Методика приобретения знаний и завещания абу ханифы
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Методика приобретения знаний и завещания абу ханифы». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Среди учителей имама Абу Ханифы были такие авторитетные личности, как Мансур ибн Умар, Кайс ибн Муслим Куфи, Симак ибн Харб, Мухаммад ибн Мункадир Мадани, Ибрахим ибн Йазид, Ади ибн Сабит, Рабиату ар-Рай, Айюб ас-Сахтияни, Амир ибн Шурахбиль, а также многие другие.
Заслуги имама
Абу Ханифа был одним из ярких и самых ранних представителей торгово-ремесленных городских кругов. Он обосновал и защитил интересы этих кругов, которые выражались в форме религиозно-правовой доктрины, оформленной в последствии в ханафитский мазхаб.
Абу Ханифа положил начало письменной традиции в богословии Ислама: первое сочинение, которое было записано на тему догматики Ислама, приписывают именно ему. Это сочинение носит название «аль-Фикх аль-акбар». В фикхе Абу Ханифа сформулировал все те основные положения догматики Ислама, которые были выведены на тему единобожия, а также рассмотрел вопросы атрибутов Аллаха, сформулировал положения о слове Божьем, изложенном в Священной Книге Коран, а также рассмотрел вопросы свободы воли, предопределения, достоинствах всех тех личностях, которые упоминаются в Священной Книге Коран, и о праведности. В тексте этого сочинения проявляется его борьба против тех взглядов, которых придерживались мутазилиты и мурджиты.
Ему также приписывается новаторство в применении методов исследования вопросов правового характера так, чтобы сближение схоластических разработок, сделанных факихами, с требованиями, которые предъявляет реальная повседневная жизнь, стало возможным.
Абу Ханифой вместе с его ближайшими последователями была разработана методика, с помощью которой использовались рационалистические принципы кияса или суждения по аналогии, а также принципы предпочтений истихсан в процессе решения вопросов правового характера.
В своих политических взглядах ученый придерживался легитимного принципа верховной власти, которую всесторонне контролирует мусульманская община.
МЕТОДИКА ПРИОБРЕТЕНИЯ ЗНАНИЙ И ЗАВЕЩАНИЕ АБУ ХАНИФЫ
Двое учеников Абу Ханифы Абу Юсуф и аш-Шайбани провели значительную работу по сохранению ханафитского мазхаба, его распространению и систематизации, основывая метод вынесения правовых предписаний на таких источниках, как Священная Книга Коран, тщательно отобранные хадисы из Сунны и иджма (единогласное мнение ученых богословов по определенному религиозно-правовому вопросу, не противоречащему Коране и Сунне). Также среди источников кияс, когда суждение выносится аналогичное уже имеющемуся в Откровении, когда проблема, которая уже решена, сопоставляется с решаемой правовой проблемой. Правовые предписания основываются на таком источнике, как истихсан, когда предпочтение отдается решению, которое противоречит кыясу, но является в данной конкретной ситуации более целесообразным. Также источниками для вынесения таких решений принимаются адат или урф, то есть обычаи или мнения, традиционно распространенные.
Мазхаб Абу Ханифы указывает также еще один метод вынесения решений правового характера – четкую иерархию вердиктов, вынесенных авторитетами школы, такими, как сам Абу Ханифа, его ученики Мухаммад аш-Шайбани и Абу Юсуф. Если же создается ситуация, когда необходимо применить и истихсан, и кияс, то предпочтение отдается первому.
Если создается ситуация, когда необходимо выбрать из различных предписаний, которые имеются по этому вопросу, то приоритет будет отдан тому, которое более убедительно, или мнению, которого придерживается большинство. И только в исключительных случаях используются в качестве аргумента хадисы сомнительные и слабые.
Имам Абу Ханифа передал четыре тысячи хадисов, и две тысячи из этих хадисов он получил от имама Хаммада. В своей работе имам опирался на такие принципы, по которым определял приемлемость хадисов. Он считал, что хадис следует запоминать в правильной форме с того самого дня, как его услышали и до того дня, как хадис передавался. Он говорил, что хадис должен исходить от Пророка Мухаммада ﷺ и передаваться только по цепочке таких людей, которые абсолютно надежны. Он не позволял принимать и передавать те хадисы, которые противоречили известным хадисам или противоречили Корану.
Жизнь посылала ему немало испытаний и невзгод. Когда у власти был Ибн Хубайра, он предложил имаму Абу Ханифе стать верховным судьей, но имам ответил отказом, поскольку не хотел принимать участие в порочных делах. Из-за этого отказа правителю его подвергли наказанию: провели через весь город на лошади, по пути хлестая его десять раз, и такое наказание совершали каждый день в течение одиннадцати дней.
Абу Ханифа отправился в Мекку в 747-748 годы, поскольку испытывал притеснения от Ибн Хубайры, который в этот период был наместником Ирака и принуждал Абу Ханифу нести государственную службу. Когда же во власти утвердились Аббасиды, он вернулся в Ирак и там продолжил работать как ученый и богатый торговец.
С таким же предложением обратился к нему Абу Джафар Мансур, когда стал правителем, но имам Абу Ханифа снова отказался. В результате этого отказа правитель приказал жестоко избить его и заточить в темницу. Свое предложение халиф повторил после этого еще раз, но имам снова отказал и поклялся именем Аллаха, что не примет этого предложения. В результате его подвергли жестокому наказанию. После этого он вновь был брошен в темницу. В это темнице имам и умер смертью шахида в 767 году. Имам Абу Ханифа умер, когда ему было семьдесят лет. Его биография гласит, что это произошло в 150 году по хиджре в месяц Раджаб, но некоторые источники говорят, что это произошло в месяц Шавваль или в Шаабан.
Количество людей, желавших прийти на похороны имама было так велико, что пришлось проводить несколько джаназа-намазов. В его похоронах приняло участие больше пятидесяти тысяч человек. Последний джаназа-намаз возглавил его единственный сын Хаммад.
В Багдаде после его смерти через много лет построили Мечеть Абу Ханифы, а его могилу уничтожил шахиншах Исмаил в начале шестнадцатого века, но во второй половине шестнадцатого века ее восстановили, когда османская Империя вернула себе Ирак.
В истории Ислама и для всего мусульманского мира имам остался в памяти как великий ученый, муджтахид и факих уммы, основоположник одного из основных суннитских мазхабов, и он был первым, чей мазхаб стали еще при его жизни и впоследствии распространять и записывать.
ФИЛОЛОГИЯИ ТОЧИК ТАДЖИКСКАЯ ФИЛОЛОГИЯ
Н.Зохидов
НАИБОЛЕЕ РАННИЕ БИОБИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИМАМЕ АБУ ХАНИФЕ
Ключевые слова: Биобиблиография, ал-Фихрист, ислам, АбуХанифа, фикх
Абу Ханифа Нуъман ибн Сабит, известный по прозвищу ал-Имам ал-Аъзам, является одним из самых выдающихся и знаменитых богословов ислама. С его именем неразрывно связано сложение мусульманской правовой науки — фикха и одной из крупнейших школ ислама — ханафитского мазхаба.
Мазхаб, основанный Абу Ханифой, является доминирующим на огромных территориях мусульманского мира. Широкому распространению этого мазхаба способствовал ряд факторов, среди которых в первую очередь следует назвать прочный авторитет этого мазхаба как самой толерантной и мягкой школы исламского права. Поэтому сегодня, когда то и дело отказывают исламу в гармоничности и умеренности, когда часто и преднамеренно приписывают исламу экстремизм, а то и терроризм, как никогда актуальным является изучение правового наследия великого Имама.
Парадоксальным является тот факт, что абсолютное большинство населения Таджикистана исторически является приверженцами ханафитского мазхаба, однако до известного Указа Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона, объявившего 2009 год Годом почитания Имама Аъзама, мало кто представлял себе истинное значение наследия Абу Ханифы в истории классической религиозно-правовой мысли ислама и таджикского народа. Примерно такая же картина вырисовывается и в отношении научного изучения жизни и в особенности правового наследия Абу Ханифы. За исключением, может быть, двух монографий М.Химмматзаде (1), до сих пор в Таджикистане нет сколь-нибудь серьёзного исследования, соответствующего положению Абу Ханифы как общепризнанного столпа мусульманского правоверия.
Поэтому можно надеяться, что в объявленный Президентом Республики Таджикистан Год почитания Имама Аъзама и в последующем появятся серьёзные и достойные исследования об Абу Ханифе, тем более, что материал для такого исследования в распоряжении исследователей имеется предостаточно. Напомним, что в течение более тысячи двести лет, прошедших после кончины великого Имама, было написано немало работ о его жизни и деянии, как в виде отдельных книг, так и статей в биографических сборниках.
Первые биографические сочинения об Имаме Абу Ханифа появились уже в конце К — начале Х века. К этому времени относится появление книги Абу-л-Аббаса Ахмада ибн ас-Сальта ал-Хаммони (ум. 308/920г.) под названием «Манакиб ан-Нуъман», которая, однако не сохранилась (2). В дальнейшем книги и статьи об Абу Ханифе были написаны в изобилии как сторонниками и последователями Имама, так и его идейными противниками и оппонентами. В результате, появившуюся в средние века обильную литературу об Имаме Абу Ханифа, можно разделить на три группы. В первую группу входят источники, написанные последователями Имама. Эту группу образуют, в первую очередь, многочисленные сочинения об Абу Ханифе, написанные в жанре манакиб — агиографий и ахбар — повествований о жизни и деянии Имама. Названия и авторы большого количества таких сочинений зафиксированы в «Кашф уз-зунун» Хаджи Халифа (3). Достаточное представление о таких сочинениях дает также известный труд Шибли Нуъмани об Имаме Абу Ханифе, в котором помещен список из 27 сочинений указанных жанров (4).
К этой группе источников примыкают также сочинения, написанные в защиту Имама и его мазхаба от нападков оппонентов и противников. Одним из известных образцов таких сочинений считается книга Абу-л-Музаффара Исы ибн Абу Бакра Ханафи (ум. 624/1227) под названием «ар-Рад ала Аби Бакр ал-Хатыб ал-Багдади фи мо закара фи та’рихихи фи тарджамати Аби Ханифата» (Книга опровержения того, что изложено Абу Бакром ал-Хатыбом ал-Багдади в его «Истории» о жизни и деянии Абу Ханифы) (5).
Вторую группу источников об Абу Ханифе образуют сочинения, написанные его идейными противниками. Многие сочинения этой группы источников носят общее название «ар-Рад ала Аби
Ханифата» (Опровержение Абу Ханифы). Под этим названием были известны сочинения Абдаллаха ибн Зубейра Хумайди (ум. 219/834), Абу Бакра ибн Абу Шайба (ум. 235/849), Кази Нуъмана Магриби (ум. 363/974). Известны также книги Сумамы ибн Ашраса (ум. 213/828) и Абу-л-Фадля Карталуси (IХ в.) под общим названием «ар-Рад ала Аби Ханифата фи-р-ра’й» (Опровержение Абу Ханифы в том, что касается независимого суждения) (6). Часто такие сочинения принадлежали перу традиционалистов — асхаб ал-хадис, которые отвергали методы решения правовых вопросов на основании собственного мнения (ра’й), а не на основании прецедента, извлекаемого из предания (хадиса). Следует отметить, что идейная борьба между асхаб ар-ра’й и асхаб ал-хадис была наиболее острой в VШ-IХ вв, поэтому многие антиханафитские сочинения являются продуктом этого времени.
Само слово «Иджаза» переводится с арабского как разрешение, дозволение. В понимании мусульманских ученых — это документ, включающий в себя цепочку преемственности знаний по какой-либо науки ислама, как, к примеру, по Корану, хадисам – изречениям пророка, мир ему и благословение, фикху и другим исламским наукам. Это делалось с целью сохранения тех истинных знаний, которые оставил нам пророк Мухаммад, не смешивая их и не добавляя ничего лишнего. Знания в исламе передавались из уст уста, от учителя до ученика, и эта цепочка, уходящая к пророку, тянется к современным ученым. Так нам удалось сохранить и саму Священную книгу – Коран, и изречения пророка, и предания о сподвижниках, и историю ислама.
Как мы и сказали, знания Абу Ханифы также не были пустым звуком в истории. Согласно исследованиям, его цепочка, тянущаяся к пророку Мухаммаду, начинается со сподвижника Абдуллаха ибн Масгуда. Вся же цепочка передатчиков его знаний выглядит так: Абу Ханифа – Хаммад ибн Абу Сулейман – Ибрахим ибн Йазид ан-Нахаи – аль-Алькама ибн Кайс ан-Нахаи – Абдуллах ибн Масгуд. И каждый из этих передатчиков и ученых передавал полученные знания от одного к другому.
Чтобы понять насколько ценными знаниями владел Абу Ханифа, вкратце приведем их истории жизни.
Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:
— для людей малоимущих — 100 р.
— для людей со средним достатком — 300 р.
— для состоятельных людей — от 500 р.
Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы) — милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.
Фидия садака:
— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.
Фидия садака — это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).
- Урок 1.1. Арабский алфавит. Произношение и написание
- Поступившие на сайт деньги
- Молитвы намаза — обучающая программа
- Урок 1.2. Арабские буквы и огласовки
- Начальный курс арабского языка — говорящий учебник
- Электронный арабский словарь Баранова
- Настройка арабского языка на компьютере
Сказал маликитский факих Ибнуль Хадж Аль Абдари (ум. 737 х/ 1336 м) по поводу тех, кто совершает таваф вокруг могил, кто завязывает материи на могилах для бараката и подобных этому дел:
فتَرى مَن لا علْمَ عندَه يطُوفُ بالقبرِ الشريفِ كما يطُوف بالكعبةِ الحرامِ , ويتمسَّح به , ويقبِّله , ويُلقُونَ عليه مَناديلَهم وثيابَهم , يَقصِدون به التبرُّكَ ، وذلك كلُّه مِن البدَعِ ؛ لأنَّ التبركَ إنما يكون بالاتباعِ له — عليه الصلاة والسلام — وما كان سبَبُ عبادةِ الجاهليةِ للأصْنامِ إلا مِن هذا البابِ
«Ты можешь увидеть тех, которые лишены знания, делающими таваф вокруг почтенной могилы (могила Пророка) как вокруг священной Каабы, протирают ее, целуют и с целью получения бараката вещают на нее материи и свои одежды.
Все это является нововведением/бидъа.
Потому что табаррук приобретается подражанием Пророку, алейхи ссаляту ва ссалям. И было причиной поклонения идолам в джахилии только подобные вещи».
Источник: Ибн Аль Хадж: Аль Мадхаль: 1/263
Дарут Турас
Примечание: Книга Ибнуль Хаджа, рахимахуЛлах, «Аль Мадхаль» является энциклопедией бидъатов, на подобии известной книги Ат Тартуши — «Аль Хавадис валь Бидъа».
Ибнуль Хадж в этой книге собрал и распределил по главам с соответствующими названиями разнообразные бидъаты совершаемые людьми в разных ритуалах и действиях. К примеру главы: «Бидъаты в Намазе», «Бидъаты в Хадже», «Бидъаты в Джаназа» и т.д. В этом смысле эта книга является очень полезной, как энциклопедический источник про бидъаты.
Шариат, как мы видели ранее, происходит из высокого Божественного источника, воплощающего волю и Справедливость Творца (халик). Главной задачей Пророка (С.А.В.) было правильное истолкование Божественной Воли, распространение справедливости (адл) и установление мира между людьми и между человеком и его Создателем. Кур’ан и Сунна стали образом жизни Пророка и его сподвижников, которые в свою очередь изучали животворные принципы, содержащиеся в Книге Аллаха и в Сунне Пророка (С.А.В.). По этой причине имам Шафии ставил изучение Шари’ата, который основан на этих источниках, выше, чем дополнительные молитвы (навафил). Знаменитый мусульманский мыслитель и поэт Востока д-р Мухаммад Икбал, написавший объемистые книги стихов, в основном на мусульманские темы, в последние годы своей жизни говорил, что лучше было бы, если бы он посвятил всю свою жизнь служению фикх аль-ислам. Чтобы выполнить неосуществленное желание свое жизни, он связался с покойным маулана Маудуди и другими улемами, чтобы сообща с ними работать над фикхом. Его знаменитая книга Реконструкция исламской мысли1 была началом формирования его будущих размышлений. Шари’ат — это, несомненно, основа религии Ислама. Улемы взялись за эти исследования еще со времен сахаба.
Начало:
Во-первых человеку следует научиться чтению Корану у тех, кто находится в его городе из тех, кто умеет читать и может научить этому другого человека.
Метод:
Во-вторых следует уделять чтению Корана не меньше оного часа в день (если не получается час, то сколько может). Необязательно читать Коран в течении одного часа за один раз.
Можно поделить на 5 раз в день по 12 мин после каждого намаза. Или пол часа с утра и пол часа вечером. Или так, как удобно самому человеку. Чтение следует начать с суры «Аль-Фатиха» и до конца Корана.
Как только человек заканчивает чтение всего Корана, фиксирует где-нибудь у себя что он сделал один хатм (т.е. закончил один раз, полностью чтение Корана). И так в будущем фиксирует у себя каждый раз, как закончит чтение всего Корана.
Польза:
Ежедневное чтение Корана, по одному часу в день:
Ин шаа Аллах рано или поздно на просторах интернета появятся переводы тафсиров Корана признанных ученых из числа приверженцев Сунны. Их тоже надо будет стараться слушать. Для того, чтобы человек потихоньку знакомился с тем, что постоянно читает.
Цель:
Изучение языка для понимания Корана и Сунны.
Метод:
Изучение арабского языка предлагаем по программе, выложенной на сайте: Arabic.kz
В этой программе 3 степени:
После каждого урока написаны вопросы и домашнее задание к каждому уроку. После окончания изучения этой книги я готов принимать экзамен.
После каждого урока там есть домашнее задание которое надо выполнить. Это укрепит знание грамматики и поможет набрать большой словарный запас.
Закрепление выше пройдённого материала.
Польза:
Изучение арабского вместе с изучением ниже приведенных уроков по акиде и хадисам поспособствуют пониманию огромного количества аятов, читаемых человеком каждый день по 1 часу в день.
Цель:
Следует изучить указанные ниже шархи книг.
Метод:
К каждому шарху (толкованию) прикладываются вопросы. Их можно будет найти по ссылке.
Следует прослушать шарх и приготовить ответы на вопросы и сдать их мне устно или отправить письменные ответы мне через контактную форму, расположенную внизу этой страницы.
Польза:
Отличительная черта всех нижеприведенных уроков в том, что все эти шархи признанных ученых переведенные на русский язык, а не самостоятельное толкование.
Также во время из учения нижеприведенных книг, человек ознакомиться с толкованием огромного количества аятов, которые он читает каждый день.
Последние три книги, т.е. «3 основы», «Блеск убеждений» и «Книга единобожия» мы читаем на арабском языке и сразу переводим на русский, что очень сильно помогает:
Обучение ученика и завещание Абу Ханифы
Этот шарх мы читаем на арабском языке и сразу переводим на русский, что очень сильно помогает:
Этот шарх научит многому из Сунны пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Этот шарх научит многому из Сунны пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Эти три книги не принципиально слушать в указанном порядке. Даже можно разделить по 10 файлов, то есть прослушать:
Во-первых, вышеприведенная программа не является откровением, ниспосланным сверху семи небес, поэтому если она не устраивает или не подходит человеку он может выбрать себе другую подходящую ему программу. Эта же программа, всего лишь как предложение одного из методов.
Во-вторых, вышеприведённая программа ни в коем случае не запрещает слушать и изучать другие книги и работы других требующих знания из числа русскоязычных саляфитов.
В-третьих, советую всем братьям и сестрам, не ограничиваться слушанием лекций одного или двух требующих знаний. Старайтесь слушать большее количество требующий знания, но при условии, чтобы они были из тех, кто следует пути пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и призывает к нему, и следует по пути праведных предшественников, одним словом саляфитов. И все это, дабы избежать слепого фанатизма, что в данные дни наблюдается со стороны многих мусульман. Не связывайте истину с людьми, а связывайте ее с Кораном и Сунной.
Просим у Аллаха успеха!
Tags: Ринат Абу Мухаммад КазахстаниТребование знаний
В России впервые изданы комментарии к «Завещанию» Абу Ханифы на русском языке
Исхак аль-Харби передал: «Имама Ахмада ибн Ханбала спросили об имаме Малике. Ответ был таков: „[Переданные] им хадисы верны, но его мнение является слабым“. Затем он был спрошен об Аузаи’. Он ответил: „И [переданные] им хадисы, и его мнение являются слабыми“. Потом его спросили об Абу Ханифе, и он ответил: „Его мнение и [переданные] им хадисы не несут никакой ценности“. В конце его спросили об имаме Шафии. Он ответил: „[Переданные] им хадисы и его мнение являются достоверными (сахих)“» («Тарих аль-Багдад», т. 15, с. 576).
Мансур ибн Музахим передал: «Я слышал, как Малик ибн Анас говорил, что Абу Ханифа глумился над религией, а тот, кто глумится над религией, не имеет религии».
Мутриф передал: «Я слышал, как имам Малик говорил, что нужно избавлять религию от заблуждений, а Абу Ханифа был заблуждающимся».
«Тарих аль-Багдад», т. 15, с. 552
Аль-Фазари передал: «Я слышал, как Аузаи’ и Суфьян ас-Саури говорили: „Никто не рождался более вредным для ислама“, а Шафии сказал: „Более вредным, чем Абу Ханифа“».
Суфьян ас-Саури сказал: «Никто не рождался более вредным для ислама, чем Абу Ханифа».
«Тарих аль-Багдад», т. 15, с. 549
Абу Исхак ат-Таликани передал: «Я слышал, как Абд-Аллах ибн Мубарак говорил: „Любой, кто владеет книгой Абу Ханифы и распространяет изложенные в ней мнения, сделает [совершённый] им хадж недействительным, а его жена станет для него запретной“. Затем раб Ибн Мубарака заявил: „Я думаю, что автор этой книги — сам шайтан“, на что Ибн Мубарак ответил: „Тот, кто написал эту книгу хуже шайтана!“» («Тарих аль-Багдад», т. 15, с. 556).
Абу Хатим Мухаммад ибн Хиббан сказал об Абу Ханифе: «Не дозволено следовать за ним, поскольку он насаждал [веру в] откладывание (ирджа’ — учение секты мурджиитов о том, что для спасения души достаточно одной веры, а совершение добрых дел откладывается — прим. пер.), а, согласно нашим учёным, недопустимо следовать за тем, кто привносит [в религию] нововведения (бид’а). Я не знаю ни о каких разногласиях между мусульманскими учёными и богобоязненными [людьми] во всех странах в отношении него (Абу Ханифы) — каждый порицал его один за другим» («Китаб аль-маджрухин», т. 3, с. 64).
Абу Ханифа и куфийская школа
Абу Убейд передал: «Я сидел рядом с Асвадом ибн Са’лимом в мечети Расафа. Они начали обсуждать [некую] тему, и я сказал: „Мнение Абу Ханифы [по этому вопросу] такое-то и такое-то…“. Асвад сказал мне: „Ты упомянул Абу Ханифу в мечети!“. С тех пор он (Асвад ибн Са’лим) не разговаривал со мной до самой смерти» («Тарих аль-Багдад», т. 13, с. 564).
Муса‘ар вспоминал: «Однажды я зашел в мечеть и увидел человека, совершающего намаз. Мне понравилось его чтение. Я стоял, пока он не прочитал седьмую часть Корана, и подумал, что сейчас уже сделает поясной поклон, но этого не случилось. Потом он достиг трети, и я опять ожидал совершения поясного поклона. Затем он прочитал половину. Далее чтение молитвы шло в том же порядке, пока не был прочитан весь Коран в одном ракяате. Я посмотрел на него и узнал в этом человеке Абу Ханифу».
Хариджа ибн Муса сообщил, что Коран в одном ракяате был полностью прочитан четырьмя людьми: ‘Усманом ибн ‘Аффаном, Тамимом ад-Дарий, Са‘идом ибн Джубейром и Абу Ханифой. Асад ибн ‘Амр сообщал: «Абу Ханифа совершал утреннюю молитву с омовением ночной на протяжении 40 лет. По ночам в одном ракяате он прочитывал весь Коран. И его плач был слышен настолько явственно, что соседи чувствовали в своих душах сострадание к нему».
Этот человек вобрал в себя ту мораль, к которой нас призывает Ислам. Примером тому являются нижеприведенные случаи.
Однажды некий человек сказал имаму: «Побойся Бога!» Имам [3] вздрогнул, побледнел и, опустив голову, ответил: «Да вознаградит тебя Всевышний Аллах! Насколько сильно нуждаются люди в тех, кто говорил бы им это».
Также, когда имама сильно бранил один человек, тот произнес следующие слова: «Да простит тебя Господь! Он знает во мне противоположное тому, что ты сказал».
Абу Ханифа был одним из самых авторитетных богословов своего времени. Шаддад ибн Хаким сказал: «Я не видел более знающего, чем Абу Ханифа в его время». Великий имам аш-Шафи‘и произнес следующие слова: «Люди черпают знания по мусульманскому праву у Абу Ханифы» или «люди в мусульманском праве подобны детям при сравнении с Абу Ханифой».
Абу Юсуф сообщает о том, что Абу Ханифа увидел себя во сне раскапывающим могилу заключительного Божьего посланника и собирающим его кости. Сон очень сильно напугал его, и он попросил у Ибн Сирина, являвшегося одним из его друзей, растолковать увиденное. Ибн Сирин сказал: «Ты тот, кто соберет Сунну Пророка и воскресит ее».
Абу Ханифа четко придерживался Корана и Сунны Пророка в своем учении и при отсутствии решения того или иного вопроса в этих основных источниках прибегал к высказываниям сподвижников. Но если и среди них не было однозначного ответа, то Абу Ханифа следовал «иджтихадур-ра’й», то есть он давал заключение посредством развития мнения, проистекающего из Корана и Сунны. Данное утверждение основано на следующем высказывании имама Абу Ханифы, услышанном Абу ‘Исматом: «То, что передано от посланника Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует), бесспорно принимаемо (используемо). То, что передано от его сподвижников, мы применяем и не выходим за рамки сказанного ими. Что же касается того, что вне этого, то они — мужчины и мы — мужчины», то есть каждому Бог дал право думать, анализировать и высказывать свое мнение. Ибн Хазм сказал: «Все приверженцы Абу Ханифы пришли к единому мнению о том, что в его мазхабе слабый по своей достоверности хадис (да‘иф) стоит выше (наиболее первостепенен), чем проведение сравнительной аналогии (кыяс) и мнение, основанное на религиозных положениях (ра’й)». Да, Абу Ханифа в своих трудах в первую очередь опирался на Священный Коран и хадисы, высказывания сподвижников, а затем — кыяс и мнение. Но в нормах шариата, основанных на двух последних критериях, не было принуждения. В доказательство этому есть следующее изречение имама, переданное Исма‘илом ибн Хаммадом: «То, что мы смогли извлечь, лишь мнение. Мы никого не принуждаем придерживаться его и не говорим о необходимости принятия его каждым. Тот, у кого есть лучше, пусть принесет». Также Абу Ханифа сказал: «Мы знаем, что это — мнение. И оно — лучшее, чего мы смогли достичь. А если кто придет с наилучшим, то мы примем у него».
Абу Ханифа уделял большое внимание хадисам и ученым, занимавшимся их изучением. Абу Юсуф передает следующие слова имама: «Мужчине допускается передавать только тот хадис, который он выучил наизусть с того момента, как его услышал». Кайс ибн Раби‘ сказал: «Абу Ханифа отправлял товар в Багдад. Там на него закупались вещи, которые привозились в Куфу. Из года в год он собирал прибыль, на которую покупал одежду, еду и все необходимое для ученых, изучавших Сунну. Передавая им это, он говорил: «Благодарите только Господа. Я не дал вам ничего из своего имущества, но дал лишь то, чем наделил меня Всевышний посредством вас».
فالهدى هو العلم النافع، ودين الحق هو العمل الصالح، فالرسول صلى الله عليه وسلم بعث بالعلم النافع والعمل الصالح، وهما قرينان لا يفترقان، العلم والعمل قرينان لا يفترقان، ولهذا حث الله سبحانه وتعالى حث عباده على طلب العلم والتفقه في الدين، قال تعالى: (وَمَا كَانَ الْمُؤْمِنُونَ لِيَنفِرُواْ كَآفَّةً فَلَوْلاَ نَفَرَ مِن كُلِّ فِرْقَةٍ مِّنْهُمْ طَآئِفَةٌ لِّيَتَفَقَّهُواْ فِي الدِّينِ وَلِيُنذِرُواْ قَوْمَهُمْ إِذَا رَجَعُواْ إِلَيْهِمْ لَعَلَّهُمْ يَحْذَرُونَ) [سورة التوبة: 122] فلولا نفر هذا حث من الله سبحانه وتعالى لعباده، بأن تنفر طائفة لطلب العلم والتفقه في دين الله، يطلبون العلم في أي مكان يسافرون إليه في مكانه أينما وجدوه فيتفقهون في دين الله، فيحصلون على بشارة النبي صلى الله عليه وسلم لقوله من يرد الله به خيرا يفقه في الدين.
ثم إذا تفقهوا في دين الله ورجعوا إلى بلادهم وأهليهم فإنهم ينذرونهم ويعلمونهم هذا العلم الذي تحملوه، ويكونون دعاة إلى الله على بصيرة، عاملين بعلمهم، وداعين إليه، هذه طريقة أهل النجاة، وأهل الفلاح، وقد قال صلى الله عليه وسلم من (سلك طريقا يلتمس فيه علما سهل الله له طريقا إلى الجنة
بل إن النبي صلى الله عليه وسلم قال إن العلماء ورثة الأنبياء وإن الأنبياء لم يورثوا دينارا ولا درهما وإنما ورثوا العلم، فمن أخذه أخذ بحظ وافر والعلم لا يحصل عفوا بدون طلب، لابد من طلب العلم، ولا يحصل عفوا للإنسان أو إلهاما أو تلقائيا كما يقول أهل التصوف، وإنما العلم يحتاج إلى طلب وسعي في تحصيله وصبر في تلقيه، كذلك العلم لا يؤخذ من الكتب وحدها، لا يؤخذ العلم عن المتعالمين، الذين لم يتفقهوا في دين الله، غاية ما يكون أنهم يقرؤون في الكتب أو يحفظون شيئا من النصوص ولا يفقهون معناها ولا يتلقونها عن أهل العلم، فهذه طريقة ضاره، لأن العلم لا يؤخذ إلا عن أهل العلم بالتلقي عن العلماء جيلا بعد جيل إلى أن يرث الله الأرض ومن عليها، فمن أصول التعلم وأساسات التعلم هذا الأمر أنه يؤخذ عن العلماء الربانيين العلماء المعروفين بالعلم الذين تحملوه عن مشائخهم وهم يحملونه لطلابهم ويتوارثونه بينهم إلى أن يرث الله الأرض ومن عليها.
ومن أصول التعلم كذلك المهمة أن الإنسان لا يبدأ العلم من فروعه وأعلاه، وإنما يبدأ العلم من الأساس، شيئا فشيئا، ويتلقاه شيئا فشيئا، من الكتب المختصرة في كل فن حفظا وفهما، على أيدي العلماء، فلا يقرأ ويبدأ في المطولات من الكتب، ولا يبدأ بكتب الخلاف، والأقوال، وإنما يؤخذ العلم شيئا فشيئا، ويتدرج فيه شيئا فشيئا، والعلم لا يؤخذ دفعة واحدة، لا يؤخذ إلا عن طريق التدرج شيئا فشيئا
كذلك من أصول طلب العلم، أن طالب العلم لا يقتصر على فن واحد، كأن يقتصر على فن في الفقه مثلا أو يقتصر على فن الحديث مثلا أو فن التفسير، وإنما يأخذ من كل علم بمختصر مفيد، لأن العلوم يرتبط بعضها ببعض، فلابد أن طالب العلم أول شيء يقرأ القرآن، ويحفظ القرآن، أو يجيد تلاوته من غير حفظـ فالأساس هو كتاب الله سبحانه وتعالى، ويقرأ ما تيسر من تفسير القرآن حتى يفهم الآيات، ولا يقرأها على نفسه، وإنما يقرأ على أهل العلم، وأهل التفسير، يتلقى التفسير عن المفسرين المعروفين بذلك.
ثم أيضا يقرأ الحديث، يقرأ في الحديث حفظا وفهما، على أيدي علماء الحديث، المعروفين به، ثم أيضا يقرأ في الفقه، وهو الأحكام المستنبطة من الكتاب والسنة، هذا هو الفقه الأحكام الشرعية المستنبطة من الكتاب والسنة، يقرأ أيضا في كتب النحو، لأن القرآن والسنة نزلا بلغة العرب، فلا بد أن يقرأ في النحو، حتى يعرف معاني الآيات والأحاديث، ويعرف أيضا روابط الكلام من الناحية اللغوية، حتى يسلم من اللحن والخطأ، ولأن علم النحو يعين على فهم النصوص
Самые великие ученики Абу Ханифы
Имам Абу Ханифа, да благословит его Аллаh, умер в 150-м г. hиджры. В том же году родился Имам Аш-Шафи‘ий. Этот удивительный факт был описан некоторыми учеными в следующей аллегории:
«مَاتَ قَمَرٌ وَوُلِدَ قَمَرٌ»
«Одна луна исчезла, и взошла новая», т.е. умер великий теолог, и родился великий теолог.
Многие люди оплакивали смерть Абу Ханифы. Для чтения Намаза «Джаназа»[7] собралось 50 тысяч человек. Похоронили Имама Абу Ханифу, да будет ему Милость Аллаhа, на кладбище «Аль-Хайзаран» в Багдаде.
Просим Всевышнего, чтобы нам было даровано в Судный День Заступничество (Шафа‘ат) благочестивого Имама, и чтобы в этот День мы оказались вместе с ним и с другими праведными мусульманами.
___________________________________________________________________________
[1] Мусульмане, которые встречались со сподвижниками Пророка Мухаммада, мир Ему.
[2] Ритуальное омовение, являющееся условием для правильного выполнения Молитвы (Намаза).
[3] Правитель Ирака во времена последнего султана семейства Омейядов Маруана ибн Мухаммада.
[4] Территория современной Сирии, Ливана, Палестины, части Иордании.
[5] Чтобы прочесть Кур`ан полностью 1 раз, требуется обычно 30 часов.
[6] Повторяющиеся действия и слова (цикл) в Намазе.
[7] Молитва, которую читают за умершего мусульманина.
Имя имама Абу Ханифы — Нуман, а Абу Ханифа — это прозвище. По некоторым данным, у него персидское происхождение. Его род был знатным и проживал в районе Кабула в Афганистане, который стал частью Омейядского халифата. Когда еще при халифе Омаре ибн аль-Хаттабе Персия была захвачена мусульманами, многие ее жители перешли в ислам. Среди них был и дед имама Абу Ханифы, Марзубан. Приняв ислам, он затем переехал в Куфу и стал там жить. Известно также, что он попал в плен и стал рабом, которого затем освободили.
Пророк Мухаммед сказал, что тремя лучшими поколениями людей являются его поколения и два последующих. Так вот Абу Ханифа фактически был человеком как из второго, так и из третьего поколения.
Биография Абу Ханифы начинается в городе Куфе, что находится в современном Ираке. Это были годы, когда Арабским халифатом правил правитель из династии Омейадов Абдуль-Малика ибн Марван. По наиболее достоверным данным, он родился в 699 году, что соответствует 80 году по мусульманскому лунному календарю.
Абу Ханифа родился и прожил детские годы в то время, когда еще оставались в живых некоторые сподвижники пророка Мухаммеда. Ему посчастливилось встретиться с таким великим сподвижником, как Анас бин Малик, который провел некоторое время в Куфе.
Так как в исламе не принято изображать людей, то обычно внешний вид известных личностей пытаются описать. Современники имама Абу Ханифы описывают его как мужчину среднего роста с привлекательной и почтительной внешностью. У него было красноватое лицо, длинная борода. Он был очень худого телосложения, так как постоянно проводил время в поиске знаний и поклонении Богу.
Как говорили современники, от него постоянно исходил приятный запах, по которому можно было его узнать. Имам всегда был красиво одет. Абу Ханифа обладал очень приятным голосом, умел очень красиво говорить и доходчиво убеждать людей.
Первые направления в науке, к которым обратился Абу Ханифа, были науки о вероубеждении (акъида) и единстве Бога (тавхид), основы религии. Примерно к двадцати годам он решил основательно заняться изучением исламского права (фикха). Он обучался у известного правоведа Хаммада ибн Аби Сулеймана и стал его ближайшим учеником, находясь рядом с ним в течение восемнадцати лет. Имам Абу Ханифа преуспел во всех исламских науках и приобрел немало знаний в других науках. В конце концов он решил сосредоточиться на подробном изучении исламского права, так как людям необходимо было разъяснять, по каким правилам им жить. Однако, прежде чем заняться юриспруденцией, он изучил все необходимые предметы: вероубеждение, различные варианты чтения Корана, науку Хадис, арабскую грамматику и язык, науки об изучении и толковании Корана и т. д.
Учениками Имама Абу Ханифы были выдающиеся исламские ученые, заложившие первичные нормативные основы ханафитской правовой школы под руководством своего учителя. Хотя он написал много трудов на религиозную тематику, до нас они не дошли. Большинство исследований имама Абу Ханифы сохранились благодаря трудам его учеников. Абу Ханифа передавал все свои знания ученикам во время научных семинаров, а затем проверял и при необходимости корректировал то, что они записали. Среди самых известных учеников Имама Абу Ханифы особенно выделяются шейх Абу Юсуф Якуб ибн Ибрахим и Мухаммад бин Хасан Шайбани, которые написали ряд книг по ханафитскому мазхабу и фактически заложили прочные основы этой правовой школы.
Ханафитский мазхаб самый старый из четырех основных мазхабов мусульман-суннитов. Его еще называют школой «людей мнения», так как достоверных хадисов, пришедших от Пророка Мухаммеда, было мало в Ираке, и приходилось полагаться на другие источники исламского права при принятии необходимых решений. Вначале эта правовая школа распространилась на родине Абу Ханифы в городе Куфе. После его смерти его исследования стали изучать ученые Багдада, столицы Омейядского халифата. Затем наследие имама распространилось по разным уголкам исламского мира.
Итак. 699 год…
Началась эта история через 67 лет после смерти пророка Мухаммада (с.а.с.), когда ан-Ну‘ман ибн ас-Сабит, получивший впоследствии прозвище Абу Ханифа, родился в городе Куфа. Как указывается в некоторых источниках, у него была уникальная возможность живьем увидеть до 20 сподвижников-долгожителей. Передается, что он общался даже с самим Анасом ибн Маликом и с учениками Абдуллы ибн Масуда. Поэтому имама называют табиъином, т.е. тем, кто встречался с сахабом (сподвижником пророка, мир ему),
Ибн Хаджар: «То, как посчастливилось Абу Ханифе, не посчастливилось больше никому из его современников как Ауза‘и в Шаме, ас-Саври в Куфе, Малику в Медине, Муслим ибн Халиду в Мекке и аль-Лейс ибн Са‘д в Египте”.
Книга имама Абу Ханифы «Аль-Васыя» с комментарием
730-е годы.
У имама обучаются десятки лучших представителей тогдашнего Ближнего Востока. У него особый подход. Он не дает студентам готовых ответов на вопросы. Вместо этот имам устраивает, как говорят сегодня, мозговой штурм и делит их на две группы. Одной дает задание отстаивать аргумент. Другой — противостоять ему. Вывод рождается из столкновения двух противоположных мнений. Через тысячу лет этот метод вновь откроет Гегель и он станет известен как «гегелевская диалектика».
Один человек спросил Абу Ханифу о том, как купаться в реке: «Стоит ли мне повернуться в сторону Киблы?» «Нет, — ответил имам. — Тебе стоит повернуться к берегу и следить за своей одеждой».
763 год…
Аль-Мансур предлагает Абу Ханифе стать главным шариатским судьей государства. Тот отказывается — желает остаться независимым от власть имущих. Приговор — 10 ударов плетью в день в течение 11 дней.
745 год…
Имам Абу Ханифа был самым влиятельным факихом Ирака. Именно в этот период начались выступления против власти Омейядов — тогдашней правящей династии. В непростые времена имаму пришлось вынести массу судебных решений. Абу Ханифа и его ученики разработали методику рациональных суждений на основе первоисточников ислама, суждения по аналогии и использования норм обычая как второстепенного источника права.
Середина 760-х годов…
Халиф Аль-Мансур повторно призывает Абу Ханифу занять пост верховного судьи. Тот снова отказывается. Приговор — 30 ударов плетью. Кровь стекает с ног имама. Его заточают в тюрьму.
750-е годы…
На счету Абу Ханифы множество фундаментальных трудов – в том числе сборник хадисов «Муснад Абу Ханифы». Его ученики Абу Юсуф, Мухаммад аш-Шайбани, ЗуфАр и другие продолжили развивать его метод. Постепенно школа, или мазхаб, Абу Ханифы стала источником ответов на самые сложные и запутанные вопросы исламского права. Сегодня ханафитский мазхаб — самый распространенный в мире.
Однажды Абу Ханифа услышал: неподалеку кто-то упал с крыши. Тут же бросив все дела, он босой помчался к месту происшествия, помог пострадавшему, а потом навещал его до полного выздоровления.
767 год…
67-летний Абу Ханифа умирает в тюрьме. К тому моменту он провел там уже несколько лет. По одной из версий, его отравили в заточение по приказу того же Аль Мансура. В джаназа намазе (заупокойной молитве) участвовало более 50 тысяч человек.
Спустя 200 лет рядом с могилой Абу Ханифы была построена мечеть. В 1508 году ее разрушили воины династии Сефевидов. Но вскоре здание восстановили османы. Сегодня эта мечеть — одна из самых главных достопримечательностей иракской столицы. Ее золотой купол и часовая башня хорошо видны из любой точки старого города, который когда-то «придумал» богослов, факих и мухаддис, аль имам аль азам Абу Ханифа.
Полную версию об имаме Абу Ханифа смотрите в данном видео.
Похожие записи: