Договор о возмещении ущерба в результате ДТП

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Договор о возмещении ущерба в результате ДТП». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Мировое соглашение о добровольной компенсации вреда – это своего рода договор, который заключается между виновником дорожно-транспортного происшествия и потерпевшим. В отличие от аналогичных документов, он носит характер судебного вердикта, а потому оспорить его можно только путем подачи апелляционной жалобы.

Составляется подобный бланк исключительно в присутствии судьи, так как без его подписи заполненная обеими сторонами бумага не приобретет юридическую силу. А вот если соглашение будет заключено водителями до возбуждения судебного процесса, то его следует относить к совершенно другой категории договоров, которые поддаются дальнейшему обжалованию.

Соглашение о возмещении ущерба при дтп

Образец соглашения о добровольном возмещении ущерба при ДТП имеет весомое значение для виновной стороны дорожного конфликта. Поэтому просьба о его составлении от лица инициатора аварии чаще всего возникает при следующих обстоятельствах:

  • Автомобиль, которым был причинен материальный вред, не состоит на учете в страховой компании (ОСАГО или КАСКО);
  • Сумма восстановительных работ существенно превышает размер компенсации, выплаченной виновнику по полису СК;
  • Произошедшая авария не относится к списку рисковых ситуаций по автогражданке (потерпевшему причинен моральный ущерб, инициатор ДТП находился в нетрезвом состоянии и т. д.).

Попросив пострадавшего водителя заключить договор о добровольном возмещении ущерба, виновник дорожно-транспортного происшествия покажет свое желание загладить вину. А это учтется ему в ходе судебного процесса с положительной стороны.

Важно знать! Жертва ДТП оставит за собою право самостоятельно выбрать: соглашаться на просьбу второго участника конфликта или нет. Ведь для него такой шаг имеет свои последствия, о которых мы поговорим далее в статье.

Образец соглашения о примирении сторон при ДТП имеет единую структуру, отклоняться от которой в ходе заполнения бланка строго запрещено. Также в договоре о добровольном возмещении вреда не допускаются ошибки и неактуальная информация, указанная любым из участников конфликта. При игнорировании данных требований составленная бумага попросту не сможет приобрести юридическую силу.

Как уже было сказано ранее, мировое соглашение считается выгодным только для одной стороны дорожного конфликта – для инициатора аварии. А вот потерпевший с помощью такого документа отстоять свое право на компенсацию за полученный ущерб не сможет. Поэтому на практике водители чаще используют вариант с досудебным примирением, заверенным нотариально.

Столкнувшись с недобросовестным автолюбителем, который решил не соблюдать условия мирового соглашения, пострадавшее лицо может воспользоваться одной хитростью, способной повысить его шансы на получение компенсации – направить досудебную претензию в адрес виновника ДТП. Таким образом жертва дорожно-транспортного происшествия инициирует новое разбирательство.

Внимание! При его игнорировании потерпевший получает право на обращение в суд, но уже по другой статье (а именно: ст. 1064 ГК РФ).

Причем такая манипуляция не запрещена с точки зрения действующего законодательства. Но знают о ней далеко не все автомобилисты, что повышает вероятность уклонения виновной стороны от ответственности за причиненные повреждения.

В норме юридическая сила мирового соглашения теряется в том случае, если виновник аварии в полной мере выполнил свои обязательства перед пострадавшим участником конфликта. Но на практике действие такого договора может прерываться и раньше, но только при определенных условиях:

  • Инициатор дорожно-транспортного происшествия выплатил материальный ущерб до установленного периода;
  • Суд признал заключенный между водителями бланк недействительным;
  • Виновник ДТП умер.

Иных обстоятельств для преждевременной аннуляции документа законодательство РФ не предусматривает.

В большинстве случаев для составления соглашения между участниками ДТП нет никаких оснований, так как весь ущерб пострадавшему платит страховая компания в рамках страхового полиса ОСАГО. Но страховка выплачивается не всегда. Потерпевший не вправе рассчитывать на получение страховой выплаты в следующих случаях:

  • виновник аварии не имеет действующего полиса ОСАГО;
  • страховка не покрывает всего ущерба, полученного в результате ДТП (к примеру, моральный ущерб она покрывать и вовсе не должна);
  • сумма полученного транспортным средством ущерба превышает размер максимальной выплаты по ОСАГО;
  • ущерб получен в ситуации, которая не является страховым случаем (то есть эта ситуация не упомянута в страховом договоре).

Договоры о добровольной денежной компенсации нарушаются крайне редко, ведь в этом случае пострадавший обязан будет вернуть виновнику ДТП всю сумму, которую он получил ранее. Как правило, потерпевший решается нарушить условия договора только в том случае, когда он понял, что через суд сможет получить гораздо большую сумму.

Прежде чем перейти к описанию процедуры возмещения ущерба при ДТМ с виновника, необходимо разобраться, что понимается под термином «ущерб». Несмотря на часто практическое применение, далеко не все заинтересованные стороны понимают, что он означает. Ущерб при ДТП формируется из трех основных составляющих, каждая из которых требует отдельного рассмотрения.

Представляет собой повреждение или лишение имущества, а также других благ, выраженное в денежном исчислении. Речь идет не только о транспортном средстве, но и перевозимых грузах или другой собственности, которая находилась в автомобиле в момент аварии.

Главное, что нужно помнить – материальный ущерб относится к страховым, поэтому возмещается в рамках обязательного и добровольного страхования. Материальный ущерб делится на три вида:

  • непосредственный вред имуществу потерпевшей стороны;
  • затраты, которые предстоят и связаны с восстановлением или ремонтом имущества;
  • упущенная прибыль, которая могла быть получена при дальнейшей эксплуатации вышедшего из строя имущества.

Возмещение материального ущерба в рамках обязательного страхования по ОСАГО предусматривает получение до 400 тыс. руб. Выплата осуществляется страховой компанией, которая выдала полис владельцу автомобиля, ставшего причиной ДТП.

Сумма выплаты со стороны страховой компании может быть увеличена при оформлении полиса КАСКО. Если ущерб превышает покрытие по страховке пострадавшей стороне придется обращаться в суд.

Соглашение о возмещении ущерба при ДТП образец бланк

Название этой разновидности ущерба при ДТП не требует дополнительных комментариев и пояснений. В рамках страхового покрытия по ОСАГО возможна выплата до полумиллиона рублей. Конкретная сумма определяется в зависимости от тяжести нанесенного вреда по правилам, принятым конкретной страховой компанией.

Если речь идет о тяжком увечье, допускается возмещение ущерба в более серьезном размере. Но для этого потребуется обращение в суд и соответствующий вердикт судьи. Судебное решение потребуется и в том случае, если у виновной стороны отсутствует страховка.

Под моральным вредом обычно понимается ущерб, полученный в результате нравственных переживаний, связанных с ДТП. Примерами подобных ситуаций выступают: потеря в аварии родственника, физическая боль от полученных повреждений, временная нетрудоспособность и т.д.

Вопрос о возмещении потерпевшей виде морального вреда, полученного в результате ДТП, считается самым сложным. В подавляющем большинстве случаев его решением занимается суд, так как страховые компании предпочитают не брать на себя ответственность и не включают этот вид риска не только в ОСАГО, но и в КАСКО. Вероятность, что заинтересованные стороны договорятся в рамках досудебной процедуры, также не велика.

Большая часть ДТП по своим финансовым последствиям вписывается в рамки ОСАГО, оформленного подавляющим большинством участников дорожного движения. Поэтому проблем с получением компенсации обычно не возникает, так как она исправно выплачивается страховой компанией.

Необходимость возмещения ущерба от ДТП с виновной стороны возникает в следующих ситуациях:

  • величина ущерба превышает максимальную выплату страховой компании;
  • виновная сторона не оформила страховку или полис не является действительным;
  • обстоятельства ДТП не входят в число страховых случаев, предусмотренных полисом ОСАГО или КАСКО. Например, ущерб нанесен не в процессе движения, а во время размещения автомобиля на стоянке;
  • потерпевшая сторона желает взыскать компенсацию за полученный моральный вред.

Базовый принцип расчета размера компенсации, заложенный в законодательстве, предусматривает выплату суммы, достаточной для восстановления исходных характеристик транспортного средства. Обязательным условием выступает учет степени износа автомобиля до момента попадания в ДТП.

Стандартные правила расчета компенсации предусматривают включение в итоговую сумму следующих расходов:

  • ремонт и восстановление транспортного средства;
  • транспортировка машины с места аварии в автосервис;
  • уменьшение товарной стоимости авто (рассчитывается для автомобилей со сроком эксплуатации до 5 лет или уровнем износа в пределах 35%);
  • все виды морального вреда, причиненного потерпевшей стороне;
  • потерянный заработок, затраты на лечение и другие подобные расходы, непосредственно связанные с ДТП;
  • сопутствующие обращению в суд затраты – услуги независимого оценщика и/или юриста, почтовые расходы и т.д.

После определения размера возмещения, который необходимо получить с виновной стороны, следует переходить к следующему этапу процедуры взыскания. Она предусматривает два варианта получения компенсации – добровольный (досудебный) и принудительный (с помощью суда).

Соглашение о возмещении ущерба при ДТП

Оформление на месте ДТП. Существуют два способа фиксации произошедшей аварии – самостоятельно и посредством сотрудников ГИБДД. Выбор конкретного вида оформления зависит от наличия спора о виновнике, суммы ущерба, количестве транспортных средств и т.д.

В первой случае помимо Европротокола важно также производить фото-фиксацию. При этом, снимки обязательно должны иметь привязку к ориентирам – номер дома. Название улицы и т.п.

  1. Оформление в ГИБДД. После подготовки протокола самими участниками происшествия или сотрудниками ГАИ следует получить соответствующее постановление по административному делу.
  2. Обращение в страховую. Для полиса КАСКО виновник ДТП не важен. В то время как возмещение ущерба при ДТП по ОСАГО ключевым является наличие страховки у виновника. При этом, закон предоставляет на выбор – обратиться в «свою» страховую или в компанию виновника.

Итоговым документом после последовательного выполнения рассмотренных действий является решение страховой компании о выплате.

Обратите внимание на следующее при составлении заявления в суд:

  1. Подсудность. Иск можно подать по месту нахождения заявителя либо страховой компании. Кроме того, исходя из размера требований необходимо установить компетенцию мирового или районного судьи по данному делу.
  2. Стороны по делу. Требования о взыскании денег предъявляются также к страховой. При этом, в случае превышения допустимого размера возмещения, соответчиком необходимо указать виновника аварии. Также к только к виновнику может быть предъявлено требование о компенсации нравственных страданий от аварии. Кроме того, к участию вне зависимости от размера ущерба следует привлечь всех участников ДТП и их страховые компании.
  3. Описательная часть. В данной части можно основываться на уже готовой претензии, в которой все необходимые факты уже изложены.
  4. Приложения к иску. В сравнении с претензией, к заявлению в суд следует приложить все материалы, относящиеся к ДТП, в том числе саму претензию. Для каждого участника процесса следует сформировать полный пакет документов – точно такой же, как предназначенный для суда.
  5. Дополнительные требования иска. На основании отказа возмещать ущерб добровольно потребитель вправе требовать компенсацию морального вреда, неустойку за каждый день и пятидесяти-процентный штраф. Нарушение приведенных прав подготовки и подачи заявления влечет отказ в рассмотрении иска судом.

Важно: обратиться в суд можно только один раз. Все доказательства должны быть в первом суде.

Отсутствие страховки у причинителя вреда на самом деле не так страшно.

Возмещение ущерба при ДТП, если у виновника нет страховки также возможно. Порядок взыскания по своей сути аналогичен вышерассмотренному процессу получения возмещения со страховой.

Предварительно также следует начать с претензии. В случае ее отклонения защита прав происходит в судебном порядке. Отличием от спора со страховой является невозможность подачи иска по своему месту жительства и необходимостью предварительной оплаты госпошлины.

Важно: все траты по рассмотрению дела в суде взыскиваются с проигравшей стороны.

Дополнительным доказательством в суде именно по спору с виновником послужит расписка при ДТП о возмещении ущерба, в которой виновник признает необходимость выплаты. Рекомендуется уже на первом этапе (оформление на месте ДТП) запастись таким доказательством.

Смотрите видео нашего канала YouTube и вы узнаете как подать претензию в страховую компанию, что делать и с чего начать действовать. Пишите вопрос в комментариях — адвокат по страховым спорам бесплатно ответит Вам.

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Для понимания сущности категории возмещения ущерба при ДТП необходимо разобраться с термином «ущерб».

Данное понятие законодательно не закреплено.

Вместе с тем, статья 15 Гражданского Кодекса РФ содержит определение термина «убытки».

Под убытками в гражданском законодательстве РФ понимается:

  • реальный ущерб, то есть утрата или повреждение имущества, принадлежащего конкретному лицу (повреждение транспортного средства или иного имущества, собственником которого является потерпевший).

    Например, к реальному ущербу относятся расходы на ремонт транспортного средства (затраты на запасные части и проведение ремонтных работ) и утрата товарной стоимости – УТС. Величина УТС отражает, насколько снизилась стоимость транспортного средства из-за ухудшения внешнего вида и эксплуатационных качеств, вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего за ним ремонтного воздействия.

  • упущенная выгода – совокупность неполученных доходов, которые лицо получило бы, при отсутствии нарушения его права, то есть если бы виновник происшествия не нарушил нормы ПДД РФ.

    Примером неполученных доходов могут быть отнесены убытки, связанные с простоем транспортного средства, используемого в коммерческих целях на ремонте после ДТП, неисполнение ранее заключенных контрактов по перевозке грузов или пассажиров, и т.д.

Возмещение ущерба при ДТП происходит в законодательно установленных рамках обязательств, вытекающих из причинения вреда.

Возмещение вреда, причиненного дорожным происшествием, является мерой гражданско-правовой ответственности лица, виновного лица. Правовой базой, регламентирующей вопросы возмещения вреда, являются Гражданский кодекс РФ (ГК РФ).

Рассмотрим общие основания ответственности за причинение вреда (статья 1064 ГК РФ) и ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности (статья 1079 ГК РФ).

Статья 1064 ГК РФ устанавливает общие основания ответственности за причиненный вред.

Статья предусматривает:

  1. Вред, который причинен личности, то есть конкретному индивидууму, а также его имуществу, должен быть возмещен полностью лицом, причинившим его.

    Это правило распространяется также при причинении вреда имуществу юридического лица.

  2. Ответственность за причинение вреда может быть возложена законом на иное лицо, которое не является причинителем вреда.

    Например, закон «Об ОСАГО» возлагает на Страховщика обязанность возмещения вреда, причиненного Страхователем в период действия договора ОСАГО.

    Примером делегированной законом ответственности, является предусмотренная статьей 241 Трудового кодекса РФ ограниченная материальная ответственность работника и установленная статьей 1068 ГК РФ обязанность работодателя возместить вред, причиненный его работником третьим лицам в период исполнения им трудовых обязанностей.

  3. Ответственность наступает только за виновное причинение вреда.

    Если участник происшествия, которого обвинили в его совершении, докажет свою невиновность, то он освобождается от обязанности возмещения ущерба при ДТП.

    Статья в помощь:

    Как оспорить вину в дорожно–транспортном происшествии

  4. Наступление ответственности при отсутствии вины причинителя вреда возможно только в случаях, предусмотренных Законом.

    Примером ответственности «без вины» является причинение вреда владельцем источника повышенной опасности в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 1079 ГК РФ.

    Например, водитель автомобиля обязан произвести возмещение ущерба при ДТП, причиненного пешеходу (пассажиру), если причиной аварии явился внезапно возникший отказ системы управления транспортным средством. Для наступления ответственности не имеет значения тот факт, что автомобиль прошел обязательный технический осмотр и был исправен до аварии.

    Несмотря на то, что водитель не допустил со своей стороны нарушений норм ПДД РФ и правил эксплуатации транспортного средства, ответственность наступает по основанию, определенному статьей 1079 ГК РФ.

    Эксплуатация автомобиля является деятельностью, связанной с повышенной опасностью для окружающих, а сам автомобиль представляет собой источник повышенной опасности.

Статья 1079 ГК РФ формулирует основания ответственности участников ДТП за причинение вреда при использовании источников повышенной опасности – транспортных средств.

Статья предусматривает:

  1. Ответственность наступает вне зависимости от вины владельца или собственника транспортного средства за причинение вреда окружающим: пешеходам, пассажирам, иным лицам, которым причинен вред.

    Ответственность «без вины» не наступает в случаях причинения вреда владельцам (собственникам) других транспортных средств, участвующих в происшествии.

  2. Если вред причинен при взаимодействии транспортных средств их собственникам, то возмещение ущерба при ДТП осуществляется по правилам статьи 1064 ГК РФ.

    Например, водитель автомобиля ХХХ, гражданин А, не выбрал безопасную скорость для движения, соответствующую дорожным и метеорологическим условиям, не стравился с управлением и допустил столкновение с автомобилем УУУ под управлением гражданина Б. В соответствии со статьей 1064 ГК РФ ответственность за причинение вреда понесет водитель А, виновный в нарушении пункта 10.1 ПДД РФ.

  3. За вред, причиненный окружающим при взаимодействии источников повышенной опасности, наступает солидарная ответственность их владельцев (собственников).

    Нормы о солидарной ответственности содержатся в статье 322 – 326 ГК РФ. При солидарной ответственности, потерпевший может требовать возмещения причиненного вреда в полном объеме, от любого из водителей.

    Например, при столкновении автомобилей, в результате которого пострадали их пассажиры, отвечать будут оба водителя. Для пострадавших не будет иметь значения, по чьей вине произошло происшествие, предъявлять требования о возмещении вреда при ДТП можно к любому из водителей.

  4. Владелец (собственник) транспортного средства не подлежит ответственности, если докажет, что возникновение вреда обусловлено непреодолимой силой или умыслом потерпевшего.

    Ответственность за причиненный вред не наступает за действия самоубийц или при наступлении обстоятельств, не зависящих от воли владельца (собственника) транспортного средства.

  5. При рассмотрении судом дела о возмещении ущерба при ДТП, возможно полное или частичное освобождение владельца транспортного средства от ответственности при наличии оснований, указанных в пункте 2 и 3 статьи 1083 ГК РФ.

    В пункте 2 статьи 1083 ГК РФ речь идет о грубой неосторожности потерпевшего, которая повлияла на возникновение или увеличения размера причиненного вреда.

    При определении лица, подлежащего гражданско-правовой ответственности за причинение ущерба от дорожно-транспортного происшествия по основаниям, предусмотренным статьей 1079 ГК РФ, следует исходить из подтверждения законности основания владения, пользования, распоряжения источником повышенной опасности.

    Нередки случаи, когда лица, не являющиеся собственниками транспортных средств, управляют ими без надлежащего разрешения или оформления полномочий на право управления.

    Отсутствие путевого листа у водителя, просроченный договор аренды, самоуправное использование транспортного средства третьими лицами, дают основания для предъявления требований о возмещении ущерба при ДТП, к собственнику транспортного средства.

    Полноценную помощь в определении юридически значимых обстоятельств по вопросам возмещения ущерба при ДТП могут оказать только профессионалы – юристы, специализирующиеся на ведении дел данной категории.

    Уважаемые читатели, в статье мы рассмотрели часть большой темы «Возмещения ущерба при ДТП».

    В следующих статьях раздела мы продолжим исследование актуальных вопросов, связанных с возмещением вреда, причиненного в ДТП.

    • Все о ДТП и автостраховании

    Возможность использования мирового соглашения при ДТП в гражданском процессе регламентирует статья 39 ГПК РФ. Здесь говорится, что стороны могут самостоятельно завершить дело, составив документ.

    Мировым соглашением называется письменная договоренность между участниками разбирательства об исходе сложившейся ситуации до вынесения решения по делу. Судья утверждает документ своим постановлением.

    От этого действия зависит, прекратится ли делопроизводство. Подписать мировую до начала судебного разбирательства не получится.

    Однако стороны всё же могут самостоятельно разобраться в сложившейся ситуации при ДТП и договориться, закрепив условия предоставления компенсации документально. Обращение в суд не осуществляется.

    Такой документ будет носить название «Соглашение об урегулировании ущерба». Однако в простонародье бумагу всё равно называют мировым соглашением при ДТП. Документы обладают различной силой.

    Если речь идёт о мировом соглашении, которое утвердилось в суде, то оно приравнивается к вынесенному вердикту.

    Если речь идёт о досудебном соглашении, то оно представляет собой договор между виновником и другими участниками дорожно-транспортного происшествия об урегулировании убытка.

    Только одного вышеуказанного документа недостаточно для урегулирования конфликта. В обязательном порядке составляется расписка при получении денег и аналогичная бумага, подтверждающая факт отсутствия претензий.

    Иногда документы объединяют. В результате готовится расписка о возмещении ущерба.

    Если сторонам удалось договориться составить досудебное мировое соглашение при ДТП, это позволит сэкономить время и деньги, поскольку участие в судебном процессе влечет за собой возникновение определенных затрат. Обычно их возмещает проигравшая страна. Судебные тяжбы могут тянуться долго.

    Досудебное мировое соглашение при ДТП позволяет быстро и без издержек получить компенсацию. Участие в судебном процессе связано с дополнительными хлопотами. Составив соглашение, стороны могут самостоятельно договориться о предоставлении рассрочки.

    Обычно к самостоятельному урегулированию конфликтов при ДТП участники происшествия прибегают в следующих ситуациях:

    • водители пришли к выводу самостоятельного урегулирования убытков и составлению мирового соглашения после ДТП;
    • у виновника происшествия отсутствует ОСАГО;
    • сумма ущерба превосходит установленную законом (400000 руб – пострадало только имущество, 500000 руб – пострадали люди);
    • ситуация не входит в перечень рисков, при которых допустимо получение компенсации по ОСАГО;
    • планируется предоставление выплаты, которую взыскать по страховке невозможно (например, моральный ущерб).

    Наезд на пешехода обычно связан с возникновением травм у последнего. Вне зависимости от своей вины, владелец автомобиля будет обязан возместить ущерб.

    При этом пешеход, действия которого повлекли за собой возникновение аварии, должен предоставить компенсацию вреда, нанесенного автомобилю. Поэтому мировое соглашение при ДТП с пешеходом используется очень часто.

    Если повреждения незначительны, можно обойтись без судебного разбирательства. Оформление бумаги происходит по классической схеме:

    1. Стороны договариваются между собой, обсуждая все особенности компенсирования ущерба.
    2. Составляется документ. Участники происшествия могут взять за основу готовый образец или оформить бумагу самостоятельно.
    3. Происходит предоставление компенсации в соответствии с установленными в соглашении сроками.

    Скачать образец мирового соглашения при наезде на пешехода можно здесь. Чистый бланк расположен здесь.

    Если нанесены тяжкие телесные повреждения, обычно без суда дело не обходится. Человека могут привлечь к ответственности по статье 118 или 264 УК РФ. В результате водителя могут лишить свободы на срок до двух лет. Однако добровольная компенсация, оформленная при помощи мирового соглашения при ДТП, может стать аргументом, позволяющим смягчить наказание.

    Процесс использования мирового соглашения в этой ситуации происходит по следующей схеме:

    1. Стороны встречаются после ДТП и договариваются о предоставлении компенсации.
    2. Составляется соглашение.
    3. Граждане принимают участие в судебном разбирательстве. Мировое соглашение при ДТП обязательно включается в перечень материалов дела.
    4. Судья рассматривает обстоятельства происшествия с учётом мирового соглашения. На основании представленной документации и иных доказательств выносится итоговое решение.

    Скачать образец мирового соглашения при ДТП можно здесь.

    Фактически мировое соглашение при дорожно-транспортном происшествии представляет собой договор, в котором фиксируются условия урегулирования спора.

    Документ может предполагать списание задолженности, прощение её определенной части, предоставление отсрочки или рассрочки. На основании бумаги противоположной стороне может быть предоставлено определенное имущество.

    Если дело дошло до судебного разбирательства, мировое соглашение утверждается судом и выступает основанием для прекращения делопроизводства.

    Если положения мирового соглашения при ДТП не выполняются, гражданин может инициировать принудительное взыскание долга. Для этого производится повторное обращение в суд. Лицу предоставят исполнительный лист. С документом предстоит обратиться в ФССП. Сотрудники учреждения начнут принудительное истребование.

    Дополнительно лицо могут привлечь к ответственности. Неплательщику предпишут внести штраф, накладываемый по статьям 17.14 – 17.15 КоАП РФ.

    При помощи мирового соглашения можно задокументировать компенсацию морального вреда при ДТП. Страховщик такую выплату не предоставляет. Действие осуществляется на практике довольно часто.

    Размер возмещения за моральный вред небольшой. Потребовать гигантские суммы с виновника происшествия не удастся.

    Если виновное лицо отказывается от мирного урегулирования вопроса, допустимо обращение в суд.

    • Об авторе
    • Недавние публикации

    Возмещение материального ущерба, причиненного в ДТП, в судебном порядке

    При наступлении страхового случая, необходимо придерживаться следующего алгоритма:

    1. Сообщить всем участникам ДТП сведения о договоре обязательного страхования, в том числе номер страхового полиса обязательного страхования, а также наименование, адрес местонахождения и телефон страховщика.

    2. Заполнить извещение о ДТП, выданное страховой компанией (если имеется).

    3. Уведомите свою страховую компанию о происшествии в порядке и сроки, предусмотренные правилами страхования.

    4. Документы о ДТП оформляются в зависимости от обстоятельств дела, которые определяются при совершении первичных действий при ДТП, с участием сотрудника ГИБДД либо без его участия.

    Первый этап:
    ☑ Оценка рыночной стоимости ремонта автомобиля;
    ☑ Досудебные переговоры со страховой компанией;
    ☑ Консультация и изучение всех материалов дела;
    ☑ Анализ ситуации в рамках правового поля и формирование правой позиции.

    Второй этап:
    ☑ Подготовка отчета об оценке рыночной стоимости автомобиля;
    ☑ Подготовка и подача искового заявления;
    ☑ Представление Ваших интересов на всех заседаниях в суде до вынесения судом решения;
    ☑ Получение исполнительного листа;
    ☑ Взаимодействие с судебными приставами по взысканию денежных средств на основании исполнительного листа.

    Сроки: 1-4 месяца с момента подачи документов в суд.

    28.09.20__ г. по адресу: г.Москва, ул.С-Сухаревская д.13 произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля К., под управлением Третьего лица – У.Ф.Р. и автомобиля B., под управлением Истца- Е.А.В. Собственником автомобиля В. является Истец, собственником автомобиля К. является Ответчик – Х.К.Н.

    В результате дорожно-транспортного происшествия автомобилю Истца были причинены значительные технические повреждения. Виновным в ДТП был признан водитель автомобиля К., который нарушил п.п.8.4 ПДД и признан виновным по ст.12.14 ч.3 КоАП..

    Гражданская ответственность Истца застрахована в ООО «Р.», гражданская ответственность владельца автомобиля К. – в ОАО «Р.».

    Истец обратился с заявлением о страховой выплате в ООО «Р.», представив все документы, предусмотренные п.п.44, 61 Правил ОСАГО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.05.20__ г.

    Страховой организацией было организовано проведение независимой автотехнической экспертизы поврежденного автомобиля для определения размера материального ущерба, согласно которой стоимость работ, услуг, запасных частей с учетом износа и материалов, необходимых для восстановления поврежденного автомобиля Истца составила 35365 руб. 81 коп.

    В пределах установленных законом сроков сумма страхового возмещения в размере 35365 руб. 81 коп. была выплачена ООО «Р.» Истцу.

    В связи с несогласием с размером выплаченного возмещения Истцом самостоятельно было организовано проведение независимой автотехнической экспертизы. Согласно выводам экспертного учреждения: рыночная стоимость восстановительного ремонта ТС с учетом износа заменяемых деталей составляет 20__00 руб. 00 коп. При организации экспертизы Истец понес расходы в размере: 5100 руб. 00 коп.

    В соответствии со ст.7 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении страхового случая возместить потерпевшим причиненный вред, составляет не более 20__00 рублей при причинении вреда имуществу одного потерпевшего.

    В соответствии со ст. 20__ ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утраты или повреждения его имущества (реальный ущерб).

    В соответствии со ст.15 ГК РФ Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

    Согласно ст.20__, ст.931, п.1, ст.935 ГК РФ лицо, застраховавшее свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего), в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить вред, возмещает разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

    В соответствии со ст.1079 ГК РФ, граждане, владеющие источником повышенной опасности, обязаны возместить причиненный им вред.

    Таким образом, и в связи с тем, что согласно выводам независимой экспертизы, проведенной по заказу Истца, сумма ущерба составляет 20__00 руб. 00 коп., с Ответчиков подлежит взысканию данные денежные средства в следующем размере:

    -с Ответчика ООО «Р.» – разница между предельно допустимой суммой в 20__00 руб. и денежными средствами, полученными Истцом – 35365 руб. 81 коп. – 83634 руб. 19 коп.;

    -с Ответчика Х.К.Н. – разница между причиненным имущественным ущербом в 20__00 руб. и 20__00 руб. (предельно допустимая сумма от страховщика) – 53000 руб., а также расходы по проведению экспертизы в размере 5100 руб.

    На основании Пленума Верховного суда РФ от 28.06.20__ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», а также ФЗ «О защите прав потребителей» с Ответчика ООО «Р.» подлежит также взысканию:

    -неустойка в размере 3% в день от суммы, которую недополучил от Ответчика Истец.

    (83634 руб. 19 коп./100 * 3)* 196 (количество дней от 17.12.20__ (день выплаты) до 01.07.20__ г.) – 491769 руб. 06 коп. Т.к. сумма неустойки превышает сумму ущерба, то она снижается до размера, подлежащего взысканию с Ответчика – 83634 руб. 19 коп.;

    -штраф в размере 50% от суммы присужденной судом Истцу за несоблюдение в добровольном порядке требований Истца (Истец обращался к Ответчику с Претензией)

    В связи с обстоятельствами ДТП, организацию проведения экспертизы, обращения к страховщику, отсутствием возможности пользоваться принадлежащим им транспортным средством, а также необходимость неоднократного обращения к Ответчику с просьбой произвести страховую выплату Истец, неудовлетворение страховщиком добровольно претензии Истца, Истец перенес сильные эмоциональные переживания, в связи с чем считает, что ему нанесен моральный ущерб со стороны Ответчика – ООО «Р.». Истец оценивает моральный вред в размере 20__0 рублей.

    В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ДТП является событие, произошедшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Аналогичное определение содержится в п. 1.2 Правил дорожного движения[1].

    Следует отметить расплывчатость данного определения, в связи с чем сотрудники ГИБДД могут признать ДТП «любые неординарные случаи на дороге».

    Так, в судебной практике имеются дела, по которым суд не признал ДТП съезд автомобиля в кювет (Постановление Сямженского районного суда Вологодской области), наезд на собаку (Решение Вашкинского районного суда Вологодской области от 27.01.2010), попадание автомобиля в колею (Решение Октябрьского городского суда Самарской области по делу об административном правонарушении от 12.04.2010 № 12-13/2010) и отказал в привлечении их участников к административной ответственности.

    Рассмотрим наиболее проблемную ситуацию, при которой в результате ДТП, совершенного по вине работника, ущерб причинен работодателю (повреждение служебного автомобиля) и/или транспортному средству третьего лица.

    Здесь возникают два правоотношения:

    1) по возмещению ущерба работодателю;

    2) по возмещению ущерба третьему лицу.

    Обязанность работника по возмещению ущерба работодателю возникает в силу ст. 238 ТК РФ, в соответствии с которой работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, под которым в рассматриваемом случае понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (автомобиля).

    По общему правилу, предусмотренному ст. 241 ТК РФ, работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка.

    В перечень категорий работников, с которыми могут заключаться договоры о полной материальной ответственности, водители автомобиля не входит.

    К сведению: в силу ст. 239 ТК РФ материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

    Однако в случае, если будет установлено, что ДТП совершено по вине работника вследствие нарушения Правил дорожного движения, работник будет нести полную материальную ответственность в силу п. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ, так как ущерб причинен в результате административного проступка, что подтверждается и судебной практикой.

    Пример 1.

    Определением от 19.08.2010 №33-26061/2010 Московский городской суд оставил в силе решение Перовского районного суда г. Москвы от 01.04.2010 о взыскании с Захарова Е. А. в пользу Министерства внутренних дел 70 501,73 руб. материального ущерба, указав при этом: удовлетворяя заявленные исковые требования на основании положений п. 6 ст. 243 ТК РФ, суд обоснованно исходил из того, что оба ДТП произошли в результате нарушения Захаровым Е. А. Правил дорожного движения, то есть совершения последним административных проступков, которые были установлены соответствующими государственными органами, что подтверждается материалами дела, а именно сведениями, содержащимися в справках о ДТП и определении об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

    Следует отметить, что ст. 240 ТК РФ предоставляет работодателю право с учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, полностью или частично отказаться от его взыскания с виновного работника. Однако собственник имущества организации может ограничить указанное право работодателя.

    Согласно ст. 246 ТК РФ размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени его износа.

    При этом работодателю следует помнить, что в соответствии с п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 16.11.2006 №52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю» (далее – Постановление № 52) если за время рассмотрения дела в суде размер ущерба, причиненного работодателю утратой или порчей имущества, в связи с ростом или снижением рыночных цен изменится, суд не вправе удовлетворить требование работодателя о возмещении работником ущерба в большем размере либо требование работника о возмещении ущерба в меньшем размере, чем он был определен на день его причинения (обнаружения), поскольку ТК РФ такой возможности не предусматривает.

    В случае если работник не возмещает ущерб работодателю в добровольном порядке, работодатель в соответствии с ч. 2 ст. 248 ТК РФ имеет право обратиться в суд с требованием о возмещении ущерба.

    Однако следует иметь в виду, что в силу ст. 250 ТК РФ суд может с учетом степени и формы вины, материального положения работника и других обстоятельств снизить размер ущерба, подлежащего взысканию.

    В пункте 16 Постановления №52 указано, что снижение размера ущерба допустимо в случаях как полной, так и ограниченной материальной ответственности.

    Оценивая материальное положение работника, нужно принимать во внимание его имущественное положение (размер заработка, иных основных и дополнительных доходов), семейное положение (количество членов семьи, наличие иждивенцев, удержания по исполнительным документам) и т. п. Следует отметить, что требовать возмещения ущерба работодатель может только в случае наличия вины водителя в совершении ДТП.

    Пример 2.

    Определением от 21.09.2010 №33-28106/10 Московский городской суд оставил решение суда первой инстанции в силе и указал, что в соответствии с разъяснениями п. 4 Постановления №52 к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действий или бездействия) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.

    Отсутствие вины работника исключает материальную ответственность перед работодателем.

    В июле 2003 года вступил в силу Федеральный закон № 40-ФЗ, в соответствии с которым владельцы транспортных средств обязаны на определенных законом условиях и в определенном законом порядке страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

    Согласно ст. 7 вышеуказанного закона страховая сумма, в пределах которой страховщик при на-ступлении каждого страхового случая (ДТП) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:

    • в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, – не более 160 000 руб.;

    • в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, – не более 160 000 руб.;

    • в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, – не более 120 000 руб.

    В тех случаях, когда размер причиненного ущерба не выше указанных сумм, особых проблем не возникает и причиненный потерпевшему ущерб возмещается страховщиком.

    Если же размер ущерба превышает предельный размер страховой суммы, потерпевший имеет право обратиться в суд с требованием о возмещении оставшегося ущерба в порядке ст. 1072 ГК РФ. При этом иск предъявляется не к работнику, а к работодателю как владельцу источника повышенной опасности в соответствии со ст. 1079 ГК РФ.

    На основании вышеуказанной статьи юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего (ст. 931, п. 1 ст. 935 ГК РФ), в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

    Статья 1068 ГК РФ предусматривает, что юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

    По смыслу ст. 1079 ГК РФ под владельцем источника повышенной опасности следует понимать юридическое лицо или гражданина, которые используют его в силу принадлежащего им права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на других законных основаниях (например, по договору аренды, проката, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности).

    Таким образом, в силу ст. 1068 и 1079 ГК РФ не признается владельцем источника повышенной опасности лицо, управляющее им в силу исполнения своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей на основании трудового договора (служебного контракта) или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем источника повышенной опасности.

    Следовательно, на лицо, исполнявшее свои трудовые обязанности на основании трудового договора (служебного контракта) и причинившее вред имуществу владельца другого источника повышенной опасности в связи с использованием транспортного средства, принадлежавшего работодателю, ответственность за причинение вреда может быть возложена лишь при условии, что будет доказано: оно завладело транспортным средством противоправно (п. 2 ст. 1079 ГК РФ).

    Противоправным можно признать завладение работником служебным автомобилем самовольно (без согласия работодателя) в нерабочее время в личных целях.

    В случае совершения работником ДТП важно установить факт нахождения (ненахождения) работника при исполнении служебных обязанностей. В судебной практике встречаются случаи, когда работодатели стремились уйти от ответственности, ссылаясь на совершение работником ДТП после окончания рабочего дня. Однако суды в таких случаях часто встают на сторону работника.

    Пример 3.

    На возмещении ущерба потерпевшему работодателем правоотношения работника и работодателя (в части возмещения вреда, причиненного в результате ДТП) не заканчиваются, так как работодатель в силу п. 1 ст. 1081 ГК РФ имеет право обратного требования (регресса) к работнику.

    Однако вернуть всю сумму, как правило, не получается. Это связано с тем, что работник может заявить ходатайство о снижении размера ущерба в силу ст. 250 ТК РФ.

    Следует отметить, что суд вправе снизить размер ущерба, подлежащего взысканию с работника, только при наличии доказательств соответствующей степени вины и сложного материального положения работника. В судебной практике в качестве таких обстоятельств признаются наличие на иждивении несовершеннолетних детей и супруги, находящийся в отпуске по уходу за ребенком (Определение Московского городского суда от 12.10.2010 №33-32075), неосторожная форма вины и инвалидность работника (решение Полесского районного суда Калининградской области), наличие на иждивении двух студентов, обучающихся на платных отделениях учебных заведений, отсутствие личного подсобного хозяйства (решение Брединского районного суда Челябинской области).

    Данные обстоятельства должны быть подтверждены (справки, договоры), в противном случае суд откажет в удовлетворении соответствующего ходатайства.

    Пример 5.

    Санкт-Петербургский городской суд в Определении от 10.08.2009 №10751 указал, что при отсутствии надлежащих письменных доказательств сложного материального положения работника (отсутствие собственности, сведения о среднем заработке) и установлении факта оплаты работником обучения в институте вывод суда первой инстанции о наличии оснований для снижения размера подлежащего взысканию ущерба, причиненного в результате ДТП, не может быть признан обоснованным.

    Заключение.

    Таким образом, приведенный анализ законодательства и судебной практики свидетельствует о том, что обязанность по возмещению ущерба, причиненного третьим лицам по вине работника в результате ДТП, первоначально возложена на работодателя.

    Регрессное требование не всегда может возместить работодателю все потери, так как суд, учитывая имущественное положение работника и степень его вины, вправе снизить размер взыскиваемого ущерба. В этом случае работодателю остается только более тщательно подбирать кадры и осуществлять контроль за своими работниками.

    Иск о взыскании ущерба при ДТП со страховой компании и виновника ДТП

    Расписка – это письменное обязательство человека о выплате определенной денежной суммы в определенные сроки. При неисполнении такого обязательства начинаются проблемы с доказательной базой, что затрудняет судебное разбирательство.

    Мировое соглашение при ДТП является договором, в котором обе стороны фиксируют факт происшествия, виновника и его ответственность, что подтверждается подписями, как виновника, так и потерпевшего. При наличии таких подписей оно становится законным юридическим документом, обязывающем возместить согласованный ущерб.

    Мировое соглашение оформляется после ДТП, где виновник аварии бесспорно признает свою вину. Так он прибегает к бесконфликтному решению вопроса компенсации ущерба потерпевшей стороне. Чаще всего, необходимость в нем возникает, когда обстоятельства ДТП не подпадают под страховой случай, т.е. виновник нарушил не только Правила дорожного движения, но и условия страхового договора.

    Законодательство, а именно статья 140 АПК РФ, устанавливает конкретную форму мирового соглашения о возмещении ущерба при ДТП. Договор составляется в письменном виде в удобной для сторон форме, а его подписание – это сугубо добровольное дело. Важно чтобы он содержал:

    • основные факты;
    • согласованную сумму ущерба;
    • и сроки выплат.

    Добровольное мировое соглашение о возмещении ущерба подписывают непосредственные участники ДТП, т.е. лица, находившиеся за рулем в момент аварии. Достаточно часто вождение автомобилем производится по доверенности. В этом случае, подписантами договора могут стать владельцы автотранспортного средства, причем, как со стороны виновника, так и со стороны потерпевшего.

    Возмещение ущерба при ДТП – обо всех тонкостях процедуры

    • Прямой ущерб:
      1. полная стоимость ремонта автомобиля;
      2. затраты на буксировку или услуг эвакуатора;
      3. затраты на оформление документов на ДТП, в т.ч. экспертизы;
      4. стоимость поврежденного оборудования, находящегося внутри автомобиля (электроника, ценные вещи в багажнике и т.д.);
      5. другие затраты по согласованию сторон.
    • Косвенный ущерб:
      1. оплата медицинских услуг при повреждениях, полученных во время аварии;
      2. вынужденные материальные потери (штрафы за опоздание, вынужденный прогул, опоздание на самолет или поезд и т.п.);
      3. утраченная выгода (например, при использовании автомобиля для оплачиваемых перевозок по соответствующему договору, срыв коммерческого договора в результате опоздания и т.д.);
      4. моральные издержки.

    Последний пункт обосновать достаточно сложно, но возможность таких компенсаций предусматривается Законодательством, а именно в ГК РФ § 4. Если поврежден совершенно новый автомобиль, то любой ремонт и окрашивание делает его уже не новым. Соответственно, существенно снизится стоимость при желании продать машину. Да и просто испорченная мечта, несомненно, что-то стоит.

    Существует два вида соглашений, которые составляются по договоренности между сторонами. Узнаем, в чем заключается их суть.

    Вид Описание
    Мировое соглашение Именно этот документ могут подписать стороны в ходе судебного разбирательства, если пришли к взаимной договоренности о сумме ущерба и порядке его возмещения.
    Судья проверяет составленное соглашение, чтобы он не ущемлял интересы ни одну из сторон. При обнаружении несоответствий с действующим законодательством, орган правосудия откажет в удостоверении документа.
    При положительном решении судьи дело закрывается за примирением сторон.
    Соглашение об урегулировании ущерба Простые обыватели данный документ называют также мировым соглашением, но если говорить с юридической точки зрения, то это вовсе не так.
    Соглашение составляется сразу же после ДТП.

    В этом случае пострадавшая сторона может потребовать выплаты компенсации за причиненный ущерб в судебном порядке. Но орган правосудия при рассмотрении дела примет к сведению, что виновник происшествия уже компенсировал реальную сумму нанесенного урона.

    Мировое соглашение, подписанное судьей, считается равнозначным судебному решению.

    Поэтому каждый из участников может обжаловать подписанный документ в течение 10 дней с момента скрепления его подписями сторон. Стоит отметить, что второй раз обратиться по одному и тому же обстоятельству не разрешается.

    Считается, что мировое соглашение – это выгодная сделка для обеих сторон.

    • пострадавший может в короткий срок получить деньги за поврежденный автомобиль, ведь в суде разбирательства могут затянуться;
    • виновнику происшествия не придется тратиться на судебные расходы;
    • кроме того, сторонам не придется тратить время на бумажную волокиту и судебные разбирательства. Это сбережет их нервы, деньги и время.
    • виновник происшествия может добиться выгодной для себя рассрочки платежей.

    Все же перед подписанием документа необходимо оценить ситуацию со всех сторон. Так как имеются отрицательные моменты:

    • виновник происшествия берет на себя вину в ДТП и обязан выплатить согласованную сумму;
    • потерпевшая сторона рискует не получить компенсацию, если документ будет составлен некорректно.

    Для большей уверенности автовладельцы могут заверить заключенное соглашение в нотариальной конторе.

    Чаще всего заключать мировые соглашения не требуется, так как страховые компании берут на себя бремя выплаты компенсации за вред, причиненный второй стороне. Обязательное условие – все выплаты производятся в рамках подписанного договора по ОСАГО.

    Существует ряд случаев, когда потерпевшей стороне будет отказано в выплате страховки.

    • у водителя, допустившего возникновение аварийной ситуации, отсутствует автогражданка;
    • страховая выплата не покрывает ущерб, полученный в результате ДТП. Например, гражданин решил взыскать сумму компенсации за моральный вред, причиненный ему (эта выплата не гарантируется ОСАГО);
    • сумма полученного ущерба не покрывает предельной величины выплат, регламентированного законом;
    • ситуация, ставшая причиной полученного урона, не относится к страховым случаям, т.е. она не включена в договор страхования по ОСАГО.

    Порой при внешнем осмотре сложно определить реальную сумму причиненного ущерба. Поэтому размер компенсации определяется с учетом:

    • независимой экспертизы и оценки повреждений, полученных автомобилем – необходимо обратиться в специализированную компанию;
    • суммы морального вреда – необходимо урегулировать путем переговоров;
    • размера компенсации физического вреда – можно также оговорить на усмотрение сторон, либо уплатить стоимость лечения, расходы на медикаменты, а также лабораторные и диагностические исследования.

    Если разногласий не возникает, то соглашение подписывается практически сразу, поэтому конфликт удается урегулировать еще до обращения в суд.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]