Обгон запрещен и выезд на встречную полосу штраф
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обгон запрещен и выезд на встречную полосу штраф». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- Не уступил дорогу машине с преимущественным правом движения
- Не уступил дорогу машине с разметкой и мигалками
- Выехал на встречную полосу с нарушением правил
- Обогнал машину, когда это запрещено
- Нарушил правила остановки и стоянки
- Причинил вред здоровью из-за нарушений ПДД
- Не выполнил обязанности после ДТП
Тихоходный транспорт не может разогнаться быстрее 30 км/ч — на него крепят специальный знак в виде оранжевого треугольника в желтой рамке. В ПДД нигде не сказано, что такое тихоходный транспорт, есть лишь описание знака.
С прерывистой линией — обогнать можно. Это разрешено, даже если на дороге знак «Обгон запрещен».
Со сплошной или двойной — нельзя. Эти линии воспрещают любой обгон, даже если авто движется крайне медленно.
Если вам пришлось прокатиться по встречке, важно помнить, что лишение водительских прав — не единственный путь разрешения ситуации. В ПДД постоянно заносят определенные коррективы. И часто автолюбители не узнают о них вовремя. По итогам получается так: если инспектор уверяет, что выполненный маневр угрожает конфискацией прав, возразить автомобилисту чаще всего нечем.
А между тем совершенно не за каждый выезд на встречку автолюбителю могут назначить лишение прав управления автомобилем. В обновленном административном кодексе разграничены случаи, где права отнимаются в обязательном порядке, без лишних обсуждений, и где можно ограничиться исключительно административным штрафом. Если присмотреться подробнее, то, зависимо от деталей, выезд на встречку может иметь следующие последствия:
- Полное снятие обвинений;
- Штрафная выплата;
- Конфискация прав на конкретный период.
Все может быть и куда сложнее. К примеру, так. Суд вынес решение о конфискации водительских прав. Вы делали попытки разрешить сложившуюся ситуацию собственными силами, но ничего не вышло. Любое промедление в данном случае может закончиться плохо. Вам требуется в ближайшее же время обратиться в нашу компанию, чтоб провести процедуру обжалования решения суда. Ведь на это дается всего-навсего десять дней. А работы предстоит много.Чтоб решить дело в свою пользу и добиться отмены постановления о конфискации водительских прав, требуется очень четко сформулировать все аргументы, которые могут доказать апелляционному суду неправильность ранее принятого решения. Без достоверных знаний и опытности в этой области сам водитель не сможет должным образом приготовиться к процессу апелляции. У нас же имеется должный опыт и мы будем полезны в этот сложный период.
Базой для направления апелляции способны стать:
- Ошибки в оформлении документации, которые были допущены уполномоченными людьми;
- Ошибки, которые были допущены судом в процессе рассмотрения дела;
- Разница между реальной ситуацией и пояснениями сотрудников дорожной инспекции, прописанными в протоколе.
Штраф за обгон под знак «Обгон запрещен»
Если никакие обстоятельства не убедили сотрудника ГИБДД отказаться от возбуждения административного дела, и обвиняемая сторона все равно уехала с выписанным постановлением, то спешить оплачивать штраф не нужно. Ведь законодательство РФ предусматривает возможность обжалования спорных ситуаций в суде, куда нарушителю и следует обратиться в течение 10 дней с момента получения протокола на руки.
Самым простым вариантом разрешения проблемы в пользу виновника окажется отсутствие у сотрудника ГАИ материалов по совершенному правонарушению. В противном случае водителю придется также подготавливать доказательства с места происшествия, чтобы судья смог убедиться в несоответствии дорожного указателя или разметки установленному ГОСТу.
С начала 2016 г. ГИБДД введено нововведение, которое должно способствовать своевременной выплате штрафов нарушителями. В 2021 году можно оплатить штраф за выезд на встречную полосу со скидкой 50%. На это отводится 20 суток после вынесения соответствующего постановления.
Стоит отметить, что скидка действует не на все виды нарушений ПДД. В частности, рассчитывать на поблажки не приходится в следующих ситуациях:
- систематические нарушения (например, повторный выезд на встречную полосу);
- нахождение водителя в состоянии наркотического или алкогольного опьянения;
- причинение пострадавшим в ДТП легкого вреди здоровью или травм средней тяжести.
В остальных случаях скидкой можно воспользоваться.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Существуют случаи, когда водителям удается избежать наказания за выезд на встречную полосу, потому что выясняется, что в данном случае такой маневр был допустим. Такое возможно лишь при выполнении одного из нижеперечисленных условий:
- Если дорога узкая, и на ней не имеется ни разметки, ни дорожных знаков, сообщающих о запрете обгона. На данной дороге отсутствуют какие-либо ограничения по обгону. Когда разметки не имеется, то, соответственно, количество дорожных полос равно двум, четырем и т.д. – четному числу. На узкой дороге чаще всего число полос является равным двум и левая сторона предопределяется стороной для встречки;
- При передвижении автомобиля по трехполосной дороге. Здесь средняя полоса и предназначена именно для обгона. При этом дорога должна быть размеченной. Таких дорог встречается очень мало. Обгонять разрешается при перемещении в какую угодно сторону. В этой ситуации нарушением ПДД является выезд на полосу движения, расположенную с края.
Это особые ситуации, позволяющие водителям беспрепятственно выезжать на встречку. Но они встречаются достаточно редко. Чаще всего за подобные маневры следует отвечать перед законом. Вот когда это происходит:
- Выезд на встречку на четырехполосной дороге. Здесь даже не учитывается фактор наличия разметки. Запрещено выезжать на встречную полосу на шоссе, где движение двустороннее и есть 4 полосы. Поворачивать тут можно только в перпендикулярном направлении при наличии допускающих данные действия дорожных знаков;
- Выезд на встречную полосу на двухполосной дороге. Если дорога размечена, то делать обгоны с выездом на встречку недопустимо;
- При наличии запрещающих знаков и дорожной разметки. Сколько бы не было полос на дороге, и какой бы ни была ее разметка – выезд на встречку запрещен;
- Не допускается выезд на левую сторону трехполосного шоссе;
- Категорически запрещается совершать обгоны на пешеходниках, ж/д путях, мостах, контролируемых развилках и опасных местах шоссе. Необходимо заметить, что тут наличие дорожных знаков не является обязательным условием. Они могут отсутствовать, однако, выезжать на встречку не допустимо.
Когда выезд на «встречку» не карается лишением прав
В случае, когда сотрудник ГИБДД останавливает водителя и указывает, что он совершил нарушение, заключающееся в выезде на встречную полосу, можно попытаться оспорить выдвигаемые обвинения и штрафные санкции. Чтобы отстоять свои права и оградить себя от наказания необходимо соблюдать несколько простых правил:
- Основным документом, фиксирующим совершенное правонарушение, является протокол. В нем описываются все детали неправомерных действий нарушителя. При уверенности в своей правоте и законности своих действий, подписывать этот документ ни в коем случае нельзя. Иначе судебный орган не будет разбираться с этим делом, а наложит на автомобилиста штрафные санкции. Протокол нужно изучить и вписать свое несогласие с указанными в нем данными. Причем, сделать это максимально детально, т.к. этот документ является основным доказательством на судебном процессе. Водителю должна быть предоставлена его копия, и при наличии иных доказательств вся документация передана в суд. Передача документов производится в течение 10 дней со дня совершенного нарушения. При уважительной причине этот срок может быть продлен;
- Попробуйте собрать доказательства вашей невиновности. Можно взять записи с видео регистратора – это самое неоспоримое доказательство, подтверждающее невиновность. При наличии с собой фотоаппарата, смартфона можно заснять на камеру ту ситуацию, при которой произошел выезд на встречное движение. Детальные снимки помогут опровергнуть обвинение. Хорошо, если имеются снимки, подтверждающие, что движение происходило по ПДД;
- Водитель транспортного средства обязательно должен сказать инспектору дорожной полиции о своем несогласии с обвинением и планируемом обращении в суд для обжалования. Это может дать почву для размышлений сотруднику ГИБДД. Ведь отправлять в суд псевдонарушение не стоит. Это может повлечь наказание для сотрудника транспортной полиции. Поэтому правонарушение и составление протокола может быть пересмотрено;
- При действительном нарушении автомобилист может также оспорить свое обвинения, исходя их ситуации. Возможно, что выезд на встречку был совершен в месте, где отсутствовала разметка, или произошли непонятки с разметкой. На дороге существует непрерывистая разметка 1.6, которая является сигналом о скором появлении сплошной полосы. У разметочной полосы длина штриха в три раза меньше расстояния между штрихами, а у предупреждающей линии все наоборот. Длина такой линии равна 50 метрам в населенных районах и 100 метрам на трассе. При отсутствии на шоссе разметки 1,6 можно делать акцент на это при наложении штрафа. Ведь водителя никто не оповестил о запрете обгона. Неправильность разметки может помочь избежать ответственности.
Если штрафных санкций избежать все-таки не удалось, то стоит хотя бы сэкономить и оплатить штраф в течение 20 дней со дня его наложения. Тогда сумма взыскания будет снижена в два раза.
Если двигаетесь по главной дороге, затем совершаете обгон на нерегулируемом перекрестке с выездом навстречу движению, ваши действия соответствуют правилам. Но только тогда, когда дорожное полотно размечено, а вдоль трассы установлены знаки. Приходится внимательно следить за всеми подобными моментами.
Когда все происходит при езде по не главной дороге, такие действия наказуемы. Инспектор составит протокол, а суд лишит вас права управлять вашим авто.
Существует несколько разновидностей сплошных линий, нанесенных на разметку дорожного полотна. Среди числа таковых:
- Одинарная. Ее предназначение – разделить на две части дорожное полотно, на каждой из которых движение происходит в противоположных направлениях. Такую линию наносят, используя белую или желтую краску.
- Двойная. Линию используют для разделения дорожного полотна на две части. В каждом направлении по левую и правую сторону предусмотрено еще несколько полос. Данную линию наносят, используя белую или желтую краску.
- Временная сплошная. Линию наносят оранжевым цветом на период проведения ремонтных работ.
- Постоянная. Такую линию наносят белым или желтым цветом
Функции сплошных линий (двойной либо одинарной) схожи – они разделяют полосы движения, парковки, обочины. Двойная сплошная используется для разделения встречных направлений движения, если автодорога имеет больше 3 полос. Пересечение ее влечет выезд транспорта на встречную полосу на участках, где это запрещено. Аварии в результате обгона с таким нарушением отличаются особой тяжестью последствий, поэтому санкции за него также очень весомы.
Требования дорожной разметки могут относиться как к движению транспортных средств, так и к их остановке и стоянке. Чаще всего нарушения, связанные с пересечением сплошной линии разметки, происходят при движении транспортного средства.
Рассмотрим наиболее распространенные ситуации. К ним относятся:
- пересечение сплошной линии разметки с выездом на встречную полосу, на трамвайные пути встречного направления;
- пересечение сплошной линии при повороте налево или развороте;
- пересечение сплошной, разделяющей полосы движения одного направления;
- пересечение сплошной линии с выездом на полосу, предназначенную для движения общественного транспорта.
За указанные нарушения предусмотрены различные виды ответственности, в том числе штрафы.
Какой штраф за нарушение требований разметки
Более подробно наказания за пересечение сплошной линии разметки, в частности, в 2020 году, рассмотрены в разделах ниже.
Надо сказать, что вариант пересечения сплошной линии с выездом на дорогу с односторонним движением является довольно экзотичным. Поэтому мы его рассматривать не будем.
Лишение прав за выезд на встречку
Пересечение сплошных линий разметки фиксируется видео- и фотокамерами в автоматическом порядке. Такая практика применения подобных технических средств для контроля соблюдения правил дорожного движения на дорогах была введена еще в 2008 году. В частности, речь идет о таких разновидностях фиксации:
- Инспекторами ГИБДД используются мобильные комплексы.
- Радары с функцией видеофиксации. Типичным примером может быть «Визир».
- Стационарные камеры, которые передают всю собранную информацию в специальные центры, где данные обрабатывают. Дальше формируются материалы (письма с уведомлениями о необходимости обязательно оплатить штраф) рассылаемые водителям.
Опасной вариацией обычного обгона является двойной обгон — когда водитель обгоняет сразу два или более других участников дорожного движения (и не выезжает на предыдущую полосу после обгона первой машины). Также двойным обгоном считается ситуация, когда водитель обгоняет уже обгоняющий автомобиль.
содержало в себе взаимоисключающие положения. С одной стороны существовало требование КоАП, запрещающее пересекать сплошную линию разметки, а с другой стороны предписание ПДД пункта 11.4 — завершать манёвр обгона с занятием полагающейся полосы движения. Данное разногласие позволяло двояко трактовать данное нарушение.
- По закону ответственность диктуется конкретным пунктом КоАП РФ – какие-то правонарушения признаны более серьезными, и подразумевают больше шансов создать аварийную ситуацию, и соответственно санкция за пересечение разметки будет больше.
- Инспектор ГИБДД может самостоятельно выбрать меру взыскания. Если он сочтет, что в данном случае справедлив более легкий вариант наказания, то выпишет штраф в денежном эквиваленте, но если, по его мнению, ваше действие могло вызвать аварию, то заберет права на срок, который также отдан на его рассмотрение.
Если вы не пересекли сплошную разметку, а только наехали на нее одним колесом или двумя, то это уже считается нарушением расположения транспортного средства на проезжей части и регламентируется статьей 12.15 частью 1 КоАП РФ – 1 500 руб. штрафа.
Наказания, предусмотренные за отказ уплачивать штраф, детально прописаны на официальном веб-портале ГИБДД. Существует несколько вариантов развития событий:
- лишение на 15 суток свободы;
- увеличение штрафа, наложенного ранее, двукратно;
- на благо государства — 50 часов исправительных работ.
Подытоживая, стоит обратить особенное внимание на возможный объем штрафа, который варьироваться может в пределах от 500 до 5000 рублей в зависимости от сопутствующих рисков и характера нарушения. Также возможно лишение на срок до шести месяцев права водить автомобиль. В этом случае все зависит непосредственно от тяжести нарушения, но такая мера наказания не применяется в том случае, когда проступок был зафиксирован камерой, и вы получили соответственное уведомление. Помимо того, ограничение, связанное с камерами, заключается в том, что только сотрудник ГИБДД лично выписывает максимальный штраф.
Более половины всех регистрируемых нарушений правил движения на двусторонних дорогах вызваны выездом автомобилистов навстречу движущемуся потоку машин. И даже ужесточение наказаний за подобные нарушения не способствует снижению их количества. Наказанием в таких случаясь становится лишение прав на вождение или штрафы, размер которых зависит от условий, в которых это произошло. Например, за выезд на встречную полосу первый раз наказание в 2020 году представляет выплату 5 тыс. рублей или водитель лишается права водить машину на ближайшие 4-6 месяцев.
Выезд на встречку: нарушение и наказание
Выезд на полосу встречного движения обычно заканчивается штрафом, хотя в некоторых случаях, предусмотренных правилами дорожного движения, его можно избежать. Что же поможет избежать наказания?
- Узкая дорога без разметки и знаков, говорящих о том, что обгон запрещается. Получается, что в данном случае нет никаких запретов на то, чтобы выехать на встречную полосу и совершить обгон. Пункт 9.1 ПДД предусматривает, что количество полос движения определяется либо дорожной разметкой, либо специальными знаками; если же они отсутствуют, то это определяют сами водители с учетом габаритов автомобиля, ширины проезжей части и необходимого интервала. Из вышесказанного можно сделать один точный вывод: если нет разметки и знаков, то количество полос должно быть четным (как правило, это две полосы).
- Если на дороге 3 полосы для движения, вы видите разметку и нет никаких знаков, которые бы запретили вам совершать обгон. Если нет разметки, то дорога будет считаться двух- или четырехполосной.
Но есть и ситуации, когда выезд на встречную полосу категорически запрещен:
- Пункт 9.2 ПДД закрепляет правило, в соответствии с которым на дорогах, где имеется двустороннее движение с числом полос 4 и более, запрещается выезжать на полосу встречного движения для обгона. То есть разрешено выехать только для разворота или поворота, если это не запрещено знаками или дорожной разметкой.
- Если вы видите разметку, которая запрещает выезд на полосу встречного движения.
- Если есть знак «Обгон запрещен». В этом случае запрещается выезжать на полосу встречного движения независимо от количества полос и ширины проезжей части.
Проезд на красный свет — штраф в 2018
Нарушая предписания езды по встречке, водители рискуют быть оштрафованными как при случайном попадании в поле зрения сотрудников ГИБДД, так и вследствие произвольного выявления данного правонарушения.
Так как данные главы КоАП предписывают во многих пунктах лишение шофёрских прав. Это означает, что штраф или лишение за выезд на встречку – решение остаётся на усмотрение и понимание инспекторов ГИБДД, которые перед предъявлением нарушения обязаны зафиксировать его посредством установленного на посту или в автомобиле ДПС регистратора. Приостановка действия ВУ происходит на месте нарушения с предварительным составлением протокола и выдачей временного удостоверения, действующим до начала официального лишения. После проведения всех административных процедур на месте совершения нарушения, материалы направляются в мировой суд, в ходе заседания которого судья либо подтверждает действия офицера ГИБДД, либо отменяет их, штрафуя нарушителя. После официального постановления суда у водителя изымается временное ВУ, и стартует официальный срок лишения, во время которого шофёр не имеет права быть допущенным к вождению автомашины. По истечении лишения автолюбитель должен обратиться в отдел ГИБДД по месту лишения и получить назад свои права.
Если никакие обстоятельства не убедили сотрудника ГИБДД отказаться от возбуждения административного дела, и обвиняемая сторона все равно уехала с выписанным постановлением, то спешить оплачивать штраф не нужно. Ведь законодательство РФ предусматривает возможность обжалования спорных ситуаций в суде, куда нарушителю и следует обратиться в течение 10 дней с момента получения протокола на руки.
Самым простым вариантом разрешения проблемы в пользу виновника окажется отсутствие у сотрудника ГАИ материалов по совершенному правонарушению. В противном случае водителю придется также подготавливать доказательства с места происшествия, чтобы судья смог убедиться в несоответствии дорожного указателя или разметки установленному ГОСТу.
Из практики могу рассказать случай, когда нам удалось спасти права клиенту, автомобиль которого совершил столкновение на полосе встречного движения.
Двигаясь в плотном потоке московской пробке, на повороте левые колеса автомобиля попали на снежную «кашу», заботливо приготовленную коммунальщиками. Автомобиль вышел из-под контроля, медленно «пополз» в сторону встречного направления движения и столкнулся с другим. Повреждения были незначительными, оба водителя оказались воспитанными и понимающими людьми, и дело обошлось без особых эмоций.
Приехавшие через 4 часа сотрудники ГИБДД, не церемонясь, составили протокол за выезд на «встречку» водителю, который не понял «прозрачных» намеков, и уехали.
Судья изначально была непреклонна и не слушала наших доводов о том, что погодные условия и снег сделали свое гадкое дело. Был вызван потерпевший в ДТП, который подтвердил, что целенаправленного выезда на встречку обвиняемый водитель не нарушал. Права остались у клиента.
Напоследок небольшая просьба: будьте терпимы и внимательны друг к другу на дороге, относитесь с пониманием к ситуациям, которые уже произошли, примите их, как факт и не пытайтесь выместить зло на обидчике, если он действительно сделал это не специально.
Если водитель одной стороной своего автомобиля наехал на сплошную линию разметки на участке дороги, где обгон запрещен, считается, что он выехал на «встречку». В правилах дорожного движения (пункт 9.7) указано, что если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам.
Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.
Несмотря на то, что вторая часть этого правила касается только прерывистой разметки, по смыслу – наезжать на сплошные линии также запрещается. Это подтверждают и суды в своих решениях, которые квалифицируют подобные действия как выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения.
В зоне действия знака «Обгон запрещен» выезжать на встречную полосу запрещено. Это надо помнить. При этом не важно, какая разметка на дороге: сплошная или прерывистая. В случаях, если значения дорожных знаков, в том числе временных, и линий дорожной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками.
Не всегда выезд на полосу встречного движения связан с обгоном попутного транспорта. Водитель может развернуться на 180 градусов или совершить левый поворот на второстепенную дорогу через сплошную линию. Такие действия попадают под действие части 2 статьи 12.16. КоАП РФ – поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги.
Обгон без выезда на полосу встречного движения на дорогах с двумя и более полосами, предназначенными для движения попутного транспорта, называется опережением. Проезжие части встречных потоков на таких дорогах, как правило, отделяются друг от друга разделительной полосой или двумя сплошными линиями разметки.
Если, совершая опережение, водитель пересек сплошную линию разметки, то его действия попадают под часть 1 статьи 12.16. КоАП РФ.
В правилах дорожного движения указано, что обгон запрещен в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью (пункт 11.4 ПДД РФ).
На таких участках дорог, как правило, нанесена сплошная линия разметки, пересекать которую нельзя. За нарушение данного правила водителю грозит лишение водительских прав.
Начнем с главного: всегда ли выезд на встречную полосу однозначно трактуется как нарушение правил, и в каких случаях за подобные действия наказывают лишением водительских прав?
Ответ на этот вопрос, с одной стороны, достаточно прост, ведь согласно ПДД, заезд на левую полосу движения является нарушением лишь тогда, когда правила напрямую его запрещают.
Однако с другой стороны, область действия запретов не всегда понятна, для более наглядной демонстрации, приведем несколько ситуативных примеров.
Пример 1. Перемещение по узкой дороге
Выезд на «встречку» допускается, если вы перемещаетесь по узкой дороге, на которой отсутствует дорожная разметка, а знаков, запрещающих обгон, равно как и других условий, ограничивающих ваши действия, нет. В подобной ситуации, можно спокойно обгонять медлительную фуру, временно перемещаясь по левой полосе – вы не нарушаете ПДД.
Разберем наш пример на составляющие элементы. Согласно п. 9.1 ПДД, если на дорожном полотне отсутствует разметка, водитель должен самостоятельно определить количество доступных полос дорожного движения.
При условии небольшой ширины дороги, водитель вправе сделать логический вывод, что полос всего две, и левая часть дорожного полотна будет использована встречным потоком автомобилей.
В тексте ПДД, учитывая дополнения, принятые 20.11.10 г, приводится следующая формулировка: количество полос движения, отведенных для безрельсового типа транспорта, обуславливается дорожными знаками либо соответствующим образом нанесенной разметкой.
В случае отсутствия таковых, водитель самостоятельно определяет количество полос, принимая во внимание ширину дороги, габариты соседних транспортных средств и интервалов между ними.
По умолчанию, для встречного движения отводится ровно половина проезжей части, не обозначенной разметкой. При этом дополнительные расширения проезжей части в виде заездных карманов для общественного транспорта, подъемных и переходно-скоростных полос не нужно учитывать.
Также из приведенного выше правила следует, что на дорожном полотне, не оснащенном разметкой, общее количество полос движения всегда будет четным, что логично, поскольку дорога делится пополам. Иными словами, на дороге может быть две, четыре или даже шесть полос, но никак не три.
Еще один важный вывод: перемещение по встречной полосе неразмеченной дороги может осуществляться лишь в том случае, если дорога узкая, то есть двухрядная. На широких, четырехрядных неразмеченных трассах, выезд на «встречку» запрещен правилами и влечет за собой штрафные санкции.
Рассмотренные нами два примера разрешаемого выезда на встречную полосу являются исключениями. Данные маневры прямо допускаются ПДД. Далее будут рассмотрены примеры запретительных правил.
Пример 1. Дорога с четырьмя полосами движения
В п. 9.2 ПДД дано четкое определение поведению участников движения на четырехполосных дорогах. Вне зависимости от того, предусмотрена ли на дорожном полотне разметка, запретительные знаки или таковые отсутствуют, выезд на встречную полосу для водителя запрещен.
В том числе, не допускается выезд на встречную полосу для совершения обгона или левого разворота. Разворот может проводиться исключительно на перекрестках и прочих участках, где они напрямую разрешены правилами или дорожными знаками.
Что касается объезда препятствия или обгона находящего впереди транспортного средства, данные маневры полностью запрещены на трассах с четырьмя и более полосами.
Пример 2. Запретительная разметка на дороге
Если на дорожное полотно нанесена разметка, явно запрещающая перемещение на встречную полосу, данный маневр не допускается вне зависимости от количества полос движения (то есть данное правило актуально, в том числе, для двухрядных участков трассы). К категории запретительных, относятся такие типы разметок, как 1.1, 1.11 и 1.3.
Пример 3. Наличие знака, запрещающего обгон
Поведение участников дорожного движения может ограничиваться отдельным дорожным знаком «Обгон запрещен». Водитель обязуется принимать во внимание только его наличие, воздерживаясь от выезда на встречную полосу, даже если количество полос и тип нанесенной разметки подобный маневр допускает.
Отдельно необходимо отметить, что выезд на «встречку» двухрядной дороги все-таки возможен, если он проводится в целях левого разворота. Однако данное исключение не касается обгона, совершение которого карается серьезными штрафными санкциями.
Пример 4. Перемещение по левой полосе трехполосной дороги
Выезд на крайнюю левую полосу трехполосной трассы полностью запрещен, независимо от наличия или отсутствия запретительных дорожных знаков или разметки.
Итак, нами были рассмотрены наиболее типичные комбинации условий, допускающих или запрещающих выезд на «встречку». В реальности, их намного больше, но на подробное описание всех возможных ситуаций понадобится отдельная статья.
Перед изучением нюансов, связанных с запретом на пересечение встречной полосы, следует дать определение такому важному понятию как «препятствие».
Согласно п 1.2 ПДД, к препятствиям относятся объекты, неподвижно расположенные на проезжей части и преграждающие движение по ней.
К таковым можно отнести неисправные транспортные средства, посторонние предметы и дефекты дорожного полотна. В категорию препятствий не входят автомобили, совершившие остановку по правилам, а также автомобильные заторы.
В зависимости от того, является ли объект препятствием или нет, на водителей, совершивших объезд с пересечением встречной полосы, налагаются различные штрафные санкции:
- Если при объезде препятствия водитель перемещается по встречной полосе, либо пересек трамвайные пути, ему грозит административный штраф, сумма которого может варьироваться в пределах 1-1,5 тыс. рублей. Размер штрафа определяется непосредственно сотрудником ГИДББ, зафиксировавшим нарушение;
- При выполнении разворота или левого поворота с выездом на встречную полосу, водитель нарушает ч.2 ст. 12.16 КоАП, если данные маневры ограничиваются дорожной разметкой или соответствующими знаками. Размер штрафа, в данном случае, будет аналогичным, что и в предыдущем пункте: 1-1,5 тыс. рублей;
- Совершение обгона или объезд автомобильного затора с перемещением по встречной полосе. Факт нарушения фиксируется также в ситуациях, когда автомобиль лишь частично оказался на «встречке», выехав за разделительную полосу одним или двумя колесами. Данное нарушение регламентируется ч. 4 ст. 12.15 КоАП и может повлечь за собой либо административное наказание, либо лишение прав. В случае выезда на полосу движения, отведенную встречному автотранспортному потоку, а также при выезде на трамвайные пути, водитель понесет административное наказание с начислением штрафных выплат размером 5 тыс. рублей, либо по решению инспектора ГИБДД, пойманный нарушитель лишается водительских прав сроком на 4-6 месяцев. Исключения из данного правила описаны в ч.3 ст. 12.15 КоАП.
Важно отметить: если нарушение выявил сотрудник ГИБДД, вид наказания определяет непосредственно он. Однако в случае записи нарушения автоматической системой видеофиксации, водителю в обязательном порядке будет выписан штраф 5000 р.
Начиная с 2017 года, вступили в действие новые правила, предусматривающие наказание в виде дополнительного лишения прав в случае повторного нарушения порядка пересечения разделительной полосы.
Пунктом 4 уже упомянутой ранее статьи 12.15 КоАП, водитель может быть лишен прав сроком до одного года. Если подобное нарушение было записано с помощью автоматических средств фото- и видеофиксации, на водителя будет наложен дополнительный штраф в размере 5 тыс. рублей. За нарушение, обнаруженное сотрудником ГИБДД, более вероятно наказание в виде лишения прав.
Под выездом на встречку принято понимать заезд ТС на полосу дороги, предназначенную для движения встречных автомобилей. Так как движение транспортных потоков на дороге определяется разметкой, знаками и светофорами, при езде в населенных пунктах и за городом водители обязаны руководствоваться их указаниями. В одних случаях разметка и знаки дорожного движения разрешают автомобилистам выезжать на встречную полосу для выполнения на них определенных действий, в других — категорически запрещают.
Независимо от того, за какое описываемое в данной статье нарушение дорожный инспектор остановил автолюбителя, последний избежит лишения ВП и отделается исключительно потерей денег только в том случае, если подобное правонарушение он совершил в первый раз за последние 12 месяцев.
По состоянию на 2020 год ПДД предусматривает несколько ситуаций, связанных с запрещенным выездом на встречку. Попав в одну из них, водитель автоматически накажет себя рублем. Все эти ситуации перечислены в приведенной ниже таблице.
№ п/п | Вид нарушения | Пояснение | Штраф, р. (ст. — ч. КоАП) |
---|---|---|---|
1 | Обгон по встречной | Запрещенным маневром считается не только полное, но и частичное пересечение ТС сплошной линии разметки, разделяющей разнонаправленные потоки транспорта. | 5000
(12.15 — 4) |
2 | Объезд препятствия по встречке | Пункт 1.2 ПДД гласит, что препятствием считается любой неподвижный объект на полосе движения. Не являются таковым автомобильный затор или ТС, остановленное для проверки дорожным инспектором. | 1000–1500
(12.15 — 3) |
3 | Разворот через сплошную полосу с выездом на встречную | Запрещается совершать выезд через сплошные одинарную 1.1 и двойную 1.3 линии, а также разметку 1.11 со стороны ее непрерывной составляющей. | 5000
(12.15 — 4) |
4 | Встречное движение по односторонней дороге | Приравнивается к заезду на встречку. | 5000
(12.16 — 3) |
5 | Выезд на реверсивную полосу | Не разрешается совершать под неработающий светофор. | 5000
(12.15 — 4) |
Несвоевременное перестроение с реверсивной под желтый или въезд на нее под красный сигнал светофора | 1000
(12.12 — 1) |
||
Объезд препятствия по полосе, действующей в режиме реверса | 1000–1500
(12.15 — 3) |
||
6 | Выезд на встречные трамвайные пути | При обгоне приравнивается к заезду на встречку. | 5000
(12.15 — 4) |
При объезде препятствия санкция смягчается. | 1000–1500
(12.15 — 3) |
Штраф за выезд на встречную полосу в 2021 году
Оштрафовать за движение по встречной полосе нарушителя может не только сотрудник ГИБДД или судья. Если запрещенный маневр будет снят дорожной системой автофиксации нарушений, владельцу ТС по почте придет «письмо счастья» с требованием заплатить штраф. Единственным утешением для нарушителя в данной ситуации является то, что, сколько бы раз в течение года дорожные камеры ни «ловили» его за подобные запрещенные действия, грозить ему будет только потеря денег, но не лишение прав за встречку.
Юристы крайне не советуют автолюбителям набирать несколько подобных штрафов с камер. Причина такой рекомендации заключается в том, что если в дальнейшем человек будет остановлен дорожным инспектором за любое нарушение ПДД, влекущее за собой изъятие ВП, то практически со стопроцентной вероятностью несколько следующих месяцев он не сможет управлять автомобилем.
Если автомобилист совершит одно и то же нарушение, связанное с заездом на встречку, второй раз на протяжении одного года и будет остановлен за это сотрудниками ГИБДД, отделаться потерей некоторой суммы или лишением прав за выезд на встречную полосу сроком на 4–6 месяцев у него не получится. В этом случае в суде он гарантированно превратится в пешехода на 1 год.
Несмотря на то что заезд на встречку считается тяжким правонарушением, за которое строго наказывают штрафом или лишением ВП, даже за него можно полностью избежать наказания. Однако для этого человек должен привести убедительные доводы, рассмотрев которые остановивший его инспектор (или в дальнейшем судья) «простит» ему выезд на встречную. К таковым доводам относятся:
- Попытка избежать ДТП. Если автолюбитель переехал сплошную линию, чтобы не врезаться в другой автомобиль или не сбить выскочившего под колеса человека, то, вероятней всего, его не накажут.
- Крайняя необходимость. Под ней обычно подразумевают ситуацию, когда заезд на встречку автомобилист осуществил, объезжая препятствие из-за того, что не мог ждать, когда для проезда освободятся попутные полосы. Если водитель предоставит остановившему его инспектору доказательства того, что он везет в больницу тяжелобольного родственника либо спешит куда-то по неотложному делу, то, скорее всего, сотрудник ГИБДД не будет составлять на него протокол за движение по полосе для встречного транспорта.
- Нечитаемость разметки или отсутствие умысла в совершении запрещенного маневра у нарушителя. Это самые спорные доводы, которые на большинство инспекторов не действуют. Для доказательства того, что управляющий ТС человек проехал против потока из-за того, что не увидел запрещающей сплошной, чаще всего приходится обращаться в суд. Однако в случае, когда владельцу авто грозит не штраф, а изъятие ВП, данные доводы остаются последним шансом для автомобилиста не превратиться на несколько месяцев в пешехода.
Езда против потока часто вызывает вопросы даже у опытных автомобилистов. Спорные моменты, связанные с заездом на встречку, активно обсуждаются пользователями многих автомобильных форумов. Примеры таких «дискуссий» приведены ниже.
Если на реверсивной полосе столкнутся машины, выехавшие на нее с двух разных сторон под выключенные светофоры, кого из водителей накажут?
Ответ: Обоих. Согласно п. 6.7 ПДД перестроение на реверсивную полосу под неработающий светофор запрещено. Причина: регулирующий движение прибор может не работать лишь с одного конца реверсивного участка дороги, а с другого он в это же время может функционировать нормально. Если водитель выедет на него под выключенный светофор, он может оказаться на встречке, за что автоматически будет оштрафован. В случае же, описанном в Вашем вопросе, водители обоих ТС оказываются в одной ситуации и совершают одинаково наказуемые деяния.
Недавно ездили в гости к знакомым, а попасть к ним можно только по улице с односторонним движением. При подъезде к дому муж проглядел поворот, поэтому остановился и сдал задом назад. Меня интересует: если бы нас «поймали» гаишники, могли бы они оштрафовать мужа за езду задним ходом по улице с односторонним движением как за езду по встречной?
Ответ: Еще в 2012 г. Верховный Суд РФ разъяснил, что езда задним ходом по дороге с односторонним движением разрешается при условии «объективной необходимости» (для объезда препятствий, парковки). Однако пропуск поворота и возвращение к нему задом под это понятие не подпадают, поэтому инспекторы ГИБДД чаще всего трактуют такой маневр именно как движение по встречке и штрафуют за него на 5000 рублей по ч. 3 ст. 12.26 КоАП. То есть Вашего мужа, скорее всего, по этой статье бы и оштрафовали.
Как быть, если я еду по 2-полосной дороге, на которой нет разметки (или ее не видно) и мне надо обогнать попутку? Допустим, я пойду на обгон, а меня остановят стоящие недалеко гаишники. Смогу ли я избежать штрафа за обгон по встречке?
Ответ: В данном случае Ваш вопрос описывает 2 диаметрально разные ситуации. Если на дороге нет сплошной линии и Вы обгоняете попутное ТС, соблюдая все правила обгона, то оштрафовать Вас не могут по закону. Если же сплошная есть, но ее не видно (из-за снега, грязи), то избежать наказания за выезд на встречную полосу Вы также сможете, но для этого Вам придется потрудиться. Нужно будет самостоятельно собирать доказательства нечитаемости разметки, искать свидетелей своего проступка, нанимать адвоката и идти с ним в суд.
Да, многие помнят, что на первых же занятиях в автошколах инструкторы объясняют будущим водителям, что выезд на встречку считается одним из опаснейших дорожных маневров и Административный кодекс жестко наказывает за подобное нарушение ПДД. Несмотря на это, некоторая часть автолюбителей игнорирует Правила и периодически выскакивает против потока, рискуя спровоцировать аварию. Именно таким водителям хочется еще раз сказать: помните, что несколько минут, выигранных сомнительным маневром на встречке, не стоят человеческих жизней, которые может забрать запрещенный объезд пробки или разворот через сплошную.
Чтобы использовать право на льготу, которая позволяет заплатить штраф в 50% размере, следует осуществить это в двадцатидневный срок после оформления постановления. Желательно внести плату сразу же после получения документа.
Причем сделать это можно несколькими способами:
- средствами банковского счета,
- через мобильный банкинг,
- онлайн-платежами,
- через офис банка,
- в почтовом отделении,
- с помощью электронного платежного сервиса.
Запомните! Все эти способы содержат шанс внести 50% штрафа. Следует не забывать о временных рамках, ведь уже на 21-ый день после оформления постановления нужно будет выплатить полную сумму штрафа, ведь период установленной скидки прошел.
Штраф за выезд на встречную полосу в 2021 году
Денежный штраф, назначаемый за выезд на встречную полосу в 2020 году, бывает различным. Он зависит от многих факторов. Обязательно соответствует статье, по которой составляется протокол. В деталях разберем, в каких ситуациях приходится поплатиться за этот проступок водителя.
Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам Москва; Санкт-Петербург; Бесплатный звонок для всей России.
Величина штрафов за выезд на встречную полосу в неположенном месте и особенности их назначения прописаны в КоАП.
Регулярно водителю встречаются всевозможные препятствия. Чтобы продолжить ехать, он вынужден выехать на полосу во встречном направлении через сплошную линию или в месте, где обгон запрещен. В любом случае правила нарушаются. Но иногда двигаться дальше другим способом не представляется возможным. Например, когда посреди проезжей части лежит повалившийся каштан или стоит автомобиль, сломанный или пострадавший в аварии.
Последствия объезда препятствия по встречной полосе в запрещенном ПДД месте подробно описаны в третьей части статьи 12.15. За неправомерный объезд преграды в 2020 году, нарушителю за рулем придется заплатить штраф от 1 000 до 1 500 рублей. Зато водительские права точно останутся при водителе.
Обратите внимание, что по закону считается препятствием (пункт 1.2. ПДД РФ). Это только неподвижный объект, никаким образом не позволяющий продолжить движение. Например, это могут быть:
- яма или провал на вашей полосе;
- ограждение во время проведения дорожного ремонта;
- рухнувшее дерево, столб;
- машина, позади которой выставлен аварийный знак;
- что-либо еще неподвижное, не дающее проехать автомобилисту.
Под определение препятствия не попадает небольшая неровность, лужа, выбоины, автомобильная пробка, автобус или троллейбус, высаживающий пассажиров. Для этих ситуаций применяется более серьезное положение административного кодекса.
В части четвертой статьи 12.15 КоАП, говорится о том, что в случае выезда на встречную полосу при отсутствии неподвижного препятствия виновник должен уплатить 5 000 рублей. Есть и альтернативный вариант. Если суд посчитает нарушение правил слишком опасным, водитель не сможет вернуться за руль. Срок лишения водительского удостоверения – от 4 до 6 месяцев.
Пробки – данность, с которой приходится сталкиваться водителям в мегаполисах. Пока все терпеливо стоят в очередном заторе, некоторые пытаются его объехать. Пробка не попадает под категорию препятствий, так как постоянно перемещается, пусть и с минимальной скоростью.
Водителю строго запрещено пересекать сплошную линию. Более того, обгон с выездом на встречную полосу оказывается под строжайшим запретом в следующих ситуациях:
- на «зебре»;
- на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках, когда автомобилист двигается по одной из второстепенных дорог;
- в тоннелях или на мостах;
- на самих ж/д переездах и за сотню метров до шлагбаума, обозначающего их;
- на рискованных виражах, в самом конце крутых и опасных подъемов, при прочих условиях, когда очень плохая видимость.
Перечень ситуаций приведен в пункте 11 ПДД РФ.
Когда водитель игнорирует правила обгона с выездом на встречную полосу, в 2020 году он обязан заплатить штраф в размере 5000 рублей. Также судья может отобрать права от 4 до 6 месяцев. Наказания нерадивых автомобилистов прописаны в четвертой части статьи 12.15 КоАП РФ.
Понять, являетесь ли вы нарушителем при маневре разворачивания автомобиля с выездом на встречную полосу, удастся, внимательно изучив конкретную ситуацию. Разрешены ли развороты и повороты налево в определенном месте проезжей части, зависит от дорожных знаков и нарисованной разметки.
Совершая разворот на перекрестке по слишком широкой траектории, водитель часто оказывается на полосе попутного направления. Продолжая начатый разворот, пересекает двойную сплошную линию. Если это происходит перпендикулярно разметке, его накажут по второй части статьи 12.16 КоАП за несоблюдение разметки. В 2020 году заплатить придется штраф от 1 000 до 1 500 рублей.
Более серьезное нарушение сотрудники ГИБДД фиксируют, когда водитель, выезжая с пересечения проезжих частей, попадает прямо на встречную полосу. В этом случае его действия попадают под четвертую часть статьи 12.15, квалифицируются уже как выезд на встречную полосу. Наказание – штраф 5 000 рублей, лишение прав сроком от четырех месяцев до полугода, а в случае рецидива – на 1 год.
Это нарушение ПДД РФ описано в третьей части статьи 12.16 КоАП.
Когда водитель выезжает на дорогу с односторонним движением во встречном направлении, то наказывается денежным штрафом. Его размер 5 000 рублей. Помимо этого, у виновника могут забрать права на срок от 4 месяцев до полугода.
Выезд на встречную полосу через сплошную разметку
Такой способ организации движения распространен в больших населенных пунктах, в которых постоянно собираются заторы из-за огромного количества машин и общественного транспорта.
Перемещение по отдельно взятой полосе может осуществляться в противоположных направлениях. Все зависит от времени. На реверсивном движении едут строго по сигналу светофора. Например, по утрам из жилых микрорайонов больше полос оставляют на выезд, когда все отправляются на работу. Когда вечерами жильцы возвращаются по домам, больше полос становится на въезд. Этот способ позволяет эффективно решать проблему заторов и автомобильных пробок.
Водителю, выехавшему под запрещающий сигнал светофора на полосу реверсивного движения, предназначенную в определенный момент для встречного транспорта, инспектор выпишет штраф на 5 000 рублей или лишит прав на полгода (статья 12.15 часть 4 КоАП). Если водителю удастся доказать, что в предыдущем случае он допустил нарушение, объезжая некое препятствие, штраф составит от 1 000 до 1 500 рублей (статья 12.15. часть 3 КоАП).
Законом предусмотрено несколько ситуаций, когда можно выезжать на встречную сторону и не получить за это штраф. Это такие случаи, как:
- Очень узкая дорога, когда нет совершенно никакой разметки и соответствующих знаков.
- Если на трассе существует три полосы движения. Обычно, если нет никакой разметки, что запрещают производить обгон, то дорога считается двух или же четырехполосной.
Отсюда можно сделать вывод, что выезжать на встречную запрещено в случае, когда на трассе две или четыре полосы на обгон выезжать запрещено, особенно, если присутствует разметка и специальные знаки. Обычно это указатель «Обгон запрещен», и в данном случае выезд на встречную полосу также запрещается постановлениями 2020 и 2016 годов.
Для полного понимания ответственности нарушения нужно знать основные понятия, используемые в ПДД. Водители должны хорошо знать их с момента сдачи экзамена по теоретической части. Однако освежить знания не помешает ни новичкам, ни опытным водителям со стажем.
Полоса – это участок дороги, который имеет достаточную ширину для проезда ряда машин. Большинство дорог имеют разметку, которая обозначает полосы. Там, где нет разметки, водитель должен самостоятельно предположить, где проходит полоса.
Дорожная разметка – это линии, нанесенная на поверхность дороги краской, которые имеют специальные обозначения. Они нужны для облегчения ориентации водителей по дороге, соблюдения правил.
Движение по встречной полосе – это выезд транспорта на территорию дороги, которая предназначена для потока машин, направленного в противоположную сторону от его движения. Понять это можно по разметки или визуальному разделению дороги на полосы.
В ПДД запрещен выезд на полосу встречного движения, так как такая ситуация является потенциально опасной как для самого водителя, так и для остальных участников движения. При столкновении лоб в лоб шансов на безболезненный итог очень мало. Смертельных исходов в таких авариях больше половины.
Однако правила предусматривают ситуации, когда можно совершенно законно проехать на встречной полосе, не получив при этом штрафов и иных наказаний. Такие пункты правил нужно знать, чтобы в случае неправомерного наказания было основание оспорить решение сотрудника ГИБДД.
Также нужно знать, когда выезд запрещен, чтобы не нарушать ПДД.
Иногда выезд на полосу встречного движения разрешен правилами. При этом необходимо, чтобы все необходимые условия были соблюдены.
Совершить обгон по «встречке» можно по неширокой дороге, которая не оснащена соответствующей разметкой и дорожным знаком «Обгон запрещен». В данном случае водитель должен сам определить, что полоса для езды в одном направлении только одна. Обязательным условие для выезда – это полная уверенность водителя в безопасности маневра.
Неоправданный риск на небезопасных участках может привести к трагическим последствиям.
Вторая ситуация, когда за движение по встречной полосе не грозит штраф – трехполосная дорога. Важно, чтобы была нанесена разметка на дорожное покрытие и не было запрещающих знаков. Иначе сотрудники ГИБДД могут расценить дорогу как двухполосную или четырехполосную. Тогда водителю грозит штраф.