ГАИшники имеют право на нарушения ПДД
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ГАИшники имеют право на нарушения ПДД». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Права водителя при остановке ГИБДД
Вначале перечислим все допустимые уголовные и административные процедуры, которые имеют право производить инспекторы дорожной службы:
- Осуществлять задержание пассажиров и водителей, находящихся в машине.
- Производить осмотр и досмотр транспортных средств, водителей, пассажиров, их вещи.
- Снимать на видеокамеру или фотокамеру автомобиль и водителя.
- Использовать автомобили людей в экстренных ситуациях.
- Использовать водителей для сотрудничества по согласию.
- Пользоваться мобильным телефоном другого лица в особых случаях.
- Производить задержание и доставку лиц в полицию.
- Оформлять протоколы, возбуждать дела в административном порядке.
- Составлять постановления за нарушения в виде штрафных санкций. Лишать водителя прав инспектор ДПС не имеет права, это решает суд.
- Производить эвакуацию автомобиля на законных основаниях.
- Требовать от нарушителя о прекращении противоправных действий (уголовных и административных).
- Проверять документы, если на это есть законные основания.
- Вызывать в полицию по повестке водителей, пассажиров или пешеходов.
- Сохранять персональные данные водителя в установленных законом случаях.
- Осуществлять проникновение в закрытые помещения в определенных случаях.
- Производить патрулирование улиц населенных пунктов.
- Выдвигать требования уйти с места происшествия или с другого места, по условиям административного дела.
- Останавливать автомобили и другой транспорт для контроля документов и по другим причинам.
- Направлять на медицинское освидетельствование на опьянение алкоголем, и проводить его самостоятельно.
- Производить розыскные мероприятия в пределах своих прав.
- Оформлять представления в некоторых случаях и определенным лицам.
Разберемся подробнее, какие полномочия имеют инспекторы ДПС из указанных выше. Узнаем, в каких ситуациях сотрудник может осуществлять ту или другую процедуру, а когда не имеет право.
Эту возможность ему предоставляет статья 13 пункт 20 Закона о полиции. Регулирование указанной процедуры осуществляется Административным регламентом, а именно, пунктами с 84 по 89. Многих водителей волнуют причины остановки автомобиля инспектором.
В 2021 году остановить движущуюся по дороге машину сотрудник ДПС может по следующим причинам:
- Проверка документов. Для этого определены свои причины, которые рассмотрены ниже. Такие же условия действуют для грузов.
- Проведение специальных операций и мероприятий.
- При нарушении водителем Правил дорожного движения.
- Привлечение людей в качестве понятых.
- При обнаружении автомобиля, похожего на разыскиваемый или угнанный.
- При дальнейшей невозможности движения по дороге (проезд правительственного кортежа, дорожная авария и другие причины).
- Во время острой необходимости в использовании автомобиля сотруднику ГИБДД для пресечения совершения преступления.
- Нужна срочная помощь водителя.
Сотрудник имеет право останавливать автомобиль не только специальным жезлом, но и рукой. Инспектору нельзя останавливать автомобиль в местах, запрещенных для этого, согласно Правилам дорожного движения, кроме исключительных ситуаций.
Непосредственно после остановки сотрудник должен сразу представиться, обратиться к водителю, сообщить причину остановки. Важно, что предъявлять удостоверение инспектор не обязан, если этого не требует водитель.
Законодательно закреплены 10 оснований для остановки транспортного средства, перечень которых содержит Административный регламент, утв. Приказом МВД России от 02.03.2009 № 185 (далее – Административный регламент или Регламент). Эти основания указаны в п. 63 Регламента.
Основаниями к остановке являются:
-
установленные визуально или зафиксированные техническими средствами нарушения ПДД;
-
наличие данных о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступлению или административному правонарушению;
-
наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях, а также, если имеются основания полагать, что т/с находится в розыске;
-
необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
-
необходимость привлечения водителя в качестве понятого;
-
выполнение распорядительно-регулировочных действий;
-
необходимость использования транспортного средства (транспортные средства граждан могут быть использованы сотрудниками полиции в исключительных случаях, например, для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия поврежденных транспортных средств и др. неотложных случаях);
-
необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
-
проведение специальных мероприятий, связанных с проверкой транспортных средств, находящихся в них лиц и перевозимых грузов (такие мероприятия проводятся на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции;
-
проверка документов, таких как водительское удостоверение, доверенность, полис ОСАГО документов на транспортные средства и перевозимые грузы, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).
Поводом к возбуждению дела может служить как непосредственно обращение физического или юридического лица о выявленном нарушении, так и самостоятельное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы признаков такого правонарушения, в том числе из средств массовой информации.
Привлечением сотрудников ГИБДД к ответственности по Закону занимаются их же коллеги, однако в подавляющем числе случаев на такие нарушения все закрывают глаза.
Также и по камерам, работающим в автоматическом режиме, постановления о наложении административного штрафа должны выноситься в отношении собственника транспортного средства, но мы не знаем ни одного случая, чтобы такое наказание было наложено на структуру МВД, в собственности которой имеются транспортные средства полиции.
Остановка и стоянка в неположенном месте, нарушение требований разметки и дорожных знаков, любые другие нарушения могут послужить основанием для привлечения инспектора ГИБДД к административной ответственности.
Срок давности по привлечению к административной ответственности – это период времени, по истечении которого прекращается преследование по совершенным административным правонарушениям.
Сроки давности за нарушения в сфере ПДД регламентированы в ст. 4.5 КоАП. Так постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено позднее истечении двух месяцев, а если дело рассматривается судьей- по истечении трех месяцев со дня совершения правонарушения.
Дополнительно законодатель выделяет несколько видов нарушений в сфере ПДД, ответственность за совершение которых может наступить в течение 12 месяцев с момента совершения: ст. ст.12.8, 12.24, 12.26, ч.3 ст.12.27, ч.3 ст.12.30 КоАП.
При исчислении давности привлечения к ответственности применяются следующие правила:
- течение давности начинается на следующий день после даты совершения правонарушения;
- месячный срок истекает в соответствующее число месяца или в последние его сутки;
- если окончание срока давности совпадает с нерабочим днем, то последний день срока переносится на первый рабочий день.
Уголовная ответственность бывает в случае, если в результате нарушения ПДД произошло дорожно-транспортное происшествие (ДТП), которое привело к причинению потерпевшему/им тяжкого вреда здоровью, либо наступила его (их) смерть. А также когда преступление совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения, или связано с оставлением места его совершения.
Исходя из конкретной ситуации, законодателем предусмотрены разные виды уголовной ответственности:
- ограничение свободы на срок до трех лет;
- принудительные работы на срок до пяти лет;
- лишение свободы на срок до девяти лет.
К данным видам наказания дополнительно могут применяться: запрет заниматься отдельными видами деятельностью или лишение права занимать некоторые должности.
Также уголовное наказание применяется в случае если:
- к виновнику ДТП применено административное наказание за управление транспортом в состоянии опьянения или за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на предмет опьянения;
- виновник ДТП ранее был судим за совершение указанных выше нарушений в состоянии опьянения.
При данных обстоятельствах к виновнику применяются следующие санкции: штраф в размере от 200000 до 300000 рублей, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо принудительные работ на срок до двух лет, либо лишение свободы на срок до двух лет.
Что сейчас разрешено сотрудникам ДПС на дороге?
В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ при выявлении нарушения, предусмотренного главой 12 (Административные правонарушения в области дорожного движения), сотрудник ГИБДД составляет протокол об административном правонарушении.
Этот документ не оформляется только в случаях, прямо указанных в КоАП РФ (например, при выявлении нарушений ПДД РФ камерами, работающими в автоматическом режиме, а также, при выявлении дорожным инспектором полиции нарушения, за которое предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа, когда нарушитель не оспаривает факт совершения им административного проступка).
Административный протокол о нарушении ПДД, составляется в присутствии лица, — водителя, пешехода или иного лица, привлекаемого к ответственности.
Нарушителю разъясняются его права и обязанности, порядок, время и место рассмотрения нарушения.
В протоколе отражаются все доказательства, подтверждающие факт нарушения, формулируется фабула нарушения, дается правовая квалификация действий, указываются очевидцы нарушения и понятые, привлеченные к участию в деле.
Лицо, в отношении которого составлен протокол за нарушение ПДД, вправе давать пояснения в письменном виде.
Объяснения нарушителя в обязательном порядке прилагаются к материалам административного производства.
Также нарушитель ПДД вправе ходатайствовать о рассмотрении его дела по месту жительства или по месту пребывания. Такое ходатайство подлежит внесению в бланк протокола за подписью нарушителя. Копия протокола вручается нарушителю ПДД и потерпевшему (при его наличии) под роспись.
В дальнейшем, именно на основании сведений, содержащихся в протоколе, рассматривается дело об административном правонарушении и выносится постановление.
При составлении протокола, нарушитель имеет право пользоваться помощью защитника.
Подробности читайте в статье:
Протокол о нарушении ПДД при ДТП
Таким образом, в случае остановки авто водителю не следует забывать о своих законных правах и обязанностях. В числе ошибок, которые чаще всего совершают водители, значатся:
- Выходят из машины, когда инспектор об этом их не просил.
- Не пользуются своим законным правом на проведение аудио- и видеосъемки.
- Не интересуются основанием для остановки транспортного средства.
- Забывают проверить удостоверение в развернутом виде.
- Открывают багажник по первой просьбе.
- Хамят или заискивают с инспектором.
- Отвечают на все вопросы инспектора.
- 1
- 2
- следующая ›
- последняя »
Самое важное – водитель не должен доказывать свою невиновность, главное, чтобы инспектор доказал обратное. Пожалуй, это главный секрет в таких ситуациях. По поводу протокола нужно отметить, что радар, который заснял превышение скорости, нужно проверить. Все данные должны принадлежать именно вашему автомобилю, нужно проверить, чтобы данные были засняты именно перед остановкой. В любом другом случае инспектор не докажет, что вы нарушили правила.
В каких ситуациях инспектор ГИБДД может изъять права на месте
Из сказанного следует одно: для того чтобы водителя в чём-то обвинить, потребуется предъявить доказательства. В большинстве возникающих ситуаций водитель защищён законом, но иногда даже представления не имеет как пользоваться своими правами. Приказ № 664 внёс существенные изменения в практику инспекторов. Но и водители имеют намного больше прав, особенно если умеют общаться с инспекторами ГИБДД. Не стоит бояться ситуаций, когда вас останавливает инспектор. Если все документы в порядке, если нет никаких оснований полагать, что вы нарушили правила, то вы смело можете отстаивать свои права.
Несмотря на то, что инспектор обязан предъявить водителю доказательства нарушения, он вовсе не обязан обосновывать их. Как бы парадоксально это не звучало, но это так. Презумпция невиновности КоАП РФ в части нарушений ПДД не действует. Водитель вправе обжаловать постановление о привлечении к административной ответственности в течение 10 суток, вот только доказывать свою невиновность придется самостоятельно в судебном порядке. Данная категория дел не облагается государственной пошлиной.
Так, в Определении Конституционного Суда РФ от 22.03.2011 № 391-О-О суд подробнейшим образом разъяснил особый порядок доказывания предполагаемым нарушителем ПДД своей невиновности.
При этом стоит учитывать тот факт, что во всех случаях ограничения прав и свобод водителя сотрудник ГИБДД обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности. Данное правило установлено Приказом МВД России от 02.03.2009 № 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения».
Иногда фиксация нарушений правил ПДД происходит с помощью видео или фотосъемки, которые направляются в отделение ГИБДД, где уже по предоставленным материалам выносится постановление об административном нарушении в отсутствии водителя. В том случае, если водитель получил постановление о привлечении к административной ответственности с вложенными доказательствами фото или видеофиксации по почте, следует обратить внимание на дату, когда было совершено правонарушение. Если за рулем принадлежащего водителю автомобиля и зафиксированного на фото или видеофиксаторе в момент нарушения правил ПДД находилось другое лицо, то следует обратиться с исковым заявлением в суд об оспаривании вынесенного постановления об административном правонарушении. Для этого водителю необходимо обеспечить в суд явку нарушителя ПДД, который может подтвердить его доводы.
Если водитель не хочет подставлять нарушителя, то можете, не беспокоится, так как срок давности привлечения к административной ответственности составляет 3 месяца (за исключением ст. 12.8,12.24, 12.26, 12.27, 12.30 КоАП РФ — тут срок давности 1 год).
Зачастую инспекторы ДПС сами нарушают федеральное законодательство, отказывая водителю в предъявлении доказательств, находящихся в материалах дела об административном правонарушении. В таких случаях не стоит поддаваться эмоциям, а просто укажите в протоколе, что Вы не согласны с вменяемым вам нарушением, заберите копию и направляйтесь в суд с исковым заявлением.
Если нарушение зафиксировано на фото или видеорегистратор, сотрудник ДПС обязан указать в протоколе, что нарушение фиксировалось при помощи технических средств видеорегистрации нарушений, обязательно указать название устройства, его номер и срок действия поверки по свидетельству, которое он также обязан показать водителю для сверки. Если же инспектор ГИБДД уклоняется от данных действий, то данное обстоятельство обязательно необходимо зафиксировать в протоколе.
Учитывая, что регламент № 185 в п. 24 и п. 25 разрешает как водителю, так и сотруднику ГИБДД записывать разговор, при непредоставлении доказательств по требованию водителя, особенно если упоминалась видеосъемка, разговор может быть закончен.
Если водитель отказался от подписи в протоколе, так как не предоставили доказательства сотрудники ГИБДД, то такое действие в суде будет воспринято как признак виновности водителя. Лучше подписать протокол, но указать, что водитель не согласен с указанным правонарушением.
В случае, если в процессе разговора с инспектором ГИБДД водитель предполагает, что причина остановки является незаконной, следует напомнить сотруднику ДПС об его ответственности согласно ст. 12.35 КоАП РФ.
Доказывание — это самое сложное действие в судебном заседании, которое человеку, не имеющему юридического образования, в большинстве случаев не под силу. Но при этом стоить помнить, что четкое знание закона поможет при остановке транспортного средства не только грамотно действовать при общении с сотрудником ГИБДД, но и указывать на нарушения с его стороны для оспаривания вынесенного решения об административном правонарушении. Если у вас возникла похожая ситуация, незамедлительно обратитесь к автоюристу, который поможет урегулировать конфликтную ситуацию и поможет отстоять ваши законные интересы в суде. Наши специалисты готовы прийти к вам на помощь. Заполните форму обратной связи или обратитесь по указанным на нашем сайте телефонам.
ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует.
Пройдите опрос
Увидев нарушение правил дорожного движения со стороны ГАИ, нужно немедленно снять все на видео или сделать фотографию. Для этого можно использовать видеорегистратор, мобильный телефон или камеру.
К таким кадрам есть несколько обязательных требований, но главное, чтобы регистрационный номер автомобиля или его бортовой номер отчетливо просматривался, еще лучше, если будут видны оба элемента. Это значит, что фото и видео должно быть качественным, чего не всегда удается добиться при съемке во время движения.
- Цены
- Характеристики
- Тест-драйв
- Полный привод
- Багажник
- Фото
- Видео обзор
- Новости
- Седан Lada Vesta Cross
- Цены
- Характеристики
- Тест-драйв
- Багажник
- Фото
- Видео обзор
- Дата выхода
- Новости
Инспектор ДПС увидел/снял на видео нарушение, но не остановил – что будет?
— Потребуйте от инспектора предъявить вам удостоверение. Запишите его данные. Не предъявил? Перепишите номер нагрудного знака и регистрационные знаки патрульной машины.
— Перепишите все данные всех остальных участников дела, а ими могут быть свидетели, понятые, врач, проводящий медосвидетельствование, если дело дошло до этого.
— Следите за всеми документальными оформлениями инспектором всех своих и ваших действий. Требуйте, чтобы оформлялось и записывалось все, что имеет отношение к делу.
— Во всех составленных протоколах пишите свои объяснения, и не надо отказываться от подписи. Просто напишите, что с вменяемым нарушением категорически вы не согласны.
— И, кстати, вам никто не запрещает повернуть свой видеорегистратор в сторону инспектора или включить видео на вашем телефоне – это не запрещено.
— При подаче жалоб и заявлений в любые госорганы требуйте фиксации их как входящей документации на вашем экземпляре.
И не сдавайтесь – если правда на вашей стороне, идите до конца, вплоть до Верховного Суда, международных судов и Генеральной прокуратуры РФ. И тогда шансов на положительный результат у вас будет гораздо больше.
У сотрудников ГИБДД может появиться право на запрет эксплуатации автомобилей. Согласно новому законопроекту, который был подготовлен МВД и до конца 2020 года должен поступить в правительство, такую санкцию инспекторы Госавтоинспекции смогут применять в случае выявления на дороге машины с неисправностью, при которой эксплуатация запрещена. К примеру, если у автомобиля не горит фара в темное время суток или не работают стеклоочистители во время дождя, на водителя оформят протокол по ст. 12.5 КоАП, запретят ехать дальше и дадут 72 часа на устранение неисправности. Если поломка будет менее серьезной, автомобилисту разрешат продолжить движение, но срок на ремонт останется таким же.
Уже скоро помимо обычных проверок на состояние алкогольного и наркотического опьянения инспекторы ГИБДД смогут проводить и так называемые мгновенные тесты. Для этого на вооружение гаишников поступят специальные приборы, о которых в середине ноября рассказывал глава ГУОБДД РФ Михаил Черников. По его словам, устройства будут срабатывать за 15 секунд, что позволит инспектору оперативно установить, употреблял ли водитель запрещенные вещества.
«Это не алкотестер — это средство индикации, это возможность установления употребления не только спиртных напитков, но и наркотических веществ. И это поможет ограничивать дорожное движение (потребителей спиртного и наркотиков, — прим. ред.). Такие проверки должны быть внедрены», — заявлял Черников РИА Новости.
Другая санкция, которая может ждать автомобилистов, — конфискация транспортного средства. В данном случае речь идет о наказании для водителей, которые повторно сели за руль в нетрезвом виде. Предполагается, что их машины будут конфисковывать, а в дальнейшем — продавать на специальных аукционах в пользу государства. Мера обсуждается уже полтора года, причем за ее введение высказался глава ГИБДД Михаил Черников. «Мы надеемся, что в новой редакции Кодекса об административных правонарушениях наша позиция будет учтена. Это вынужденная мера, без которой не обойтись. Слишком высокую цену платит общество за употребление алкоголя за рулем», — отмечал главный инспектор страны.
Можно ли привлечь сотрудника ГИБДД к ответственности за нарушение ПДД?
Наконец, у ГИБДД должна появиться возможность активнее привлекать к ответственности водителей автомобилей, зарегистрированных за пределами России. О мерах по ужесточению неотвратимости наказания для нарушителей из-за границы говорят не первый год, но в 2020-м власти постепенно приступили к реализации данного плана. В частности, между МВД и Федеральной таможенной службой (ФТС) уже налажен обмен данными о владельцах временно ввезенных транспортных средств. Таким образом, ГИБДД уже может получить информацию об автомобиле с иностранными номерами, наличии у него неоплаченных штрафов и т. д. Более того, в некоторых регионах — например в Москве — камеры уже фиксируют нарушения «зарубежных» автомобилей.
«Комплексы фотовидеофиксации распознают иностранные государственные знаки всех стран, — пояснили Дрому в пресс-службе московского ЦОДД. — Обработка проходит в несколько этапов. Сначала система сама автоматически отсеивает часть материалов, на которых нет признака нарушений. Затем материалы попадают в ЦОДД, где проходят первичную обработку. Она также автоматическая. Проверенный фотоматериал попадает сотруднику, который удостоверяется, что техника не совершила ошибки. Затем материалы передаются в ГИБДД или МАДИ, где и принимается решение о вынесении постановления», — отметили в ЦОДД, добавив, что сведения о принадлежности машины приходят от ФТС, а письма с постановлениями отправляются по международным каналам почтовой связи.
Тем не менее иностранцы, в отличие от россиян, могут спокойно ездить по территории РФ даже при наличии долгов по штрафам.
Хотя инспекторы ГИБДД эпизодически проверяют водителей ТС с иностранными номерами на наличие задолженности, срок привлечения к ответственности составляет лишь два месяца. К тому же если водитель не является собственником машины, он всегда может потребовать привлечь к ответственности за задолженность именно последнего. А вот наказать собственника, проживающего за границей, уже будет проблематично. К тому же у ФТС нет данных об автомобилях, зарегистрированных в странах ЕАЭС, — т. е. в Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстане.
Последние обсуждения на форуме:
- Учусь в автошколе. Инструктора не могут однозначно ответить на
- Можете разъяснить в деталях , как правильно въезжать .
- Кто будет виновник аварии в данной ситуации?
- Правда, что начали выдавать права с 17лет? Многие СМИ утверждают.
- Учусь в автошколе экзамены будут в апреле, распространится ли
Часто водители оказываются в такой ситуации, когда они не нарушали правила дорожного движения, но при этом доказать свою чистоту перед законом они попросту не могут. То есть, если «гаишник» уверяет, что водитель нарушил какой-либо пункт правил, то что-либо возразить и предоставить свидетельство своей невиновности в подобном случае автовладелец не может. При этом непонятно, работает ли презумпция невиновности в подобном случае и должен ли водитель доказывать свою невиновность или наоборот инспектор ДПС должен предоставить доказательства вины конкретного водителя и лишь после этого оштрафовать его.
По действующему законодательству сотрудники ДПС считаются должностными лицами, которые могут составить протокол лишь на основании увиденного им нарушения. При этом отказ гражданина подписывать протокол косвенно доказывает его вину, а в последующем такую бумагу оспорить будет невозможно. Поэтому водителю, даже если он считает себя полностью невиновным, но на него составляют протокол о том или ином нарушении, необходимо в подобном случае подписывать протокол, но в соответствующей части с объяснениями указывать своё несогласие, а в последующем обращаться в суд.
По действующему законодательству у водителя, который получил штраф и не согласен с таким наказанием, имеется 10 суток на его обжалование в суде. Успешность такого рассмотрения дела будет во многом зависеть от наличия у водителя доказательства своей невиновности. Проще всего всё уже установить в машине небольшой регистратор, который будет фиксировать все происходящее на дороге, а в последующем такое видео может использоваться в качестве доказательства своей невиновности.
Ещё при составлении протокола водителю следует указать инспектору о своём несогласии с вынесенным штрафом, затребовав у «гаишника» доказательства его виновности. Если инспектор по каким-либо причинам не может предоставить такие свидетельства вины водителя, в подобном случае следует указать это в протоколе, а в последующем при разборе и опротестовании наказания водителя необходимо будет делать упор на то, что каких-либо фактов его виновности нет.
В идеале, непосредственно сам разговор с «гаишником», когда он говорит, что у него нет доказательств виновности водителя или по каким-либо причинам он их не предоставит автовладельцу, все это следует записать на видео. По действующему законодательству «гаишник» не имеет право запретить водителю осуществлять фото и видео съемку его действий. Поэтому такую запись можно использовать в качестве дополнительного доказательства отсутствия своей вины в нарушении правил.
Как должностное лицо при исполнении «гаишник» может оштрафовать водителя лишь на основании увиденного им нарушения правил. Однако часто такие нарушения, которые не могут подтвердить свидетели или же отсутствуют фото или видео доказательства, можно оспорить в суде, куда водитель должен обратиться в течение 10 дней с момента получения протокола. При этом в самом протоколе ему следует указать своё несогласие с наказанием и затребовать доказательства своей вины, а если они не будут предоставлены, сделать об этом пометку в протоколе.
Ответственность за нарушение ПДД
Да, все новые штрафы, введенные с января и марта 2021 года, можно оплатить со скидкой. В первые 20 дней с даты постановления она составит 50%.
Это же правило распространяется на большинство действующих штрафов, которые не менялись. Далее приводим их полный список.
Госзнак признают нестандартным, если он не соответствует требованиям закона или нечитаем.
Статья КоАП | Штраф или другое наказание |
---|---|
12.2 ч. 1 Управление ТС с нечитаемыми, нестандартными госзнаками или знаками не по стандарту | предупреждение или штраф 500 рублей |
12.2 ч. 2 Управление ТС без госзнаков, без знаков на предусмотренных для этого местах, либо с видоизмененными знаками или с устройством для их сокрытия | 5000 рублей или лишение прав на 1–3 месяца |
12.2 ч. 3 Установка на ТС заведомо подложных госзнаков | на водителей — 2500 рублей, на должностных лиц — 15 000–20 000 рублей, на юридических лиц — 400 000–500 000 рублей |
12.2 ч. 4 Управление ТС с заведомо подложными госзнаками | лишение прав на 6 месяцев — год |
Статья КоАП | Штраф или другое наказание |
---|---|
12.8 ч. 2 Передача управления ТС лицу, находящемуся в состоянии опьянения | 30 000 рублей с лишением прав на 1,5–2 года |
12.8 ч. 3 Управление ТС водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления ТС либо лишенным права управления ТС, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния | административный арест на 10–15 суток или штраф 30 000 рублей |
12.26 ч. 1 Невыполнение водителем ТС законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медосвидетельствования на состояние опьянения, если такие действия или бездействие не содержат уголовно наказуемого деяния | 30 000 рублей с лишением прав на 1,5–2 года |
12.26 ч. 2 Невыполнение водителем ТС, не имеющим права управления ТС либо лишенным права управления ТС, законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медосвидетельствования на состояние опьянения, если такие действия или бездействие не содержат уголовно наказуемого деяния | административный арест на 10–15 суток или штраф 30 000 рублей |
12.27 ч. 3 Невыполнение требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после ДТП, к которому он причастен, либо после того, как ТС было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования | 30 000 рублей с лишением прав на 1,5–2 года |
12.32 Допуск к управлению ТС водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления ТС | на должностных лиц — 20 000 рублей, на юридических лиц — 100 000 рублей |
УК 264.1 Управление автомобилем, трамваем либо другим механическим ТС лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление ТС в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медосвидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение в состоянии опьянения преступления, предусмотренного частями второй, четвертой или шестой статьи 264 настоящего Кодекса либо настоящей статьей | 200 000–300 000 рублей или в размере заработной платы за 1–2 года, либо обязательные работы на 480 часов, либо принудительные работы до 2 лет, либо лишение свободы до 2 лет. Во всех случаях лишают права занимать определенные должности до 3 лет |
Статья КоАП | Штраф или другое наказание |
---|---|
12.9 ч. 2 Превышение установленной скорости движения ТС на величину более 20, но не более 40 км/ч | 500 рублей |
12.9 ч. 3 Превышение установленной скорости движения ТС на величину более 40, но не более 60 км/ч | 1000–1500 рублей |
12.9 ч. 4 Превышение установленной скорости движения ТС на величину более 60, но не более 80 км/ч | 2000–2500 рублей или лишение прав на 4–6 месяцев |
12.9 ч. 5 Превышение установленной скорости движения ТС на величину более 80 км/ч | 5000 рублей или лишение прав на шесть месяцев |
12.9 ч. 6 Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи | от 2000 до 2500 рублей |
12.9 ч. 7 Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 4 и 5 настоящей статьи | лишение прав на год, если фиксирует камера — штраф 5000 рублей |
Статья КоАП | Штраф или другое наказание |
---|---|
12.6 Управление ТС водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, перевозка пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, если конструкцией ТС предусмотрены ремни безопасности, а равно управление мотоциклом или мопедом либо перевозка на мотоцикле пассажиров без мотошлемов или в незастегнутых мотошлемах | 1000 рублей |
Статья КоАП | Штраф или другое наказание |
---|---|
12.36.1 Пользование водителем во время движения ТС телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук | 1500 рублей |
Статья КоАП | Штраф или другое наказание |
---|---|
12.7 ч. 1 Управление ТС водителем, не имеющим права управления ТС, за исключением учебной езды | 5000–15 000 рублей |
12.7 ч. 2 Управление ТС водителем, лишенным права управления ТС | 30 000 рублей, либо административный арест до 15 суток, либо обязательные работы 100–200 часов |
12.7 ч. 3 Передача управления ТС лицу, заведомо не имеющему права управления ТС, за исключением учебной езды, или лишенному такого права | 30 000 рублей |
12.8 ч. 1 Управление ТС водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния | 30 000 рублей с лишением прав на 1,5–2 года |
Перечень тех, кто может остановить транспортное средство, указан в пункте 2.4 ПДД РФ. В документе четко прописано, что таким правом обладают регулировщики. Также есть уточнение, касающееся международных автобусов и грузовых автомобилей. На контрольных пунктах такая возможность появляется еще и у сотрудников Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. То есть Ространснадзор имеет право останавливать транспортное средство, однако его представители обязательно должны иметь при себе форменную одежду, а для остановки грузовика или автобуса использовать диск со световозвращателем или красным сигналом, чтобы их хорошо было заметно даже поздним вечером, в сумерках и по ночам. Любое лицо, останавливающее транспортное средство, должно представиться, а по первому требованию предъявить служебное удостоверение.
Только нужно понимать, что под регулировщиком в данном случае понимают не только сотрудника правоохранительных органов, который пытается разрулить движение автомобильных потоков на оживленном перекрестке. В Правилах дорожного движения РФ, которых обязаны придерживаться все инспекторы ГИБДД, регулировщиком считается должностное лицо, по своим функциональным обязанностям наделенное правом осуществлять регулирование дорожного движения с помощью специальных сигналов.
Что же касается непосредственно сотрудников полиции, то важно понимать, кто имеет право останавливать ТС и при каких условиях. Под определение регулировщиков в первую очередь попадают инспекторы батальонов, рот и полков дорожно-патрульной службы. Если вас останавливают на стационарном посту, то это может сделать и инспектор технического надзора.
Важный момент: на дорогах можно встретить не только сотрудников дорожной полиции, но и стажеров ДПС. Так вот, им запрещено останавливать любые транспортные средства. Это специально прописано в приказе федерального Министерства внутренних дел от 2011 года. В частности, в этом приказе отмечается, что при привлечении стажера к патрулированию сотрудникам полиции строго запрещается поручать ему самостоятельно осуществлять следственные действия, регулировать движение на улицах, составлять документы о дорожно-транспортных происшествиях и оформлять соответствующие протоколы о нарушениях административного законодательства. Так что стажер ДПС официально не является регулировщиком, у которого есть право на остановку автомобиля или любого другого транспортного средства.
Пометки гаишников на водительском удостоверении
Теперь подробно разберемся в вопросе, кто имеет право останавливать транспортное средство из числа иных стражей порядка. По закону сотрудники полиции, которые не состоят в Госавтоинспекции, могут нести службу на дороге, но только вместе с инспекторами ГИБДД или по прямому приказу руководителя отделения полиции. При этом другие сотрудники правоохранительных органов, находящиеся при исполнении, имеют право оформлять протоколы за нарушение правил дорожного движения, и им не обязательно являться инспекторами ГИБДД. Это подтверждает и существующая российская судебная практика.
То есть ППС имеет право остановить транспортное средство, если сотрудники службы работают совместно с инспекторами ГИБДД или получили конкретный приказ от начальства. При этом в уставе ППС даже отдельно прописано, что в обязанности постовых входит предотвращение и предупреждение управления транспортными средствами пьяными водителями, несовершеннолетними, когда возраст водителя очевиден или известен полицейскому. Также они обязаны пресекать другие правонарушения, которые могут нести угрозу жизни и здоровью окружающих.
Отметим, что остановка транспортных средств ГИБДД не может производиться без причины. Для этого обязательно должны быть весомые основания. К ним могут относиться:
- признаки нарушения, которые инспектор мог зафиксировать визуально или с помощью специальных средств;
- наличие подозрительных фактов, указывающих на то, что автомобиль или другое транспортное средство находится в угоне;
- данные о том, что водитель или любой пассажир транспортного средства может быть причастен к дорожно-транспортному происшествию или какому-нибудь преступлению;
- водитель или пассажир стал свидетелем дорожно-транспортного происшествия или какого-то преступления;
- у стражей порядка появилась потребность привлечь понятых;
- остановка необходимо для распорядительных или регулировочных действий;
- срочная потребность в транспортном средстве возникла у сотрудников ГИБДД или врачей;
- с целью привлечь водителя или его пассажиров для оказания помощи сотрудникам полиции или потерпевшим;
- проведение специальных мероприятий, исполнение которых основано на распорядительных актах; в этом случае ваш автомобиль могут проверить на наличие людей, находящихся в розыске, либо запрещенных грузов.
Вы должны знать, что можете отказаться предъявлять документы инспектору ДПС, если он не назвал причину остановки. Остановка транспортного средства на участке дороги, где запрещено стоять, допускается только в случае срочной необходимости пресечь совершение преступления или правонарушения, когда возникает угроза жизни кого-нибудь из участников дорожного движения.
Порядок остановки транспортного средства сотрудниками ГИБДД подробно прописан в законе. Требуя остановиться, инспектор должен явно указать, где автомобиль необходимо припарковать. Это должно быть разрешенное для остановки места, за исключением особых случаев, описанных выше.
Остановив транспортное средство, сотрудник ГИБДД должен назвать свое имя и должность, сообщить о причине остановке. Кстати, ему разрешено скрыть от водителя истинную причину, по которой остановлен автомобиль, но только в том случае, если водителя или кого-то из его пассажиров подозревают в участии в преступлении или организации ДТП. Их задержание входит в обязанности сотрудников Госавтоинспекции.
Обратите внимание, что по правилам остановки сотрудникам ГИБДД запрещается требовать, чтобы водитель вышел из транспортного средства. Есть только несколько исключений, когда требования сотрудника ДПС выполнить необходимо. Водитель обязан выйти, если его подозревают в том, что он находится в состоянии наркотического, алкогольного или токсикологического опьянения, а также для устранения поломки авто или при выявлении нарушений правил транспортировки грузов, в случае если водители или пассажиры подозреваются в преступлении или помощь нужна другим водителям.
Также инспектор должен предъявить служебное удостоверение. Но тут есть оговорка, что делать это необходимо только по требованию водителя. Конечно, не все на такое решаются, может возникнуть психологический барьер при общении с представителем власти, преодолеть его не всегда удается. Предъявляя удостоверение, сотрудник дорожной полиции не должен передавать его в руки водителю, но должен по требованию сообщить номер своего нагрудного знака. Если остановка произошла по причине нарушения, то полицейский обязан подробно и ясно объяснить, в чем было нарушение.
В этой статье мы уже рассказали об основных должностных лицах, которые имеют право останавливать автомобили на российских дорогах, но в российском законодательстве хватает нюансов и исключений, в которых необходимо тщательно разобраться. Поэтому расскажем о том, кто может остановить транспортное средство, кроме ДПС.
Относительно недавно в отечественной системе правоохранительных органов появилась новая структура — Федеральная служба войск национальной гвардии РФ. Большинству она известна под сокращенным названием Росгвардия. Она была создана весной 2016 года на базе внутренних войск федерального МВД. Это военизированная государственная организация.
Перечень задач сотрудников Росгвардии достаточно обширен, не все знают, могут ли сотрудники Росгвардии останавливать транспортное средство. К основным задачам этого подразделения относится обеспечение общественного порядка на улицах России, поддержание территориальной целостности российского государства, контроль за работой вневедомственной охраны, регулирование оборота оружия, деятельности частных охранных предприятий.
Так как задачи сотрудников этого подразделения представляют особую важность, то им это разрешено. Поэтому у вас не должно возникать сомнений, могут ли сотрудники Росгвардии останавливать транспортное средство. Правда, им разрешено устанавливать личность пассажиров или самого водителя. Для проверки автомобиля или другого транспортного средства потребуется ориентировка, либо рядом должен находиться наряд ДПС, с которым они будут работать заодно.
На вопрос, может ли сотрудник ДПС остановить без причины, ранее отвечал Приказ №185 МВД России от 02.03.2009 года. В нем говорилось о том, что остановка автомобиля без явных на то причин запрещена.
Теперь этот приказ отменен! 20 октября 2017 года был введен новый Приказ №644, который ввел в действие Административный регламент. Регламент значился увеличился. Ранее он состоял из 270 пунктов, а теперь из 344.
Согласно пункту 84 данного регламента инспектор имеет право остановить ТС только при определенных обстоятельствах.
Причин остановки автомобиля инспектором ДПС множество, более 10:
Сезонное обострение: самые распространенные нарушения ПДД весной«Немедленно сообщите, почему вы меня остановили!» — не самая лучшая формулировка, согласитесь? А если добавить к подобному вопросу пренебрежительный, высокомерный тон, то каши уже явно не сваришь.
Инспектор обязан представиться, назвав свою должность, звание и фамилию, а также, если вы об этом попросите, показать удостоверение, затем сообщить причину и цель своего обращения (п. 45 Административного регламента). В противном случае водитель может сам проявить инициативу и в вежливой форме попросить сотрудника ДПС представиться, а также пояснить причину остановки. Главное — выражать свои просьбы тактично.
Не запрещено лишний раз уточнить или попросить инспектора дополнительно разъяснить свои требования, замечания, основание и причину, по которой ограничиваются права и свободы автомобилиста, суть нарушения и конкретную норму закона, на которую ссылается сотрудник ГИБДД (пп. 43, 45, 50 Административного регламента). Максимально доступно и недвусмысленно отвечать на вопросы водителя — прямая обязанность сотрудника ДПС. «Качать права» — не лучшее решение, куда продуктивнее общаться уважительно и опираться на конкретные нормы регламента.
Административный регламент подлежит четкому выполнению. Поэтому он является руководством к действию для должностных лиц ГИБДД и пояснением для автолюбителей по правомерности действий указанных лиц. В данном документе также отражен полный список ситуаций, в которых сотрудник ДПС имеет право останавливать ТС. К основным позициям перечня относятся:
- Нарушение ПДД, обнаруженное визуально сотрудником полиции или зафиксированное автоматическими средствами наблюдения за порядком на дорогах;
- Наличие информации о том, что водитель, его пассажиры или ТС причастны к какому-либо ДТП, правонарушению или преступлению;
- Наличие сведений о том, что аналогичное ТС находится в розыске;
- Необходимость оказания помощи другим участникам дорожного движения;
- Надобность использования ТС в неотложных служебных целях;
- Необходимость снятия показаний с водителя или пассажиров как со свидетелей ДТП, правонарушения или преступления;
- Необходимость обеспечения беспрепятственного движения для машин спецназначения;
- Выполнение спецопераций;
- Отсутствие на ТС государственных номеров;
- Наличие признаков неисправности автомобиля;
- Проверка документов.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что не имея должного основания, сотрудник ГИБДД не вправе останавливать ТС, это является незаконным. Водитель при поданном ему сигнале сотрудника правоохранительных органов, обязан остановить автомобиль, несмотря на то, что в этот момент он не знает, на каком основании проводится остановка. Об этом ему обязано незамедлительно сообщить должностное лицо, ее осуществившее.
Все действия сотрудника ГИБДД после остановки ТС прописаны в Административном регламенте. Это значит, что при несоблюдении должностным лицом установленных норм, остановку транспорта можно считать незаконной, а все последующие действия должностного лица — неправомерными. Служащий ГИБДД в соответствии с регламентом должен осуществить следующий порядок действий:
- Подойти к остановленному транспортному средству со стороны водителя.
- Представиться (назвать ФИО, звание, должность).
- Предъявить удостоверение и назвать телефон и место нахождения подразделения, где служит (только по требованию водителя).
- Озвучить основание, послужившее причиной проведенной остановки.
- Попросить предъявить документы.
Только при выполнении всех описанных манипуляций остановка транспортного средства считается законной. Следует помнить, что причина остановки должна быть правомерной, то есть прописанной в перечне Административного регламента. Так, например, остановка для проверки неоплаченных штрафов является незаконной. Если водитель автомобиля уверен, что действия сотрудника ГИБДД неправомерны, то он должен сделать следующее:
- Записать или иным способом зафиксировать личные данные сотрудника;
- Записать общение с представителем власти на видеорегистратор или видеокамеру;
- Занести в протокол свое несогласие с мнением должностного лица и (или) указать нарушения, которые (по мнению водителя) были допущены при остановке его автомобиля. Также следует поставить прочерки во всех графах протокола, оставшихся незаполненными;
- Обжаловать в течение 10 дней действия должностного лица, проводившего остановку ТС. Это выполняется путем подачи письменного ходатайства в региональное управление ГИБДД с указанием всех обстоятельств инцидента. Не лишними будут показания свидетелей произошедшего. Подавать заявление-жалобу также можно в прокуратуру, суд. Подробнее о процедуре мы писали здесь.
На практике ситуации, когда действия сотрудников ГИБДД по остановке транспортных средств официально признаны незаконными, достаточно редки. Но если факт будет признан доказанным, то должностное лицо подвергнут административному наказанию в соответствии со ст. 12.35 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ. Мера наказания по данной статье — штраф 20 000 рублей.
Согласно пункту 314 Приказа № 644: «в случае выявления нарушений прав участников дорожного движения, по результатам проведенных проверок виновные должностные лица привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а заявителю, права и законные интересы которого нарушены, сообщается о мерах, предпринятых для восстановления или защиты нарушенных прав».
Многие водители хорошо помнят недавнюю ситуацию на дороге, когда остановка и проверка авто осуществлялась исключительно на стационарных постах ГИБДД. Такой порядок действий был прописан в Приказе МВД № 185, на сегодняшний день данный документ утратил силу и отменен.
С 20 октября 2017 года надзор за безопасностью дорожного движения осуществляется по новому административному регламенту ГИБДД.
Согласно действующему регламенту основаниями для остановки могут быть:
- Нарушение Правил Дорожного движения.
- Проверка права управления и пользования авто.
- Проверка удостоверения личности, при подозрении, что либо водитель, либо пассажир разыскиваются органами правопорядка.
- В случае схожести ТС с ориентировкой на автомобиль, находящийся в розыске.
- Необходимость опросить очевидцев происшествия (водителя или пассажира авто).
- Инспектор ГИБДД предлагает стать понятым (свидетелем) или оказать иное содействие.
- Потребность в использовании вашего автомобиля.
- Ограничение проезда любого транспорта.
- Организация беспрепятственного проезда спецавтотранспорта.
- В случае побега преступника из мест заключения – останавливаются практически все ТС.
Но остановка авто может производиться и в других случаях, например:
- При отсутствии регистрационных знаков.
- При явных признаках неисправности автомобиля: отсутствуют световые приборы, внешние значительные повреждения, из-под капота идет дым.
- Если автомобиль создает угрозу для проезда других транспортных средств.
Иные основания для остановки автомобиля будут считаться незаконными.
Следует помнить, что в соответствии с новым регламентом ГИБДД, дорожный патруль вправе остановить транспорт на дороге вне поста. При этом простая проверка документов теперь является достаточным основанием для остановки любого автомобиля.
Вы можете ознакомиться с полным текстом Приказа МВД №664, а также узнать какие еще ключевые моменты изменены в дорожном регламенте, прочитав статью о новом регламенте ГИБДД.
Любой гражданин имеет право знать обо всех вынесенных постановлениях и распоряжениях органами власти, они носят публичный характер и не являются государственной тайной.
Несмотря на то что новый дорожный регламент 2017 года расширил полномочий сотрудников ДПС, все же на остановку и проверку ТС на дороге у инспектора должны веские основания – нарушение ПДД либо ориентировка от руководства ГИБДД.
Просто так вас никто не имеет права останавливать во время движения, и если такое случилось на дороге, то инспектор ГИБДД должен дать разъяснения по поводу вашей остановки.