Наказание военнослужащего за нарушения ПДД
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Наказание военнослужащего за нарушения ПДД». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Существует ряд ситуаций, в которых с водителя снимается ответственность за произошедшее ДТП или же его ответственность значительно уменьшается:
транспортное средство выбыло из обладания водителем.
Водитель должен предоставить доказательства того, что транспортное средство было угнано, и ДТП было совершено другим лицом (ч. 2 ст. 1079ГКРФ). Водитель, столкнувшись с угоном, должен сразу обратиться в ГИБДД с заявлением, чтобы снять с себя ответственность за совершенные другими лицами противоправные действия.
ДТП произошло в результате возникновения обстоятельств непреодолимой силы. ДТП, которое было совершено из-за наводнения, землетрясения, активных боевых действий, также завершиться для владельца автомобиля без наложения ответственности, если будет документально подтверждена его невиновность (п. 1 ст. 1079 ГК РФ)
умысел или грубая неосторожность потерпевшего. Суд снимает ответственность с водителя, если ДТП произошло в результате доказанного умысла или грубой неосторожности со стороны потерпевшего
Если был причинен вред жизни или здоровью потерпевшего, то требование об отказе в возмещении вреда судом не удовлетворяется, в ДТП с пострадавшим ответственность не уменьшается. (ч. 2 п. 2 ст. 1083 ГК РФ).
имущественное положение водителя. Суд уменьшает размер возмещения за нанесенный вред с учетом имущественного положения водителя, но не в тех случаях, когда вред был нанесен умышлено и это было документально подтверждено (п. 3 ст. 1083 ГК РФ).
1. Комментируемая ст. 2.5 КоАП РФ традиционно для отечественного законодательства об административной ответственности устанавливает, что лица, на которых распространяется действие различных дисциплинарных уставов, несут административную ответственность в особом порядке. Суть его заключается в том, что лишь в случае совершения административных правонарушений, прямо предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, они привлекаются к административной ответственности на общих основаниях, в прочих же случаях они освобождаются от административной ответственности и привлекаются к дисциплинарной ответственности.
К субъектам, указанным в комментируемой статье, относятся в первую очередь военнослужащие. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к военнослужащим относятся:
офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по контракту);
сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по призыву).
В случае совершения административных правонарушений, кроме предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, военнослужащие несут ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации (утвержден Указом Президента РФ от 10.11.2007 N 1495). Данный Устав предусматривает, что военнослужащие привлекаются к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, который в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности. За административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в соответствии с настоящим Уставом, за исключением административных правонарушений, за которые они несут ответственность на общих основаниях (п. 47).
Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 29.05.2014 N 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» указал, что, если административное правонарушение совершено военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, за исключением случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, в соответствии с частью 2 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.
При этом срок давности привлечения к дисциплинарной ответственности согласно пункту 8 статьи 28.2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» исчисляется в течение одного года со дня совершения дисциплинарного проступка» (п. 36).
За совершение административных правонарушений, кроме предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, к военнослужащему могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий:
выговор;
строгий выговор;
лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;
лишение нагрудного знака отличника;
предупреждение о неполном служебном соответствии;
снижение в воинской должности;
снижение в воинском звании на одну ступень;
снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности;
досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта;
отчисление из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования;
отчисление с военных сборов;
дисциплинарный арест.
Что касается иных государственных служащих, перечисленных в комментируемой статье, то к таковым относятся лица, замещающие должности в государственных органах, связанные с осуществлением правоохранительной деятельности. Особенности привлечения к административной ответственности установлены лишь для тех из них, которым присвоены специальные звания в соответствии с законодательством о государственной службе. Например, в органах внутренних дел Российской Федерации учреждены как должности государственной гражданской службы Российской Федерации, так и должности сотрудников органов внутренних дел. Государственным гражданским служащим, замещающим должности в органах внутренних дел, присваиваются классные чины, а сотрудникам органов внутренних дел — специальные звания (глава 6 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Соответственно, положения комментируемой статьи распространяются только на сотрудников органов внутренних дел.
- Решение Верховного суда: Постановление N 13-АД13-6, Судебная коллегия по административным делам, надзор Тамбов, Рассказовское ш., д. 44, вступил в словесный конфликт с М иМ , оскорбил их. Как усматривается из материалов дела, 25 мая 2012 г. Шпынев ВВ замещал должность отдела УМВД России по области и имел специальное звание — полиции. Исходя из положений статьи 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Шпынев ВВ. не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поскольку за совершение действий, составляющих объективную сторону состава данного административного правонарушения, он может нести дисциплинарную ответственность…
- Решение Верховного суда: Определение N 203-АД13-1, Судебная коллегия по делам военнослужащих, надзор Последующая утрата Брызгалиным статуса военнослужащего на момент рассмотрения дела в суде получила надлежащую оценку применительно к положениям ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, в результате чего суд пришел к обоснованному выводу о возможности назначения Брызгалину административного наказания. Утверждение автора жалобы о нарушении права Брызгалина на участие в судебном заседании опровергается материалами дела…
- посягающие на отдельные права граждан (ст. ст. 5.1; 5.3 – 5.26);
- нарушение законодательства о выборах и референдумах (ст. ст. 5.45 – 5.52, 5.56);
- нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3);
- правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8);
- нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (ст. 11.16 – в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность);
- административные правонарушения в области дорожного движения (гл. 12)
- административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15 (ст. 15.32, 15.33, 15.34 вступают в силу с 1 января 2010 года));
- административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (гл. 16);
- невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7);
- некоторые административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (ст. ст. 18.1 -18.4);
- нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 – в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность).
На основании ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 4 декабря 2006г. № 203-ФЗ), в случае, когда административное правонарушение совершено военнослужащим или лицом, призванным на военные сборы, за исключением вышеперечисленных случаев (ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ), когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.
В указанном случае, в силу ч. 2 ст. 28.9 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 4 декабря 2006г. №203-ФЗ), постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении со всеми материалами дела в течение суток с момента вынесения постановления направляется в воинскую часть, орган или учреждение по месту военной службы (службы) или месту прохождения военных сборов лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.
В остальных случаях военнослужащие могут быть привлечены к административной ответственности на общих основаниях, но с отдельными особенностями применения к ним административных наказаний.
Согласно ранее действовавшей редакции ст. 2.5 КоАП РФ, к военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, не могли быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.
С 1 января 2007г. с принятием Федерального закона «О Внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих» от 4 декабря 2006г. № 203-ФЗ действуют следующие ограничения по применению административных наказаний.
Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (ч. 6 ст. 3.5 КоАП РФ). Указанное исключение не касается офицеров, призванных на военную службу, а также лиц, призванных на военные сборы.
Административное выдворение за пределы Российской Федерации, применяемое к иностранным гражданам и лицам без гражданства, не может применяться к военнослужащим – иностранным гражданам (ч. 3 ст. 3.10 КоАП РФ).
Административный арест не может быть применен ко всем категориям военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ). В то же время к военнослужащим и лицам, призванным на военные сборы, за совершение административных правонарушений, в соответствующий случаях, может быть применен дисциплинарный арест, предусмотренный Дисциплинарным уставом ВС РФ (ч. 4 ст. 28.4 ФЗ «О статусе военнослужащих» и ст. 94 Дисциплинарного устава ВС РФ).
Если совершенным военнослужащим грубым дисциплинарным проступком является административное правонарушение, то дисциплинарный арест может быть применен только в том случае, когда за такое административное правонарушение Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание в виде административного ареста. В этом случае срок дисциплинарного ареста назначается в пределах срока административного ареста, установленного за такое административное правонарушение КоАП РФ.
В срок дисциплинарного ареста засчитывается срок задержания военнослужащего (если такая мера обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке была применена к военнослужащему) в связи с совершением им дисциплинарного проступка, за который назначен дисциплинарный арест.
Однако дисциплинарный арест не применяется к офицерам, военнослужащим, не приведенным к Военной присяге (не принесшим обязательство), военнослужащим, не достигшим 18-летнего возраста, и военнослужащим женского пола.
Дисциплинарный арест исполняется только в отношении военнослужащего, который по состоянию здоровья может содержаться под дисциплинарным арестом.
Административная ответственность военнослужащих
Правила дорожного движения — это сборник нормативных актов, регулирующих поведение участников дорожного движения, пешеходов и водителей, и требования к транспортным средствам. Нарушение правил дорожного движения — это несоблюдение норм действующего законодательства, способное спровоцировать ДТП и повлечь причинение материального ущерба, ущерба здоровью и смерти человека.
Наказания за нарушение правил дорожного движения зависят от тяжести преступления. Последствия нарушения могут быть от минимального ущерба до причинения смерти человеку или нескольким лицам.
Ответственность делится на три типа:
- гражданская;
- уголовная;
- административная.
Административная ответственность
Она накладывается по Кодексу административных правонарушений. Ответственность наступает, если водитель нарушил действующие правила и не нанес ущерба другим участникам, либо ущерб несущественный.
В качестве наказания может быть назначено:
- предупреждение;
- денежный штраф;
- лишение водительского удостоверения;
- административный арест;
- конфискация орудия нарушения.
Денежный штраф определяется в соответствии с тяжестью преступления.
Штраф ГИБДД — это административная ответственность. Размер штрафа определяет КоАП. В соответствии с ним оплатить штраф нужно в течение 60 дней после вынесения постановления, а обжаловать можно в течение 10 дней.
Такой вид ответственности наступает, если водитель вследствие нарушения ПДД причинил материальный ущерб третьим лицам. Наказание за нарушение правил дорожного движения будет в виде административного штрафа и возмещения ущерба пострадавшей стороне.
Водитель обязан возместить моральный и материальный ущерб, а также выплатить компенсацию за упущенную выгоду, в связи с наступлением ДТП пострадавшему лицу, если его трудовая деятельность осуществляется за счет пострадавшего транспортного средства. Он обязан компенсировать расходы, если нарушение нормативов дорожного движения было с его стороны, и он лично управлял транспортным средством.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Уголовная ответственность бывает в случае, если в результате нарушения ПДД произошло дорожно-транспортное происшествие (ДТП), которое привело к причинению потерпевшему/им тяжкого вреда здоровью, либо наступила его (их) смерть. А также когда преступление совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения, или связано с оставлением места его совершения.
Исходя из конкретной ситуации, законодателем предусмотрены разные виды уголовной ответственности:
- ограничение свободы на срок до трех лет;
- принудительные работы на срок до пяти лет;
- лишение свободы на срок до девяти лет.
К данным видам наказания дополнительно могут применяться: запрет заниматься отдельными видами деятельностью или лишение права занимать некоторые должности.
Также уголовное наказание применяется в случае если:
- к виновнику ДТП применено административное наказание за управление транспортом в состоянии опьянения или за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на предмет опьянения;
- виновник ДТП ранее был судим за совершение указанных выше нарушений в состоянии опьянения.
При данных обстоятельствах к виновнику применяются следующие санкции: штраф в размере от 200000 до 300000 рублей, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо принудительные работ на срок до двух лет, либо лишение свободы на срок до двух лет.
г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5
остановка транспорта Гагарина
Трамвай: А, 8, 13, 15, 23
Автобус: 61, 25, 18, 14, 15
Троллейбус: 20, 6, 7, 19
Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67
Здесь законодатель предусмотрел следующие нарушения. Если водитель попался за рулем нетрезвым и был уже лишен прав ранее (часть 2 статьи 12.7 КоАП РФ), водитель в состоянии опьянения, при этом был лишен ранее прав или не имеет прав вовсе (часть 3 статьи 12.8 КоАП РФ). Сюда же попадает отказ от медицинского освидетельствования на состояние опьянения водителем, лишенным права управления ранее или без прав (часть 2 статьи 12.26 КоАП РФ).
В п. 3.1 Определения Конституционного Суда РФ от 13.06.2006 N 195-О содержится следующая правовая позиция:
Административный арест назначается судом лишь в исключительных случаях
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривая применение административного ареста за грубые нарушения общественного порядка, злостные посягательства на общественную безопасность, порядок управления (статьи 6.8, 6.12, 12.27, 17.3, 19.24, 20.1, 20.3, 20.25 и др.), допускает возможность избрания альтернативного наказания (штрафа) в соответствии с санкцией конкретной статьи (кроме части 2 статьи 20.25), что позволяет суду назначать арест действительно лишь в исключительных случаях, когда только применением ареста могут быть достигнуты цели административного наказания. Судья, рассматривающий дело, обязан дать оценку всем обстоятельствам совершенного правонарушения, назначить наказание, исходя из тяжести содеянного, личности виновного и иных обстоятельств, и в силу части 2 статьи 4.2 может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в Кодексе, в том числе такое, как самостоятельное воспитание отцом детей в возрасте до 14 лет.
Решение об аресте вправе выносить только судья. Дело о нарушении рассматривается в суде в день поступления протокола и других документов по факту правонарушения. Если водителя задержали за совершение административного нарушения или просрочку оплаты штрафа, то решение по его делу выносится не позднее 48 часов после административного задержания. Данный порядок установлен частью 4 статьи 29.6 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении рассматривается в любом районном суде, который выбирается по месту правонарушения или адресу задержанного – при его личном ходатайстве перед судьей. Во время рассмотрения дела судьей водитель вправе изучать документы по делу, писать ходатайства, доказывать свою невиновность, приглашать юриста для защиты своих интересов перед судом.
Важно! Задержанный обязан присутствовать в суде в момент вынесения решения о его аресте. Если суд в качестве меры наказания назначит арест, то нарушитель из задержанного становится арестованным.
При любом совершенном административном правонарушении к аресту не привлекаются беременные женщины и женщины с детьми до 14 лет, военные, несовершеннолетние лица и инвалиды двух первых групп.
Ссылки по теме: Закон о коллекторах для ипотечников
Статья 28. Ответственность военнослужащего
В административном процессе (КоАП РФ) предусмотрено несколько видов ограничений свободы, которые, так или иначе, лишают свободы передвижения. К ним относятся доставление, задержание и арест.
Доставление (ст. 27.2 КоАП) – задержание и незамедлительное принудительное препровождение гражданина для составления административного протокола.
Такая мера применяется, если составление протокола обязательно, а составить его на месте невозможно. По факту доставления либо составляется отдельный протокол, либо делается отметка в протоколе об административном правонарушении.
После осуществления процессуальных действий доставленный освобождается или задерживается в административном порядке.
Административное задержание (ст. 27.3 КоАП) – кратковременное ограничение свободы, которое может применяться только в целях обеспечения рассмотрения дела и (или) исполнения административного постановления.
По факту задержания составляется протокол. Максимальный срок задержания – 3 часа с момента доставления, которое было осуществлено по правилам ст.
Для возбуждения дела требуется постановление, которое выносится на основании собранных доказательств. Нарушение ПДД устанавливается:
- Инспектором Госавтоинспекции. Сотрудником ГАИ фиксирует нарушение ПДД.
- Сотрудником ФССП. Приставы документируют уклонение от оплаты штрафов.
Если наказание было установлено самим инспектором ГАИ, то все документы составляются на месте нарушения ПДД. Оформленное деяние, предусматривающее административный арест автолюбителя в тот же день отправляется судье.
При невозможности запротоколировать нарушение ПДД, сотрудник ГАИ сопровождает водителя в места отбывания дальнейшего наказания. Задержать гражданина до выяснения обстоятельств, уполномоченные органы имеют право на несколько суток. Данный факт документируется, и дубликат протокола выдается на руки виновнику происшествия.
В справке указывается следующая информация:
- число и место оформления документа;
- инициалы, звание уполномоченного лица;
- данные о нарушителе ПДД;
- место, время и причину составления документа о задержании.
Протокол подписывается правонарушителем и инспектором ГИБДД. Отказ задержанного лица завизировать документы, фиксируется в письменной форме. Копия протокола передается нарушителю по его требованию.
Законом предусмотрены следующие действия:
- досмотр правонарушителя и его вещей;
- лишение ВУ;
- осмотр ТС;
- изъятие личных бумаг, вещей;
- административный арест транспортного средства;
- медосвидетельствование водителя.
При задержании виновника происшествия, судья рассматривает дело на протяжении 2-х суток с момента нарушения ПДД.
Уведомление об административном аресте организации, в которой работает виновник, юриста, родственников, осуществляется в минимальный срок и только по желанию задержанного лица. Правонарушителю озвучивают его права (данный факт отражается в протоколе).
Общее правило – арест прекращается и арестованный освобождается после отбытия срока наказания.
Арест может быть прекращен досрочно, если:
- болезнь, травма, увечье или в целом состояние здоровья арестованного препятствуют дальнейшему отбыванию наказания;
- умер близкий родственник или близкий человек арестованного;
- арестованный умер;
- в результате ЧС (стихийное бедствие, пожар и др.) арестованному или его семье причинен значительный материальный ущерб.
Если причина может быть устранена относительно быстро (в течение 7 суток), то вместо прекращения наказания арест может быть приостановлен на время. Решение в любом случае принимает суд, вынесший решение об аресте, на основании письменного заявления арестованного. Досрочно освободившемуся лицу выдается справка.
Решение о приостановлении ареста не освобождает от дальнейшего исполнения наказания, срок приостановления в срок ареста не засчитывается. После того, как срок приостановления истек, арестованный обязан самостоятельно явиться к месту отбывания наказания.
Мнение эксперта
Костенко Тамара Павловна
Адвокат с 10-летним стажем. Автор множества статей, преподаватель Права
Если он этого не сделает, то подлежит задержанию и принудительному доставлению. Такая же процедура ждет тех, кто уклоняется от исполнения наказания, в том числе не явился в суд на рассмотрение административного дела и, следовательно, был арестован заочно.
Назначение такого вида ареста может быть обусловлено совершением административного нарушения, статьи которого прописаны в КоАП РФ. Так, зачастую подобные санкции применяются в следующих случаях:
- Нарушение ПДД, создание ДТП.
- Хранение наркотиков в малом количестве. Но, сюда входит не любое наркотическое вещество, так же будет учитываться наличие приводов ранее и возраст преступника.
- Управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.
- Хулиганство.
- Неуплата алиментов.
- Проявление неуважения к суду и полиции.
- Употребление алкоголя в общественном месте.
- Неуплата штрафа.
ВС разъяснил вопросы ответственности за дорожно-транспортные нарушения
СТ 2.5 КоАП РФ
1. За административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.
2. За административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1 — 5.26, 5.45 — 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 — 7.32, 7.32.1, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главой 12, статьей 14.9, частью 7 статьи 14.32, главами 15 и 16, статьями 17.3, 17.7-17.9, частями 1 и 3 статьи 17.14, статьями 17.15, 18.1 — 18.4, частями 2.1, 2.6 статьи 19.5, статьями 19.5.7, 19.7.2, частью 5 статьи 19.8, статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) и частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут административную ответственность на общих основаниях.
1. Данная статья устанавливает дифференцированную ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, в качестве субъектов административного правонарушения.
2. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах РФ и во внутренних войсках МВД России, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах РФ и воинских формированиях.
Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определены следующие виды военнослужащих:
— военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты);
— военнослужащие, проходящие военную службу по призыву (сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы).
Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. На граждан, призванных на военные сборы, и граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» военнообязанные, призванные на военные сборы, также относятся к военнослужащим (ст. 2).
Согласно ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, в зависимости от характера и тяжести совершенного ими правонарушения, привлекаются к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности.
По общему правилу совершение военнослужащим административного правонарушения является основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности в соответствии с общевоинскими уставами. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации утверждены Указом Президента РФ от 10.11.2007 N 1495.
Военнослужащие независимо от воинского звания и воинской должности равны перед законом и могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного ими правонарушения.
Так, согласно ст. 28 Федерального закона 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, может быть привлечен к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с указанным Федеральным законом и другими федеральными законами.
К дисциплинарной ответственности военнослужащие привлекаются за дисциплинарные проступки, то есть за противоправные*, виновные действия (бездействие)**, выражающиеся в нарушении воинской дисциплины, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не влекут за собой уголовной или административной ответственности.
Примечание «ЮК Стратегия»:
*Противоправное деяние — общественно опасное, вредное деятние, не соответствующее предписанию (правилу поведения), установленному правовым актом.
Понятие административного ареста раскрывается в статье 3.9 КоАП РФ, пункт 1. Согласно норме, данная санкция представляет собой изоляцию виновного лица отдельно от общества (срок обычно составляет 15 суток, очень редко, по отельным нарушениям, может достигать 30).
Назначается административный арест за нарушение ПДД только судом. Ни один другой орган не имеет возможности применять такую санкцию.
Административный арест за нарушение правил дорожного движения нужно чётко отличать от иных типов ограничения и лишения свободы. Основная особенность – это его относительная краткосрочность. Лишение свободы применяется на более длительные сроки, за более тяжкие нарушения.
В пункте 2 статьи 3.9 КоАП РФ имеется перечень лиц, к которым такая мера, как административный арест за нарушение ПДД, не применяется вовсе:
- Женщины, которые фактически являются беременными. Факт должен быть подтвержден наличием соответствующих медицинских документов.
- Женщины, у которых есть ребёнок. Возраст его должен быть до четырнадцати лет. В данном случае имеется правовое противоречие. Мужчины, которые имеют малолетних детей, могут привлекаться к такой мере ответственности, даже если воспитывают ребёнка самостоятельно, что, казалось бы, является дискриминационной нормой. Конституционный суд, в Определении от 13.06.2006 N 195, закрепил норму КоАП и указал, что к мужчинам такая санкция может быть применена, но суд должен исходить из фактических обстоятельств.
- Граждане младше 18 лет.
- Первые две группы инвалидности. По отношению к лицам, имеющим 3-ю группу инвалидности, мера может применяться, но опять же, суд должен исходить из фактических обстоятельств. Например, диабетики могут иметь 3-ю группу, но необходимость постоянного приёма инсулина и отсутствие условий для его хранения в СИЗО фактически делает невозможным применение ареста как меры ответственности.
- Лица, являющиеся военнослужащими и проходящими военные сборы. По отношению к ним применяются свои меры, на основании законодательства РФ.
- Лица, имеющим звания в таких структурах, как Следственный комитет, различные структуры МВД, а также Министерства Чрезвычайных Ситуаций, а также таможня.
В остальных случаях административный арест за нарушение ПДД может быть использован. Однако всегда стоит помнить, что данная мера считается крайней, то есть применяется только в крайнем случае, если иное воздействие на лицо не принесёт желаемого результата или нарушение совершается неоднократно.
Тема 28. Ответственность водителя
Процедура назначения административного ареста начинается с фиксации правонарушения сотрудником ГИБДД и вынесении протокола о нарушении норм ПДД (пп. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).
Это лишь первый этап. Далее процедура назначения административного ареста за нарушение ПДД выглядит следующим образом:
- Дело переходит для последующего рассмотрения (ч. 2 ст. 28.8КоАП РФ). Протокол передаётся в суд сразу. Если же составить протокол на месте совершения нарушения невозможно, то виновное лицо доставляется в соответствующее отделение полиции и процедура проводится там.
- Лицо доставляется в отделение с целью административного задержания. Данный этап не является обязательным, так как процедура имеет смысл лишь в ограниченных случаях (ст. 27.3, ч. 3 ст. 27.5КоАП РФ). Если лицо доставлялось в отделение – данный факт фиксируется отдельным протоколом.
- Дело рассматривается фактически. Суд должен рассмотреть вопрос в период не более суток с момента, как документы были переданы. Если лицо подвергается задержанию, то срок увеличивается до двух суток (пункт 4 статьи 29.6 КоАП).
- Суд выносит постановление, в котором указывается вина конкретного лица, что считается арестованным с этого момента.
После этого начинается стадия фактического исполнения постановления суда, то есть гражданин переводится в место последующей изоляции, которое определяется органами МВД. Как правило, в населённых пунктах имеются специальные изоляторы для виновных в нарушении КоАП РФ. Такие лица не содержатся совместно с обвиняемыми и виновными в уголовных преступлениях.
Процедура применения наказания в виде административного ареста за нарушение ПДД, которая реализуется на практике, указана в статье 32.8 КоАП РФ:
- выносится постановление, в котором указано лицо и его наказание, производится его оглашение, что возможно только в присутствии обвиняемого;
- с момента оглашения гражданин считается арестованным, он передаётся органам внутренних дел;
- представители МВД сопровождают лицо на территорию, где будет производиться его изоляция;
- по окончании срока выносится постановление об окончании административного ареста;
- гражданин уведомляется об окончании срока изоляции за нарушение правил дорожного движения и освобождается, после подписания соответствующей документации.
Также, после освобождения, он вправе возвратить личные вещи, которые хранились органами внутренних дел и были изъяты.
С целью обжалования постановления об административном аресте за нарушение ПДД, рекомендуется выполнить следующие действия:
- Получить текст постановления об административном аресте. Документ может быть передан самому лицу или его законному представителю.
- Подготовить жалобу на постановление.
- Передать документ в тот же судебный орган, что выносил постановление. Тот, в свою очередь, должен направить материалы дела вместе с жалобой в вышестоящий суд в тот же день (пункт 2 статьи 30.2 КоАП РФ), но заявитель вправе направить жалобу сразу в вышестоящий суд. Законодатель устанавливается десятидневный срок для направления жалобы.
- Дождаться рассмотрения жалобы вышестоящим судом. Срок рассмотрения составит сутки с даты её получения соответствующим органом.
Результат рассмотрения заявления на обжалование административного ареста за нарушение ПДД может быть разный: дело может быть оставлено без изменения, направлено на новое слушание, определение может быть отменено. Всё зависит от наличия конкретных обстоятельств и доводов заявителя.
За обжалованием ареста следует немедленное освобождение гражданина. Однако, для лица, которое было привлечено к ответственности, одного освобождения будет недостаточно.
Гражданин вправе, после фактической отмены наказания, обратиться с иском о взыскании расходов и возможных убытков, а также морального вреда (статья 151 ГК РФ – моральный вред, статья 1069 ГК РФ – возмещение за незаконные действия государственных органов). Практика по таким делам не всегда на стороне заявителя, так как нужно будет доказать вину определённого должностного лица, его умысел или халатность, что не всегда представляется возможным. Моральные страдания также должны быть обоснованы.
Скачать образец заявления на обжалование постановления об административном аресте за нарушение ПДД можно здесь.
Может показаться, что подобные дела, которые подразумевают административный арест виновного в нарушении некоторых правил ПДД, достаточно простые, но не всё так очевидно, как кажется на первый взгляд. Имеются свои особенности, которые обязательно нужно учесть:
- Постановление исполняется немедленно, гражданин будет считаться арестованным в этот же момент. Однако, в счёт отбывания наказания также идёт и день совершения правонарушения.
- Наказание не всегда составляет 15 суток изоляции, это лишь максимальный срок. Суд может выбрать и иное количество, в зависимости от обстоятельств дела.
- Административный арест – исключительный метод. На практике она применяется не всегда. Если есть возможность и обстоятельства для применения другой меры, то применяется, например, штраф.
- Административный арест за нарушение ПДД отбывается в соответствии с ФЗ №67 «О порядке отбывания административного ареста». В случае нарушения порядка отбывания, допускается обращение с жалобой, как в Прокуратуру, так и в вышестоящие органы.
- Возбудить дело в применении ареста вправе также служба судебных приставов, в ситуации, когда гражданин неоднократно не оплачивает штрафы за нарушение ПДД.
К административному аресту законодательство позволяет привлечь водителей:
- которые вели машину, не взирая на лишение прав (срок до 15 суток);
- управляли автомобилем находясь в состоянии опьянения и у которых право управлять автотранспортом отсутствует (срок 10-15 суток);
- отказавшихся пройти медицинское освидетельствование на предмет наличия алкоголя или наркотических веществ в организме, при этом у данного водителя отсутствует право управлять транспортом (срок 10-15 суток);
- самовольно покинувших место ДТП (срок 15 суток);
- не уплативших штраф ГИБДД (кроме штрафа с видеофиксатора) (срок 15 суток);
- невыполнение требований сотрудника ГИБДД.
При отказе водителя предъявить документы инспектору ГИБДД, на данный факт может быть составлен протокол об административном правонарушении. Причём, несмотря на возможность штрафной санкции, Российский суд зачастую выносит приговор об аресте.
За несколько неоплаченных штрафов судебный орган часто практикует арест.
Юридическая ответственность военнослужащих
- быть верными Военной присяге, беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию;
- строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;
- дорожить воинской честью, боевой славой и войсковым товариществом;
- совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
- быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;
- соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
Не допускается привлечение к дисциплинарной ответственности:
- в случае отсутствия события дисциплинарного проступка;
- если действие (бездействие) не является противоправным или виновным или совершено вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики;
- повторно за один и тот же дисциплинарный проступок;
- по истечении срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности (1 год со дня совершения проступка);
- в случае отмены или признания утратившим силу закона или иного нормативного правового акта, нарушение положений которого стало основанием привлечения к дисциплинарной ответственности;
- в случае исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы (отчислением с военных сборов или окончанием военных сборов).
За дисциплинарный проступок к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий:
- выговор;
- строгий выговор;
- лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;
- сокращение продолжительности основного отпуска на срок до пяти суток;
- лишение нагрудного знака отличника;
- предупреждение о неполном служебном соответствии;
- снижение в воинской должности;
- снижение в воинском звании на одну ступень;
- снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности;
- досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта;
- отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования;
- отчисление с военных сборов;
- дисциплинарный арест.
Что такое вообще административная ответственность? Это наказание, которое несёт человек за совершённый проступок противообщественного направления.
К ним можно причислить такие деяния:
- Посягательства на государственный (общественный) порядок или имущество.
- Нарушение свобод других граждан.
- Противоправные действия.
- Притязания к установленному управленческому порядку.
- Действие или бездействие, приведшее к нарушению прав населения.
И если за нарушение любого из перечисленных пунктов обычного гражданина привлекут к админответственности с присуждением штрафа, то к несущему службу во ВС будут предприняты другие меры.
Военные лица несут ответственность на основании действующего Дисциплинарного устава ВС РФ, согласно которому общие правила касаются служащего в ВС только при совершении таких проступков:
- нарушение свода правил ДД;
- несоблюдение таможенных требований и существующих правил прохождения контроля на ГГ;
- совершение контрабандных деяний;
- несоблюдение закона о выборах;
- нарушение Налогового кодекса;
- игнорирование выполнения требований госструктур, выполняющих расследования по админнарушению.
За допущение перечисленных действий лицо, находящееся на действующей службе во ВС, может быть наказано следующим образом:
- Получить предупреждение.
- Лицо, не проходящее службу по призыву, может быть оштрафовано.
- Выполнена конфискация орудия или предмета, с помощью которого совершалось правонарушение.
- Совершено выдворение особы за пределы страны. Это касается лиц, которые имеют гражданство иностранного государства или апартидов.
- Лишено специального права и статуса военного.
Иные виды санкций к служащим во ВС РФ применены не будут, поскольку законодательством закреплен именно такой порядок воздействия.
Получая статус военнослужащего, человек вместе с ним обретает иные права, а также и обязательства по сравнению с госслужащими и работающими по обычному трудовому договору людьми. Эти обязанности намного объёмнее, чем у обычного человека.
К особенности админответственности военных относится дистанцирование наказаний от обычного порицания. Установлено оно отдельно, и по статье 2.5 КоАП определено, что привлечение военных наравне с гражданскими лицами невозможно.
Это норма не означает, что служебный мундир дает иммунитет. Наоборот, к военным применяются более жёсткие меры дисциплинарного притязания.
Правила законодательства распространяются на таких особ:
- Контрактников и кадровых офицеров.
- Лиц, проходящих срочную службу.
- Особ, находящихся на сборах.
Для обозначенной категории граждан арест и исправительные работы в качестве наказания рассмотрены быть не могут.
Админпроизводство представляет собой наказание без протокола. К этому можно отнести вынесение предупреждения. Но в случае с воинами ВС РФ оно не применимо, даже при отсутствии возражений с их стороны. Правовой казус в этом случае выражен тем, что законодательством не предусмотрена обязанность должностного лица выяснять статус нарушителя. Но также нет и норм, которые обязывают виновного предъявлять удостоверение, что в свою очередь может быть рассмотрено как злоупотребление.
Степень наказания за совершённые противоправные деяния может быть усилена. Зависит это от наличия отягчающих обстоятельств, которые закреплены в статье 4.3 КоАП и применимы служащим во ВС РФ.
Этими обстоятельствами являются:
- Действия противоправного характера, которые продолжаются после требования уполномоченного лица прекратить их.
- События, произошедшие повторно. Особенно при не истёкшем сроке предыдущего наказания.
- При вовлечении в совершение проступка несовершеннолетнего лица.
- При участии в преступлении группы лиц.
- Если события происходили в условиях ЧС.
- Свершение админправонарушения в состоянии опьянения (не зависимо от источника).
Законом предусмотрены прецеденты, которые влияют на освобождение служащего в ВС РФ от наказания.
Не подлежит к админответственности лицо, несмотря на совершение проступка, если:
- Действие вызвано крайней необходимостью, во избежание нанесения опасности государственному или общественному порядку.
- Деяние происходило для самообороны, в разумных пределах.
- Доказана невменяемость лица, допустившего нарушение.
При малозначительности совершенного админнарушения уполномоченное лицо может освободить нарушителя от админответственности с ограничением лишь устного замечания. В этом случае и к дисциплинарной ответственности военного не привлекают.
Применение законодательства распространяется на всех особ со статусом ВС РФ, независимо от должности и звания.
Административная ответственность за нарушения ПДД РФ
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О статусе военнослужащих» от 1998 года, военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.
За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплиной или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, которые определены общевоинскими уставами.
Командиры не несут дисциплинарной ответственности за правонарушение, совершенные их починенными, за исключением тех случаев, когда командиры скрыли преступление, а также в пределах своей компетенции не принимали необходимых мер по предупреждению и предотвращению указанных правонарушений, привлечению к ответственности виновных лиц
С 1 июля 2002 г. установлен новый порядок привлечения военнослужащих к административной ответственности. Статьей 2.5 КоАП установлено, что военнослужащие несут административную ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. На общих основаниях военнослужащие должны привлекаться к административной ответственности за нарушение:
-законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
— нарушение правил дорожного движения;
— законодательства об охране окружающей природной среды;
— таможенных правил и правил режима Государственной границы РФ;
— режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;
[1]
— административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнения законных требований прокурора, следователя, лица, проводящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
КоАП (ст. 2.5) содержит запрет на применение к военнослужащим только административного ареста, а к военнослужащим, проходящим службу по призыву, также административного штрафа. Остальные виды административного наказания должны применяться к военнослужащим без ограничений
За материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в соответствии с федеральным законом о материальной ответственности военнослужащих.
За невыполнение или ненадлежащие выполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, военнослужащие несут гражданско-правовую ответственность.
По законодательству СССР ответственность военнослужащих за правонарушение делилось на дисциплинарную, материальную и уголовную.
Дисциплинарная ответственность устанавливалась и определялась законом СССР “О всеобщей воинской обязанности” (“Статья 77. За нарушение воинской дисциплины и общественного порядка военнослужащие и призванные на военные сборы военнообязанные несут ответственность в порядке, предусмотренном Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Союза ССР” “Справочник по законодательству для офицеров советской армии и флота”,Военное издательство Министерства обороны СССР, Москва 1977 год. С. 68.) и дисциплинарным уставом вооруженных сил СССР, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 июля 1975 года.
Материальная ответственность военнослужащих устанавливалась законом СССР “О всеобщей воинской обязанности” (“Статья 79. Военнослужащие и призванные на военные сборы военнообязанные за причиненный ими материальный ущерб несут ответственность в порядке, устанавливаемом Президиумом Верховного Совета СССР” Там же. С. 68.), Положением о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству и приказом Министра обороны СССР от 1966 года № 185.
Военнослужащие несли уголовную ответственность на основании закона СССР “О всеобщей воинской обязанности” (“Статья 78. Военнослужащие и призванные на военные сборы военнообязанные за совершенные ими преступления несут уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством” Там же. С. 68.) и в соответствии с основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Верховным Советом СССР 25 декабря 1958 года.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации “О статусе военнослужащих” от 1998 года, военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.
За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплиной или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, которые определены общевоинскими уставами.
Комментируемая статья Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ была изложена в новой редакции. Данная редакция, по сравнению с предыдущей, более конкретно устанавливает, за какие административные правонарушения военнослужащие и приравненные к ним лица несут ответственность на общих основаниях, а за какие — в соответствии со специальными законодательными и подзаконными актами.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с послед. изм.) к военнослужащим относятся:
офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;
офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации;
сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с послед. изм.) воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:
воинский учет;
обязательную подготовку к военной службе;
призыв на военную службу;
прохождение военной службы по призыву;
пребывание в запасе;
призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Что касается иных государственных служащих, перечисленных в комментируемой статье, то особенности привлечения к административной ответственности установлены лишь для тех служащих органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов, которым присвоены специальные звания в соответствии с законодательством о государственной службе.
Постановление Верховного Суда РФ от 27.05.2019 N 59-АД19-2
Особенность ответственности имеющих специальные звания сотрудников органов внутренних дел за административные правонарушения заключается в том, что по общему правилу за совершение административных правонарушений эти лица несут дисциплинарную ответственность, и только в порядке исключения за административные правонарушения, предусмотренные частью 2 статьи 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для них наступает административная ответственность на общих основаниях.
Определение Конституционного Суда РФ от 27.02.2020 N 496-О
1. Гражданин О.Я. Мадатов оспаривает конституционность части 1 статьи 2.5 КоАП Российской Федерации, согласно которой за административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 данной статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.
Постановление Верховного Суда РФ от 04.03.2019 N 208-АД19-1
Особенность ответственности военнослужащих за административные правонарушения заключается в том, что по общему правилу за совершение административных правонарушений военнослужащие несут дисциплинарную ответственность, и только в порядке исключения за административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, для военнослужащих наступает административная ответственность на общих основаниях.
Постановление Верховного Суда РФ от 04.08.2020 N 221-АД20-1
Согласно протоколу об административном правонарушении Гончаров не позднее 15 часов 29 минут 26 июня 2019 г. на территории учебного центра Военной академии Воздушно-космической обороны без назначения врача употребил наркотическое средство, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ, за которое военнослужащие в соответствии с ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ несут дисциплинарную ответственность.
Постановление Верховного Суда РФ от 16.01.2019 N 38-АД18-9
Согласно части 1 статьи 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 данной статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.
Арест для нарушителей ПДД: за что 15 суток?
- Постановление Правительства РФ от 07.04.2021 N 553 «О случае и порядке направления в 2021 году на использование изъятых или конфискованных этилового спирта и спиртосодержащей продукции»
- Постановление Конституционного Суда РФ от 06.04.2021 N 10-П «По делу о проверке конституционности части 4 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданина В.А. Вострикова»
- Федеральный закон от 05.04.2021 N 76-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
- Федеральный закон от 05.04.2021 N 82-ФЗ «О внесении изменения в статью 6.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
- Федеральный закон от 05.04.2021 N 83-ФЗ «О внесении изменения в статью 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
- Федеральный закон от 05.04.2021 N 84-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
- Федеральный закон от 05.04.2021 N 69-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
- Федеральный закон от 05.04.2021 N 71-ФЗ «О внесении изменения в статью 9.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
- Федеральный закон от 05.04.2021 N 58-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ(ред. от 05.04.2021)
Меры дисциплинарной ответственности для различных категорий лиц установлены законом для наказания за отказ от исполнения или за некачественное исполнение трудовых обязанностей. При этом ответственность подразделяется на категории – общую и специальную. В первом случае речь идет о простых гражданах, трудящихся на официальной основе на коммерческих и бюджетных предприятиях. А специальная ответственность наступает в случае с госслужащими и военнослужащими.
Закон предусматривает следующие основания, при которых разрешено применять меры дисциплинарных взысканий в отношении военнослужащих:
- в случае прогула (таковым считается неявка в течение всего рабочего дня или отсутствие на работе на протяжении 4 часов подряд);
- явка на службу в нетрезвом виде (речь идет об алкогольном, наркотическом, токсическом опьянении);
- отказ от исполнения должностных обязанностей, выполнение заданий руководства ненадлежащим образом.
Применять меры дисциплинарного взыскания нельзя, если:
- было доказано, что вины военнослужащего нет;
- имеются обстоятельства непреодолимой силы, из-за чего предотвратить дисциплинарное нарушение было невозможно.
Чтобы определиться с конкретной мерой дисциплинарного взыскания, нужно провести служебное расследование – для его организации можно привлечь третьих лиц и специализированные компании. Если вина военнослужащего доказана, в зависимости от степени вины и величины последствий, может быть применена одна из следующих мер наказания: замечание, выговор или увольнение со службы в запас.
Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 13.07.2020) » Глава III. ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ. ПРОИЗВОДСТВО ПО МАТЕРИАЛАМ О ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРОСТУПКАХ, СОВЕРШЕННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ » Статья 28.3. Обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность военнослужащего
1. Не является дисциплинарным проступком действие (бездействие), совершенное:
во исполнение обязательного для военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, приказа или распоряжения командира;
в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или другого лица, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны. Не являются превышением пределов необходимой обороны: причинение вреда посягающему лицу, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия; защита от посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, если при этом не было допущено умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства; действия обороняющегося лица, если это лицо вследствие неожиданности посягательства не могло объективно оценить степень и характер опасности нападения;
при задержании лица, совершившего преступление, для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер. Превышением мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, признается их явное несоответствие характеру и степени общественной опасности совершенного задерживаемым лицом преступления и обстоятельствам задержания, когда лицу без необходимости причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред;
в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, либо другого лица, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости. Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред, равный или более значительный, чем предотвращенный;
при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели. Риск признается обоснованным, если указанная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями (бездействием) и военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, допустивший риск, предпринял достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым законом интересам. Риск не признается обоснованным, если он заведомо был сопряжен с угрозой для жизни многих людей, с угрозой экологической катастрофы или общественного бедствия;
в результате физического принуждения, если вследствие такого принуждения военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, не мог руководить своими действиями (бездействием). Вопрос о дисциплинарной ответственности за причинение вреда охраняемым законом интересам в результате психического принуждения, а также в результате физического принуждения, вследствие которого лицо сохранило возможность руководить своими действиями (бездействием), решается с учетом положений абзаца пятого настоящего пункта.
2. Не допускается привлечение военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности:
в случае отсутствия события дисциплинарного проступка;
если его действие (бездействие) не является противоправным или виновным, в том числе по основаниям, установленным пунктом 1 настоящей статьи, или совершено вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики;
повторно за один и тот же дисциплинарный проступок;
по истечении срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности, установленного пунктом 8 статьи 28.2 настоящего Федерального закона;
в случае отмены или признания утратившим силу федерального закона либо его положения, предусматривающего дисциплинарную ответственность военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, за совершенное противоправное действие (бездействие), либо положения федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации, которое военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, было нарушено;
в случае исключения его из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы (отчислением с военных сборов или окончанием военных сборов).
На сегодняшний день применить меры дисциплинарного взыскания в отношении военных лиц разрешено только в 3 случаях, а которых речь шла выше. В случае с невыполнением и ненадлежащим выполнением трудовых функций, в первую очередь проводится расследование обстоятельств проступка, а уже потом назначается мера ответственности.
Прежде чем наказать военнослужащего за прогул, необходимо дать ему возможность объяснить причину пропуска работы. Если военный располагает какими-либо оправдательными документами, и у него имеется уважительная причина для отсутствия на работе, мера наказания не может быть применена.
Появление на службе в нетрезвом виде не требует объяснений – причины такого поведения не важны, как и степень опьянения. В такой ситуации привлечь военнослужащего к ответственности необходимо. В любом случае, потребуется сперва доказать факт опьянения (медицинское освидетельствование), заручиться показаниями свидетелей и т.д. Все доказательства необходимо оформить документально.
Ответственность военнослужащих за нарушение правил дорожного движения
Вопрос №1: Всегда ли можно привлечь к дисциплинарной ответственности военнослужащего, прогулявшего 4 часа службы подряд?
Ответ: Не всегда. К примеру, если военнослужащий попал в ДТП, если имело место стихийное бедствие, если имеются доказательства пожара или затопления жилого помещения, а также экстренной поездки в поликлинику, привлечь к ответственности нельзя.
Вопрос №2: Можно ли привлечь военнослужащего к ответственности, если он прогулял день работы и привел свидетеля, готового подтвердить, что прогул совершен по уважительной причине?
Ответ: Привлечь к ответственности можно, если нет документальных доказательств того, что у военнослужащего имелись уважительные причины для отсутствия на рабочем месте. Показания свидетелей не могут быть приняты за доказательство.
Оцените качество статьи. Нам важно ваше мнение:
Все кто проходил военную службу, наверняка помнят такое понятие как «Дисциплинарная ответственность». И уж точно никогда не забудут моменты, когда объявление, наложение, применение, или как ещё будет угодно для великих военных вождей, дисциплинарных взысканий было необоснованным, просто по причине личных антипатий или желания «насолить» неугодному подчинённому.
Да простят меня истинные отцы-командиры, которые действительно заботятся и радеют за подчинённых, но это действительно так.
В первую очередь нужно понимать, что дисциплинарная ответственность военнослужащих это мера по воздействию на военнослужащего с целью его наказания, воспитания, приучения к дисциплине, влияния на личный состав и т.д.
Дисциплинарная ответственность военнослужащих устанавливается Федеральным законом «О статусе военнослужащих», а также Дисциплинарным уставом Вооружённых Сил Российской Федерации. В нормативных актах указаны все правила, особенности, порядок применения дисциплинарных взысканий, а также их виды. Ничего иного не предусмотрено. Если вдруг кто-то из командиров решит применить выдуманный вид взыскания или основание для его применения, то он сильно рискует быть привлечённым к уголовной ответственности за превышение должностных полномочий.
Военнослужащие независимо от воинского звания и воинской должности равны перед законом и могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного ими правонарушения в следствие нарушения установленных требований безопасности.
Наиболее часто уголовная ответственность наступает в следствие нарушения правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих(ст. 349 УК РФ) и нарушения правил вождения или эксплуатации машин (ст. 350 УК РФ).
nik259002, почти полностью законно.
Вы же не обжаловали сам приказ НПУ у вышестоящего должностного лица и не попытались отменить его в Суде, значит приказ вполне себе законный.
Раз приказ законный — извольте выполнять.
Еще раз вчитайтесь в бланк контракта, в дополнения к контракту, другие доки — Кодекс этики, Принципы, ограничения и запреты.
OLEG D. добавил(а) 11.08.2012 в 17:59
второй вопрос, где написано что военнослужащий обязан докладывать вышестоящему начальству о том что он нарушил ПДД. |
См. устав внутренней службы.
OLEG D. добавил(а) 11.08.2012 в 18:12
При недокладе военнослужащего можно «пожурить» за неисполнение статьи 19
19. Военнослужащий обязан уважать честь и достоинство других военнослужащих, выручать их из опасности, помогать им словом и делом, удерживать от недостойных поступков, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательства, содействовать командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины. Он должен соблюдать правила воинской вежливости, поведения, выполнения воинского приветствия, ношения военной формы одежды и знаков различия. Обо всех случаях, которые могут повлиять на исполнение военнослужащим его обязанностей, а также о сделанных ему замечаниях он обязан докладывать своему непосредственному начальнику |
раз приказ не оспорен, не обжалова и не отменен, значит законен.
это не прихоть и не вольнодумство НПУ, это прямое, почти дословное, выполнение приходящих МСК указаний по профилактике ДТП.
OLEG D. добавил(а) 11.08.2012 в 18:25
могут еще наказать за нарушения правил и мер безопасности, отять же всё согласно УВС.