Возмещения ущерба при наезде на препятствие при ДТП

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возмещения ущерба при наезде на препятствие при ДТП». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В случае вины водителя, который не выбрал безопасную скорость движения и совершил наезд на препятствие, по КАСКО такие обстоятельства признаются страховым случаем. Неважно, совершено ли ДТП по причине плохого состояния дорог, открытого люка, плохо установленных сооружений – все покроет полис КАСКО.

При таких обстоятельствах у страховой компании есть право регрессного требования к собственникам этих объектов, но это уже не забота водителя. Доказывать причины произошедшего – удел владельцев полиса ОСАГО. Потому как в этом случае возникает шанс в судебном порядке взыскать компенсацию с ответственных за участок дороги. В случае с КАСКО – за все платит страховая компания.

Наезд на препятствие: является ли случай страховым по КАСКО?

Оформлять наезд на препятствие необходимо сразу после его происшествия. Без справок о ДТП соответствующих органов, страховая будет иметь формальное основание для отказа в выплате.

В Правилах страхования указано, что событие должно быть подтверждено документами компетентных органов. В случае наезда на препятствие компетентными в принятии решения являются только сотрудники ГИБДД. Так как авто находилось в движении. Если бы машине причинили вред третьи лица, то нужно было бы обращаться к участковому.

Если событие признано страховым случаем и подтверждено сотрудниками ГИБДД, то страховое возмещение выплачивается в полном объеме собственнику или станции, производящей ремонт автомобиля по направлению страховой компании.

Размер максимального страхового покрытия определен в этом случае заранее в Правилах страхования. Если сумма ущерба превысит порог, получить сверх нее уже не удастся, так как для полноценной выплаты необходима справка, которая оформляется в момент ДТП. Поэтому, если нанесенный ущерб по предварительной оценке может превысить максимальный порог по выплате без справок, то лучше все-таки оформить произошедшее в ГИБДД.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Горшкова В.В.,

судей Романовского С.В. и Гетман Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Агеева Николая Геннадьевича к муниципальному казенному учреждению города Сочи «Управление автомобильных дорог» о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия,

по кассационной жалобе представителя Агеева Н.Г. на решение Центрального районного суда г. Сочи от 3 октября 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 22 декабря 2016 г.,

заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Романовского С.В., выслушав объяснения Абдуразакова Г.А., представляющего интересы Агеева Н.Г. и поддержавшего доводы жалобы,

Агеев Н.Г. обратился в суд с иском к муниципальному казенному учреждению города Сочи «Управление автомобильных дорог» о возмещении ущерба, сославшись на то, что 30 апреля 2016 г., управляя принадлежащим ему автомобилем марки Мерседес Бенц С 180, истец совершил наезд на препятствие (выбоину), которая находилась на проезжей части дороги. В результате данного дорожно-транспортного происшествия автомобилю истца причинены значительные механические повреждения. Размер ущерба составил 827 037,14 руб. и, по мнению истца, подлежит взысканию с муниципального казенного учреждения города Сочи «Управление автомобильных дорог», поскольку ответчиком в нарушение требований закона не была обеспечена безопасность дорожного движения на автодороге местного значения в границах городского округа.

Решением Центрального районного суда г. Сочи от 3 октября 2016 г. в иске отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 22 декабря 2016 г. решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе представитель Агеева Н.Г. просит отменить вышеназванные судебные акты.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Киселева А.П. от 18 сентября 2017 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, объяснения относительно кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Разрешая спор и отказывая в иске, суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия, руководствовался положениями статей 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из того, что для возложения на лицо имущественной ответственности за причиненный вред необходимо установление факта наступления вреда, его размера, противоправности поведения причинителя вреда, его вины (в форме умысла или неосторожности), а также причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими последствиями. Однако, совокупности указанных обстоятельств, позволивших бы прийти к выводу о возложении на ответчика обязанности по возмещению ущерба истцу, в данном случае не установлено, а Агеевым Н.Г. не представлено доказательств отсутствия своей вины в нарушении п. 10.1 Правил дорожного движения.

Возмещение ущерба полученного в результате наезда на препятствие

Итак, что же такое наезд на препятствие? В соответствии с ПДД РФ это под ним следует понимать удар транспортного средства о неподвижный предмет (ограду). Такое столкновение расценивается как авария. Из данного определения можно сделать вывод, что в качестве препятствия может выступать любой статичный объект. К ним относят:

  • всевозможные ограды;
  • мостовые опоры;
  • столбы;
  • растущие вблизи автомобильной догори деревья;
  • придорожные постройки;
  • указатели и знаки;
  • строительные материалы и техника;
  • припаркованные на обочине авто.

На последний объект хочу обратить особое внимание, так как в этом случае у автовладельцев есть возможность выбрать способ оформления происшествия, о чем мы расскажем дальше.

Рассуждать об опасности таких происшествий для водителя и пассажиров автомобиля сложно. Иногда сила удара оказывается настолько велика, как при лобовом столкновении. Это может привести к гибели людей или причинению им телесных повреждений. В этом случае наказание для находившегося за рулем водителя будет суровым. Его могут привлечь не к административной, а к уголовной ответственности (об этом мы поговорим позже).

Причины столкновения с неподвижным объектом могут быть разными. Обычно такие неприятности происходят если водитель:

  • превышение разрешенного скоростного режима;
  • эксплуатация авто в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • неприменение ремней безопасности;
  • использование неисправного транспортного средства;
  • курение или «перекус» за рулем;
  • переутомление;
  • телефонный разговор;
  • громкая музыка в салоне;
  • переутомление;
  • состояние сонливости;
  • сложные погодные условия.

Какова бы ни была причина столкновения с препятствием, виной всему всегда оказывается пренебрежение нормами безопасности и ПДД.

Нарушившего Правила дорожного движения и наехавшего на неподвижный предмет водителя привлекут к уголовной или административной ответственности. Какой именно зависит от обстоятельств и последствий столкновения. Давайте детально изучим каждую из них.

Наезд на статичный предмет в любом случае является нарушением ПДД за которое управляющее авто лицо могут привлечь к административной ответственности. Заглянув в КоАП можно заметить, что отдельной статьи за такое правонарушение, как столкновение с неподвижным объектом там нет. Наказание водителю определяется в зависимости от того, какие именно его действия привели к инциденту. Это может быть штраф за:

  • эксплуатация неисправного автомобиля – 500 рублей;
  • неиспользование ремней безопасности – 1000 рублей;
  • управление авто в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения – 30 000 рублей.

За последнее правонарушение водителю также запретят права управления ТС сроком до 2-х лет.

К уголовной ответственности привлекают за деяние, несущее высокую общественную опасность. Такое наказание ожидает находившегося за рулем машины гражданина, чьи действия привели к причинению вреда жизни или здоровью человека. Обычно водителей привлекают к ответственности по статьям 264 или 266 УК РФ.

Если будет доказано, что правонарушение совершено по неосторожности, но в результате сильно пострадал человек, виновника может ожидать 2 года лишения свободы. Состояние наркотического или алкогольного опьянения расценивается как отягчающее обстоятельство. Такого водителя могут отправить за решетку на срок до 4-х лет. Усугубит положение виновника происшествия смерть пострадавшего. В таком случае можно лишиться свободы на срок до 5 лет. Если при этом окажется, что он находился под воздействием спиртного или наркотиков, срок вырастит до 7 лет. Такое наказание ожидает и водителя, в результате действий которого погибло двое и более человек. При наличии такого отягчающего обстоятельства как алкогольное или наркотическое опьянение срок увеличат до 9 лет. В качестве дополнительного наказания привлеченного к уголовной ответственности лица на 3 года лишат водительских прав.

В завершении хочу обратить внимание на такое понятие, как малозначимое событие. В соответствии с административным законодательством РФ под таким следует понимать деяние, которое имело место и формально содержит признаки правонарушения, но не повлекло за собой нарушения общественного порядка. В таком случае виновника ДТП освободят от ответственности.

Ниже часть выигранных дел с подтверждающими документами. Мы гарантированно поможем Вам в борьбе с нечестными страховщиками. Оплата только по факту и только при положительном исходе дела.

Разобравшись с оформлением происшествия, мы переходим к самому важному моменту – возмещению ущерба по договору автострахования. Если ДТП оформлено по Европротоколу или сотрудниками ГИБДД в том случае, когда вина в произошедшем водителя отсутствует – к страховщику нужно обратиться обязательно. Пакет документов стандартный. Мы об этом рассказывали в статье о Европротоколе и материалах, посвященных выплатам по ОСАГО.

Однозначно можно получить компенсацию за наезд на препятствие по КАСКО. Естественно, что такая возможность существует при условии, если такой страховой случай предусмотрен договором. Столкнувшись с неподвижным предметом на дороге водитель должен немедленно связаться по телефону с представителем компании, продавшей страховку. Обращение фиксируется и автовладельцу даются инструкции относительно дальнейших действий. Рекомендуем сразу уточнить, какие именно документы нужно будет предоставить, чтобы получить компенсацию. Далее все происходит по стандартной схеме:

  • подается заявление о наступлении страхового случая с дополняющим его пакетом документов;
  • в назначенный день автомобиль предоставляется для осмотра;
  • страхователь ожидает принятия решения;
  • автовладелец получает компенсацию или направление на ремонт.

Степень повреждения автомобиля определяет эксперт-оценщик, сотрудничающий со страховой компанией.

Возмещение ущерба после ДТП виновником: порядок, сроки, образец иска

Водителя, совершившего наезд на препятствие и попавшего при этом в поле зрения контролирующих органов, к ответственности привлекать могут по-разному – в зависимости от обстоятельств нарушения. В законе предусмотрены следующие варианты ответственности.

Если при наезде на объекты прилегающей территории и другие предметы нарушены правила движения, но отсутствуют последствия вроде причинения вреда чужому имуществу и человеческой жизни, здоровью, виновного будут привлекать к административной ответственности. При назначении наказания фигурируют правила, которые были нарушены во время происшествия.

Надо принимать во внимание, что деяние может быть квалифицировано и как малозначимое. В этом случае нет необходимости привлекать виновного к ответственности. Для определения критерия малозначительности применяется Постановление №5 Верховного Суда.

Малозначительными считают деяния, содержащие лишь некоторые элементы нарушения административного характера. Степень значимости определяется по виду нарушения, характеру деяния или бездействию, тяжести последствий.

Поводом для того чтобы проступок был представлен как уголовное деяние может послужить нарушение, которое представляет немалую опасность в общественном плане. То же и в отношении к водителям, допустившим наезды на некие предметы.

Прежде чем перейти к описанию процедуры возмещения ущерба при ДТМ с виновника, необходимо разобраться, что понимается под термином «ущерб». Несмотря на часто практическое применение, далеко не все заинтересованные стороны понимают, что он означает. Ущерб при ДТП формируется из трех основных составляющих, каждая из которых требует отдельного рассмотрения.

Представляет собой повреждение или лишение имущества, а также других благ, выраженное в денежном исчислении. Речь идет не только о транспортном средстве, но и перевозимых грузах или другой собственности, которая находилась в автомобиле в момент аварии.

Главное, что нужно помнить – материальный ущерб относится к страховым, поэтому возмещается в рамках обязательного и добровольного страхования. Материальный ущерб делится на три вида:

  • непосредственный вред имуществу потерпевшей стороны;
  • затраты, которые предстоят и связаны с восстановлением или ремонтом имущества;
  • упущенная прибыль, которая могла быть получена при дальнейшей эксплуатации вышедшего из строя имущества.

Возмещение материального ущерба в рамках обязательного страхования по ОСАГО предусматривает получение до 400 тыс. руб. Выплата осуществляется страховой компанией, которая выдала полис владельцу автомобиля, ставшего причиной ДТП.

Сумма выплаты со стороны страховой компании может быть увеличена при оформлении полиса КАСКО. Если ущерб превышает покрытие по страховке пострадавшей стороне придется обращаться в суд.

Название этой разновидности ущерба при ДТП не требует дополнительных комментариев и пояснений. В рамках страхового покрытия по ОСАГО возможна выплата до полумиллиона рублей. Конкретная сумма определяется в зависимости от тяжести нанесенного вреда по правилам, принятым конкретной страховой компанией.

Если речь идет о тяжком увечье, допускается возмещение ущерба в более серьезном размере. Но для этого потребуется обращение в суд и соответствующий вердикт судьи. Судебное решение потребуется и в том случае, если у виновной стороны отсутствует страховка.

Под моральным вредом обычно понимается ущерб, полученный в результате нравственных переживаний, связанных с ДТП. Примерами подобных ситуаций выступают: потеря в аварии родственника, физическая боль от полученных повреждений, временная нетрудоспособность и т.д.

Вопрос о возмещении потерпевшей виде морального вреда, полученного в результате ДТП, считается самым сложным. В подавляющем большинстве случаев его решением занимается суд, так как страховые компании предпочитают не брать на себя ответственность и не включают этот вид риска не только в ОСАГО, но и в КАСКО. Вероятность, что заинтересованные стороны договорятся в рамках досудебной процедуры, также не велика.

Особенности оформления дтп при наезде на препятствие

Большая часть ДТП по своим финансовым последствиям вписывается в рамки ОСАГО, оформленного подавляющим большинством участников дорожного движения. Поэтому проблем с получением компенсации обычно не возникает, так как она исправно выплачивается страховой компанией.

Необходимость возмещения ущерба от ДТП с виновной стороны возникает в следующих ситуациях:

  • величина ущерба превышает максимальную выплату страховой компании;
  • виновная сторона не оформила страховку или полис не является действительным;
  • обстоятельства ДТП не входят в число страховых случаев, предусмотренных полисом ОСАГО или КАСКО. Например, ущерб нанесен не в процессе движения, а во время размещения автомобиля на стоянке;
  • потерпевшая сторона желает взыскать компенсацию за полученный моральный вред.

Базовый принцип расчета размера компенсации, заложенный в законодательстве, предусматривает выплату суммы, достаточной для восстановления исходных характеристик транспортного средства. Обязательным условием выступает учет степени износа автомобиля до момента попадания в ДТП.

Стандартные правила расчета компенсации предусматривают включение в итоговую сумму следующих расходов:

  • ремонт и восстановление транспортного средства;
  • транспортировка машины с места аварии в автосервис;
  • уменьшение товарной стоимости авто (рассчитывается для автомобилей со сроком эксплуатации до 5 лет или уровнем износа в пределах 35%);
  • все виды морального вреда, причиненного потерпевшей стороне;
  • потерянный заработок, затраты на лечение и другие подобные расходы, непосредственно связанные с ДТП;
  • сопутствующие обращению в суд затраты – услуги независимого оценщика и/или юриста, почтовые расходы и т.д.

После определения размера возмещения, который необходимо получить с виновной стороны, следует переходить к следующему этапу процедуры взыскания. Она предусматривает два варианта получения компенсации – добровольный (досудебный) и принудительный (с помощью суда).

Такой вариант решения проблемы на практике встречается нечасто. Тем более – если речь идет о серьезной сумме, необходимой, например, для ремонта дорогостоящей иномарки. Действующее законодательство предусматривает достаточно четкую процедуру досудебного урегулирования проблемы возмещения ущерба. Она предусматривает следующие действия потерпевшей стороны:

  • получение справки из ГИБДД, подтверждающей факт ДТП и виновника аварии;
  • обращение в страховую компанию для подтверждения отказа выплачивать требуемую сумму;
  • проведение оценки размера ущерба, которой занимается независимый эксперт;
  • направление виновной стороне претензии.

Последний документ заслуживает особенно пристального внимания. Он составляется в произвольной форме и включает следующую информацию:

  • сведения о виновной стороне как адресате документа;
  • обстоятельства ДТП;
  • описание сути проблемы, которая заключается в недостаточности компенсации, полученной в рамках страховки;
  • претензия в адрес виновной стороны, включая сумму ущерба;
  • подпись заявителя.

В претензии обязательно указывается не только сумма, которую требуется возместить, но и срок, когда это необходимо сделать. Отсутствие реакции со стороны виновника ДТП означает необходимость переходить на следующую стадию разрешения конфликта – подаче искового заявления в суд.

К претензии прилагается комплект сопутствующих документов, в состав которого входят:

  • акт о наступлении страхового случая;
  • справка из ГИБДД об обстоятельствах ДТП;
  • другие документы, подтверждающие позицию заявителя, например, чеки на ремонт, экспертное заключения независимого оценщика и т.д.

Претензия направляется адресату заказным письмом. Если реакция со стороны виновника отсутствует, целесообразно приступать к процедуре возмещения ущерба при ДТП через суд.

Под данным определением понимается дорожно-транспортное происшествие, когда автомобиль сталкивается с неподвижным предметом.

Объекты, на которые чаще всего наезжает транспорт:

  • ограждения;
  • опоры;
  • деревья вблизи дорог;
  • столбы;
  • приоткрытые двери другого транспорта;
  • стройматериалы;
  • здания и постройки около дорог.

По статистике наиболее распространенными причинами являются:

  • человеческий фактор: переутомление, невнимательность, телефонные разговоры, курение, прием пищи за рулем и т.д.;
  • алкогольное опьянение водителя;
  • неблагоприятные погодные условия, ухудшающие видимость и препятствующие нормальному движению по трассе;
  • превышение скорости;
  • неисправность транспорта и т.д.

Данный вид ДТП встречается часто. Чтобы в такой ситуации вы знали, как поступить,, важно знать о юридических моментах оформления этой аварии.

При оформлении происшествия без вызова полиции, участники самостоятельно заполняют бланк извещения о ДТП, который направляется в страховую. Необходимо отразить:

  • Обстоятельства аварии.
  • Схему происшествия.
  • Характер ущерба и его объем.

Несмотря на некоторые преимущества самостоятельного оформления Европротокола (в первую очередь, это экономия времени), желательно все же потратить несколько часов на встречу с сотрудниками ДПС, потому что последние смогут более грамотно отразить все обстоятельства дела.

В страховую обращаться можно и нужно с составленным Европротоколом или извещением о ДТП, оформленном инспектором. Документы нужно передать в страховую не позднее, чем через 5 дней после происшествия. Но чтобы максимально повысить свои шансы на получение компенсации, желательно предупредить сотрудников страховой компании сразу в день аварии.

Если возникают какие-то проблемы (например, страховая назначает слишком маленькую компенсацию), можно сделать независимую экспертизу и требовать компенсации в необходимом размере. Для этого можно обратиться к аварийному комиссару, которым может быть физическое или юридическое лицо, чьими услугами пользуются водители при спорных страховых ситуациях.

Законодатель предусмотрел случаи привлечения водителей, наехавших на препятствие, к уголовной ответственности при совершении ими преступлений, представляющих высокую общественную опасность.

Такие преступления, как правило, должны иметь последствия в виде причинения вреда здоровью или смерти человека. Примером уголовных преступлений, связанных с наездом, могут выступать деяния, предусмотренные ст.

264, ст. 266 УК РФ.

Наезд на недвижимое препятствие может быть вызван нарушением ПДД. Если это нарушение, совершенное по неосторожности, повлекло причинение тяжкого вреда здоровью, например, прерывание беременности, потерю зрения, слуха, утрату трудоспособности, то такое нарушение будет наказываться 2 годами лишения свободы.

Аналогичное деяние, которое было совершено лицом, находящимся в нетрезвом состоянии, предусматривает лишение свободы до 4 лет.

В случае смерти пострадавшего, нарушителя ожидает лишение свободы до 5 лет, а при алкогольном опьянении – до 7 лет. Если нарушение ПДД, совершенное по неосторожности, повлекло смерть 2-х и более лиц, предусмотрено лишение свободы до 7 лет, в состоянии опьянения – до 9 лет.

Наряду с основным наказанием, нарушителя ожидает также запрет на управление автомобилем на срок до 3 лет.

При наличии всех элементов состава правонарушения водитель может быть привлечен к административной ответственности. В КоАП нет отдельной статьи, касающейся наезда на препятствия, однако штраф может быть назначен нарушителю за несоблюдение норм ПДД, вызвавших столкновение.

Например, за вождение машины, эксплуатация которой была запрещена, гражданина ожидает штраф в сумме 500 рублей. Неприменение ремней безопасности грозит автомобилисту штрафом в размере 1 000 рублей.

Нахождение автомобилиста в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения во время вождения повлечет наказание в виде штрафа на 30 000 рублей с лишением права управлять транспортом до 2 лет.

Нарушение правил маневрирования на проезжей части может спровоцировать штрафную санкцию в размере до 500 рублей.

Неподвижный объект на дороге, блокирующий дальнейшее передвижение ТС, считается препятствием. Помеху для автолюбителя могут создавать:

  1. Автомобиль, остановившийся на дорожной полосе из-за неисправности или повреждения. Например, внезапно заглох двигатель, или у машины лопнуло колесо, и водитель вынужден остановиться для замены.
  2. Серьезный дефект дорожного полотна: большая яма, выбоина, провал.
  3. Туши погибших или раненых животных, сбитых другими водителями.
  4. Упавшее на дорогу дерево.
  5. Ограждения, выставленные дорожными рабочими при проведении технических или восстановительных работ.

Оформление ДТП без участия второго водителя проводится только в присутствии инспектора. Ситуация подразумевает, что автомобилист столкнулся с препятствием, которое не относится к ТС.

Вызванный представитель дорожной полиции знакомится с обстоятельствами:

  • устанавливает личность водителя;
  • выясняет, кто виновен в аварии;
  • опрашивает очевидцев;
  • устанавливает вид происшествия;
  • документально фиксирует повреждения ТС.

На основании полученных фактов сотрудник ГИБДД составляет протокол осмотра места аварии, в котором указываются:

  • координаты дорожного участка;
  • названия ближайших улиц;
  • особенности проезжей части, значимые расстояния и размеры;
  • наличие дорожных указателей, разметки, светофора;
  • характеристика состояния дорожного полотна: наличие ям и бугров, препятствующих безопасному движению;
  • перечень предметов с места аварии;
  • способы фиксации происшествия: слепки отпечатков протектора, видео;
  • наличие бордюров, кюветов, тротуаров и т.п.;
  • сведения о получении заявлений от виновника, потерпевших, свидетелей, понятых.

В документе фиксируются погодные условия в момент аварии, уровень видимости и факторы, значительно его снижающие: туман, осадки, ослепляющее солнце.

На месте инцидента также составляются:

  1. Справка о ДТП, в которой фиксируются географические координаты места аварии, полученные с использованием средств ГЛОНАСС.
  2. Схема ДТП с подробным описанием обстоятельств и пояснениями участников.
  3. Протокол технического состояния ТС с перечислением повреждений и неисправностей.
  4. Протокол контроля трезвости. При необходимости водителя отправляют на медицинское освидетельствование.

За наезд на препятствие не предусмотрено отдельного наказания. Мера административного воздействия зависит от сопутствующих деталей происшествия: соблюдался ли скоростной режим, не игнорировались ли предупреждающие знаки и другие требования ПДД.

Иногда при столкновении с неподвижным объектом водителю наказания не избежать. Ведь он должен, как минимум, соблюдать дистанцию, чтобы в критической ситуации притормозить, уйти от столкновения, остановить движение. По статье 12.15 КоАП РФ, штраф составляет 1000-1500 руб. Причем неважно, пострадало имущество других лиц или только сам виновник, заплатить придется все равно.

Если автомобилист владеет полисом КАСКО, не имеет значения – он виновник инцидента, или нет. По полису добровольного страхования он гарантированно получит возмещение. Разумеется, при правильном оформлении документов и обращении в установленный срок.

Страховка ОСАГО покрывает ответственность водителя перед третьими лицами. Соответственно, если будет признан виновным – на выплату можно не рассчитывать.

Водитель может быть застрахован по двум договорам: обязательному (ОСАГО) и добровольному (КАСКО). Каким полисом воспользоваться, решает сам водитель. Если он будет признан потерпевшей стороной, ключевым моментом для принятия решения будет сумма ущерба.

С дорожников взыскано возмещение вреда из-за наезда в яму

Если автомобиль сильно пострадал при вынужденном ДТП, лучше воспользоваться КАСКО. Добровольная страховка, в отличие от ОСАГО, покрывает нанесенный ущерб полностью.

Важно! Принять решение, каким полисом воспользоваться, нужно еще на месте ДТП: страховщика оповещают о наступлении страхового случая в установленные договором ОСАГО или КАСКО сроки.

От правильного оформления ДТП зависит, будет произведена страховая выплата, или в возмещении откажут.

Обращаясь за покрытием убытков по европротоколу, нужно помнить, что получив выплату на восстановление автомобиля, потерпевшая сторона уже не сможет предъявить дополнительные требования по ДТП. Исключение – причиненный вред здоровью, о котором ранее пострадавший не догадывался.

Отличительной чертой абсолютного большинства автодорожных происшествий с участием пешеходов является наступление тяжких последствий, в виде причинения вреда жизни или здоровью потерпевших.

Действующее законодательство предписывает выполнение следующих правил оформления и расследования дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими.

  1. В обязательном порядке составляется протокол осмотра места происшествия.

    При ДТП с тяжкими последствиями на место аварии выезжает следственно-оперативная группа под руководством следователя.

    При необходимости к осмотру привлекается эксперт – криминалист и эксперт автотехник.

    Подробности в статье:

    Осмотр места происшествия при ДТП

  2. На месте аварии производится осмотр транспортного средства, результаты которого заносятся в протокол.

    Подробности в статье:

    Протокол осмотра места ДТП образец

  3. Устанавливаются и опрашиваются стороны и свидетели происшествия.

    При допросах, в числе прочих обстоятельств, выяснению подлежат: скорость движения транспортного средства перед наездом на пешехода, момент обнаружения опасности водителем и расстояние на котором водитель увидел пешехода на проезжей части дороги, темп, направление и траектория движения пешехода.

  4. В целях установления механизма дорожно-транспортного происшествия, определения взаимодействия транспортного средства и человека в момент наезда, исследования следов аварии, назначается профильная автоэкспертиза.

    Подробности в статье:

    Трасологическая экспертиза при ДТП

  5. Для определения механизма образования телесных повреждений, степени тяжести вреда причиненного здоровью и (или) причины смерти назначается судебно-медицинская экспертиза (СМЭ).

  6. Для оценки соответствия действий водителей автомототранспортных средств техническим требованиям ПДД РФ и исследования вопроса о причинно-следственной связи этих действий с наступлением дорожно-транспортного происшествия назначается автотехническая экспертиза.

    Подробности в статье:

    Автотехническая экспертиза при ДТП

    Автотехническая экспертиза при расследовании наезда на пешехода

  7. По результатам расследования принимается процессуальное решение о привлечении виновного лица к предусмотренной законом ответственности или о прекращении производства по делу.

Конечной целью расследования происшествия о наезде на пешехода транспортного средства является решение вопроса о наличии у водителя технической возможности предотвратить происшествие.

Под возможностью избежать наезда на пешехода понимается способность водителя предотвратить ДТП путем выполнения предписаний п. 10.1 ПДД РФ в условиях конкретной дорожно-транспортной ситуации.

Абзац №2 указанной нормы Правил устанавливает, что при возникновении опасности для движения, водитель транспортного средства, обнаруживший эту опасность, должен принять меры к снижению скорости движения вплоть до полной остановки.

Условиями наступления ответственности за нарушение абзаца № 2 п. 10.1 ПДД РФ являются наличие у лица, управлявшего автомобилем, возможности обнаружить пешехода на проезжей части дороги на расстоянии достаточном для остановки при движении автомобиля с безопасной скоростью и невыполнение предписаний об остановке транспортного средства.

При этом действующие Правила во всех случаях не предусматривают маневр в качестве способа предотвращения наезда.

Иными словами, если у водителя была возможность увидеть пешехода и остановиться, а он не смог этого сделать (отвлёкся, превысил скорость движения, попытался объехать препятствие и не справился с управлением), то имеются основания для предъявления ему обвинения в невыполнении требований абзаца № 2 п. 10.1. ПДД РФ.

Следственно-судебная практика исходит из того, что моментом возникновения опасности для движения автомототранспортного средства считается появление пешехода на проезжей части дороги.

Уважаемые читатели, мы рассмотрели заявленные в начале статьи вопросы по теме происшествий, связанных с наездами транспортных средств на пешеходов.

Полагаем, что понимание сути проблемы является прологом к ее правильному решению.

При возникновении дополнительных вопросов обращайтесь за юридической поддержкой к нашим юристам.

  • Все о ДТП и автостраховании

Итак, что же такое наезд на препятствие? В соответствии с ПДД РФ это под ним следует понимать удар транспортного средства о неподвижный предмет (ограду). Такое столкновение расценивается как авария. Из данного определения можно сделать вывод, что в качестве препятствия может выступать любой статичный объект. К ним относят:

  • всевозможные ограды;
  • мостовые опоры;
  • столбы;
  • растущие вблизи автомобильной догори деревья;
  • придорожные постройки;
  • указатели и знаки;
  • строительные материалы и техника;
  • припаркованные на обочине авто.

На последний объект хочу обратить особое внимание, так как в этом случае у автовладельцев есть возможность выбрать способ оформления происшествия, о чем мы расскажем дальше.

Рассуждать об опасности таких происшествий для водителя и пассажиров автомобиля сложно. Иногда сила удара оказывается настолько велика, как при лобовом столкновении. Это может привести к гибели людей или причинению им телесных повреждений. В этом случае наказание для находившегося за рулем водителя будет суровым. Его могут привлечь не к административной, а к уголовной ответственности (об этом мы поговорим позже).

Причины столкновения с неподвижным объектом могут быть разными. Обычно такие неприятности происходят если водитель:

  • превышение разрешенного скоростного режима;
  • эксплуатация авто в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • неприменение ремней безопасности;
  • использование неисправного транспортного средства;
  • курение или «перекус» за рулем;
  • переутомление;
  • телефонный разговор;
  • громкая музыка в салоне;
  • переутомление;
  • состояние сонливости;
  • сложные погодные условия.

Какова бы ни была причина столкновения с препятствием, виной всему всегда оказывается пренебрежение нормами безопасности и ПДД.

Наезд на препятствие: оформление ДТП по ОСАГО

Нарушившего Правила дорожного движения и наехавшего на неподвижный предмет водителя привлекут к уголовной или административной ответственности. Какой именно зависит от обстоятельств и последствий столкновения. Давайте детально изучим каждую из них.

Наезд на статичный предмет в любом случае является нарушением ПДД за которое управляющее авто лицо могут привлечь к административной ответственности. Заглянув в КоАП можно заметить, что отдельной статьи за такое правонарушение, как столкновение с неподвижным объектом там нет. Наказание водителю определяется в зависимости от того, какие именно его действия привели к инциденту. Это может быть штраф за:

  • эксплуатация неисправного автомобиля – 500 рублей;
  • неиспользование ремней безопасности – 1000 рублей;
  • управление авто в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения – 30 000 рублей.

За последнее правонарушение водителю также запретят права управления ТС сроком до 2-х лет.

К уголовной ответственности привлекают за деяние, несущее высокую общественную опасность. Такое наказание ожидает находившегося за рулем машины гражданина, чьи действия привели к причинению вреда жизни или здоровью человека. Обычно водителей привлекают к ответственности по статьям 264 или 266 УК РФ.

Если будет доказано, что правонарушение совершено по неосторожности, но в результате сильно пострадал человек, виновника может ожидать 2 года лишения свободы. Состояние наркотического или алкогольного опьянения расценивается как отягчающее обстоятельство. Такого водителя могут отправить за решетку на срок до 4-х лет. Усугубит положение виновника происшествия смерть пострадавшего. В таком случае можно лишиться свободы на срок до 5 лет. Если при этом окажется, что он находился под воздействием спиртного или наркотиков, срок вырастит до 7 лет. Такое наказание ожидает и водителя, в результате действий которого погибло двое и более человек. При наличии такого отягчающего обстоятельства как алкогольное или наркотическое опьянение срок увеличат до 9 лет. В качестве дополнительного наказания привлеченного к уголовной ответственности лица на 3 года лишат водительских прав.

В завершении хочу обратить внимание на такое понятие, как малозначимое событие. В соответствии с административным законодательством РФ под таким следует понимать деяние, которое имело место и формально содержит признаки правонарушения, но не повлекло за собой нарушения общественного порядка. В таком случае виновника ДТП освободят от ответственности.

Далее мы поговорим о том, как же происходит оформление ДТП при наезде на препятствие. Именно этому вопросу следует уделять особое внимание, если водитель рассчитывает на возмещение ущерба по ОСАГО или КАСКО. Варианта может быть два:

  • с привлечением инспекторов ГИБДД;
  • самостоятельно при помощи Извещения о ДТП.

Каким из них воспользоваться, чтобы в дальнейшем не возникло претензий со стороны страховой компании? Давайте детально изучим каждый способ и поговорим о том, какие действия предпринимает сотрудник Госавтоинспекции, если происшествие требует его присутствия и документы будут оформляться в первом и во втором случае.

Разобравшись с оформлением происшествия, мы переходим к самому важному моменту – возмещению ущерба по договору автострахования. Если ДТП оформлено по Европротоколу или сотрудниками ГИБДД в том случае, когда вина в произошедшем водителя отсутствует – к страховщику нужно обратиться обязательно. Пакет документов стандартный. Мы об этом рассказывали в статье о Европротоколе и материалах, посвященных выплатам по ОСАГО.

Однозначно можно получить компенсацию за наезд на препятствие по КАСКО. Естественно, что такая возможность существует при условии, если такой страховой случай предусмотрен договором. Столкнувшись с неподвижным предметом на дороге водитель должен немедленно связаться по телефону с представителем компании, продавшей страховку. Обращение фиксируется и автовладельцу даются инструкции относительно дальнейших действий. Рекомендуем сразу уточнить, какие именно документы нужно будет предоставить, чтобы получить компенсацию. Далее все происходит по стандартной схеме:

  • подается заявление о наступлении страхового случая с дополняющим его пакетом документов;
  • в назначенный день автомобиль предоставляется для осмотра;
  • страхователь ожидает принятия решения;
  • автовладелец получает компенсацию или направление на ремонт.

Степень повреждения автомобиля определяет эксперт-оценщик, сотрудничающий со страховой компанией.

Наезд на препятствие – такая же неприятная ситуация, которая может причинить вред машине и людям, как и любая другая авария. Следует помнить о том, что если это произошло не по Вашей вине, то есть все шансы не ремонтировать авто за свой счет, а получить компенсацию. Надеемся, что наша статья поможет каждому, кто пережил столкновение со статичным предметом, своевременно сориентироваться и выполнить все действия, позволяющие добиться возмещения ущерба.

Обоюдка при ДТП возникает, когда в аварии задействованы сразу несколько участников. Тогда приходится устанавливать степень виновности каждого водителя, а сделать это на месте достаточно сложно. Но результат будет один – оформление протоколов о нарушении ПДД на каждого водителя.

Когда авария происходит с участием нескольких авто, но подтверждается вина только одного шофера, то все прозрачно – кто виноват, тот и платит. Тогда выплаты положены пострадавшим, а компенсирует все страховая компания, где получал ОСАГО (КАСКО) виновный.

Возмещение ущерба в ДТП по ОСАГО при обоюдке: как выплачивается страховка

При ДТП, на каком бы участке дороги оно ни произошло, нельзя передвигать транспортное средство. Так сотрудники ГАИ смогут составить правильную картину, а обстоятельства происшествия будут зафиксированы с максимальной точностью.

Что следует сделать участникам аварии:

  • оставить машины в том положении, в котором они остановились при столкновении;
  • убедиться, что в аварии нет пострадавших граждан, либо оказать первую медицинскую помощь и вызвать скорую;
  • остаться на месте ДТП;
  • ждать аварийных комиссаров от страховщика и сотрудников ГИБДД.

При обоюдной вине нужно обращаться с извещением о ДТП в свою страховую компанию. Однако, если в аварии виноваты двое, получить выплату от страховой невозможно, так как оценивать степень вины вправе только суд. После получения отказа от страховщика, любой из виновников ДТП должен обратиться в суд. На основании судебного акта, определившего процент обоюдной вины, страховая компания рассчитает выплату.

По ст ФЗ-№ 12 п. 22 страховщики обязаны компенсировать ущерб пропорционально вине водителя. При этом устанавливается его вина в процентном отношении, если он виновен на 60 %, то ему компенсируют только 40 % от суммы ущерба. Второй виновник, соответственно, может рассчитывать на 60 %. Расчет будет осуществляться после получения решения суда и передачи его в страховую компанию.

С нынешнего года (поправки от 27.04.2019) участники ДТП вправе требовать деньги вместо ремонта при определенных условиях. При этом размер денежной компенсации рассчитывается по той же схеме («процент вины» по решению суда). Если виновник захочет восстановить автомобиль по старой схеме (натуральное возмещение убытков), то недостающие средства он обязан выложить из собственного кармана. Требовать со страховой компании больше, чем установлено, нельзя.

Если никто не виноват – на выплату могут претендовать оба пострадавших, обратившись в свою страховую компанию. Здесь рассматриваются внешние факторы (дождь, снег, град, животные и пр.) как виновники, и страховые выплаты будут выданы в равных долях, считая от размера понесенного водителем ущерба (п. 22 ст. 12 «Закон об ОСАГО»).

Тоже правило работает и при обращении в суд. При отсутствии виновных страховщики обязаны возместить вред, причиненный каждому застрахованному, в равных долях.

Дорожно-транспортное происшествие — один из типичных страховых случаев, которые покрывает каско. В ДТП всегда участвует хотя бы один автомобиль. При этом он должен находится на дороге или участвовать в дорожном движении. Повреждение во время стоянки в результате наезда другого автомобиля тоже считается дорожно-транспортным происшествием.

Если произошло ДТП, нужно придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. Остановитесь, включите аварийную сигнализацию и выставите знак аварийной остановки. Не перемещайте автомобиль и предметы, которые относятся к аварии.
  2. Если в ДТП участвовало два автомобиля, у водителей транспортных средств есть ОСАГО, вред здоровью и жизни не причинен, иное имущество, кроме двух авто, не пострадало, то оформить ДТП можно по Европротоколу — без ГИБДД.
  3. Если в ДТП участвовало более двух машин или пострадали люди, то нужно обязательно вызывать ГИБДД и скорую помощь (при необходимости).
  4. Сделайте видеозапись или сфотографируйте повреждения автомобиля и место происшествия. Попробуйте найти свидетелей ДТП. Чем больше доказательств, тем проще и быстрее можно будет получить компенсацию.
  5. Свяжитесь со страховой компанией. Звоните бесплатно на горячую линию в любое время. Специалисты подскажут, как оформить страховой случай и проконсультируют вас о порядке и сроках получения возмещения.

Оформление ДТП проходит по двум основным сценариям:

  1. Если происшествие соответствует условиям оформления Европротокола, заполните бумажное Извещение о ДТП. Этот документ состоит из двух колонок: вы заполняете одну из них, второй участник ДТП — другую. При воссоздании картины ДТП используйте типовые схемы ДТП и инструкцию Российского союза автостраховщиков.
  2. В остальных случаях нужно вызвать сотрудника ГИБДД на место аварии либо самостоятельно приехать в ближайшее подразделение полиции или пост ДПС (с разрешения сотрудника, ответившего на звонок). Сотрудник ГИБДД выдаст документ с указанием перечня пострадавших деталей автомобиля и имущества, протокол о ДТП, а также постановление или определение, составленное на лицо, которое нарушило ПДД. Эти документы пригодятся вам при оформлении возмещения.

Нередко возникают ситуации, когда автомобиль получил царапины, сколы и вмятины во время движения на парковке, т. е. когда водитель сам повредил машину.

При ДТП на парковке действуйте следующим образом:

  • Постарайтесь найти видеозапись с происшествием. Возможно, камеры наружного наблюдения или видеорегистраторы расположенных рядом машин засняли момент повреждения автомобиля.
  • Попробуйте найти свидетелей ДТП и запишите их телефоны.
  • Обратитесь в ГИБДД, если автомобилю причинён вред в результате наезда на препятствие или столкновения с другой автомашиной.

Сотрудники ГИБДД составят протокол, с которым водитель впоследствии может направиться за страховым возмещением. Важно не пропустить срок для обращения в страховую компанию: на это отведено 10 дней.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]