Может ли сотрудник ГИБДД являться свидетелем нарушения ПДД
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Может ли сотрудник ГИБДД являться свидетелем нарушения ПДД». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Это процессуальный документ, который составляется уполномоченным должностным лицом при наличии состава административного правонарушения. Документ еще не доказывает виду автомобилиста, только отражает информацию о произошедшем.
Протокол — основание для дальнейшего вынесения постановления об административном нарушении.
Приказ МВД России от 23.08.2017 г. №664 «Об утверждении Административного регламента» постановляет, что протокол ГИБДД составляется должностным лицом подразделения ГИБДД и другими уполномоченными лицами.
Основания для составления протокола:
Может ли сотрудник (инспектор) ГИБДД быть свидетелем?
Если водитель нарушил правила ПДД, он будет привлечен к ответственности на основании положений административного кодекса РФ. Факт пренебрежения установленными нормами должен быть зафиксирован.
Для этого составляется протокол или постановление. Не все граждане знают разницу между бумагами. Однако от правильности их составления зависит правомерность наказания.
Потому эксперты советуют заранее разобраться в основных отличиях между документами.
Разница между постановление и протоколом ГИБДД заключается в назначении бумаг и правовых последствиях, которые несет их оформление для водителя. Если инспектором был составлен протокол о правонарушении, потребность в уплате штрафа не возникает. Вина водителя еще не доказана.
Во время оформления бумаги человек имеет право выразить свое мнение. Если он не согласен с теми или иными факторами, он может сообщить об этом инспектору, оформившему бумагу. Если при оформлении протокола ГИБДД были допущены серьезные ошибки, ее признают недействительной. Это позволит водителю избежать ответственности за совершенные правонарушения.
Постановление составляется, когда рассмотрение дела завершено. В нем фиксируется наказание, к которому привлечен правонарушитель. Водитель имеет право обжаловать решение в судебном порядке. Если этого не произошло, человек обязан выполнить предписание, содержащееся в бумаге.
Если было совершено небольшое правонарушение, вердикт по делу может быть вынесен на месте. Однако водитель имеет право потребовать от инспектора только задокументировать случившееся составив протокол, а вынесение вердикта осуществить в судебном порядке.
Эксперты советуют настаивать на своем, если в деле присутствует спорные моменты. Разбирательства в суде поможет отстоять свою правоту. Отказаться от фиксации совершенного правонарушения гражданин не может. Решение о необходимости оформления бумаги принимает сотрудник ГИБДД.
На практике существует несколько случаев, при наступлении которых постановление ГИБДД по делу может быть вынесено без протокола. Подобное возможно в следующих ситуациях:
- Правонарушение зафиксировано на фото- или видеокамеры.Информация о потребности в оплате штрафа рассылается по почте.
- Если гражданин согласен с нарушением, которое вынес ему инспектор ГИБДД.
- Если было назначено административное наказание в виде предупреждения или штрафа на месте совершения правонарушения. На выполнение подобного действия имеет право только уполномоченное лицо.
- Гражданин не оспаривает наличие правонарушения.
Полный перечень ситуаций составления постановления ГИБДД без протокола закреплен в статье №28.6 КоАП РФ. Копия задокументированного решения предоставляется под расписку лицу, в отношении которого оно было вынесено. Если человек отказывается получать его, бумага отправляется по почте.
Действие осуществляется в течение 3 дней с момента принятия решения по делу.
Чтобы протокол об административном правонарушении был признан действительным, в нём должна присутствовать установленная действующим законодательством информация. Перечень данных, которые должны быть внесены в документе, зафиксированы в ФЗ №195. В список обязательных сведений, которые в обязательном порядке должны присутствовать в бумаге, входят:
- дата и место оформления;
- должность и ФИО работника ГИБДД;
- информация о гражданине, который нарушил установленные правила;
- дата совершения правонарушения и место происшествия;
- нормы и права, которые предписывают привлечение к ответственности за совершенное действие;
- иные факты, которые будут полезны во время осуществления разбирательства.
ИТАК!
Читаем Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24.03.2005 г .
Пункт 10. Поскольку органы и должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ, они не вправе заявлять ходатайства, отводы, а также обжаловать вынесенные по делу определения и постановления судей. Вместе с тем при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов.
1. В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.
2. Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.
3. Свидетель вправе:
1) не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников;
2) давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;
3) пользоваться бесплатной помощью переводчика;
4) делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.
4. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля.
5. Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
6. За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, свидетель несет административную ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом.
Примечание. В настоящей статье под близкими родственниками понимаются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки.
Действия при составлении протокола за нарушение ПДД
Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания.
(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 203-ФЗ)
1. За административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.
2. За административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1 — 5.26, 5.45 — 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 — 7.32, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главами 12, 15 и 16, статьей 17.7, статьями 18.1 — 18.4, 19.5.7, 19.7.2 и статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) настоящего Кодекса, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут административную ответственность на общих основаниях.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 218-ФЗ)
В то же время обращаю Ваше внимание на то, что в статье 2.5. КоАП РФ говорится, что имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.
В статье 2.5 КоАП РФ ч. 2 отсутствует административная ответственность имеющих специальное звание сотрудников органов внутренних дел по ст. 17.9 — Заведомо ложные показание.
не вправе быть свидетелями!
То есть имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, составившим протокол об административном правонарушении, разъяснять права и обязанности свидетеля, предусмотренные ч. 3 ст. 25.6 КоАП РФ и предупреждать об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод по статье 17.9 КоАП РФ не имеет смысла!
Пленум Верховного Суда Российской Федерации считает, что в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов, но не уточняет, что в качестве свидетелей!
Не все судьи при вызове в суд сотрудников ГИБДД для выяснения возникших вопросов учитывают факт, что возбуждение дела об административном правонарушении, предусмотренном главой 12 КоАП РФ «Административные правонарушения в области дорожного движения», составление протокола, формирование доказательной базы осуществляются должностным лицом органа внутренних дел (милиции) и в силу осуществления указанных полномочий сотрудники милиции могут иметь служебную заинтересованность в исходе данного дела, поскольку являются работниками данного органа.
«Показания сотрудника милиции, как свидетеля по делу об административном правонарушении, оцениваются наравне с иными доказательствами, полученными в установленном законом порядке» (ст. 26 Закона «О милиции»).
. Обратите внимание на следующий факт. Если дежурят двое, или более патрулирующих сотрудников милиции, это уже является нарядом. Один из сотрудников назначается старшим наряда. Получается так, что старший наряда составив в отношении Вас протокол, приказывает подчиненному инспектору ГИБДД, вписать самого себя в этот же протокол, составленный его начальником. Это часто происходит в силу своей служебной зависимости от командира батальона и старшего наряда. Кроме того, все находящиеся при исполнении служебных обязанностей, патрулирующие в одном наряде являются прямо заинтересованными лицами, в исходе дела, а значить показания такого свидетеля не могут быть объективными и достоверными. Поэтому такие действия со стороны инспекторов ГИБДД незаконны.
Инспектор ГИБДД, не составлявший протокол, но вписавший себя в качестве свидетеля, является точно таким же должностным лицом, уполномоченным в соответствии с КоАП РФ составлять протоколы, и не наделен процессуальными правами, закрепленными в главе 25 КоАП РФ, которыми наделены остальные участники производства по делам об административных правонарушениях.
- Что нового?
- Вакансия — помощник менеджера
- Вакансия — курьер
- Вакансия — оператор-монтажер
- Вакансия — менеджер по рекламе
- Правила
- Помощь
- Наклейки и обои
Мелкие правонарушения рассматриваются на месте инспектором ГИБДД, они обходятся без заполнения протокола. Документ, фиксирующий противозаконные действия водителя, составляется в следующих ситуациях:
- инспектором выявлено серьезное нарушение, которое может стать причиной привлечения автомобилиста к ответственности по уголовному делу;
- противоправное событие состоялось по вине несовершеннолетнего гражданина в возрасте от 16 лет;
- инспектор считает, что задержанный автомобилист нетрезв и для вынесения постановления требуется проведение экспертизы;
- водитель авто оспаривает действия полицейского и отрицает факт совершенного поступка.
Инспектор ДПС не рассматривает нарушения, допущенные военнослужащими МО. Событие фиксируется, бумаги направляются в комендатуру, когда незаконное действие совершено:
- рядовым, сержантом, ефрейтором, старшиной срочной либо контрактной службы;
- младшим либо старшим офицером;
- курсантом ВУЗа, находящегося в ведении Министерства Обороны РФ.
Важно знать! В большинстве случаев инспектор составляет протокол непосредственно на месте правонарушения, в присутствии водителя.
Может ли быть сотрудник ГИБДД свидетелем?
Оформляется бланк работником ГИБДД согласно предписаниям регламента. В него обязательно должны быть вписаны:
- дата, время, место происшествия;
- должность, звание и полное имя служащего, запротоколировавшего событие;
- личные данные водителя;
- список свидетелей, понятых и потерпевших лиц с указанием их контактных данных и адресов;
- описание административного правонарушения с указанием статьи, под которое оно подпадает;
- объяснения, данные физическим лицом инспектору по поводу совершенного деяния.
Постановление – это процессуальный акт, вынесенный после рассмотрения административного нарушения, допущенного участником дорожного движения. Оно определяет меру наказания. Если проступок был незначительным, инспектор завершает дело, выписывая штраф. Дальше автомобилист имеет право его обжаловать либо признать, и заплатить деньги в государственную казну.
В чем разница между протоколом и постановлением понимает не каждый автовладелец. Документ составляется, когда нарушение незначительное и за допущенную ошибку водитель может быть наказан только штрафом. В КОАП перечислены все случаи, при которых инспектор выписывает одно постановление.
Сотрудник ДПС определяет, насколько опасным был маневр для других участников движения, выясняет, есть ли у автомобилиста подобные нарушения за последний год. Серьезные ошибки, которые ведут к ДТП на дорогах, наказываются штрафами и лишением прав.
Согласно регламенту, существует определенный порядок вписания информации. Постановление должно содержать следующие данные:
- полное имя, должность лица, вынесшего вердикт;
- название и адрес судебной инстанции иного органа, в котором происходило рассмотрение дела;
- перечень установленных нарушений с указанием статей;
- вынесенное решение;
- информация о сроках и порядке обжалования вердикта.
Копии материалов дела высылаются автомобилисту по почте, когда факт нарушения ПДД был зафиксирован камерами наружного наблюдения дорожной системы безопасности. Обжаловать постановление можно в течение 10 суток.
Сотрудник ГИБДД руководствуется ст. 29.10 КОАП при определении меры наказания водителю за его проступок. Распорядительный акт заполняется строго по алгоритму, предписанному существующими законами. Инспектор просматривает собранные материалы, а затем, основываясь на фактах, делает выводы и принимает решение:
- закрыть дело на месте, ограничившись предупреждением;
- составить постановление.
Важно знать! Если полицейский определил меру наказания в виде наложения взыскания, он должен уведомить водителя, создать документ и передать копию на исполнение нарушителю. Тот имеет право обжаловать действия уполномоченного сотрудника ГИБДД либо спокойно заплатить деньги по квитанции.
На что обратить внимание при ознакомлении с протоколом сотрудника ГИБДД
Инспектор ДПС должен вынести постановление в течение двух месяцев с момента создания протокола. Если временные рамки, предусмотренные законом, не соблюдены, дело должно быть закрыто. Рассмотрение в суде по факту нарушения ПДД происходит за 90 дней с момента фиксации противоправного события.
Сроки вынесения постановления об административном правонарушении ГИБДД определены законом, в случае их несоблюдения расследование считается закрытым, а ответственное лицо может понести наказание, если будет выявлено затягивание процесса по халатности либо умышленно.
Ситуация, когда при ДТП водитель был в машине не один бывает довольно часто и многие задаются вопросом, может ли пассажир быть свидетелем. И были ли в 2019 году приняты какие-либо изменения?
Почему-то бытует мнение, что если люди в машине знакомы, то свидетельские показание пассажира не будут учтены в деле. Также многих водителей интересует может ли родственник быть свидетелем правонарушения? Особенно, если муж был за рулем, а жена сидела рядом с ним.
Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к законодательству:
- если при ДТП нет пострадавших – то это административное правонарушение, однако и за него может быть предусмотрено лишение прав;
- если есть пострадавшие, то важна степень тяжести повреждений.
При административном правонарушении свидетелем, согласно ст. 25.6 КоАП РФ, может быть вызвано лицо которому известны обстоятельства дела. Это единственное условие, которое оговорено в законе.
В уголовном процессе, если дело будет возбуждено, необходимо руководствоваться ст. 56 УПК. По общему правилу свидетелями не могут быть люди, которым стали известны обстоятельства дела в связи с их профессиональными обязанностями (судьи, адвокат, священник).
Таким образом в законодательстве нет упоминаний о том, что пассажир не может быть свидетелем. Также мало кто из водителей может понять в чем заключается разница между свидетелем и пострадавшим.
Ст. 25.2 Кодекса об Административных правонарушениях признает потерпевшим лицо, которому в результате правонарушения был причинен вред:
- Имущественный.
- Физический.
- Моральный.
Однако п. 4 ст. 25.2 гласит что потерпевший может быть опрошен, как свидетель.
Начнем с того, что многие путают два понятия:
- Свидетель – это участник процесса, который несет определенные обязанности имеет права. Если человек остановился и изъявил свое желание быть свидетелем, то его статус меняется. В зависимости от того насколько тяжелые последствия у ДТП может вестись разное судопроизводство.
- Очевидец – это лицо, которое видело что-либо, но очевидец не несет ответственности. Если произошло ДТП, а человек проходил или проезжал мимо, то он очевидец. Привлечь его для участия в деле будет непросто, поскольку о его существовании никто не знает и найти его практически невозможно.
Более серьезные случаи, связанные с причинением вреда здоровью и жизни рассматриваются в рамках уголовного процесса. Часто даже при не опасном для жизни ДПТ его участники получают острую психическую травму.
Хорошо если есть полис каско, поскольку это снимет многие проблемы. Но все же порой именно свидетелю приходится брать на себя функцию рулевого. Есть определенные правила поведения свидетелей ДТП.
Итак, что делать, если на глазах произошло ДТП:
- Остановиться и припарковать свой автомобиль так, чтобы он не мешал проезду и не послужил причиной еще одной аварии.
- Убедиться, что нет пострадавших.
- Если есть пострадавшие, то незамедлительно вызвать скорую помощь. Особенно уточнить если среди пострадавших есть дети, пожилые люди, беременные женщины. Важно отметить, что оказывать первую помощь пострадавшим необходимо только в случае если вы уверены в том, что знаете что делать или же их жизни угрожает реальная опасность. К примеру, автомобиль горит. Если вы не уверены в своих силах, то не стоит рисковать, потому что неправильно оказанная помощь может привести к серьезным последствиям. Как правило, скорая помощь на ДТП с пострадавшими прибывает очень быстро.
- Вызвать ГИБДД. Если вы не знаете номера, то не стесняйтесь звонить в любую экстренную службу.
- Если авария соответствует правилам оформления европротокола, и участники готовы воспользоваться им, то сообщить свои данные, для внесения их в извещение о ДТП. Одним из условий для заполнения европторокола необходимо наличие действующих полисов ОСАГО у обоих участников.
- Если виновник скрылся, то свидетель должен записать все данные, которые ему удалось запомнить. Если есть видеозапись на регистраторе, необходимо сохранить ее. Несмотря на то, что в больших городах множество камер наблюдения, помощь свидетеля и любая информация порой оказывается необходимой. В этом случае будет проще осуществлять розыск виновника. Возможно авария произошла при угоне автомобиля и именно это вынудило виновника скрыться.
- Лучше всего сразу зафиксировать все обстоятельства дела в произвольной форме, чтобы впоследствии приобщить к делу.
- После выполнения всех формальностей, таких как составление схемы и вызова ГИБДД, свидетель может оставить свои данные для того, чтобы его вызвали для рассмотрения дела. Необходимо сообщить их сотрудниками ГИБДД и добавить, что свидетель покинул место ДТП, но готов дать показания.
Важно понимать, что свидетель – это определенный правовой статус, а следовательно на него налагаются определенные обязанности. Они установлены в п.2 ст 25.6 КоАП РФ.
Свидетель в деле об административного правонарушении обязан:
- Явиться по вызову:
- судьи;
- должностного лица, занимающегося данным делом.
- Дать правдивые показания:
- сообщить все известное по делу;
- ответить на вопросы;
- ознакомиться с протоколом допроса;
- подписать его.
- Свидетель не вправе уклоняться от дачи показаний или давать заведомо ложные показания. За эти действия предусмотрена административная ответственность. Однако наравне с обязанностями свидетель имеет ряд прав.
Самое главное право, которое необходимо знать, что свидетель вправе не свидетельствовать против себя, супруга, своих близких родственников. Круг близких определен законом.
К ним относятся:
- дети – усыновленные и родные;
- родители – усыновители;
- родные братья, сестры;
- внуки, дедушки и бабушки.
Также свидетель имеет право:
- отвечать на вопросы на своем родном языке;
- воспользоваться услугами переводчика, которого обязаны предоставить бесплатно;
- делать замечания в протоколе, если окажется что лицо, ведущее протокол исказило его слова или же мысль, была неправильно отражена.
ВС объяснил, когда протокол ГИБДД является недействительным
Когда свидетель потребуется для дачи показаний, то по месту его проживания придет повестка гибдд в качестве свидетеля ДТП. Игнорировать подобную повестку не стоит.
Ситуация, когда свидетель не хочет давать показания в суде порой возникает, но важно понимать, что в данном случае вступает в действие норма об отказе от дачи свидетельских показаний.
В уголовном процессе отказ от дачи свидетельских показаний наказывается:
- Штрафом до 40 тыс. рублей.
- Обязательными работами до 360 часов.
- Исправительными до 1 года.
- Арестом до 3 мес.
Объяснительная записка может быть написана как в произвольной форме, так и на особом бланке, которой даст инспектор ГИБДД. Лучше написать ее сразу, поскольку обстоятельства дела могут затеряться в памяти.
Важно указать свое имя и фамилию, а также контактные данные, чтобы свидетеля было легко найти.
В объяснительной обязательно должны быть указаны:
- данные лица ее написавшего;
- обстоятельства при которых свидетель оказался на месте ДТП;
- описать аварию наиболее подробно с указанием всех деталей. Особенно если речь идет о деталях которые могут существенно повлиять на решение о виновности. К примеру, пешеход, выскочивший на дорогу, из-за которого пришлось прибегнуть к резкому маневру, приведшему к аварии.
О том что люди лгут, знают все. Но когда речь идет о свидетельских показаниях, то ситуация меняется.
Перед допросом свидетеля, независимо от того, уголовный это процесс или административный, предупреждается об ответственности.
Ответственность за дачу заведомо ложных показаний такова:
- Административное правонарушение – штраф 1000 – 1500 рублей.
- Уголовное преступление:
- штраф до 80 тыс рублей;
- штраф в размере заработной платы за период 6 месяцев;
- обязательные работы до 480 часов;
- исправительные работы до 2 лет;
- арест до 3 месяцев.
В ст. 307 УК, которая устанавливает ответственность за дачу заведомо ложных показаний отмечено, что свидетель не подлежит ответственности по данной статье, если до вынесения решения сознается в том, что солгал.
Судебная практика по этому вопросу демонстрирует множество примеров о том, что ответственность применяется довольно жестко.
Дать свидетельские показания для того чтобы дело было решено честно – это долг любого гражданина. Важно понимать, что порой безразличие может сломать чью-то судьбу, а это не стоит времени, потраченного на дачу показаний.
Статья будет полезна водителям транспортных средств, особенно начинающим. Из статьи вы узнаете, какие права и обязанности имеются у водителя, автомобиль которого остановил инспектор ДПС ГИБДД, какими правами наделен инспектор, какие у него обязанности связанные с остановкой транспортного средства. Изложение прав и обязанностей сопровождается ссылками на законодательство, действующее на момент написания статьи.
Данной статьей можете воспользоваться как шпаргалкой в случае, если вас остановили сотрудники ДПС. Чтобы долго не искать ее, добавьте ссылку на статью в свою учетную запись в социальных сетях, для этого ниже есть кнопки «поделиться».
Внимание!
20 октября 2017 года вступил в силу новый Административный регламент, утвержденный Приказом МВД России от 23.08.2017 года № 664, а точнее указанный Приказ «Об утверждении Административного регламента исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области безопасности дорожного движения»
В связи с этим некоторые положения, указанные в данной статье претерпели изменения с обозначенной даты. Однако много того, что написано ниже настоящего примечания перекочевало в новый Регламент, чему-то не нашлось в нем места.
Первое что хочется отметить, это то, что по старому 185 Приказу МВД от 02.03.2009 года остановка автомобиля не на стационарном посту ДПС для проверки документов являлась нарушением со стороны инспектора указанного Приказа. Новый Административный регламент дает право инспектору ДПС ГИБДД остановить автомобиль для проверки документов в любом месте, за исключением мест, в которых в соответствии с ПДД остановка запрещена.
Одновременно ужесточились требования к проверке документов. По новому Регламенту, где бы не остановил инспектор ГИБДД для проверки документов, на стационарном посту, или в ином месте, ему теперь нужны для этого основания (п. 106 нового Регламента).
Остальные основания для остановки транспортного средства, указанные в Приказе №185 остались прежними, однако к ним добавилось еще несколько. Например, сотрудник ГАИ может останавливать транспортные средства для обеспечения проезда автомобилей специального назначения, в том числе скорой помощи, МЧС и иных машин аварийно-спасательных служб.
Кроме того работнику ДПС предоставлено право проверять документы не только у водителя, но и у пассажиров. Однако такое право возникает тогда, когда имеются основания подозревать, что они совершили преступление или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания.
Также в старом Регламенте было четко определено, что водитель вправе при общении с инспектором ГИБДД снимать его действия на видео или вести аудиозапись, а инспектор в свою очередь не вправе препятствовать этому. Новый Административный регламент такое право водителя не содержит. Зато право инспектора производить видео или аудио запись осталось. Значит ли это, что водители лишились права запечатлеть общение с сотрудниками ДПС ГИБДД? Об этом читайте в одной из следующих статей раздела блога – «Дела дорожные».
В новом Регламенте просьба сотрудника ГИБДД выйти из автомобиля так и осталась просьбой, в требование не трансформировалась. Случаи, при которых инспектор может попросить водителя выйти из машины, остались прежними. В каких случаях такая просьба становиться требованием, а у водителя возникает обязанность выйти из-за руля, как и обещал в данной статье, можно будет узнать из новых публикаций.
Ссылки на новые публикации раздела блога – «Дела дорожные», имеющие отношение к правам и обязанностям водителя, а также инспектора при остановке им автомобиля, будут даны ниже в настоящем примечании.
Ссылки на статьи:
Можно ли снимать на видео сотрудника ДПС ГИБДД с 20 октября 2017 года?
На сегодняшний день, главным документом, в котором прописан исчерпывающий перечень оснований для остановки транспортного средства, является Административный регламент ГИБДД по осуществлению работы в области безопасности дорожного движения, утвержденный Приказом МВД России № 664 от 23 августа 2020 года.
Это очень важный документ, знание которого может сильно помочь водителю в защите своих прав и законных интересов от произвола со стороны отдельных сотрудников.
Во-вторых, обязанности, которые возложены на инспекторов ДПС закреплены в пункте 19 части 1 статьи 12 Закона «О полиции». Согласно норме закона, инспекторы ДПС обязаны осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения и др. Опять же, казалось бы, проверить документы инспекторы ДПС имеют полное право вне стационарного поста на предмет соблюдения водителями нормы, закрепленной в пункте 2.1.1 ПДД, согласно которой водитель обязан иметь при себе ряд документов и передавать их для проверки сотруднику полиции по его требованию.
Интересно почитать: Порядок заполнения формы р21001 в 2020 году
Но если обратиться к начальной части формулировки п. 20 ст. 13 Закона «О полиции», то останавливать транспортные средства инспекторы ДПС имеют полное право, если это необходимо для выполнения возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения. В других случаях, не связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, сотрудникам ДПС запрещается останавливать транспортные средства. Это во-первых.
Представившись водителю, первое, что делает практически любой инспектор ДПС – просит предъявить документы: водительское удостоверение и «пластик». Зачастую, проверив эти документы, сотрудник полиции возвращает их водителю, желает счастливого пути и продолжает свою работу.
Законны ли такие действия? Имеет ли право инспектор ГИБДД останавливать машину только лишь для проверки документов? Попробуем разобраться.
Для ответа на этот вопрос нам придется вновь обратиться к Приказу МВД № 664. В одном из его пунктов черным по белому написано, что инспектор вправе остановить ТС для проверки документов на право пользования и управления транспортным средством.
Казалось бы, здесь все понятно и закон разрешает сотруднику ГИБДД останавливать автомобиль только лишь для проверки документов.
Однако, в приказе № 664 имеется пункт 106, в котором перечисляются конкретные основания остановки с целью проверки документов. К ним относятся:
- Наличие признаков нарушения ПДД;
- Наличие ориентировок на причастность ТС к ДТП, совершению правонарушения или преступления, нахождение его в розыске и т.п.
- Проведение специальных мероприятий по предупреждению ДТП, например, часто проводимая операция «пьяный водитель» (должно подтверждаться документально)
Таким образом, останавливать машину для проверки документов только лишь потому, что так захотелось инспектору – незаконно. Каждая остановка должна иметь конкретное обоснование. Впрочем, как показывает практика, перечень этих оснований настолько широк и расплывчат, что любому инспектору не составит труда аргументировать свои действия тем или иным пунктом приказа.
Цитата: А вот по первому пункту оснований — признаки нарушения водителем ПДД — основанием тех или иных подозрений инспектора могут быть ориентировки, данные свидетелей, дежурного полиции и тому подобного. То есть если сотруднику, дежурящему на дороге, поступила ориентировка (а она может быть и устной), что некий синего цвета автомобиль совершил правонарушение, то он имеет право остановить похожий на него Ваш автомобиль. === По моему, вы путаете понятия -признаки и -подозрения. Вот синий автомобиль с разбитой правой фарой по ориентировке — это действительно подозрение . А вот что такое =признаки нарушения ПДД= — это регламентом не определено. — «Ваша машина так вильнула на дороге, а вы даже не затормозили. Мне кажется, что у вас неисправны тормоза». — «Вы ещё сто метров до меня не доехали, а мне в нос уже пахнуло алкоголем. Мне кажется, что вы пьяны.» Разве это не признаки нарушения ПДД? Которые определяет сам инспектор на свой выпуклый глаз. А поэтому извольте предъявить документы. ======= Кстати, предъявлять придётся не только документы, необходимые для участия в дорожном движении (по п.2.1.1 ПДД – ВУ, СОР, ОСАГО), но и документ, удостоверяющий личность — в п.107 тоже самое основание. ====== Второе кстати: Что такое документы, удостоверяющие личность? Понятия «Удостоверение личности» в законах РФ нет. В разных нормативных актах — разное. НО. Реально – это только паспорт. Изменение: И ЭТО НОВОСТЬ! В старом Регламенте (п.88) для определения личности водителя в объеме, необходимом для возбуждения дела об административном правонарушении, рассматривался любой документ (вплоть до справки об освобождении), и даже свидетельские показания. А теперь этого пункта нет, и инспектор МОЖЕТ просто тупо требовать паспорт вместе в ВУ (см.также п.112) . Хотелось бы услышать ваше мнение по поводу удостоверения личности.
Интересно почитать: Дадут ли ипотеку без первоначального взноса
Согласно тому же Административному регламенту, сотрудник ГИБДД не имеет права препятствовать ознакомлению водителя со спецмероприятиями или ориентировками. Между тем, это не обязывает инспектора держать при себе и по первому требованию предъявлять водителю документ, подтверждающий такие мероприятия или ориентировки. Документы могут храниться как раз на стационарном посту или в отделении ГИБДД. В этом случае задача сотрудников ГИБДД заключается лишь в том, чтобы не препятствовать ознакомлению с ним. То есть предъявить их Вам по месту нахождения этих документов.
Основные отличия протокола ГИБДД от постановления
- без промедления подойти к автомобилисту;
- поздороваться, представиться, назвать ФИО, должность, звание;
- при обращении к автомобилисту приложить правую руку к головному убору;
- объяснить причину остановки;
- предоставить служебное удостоверение после требования водителя (не следует забывать об этом праве и даже фиксировать себе данные сотрудника полиции);
- изложить требование о передаче документов без обложек или удерживающих средств или изложить права и обязанностей водителя, если необходимо его привлечение в качестве понятного;
- остановка производится на короткий срок;
- если водитель совершил административное нарушение, инспектор разъясняет суть такового.
- паспорт или другой документ, удостоверяющий личность;
- визу, миграционную карту;
- российское водительские удостоверение или иностранное (международное ВУ предоставляется вместе с национальным);
- регистрационные документы на автомобиль или документацию, которая предусмотрена Таможенным союзом, с отметками таможенных органов (если машину ввозят в РФ);
- страховой полис ОСАГО или документ, который подтверждает оформление страховки в рамках международных систем страхования;
- документы, которые требуются для въезда на территории со специальным разрешением (если водитель осуществляет въезд на эти территории).
стационарных на Только постах. При этом документы показывает водитель гаишнику сквозь стекло. Двери и открывать окна запрещено. Выходить из авто тоже Такова. запрещенно инструкция для инкасаторов. Когда идет речь оогромных перевозмых деньгах — тут ПДД уже не действуют. Разумется и инкасторы не наглеют. Но практически Гаишникам не подчиняются. ( по этой причине гаишники останавливают и не практически инкасаторов )
Еще почитать: Оформление Группы Инвалидности Не Ходячий Без Мрт
Имеют, нужно только знать что если тебя превышение за остановили, пусть на радаре показывает тебе иначе, время их действия незаконны, советую также что знать задерживать на дороге вне постов они ДПС не имеют права за исключением случаев законом предусмотренных.
Протокол – это технический документ, который только фиксирует обстоятельства и место предполагаемого нарушения. И обжаловать его можно только тогда, когда его составитель допустил грубую техническую ошибку и только в суде.
Но закладываться на это нет смысла, потому что это случается нечасто. Поэтому, если вы полностью уверены в своей правоте, то обжаловать надо документы, которые, основываясь на данных протокола, подтверждают нарушение со ссылкой на невыполненный пункт правил и суммой штрафа, а именно:
- постановление по делу о правонарушении;
- решение суда.
1. данные, подтверждающие нахождение автомобиля не в месте произошедшего нарушения, а в другом.
Так, особенно много было ошибок в чтении номеров автомобилей с самого начала активной видеофиксации, то есть примерно с 2011 года. Плохо читаемый номер машины и невнимательность проверяющих эти данные контролеров были частыми причинами направления административного решения абсолютно не тому адресату.
Справедливым будет отметить, что в настоящее время работа видеофиксации давно налажена и ошибки имеют единичный характер. И все есть случаи, когда постановление ошибочно направляется не нарушителю, а другому лицу. Именно в таких ситуациях доказательством своей непричастности к ситуации с несоблюдением ПДД будут являться данные о месте нахождения машины владельца в другом месте: на ремонте, на парковке и т.д.
2. данные, подтверждающие, что за рулем были не вы (такой факт является основанием для освобождения от ответственности, даже при условии принадлежности ТС вам, а не иному лицу);
3. пояснения свидетелей о том, что нарушения как такового не было. Это более редкий вид доказательств, представляемый в суде по административным делам, связанным с ПДД, поскольку таких очевидцев крайне трудно найти. Безусловно, законом предусмотрена состязательность любого судебного процесса, и письменные пояснения других людей могут быть признаны в качестве опровержения вины. В то же время, когда требуется обжаловать штраф ГИБДД с камер, таких свидетелей предоставить практически невозможно.
Скорее, доказательства такого рода возможно собрать при составлении протоколов в присутствии потенциального нарушителя сотрудником ГИБДД, когда ясно, за что привлекается водитель и что необходимо опровергать.
4. предоставление технических характеристик своего автомобиля, поскольку в некоторых случаях постановление о привлечении к ответственности за существенное превышение скорости опровергается объективной невозможностью конкретной машины превысить высокий показатель на спидометре.
5. указание на процессуальные нарушения. Хотя они не являются прямым доказательством невиновности гражданина, все же наличие таковых может иметь достаточно существенное значение.
Так, если при составлении протокола вы просили внести в графу «свидетели» лиц, которые, по вашему мнению, на вашей стороне, и инспектор этого не сделал, то об этом стоит написать в жалобе, поскольку такие действия не соответствуют законному порядку.
Также нужно внимательно относиться к проставлению своей подписи в момент составления – если вы изначально не согласны с протоколом, так и нужно писать в нем, не допуская, чтобы за вас дежурную фразу «с протоколом согласен» внес сотрудник автоинспекции. Таким образом, суду будет представлено доказательство того, что вы с самого начала инцидента считали, что привлечение к ответственности необоснованно.
Свидетели нарушения пдд: важные знания, что делать, если стал свидетелем
Бланков для составления подобного рода жалоб не существует, но одним из факторов принятия положительного решения все-таки является ее правильное с юридической точки зрения оформление. Жалоба должна иметь примерно такой формат:
- В верхней правой части указываются последовательно полные реквизиты адресата, заявителя и его юридического представителя, если таковой имеется.
- Затем причина составления жалобы (необоснованный протокол или постановление о наказании, составленное на его основе).
- Дата и место происшествия.
- Подробные обстоятельства с указанием действующих лиц.
- Описание действий работников ДПС. То есть должность и фамилия инспектора, составившего протокол, номер протокола, номер постановления с указанием предположительно нарушенных пунктов ПДД и величину наказания.
- Указание на неточности и нарушения при оформлении протокола и ваше видение происшедшего.
- Доводы в пользу вашего варианта.
- Ссылку на показания свидетелей или наличие какого-либо документального подтверждения вашей правоты.
- Далее следует просьба о возможном назначении экспертизы для проверки ваших объяснений.
- И в заключительной части должна быть просьба о снятии или смягчении наказания.
- В самом конце ставится дата и подпись заявителя и его юридического представителя.
У нас вы можете жалобы, чтобы обжаловать протокол об административном правонарушении ГИБДД.
Неважно куда подается жалоба, начальнику ГИБДД, в прокуратуру или суд, принцип ее составления одинаковый. Важно, чтобы происшествие было описано в хронологическом порядке. Так как единой, утвержденной законодательством формы не существуют, заявитель может создать ее в свободной форме, ориентируясь на готовый образец жалобы. При этом рекомендуется быть предельно внимательным, осторожным и не допускать ошибок. Обязательно указываются следующие сведения:
- Адресат (кому направляется документ);
- Полные данные о заявителе (ФИО, адрес, указанный в прописке и фактическое место проживания, почтовый индекс, мобильный номер телефона);
- Полные данные о нарушителе (ФИО инспектора и его значка, занимаемая им должность);
- Место и время совершения правонарушения;
- Подробное описание случившегося и изложение фактических претензий;
- Реквизиты из вынесенного постановления сотрудником ГИБДД;
- Дата создания жалобы и подпись заявителя.
К жалобе рекомендуется приложить доказательства факта нарушения закона гаишником. Для этой цели подойдет копия постановления и протокола, составленные им или фотографии (видео) с видеорегистратора автомобиля. Также можно привлечь свидетелей, находившихся в тот момент неподалеку и наблюдавших ситуацию со стороны. Это все поможет доказать вину провинившегося на случай, если он начнет отпираться и не будет соглашаться с выдвигаемыми к нему обвинениями. Следует отметить, что чем больше будет указано информации о сотруднике ГИБДД, нарушившем закон, тем быстрее его привлекут к ответственности.
Далеко не всегда водитель согласен с выписанным на него штрафом за нарушение ПДД, которое, по его мнению, он не совершал. В этом случае следует четко знать, какие шаги и в какой последовательности предпринять для подтверждения собственной невиновности. Инспектор ГИБДД, остановивший машину за нарушение правил, составляет протокол и оформляет постановление о применении штрафных санкций к водителю. Если водитель уверен в своей правоте, он может оспорить законность предъявляемых ему обвинений.
Как это сделать? Имеет ли право владелец транспортного средства обжаловать протокол ГИБДД? Куда следует обращаться с жалобой, и какие документы необходимо к ней приложить? Сколько времени даётся на обжалование протокола ГИБДД? Ответим на эти вопросы в данной статье.
В протоколе, который оформляется инспектором ГИБДД, как правило, указываются сведения о водителе транспортного средства, находившемся за рулем в момент происшествия, детали самого происшествия, статьи закона, на которые опирался инспектор при составлении протокола. Кроме того, документ содержит раздел с объяснениями водителя, в котором можно изложить своё видение ситуации. Если у происшествия были свидетели, их данные также заносятся в протокол.
Инспектор ДПС увидел/снял на видео нарушение, но не остановил – что будет?
Очевидцы административного проступка находятся не всегда. Водитель во время остановки его ТС может оказаться один на пустынной дороге, а инспектор – не вписать в протокол в этом качестве своего напарника. Правда, чаще бывает, что свидетель со стороны обвинения есть (тот самый коллега сотрудника ДПС), а невиновность водителя подтвердить некому.
Но протокол о нарушении может быть оформлен в любом случае. Водителю нужно проследить, чтобы данные единственного свидетеля были вписаны полностью.
Необходимо узнать также звание и должность инспектора, выступившего в этой роли. А пустое пространство нужно перечеркнуть таким образом, чтобы в графу о свидетелях нельзя было задним числом внести имена «липовых» очевидцев. Это тем более необходимо сделать, когда их нет совсем.
Стоит учитывать, что правонарушение трудно доказать, если никто, кроме инспектора, его не видел. Поэтому водитель может обозначить в графе «Объяснения лица» отказ признавать обвинение, информацию о том, что не преступал закон, и необходимость помощи адвоката.
О том, что делать, если вы попали в ДТП, смотрите в этом видео:
Очевидец дорожного происшествия в этом качестве приобретает особые права и обязанности. Они должны быть разъяснены ему заранее и в полном объеме. Лишь после этого свидетель должен дать инспектору свои данные, которые тот заносит в соответствующую графу. После этого его опрашивают, а показания пишут на отдельный документ, который прилагается к протоколу о нарушении ПДД. Их фиксируют от первого лица, свидетель также должен ответить на вопросы инспектора.
Автомобилист, обвиняемый в нарушении правил, должен внимательно отнестись к свидетелям и их информации:
- убедиться, что этим людям были рассказаны их права и обязанности, иначе полученные от них сведения можно будет исключить из дела;
- проследить, чтобы данные каждого были занесены в протокол, даже если их больше, чем граф в документе;
- проконтролировать, чтобы вместо очевидцев не были привлечены случайные люди;
- сотрудник ГИБДД, составивший протокол, не может вписать себя в этом качестве;
- если очевидцами выступают не видевшие происшествия люди, водителю нужно указать это в протоколе и подать жалобу на инспектора.
Дело в том, что сотрудники ГИБДД как правило вносят в протоколы свои личные объяснения об обстоятельствах нарушения ПДД. То есть по мнению ВС РФ, по сути опрашивают сами себя, что недопустимо.
Например, в этом административном деле инспектор ГИБДД взял показания сам у себя, предупредив себя же об ответственности за дачу заведомо ложных показаний и сам себе разъяснил права, предусмотренные статьей 51 Конституции РФ и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласитесь, оригинально!!! Смотрите также: Верховный суд разъяснил сложности выезда на полосу встречного движения Естественно такие доказательства (объяснения) не могут быть признаны по административному делу применимыми на основании части 5 статьи 25.6, части 3 статьи 26.2, статьи 26.11 КоАП РФ.
Напомним, что при выезде на встречную полосу движения в первый раз (в течение года) водитель привлекается к ответственности по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ, за которую предусмотрен штраф в размере 5 000 рублей или лишение водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев. При повторном нарушении ПДД (в течение года с момента первого нарушения ПДД) водитель привлекается уже по части 5 статьи 12.15 КоАП РФ, за что предусмотрено лишение прав сроком на 1 год.
Внимание
Правда, это касается нарушений, которые зафиксированы сотрудниками ДПС. При выявлении нарушений связанных с выездом автомобиля на встречную полосу движения автоматическими комплексами фото и видео фиксации водителям не грозит лишение, так как за подобные правонарушения в области безопасности дорожного движения грозит штраф в размере 5 000 рублей.