Фиксация нарушений ПДД сотрудниками ГИБДД

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Фиксация нарушений ПДД сотрудниками ГИБДД». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Несмотря на то, что инспектор обязан предъявить водителю доказательства нарушения, он вовсе не обязан обосновывать их. Как бы парадоксально это не звучало, но это так. Презумпция невиновности КоАП РФ в части нарушений ПДД не действует. Водитель вправе обжаловать постановление о привлечении к административной ответственности в течение 10 суток, вот только доказывать свою невиновность придется самостоятельно в судебном порядке. Данная категория дел не облагается государственной пошлиной.

Так, в Определении Конституционного Суда РФ от 22.03.2011 № 391-О-О суд подробнейшим образом разъяснил особый порядок доказывания предполагаемым нарушителем ПДД своей невиновности.

При этом стоит учитывать тот факт, что во всех случаях ограничения прав и свобод водителя сотрудник ГИБДД обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности. Данное правило установлено Приказом МВД России от 02.03.2009 № 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения».

Иногда фиксация нарушений правил ПДД происходит с помощью видео или фотосъемки, которые направляются в отделение ГИБДД, где уже по предоставленным материалам выносится постановление об административном нарушении в отсутствии водителя. В том случае, если водитель получил постановление о привлечении к административной ответственности с вложенными доказательствами фото или видеофиксации по почте, следует обратить внимание на дату, когда было совершено правонарушение. Если за рулем принадлежащего водителю автомобиля и зафиксированного на фото или видеофиксаторе в момент нарушения правил ПДД находилось другое лицо, то следует обратиться с исковым заявлением в суд об оспаривании вынесенного постановления об административном правонарушении. Для этого водителю необходимо обеспечить в суд явку нарушителя ПДД, который может подтвердить его доводы.

Если водитель не хочет подставлять нарушителя, то можете, не беспокоится, так как срок давности привлечения к административной ответственности составляет 3 месяца (за исключением ст. 12.8,12.24, 12.26, 12.27, 12.30 КоАП РФ — тут срок давности 1 год).

Зачастую инспекторы ДПС сами нарушают федеральное законодательство, отказывая водителю в предъявлении доказательств, находящихся в материалах дела об административном правонарушении. В таких случаях не стоит поддаваться эмоциям, а просто укажите в протоколе, что Вы не согласны с вменяемым вам нарушением, заберите копию и направляйтесь в суд с исковым заявлением.

Если нарушение зафиксировано на фото или видеорегистратор, сотрудник ДПС обязан указать в протоколе, что нарушение фиксировалось при помощи технических средств видеорегистрации нарушений, обязательно указать название устройства, его номер и срок действия поверки по свидетельству, которое он также обязан показать водителю для сверки. Если же инспектор ГИБДД уклоняется от данных действий, то данное обстоятельство обязательно необходимо зафиксировать в протоколе.

Учитывая, что регламент № 185 в п. 24 и п. 25 разрешает как водителю, так и сотруднику ГИБДД записывать разговор, при непредоставлении доказательств по требованию водителя, особенно если упоминалась видеосъемка, разговор может быть закончен.

Если водитель отказался от подписи в протоколе, так как не предоставили доказательства сотрудники ГИБДД, то такое действие в суде будет воспринято как признак виновности водителя. Лучше подписать протокол, но указать, что водитель не согласен с указанным правонарушением.

В случае, если в процессе разговора с инспектором ГИБДД водитель предполагает, что причина остановки является незаконной, следует напомнить сотруднику ДПС об его ответственности согласно ст. 12.35 КоАП РФ.

Доказывание — это самое сложное действие в судебном заседании, которое человеку, не имеющему юридического образования, в большинстве случаев не под силу. Но при этом стоить помнить, что четкое знание закона поможет при остановке транспортного средства не только грамотно действовать при общении с сотрудником ГИБДД, но и указывать на нарушения с его стороны для оспаривания вынесенного решения об административном правонарушении. Если у вас возникла похожая ситуация, незамедлительно обратитесь к автоюристу, который поможет урегулировать конфликтную ситуацию и поможет отстоять ваши законные интересы в суде. Наши специалисты готовы прийти к вам на помощь. Заполните форму обратной связи или обратитесь по указанным на нашем сайте телефонам.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует.

Пройдите опрос

Когда инспектор ГИБДД останавливает автомобиль и намеревается прибегнуть к помощи видеосъемки, он обязан уведомить об этом водителя. Такая норма прописана в пункте 38 Административного регламента. Причем сообщить о ведении записи он должен и всех других участников возникшей ситуации. Если на месте присутствуют понятые, они тоже должны быть уведомлены.

Еще до начала съемки сотрудник должен объявить, что именно он собирается делать: фотографировать или производить видеозапись. Также он обязан дать информацию о марках и моделях средств, на которые производится запись. Например, iPhone6 или видеокамера Sony FDR-AX700. В случае, если инспектор молча начинает делать съемку, ничего не сказав водителю, тот вправе потребовать от него соблюдения регламента данной процедуры, опираясь на указанную норму закона.

Сотрудник ГИБДД не обязан предъявлять водителю сделанную им видеозапись. Такой нормы в законе нет. Однако в случае необходимости, попросить его об этом можно. Зачастую инспектор сам настаивает на ее просмотре водителем, дабы убедить его в совершенном правонарушении.

После того, как запись закончена, сотрудник ДПС должен приобщить видео к протоколу или акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Оно должно быть переписано на диск и запаковывается в конверт с соответствующей пометкой.

Важным обстоятельством при проведении видеосъемки инспектором ДПС является ее непрерывность. Если сотрудник начинает делать запись, то каждое действие нужно снимать до конца.

Когда госавтоинспектор делает паузы в записи или завершает одну съемку и начинает записывать другой файл, водитель вправе сделать соответствующее замечание прямо в протоколе. Вплоть до того, что написать об этом ручкой во время подписи протокола.

В дальнейшем он может апеллировать к данному обстоятельству в суде, настаивая на признании видеозаписи ненадлежащим доказательством. Суть в том, что если на записи есть признаки монтажа или она не полная, на ней нет какие-либо важных нюансов, суд не может принять ее как полноценное доказательство.

Кроме того, нужно помнить, что водитель сам имеет полное право производить видеосъемку при условии, что он не препятствует законным действиям сотрудников ГИБДД.

Из вышесказанного следует, что для съемки дорожного инцидента у работников Госавтоинспекции имеются все основания. Снимать они могут как на специальную аппаратуру, так и на мобильные телефоны. Это же право есть и у автовладельцев. Поэтому в случае, если инспекторы остановили вас и начали съемку, отнестись к этому следует спокойно. Если хочется, то можно начать снимать в ответ. Главное быть вежливым и уверенным в своих правах.

По законодательству каждый водитель обязан иметь при себе определенный перечень документов и по требованию предъявлять для проверки. Речь идет о следующих:

  • удостоверение водителя соответствующей категории;
  • регистрационные документы на транспортное средство, если есть прицеп, то и на него;
  • полис обязательного страхования гражданской ответственности.

Инспекторам хотелось бы, чтобы водители всегда предоставляли для проверки интересующие их документы, но вот по закону выполнять подобное требование автомобилисты имеют право, только если для остановки их транспортного средства были основания. Именно поэтому многих интересует ответ на вопрос, должен ли инспектор ГИБДД предоставлять видеозапись нарушения.

По приказу МВД №185 основанием для остановки могут быть признаки нарушений правил дорожного движения, установленные визуальным способом или с использованием технических средств.

Из этого следует, что, если инспектор увидел, что автомобиль выехал на встречку, он останавливает его, и просит водителя предъявить документы, тот в ответ должен предоставить их.

Внимание! Если вас остановили без причины, то вы имеете права не предъявлять документы. Но! Требуются доказательства того, что остановка незаконна. В противном случае вы будете привлечены к ответственности по статье 19.3 Кодекса об административных правонарушениях.

Если вы четко не знаете, обязан ли инспектор ДПС предъявлять видео о нарушениях, не нужно рисковать и нарушать закон.

Если ему не повиноваться, можно быть привлеченным к ответственности и понести наказание в виде наложения штрафа в пределах 500-1000 рублей, а также ареста до 15 суток.

В большинстве случаев инспекторы стараются применить максимально строгое наказание по отношению к водителю, безосновательно не согласившегося предоставить для проверки удостоверение, регистрационный документ и страховой полис.

Если вам поступило предложение пройти в автомобиль ДПС с целью составления протокола, вы также можете отказаться и не согласиться в предъявляемыми обвинениями.

Что касается того, должен ли инспектор ДПС предъявлять доказательства нарушения, то по закону автомобилист имеет право потребовать их. Но данная ситуация неоднозначна.

До того момента, как инспектор не начал составлять протокол об административном нарушении, а также до возбуждения дела, требование со стороны водителя ознакомить его с материалами по делу является безосновательным.

Как инспектор ДПС должен доказать ваше нарушение? Перед тем, как ответить на вопрос, хотелось бы отметить, что презумпция невиновности в данном случае не действует.

Должен ли инспектор ДПС предъявлять доказательства нарушения?

Согласно действующему законодательству, а в частности, ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ, инспектор ГИБДД, остановивший водителя за нарушение правил ПДД и составивший соответствующий протокол о таком нарушении, обязан ознакомить со всеми материалами дела водителя остановленного транспортного средства.

Стоит учесть тот факт, что инспектор ГИБДД до момента возбуждения дела об административном правонарушении может только указать, на каком основании было остановлено транспортное средство, а предоставлять доказательства в данном случае не обязан.

Лишь после того, как административное дело будет возбуждено, ознакомление водителя с его правами и материалами дела входит в прямую обязанность сотрудника инспекции.

Доказательства являются неотъемлемой частью дела об административном правонарушении, поэтому при первом требовании сотрудник ГИБДД, составивший протокол, обязан их предоставить водителю.

Согласно административной процедуры, как только на гражданина начали составлять протокол, он получает право, на основании 25.

1 КоАП, «знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства» и т. п. static.mvd.

ru Кроме того, административный регламент требует от инспектора разъяснить водителю-нарушителю суть его прегрешения перед ПДД и КоАП.

Однако нигде, ни в одном законе или подзаконном акте не сказано, что дпсник обязан предъявить водителю видеозапись его нарушения. Тем более, что другая статья КоАП, — 26.

1 — говорит, что по административному делу доказательствами могут служить любые фактические данные, на основании которых устанавливается вина водителя.

И правда: кому охота оформлять кипы протоколов на 500—1000 рублей, когда пара-тройка сговорчивых «встречников» в течение каждой смены позволяет прекрасно себя чувствовать не только членам патруля, но и их начальнику, и начальнику начальника? Так или иначе, но все большее распространение служебных камер видеофиксации среди широких масс сотрудников ГИБДД на местах приучило водителей, что любое нарушение ПДД обязательно должно быть зафиксировано на видео. И даже если запись существует, но полицейский ее по каким-то причинам не показывает, то нарушения ПДД как бы и не было, а значит постановление об административном наказании можно будет успешно обжаловать. На самом деле это не так.

Закон 2019 года чётко предписывает, что любое лицо является невиновным, пока его вина не доказана. Это распространяется и на уголовное право, и на административны нарушения.

Казалось бы, ответ на вопрос, что делать, если у сотрудника ГИБДД нет фото и видеоматериалов в качестве доказательств нарушения, но тем не менее, он вменяет штраф или грозится лишением прав, достаточно прост: нет доказательств, нет и дела! Но не так всё просто, и есть в этом вопросе ряд тонкостей.

На дорогах России в 2019 году фактическое отсутствие фото или видеозаписи нарушения у инспектора ДПС практикуется довольно часто. Чаще всего фигурируют такие нарушения и привлечения по ним:

  • штраф за непропуск пешехода, где у инспектора нет ни фото-/видеозаписи нарушения, ни показаний самого пешехода, ни свидетельских показаний,
  • лишение прав за пересечение сплошной – причём, речь идёт не только об обгоне через сплошную без подтверждения видеозаписью, но и выезде автолюбителя с перекрёстка, когда тот задевает сплошную,
  • штраф за ремень также с отсутствием доказательства нарушения,
  • проезд на красный (в ряде случаев предусматривает в том числе лишение права управления),
  • и даже превышение скорости без фиксации специальным радаром.

Вот мы и подошли к главному ответу на наш вопрос о неимении доказательств в виде фотофиксации или видеозаписи нарушения водителем у сотрудника ГИБДД – насколько это законно?

Инспектор не обязан показывать видео нарушения. Такой обязанности просто нигде в законе прямо не прописано. В данной ситуации есть водитель – лицо в отношении которого инспектор ведёт дело, и рассматривающий дело – непосредственно сам инспектор.

Если нарушение подпадает под лишение прав, то сотрудник ДПС уполномочен только возбудить дело протоколом, а рассматривать такое дело может только суд, куда инспектор и передаёт составленный протокол и при необходимости другие бумаги, указав в них все обстоятельства нарушения.

И в обязанности инспектора входит в том числе приобщить к делу доказательства нарушения – записать в протоколе об их наличии. В постановлении он может ничего не писать.

Но, если водитель не согласен с вменяемым ему нарушением, то протокол должен составляться в обязательном порядке (ч.2 ст. 28.6 КоАП), где и может (но не обязательно) указываться наличие доказательств.

При этом, водителю в протоколе обязательно нужно указать: «С вменяемым мне нарушением не согласен, требуется помощь защитника». Это существенно поможет при обжаловании.

Если в материалах дела доказательства не фигурируют, то судья или рассматривающее дело высшее должностное лицо всё же чаще принимают принесённые инспектором на слушание дела или на разбор доказательства в виде фото или видеозаписи нарушения (ч.1 ст. 26.2 КоАП).

Но вот водителю предъявлять и показывать по его требованию фото или видео нарушения инспектор не обязан и в таком требовании может отказать.

При этом, это вовсе не значит, что видео или фотодоказательств у него нет, просто для дальнейшего разбора, вероятно, запись будет обрезана, чтобы выдать только нужные и удобные инспектору фрагменты.

Имеют ли право сотрудники ДПС снимать вас на камеру или телефон

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Правовые отношения между автомобилистом и инспектором точно регламентируются законом. Закон гласит, что требовать документы при останове инспектор может только на стационарном посту. Во всех остальных случаях водитель имеет право отказать в подобном требовании. Кроме того, есть ряд случаев, в которых должностное лицо внутренних органов вообще обладает правом останавливать ТС.

Важно понимать, что являет собой стационарный пункт ГИБДД – это место, где наряд несет службу. На нем должно быть оборудовано служебное помещение, оно должно иметь техническое оснащение, специальные средства для определения правонарушения. Также на стационарном пункте имеются инженерные и другие сооружения, за каждым из них закрепляется зона ответственности.

Как уже упоминалось, есть только некоторые причины, согласно с законом, по которых инспектор ГИБДД имеет право останавливать автотранспорт и, естественно, требовать при этом предъявить документы для проверки. Если инспектор вас остановил, то обязан озвучить одну из таких причин.

  1. Визуальное определение или фиксирование нарушений ПДД. В последнем случае должно имеется подтверждение его с применением спецтехнических средств.
  2. Когда инспектор имеет ориентировку, данные от дежурного инспектора и т.д. Эта информация может касаться причастности водителей/пассажиров к совершению противоправных действий как на дороге, так и вне ее.
  3. Если сотрудник ГИБДД имеет данные относительно использования автотранспорта в любых незаконных действиях. В случае наличия предположений, что автомобиль находится в розыске.
  4. Если требуется осуществить опрос водителя/пассажиров, в случае, когда они могут знать некоторые обстоятельства любого нарушения ПДД или других правонарушений, либо они были их очевидцами.
  5. Если есть необходимость привлечь водителя/пассажиров в качестве понятых.
  6. В случае необходимости исполнения распорядительных и регулировочных действий. К примеру, проезд воспрещен, перекрыта дорога, проезд дальше опасен, так как существует угроза обвала и т.д.
  7. В случае возникновения у инспектора необходимости воспользоваться ТС. Например, есть необходимость доставки раненого, а автомобиль инспектора сломался. Если необходимо совершать погоню за преступником, а авто полиции неисправно (в этом случае водителем собственной машины остаетесь вы, но обязаны исполнять указания инспекторов относительно того, куда и как ехать).
  8. В случае необходимости привлечения водителя для предоставления помощи другим участникам дорожного движения, инспекторам ГИБДД.
  9. Когда проводятся спецрейды для проверки водителей, пассажиров, грузов. Например – это может быть незаконное использование оружия водителями, перевозка опасного груза и т.д.
  10. Проверка документов, которые обязаны быть у водителя в обязательном порядке, их перечень указаны выше. Осуществлять подобную проверку можно только на стационарных пунктах.

Никаких других причин быть не может, но тут есть свои нюансы, ведь инспекторы могут прикрываться какой-либо причиной, даже если таковой на самом деле нет. Так, например, под поводом проведения рейда, или, быть может, вы для инспектора очень похожи на какого-то правонарушителя – вариантов масса.

Если вас интересует, может ли инспектор ГИБДД определить нарушение с первого взгляда, то ответ тут однозначен – да. Так как пересечение сплошной линии, остановку под запрещающим знаком или проезд под «кирпичом», виляние по дороге можно без проблем определить и вполне обосновано остановить для выписки штрафа, проверки документов либо выяснения обстоятельств неадекватного поведения на дороге.

Часто причиной остановки инспекторы указывают не пристегнутый ремень. Потому вполне резонно возникает вопрос: может ли инспектор ГИБДД визуально определить нарушение ремень? Тут дело обстоит несколько по-другому: ведь даже если он и заметил, что вы или ваш пассажир не пристегнуты, требуется в обязательном порядке фото или видео фиксация данного факта.

Инспектор ДПС увидел/снял на видео нарушение, но не остановил – что будет?

Действительно, в прежнем Административном регламенте было закреплено право водителя снимать на видео общение с работниками ДПС, а также право использовать для фиксации разговора звукозаписывающие устройства, причем инспектор был не вправе препятствовать этому. Инспектор ДПС также имел право снимать на видео или производить аудиозапись (п. п. 24, 25 старого Регламента, утвержденного Приказом № 185).

Что изменилось с введением в действие нового Административного регламента? Да по сути ничего, просто пункт, который прямо закреплял названные права водителя, не нашел место в новом Регламенте. Однако от этого право водителя фиксировать действия блюстителей правопорядка в области дорожного движения никуда не исчезло.

В первую очередь, чтобы разобраться, можно ли снимать на видео действия сотрудника ГИБДД или записывать разговор с инспектором на диктофон, следует понять, что такое Приказ МВД России от 23.08.2017 № 664, которым утвержден Административный регламент.

Приказ этот не что иное, как ведомственный подзаконный акт, проще говоря, внутренний документ ГАИ, которым установлены правила поведения для работников ГИБДД в той или иной ситуации при исполнении ими государственной функции, вытекающей из его названия. По большому счету он не имеет прямого отношения к водителям.

Термин «подзаконный» говорит сам за себя. Это означает, что данный акт по своей юридической силе стоит ниже федеральных законов (под законами), принимается в соответствии с законами и не должен им противоречить. Если какие-то правоотношения, урегулированные в федеральном законе, не нашли своего отражения в вытекающем из него подзаконном акте, то применяются положения закона.

Таким образом, если право водителя фиксировать общение с работниками ДПС с помощью видео- и звукозаписывающих устройств не закреплено в Приказе МВД России от 23.08.2017 года № 664, то это вовсе не означает, что такого права водители лишились. Чтобы развеять сомнения, что право снимать на видео сотрудников ДПС ГИБДД никуда не исчезло, достаточно обратиться к нормативно правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Действующее законодательство не содержит запрета производить видеосъемку при общении с сотрудником ГИБДД. Напротив, видеофиксация водителем действий служителей правопорядка, в том числе в области безопасности дорожного движения допускается законодательством.

Так часть 2 ст. 4 Конституции РФ сказано, что Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

В части 4 ст. 29 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации сказано, какими нормативными актами и в каких случаях могут ограничиваться права и свободы человека и гражданина. Такое ограничение возможно федеральным законом. Однако ограничение это может быть установлено только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Например, конституционные права гражданина могут быть ограничены Федеральными конституционными законами о военном или чрезвычайном положении, федеральными законами «О государственной тайне», «Об оперативно-розыскной деятельности» и некоторыми другими.

Административный регламент утвержден в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции». Об этом прямо говориться в самом Приказе МВД России от 23.08.2017 года № 664.

Частью 1 статьи 8 Закона «О полиции» предусмотрено, что деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

В случае существующего запрета на использование видео- и звукозаписывающей аппаратуры сотрудник полиции в соответствии со статьей 5 Федерального закона «О полиции» должен разъяснить причину и основания этого запрета с указанием соответствующего нормативного правового акта.

Из приведенных правовых норм следует, что право водителя снимать на видео действия сотрудников ГИБДД никуда не исчезло, несмотря на то, что такая норма в ныне действующем Регламенте отсутствует.

В том случае, если сотрудник ГАИ препятствует видеосъемке, при этом не может разъяснить причину и основания запрета, не может указать, каким нормативно правовым актом установлен такой запрет, его требование прекратить видеофиксацию является незаконным. В этом случае лицо, которое, несмотря на такое требование сотрудника ГИБДД, снимает последнего на видео, не может быть привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ (неповиновение ЗАКОННОМУ требованию сотрудника полиции).

Пока писал настоящую статью, на сайте ГИБДД появилось разъяснение ГАИ от 20 октября 2017 года некоторых спорных положений нового Административного регламента.

Привожу из него цитату, относящуюся к праву снимать сотрудника ДПС ГИБДД, и отсутствию права инспектора препятствовать этому.

Госавтоинспекция поясняет: инспектор не имеет права препятствовать видеозаписи.

Ограничение такого права возможно в рамках осуществления охранных либо оперативно-розыскных мероприятий, рассмотрения дела об административном правонарушении, а также в целях защиты государственной и иной охраняемой законом тайны, защиты прав граждан, общественных объединений и организаций.

Например, если водитель снимает на телефон место ДТП и мешает при этом инспектору, тот может потребовать прекратить съемку. Либо в регионе введен режим контртеррористической операции, в этом случае сотрудник ДПС должен проинформировать об этом водителя и попросить выключить камеру.

Сам инспектор также имеет право вести съемку, причем не только на служебный видеорегистратор, но и на собственный мобильный телефон.

Как теперь понятно из приведенных норм законодательства и разъяснений инспекции, снимать на видео сотрудников ГАИ можно, если нет законодательно установленного запрета.

Новый дорожный знак может устанавливаться так же, как и табличка “Фотовидеофиксация”. При этом власти каждого региона самостоятельно решат, как именно ставить новые знаки и стоит ли оставлять старые таблички.

ЦОДД в Москве принял решение убрать все таблички “Фотовидеофиксации” до 1 сентября 2021 года. Новый знак будет установлен на всех въездах в город.

Может ли инспектор ГИБДД визуально определить нарушение

На отечественных дорогах часто встречаются автоинспекторы, который пренебрегает использованием оборудования для проведения фото или видеофиксации нарушения ПДД. И это не мешает таким полицейским привлекать к ответственности автолюбителей, особенно по следующим нарушениям:

  1. Непредоставление преимущества пешеходам. При составлении протокола у инспектора ГИБДД очень часто отсутствуют видео или фотоподтверждения, показания очевидцев или непосредственно пешехода.
  2. Пересечение сплошной линии дорожной разметки. Это правонарушение часто фиксируется сотрудниками ГИБДД и при обгоне, и в момент, когда водитель выезжает с перекрёстка и задевает сплошную линию.
  3. Непристегнутый ремень.
  4. Проезд на запрещающий сигнал светофора. Такое нарушение может караться лишением водительского удостоверения.

Из определения понятия «презумпция невиновности» можно сделать логичный вывод о том, только визуальная фиксация нарушения правил инспектором ГИБДД без использования специальных средств, а также остановка водителя и последующее составление протокола либо оформление штрафа — это незаконно, так как никаких доказательств нарушения у инспектора нет.

Чем больше идёт распространение и внедрение технических средств фото и видеофиксации тем больше автовладельцы приучаются к тому, что каждое их нарушение в обязательном порядке будет зафиксировано.

Многие водители придерживаются мнения, что при наличии записи, но отказе автоинспектора предоставить её для просмотра, никакого нарушения не было. Соответственно, инспектор ГИБДД не имеет права составлять постановление о наложении административного взыскания.

Такое мнение является ошибочным. Согласно правилам проведения административной процедуры и статьи 25.1 КоАП, с того момента, когда автоинспектор начал составлять на водителя протокол, последнему предоставляется право ознакомиться со всеми материалами, предоставить объяснение и доказательства своей невиновности.

Помимо этого, административным регламентом предусмотрено разъяснение водителю автоинспектором сути нарушения ПДД. Однако ни один законодательный акт не закрепляет то, что сотрудник ДПС обязан показать водителю фото или видеозапись нарушения.

Кроме того в административном кодексе есть статья под номером 26.1. В ней говорится, что при рассмотрении административного дела в качестве доказательств нарушения ПДД могут быть использованы любые фактические данные, которые станут основанием для установления вины водителя. То есть сотрудник ДПС имеет право доказать нарушение со стороны водителя своими показаниями или показаниями свидетелей, а не только видео с камеры.

Если разбирательство дойдет до суда, тогда автолюбителя имеют полное право ознакомиться с материалами дела. А вот на месте, при составлении протокола, сотрудник ДПС может ему отказать и не показать видео с места нарушения.

В случае, когда санкции за нарушение предусматривают лишение водительского удостоверения, тогда в обязанности инспектора ГИБДД входит лишь оформление протокола. Рассмотрением таких дел занимается только суд, куда автоинспектор предоставляет составленную документацию, содержащую обстоятельства нарушения.

К списку документов инспектор ДПС должен приобщить доказательства вины или сделать пометку об их наличии в протоколе. Если водитель не согласен с нарушением, тогда он должен указать это в протоколе, который должен обязательно составляться согласно части 2 ст. 28.6 КоАП РФ. Такие действия существенно помогут во время обжалования.

Вообще, у автолюбителя есть возможность обжаловать абсолютно любое постановление в установленные сроки. Однако не в любой ситуации подобные действия могут увенчаться успехом. Всё зависит от причины обжалования. Говоря о незаконности составления постановление инспектором ДПС, увы, обжаловать такие действия очень сложно.

Безусловно, на стороне водителя презумпция невиновности. Однако каждый полицейский давал присягу. Вроде бы связь между этими двумя понятиями отсутствует. Но при рассмотрении дела в судебной инстанции основным доказательством вины водителя считается составленный полицейским протокол, как бы абсурдно это ни звучало.

Поэтому при вынесении решения суд руководствуется следующим основанием: не доверять сотруднику ГИБДД нельзя, так как он давал присягу. Соответственно, обмануть он не может. В профессиональных судейских кругах такое основание уже получило собственную аббревиатуру – нет основания не доверять сотруднику полиции.

В этой ситуации всё будет аналогично рассмотренным выше действиям. Получается, что и выписать штраф, и лишить водительского удостоверения могут при отсутствии фото или видеоподтверждения нарушения.

При этом разговор идёт не только о нарушении административной процедуры при освидетельствовании на наличие алкогольного или наркотического опьянения, за которую и предусмотрено лишение прав, но и о нарушении при отказе от прохождения освидетельствования. В каждом из указанных случаев предусматривается обязательная видеофиксация процедуры.

К сожалению, то же можно сказать и о вероятном лишении водителя права на управление транспортными средствами за пересечение сплошной линии разметки, за сокрытие и видоизменение регистрационных номеров на автомобиле и за иные нарушения.

Должен ли инспектор ДПС показывать видеозапись нарушения?

  • Рассчитать транспортный налог
  • Рассчитать ОСАГО
  • Рассчитать КАСКО
  • Рассчитать автокредит
  • Рассчитать расхода топлива
  • Калькулятор растаможки авто

Остановка автомобиля инспектором ДПС возможна только при наличии определенных оснований, которые указаны в пункте 84 Административного регламента МВД от 23.08.2017 г., Приказ №664.

Сотрудник ГИБДД имеет право останавливать автомобиль, если на то имеются основания.

Рекомендация: скачайте, распечатайте и сохраните в бардачке автомобиля актуальный перечень региональных телефонов дежурных частей ГИБДД и телефонов доверия по вопросам нарушения соблюдения законодательства сотрудниками.

Такая «шпаргалка» может не раз выручить участника дорожного движения, попавшего к неквалифицированному сотруднику. Также распечатайте и положите в бардачок Административный регламент МВД.

Будьте спокойны и вежливы во время общения с инспектором ДПС. Не позволяйте ему запугивать Вас. Отстаивайте свою правоту, пользуйтесь своими правами.

Спорьте до последнего, позвольте себе оперировать понятиями из ПДД, даже если Вы не помните все формулировки наизусть (некоторые инспекторы их тоже наизусть не помнят).

Защищайте свои права, но не перегибайте палку и, разумеется, не нарушайте ПДД.

Каждый автомобилист в своей жизни на дороге наверняка сталкивался с необходимостью остановки транспортного средства инспекторами ГИБДД. Все отношения между двумя сторонами регулирует отечественное законодательство, но часто бывает так, что инспекторы трактуют закон по-своему и абсолютно безосновательно останавливают автомобили. Для того, чтобы избежать подобного злоупотребления полномочиями, важно знать законы и понимать свои права и обязанности.

Правовые отношения между автомобилистом и инспектором точно регламентируются законом. Закон гласит, что требовать документы при останове инспектор может только на стационарном посту. Во всех остальных случаях водитель имеет право отказать в подобном требовании. Кроме того, есть ряд случаев, в которых должностное лицо внутренних органов вообще обладает правом останавливать ТС.

Как уже упоминалось, есть только некоторые причины, согласно с законом, по которых инспектор ГИБДД имеет право останавливать автотранспорт и, естественно, требовать при этом предъявить документы для проверки. Если инспектор вас остановил, то обязан озвучить одну из таких причин.

  1. Визуальное определение или фиксирование нарушений ПДД. В последнем случае должно имеется подтверждение его с применением спецтехнических средств.
  2. Когда инспектор имеет ориентировку, данные от дежурного инспектора и т.д. Эта информация может касаться причастности водителей/пассажиров к совершению противоправных действий как на дороге, так и вне ее.
  3. Если сотрудник ГИБДД имеет данные относительно использования автотранспорта в любых незаконных действиях. В случае наличия предположений, что автомобиль находится в розыске.
  4. Если требуется осуществить опрос водителя/пассажиров, в случае, когда они могут знать некоторые обстоятельства любого нарушения ПДД или других правонарушений, либо они были их очевидцами.
  5. Если есть необходимость привлечь водителя/пассажиров в качестве понятых.
  6. В случае необходимости исполнения распорядительных и регулировочных действий. К примеру, проезд воспрещен, перекрыта дорога, проезд дальше опасен, так как существует угроза обвала и т.д.
  7. В случае возникновения у инспектора необходимости воспользоваться ТС. Например, есть необходимость доставки раненого, а автомобиль инспектора сломался. Если необходимо совершать погоню за преступником, а авто полиции неисправно (в этом случае водителем собственной машины остаетесь вы, но обязаны исполнять указания инспекторов относительно того, куда и как ехать).
  8. В случае необходимости привлечения водителя для предоставления помощи другим участникам дорожного движения, инспекторам ГИБДД.
  9. Когда проводятся спецрейды для проверки водителей, пассажиров, грузов. Например – это может быть незаконное использование оружия водителями, перевозка опасного груза и т.д.
  10. Проверка документов, которые обязаны быть у водителя в обязательном порядке, их перечень указаны выше. Осуществлять подобную проверку можно только на стационарных пунктах.

Никаких других причин быть не может, но тут есть свои нюансы, ведь инспекторы могут прикрываться какой-либо причиной, даже если таковой на самом деле нет. Так, например, под поводом проведения рейда, или, быть может, вы для инспектора очень похожи на какого-то правонарушителя – вариантов масса.

Важно! Часто инспекторы прикрываются спецмероприятием. Но его можно достаточно быстро распознать: например, если на каждом перекрестке стоят вооруженные ГИБДДешники, или все они в парадной форме; любые другие массовые мероприятия, которые в принципе не заметить сложно.

Если же вас остановили где-то в кустах и требуют документы, то попробуйте уточнить, прописано ли подобное мероприятие в их путевом листе. Скорее всего, они не предоставят такого документа.

Но, если дело дойдет до судебного разбирательства, будет возможность заявления ходатайства о предоставлении в судовом порядке.

Новость о новом приказе — не более чем «утка» СМИ. Вы можете сами проверить эту информацию на сайте правительства РФ или на сайте «Консультант+», где новые документы обновляются в день их вступления в законную силу.

Тем не менее, если бы нововведение в Приказе 185 и вступило, то новый закон бы не сильно отличался от текущего — инспекторы ГИБДД (как и любые сотрудники полиции) и сейчас могут останавливать автомобили вне стационарных постов, или, проще говоря, где угодно.

Обязан ли инспектор ГИБДД показывать видеозапись нарушения в 2021 году

Однако не стоит забывать, что наряду с Кодексом немаловажную роль играет и сложившаяся судебная практика по административным делам, а также официальные разъяснения применения норм закона Верховным судом Российской Федерации.

Так, согласно ст. 25.6 КоАП РФ, в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.

Во-первых, остановка автомобиля будет являться правомерной не зависимо от способа фиксации нарушения.

Как правило, визуально фиксируются такие нарушения, как не пристёгнутый ремень, отсутствие детского кресла при перевозке ребенка, движение без регистрационных знаков и другие нарушения, которые техническим способом зафиксировать невозможно (но это дело времени и технического прогресса).

С помощью средств фото-видео фиксации в основном регистрируется превышение скорости.

Хотелось бы понимать, должен ли водитель иметь с собой паспорт и предъявлять его по требованию инспектора ГИБДД?

Как видно, ПДД прописана обязанность водителю предъявлять водительское удостоверение. но не паспорт. Водительские права выдаются государственным органом (ГИБДД), имеют защиту от подделки, содержат фото гражданина и его персональные данные – то есть полный перечень реквизитов, чтобы идентифицировать личность водителя.

Основанием для этого является ст.

35 Гражданского процессуального кодекса РФ: «Лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам». Если инспектор этого не сделал и начал оформлять протокол, то водителю в документе следует написать: «С доказательствами вменяемого мне нарушения не был ознакомлен».

Видеосъемку нельзя вести без спецразрешения только в нескольких случаях:

  1. Частная жизнь граждан. Она охраняется Конституцией и ГК РФ. Снимать частную территорию строго запрещено законодательством, за исключением проведения оперативно-розыскных мероприятий, но и для них нужны основания. Просто так вторгаться в личное пространство нельзя. Однако дорога – это общественная территория. Даже если водитель находится в собственном автомобиле, он находится в обществе, и его снимать можно без разрешения.
  2. Обнародование видеороликов в интернете. Даже если водитель пойман в состоянии опьянения, выкладывать его в социальные сети и другие интернет-ресурсы без получения предварительного согласия инспектору нельзя.

В остальных случаях сотрудники ГИБДД без проблем могут вести видеосъемку как с собственных телефонов, так и с помощью оборудования, находящегося в собственности ведомства. Никаких ограничений в этом плане нет.

Для фиксирования факта нарушения водителем ПДД могут использоваться следующие виды камер:

  • стационарные;
  • переносные;
  • мобильные.

Каждый вид имеет свои возможности. Например, переносные чаще всего используются работниками ГИБДД. Большая часть таких устройств позволяет фиксировать только нарушение скоростного режима.

В 2021 г. большая часть систем видеофиксации была представлена следующими устройствами:

  • «Поток»;
  • «Стрелка»;
  • «Кордон».

Стационарные камеры имеют больше возможностей. Без них не получится осуществлять видеофиксацию нарушений ПДД разного вида.

Кроме этого, разрешены комплексы «Авто-Ураган», «Арена», «Крис С», «Автодория», но эти варианты встречаются значительно реже.

Как инспектор ГИБДД визуально определяет нарушение

Если водитель стал свидетелем нарушения правил другим автомобилистом, он может записать происшествие на видео. Затем ему следует отправить материал в ГИБДД для проверки, оставив свои координаты. Необходимо также запомнить номер авто нарушителя, если его не видно на записи.

При наличии оснований инспектор заведет дело об административном нарушении. Его рассмотрят, а водителя, если все подтвердится, накажут. Для этого сначала вызовут свидетеля, сделавшего фото или видео, найдут иных очевидцев, допросят предполагаемого виновника происшествия.

В последнее время возникает больше количество спорных ситуаций в связи с установкой камер видеофиксации нарушений ПДД.

Действующие правила дорожного движения говорят о том, что установленные приборы должны сопровождаться соответствующим знаком — табличкой «Фотовидеофиксация». Кроме этого, есть дорожная разметка, предупреждающая водителя о камерах видеофиксации.

Если нет соответствующего знака, дорожной разметки, и пришло постановление о наложении штрафных санкций, то оплачивать его все равно придется. Отсутствие предупреждающего знака не освобождает от штрафа.

Планируется законодательно ввести порядок установки комплексов видеофиксации нарушений ПДД с четким определением критериев места расположения приборов. Иными словами, бесконтрольное размещение камер запретят в ближайшее время.

Свидетели нарушения, совершенного автомобилистом, иногда присылают в ГИБДД сделанные в этот момент фото и видео. К материалам в организации относятся со вниманием, проверяют их. И только после этого решают: стоит заводить дело, штрафовать водителя, или для этого нет достаточных оснований.

Но в МВД есть проект закона, по которому видео нарушения ПДД, сделанное с помощью телефона обычного гражданина, будет иметь равную цену с материалами официально установленных систем контроля дорожного движения. Разрабатывается специальное приложение для гаджетов.

Не исключено, что закон о его использовании скоро примут. А нарушители будут платить штраф, благодаря фото, выполненному другим автолюбителем или пешеходом, без дополнительных разбирательств и протокола. Свидетель только отошлет его на портал Госуслуг.

На сегодняшний день «Стрелка СТ» является самым эффективным и оснащенным комплексом, позволяющим следить за дорогой. Видеофиксация нарушений ПДД осуществляется с помощью 1 или 2 блоков. С помощью приборов происходит распознавание номера автомобиля, фотографирование транспортного средства.

Как работает система:

  • начинает отслеживать объект в зоне 1 км, при этом держит под наблюдением 4 полосы движения;
  • если автомобиль едет с превышением скорости, то он отслеживается, сопровождается радаром, снимается на расстоянии 50 м от камеры;
  • при использовании 1 видеоблока чаще всего контролируется полоса для маршрутного транспорта, обочина дороги.

Водители по-разному пытаются обмануть камеры. В этом случае снижение скорости перед прибором, перестроение на другую полосу не помогают. Единственный вариант — это сделать невидимым регистрационный номер, например, спрятать его за идущим впереди автомобилем.

Можно ли снимать сотрудников ДПС ГИБДД

Комплекс способен работать только с одной полосой. Чаще всего система используется для фиксации нарушений скоростного режима. Примечательно, что комплекс способен осуществлять ряд других задач. Считывая государственные номера, система проверяет по базам данных владельца на другие виды нарушений. Если транспортное средство находится в угоне, то «Поток» это зафиксирует. При этом оперативная информация поступает на пост ГИБДД, находящийся ближе всего.

Видеофиксация нарушений ПДД скоростного режима с помощью системы «Поток» имеет свои ограничения. Она может считывать номера на автомобиле, если его скорость не превышает 150 км/ч.

В 2021 г. на базе таких установок, как «Поток», были созданы более совершенные комплексы, с большими возможностями. Именно таких камер на дорогах России за последний год появилось максимальное количество.

Система видеофиксации нарушений ПДД работает в соответствии с двумя статьями, прописанными в КоАП РФ:

  • Статья 26.8. В законодательном акте указаны требования к средствам видеорегистрации нарушений, которые могут использоваться на дорогах. Под спецтехникой понимают фото- и видеокамеры, приборы для фиксации скорости ТС и другая аппаратура, которая прошла метрологическую проверку. Вина водителя может быть доказана, если фиксация нарушений ПДД осуществлялась сертифицированными приборами.
  • Статья 2.6.1. Законодательным актом подтверждается законность использования камер видео- и фотосъемки сотрудниками ГИБДД. Техническими средствами фиксируется не только скорость ТС в момент нарушения правил движения, но и разметка на дороге. При регистрации камерами пересечения сплошной полосы, выполнении маневров на опасных участках дороги водитель понесет административную ответственность.

Система видеофиксации нарушений ПДД оснащена приборами, которые определяют скорость движения, пересечение ТС дорожной разметки. Камеры распознают немало административных проступков водителей:

  • превышение скорости движения;
  • выезд на встречную полосу или на обочину;
  • обгон ТС на поворотах;
  • несоблюдение правил дорожного движения на перекрестках;
  • остановка ТС под запрещающими знаками;
  • движение ТС на красный сигнал светофора;
  • остановка перед светофором за стоп-линией;
  • наезд на зону пешеходного перехода при остановке;
  • выполнение запрещенных маневров;
  • выезд на «вафельницу» во время пробки;
  • поворот ТС из крайнего ряда;
  • отстегнутый ремень безопасности;
  • выезд на полосу для особых категорий транспорта;
  • игнорирование знаков, запрещающих движение.

Обычно системы видеонаблюдения устанавливаются на аварийно опасных и оживленных отрезках дороги. Поэтому вероятность получения «писем счастья» относительно невелика. В соответствии с КоАП РФ ч.3 Ст. 1.5, водитель не обязан доказывать невиновность в случае административного нарушения. Но в том же нормативно-правовом акте есть пункт, который сообщает, что презумпция невиновности не действует, если нарушение зафиксировано камерой или другой лицензированной аппаратурой.

Существует разница между штрафами, которые выписываются сотрудниками ГИБДД, и теми, которые регистрируются системой видеонаблюдения. В отношении камер слежения действуют такие правила:

  • вне зависимости от серьезности нарушений водитель не лишается прав на вождение ТС;
  • если статьей предусмотрено лишение водительских прав, правонарушителю выписывается максимальный штраф;
  • при относительно несерьезных нарушениях выписывается минимальный штраф.

Права водителя при остановке ГИБДД

Во время фиксации нарушения камерой сотрудники ГИБДД определяют номер автомобиля в базе ГАИ. Затем составляется акт об административном правонарушении, после чего владельцу авто приходит уведомление из ГИБДД. В нем содержится информация о:

  • модели и марке машины;
  • регистрационном номере ТС;
  • фото правонарушения;
  • размере штрафа;
  • сути нарушения с указанием статьи КоАП РФ.

В соответствии с действующим законодательством, штраф следует оплатить в течение 60 суток. При игнорировании письма владельца ТС привлекают к судебной ответственности или увеличивают размер штрафа. Он оплачивается разными способами:

  • На веб-сайте Госуслуг. На сайте создается личный кабинет с указанием всей необходимой информации – паспортных данных, номера телефона и т.д. Штраф оплачивается электронными деньгами с интернет-кошелька или банковской карты.
  • В оффлайновых отделениях банков РФ. Достаточно просто внести необходимую сумму через банкомат или подойти в кассу. При наличии регистрации в онлайн-банкинге штраф можно оплатить, не выходя из дома.

Если водитель уверен в своей невиновности, он может обжаловать постановление сотрудников ГАИ в течение 10 дней. Во избежание подобных ситуаций специалисты советуют приобретать личные видеорегистраторы. В этом случае можно использовать свою съемку как доказательство невиновности.

Как происходит обжалование постановлений сотрудников ГИБДД:

  • при несогласии с предъявленными претензиями и штрафами необходимо направить жалобу в соответствующие органы с приложением доказательств, опровергающих факт правонарушения;
  • заявление передается должностному лицу, вынесшему постановление;
  • сотрудник ГИБДД направляет заявление в суд.

Камеры слежения иногда дают сбои. Не всегда в момент фиксации нарушения водитель действительно преступает закон. Иногда системы видеонаблюдения регистрируют скорость, которая не может быть реальной – 250-320 км/ч.

Предоставленные свидетелями нарушений ПДД фото- и видеоматериалы рассматриваются в ГИБДД как доказательство вины автовладельца. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, фиксировать правонарушения можно любыми устройствами, которые оснащены камерами фото- и видеосъемки.

Фотовидеофиксация нарушений ПДД гаджетами не дает исчерпывающей информации о происшествии. По видеосъемке нельзя определить скорость движения автомобиля, но можно выявить:

  • заезд на пешеходный переход;
  • пересечение сплошной линии;
  • остановку под запрещающим знаком;
  • движение на красный сигнал светофора и т.д.

Как мы говорили ранее, существует множество различных комплексов для фото и видеофиксации нарушений ПДД. Хочется рассмотреть основные нарушения, которые фиксируются на наших дорогах.

Превышение скорости. Наверное, ради этого и были установлены камеры, так как лихачей на дорогах много, а скорость сбавлять никто не желает. После уплаты нескольких штрафов вряд ли захочется еще нарушать. И, кстати, если у вас дома лежат «письма счастья» со штрафами на общую сумму от 10 000 рублей и выше, то советую вам их оплатить, так как из страны вас не выпустят.

Выезд на встречную полосу. Это грубое нарушение, которое в случае вас остановки инспектором, влечет за собой большой штраф или лишение прав. Лучше вообще не выезжать на встречку в неразрешенных для этого местах.

Выезд на выделенную полосу движения. Такие полосы предназначены для общественного транспорта. Многие водители считают, зачем стоять в пробке, если есть свободная полоса. Это, конечно, верно, но если данный поток тоже «встанет», то и автобусы не смогут свободно доставлять своих пассажиров до места их назначения.

Непристегнутый ремень безопасности. Такие камеры тоже достаточно широко распространены по всей России. делает фотоснимок, если водитель не был пристегнут ремнем безопасности.

Также в скором будущем обещают установить комплексы, которые будут фиксировать пересечение стоп — линии на запрещающий знак светофора, а также непредставление преимущества пешеходу во время его перехода дороги на зебре. Как предполагается, что вместо обычной фотофиксации, будет производиться непродолжительная видеозапись, которая будет четко доказывать вину автомобилиста. При этом не будет устанавливаться отдельные камеры, попросту на старых комплексах будет произведено перепрограммирование.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]