Возмещение ущерба от ДТП в полном объеме

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возмещение ущерба от ДТП в полном объеме». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Для понимания сущности категории возмещения ущерба при ДТП необходимо разобраться с термином «ущерб».

Данное понятие законодательно не закреплено.

Вместе с тем, статья 15 Гражданского Кодекса РФ содержит определение термина «убытки».

Под убытками в гражданском законодательстве РФ понимается:

  • реальный ущерб, то есть утрата или повреждение имущества, принадлежащего конкретному лицу (повреждение транспортного средства или иного имущества, собственником которого является потерпевший).

    Например, к реальному ущербу относятся расходы на ремонт транспортного средства (затраты на запасные части и проведение ремонтных работ) и утрата товарной стоимости – УТС. Величина УТС отражает, насколько снизилась стоимость транспортного средства из-за ухудшения внешнего вида и эксплуатационных качеств, вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего за ним ремонтного воздействия.

  • упущенная выгода – совокупность неполученных доходов, которые лицо получило бы, при отсутствии нарушения его права, то есть если бы виновник происшествия не нарушил нормы ПДД РФ.

    Примером неполученных доходов могут быть отнесены убытки, связанные с простоем транспортного средства, используемого в коммерческих целях на ремонте после ДТП, неисполнение ранее заключенных контрактов по перевозке грузов или пассажиров, и т.д.

Возмещение ущерба при ДТП происходит в законодательно установленных рамках обязательств, вытекающих из причинения вреда.

Возмещение вреда, причиненного дорожным происшествием, является мерой гражданско-правовой ответственности лица, виновного лица. Правовой базой, регламентирующей вопросы возмещения вреда, являются Гражданский кодекс РФ (ГК РФ).

Рассмотрим общие основания ответственности за причинение вреда (статья 1064 ГК РФ) и ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности (статья 1079 ГК РФ).

Статья 1064 ГК РФ устанавливает общие основания ответственности за причиненный вред.

Статья предусматривает:

  1. Вред, который причинен личности, то есть конкретному индивидууму, а также его имуществу, должен быть возмещен полностью лицом, причинившим его.

    Это правило распространяется также при причинении вреда имуществу юридического лица.

  2. Ответственность за причинение вреда может быть возложена законом на иное лицо, которое не является причинителем вреда.

    Например, закон «Об ОСАГО» возлагает на Страховщика обязанность возмещения вреда, причиненного Страхователем в период действия договора ОСАГО.

    Примером делегированной законом ответственности, является предусмотренная статьей 241 Трудового кодекса РФ ограниченная материальная ответственность работника и установленная статьей 1068 ГК РФ обязанность работодателя возместить вред, причиненный его работником третьим лицам в период исполнения им трудовых обязанностей.

  3. Ответственность наступает только за виновное причинение вреда.

    Если участник происшествия, которого обвинили в его совершении, докажет свою невиновность, то он освобождается от обязанности возмещения ущерба при ДТП.

    Статья в помощь:

    Как оспорить вину в дорожно–транспортном происшествии

  4. Наступление ответственности при отсутствии вины причинителя вреда возможно только в случаях, предусмотренных Законом.

    Примером ответственности «без вины» является причинение вреда владельцем источника повышенной опасности в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 1079 ГК РФ.

    Например, водитель автомобиля обязан произвести возмещение ущерба при ДТП, причиненного пешеходу (пассажиру), если причиной аварии явился внезапно возникший отказ системы управления транспортным средством. Для наступления ответственности не имеет значения тот факт, что автомобиль прошел обязательный технический осмотр и был исправен до аварии.

    Несмотря на то, что водитель не допустил со своей стороны нарушений норм ПДД РФ и правил эксплуатации транспортного средства, ответственность наступает по основанию, определенному статьей 1079 ГК РФ.

    Эксплуатация автомобиля является деятельностью, связанной с повышенной опасностью для окружающих, а сам автомобиль представляет собой источник повышенной опасности.

Статья 1079 ГК РФ формулирует основания ответственности участников ДТП за причинение вреда при использовании источников повышенной опасности – транспортных средств.

Статья предусматривает:

  1. Ответственность наступает вне зависимости от вины владельца или собственника транспортного средства за причинение вреда окружающим: пешеходам, пассажирам, иным лицам, которым причинен вред.

    Ответственность «без вины» не наступает в случаях причинения вреда владельцам (собственникам) других транспортных средств, участвующих в происшествии.

  2. Если вред причинен при взаимодействии транспортных средств их собственникам, то возмещение ущерба при ДТП осуществляется по правилам статьи 1064 ГК РФ.

    Например, водитель автомобиля ХХХ, гражданин А, не выбрал безопасную скорость для движения, соответствующую дорожным и метеорологическим условиям, не стравился с управлением и допустил столкновение с автомобилем УУУ под управлением гражданина Б. В соответствии со статьей 1064 ГК РФ ответственность за причинение вреда понесет водитель А, виновный в нарушении пункта 10.1 ПДД РФ.

  3. За вред, причиненный окружающим при взаимодействии источников повышенной опасности, наступает солидарная ответственность их владельцев (собственников).

    Нормы о солидарной ответственности содержатся в статье 322 – 326 ГК РФ. При солидарной ответственности, потерпевший может требовать возмещения причиненного вреда в полном объеме, от любого из водителей.

    Например, при столкновении автомобилей, в результате которого пострадали их пассажиры, отвечать будут оба водителя. Для пострадавших не будет иметь значения, по чьей вине произошло происшествие, предъявлять требования о возмещении вреда при ДТП можно к любому из водителей.

  4. Владелец (собственник) транспортного средства не подлежит ответственности, если докажет, что возникновение вреда обусловлено непреодолимой силой или умыслом потерпевшего.

    Ответственность за причиненный вред не наступает за действия самоубийц или при наступлении обстоятельств, не зависящих от воли владельца (собственника) транспортного средства.

  5. При рассмотрении судом дела о возмещении ущерба при ДТП, возможно полное или частичное освобождение владельца транспортного средства от ответственности при наличии оснований, указанных в пункте 2 и 3 статьи 1083 ГК РФ.

    В пункте 2 статьи 1083 ГК РФ речь идет о грубой неосторожности потерпевшего, которая повлияла на возникновение или увеличения размера причиненного вреда.

    При определении лица, подлежащего гражданско-правовой ответственности за причинение ущерба от дорожно-транспортного происшествия по основаниям, предусмотренным статьей 1079 ГК РФ, следует исходить из подтверждения законности основания владения, пользования, распоряжения источником повышенной опасности.

    Нередки случаи, когда лица, не являющиеся собственниками транспортных средств, управляют ими без надлежащего разрешения или оформления полномочий на право управления.

    Отсутствие путевого листа у водителя, просроченный договор аренды, самоуправное использование транспортного средства третьими лицами, дают основания для предъявления требований о возмещении ущерба при ДТП, к собственнику транспортного средства.

    Полноценную помощь в определении юридически значимых обстоятельств по вопросам возмещения ущерба при ДТП могут оказать только профессионалы – юристы, специализирующиеся на ведении дел данной категории.

    Уважаемые читатели, в статье мы рассмотрели часть большой темы «Возмещения ущерба при ДТП».

    В следующих статьях раздела мы продолжим исследование актуальных вопросов, связанных с возмещением вреда, причиненного в ДТП.

    • Все о ДТП и автостраховании

    Прежде чем перейти к описанию процедуры возмещения ущерба при ДТМ с виновника, необходимо разобраться, что понимается под термином «ущерб». Несмотря на часто практическое применение, далеко не все заинтересованные стороны понимают, что он означает. Ущерб при ДТП формируется из трех основных составляющих, каждая из которых требует отдельного рассмотрения.

    Возмещение ущерба после ДТП виновником: порядок, сроки, образец иска

    Название этой разновидности ущерба при ДТП не требует дополнительных комментариев и пояснений. В рамках страхового покрытия по ОСАГО возможна выплата до полумиллиона рублей. Конкретная сумма определяется в зависимости от тяжести нанесенного вреда по правилам, принятым конкретной страховой компанией.

    Если речь идет о тяжком увечье, допускается возмещение ущерба в более серьезном размере. Но для этого потребуется обращение в суд и соответствующий вердикт судьи. Судебное решение потребуется и в том случае, если у виновной стороны отсутствует страховка.

    Под моральным вредом обычно понимается ущерб, полученный в результате нравственных переживаний, связанных с ДТП. Примерами подобных ситуаций выступают: потеря в аварии родственника, физическая боль от полученных повреждений, временная нетрудоспособность и т.д.

    Вопрос о возмещении потерпевшей виде морального вреда, полученного в результате ДТП, считается самым сложным. В подавляющем большинстве случаев его решением занимается суд, так как страховые компании предпочитают не брать на себя ответственность и не включают этот вид риска не только в ОСАГО, но и в КАСКО. Вероятность, что заинтересованные стороны договорятся в рамках досудебной процедуры, также не велика.

    Большая часть ДТП по своим финансовым последствиям вписывается в рамки ОСАГО, оформленного подавляющим большинством участников дорожного движения. Поэтому проблем с получением компенсации обычно не возникает, так как она исправно выплачивается страховой компанией.

    Необходимость возмещения ущерба от ДТП с виновной стороны возникает в следующих ситуациях:

    • величина ущерба превышает максимальную выплату страховой компании;
    • виновная сторона не оформила страховку или полис не является действительным;
    • обстоятельства ДТП не входят в число страховых случаев, предусмотренных полисом ОСАГО или КАСКО. Например, ущерб нанесен не в процессе движения, а во время размещения автомобиля на стоянке;
    • потерпевшая сторона желает взыскать компенсацию за полученный моральный вред.

    Базовый принцип расчета размера компенсации, заложенный в законодательстве, предусматривает выплату суммы, достаточной для восстановления исходных характеристик транспортного средства. Обязательным условием выступает учет степени износа автомобиля до момента попадания в ДТП.

    Стандартные правила расчета компенсации предусматривают включение в итоговую сумму следующих расходов:

    • ремонт и восстановление транспортного средства;
    • транспортировка машины с места аварии в автосервис;
    • уменьшение товарной стоимости авто (рассчитывается для автомобилей со сроком эксплуатации до 5 лет или уровнем износа в пределах 35%);
    • все виды морального вреда, причиненного потерпевшей стороне;
    • потерянный заработок, затраты на лечение и другие подобные расходы, непосредственно связанные с ДТП;
    • сопутствующие обращению в суд затраты – услуги независимого оценщика и/или юриста, почтовые расходы и т.д.

    После определения размера возмещения, который необходимо получить с виновной стороны, следует переходить к следующему этапу процедуры взыскания. Она предусматривает два варианта получения компенсации – добровольный (досудебный) и принудительный (с помощью суда).

    Такой вариант решения проблемы на практике встречается нечасто. Тем более – если речь идет о серьезной сумме, необходимой, например, для ремонта дорогостоящей иномарки. Действующее законодательство предусматривает достаточно четкую процедуру досудебного урегулирования проблемы возмещения ущерба. Она предусматривает следующие действия потерпевшей стороны:

    • получение справки из ГИБДД, подтверждающей факт ДТП и виновника аварии;
    • обращение в страховую компанию для подтверждения отказа выплачивать требуемую сумму;
    • проведение оценки размера ущерба, которой занимается независимый эксперт;
    • направление виновной стороне претензии.

    Последний документ заслуживает особенно пристального внимания. Он составляется в произвольной форме и включает следующую информацию:

    • сведения о виновной стороне как адресате документа;
    • обстоятельства ДТП;
    • описание сути проблемы, которая заключается в недостаточности компенсации, полученной в рамках страховки;
    • претензия в адрес виновной стороны, включая сумму ущерба;
    • подпись заявителя.

    В претензии обязательно указывается не только сумма, которую требуется возместить, но и срок, когда это необходимо сделать. Отсутствие реакции со стороны виновника ДТП означает необходимость переходить на следующую стадию разрешения конфликта – подаче искового заявления в суд.

    К претензии прилагается комплект сопутствующих документов, в состав которого входят:

    • акт о наступлении страхового случая;
    • справка из ГИБДД об обстоятельствах ДТП;
    • другие документы, подтверждающие позицию заявителя, например, чеки на ремонт, экспертное заключения независимого оценщика и т.д.

    Претензия направляется адресату заказным письмом. Если реакция со стороны виновника отсутствует, целесообразно приступать к процедуре возмещения ущерба при ДТП через суд.

    Каким образом происходит возмещение ущерба при ДТП по ОСАГО

    Ситуация в отношении страховых компаний, после ряда изменений в прошлом году в Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – ФЗ «Об ОСАГО»), значительно изменилась, если ранее общество привыкло, что страховые компании занижают страховую выплату и как правило вопрос о полном возмещении ущерба после ДТП можно было решить только в судебном порядке, то сейчас по ДТП произошедшим после 17.10.2014г. вопросов о недостаточной страховой выплате практически не возникает.

    Страховое возмещение по ОСАГО не покрывает материальный ущерб в полном объеме потерпевшему в двух случаях:

    1. В части превышения стоимости восстановительного ремонта суммы страховой выплаты. По ОСАГО страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:
      • а) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, 500 тысяч рублей;
      • б) в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 тысяч рублей.

      В таком случае обязанность по возмещению ущерба в силу ст. 1064 ст. 1079 ГК РФ в первую очередь лежит на владельце ТС, как на владельце источника повышенной опасности, ответственность может быть переложена на водителя-виновника ДТП, если водитель управлял ТС на законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

    2. В части разницы стоимости восстановительного ремонта, без учета износа и с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. Законом «Об ОСАГО» Согласно п. 18.19 ст. 12 Размер подлежащих возмещению страховщиком убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего определяется:

      В случае повреждения имущества потерпевшего — в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая. К указанным в подпункте «б» пункта 18 настоящей статьи расходам относятся также расходы на материалы и запасные части, необходимые для восстановительного ремонта, расходы на оплату работ, связанных с таким ремонтом. Размер расходов на запасные части определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте.

      При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости.

      Размер расходов на материалы и запасные части, необходимые для восстановительного ремонта транспортного средства, расходов на оплату связанных с таким ремонтом работ и стоимость годных остатков определяются в порядке, установленном Банком России.

      Согласно Постановления пленума Верховного суда РФ № 2 от 29 января 2015 г. «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

      По договору обязательного страхования размер страхового возмещения, подлежащего выплате потерпевшему в результате повреждения транспортного средства, по страховым случаям, наступившим начиная с 17 октября 2014 года, определяется только в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденной Положением Центрального Банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 года № 432-П. (Далее Единая методика»)

    Однако размер страхового возмещения по Единой методике, как правило, не покрывает ущерб в полном объеме. Недавно Верховный суд отказался удовлетворить требования гражданки, требовавшей признать частично недействующими положения Единой методики оценки ущерба. По ее мнению, они нарушают право потерпевшего на полное возмещение причиненных ему убытков. Таким образом, все, что не покрывает страховая компания, обязан возместить владелец ТС/виновник ДТП.

    Однако и тут отчаиваться не стоит, заключения эксперта по Единой методике тоже могут отличаться от проведенной непосредственно страховой компанией и независимым экспертом.

    Как правило, страховые компании для снижения суммы выплаты пытаются исключить повреждения или по минимуму установить стоимость норма часа. Так, например, стоимость норма часа можно корректировать, так согласно письму Минюста России от 22.01.2015 N 23-301, сведения о стоимости материалов, запасных частей и стоимости одного нормо-часа работ в информационных базах данных (справочниках) отличаются более чем на 10% от стоимости материалов, запасных частей и стоимости одного нормо-часа работ, рассчитанных экспертом с учетом подходов и принципов, указанных в п. 7.2 Методики Банка России, по традиционным источникам информации в соответствующем регионе.

    Поэтому если не хватает суммы страхового возмещения, не стоит сразу бежать и взыскивать с виновника ДТП. Страховые компании охотно платят по досудебному урегулированию, если потерпевший представит заключение эксперта по Единой методике, напомню, что претензионный порядок по ОСАГО обязательный для исполнения потерпевшим.

    Основная сложность, которая возникает в данных случаях это отсутствие документов о фиксации повреждений транспортного средства от ДТП, так как по прошествию определенного времени сложно отнести повреждения к тому или иному ДТП.

    Таким документами, являются акты осмотра ТС по ДТП, либо полное заключение по восстановительной стоимости. Даже когда имеется акт осмотра ТС на дату ДТП, возникают сложности в расчете стоимости ремонта , так как машину времени еще не придумали, цены значительно меняются, а справочники, ПО, каталоги, которые используют эксперты, содержат сведения на дату обработки информации.

    Остальные документы как доказательства в большинстве случаев восстановить не сложно, просто добавляется больше работы в виде запросов в ГИБДД, страховые компании.

    Поэтому получить компенсацию в полном объеме можно и нужно, даже если прошло определенное время, главное позаботиться о фиксации повреждений, представить ТС к осмотру страховщику и помнить о сроках исковой давности, так срок исковой давности согласно ст. 196, 966 ГК РФ по требованиям, вытекающим из договора имущественного страхования (КАСКО) составляет два года.

    По требованиям, вытекающим из договора страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц (ОСАГО) составляет три года.

    Как потребителю, необходимо понимать, что от качества, адекватности, законности выполненного заключения зависит и исход как досудебного, так и судебного урегулирования вопроса по возмещению материального ущерба от ДТП.

    Естественно потребитель не является экспертом и самостоятельно определить адекватность заключения не может. В данном случае достаточно проверить документы экспертной организации, эксперта техника о разрешении на осуществление данной деятельности.

    Если заключение необходимо для возмещения в рамках ОСАГО, то эксперт техник должен быть аттестован и состоять в реестре экспертов техников при Министерстве юстиции РФ и в реестре аккредитованных при РСА экспертов техников.

    • Клиент подал заявление на возмещение ущерба. А компания утверждает, что ее трассологическая экспертиза не совпадает с теми обстоятельствами, которые он изложили в заявлении.

      Отказы в выплате страхового возмещения по причине не соответствия указанных повреждений заявленному страховому событию одна из самых распространенных. Большинство таких отказов являются надуманными для уменьшения убытков.

      При рассмотрении данного вопроса, не будем брать в расчет, когда действительно со стороны водителей имелись мошеннических действия виде подставного ДТП. В остальных же случая, придется возмещать нарушенное право на выплату в судебном порядке.

      Можно действовать двумя способами. Первый способ это обраться в суд с проведенной за свой счет автотехнической экспертизой как с доказательством размера причинного ущерба от ДТП и в ходе процесса провести судебную трасологическию экспертизу, либо второй способ, сразу обратиться в суд с трасологической и автотехнической экспертизой,а далее все зависит не только от норм гражданского законодательства, но и правильное соблюдение норм гражданского процесса.

      Не стоит забывать, что согласно ст. 56 ГПК РФ каждая стороны обязана доказать те обстоятельства на которые она ссылается, таким образом в суде необходимо доказать, что все повреждения относятся к заявленному ДТП, это как уже было сказано выше поможет только трасологическая экспертиза и административный материал.

    • Виновникам ДТП придется доплачивать за ущерб

      В данном случае без экспертизы не обойтись, единственным доказательством может быть исследование всех обстоятельств наступления страхового случая.

      И описать порядок действий без конкретизации,– какой событие, в чем заключается отказ, какая неисправность могла поспособствовать полученным повреждениям по заявленному событию имеющего признаки страхового, ответить полноценно на данный вопрос не возможно.

    • Разделю ответ на две части. Отказ по ОСАГО и отказ по КАСКО.

      Отказ по ОСАГО.

      Согласно п. 21 ФЗ «Об ОСАГО», Страховая компания обязана в течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховой выплате или прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или выдать ему направление на ремонт транспортного средства с указанием срока ремонта либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховой выплате.

      При несоблюдении срока направления потерпевшему мотивированного отказа в страховой выплате страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему денежные средства в виде финансовой санкции в размере 0,05 процента от установленной настоящим Федеральным законом страховой суммы по виду причиненного вреда каждому потерпевшему.

      Таким образом, законом предусмотрены законные способы борьбы с не предоставлением мотивированного отказа.

      По КАСКО специальных норм не предусмотрено. Однако, при доказательстве, что отказ был необоснованным, со страховщика можно взыскать неустойку. Страховое возмещение является денежным обязательством, за несвоевременное исполнение которого применяется ответственность, предусмотренная статьей 395 ГК РФ.

    Согласно закону РФ, ОСАГО считается обязательной страховкой, которая должна быть у каждого автовладельца. Конечно, при наступлении рискового случая человек вправе использовать и другие типы защиты движимого имущества (договор КАСКО). Однако получить компенсацию по автогражданке после возмещения вреда по комплексному полису пострадавший не может, что и является первым правилом применения бланка гражданской ответственности.

    Для того, чтоб получить выплату по ОСАГО при ДТП в 2019 году, заявителю нужно придерживаться установленного страховой компанией алгоритма действий по регистрации дорожного происшествия.

    Внимание! Игнорирование единого порядка может стать причиной отказа в компенсации ущерба со стороны СК. Поэтому читать правила, прописанные в договоре, рекомендуется еще до наступления рисковой ситуации.

    Если участники дорожно-транспортного происшествия выяснили между собой виновную сторону по обоюдному соглашению, без привлечения сотрудников ГИБДД, то устное уведомление в страховую компанию все равно направлять необходимо. Но в таком случае невиновный гражданин должен инициировать составление европротокола, чтобы в дальнейшем от выплаты причиненного ему ущерба второй водитель отказаться не смог.

    Важно знать! При отсутствии какой-либо доказательной базы рассчитывать на получение средств по ОСАГО автолюбителю не придется.

    Согласно ФЗ-40 (а именно: ст. 11.1), подавать заявление на получение компенсации по автогражданке нужно не позднее, чем через 5 суток с момента самого происшествия. Если этот период будет преднамеренно нарушен виновником ДТП, то пострадавшей стороне ничего не останется, кроме как выслать инициатору дорожного конфликта досудебную претензию о покрытии нанесенного им ущерба. И только при отсутствии реакции на добровольное обращение, жертва аварии может подавать полноценный иск в суд, требуя от второго участника ДТП выплаты как за моральный, так и за материальный вред.

    Вне зависимости от того, на что претендует заявитель по ОСАГО (деньги или ремонт ТС), расчет возмещения ущерба при ДТП в 2019 году будет происходить по единому алгоритму. А именно:

    • Представитель СК назначает пострадавшему водителю дату и место проведения осмотра автомобиля;
    • Независимый эксперт со стороны страховой компании производит тщательную диагностику причиненного машине ущерба;
    • После изучения сопутствующей документации по движимой собственности (год выпуска, пробег и т. д.), от расчетной суммы отнимается процент по износу;
    • Сотрудником СК составляется заключение, где указывается размер компенсационной выплаты на покрытие восстановительных работ и вариант ее исполнения в пользу пострадавшей особы (наличный расчет или проведение ремонта за счет страховщика).

    Узнав о том, как получить страховку после ДТП, важно уточнить еще один не менее важный вопрос: о предусмотренных суммах компенсационных выплат. Зависят они напрямую от формы заключения договора между двумя участниками дорожного конфликта. Например, при составлении европротокола потерпевший гражданин сможет рассчитывать на следующие размеры возмещения по ОСАГО:

    • До 100 тысяч руб. – при получении материального вреда;
    • Не более 25 000 – при гибели пострадавшего водителя или пассажира;
    • Около 425 тыс. рублей – в случае смертельного исхода для человека, являющегося кормильцем семьи.

    При оформлении дорожно-транспортного происшествия с участием ГИБДД, жертва аварии будет претендовать на следующие суммы компенсационных выплат:

    • До 400 тысяч руб. – за урон движимой собственности;
    • До 500 тыс. рублей – за вред здоровью.

    Если же назначенных страховой компанией средств не хватает на ремонт автомобиля или на лечение потерпевшего, то в адрес виновника ДТП направляется досудебное взыскание с суммой недостающей компенсации. При намеренном занижении стоимости полученного пострадавшим автовладельцем ущерба со стороны СК, виновный гражданин может составить цессию, отдав свое право на использование полиса третьим лицам.

    Если гражданин владеет полисом, составленным до 28 апреля 2017 года, то он имеет право потребовать от страховщиков наличного расчета по ОСАГО при любых обстоятельствах. Остальные водители могут претендовать на подобный вариант возмещения ущерба только при определенных условиях:

    • Стоимость восстановительных работ после ДТП превышает установленный лимит СК более, чем на 100 000 рублей;
    • В ходе дорожно-транспортного происшествия был нанесен не только материальный вред, но и моральный ущерб;
    • Страховая компания не имеет аккредитованных экспертов по оценке изувеченных ТС;
    • Пострадавшая в аварии человек имеет инвалидность первой или второй категории;
    • СК не может произвести ремонт автомобиля в течение 30 суток с момента получения заявления от клиента;
    • После вынесения неудовлетворительного вердикта со стороны компании, потерпевший подал жалобу в РСА с просьбой пересмотреть дело (если Российский союз страховщиков одобрит заявление от водителя после проведения восстановительных работ, то компания, осуществляющая защиту гражданской ответственности, сможет потребовать от автомобилиста выплаты регресса).

    При иных обстоятельствах автовладелец будет претендовать на ремонт изувеченного транспортного средства за счет СК. А вот если выплаченной на руки суммы компенсации пострадавшему лицу окажется мало, то он оставит за собою право заключить суброгацию в отношении виновника ДТП.

    Оформление на месте ДТП. Существуют два способа фиксации произошедшей аварии – самостоятельно и посредством сотрудников ГИБДД. Выбор конкретного вида оформления зависит от наличия спора о виновнике, суммы ущерба, количестве транспортных средств и т.д.

    В первой случае помимо Европротокола важно также производить фото-фиксацию. При этом, снимки обязательно должны иметь привязку к ориентирам – номер дома. Название улицы и т.п.

    1. Оформление в ГИБДД. После подготовки протокола самими участниками происшествия или сотрудниками ГАИ следует получить соответствующее постановление по административному делу.
    2. Обращение в страховую. Для полиса КАСКО виновник ДТП не важен. В то время как возмещение ущерба при ДТП по ОСАГО ключевым является наличие страховки у виновника. При этом, закон предоставляет на выбор – обратиться в «свою» страховую или в компанию виновника.

    Итоговым документом после последовательного выполнения рассмотренных действий является решение страховой компании о выплате.

    Взыскание ущерба с виновника дтп без учета износа

    Обратите внимание на следующее при составлении заявления в суд:

    1. Подсудность. Иск можно подать по месту нахождения заявителя либо страховой компании. Кроме того, исходя из размера требований необходимо установить компетенцию мирового или районного судьи по данному делу.
    2. Стороны по делу. Требования о взыскании денег предъявляются также к страховой. При этом, в случае превышения допустимого размера возмещения, соответчиком необходимо указать виновника аварии. Также к только к виновнику может быть предъявлено требование о компенсации нравственных страданий от аварии. Кроме того, к участию вне зависимости от размера ущерба следует привлечь всех участников ДТП и их страховые компании.
    3. Описательная часть. В данной части можно основываться на уже готовой претензии, в которой все необходимые факты уже изложены.
    4. Приложения к иску. В сравнении с претензией, к заявлению в суд следует приложить все материалы, относящиеся к ДТП, в том числе саму претензию. Для каждого участника процесса следует сформировать полный пакет документов – точно такой же, как предназначенный для суда.
    5. Дополнительные требования иска. На основании отказа возмещать ущерб добровольно потребитель вправе требовать компенсацию морального вреда, неустойку за каждый день и пятидесяти-процентный штраф. Нарушение приведенных прав подготовки и подачи заявления влечет отказ в рассмотрении иска судом.

    Важно: обратиться в суд можно только один раз. Все доказательства должны быть в первом суде.

    Отсутствие страховки у причинителя вреда на самом деле не так страшно.

    Возмещение ущерба при ДТП, если у виновника нет страховки также возможно. Порядок взыскания по своей сути аналогичен вышерассмотренному процессу получения возмещения со страховой.

    Предварительно также следует начать с претензии. В случае ее отклонения защита прав происходит в судебном порядке. Отличием от спора со страховой является невозможность подачи иска по своему месту жительства и необходимостью предварительной оплаты госпошлины.

    Важно: все траты по рассмотрению дела в суде взыскиваются с проигравшей стороны.

    Дополнительным доказательством в суде именно по спору с виновником послужит расписка при ДТП о возмещении ущерба, в которой виновник признает необходимость выплаты. Рекомендуется уже на первом этапе (оформление на месте ДТП) запастись таким доказательством.

    Смотрите видео нашего канала YouTube и вы узнаете как подать претензию в страховую компанию, что делать и с чего начать действовать. Пишите вопрос в комментариях — адвокат по страховым спорам бесплатно ответит Вам.

    г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

    остановка транспорта Гагарина

    Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

    Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

    Троллейбус: 20, 6, 7, 19

    Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

    Помимо регрессного требования страховая компания наделяется правом требовать возмещения убытков за счет виновника аварии при помощи суброгации. Это делается в случае оплаты страховки пострадавшей стороне в рамках страхового полиса КАСКО. Процедура суброгации для России сравнительно новая, так как появилась только в 2011 году.

    Страховщики часто не брезгуют к своим реальным расходам, которые ушли пострадавшей стороне, прибавить еще ряд пунктов. То есть не только возместить ущерб, но еще и заработать на виновном водителе. Какие уловки используются чаще всего?

    • В калькуляцию расходов включаются «лишние», непонятно откуда возникшие детали;
    • Стоимость норма-часов ремонтно-восстановительных работ (стоимость ремонта) искусственно завышается;
    • На сумму регресса начисляются пени и штрафы;
    • Настаивается на большом количестве повреждений, полученных автомобилем, далеко не все из которых описаны в справке о ДТП и в иных официальных документах;
    • Выставленная стоимость запчастей не учитывает коэффициент естественного износа тех деталей, которые были заменены в пострадавшем автомобиле.

    Понять, что со стороны страховой фирмы имеется факт мошенничества, можно только после тщательного изучения всех документов. Если по поводу каких-либо деталей есть сомнения, то лучше всего назначить дополнительную независимую экспертизу. А после этого заново провести расчет суммы, которую потеряла страховая компания при возмещении ущерба пострадавшей стороне.

    Оформляя страховой договор, автовладелец уверен, что если им по неосторожности будет спровоцирована авария, фирма страховщик обеспечит пострадавшему компенсационные выплаты на ремонт автомобиля. Однако в случае обоюдной вины ситуация несколько иная.

    Процедура возмещения ущерба в таком варианте регулируется пунктом 22 Федерального Закона № 12. Согласно данному акту выплаты могут получить оба водителя, если суд установит факт обоюдной вины.

    Чаще всего компенсация выплачивается равными частями обоим виновникам столкновения. Так поступают в случаях, когда:

    • установить степень вины не представляется возможным;
    • при отсутствии судебных разбирательств.

    Если в суде все же определили, насколько виноват каждый водитель, то распределяют выплаты соразмерно с установленной степенью вины. Чем больше доля вины автовладельца, тем меньше его часть выплат.

    Например, когда первый водитель способствовал столкновению на 80%, а второй только на 20%, первому выплачивают 20% от общего размера компенсации, а остальная часть (80%) достается менее виновному.

    Законом установлено право выбирать способ получения компенсации (выплата или ремонт). В случаях, когда доказана обоюдная вина в ДТП, выплата по ОСАГО станет оптимальным решением. Однако по желанию владелец машины может потребовать предоставить ему компенсацию в натуральном виде. Стоит учитывать, что за проведение ремонта страховая возьмет на себя лишь часть расходов, остальное придется доплатить из собственных средств.

    Также важно помнить, что по закону требовать денежную компенсацию вместо ремонта можно при условии, что в аварии участвовало только два автомобиля. Заменить натуральное возмещение на денежное в случаях столкновения трех и более машин не получится.

    Страховая компания заботится о целостности своих финансовых ресурсов. Поэтому для отказа от выплат может быть использована любая допущенная водителем оплошность.

    Законом предусмотрены варианты для мотивированного отказа в выплатах. К таковым относятся:

    • неверно заполненные документы;
    • нарушения сроков уведомления страховой о происшествии;
    • отсутствие одного или нескольких документов;
    • не указаны реквизиты для перевода средств;
    • один из участников аварии не вписан в страховой полис, как лицо допущенное к управлению;
    • водитель совершил аварию, находясь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
    • виновник скрылся с места аварии;
    • виновник аварии не установлен;
    • один из участников происшествия обжаловал постановление в суде.

    Если отказ в выплатах водитель считает неправомерным, то сначала в страховую отправляется досудебная претензия с подробно изложенными основаниями и документами, их подтверждающими. При повторном отказе потерпевший может обратиться в суд с иском на компанию.

    В случае доказательства в суде действий страховой незаконными за каждый день просрочки назначается пеня и выплачивается пострадавшему.

    В случае аварии водитель обязан выполнить все требования, установленные законом, зафиксировать фото и видеоматериалами место ДТП, найти свидетелей. Эти факторы помогут в суде определить степень вины каждого из участников происшествия и получить соответствующую компенсацию от страховой.

    Каталог страховых компаний России

    По ссылке, вы можете ознакомиться с каталогом страховых компаний РФ предлагающих услугу обязательного автострахования ОСАГО. Описание организаций, актуальные финансовые показатели, рейтинг, отзывы и другая информация. В случае, если вы уже имели положительный или отрицательный опыт по ОСАГО какой-либо страховой компании, оставьте свой отзыв. Спасибо!

    • Автострахование
      • ОСАГО
      • КАСКО
    • Недвижимость
    • Жизнь и здоровье
      • ОМС
      • ДМС
    • Пенсионное и социальное
    • Бизнес
    • Финансы
      • Инвестиции
      • Кредит
    • Туризм
    • Ещё
      • Страховые компании РФ

    Любая авария или конфликт на дороге – это всегда моральные переживания, стрессовая ситуация, нервная обстановка. Еще хуже будет состояние водителей, пешеходов или пассажиров авто, если причинен вред здоровью. Почти в любой ситуации закон позволяет взыскать моральный вред после ДТП, если пострадавший докажет причинение физических и нравственных страданий. Читайте, когда допускается возмещение морального вреда после ДТП, как правильно рассчитать сумму компенсации, к кому предъявлять требования.

    В ГК РФ нет точного указания на порядок взыскания морального вреда. Поэтому пострадавший и виновник ДТП могут договориться о добровольной выплате. Сумма компенсации определяется по взаимному соглашению. Чтобы урегулировать все споры, можно составить расписку. В ней желательно указать, что выплаченная сумма является компенсацией за причиненный моральный вред, а пострадавший больше не имеет финансовых или иных претензий.

    Также можно направить виновнику ДТП письменное требование о возмещении морального вреда. Хотя закон не обязывает это делать до обращения в суд, такой вариант может помочь избежать судебных тяжб. Если же виновное лицо не идет на контакт либо отказывается компенсировать вред, нужно подавать в суд.

    При обращении в суд с иском на моральный вред после ДТП учтите следующие нюансы:

    • закон не содержит четких правил расчета и доказывания морального вреда, так как страдания носят оценочный и субъективный характер;
    • в иске нужно указать сумму, которую заявитель считает достаточной для компенсации его страданий;
    • ответчик вправе представить свои возражения по иску и сумме компенсации, а окончательное решение примет суд.

    Совет юриста! Планируя подавать иск на моральный вред, изучите судебную практику по схожим делам. Обычно по однотипным спорам взыскиваются примерно равные суммы. Поэтому неразумно требовать компенсации в сотни тысяч рублей, если при схожих обстоятельствах суд взыскивал несколько тысяч в пользу других истцов. Об этих моментах лучше проконсультироваться у опытного юриста, чтобы требовать в суде обоснованную сумму.

    Ответчиком по иску всегда будет виновник ДТП, т.е. лицо, непосредственно управлявшее автомашиной. Если у вас отсутствует сведения о водителе, но есть данные о машине (например, на фото или видео с места ДТП видны регистрационные номера), можно подавать заявление на собственника. По ГК РФ за все последствия аварии отвечает собственник автомашины, если не докажет свое отсутствие за рулем в момент причинения вреда.

    Взыскивая компенсацию морального вреда, невозможно ссылаться на какие-либо методики расчета ее суммы. Законодательство РФ не содержит единых правил определения степени страданий. Очевидно, что моральный вред от незначительных ссадин будет меньше, чем боль и страдания из-за переломов и длительного лечения. Все эти нюансы будет разбираться судом при рассмотрении иска.

    Сумму компенсации должен рассчитать сам истец. Для этого можно ссылаться на следующие обстоятельства:

    • тяжесть ДТП и полученных травм;
    • длительность лечения, сложность перенесенных операций;
    • временная или полная утрата трудоспособности;
    • возраст, иные личные особенности потерпевшего (например, суды наверняка присудят большую сумму, если беременная женщина потеряла ребенка после ДТП).

    Ввиду таких особенностей взыскания морального вреда рекомендуем всегда обращаться за помощью к юристам. Поддержка специалиста позволит грамотно обосновать размер компенсации, предоставить нужные доказательства.

    Компенсация морального вреда при ДТП

    1. Включите аварийную сигнализацию и выставите знак аварийной остановки (п. 2.5 ПДД).
    — Знак должен быть выставлен в сторону приближающихся других участников дорожного движения на расстояние не менее 15 метров в населенном пункте и не менее 30 метров вне населенных пунктов (п. 7.2 ПДД).
    — Не перемещайте и не убирайте какие-либо предметы или следы, имеющие отношение к ДТП.

    2. Оцените обстоятельства ДТП и определитесь с дальнейшими действиями на их основании.

    При наступлении страхового случая, необходимо придерживаться следующего алгоритма:

    1. Сообщить всем участникам ДТП сведения о договоре обязательного страхования, в том числе номер страхового полиса обязательного страхования, а также наименование, адрес местонахождения и телефон страховщика.

    2. Заполнить извещение о ДТП, выданное страховой компанией (если имеется).

    3. Уведомите свою страховую компанию о происшествии в порядке и сроки, предусмотренные правилами страхования.

    4. Документы о ДТП оформляются в зависимости от обстоятельств дела, которые определяются при совершении первичных действий при ДТП, с участием сотрудника ГИБДД либо без его участия.

    Первый этап:
    ☑ Оценка рыночной стоимости ремонта автомобиля;
    ☑ Досудебные переговоры со страховой компанией;
    ☑ Консультация и изучение всех материалов дела;
    ☑ Анализ ситуации в рамках правового поля и формирование правой позиции.

    Второй этап:
    ☑ Подготовка отчета об оценке рыночной стоимости автомобиля;
    ☑ Подготовка и подача искового заявления;
    ☑ Представление Ваших интересов на всех заседаниях в суде до вынесения судом решения;
    ☑ Получение исполнительного листа;
    ☑ Взаимодействие с судебными приставами по взысканию денежных средств на основании исполнительного листа.

    Сроки: 1-4 месяца с момента подачи документов в суд.

    Наступление страхового случая в рамках закона влечет за собой возникновение обязанности у страховщика по компенсации понесенных затрат либо причиненного убытка. Именно в этом и заключается смысл обязательного страхования автогражданской ответственности. Так согласно ст.1 ФЗ №40 страховая компания виновника ДТП возмещает ущерб третьему лицу, которое пострадало в ходе дорожного происшествия.

    В силу ст.12 ФЗ №40 страхователь вправе рассчитывать на компенсацию понесенных убытков в рамках лимита, определенного ст.7 ФЗ №40, то есть не более чем на 400 тысяч рублей при восстановлении автомобиля и 500 тысяч при возмещении вреда здоровью. Однако в ряде случаев страховщик вправе отказать в выплате, в частности:

    • если ремонт либо утилизация авто была осуществлена до осмотра поврежденного имущества страховщиком;
    • если страхователь или потерпевший не предоставили полный пакет документов;
    • если по результатам проведения независимой технической экспертизы невозможно определить размер убытков;
    • если страхователь не в полном объеме исполнил условия договора при наступлении страхового случая.

    Важно! Независимо от числа потерпевших страховая выплата производиться в пределах лимита солидарно. То есть если в аварии пострадало 4 человека, выплату в 500 тысяч разделят между ними.

    Ремонт авто в некоторых ситуациях требует огромных затрат, которые не сопоставимы со стоимостью нового авто той же марки, ввиду чего и проводиться техническая экспертиза. При этом эксперт также должен определить объем ремонтных работ, а страхователь в соответствии с Положением о единой методике, утвердить размер расходов с учетом износа поврежденных деталей и выдать направление на СТО в порядке определенном п.15.1 ст.12 ФЗ №40.

    Однако во исполнение указанной нормы работники станции техобслуживания не имеют права устанавливать детали и узлы, бывшие в употреблении, что конечно отражается на общей сумме затрат по ремонту. Таким образом, даже при проведении восстановления в пределах лимита или меньше, страховая возмещает ущерб только в пределах суммы, утвержденной на основании тех.экспертизы. Разница между выставленным СТО счетом и суммой страховки гаситься за счет страхователя.

    Страховая требует возместить ущерб по ОСАГО

    В силу ст.14 ФЗ №40 к страховщику, произведшему компенсационные начисления в отношении своего клиента, признанного потерпевшим при ДТП переходит право требования регресса к виновнику аварии либо же его страховой компании.

    Так страхователь потерпевшего может потребовать возмещения понесенных расходов, если:

    • вред был причинен умышленно;
    • водитель был в состоянии опьянения;
    • лицо, управляющее авто, не имело водительских прав либо не было включено в договор;
    • виновник аварии скрылся с места происшествия;
    • авто было утилизировано или передано в ремонт до осмотра страховщиками и проведения технической экспертизы.

    Важно! В размер убытков при расчете стоимости страхового случая включаются не только расходы по ремонту, но и по проведению технической экспертизы, а также иных затрат, понесенных в ходе исполнения условий страхового договора.

    Размер возмещенного ущерба страховщиком будет зависеть от статуса участников дорожно происшествия и условий страхового договора. Так если ДТП произошло между двумя автомобилями, выплаты могут быть произведены по двум схемам:

    • страховая компания пострадавшего возмещает ущерб и взыскивает в регрессном порядке с виновника ДТП потраченные средства;
    • расходы на ремонт автомобиля компенсируются за счет страховщика, виновного в дорожном происшествии.

    Если же в аварии пострадал пешеход, выплаты будут произведены за счет страховщика виновного водителя. Пострадавший же в подобной ситуации будет признан третьим лицом, которое обязано во исполнение норм ст.12 ФЗ №40 подтвердить причиненный его здоровью вред.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]