Возмещение ущерба по ДТП статья

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возмещение ущерба по ДТП статья». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Для понимания сущности категории возмещения ущерба при ДТП необходимо разобраться с термином «ущерб».

Данное понятие законодательно не закреплено.

Вместе с тем, статья 15 Гражданского Кодекса РФ содержит определение термина «убытки».

Под убытками в гражданском законодательстве РФ понимается:

  • реальный ущерб, то есть утрата или повреждение имущества, принадлежащего конкретному лицу (повреждение транспортного средства или иного имущества, собственником которого является потерпевший).

    Например, к реальному ущербу относятся расходы на ремонт транспортного средства (затраты на запасные части и проведение ремонтных работ) и утрата товарной стоимости – УТС. Величина УТС отражает, насколько снизилась стоимость транспортного средства из-за ухудшения внешнего вида и эксплуатационных качеств, вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего за ним ремонтного воздействия.

  • упущенная выгода – совокупность неполученных доходов, которые лицо получило бы, при отсутствии нарушения его права, то есть если бы виновник происшествия не нарушил нормы ПДД РФ.

    Примером неполученных доходов могут быть отнесены убытки, связанные с простоем транспортного средства, используемого в коммерческих целях на ремонте после ДТП, неисполнение ранее заключенных контрактов по перевозке грузов или пассажиров, и т.д.

Возмещение ущерба при ДТП происходит в законодательно установленных рамках обязательств, вытекающих из причинения вреда.

Возмещение ущерба при ДТП

Возмещение вреда, причиненного дорожным происшествием, является мерой гражданско-правовой ответственности лица, виновного лица. Правовой базой, регламентирующей вопросы возмещения вреда, являются Гражданский кодекс РФ (ГК РФ).

Рассмотрим общие основания ответственности за причинение вреда (статья 1064 ГК РФ) и ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности (статья 1079 ГК РФ).

Статья 1064 ГК РФ устанавливает общие основания ответственности за причиненный вред.

Статья предусматривает:

  1. Вред, который причинен личности, то есть конкретному индивидууму, а также его имуществу, должен быть возмещен полностью лицом, причинившим его.

    Это правило распространяется также при причинении вреда имуществу юридического лица.

  2. Ответственность за причинение вреда может быть возложена законом на иное лицо, которое не является причинителем вреда.

    Например, закон «Об ОСАГО» возлагает на Страховщика обязанность возмещения вреда, причиненного Страхователем в период действия договора ОСАГО.

    Примером делегированной законом ответственности, является предусмотренная статьей 241 Трудового кодекса РФ ограниченная материальная ответственность работника и установленная статьей 1068 ГК РФ обязанность работодателя возместить вред, причиненный его работником третьим лицам в период исполнения им трудовых обязанностей.

  3. Ответственность наступает только за виновное причинение вреда.

    Если участник происшествия, которого обвинили в его совершении, докажет свою невиновность, то он освобождается от обязанности возмещения ущерба при ДТП.

    Статья в помощь:

    Как оспорить вину в дорожно–транспортном происшествии

  4. Наступление ответственности при отсутствии вины причинителя вреда возможно только в случаях, предусмотренных Законом.

    Примером ответственности «без вины» является причинение вреда владельцем источника повышенной опасности в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 1079 ГК РФ.

    Например, водитель автомобиля обязан произвести возмещение ущерба при ДТП, причиненного пешеходу (пассажиру), если причиной аварии явился внезапно возникший отказ системы управления транспортным средством. Для наступления ответственности не имеет значения тот факт, что автомобиль прошел обязательный технический осмотр и был исправен до аварии.

    Несмотря на то, что водитель не допустил со своей стороны нарушений норм ПДД РФ и правил эксплуатации транспортного средства, ответственность наступает по основанию, определенному статьей 1079 ГК РФ.

    Эксплуатация автомобиля является деятельностью, связанной с повышенной опасностью для окружающих, а сам автомобиль представляет собой источник повышенной опасности.

Статья 1079 ГК РФ формулирует основания ответственности участников ДТП за причинение вреда при использовании источников повышенной опасности – транспортных средств.

Статья предусматривает:

  1. Ответственность наступает вне зависимости от вины владельца или собственника транспортного средства за причинение вреда окружающим: пешеходам, пассажирам, иным лицам, которым причинен вред.

    Ответственность «без вины» не наступает в случаях причинения вреда владельцам (собственникам) других транспортных средств, участвующих в происшествии.

  2. Если вред причинен при взаимодействии транспортных средств их собственникам, то возмещение ущерба при ДТП осуществляется по правилам статьи 1064 ГК РФ.

    Например, водитель автомобиля ХХХ, гражданин А, не выбрал безопасную скорость для движения, соответствующую дорожным и метеорологическим условиям, не стравился с управлением и допустил столкновение с автомобилем УУУ под управлением гражданина Б. В соответствии со статьей 1064 ГК РФ ответственность за причинение вреда понесет водитель А, виновный в нарушении пункта 10.1 ПДД РФ.

  3. За вред, причиненный окружающим при взаимодействии источников повышенной опасности, наступает солидарная ответственность их владельцев (собственников).

    Нормы о солидарной ответственности содержатся в статье 322 – 326 ГК РФ. При солидарной ответственности, потерпевший может требовать возмещения причиненного вреда в полном объеме, от любого из водителей.

    Например, при столкновении автомобилей, в результате которого пострадали их пассажиры, отвечать будут оба водителя. Для пострадавших не будет иметь значения, по чьей вине произошло происшествие, предъявлять требования о возмещении вреда при ДТП можно к любому из водителей.

  4. Владелец (собственник) транспортного средства не подлежит ответственности, если докажет, что возникновение вреда обусловлено непреодолимой силой или умыслом потерпевшего.

    Ответственность за причиненный вред не наступает за действия самоубийц или при наступлении обстоятельств, не зависящих от воли владельца (собственника) транспортного средства.

  5. При рассмотрении судом дела о возмещении ущерба при ДТП, возможно полное или частичное освобождение владельца транспортного средства от ответственности при наличии оснований, указанных в пункте 2 и 3 статьи 1083 ГК РФ.

    В пункте 2 статьи 1083 ГК РФ речь идет о грубой неосторожности потерпевшего, которая повлияла на возникновение или увеличения размера причиненного вреда.

    При определении лица, подлежащего гражданско-правовой ответственности за причинение ущерба от дорожно-транспортного происшествия по основаниям, предусмотренным статьей 1079 ГК РФ, следует исходить из подтверждения законности основания владения, пользования, распоряжения источником повышенной опасности.

    Нередки случаи, когда лица, не являющиеся собственниками транспортных средств, управляют ими без надлежащего разрешения или оформления полномочий на право управления.

    Отсутствие путевого листа у водителя, просроченный договор аренды, самоуправное использование транспортного средства третьими лицами, дают основания для предъявления требований о возмещении ущерба при ДТП, к собственнику транспортного средства.

    Полноценную помощь в определении юридически значимых обстоятельств по вопросам возмещения ущерба при ДТП могут оказать только профессионалы – юристы, специализирующиеся на ведении дел данной категории.

    Уважаемые читатели, в статье мы рассмотрели часть большой темы «Возмещения ущерба при ДТП».

    В следующих статьях раздела мы продолжим исследование актуальных вопросов, связанных с возмещением вреда, причиненного в ДТП.

    • Все о ДТП и автостраховании

    В случае если работник не возмещает ущерб работодателю в добровольном порядке, работодатель в соответствии с ч. 2 ст. 248 ТК РФ имеет право обратиться в суд с требованием о возмещении ущерба.

    Однако следует иметь в виду, что в силу ст. 250 ТК РФ суд может с учетом степени и формы вины, материального положения работника и других обстоятельств снизить размер ущерба, подлежащего взысканию.

    В пункте 16 Постановления №52 указано, что снижение размера ущерба допустимо в случаях как полной, так и ограниченной материальной ответственности.

    Оценивая материальное положение работника, нужно принимать во внимание его имущественное положение (размер заработка, иных основных и дополнительных доходов), семейное положение (количество членов семьи, наличие иждивенцев, удержания по исполнительным документам) и т. п. Следует отметить, что требовать возмещения ущерба работодатель может только в случае наличия вины водителя в совершении ДТП.

    Пример 2.

    Определением от 21.09.2010 №33-28106/10 Московский городской суд оставил решение суда первой инстанции в силе и указал, что в соответствии с разъяснениями п. 4 Постановления №52 к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действий или бездействия) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.

    Отсутствие вины работника исключает материальную ответственность перед работодателем.

    В июле 2003 года вступил в силу Федеральный закон № 40-ФЗ, в соответствии с которым владельцы транспортных средств обязаны на определенных законом условиях и в определенном законом порядке страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

    Согласно ст. 7 вышеуказанного закона страховая сумма, в пределах которой страховщик при на-ступлении каждого страхового случая (ДТП) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:

    • в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, – не более 160 000 руб.;

    • в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, – не более 160 000 руб.;

    • в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, – не более 120 000 руб.

    В тех случаях, когда размер причиненного ущерба не выше указанных сумм, особых проблем не возникает и причиненный потерпевшему ущерб возмещается страховщиком.

    Если же размер ущерба превышает предельный размер страховой суммы, потерпевший имеет право обратиться в суд с требованием о возмещении оставшегося ущерба в порядке ст. 1072 ГК РФ. При этом иск предъявляется не к работнику, а к работодателю как владельцу источника повышенной опасности в соответствии со ст. 1079 ГК РФ.

    На основании вышеуказанной статьи юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего (ст. 931, п. 1 ст. 935 ГК РФ), в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

    Статья 1068 ГК РФ предусматривает, что юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

    По смыслу ст. 1079 ГК РФ под владельцем источника повышенной опасности следует понимать юридическое лицо или гражданина, которые используют его в силу принадлежащего им права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на других законных основаниях (например, по договору аренды, проката, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности).

    Таким образом, в силу ст. 1068 и 1079 ГК РФ не признается владельцем источника повышенной опасности лицо, управляющее им в силу исполнения своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей на основании трудового договора (служебного контракта) или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем источника повышенной опасности.

    Следовательно, на лицо, исполнявшее свои трудовые обязанности на основании трудового договора (служебного контракта) и причинившее вред имуществу владельца другого источника повышенной опасности в связи с использованием транспортного средства, принадлежавшего работодателю, ответственность за причинение вреда может быть возложена лишь при условии, что будет доказано: оно завладело транспортным средством противоправно (п. 2 ст. 1079 ГК РФ).

    Противоправным можно признать завладение работником служебным автомобилем самовольно (без согласия работодателя) в нерабочее время в личных целях.

    В случае совершения работником ДТП важно установить факт нахождения (ненахождения) работника при исполнении служебных обязанностей. В судебной практике встречаются случаи, когда работодатели стремились уйти от ответственности, ссылаясь на совершение работником ДТП после окончания рабочего дня. Однако суды в таких случаях часто встают на сторону работника.

    Пример 3.

    На возмещении ущерба потерпевшему работодателем правоотношения работника и работодателя (в части возмещения вреда, причиненного в результате ДТП) не заканчиваются, так как работодатель в силу п. 1 ст. 1081 ГК РФ имеет право обратного требования (регресса) к работнику.

    Однако вернуть всю сумму, как правило, не получается. Это связано с тем, что работник может заявить ходатайство о снижении размера ущерба в силу ст. 250 ТК РФ.

    Следует отметить, что суд вправе снизить размер ущерба, подлежащего взысканию с работника, только при наличии доказательств соответствующей степени вины и сложного материального положения работника. В судебной практике в качестве таких обстоятельств признаются наличие на иждивении несовершеннолетних детей и супруги, находящийся в отпуске по уходу за ребенком (Определение Московского городского суда от 12.10.2010 №33-32075), неосторожная форма вины и инвалидность работника (решение Полесского районного суда Калининградской области), наличие на иждивении двух студентов, обучающихся на платных отделениях учебных заведений, отсутствие личного подсобного хозяйства (решение Брединского районного суда Челябинской области).

    Данные обстоятельства должны быть подтверждены (справки, договоры), в противном случае суд откажет в удовлетворении соответствующего ходатайства.

    Пример 5.

    Санкт-Петербургский городской суд в Определении от 10.08.2009 №10751 указал, что при отсутствии надлежащих письменных доказательств сложного материального положения работника (отсутствие собственности, сведения о среднем заработке) и установлении факта оплаты работником обучения в институте вывод суда первой инстанции о наличии оснований для снижения размера подлежащего взысканию ущерба, причиненного в результате ДТП, не может быть признан обоснованным.

    Заключение.

    Таким образом, приведенный анализ законодательства и судебной практики свидетельствует о том, что обязанность по возмещению ущерба, причиненного третьим лицам по вине работника в результате ДТП, первоначально возложена на работодателя.

    Регрессное требование не всегда может возместить работодателю все потери, так как суд, учитывая имущественное положение работника и степень его вины, вправе снизить размер взыскиваемого ущерба. В этом случае работодателю остается только более тщательно подбирать кадры и осуществлять контроль за своими работниками.

    Выплачивая деньги по ОСАГО, страховщик теряет свои деньги. Поэтому естественным желанием страховой компании является сэкономить на платежах, занизить размер повреждений и сумму компенсации, либо вообще отказать пострадавшему. Вот ряд типичных проблем, с которыми сталкиваются водители:

    • занижение размера выплаты;
    • нарушение сроков перечисления денег или выдачи направления на ремонт;
    • отказ выплачивать средства, причем нередко вообще без обоснования причин;
    • отказ в признании ДТП страховым случаем.

    Запомните, что страховая компания должна ответить на заявление клиента в течение двадцати дней (п. 21 ст. 12 Закона «Об ОСАГО»). Если вы получили отказ, либо вовсе не дождались ответа, приступайте к процедуре возмещения ущерба.

    Укажите в претензии, чем подтверждаются ваши доводы. Обязательно ссылайтесь на отчет независимой оценки, на Закон № 2300-1 «О защите прав потребителей». Вам должны направить ответ не позднее десяти дней (п. 1 ст. 16.1 Закона «Об ОСАГО»). Если ответ отрицательный, переходим к следующей стадии возмещения ущерба после ДТП.

    Возмещение ущерба при ДТП по ОСАГО

    Что скажет суд? Ответ зависит от материалов дела. Отчет независимой экспертизы играет важную роль в судебном процессе, однако будут учитываться и иные доказательства. Судья дает оценку отчету и представленным материалам, выносит решение по существу. Если иск удовлетворен, получайте исполнительный лист и направляйте его в ФССП. Дальше возмещением ущерба по ОСАГО займутся приставы.

    Если спор дошел до суда, страховщик обязан оплатить не только сумму компенсации по ОСАГО, но и ряд иных санкций:

    • штраф в размере 50% от суммы долга за нарушение прав потребителя;
    • неустойку в размере 1% от суммы долга за каждый день;
    • компенсацию морального вреда (точную сумму определит суд);
    • расходы на оказание юридических услуг по ст. 100 ГПК РФ;
    • затраты на проведение экспертиз.

    Лимит выплат по ОСАГО после ДТП составляет до 400 тыс. руб. на поврежденный автомобиль, до 400 тыс. руб. за иное имущество, до 500 тыс. руб. за вред здоровью. Если фактические расходы выше, придется подать иск на остаток на виновника ДТП.

    Полис ОСАГО оформляется за несколько минут, тогда как возмещения ущерба после ДТП можно вообще не дождаться. Не затягивайте сроки и не идите на поводу у страховщика! Сразу обращайтесь на консультацию к нашим автоюристам. Мы поможем даже в самой сложной ситуации!

    1. Включите аварийную сигнализацию и выставите знак аварийной остановки (п. 2.5 ПДД).
    — Знак должен быть выставлен в сторону приближающихся других участников дорожного движения на расстояние не менее 15 метров в населенном пункте и не менее 30 метров вне населенных пунктов (п. 7.2 ПДД).
    — Не перемещайте и не убирайте какие-либо предметы или следы, имеющие отношение к ДТП.

    2. Оцените обстоятельства ДТП и определитесь с дальнейшими действиями на их основании.

    При наступлении страхового случая, необходимо придерживаться следующего алгоритма:

    1. Сообщить всем участникам ДТП сведения о договоре обязательного страхования, в том числе номер страхового полиса обязательного страхования, а также наименование, адрес местонахождения и телефон страховщика.

    2. Заполнить извещение о ДТП, выданное страховой компанией (если имеется).

    3. Уведомите свою страховую компанию о происшествии в порядке и сроки, предусмотренные правилами страхования.

    4. Документы о ДТП оформляются в зависимости от обстоятельств дела, которые определяются при совершении первичных действий при ДТП, с участием сотрудника ГИБДД либо без его участия.

    Первый этап:
    ☑ Оценка рыночной стоимости ремонта автомобиля;
    ☑ Досудебные переговоры со страховой компанией;
    ☑ Консультация и изучение всех материалов дела;
    ☑ Анализ ситуации в рамках правового поля и формирование правой позиции.

    Второй этап:
    ☑ Подготовка отчета об оценке рыночной стоимости автомобиля;
    ☑ Подготовка и подача искового заявления;
    ☑ Представление Ваших интересов на всех заседаниях в суде до вынесения судом решения;
    ☑ Получение исполнительного листа;
    ☑ Взаимодействие с судебными приставами по взысканию денежных средств на основании исполнительного листа.

    Сроки: 1-4 месяца с момента подачи документов в суд.

    Что означает аббревиатура, наверное, знают даже дети. Но не все взрослые могут сформулировать точное определение ДТП. Его можно найти в п.1.2 ПДД.

    Это событие, возникшее при движении ТС, в результате которого возникли повреждения машины, сооружений, другой материальный ущерб, имеются пострадавшие или погибшие.

    Основными видами ДТП считаются столкновение, опрокидывание, наезды, падения пассажиров. Есть еще так называемые иные, к которым причисляются все другие ДТП. Это падения грузов, попадания отброшенных колесами предметов и наезды на внезапно возникающие препятствия. МВД в своей работе использует следующую классификацию происшествий:

    • Бесконтактное – когда непосредственного столкновения виновника с другими участниками ДТП не было.
    • Учетное – которое требуется указывать в отчетности. Например, если есть пострадавшие.
    • Скрытое – когда обстоятельства совершения и участники не выявлены или виновник скрылся.

    Кроме того, происшествие может классифицироваться по тяжести нанесенных повреждений, увечий и так далее.

    В соответствии с законодательством, при рассмотрении ДТП быть защитником потерпевшего или обвиняемого может быть только лицо со статусом адвоката.

    Адвокат по ДТП с жертвами вправе:

    • ходатайствовать о проверкедействий потерпевшего и обвиняемого лица,
    • требовать проведения автотехнической экспертизы и следственного эксперимента, воспроизводящего ДТП;
    • формулировать вопросы экспертам;
    • опрашивать очевидцев;
    • подготовить исковое заявление или возражение на иск о возмещении морального и материального ущерба в рамках уголовного процесса;
    • ходатайствовать о применении отягощающих или смягчающих обстоятельств;
    • быть посредником при заключении мирового соглашения;
    • участвовать в рассмотрении уголовного дела в суде любой инстанции в качестве представителя.

    Благодаря грамотному поведению адвоката в минимально короткие сроки вы сможете добиться положительного для себя результата.

    Алгоритм действий участника ДТП определен в ст. 2.5 и 2.6 ПДД. Сразу после аварии необходимо остановиться (передвигать машину больше нельзя), включить аварийку, на установленном расстоянии от авто поставить «треугольник», позвонить в ГИБДД и не трогать имеющие отношение к ДТП предметы. Но самое главное – оказать помощь пострадавшим. Следует вызвать бригаду медиков, при необходимости отправить потерпевших на попутном транспорте или своими силами доставить в больницу.

    Транспортировка пострадавших при ДТП на своей машине является прямой обязанностью водителя. Об этом предварительно нужно сообщить в ГИБДД, а затем вернуться на место аварии.

    Когда потерпевший при ДТП человек погибает, дело автоматических становится уголовным. При этом не важно, на каком этапе скончался человек – сразу при аварии или в результате полученных травм, находясь в больнице.

    Когда во время аварии на дороге погибает один из участников, дело квалифицируют как убийство по неосторожности. При этом подобные действия подпадают под статью 264 УК РФ.

    Авария с погибшими – всегда горе. Виновнику придется отвечать по всей строгости закона. КоАП нарушения, приведшие к тяжелым последствиям и гибели людей, не рассматривает.

    Работает Уголовный кодекс, степень вины определяет только суд, и дальнейшее развитие событий зависит от квалификации правонарушения. Если состава преступления нет или есть смягчающие обстоятельства, наказание будет легче. Многое зависит от действий водителя сразу после аварии и его состояния в момент совершения.

    Обстоятельства произошедшей аварии оцениваются в ходе следствия на основании собранных данных, документации, проведенных экспертиз, собранных объяснительных, и с учетом всех сопутствующих факторов.

    Как только материалы дела полностью собраны, его передают для рассмотрения в суд, где для виновного лица определяется вид и мера наказания.

    С учетом степени тяжести нанесенного вреда, расследованием будут заниматься:

    • местные органы ГИБДД – при административном наказании;
    • СГ (следственная группа по ДТП) – при уголовной квалификации.

    Когда в отношении водителя открыто административное производство, в соответствии со статьей 25.1 КоАП РФ, он вправе знакомиться с материалами дела. Также он может предоставлять дополнительные доказательства, которые бы смягчили его вину.

    Следователь отвечает за полный сбор материалов по делу, на основании которого суд определяет, виновен ли человек в ДТП и какое наказание ему избрать.

    Суд оценивает доказательственную базу, на основании которой сделан вывод в виновности водителя. Если при рассмотрении дела будет обнаружено, что ПДД нарушили и один, и второй участник ДТП, то дело рассматривается по каждому.

    Если водитель полностью примирился с пострадавшей стороной или ее родственниками, компенсировал нанесенный ущерб и затраты, уголовную ответственность можно исключить.

    Оформление на месте ДТП. Существуют два способа фиксации произошедшей аварии – самостоятельно и посредством сотрудников ГИБДД. Выбор конкретного вида оформления зависит от наличия спора о виновнике, суммы ущерба, количестве транспортных средств и т.д.

    В первой случае помимо Европротокола важно также производить фото-фиксацию. При этом, снимки обязательно должны иметь привязку к ориентирам – номер дома. Название улицы и т.п.

    1. Оформление в ГИБДД. После подготовки протокола самими участниками происшествия или сотрудниками ГАИ следует получить соответствующее постановление по административному делу.
    2. Обращение в страховую. Для полиса КАСКО виновник ДТП не важен. В то время как возмещение ущерба при ДТП по ОСАГО ключевым является наличие страховки у виновника. При этом, закон предоставляет на выбор – обратиться в «свою» страховую или в компанию виновника.

    Итоговым документом после последовательного выполнения рассмотренных действий является решение страховой компании о выплате.

    Обратите внимание на следующее при составлении заявления в суд:

    1. Подсудность. Иск можно подать по месту нахождения заявителя либо страховой компании. Кроме того, исходя из размера требований необходимо установить компетенцию мирового или районного судьи по данному делу.
    2. Стороны по делу. Требования о взыскании денег предъявляются также к страховой. При этом, в случае превышения допустимого размера возмещения, соответчиком необходимо указать виновника аварии. Также к только к виновнику может быть предъявлено требование о компенсации нравственных страданий от аварии. Кроме того, к участию вне зависимости от размера ущерба следует привлечь всех участников ДТП и их страховые компании.
    3. Описательная часть. В данной части можно основываться на уже готовой претензии, в которой все необходимые факты уже изложены.
    4. Приложения к иску. В сравнении с претензией, к заявлению в суд следует приложить все материалы, относящиеся к ДТП, в том числе саму претензию. Для каждого участника процесса следует сформировать полный пакет документов – точно такой же, как предназначенный для суда.
    5. Дополнительные требования иска. На основании отказа возмещать ущерб добровольно потребитель вправе требовать компенсацию морального вреда, неустойку за каждый день и пятидесяти-процентный штраф. Нарушение приведенных прав подготовки и подачи заявления влечет отказ в рассмотрении иска судом.

    Важно: обратиться в суд можно только один раз. Все доказательства должны быть в первом суде.

    Отсутствие страховки у причинителя вреда на самом деле не так страшно.

    Возмещение ущерба при ДТП, если у виновника нет страховки также возможно. Порядок взыскания по своей сути аналогичен вышерассмотренному процессу получения возмещения со страховой.

    Предварительно также следует начать с претензии. В случае ее отклонения защита прав происходит в судебном порядке. Отличием от спора со страховой является невозможность подачи иска по своему месту жительства и необходимостью предварительной оплаты госпошлины.

    Важно: все траты по рассмотрению дела в суде взыскиваются с проигравшей стороны.

    Дополнительным доказательством в суде именно по спору с виновником послужит расписка при ДТП о возмещении ущерба, в которой виновник признает необходимость выплаты. Рекомендуется уже на первом этапе (оформление на месте ДТП) запастись таким доказательством.

    Смотрите видео нашего канала YouTube и вы узнаете как подать претензию в страховую компанию, что делать и с чего начать действовать. Пишите вопрос в комментариях — адвокат по страховым спорам бесплатно ответит Вам.

    Возмещение упущенной выгоды при ДТП

    г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

    остановка транспорта Гагарина

    Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

    Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

    Троллейбус: 20, 6, 7, 19

    Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

    Подобное положение дел легко объяснимо, если учесть, что даже сами адвокаты считают возмещение ущерба при ДТП весьма сложным разбирательством. Отчасти это объясняется именно выраженным противостоянием сторон, когда и виновник, и пострадавший занимают активную позицию и не собираются отступать. В результате возникает необходимость проведения множества экспертиз и расследований, порой достаточно сложных. Зачастую без них вообще невозможно определить причастность виновника к произошедшему, а уж тем более степень его виновности и оценку ущерба, особенно если это возмещение ущерба здоровью при ДТП.

    Кроме того, дела о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожных происшествий, усложняются трудностью сбора доказательств и тем, что нередко они базируются на сбивчивых и противоречивых показаниях свидетелей и самих участников ДТП.

    И, в не малой степени, подобные дела осложняются еще и противостоянием интересов между страховыми компаниями виновника и пострадавшего. Кроме того, страховым компаниям попросту выгодно намеренное снижение страховых выплат. Делается это, чаще всего, путем прямого и сознательного искажения результатов оценки ущерба. После такой оценки ущерб занижается в разы. И хотя можно провести независимую оценку ущерба и вынудить страховщика доплатить недостающую сумму, это все равно выгодно страховой компании. Поскольку судебное разбирательство будет длиться не один месяц, и все это время недоплаченная сумма будет фактически находиться в обороте компании и, по сути, являться беспроцентным кредитом. А уж вернуть проценты, набежавшие за это время за пользование деньгами застраховавшегося лица, не может обязать ни один суд.

    Все это делает самостоятельное возмещение ущерба при ДТП весьма затруднительным, а порой и невозможным.

    Исходя из всех факторов, осложняющих возмещение ущерба при ДТП, можно с уверенность сделать вывод, что именно помощь адвоката может решить исход всего дела.

    В случае обращения к адвокату Наталии Лобовой вы получаете следующие преимущества:

    • возможность быстрой и точной независимой оценки ущерба
    • возможность грамотного и эффективного досудебного урегулирования споров и разногласий
    • помощь в оформлении всех необходимых документов
    • помощь в инициации необходимых экспертиз и расследований
    • помощь в составлении искового заявления при необходимости обращения в суд
    • отстаивание интересов в ходе судебного разбирательства
    • возмещение ущерба при ДТП по решению суда
    • ускорение выплат по страховым обязательствам в полном объеме
    • в ряде случаев выявление возможности возмещения морального ущерба и упущенной выгоды

    В большинстве случаев для составления соглашения между участниками ДТП нет никаких оснований, так как весь ущерб пострадавшему платит страховая компания в рамках страхового полиса ОСАГО. Но страховка выплачивается не всегда. Потерпевший не вправе рассчитывать на получение страховой выплаты в следующих случаях:

    • виновник аварии не имеет действующего полиса ОСАГО;
    • страховка не покрывает всего ущерба, полученного в результате ДТП (к примеру, моральный ущерб она покрывать и вовсе не должна);
    • сумма полученного транспортным средством ущерба превышает размер максимальной выплаты по ОСАГО;
    • ущерб получен в ситуации, которая не является страховым случаем (то есть эта ситуация не упомянута в страховом договоре).

    Соглашение о возмещении ущерба при ДТП

    Как уже было замечено, возмещение ущерба при ДТП осуществляется с учетом того, насколько изношен был пострадавший автомобиль. Это означает, что улучшить свой транспорт за счет средств, взысканных с виновника происшествия, потерпевшему не удастся. «Обидчик» должен лишь возместить ущерб, образовавшийся в результате дорожной аварии, но никак не повысить стоимость пострадавшей машины.

    Таким образом, «забрать» у виновника аварии (через соглашение между сторонами или через иск в суд) всю сумму, которая была потрачена на выполнение ремонта транспортного средства, не получится.

    Существует четкий порядок добровольной оплаты человеком, виновным в ДТП, всех издержек пострадавшей стороны. Потерпевшему в результате происшествия следует четко его придерживаться. Данный порядок предусматривает выполнение далее указанных действий:

    • оформление всех документов по ДТП в ГИБДД;
    • проведение в оговоренные законом сроки независимой экспертизы по обстоятельствам и понесенному ущербу в результате дорожного происшествия;
    • получение отказа (в страховой фирме) о выплате компенсации или же справки о выдаче меньших средств, чем требуется потерпевшему для восстановления авто и своего здоровья.

    Только после подготовки всей этой документации (нередко требуются и дополнительные справки) можно подписывать соглашение, в котором оговаривать возмещение ущерба при ДТП его виновником.

    Сумма денежной компенсации по ОСАГО, рассчитывается по Положению Банка за номером № 432-П, с учетом износа и без учета износа автомобиля. Соответственно, с увеличением возраста машины, увеличивается ее пробег. Тогда оценка производится по определенным коэффициентам, учитывая возраст автомобиля. Сумма, подлежащая возмещению поэтому будет гораздо ниже, чем необходимая. Потерпевший имеет право обратиться в КАСКО, если имеет такой страховой полис. Он получит денежное возмещение на ремонт своего авто без учета износа, при этом будет рассчитана разница между суммой возмещения КАСКО и суммой выплаты ОСАГО, а разница подлежит взысканию с установленного виновника дорожно-транспортного происшествия.

    Такие действия регламентирует статья Гражданского кодекса Российской Федерации за номером № 965. А именно, получение страховой компанией права, востребовать компенсацию с виновника аварии равную сумме, выплаченной страховой компанией ранее и необходимой для ремонта в полном объеме.

    ВАЖНО !!! Или коротко, у пострадавшего полис КАСКО, ваш автомобиль застрахован в ОСАГО, тогда придется компенсировать разницу выплат из собственного кармана. Все эти действия подпадают под статью № 15, Гражданского кодекса Российской Федерации, дающие определение убытка, а именно – возмещение нарушенных прав, потеря или порча имущества (реальный ущерб) и неполучение определенной суммы дохода, которую мог бы получить участник аварии, если бы не было этой аварии (упущенная выгода).

    Поэтому пострадавший имеет право возмещения своих убытков, нанесенных третьими лицами, то есть потерпевший должен возвратиться в реальное положение своего материального положения, до аварии. После появления решения Конституционного суда, о порядке начисления суммы ущерба, полученного в результате дорожно-транспортного происшествия, ведется такая практика – начисление суммы компенсации, не использующие коэффициенты, то есть решения выносятся без износа, ОСАГО судебные решения выносятся на основании иска, поданного пострадавшей стороной.

    В случае обращения пострадавшего, за оценкой ущерба в независимую экспертизу, виновник снова будет обязан выплатить разницу сверх лимита по ОСАГО. Судебная практика показывает, что такие исковые заявления встречаются довольно часто. Независимая экспертиза была введена для снижения различий в результатах оценки, так как введена общая схема расчета страховых выплат.

    ВНИМАНИЕ !!! Но, разница в сумме оценки бывает довольно существенной, что вызвано отличиями в характере и объеме нанесенных повреждений, без учета износа, судебная практика показывает следующий результат, виновному в аварии придется компенсировать сумму, превышающую сумму выплаты по страховке собственными силами.

    Обязательное страхование гражданской ответственности введено с целью повышения защиты пострадавших в ДТП при использовании транспортных средств и не может приводить к уменьшению денежных компенсаций.

    Иногда, происходят аварии, в которых тяжело установить виновность одного водителя и пострадавших может быть несколько. Верховный суд, в ходе судебных разбирательств, постановил, если нельзя найти непосредственного виновника в наступлении страхового случая, или определить степень виновности каждого водителя по отдельности, в случае обращения одного из участников происшествия в страховую компанию за денежной выплатой, такой водитель имеет право получить компенсацию в сумме одной из равных долей. То есть, компенсация всем участникам ДТП выплачивается в равных долях.

    Учащаются случаи, когда участники происшествия не имеют страхового полиса, нет даже полиса ОСАГО. В таком случае ситуация существенно усложняется. Ведь оплату восстановления пострадавшего автомобиля, виновному в аварии водителю будет компенсировать своими средствами. В случае, если пострадавшие стороны не смогут прийти к мирному решению вопроса, за обращением в суд последует увеличение суммы расходов на компенсацию, возможно и в разы. В сумму входят и оплата услуг адвоката, сумма моральной компенсации и дополнительной компенсации на восстановление здоровья пострадавших, если таковое пострадало.

    ВАЖНО !!! В случае, обнаружения отсутствия страхового полиса ОСАГО у виновника дорожно-транспортного происшествия, особое внимание следует обратить на правильность оформления протокола сотрудниками госинспекции. Обязательно нужно зафиксировать в протоколе отсутствие страховки. Пострадавшей стороне следует записать данные виновника, включающие фамилию и инициалы, регистрацию постоянного места жительства, контактный телефон.

    • Семейное право
    • Наследственное право
    • Земельное право
    • Трудовое право
    • Автомобильное право
    • Уголовное право
    • Недвижимость
    • Финансы
    • Налоги
    • Льготы
    • Ипотека

    Согласно закону РФ, ОСАГО считается обязательной страховкой, которая должна быть у каждого автовладельца. Конечно, при наступлении рискового случая человек вправе использовать и другие типы защиты движимого имущества (договор КАСКО). Однако получить компенсацию по автогражданке после возмещения вреда по комплексному полису пострадавший не может, что и является первым правилом применения бланка гражданской ответственности.

    Возмещение ущерба при ДТП – обо всех тонкостях процедуры

    Для того, чтоб получить выплату по ОСАГО при ДТП в 2019 году, заявителю нужно придерживаться установленного страховой компанией алгоритма действий по регистрации дорожного происшествия.

    Внимание! Игнорирование единого порядка может стать причиной отказа в компенсации ущерба со стороны СК. Поэтому читать правила, прописанные в договоре, рекомендуется еще до наступления рисковой ситуации.

    Если участники дорожно-транспортного происшествия выяснили между собой виновную сторону по обоюдному соглашению, без привлечения сотрудников ГИБДД, то устное уведомление в страховую компанию все равно направлять необходимо. Но в таком случае невиновный гражданин должен инициировать составление европротокола, чтобы в дальнейшем от выплаты причиненного ему ущерба второй водитель отказаться не смог.

    Важно знать! При отсутствии какой-либо доказательной базы рассчитывать на получение средств по ОСАГО автолюбителю не придется.

    Согласно ФЗ-40 (а именно: ст. 11.1), подавать заявление на получение компенсации по автогражданке нужно не позднее, чем через 5 суток с момента самого происшествия. Если этот период будет преднамеренно нарушен виновником ДТП, то пострадавшей стороне ничего не останется, кроме как выслать инициатору дорожного конфликта досудебную претензию о покрытии нанесенного им ущерба. И только при отсутствии реакции на добровольное обращение, жертва аварии может подавать полноценный иск в суд, требуя от второго участника ДТП выплаты как за моральный, так и за материальный вред.

    Вне зависимости от того, на что претендует заявитель по ОСАГО (деньги или ремонт ТС), расчет возмещения ущерба при ДТП в 2019 году будет происходить по единому алгоритму. А именно:

    • Представитель СК назначает пострадавшему водителю дату и место проведения осмотра автомобиля;
    • Независимый эксперт со стороны страховой компании производит тщательную диагностику причиненного машине ущерба;
    • После изучения сопутствующей документации по движимой собственности (год выпуска, пробег и т. д.), от расчетной суммы отнимается процент по износу;
    • Сотрудником СК составляется заключение, где указывается размер компенсационной выплаты на покрытие восстановительных работ и вариант ее исполнения в пользу пострадавшей особы (наличный расчет или проведение ремонта за счет страховщика).

    Узнав о том, как получить страховку после ДТП, важно уточнить еще один не менее важный вопрос: о предусмотренных суммах компенсационных выплат. Зависят они напрямую от формы заключения договора между двумя участниками дорожного конфликта. Например, при составлении европротокола потерпевший гражданин сможет рассчитывать на следующие размеры возмещения по ОСАГО:

    • До 100 тысяч руб. – при получении материального вреда;
    • Не более 25 000 – при гибели пострадавшего водителя или пассажира;
    • Около 425 тыс. рублей – в случае смертельного исхода для человека, являющегося кормильцем семьи.

    При оформлении дорожно-транспортного происшествия с участием ГИБДД, жертва аварии будет претендовать на следующие суммы компенсационных выплат:

    • До 400 тысяч руб. – за урон движимой собственности;
    • До 500 тыс. рублей – за вред здоровью.

    Если же назначенных страховой компанией средств не хватает на ремонт автомобиля или на лечение потерпевшего, то в адрес виновника ДТП направляется досудебное взыскание с суммой недостающей компенсации. При намеренном занижении стоимости полученного пострадавшим автовладельцем ущерба со стороны СК, виновный гражданин может составить цессию, отдав свое право на использование полиса третьим лицам.

    ДТП с участием транспорта организации

    Если гражданин владеет полисом, составленным до 28 апреля 2017 года, то он имеет право потребовать от страховщиков наличного расчета по ОСАГО при любых обстоятельствах. Остальные водители могут претендовать на подобный вариант возмещения ущерба только при определенных условиях:

    • Стоимость восстановительных работ после ДТП превышает установленный лимит СК более, чем на 100 000 рублей;
    • В ходе дорожно-транспортного происшествия был нанесен не только материальный вред, но и моральный ущерб;
    • Страховая компания не имеет аккредитованных экспертов по оценке изувеченных ТС;
    • Пострадавшая в аварии человек имеет инвалидность первой или второй категории;
    • СК не может произвести ремонт автомобиля в течение 30 суток с момента получения заявления от клиента;
    • После вынесения неудовлетворительного вердикта со стороны компании, потерпевший подал жалобу в РСА с просьбой пересмотреть дело (если Российский союз страховщиков одобрит заявление от водителя после проведения восстановительных работ, то компания, осуществляющая защиту гражданской ответственности, сможет потребовать от автомобилиста выплаты регресса).

    При иных обстоятельствах автовладелец будет претендовать на ремонт изувеченного транспортного средства за счет СК. А вот если выплаченной на руки суммы компенсации пострадавшему лицу окажется мало, то он оставит за собою право заключить суброгацию в отношении виновника ДТП.

    Уладив первоочередные формальности на месте происшествия, следует позаботиться об обеспечении своих интересов и поинтересоваться, в какой страховой компании был оформлен полис второго участника аварии.

    По общему правилу, возмещение ущерба при ДТП по ОСАГО осуществляется вашей страховой компанией, если выполняются два условия :

    • в аварии не пострадали люди;
    • владельцы ТС, участвующих в аварии, оформили полисы ОСАГО.

    Ваши действия после аварии подробно описаны в памятке, выданной страховой. В ней конкретно указано, по каким телефонам можно вызвать аварийного комиссара, какие документы оформить, куда и в течение какого времени обратиться.

    Внимательно изучите памятку страховой компании. Это позволит не растеряться в стрессовой ситуации и правильно оформить документы.

    Общий порядок действий при наступлении страхового случая описан в одиннадцатой статье закона об автогражданке.

    Он предписывает:

    • сообщить другим участникам происшествия сведения о своей страховой компании;
    • получить информацию о страховых компаниях от других водителей;
    • сообщить об аварии своему страховщику;
    • до удовлетворения ваших имущественных претензий действовать в соответствии с рекомендациями страховой компании.

    Обязанность возместить вам стоимость ремонта поврежденного автомобиля, расходы на лечение и другие убытки возникает только у причинителя вреда.

    Страховые компании выплачивают возмещение в рамках и на условиях договора страхования. Если страховка ОСАГО или КАСКО недостаточна для возмещения ущерба, истребовать недостающую сумму можно с виновного в аварии.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]