Причинение вреда жизни и здоровью пассажира на железнодорожном транспорте
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Причинение вреда жизни и здоровью пассажира на железнодорожном транспорте». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Ольга, Устав железнодорожного транспорта говорит о вашей ситуации следующее:
Если в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Закона изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, он обязан обеспечить безопасность товара (работы) в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю. Никто в тот момент не описывал проишествия, но прибегал начальник поезда и в Ряжске поезд даже задержали на 5 минут.
Абрамова Ольга
Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ
(ред. от 01.05.2017)
«Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации
Причинение вреда жизни и здоровью пассажира на железнодорожном транспорте
Теперь жизнь и здоровье пассажиров на общественном транспорте страхуют сами перевозчики.
(Федеральный закон от 14 июня 2012 года № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров…») В законе также установлены максимальные пределы страховых выплат при возникновении страхового случая.
Чтобы получить компенсацию, пострадавший должен направить перевозчику письменное заявление о выплате страховки, составленное в произвольной форме, и документы, перечень и порядок оформления которых определяются Правительством РФ.
Указанные документы должны содержать сведения о потерпевшем, произошедшем событии и его обстоятельствах, а также о характере и степени повреждения здоровья потерпевшего. Срок выплаты компенсации — 30 календарных дней со дня получения страховщиком документов.
С 24-го января 2013 года перевозчики, входящие в холдинг РЖД, прекратили взимать страховой сбор при продаже проездных билетов.
Обязательное личное страхование пассажиров железнодорожного транспорта отменено в соответствии с указом президента России № 36 от 19-го января 2013 года. Так, страховая компания должна будет выплатить компенсацию в следующих случаях : В случае получения травмы, пассажиру выплачивается страховая сумма частично, пропорционально в зависимости от тяжести полученной травмы. В случае летального исхода, страховая сумма выплачивается родственникам застрахованного, полностью. На морском и воздушном транспорте перевозки пассажиров могут осуществляться на основе чартера, когда по соответствующему договору для перевозки пассажиров и их багажа предоставляется вся или часть вместимости судна на один или несколько рейсов.
Стоит сказать о том, что перевозчик обязан предоставлять пассажирам информацию о застраховавшей его организации, указав наименование, место нахождения, почтовый адрес и номер телефона страховщика, также, до сведения пассажира должна быть доведена информация о договоре обязательного страхования (номер, дата заключения, срок действия). Указанная информация размещается во всех местах продажи билетов или на билете либо на официальном сайте перевозчика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Если вред здоровью пассажира причинен в результате ДТП, то стоит настаивать на вывозе сотрудников ГИБДД для составления необходимых документов.
справка, подтверждающая факт установления потерпевшему инвалидности или категории «ребенок-инвалид (в случае наличия). Заявление в полицию на угрозы жизни и здоровью как пишется? Страхования компания обязана выплатить страховое возмещение в течение 30 календарных дней со дня получения всех документов от потерпевшего. За просрочку исполнения законных требований потерпевшего страховщик уплачивает за каждый день просрочки пени в размере 1/75 ставки рефинансирования Центрального банка РФ от несвоевременной выплаченной суммы (к сведению: 12 апреля 2016 г в Государственную Думу внесен проект Федерального закона, согласно которому ежедневная неустойка (пени) будет составлять 1 % от размера страхового возмещения). характер причиненного вреда (вред жизни, вред здоровью, вред имуществу);
страхование от несчастных случаев пассажиров дальнего следования;
При наступлении несчастного случая пассажиру выплачивается 0,3% от страховой суммы за каждый день непрерывного лечения, начиная с первого дня.
Страховая выплата в случае смерти пассажира составляет 100 % от страховой суммы, при повреждении здоровья выплачивается ее часть, в зависимости от степени тяжести полученной травмы, например за травмы лица и шеи выплачивается 0,5% за каждый день лечения, независимо от его срока.1. Группу, обеспечивающую непосредственные перемещения пассажиров и грузов — линейный состав. Линейный состав подлежит обязательному страхованию жизни и от несчастных случаев на производстве.
Вред здоровью пассажира при перевозках
ПРИКАЗ
от 8 июля 2008 г. N 97
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ, ПОВЛЕКШИХ ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ЖИЗНИ ИЛИ ЗДОРОВЬЮ ГРАЖДАН, НЕ СВЯЗАННЫХ С ПРОИЗВОДСТВОМ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
В соответствии с пунктом 5.2.34 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2006, N 15, ст. 1612, N 24, ст. 2601) приказываю:
Утвердить прилагаемое Положение о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий, повлекших причинение вреда жизни или здоровью граждан, не связанных с производством на железнодорожном транспорте.
Министр
И.Е.ЛЕВИТИН
УТВЕРЖДЕНО
Приказом Минтранса России
от 8 июля 2008 г. N 97
1. Настоящее Положение о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий, повлекших причинение вреда жизни или здоровью граждан, не связанных с производством на железнодорожном транспорте (далее — Положение), устанавливает порядок служебного расследования и учета случаев травмирования граждан на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта.
2. Настоящее Положение применяется при служебном расследовании и учете транспортных происшествий, связанных с причинением вреда жизни или здоровью граждан движущимся железнодорожным подвижным составом на железнодорожных путях общего пользования и железнодорожных путях необщего пользования в результате наезда железнодорожного подвижного состава, зажатия автоматическими дверями подвижного состава при посадке (высадке) пассажиров в вагон (из вагона), зажатия между подвижным составом и искусственным сооружением и в иных случаях, связанных с причинением вреда жизни или здоровью граждан в результате движения железнодорожного подвижного состава (далее — транспортное происшествие).
3. Транспортные происшествия, связанные с причинением вреда жизни или здоровью граждан в результате крушения, аварии, столкновения с автотракторной техникой, расследуются и учитываются в соответствии с Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 декабря 2006 г. N 163 «Об утверждении Положения о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий» (зарегистрирован Минюстом России 24 января 2007 г., регистрационный N 8840) .
Опубликован в газете «Российская газета», N 25 от 07.02.2007.
Транспортные происшествия и иные происшествия на железнодорожном транспорте, в результате которых пострадали работники и другие лица, участвующие в производственной деятельности субъекта железнодорожного транспорта, перевозчика и владельца железнодорожного подвижного состава (далее — работодатель) при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, а также при выполнении работ (своих должностных обязанностей) на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта работниками сторонних организаций расследуются в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации.
Транспортные происшествия и иные происшествия на железнодорожном транспорте, в результате которых пострадали застрахованные пассажиры, расследуются и учитываются в соответствии с Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26 июля 2002 г. N 30 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте» (зарегистрирован Минюстом России 8 августа 2002 г., регистрационный N 3675) в редакции Приказа Минтранса России от 28 марта 2007 г. N 35 «О приведении нормативной правовой базы Министерства транспорта Российской Федерации в соответствие с законодательством Российской Федерации в связи с решениями Верховного Суда Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 23 апреля 2007 г., регистрационный N 9307) .
Опубликован в газете «Российская газета», N 98 от 11.05.2007.
4. При транспортном происшествии, повлекшем причинение вреда жизни или здоровью граждан, перевозчик, владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования (далее — субъект железнодорожного транспорта) должен организовать незамедлительную передачу по телефону, телеграфным или электронным средствам связи сообщения в органы внутренних дел на транспорте.
Субъект железнодорожного транспорта своим документом определяет порядок передачи информации о транспортном происшествии причастным организациям и их взаимодействия в его расследовании.
5. При получении информации о транспортных происшествиях, указанных в пункте 2 настоящего Положения, субъектом железнодорожного транспорта проводится служебное расследование с участием представителей органов внутренних дел на транспорте.
6. Работники субъекта железнодорожного транспорта, кроме работников, обслуживающих пассажирские скоростные поезда в пути следования, при транспортном происшествии с гражданами организовывают:
оказание помощи пострадавшим;
вызов скорой медицинской помощи;
отправку пострадавшего до ближайшей железнодорожной станции при невозможности прибытия на место транспортного происшествия медицинских работников;
сохранение до начала расследования транспортного происшествия обстановки на момент транспортного происшествия, если это не мешает движению железнодорожного подвижного состава, не угрожает жизни и здоровью пострадавшего и других лиц, а в случае невозможности ее сохранения — фиксирование сложившейся обстановки (составление схем, планов и др.).
7. В ходе расследования транспортного происшествия владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования, на территории которого произошло транспортное происшествие, оформляются следующие материалы:
акт осмотра места транспортного происшествия, прилегающей территории, схемы нахождения пострадавшего (пострадавших) и расположение железнодорожного подвижного состава в момент транспортного происшествия, фото- и (или) видеосъемка и другие материалы, характеризующие данное транспортное происшествие;
сведения о погодных условиях, зафиксированных на момент транспортного происшествия;
справка о техническом состоянии железнодорожного подвижного состава;
справки о состоянии объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеющих отношение к расследуемому транспортному происшествию;
справка о результатах расшифровки скоростемерной ленты;
список пострадавших с предварительными диагнозами по результату(ам) осмотра бригадой(ами) скорой медицинской помощи;
сведения о лицах, управлявших железнодорожным подвижным составом, их объяснения, заключение об их медицинском освидетельствовании, проведенном в установленном порядке;
объяснения очевидцев транспортного происшествия и пострадавших по возможности.
8. Служебное расследование транспортного происшествия, в том числе с участием нескольких человек, в результате которого одному или нескольким пострадавшим причинен легкий вред здоровью, проводится в течение пяти дней. Служебное расследование транспортного происшествия, в том числе с участием нескольких человек, в результате которого одному или нескольким пострадавшим причинен тяжкий вред здоровью, или несчастного случая, в том числе с участием нескольких человек, повлекшего смерть пострадавшего (пострадавших), проводится в течение 15 дней.
9. По результатам служебного расследования на каждого пострадавшего субъектом железнодорожного транспорта составляется акт служебного расследования транспортного происшествия, повлекшего причинение вреда жизни или здоровью граждан, не связанных с производством (приложение к настоящему Положению).
10. Транспортные происшествия, связанные с причинением ущерба жизни или здоровью граждан движущимся железнодорожным подвижным составом, указанные в пункте 2 настоящего Положения, учитываются субъектом железнодорожного транспорта, на территории которого они произошли.
Сверка имеющихся учетных данных о транспортных происшествиях с данными органов внутренних дел на транспорте осуществляется ежемесячно.
11. На основе материалов служебного расследования руководителем субъекта железнодорожного транспорта проводится анализ транспортных происшествий, разрабатываются и осуществляются мероприятия по предупреждению повторения аналогичных транспортных происшествий, ведется учет лиц, которым субъект железнодорожного транспорта производит компенсационные выплаты, размер и порядок уплаты которых устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
12. Руководители субъектов железнодорожного транспорта по запросу федеральных органов исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и органов местного самоуправления предоставляют в федеральные органы исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и органы местного самоуправления данные о произошедших транспортных происшествиях.
Приложение
к Положению (п. 9)
Во время поездки в поезде пассажиры застрахованы от несчастного случая. До 2013 года в России существовало добровольное и обязательное страхование.
С 1 января 2013 года в обязательном порядке перевозчики страхуют ответственность за причинение ущерба здоровью, жизни и имуществу пассажиров.
Ответственность перевозчиков перед пассажирами
Полис оформляется на один или несколько страховых рисков. Большинство страховщиков предлагает защиту в таких случаях:
- травмы вследствие несчастного случая;
- временная потеря трудоспособности после аварии и отравления;
- инвалидность;
- смерть.
Не все происшествия в пути признаются страховыми случаями.
Для заключения договора страхования нужно письменное заявление от компании-перевозчика. Перед подписанием документов стороны договариваются о страховых рисках, размере возмещения, количестве застрахованных лиц, периоде действия полиса.
Стандартный договор действует не меньше 1 года. Страховая защита распространяется на пассажиров железнодорожного транспорта на период поездки: за 30 минут до отправки и в течение 1 часа после приезда.
Страховка распространяется на территорию Российской федерации и страны, куда отправляются поезда ОАО «РЖД».
Исключение составляют государства и регионы, в которых происходит война, народные волнения, боевые действия, объявлено чрезвычайное положение вследствие военных конфликтов.
РЖД вправе требовать от страховщика возвращения части страховой премии, если это предусмотрено соглашением сторон. Возврат денег происходит в следующих случаях:
- Страхователь уменьшил количество страховых рисков. Страховая компания проводит пересчет пропорционально оставшемуся сроку действия договора. Возврат суммы проводится в течение 30 календарных дней с момента внесения изменений в условия страховки.
- После досрочного прекращения договора страхования гражданской ответственности, если страховое событие не произошло. Сумма возврата высчитывается исходя из количества дней, которые остались до окончания действия страховки.
Пассажир имеет право вернуть полную стоимость страховки, если он сдал билет за 30 минут до отправки поезда. .
За причинение вреда здоровью или жизни вследствие несчастного случая во время поездки несет ответственность РЖД. Перевозчик заключает договор со страховой компанией, которая победила на открытом конкурсе.
Перед подписанием документов обе стороны приходят к соглашению по основным условиям:
- страховая сумма;
- риски;
- период действия страховки;
- размер выплаты.
Самостоятельно приобрести страховку от несчастного случая пассажир может при покупке билета на сайте РЖД. Во время процедуры оформления нужно выбрать соответствующую опцию. После оплаты билета полис становится доступным в Личном кабинете на сайте. Перед поездкой его нужно распечатать.
За страховку дополнительно доплачивают от 100 до 200 рублей. Сумма выплаты составляет около 150 000 рублей
О безопасности движения на железнодорожном транспорте
Если произошел страховой случай, обращаются к начальнику поезда для составления акта о несчастном случае. После прибытия в место назначения в течение 24 часов проходят обследование в больнице. Главное условие для получения возмещения – сообщить страховщику о событии не позже 60 дней.
Документы, которые предъявляют страховой компании:
- полис;
- паспорт;
- заявление о выплате;
- билет;
- акт о наступлении несчастного случая;
- справки о состоянии здоровья из больницы.
Пострадавший может обратиться напрямую к перевозчику. Пассажир составляет письменное заявление в свободной форме о выплате возмещения и дополнительными документами.
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические условия функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, основы взаимодействия организаций железнодорожного транспорта и выполняющих работы (услуги) на железнодорожном транспорте индивидуальных предпринимателей с органами государственной власти и организациями других видов транспорта, а также основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта необщего пользования.
Нормативная база в данном случае является довольно громоздкой. Договор перевозки пассажиров регулируется:
- главой 40 ГК РФ, содержащей общие требования к перевозке, в том числе — перевозке пассажиров (при расхождении с ГК РФ положений иных нормативно-правовых актов применяется ГК РФ);
- Законом «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-I;
в зависимости от вида транспорта —
- Транспортным уставом железных дорог
- Уставом автомобильного транспорта
- Кодексом торгового мореплавания
- Уставом внутреннего водного транспорта
- Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ, Федеральным законом от 24.07.1998 N 127-ФЗ
- Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112
- Правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утв. Приказом Минтранса России от 19.12.2013 N 473 и др.
Права пассажира разнообразны. В частности, пассажир имеет право:
- занять место согласно билету (при невозможности этого перевозчик должен предоставить место, хотя бы относящееся к сервису более высокого уровня, без требования разницы в стоимости)
- вправе бесплатно или на льготных условиях провозить с собой детей, бесплатно провозить с собой ручную кладь в пределах установленных норм и, по действующим тарифам — багаж
- пассажир вправе выехать иным поездом, который следует к месту назначения ранее, чем это было предусмотрено при покупке билета, в том случае, если в кассе вокзала об этом будет сделана соответствующая пометка (сказанное относится и к перелету на самолете)
- отказаться от поездки с возвратом ему денежных средств в определенной части т. д.
г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5
остановка транспорта Гагарина
Трамвай: А, 8, 13, 15, 23
Автобус: 61, 25, 18, 14, 15
Троллейбус: 20, 6, 7, 19
Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67
Приказ Минтранса РФ от 08.07.2008 N 97
С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 14 июня 2012 года N 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (далее — Федеральный закон N 67-ФЗ).
Предельные (минимальные и максимальные) значения страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров (далее — ОСГОП) были установлены:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 года N 1344 «Об утверждении предельных (минимальных и максимальных) значений страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров» (далее — Постановление N 1344) по договорам страхования, заключенным в течение периода с 1 января 2013 года по 17 февраля 2017 года;
Указанием Банка России от 31 октября 2016 года N 4175-У «О предельных (минимальных и максимальных) значениях страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров» (далее — Указание N 4175-У) по договорам страхования, заключенным с 18 февраля 2017 года.
В соответствии с частью 12 статьи 11 Федерального закона N 67-ФЗ Банк России проводит ежегодный мониторинг значений страховых тарифов, применяемых при ОСГОП, и их обоснованности, а также воздействия обязательного страхования на развитие субъектов предпринимательской деятельности в сфере транспорта.
Настоящий отчет содержит результаты мониторинга значений страховых тарифов, применяемых по ОСГОП в течение периода с 1 января 2013 года по 31 декабря 2018 года.
Основным источником данных для проведения мониторинга значений страховых тарифов является статистика страховых организаций. Банком России использовались данные по договорам, убыткам и компенсационным выплатам по ОСГОП за период с 1 января 2013 года по 31 декабря 2018 года, предоставленные Национальным союзом страховщиков ответственности (далее — НССО).
Кроме того, дополнительно запрашивалась статистическая информация о числе перевезенных пассажиров, дифференцированная по видам транспорта и видам перевозок, а также данные о числе погибших и раненых на различных видах транспорта с разбивкой по видам перевозок. В частности, Банком России использовались следующие данные (далее — данные ведомственных источников):
1. информация о числе перевезенных пассажиров, количестве транспортных происшествий, численности погибших и раненых в них на железнодорожном транспорте, предоставленная ОАО «РЖД» и АО «ФПК»;
2. информация за 2004-2018 гг. о количестве транспортных происшествий и аварий, численности погибших и раненых в них на морском и внутреннем водном транспорте, представленная Ространснадзором;
3. сведения о дорожно-транспортных происшествиях, зарегистрированных на территории Российской Федерации за период 2004-2018 гг., представленные Министерством внутренних дел Российской Федерации;
4. сведения, представленные Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиация);
5. статистические данные Росстата, опубликованные на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в информационно-аналитических бюллетенях, включая «Транспорт и связь», «Транспорт в России», «Основные показатели транспортной деятельности в России», «Россия в цифрах», и данные Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС).
Информация, полученная от НССО, содержала более детализированную информацию, чем в разрезе по видам транспорта и видам перевозок, предусмотренным Постановлением N 1344 и Указанием N 4175-У. Для целей проведения мониторинга данные были агрегированы в группы в соответствии с указанными нормативными актами:
Выборочная проверка по отдельным договорам, заключенным в период с 01.01.2018 по 31.12.2018, показала, что при заключении страховщиками договоров были применены тарифы, установленные в соответствии с Указанием N 4175-У.
Определение размера страховых тарифов по ОСГОП предполагает оценку показателей на основе данных страховой статистики, а также официальных статистических данных федеральных органов исполнительной власти.
Методика расчета тарифа включает следующие этапы:
— оценка частоты наступления страхового случая по видам транспорта и видам перевозок в разрезе страховых рисков на основании статистической информации;
— оценка размера среднего возмещения по видам транспорта и видам перевозок в разрезе страховых рисков на основании статистической информации;
— оценка основной части нетто-ставки страхового тарифа по видам транспорта и видам перевозок и в разрезе страховых рисков;
— определение размера рисковой надбавки в целом по всем рискам и страховщикам, а также видам транспорта и видам перевозок;
— оценка страховых тарифов по видам транспорта и видам перевозок в разрезе страховых рисков.
Безопасны ли поездки со страхованием пассажиров на РЖД?
Перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке жизни пассажира воздушного судна, гражданам, имеющим право на возмещение вреда в случае смерти кормильца в соответствии с гражданским законодательством, при отсутствии таких граждан — родителям, супругу, детям умершего пассажира воздушного судна, а в случае смерти пассажира воздушного судна, не имевшего самостоятельного дохода, — гражданам, у которых он находился на иждивении, в сумме два миллиона рублей.
59 ГК об обязательствах вследствие причинения вреда. Однако законом или договором перевозки может быть предусмотрена повышенная ответственность перевозчика.
Аналогичное правило о повышенной ответственности, но более общего характера, касающееся любых договорных обязательств, установлено в ст. 1084 ГК.
Вместе с тем строго формально в последнем случае речь идет о более высоком размере ответственности, тогда как категория «повышенная ответственность» по ст.
Поэтому законодательство предусматривает обязательное страхование жизни и здоровья пассажира. До принятия соответствующего федерального закона применяется Указ Президента РФ от 7 июля 1992 г.
«Об обязательном личном страховании пассажиров».
Его действие распространяется на пассажиров воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта, а также туристов (экскурсантов), совершающих междугородные экскурсии.
Договор страхования перевозчика пассажиров может оформляться с ответственностью за один или несколько рисков, которые не подпадают под исключения. В настоящий момент страховщики предлагают защиту от следующих видов рисков:
- смерть из-за несчастного случая или острого отравления;
- страхование от травм, телесных повреждений из-за несчастного случая;
- временная нетрудоспособность из-за несчастного случая или острого отравления;
- инвалидность из-за несчастного случая или острого отравления.
[note]Страховые случаи признаются таковыми, если они произошли в период действия полиса и подтверждены документально рядом органов, например, судом, больницей, поликлиникой, и т.д.[/note]
Так же страховым полисом предусмотрены смерть и инвалидность, которые стали следствием несчастного случая, и произошли в течение года после страхового события.
Для временной нетрудоспособности данный срок составляет 4 месяца со дня причинения вреда здоровью несчастным случаем или острым отравлением.
По правилам страхования пассажиров РЖД не являются покрываемыми событиями преступные или незаконные действия, которые находятся в прямой связи с нанесением вреда жизни или здоровью.
Сюда же относятся умышленные нанесения повреждений своему здоровью застрахованным лицом, включая самоубийство, за исключением случая доведения до этого противоправными действиями других лиц.
К исключениям относятся:
- военные действия, социальные и гражданские беспорядки;
- если в момент освидетельствования или обращения за помощью застрахованное лицо находилось в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения;
- преднамеренные действия застрахованного лица с целью получения выплаты;
- воздействие радиации;
- перевозка количества пассажиров, которое превышает число мест, предусмотренных изготовителем транспорта;
- последствий нанесенного вреда здоровью, произошедшего до начала действия полиса.
1. Настоящее Положение о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий, повлекших причинение вреда жизни или здоровью граждан, не связанных с производством на железнодорожном транспорте (далее – Положение), устанавливает порядок служебного расследования и учета случаев травмирования граждан на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта.
2.
Настоящее Положение применяется при служебном расследовании и учете транспортных происшествий, связанных с причинением вреда жизни или здоровью граждан движущимся железнодорожным подвижным составом на железнодорожных путях общего пользования и железнодорожных путях необщего пользования в результате наезда железнодорожного подвижного состава, зажатия автоматическими дверьми подвижного состава при посадке (высадке) пассажиров в вагон (из вагона), зажатия между подвижным составом и искусственным сооружением и в иных случаях, связанных с причинением вреда жизни или здоровью граждан в результате движения железнодорожного подвижного состава (далее – транспортное происшествие).
3.
Транспортные происшествия, связанные с причинением вреда жизни или здоровью граждан в результате крушения, аварии, столкновения с автотракторной техникой расследуются и учитываются в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 декабря 2006 года N 163 “Об утверждении Положения о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий” (зарегистрирован Минюстом России 24 января 2007 года, регистрационный N 8840).________________
Российская газета N 25 от 07.02.2007.
Транспортные происшествия и иные происшествия на железнодорожном транспорте, в результате которых пострадали работники и другие лица, участвующие в производственной деятельности субъекта железнодорожного транспорта, перевозчика и владельца железнодорожного подвижного состава (далее – работодатель), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, а также при выполнении работ (своих должностных обязанностей) на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта работниками сторонних организаций расследуются в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации.
Транспортные происшествия и иные происшествия на железнодорожном транспорте, в результате которых пострадали застрахованные пассажиры, расследуются и учитываются в соответствии с приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26 июля 2002 года N 30 “Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте” (зарегистрирован Минюстом России 8 августа 2002 года, регистрационный N 3675) в редакции приказа Минтранса России от 28 марта 2007 года N 35 “О приведении нормативной правовой базы Министерства транспорта Российской Федерации в соответствие с законодательством Российской Федерации в связи с решениями Верховного Суда Российской Федерации” (зарегистрирован Минюстом России 23 апреля 2007 года, регистрационный N 9307).________________
Российская газета N 98 от 11.05.2007.
4.
При транспортном происшествии, повлекшем причинение вреда жизни или здоровью граждан, перевозчик, владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования (далее – субъект железнодорожного транспорта) должен организовать незамедлительную передачу по телефону, телеграфным или электронным средствам связи сообщения в органы внутренних дел на транспорте.
Субъект железнодорожного транспорта своим документом определяет порядок передачи информации о транспортном происшествии причастным организациям и их взаимодействия в его расследовании.
5. При получении информации о транспортных происшествиях, указанных в пункте 2 настоящего Положения, субъектом железнодорожного транспорта проводится служебное расследование с участием представителей органов внутренних дел на транспорте.
6.
Работники субъекта железнодорожного транспорта, кроме работников, обслуживающих пассажирские скоростные поезда в пути следования, при транспортном происшествии с гражданами организовывают:
оказание помощи пострадавшим;
вызов скорой медицинской помощи;
отправку пострадавшего до ближайшей железнодорожной станции при невозможности прибытия на место транспортного происшествия медицинских работников;
сохранение до начала расследования транспортного происшествия обстановки на момент транспортного происшествия, если это не мешает движению железнодорожного подвижного состава, не угрожает жизни и здоровью пострадавшего и других лиц, а в случае невозможности ее сохранения – фиксирование сложившейся обстановки (составление схем, планов и др.).
7.
В ходе расследования транспортного происшествия владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования, на территории которого произошло транспортное происшествие, оформляются следующие материалы:
акт осмотра места транспортного происшествия, прилегающей территории, схемы нахождения пострадавшего (пострадавших) и расположение железнодорожного подвижного состава в момент транспортного происшествия, фото- и (или) видеосъемка и другие материалы, характеризующие данное транспортное происшествие;
сведения о погодных условиях, зафиксированных на момент транспортного происшествия;
справка о техническом состоянии железнодорожного подвижного состава;
справки о состоянии объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеющих отношение к расследуемому транспортному происшествию;
справка о результатах расшифровки скоростемерной ленты;
список пострадавших с предварительными диагнозами по результату(ам) осмотра бригадой(ами) скорой медицинской помощи;
сведения о лицах, управлявших железнодорожным подвижным составом, их объяснения, заключение об их медицинском освидетельствовании, проведенном в установленном порядке;
объяснения очевидцев транспортного происшествия и пострадавших, по возможности.
8. Служебное расследование транспортного происшествия, в том числе с участием нескольких человек, в результате которого одному или нескольким пострадавшим причинен легкий вред здоровью, проводится в течение пяти дней.
Служебное расследование транспортного происшествия, в том числе с участием нескольких человек, в результате которого одному или нескольким пострадавшим причинен тяжкий вред здоровью, или несчастного случая, в том числе с участием нескольких человек, повлекшего смерть пострадавшего (пострадавших), проводится в течение 15 дней.
9. По результатам служебного расследования на каждого пострадавшего субъектом железнодорожного транспорта составляется акт служебного расследования транспортного происшествия, повлекшего причинение вреда жизни или здоровью граждан, не связанных с производством (приложение к настоящему Положению).
Статья 117 Воздушного кодекса РФ[51] предусматривает, что ответственность перевозчика за вред, причиненный при воздушной перевозке жизни или здоровью пассажира воздушного судна», определяется в соответствии с правилами гл. 59 Гражданского кодекса, если законом или договором воздушной перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер ответственности перевозчика (как это может быть сделано в соответствии со ст. 123 ВК).
Перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке жизни пассажира воздушного судна, гражданам, имеющим право на возмещение вреда в случае смерти кормильца в соответствии с гражданским законодательством, при отсутствии таких граждан — родителям, супругу, детям умершего пассажира воздушного судна, а в случае смерти пассажира воздушного судна, не имевшего самостоятельного дохода, — гражданам, у которых он находился на иждивении, в сумме два миллиона рублей. Указанная компенсация распределяется между гражданами, имеющими право на ее получение, пропорционально количеству таких граждан.
Перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке здоровью пассажира воздушного судна, в сумме, определяемой исходя из характера и степени тяжести повреждения здоровья в соответствии с нормативами, установленными Правительством РФ – не может превышать 2 млн. руб.
В случае, если определенный в соответствии с гражданским законодательством размер возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке жизни или здоровью пассажира воздушного судна, превышает размер компенсации в счет возмещения вреда, выплата указанной компенсации не освобождает перевозчика от возмещения такого вреда в части, превышающей сумму произведенной компенсации.
В целях статьи 117 воздушная перевозка пассажира включает в себя период с момента прохождения пассажиром воздушного судна предполетного досмотра для посадки на воздушное судно и до момента, когда пассажир воздушного судна под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика покинул аэродром.
-
Правовое обеспечение воздушных перевозок
Ответственность перевозчика, эксплуатанта и грузоотправителя. Договор фрахтования (чартер), обязанности сторон. Ответственность перевозчика за вред жизни и здоровью пассажира на воздушном транспорте. Перевозочные документы, таможенные, паспортные правила.
контрольная работа [59,1 K], добавлен 19.10.2013
-
Защита прав пассажиров
Правововое регулирование прав пассажиров. Договор перевозки пассажира, его заключение и прекращение. Ответственность перевозчика. Гарантии прав потребителей в сфере транспортного обслуживания. Обязанности пассажира, причинение вреда его здоровью.
курсовая работа [977,0 K], добавлен 13.12.2011
-
Договор воздушной перевозки груза и пассажира
Гражданско-правовое регулирование договора воздушной перевозки груза в российском законодательстве. Основания и пределы ответственности перевозчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по договору воздушной перевозки пассажира.
дипломная работа [98,0 K], добавлен 16.02.2018
-
Договор перевозки
Договор перевозки пассажиров и багажа. Заключение и прекращение договора перевозки пассажира. Отказ пассажира от договора перевозки. Ответственность за отдельные нарушения договора. Несохранность багажа. Причинение вреда жизни и здоровью пассажира.
курсовая работа [59,2 K], добавлен 21.12.2008
-
Договор перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом
История и понятие договора перевозки пассажира железнодорожным транспортом. Заключение, исполнение и прекращение договора перевозки пассажира. Ответственность за нарушения договора, за несохранность багажа и причинение вреда жизни и здоровью пассажира.
дипломная работа [83,6 K], добавлен 01.07.2010
-
Гражданское право Российской Федерации
Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира, опоздания прибытия, за причинение вреда жизни и здоровью. Сравнительная характеристика договоров подряда и возмездного оказания услуг. Понятие соавторства, депозита и жилищного фонда.
контрольная работа [22,4 K], добавлен 06.02.2013
-
Ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью
Субъектный состав в обязательствах по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина. Право потерпевшего на гарантированное возмещение вреда, причиненного ему правонарушением. Анализ ответственности за вред, причиненный жизни и здоровью.
курсовая работа [76,1 K], добавлен 20.02.2017
В перечень обязанностей пассажира РЖД включены:
- Покупка проездного документа (билета);
- Оплата провоза ручной клади, размер которой превышает установленные нормы;
- Соблюдение правил пользования ЖД транспортом;
- По требованию уполномоченных лиц предъявлять билет на проезд, документ, удостоверяющий личность или подтверждающий право на предоставление льгот.
Внимание! Пассажир обязан сохранять проездной документ до окончания пути.
- Страховая защита станет обязательной 2010 / Аристов Сергей
- Трагедия «Невского экспресса» сделала законопроект о страховании пассажиров актуальным 2010 /
- Настоящее и будущее страхования пассажиров 2008 / Садардынова Р. Х., Мамаева И. Л.
- Cтрахование на железнодорожном транспорте. Настоящее и будущее 2012 / Ногаев Дмитрий Игоревич
- Тенденции развития страхования гражданской ответственности источников повышенной опасности* 2011 / Глазунов Евгений Алексеевич
- адекватный механизм налогового администрирования позволит эффективно реализовать функции налогов, обеспечивающие стабильность функционирования российского бизнеса в установленном законом режиме и поступательное развитие в соответствии с изменяющимися условиями хозяйствования.
Список литературы:
1. Абрамчик, Л.Я. Налоговое администрирование в системе финансового контроля // Л.Я. Абрамчик // Финансовое право. — 2006. — № 12. -С. 5-12.
2. Артамонова, Л.Г. налоговое администрирование в Москве / Л.Г. Артамонова // Финансы. — 2007. — № 9. — С. 29.
3. Дадашев, А.З., Лобанов, А. В. Налоговое администрирование в российской Федерации / А.З. Дадашев, А.В. Лобанов. — М., 2002. — С. 4.
4. Клементьева, Т.Н. Некоторые вопросы налогового администрирования / Т.Н. Клементьева // Финансовое право. — 2007. — № 9. — С. 19.
5. Лазовой, Г.Н. Современные проблемы налогового администрирования / Г.Н. Лазовой // Финансы. — 2007. — № 4. — С. 73.
6. Львов, Д. Какая экономика нужна России? / Д. Львов // Рос. эконом. журнал. — 2006. — № 11/12. — С. 11.
7. Мишустин, М.В. Управление развитием системы государственного налогового администрирования: Дис. … канд. экон. наук. — М., 2003.
8. Нехамкин, А.Н. О поэтапном снижении налогов в различных сферах бизнеса / А.Н. Нехамкин // Налог. вестн. — 2005. — № 3. — С. 29-30.
9. Паскачев, А.Б., Кашин, В.А., Бобоев, М.Р. Большой толковый словарь налоговых терминов и норм / А.Б. Паскачев, В.А. Кашин, М.Р. Бобоев. — М., 2002. — С. 385.
ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ПАССАЖИРОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
© Фёдорова Ю.В.*, Яблочкина Е.Е.*
Хабаровский филиал ОСАО «Ингосстрах»,
Хабаровская государственная академия экономики и права,
г. Хабаровск
В настоящее время, в связи с интенсивно развивающимися перевозками пассажиров разными видами транспорта, возникла необхо-
* Ведущий специалист отделения добровольного медицинского страхования » Старший преподаватель кафедры Страхования
димость защиты пассажиров от любых непредвиденных событий, которые могут грозить ему во время путешествий. Одним из направлений такой защиты является проведение страхования пассажиров. В данной статье рассмотрены основные наиболее актуальные проблемы страхования пассажиров на железнодорожном транспорте в России. Приведены пути решения создавшихся проблем.
В условиях рыночной экономики пассажир должен иметь право на выбор вида транспорта, скорости и маршрута движения, наконец, уровня сервиса в зависимости от своей платёжеспособности. Пассажир вправе также рассчитывать на полноценное и своевременное возмещение ущерба, причинённого ему в процессе перевозки, вне зависимости от вида транспорта, избранного им. Другими словами пассажир должен быть уверен, что на любом этапе перевозки и на любом виде транспорта любой ущерб, причинённый его жизни, здоровью и имуществу, будет возмещён — с момента прихода его на вокзал (станцию отправления, остановку и т.д.) и до момента покидания им станции назначения.
В постсоветской России, как известно, после появления пассажирских перевозчиков различных форм собственности был ослаблен контроль, как за качеством предоставляемых услуг, так и за обеспечением безопасности перевозок. Это касается всех видов транспорта общего пользования: и автомобильного, и воздушного, и водного, и железнодорожного. В результате увеличилась аварийность на пассажирском транспорте [4].
Естественно, ущерб, который несут из-за аварий и катастроф на транспорте конкретные граждане, оказавшиеся в роли пострадавших, а также общество в целом, весьма значителен. И потому сегодня весьма актуален вопрос «Как на практике обеспечить безопасность перевозок, а если несчастье произойдет, то как возместить ущерб пострадавшим?».
Особое значение в данной ситуации имеет страхование на транспорте.
В России система страхования на транспорте начала внедряться в 90-е годы, но лишь в отношении защиты жизни и здоровья пассажиров, перевозимых междугородным транспортом. Указами Президента РФ от 07.07.92 № 750 и от 06.04.94 № 667 было введено обязательное личное страхование пассажиров, перевозимых междугородным транспортом. Этот вид страхования, несомненно, являлся важным элементом социальной защиты граждан. Однако система страхования и установленная страховая сумма по возмещению ущерба жизни и здоровью пассажира в объёме 120 МРОТ, не обеспечивала в должном объеме защиту интересов пассажиров. О возмещении вреда имуществу пассажира речь вообще не велась [1].
К транспортным происшествиям относятся столкновение подвижного состава и сход подвижного состава. В зависимости от степени повреждения подвижного состава транспортные происшествия при движении поездов разделяются на:
- крушение поезда (крушение поездов)
- авария
- аварийный случай
К крушениям поездов относятся транспортные происшествия, в результате которых разрушена (разбита до степени исключения из инвентаря) хотя бы одна единица подвижного состава. К авариям относятся транспортные происшествия, в результате которых хотя бы одна единица подвижного состава получила повреждения в объёме капитального ремонта. К аварийным случаям относятся транспортные происшествия не имеющие последствий, характерных для аварий и крушений, но вызвавшие повреждение хотя бы одной единицы подвижного состава в объёме текущего ремонта.
Транспортные происшествия при маневровой работе независимо от степени повреждения подвижного состава классифицируют как брак в работе. Если в результате транспортного происшествия при движении поездов или маневровой работе погиб или получил ранение хотя бы один человек из числа пассажиров, железнодорожного персонала или посторонних лиц, то транспортное происшествие соответственно рассматривают как крушение поезда (авария, аварийный случай, брак в работе) с пострадавшими.
- Транспортное происшествие // Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / Гл. ред. Н. С. Конарев. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — С. 457-458. — ISBN 5-85270-115-7
Глава XIII. ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ, ИХ БАГАЖА И ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ
По итогам открытых конкурсов «дочки» РЖД заключают договоры обязательного страхования ответственности перед пассажирами. На сайте монополиста представлены оферты 6 страховых компаний: «СОГАЗ», «Группа Ренессанс Страхование», «Росгосстрах», «Благосостояние», «ЖАСО», «ВТБ Страхование». В оферте подробно описаны все условия получения страховых выплат, а также информация о самой компании с указанием номера и срока лицензии.
При покупке билета вы можете приобрести и страховой полис. В кассе по вашей просьбе его продаст кассир. Если оформляете электронный билет, то окончательное ваше решение на оформление страховки подтвердит галочка в графе «Оформление страхового полиса». Полис потом пришлют на электронную почту.
Начинается – не ранее чем за 30 минут до отправления поезда. Заканчивается – как только вы покинули станцию/вокзал (при условии, что с момента прибытия поезда до вашего ухода с вокзала или станции прошло не более одного часа).
Если вы возвращаете и билет, и полис, то:
Не позднее чем за час до отправления поезда внутригосударственного маршрута вы можете вернуть страховой полис вместе с билетом в кассу и получить полную сумму страховой премии.
Не позднее чем за 6 часов это можно сделать, если у вас билет на поезд международного сообщения.
Если хотите вернуть только полис, то не позднее чем за 30 минут до отхода поезда.
Если в итоге полученных повреждений пассажир:
- Оказался нетрудоспособным.
- Получил инвалидность I, II, III групп.
- Умер.
Максимальная сумма выплат указана в полисе. Ее в полном объеме получает застрахованный с I группой инвалидности или категорией «ребенок-инвалид»; со II – 70 % от страховой суммы; с III – 40 %.
В остальных случаях решение о сумме компенсации решается в индивидуальном порядке с каждым клиентом.
Если травмы и увечья пассажир получил:
- В результате попытки самоубийства.
- Когда находился в состоянии алкогольного, наркотического опьянения.
- В результате обострения хронических заболеваний, в том числе тяжелой формы аллергии, при инсультах, инфарктах, а также инфекционных болезнях с возникающей интоксикацией и пр.
Если пассажир совершил умышленное преступление и в результате покалечился; отказался выполнять требования начальника поезда и других официальных лиц; умышленно нарушил правила проезда на железнодорожном транспорте и пр.
Перевозка в поездах дальнего следования мелких домашних (комнатных) животных, собак и птиц (не более одного места на один оформленный проездной документ (билет) и не более двух мелких домашних (комнатных) животных или двух птиц на это место) допускается сверх установленной нормы провоза ручной клади в отдельных купе жесткого вагона (кроме вагонов с 2-местными купе (СВ) и вагонов повышенной комфортности). За перевозку в поездах дальнего следования мелких домашних (комнатных) животных, собак и птиц взимается отдельная плата.
При перевозке мелких домашних (комнатных) животных, собак и птиц их владельцы или сопровождающие должны обеспечить соблюдение санитарно-гигиенического режима в вагоне.
В поездах перевозка крупных собак производится в намордниках и с поводком: в отдельном купе купейного вагона, кроме вагонов-повышенной комфортности, под наблюдением их владельцев или сопровождающих с оплатой полной стоимости всех мест в купе без дополнительной оплаты за их провоз, при этом количество проезжающих в купе собак и их владельцев или сопровождающих не должно превышать количества мест в купе.
Не допускаются к перевозке животные и птицы, перевозка которых может угрожать жизни и здоровью пассажиров, работников перевозчика.
Причинение вреда жизни и здоровью пассажира
Железнодорожный транспорт России является одной из крупнейших железнодорожных сетей в мире — вдумайтесь: протяженность железнодорожных путей составляет 120 тыс. км. И неудивительно, что ежегодно на российских железных дорогах происходят аварии, дорожно-транспортные происшествия на переездах и перегонах. Люди попадают под поезд, получают поражение электрическим током, получают травмы и увечья, погибают.
В силу того, что железнодорожный транспорт является источником повышенной опасности, его владельцы несут ответственность за вред, причиненный третьим лицам. То есть, иными словами, если человек был травмирован (неважно, смертельно или нет) железнодорожным транспортом или электрическим током железнодорожных электросетей, его родственники имеют право требовать компенсацию от ОАО «РЖД». Какую именно? Давайте выясним.
Итак, железнодорожный транспорт — это источник повышенной опасности. Этим понятием в юридической науке обозначается деятельность или предметы материального мира, которые могут быть особо опасны для окружающих. Чаще всего это связано с использованием транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.
В цивилизованной Европе уже в 19 веке такие государства, как Пруссия, Австрия, Германия и Швейцария, принимают законы, возлагающие на предприятия железнодорожного транспорта обязанность возмещения причиненного вреда при инцидентах на железной дороге. Если в происшествии был виноват сам потерпевший или имел место форс-мажор, предприятие освобождалось судом от выплаты компенсации. Но это Европа, а как — у нас?
Если вы думаете, что представители ОАО «РЖД» после каждого инцидента звонят родственникам пострадавшего или погибшего и предлагают компенсировать ущерб, вы заблуждаетесь. Если все-таки звонят, то, скорее всего, понимают, что дело серьезное, и хотят решить вопрос малой для себя кровью — вас будут уговаривать, шантажировать, возможно, вам будут даже угрожать и говорить о том, что «не стоит вам связываться с юристами, которые могут вас обмануть и присвоить ваши деньги».
Гражданский кодекс РФ под моральным вредом понимает физические и нравственные страдания, причиненные гражданину нарушением его неимущественных прав. Страдание — это «отрицательные переживания человека, глубоко затрагивающие его личные структуры, психику, здоровье, самочувствие, настроение, сигнализирующие человеку о воздействии на него неблагоприятных факторов, а также как собственно процесс неприятных переживаний человеком воздействующих на него негативных факторов физического, социального (нравственного, морального) характера».
Моральный вред, в частности, подлежит компенсации при причинении вреда здоровью человека, при этом его родственники могут также требовать возмещения морального вреда в том случае, если человек погиб, например, при несчастном случае на железной дороге.
Итак, право на компенсацию морального вреда имеют:
- сам потерпевший;
- супруг потерпевшего;
- родители потерпевшего;
- дети потерпевшего;
- браться и сестры потерпевшего;
- бабушки и дедушки потерпевшего;
- внуки потерпевшего.