Нанесение ущерба здоровью из-за превышения мотоциклистом скорости

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нанесение ущерба здоровью из-за превышения мотоциклистом скорости». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Самое частое нарушение мотоциклистов – поездки между рядами

Решение вопросов дорожно-транспортного травматизма в стране является одной из острейших проблем [3]. Этот вид травмы приобретает в настоящее время значительное распространение. Мотоциклетная травма, в отличие от автомобильной, характеризуется выраженной сезонностью (май – сентябрь), поражением лиц молодого возраста, а также тем, что в этих случаях, кроме пешеходов, всегда страдают водители и пассажиры мотоцикла, что в основном связано с неустойчивостью двухколесного средства передвижения [4]. Не стоит отрицать, что характер езды, цель владения мотоциклом, опыт водителя и сам мотоцикл влияют на травматизм [13]. Многие мотоциклисты пренебрегают экипировкой, но с каждым годом возрастает количество людей, которые стараются всячески обезопасить свое движение на мототранспорте [2]. Влияние экипировки на тяжесть повреждений, индивидуальные морфологические признаки повреждений для мотоциклиста в экипировке – эти вопросы, почти не изученные в судебно-медицинской литературе, как никогда остро стоят в вопросе специфики современной мототравмы.

Основной целью данного исследования стало проведение сравнительного анализа травм, полученных мотоциклистом, находящимся в мотоэкипировке и без защиты, при мотоциклетном травматизме, их характер и тяжесть причинения вреда здоровью.

Задачи работы

  1. Провести сравнительный анализ степени тяжести полученных повреждений мотоциклистом, находящимся в мотоэкипировке и без защиты при мотоциклетном травматизме.
  2. Выявить более специфичные повреждения для мотоциклиста в экипировке.
  3. Провести сравнительный анализ уровня защиты и степени вреда здоровью, полученного при ДТП мотоводителем.

На основании данных обработанных анкет можно сделать вывод, что 81 % исследуемых составили представители мужского пола, на долю женского состава пришлось всего 19 %. Возраст анкетированных пришелся на диапазон от 18 до 37 лет, а вес – от 55 до 95 кг. Самым популярным классом мотоциклов стал спортбайк – 55 % случаев, круизеры и чопперы – 30 %, классики – 15 %. Почти в каждом случае мотоводители при ДТП были трезвы, и только 16 % были в состоянии алкогольного опьянения. Для получения более достоверных данных было принято решение – при анализе данных отобрать лишь те случаи ДТП, в которых скорость мотоцикла была бы в референтных значениях 40–70 км/ч. По итогам предварительного анализа в группу А вошли мотоводители, получившие травмы при ДТП, которые имели полную мотоэкипировку или частично были защищены. Их численность составила 20 человек, или 63 % от общего числа исследуемых случаев. Группа Б – мотоводители, получившие травмы при ДТП, не имевшие средств защиты. Группа составила 12 человек, или 37 % от общего числа. Представители группы А в 25 % случаев имели полный комплект мотоэкипировки (мотокуртка, мотобрюки, мотоперчатки, мотоботы, мотошлем). Во всех остальных случаях уровень защитных свойств одежды также был высоким, но присутствовали только шлем, мотокуртка и мотоперчатки. Таким образом, из проведенного нами анализа было выявлено, что группу А составили мотоводители, находившиеся в мотоэкипировке. Они получили значительно меньшее количество повреждений; из них 90 % – ссадин (зачастую на открытых участках тела, не защищенных мотоэкипировкой), 88 % пришлось на кровоподтеки и лишь 16 % – на раны, переломы. Более тяжелые повреждения – разрывы внутренних органов или связок, в данной группе не встречались. При этом в группе Б у опрошенных, получивших повреждения в приблизительно равных условиях, что и опрошенные группы А, количество и тяжесть полученных повреждений были значительно выше: ссадины – 100 % случаев, кровоподтеки – 100 %, раны – 67 %, переломы – 42 %, разрывы внутренних органов, связок – 8 % (1 случай). При анализе повреждений по тяжести причиненного вреда здоровью выявлено, что легкий вред здоровью установлен в группе А лишь в 40 % случаев, в 60 % вред здоровью отсутствовал, как правило, выявлялись только наружные повреждения – ссадины, кровоподтеки, не вызывающие расстройства здоровья и не требующие лечения. В исследуемой группе Б выявлено, что вред здоровью отсутствовал в 25 % случаев, когда легкий вред здоровью был в 67 % случаев, всего один исследуемый из группы получил вред средней тяжести (8 %).

Лишение прав за причинение вреда здоровью при дтп

Подводя итоги нашей работы, можно сделать вывод, что мотоводители, находящиеся в мотоэкипировке в момент ДТП при скорости 40–70 км/ч, получают значительно меньше повреждений по объему, их характер в большинстве случаев наружный (ссадины, кровоподтеки, раны), которые чаще всего лоцируются на местах, контактных с дорожным покрытием, и на открытых участках тела, не защищенных экипировкой. При этом в большинстве случаев вред здоровью отсутствует вовсе, в некоторых случаях соотносим с получением легкого вреда здоровью. Говоря о мотоциклистах, у которых отсутствовала мотоэкипировка в момент ДТП, в таких случаях характер повреждений достаточно выражен по объему, хоть и превалируют повреждения наружного характера. Внутренние повреждения, такие как переломы, разрывы связок, встречаются не так редко, вред здоровью в таких случаях в большинстве своем носит характер легкого вреда, но встречаются случаи, в которых вред здоровью можно расценивать как средний.

  1. Бедрин, Л.М. Мотоциклетная травма : избр. лекции по судеб. медицине. – Ярославль, 1989. – С. 1–26. – Текст : непосредственный.
  2. Вылкова, А.Н. Разработка общей классификации мотоэкипировки / А.Н. Вылкова, С.А. Колесник. – Шахты, 2017. – С. 5–21. – Текст : непосредственный.
  3. Капустина, Ю.Б. Сравнительная оценка травм различных участников дорожного движения при летальных ДТП / Ю.Б. Капустина, Д.Д. Казарин. – Пермь, 2015. – С. 1–7. – Текст : непосредственный.
  4. Кирьянова, Ю.П. Особенности повреждения водителя и пассажира современной модели спортивного мотоцикла / Ю.П. Кирьянова, Л.В. Широкова. – М., 2013. – С. 1–24. – Текст : непосредственный.
  5. Кононенко, В.И. Судебно-медицинская экспертиза при мотопроисшествии / В.И. Кононенко, Н.Н. Тагаев. – М., 1984. – С. 12–45. – Текст : непосредственный.
  6. Пермяков, А.В. Оценка тяжести несмертельных повреждений при мотоциклетных происшествиях / А.В. Пермяков. – Текст : непосредственный // Судеб.-мед. экспертиза. – М., 1967. – С. 25–41.
  7. Пермяков, А.В. Современное состояние вопроса, судебно-медицинской экспертизы мотоциклетной травмы // Актуальные вопросы судебной медицины и криминалистики / А.В. Пермяков. – Текст : непосредственный. – М., 1966. – С. 4–21.
  8. Пермяков, А.В. Характер несмертельных повреждений, полученных при падении с движущегося мотоцикла / А.В. Пермяков. – Текст : непосредственный // Теория и практика судебно-медицинской травматологии. – Ижевск, 1982. – С. 14–31.
  9. Породенко, В.А. Анализ несмертельной мототравмы в городе Краснодаре / В.А. Породенко, С.А. Ануприенко, Ю.А. Заричнюк. – Краснодар, 2018. – С. 1–6. – Текст : непосредственный.
  10. Тагаев, Н.Н. К вопросу о механизме травмирования водителей при опрокидывании тяжелых мотоциклов / Н.Н. Тагаев. – Текст : непосредственный // Современная диагностика в судебной медицине. – Кишинёв, 1981. – С. 45–62.
  11. Тагаев, Н.Н. Морфология и механизмы травмы у водителей, погибших при падении с мотоциклов / Н.Н. Тагаев. – Харьков ; М., 1990. – C. 98–101. – Текст : непосредственный.
  12. Трубников, В.Ф. Тяжелые мотоциклетные травмы / В.Ф. Трубников, Г.П. Истомин, К.Н. Тагаев. – Харьков, 1993. – С. 24–56. – Текст : непосредственный.
  13. Шадымов, А.Б. Особенности повреждений и их сочетания в зависимости от вида мотоциклетного транспорта / А.Б. Шадымов, А.М. Дробышева, Е.И. Сеченев. – Б. м., 2016. – С. 7–19. – Текст : непосредственный.
  14. Шадымов, А.Б. Посадка водителя как критерий оценки повреждений при мотоциклетной травме / А.Б. Шадымов. – Текст : непосредственный // Вестн. судеб. медицины. – Новосибирск, 2017. – С. 1–19.

Согласно положениям КоАП РФ — причинение вреда здоровью не всегда наказывается лишением прав. Если степень ущерба будет оценена как легкая или же средней тяжести суровая санкция будет заменена уплатой штрафа, размеры которого установлены Кодексом об административных правонарушениях.
Следует знать, что данные дела имеют свою специфику рассмотрения в суде. В частности, судья будет обязательно учитывать:

  • Личность лица, признанного виновным;
  • Водительский стаж, наличие правонарушений в прошлом;
  • Отношение потерпевшего к виновнику.

Уголовная ответственность наступает при последствиях, связанных с нормами 264 статьи УК. То есть это причинение тяжкого вреда здоровью и смерть человека, наступившее в ходе ПДД умышленно или по неосторожности.

Субъектом преступления является лицо, которое достигло возраста шестнадцати лет, которое управляет автотранспортным средством. Кстати, субъектом преступления признается не только автомобилист, сдавший экзамены на право управления автомобилем, но и иное лицо, управляющее автотранспортным средством.


Основной причиной всех ДТП чаще всего становится превышение скорости. Как показывает официальная статистика Государственной автомобильной инспекции примерно 40 процентов ДТП с тяжелыми последствиями или смертельным исходом как раз-таки приходится на превышение скорости. В соответствии с правилами дорожного движения водитель должен управлять автотранспортным средством с скоростью, которая официально не превышает установленных ограничений. Уголовная ответственность в соответствии с нормами статьи 264 предусматривает ответственность в том случае, если у водителя имелась возможность избежать ПДД, но он не смог по каким-то причинам избежать столкновения.

Также часто причиной ДТП выступает техническая неисправность автотранспортного средства, из-за которой автомобилист не может избежать наезда или столкновения. При решении вопроса о технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия судам следует исходить из того, что момент возникновения опасности для движения определяется в каждом конкретном случае с учетом дорожной обстановки, предшествующей дорожно-транспортному происшествию.


ДТП с превышением скорости и помеха – кто виноват и как доказать?

В обязательном порядке при инкриминировании преступления по статье 264 УК России проводится судебная автотехническая экспертиза. Она позволяет ответить на ряд вопросов, имеющих значение для хода уголовного расследования. Она поможет ответить на вопросы о технической возможности остановки автомобиля, его состоянии, наличии или отсутствии технической неисправности, тормозном пути авто.

В компетенцию эксперта входят вопросы, связанные с решением только технических моментов. После анализов и оценки эксперт подготавливает специальное заключение, которое является доказательственной базой в ходе расследования преступления.


Отягчающим обстоятельством преступления выступает смерть потерпевшего лица или гибель двух и более лиц, которая стала следствием ДТП. Это может произойти в ходе наезда или перехода дороги, когда водитель, пешеходы или пассажиры в ходе ДТП погибают. Ответственность за наступление гибели потерпевших регламентируется нормами 3 и 4 части статьи 264 Уголовного кодекса России. Как показывает судебная практика примерно семьдесят процентов случаев подобных ПДТ заканчивается реальным назначением тюремного наказания. Особенно если ПДД со смертельным исходом произошло в результате опьянения водителя, что в свою очередь является еще одним отягчающим обстоятельством.

Если суд на основании исследованных доказательств установит, что указанные в статье 264 УК РФ последствия наступили не только вследствие нарушения лицом, управляющим транспортным средством, правил дорожного движения, но и ввиду несоблюдения потерпевшим конкретных пунктов правил (неприменение пассажиром при поездке ремней безопасности), то тогда эти обстоятельства могут быть учтены судом как смягчающие наказание

Стоит также сказать и о состоянии опьянения. На основании правил ПДД (статья 2.7) водителю запрещено управлять автотранспортным средством в состоянии наркотического либо алкогольного опьянения. Совершение ДТП в состоянии алкогольного опьянения является признаком, которое отягощает ответственность водителя.

К основным видам наказания используется лишение водительских прав на определенный срок. При назначении этого наказания информируется подразделения ГИБДД по месту проживания и регистрации виновника ДТП.


Нужно отметить, что вред оценивается исходя из нескольких факторов. Определить состояние может только квалифицированный медработник.

Вид ущерба Главные признаки Примеры
Легкий • Отсутствие сотрясения мозга и других черепно-мозговых травм либо их слабая выраженность
• Кратковременная потеря работоспособности
• Непродолжительное восстановление организма (до 3 недель)
• Ушибы
• Простые вывихи
• Легкие порезы осколками стекла
• Нарушения подвижности суставов
Средний • Присутствует длительное, но не несущее серьезной угрозы жизни и здоровью повреждение
• Продолжительная утрата работоспособности
• Наличие черепно-мозговых травм
• Необходимость медицинской помощи, в том числе в виде госпитализации и стационарного лечения
• Переломы конечностей, ребер
• Сотрясения мозга средней тяжести
• Открытые ранения без поражения внутренних органов
• Осложненные ушибы и вывихи
Тяжелый • Закрытые повреждения внутренних органов
• Многочисленные переломы
• Нарушение целостности крупных кровеносных сосудов
• Наличие обширных ожогов
• Тяжелая черепная травма
• Внутренние кровотечения
• Разрывы органов
• Повреждения скелета, не поддающиеся полноценной коррекции
• Обезображивание лица
• Тяжелые психические отклонения на фоне полученных увечий

Отдельной группой считается летальный ущерб пострадавшему. К данной категории относятся любые повреждения, которые привели к непоправимым последствиям и смерти.

Оценку телесных повреждений производит судмедэксперт. Также процедура может осуществляться представителем предприятия, оказывающего услуги в сфере медицинской экспертизы. Это возможно при наличии соответствующей лицензии.

Значение длительности расстройства здоровью

Под этим определением понимается срок, на который пострадавший утрачивает способность к полноценному социальному и физическому функционированию. Данный фактор является одним из критериев при оценке тяжести нанесенных телесных повреждений.

Важно знать! Кратковременному расстройству здоровья соответствует патология, протекающая от 6 до 21 дня. Обычно именно за такой срок человек восстанавливается после ущерба легкой степени. О средней тяжести идет речь в том случае, если временной промежуток составляет от 3 недель до 4 месяцев. При более длительном течении расстройств нанесенный ущерб признается тяжелым.

Ответственность за нанесение вреда здоровью при ДТП

Ответственность за нанесение незначительных повреждений регулируется административным кодексом. При отсутствии летальных последствий или тяжелых травм у пострадавшего водитель может не беспокоиться о том, что ему грозит уголовная статья.

За легкий вред здоровью при ДТП предусмотрено такое наказание:

  • Штрафное взыскание (от 2 до 2.5 тыс. рублей)
  • Конфискация водительского удостоверения (от 12 до 18 месяцев)

Следует отметить, что характер наказания за легкий вред здоровью при ДТП не зависит от того, находился ли водитель в состоянии опьянения. Во многих случаях, если авария не была зафиксирована правоохранительными органами, автомобилист может договориться с потерпевшим про компенсацию и, таким образом, исключить необходимость оплачивать штраф.

Ответственность за такие увечья носит уголовный характер. Обычно водителям грозит ограничения свободы, исправительные работы принудительного типа. При наличии отягощающих факторов, выявленных в ходе расследования, условный срок могут заменить реальным.

Последствия ДТП Наказание
Тяжкий вред здоровью (в трезвом состоянии) • Работы принудительного типа (2 года)
• Ограничение свободы (до 3 лет)
• Возможна конфискация водительских прав, тюремный срок до 24 месяцев
Нанесение тяжелых повреждений ДТП (в состоянии опьянения) • Исправительные работы (3 года)
• Лишение свободы (до 4 лет)
• Конфискация ВУ
Авария со смертью 1 человека (в трезвом состоянии) • Тюремный срок до 5 лет
• Принудительные работы
• Лишение прав
ДТП с летальным исходом (при алкогольном опьянении) • Тюремный срок 2-7 лет
Смерть 2 и более пострадавших • Лишение свободы от 4 до 9 лет, в зависимости от того, в каком состоянии находился водитель

Таким образом, ДТП с тяжело пострадавшими или погибшими является серьезным преступлением. Поэтому виновникам происшествия грозят уголовные меры наказания.

Законно исключить вероятность несения ответственности практически невозможно. Такой вариант допускается только в том случае, если нанесен легкий ущерб здоровью. В таких ситуациях участники происшествия могут прийти к взаимному решению, при котором пострадавшие откажутся от претензий.

В судебной практике распространены случаи, когда участники ДТП приходят к обоюдному соглашению. Обычно пострадавшие отказываются от обвинения, если вина в происшествии лежит на их родственнике или друге.

Важно знать! Другой вариант, при котором возможно примирение сторон – выплата компенсации. Очень часто людям, попавшим в аварию, значительно удобнее принять материальную помощь от виновника, чем дожидаться вынесения судебного решения. В таких случаях пострадавшие могут отказаться от претензий и тогда водитель сможет избежать наказания.

При определении наказания учитывается очень большое количество факторов. Многие водители ошибочно полагают, что за конкретное нарушение грозит только указанная в КоАП или УК ответственность. На самом деле в суде рассматриваются все аспекты происшествия, поэтому итоговое взыскание может быть как менее строгим, так и более серьезным, если обстоятельства будут признаны отягощающими.

Настоящий стандарт устанавливает основные принципы оценки и определения риска, в которых объединены знания и опыт в области конструирования и эксплуатации машин, несчастных случаев, аварий и поражений для того, чтобы определить сумму рисков на всех стадиях жизни машины (ГОСТ Р 51333, 3.11, перечисление а).

В настоящем стандарте дается руководство по требуемой информации для оценки и определения риска. Приведены процедуры идентификации опасностей, оценки и количественного определения риска.

Цель стандарта — оказать помощь для обеспечения безопасности машины и для составления требуемых документов по выполненной оценке, определению риска.

Настоящий стандарт не предполагает изложение конкретных методов анализа опасностей и оценки риска. Изложения некоторых из этих методов даются только для информации (приложение В).

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 51333-99 Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Термины, технологические решения и технические условия

ГОСТ Р МЭК 60204-1-99 Безопасность машин. Электрооборудование машин и механизмов. Часть 1. Общие требования.

МЭК 812-85* Техника анализа надежности систем. Метод анализа вида и последствий отказов

МЭК 1025-90* Анализ диагностического дерева отказов

______________

* Международные стандарты МЭК — во ВНИИКИ и ВНИИНМАШ Госстандарта России.

В настоящем стандарте используют следующие термины c соответствующими определениями:

ущерб: Травматизм и/или опасность для здоровья или состояния [1];

опасное событие: Событие, которое может вызвать поражение;

защитные меры: Средства устранения опасностей или уменьшения рисков;

остаточный риск: Риск, остающийся после того, как приняты защитные меры.

Остальные определения — по ГОСТ Р 51333.

При оценке и определении риска следует принимать в расчет:

— фазы жизни машины (ГОСТ Р 51333, 3.11, перечисление а);

— область использования (ГОСТ Р 51333, 5.1), включая предусмотренное применение (как правильное применение и функционирование машины, так и предусмотренное в допустимых пределах неправильное применение или неправильное функционирование) в соответствии с ГОСТ Р 51333, 3.12);

— весь диапазон предполагаемого использования машины (например промышленное, непромышленное и в домашних условиях) людьми с учетом пола, возраста, левшей и правшей, с ограниченными физическими возможностями (в части зрения и слуха, с ограниченными размерами тела и силы);

— предполагаемых потребителей с их уровнем образования, опытом или способностями:

a) операторов, включая обученный или опытный обслуживающий персонал или техников,

b) учеников и практикантов,

c) остальных лиц, участвующих в эксплуатации машины;

— других лиц, которых можно предвидеть и которые могут быть подвергнуты опасности.

7.1 Основные положения

После идентификации опасностей (раздел 6) для каждой опасности должна быть выполнена оценка риска путем определения элементов риска, описанных в 7.2.

При определении элементов риска необходимо принимать во внимание требования, изложенные в 7.3.

7.2 Элементы риска

7.2.1 Комбинация элементов риска

Риски, связанные с определенной ситуацией или определенным техническим процессом, описываются комбинацией следующих элементов:

— степень тяжести возможного ущерба;

Таблица выплат по ОСАГО за вред здоровью

Причинение физического ущерба человеку в результате аварии приводит к таким последствиям: заслуженное осуждение виновника и оказание помощи пострадавшему. Примечательно, что виновного можно привлечь не только к уголовной, но и к административной ответственности.

Всего существует четыре степени причинения ущерба человеческому здоровью в результате ДТП:

  • моральный вред;
  • легкий вред здоровью;
  • вред здоровью средней тяжести;
  • тяжелый вред здоровью.

По каким признакам устанавливается характер ущерба:

  • влияние полученного ущерба на жизнь;
  • влияние полученной травмы на трудоспособность;
  • длительность лечения потерпевшего;
  • прекращение функционирования какого-либо органа или полная его потеря;
  • невозможность продолжать работу по профессии.

Степень тяжести всегда устанавливается судмедэкспертизой. Специалист выявляет не только физический ущерб потерпевшего в результате аварии, но и его психологическое состояние.

Все вышеописанное есть степень тяжести вреда, нанесенного здоровью. Полный список можно просмотреть в приказе Министерства охраны здоровья No 194, датированном 24-м октября 2008-го года.

Моральный вред, причиненный здоровью — это сильные душевные боли и страдания, серьезно влияющие на психологическое состояние потерпевшего, и которые в дальнейшем могут отразиться на его физическом состоянии. Бытует мнение, что, если после аварии нет истерик или потерпевший не устраивает скандалов, можно не требовать с виновника компенсирования ущерба. Это большое заблуждение, уже хотя бы потому, что большинство водителей сильнее волнуются за свою машину, чем за физическое здоровье. В процессе судебных тяжб сказывается сильнейшее напряжение на сердце и нервы. Все это может привести в итоге к различного вида болезням, потому следует в обязательном порядке требовать возмещения морального вреда. Какими бы ни были последствия, они наступят обязательно.

Чтобы доказать в суде факт причинения морального вреда, нужны свидетельские показания, медицинская экспертиза. Размер компенсации будет зависеть и от характера полученного ущерба, и от последствий.

Легкий вред физическому здоровью — это кратковременное расстройство общего состояния и временная потеря трудоспособности. В основном в данном случае срок лечения длится не дольше трех недель, при этом он может быть как стационарным, так и амбулаторным. Легкий ущерб здоровью наблюдается у всех без исключения пострадавших в транспортной аварии. В основном это испуг, потрясение, стресс. Подобный вред не требует компенсации, поскольку его нельзя считать тяжелым случаем. В большинстве случаев пострадавший даже толком не понимает, что получил ущерб, потому мысли его вовсе не о возмещении. В данном случае защита в суде по уголовным делам виновнику ДТП еще не требуется.

Но, если все же у потерпевшего возникает необходимость возместить полученный в аварии ущерб, требуется для начала предоставить соответствующие медицинские справки, которые подтвердят заболевание.

Вред здоровью подобной степени — это кратковременное нарушение здоровья, не представляющее серьезной угрозы жизни или нарушение трудоспособности примерно на четверть. К примеру, это травма конечностей, небольшое сотрясение мозга. Лечение в данном случае длится больше, чем три недели. К сожалению, россияне, вопреки общему мнению, вовсе не торопятся вставать на защиту собственных прав и требовать с виновника какой-либо компенсации в принципе. Даже несмотря на то, что это уже довольно серьезное дело, ведь на какое-то время пострадавший теряет трудоспособность, а значит, сталкивается с сопутствующими трудностями.

Кроме возмещения морального вреда, потерпевший от аварии имеет полное право стребовать с виновника потерянный заработок.

Тяжелый вред представляет серьезную угрозу или тяжелые последствия для здоровья и жизни пострадавшего.

Наиболее частый случай компенсации ущерба пострадавшему в результате транспортной аварии. По решению суда пострадавшему компенсируется стоимость лекарств, непосредственно лечения, морального ущерба, сумма упущенного в процессе реабилитации заработка. Иногда реабилитация может длиться очень долго. К примеру, по причине клинической смерти. Также в данном случае виновнику вполне может потребоваться защита в суде по уголовным делам. Ею может стать опытный адвокат по уголовным делам в СПб.

В следующей статье будут рассмотрены основные виды последствий транспортной аварии, а также услуги адвоката по уголовным делам, цены.

Число смертельных аварий с мотоциклами в столице снизилось на 55%

Если при ДТП участником либо участниками были получены тяжкие телесные повреждения либо был установлен факт предумышленности действия водителя, выносится постановления о возбуждение уголовного дела, так как указанные деяния подпадают под действие уголовного кодекса. В частности в ст.264 УК РФ гласит, что причинение тяжких телесных повреждений по неосторожности водителя влечет за собой ответственность в виде лишения или ограничения свободы до трех лет, а также запретом на вождение транспортных средств на такой же срок. Статья 115 УК РФ гласит, что умышленное причинение вреда здоровью при ДТП даже в легкой степени влечет за собой штраф от 40 тыс. рублей или арест, исправительные работы. Но для возбуждения уголовного дела по вышеперечисленным факторам требуется проведение дополнительных экспертиз в частности судебно-медицинская.

Стоит отметить, что ограничения скоростного режима регулируются десятой главой ПДД. Разновидность же этих режимов будет зависеть от нескольких факторов:

  • От расположения дорожных покрытий (в пределах населенных пунктов или нет), а также их разновидностей — дороги, автомагистрали и т.д.
  • От разновидностей транспортных средств (грузовые автомобили, легковые, мотоциклы и т.д.).
  • От тех задач, которые выполняет определенное транспортное средство (транспортировка грузов, пассажирские перевозки, буксировка других автомобилей и т.д.).

Это достаточно общие характеристики, но для полноты картины стоит рассмотреть каждое отдельное транспортное средство и те ограничения скорости, которые предусмотрены для них в таблице.

Согласно постановлению, эти нормативы могут изменяться, в соответствии с различными факторами, не влияющими на общую безопасность движения на автодорогах.

Данные изменения могут быть направлены в сторону увеличения допустимых значений разрешенной скорости, с установкой соответствующих знаков.

При этом скорость не должна превышать показатели, которые прописаны для движения по автомагистралям.

Ограничение скорости (км / ч)
Тип транспортного средства В жилых зонах и на дворовых территориях Населенные пункты Вне населенных пунктов на авто-магистралях Вне населенных пунктов на остальных дорогах
Легковые автомобили и грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т Самостоятельно 20 60 110 90
Буксировка прицепа 20 60 90 70
Буксировка транспортного средства 20 50 50 50
Междугородние, маломестные автобусы и мотоциклы Самостоятельно 20 60 90 90
Буксировка транспортного средства 20 50 50 50
Перевозка группы детей 20 60 60 60
Другие автобусы Самостоятельно 20 60 90 70
Буксировка транспортного средства 20 50 50 50
Перевозка группы детей 20 60 60 60
Грузовые транспортные средства с разрешенной максимальной массой более 3,5 т Самостоятельно 20 60 90 70
Прицеп 20 60 90 70
Буксировка транспортного средства 20 50 50 50
Перевозка людей в кузове 20 60 60 60
Транспортным средствам, перевозящим крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы, разрешается движение соскоростью, не превышающей скорости, установленной при согласовании условий перевозки.

На сегодняшний день, основными методами фиксации случаев превышения скоростного режима являются:

  • Радары переносного типа.
  • Радары мобильного типа.
  • Радары стационарного типа.

Радары переносного и мобильного типов используются для осуществления контроля над определенным участком дороги. При этом радары мобильного типа устанавливаются на определенных подставках или машинах автоинспекции, а переносные радары являются ручными конструкциями.

Самое распространенное нарушение на дороге – это превышение скорости. По данному поводу случается основная часть транспортных происшествий. Поэтому к нарушителям применяются меры взыскания в соответствии с положениями административного кодекса. К последним относятся: штраф и изъятие прав на управление транспортом.

Правилами дорожного движения (гл.10) установлена верхняя граница значения скорости движения. Автоводитель должен соблюдать ограничения, и, кроме того, анализировать общую ситуацию, управляя автомобилем.

В таблице ниже представлены такие ограничения в зависимости от следующих факторов:

  • от разновидности транспортного средства;
  • его назначения;
  • места передвижения.
Категория ТС Движение за городом Ограничение скорости в населенном пункте (город, поселок, деревня и т.д.) (км/час) Движение в жилых зонах и на территории двора (км/час)
Разрешенная скорость на трассе (км/час) На остальных дорогах (км/час)
легковые авто до 110 до 90 до 60 до 20
грузовой транспорт с max массой до 3500 кг до 110 до 90
междугородние и маломестные автобусы до 90 до 90
иные автобусы до 90 до 70
мотоциклы до 90 до 90
легковые авто с прицепом до 90 до 70
грузовой транспорт с max массой больше 3500 кг до 90 до 70
грузовой транспорт с пассажирами до 60 до 60
транспорт, осуществляющий учрежденную перевозку группы детей до 60 до 60
транспорт, буксирующий механические ТС до 50 до 50

Допустимое превышение – до 20 км/час. Данные нарушения не фиксируются, и за их совершение не предусмотрены штрафыы.

Например, максимальная скорость в городе – 60 км/час, а у водителя – 65 и т.д.

Но, если машина превысила скоростной режим, и вследствие этого произошло ДТП, то даже разница в 2 единицы (в большую сторону) будет являться основанием для привлечения водителя к ответственности.

Причинение легкого вреда здоровью при ДТП — что грозит?

За проступок, зарегистрированный инспектором ГИБДД с помощью специального устройства, предусмотрены меры ответственности, представленные в таблице.

Нарушение Размер штрафа (значения в рублях)
до свыше
превышение скорости на 20 км/ч 500
превышение скорости на 40 км/ч 500 1000 – 1500
превышение скорости на 60 км/ч 1000 – 1500 2000 – 2500
изъятие прав на управление авто на 4 – 6 месяцев
превышение на 80 км/час 2000 – 2500 5000
изъятие прав на управление авто на полгода изъятие прав на управление авто на полгода

За проступок, зафиксированный фото- или видеорегистратором, установленным над дорогой, предусмотрены следующие санкции.

Проступок Сумма штрафа (значения в рублях)
Размер превышения скорости (км/час) до свыше
на 20 500
на 40 500 1000
на 60 1000 2000
на 80 2000 5000

Так, за нарушение зарегистрированное камерой в России предусмотрено минимальное наказание из возможных по КоАП.

Повторным является проступок, совершенный в период до истечения 12 календарных месяцев со дня предыдущего. За него предусматриваются более жесткие меры взыскания.

Если повторное превышение зарегистрировано инспектором, то применяются следующие меры:

Нарушение Наказание (суммы в рублях)
Превышение скорости (км/час) до свыше
на 20 500
на 40 500 2000 — 2500
на 60 2000 — 2500 лишение прав на 1 год

Если повторный проступок зафиксирован фото- или видеорегистратором, то применяется такое наказание:

Нарушение Наказание (значения в рублях)
Превышение скорости (км/час) до свыше
на 20 500
на 40 500 2000
на 60 2000 5000

В результате ДТП вред может быть причинен жизни, здоровью или имуществу потерпевшего пешехода. Чтобы подтвердить размер понесенного ущерба, пострадавший должен будет собрать немало документов. В любом случае ему потребуется справка о ДТП, которая оформляется сотрудниками ГИБДД. Перечень других необходимых документов зависит от того, какой именно вред причинен потерпевшему – имущественный, моральный или вред здоровью.

Имущественный вред доказать проще всего, поскольку любое имущество имеет стоимость и может быть оценено. Следует учесть, что ущерб, нанесенный имуществу, может заключаться как в полном его уничтожении, так и в частичном повреждении. От этого зависит сумма возмещения вреда. В случае повреждения имущества потерпевший может требовать лишь оплаты расходов на ремонт и при необходимости дополнительных расходов на перевозку, хранение и другое. Если же имущество уничтожено, пострадавший имеет право на возмещение его стоимости на день ДТП.

Для подтверждения факта причинения имущественного вреда и его размера потребуются следующие документы:

  • о праве собственности на имущество;
  • о размере причиненного вреда (заключение эксперта, стоимость услуг которого также может быть возмещена, если потерпевший представит квитанцию об оплате);
  • об оплате услуг по перевозке, хранению поврежденного имущества;
  • о расходах на ремонт имущества, на приобретение запасных частей и других материалов.

Штраф за превышение скорости: размер, допустимое превышение по закону

Если вред причинен здоровью человека, то потерпевший вправе претендовать на следующие виды компенсаций:

  • возмещение утраченного заработка (дохода). Учитываются все виды доходов потерпевшего: оплата за работу по трудовым или гражданско-правовым договорам, доход от предпринимательской деятельности и прочее;
  • возмещение расходов на лечение и других дополнительных расходов. К последним относятся затраты на специальное питание, лекарства, уход, санаторное лечение и так далее. Компенсируются только реально понесенные пострадавшим расходы – если лекарства или поездка в санаторий предоставлены ему бесплатно, их стоимость ему не выплатят.

Пострадавший должен представить документы, подтверждающие:

  • размер утраченного заработка, в частности среднего месячного заработка (дохода), стипендии, пенсии, пособий; справки, полученные на работе или в соответствующей организации;
  • степень утраты профессиональной или общей трудоспособности (заключения медучреждения и медицинской экспертизы);
  • расходы на лечение и дополнительные расходы (выписка из истории болезни, документы об оплате медицинских услуг, лекарств, питания).

Если пострадавший в ДТП пешеход умирает, размер вреда установить сложнее всего. Гражданским кодексом РФ установлено, какие лица вправе требовать выплаты компенсаций по потере кормильца. Как правило, это лица, для которых денежная помощь погибшего являлась источником существования (например, несовершеннолетние дети, родственники-инвалиды и иные лица, перечисленные в ст. 1088 ГК РФ).

Перечень документов, которые нужно собрать человеку, потерявшему кормильца, зависит от того, к какой категории он относится. Но в любом случае лица, имеющие право на получение соответствующей компенсации, должны документально подтвердить, что находились на иждивении погибшего. Для этого они могут представить справку из образовательного учреждения, справку о состоянии здоровья, свидетельство о рождении ребенка и т.д. Также должны быть возмещены расходы на погребение погибшего. Соответствующие суммы выплачиваются тем, кто понес такие расходы (это могут быть любые лица).

Моральный вред – это физические и нравственные страдания потерпевшего, причиной которых стало ДТП. Предполагается, что если был причинен вред жизни или здоровью, то такие страдания неминуемы. Другими словами, достаточно доказать причинение вреда здоровью – тогда факт причинения морального вреда доказывать не придется. Размер компенсации морального вреда зависит от того, насколько серьезный вред причинен здоровью, и какие последствия это повлекло для пострадавшего.

Для получения компенсации морального вреда в случаях, когда ДТП обошлось без травм и смерти пострадавшего, нужно исходить из следующего:

  1. Определить виновника ДТП, зафиксировав это в протоколе осмотра места происшествия и при проведении дознания в органах ГИБДД;
  2. Направить документы на автотехническую экспертизу для оценки повреждений автомобиля и стоимости его ремонта;
  3. Обратиться за медицинской помощью (если это необходимо) с целью получения конкретных данных о том, что действия виновного в ДТП отразились на состоянии здоровья потерпевшего и зафиксировать эти изменения в амбулаторной карте;
  4. При составлении протокола осмотра места происшествия обратить внимание сотрудников ГИБДД и свидетелей на ваше состояние;
  5. При проведении лечебных мероприятий сохранить все документы по обследованию, чеки, копии рецептов;
  6. Пострадавшему при ДТП следует иметь в виду, что размеры компенсации морального вреда находятся в прямой зависимости от размеров имущественного ущерба, а ответственность за причиненный моральный вред может возлагаться как вместе с имущественной ответственностью, так и самостоятельно.

Вы можете подать в суд два разных иска (один – о возмещении имущественного вреда, причиненного в результате ДТП; другой – о возмещении морального вреда, причиненного в результате ДТП), либо один иск о возмещении имущественного и морального вреда, причиненного в результате ДТП. Конечно, как и в любом другом случае, пострадавшему и виновному лучше всего постараться не доводить дело до суда и договориться на основе общей заинтересованности в быстрейшем разрешении конфликта, но такое, увы, не всегда получается. Размер требований можно обосновать, представив показания свидетелей, медицинскую карту, заключения врачей, анамнезы.

Последовательность действий потерпевшего пешехода, который добивается возмещения вреда, во многом зависит от того, застрахована ли ответственность владельца автомобиля. Если ответственность застрахована по договору ОСАГО, потерпевший может обратиться как в страховую компанию, так и непосредственно к лицу, ответственному за вред. На основании договора об ОСАГО страховая компания должна произвести пострадавшим в результате ДТП страховые выплаты.

По Закону об ОСАГО, каждый участник ДТП обязан сообщить другим участникам сведения о своем договоре страхования (страховая компания, номер договора). Эти сведения потребуются потерпевшему при обращении в страховую компанию.

  1. если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы, — освобождается от ответственности полностью.
    При этом непреодолимой силой являются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства (наводнение, стихийные бедствия, военные действия и пр.). К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств;
  2. если докажет, что вред возник вследствие умысла потерпевшего, — освобождается от ответственности полностью.
    В гражданском законодательстве понятие умысла не раскрыто так полно, как в уголовном, так, в соответствии со ст. 25 УК РФ под умыслом понимается противоправное поведение лица, при котором оно осознает общественную опасность своих действий (бездействия), предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления, либо не желает, но сознательно допускает эти последствия, либо относится к ним безразлично;
  3. если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен (п. 2 ст. 1083 ГК РФ).
    Неосторожностью является такое противоправное поведение лица, которое совершается им по неосторожности (когда лицо предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение этих последствий), — грубая неосторожность, либо по легкомыслию или небрежности (когда лицо не предвидит возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно и может предвидеть эти последствия) — простая неосторожность (ст. 26 УК РФ).
    При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законом не предусмотрено иное (п. 2 ст. 1083 ГК РФ).

При причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Таким образом, необходимо наличие следующих условий: вина пешехода, противоправность его поведения, наступление вреда, а также существование между ними причинной связи. Следовательно, если будут установлены все эти условия возникновения дорожно-транспортного происшествия, то согласно пункту 1 статьи 1064 ГК РФ причиненный владельцу транспортного средства вред в виде механических повреждений автомобиля подлежит возмещению в полном объеме.

К числу лиц, ответственных за причиненный вред при ДТП, законодатель относит страховщика – организацию, застраховавшую гражданско-правовую ответственность владельца автомототранспортного средства и причинителя вреда – виновника аварии.

В специально предусмотренных законом случаях ответственность может также возлагаться на собственника транспортного средства (статья 1079 ГК РФ) и работодателя (статья 1068 ГК РФ).

Статья в помощь:

Возмещение вреда, причиненного работником при ДТП

Страховые выплаты при ДТП по ОСАГО потерпевшему

Действующее в сфере ОСАГО законодательство в начале 2015 года, претерпело ряд важных дополнений.

Постановлением Правительства РФ от 21.02.2015 г. № 150 «О внесении изменений в Правила расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего» внесены некоторые изменения в существовавший ранее порядок.

Суть новаций сводится к следующему.

  1. Предельный размер ответственности страховщика в случаях причинения вреда жизни или здоровью потерпевшего с 1 апреля 2015 года составляет 500000 рублей.

  2. Устанавливается принципиально новый порядок выплат страхового возмещения в виде фиксированных платежей в зависимости от характера и степени повреждения здоровья.

    Перечень травм и причитающихся по ним денежных сумм подробно регламентирован и сведен в таблицу.

  3. Страховые выплаты будут осуществляться по факту получения травмы.

    При множественности телесных повреждений окончательный размер страхового возмещения будет определяться путем их суммирования.

  4. Для получения страховки потерпевшим не нужно ожидать окончания лечения.

    Новая схема обязывает страховщика произвести выплату по предъявлении потерпевшим медицинского заключения о характере травм и документов, подтверждающих факт ДТП.

  5. Новый порядок предусматривает дополнительные выплаты при ухудшении состояния здоровья потерпевшего, назначении дополнительного лечения или признании пострадавшего лица инвалидом.

Возмещение вреда здоровью при ДТП включает в себя:

  • заработок или иной доход, который утратил потерпевший за время его нетрудоспособности;

  • затраты на лечение, включая дополнительное питание и приобретение лекарственных препаратов, гигиенических и иных средств ухода за больным;

  • расходы на посторонний уход за больным, протезирование, лечение в санаторно-курортных учреждениях;

  • затраты на покупку специальных транспортных средств;

  • расходы по профессиональному переобучению.

Статьи в помощь:

Страховая компания не платит по ОСАГО

Как составить жалобу на страховую компанию по ОСАГО

Российское законодательство, установив в части 1 статьи 1085 ГК РФ перечень подлежащих возмещению затрат понесенных потерпевшими, предусмотрело условия, при которых понесенные расходы признаются обоснованными и необходимыми.

Первым условием является подтверждение нуждаемости в уходе и помощи.

Вторым условием является отсутствие у потерпевшего права на их бесплатное получение.

Часто решение вопроса о возмещении вреда причиненного здоровью потерпевшего в ДТП переходит в область судебного спора.

Основной причиной, из-за которой потерпевшим приходится обращаться в суд, является нежелание страховых компаний и виновников аварии добровольно исполнять свои обязанности.

Статьи в помощь:

Образец претензии к страховой компании при ДТП

Образец иска к страховой компании при ДТП

Важно знать и помнить, что в суде потерпевшему предстоит представить доказательства, подтверждающие исковые требования о компенсации дополнительных расходов, вызванных повреждением здоровья (статья 56 ГПК РФ).

В противном случае требования истца не будут удовлетворены.

Лицам, не имеющим юридического образования и опыта ведения дел данной категории, достаточно сложно выполнить предписания закона о доказывании.

Шансы на выигрыш дела в суде существенно возрастут, если вы будете придерживаться изложенных ниже правил.

  • Утрата заработка или иного дохода доказывается представлением справки о среднем заработке за период времени, предшествующий наступлению нетрудоспособности.

    Если потерпевший имел доход от предпринимательской деятельности, его размер подтверждается налоговой отчетностью.

    Утраченный заработок (доход) подлежит возмещению пострадавшему в полном объеме, а не в какой-либо части.

    При этом не учитываются никакие социальные выплаты, назначенные потерпевшему, как до повреждения его здоровья, так и после ДТП.

    Если потерпевший на момент автодорожного происшествия не работал, то размер возмещения рассчитывается исходя из предполагаемого среднего заработка по его профессии и квалификации, сложившегося в регионе проживания.

    При этом размер не может быть ниже установленного законом прожиточного минимума. Сведения о среднем заработке запрашиваются из органа статистики.

  • Требования компенсации расходов на лекарства и средства ухода за больным подлежат возмещению, если данные виды медицинской помощи не входят в программы обязательного медицинского страхования.

    К сожалению, лечение в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС) может продлиться чрезвычайно долго и закончиться безысходностью по причине аморфности и беспомощности системы.

    Травмы, полученные потерпевшими в дорожно-транспортных происшествиях, нередко требуют квалифицированного и дорогостоящего лечения.

    В таких условиях потерпевшие вынуждены лечиться за свой счет.

    При невозможности получения своевременной и качественной медицинской помощи в рамках программы ОМС суды идут по пути удовлетворения исковых требований о взыскании фактически понесенных расходов на платную медицинскую помощь на общих основаниях.

    К такому применению закона их обязывает Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 26.01.2010 г.

    Для того, чтобы доказать невозможность получения медицинской помощи в рамках ОМС истец должен предоставить суду копии обращения в медицинские учреждения по вопросам проведения лечебно-реабилитационных мероприятий по программам бесплатной медицинской помощи и письменный отказ в предоставлении такой помощи в рамках программы ОМС.

    Документами, подтверждающими понесенные затраты признаются договор на оказание платных медицинских услуг, квитанции, чеки, иные платежные документы, подтверждающие расходы на лечение и реабилитацию.

  • При доказывании истцом нуждаемости в том или ином виде лечения, помощи, средствах восстановления и реабилитации в процессе рассмотрения дела о возмещение вреда здоровью при ДТП следует исходить из медицинских документов, содержащих назначения и рекомендации лечащих врачей.

    Источниками доказательств являются истории болезни, выписные эпикризы, заключения медико-социальных экспертиз (МСЭ).

  • Факт причинения вреда здоровью истца противоправными действиями ответчика подтверждается постановлением по делу об административном правонарушении или приговором суда по уголовному делу.

    Причем эти процессуальные документы должны иметь статус «вступивших в законную силу».

Исковое заявление о возмещение вреда здоровью при дорожно-транспортном происшествии включает в себя основное — требование денежной компенсации расходов на лечение и дополнительные — требования о компенсации морального вреда, возмещении дополнительных расходов, взыскании судебных издержек.

Статьи в помощь:

Взыскание ущерба с виновника ДТП

Моральный ущерб при ДТП

  1. Процессуальное положение ответчика, при несогласии с исковыми требованиями, обязывает его доказать основания, имеющихся по существу иска возражений.

    При оспаривании виновности в ДТП ответчик должен ходатайствовать о назначении независимой автоэкспертизы.

    Статьи в помощь:

    Независимая экспертиза после ДТП

    Как оспорить вину в ДТП

    Отсутствие вины может подтверждаться постановлением ГИБДД о прекращении производства по делу об административном правонарушении, актами судов об отсутствии вины ответчика, свидетельскими показаниями очевидцев.

    Статьи в помощь:

    Как оспорить вину в ДТП

    Порядок обжалования постановления ГИБДД

  2. Если ответчик не согласен с требованиями истца о возмещении расходов на лечение, в виду наличия возможности у потерпевшего получить дополнительную медицинскую помощь в рамках программы ОМС, он представляет в суд соответствующие сведения.

    Информация о лечении пострадавшего может быть истребована из лечебного учреждения по адвокатскому или судебному запросу.

  3. По вопросам организации медицинской помощи по программам ОМС запрос суда направляется в Департамент специализированной медицинской помощи и стандартизации в здравоохранении.

    Ответчикам по делам рассматриваемой категории следует знать о том, что суд не будет собирать доказательства по собственной инициативе.

Уважаемые гости нашего сайта, рассмотрев основные вопросы возмещения вреда здоровью при ДТП, настоятельно советуем координировать ваши действия с профессиональными юристами, специализирующимися по делам данной категории.

  • Все о ДТП и автостраховании


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]