Взыскание ущерба причиненного ДТП без учета износа
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Взыскание ущерба причиненного ДТП без учета износа». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Ни для кого не секрет, что страховая компания после ДТП возмещает ущерб только в пределах страховой суммы. Для полного возмещения причиненного вреда с виновника ДТП потерпевший вправе обратится в суд с требованием о взыскании помимо страхового еще и фактического размера ущерба.
Необходимость взыскания ущерба с виновника ДТП появляется, когда:
- виновное лицо покинуло место ДТП
- отсутствовали правоустанавливающие документы на транспортное средство у виновника ДТП
- произошедшее ДТП выходит за рамки страховых случаев, при которых предусматривалась денежная компенсация по ОСАГО
- потерпевшее лицо желает воспользоваться правом взыскать с виновника компенсацию морального вреда
- произведенный подсчет размера ущерба составил больше допустимых лимитов автогражданской ответственности по ОСАГО (400 000 для выплат потерпевшему в связи с причиненным вреда имуществу и 500 000 для выплат потерпевшему в связи с причиненным вреда жизни и здоровью, также 25 тысяч для выплат на расходы погребения)
- отсутствует договор страхования. Не все водители страхуют свою гражданскую ответственность на предмет причинения вреда и ездят без « страховки». А некоторые, умудряются оформить полис ОСАГО в «подворотне», то есть приобрести полис ОСАГО у недобросовестных продавцов, то есть поддельный. Тогда страховая компания отказывает в выплате
- взыскание износа с виновника аварии. По ОСАГО страховое возмещение гражданин получит с учетом износа заменяемых деталей. Ему может быть выплачена небольшая сумма, если автомобиль « старый». Поэтому потерпевшая сторона вправе обратиться непосредственно к причинителю вреда с требованием о взыскании разницы.
Взыскание без учета износа с виновника
Взыскание ущерба с виновника дтп без учета износа
Обязательный характер соблюдения досудебного порядка подачи претензии виновнику ДТП законом не предусмотрен, в связи с этим данный документ является вариантом согласования компромиссов и уступок для решения спора до суда.
Потерпевшее лицо разрешая вопрос о возмещении вреда в результате ДТП может прибегнуть к составлению претензии в отношении виновника с целью договориться о возмещении компенсации (материального, морального) вреда в добровольном порядке, которое в последующем может быть урегулировано путем заключения соглашения между участниками ДТП или распиской виновного лица.
Зачастую бывают ситуации, когда добровольно виновник отказывается выплачивать причиненный ущерб, тогда предъявлением претензии необходимо побудить на это, а также проявить серьезность намерений обратится в суд в случае неудовлетворения требований, указанных в претензии.
Взыскание износа с виновника ДТП составляют следующие действия:
- правильное оформление ДТП в соответствии с Европротоколом или вызовом сотрудников ГИБДД, если причиненный ущерб превысил лимит, установленный автогражданской ответственностью
- обращение в страховую компанию (страховую компанию виновника) для получения страховой выплаты за причиненный ущерб в результате ДТП
- составление претензии в отношении виновного лица с указанием в приложениях копий документов подтверждающих факт ДТП, в следствии чего вручить нарочно другой стороне под роспись и штамп на Вашем экземпляре
- при отсутствии ответов на предъявленные Вами требования обратиться с исковым заявлением в суд
Обязательное страхование владельцев велотранспорта не подлежит по причине того, что велосипед не является источником повышенной опасности, в связи с этим ответственность виновника-велосипедиста наступает в соответствии с гражданским законодательством. Возмещение вреда осуществляется в судебном порядке.
Для привлечения к ответственности владельца велотранспорта необходимо установить степень виновности и наличие умысла действий, в следствии чего суд может освободить от ответственности частично или в полном объеме.
Если между виновником и потерпевшим в результате ДТП не было заключено мировое соглашение в судебном заседании и не удалось прийти к договоренности добровольно возместить понесенный ущерб, то в первую очередь необходимо после вынесения постановления получить и подать в службу судебных приставов по месту регистрации виновного лица исполнительный лист для возбуждения исполнительного производства.
Срок подачи исполнительного листа составляет три года со дня вступления решения суда в законную силу. Также исполнительное производство не будет прекращено до момента надлежащего исполнения обязательства виновника перед Вами.
Процедура действия исполнительного листа начинается в занесении должника в базу исполнительного производства, в последующем автоматически блокируются все банковские счета должника, направляется запрос в ИФНС и если есть информация о трудоустройстве, будет наложен арест на заработную плату и будет вычитаться до 50% в Вашу пользу, также должнику запрещается выезд за границу.
Ограничения, предусмотренные законодательством являются гарантом для восстановления нарушенных прав граждан.
г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5
остановка транспорта Гагарина
Трамвай: А, 8, 13, 15, 23
Автобус: 61, 25, 18, 14, 15
Троллейбус: 20, 6, 7, 19
Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67
Прежде чем перейти к описанию процедуры возмещения ущерба при ДТМ с виновника, необходимо разобраться, что понимается под термином «ущерб». Несмотря на часто практическое применение, далеко не все заинтересованные стороны понимают, что он означает. Ущерб при ДТП формируется из трех основных составляющих, каждая из которых требует отдельного рассмотрения.
Представляет собой повреждение или лишение имущества, а также других благ, выраженное в денежном исчислении. Речь идет не только о транспортном средстве, но и перевозимых грузах или другой собственности, которая находилась в автомобиле в момент аварии.
Главное, что нужно помнить – материальный ущерб относится к страховым, поэтому возмещается в рамках обязательного и добровольного страхования. Материальный ущерб делится на три вида:
- непосредственный вред имуществу потерпевшей стороны;
- затраты, которые предстоят и связаны с восстановлением или ремонтом имущества;
- упущенная прибыль, которая могла быть получена при дальнейшей эксплуатации вышедшего из строя имущества.
Возмещение материального ущерба в рамках обязательного страхования по ОСАГО предусматривает получение до 400 тыс. руб. Выплата осуществляется страховой компанией, которая выдала полис владельцу автомобиля, ставшего причиной ДТП.
Сумма выплаты со стороны страховой компании может быть увеличена при оформлении полиса КАСКО. Если ущерб превышает покрытие по страховке пострадавшей стороне придется обращаться в суд.
Конституционный суд: ущерб без учета износа с виновника
Под моральным вредом обычно понимается ущерб, полученный в результате нравственных переживаний, связанных с ДТП. Примерами подобных ситуаций выступают: потеря в аварии родственника, физическая боль от полученных повреждений, временная нетрудоспособность и т.д.
Вопрос о возмещении потерпевшей виде морального вреда, полученного в результате ДТП, считается самым сложным. В подавляющем большинстве случаев его решением занимается суд, так как страховые компании предпочитают не брать на себя ответственность и не включают этот вид риска не только в ОСАГО, но и в КАСКО. Вероятность, что заинтересованные стороны договорятся в рамках досудебной процедуры, также не велика.
Большая часть ДТП по своим финансовым последствиям вписывается в рамки ОСАГО, оформленного подавляющим большинством участников дорожного движения. Поэтому проблем с получением компенсации обычно не возникает, так как она исправно выплачивается страховой компанией.
Необходимость возмещения ущерба от ДТП с виновной стороны возникает в следующих ситуациях:
- величина ущерба превышает максимальную выплату страховой компании;
- виновная сторона не оформила страховку или полис не является действительным;
- обстоятельства ДТП не входят в число страховых случаев, предусмотренных полисом ОСАГО или КАСКО. Например, ущерб нанесен не в процессе движения, а во время размещения автомобиля на стоянке;
- потерпевшая сторона желает взыскать компенсацию за полученный моральный вред.
Базовый принцип расчета размера компенсации, заложенный в законодательстве, предусматривает выплату суммы, достаточной для восстановления исходных характеристик транспортного средства. Обязательным условием выступает учет степени износа автомобиля до момента попадания в ДТП.
Стандартные правила расчета компенсации предусматривают включение в итоговую сумму следующих расходов:
- ремонт и восстановление транспортного средства;
- транспортировка машины с места аварии в автосервис;
- уменьшение товарной стоимости авто (рассчитывается для автомобилей со сроком эксплуатации до 5 лет или уровнем износа в пределах 35%);
- все виды морального вреда, причиненного потерпевшей стороне;
- потерянный заработок, затраты на лечение и другие подобные расходы, непосредственно связанные с ДТП;
- сопутствующие обращению в суд затраты – услуги независимого оценщика и/или юриста, почтовые расходы и т.д.
После определения размера возмещения, который необходимо получить с виновной стороны, следует переходить к следующему этапу процедуры взыскания. Она предусматривает два варианта получения компенсации – добровольный (досудебный) и принудительный (с помощью суда).
Такой вариант решения проблемы на практике встречается нечасто. Тем более – если речь идет о серьезной сумме, необходимой, например, для ремонта дорогостоящей иномарки. Действующее законодательство предусматривает достаточно четкую процедуру досудебного урегулирования проблемы возмещения ущерба. Она предусматривает следующие действия потерпевшей стороны:
- получение справки из ГИБДД, подтверждающей факт ДТП и виновника аварии;
- обращение в страховую компанию для подтверждения отказа выплачивать требуемую сумму;
- проведение оценки размера ущерба, которой занимается независимый эксперт;
- направление виновной стороне претензии.
Последний документ заслуживает особенно пристального внимания. Он составляется в произвольной форме и включает следующую информацию:
- сведения о виновной стороне как адресате документа;
- обстоятельства ДТП;
- описание сути проблемы, которая заключается в недостаточности компенсации, полученной в рамках страховки;
- претензия в адрес виновной стороны, включая сумму ущерба;
- подпись заявителя.
В претензии обязательно указывается не только сумма, которую требуется возместить, но и срок, когда это необходимо сделать. Отсутствие реакции со стороны виновника ДТП означает необходимость переходить на следующую стадию разрешения конфликта – подаче искового заявления в суд.
К претензии прилагается комплект сопутствующих документов, в состав которого входят:
- акт о наступлении страхового случая;
- справка из ГИБДД об обстоятельствах ДТП;
- другие документы, подтверждающие позицию заявителя, например, чеки на ремонт, экспертное заключения независимого оценщика и т.д.
Претензия направляется адресату заказным письмом. Если реакция со стороны виновника отсутствует, целесообразно приступать к процедуре возмещения ущерба при ДТП через суд.
В рамках ОСАГО полученные в аварии повреждения оценивались с учетом износа комплектующих (за исключением отдельных групп). Рассчитанная страховщиком сумма обычно не покрывала всех затрат на ремонт автомобиля. Если при оценке оказывалось, что ремонт обойдется в сумму, которая превышает лимит компенсации по ОСАГО, разницу взыскивали с виновника аварии. Износ запчастей при этом также учитывался и пострадавший вынужден был искать б/у запчасти для ремонта своего авто.
В марте 2017-го года Конституционный суд постановил, что при взыскании ущерба с виновного в ДТП водителя степень износа комплектующих учитывать не стоит. В сумму компенсации включается стоимость новых запчастей и фактически понесенных расходов. При этом страховщик компенсирует ущерб как раньше, рассчитывая размер выплаты по Единой Методике (следует читать «по кривым справочникам РСА») да еще и с учетом степени износа.
Последствия этого решения Конституционного суда однозначно негативные для всех участников ДТП, кроме страховщиков:
- бремя компенсации убытков в большей степени возлагается на виновника ДТП (чья автогражданская ответственность должна быть защищена полисом ОСАГО). Страховая компания возмещает ущерб по Единой Методике ЦБ РФ, учитывая износ комплектующих (при денежной выплате). При натуральном возмещении лимит компенсации по ОСАГО продолжает действовать. Если пострадавший в аварии автовладелец не удовлетворен, он не может предъявлять финансовые претензии к страховщику, а вынужден обращаться к виновнику ДТП, не учитывая износ комплектующих. Например, если на 20-летней иномарке повреждено и должно быть заменено ржавое крыло, ответчик должен будет оплатить стоимость новой кузовной детали;
- для пострадавших водителей получение компенсации усложняется. Требовать возмещения убытков от виновника ДТП можно только через суд. Финансовые претензии при этом нужно обосновать, выполнив оценку повреждений, рассчитав стоимость восстановительного ремонта. Даже если суд примет решение в пользу истца, нет гарантий, что компенсация будет получена пострадавшим — исполнительное производство может затянуться на годы.
Страховые компании повально начали пользоваться этим постановлением. Если в ДТП пострадал автомобиль застрахованный по КАСКО, то страховщики забывают о недавней экономии, проявляют лояльность к своему страхователю, и с невиданной легкостью отправляют такие автомобили, не глядя на их возраст, на дилерские станции. Где ремонтируют их по завышенным (по сравнению с обычными СТОА) ценам. А спустя некоторое время предъявляют иск к виновнику ДТП*, требуя доплаты разницы между выплатой по ОСАГО и фактическим ремонтом, даже если ущерб не превышает лимита выплаты страховой компании.
Приведем пример: пострадавший автомобиль Toyota Land Cruiser 200 год выпуска 2014 застрахован по КАСКО и получил повреждения в виде разбитого переднего бампера, который надо менять.
Ремонт на дилерской станции составит ориентировочно 45 тысяч рублей.
Стоимость бампера у дилера около 33 тысяч и работы по замене и окраске около 12 тысяч.
Компенсационная выплата по ОСАГО составит примерно 11-12 тысяч рублей.
Бампер по справочнику РСА — 6 тыс. рублей (минус износ — процентов 30-40) остается 4 тыс. рублей, работы по замене и окраске по Единой Методике примерно 7 тыс. рублей.
Значит виновник должен доплатить.
Внимание!!! 45-11=34 тысячи рублей!
И главное – все по закону!!!
Возникает резонный вопрос: Зачем нужна такая страховка?
Ответить на него, на текущий момент, мы не в состоянии.
28.09.20__ г. по адресу: г.Москва, ул.С-Сухаревская д.13 произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля К., под управлением Третьего лица – У.Ф.Р. и автомобиля B., под управлением Истца- Е.А.В. Собственником автомобиля В. является Истец, собственником автомобиля К. является Ответчик – Х.К.Н.
В результате дорожно-транспортного происшествия автомобилю Истца были причинены значительные технические повреждения. Виновным в ДТП был признан водитель автомобиля К., который нарушил п.п.8.4 ПДД и признан виновным по ст.12.14 ч.3 КоАП..
Гражданская ответственность Истца застрахована в ООО «Р.», гражданская ответственность владельца автомобиля К. – в ОАО «Р.».
Истец обратился с заявлением о страховой выплате в ООО «Р.», представив все документы, предусмотренные п.п.44, 61 Правил ОСАГО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.05.20__ г.
Страховой организацией было организовано проведение независимой автотехнической экспертизы поврежденного автомобиля для определения размера материального ущерба, согласно которой стоимость работ, услуг, запасных частей с учетом износа и материалов, необходимых для восстановления поврежденного автомобиля Истца составила 35365 руб. 81 коп.
В пределах установленных законом сроков сумма страхового возмещения в размере 35365 руб. 81 коп. была выплачена ООО «Р.» Истцу.
В связи с несогласием с размером выплаченного возмещения Истцом самостоятельно было организовано проведение независимой автотехнической экспертизы. Согласно выводам экспертного учреждения: рыночная стоимость восстановительного ремонта ТС с учетом износа заменяемых деталей составляет 20__00 руб. 00 коп. При организации экспертизы Истец понес расходы в размере: 5100 руб. 00 коп.
В соответствии со ст.7 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении страхового случая возместить потерпевшим причиненный вред, составляет не более 20__00 рублей при причинении вреда имуществу одного потерпевшего.
В соответствии со ст. 20__ ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утраты или повреждения его имущества (реальный ущерб).
В соответствии со ст.15 ГК РФ Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ст.20__, ст.931, п.1, ст.935 ГК РФ лицо, застраховавшее свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего), в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить вред, возмещает разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.
В соответствии со ст.1079 ГК РФ, граждане, владеющие источником повышенной опасности, обязаны возместить причиненный им вред.
Таким образом, и в связи с тем, что согласно выводам независимой экспертизы, проведенной по заказу Истца, сумма ущерба составляет 20__00 руб. 00 коп., с Ответчиков подлежит взысканию данные денежные средства в следующем размере:
-с Ответчика ООО «Р.» – разница между предельно допустимой суммой в 20__00 руб. и денежными средствами, полученными Истцом – 35365 руб. 81 коп. – 83634 руб. 19 коп.;
-с Ответчика Х.К.Н. – разница между причиненным имущественным ущербом в 20__00 руб. и 20__00 руб. (предельно допустимая сумма от страховщика) – 53000 руб., а также расходы по проведению экспертизы в размере 5100 руб.
На основании Пленума Верховного суда РФ от 28.06.20__ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», а также ФЗ «О защите прав потребителей» с Ответчика ООО «Р.» подлежит также взысканию:
-неустойка в размере 3% в день от суммы, которую недополучил от Ответчика Истец.
(83634 руб. 19 коп./100 * 3)* 196 (количество дней от 17.12.20__ (день выплаты) до 01.07.20__ г.) – 491769 руб. 06 коп. Т.к. сумма неустойки превышает сумму ущерба, то она снижается до размера, подлежащего взысканию с Ответчика – 83634 руб. 19 коп.;
-штраф в размере 50% от суммы присужденной судом Истцу за несоблюдение в добровольном порядке требований Истца (Истец обращался к Ответчику с Претензией)
В связи с обстоятельствами ДТП, организацию проведения экспертизы, обращения к страховщику, отсутствием возможности пользоваться принадлежащим им транспортным средством, а также необходимость неоднократного обращения к Ответчику с просьбой произвести страховую выплату Истец, неудовлетворение страховщиком добровольно претензии Истца, Истец перенес сильные эмоциональные переживания, в связи с чем считает, что ему нанесен моральный ущерб со стороны Ответчика – ООО «Р.». Истец оценивает моральный вред в размере 20__0 рублей.
Под ущербом, причиненным в ДТП, принято понимать совокупность вредоносных последствий, порожденных фактом происшествия и нарушающих охраняемые законом права потерпевшего.
Структура ущерба (его составные части) зависит от состава участников происшествия, их статуса, степени тяжести наступивших последствий.
В одних случаях, когда дело ограничивается повреждением транспортных средств, для восстановления нарушенного права достаточно отремонтировать поврежденное имущество, в других случаях, при уничтожении имущества, необходимо компенсировать потерпевшему его стоимость, в третьих, при причинении вреда здоровью, возмещаются расходы на лечение, компенсируется моральный вред.
Статья в помощь:
Возмещение ущерба при ДТП
Взыскание ущерба с виновника ДТП производится в следующих случаях:
-
Если на момент ДТП виновник происшествия не имел действующего полиса ОСАГО.
Не следует путать отсутствие заключенного договора ОСАГО с ограничением допуска к управлению лица, причинившим вред при действующем договоре.
Отсутствие заключенного договора страхования не порождает у страховщика никаких обязанностей.
Если же договор был заключен и действовал на момент дорожно-транспортной аварии, а транспортным средством управляло лицо, не включенное в договор, то страховщик обязан выплатить потерпевшему, причитающееся страховое возмещение.
-
Если страховая выплата не покрывает расходов, необходимых для полного возмещения вреда (статья 1072 ГК РФ).
С введением в действие закона № 40 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 года, призванного упорядочить правоотношения, по возмещению вреда при ДТП, ситуация в данной сфере изменилась существенным образом.
На сегодняшний день закон «Об ОСАГО» устанавливает: страховщики обязаны возместить вред каждому из потерпевших, независимо от количества страховых случаев, наступивших в течение периода действия договора ОСАГО в пределах:
— 500000 рублей при причинении вреда здоровью;
— 400000 рублей при причинении вреда имуществу.
В дальнейшем предусмотрено повышение страховых выплат по страховым случаям, в случаях причиния вреда жизни и здоровью потерпевших в ДТП.
Если страховщик исполнил обязанность, предусмотренную договором ОСАГО, и произвел страховое возмещение в пределах сумм, но при этом причиненный вред не возмещен полностью, то в соответствии с требованиями статьи 1072 Гражданского кодекса РФ, причинитель вреда (страхователь) обязан возместить недостающую до полного возмещения разницу.
Важно знать о том, что потерпевшему законом предоставлено право требования полного возмещения вреда, причиненного виновником дорожного — транспортного происшествия.
Например, при проведении восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевший вынужден приобретать новые запасные части, подлежащие замене. Однако, в соответствии с пунктом 19 статьи 12 ФЗ № 40 «Об ОСАГО» размер расходов на ремонт при расчете страхового возмещения определяется страховщиком с учетом износа комплектующих, запасных частей и деталей. На основании статьи 1072 ГК РФ разница в стоимости заменяемых запасных частей подлежит возмещению виновником ДТП.
-
Если в результате дорожно-транспортного происшествия причинен вред, интересам, не являющимся объектом страхования по не страховым рискам (статья 6 ФЗ № 40 «Об ОСАГО»).
На практике требования компенсации морального вреда могут появиться у потерпевших при наступлении тяжких последствий в виде причинения вреда здоровью или смерти человека.
По своей природе моральный вред представляет собой физические и (или) нравственные страдания, причиненные потерпевшему лицу в связи с нарушением его нематериальных прав (жизни, здоровью, деловой репутации и т.д.)
То есть по сути моральный вред не является ущербом (убытками).
Страдания, причиненные потерпевшему или его близким родственникам, не могут иметь установленной цены.
Восстановление нарушенного права носит компенсационный характер.
В соответствии с положениями статьи 151 ГК РФ денежная компенсация может быть возложена судом на нарушителя – виновника происшествия.
К не страховым рискам относится возникновение обязанности по возмещению упущенной выгоды.
Несмотря на то, что упущенная выгода представляет собой разновидность убытков (статья 15 ГК РФ), требования о ее возмещении должны быть заявлены виновнику ДТП, а не страховщику.
Статья в помощь:
Моральный ущерб при ДТП
Взыскание ущерба с виновника ДТП может производиться в досудебном и судебном порядке.
Рассмотрим подробнее каждый из названых способов.
Досудебный порядок предполагает обсуждение сторонами возможности и условий добровольного возмещения, причиненного виновником вреда.
На данной стадии стороны, в целях определения фактического состояния поврежденного транспортного средства осматривают его.
При необходимости к осмотру привлекается независимый оценщик, который определяет путем расчетов рыночную стоимость затрат на восстановительный ремонт и величину утраты товарной стоимости.
Окончательная сумма денежного возмещения и порядок ее выплаты определяется сторонами.
По делам о происшествиях, повлекших последствия в виде причинения вреда здоровью, предметом обсуждения сторон являются расходы на лечение, восстановление, реабилитацию (материальные «благодарности» врачам, оплата труда «сиделки» и т.д.).
Перечисленные виды затрат, понесенные потерпевшим, в силу разного рода причин, не всегда подтверждаются товарными и кассовыми чеками. Положительное для потерпевшего решение вопроса об оплате не подтвержденных расходов возможно только при наличии у виновного лица понимания необходимости и обоснованности этих затрат.
Остальные расходы, как правило, покрываются страховкой.
Вопросы компенсации причиненного потерпевшему морального вреда всегда является отдельной темой, обсуждаемой сторонами в ходе договорного порядка возмещения ущерба.
Никаких советов и рекомендаций по определению размера денежной компенсации давать не следует.
Если стороны не могут прийти к единому мнению по данному вопросу, то за них это может сделать только суд (статья 151 ГК РФ).
Взыскание ущерба с виновника ДТП при досудебном (договорном) порядке включает в себя множество преимуществ, главные из которых – это экономия денег, времени и нервов.
Разумеется, что любые соглашения и действия сторон в рамках добровольного возмещения вреда должны оформляться в письменной форме.
«Ложкой дегтя в бочку меда» при договорном досудебном порядке добавляют разного рода реалии – нежелание виновника возмещать вред, наличие спора о причине происшествия, несогласие с размером ущерба, подлежащего возмещению и т.п.
Судебный порядок представляет собой способ защиты нарушенных прав посредством судебной процедуры.
Использование потерпевшим судебного порядка взыскания ущерба с виновника ДТП всегда является вынужденной мерой.
Рассмотрение данной категории дел осуществляется судами по правилам искового производства в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством РФ.
Последовательность действий потерпевшего при судебном порядке взыскания ущерба вытекает из требований ГПК РФ.
Первоначально необходимо произвести оценку причиненного ущерба и определить размера компенсации морального вреда.
В дальнейшем составляется иск и предъявляется в суд.
В ходе рассмотрения дела в суде, в соответствии с требованиями статьи 56 ГПК РФ истцу (потерпевшему) предстоит доказать основания заявленных к ответчику (причинителю вреда) исковых требований.
После вынесения судебного решения судом первой инстанции стороны вправе его обжаловать, что влечет за собой рассмотрение дела в суде Апелляционной инстанции.
Вступлением обжалованного судебного решения в законную силу, заканчивается судебная тяжба, но не мытарства потерпевшего, так как судебное решение еще нужно исполнить.
Судебный порядок имеет множество особенностей и требует от сторон значительных временных и материальных затрат.
Более подробная характеристика процедуры судебного порядка взыскания ущерба с виновника ДТП будет изложена в отдельной статье соответствующего раздела сайта.
Уважаемые читатели, рассмотрев в данной статье наиболее распространенные вопросы, касающиеся взыскания ущерба с виновника ДТП, в дальнейшем мы обещаем продолжить исследование тематики.
- Все о ДТП и автостраховании
- 1
- 2
- следующая ›
- последняя »
- 1
- 2
- 3
- следующая ›
- последняя »
Согласно положений ГК РФ причиненный пострадавшей стороне ущерб возмещается в полном объеме. Из смысла статьи 1072 ГК РФ следует, что при недостаточности суммы, выплаченной страховой компанией по заключенным ею договорам, разницу между суммой реального ущерба и страховым возмещением можно получить с виновника аварии.
При наличии таких обстоятельств примите меры к получению с него сумм, которые позволят вам полностью восстановить свое здоровье и отремонтировать поврежденный автомобиль.
Законодательство устанавливает пределы выплат при наступлении страховых случаев. Вследствие чего ситуации, когда возникает необходимость взыскания дополнительных сумм с виновника аварии, встречаются часто. К примеру, по полису ОСАГО вами была получена максимальная сумма 400 000 рублей. В то время как на полное восстановление автомобиля требуется 535 000 рублей.
Чтобы добиться получения разницы в 135 000 рублей, сделайте следующее:
- подготовьте письменную претензию виновнику аварии. Укажите в ней размер полученного страхового возмещения, обоснуйте реальную стоимость ремонта и укажите сумму, которую просите выплатить вам. Все изложенные в претензии факты не должны быть голословными. Подтвердите их документально;
- дождитесь ответа. Обычно на это уходит один месяц. Если виновник ДТП никак не отреагирует на ваше обращение или вы получите отказ, то готовьтесь к защите своих интересов в суде.
Первым делом напишите исковое заявление в трех экземплярах и приобщите к нему указанные ниже документы:
- протокол о ДТП, составленный сотрудниками ГИБДД;
- страховой полис;
- ПТС и технический паспорт на транспортное средство;
- подтверждение размера полученного вами страхового возмещения;
- документы о стоимости восстановительного ремонта. Ими могут быть экспертное заключение или квитанции об оплате вами ремонтных работ, или о приобретении запасных частей или деталей;
- квитанцию об оплате госпошлины.
Все документы, прилагаемые к иску, представляются в копиях. Это не относится к документу об оплате госпошлины. Без ее подлинника иск могут вернуть вам без рассмотрения.
Дела такой категории не считаются в судебной практике легкими и простыми. Зачастую истцу приходится оспаривать и экспертное заключение, если он полагает, что размер реального ущерба намного превышает указанную экспертами. Вместе с тем таких же действий можно ожидать и от ответчика, по мнению которого сумма причиненного им ущерба завышена.
Можете подготовить иск самостоятельно, воспользовавшись образцами, которые несложно найти в интернете. Но все же обратитесь к юристам, которые составят иск с учетом конкретных обстоятельств вашего дела, дадут исчерпывающую консультацию и смогут представить ваши интересы в суде. Именно они смогут найти слабые места в позиции ответчика и опровергнуть его доводы.
Гражданское законодательство устанавливает принцип полного возмещения виновным лицом причиненного им материального ущерба (ст. 1072 ГК РФ).
К примеру, виновник аварии обязан будет доплатить пострадавшему разницу между реальной суммой ущерба и страховыми выплатами, сделанными страховщиком. ФЗ «Об ОСАГО» от 25.04.2002 года оговаривает сумму предельных выплат по страховым полисам, оформленным после 01 октября 2015 года. Их максимальный размер равен 400 000 рублям при причинении вреда имуществу.
Согласно ст. 15 ГК РФ потерпевший при ДТП вправе рассчитывать на возмещение ему убытков в полном объеме. Причем под убытками понимаются не только затраты на ремонт и восстановление имущества. К ним относится и упущенная выгода.
К примеру, те доходы, которые получил бы потерпевший при обычном использовании своей автомашины, не будь она повреждена.
Размер страхового возмещения по полису ОСАГО рассчитывается по единой методике, утвержденной ЦБ РФ 19.09.2014 года.
Страховая компания определяет сумму расходов на запасные части с учетом их износа, но в пределах утвержденного лимита.
Ранее, если страховая компания определяла размер страхового возмещения и он не превышал 400 000 рублей, то пострадавшее лицо теряло право взыскания с виновника ДТП каких-либо сумм.
- Правильно оформить ДТП — с вызовом полиции или без вызова, если размер ущерба позволяет. Как оформить ДТП без вызова полиции.
- Обратиться в страховую компанию в порядке прямого возмещения ущерба (или в страховую виновника, если прямое возмещение в данном случае невозможно) и получить страховую выплату или направление на ремонт.
- Сделать доплату за износ при ремонте авто и обязательно сохранить подтверждающие документы (акт из страховой компании, чеки, квитанции и др.). При получении денежной выплаты собирайте все документы на покупку необходимых запчастей и проведение ремонта, чтобы обосновать недостаточность страховой выплаты.
- Написать виновнику претензию о возмещении суммы износа, вручить лично под роспись или отправить ценным письмом с описью вложения и уведомлением. К претензии нужно приложить копии подтверждающих документов.
- При отсутствии реакции готовить исковое заявление в суд.
Конституционный суд в постановлении 6-П от 10.03.2021 предлагает при определении обоснованности доплаты с виновника учитывать следующие факторы:
- необходимость и экономическую обоснованность понесенных расходов;
- требования завода-изготовителя;
- условия эксплуатации транспортного средства;
- достоверно ли подтверждены понесенные расходы;
- есть ли более разумный и распространенный в обороте способ исправления повреждений;
- не произошло ли при использовании новых деталей, узлов или агрегатов значительного улучшения транспортного средства, которое приводит к несправедливому увеличению его стоимости за счет виновника (например, при замене деталей с нормальным износом на новые).
При этом представлять доказательства того, что размер фактического ущерба превышает сумму страхового возмещения, должен потерпевший.
После получения претензии от потерпевшего обязательно свяжитесь с ним и попросите документы, подтверждающие его реальные расходы на новые запчасти. Если такие документы потерпевший не предоставит, возможно, вам стоит подождать, пока он обратиться в суд.
В суде вы сможете знакомиться со всеми материалами дела и представлять свои доказательства, в том числе требовать экспертизу (оценку ущерба).
В любом случае рекомендуем принимать решение об удовлетворении претензии потерпевшего и выбирать тактику для суда после подробной консультации с юристом по всем имеющимся документам и анализа судебной практики по своему региону.
Любому пострадавшему от ДТП важно как можно скорее получить возмещение ущерба от неумелых действий виновной стороны, для этого в 2021 году законом предусмотрено несколько стандартных методов:
- Попробовать обговорить с виновником ДТП натуральную компенсацию денежными средствами, а если достигнуто согласие, то оформить правоотношения в письменной форме. Здесь подразумевается подписание расписок о передаче/получении средств и отсутствии претензий со стороны потерпевшего лица.
- На адрес постоянной регистрации виновника аварии направить заказное письмо с обоснованными претензиями. Определить в нем предельные сроки для исполнения своих обязанностей по компенсации вреда от ДТП, а по их истечению, если ответа не последует, направить исковые требования в суд.
- Радикальный способ – обратиться за защитой своих интересов в судебный орган.
Пока судебным органом не будет установлен истинный виновник аварии, ни о каких взысканиях ущерба речи не может идти. Протоколом только устанавливается факт допущенного лицом нарушения, а вину может признать только суд.
После судебных разбирательств, выносится постановление, в нем определена степень ответственности и меры, применяемые во исполнение решения суда к стороне ответчика по иску. Это может быть как натуральная компенсация денежных средств, так и полная оплата сервисных работ по восстановлению автомобиля.
В 2021 году судом дается 10 суток на подачу кассационной жалобы, если второй участник процесса не согласен с вынесенным решением. По истечении всех сроков на обжалование, решение вступает в законную силу, и только после этого можно начинать процедуру взыскания ущерба с виновника ДТП:
- Если ответчик в добровольном порядке не спешит выплачивать причитающуюся сумму ущерба, то истец обращается в суд за возбуждением принудительного исполнительного производства по компенсации денежных средств.
- Судебные приставы исполнители дают ответчику еще 10 суток на добровольное погашение долга, если этого не случается, то могут конфисковать часть личного имущества в счет покрытия долгов перед истцом. Но обычно выплаты компенсируются со всех видов заработка виновного лица в принудительном порядке.
- Средства перечисляются на банковский счет, предварительного оговоренного в заявлении о возбуждении исполнительного производства.
После исполнения судебного постановления о взыскании ущерба с виновника ДТП производство прекращается, и дело в отношении собственника виновного авто закрывается.
Учет износа при оценке ущерба по полисам ОСАГО. Изменение практики.
Гарантированные выплаты на ремонт можно получить только при наличии у виновной стороны обязательного полиса автогражданской ответственности, но если страховки нет, то для того, чтобы взыскать ущерб с виновника ДТП в 2021 году, потребуется те же действия, что и в случае получения денег без обращения к страховщику. То есть мировое соглашение, подача претензии или судебного иска.
В основном суды общей и надзорных инстанций защищают права страхователей, и выносят решения о выплате возмещений. Правда, если соблюдены все досудебные и судебные формальности.
Но страховые компании часто выступают со встречными требованиями к виновнику происшествия, если он совершил правонарушения в нетрезвом или наркотическом состоянии (регресс).
Также подобные требования может предъявить РСА, если он выплатил компенсацию пострадавшему гражданину, за виновное лицо, у которого отсутствовала обязательная страховка.
Суды автоматически признают виновным водителя в ДТП в 2021 году, если будет установлено:
- Отсутствие прав на управление авто, либо не сдавший экзамен на знание правил движения и вождения.
- Удостоверение водителя выдано на другую категорию автомобилей.
- К управлению допущен лишенный удостоверения водителя гражданин.
В случае преднамеренного сокрытия с места происшествия, водитель также признается виновным.
Суды всех инстанций отмечают, что если виновный не вписан в страховку, то к нему обязательно применяется встречный иск на возмещение убытков.
Но вот в отношении конкретного лица, к которому можно применить взыскание (к собственнику или водителю управляющему авто в момент наезда) суды принимают порой противоречивые постановления.
Все требования по взысканию ущерба с виновника ДТП в 2021 году могут быть удовлетворены, если будет установлено:
- Все основания имеют законный характер.
- Ущерб превышает оговоренную полисом сумму.
- Затраты на полное восстановление авто превышают установленную Законом сумму.
А для второй стороны есть несколько путей для отказа от покрытия ущерба:
- Документально доказать, что предъявленные к нему требования незаконны.
- Договориться о снижении конечной стоимости покрытия.
Поэтому получить сполна причитающиеся средства от причинившего моральный или материальный вред гражданина вполне реально, но для этого потребуются юридические знания и время.
10 февраля 2017 года было вынесено постановление КС «По делу о проверке конституционности статьи 15, пункта 1 статьи 1064, статьи 1072 и пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.С. Аринушенко, Г.С. Бересневой и других». Инициативная группа граждан подала жалобы в КС, рассмотрев жалобы, КС РФ сделал вывод, что предполагается возможность возмещения лицом, гражданская ответственность которого застрахована по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, потерпевшему, которому по указанному договору страховой организацией выплачено страховое возмещение в размере, исчисленном в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства с учетом износа подлежащих замене деталей, узлов и агрегатов транспортного средства, имущественного вреда исходя из принципа полного его возмещения, если потерпевшим представлены надлежащие доказательства того, что размер фактически понесенного им ущерба превышает сумму полученного страхового возмещения.
Проще говоря, вы виновник ДТП в 2017 году, сумма ущерба с учетом износа составляет к примеру 450 000 руб., а без учета износа составляет 600 000 руб. Потерпевший обращается в свою страховую по КАСКО, ремонтирует в сервис-центре от этой же страховой свое авто, стоимость ремонта составляет 600 000 руб. Далее КАСКО СК предъявляет претензию вашей страховой по ОСАГО, которая выплачивает стоимость с учетом ремонта и лимита, то есть 400 000 руб. После вы получаете письмо от КАСКО СК с требованием о выплате 200 000 руб., поскольку убытки у СК КАСКО составили 200 000 руб., и, как раз ссылаясь на постановление, указанное выше, вы должны их оплатить.
С правовой позиции у страховщика по КАСКО в силу п. 1 ст. 965 возникает право требования: «Если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования».
Если бы КАСКО не было и страхователь напрямую обратился в СК виновника по ОСАГО, он получил бы 400 000 руб. и мог бы требовать 50 000 руб. с виновника. При этом страховая ОСАГО производит выплату согласно п. 3.4. «Положение о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» (утв. Банком России 19.09.2014 г. № 432-П):
«Размер расходов на восстановительный ремонт определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте транспортного средства. Относительная потеря стоимости комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) транспортного средства, их функциональных характеристик и ресурса в процессе эксплуатации характеризуется показателем износа».
При этом если убытки при восстановительном ремонте составили бы более 450 000 руб., у потерпевшего было бы право на возмещение их. Но ведь в данном обстоятельстве нужно руководствоваться еще и принципом разумности, то есть провести экспертизу и доказать, что ремонт не мог быть осуществлен ни как иначе, как, например, заменой запчасти на новую вследствие отсутствия б/у или невозможности восстановления старой.
Можно ли взыскать ущерб от ДТП с виновника без учета износа автомобиля?
В силу ст. 15 ГК РФ: «Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере». В п. 12 ПП ВС РФ от 23.06.2015 г. № 25 указано, что размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности.
По смыслу п. 1 ст. 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению. А в силу ст. 56 ГПК РФ: «Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом».
Все было бы хорошо, но в том же п. 12 ПП ВС РФ от 23.06.2015 г. № 25 указано, что если лицо несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности (например, п. 3 ст. 401, п. 1 ст. 1079 ГК РФ). Равно как в постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23.06.2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», если для устранения повреждений имущества истца использовались или будут использованы новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью, несмотря на то что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения; размер подлежащего выплате возмещения может быть уменьшен, если ответчиком будет доказано или из обстоятельств дела следует с очевидностью, что существует иной, более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений подобного имущества (п. 13).
При таких обстоятельствах четко прослеживается возложение обязанности доказывания на ответчика. То есть ответчик назначает экспертизу и получает по результату стоимость с учетом износа запчастей и без стоимости учета износа запчастей. При этом ответчик говорит о возможности более дешевого варианта восстановительного ремонта, указывая как раз на восстановление с учетом износа запчастей (предполагая покупку б/у запчастей или их аналогов). Но?! Все тем же постановлением КС РФ отмечено, что на потерпевшего не может быть возложено бремя самостоятельного поиска деталей, узлов и агрегатов с той же степенью износа, что и у подлежащих замене, – неосновательного обогащения собственника поврежденного имущества не происходит, даже если в результате замены поврежденных деталей, узлов и агрегатов его стоимость выросла. То есть ссылаясь на все тот же постановление КС, истец (потерпевший) имеет право на взыскание с виновника суммы без стоимости учета износа запчастей.
И тут возникает противоречие: с одной стороны, потерпевший не обязан искать запчасти б/у или более дешевый способ устранения повреждении ТС, а с другой стороны, если ответчиком будет доказано или из обстоятельств дела следует с очевидностью, что существует иной, более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений подобного имущества, то размер подлежащего выплате возмещения может быть уменьшен (пленум Верховного суда Российской Федерации от 23.06.2015 г. № 25).
Но по сути ведь наиболее разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений имущества – замена запчастей на аналогичные бывшие в употреблении или на неоригиналы.
Формула расчёта, его методика и применяемые коэффициенты регламентируются Положением Центробанка № 432-П от 19 сентября 2014 года. При определении степени амортизации конкретного автомобиля независимые эксперты учитывают в своих калькуляторах две позиции.
- Срок службы детали, выраженный в количестве лет эксплуатации.
- Пробег автомобиля на момент страхового случая.
Кроме того, в формуле используется специальный коэффициент, учитывающий влияние на амортизацию детали срока службы и пробега транспортного средства. Его значения указаны в Приложении № 5 к Положению Центробанка № 432-П.
Также в формуле могут быть применены коэффициенты дополнительной амортизации детали при наличии следующих факторов:
- повышенная коррозия, не свойственная детали;
- повреждения облицовки и кузова, занимающие больше десяти процентов площади детали и не относящиеся к страховому случаю;
- следы ремонтных работ, выполненных с нарушением технологии;
- дефекты ЛКП, занимающие больше десяти процентов площади детали;
- ремонтные вставки и врезки при восстановлении детали;
- трещины, сколы или потёртости стёкол, зеркал и световых приборов, занимающие больше десяти процентов их площади;
- повреждения неокрашенной пластиковой детали, если они не относятся к страховому случаю.
Есть в Положении Центробанка № 432-П и положительные для автовладельцев моменты. В частности, в Приложении № 7 приводится обширный перечень деталей, замена которых оплачивается без учёта износа. В их числе подушки и ремни безопасности, различные элементы системы торможения и рулевой системы.
Потому что существовало разъяснение Верховного Суда РФ из обзора судебной практики №4 за 2020 год.
Вкратце: ФЗ об ОСАГО предусматривает, что размер выплаты определяется по единой методике (положение ЦБ РФ №432-П от 19.09.2014). Методика и закон исходят из того, что все расходы на запчасти определяются с учетом износа. То есть потребовать доплату с виновника ДТП можно только в случае, когда размер страховой выплаты по ОСАГО получается больше 400 тысяч рублей. Страховая выплатит вам 400 тысяч, остальное вы можете взыскивать с виновника. Если размер выплаты меньше 400 тысяч рублей, всю сумму ущерба вам перечисляет страховая, а с виновника ничего получить нельзя. Так было до недавнего времени, пока в ситуацию не вмешался Конституционный суд.
Четверо автолюбителей из Краснодарского края, попав в ДТП, решили попробовать через суд получить возмещение за износ с виновников аварий. Все суды им в этом отказали на основании позиции Верховного Суда. Тогда водители обратились в Конституционный суд, и 10 марта 2020 года в постановлении №6-П КС принял их сторону.
КС напомнил, что ФЗ об ОСАГО регулирует лишь отношения между потерпевшим и страховой компанией по поводу получения страховой выплаты. Отношения вследствие причинения вреда (то есть между потерпевшим и виновником) регулируются ГК РФ. Статьи 15 и 1064 ГК РФ дают потерпевшему право требовать полного возмещения причиненных убытков с причинителя вреда. В 1072 статье ГК РФ также прописана необходимость возмещения потерпевшему разницы между суммой страхового возмещения и фактическим размером ущерба, если страховой выплаты недостаточно для полного возмещения ущерба.
Конституционный суд также обратил внимание на то, что рассчитанная по единой методике сумма выплаты может не соответствовать реальным затратам на ремонт, а формулы расчета износа являются усредненными и не учитывают особенности конкретной машины.
Вывод КС РФ: для покрытия разницы между страховой выплатой и фактическим ущербом потерпевший может подать иск к виновнику ДТП.
Верховный Суд постановил взыскивать ущерб от ДТП с виновника без износа
КАСКО без учета амортизации автомобиля – это не только полное покрытие ущерба, но и более дорогая страховка. В среднем цена полиса при таком условии выше на 15%. Решая, стоит ли тратиться или лучше купить КАСКО с учетом износа, нужно принимать во внимание несколько факторов:
- страховую стоимость самого автомобиля;
- год выпуска;
- процент износа;
- размер страховой суммы, которую клиент получит после порчи машины;
- возраст и стаж вождения владельца;
- количество людей, пользующихся транспортным средством.
Если бы КАСКО не было и страхователь напрямую обратился в СК виновника по ОСАГО, он получил бы 400 000 руб. и мог бы требовать 50 000 руб. с виновника. При этом страховая ОСАГО производит выплату согласно п. 3.4. «Положение о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» (утв. Банком России 19.09.2014 г. № 432-П):
«Размер расходов на восстановительный ремонт определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте транспортного средства. Относительная потеря стоимости комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) транспортного средства, их функциональных характеристик и ресурса в процессе эксплуатации характеризуется показателем износа».
При этом если убытки при восстановительном ремонте составили бы более 450 000 руб., у потерпевшего было бы право на возмещение их. Но ведь в данном обстоятельстве нужно руководствоваться еще и принципом разумности, то есть провести экспертизу и доказать, что ремонт не мог быть осуществлен ни как иначе, как, например, заменой запчасти на новую вследствие отсутствия б/у или невозможности восстановления старой.
Очень многие автомобилисты владеют машинами, которые прежде имели других хозяев. Но и в этом случае можно купить КАСКО без учета износа. Тогда к стоимости полиса не только прибавятся 15% за условие. Он будет еще дороже из-за того, что машине 5, 7, 10 лет, значит, риск того, что она будет повреждена, по мнению страховщиков, выше. Если сравнивать цену КАСКО на авто одной и той же марки, но нового и подержанного, выяснится, что первый полис будет дешевле.
С другой стороны, отремонтировать разбитую старую машину недавно сошедшими с конвейера деталями весьма выгодно. Тем более, что процент износа на такие авто обычно больше 12%. То есть по КАСКО с учетом амортизации автовладелец может получить совсем крошечную сумму. Поэтому имеющим подержанные автомобили стоит страховать их, убрав из договора это условие. Особенно, если водитель неопытный или недисциплинированный, ездит по городу с интенсивным движением.
Сумма денежной компенсации по ОСАГО, рассчитывается по Положению Банка за номером № 432-П, с учетом износа и без учета износа автомобиля. Соответственно, с увеличением возраста машины, увеличивается ее пробег. Тогда оценка производится по определенным коэффициентам, учитывая возраст автомобиля. Сумма, подлежащая возмещению поэтому будет гораздо ниже, чем необходимая. Потерпевший имеет право обратиться в КАСКО, если имеет такой страховой полис. Он получит денежное возмещение на ремонт своего авто без учета износа, при этом будет рассчитана разница между суммой возмещения КАСКО и суммой выплаты ОСАГО, а разница подлежит взысканию с установленного виновника дорожно-транспортного происшествия.
Такие действия регламентирует статья Гражданского кодекса Российской Федерации за номером № 965. А именно, получение страховой компанией права, востребовать компенсацию с виновника аварии равную сумме, выплаченной страховой компанией ранее и необходимой для ремонта в полном объеме.
ВАЖНО !!! Или коротко, у пострадавшего полис КАСКО, ваш автомобиль застрахован в ОСАГО, тогда придется компенсировать разницу выплат из собственного кармана. Все эти действия подпадают под статью № 15, Гражданского кодекса Российской Федерации, дающие определение убытка, а именно – возмещение нарушенных прав, потеря или порча имущества (реальный ущерб) и неполучение определенной суммы дохода, которую мог бы получить участник аварии, если бы не было этой аварии (упущенная выгода).
Поэтому пострадавший имеет право возмещения своих убытков, нанесенных третьими лицами, то есть потерпевший должен возвратиться в реальное положение своего материального положения, до аварии. После появления решения Конституционного суда, о порядке начисления суммы ущерба, полученного в результате дорожно-транспортного происшествия, ведется такая практика – начисление суммы компенсации, не использующие коэффициенты, то есть решения выносятся без износа, ОСАГО судебные решения выносятся на основании иска, поданного пострадавшей стороной.
Договором страхования ОСАГО предусмотрена максимальная страховая выплата, для восстановления транспортного средства. Сейчас она равна 400 000 рублей, в случае только поврежденного автомобиля, и 500 000 рублей, если есть люди, получившие травмы или умершие. Если в результате аварии нанесен ущерб выше этой суммы, разницу также будет компенсировать виновник происшествия.
Иногда, происходят аварии, в которых тяжело установить виновность одного водителя и пострадавших может быть несколько. Верховный суд, в ходе судебных разбирательств, постановил, если нельзя найти непосредственного виновника в наступлении страхового случая, или определить степень виновности каждого водителя по отдельности, в случае обращения одного из участников происшествия в страховую компанию за денежной выплатой, такой водитель имеет право получить компенсацию в сумме одной из равных долей. То есть, компенсация всем участникам ДТП выплачивается в равных долях.
Учащаются случаи, когда участники происшествия не имеют страхового полиса, нет даже полиса ОСАГО. В таком случае ситуация существенно усложняется. Ведь оплату восстановления пострадавшего автомобиля, виновному в аварии водителю будет компенсировать своими средствами. В случае, если пострадавшие стороны не смогут прийти к мирному решению вопроса, за обращением в суд последует увеличение суммы расходов на компенсацию, возможно и в разы. В сумму входят и оплата услуг адвоката, сумма моральной компенсации и дополнительной компенсации на восстановление здоровья пострадавших, если таковое пострадало.
ВАЖНО !!! В случае, обнаружения отсутствия страхового полиса ОСАГО у виновника дорожно-транспортного происшествия, особое внимание следует обратить на правильность оформления протокола сотрудниками госинспекции. Обязательно нужно зафиксировать в протоколе отсутствие страховки. Пострадавшей стороне следует записать данные виновника, включающие фамилию и инициалы, регистрацию постоянного места жительства, контактный телефон.
- Автомобильное право
- Как через Госуслуги записаться на экзамен в ГИБДД?
- Новый федеральный закон о страховании ОСАГО
- Что делать при ДТП: без пострадавших, с пострадавшими
- Как быстрее получить страховую выплату по ОСАГО
- Проверяем автомобиль на кредит или залог в банке
- Справка о ДТП для страховой: что это такое, как получить?
- Определение и классификация ДТП в правилах дорожного движения
- Что делать, если автосалон не отдает автомобиль?
- Как проходит внутренний экзамен в автошколе
- Можно ли получить водительские права с плохим зрением?
- Семейное право
- Наследственное право
- Земельное право
- Трудовое право
- Автомобильное право
- Уголовное право
- Недвижимость
- Финансы
- Налоги
- Льготы
- Ипотека