Как не лишиться прав за выезд на встречную полосу
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как не лишиться прав за выезд на встречную полосу». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Если вам пришлось прокатиться по встречке, важно помнить, что лишение водительских прав — не единственный путь разрешения ситуации. В ПДД постоянно заносят определенные коррективы. И часто автолюбители не узнают о них вовремя. По итогам получается так: если инспектор уверяет, что выполненный маневр угрожает конфискацией прав, возразить автомобилисту чаще всего нечем.
А между тем совершенно не за каждый выезд на встречку автолюбителю могут назначить лишение прав управления автомобилем. В обновленном административном кодексе разграничены случаи, где права отнимаются в обязательном порядке, без лишних обсуждений, и где можно ограничиться исключительно административным штрафом. Если присмотреться подробнее, то, зависимо от деталей, выезд на встречку может иметь следующие последствия:
- Полное снятие обвинений;
- Штрафная выплата;
- Конфискация прав на конкретный период.
Все может быть и куда сложнее. К примеру, так. Суд вынес решение о конфискации водительских прав. Вы делали попытки разрешить сложившуюся ситуацию собственными силами, но ничего не вышло. Любое промедление в данном случае может закончиться плохо. Вам требуется в ближайшее же время обратиться в нашу компанию, чтоб провести процедуру обжалования решения суда. Ведь на это дается всего-навсего десять дней. А работы предстоит много.Чтоб решить дело в свою пользу и добиться отмены постановления о конфискации водительских прав, требуется очень четко сформулировать все аргументы, которые могут доказать апелляционному суду неправильность ранее принятого решения. Без достоверных знаний и опытности в этой области сам водитель не сможет должным образом приготовиться к процессу апелляции. У нас же имеется должный опыт и мы будем полезны в этот сложный период.
Базой для направления апелляции способны стать:
- Ошибки в оформлении документации, которые были допущены уполномоченными людьми;
- Ошибки, которые были допущены судом в процессе рассмотрения дела;
- Разница между реальной ситуацией и пояснениями сотрудников дорожной инспекции, прописанными в протоколе.
Перемещение по встречной полосе – это нарушение, согласно закону, когда водитель направляет свою машину по встречному потоку движения других участников, против встречного движения.
За такой манёвр полагается штраф и лишение автомобилиста права управлять любой категорией автотранспорта, открытой для него в его удостоверении.
По ГОСТу строительства автодорог в России, каждая полоса должна быть равна 3 метрам. Нарушением будет считаться выезд даже одно колеса за пределы трехметрового участка автодороги.
Если выезд на встречную полосу автодороги произошел при обстоятельствах, когда по закону запрещается это делать, то и здесь могут выявиться некоторые смягчающие обстоятельствах для водителя.
Существует некоторые манёвры, показывающие, что водитель вынужден был заехать на встречную полосу.
Обычно это случаи, когда на попутной полосе происходит предаварийная ситуация, либо что-то провоцирующее автомобилиста свернуть и заехать на запрещенный участок дороги.
Рассмотрим специфику некоторых ситуаций:
- Дорога в 4-ре полосы. Есть специальный участок дороги для обгона. Возможен манёвр налево, но только для разворота. Для этого не должно быть никаких запретных знаков у дороги, иначе наказание арестом водительского удостоверения будет неизбежным.
- Дорога со специальной запрещающей разметкой, коих может быть несколько видов. Ни в коем случае при таком положении нельзя выруливать навстречу другому транспорту. Доказать свои мотивы водитель дорожному полицейскому не сможет, если его остановит автодорожный патруль.
- Когда знак «Обгон запрещен» у дороги стоит, а водитель все равно наезжал за ограничительную полосу, то наказание лишением прав – неизбежно. При этом неважно, сколько полос у дороги и какой она была ширины. Но повернуть налево или развернуть авто можно при таком знаке.
- Дорога в 3 полосы. Водитель попал аж на третью полосу. В этом случае нет никаких послаблений – наказание лишением водительских прав неизбежно.
Эти примерные случаи могут подсказать водителю, какие оправдания и доводы он сможет привести автоинспектору, когда он его остановит при явном нарушении правила выезда на встречный поток автотранспорта.
Обратите внимание! Если подобное нарушение у водителя произошло в первый раз за календарный год, тогда он имеет право на более мягкие условия для того, чтобы понести по закону наказание. Таких лиц часто не лишают водительских прав, а лишь выписывают штраф.
Лишение водительских прав за выезд на встречную полосу
Чаще всего нарушения имеют место именно на перекрестах тем не менее встречную полосу может иметь место и на других участках дорог. Нарушением считается действие, в котором присутствует одно из таких обстоятельств:
- пересечение полотна встречного движения;
- езда по полосе обратного потока;
- выезд за пределы ограничительной кромки своей стороны;
- проезд по перпендикуляру встречной ленты;
- выезд на встречку с целью обгона в неположенном месте.
В ПДД РФ четко предусмотрено, что на автодорожном полотне, состоящей из двух или четырех полос, категорически запрещено перемещаться за границы сплошной разделительной черты. Однако из такого правила есть исключение: обгон на автотрассе за рамками этой ограничительной линии стает возможным, если на дороге установлен соответствующий знак.
Известно, что за незначительные правонарушения на дорогах полагается только штраф. При игнорировании более серьезных ПДД, при наказании не избежать лишения прав или даже исправительных работ или лишения воли. Какие же действия будут считаться грубым нарушением, давайте посмотрим.
Виды маневров, когда при выезде на встречную полосу полагается штраф и лишение прав:
- Провоцирование аварийной ситуации с выездом на встречное полотно.
- Выезд на встречку с целью объезда какого-то препятствия, в частности пробки или затора.
- Изменение направления движения влево через сплошную полосу разметки. В определенных ситуациях нарушитель может получить послабление.
- Обгон транспортного средства с пересечением границ сплошной черты.
- Езда навстречу движущимся ТС на запрещающий знак.
Водителям важно помнить, что если автотрасса полностью лишена дорожной разметки, но в этот же момент достаточно широка, чтоб включать в себя 4 полосы, то принято считать что она состоит из четного количества дорожных полос. Выезд на встречку, где наблюдается интенсивное движение транспорта, будет классифицироваться как серьезное правонарушение. Нормальная практика, если нарушителя за такой проступок лишили удостоверения.
Если на суде основное доказательство нарушения ПДД – данные с камер видеонаблюдения, то максимум что светит водителю в 2017 год за этот проступок – штраф. Лишение удостоверения в этом случае недопустимо.
Судебный порядок дел об административных правонарушениях предусматривает, что водителю грозит максиму штраф и никак не лишение прав при выезде на встречку, если:
- пересечение ограничительной черты было спровоцировано крайними обстоятельствами, речь о которых идет в ст. 2.7 КоАП;
- нарушение зафиксировано не лично инспекторами ГИБДД, а фото- или видеокамерами;
- водитель наехал, но не пересек пределы разделительной черты;
- заезд на другую полосу был вынужденной мерой для обхода препятствия.
Обратите внимание! Затор или пробка на дороге не является тем препятствием, для преодоления которого допускается выезд на встречную полосу.
Если выезд на встречную полосу был оправдан, то у водителя появляется шанс избежать ограничения права на управление транспортным средством в будущем. Кроме того в ряде случаев, лишать прав не будут по той причине что маневр в принципе был допустим и не повлек за собой тяжких последствий.
В ряде случаев пересечение сплошной линии не вызовет негативных последствий, значит не считается грубым нарушением. За нижеперечисленные ситуации не грозит лишение прав:
- отсутствие опознавательной разметки/слишком узкий участок дороги;
- отсутствие знаков поворота налево;
- отсутствие на трассе знаков, оповещающих о позволении обгона или поворота налево;
- при движении по трехполосной трассе, если нет знаков.
Обратите внимание! Обгон во всех вышеуказанных ситуациях допускается лишь при условии, что на встречной полосе нет интенсивного движения.
Как доказывает судебная практика в таких ситуациях, водитель может избежать даже штрафа, если судья вынесет оправдательный приговор. Так случается в ситуации, когда в действии нет грубого нарушения и негативных последствий.
Законом не предусмотрено четких критериев, наличие которых есть основанием для лишения прав за пересечение выезда на встречку. Кроме того, в кодексе не указано максимальных и минимальных сроков наказания за данный проступок. Судья лично, исходя из сложившейся ситуации, наличия смягчающих обстоятельств и доказательной базы выбирает меру наказания для нарушителя.
Если в действии водителя не будет признаков проступка или оно будет оправдано, то нарушитель может избежать наказания вовсе. Если будет иметь место несерьезное нарушение, то можно будет обойтись штрафом. Когда на дороге произойдет грубое нарушение, обязательно если его зафиксирует лично сотрудник ГИБДД, то водитель может даже лишиться прав на срок, который установит судья.
Приведем приблизительный срок лишения за выезд на встречную полосу:
Ситуация, при которой произошел выезд на полосу встречного движения | Срок лишения права управлять автотранспортом, мес. | Штраф за совершение данного правонарушения, руб. |
---|---|---|
Объезд автомобильной пробки | 4-6 | 5000 |
Повторное нарушение (рецидив) в течение 1 года со дня предыдущего аналогичного проступка, при условии его фиксации сотрудником ГИБДД | 12 | 5000 |
Рецидив, зафиксированный камерами | — | 5000 |
Выезд с парковки, двора, стоянки, аналогичного места | — | 500 |
Пересечение разделительной черты слева | 4-12 | 1000-1500 |
Обгон по встречке с пересечением сплошной | 12 | 5000 |
Разворот через разделительную сплошную черту; | — | 1000-1500 |
Переезд через попутную разделительную черту | — | 500 |
Возврат удостоверения в этой ситуации будет происходить в стандартном порядке. За несколько недель до окончания срока лишения нужно будет собрать нужные документы и сдать экзамен на знание правил дорожного движения, если срок лишения превышал 1 год.
Изначально, после вынесения судебного решения на изъятие прав, водителю придется их сдать в течение 3 дней. Далее у него будет 10 дней на обжалование соответствующего вердикта. Постановление суда вышестоящей инстанции является основанием для отмены вердикта суда общей юрисдикции.
Основания для подачи апелляционной жалобы:
- процессуальные нарушения при рассмотрении дела;
- нарушения при оформлении документов сотрудниками ГИБДД;
- несоответствия показаний водителя со сведениями, запротоколированными в документах.
Своевременное обращение за помощью квалифицированного юриста поможет вам защитить свои права и минимизировать наказание за проступок.
С начала 2016 г. ГИБДД введено нововведение, которое должно способствовать своевременной выплате штрафов нарушителями. В 2021 году можно оплатить штраф за выезд на встречную полосу со скидкой 50%. На это отводится 20 суток после вынесения соответствующего постановления.
Стоит отметить, что скидка действует не на все виды нарушений ПДД. В частности, рассчитывать на поблажки не приходится в следующих ситуациях:
- систематические нарушения (например, повторный выезд на встречную полосу);
- нахождение водителя в состоянии наркотического или алкогольного опьянения;
- причинение пострадавшим в ДТП легкого вреди здоровью или травм средней тяжести.
В остальных случаях скидкой можно воспользоваться.
Итак, представьте себе двухполосную дорогу с прерывистой линией разметки посередине. Дорога загородная, прямая, видимость на ней отличная. Встречных автомобилей нет. На дороге установлен знак 3.31 «Конец зоны всех ограничений». На первый взгляд кажется, что нарушить правила дорожного движения при обгоне просто-напросто невозможно.
В зоне действия знака «Обгон запрещен» выезжать на встречную полосу запрещено. Это надо помнить. При этом не важно, какая разметка на дороге: сплошная или прерывистая. В случаях, если значения дорожных знаков, в том числе временных, и линий дорожной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками.
Не всегда выезд на полосу встречного движения связан с обгоном попутного транспорта. Водитель может развернуться на 180 градусов или совершить левый поворот на второстепенную дорогу через сплошную линию. Такие действия попадают под действие части 2 статьи 12.16. КоАП РФ – поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги.
Обгон без выезда на полосу встречного движения на дорогах с двумя и более полосами, предназначенными для движения попутного транспорта, называется опережением. Проезжие части встречных потоков на таких дорогах, как правило, отделяются друг от друга разделительной полосой или двумя сплошными линиями разметки.
Если, совершая опережение, водитель пересек сплошную линию разметки, то его действия попадают под часть 1 статьи 12.16. КоАП РФ.
В правилах дорожного движения указано, что обгон запрещен в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью (пункт 11.4 ПДД РФ).
На таких участках дорог, как правило, нанесена сплошная линия разметки, пересекать которую нельзя. За нарушение данного правила водителю грозит лишение водительских прав.
Чтобы не лишиться прав при данном нарушении, необходимо воспользоваться следующими способами:
- Как только водитель будет вынужден остановиться по знаку сотрудника ПДС за проезд по встречке, необходимо вступить с ним в диалог и объяснить причину, по которой был совершен этот маневр. Если водитель будет убедительным и докажет, что не мог обойтись без заезда на встречную полосу, то может отделаться только штрафом.
- Нужно ознакомиться с протоколом, который составил инспектор, особенно с той частью, где фигурирует статья КоАП, в соответствии с которой водителю грозит наказание.
- Инспектор указывает в протоколе основную причину задержания (выезд на встречку). Водитель в данной ситуации должен внести в протокол свое видение сложившихся обстоятельств. Если есть претензии к самому инспектору, то зафиксировать их.
- Не помешает приложить к документам фотографии или видеосъемку того места, где водитель был остановлен. При съемке уделить побольше внимания следующим ракурсам: нахождению автомобиля инспектора ПДС, состоянию дорожного покрытия, положению автомобиля нарушителя ПДД.
- Привлечь свидетелей, которыми могут быть пассажиры или родственники водителя, указать их имена в протоколе. Сделать опись всех прикладываемых к протоколу фотографий и свидетельских показаний.
Следующее видео будет наглядным примером тому, какое наказание будет за встречку.
Возможна ситуация, когда выезд на встречную полосу произошел в попытке избежать ДТП. На дороге такие ситуации – не редкость. В соответствии со ст. 2.7 КоАП, действия водителя трактуются, как «крайняя необходимость». Все это обязательно должно быть отражено в протоколе и на схеме нарушения. По ст. 28.9 КоАП дело прекращается сразу в ГИБДД и не передается в суд.
Бывает так, что инспектор ГИБДД неверно трактует действия водителя. В этом случае большую помощь может оказать видеорегистратор. Но даже если он отсутствует, в протоколе Вам следует написать, что с нарушением, Вам вменяемым, Вы не согласны, доказательств вины нет, и вы требуете помощь адвоката. Если инспектор отказывается фиксировать в протоколе Ваши замечания и говорит, что суд во всем разберется, следует знать, что отказ инспектора в составлении схемы нарушения также должен быть зафиксирован в протоколе.
При любом несогласии со схемой происшествия необходимо требовать составления ее в 2-х экземплярах. В случае, если инспектор отказывается вносить указываемые Вами правки, это также должно быть отражено в протоколе. В этом случае в течение 10 дней необходимо направить жалобу на действия ИДПС.
Столкнувшись с ездой по «чужой» половине трассы, следует помнить, что возникновение административной ответственности и лишение прав далеко не всегда является единственным исходом. Прежде всего следует помнить, что в ПДД регулярно вносятся изменения. Далеко не все владельцы автомобилей своевременно отслеживают такие новшества. В результате, если представитель ДПС утверждает, что за совершённый манёвр грозит лишение прав, аргументировать своё несогласие с этой ситуацией нечем. Между тем с недавнего времени нарушением, за которым следует лишение прав на вождение, считается не каждый выезд. И новый КоАП разграничивает ситуации, требующие бесспорного лишения прав, и случаи, когда имеется альтернатива в виде штрафа. Имеющиеся варианты следует рассмотреть подробнее. Это может быть:
- однозначное лишение водительских прав при выезде на встречку;
- уплата назначенного штрафа;
- прекращение дела и снятие всех обвинений.
Итак, сохранить водительское удостоверение вам не удастся:
- при обгоне по «чужой» стороне;
- при совершении поворота налево до разрешённого участка трассы.
Этим нарушениям посвящена статья 12.5, часть 4. В соответствии с административным кодексом вас ждёт лишение прав. В зависимости от наличия отягчающих обстоятельств срок может варьироваться от 4 до 6 месяцев. Владельцы машин, столкнувшиеся с такой проблемой в суде, часто пытаются обосновать свои действия. Например, распространённая ситуация — езда за тихоходным транспортным средством, которое также нарушило ПДД тем, что не пропустило следующие за ним машины. Тем не менее этот аргумент не поможет обосновать обгон.
Есть и другие варианты развития этой же ситуации. Касаются они участков трассы с ограниченной видимостью. Даже если запрещающих знаков нет, такой манёвр в сочетании с ограниченной видимостью позволяет инспектору отнести подобное поведение участника движения именно к обгону с выездом.
Вторая ситуация трактуется в судах по той же статье. Действия водителя рассматриваются как приводящие к возникновению опасных ситуаций, ведь появление в этот момент из-за поворота других машин может закончиться ДТП. И, как уже упоминалось выше, рассматривая такое поведение водителя как создание угрозы общественной безопасности, судья предпочитает выбрать максимально возможное наказание. При данных обстоятельствах им станет лишение водительского удостоверения за встречку. Вариантов развития подобной ситуации может быть несколько. Таким же образом, например, будет квалифицирован обгон на железнодорожном переезде и ближе чем за сто метров перед ним.
Существует множество манёвров, которые могут рассматриваться автоинспектором как разновидность двух вышеописанных ситуаций. Поэтому если при общении с сотрудником ГИБДД вам удастся доказать, что ваше нарушение следует квалифицировать по-иному, то, скорее всего, дело разрешится гораздо более мягким административным взысканием — штрафом.
Ещё один вариант — действия водителя были попыткой избежать ДТП. В этом случае опять же следует руководствоваться административным кодексом. Он трактует такое поведение водителя как крайнюю необходимость. Если этот факт отражён в протоколе и схеме нарушения, то беспокоиться вам не о чем. Дело будет прекращено за отсутствием нарушения.
Что делать, если работник дорожной полиции трактует ваши действия иначе и вам грозит лишение водительских прав за встречку? Наша команда рекомендует вам отметить в протоколе факт несогласия с вменяемым нарушением и прибегнуть к помощи автоюриста. Если же инспектор отказывается фиксировать замечания водителя, то требуется отметить факт отказа инспектора изменить схему нарушения. Это даст возможность подать жалобу на его действия, оспорить обвинение и избежать лишения водительского удостоверения.
Действия водителя, нарушившего ПДД и выехавшего на сторону встречного движения, квалифицируются в соответствии со статьёй 12.15 КоАП. Если нарушение подпадает под случаи, предусмотренные частью 3 этой статьи, то вариантов развития событий два: уплата административного штрафа или изъятие прав. А вот если ваш манёвр квалифицирован таким образом, что для него применяется часть 4 этой же статьи, то избежать лишения прав будет очень сложно.
При этом многие водители считают, что если есть выбор между способами административного взыскания, то судья ограничится штрафом. Это не соответствует действительности. Судебная практика подтверждает факт ужесточения решений, выносимых по данной статье. Кроме того, при рассмотрении материалов по каждому конкретному делу устанавливаются смягчающие или отягчающие обстоятельства. К последним могут быть отнесены сведения о предыдущих штрафах. Таким образом, если имеются отягчающие обстоятельства, то практически гарантированно судья назначит взыскание в виде лишения прав. Но даже если отягчающих обстоятельств нет, сам факт такого нарушения ПДД может быть расценён как создание угрозы общественной безопасности. Следовательно, лишения прав избежать будет сложно.
Наши юристы рекомендуют в ситуациях лишения прав за подобные манёвры в первую очередь обратиться за помощью к профильному специалисту, который:
- поможет определиться с возможностью переквалификации нарушения под статью с более мягким взысканием;
- выявит имеющиеся ошибки в оформлении материалов для передачи дела в суд;
- укажет на имеющиеся в документах дела несоответствия;
- запросит дополнительную информацию у уполномоченных органов.
Его действия помогут вам разобраться даже с теми ситуациями, в которых лишения прав обычно избежать не удаётся, ведь можно будет разработать грамотную стратегию защиты в суде. Например, один из имеющихся вариантов — объезд препятствия. Это позволяет переквалифицировать действия водителя на часть 3 соответствующей статьи. Что можно рассматривать как препятствие? Под это определение подпадает любой неподвижный предмет на дорожной полосе. Это может быть дефект проезжей части, посторонние объекты, попавшее в ДТП транспортное средство и пр. То есть всё то, что мешает вам осуществить движение по своей стороне дороги.
Доказать наличие такого смягчающего обстоятельства и тем самым не допустить лишения прав достаточно просто, особенно если вы попытаетесь сделать это самостоятельно, ведь неопровержимым доказательством может стать только видеозапись с регистратора, на которой зафиксировано наличие препятствия на вашей стороне. Поэтому вам понадобится помощь профессионалов. Грамотный юрист поможет получить подтверждённые документально сведения о том, что имелся объект, препятствующий движению.
Вам также потребуется мотивированное, грамотно составленное ходатайство. С его помощью можно настаивать на прекращении судопроизводства по данному делу. Основанием для этого опять же могут послужить объективные условия для переквалификации, существенные ошибки в материалах к делу, недостаток доказательной базы. Может потребоваться также:
- вызов в суд сотрудника, составлявшего протокол и схему нарушения (опросить его может только опытный адвокат);
- получение дополнительной информации от уполномоченных служб.
Всё это поможет доказать факт ненарушения вами ПДД, связанных со встречкой, и обеспечит удачу в суде. Естественно, к выбору автоюриста необходимо подойти очень тщательно. Лучшая рекомендация — положительная судебная практика именно по статье 12.15. И тогда вы не будете разочарованы предпринятыми для вашей защиты действиями и сможете избежать лишения прав.
- Не уступил дорогу машине с преимущественным правом движения
- Не уступил дорогу машине с разметкой и мигалками
- Выехал на встречную полосу с нарушением правил
- Обогнал машину, когда это запрещено
- Нарушил правила остановки и стоянки
- Причинил вред здоровью из-за нарушений ПДД
- Не выполнил обязанности после ДТП
«Встречка». Это страшное слово не раз нависало над многими автовладельцами и грозило штрафом или даже лишением прав.
Согласно статье 12.15.4 Кодекса об административных правонарушениях:
- Выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
- Выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, описанных выше — влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
Раньше все было гораздо строже. Со временем законодатели поняли, что на такой зыбкой статье, как эта, существует очень большая вероятность наживы для сотрудников ГИБДД и санкции были значительно смягчены.
Во-первых, необходимо собраться и не паниковать. Это сложно в подобных стрессовых ситуациях, но все же излишнее волнение ни к чему хорошему не приведет.
Для начала рассмотрим саму формулировку правонарушения и увидим, что ключевым словом в статье является «ВЫЕЗД», то есть только тогда можно считать, что вы намеренно оказались на встречной полосе, когда сами туда направили автомобиль, выехали.
В том случае, если в силу погодных условий, качества дорожного покрытия или иных факторов автомобиль потерял управление, и его «ВЫНЕСЛО» на полосу встречного, никакого «ВЫЕЗДА» с вашей стороны не было. Обо всех дорожных условиях пишите в объяснении тщательно. «Дорога скользкая», «мокрая», «гололед» и так далее. Если под рукой есть фотоаппарат или телефон, то снимайте все происходящее на видео, а особенно сотрудников ГИБДД.
Запомните раз и навсегда: откажитесь от слова «ВЫЕЗД» и всех его производных, когда заполняете объяснение сотруднику ГИБДД.
Формулировки должны быть нейтральными. В протоколе обязательно пишите фразу «НЕ СОГЛАСЕН».
В объяснении обязательно укажите свидетелей происшествия, которых надо заблаговременно «поймать за рукав» и не отпускать, взывая к их совести и активной гражданской позиции, просить дать объяснения вместе с вами или как минимум оставить свои контактные данные для ваших собственных объяснений.
Если в вашем автомобиле нет видеорегистратора, способного «спасти» вас в такой ситуации без лишних движений по поиску сознательных свидетелей, то:
- внимательно оглядитесь;
- запомните, на каких местах расположены камеры наружного наблюдения;
- запишите адреса расположения камер в протокол и объяснения;
- потребуйте (письменно) в объяснении или в протоколе, чтобы сотрудники ГИБДД запросили записи с этих камер.
Это в их полномочиях.
Если у вас есть видеорегистратор, то не спешите отдавать карту памяти сотруднику ГИБДД в руки. Среди них бывают такие фокусники, которые не уступают Гудини и Копперфильду в ловкости. Вы сами не успеете заметить, как ваша карта памяти с записью происшествия исчезнет.
Укажите в объяснении, что имеется запись видеорегистратора, которую вы представите в качестве доказательства в суд. Главное зафиксировать как можно больше фактов и обстоятельств дела на бумаге.
Как избежать лишения «прав» за выезд на встречку
Сохранить водительское удостоверение автолюбитель может только в тех ситуациях, когда переезд сплошной линии автодорожного полотна был оправдан согласно правилам дорожного движения и законодательным нормам. В противном случае предполагается лишение или штраф за встречку.
Выезд на встречку с пересечением сплошной или пунктирной разделительной линии, а также при ее отсутствии, разрешено лишь в некоторых ситуациях. Только при этих обстоятельствах можно избежать правомерного наказания, предусмотренного законодательством.
Подобные обстоятельства чаще всего приводят к взысканию денежных средств, размеры которого назначаются в ходе судебного разбирательства и после изучения постановления об административном правонарушении.
Штраф может быть назначен также в тех случаях, когда правонарушение, предусматривающее лишение прав за выезд на встречку, было зафиксировано дорожной камерой фото- или видеофиксации, а не сотрудником автоинспекции. Согласно законодательным нормам, такие доказательства не могут привести к изъятию ВУ.
Согласно ст.2.7 КоАП Российской Федерации, лишение водительских прав за встречку не предусматривается в следующих случаях:
- крайняя необходимость на совершение маневра, предполагающего пересечение сплошной линии;
- фиксация нарушения с помощью дорожной фото- или видеокамеры;
- наезд на разделительную линию, а не ее переезд;
- объезд препятствия (пробка таковым не является).
Пересечение сплошной разметки может быть допущено в подобных ситуациях:
- Узкая дорога. Перемещение по дорожному полотну без разметки с необходимостью повернуть налево.
- Участок дороги без разметки. Отсутствие знаков, разрешающих левый поворот. Наличие знаков, запрещающих обгон.
- Дорожный участок с тремя полосами. Разделительная линия присутствует, но нет предпосылок для запрета обгона по средней полосе. Пересечение разметки разрешается для поворота налево.
- Объезд препятствий. Пересечение сплошной линии и выезд на встречку для объезда препятствия предусматривает взыскание в размере 1000-1500 р. Однако в таких случаях судьей может быть вынесено решение о полной невиновности и снятие штрафных санкций.
- Выезд за линию одним колесом. Важно понимать, что такое нарушение будет сложно доказать или опровергнуть. Впрочем, как и наезд на сплошную разметку без пересечения любым из колес.
Если по какой-либо причине впереди идущее транспортное средство неожиданно остановилось и заглохло, при этом не выехав на обочину, то водитель, следующий за ним, будет вынужден совершить объезд. В таких обстоятельствах маневр с пересечением сплошной разметки или движение по трамвайным путям с целью опережения будет оправдан, поэтому не приведет к лишению за встречку.
Это же относится к ситуациям, когда на дороге происходит авария, и участники ДТП перекрывают дорожное полотно. В подобных обстоятельствах предусматривается объезд препятствия каждым из автолюбителей, проезжающих мимо.
Важно! Если впереди идущий автомобиль остановился, создав затруднение для других автолюбителей, но при этом остался исправным и не является участником ДТП, то он не считается препятствием. В таких случаях объезд ТС с выездом на встречную сторону может повлечь соответствующее наказание.
Водителю придется дождаться начала движения остановившейся машины. К подобным ситуациям относят пробку, когда множество автолюбителей пытаются быстрее добраться домой, оправдывая нарушение наличием препятствия. Однако исправное ТС, стоящее на дорожном полотне, препятствием не является.
Пересечение разметки, выполненной пунктирной линией, при опережении или обгоне транспортного средства, идущего в попутном направлении, не является правонарушением. В данном случае необходимо лишь убедиться в отсутствии автомобилей встречного направления и правильно оценить скорость и расстояние, что необходимо для безопасного завершения маневра.
При этом важно помнить, что при отсутствии разметки на узких дорогах водителю также придется самостоятельно оценить ширину, необходимую для безопасного обгона.
В тех случаях, когда на дорожном полотне отсутствует разметка, но его ширины достаточно для 4 полос движения, выезд за пределы может стать причиной, по которой водителя лишили прав за встречку, поскольку подобное правонарушение считается злостным.
О наличии прямого запрета о выезде на полосу встречного движения говорит наличие соответствующих знаков и дорожной разметки на проезжей части.
Однако следует иметь в виду, что отсутствие знаков и разметки не всегда означает, что запрет на выезд на полосу встречного движения отсутствует.
Так:
- при поворотах и выезде с перекрестка, транспортное средство не должно оказаться на полосе встречного движения. Это прямое требование пункта 8.6 Правил дорожного движения;
- При движении по четырехполосной дороге с двухсторонним движением, нельзя выезжать на полосу встречного движения для обгона или объезда транспортного средства, что содержится в пункте 9.2 Правил;
- При движении по трехполосной дороге, в которой средняя полоса используется для маневра транспортных средств, которые осуществляют движение в обоих направления, выезжать на крайнюю левую полосу движения, по которой движется встречный транспорт, запрещено.
Если транспортное средство движется по участку дороги с трамвайными путями, то соблюдая необходимые условия Правил дорожного движения, транспортное средство может двигаться по трамвайным путям в попутном направлении, при этом выезд на трамвайные пути встречного направления категорически запрещен.
Перед тем как совершать маневр по обгону впереди идущего транспортного средства или объезда препятствия, водителю необходимо убедиться в безопасности совершаемого маневра, встречная полоса свободна, и таким маневром он не создаст помех для других участников дорожного движения.
При подъезде к железнодорожному переезду, водителю запрещено объезжать транспорт, который стоит впереди, маневром слева, выезжая на полосу встречного движения.
Как будет наказан водитель, зависит, прежде всего, от его юридической подготовки, так как при составлении на него протокола, воспользоваться услугами адвоката он не может. Это он может сделать только при самой подготовке к рассмотрению дела в суде.
При этом водителю следует иметь в виду, что в большинстве случаев, суды относятся к рассмотрению дел такой категории совершенно формально, и верят тому, что написано инспектором в протоколе.
К пояснению водителя относятся критически, считая, что он себя выгораживает, чтобы избежать наказания. А если бы рядом был адвокат, то ситуация могла бы изменится на пользу водителя.
Действующее административное законодательство свидетельствует, что нарушение правил дорожного движения в виде выезда на полосу встречного движения, влечет привлечение водителя к ответственности по статье 12.15 КоАП.
При этом к данному виду нарушений относится несколько частей данной статьи:
- По части первой привлекаются к ответственности водители, которые нарушили правила расположения транспорта на проезжей части, нарушили правила по встречному разъезду транспортных средств, а также двигались по обочинам или пересекли организованную транспортную или пешию колонну, а равно пытались занять в ней место. Такие нарушения наказываются штрафом в размере 1500 рублей. Если водитель, который управляет тихоходным транспортным средством, который перевозит крупногабаритный груз, который движется со скоростью не более 30 км/час не пропустит транспортное средство, которое следует в попутном направлении и совершает маневр обгона или опережения, то он наказывается штрафом в диапазоне от 1 до 1,5 тысячи рублей;
- По части второй привлекаются к ответственности водители транспортных средств, которые двигаются по участкам дороги, предназначенной для велосипедистов, а равно по пешеходной дорожке или тротуару. Наказанием для таких нарушителей будет штраф в 2 тысячи рублей;
- По части третьей наказывают водителей, которые осуществили выезд на полосу встречного движения, объезжая препятствие, или выехали на полосу встречного движения трамвая, объезжая препятствие. Для них закон определил наказание от одной тысячи до двух с половиной тысяч рублей;
- По четвертой части подлежат наказанию водители, которые осуществили выезд на полосу встречного движения, либо выехали на трамвайные пути встречного направления, если такие нарушения не подпадают под действие части третьей, то их наказывают штрафом в пять тысяч рублей или же возможно лишение водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев;
- Часть пятая предусматривает наказание за повторность совершения нарушения Правил дорожного движения, предусмотренного частью четвертой. При таком нарушении, водитель транспортного средства будет лишен водительских прав сроком на 1 год.
В том случае, если нарушение было зафиксировано с помощью автоматических технических средств, предназначенных для фото и видео фиксации, то применяется административное наказание в виде штрафа в 5 тысяч рублей.
Проезд перекрестка изначально сопровождается заездом на территорию встречной полосы. Это не противоречит ПДД, если водитель движется по своей полосе попутного движения. Однако есть и ряд дополнительных нюансов, которые нужно соблюдать участникам дорожного движения:
- на любых типах перекрестков запрещен обгон с перестроением, в том числе с выездом на встречную полосу (если нужно выполнить такой маневр, необходимо дождаться окончания перекрестка);
- как указывалось выше, при поворотах на перекрестке нельзя создавать ситуацию, когда машина после завершения маневра окажется на полосе встречного движения;
- при выполнении разворотов в пределах перекрестка нужно убедиться, что этот маневр не запрещен знаками.
В статье 12.13 КоАП РФ, предусматривающей наказание за нарушением правил при проезде перекрестков, нет специальных составов по выезду на встречку. Поэтому при выявлении нарушений и рассмотрении административных дел будут применяться общие нормы КоАП РФ.
Вид и размер наказания при движении по встречной полосе зависит от дорожной ситуации и действий водителя, характера нарушения, требований дорожных знаков и разметки, положений ПДД. В КоАП РФ есть сразу несколько статьей, по которым может последовать ответственность. Рассматривать дела, связанные с выездом на противоположную сторону движения, могут должностные лица ГИБДД. Если статья предусматривает наказание в виде лишения прав, дело передается на рассмотрение в суд.
За некоторые нарушения, предусмотренные статьями 12.15 и 12.16 КоАП РФ, водителя могут лишить прав. Такое решение может принимать только суд, причем факт выезда на встречную полосу должен быть подтвержден протоколом сотрудника ГИБДД. Если проступок отмечен только на камерах автофиксации, дело закончится только наложением штрафа. Лишить прав могут:
- при любом выезде на встречную полосу или трамвайные пути, если суд посчитает недостаточным взыскание штрафа – срок лишения составит от 4 до 6 месяцев (ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ);
- при повторном выезде на встречную полосу или трамвайные пути – прав лишат на 1 год, а заменить его штрафом могут только при рассмотрении дела по записям камер.
Как суд решает, какое наказание назначить за выезд на встречную полосу, если в ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ есть штраф и лишение прав? В этом случае оцениваются все обстоятельства дела, личность водителя, потенциальная опасность маневра для других участников движения. Например, суд нередко сразу выдает лишение прав, если водителя часто привлекали за другие нарушения ПДД. Это логично, так как нарушитель сознательно игнорирует правила, ставит под угрозу себя, других водителей и пешеходов.
Если у вас возникли вопросы, связанные с привлечением к ответственности за движение по встречной полосе, обращайтесь к нашим юристам. Мы поможем даже в самой сложной ситуации!
Обгон на участках с ограниченной видимостью
Отметим сразу, что участки дороги с ограниченной видимостью обязательно должны сопровождаться запрещающими знаками или сплошной линией. Однако если таковы отсутствует, то сотрудники ГИБДД не имеются законного права оформлять на водителя протокол за выезд на встречную полосу. Для убедительности своей невиновности, необходимо потребовать сотрудников ДПС вместе проехать до участка где был совершен обгон и убедиться в своей невиновности.
Как правило без участия защитника рассмотрение дела, связанного с выездом на встречную полосу заканчивается одним судебным заседанием. Практически каждый обратившийся к нам клиент говорит о том, что на суде его даже не слушали, а в некоторых случаях и вовсе не запрещали что-либо говорить в свое оправдание. Однако при участии автоюриста на судебном заседании все происходит наоборот. Поэтому если Вы хотите вернуть свои права, то необходимо обратиться за помощью автоюриста.
В свою очередь автоюрист подаст апелляционную жалобу на постановление, что позволит пересмотреть дело заново в вышестоящем суде. А если срок подачи был пропущен, то автоюрист восстановит его путем предоставления необходимых ходатайств и других документов. Вы же в свою очередь сможете дальше пользоваться своими водительскими правами.
На судебном заседании наши автоюристы предоставят все необходимые доказательства, которые позволят избежать лишения прав за встречку именно в Вашем случае. Для большей уверенности положительного исхода дела мы предоставляем наших свидетелей, которые дают показания в Вашу пользу, а в исключительных случаях прибегаем к нетрадиционным способам, позволяющим в рамках закона выиграть дело.
Наши автоюристы помогают автолюбителям в Москве, в Московской области и в других регионах.
Также наши автоюристы помогут вернуть права за выезд на встречную полосу на любой стадии дела.
Штраф за выезд на встречную полосу в 2021 году
Первым делом вам необходимо проанализировать материалами дела, поэтому у вас на руках должны быть копии следующих документов:
- определение ГИБДД о передаче материалов дела в суд,
- протокол об административном правонарушении,
В спокойной обстановке сравните фотокопии с оригиналов и ваши копии документов. При обнаружении каких-либо различий или исправлений в каком-то процессуальном документе, подготовьте письменное ходатайство об исключении этого документа из числа доказательств, так как в соответствии с ч.3 ст.26.3 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Обратите внимание на место составления протокола об административном правонарушении, соответствует ли тому адресу, где действительно он был составлен, правильно ли указано место совершения нарушения и соответствует ли схеме?
Это необходимо для того, чтобы с точностью до метра определить момент выезда на сторону, предназначенную для встречного движения, то есть определить конкретное место пересечения сплошной линии разметки. Проверьте по схеме дислокации знаков и разметки, какая разметка указана на этом конкретном участке дороги.
Обратите внимание
В случае отсутствия схемы дислокации знаков и разметки, сами съездите к месту нарушения и сфотографируйте участок дороги. Может оказаться, что на одном километре дороги сплошная линия разметки чередуется с прерывистой, и если сотрудник ГИБДД не точно указал место нарушения, то необходимо поставить под сомнение достоверность представленных доказательств.
Убедитесь, внесены ли в протокол свидетели, которые были с вами?
Это могли быть ваши родственники, знакомые. Если нет, ходатайствуйте об их вызове в суд. Имеются ли записи о каких-то других свидетелях и понятых, кто они, инспектора ГИБДД или случайные водители?
Указаны ли там все документы, которые у вас есть на руках. Обычно рапорта и объяснения, непонятно откуда появившихся свидетелей сотрудники заполняют уже потом, когда вы уедете, и приобщают эти материалы к делу. Могут взять объяснение у своих же сотрудников или у несуществующих свидетелей и приложить к материалам.
Если факт обгона был зафиксирован видеосъемкой, о которой вам сотрудник говорил во время составления протокола об административном правонарушении, то в приложении должно быть указан цифровой носитель. Если нет такого указания, отметайте это доказательство, подав соответствующее ходатайство об исключении доказательства и прекращении дела.
Между прочим, видеозапись вам должны были предъявить ещё до составления протокола, если нет, были нарушены ваши права на ознакомление с материалами дела согласно ст.25.1 КоАП РФ.
Вы имеете право знакомиться с протоколом об административном правонарушении и со всеми приложениями. Заявите ходатайство об ознакомлении с приложением, то есть с видеосъемкой.
В случае, если видеосъемка нечеткая или возникнут сомнения другого характера, вызывайте в качестве эксперта лицо, которое хорошо разбирается в таких делах.
В протоколе должно быть указано, где должно состояться рассмотрение дела, по месту жительства или по месту совершения нарушения, наименование судебного участка, дату и время. Это важно, иначе можете пропустить время слушания, и вас лишат прав за неявку в суд.
Обратите внимание на схему, составленную сотрудником ГИБДД, указаны ли дата и время составления, подпись лица, её составившего, а также подписи понятых и ваша подпись, как того требует Административный регламент, утвержденный приказом МВД РФ №185 от 02.03.2009 года, можно ли определить на каком участке дороги было совершено вменяемое вам правонарушение, имеется ли привязка к объектам (какой км., сколько метров от километрового столбика).
Отражает ли схема реальное расположение дорожного полотна, её ширину, какие нанесены разметки, соответствуют ли разметки схеме дислокации дорожных знаков и разметок на этом участке дороги, не противоречит ли схема реально осуществленному маневру, не противоречит ли схема имеющимся в деле фотографиям.
- об отложении слушанья по делу,
- о направлении материалов дела по месту жительства,
- об исключении того или иного документа из базы доказательств,
- о вызове в суд свидетелей и понятых,
- об истребовании каких-либо документов из госорганов и так далее.
Подготовив свои документы, для убедительности проконсультируйтесь у юриста, занимающегося подобными делами. Как правило, такие консультации платные, но вы дополнительно получите какой-нибудь дельный совет.
Детально проанализировав доказательства и подготовив свои документы, вы можете смело идти в суд и без посторонней помощи осуществлять свою защиту.
Можно перечислить более двух десятков обстоятельств, в которых подобное перемещение по правилам, регулирующим обязанности водителей транспортных средств, пассажиров, пешеходов и т. д., считается злостным нарушением.
Четкая формулировка, что такое движение по полосе встречного движения, отсутствует. Но в ПДД есть упоминание относительно того, что гражданин, управляющий ТС, признается нарушителем, если он осуществил выезд на левый ряд.
Ситуации такие:
- авто едет по трамвайным путям;
- совершается обгон любого типа ТС по встречному ряду;
- перемещение автомобиля происходит одновременно по двум полосам;
- разметочная линия пересекается одним колесом.
Под определение, что считается выездом на встречку, могут подпадать и другие изощренные маневры, которые способны создать аварийную ситуацию. Прежде, чем садиться за руль, рекомендуется досконально изучить правила, чтобы не допускать их нарушений.
Лишение прав за выезд на встречную полосу в спорных ситуациях
В чем заключается наказание за выезд на встречную полосу в первый раз? Меры воздействия бывают двух видов. Нарушителя могут обязать внести в казну 5000 рублей в форме штрафа. Второй способ покарания виновного – изъятие у него прав сроком от 4 месяцев, но не более чем на полгода.
Иногда на пути следования возникает неподвижный объект. Это может быть серьезный дефект трассы, неисправное авто, прочие крупные статичные предметы, и все это подпадает под понятие «препятствие». Пробка или ТС, стоящее по правилам (например, троллейбус на остановке), таковым не считается. Выезд на полосу встречного движения может иметь нижеперечисленные последствия.
- Кары для лица, управляющего авто, не будет. Такой исход возможен, если преодоление препятствия случилось на двух- или трехрядной дороге, без выезда дальше второго.
- На человека за рулем налагается денежная санкция за неправильный маневр. При объезде на трех- или четырехрядной дороге с выдвижением на левую полосу или перед перемещением через ж.-д. полотно, она варьируется от 1000 до 1500 р.
- Виновное лицо будет лишено ВУ на временной отрезок, период которого может составить от 4 до 6 месяцев. Такое жесткое покарание будет за нахождение авто на встречном ряду при объезде ТС, которое нельзя назвать препятствием.
Когда при маневре колесо авто заходит на сплошную разметки 1.1., это квалифицируется как несоблюдение ПДД. Водителю грозят перечисленные ниже санкции.
- Предупреждение или денежное взыскание – 500 р. Таким легким наказанием виновник отделается, если обгон происходил без нахождения авто в ряду встречного потока. И тут неважно, был ли это маневр для преодоления преград иного вида.
- Водитель заплатит сумму в пределах 1-1.5 тыс. р. Подобное наказание последует при пересечении непрерывной линии, делящей потоки ТС противоположных направлений для преодоления препятствий.
- Самая серьезная кара – в виде лишения документа на право управлять авто на 4-6 месяцев. Она применяется в ситуации, если маневр связан с объездом объекта, не являющегося преградой, при котором будет пересечена непрерывная разметка и ТС выедет на встречный ряд.
Какие меры воздействия на нарушителя предусмотрены за опасные маневры иного характера разберемся далее.
- пункт 9.2 «На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы. При этом не важно — есть разметка или нет, так как количество полос движения определяется разметкой или знаками «движение по полосам», а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов автомобиля. При этом стороной для встречного движения считается половина ширины дороги, расположенная слева.
Согласно ГОСТу, ширина каждой размечаемой полосы движения должна быть не менее 3 метров. Измерять следует реальную ширину дороги. Например, зимняя дорога сужена из-за собранного снега, значит, измерять ширину нужно от отвала до отвала, а не откапывать бордюр под ним. Если есть разметка, то по краям проезжей части от разметки до разметки. И не следует обращать внимание на местные уширения, они на количество встречных полос не влияют.
Из практики могу рассказать случай, когда нам удалось спасти права клиенту, автомобиль которого совершил столкновение на полосе встречного движения.
Двигаясь в плотном потоке московской пробке, на повороте левые колеса автомобиля попали на снежную «кашу», заботливо приготовленную коммунальщиками. Автомобиль вышел из-под контроля, медленно «пополз» в сторону встречного направления движения и столкнулся с другим. Повреждения были незначительными, оба водителя оказались воспитанными и понимающими людьми, и дело обошлось без особых эмоций.
Приехавшие через 4 часа сотрудники ГИБДД, не церемонясь, составили протокол за выезд на «встречку» водителю, который не понял «прозрачных» намеков, и уехали.
Судья изначально была непреклонна и не слушала наших доводов о том, что погодные условия и снег сделали свое гадкое дело. Был вызван потерпевший в ДТП, который подтвердил, что целенаправленного выезда на встречку обвиняемый водитель не нарушал. Права остались у клиента.
Напоследок небольшая просьба: будьте терпимы и внимательны друг к другу на дороге, относитесь с пониманием к ситуациям, которые уже произошли, примите их, как факт и не пытайтесь выместить зло на обидчике, если он действительно сделал это не специально.
Более половины всех регистрируемых нарушений правил движения на двусторонних дорогах вызваны выездом автомобилистов навстречу движущемуся потоку машин. И даже ужесточение наказаний за подобные нарушения не способствует снижению их количества. Наказанием в таких случаясь становится лишение прав на вождение или штрафы, размер которых зависит от условий, в которых это произошло. Например, за выезд на встречную полосу первый раз наказание в 2020 году представляет выплату 5 тыс. рублей или водитель лишается права водить машину на ближайшие 4-6 месяцев.
Выезд на полосу встречного движения обычно заканчивается штрафом, хотя в некоторых случаях, предусмотренных правилами дорожного движения, его можно избежать. Что же поможет избежать наказания?
- Узкая дорога без разметки и знаков, говорящих о том, что обгон запрещается. Получается, что в данном случае нет никаких запретов на то, чтобы выехать на встречную полосу и совершить обгон. Пункт 9.1 ПДД предусматривает, что количество полос движения определяется либо дорожной разметкой, либо специальными знаками; если же они отсутствуют, то это определяют сами водители с учетом габаритов автомобиля, ширины проезжей части и необходимого интервала. Из вышесказанного можно сделать один точный вывод: если нет разметки и знаков, то количество полос должно быть четным (как правило, это две полосы).
- Если на дороге 3 полосы для движения, вы видите разметку и нет никаких знаков, которые бы запретили вам совершать обгон. Если нет разметки, то дорога будет считаться двух- или четырехполосной.
Но есть и ситуации, когда выезд на встречную полосу категорически запрещен:
- Пункт 9.2 ПДД закрепляет правило, в соответствии с которым на дорогах, где имеется двустороннее движение с числом полос 4 и более, запрещается выезжать на полосу встречного движения для обгона. То есть разрешено выехать только для разворота или поворота, если это не запрещено знаками или дорожной разметкой.
- Если вы видите разметку, которая запрещает выезд на полосу встречного движения.
- Если есть знак «Обгон запрещен». В этом случае запрещается выезжать на полосу встречного движения независимо от количества полос и ширины проезжей части.