Возмещение ущерба при ДТП отражение в учете
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возмещение ущерба при ДТП отражение в учете». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств является обязательным условием эксплуатации автомобиля (п. 1 ст. 4 Закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ). Поэтому ДТП с участием незастрахованных автомобилей бывают нечасто.
Если виновником такого ДТП признан водитель незастрахованного автомобиля организации, то все расходы, связанные с ремонтом собственного автомобиля и возмещением ущерба потерпевшей стороне, организация оплачивает за свой счет (п. 6 ст. 4 Закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ). При этом в учете указанные операции отражаются следующим образом.
Если организация ремонтирует собственный автомобиль своими силами, в учете сделайте проводку:
Дебет 91-2 Кредит 20 (23, 25, 26, 44…)
– списаны расходы на ремонт, выполненный собственными силами.
Если организация ремонтирует собственный автомобиль силами подрядчика (например, в автосервисе), сделайте проводку:
Дебет 91-2 Кредит 60 (76)
– списаны расходы на ремонт, выполненный подрядчиком.
Операции, связанные с возмещением ущерба, отразите проводками:
Дебет 91-2 Кредит 76
– отражена задолженность перед пострадавшей стороной по выплате, связанной с возмещением ущерба (на основании документов, подтверждающих обязательства организации, например, по решению суда);
Дебет 76 Кредит 51 (50)
– погашена задолженность по возмещению ущерба потерпевшей стороне.
Если водитель организации признан потерпевшей стороной, то возместить организации ущерб должен виновник ДТП, управлявший незастрахованным автомобилем. Такой порядок следует из положений пункта 6 статьи 4 Закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ. Если виновник аварии отказывается сделать это добровольно, возмещение ущерба следует потребовать через суд. В этом случае в учете сделайте проводки:
Дебет 76 Кредит 91-1
– отражена сумма ущерба, подлежащая возмещению виновной стороной;
Дебет 51 (50) Кредит 76
– поступили средства от виновной стороны в счет возмещения ущерба.
Страховое возмещение (сумму, полученную в возмещение ущерба от виновной стороны) включите в состав внереализационных доходов (п. 3 ст. 250 НК РФ). Датой признания таких доходов является:
- при методе начисления – день поступления средств от страховой компании или день вступления в законную силу судебного решения о возмещении ущерба (подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ, п. 4.22, 4.23 Правил, утвержденных положением Банка России от 19 сентября 2014 г. № 431-П);
- при кассовом методе – день поступления средств на расчетный счет (в кассу) организации (п. 1 ст. 273 НК РФ).
При этом расходы на ремонт автомобиля уменьшат налоговую базу по налогу на прибыль в обычном порядке.
Ущерб при ДТП, который сотрудник нанес третьим лицам (сверх возмещения по страховке), возмещайте за счет средств организации (ст. 1068 ГК РФ). При этом сотрудник, нанесший ущерб, в определенных случаях обязан компенсировать такие расходы в полном объеме (подп. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).
Сотрудник должен возместить:
- сумму, которую организация перечислила пострадавшей стороне сверх возмещения по договору страхования;
- стоимость ремонта автомобиля организации (если организация не заключала договор добровольного страхования имущества или страховка не полностью покрыла расходы на ремонт).
При расчете налога на прибыль стоимость ущерба, которую должен погасить виновный, отразите в составе внереализационных доходов (п. 3 ст. 250 НК РФ).
При кассовом методе размер внереализационных доходов будет равен сумме удержаний из зарплаты сотрудника в каждом отчетном периоде (п. 2 ст. 273 НК РФ).
При методе начисления доход определяйте на дату признания ущерба виновным лицом. Если организация добивается возмещения ущерба через суд, датой признания дохода является день вступления судебного решения в законную силу. Об этом сказано в подпункте 4 пункта 4 статьи 271 Налогового кодекса РФ. Если решение не будет обжаловано, оно вступает в силу через 10 дней после вынесения (ст. 321 Гражданского процессуального кодекса РФ). В этом случае доходы признаются в размере, указанном в судебном решении.
Ситуация: как при расчете налога на прибыль учесть расходы, связанные с устранением последствий ДТП, виновником которого признан сотрудник организации?
Если материальный ущерб с сотрудника не удерживается, то при расчете налога на прибыль организация не сможет учесть расходы на ремонт своего автомобиля.
Таким образом, ответ на этот вопрос зависит от того, компенсирует ли сотрудник материальный ущерб, нанесенный организации, или нет.
Ущерб при ДТП, который сотрудник нанес третьим лицам (сверх возмещения по страховке), возмещайте за счет средств организации (ст. 1068 ГК РФ). При этом сотрудник, нанесший ущерб, обязан компенсировать такие расходы в полном объеме (подп. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).
Сотрудник должен возместить:
- сумму, которую организация перечислила пострадавшей стороне сверх возмещения по договору страхования;
- стоимость ремонта автомобиля организации (если организация не заключала договор добровольного страхования имущества или страховка не полностью покрыла расходы на ремонт).
Однако по решению руководителя организации сотрудник может полностью или частично не возмещать причиненный им ущерб (ст. 240 ТК РФ).
Если виновный в аварии установлен, но по решению руководителя материальный ущерб с сотрудника не удерживается, расходы, связанные с ДТП (возмещение потерпевшей стороне и ремонт собственного автомобиля) при расчете налога на прибыль учесть нельзя. Такая позиция объясняется следующим.
Поскольку ущерб нанес сотрудник, то в соответствии со статьями 238 и 243 Трудового кодекса РФ он должен его компенсировать. Отказ от взыскания суммы ущерба с виновного сотрудника – это право, а не обязанность организации (ст. 240 ТК РФ). Воспользовавшись этим правом, организация не может признать расходы по возмещению ущерба потерпевшей стороне (сверх страховки) экономически обоснованными (п. 1 ст. 252 НК РФ). Подпункт 13 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ в данном случае не применяется. По мнению Минфина России, эта норма распространяется только на расходы по возмещению ущерба, нанесенного третьим лицам действиями самой организации. Например, при нарушении договорных обязательств (письма Минфина России от 24 июля 2007 г. № 03-03-06/1/519, от 9 апреля 2007 г. № 03-03-06/2/66).
Если виновник ДТП установлен, но ущерб с него не взыскан, то при расчете налога на прибыль организация не сможет учесть расходы на ремонт своего автомобиля. Положения пункта 1 статьи 260 Налогового кодекса РФ распространяются лишь на те виды ремонта, в ходе которых основные средства предохраняются от преждевременного износа или восстанавливаются после эксплуатации в обычных условиях. Расходы на ремонт автомобиля после ДТП (при наличии виновного лица, с которого не взыскан ущерб) этим критериям не отвечают (см., например письмо УМНС России по г. Москве от 10 января 2003 г. № 26-12/02226).
Совет: есть аргументы, позволяющие организациям учесть при расчете налога на прибыль как расходы по возмещению причиненного ущерба, так и расходы на ремонт своего автомобиля, поврежденного в результате ДТП. Даже в том случае, если виновник аварии установлен, но сумма ущерба с него не взыскана. Эти аргументы заключаются в следующем.
Первый вопрос, который возникает при поступлении средств на возмещение ущерба (по недостаче или по иным основаниям) бюджетным и автономным учреждениям, – по какому коду источника финансового обеспечения следует отразить эти поступления? Нужно ли учитывать, в рамках какого вида деятельности был причинен ущерб учреждению? Нигде в нормативных документах нет прямого указания.
Но на самом деле никакого дополнительного указания и не нужно. Вся информация есть в пункте 21 Инструкции № 157н1, она заложена в термин «источник финансового обеспечения». Он нам показывает, кто дает деньги (имущество) и на что. Дает деньги учредитель? Значит, код вида финансового обеспечения будет «4», или «5», или «6», в зависимости от целей, на которые выделяют эти средства. Дает деньги медицинская страховая компания? Значит, код вида финансового обеспечения будет «7». Дает деньги иное юридическое или физическое лицо? Значит, код вида финансового обеспечения будет «2». Тот же самый принцип применяют и в отношении имущества. Дает имущество учредитель? Значит, отражаем его по коду «4». Дает имущество иное юридическое или физическое лицо? Раз это не учредитель, значит, отражаем по коду вида финансового обеспечения «2», даже если имущество поступает от бюджетного учреждения, созданного тем же самым учредителем.
А вот недостачу следует отражать только по коду источника финансового обеспечения «2».
Поясним сказанное на примере из практики.
Пример. Бюджетное учреждение приобрело за счет средств субсидии на иные цели автомобиль. На него оформили КАСКО. Водитель учреждения совершил ДТП, в результате чего автомобиль оказался поврежден до такой степени, что ремонту не подлежит. Страховая компания выплатила страховку. По какому коду финансового обеспечения ее отражать?
Поскольку деньги дает страховая компания, то это не средства субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Это собственные доходы учреждения, как указано в пункте 21 Инструкции № 157н. Следовательно, поступление страховки следует отражать по коду финансового обеспечения «2».
Изменим условия примера.
Пример. Допустим, что водитель автономного учреждения попал в ДТП на служебном авто в нерабочее время да еще и в состоянии алкогольного опьянения. В страховом возмещении КАСКО, естественно, отказано, покрыть этот ущерб обязали сотрудника. По какому коду финансового обеспечения следует отражать эти поступления от сотрудника?
В этом случае деньги дает сотрудник. Не учредитель, а иное физическое лицо. Никакого значения на выбор кода финансового обеспечения не влияет, что это физическое лицо – сотрудник учреждения. Также при определении кода финансового обеспечения не важно, что имущество числилось на коде источника «4». Код вида финансового обеспечения все равно будет «2».
Следует еще иметь в виду, что операции списания имущества и расчетов по возмещению ущерба нигде не корреспондируют друг с другом (за исключение случаев, когда расчеты по возмещению ущерба непосредственно связаны с расчетами с поставщиком, подрядчиком).
Как отразить в учете затраты на ДТП с участием автомобиля организации
Можно выделить следующие виды ущерба:
– недостача (утрата) товарно-материальных ценностей, денежных средств, денежных документов;
– повреждение имущества;
– действия сотрудников, результатом которых стали излишние расходы учреждения;
– недопоставка материальных ценностей;
– поставка некачественных товарно-материальных ценностей;
– некачественное выполнение работ, оказание услуг.
Разберем каждый из них.
Эту категорию ущерба бухгалтеры нередко не принимают во внимание, поэтому и неверно классифицируют и отражают в учете: не как возмещение ущерба, а как восстановление расходов. Классический пример: оплата учреждением междугородних телефонных разговоров за сотрудников. Чтобы понять, почему эту ситуацию нужно квалифицировать как ущерб, а возмещение сотрудниками расходов за переговоры нужно относить к возмещению ущерба, а не к восстановлению расходов, мы должны определить, что такое восстановление расходов и какие операции к ним можно отнести (ситуацию, когда банк возвращает платеж ввиду ошибочного указания реквизитов получателя, рассматривать не будем).
Обнаружив недопоставку товара, сторнировать всю поставку будет неверным, поскольку поставщик пока не согласился с этим фактом и не изменил свой первичный документ. Например, по накладной в учреждение должно поступить ТМЦ на 10 000 руб. Несмотря на то что по факту товар недопоставлен на 100 руб., нужно оформить приход на всю сумму, указанную в накладной, – 10 000 руб. Затем списать недопоставленный товар в размере 100 руб. и начислить задолженность поставщику по возмещению ущерба, равного этой сумме. В зависимости от вида ТМЦ в учете при этом делают следующие проводки:
– списаны недопоставленные материальные ценности
Дебет счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами»
Кредит счета 0 105 ХХ 440 «Материальные запасы»;
– списаны недопоставленные основные средства
Дебет счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами»
Кредит счета 0 106 Х1 410 «Вложения в основные средства»;
– начислена задолженность по ущербу от недопоставки товаров
Дебет счета 0 209 45 560 «Расчеты с плательщиками прочих сумм принудительного изъятия»
Кредит счета 0 401 10 145 «Доходы от прочих сумм принудительного изъятия».
Таким образом, у нас реально товара на 9 900 руб., долг перед поставщиком, согласно первичному документу, 10 000 руб., а у него перед нами по недопоставке – 100 руб.
Указанные выше операции после выявления недопоставки делают в любом случае. А далее – согласно статье 466 ГК РФ:
– поставщик может поставить недостающую часть товара;
– учреждение-покупатель может уменьшить сумму своей задолженности (если оплаты не было) перед продавцом;
– поставщик может возвратить оплату, если оплата была.
Чтобы разобрать данную ситуацию и порядок учета возмещения ущерба поставки некачественных ТМЦ, посмотрим сначала, что говорит по этому поводу Гражданский кодекс РФ.
Покупатель может требовать от продавца8:
– соразмерного уменьшения покупной цены;
– безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
– возмещения своих расходов на устранение недостатков товара;
– возврата денежной суммы, уплаченной за товар;
– замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
Обратим внимание, что Гражданский кодекс РФ ничего не говорит о возврате некачественного товара продавцу, кроме случая, когда его меняют на качественный. А может ли продавец потребовать свой некондиционный товар назад при условии возвращения за него денег?
Стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон9 . То есть право потребовать возвращения исполненного по договору после его расторжения возникает только в двух случаях: либо по закону, либо по соглашению сторон. По другим основаниям – нельзя.
Судебная практика показывает, что суды выносят решения о том, что покупатель кроме права требования уплаченной за товар суммы приобретает корреспондирующую обязанность – вернуть продавцу некачественный товар. В частности, в постановлении ФАС Поволжского округа от 31 мая 2011 г. по делу № А06-6690/2009 сказано, что с момента принятия судом решения по вышеуказанному делу договор купли-продажи прекратил свое действие, что не исключает права истца на истребование имущества по заявленным основаниям. При этом указанные выводы судом апелляционной инстанции признаны правомерными.
Тем не менее возвращать товар закон иногда даже запрещает.
Пример. Бюджетное учреждение здравоохранения в полученной от поставщика партии медикаментов обнаружило медикаменты из серии, включенной в официальный список забракованных и фальсифицированных лекарственных средств. Поставщик согласился вернуть оплату, но предложил учреждению сначала возвратить ему эти медикаменты.
Никаких правовых оснований возвращать медикаменты поставщику в данном случае у учреждения не было. Более того, согласно статье 59 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» подлежат обязательному уничтожению контрафактные, фальсифицированные и недоброкачественные лекарственные средства. Учреждение обязано было уничтожить10эти лекарственные средства самостоятельно и взыскать с поставщика средства еще и в возмещение расходов по уничтожению.
Разберем, как могут быть отражены в учете все действия в данном конкретном случае. Обратим внимание, что ни одна из этих хозяйственных ситуаций в Инструкциях полностью не описана.
Учет возмещения ущерба при дтп
- Возмещение ущерба по решению суда фиксируется в учете с использованием счета 91. Для учета по каждому контрагенту и претензии целесообразно использовать счет 76 с открытием соответствующего субсчета.
- Выплаты, возмещающие ущерб контрагента по решению суда, проводятся с использованием счета 96.
- Госпошлины и судебные издержки включаются как в доходы, так и в расходы по налогу на прибыль.
- В отношении включения сумм задолженности в доходы по ОСНО и начисления НДС вопрос до конца не решен и предполагает спор с фискальными органами.
Прежде чем перейти к описанию процедуры возмещения ущерба при ДТМ с виновника, необходимо разобраться, что понимается под термином «ущерб». Несмотря на часто практическое применение, далеко не все заинтересованные стороны понимают, что он означает. Ущерб при ДТП формируется из трех основных составляющих, каждая из которых требует отдельного рассмотрения.
Представляет собой повреждение или лишение имущества, а также других благ, выраженное в денежном исчислении. Речь идет не только о транспортном средстве, но и перевозимых грузах или другой собственности, которая находилась в автомобиле в момент аварии.
Главное, что нужно помнить – материальный ущерб относится к страховым, поэтому возмещается в рамках обязательного и добровольного страхования. Материальный ущерб делится на три вида:
- непосредственный вред имуществу потерпевшей стороны;
- затраты, которые предстоят и связаны с восстановлением или ремонтом имущества;
- упущенная прибыль, которая могла быть получена при дальнейшей эксплуатации вышедшего из строя имущества.
Возмещение материального ущерба в рамках обязательного страхования по ОСАГО предусматривает получение до 400 тыс. руб. Выплата осуществляется страховой компанией, которая выдала полис владельцу автомобиля, ставшего причиной ДТП.
Сумма выплаты со стороны страховой компании может быть увеличена при оформлении полиса КАСКО. Если ущерб превышает покрытие по страховке пострадавшей стороне придется обращаться в суд.
Название этой разновидности ущерба при ДТП не требует дополнительных комментариев и пояснений. В рамках страхового покрытия по ОСАГО возможна выплата до полумиллиона рублей. Конкретная сумма определяется в зависимости от тяжести нанесенного вреда по правилам, принятым конкретной страховой компанией.
Если речь идет о тяжком увечье, допускается возмещение ущерба в более серьезном размере. Но для этого потребуется обращение в суд и соответствующий вердикт судьи. Судебное решение потребуется и в том случае, если у виновной стороны отсутствует страховка.
Под моральным вредом обычно понимается ущерб, полученный в результате нравственных переживаний, связанных с ДТП. Примерами подобных ситуаций выступают: потеря в аварии родственника, физическая боль от полученных повреждений, временная нетрудоспособность и т.д.
Вопрос о возмещении потерпевшей виде морального вреда, полученного в результате ДТП, считается самым сложным. В подавляющем большинстве случаев его решением занимается суд, так как страховые компании предпочитают не брать на себя ответственность и не включают этот вид риска не только в ОСАГО, но и в КАСКО. Вероятность, что заинтересованные стороны договорятся в рамках досудебной процедуры, также не велика.
Возмещение ущерба по ОСАГО: как отразить в бухгалтерии бюджетного учреждения?
Большая часть ДТП по своим финансовым последствиям вписывается в рамки ОСАГО, оформленного подавляющим большинством участников дорожного движения. Поэтому проблем с получением компенсации обычно не возникает, так как она исправно выплачивается страховой компанией.
Необходимость возмещения ущерба от ДТП с виновной стороны возникает в следующих ситуациях:
- величина ущерба превышает максимальную выплату страховой компании;
- виновная сторона не оформила страховку или полис не является действительным;
- обстоятельства ДТП не входят в число страховых случаев, предусмотренных полисом ОСАГО или КАСКО. Например, ущерб нанесен не в процессе движения, а во время размещения автомобиля на стоянке;
- потерпевшая сторона желает взыскать компенсацию за полученный моральный вред.
Базовый принцип расчета размера компенсации, заложенный в законодательстве, предусматривает выплату суммы, достаточной для восстановления исходных характеристик транспортного средства. Обязательным условием выступает учет степени износа автомобиля до момента попадания в ДТП.
Стандартные правила расчета компенсации предусматривают включение в итоговую сумму следующих расходов:
- ремонт и восстановление транспортного средства;
- транспортировка машины с места аварии в автосервис;
- уменьшение товарной стоимости авто (рассчитывается для автомобилей со сроком эксплуатации до 5 лет или уровнем износа в пределах 35%);
- все виды морального вреда, причиненного потерпевшей стороне;
- потерянный заработок, затраты на лечение и другие подобные расходы, непосредственно связанные с ДТП;
- сопутствующие обращению в суд затраты – услуги независимого оценщика и/или юриста, почтовые расходы и т.д.
После определения размера возмещения, который необходимо получить с виновной стороны, следует переходить к следующему этапу процедуры взыскания. Она предусматривает два варианта получения компенсации – добровольный (досудебный) и принудительный (с помощью суда).
Такой вариант решения проблемы на практике встречается нечасто. Тем более – если речь идет о серьезной сумме, необходимой, например, для ремонта дорогостоящей иномарки. Действующее законодательство предусматривает достаточно четкую процедуру досудебного урегулирования проблемы возмещения ущерба. Она предусматривает следующие действия потерпевшей стороны:
- получение справки из ГИБДД, подтверждающей факт ДТП и виновника аварии;
- обращение в страховую компанию для подтверждения отказа выплачивать требуемую сумму;
- проведение оценки размера ущерба, которой занимается независимый эксперт;
- направление виновной стороне претензии.
Последний документ заслуживает особенно пристального внимания. Он составляется в произвольной форме и включает следующую информацию:
- сведения о виновной стороне как адресате документа;
- обстоятельства ДТП;
- описание сути проблемы, которая заключается в недостаточности компенсации, полученной в рамках страховки;
- претензия в адрес виновной стороны, включая сумму ущерба;
- подпись заявителя.
В претензии обязательно указывается не только сумма, которую требуется возместить, но и срок, когда это необходимо сделать. Отсутствие реакции со стороны виновника ДТП означает необходимость переходить на следующую стадию разрешения конфликта – подаче искового заявления в суд.
К претензии прилагается комплект сопутствующих документов, в состав которого входят:
- акт о наступлении страхового случая;
- справка из ГИБДД об обстоятельствах ДТП;
- другие документы, подтверждающие позицию заявителя, например, чеки на ремонт, экспертное заключения независимого оценщика и т.д.
Претензия направляется адресату заказным письмом. Если реакция со стороны виновника отсутствует, целесообразно приступать к процедуре возмещения ущерба при ДТП через суд.
Для понимания сущности категории возмещения ущерба при ДТП необходимо разобраться с термином «ущерб».
Данное понятие законодательно не закреплено.
Вместе с тем, статья 15 Гражданского Кодекса РФ содержит определение термина «убытки».
Под убытками в гражданском законодательстве РФ понимается:
-
реальный ущерб, то есть утрата или повреждение имущества, принадлежащего конкретному лицу (повреждение транспортного средства или иного имущества, собственником которого является потерпевший).
Например, к реальному ущербу относятся расходы на ремонт транспортного средства (затраты на запасные части и проведение ремонтных работ) и утрата товарной стоимости – УТС. Величина УТС отражает, насколько снизилась стоимость транспортного средства из-за ухудшения внешнего вида и эксплуатационных качеств, вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего за ним ремонтного воздействия.
-
упущенная выгода – совокупность неполученных доходов, которые лицо получило бы, при отсутствии нарушения его права, то есть если бы виновник происшествия не нарушил нормы ПДД РФ.
Примером неполученных доходов могут быть отнесены убытки, связанные с простоем транспортного средства, используемого в коммерческих целях на ремонте после ДТП, неисполнение ранее заключенных контрактов по перевозке грузов или пассажиров, и т.д.
Возмещение ущерба при ДТП происходит в законодательно установленных рамках обязательств, вытекающих из причинения вреда.
Возмещение вреда, причиненного дорожным происшествием, является мерой гражданско-правовой ответственности лица, виновного лица. Правовой базой, регламентирующей вопросы возмещения вреда, являются Гражданский кодекс РФ (ГК РФ).
Рассмотрим общие основания ответственности за причинение вреда (статья 1064 ГК РФ) и ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности (статья 1079 ГК РФ).
Статья 1064 ГК РФ устанавливает общие основания ответственности за причиненный вред.
Статья предусматривает:
-
Вред, который причинен личности, то есть конкретному индивидууму, а также его имуществу, должен быть возмещен полностью лицом, причинившим его.
Это правило распространяется также при причинении вреда имуществу юридического лица.
-
Ответственность за причинение вреда может быть возложена законом на иное лицо, которое не является причинителем вреда.
Например, закон «Об ОСАГО» возлагает на Страховщика обязанность возмещения вреда, причиненного Страхователем в период действия договора ОСАГО.
Примером делегированной законом ответственности, является предусмотренная статьей 241 Трудового кодекса РФ ограниченная материальная ответственность работника и установленная статьей 1068 ГК РФ обязанность работодателя возместить вред, причиненный его работником третьим лицам в период исполнения им трудовых обязанностей.
-
Ответственность наступает только за виновное причинение вреда.
Если участник происшествия, которого обвинили в его совершении, докажет свою невиновность, то он освобождается от обязанности возмещения ущерба при ДТП.
Статья в помощь:
Как оспорить вину в дорожно–транспортном происшествии
-
Наступление ответственности при отсутствии вины причинителя вреда возможно только в случаях, предусмотренных Законом.
Примером ответственности «без вины» является причинение вреда владельцем источника повышенной опасности в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 1079 ГК РФ.
Например, водитель автомобиля обязан произвести возмещение ущерба при ДТП, причиненного пешеходу (пассажиру), если причиной аварии явился внезапно возникший отказ системы управления транспортным средством. Для наступления ответственности не имеет значения тот факт, что автомобиль прошел обязательный технический осмотр и был исправен до аварии.
Несмотря на то, что водитель не допустил со своей стороны нарушений норм ПДД РФ и правил эксплуатации транспортного средства, ответственность наступает по основанию, определенному статьей 1079 ГК РФ.
Эксплуатация автомобиля является деятельностью, связанной с повышенной опасностью для окружающих, а сам автомобиль представляет собой источник повышенной опасности.
Статья 1079 ГК РФ формулирует основания ответственности участников ДТП за причинение вреда при использовании источников повышенной опасности – транспортных средств.
Статья предусматривает:
-
Ответственность наступает вне зависимости от вины владельца или собственника транспортного средства за причинение вреда окружающим: пешеходам, пассажирам, иным лицам, которым причинен вред.
Ответственность «без вины» не наступает в случаях причинения вреда владельцам (собственникам) других транспортных средств, участвующих в происшествии.
-
Если вред причинен при взаимодействии транспортных средств их собственникам, то возмещение ущерба при ДТП осуществляется по правилам статьи 1064 ГК РФ.
Например, водитель автомобиля ХХХ, гражданин А, не выбрал безопасную скорость для движения, соответствующую дорожным и метеорологическим условиям, не стравился с управлением и допустил столкновение с автомобилем УУУ под управлением гражданина Б. В соответствии со статьей 1064 ГК РФ ответственность за причинение вреда понесет водитель А, виновный в нарушении пункта 10.1 ПДД РФ.
-
За вред, причиненный окружающим при взаимодействии источников повышенной опасности, наступает солидарная ответственность их владельцев (собственников).
Нормы о солидарной ответственности содержатся в статье 322 – 326 ГК РФ. При солидарной ответственности, потерпевший может требовать возмещения причиненного вреда в полном объеме, от любого из водителей.
Например, при столкновении автомобилей, в результате которого пострадали их пассажиры, отвечать будут оба водителя. Для пострадавших не будет иметь значения, по чьей вине произошло происшествие, предъявлять требования о возмещении вреда при ДТП можно к любому из водителей.
-
Владелец (собственник) транспортного средства не подлежит ответственности, если докажет, что возникновение вреда обусловлено непреодолимой силой или умыслом потерпевшего.
Ответственность за причиненный вред не наступает за действия самоубийц или при наступлении обстоятельств, не зависящих от воли владельца (собственника) транспортного средства.
-
При рассмотрении судом дела о возмещении ущерба при ДТП, возможно полное или частичное освобождение владельца транспортного средства от ответственности при наличии оснований, указанных в пункте 2 и 3 статьи 1083 ГК РФ.
В пункте 2 статьи 1083 ГК РФ речь идет о грубой неосторожности потерпевшего, которая повлияла на возникновение или увеличения размера причиненного вреда.
Отражение в учете возмещения ущерба, причиненного учреждению
При определении лица, подлежащего гражданско-правовой ответственности за причинение ущерба от дорожно-транспортного происшествия по основаниям, предусмотренным статьей 1079 ГК РФ, следует исходить из подтверждения законности основания владения, пользования, распоряжения источником повышенной опасности.
Нередки случаи, когда лица, не являющиеся собственниками транспортных средств, управляют ими без надлежащего разрешения или оформления полномочий на право управления.
Отсутствие путевого листа у водителя, просроченный договор аренды, самоуправное использование транспортного средства третьими лицами, дают основания для предъявления требований о возмещении ущерба при ДТП, к собственнику транспортного средства.
Полноценную помощь в определении юридически значимых обстоятельств по вопросам возмещения ущерба при ДТП могут оказать только профессионалы – юристы, специализирующиеся на ведении дел данной категории.
Уважаемые читатели, в статье мы рассмотрели часть большой темы «Возмещения ущерба при ДТП».
В следующих статьях раздела мы продолжим исследование актуальных вопросов, связанных с возмещением вреда, причиненного в ДТП.
- Все о ДТП и автостраховании
Компаниям, желающим получить страховое возмещение в размере полной страховой суммы (сумма ущерба от повреждения автомобиля + стоимость годных остатков), необходимо письменно уведомить страховщика об отказе от своих прав на поврежденный автомобиль. Страховщик может предложить:
- передать ему остатки автомобиля в собственность;
- передать ему остатки автомобиля вместе с доверенностью на продажу;
- сдать автомобиль в определенный комиссионный магазин на реализацию (при этом вы даете распоряжение о перечислении вырученных от продажи денег на счет страховой компании).
Согласно закону РФ, ОСАГО считается обязательной страховкой, которая должна быть у каждого автовладельца. Конечно, при наступлении рискового случая человек вправе использовать и другие типы защиты движимого имущества (договор КАСКО). Однако получить компенсацию по автогражданке после возмещения вреда по комплексному полису пострадавший не может, что и является первым правилом применения бланка гражданской ответственности.
Для того, чтоб получить выплату по ОСАГО при ДТП в 2019 году, заявителю нужно придерживаться установленного страховой компанией алгоритма действий по регистрации дорожного происшествия.
Внимание! Игнорирование единого порядка может стать причиной отказа в компенсации ущерба со стороны СК. Поэтому читать правила, прописанные в договоре, рекомендуется еще до наступления рисковой ситуации.
Как вести бухгалтерский учет возмещения ущерба
Согласно ФЗ-40 (а именно: ст. 11.1), подавать заявление на получение компенсации по автогражданке нужно не позднее, чем через 5 суток с момента самого происшествия. Если этот период будет преднамеренно нарушен виновником ДТП, то пострадавшей стороне ничего не останется, кроме как выслать инициатору дорожного конфликта досудебную претензию о покрытии нанесенного им ущерба. И только при отсутствии реакции на добровольное обращение, жертва аварии может подавать полноценный иск в суд, требуя от второго участника ДТП выплаты как за моральный, так и за материальный вред.
Вне зависимости от того, на что претендует заявитель по ОСАГО (деньги или ремонт ТС), расчет возмещения ущерба при ДТП в 2019 году будет происходить по единому алгоритму. А именно:
- Представитель СК назначает пострадавшему водителю дату и место проведения осмотра автомобиля;
- Независимый эксперт со стороны страховой компании производит тщательную диагностику причиненного машине ущерба;
- После изучения сопутствующей документации по движимой собственности (год выпуска, пробег и т. д.), от расчетной суммы отнимается процент по износу;
- Сотрудником СК составляется заключение, где указывается размер компенсационной выплаты на покрытие восстановительных работ и вариант ее исполнения в пользу пострадавшей особы (наличный расчет или проведение ремонта за счет страховщика).
Узнав о том, как получить страховку после ДТП, важно уточнить еще один не менее важный вопрос: о предусмотренных суммах компенсационных выплат. Зависят они напрямую от формы заключения договора между двумя участниками дорожного конфликта. Например, при составлении европротокола потерпевший гражданин сможет рассчитывать на следующие размеры возмещения по ОСАГО:
- До 100 тысяч руб. – при получении материального вреда;
- Не более 25 000 – при гибели пострадавшего водителя или пассажира;
- Около 425 тыс. рублей – в случае смертельного исхода для человека, являющегося кормильцем семьи.
При оформлении дорожно-транспортного происшествия с участием ГИБДД, жертва аварии будет претендовать на следующие суммы компенсационных выплат:
- До 400 тысяч руб. – за урон движимой собственности;
- До 500 тыс. рублей – за вред здоровью.
Если же назначенных страховой компанией средств не хватает на ремонт автомобиля или на лечение потерпевшего, то в адрес виновника ДТП направляется досудебное взыскание с суммой недостающей компенсации. При намеренном занижении стоимости полученного пострадавшим автовладельцем ущерба со стороны СК, виновный гражданин может составить цессию, отдав свое право на использование полиса третьим лицам.
Если гражданин владеет полисом, составленным до 28 апреля 2017 года, то он имеет право потребовать от страховщиков наличного расчета по ОСАГО при любых обстоятельствах. Остальные водители могут претендовать на подобный вариант возмещения ущерба только при определенных условиях:
- Стоимость восстановительных работ после ДТП превышает установленный лимит СК более, чем на 100 000 рублей;
- В ходе дорожно-транспортного происшествия был нанесен не только материальный вред, но и моральный ущерб;
- Страховая компания не имеет аккредитованных экспертов по оценке изувеченных ТС;
- Пострадавшая в аварии человек имеет инвалидность первой или второй категории;
- СК не может произвести ремонт автомобиля в течение 30 суток с момента получения заявления от клиента;
- После вынесения неудовлетворительного вердикта со стороны компании, потерпевший подал жалобу в РСА с просьбой пересмотреть дело (если Российский союз страховщиков одобрит заявление от водителя после проведения восстановительных работ, то компания, осуществляющая защиту гражданской ответственности, сможет потребовать от автомобилиста выплаты регресса).
При иных обстоятельствах автовладелец будет претендовать на ремонт изувеченного транспортного средства за счет СК. А вот если выплаченной на руки суммы компенсации пострадавшему лицу окажется мало, то он оставит за собою право заключить суброгацию в отношении виновника ДТП.
Рассмотрим наиболее проблемную ситуацию, при которой в результате ДТП, совершенного по вине работника, ущерб причинен работодателю (повреждение служебного автомобиля) и/или транспортному средству третьего лица.
Здесь возникают два правоотношения:
1) по возмещению ущерба работодателю;
2) по возмещению ущерба третьему лицу.
Обязанность работника по возмещению ущерба работодателю возникает в силу ст. 238 ТК РФ, в соответствии с которой работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, под которым в рассматриваемом случае понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (автомобиля).
По общему правилу, предусмотренному ст. 241 ТК РФ, работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка.
В перечень категорий работников, с которыми могут заключаться договоры о полной материальной ответственности, водители автомобиля не входит.
К сведению: в силу ст. 239 ТК РФ материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.
Однако в случае, если будет установлено, что ДТП совершено по вине работника вследствие нарушения Правил дорожного движения, работник будет нести полную материальную ответственность в силу п. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ, так как ущерб причинен в результате административного проступка, что подтверждается и судебной практикой.
Пример 1.
Определением от 19.08.2010 №33-26061/2010 Московский городской суд оставил в силе решение Перовского районного суда г. Москвы от 01.04.2010 о взыскании с Захарова Е. А. в пользу Министерства внутренних дел 70 501,73 руб. материального ущерба, указав при этом: удовлетворяя заявленные исковые требования на основании положений п. 6 ст. 243 ТК РФ, суд обоснованно исходил из того, что оба ДТП произошли в результате нарушения Захаровым Е. А. Правил дорожного движения, то есть совершения последним административных проступков, которые были установлены соответствующими государственными органами, что подтверждается материалами дела, а именно сведениями, содержащимися в справках о ДТП и определении об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Следует отметить, что ст. 240 ТК РФ предоставляет работодателю право с учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, полностью или частично отказаться от его взыскания с виновного работника. Однако собственник имущества организации может ограничить указанное право работодателя.
Согласно ст. 246 ТК РФ размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени его износа.
При этом работодателю следует помнить, что в соответствии с п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 16.11.2006 №52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю» (далее – Постановление № 52) если за время рассмотрения дела в суде размер ущерба, причиненного работодателю утратой или порчей имущества, в связи с ростом или снижением рыночных цен изменится, суд не вправе удовлетворить требование работодателя о возмещении работником ущерба в большем размере либо требование работника о возмещении ущерба в меньшем размере, чем он был определен на день его причинения (обнаружения), поскольку ТК РФ такой возможности не предусматривает.
В случае если работник не возмещает ущерб работодателю в добровольном порядке, работодатель в соответствии с ч. 2 ст. 248 ТК РФ имеет право обратиться в суд с требованием о возмещении ущерба.
Однако следует иметь в виду, что в силу ст. 250 ТК РФ суд может с учетом степени и формы вины, материального положения работника и других обстоятельств снизить размер ущерба, подлежащего взысканию.
В пункте 16 Постановления №52 указано, что снижение размера ущерба допустимо в случаях как полной, так и ограниченной материальной ответственности.
Оценивая материальное положение работника, нужно принимать во внимание его имущественное положение (размер заработка, иных основных и дополнительных доходов), семейное положение (количество членов семьи, наличие иждивенцев, удержания по исполнительным документам) и т. п. Следует отметить, что требовать возмещения ущерба работодатель может только в случае наличия вины водителя в совершении ДТП.
Пример 2.
Определением от 21.09.2010 №33-28106/10 Московский городской суд оставил решение суда первой инстанции в силе и указал, что в соответствии с разъяснениями п. 4 Постановления №52 к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действий или бездействия) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.
Отсутствие вины работника исключает материальную ответственность перед работодателем.
В июле 2003 года вступил в силу Федеральный закон № 40-ФЗ, в соответствии с которым владельцы транспортных средств обязаны на определенных законом условиях и в определенном законом порядке страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
Согласно ст. 7 вышеуказанного закона страховая сумма, в пределах которой страховщик при на-ступлении каждого страхового случая (ДТП) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:
• в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, – не более 160 000 руб.;
• в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, – не более 160 000 руб.;
• в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, – не более 120 000 руб.
В тех случаях, когда размер причиненного ущерба не выше указанных сумм, особых проблем не возникает и причиненный потерпевшему ущерб возмещается страховщиком.
Если же размер ущерба превышает предельный размер страховой суммы, потерпевший имеет право обратиться в суд с требованием о возмещении оставшегося ущерба в порядке ст. 1072 ГК РФ. При этом иск предъявляется не к работнику, а к работодателю как владельцу источника повышенной опасности в соответствии со ст. 1079 ГК РФ.
На основании вышеуказанной статьи юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего (ст. 931, п. 1 ст. 935 ГК РФ), в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.
Статья 1068 ГК РФ предусматривает, что юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
По смыслу ст. 1079 ГК РФ под владельцем источника повышенной опасности следует понимать юридическое лицо или гражданина, которые используют его в силу принадлежащего им права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на других законных основаниях (например, по договору аренды, проката, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности).
Таким образом, в силу ст. 1068 и 1079 ГК РФ не признается владельцем источника повышенной опасности лицо, управляющее им в силу исполнения своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей на основании трудового договора (служебного контракта) или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем источника повышенной опасности.
Следовательно, на лицо, исполнявшее свои трудовые обязанности на основании трудового договора (служебного контракта) и причинившее вред имуществу владельца другого источника повышенной опасности в связи с использованием транспортного средства, принадлежавшего работодателю, ответственность за причинение вреда может быть возложена лишь при условии, что будет доказано: оно завладело транспортным средством противоправно (п. 2 ст. 1079 ГК РФ).
Противоправным можно признать завладение работником служебным автомобилем самовольно (без согласия работодателя) в нерабочее время в личных целях.
В случае совершения работником ДТП важно установить факт нахождения (ненахождения) работника при исполнении служебных обязанностей. В судебной практике встречаются случаи, когда работодатели стремились уйти от ответственности, ссылаясь на совершение работником ДТП после окончания рабочего дня. Однако суды в таких случаях часто встают на сторону работника.
Пример 3.
На возмещении ущерба потерпевшему работодателем правоотношения работника и работодателя (в части возмещения вреда, причиненного в результате ДТП) не заканчиваются, так как работодатель в силу п. 1 ст. 1081 ГК РФ имеет право обратного требования (регресса) к работнику.
Однако вернуть всю сумму, как правило, не получается. Это связано с тем, что работник может заявить ходатайство о снижении размера ущерба в силу ст. 250 ТК РФ.
Следует отметить, что суд вправе снизить размер ущерба, подлежащего взысканию с работника, только при наличии доказательств соответствующей степени вины и сложного материального положения работника. В судебной практике в качестве таких обстоятельств признаются наличие на иждивении несовершеннолетних детей и супруги, находящийся в отпуске по уходу за ребенком (Определение Московского городского суда от 12.10.2010 №33-32075), неосторожная форма вины и инвалидность работника (решение Полесского районного суда Калининградской области), наличие на иждивении двух студентов, обучающихся на платных отделениях учебных заведений, отсутствие личного подсобного хозяйства (решение Брединского районного суда Челябинской области).
Данные обстоятельства должны быть подтверждены (справки, договоры), в противном случае суд откажет в удовлетворении соответствующего ходатайства.
Пример 5.
Санкт-Петербургский городской суд в Определении от 10.08.2009 №10751 указал, что при отсутствии надлежащих письменных доказательств сложного материального положения работника (отсутствие собственности, сведения о среднем заработке) и установлении факта оплаты работником обучения в институте вывод суда первой инстанции о наличии оснований для снижения размера подлежащего взысканию ущерба, причиненного в результате ДТП, не может быть признан обоснованным.
Заключение.
Таким образом, приведенный анализ законодательства и судебной практики свидетельствует о том, что обязанность по возмещению ущерба, причиненного третьим лицам по вине работника в результате ДТП, первоначально возложена на работодателя.
Регрессное требование не всегда может возместить работодателю все потери, так как суд, учитывая имущественное положение работника и степень его вины, вправе снизить размер взыскиваемого ущерба. В этом случае работодателю остается только более тщательно подбирать кадры и осуществлять контроль за своими работниками.
Оформление на месте ДТП. Существуют два способа фиксации произошедшей аварии – самостоятельно и посредством сотрудников ГИБДД. Выбор конкретного вида оформления зависит от наличия спора о виновнике, суммы ущерба, количестве транспортных средств и т.д.
В первой случае помимо Европротокола важно также производить фото-фиксацию. При этом, снимки обязательно должны иметь привязку к ориентирам – номер дома. Название улицы и т.п.
- Оформление в ГИБДД. После подготовки протокола самими участниками происшествия или сотрудниками ГАИ следует получить соответствующее постановление по административному делу.
- Обращение в страховую. Для полиса КАСКО виновник ДТП не важен. В то время как возмещение ущерба при ДТП по ОСАГО ключевым является наличие страховки у виновника. При этом, закон предоставляет на выбор – обратиться в «свою» страховую или в компанию виновника.
Итоговым документом после последовательного выполнения рассмотренных действий является решение страховой компании о выплате.
Возмещение ущерба при ДТП
Обратите внимание на следующее при составлении заявления в суд:
- Подсудность. Иск можно подать по месту нахождения заявителя либо страховой компании. Кроме того, исходя из размера требований необходимо установить компетенцию мирового или районного судьи по данному делу.
- Стороны по делу. Требования о взыскании денег предъявляются также к страховой. При этом, в случае превышения допустимого размера возмещения, соответчиком необходимо указать виновника аварии. Также к только к виновнику может быть предъявлено требование о компенсации нравственных страданий от аварии. Кроме того, к участию вне зависимости от размера ущерба следует привлечь всех участников ДТП и их страховые компании.
- Описательная часть. В данной части можно основываться на уже готовой претензии, в которой все необходимые факты уже изложены.
- Приложения к иску. В сравнении с претензией, к заявлению в суд следует приложить все материалы, относящиеся к ДТП, в том числе саму претензию. Для каждого участника процесса следует сформировать полный пакет документов – точно такой же, как предназначенный для суда.
- Дополнительные требования иска. На основании отказа возмещать ущерб добровольно потребитель вправе требовать компенсацию морального вреда, неустойку за каждый день и пятидесяти-процентный штраф. Нарушение приведенных прав подготовки и подачи заявления влечет отказ в рассмотрении иска судом.
Важно: обратиться в суд можно только один раз. Все доказательства должны быть в первом суде.
Отсутствие страховки у причинителя вреда на самом деле не так страшно.
Возмещение ущерба при ДТП, если у виновника нет страховки также возможно. Порядок взыскания по своей сути аналогичен вышерассмотренному процессу получения возмещения со страховой.
Предварительно также следует начать с претензии. В случае ее отклонения защита прав происходит в судебном порядке. Отличием от спора со страховой является невозможность подачи иска по своему месту жительства и необходимостью предварительной оплаты госпошлины.
Важно: все траты по рассмотрению дела в суде взыскиваются с проигравшей стороны.
Дополнительным доказательством в суде именно по спору с виновником послужит расписка при ДТП о возмещении ущерба, в которой виновник признает необходимость выплаты. Рекомендуется уже на первом этапе (оформление на месте ДТП) запастись таким доказательством.
Смотрите видео нашего канала YouTube и вы узнаете как подать претензию в страховую компанию, что делать и с чего начать действовать. Пишите вопрос в комментариях — адвокат по страховым спорам бесплатно ответит Вам.
г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5
остановка транспорта Гагарина
Трамвай: А, 8, 13, 15, 23
Автобус: 61, 25, 18, 14, 15
Троллейбус: 20, 6, 7, 19
Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67
Помимо регрессного требования страховая компания наделяется правом требовать возмещения убытков за счет виновника аварии при помощи суброгации. Это делается в случае оплаты страховки пострадавшей стороне в рамках страхового полиса КАСКО. Процедура суброгации для России сравнительно новая, так как появилась только в 2011 году.
Виновникам ДТП придется доплачивать за ущерб
Страховщики часто не брезгуют к своим реальным расходам, которые ушли пострадавшей стороне, прибавить еще ряд пунктов. То есть не только возместить ущерб, но еще и заработать на виновном водителе. Какие уловки используются чаще всего?
- В калькуляцию расходов включаются «лишние», непонятно откуда возникшие детали;
- Стоимость норма-часов ремонтно-восстановительных работ (стоимость ремонта) искусственно завышается;
- На сумму регресса начисляются пени и штрафы;
- Настаивается на большом количестве повреждений, полученных автомобилем, далеко не все из которых описаны в справке о ДТП и в иных официальных документах;
- Выставленная стоимость запчастей не учитывает коэффициент естественного износа тех деталей, которые были заменены в пострадавшем автомобиле.
Понять, что со стороны страховой фирмы имеется факт мошенничества, можно только после тщательного изучения всех документов. Если по поводу каких-либо деталей есть сомнения, то лучше всего назначить дополнительную независимую экспертизу. А после этого заново провести расчет суммы, которую потеряла страховая компания при возмещении ущерба пострадавшей стороне.
- Бухгалтерские
- Кадровые
- Юридические
- Статистические
- Экономические
- Должностные инструкции
- Изменения с 2021 года
- Изменения с 2020 года
- Изменения с 2019 года
- Изменения с 2018 года
- Программные продукты
- Подборка статей
- Вопросы и ответы
- Производственный календарь
- ПБУ
- Справочно
- Законодательные документы
- Экономический словарь
- Корреспонденция счетов
- Телефонные коды
- МСФО
- Аудит
- Записи в трудовой книжке
- Для г. Белгорода
- Информация по 1С
- Новости
- Финансовые коэффициенты
- Справочники
- История бухучета
- Основные средства
- Нематериальные активы
- Товарно-материальные ценности
- Затраты на производтво
- Денежные средства
- Расчеты с персоналом
- Расчеты с бюджетом
- Готовая продукция
- Финансовые результаты
- Капитал и резервы
- Учетная политика
- Учет и оплата труда
- НДС
- ЕСХН
- УСНО
- ЕНВД
- НДФЛ
- Страховые взносы
- Взносы в ФСС
- Налог на имущество
- Водный налог
- Земельный налог
- Транспортный налог
- Налог на прибыль
- Налог на игорный бизнес
- Акцизы
- Налог на пользование полезными ископаемыми
- Патентная система налогообложения
Как учесть передачу страховщику остатков автомобиля после ДТП
- Проблемы организации управленческого учета на предприятиях
- Сущность и назначение управленческого учета
- Затраты, формирующие себестоимость продукции, работ, услуг
- Системы учета затрат и калькулирования себестоимости
- Анализ и принятие краткосрочных управленческих решений
- Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
- Планирование и бюджетирование
- ОКСМ
- ОКВЭД [1.1]
- ОКВЭД [2]
- ОКВ
- ОКДП
- ОКЕИ
- ОКФС
- ОКОПФ
- ОКУН
- ОКОФ
- ИНКОТЕРМС
- ОКИН
- ОКЭР
- КСД
- ОКСО
Разработка сайта:
Закон об ОСАГО, один из наиболее критикуемых и противоречивых законов, действующих на территории Российской Федерации. Многим закон непонятен, кто-то считает его нелогичным, а есть такие, кто и вовсе считает, что данный закон ущемляет их права.
Сложностей и противоречий в законе множество, тут и необъяснимая привязка размера страховой премии к мощности транспортного средства с одной стороны, и отсутствие возможности управлять разными транспортными средствами, находящимися в собственности одного человека, по одному договору страхования, с другой. Но, наверное, самое сложное и непонятное для наших граждан, это невесть откуда взявшийся, пережиток советского прошлого — ИЗНОС, который страховщики применяют при выплатах страхового возмещения по ОСАГО.
И вот уже, практически, 15 лет, страхователи выражают свое недовольство этим износом, недовольство абсолютно логичное. Мы даже не будем сейчас подробно расписывать, что страховщики занижают размер страхового возмещения, представим, что происходит чудо, и страховщики применяют действительные цены на работы, но стоимость то запасных частей все равно снижают, за счет применения износа. Получается, что человек в ДТП не виноват, а деньги на ремонт ему приходится тратить свои, либо ставить сомнительного качества старые детали с разбора, гарантии на которые, конечно же, никто не дает.
До недавнего времени все оставалась на своих местах: народ, недовольный страховыми премиями и размером страхового возмещения — шумел, страховщики, при первой же возможности заявляли, что ОСАГО убыточный бизнес, и вообще, во всем виноваты антистраховщики, ведь, оказывается, именно из-за страховых юристов страховые компании так мало платят.
Ни конца, ни края этому видно не было, до очередной прямой линии Президента с народом, на которой, один из активистов поднял вопрос, что пора бы уже положить конец несправедливым выплатам, и ввести ремонт по ОСАГО. Все подхватили эту инициативу, начали обсуждать, что вот, мол, ремонт, это, то, что спасет наш рынок страхования! Ура, ура, ура!
И только, действительно, знающие люди сразу заподозрили какой-то подвох. Вводить ремонт по ОСАГО? Зачем? Разве существует проблема со станциями, где этот ремонт можно провести? Разве не хватает специалистов, которые могут отремонтировать машину? Конечно же, и станций, и специалистов достаточно. Враг один – ИЗНОС.
Общественности так понравилась новость, о том, что скоро машины по ОСАГО начнут ремонтировать, что все застыли в ожидании, когда же уже наступит это прекрасное время.
А я стал ждать, когда же страховщики официально объявят, что мы не только начинаем ремонтировать машин по ОСАГО, но, и отменяем износ, с которым никакой ремонт невозможен. Ждал, ждал, как тут, 10 марта 2021 года все встало на свои места. Расходимся. Нас обманули!
Похожие записи: