Завещание преподобного серафима вырицкого
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Завещание преподобного серафима вырицкого». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Думала ли ты когда-либо, что все, касающееся тебя,
касается и Меня? Ибо касающееся тебя
касается зеницы ока Моего.
Ты дорога в очах Моих, многоценна,
и Я возлюбил тебя, и поэтому для Меня
составляет особую отраду воспитывать тебя.
Когда искушения на тебя и враг придет, как река,
Я хочу, чтобы ты знала, что
От Меня это было.
Что твоя немощь нуждается в Моей силе
и что безопасность твоя заключается в том,
чтобы дать Мне возможность защитить тебя.
Находишься ли ты в трудных обстоятельствах,
среди людей, которые тебя не понимают,
не считаются с тем, что тебе приятно,
которые отстраняют тебя, —
От Меня это было.
Я — Бог твой, располагающий обстоятельствами,
и не случайно ты оказалась на своем месте,
это то самое место, которое Я тебе назначил.
Не просила ли ты, чтобы Я научил тебя смирению?
И вот Я поставил тебя в ту именно среду,
в ту школу, где этот урок изучается.
Твоя среда и живущие с тобою только выполняют
Мою волю. Находишься ли ты в денежном затруднении,
трудно тебе сводить концы с концами, знай, что
От Меня это было.
Ибо Я располагаю твоими средствами и хочу, чтобы
ты прибегала ко Мне и знала бы, что ты в зависимости
от Меня. Мои запасы неистощимы. Я хочу, чтобы
ты убеждалась в верности Моей и Моих обетований.
Да не будет того, чтобы тебе могли сказать
в нужде твоей “Ты не верь Господу Богу твоему”.
Переживала ли ты ночь в скорби?
Ты разлучена с близкими и дорогими сердцу твоему, —
От Меня это послано тебе.
Я — муж скорбей, изведавший болезни,
Я допустил это, чтобы ты обратилась ко Мне
и во Мне могла найти утешение вечное.
Обманулась ли ты в друге своем, в ком-нибудь,
кому ты открывала сердце свое, —
От Меня это было.
Я допустил этому разочарованию коснуться тебя,
чтобы познала ты, что лучший твой друг есть Господь.
Я хочу, чтобы ты все приносила ко Мне и говорила Мне.
Наклеветал ли кто на тебя, предоставь это Мне,
и прильни ближе ко Мне, убежищу твоему, душею твоею,
чтобы укрыться от пререкания языков,
Я выведу как свет правду твою
и судьбу твою, яко полудне.
Разрушились планы твои, поникла ты душею
и устала —
От Меня это было.
Ты создавала себе план, имела свои намерения,
ты и принесла их Мне, чтобы Я благословил их.
Но Я хочу, чтобы ты предоставила Мне
распоряжаться и руководить обстоятельствами
жизни твоей, так как ты — только орудие,
а не действующее лицо.
Постигли ли тебя нежданные неудачи житейские,
и уныние охватило сердце твое, знай —
От Меня это было.
Ибо Я хочу, чтобы сердце твое и душа твоя
были всегда пламенеющими пред очами Моими,
и побеждали бы именем Моим всякое малодушие,
Не получаешь ты долго известий от близких,
дорогих тебе людей,
по малодушию твоему и маловерию
впадаешь в ропот и отчаяние, знай —
От Меня это было.
Ибо этим томлением духа твоего испытую Я
крепость веры твоей в непреложность обетований
и силу дерзновения твоей молитвы о сих близких твоих,
ибо не ты ли возлагала заботы о них
на Мою промыслительную любовь?
Не ты ли и ныне вручаешь их
Покрову Пречистыя Матери Моея?
Постигла ли тебя тяжкая болезнь,
временная или неисцелимая,
и ты оказалась прикованной к одру твоему —
От Меня это было.
Ибо Я хочу, чтобы познала ты еще глубже Меня
в немощах твоих телесных и не роптала бы за сие
ниспосылаемое тебе испытание,
и чтобы ты не старалась проникнуть в Мои планы
спасения душ человеческих различными путями,
а безропотно и покорно преклонила бы главу твою
под благость Мою о тебе.
Мечтала ли ты сотворить какое-либо
особенное дело для Меня
и вместо этого сама слегла на одр болезни и немощи —
От Меня это было.
Ибо тогда ты была бы погружена в дела свои,
и Я не мог бы привлечь мысли твои к Себе,
а Я хочу научить тебя самым глубоким мыслям и
урокам Моим, чтобы ты была на службе у Меня.
Я хочу научить тебя сознавать, что ты — ничто без Меня.
Некоторые из лучших сынов Моих суть те,
которые отрезаны от живой деятельности,
чтобы им научиться
владеть оружием непрестанной молитвы.
Призвана ли ты неожиданно занять трудное и
ответственное положение, полагаясь на Меня.
Я вверяю тебе эти трудности,
и за это благословит тебя Господь Бог твой во всех делах твоих,
на всех путях твоих, во всем
Руководителем и Наставником твоим будет Господь твой.
В сей день в руки твои, дитя Мое,
дал Я этот сосуд освященного елея,
пользуйся им свободно.
Помни всегда, что каждое возникающее затруднение,
каждое оскорбляющее тебя слово, каждая напраслина и
осуждение,
каждая помеха в твоей работе,
которая могла бы вызвать чувство досады, разочарования,
каждое откровение немощи и неспособности твоей
будет помазано этим елеем —
От Меня это было.
Помни, что всякая помеха есть Божие наставление,
и потому положи в сердце свое слово,
которое Я объявил тебе в сей день —
От Меня это было.
Храни их, знай и помни — всегда, где бы ты ни была,
что всякое жало притупится, когда ты научишься
во всем видеть Меня.
Ибо Я располагаю твоими материальными средствами. Я хочу, чтобы Ты прибегал ко Мне и был бы в зависимости от меня. Мои запасы неистощимы. Я хочу, чтобы ты убеждался в верности Моей и Моих обетований. Да не будет того, чтобы тебе могли сказать о нужде твоей: «Вы не верили Господу Богу вашему» (Втор. 8, 12—13).
Переживаешь ли ты ночь скорбей, ты разлучен с близкими и дорогими сердцу твоему, —
Ты создавал себе свои планы и принес их Мне, чтобы я благословил их. Но я хочу, чтобы ты предоставил Мне распоряжаться обстоятельствами твоей жизни, и тогда ответственность за все будет на Мне, ибо слишком тяжело для тебя это, и ты один не можешь справиться с ними, так как ты только орудие, а не действующее лицо.
Посетили ли тебя неожиданные неудачи житейские и уныние охватило сердце твое, знай —
Ибо этим томлением твоего духа Я испытываю крепость веры твоей в непреложность обетования, силу дерзновенной твоей молитвы о сих близких тебе. Ибо не ты ли вручил их Покрову Матери Моея Пречистыя, не ты ли некогда возлагал заботу о них Моей промыслительной любви.
Посетила ли тебя тяжкая болезнь, временная или неисцельная, и ты оказался прикованным к одру своему —
Ибо Я хочу, чтобы ты познал Меня еще глубже в немощах своих телесных и не роптал бы за сие ниспосланное тебе испытание, не старался проникнуть в Мои планы спасения душ человеческих различными путями, но безропотно и покорно преклонил бы выю твою под благость Мoю к тебе. Мечтал ли ты сотворить какое-либо особенное дело для Меня и вместо того слег на одр болезни и немощи —
Ибо тогда ты был бы погружен в дела свои и Я не мог бы привлечь мысли твои к Себе, а Я хочу научить тебя самым глубоким мыслям, что ты на службе у Меня. Я хочу научить тебя сознавать, что ты — ничто. Некоторые из лучших соработников Моих суть те, которые отрезаны от живой деятельности, чтобы им научиться владеть оружием непрестанной молитвы.
Призван ли ты неожиданно занять трудное и ответственное положение, иди полагаясь на Меня. Я вверяю тебе эти трудности, ибо за это благословит тебя Господь Бог твой во всех делах твоих, на всех путях твоих, всем, что будет делаться твоими руками. В сей день даю в руку твою этот сосуд священного елея. Пользуйся им свободно, дитя Мое. Каждое возникающее затруднение, каждое оскорбляющее тебя слово, каждая помеха в твоей работе, которая могла бы вызвать чувство досады и разочарования, каждое откровение твоей немощи и неспособности пусть будут помазаны этим елеем —
Храни их, знай и помни — всегда, что всякое жало притупится, когда ты научишься во всем видеть Меня. Все послано Мною для совершенствования души твоей, —
От Меня это было.
Ни один твой вопль, ни одно твое стенание, ни один твой тяжкий вздох, ни одна капля слез – ничто, что в тебе страдало и трепетно билось в усталом сердце твоем, Я не оставил втуне.
Мои милости окружали тебя именно в такие минуты жизни твоей, когда ты этого не ожидал и поэтому не замечал, по грехам своим. Они порой и явно свидетельствовали о заботе Моей о тебе.
Когда скорби и уныние начнут терзать душу твою, вспомни, сколько радостей давал Я тебе в дни детства и отрочества.
Сейчас Я не взираю на мерзкие дела твои, но слышу вопли и слезные стенания покаяния твоего – и они Мне дороги, потому что они теперь искренни и своевременны.
Ты дорог Мне, и дороги все страдания твои, как искренно тобою пережитые.
«ОТ МЕНЯ ЭТО БЫЛО» — ЗАВЕЩАНИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА ВЫРИЦКОГО
В 1920 году супруги по обоюдному согласию расходятся по монастырям.
В стране революция, распространяется агрессивное безбожие… У Муравьевых — огромное состояние и связи заграницей, они могли уехать еще в 1917-м. Но — что людям со стороны могло показаться просто безумием! — жертвуют все имущество Церкви и уходят в монастыри.
Василий Муравьев — в Александро-Невскую лавру, Ольга Ивановна — в Воскресенский Новодевичий монастырь. Вместе с собой она вынуждена была взять маленькую внучку Маргариту, оставшуюся после развода родителей на попечении бабушки и дедушки.
Василий Муравьев в малой схиме получает имя своего духовного наставника — Варнава. Во время пострига Ольга Ивановна ждала имени Евфросиния, но услышала другое: Христина: «Ты Христина, значит, Христова, неси иго Его. Христина, люби всех, как самое себя».
К 54 годам Василий Николаевич Муравьев — будущий преподобный Серафим Вырицкий — был абсолютно состоявшимся в жизни человеком. Успешный предприниматель и меценат, употребивший свой ум, усердие и таланты в дело. И при этом — образцовый христианин, любивший богослужение, живший по Евангелию: вместе со своей женой Василий Николаевич кормил голодных, посещал больных, благодетельствовал одиноким и немощным. Он воспитал сына, отдал его в одно из лучших учебных заведений страны. В общем, все сбылось, все состоялось — казалось, свое предназначение в жизни он исполнил. Но мир-то знает его не как Василия Николаевича, а как преподобного Серафима Вырицкого. А его жену — как схимонахиню Серафиму…
Как произошла эта метаморфоза? Почему, живя богоугодно в миру, он вдруг захотел большего — схимы: то есть абсолютной отдачи себя Богу?
Началась эта удивительная история в деревне Вахромеево Ярославской губернии, где 31 марта 1866 года в семье Николая Ивановича и Хионии Алимпьевны Муравьевых родился сын Василий.
Он сам научился читать и писать. И когда в расцвете своих сил вдруг умер его отец, а мать заболела, мальчик остался кормильцем в семье. Десятилетний ребенок не мог тянуть на себе все хозяйство. И вот односельчанин, работавший в Петербурге в лавке, пригласил Васю на заработки в столицу.
В те времена крестьянским детям действительно случалось выбиваться в люди: мы знаем архитекторов, художников, ученых из крестьян, чьи таланты и упорство позволили перешагнуть сословные перегородки. Таким стал и Василий, сделавшийся преуспевающий купцом 2-й гильдии и торговавшим на знаменитом Апраксином дворе.
А пока, в 1876 году, мальчик оказался один в большом городе. Выполняя мелкие поручения, постепенно он учился правилам торговли и быстро завоевал доверие хозяина лавки. В 16-летнем возрасте Василий стал приказчиком — следил за порядком в лавке, принимал товар, продавал, предоставлял хозяину отчет. Всего через год Муравьев — уже старший приказчик! Хотя обычно для такой должности требовался немалый опыт.
В 1892 году при поддержке хозяина лавки, где он трудился, Василий Николаевич открыл свое дело — заготовку и продажу пушнины. Дело было очень успешным и прибыльным. Но даже преуспев, этот человек не погнушался сесть за парту: он стал одним из двадцати двух первых выпускников Высших коммерческих курсов, открытых в России для развития предпринимательства. Обучение длилось два года, каждый день после работы с 7 до 10 вечера Муравьев слушал лекции.
Работа же в лавке начиналась в 6 утра — с молитвы. Потом товар выкладывался на прилавки, и двери открывались для посетителей. На обед лавка не закрывалась, работа заканчивалась лишь в 10 вечера, после благодарственной молитвы. Торговля, однако, неукоснительно прерывалась несколько раз в году: на Рождество, на Пасху и на Троицу. В другие большие церковные праздники торговали всего 4 часа. На Масленицу, Прощеное воскресенье и Фомино воскресенье работали с 12 часов дня, чтобы дать возможность всем сотрудникам лавки побывать с утра на богослужении.
Таким образом, вышедший из крестьян, Василий Николаевич Муравьев добился успеха в торговле, сделался человеком «высокого интеллекта, духовной культуры, знающий великолепно историю, богатство русского языка», как вспоминала его правнучка Ольга Даниловна Набоко.
Самые близкие духовные чада знали, что к отцу Серафиму народ идет и из праздного любопытства — люди, для которых нет разницы, обратиться ли к знахарке и колдуну или к прозорливому схимонаху: кому-то надо посоветоваться насчет удачной продажи коровы, кто-то хочет повыгодней купить дом, выдавать ли дочь замуж — прозорливый старец-то все видит, должен посоветовать. А не посоветует — к бабке-шептунье пойдем!
«Он был совсем одинок с этой толпой к нему приходящих…» — писала Вера Константиновна Берхман. И как, вспоминает она, схимник оживился, когда его духовная дочь прочла ему свои стихи. В миру, в молодости, он был знаком с Александром Блоком, сам писал стихи. И воодушевленно говорил о том, каким должен быть писатель, которого к творчеству влечет Сам Бог. «В душе он был поэтом, лирика была ему свойственна», — пишет Вера Константиновна. В молодости он любил во время вьюги гулять один: отпустит лошадей и идет домой среди снега и завывания ветра… Разве могли видеть посетители всей тонкости и глубины этой души, ее подчас трогательных проявлений?
«Да ладно, не обращай внимания! Вон он Лешке Ридигеру сказал, что он, вообще, Патриархом будет», — замахали руками семинаристы на будущего румынского архиепископа, учившегося в то время в Ленинграде, когда тот вернулся после беседы со старцем Серафимом Вырицким. Подвижник предсказал румынскому студенту рукоположение в архиереи, а приехавшему с ним семинаристу Алексею Ридигеру — будущему Патриарху Алексию II (его имя в крещении и в монашестве — одинаково, Алексий) — крест предстоятеля Русской Церкви. Как мы знаем, все так и случилось — напрасно потешались семинаристы.
Прозорливость старца Серафима была поразительной.
Отец Серафим всегда выделял из толпы тех, кто более всего нуждался в помощи. Не успеет человек даже назвать своего имени, стоит в уголке набитой людьми прихожей, и тут появляется матушка Серафима: «Есть здесь Наталья из Питера? Пусть пройдет к батюшке, а то ей надо на поезд успеть».
И всегда без очереди принимал детей. На иконах и фотографиях отец Серафим чаще всего глядит сурово. Но те, кто застали его, все как один вспоминают: старец был необыкновенно добрым, ласковым, очень деликатно обращался с приходящими, чтобы никого не задеть, не обидеть, не смутить. Всякое волнение и смущение в его присутствии рассеивалось: старец располагал к себе с первой секунды, был прост и всегда улыбался своим посетителям. А ведь среди его посетителей были как простые люди, так и ученые, профессора.
«Переступая порог келии отца Серафима, все попадали в иной мир, такой, который, может быть, словами не пересказать, — вспоминает Тамара Алексеевна Сиверцева, неоднократно бывавшая в Вырице. — Было ощущение радости, какой-то свободы, бессознательное ощущение легкости».
«ОТ МЕНЯ ЭТО БЫЛО». Духовное завещание преподобного Серафима Вырицкого
Ни один твой вопль, ни одно твое стенание, ни один твой тяжкий вздох, ни одна капля слез – ничто, что в тебе страдало и трепетно билось в усталом сердце твоем, Я не оставил втуне.
Мои милости окружали тебя именно в такие минуты жизни твоей, когда ты этого не ожидал и поэтому не замечал, по грехам своим. Они порой и явно свидетельствовали о заботе Моей о тебе.
Когда скорби и уныние начнут терзать душу твою, вспомни, сколько радостей давал Я тебе в дни детства и отрочества.
Сейчас Я не взираю на мерзкие дела твои, но слышу вопли и слезные стенания покаяния твоего – и они Мне дороги, потому что они теперь искренни и своевременны.
Ты дорог Мне, и дороги все страдания твои, как искренно тобою пережитые.
Преподобный Серафим Вырицкий 21.06.201615348
Произведение, известное как духовное завещание преподобного Серафима Вырицкого – это отражение всей его подвижнической жизни, тесно переплетенной с жизнью многострадального русского народа. В самые трудные годы – годы Великой Отечественной войны – этот удивительный монах был с народом, говоря: «Пока рука моя поднимается для благословения, я буду принимать людей!»
Сочувствующий Пастырь, благой и кроткий, желающий спастись всем верующим в Тебя, помилуй, услыши это мое моление. Не прогневайся, не отврати лица Твоего от меня, но научи меня исполнить волю Твою! Потому, что я не ищу, чтобы была воля моя, но Твоя, чтобы я Тебе угождал, Милостивый.
Читайте эти полные света и философской мудрости строки в минуты сомнений, душевной тяжести, раздумий и торжества. В любом душевном состоянии стих ложится на энергетику души и находит отзвук в сердце.
Будьте здоровы и храни вас Бог!
- Как пережить разочарование в Церкви?
- Почему я больше не… или письмо бывшей захожанки
- Учение отцов о покаянии — психология таинства от древней традиции к современности
- Епископ Игнатий Брянчанинов о русском духовенстве XIX века — Михаил Новоселов. Письма к друзьям. Письмо 9
- Психология греха. По творениям преподобного Макария Египетского — Георгий Бреев
- Сакральный смысл числа 153 (крупных рыбы) из Евангелия
- Разговор монаха со старцем о смысле жизни и смерти
- Что такое ученое монашество или чем начитанность и религиозная философия отличается от аскетической практики и умного делания — А.И. Осипов
- Предначертание (теория) подвижничества — святитель Феофан Затворник по трудам преп. Василия Великого
- Внутренний подвиг — интервью скитоначальника схиигумена Серафима (Покровского) и братии Всехсвятского скита Валаамского монастыря с автором проекта «Умное делание» Н.М. Новиковым
Думал ли ты когда-либо,
что все, касающееся тебя,
касается и Меня?
Ибо касающееся тебя
касается зеницы ока Моего.
Ты дорог в очах Моих,
многоценен,
им Я возлюбил тебя,
и поэтому для Меня
составляет особую отраду
воспитывать тебя.
Когда искушения восстанут
на тебя, и враг придет, как река,
Я хочу, чтобы ты знал, что
От Меня это было.
Что твоя немощь
нуждается в Моей силе
и что безопасность твоя
заключается в том,
чтобы дать Мне возможность
бороться за тебя.
Находишься ли ты
в трудных обстоятельствах,
среди людей,
которые тебя не понимают,
которые не считаются с тем,
что тебе приятно,
которые тебя отстраняют, —
От Меня это было.
Я – Бог твой, располагающий
Обстоятельствами.
Ты не случайно оказался
на твоем месте,
это то самое место,
которое Я тебе назначил.
Не просил ли ты, чтобы
Я научил тебя смирению, —
так вот смотри,
Я поставил тебя
как раз в ту среду,
в ту школу,
где этот урок изучается.
Твоя среда и живущие с тобою
только выполняют Мою волю.
Находишься ли ты в денежном
затруднении, тебе трудно сводить
концы с концами, — знай, что
От Меня это было.
Ибо я располагаю твоими
материальными средствами.
Я хочу, чтобы ты прибегал
ко Мне и был бы
в зависимости от меня.
Мои запасы неистощимы.
Я хочу, чтобы
ты убеждался в верности Моей
и Моих обетований.
Да не будет того,
чтобы тебе могли сказать
о нужде твоей: «Вы не верили
Господу Богу вашему»
(Втор.8, 12-13).
Переживаешь ли ты
ночь скорбей,
ты разлучен с близкими
и дорогими сердцу твоему, —
От Меня это было.
Я – муж скорбей,
изведавший болезни,
Я допустил это, чтобы ты
обратился ко Мне
и во Мне мог найти
утешение вечное.
Обманулся ли ты в друге твоем,
В ком-нибудь, кому
Открыл сердце свое, —
От Меня это было.
Я допустил этому
разочарованию коснуться тебя,
чтобы ты познал,
Что лучший друг твой
есть Господь.
Я хочу, чтобы ты
все приносил ко Мне
и говорил Мне.
Наклеветал ли кто на тебя
предоставь это Мне
и прильни ближе ко Мне,
убежищу твоему, душою твоею,
чтобы укрыться
от «пререкания языков».
Я изведу, как свет, правду твою
И судьбу твою, яко полудне
(см.: ПС. 36, 6).
Разрушились ли планы твои,
поник ли ты душою
и устал –
От Меня это было.
Ты создал себе свои планы
и принес их Мне,
чтобы я благословил их.
Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев, 1866 года рождения) был одним из самых обеспеченных людей своего времени, а впоследствии стал одним из самых загадочных святых. Когда ему исполнилось 12 лет, вынужден был работать, чтобы прокормить большую семью, с которой проживал в деревне Вахромеево Ярославской губернии. Его отец умер, дожив всего лишь до 40 лет.
Василий устроился подрабатывать в Гостиный двор, на то время крупнейший торговый центр Санкт-Петербурга. Очень скоро поднялся по карьерной лестнице благодаря сообразительности, трудолюбию и тем христианским качествам, которые получил в семье от богобоязненных родителей. Со временем открыл свое дело и стал крупнейшим торговцем мехами и пушными изделиями.
Монашеский постриг оба супруга приняли одновременно, в один и тот же день (16 октября 1920 г.). Василия нарекли в честь апостола Варнавы и в память о духовном отце. Ольга стала в монашестве Христиной. Инок Варнава был посвящен в иеродиаконы, через год в иеромонахи. Вокруг него стали собираться люди, ищущие путь к Богу.
Через несколько лет Варнаву назначили духовником лавры. Перед тем как принять новое послушание, он решил облечься в схиму. На сей раз его нарекли в честь преп. Серафима Саровского, которому он старался подражать всю свою жизнь. На этом послушании пробыл около 3-х лет, растеряв окончательно силы и здоровье.
Врачи диагностировали у него:
- закупорку вен на ногах;
- ревматизм;
- легочные застои;
- сердечную недостаточность.
По благословению митр. Серафима Чичагова старец переехал в поселок Вырицу, курортный поселок под Петербургом. В 1930 году навсегда покинул северную столицу.
Двадцать лет тяжелобольной отец Серафим, лежа на постели, принимал всех страждущих, ехавших к нему с разных уголков страны, никому не отказывая в совете, наставлении и утешении. Поток людей был нескончаемым. Не прекратился он и после блаженной кончины старца в 1949 году к его могиле. Рядом с блаженным праведником все это время находилась схимонахиня Серафима, бывшая жена (умерла 1945 г.), и внучка Маргарита, послушница Воскресенского Новодевичьего монастыря.
Отец Серафим обладал великим пророческим даром. Об этом красноречиво говорят многие живые свидетельства общавшихся с ним людей. Некоторые из его пророчеств уже исполнились, другие исполняются на наших глазах, третьим еще предстоит осуществиться. Но все они имеют особую духовную ценность для наших современников. Ибо главные из этих пророчеств посвящены искреннему покаянному возвращению народа к Богу и православной вере.
Например, Серафим Вырицкий предсказывал, что в скором времени верующие будут отвращаться от церкви не гонениями, как это было ранее. От Бога людей отвлекут богатство и прелести земной жизни. И это искушение будет намного сильнее. Действительно, у нас сейчас нет гонений на церковь, но есть много соблазнов, которые заставляют людей отступать от веры в Бога, выполнения Его заповедей.
Великое значение боговдохновенного произведения заключается в том, что каждый верующий начинает понимать и всем естеством ощущать то, что Господь невероятно близок к нам. Любую нашу боль или радость Он принимает как Свою собственную. Мы очень важны для Него. И в сердце начинает воспламеняться ответное чувство к любящему Отцу.
В душе каждого верующего появляется:
- внутренняя опора (бесстрашие), не дающие сломиться под гнетом внешних обстоятельств;
- доверие Небесному Отцу;
- покаяние, разочарование в своей предшествующей жизни;
- горячее желание исправиться.
Произведение оставляет на душе неизгладимый след, заставляет слушать (читать) его снова и снова. Никакие другие слова не передают с такой ясностью и полнотой смысл Божественного Промысла, действующего в нашей жизни.
Разговор Бога с душой Серафима Вырицкого облечен в форму небольшой поэмы, написанной белым стихом. Такой способ изложения предполагает более широкое использование выразительных средств, что позволяет максимально передать глубину и эмоциональность послания. Кроме того, при помощи белого стиха можно легко придать произведению философскую интонацию, раскрыть внутренний мир человека.
Вскоре в Вырицу устремляется непрерывный людской поток ищущих совета, утешения, облегчения телесных страданий. Обеспокоенные родные пытались оградить батюшку от излишних встреч, опасаясь за его и без того слабое здоровье. Но в ответ подвижник твердо сказал: «Теперь я всегда буду нездоров… Пока моя рука поднимается для благословения, буду принимать людей!». Для множества страждущих отец Серафим был благодетелем. Он помогал духовно и практическими советами, устройством на работу. А также давал деньги через добрых людей. Благодарно принимая пожертвования от посетителей, старец зачастую сразу же раздавал их тем, кто терпел нужду.
До последних дней своей земной жизни батюшка Серафим поддерживал, как мог, любимое детище св. прав. Иоанна Кронштадтского — Пюхтицкий Успенский женский монастырь в Эстонии. Вырицкого старца знали и любили насельницы обители. Многие из них именно по его благословению приняли монашество. Батюшку неоднократно приглашали туда на жительство и даже приготовили для него там прекрасный домик.
Митрополит Мануил — епископ Русской Церкви, митрополит Куйбышевский и Сызранский, церковный историк, живший с 1884 по 1968.
Иеромонах Мануил совершенно не пользовался популярностью в интеллигентской среде — для этого ему не хватало внешнего лоска. Он, однако, был очень известен уже в то время среди питерской бедноты. К нему на исповедь шли простые, обиженные судьбой люди. К нему льнул «мелкий люд», которого так много было тогда в Питере — кухарки, почтальоны, кондукторы, — они знали, что у него они всегда найдут слово утешения и помощи — у этого сгорбленного иеромонаха с быстрыми, порывистыми движениями, с громким молодым голосом. Википедия.
На снимке митрополит Мануил (Лемешевский) и его духовный сын, епископ Иоанн (Снычев), 1968 год
Ни один твой вопль, ни одно твое стенание, ни один твой тяжкий вздох, ни одна капля слез — ничто, что в тебе страдало и трепетно билось в усталом сердце твоем, Я не оставил втуне. Мои милости окружали тебя именно в такие минуты жизни твоей, когда ты этого не ожидал и поэтому не замечал, по грехам своим. Они порой и явно свидетельствовали о заботе Моей о тебе.
*** Когда скорби и уныние начнут терзать душу твою, вспомни, сколько радостей давал Я тебе в дни детства и отрочества.
*** Сейчас Я не взираю на мерзкие дела твои, но слышу вопли и слезные стенания покаяния твоего — и они Мне дороги, потому что они теперь искренни и своевременны. Ты дорог Мне, и дороги все страдания твои, как искренно тобою пережитые.
Ты дорог Мне, и потому Я так часто помогал тебе, отвращал тебя от смерти, пагубы и разных потрясений жизненных. Ты дорог Мне, потому что образ искреннего покаяния не оставляет тебя и желание исправиться крепнет в сознании и сердце твоем.
*** Малодушный! Как ты не замечал в мрачные минуты, что рука Моя, водящая тебя, всегда укрепляла тебя; помощь Моя, хотя и в последнюю минуту (когда как будто неоткуда было ожидать ее), приходила к тебе. Ибо все это от Меня было. Ибо на мгновение гнев Мой, но на всю жизнь благоволение Мое. Ибо вечером водворится плач, а на утро радость (Пс. 29, 6). Помни, что все эти переживания и настроения не должны быть тебе присущи, ибо ты идешь путем самоограничения и беспощадности к себе. Ты не должен допускать их до себя, вспоминая в такие тоскливые минуты о тех радостях, которыми Я вел тебя к новой жизни в годы твоего богоискательства.
*** Ободрись, усталый путник! Положись на Мою заботливую руку о тебе! Ты видишь, что разными путями веду Я каждую душу христианскую ко спасению. И тебя тоже, даже в одиннадцатый час жизни твоей, веду Я особым путем. Следуй за Мною. Я хотел видеть тебя надежным человеком для Меня, каким ты был когда-то. Так не колеблясь следуй за Мною. Ты должен поэтому быть свят во всем, во всех своих поступках, во всех своих помыслах, чтобы не оскорблять Мою святыню.
*** Победи, — говорит в тебе внутренний голос. Победи все нехорошее в себе, — повторяет он. Так победи и докажи, что ты бесповоротно отошел от греха. Будь человеком, не стыдящимся оказывать внимание маленьким, бедным, незаметным людям, в большинстве своем беззащитным, оказывая снисхождение к их немощам. Будь человеком, у которого всегда можно найти поддержку, поэтому в обращении с людьми не позволяй себе проявлять черствость и нечуткость, чем ты столькраты согрешал в прежние годы.
*** Ты одинок, но не забывай и помни всегда, что Я с тобою. Нелегко переживать чувство острой тоски и одиночества, но это неизбежный путь всех людей с обостренной интуицией и чувствительных к чужому горю. Я хочу, чтобы ты уже сейчас начал оправдывать доверие, которое Я вложил в сердце твое. Я имею право требовать от тебя всего этого, ибо Я слишком много дал тебе. Сколько предупреждений делал Я тебе об исправлении и покаянии! Я жду от тебя ответа искреннего, согретого порывом души твоей. Что тебе сейчас остается? Стремиться к глубинной тишине, какая бывает на дне озер или в колодцах и глубоких хранилищах, и почаще замыкаться в пустыне сердца своего, не впадая в дремотную тишину.
*** Я хочу, чтобы ты был хозяином своих мыслей. Заметь, какие они бывают… Когда работа идет точно, легко — мысли бывают свежи и свободны, они приходят короткие, прозрачные, текучие. Тебе надо только организовать их, ясно и точно обобщить. И надо много, много думать над ними, отбрасывая ненужные и чуждые из них. Я хочу, чтобы, работая над ними, ты соделал в сердце своем сокровищницу для творения непрестанной Иисусовой молитвы.
*** Ты дорог Мне и потому, что ты возлюбил со всею ревностию Пречистую Матерь Мою и в простоте сердца своего обращаешься к Ней, как к Родимой Матушке. Ты дорог Мне, и потому недреманное око Мое везде сопутствует тебе. Разве не замечал ты в жизни своей и среди окружающих тебя, искренне или лицемерно и лицеприятно заботящихся об облегчении твоей горькой участи и страданиях твоих, — разве не замечал ты заботы Моей о тебе?
*** Я хочу, чтобы ты был человеком с добрым характером, чтобы тебя никогда не покидало чувство справедливости, чтобы ты всегда поступал как надо, т.е. как повелевает тебе совесть твоя, чтобы от тебя люди учились благородству, обдуманности, рассудительности, великодушию и зрелости каждого поступка и слова. Я хочу, чтобы все знающие и окружающие тебя могли бы всегда сказать о тебе: вот человек, на которого во всем и везде можно положиться и которому можно довериться. Я хочу, чтобы ты был чутким к окружающим, к горю и несчастию ближних своих. Я хочу, чтобы ты всегда и больше давал, но не просил для себя. Я хочу, чтобы ты укрепил в себе точность в работе, целеустремленность — как главный стимул modus vivendi. Я хочу, чтобы у тебя мысли и дела не расходились. К этому стремись, ибо Я хочу, чтобы ты был человеком с сильным характером, чтобы тебя никогда не покидала сила духа, исполнительность и способность отдавать всего себя тому делу, к которому ты призван и которое ты делаешь. Такой человек никогда не останавливается на половине, и это — основная черта его характера.
Я допустил этому разочарованию коснуться тебя, чтобы ты познал, что лучший друг твой есть Господь. Я хочу, чтобы ты все приносил ко Мне и говорил Мне. Наклеветал ли кто на тебя предоставь это Мне и прильни ближе ко Мне, убежищу твоему, душою твоею, чтобы укрыться от «пререкания языков». Я изведу, как свет, правду твою и судьбу твою, яко полудне (см.: Пс. 36, 6). Разрушились ли планы твои, поник ли ты душою и устал —
Преподобный Серафим Вырицкий. От Меня это было (духовное завещание).
«От Меня это Было» (Дyховное завещание иеросхимонаха Серафима Вырицкого) Этот текст, написанный в стихотворной форме, отец Серафим адресовал одномy их своих дyховных чад — епископy, находящемyся в заключении. В нем — отблеск глyбочайшей молитвенной тайны, раскрываемой в беседе Бога с дyшою человека. Это дyховное завещание старца, обращенное и ко всем нам. * * * Дyмала ли ты когда-либо, что все, касающееся тебя, касается и меня? Ибо касающееся тебя касается зеницы ока Моего. Ты дорога в очах Моих, многоценна, и Я возлюбил тебя, и поэтомy для Меня составляет особyю отрадy воспитывать тебя. Когда искyшения на тебя и враг придет, как река, Я хочy, чтобы ты знала, что От Меня это Было. Что твоя немощь нyждается в Моей силе и что безопасность твоя заключается в том, чтобы дать Мне возможность защитить тебя. Hаходишься ли ты в трyдных обстоятельствах, среди людей, которые тебя не понимают, не считаются с тем, что тебе приятно, которые отстраняют тебя, — От Меня это было. Я — Бог твой, располагающий обстоятельствами, и не слyчайно ты оказалась на своем месте, это то самое место, которое Я тебе назначил. Hе просила ли ты, чтобы Я наyчил тебя смирению? И вот Я поставил тебя в тy именно средy, в тy школy, где этот yрок изyчается. Твоя среда и живyщие с тобою только выполняют Мою волю. Hаходишься ли ты в денежном затрyднении, трyдно тебе сводить концы с концами, знай, что От Меня это было. Ибо Я располагаю твоими средствами и хочy, чтобы ты прибегала ко Мне и знала бы, что ты в зависимости от Меня. Мои запасы неистощимы. Я хочy, чтобы ты yбеждалась в верности Моей и Моих обетований. Да не бyдет того, чтобы тебе могли сказать в нyжде твоей: Ты не верь Господy Богy твоемy. Переживала ли ты ночь в скорби? Ты разлyчена с близкими и дорогими сердцy твоемy, — От Меня это послано тебе. Я — мyж скорбей, изведавший болезни, Я допyстил это, чтобы ты обратилась ко Мне и во Мне могла найти yтешение вечное. Обманyлась ли ты в дрyге своем, в ком-нибyдь, комy ты открывала сердце свое, — От Меня это было. Я допyстил этомy разочарованию коснyться тебя, чтобы познала ты, что лyчший твой дрyг есть Господь. Я хочy, чтобы ты все приносила ко Мне и говорила Мне. Hаклеветал ли кто на тебя, предоставь это Мне, и прильни ближе ко Мне, yбежищy твоемy, дyшею твоею, чтобы yкрыться от пререкания языков, Я выведy как свет правдy твою и сyдьбy твою, яко полyдне. Разрyшились планы твои, поникла ты дyшею и yстала — От Меня это было. Ты создавала себе план, имела свои намерения, ты и принесла их Мне, чтобы Я благословил их. Hо Я хочy, чтобы ты предоставила Мне распоряжаться и рyководить обстоятельствами жизни твоей, так как ты — только орyдие, а не действyющее лицо. Постигли ли тебя нежданные неyдачи житейские, и yныние охватило сердце твое, знай — От Меня это было. Ибо Я хочy, чтобы сердце твое и дyша твоя были всегда пламенеющими пред очами Моими, и побеждали бы именем Моим всякое малодyшие. Hе полyчаешь ты долго известий от близких, дорогих тебе людей, по малодyшию твоемy и маловерию впадаешь в ропот и отчаяние, знай — От Меня это было. Ибо этим томлением дyха твоего испытyю Я крепость веры твоей в непреложность обетований и силy дерзновения твоей молитвы о сих близких твоих, ибо не ты ли возлагала заботы о них на Мою промыслительнyю любовь? Hе ты ли и ныне врyчаешь их Покровy Пречистыя Матери Моея? Постигла ли тебя тяжкая болезнь, временная или неисцелимая, и ты оказалась прикованной к одрy твоемy — От Меня это было. Ибо Я хочy, чтобы познала ты еще глyбже Меня в немощах твоих телесных и не роптала бы за сие ниспосылаемое тебе испытание, и чтобы ты не старалась проникнyть в Мои планы спасения дyш человеческих различными пyтями, а безропотно и покорно преклонила бы главy твою под благость Мою о тебе. Мечтала ли ты сотворить какое-либо особенное дело для Меня и вместо этого сама слегла на одр болезни и немощи — От Меня это было. Ибо тогда ты была бы погрyжена в дела свои, и Я не мог бы привлечь мысли твои к Себе, а Я хочy наyчить тебя самым глyбоким мыслям и yрокам Моим, чтобы ты была на слyжбе y Меня. Я хочy наyчить тебя сознавать, что ты — ничто без Меня. Hекоторые из лyчших сынов Моих сyть те, которые отрезаны от живой деятельности, чтобы им наyчиться владеть орyжием непрестанной молитвы. Призвана ли ты неожиданно занять трyдное и ответственное положение, полагаясь на Меня. Я вверяю тебе эти трyдности, и за это благословит тебя Господь Бог твой во всех делах твоих, на всех пyтях твоих, во всем Рyководителем и Hаставником твоим бyдет Господь твой. В сей день в рyки твои, дитя Мое, дал Я этот сосyд освященного елея, пользyйся им свободно. Помни всегда, что каждое возникающее затрyднение, каждое оскорбляющее тебя слово, каждая напраслина и осyждение, каждая помеха в твоей работе, которая могла бы вызвать чyвство досады, разочарования, каждое откровение немощи и неспособности твоей бyдет помазано этим елеем — От Меня это было. Помни, что всякая помеха есть Божие наставление, и потомy положи в сердце свое слово, которое Я объявил тебе в сей день — От Меня это было. Храни их, знай и помни — всегда, где бы ты ни была, что всякое жало притyпится, когда ты наyчишься во всем видеть Меня. Все послано Мною для совершенствования дyши твоей, — все От Меня это было.
Монашеский постриг оба супруга приняли одновременно, в один и тот же день (16 октября 1920 г.). Василия нарекли в честь апостола Варнавы и в память о духовном отце. Ольга стала в монашестве Христиной. Инок Варнава был посвящен в иеродиаконы, через год в иеромонахи. Вокруг него стали собираться люди, ищущие путь к Богу.
Через несколько лет Варнаву назначили духовником лавры. Перед тем как принять новое послушание, он решил облечься в схиму. На сей раз его нарекли в честь преп. Серафима Саровского, которому он старался подражать всю свою жизнь. На этом послушании пробыл около 3-х лет, растеряв окончательно силы и здоровье.
Врачи диагностировали у него:
- закупорку вен на ногах;
- ревматизм;
- легочные застои;
- сердечную недостаточность.
По благословению митр. Серафима Чичагова старец переехал в поселок Вырицу, курортный поселок под Петербургом. В 1930 году навсегда покинул северную столицу.
Двадцать лет тяжелобольной отец Серафим, лежа на постели, принимал всех страждущих, ехавших к нему с разных уголков страны, никому не отказывая в совете, наставлении и утешении. Поток людей был нескончаемым. Не прекратился он и после блаженной кончины старца в 1949 году к его могиле. Рядом с блаженным праведником все это время находилась схимонахиня Серафима, бывшая жена (умерла 1945 г.), и внучка Маргарита, послушница Воскресенского Новодевичьего монастыря.
Отец Серафим обладал великим пророческим даром. Об этом красноречиво говорят многие живые свидетельства общавшихся с ним людей. Некоторые из его пророчеств уже исполнились, другие исполняются на наших глазах, третьим еще предстоит осуществиться. Но все они имеют особую духовную ценность для наших современников. Ибо главные из этих пророчеств посвящены искреннему покаянному возвращению народа к Богу и православной вере.
Например, Серафим Вырицкий предсказывал, что в скором времени верующие будут отвращаться от церкви не гонениями, как это было ранее. От Бога людей отвлекут богатство и прелести земной жизни. И это искушение будет намного сильнее. Действительно, у нас сейчас нет гонений на церковь, но есть много соблазнов, которые заставляют людей отступать от веры в Бога, выполнения Его заповедей.
Преподобный Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев) родился 31 марта 1866 года в деревне Вахромеево Рыбинского уезда Ярославской губернии. 1 апреля 1866 года при крещении он был назван Василием.
Для родителей мальчика вера была не просто внешним благочестием и обрядом, но глубоким и сокровенным внутренним бытием. От младенчества Василий получал уроки добродетели. С детских лет в нем проявились те свойства христианской души, которые во всей полноте раскрылись в зрелые годы.
Господь даровал ему сообразительность, необыкновенное усердие, терпение и настойчивость в достижении цели, а также удивительную память. В раннем возрасте мальчик практически самостоятельно освоил грамоту и начала математики. Первыми его книгами стали Евангелие и Псалтирь.
Неожиданно на семью обрушилась скорбь — Господь призвал от земных трудов Николая Ивановича Муравьева. Ему шел тогда сороковой год. Василию пришлось стать кормильцем семьи. В ту пору Муравьевы в полной мере испытали все скорби, сопутствующие бедности…
Вскоре милость Божия посетила обездоленную семью: односельчанин, благочестивый и добрый человек, работавший старшим приказчиком в одной из лавок Санкт-Петербурга, пригласил отрока в столичный город на заработки. С помощью своего благодетеля отрок получил работу рассыльного в одной из лавок Гостиного двора. С первых же шагов Василий проявил такое усердие, исполнительность и старательность, что заслужил полное доверие хозяина.
Время появления текста «От меня это было» относят к 1937 году. Для православных верующих, и особенно священников, это был очень трудный период в жизни.
Особенности того времени:
- массовые аресты;
- расстрелы;
- изгнания в ссылку.
Чтобы пережить все и не сломиться духом, требовались невероятные человеческие усилия. Обращение Бога к верующей душе, облеченное в поэтическую форму, послужило духовным наставлением епископу Мануилу Лемешевскому от старца Серафима Вырицкого. В то время священнослужители постоянно находились под неусыпным вниманием НКВД. Арест мог произойти в любую минуту.
Мануил Лемешевский пережил уже не одно заключение, последнее из которых проходило в Мариинских лагерях. Можно только предположить, что это подорвало духовные и телесные силы священника. Страх нового ареста преследовал его. Старец Серафим, зная о таком мучительном состоянии души подвижника, его немощах, написал духовное послание «От меня это было», которое и по сей день вызывает у всех верующих чувство близости и любви к Богу, дает опору во всех трудных обстоятельствах жизни.
Духовное завещание Серафима Вырицкого — «Все от меня это было»
Великое значение боговдохновенного произведения заключается в том, что каждый верующий начинает понимать и всем естеством ощущать то, что Господь невероятно близок к нам. Любую нашу боль или радость Он принимает как Свою собственную. Мы очень важны для Него. И в сердце начинает воспламеняться ответное чувство к любящему Отцу.
В душе каждого верующего появляется:
- внутренняя опора (бесстрашие), не дающие сломиться под гнетом внешних обстоятельств;
- доверие Небесному Отцу;
- покаяние, разочарование в своей предшествующей жизни;
- горячее желание исправиться.
Произведение оставляет на душе неизгладимый след, заставляет слушать (читать) его снова и снова. Никакие другие слова не передают с такой ясностью и полнотой смысл Божественного Промысла, действующего в нашей жизни.
Монашеский постриг оба супруга приняли одновременно, в один и тот же день (16 октября 1920 г.). Василия нарекли в честь апостола Варнавы и в память о духовном отце. Ольга стала в монашестве Христиной. Инок Варнава был посвящен в иеродиаконы, через год в иеромонахи. Вокруг него стали собираться люди, ищущие путь к Богу.
Через несколько лет Варнаву назначили духовником лавры. Перед тем как принять новое послушание, он решил облечься в схиму. На сей раз его нарекли в честь преп. Серафима Саровского, которому он старался подражать всю свою жизнь. На этом послушании пробыл около 3-х лет, растеряв окончательно силы и здоровье.
Врачи диагностировали у него:
- закупорку вен на ногах;
- ревматизм;
- легочные застои;
- сердечную недостаточность.
По благословению митр. Серафима Чичагова старец переехал в поселок Вырицу, курортный поселок под Петербургом. В 1930 году навсегда покинул северную столицу.
Двадцать лет тяжелобольной отец Серафим, лежа на постели, принимал всех страждущих, ехавших к нему с разных уголков страны, никому не отказывая в совете, наставлении и утешении. Поток людей был нескончаемым. Не прекратился он и после блаженной кончины старца в 1949 году к его могиле. Рядом с блаженным праведником все это время находилась схимонахиня Серафима, бывшая жена (умерла 1945 г.), и внучка Маргарита, послушница Воскресенского Новодевичьего монастыря.
Отец Серафим обладал великим пророческим даром. Об этом красноречиво говорят многие живые свидетельства общавшихся с ним людей. Некоторые из его пророчеств уже исполнились, другие исполняются на наших глазах, третьим еще предстоит осуществиться. Но все они имеют особую духовную ценность для наших современников. Ибо главные из этих пророчеств посвящены искреннему покаянному возвращению народа к Богу и православной вере.
Например, Серафим Вырицкий предсказывал, что в скором времени верующие будут отвращаться от церкви не гонениями, как это было ранее. От Бога людей отвлекут богатство и прелести земной жизни. И это искушение будет намного сильнее. Действительно, у нас сейчас нет гонений на церковь, но есть много соблазнов, которые заставляют людей отступать от веры в Бога, выполнения Его заповедей.
В юности Василий зачитывался житиями святых, которые тогда продавались в виде маленьких разноцветных книжечек. Особенно поражала его воображение жизнь пустынных отшельников. Святые Павел Фивейский, Антоний, Макарий и Пахомий Великие, Мария Египетская… Эти имена рождали в отроке трепетное благоговение и радость.
Уже тогда, открылся для него чудный таинственный мир, перед которым померкло все земное. В сокровенных глубинах чистой детской души зародилась мысль о принятии монашеского, ангельского образа. Для ближних это намерение до поры оставалось тайной.
Когда позволяло время, Муравьевы всей семьей совершали паломнические поездки по святым местам — храмам и монастырям. С особой радостью посещали они Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Там в Гефсиманском скиту подвизался знаменитый старец иеромонах Варнава (Меркулов).
Это был мудрый учитель и великий молитвенник. К нему устремлялись верующие со всей России. «Без Бога ни до порога!» — любил назидать народной мудростью своих посетителей отец Варнава. Эти слова приняла душа отрока за правило жизни.
“От Меня это было”
Большой город Петербург… После размеренного крестьянского быта нелегко было Василию привыкнуть к водовороту столичной жизни. Однако врожденные способности, дарованные от Господа, помогли ему. С помощью своего благодетеля отрок получил работу рассыльного в одной из лавок Гостиного двора.
С первых же шагов Василий заслужил полное доверие хозяина. Он проявлял усердие, исполнительность и старательность. В дальнейшем владелец конторы, где работал отрок, стал поручать ему все более сложные дела. Их Василий, с Божией помощью, всегда выполнял с усердием и в срок. Почти все свое жалование Василий отсылал на родину больной матери. Себе оставлял лишь малую часть на самые неотложные нужды.
Ступени карьеры
Хозяин Василия был человеком благочестивым и всячески приветствовал его богоугодную жизнь. Когда Василию исполнилось 16 лет, он назначил юношу на должность приказчика. А еще через год Василий Николаевич стал старшим приказчиком. В будущем же владелец конторы возлагал на него надежды как на компаньона. Это был удивительный и редчайший случай. Ибо для того чтобы дослужиться до старшего приказчика, обычно требовалось не менее 10 лет.
В 26 лет Василий решает открыть собственное дело. Он находит время получить прекрасное образование: в 1897 году он заканчивает Высшие коммерческие курсы. Через несколько лет купец 2-й гильдии Муравьев становится одним из крупнейших мехоторговцев столицы. Значительную часть товара он поставляет в Германию, Австро-Венгрию, Англию, Францию. Временами сам посещает аукционы в европейских столицах.
В 1890 году Василий Николаевич обвенчался с Ольгой Ивановной (1872 года рождения). Она происходила из крестьянской семьи села Черемушки, так что они были знакомы с детства. Ольга с отроческих лет мечтала о монашеской жизни. Однажды она упросила родственников взять ее на богомолье в Иверской женский монастырь. В обители Ольга имела беседу со схимонахиней Пелагеей, определившую всю ее будущую жизнь. Старица благословила Ольгу жить в миру, выйти замуж за благочестивого мужчину. И только после долгих лет семейной жизни, по обоюдному согласию, принять монашеский постриг.
- Спорт
- Политика
- Экономика
- Туризм
- Технологии
- Промышленность
- Разное
- фэйсбук
- твитер
- youtube
- rss
- экономика
- политика
- промышленность
- спорт
- музыка
- государство
- услуги
Ни один твой вопль, ни одно твое стенание, ни один твой тяжкий вздох, ни одна капля слез – ничто, что в тебе страдало и трепетно билось в усталом сердце твоем, Я не оставил втуне.
Мои милости окружали тебя именно в такие минуты жизни твоей, когда ты этого не ожидал и поэтому не замечал, по грехам своим. Они порой и явно свидетельствовали о заботе Моей о тебе.
Когда скорби и уныние начнут терзать душу твою, вспомни, сколько радостей давал Я тебе в дни детства и отрочества.
Сейчас Я не взираю на мерзкие дела твои, но слышу вопли и слезные стенания покаяния твоего – и они Мне дороги, потому что они теперь искренни и своевременны.
Ты дорог Мне, и дороги все страдания твои, как искренно тобою пережитые.
Сочувствующий Пастырь, благой и кроткий, желающий спастись всем верующим в Тебя, помилуй, услыши это мое моление. Не прогневайся, не отврати лица Твоего от меня, но научи меня исполнить волю Твою! Потому, что я не ищу, чтобы была воля моя, но Твоя, чтобы я Тебе угождал, Милостивый.
Читайте эти полные света и философской мудрости строки в минуты сомнений, душевной тяжести, раздумий и торжества. В любом душевном состоянии стих ложится на энергетику души и находит отзвук в сердце.
Будьте здоровы и храни вас Бог!
К 54 годам Василий Николаевич Муравьев — будущий преподобный Серафим Вырицкий — был абсолютно состоявшимся в жизни человеком. Успешный предприниматель и меценат, употребивший свой ум, усердие и таланты в дело. И при этом — образцовый христианин, любивший богослужение, живший по Евангелию: вместе со своей женой Василий Николаевич кормил голодных, посещал больных, благодетельствовал одиноким и немощным. Он воспитал сына, отдал его в одно из лучших учебных заведений страны. В общем, все сбылось, все состоялось — казалось, свое предназначение в жизни он исполнил. Но мир-то знает его не как Василия Николаевича, а как преподобного Серафима Вырицкого. А его жену — как схимонахиню Серафиму…
Как произошла эта метаморфоза? Почему, живя богоугодно в миру, он вдруг захотел большего — схимы: то есть абсолютной отдачи себя Богу?
Началась эта удивительная история в деревне Вахромеево Ярославской губернии, где 31 марта 1866 года в семье Николая Ивановича и Хионии Алимпьевны Муравьевых родился сын Василий.
Он сам научился читать и писать. И когда в расцвете своих сил вдруг умер его отец, а мать заболела, мальчик остался кормильцем в семье. Десятилетний ребенок не мог тянуть на себе все хозяйство. И вот односельчанин, работавший в Петербурге в лавке, пригласил Васю на заработки в столицу.
В те времена крестьянским детям действительно случалось выбиваться в люди: мы знаем архитекторов, художников, ученых из крестьян, чьи таланты и упорство позволили перешагнуть сословные перегородки. Таким стал и Василий, сделавшийся преуспевающий купцом 2-й гильдии и торговавшим на знаменитом Апраксином дворе.
А пока, в 1876 году, мальчик оказался один в большом городе. Выполняя мелкие поручения, постепенно он учился правилам торговли и быстро завоевал доверие хозяина лавки. В 16-летнем возрасте Василий стал приказчиком — следил за порядком в лавке, принимал товар, продавал, предоставлял хозяину отчет. Всего через год Муравьев — уже старший приказчик! Хотя обычно для такой должности требовался немалый опыт.
В 1892 году при поддержке хозяина лавки, где он трудился, Василий Николаевич открыл свое дело — заготовку и продажу пушнины. Дело было очень успешным и прибыльным. Но даже преуспев, этот человек не погнушался сесть за парту: он стал одним из двадцати двух первых выпускников Высших коммерческих курсов, открытых в России для развития предпринимательства. Обучение длилось два года, каждый день после работы с 7 до 10 вечера Муравьев слушал лекции.
Работа же в лавке начиналась в 6 утра — с молитвы. Потом товар выкладывался на прилавки, и двери открывались для посетителей. На обед лавка не закрывалась, работа заканчивалась лишь в 10 вечера, после благодарственной молитвы. Торговля, однако, неукоснительно прерывалась несколько раз в году: на Рождество, на Пасху и на Троицу. В другие большие церковные праздники торговали всего 4 часа. На Масленицу, Прощеное воскресенье и Фомино воскресенье работали с 12 часов дня, чтобы дать возможность всем сотрудникам лавки побывать с утра на богослужении.
Таким образом, вышедший из крестьян, Василий Николаевич Муравьев добился успеха в торговле, сделался человеком «высокого интеллекта, духовной культуры, знающий великолепно историю, богатство русского языка», как вспоминала его правнучка Ольга Даниловна Набоко.
В 1920 году супруги по обоюдному согласию расходятся по монастырям.
В стране революция, распространяется агрессивное безбожие… У Муравьевых — огромное состояние и связи заграницей, они могли уехать еще в 1917-м. Но — что людям со стороны могло показаться просто безумием! — жертвуют все имущество Церкви и уходят в монастыри.
Василий Муравьев — в Александро-Невскую лавру, Ольга Ивановна — в Воскресенский Новодевичий монастырь. Вместе с собой она вынуждена была взять маленькую внучку Маргариту, оставшуюся после развода родителей на попечении бабушки и дедушки.
Василий Муравьев в малой схиме получает имя своего духовного наставника — Варнава. Во время пострига Ольга Ивановна ждала имени Евфросиния, но услышала другое: Христина: «Ты Христина, значит, Христова, неси иго Его. Христина, люби всех, как самое себя».
Вокруг бушевал Большой террор, но самого старца он почти не коснулся. Сотрудники НКВД заявились в его дом лишь однажды. Уже взрослая к тому времени внучка Маргарита не позволила увести его без разрешения врача, врач же констатировал, что такого больного нельзя перемещать. И вдруг лежавший в постели старец взял за руку одного из чекистов, назвал его по имени и сказал: «Да простятся тебе грехи твои, раб Божий». У них состоялась беседа с отцом Серафимом за закрытыми дверями. Уходя, этот человек сказал: «Если бы все священники были такими, как он, мы бы все верили в Бога».
Отец Серафим знал, что впереди — еще более страшные времена. «Грядет большая война», — говорил он своим духовным детям. И когда она разразилась, старец, уже без того мучимый многими болезнями, взял на себя новый подвиг: теперь он молился на камне в саду (добраться до камня ему помогали родные) — как за столетие до него это делал его покровитель, преподобный Серафим Саровский — несколько часов в день, каждый день….