который они причинили потерпевшему в результате взаимодействия их автомобилей (столкновения, прочее). В этом случае речь идет о солидарной ответственности.
Возмещение ущерба владельцам взаимодействующих в аварии ТС осуществляется на общих основаниях. Отвечать за создание аварийной обстановки должен гражданин, который на момент аварии был владельцем авто, хоть и не имел на него права собственности.
Следует правильно разделять понятия собственник и владелец транспортного средства.
На каком основании разделяются эти два понятия можно узнать, ознакомившись с нормами закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ.
Владельцем авто признается собственник или другое лицо, которые владеют ТС на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления, а также другом законном основании.
Такими основаниями выступают аренда автомобиля, выдача генеральной доверенности, распоряжение о передаче управления ТС, выданное соответствующими органами, прочее.
Владельцем авто не может быть признан гражданин, который управляет автомобилем на работе, на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или другим владельцем автомобиля.
Как определиться в ситуации, когда в момент аварии автомобилем управлял другой водитель, а собственник авто находился в салоне.
Будет ли в данной ситуации водитель признана владельцем ТС?
На сегодняшний день можно с уверенностью говорить, что ответчиком по делам о возмещении ущерба потерпевшим в аварии должен признаваться водитель, владеющий автомобилем на момент аварии. Такое положение стало возможным благодаря соотношению материалов законодательных актов, судебной практики и изменений в правилах дорожного движения.
Как известно, в ПДД были внесены некоторые изменения, и теперь не обязательно оформлять доверенность на право управлять ТС.
«Правила дорожного движения Российской Федерации» были утверждены 23 октября 1993 года (Постановление Совета министров – Правительства Российской Федерации № 1090). Цель издания данного документа – обеспечить порядок и безопасность на дорогах.
Когда наступает уголовная ответственность владельца транспортного средства при ДТП.
Если при аварии был нанесен вред жизни или здоровью человека, по отношению к виновнику аварии будет применен ряд мер воздействия.
В ст. 264 и ст. 264.1 Уголовного кодекса РФ говорится о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и использования ТС.
Отягчающими обстоятельствами при совершении аварии, согласно ст. 63 УК РФ, признаны:
- управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения;
- в результате аварии погибли люди (от двух и более человек);
- водитель, ставший виновником аварии, ранее уже привлекался к административной ответственности.
Умышленное деяние при управлении автомобилем, которое привело к смерти пострадавшего, приравнивается к убийству (ст. 105 УК РФ). Если человеку был нанесен тяжкий вред здоровью, деяния виновного квалифицируются как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 11 УК РФ).
Если водитель и владелец автомобиля – не один и тот же человек, то отвечать за нарушение будет гражданин, который находился за рулем автомобиля в момент аварии.
Согласно ст. 5 УК РФ виновником в преступлении будет признано лицо, которое управляло ТС и совершило наезд на пешехода, допустило столкновение автомобилей, прочее. При этом не имеет значения, является ли данное лицо собственником ТС.
Субъектом общественно-опасного деяния может выступать только физическое лицо.
Когда наступает административная ответственность владельца автомобиля при ДТП.
Одна из глав КоАП РФ (глава 12) полностью посвящена нарушениям правил дорожного движения и участию граждан в ДТП. Так в ст. 12.24 КоАП РФ говорится о том, что объектом правонарушения при ДТП является причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью участника аварии.
Чтобы определить степень причинения вреда необходимо пройти медицинское освидетельствование (экспертизу).
В соответствии с административным законодательством отвечать за дорожно-транспортное преступление будет участник аварии, который признан виновным (ст. 1.5 КоАП РФ).
По закону виновным признается водитель ТС, который создал аварийную ситуацию и в результате его действий или бездействия произошло ДТП.
Иногда виновность владельца авто определяется на основании показаний камер видео и фотонаблюдения, на которых было зафиксировано ДТП (ст.2.6.1.КоАП РФ). Дело в том, что рассматривая такие снимки, можно определить автомобиль, а не лицо, которое ним управляло. Поэтому автоматически виновником становится непосредственный собственник ТС.
Исключением становится тот случай, когда собственнику удается стопроцентно доказать свою непричастность к данной аварии.
Если вы считаете, что представив как доказательство договор купли-продажи ТС, вы сможете доказать свою непричастность к ДТП, вы ошибаетесь.
Наличие данного договора еще не говорит о том, что на момент аварии у автомобиля уже изменился собственник. Это может быть в том случае, если на момент ДТП новый владелец еще не успел перерегистрировать автомобиль.
В том случае, если машина продана и составлен соответствующий договор, но в течение 10 дней после продажи перерегистрация не была совершена, обязанность по снятию машины с регистрации переходит на вас.
Юридическое лицо не несет административной ответственности за совершение ДТП.
В каком случае наступает гражданская ответственность владельца ТС при дорожно-транспортном происшествии.
Что такое гражданская ответственность при ДТП?
В данном случае речь идет о возмещении материального и морального ущерба пострадавшим в аварии.
В ГК РФ говорится о том, что эксплуатация ТС – это деятельность, которая создает повышенную опасность для других граждан (ст. 1079 ГК РФ).
На владельца автомобиля возлагается ответственность по возмещению ущерба потерпевшим. Исключением является только та ситуация, когда ему удастся доказать, что в момент аварии возникли такие обстоятельства, преодолеть которые было не в его силах.
Юридическое лицо, владеющее ТС, ставшим виновником аварии, также несет гражданскую ответственность, как и физическое лицо.
Владельцем авто может быть не только лицо, имеющее на то законные основания. Владелец авто, который не вписан в паспорт ТС, но эксплуатирует его на правах аренды, при наличии доверенности или по распоряжению, также несет гражданскую ответственность за ДТП. То есть, на момент аварии он признается законным владельцем ТС.
С какого возраста водители несут гражданскую ответственность при ДТП?
Иск о взыскании ущерба при ДТП со страховой компании и виновника ДТП
Наказание по КоАП РФ грозит за каждое нарушение ПДД, ставшее причиной дорожно-транспортного происшествия. Собственник понесет административную ответственность в следующих случаях:
- если виновник уехал с места аварии, а его личности не смогли установить сотрудники МВД – при таких условиях на собственника могут «повесить» все нарушения, от превышения скорости до неоказания помощи пострадавшим;
- если непосредственно перед ДТП машина была передана нетрезвому водителю – в этом случае придется доказывать, что собственник обязан был знать о состоянии опьянения водителя, что не всегда возможно;
- если водителю было передано неисправное транспортное средство, что и стало причиной аварии – как указывалось выше, доказывать такое факт очень сложно.
Если в отношении водителя протоколы обычно оформляются на месте ДТП, то по собственнику решение может приниматься позднее. Например, на месте аварии будут зафиксированы нарушения ПДД, допущенные водителем машины, уехавшей до окончания разбирательства. Когда будет установлены номера автомашины, легко найдут и владельца. Таким образом, можно неожиданно стать фигурантом сразу нескольких административных дел.
Избежать наказания в некоторых случаях можно, если подтвердить нахождение за рулем другого человека.
Как указывалось выше, главной проблемой для привлечения владельца автомобиля к ответственности за чужое ДТП, может быть определение номеров машины, подтверждение факта технической неисправности или передачи руля заведомо пьяному лицу. Доказывать виновность и состав нарушения обязаны государственные органы, либо истец по гражданскому делу. Но и самому собственнику придется защищаться, представлять доказательства со своей стороны. Об особенностях расследования таких дел и назначения наказания расскажем ниже.
Чтобы привлечь собственника к ответственности, необходимо доказать его вину. Так как автомобиль является источником повышенной опасности, сам факт его нахождения на месте аварии подразумевает виновность водителя. Если личность водителя не будет установлена, либо при наличии вины владельца в ненадлежащем техническом состоянии или при передаче руля пьяному, алгоритм привлечения к ответственности будет заключаться в следующем:
- составляется один или несколько протоколов (в зависимости от количества нарушений ПДД);
- материалы дела передаются на рассмотрение в суд, либо должностному лицу МВД (это зависит от состава правонарушения, вида санкций по статье);
- выносится постановление о привлечении к ответственности, назначаются санкции (например, лишение прав на определенный срок, взыскание штрафа);
- собственник может подать жалобу в течение 10 дней.
У гражданина, которого привлекают к ответственности, есть право на защиту. Он может собирать и представлять доказательства, нанимать защитника, использовать другие способы защиты. Так как сведения о машине, участвовавшей в ДТП, будут подтверждены документами или записями с камер, доказывать невиновность будет достаточно сложно.
Также к собственнику могут подаваться иски о возмещении имущественного, физического и морального вреда. Такие споры рассматриваются отдельно от административных дел. В рамках уголовного дела можно одновременно рассмотреть вопрос о возмещении ущерба. После вынесения судебного акта документы будут переданы в ФССП, а ущерб с владельца автомашины взыщут с зарплаты или других доходов, за счет имущества.
Как и во всех остальных случаях, избежать ответственности собственник может, если докажет свою невиновность. В зависимости от оснований для привлечения к ответственности, придется доказывать следующие факты:
- что за рулем находился не владелец, а другое лицо;
- что другое лицо завладело автомашиной без ведома правообладателя (например, в результате угона или хищения);
- что автомобиль был исправен на момент передачи доверенному лицу, либо собственник не знал о наличии недостатков;
- что на момент передачи руля собственник не знал и не мог знать, что другое лицо находится в состоянии опьянения, либо ранее был лишен прав.
По административным и уголовным делам обязанность доказывания возлагается на государственные органы. Однако без активных действий самого собственника постановление будет наверняка вынесено не в его пользу. Поэтому желательно сразу обратиться к юристу или адвокату, вести дела с его помощью.
Доказать, что за рулем находилось другое лицо, которое и совершило ДТП, можно следующими способами:
- справками из медицинских организаций, где собственник находился на лечении;
- командировочными удостоверениями, проездными документами, справками из гостиницы, подтверждающими нахождение в другом городе или регионе в день ДТП;
- показаниями свидетелей, видевших собственника в другом месте в момент ДТП;
- материалами уголовного дела по факту угона или хищения транспортного средства (об этом нужно сразу подать заявление в полицию).
Естественно, точный перечень доказательств будет зависеть от оснований привлечения к ответственности, особенностей дела.
Доказать факт надлежащего технического состояния можно документами, либо в ходе автотехнической экспертизы. Провести экспертизу можно по своей инициативе, либо по определению суда. Эксперты могут определить, когда и при каких обстоятельствах у машины возник дефект, повлиял ли на безопасность эксплуатации, стал ли причиной аварии. По итогам экспертизы оформляется экспертное заключение, которое можно использовать как доказательство.
Доказывать, что в момент передачи машины водитель был пьян, должны правоохранительные органы. Сделать это практически невозможно, так как при передаче руля редко присутствуют свидетели. Кроме того, по внешним признакам нередко очень сложно понять, находится ли гражданин в состоянии опьянения. Освидетельствование по данному факту могут провести уже после ДТП, что не позволит привлечь собственника к ответственности.
Перечисленные доказательства лучше представить при рассмотрении дела по первой инстанции. На стадии обжалования добиться пересмотра дела и отмены наказания значительно сложнее. Тем не менее, если доказательства невиновности были получены уже после вынесения постановления, с помощью юриста можно успешно обжаловать наказание.
Даже если страховая компания и соглашается покрыть расходы, причиненные аварией, не всегда выплаченная сумма соответствует ожиданиям потерпевших. Нужно брать во внимание, будет ли проведено возмещение ущерба при ДТП с учетом износа или без. Это значит, что при начислении денег страховщики могут учесть физический износ автомобиля, из-за чего его рыночная стоимость снижается.
Правило не распространяется на новые автомобили и те, что эксплуатируются менее 7 лет. Но, как обычно бывает, есть свои исключения. Страховые компании уменьшат размер выплат даже при вышеперечисленных условиях, если транспортное средство:
- использовалось как такси, машина полиции или скорой помощи либо по другому специальному назначению;
- эксплуатировалось в интенсивном режиме, то есть когда фактический пробег превышает нормативный как минимум в два раза;
- ремонтировалось, в нем заменены составные части, есть следы коррозии или деформированные до аварии детали;
- хотя бы 30 % от общего пробега проехало за пределами дорог общего пользования.
Возмещение ущерба ДТП виновником ДТП обязательно ложится на плечи нарушителя, если:
- сумма причиненного ущерба выходит за лимиты, установленные страховой компанией;
- повреждения машине были нанесены не в движении (неаккуратное открытие дверей на стоянке и т. п.);
- у виновника аварии нет страхового полиса;
- пострадавшие получили от него не только финансовый, но и моральный ущерб (случаи с летальным исходом).
Каждый водитель должен знать, с кого взыскивается ущерб от ДТП – с виновника или владельца. В этой ситуации неважно, кто был за рулем во время совершения аварии – оплачивать ущерб будет собственник автомобиля.
Многих водителей интересует, кто возмещает ущерб при ДТП, если виновник не застрахован. За отсутствие полиса у водителя сотрудники ГИБДД могут выписать штраф. Несмотря на это многие водители все же пренебрегают оформлением страховки.
Часто бывает так, что зачинщик происшествия не имеет ОСАГО, да еще и не признает свою вину в надежде уйти от материальной ответственности.
Если в других случаях лучше сразу вызывать представителей СК, то, когда проводится взыскание ущерба с виновника ДТП без ОСАГО, необходимо первым делом звонить сотрудникам ГИБДД.
Они должны скрупулезно зафиксировать все обстоятельства аварии.
Если инспекторы не отметили отсутствия у виновника аварии полиса, потерпевшему следует незамедлительно звонить в свою страховую фирму, чтобы ее сотрудники зафиксировали невыполнение дорожной полицией ее обязанностей.
Без юридической поддержки взыскание ущерба по ДТП с виновника или с собственника автомобиля зачастую оказывается непосильной задачей. Но прежде чем идти к юристу за помощью, стоит узнать о существующих тактиках поведения в таких ситуациях:
- Первый способ – договориться с виновником напрямую. Важным моментом является то, как общаться с виновником ДТП по возмещению ущерба. Главным образом – не стоит нервничать и обвинять человека, так как при негативном отношении он вряд ли пойдет на мирное обсуждение проблемы. Но нужно помнить, что устные договоренности ничего не значат, поэтому необходимо обязательно фиксировать их на бумаге.
- Второй – послать виновнику свои претензии в письменной форме. Они должны быть четко и понятно обоснованы и содержать сроки выполнения им своих обязательств.
- Третий вариант, как взыскать ущерб с виновника ДТП, – составить судебный иск. Это крайняя мера, поэтому стоит прибегать к ней только тогда, когда оппонент не соглашается на мирное решение проблемы.
Теперь стоит остановиться на каждом варианте подробнее.
Взыскание материального ущерба с виновника ДТП на месте – это самый быстрый и выгодный вариант для обоих участников события. Для этого следует оформить письменное соглашение, где:
- указать время, дату и точное место дорожного происшествия, включая название населенного пункта;
- изложить подробную информацию о случившемся, предоставленную каждой стороной;
- назвать сумму ущерба;
- определить порядок ее выплаты.
Внимательным надо быть не только пострадавшему, но и виновнику. В частности, второй должен требовать от первого расписку после каждой выплаты, иначе доказать погашение суммы будет невозможно. Ведь полюбовная договоренность не отнимает у потерпевшего права в любой момент обратиться в суд.
Страховая требует возместить ущерб за ДТП
Когда два первых способа не сработали, остается только требовать возмещения ущерба при ДТП с виновника через суд. Чтобы заручиться поддержкой со стороны закона, необходимо принести исковое заявление в судебную инстанцию по адресу проживания. В этом не обойтись без помощи квалифицированного специалиста, который подскажет правильный порядок действий.
Нужно учитывать, что требуемая через суд сумма не предполагает моральный ущерб, так как его размер определяется в процессе разбирательства и не облагается государственной пошлиной. В то время как цену услуг адвоката, госпошлину и другие издержки можно указать, и в случае выигрыша они будут возмещены.
Если подается иск о взыскании ущерба при ДТП с виновника без страховки, следует обязательно прикрепить к исковому заявлению результаты экспертизы.
Для того чтобы определиться, с кого требовать возмещения ущерба, осведомитесь о наличии у водителя генеральной доверенности на управление ТС.
При ее наличии, ответственность несет непосредственно лицо, управлявшее автомобилем. В противном случае, исковое заявление подается на владельца транспортного средства.
Единственным исключением из вышеуказанной нормы закона является факт угона автомашины. Для того чтобы на него сослаться, собственник должен предъявить заявление в полицию о краже. Своевременное сообщение об угоне освобождает хозяина от ответственности за действия угонщика.
Отвечать за действия лиц, неправомерно завладевших автомобилем, никто не хочет. В случае, когда выплаты уже были произведены, за хозяином остается право подачи регрессного иска к угонщику. В исковом требовании указывается сумма возмещения ущерба, который был причинен потерпевшим от ДТП.
На самом деле, таких вариантов всего два.
Виновник ДТП завладел транспортным средством неправомерно – результате угона или иных противоправных действий. В этом случае, владелец ТС не давал разрешения на управления ТС и вина за все последствия целиком остается на виновнике. В том числе, вина в противоправном завладении автомобилем. Сюда же относится управление автомобилем по разрешению несовершеннолетнего владельца, который не имеет права доверять управление ТС и не имеет его сам.
Виновник не являлся владельцем, но был собственником ТС. Здесь речь идет о случаях, когда виновник управлял автомобилем, на основании доверенности. Доверенность, в том числе дает право владельцу страховать ТС и обязывает нести правовые последствия владения ТС.
Почти всегда ущерб реальнее взыскать с собственника автомобиля, по тому, что у него точно есть имущество (автомобиль) и по тому, что у него есть ответственность. Как показывает практика, виновники часто оказываются неплатежеспособными. Если виновник ДТП арендовал, взял у друга (брата, жены, родителей) автомобиль с разрешения собственника – это основание привлекать собственника для солидарной ответственности. Кстати, мы рекомендуем привлекать именно к солидарной ответственности всех причастных лиц, суд сам разберется в степени ответственности каждого.
Основанием для материальных требований будет оценка ущерба (автоэкспертиза) которую вы должны будете провести за собственные деньги (впоследствии на суде требуйте взыскать расходы с ответчика). Не приступайте к ремонту автомобиля до проведения экспертизы, так вы лишите себя возможности обоснования ущерба и получения компенсации.
Что означает аббревиатура, наверное, знают даже дети. Но не все взрослые могут сформулировать точное определение ДТП. Его можно найти в п.1.2 ПДД.
Это событие, возникшее при движении ТС, в результате которого возникли повреждения машины, сооружений, другой материальный ущерб, имеются пострадавшие или погибшие.
Основными видами ДТП считаются столкновение, опрокидывание, наезды, падения пассажиров. Есть еще так называемые иные, к которым причисляются все другие ДТП. Это падения грузов, попадания отброшенных колесами предметов и наезды на внезапно возникающие препятствия. МВД в своей работе использует следующую классификацию происшествий:
- Бесконтактное – когда непосредственного столкновения виновника с другими участниками ДТП не было.
- Учетное – которое требуется указывать в отчетности. Например, если есть пострадавшие.
- Скрытое – когда обстоятельства совершения и участники не выявлены или виновник скрылся.
Кроме того, происшествие может классифицироваться по тяжести нанесенных повреждений, увечий и так далее.
Порядок взыскания с виновника ДТП
В соответствии с законодательством, при рассмотрении ДТП быть защитником потерпевшего или обвиняемого может быть только лицо со статусом адвоката.
Адвокат по ДТП с жертвами вправе:
- ходатайствовать о проверкедействий потерпевшего и обвиняемого лица,
- требовать проведения автотехнической экспертизы и следственного эксперимента, воспроизводящего ДТП;
- формулировать вопросы экспертам;
- опрашивать очевидцев;
- подготовить исковое заявление или возражение на иск о возмещении морального и материального ущерба в рамках уголовного процесса;
- ходатайствовать о применении отягощающих или смягчающих обстоятельств;
- быть посредником при заключении мирового соглашения;
- участвовать в рассмотрении уголовного дела в суде любой инстанции в качестве представителя.
Благодаря грамотному поведению адвоката в минимально короткие сроки вы сможете добиться положительного для себя результата.
Алгоритм действий участника ДТП определен в ст. 2.5 и 2.6 ПДД. Сразу после аварии необходимо остановиться (передвигать машину больше нельзя), включить аварийку, на установленном расстоянии от авто поставить «треугольник», позвонить в ГИБДД и не трогать имеющие отношение к ДТП предметы. Но самое главное – оказать помощь пострадавшим. Следует вызвать бригаду медиков, при необходимости отправить потерпевших на попутном транспорте или своими силами доставить в больницу.
Транспортировка пострадавших при ДТП на своей машине является прямой обязанностью водителя. Об этом предварительно нужно сообщить в ГИБДД, а затем вернуться на место аварии.
Когда потерпевший при ДТП человек погибает, дело автоматических становится уголовным. При этом не важно, на каком этапе скончался человек – сразу при аварии или в результате полученных травм, находясь в больнице.
Когда во время аварии на дороге погибает один из участников, дело квалифицируют как убийство по неосторожности. При этом подобные действия подпадают под статью 264 УК РФ.
От повреждений, полученных пострадавшим в аварии, зависит ответственность виновника ДТП. Согласно п. 4 раздела общих положений Приказа Минздрава No 194н от 17.08.07 г. степень тяжести нанесенного вреда здоровью определяется в медучреждении судмедэкспертом, а при его отсутствии — врачом другой специальности по правилам, установленным законодательством и в соответствии с изложенными в вышеназванном приказе медицинскими критериями.
Другими словами, только экспертиза устанавливает связь между ДТП и травмами. Определяются следующие степени тяжести нанесенного вреда здоровью:
- Легкая. Это незначительная, но стойкая утрата трудоспособности (на 10%) или кратковременное расстройство здоровья – до 3 недель. Критериями являются поверхностные незначительные повреждения.
- Средняя. Это тоже стойкая, но уже значительная потеря работоспособности – менее трети (10-30%). А также безопасное для жизни, но длительное расстройство, вызывающее нетрудоспособность дольше 21 дня. В основном это повреждения внутренних органов, переломы конечностей и сотрясение мозга.
- Тяжкий вред. Это ущерб, представляющий угрозу жизни или здоровью. Сюда относятся потеря органов, другие повреждения, приводящие к инвалидности либо потере трудоспособности на 120 дней и более.
Степень тяжести определяется по одному медицинскому критерию. Если их несколько – выбирается наибольшей тяжести. В случае множественных повреждений степень ущерба определяется по совокупности.
Авария с погибшими – всегда горе. Виновнику придется отвечать по всей строгости закона. КоАП нарушения, приведшие к тяжелым последствиям и гибели людей, не рассматривает.
Работает Уголовный кодекс, степень вины определяет только суд, и дальнейшее развитие событий зависит от квалификации правонарушения. Если состава преступления нет или есть смягчающие обстоятельства, наказание будет легче. Многое зависит от действий водителя сразу после аварии и его состояния в момент совершения.
Похожие записи: