ПДД выезд на встречную полосу КОАП
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ПДД выезд на встречную полосу КОАП». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Комментируемая ст. 12.15 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона.
Объектом комментируемой статьи выступают общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
- Решение Верховного суда: Постановление N 3-АД17-2, Судебная коллегия по административным делам, надзор Порядок и срок привлечения Яркова А.А. к административной ответственности соблюдены. Административное наказание назначено Яркову А.А. в пределах санкции части 5 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно…
- Решение Верховного суда: Постановление N 48-АД17-3, Судебная коллегия по административным делам, надзор Магнитогорска Челябинской области от 03 марта 2016 года и постановлением заместителя председателя Челябинского областного суда от 13 мая 2016 года Иванько В В . признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей…
- Решение Верховного суда: Постановление N 33-АД17-2, Судебная коллегия по административным делам, надзор При этом такой выезд подлежит квалификации по части 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях только в тех случаях, когда это прямо запрещено Правилами дорожного движения, за исключением случаев предусмотренных частью 3 данной статьи…
Постановление Верховного Суда РФ от 12.02.2019 N 83-АД19-2
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Демченко Сергея Евгеньевича на вступившие в законную силу постановление инспектора ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по Брянской области от 25 апреля 2017 года N 18810032160001987914, решение судьи Почепского районного суда Брянской области от 19 июня 2017 года, решение судьи Брянского областного суда от 17 августа 2017 года и постановление заместителя председателя Брянского областного суда от 09 января 2018 года, вынесенные в отношении Демченко Сергея Евгеньевича (далее — Демченко С.Е.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 15.02.2019 N 16-АД19-1
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Боздникина Антона Анатольевича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 100 Волгоградской области от 29 июня 2018 года, решение судьи Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 02 августа 2018 года и постановление заместителя председателя Волгоградского областного суда от 26 сентября 2018 года, вынесенные в отношении Боздникина Антона Анатольевича (далее — Боздникин А.А.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 19.02.2019 N 5-АД19-1
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Крыжановского Константина Сергеевича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 349 района Беговой г. Москвы от 30 октября 2017 года, решение судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 26 декабря 2017 года и постановление заместителя председателя Московского городского суда от 03 сентября 2018 года, вынесенные в отношении Крыжановского Константина Сергеевича (далее — Крыжановский К.С.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 01.03.2019 N 41-АД19-3
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Минасяна Карапета Амлетовича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 Пролетарского судебного района г. Ростова-на-Дону, датированное 22 июня 2018 года, решение судьи Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 01 августа 2018 года и постановление заместителя председателя Ростовского областного суда от 01 ноября 2018 года, вынесенные в отношении Минасяна Карапета Амлетовича (далее — Минасян К.А.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
- Постановление Правительства РФ от 07.04.2021 N 553 «О случае и порядке направления в 2021 году на использование изъятых или конфискованных этилового спирта и спиртосодержащей продукции»
- Постановление Конституционного Суда РФ от 06.04.2021 N 10-П «По делу о проверке конституционности части 4 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданина В.А. Вострикова»
- Федеральный закон от 05.04.2021 N 76-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
- Федеральный закон от 05.04.2021 N 82-ФЗ «О внесении изменения в статью 6.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
- Федеральный закон от 05.04.2021 N 83-ФЗ «О внесении изменения в статью 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
- Федеральный закон от 05.04.2021 N 84-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
- Федеральный закон от 05.04.2021 N 69-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
- Федеральный закон от 05.04.2021 N 71-ФЗ «О внесении изменения в статью 9.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
- Федеральный закон от 05.04.2021 N 58-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ(ред. от 05.04.2021)
Штрафы за выезд на встречную, стоянку и обгон: как по закону
- Не уступил дорогу машине с преимущественным правом движения
- Не уступил дорогу машине с разметкой и мигалками
- Выехал на встречную полосу с нарушением правил
- Обогнал машину, когда это запрещено
- Нарушил правила остановки и стоянки
- Причинил вред здоровью из-за нарушений ПДД
- Не выполнил обязанности после ДТП
Согласно ст.12.15 ч.4 административного Кодекса РФ, выезд на полосу со встрчным движением влечёт за собой в качестве наказания лишение водителя прав сроком на 4-6 месяцев.Одновременно с этим в части 3 статьи указаны случаи, когда подобное нарушение дорожных правил влечёт за собой лишь штраф до 1500 рублей без отстранения от управления автотранспортом:
- выезд на встречные пути трамвайного сообщения (к примеру, совершая объезд дорожного затора);
- выезд на встречку при развороте или левом повороте, имея целью припарковаться;
- объезд дорожного препятствия с выездом на встречную полосу.
Принимая во внимание ч.3 ст.12.25, защита может доказать, что водитель вынужден был выехать на встречку, поскольку на его пути возникла неподвижная преграда. Это может быть, к примеру, автомобиль, стоящий на обочине или совершивший экстренное торможение во время движения, автопокрышка, животное или человек, крупная выбоина глубиной свыше 5 сантиметров и другие непреодолимые препятствия.
При наличии на дороге одновременно и разметочного пунктира, и знака, не допускающего обгон, водителю, согласно п.9.1 правил, следует самостоятельно определить ориентировочную черту, разделяющую направления движения, учитывая ширину дорожной полосы, размеры автомобилей и интервал между ними. В таких обстоятельствах выезд на встречку не будет считаться правонарушением, поскольку согласно Указанию 13/6-120 генерал-лейтенанта ГИБДД В.Кирьянова, любое несоответствие дорожной разметки установленным знакам трактуется в пользу водителя. Возврат прав в данном случае будет делом простым, поскольку не составит особого труда доказать факт наличия этого обстоятельства.
ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ПО СТ. 12.15 (ВЫЕЗД НА ПОЛОСУ ВСТРЕЧНОГО ДВИЖЕНИЯ)
1. Прекращение административного дела в связи с малозначительностью правонарушения (статья 2.9 КоАП РФ)
Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает возможность замены наказания на устное замечание.
Так, один из наших доверителей был освобожден от ответственности за повторное пересечение сплошной линии при развороте на оживленной дороге (трассе).
Позиция юриста — Журахова Е.В. присутствовавшего в судебном заседании сводилась к тому, что водитель нарушил поскольку очень спешил домой. При этом его нарушение не составляло опасности для других водителей. Дорога в данный промежуток времени была свободна, иных машин не было, до ближайшего разворота нужно было проехать 5 километров.
Суд данная позиция устроила, наказание было отменено, а водитель ограничился устным замечанием вместо года лишения.
Каждая статья устанавливает срок, в который может быть рассмотрено дело и вынесено постановление по делу об административном правонарушении. Для ст. 12.15 КоАП РФ (нарушения расположения ТС, пересечение сплошной, движение по обочине) такой срок установлен в 3 месяца. Затягивания сроков – один из способов избежать ответственности.
Примеров положительной практики по таким административным делам много, суть их сводится к пропуску сроков рассмотрения судом административного дела.
Так административные дела, рассматриваемые в Бахчисарайском и Джанкойском городских судах от 10 июля 2018 года, от 14 февраля 2019 года по ч.5 ст. 12.15 КоАП РФ прекращены в связи с истечением сроков привлечения к ответственности.
Защиту по делу осуществлял адвокат — Мина М.А.
В обоих случаях Адвокатом (защитником) были найдены нарушения в постановлениях суда первой инстанции и подана жалоба на такое постановление. Жалобы были удовлетворена, постановления мировых судей отменены в связи с истечением 3-х месячного срока.
Целью суда первой инстанции является всестороннее, полное рассмотрение Вашего дела. Судья при вынесении решения о привлечении/не привлечении Вас к ответственности за нарушения должен установить причинно-следственную связь.
Так, если Вы докажете в суде, что начали манёвр вовремя, однако под действием неопределенной силы, обстоятельств, которые вам не дали завершить манёвр судья должен прекратить разбирательство по делу.
В августе 2020 года к нам обратилось 2 доверителя со схожими проблемами. Их хотели лишить прав за повторное пересечение сплошной линии. Защиту по делу осуществлял юрист — Пахомов А.В.
В обоих случаях водители выехали на встречную полосу движения на разрешающую разметку, но не успели завершить манёвры и были остановлены сотрудниками ГИБДД.
Оба дела были выиграны. Водители остались с правами. И вот почему:
Согласно пункту 11.3 ПДД РФ водителю обгоняемого ТС запрещено препятствовать обгону путём ускорения или резкого замедления, или иными способами.
В случае если вашими действиями вы предотвратили более значимы последствия, угрожающие Вашей жизни, жизни друг людей это не является нарушением. Об этот говорится в ст. 2.7 КоАП РФ.
В судебном заседании данные обстоятельства были доказаны показаниями свидетелей, суд прекратил производство по делу.
В качестве наказания за игнорирование ПДД при обгоне, законодательство РФ чаще всего ограничивается составлением административного протокола на сумму от 1000 до 2000 рублей. Лишение прав обычно наступает лишь при следующих обстоятельствах:
- Водитель неоднократно совершал правонарушение по ст. 12.15 КоАПа, о чем есть пометка в базе ГИБДД;
- При опережении транспортного средства через одинарную или двойную сплошную линию, автолюбитель спровоцировал аварию;
- Гражданин длительное время не оплачивает выписанное ему материальное взыскание за нарушение п.9 настоящих правил.
Исходя из этого получается, что если водитель в 2019 году выедет на встречную полосу первый раз, то наказание в виде штрафа ему грозит лишь при условии, что его маневр не стал причиной ДТП. А вот повторное игнорирование ПДД уже будет чревато для автомобилиста арестом его водительского удостоверения на срок от 3 до 12 месяцев.
Если при остановке инспектор ГАИ пытается вменить водителю, что тот нарушил п. 9 настоящих правил, то в первую очередь обвиняемой стороне нужно ознакомиться с предъявленными аргументами полицейского. Ведь в ПДД четко прописаны случаи, когда пересечение сплошной линии разметки считается вполне законным. И если совершенный маневр к ним относится, то выписать штраф гаишник не сможет.
Если никакие обстоятельства не убедили сотрудника ГИБДД отказаться от возбуждения административного дела, и обвиняемая сторона все равно уехала с выписанным постановлением, то спешить оплачивать штраф не нужно. Ведь законодательство РФ предусматривает возможность обжалования спорных ситуаций в суде, куда нарушителю и следует обратиться в течение 10 дней с момента получения протокола на руки.
Самым простым вариантом разрешения проблемы в пользу виновника окажется отсутствие у сотрудника ГАИ материалов по совершенному правонарушению. В противном случае водителю придется также подготавливать доказательства с места происшествия, чтобы судья смог убедиться в несоответствии дорожного указателя или разметки установленному ГОСТу.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Камера. Все камеры, которые «штрафуют» за превышение скорости, могут определить и движение в противоположном направлении. Как правило, камеры ставят в местах, где нарушения происходят чаще всего, например, на длинных прямых участках дороги между населенными пунктами или районами города.
Инспектор ГИБДД. Сотрудники дорожной полиции тоже стоят там, где водители нарушают чаще. Если инспектор заметит движение по встречной полосе, последует наказание — чаще всего это лишение прав, но возможен и штраф.
Статья 12.15 ч3 и статья 12.15 ч4 КОАП
К несоблюдению Правил дорожного движения, в частности нарушению дорожной разметки, может быть отнесена целая группа действий, мешающих осуществлению установленных ПДД норм и требований.
Выезд на полосу встречного движения – штраф за обгон
Случаи, в которых предусмотрено наложение штрафа за выезд на встречную полосу:
- обгон с перемещением через сплошную линию – в соответствии с частью 4 статьи 12.15 КоАП;
- обгон с переходом на встречную полосу на дороге с движением в две стороны и четырьмя и более полосами – в соответствии с пунктом 9.2 ПДД;
- обгон по крайней левой полосе на дороге с трехполосной разметкой – в соответствии с пунктом 9.3 ПДД;
- обгон на пешеходных переходах, мостах, железнодорожных переездах, перекрестках – в соответствии с пунктом 11.4 ПДД.
Когда водитель, совершая обгон, пересек разметку 1.6, максимальное наказание, которому он может подвергнуться, – штраф в размере 5000 рублей или лишение водительских прав на срок до полугода. Если то же нарушение повторяется, автомобилиста лишают прав на год.
В этой ситуации, водителю выгодно, если правонарушение фиксируется на камеру: при предоставлении материала в суд, ему удастся отделаться штрафом в максимальном размере, сохранив возможность управлять автомобилем.
Объезд препятствий и выезд на встречную
Что именно входит в категорию препятствий, в Правилах дорожного движения не определено. Согласно второму регулирующему документу, Кодексу об административных правонарушениях, термином «препятствие» может быть обозначен не движущийся объект любого вида, мешающий движению по соответствующей полосе и не позволяющий совершить объезд справа.
Как следует из определения, препятствием не может быть названа дорожная пробка или транспортное средство со слишком малой скоростью, замедляющее движение. Объезд таких объектов с пересечением сплошной 1.6 является правонарушением, и в соответствии с частью 3 статьи 12.15 КоАП, наказывается штрафом в сумме 1000-1500 рублей.
Нарушение четырехполосной разметки, согласно статье 12.16 КоАП, представляет собой правонарушение, влекущее наложение штрафа до 500 рублей.
Выезд на полосу встречного движения
Наказанием за это действие является штраф от 1500 рублей, кроме случаев, когда оно выполнено на перекрестке, не снабженном запрещающим знаком.
Разворот с выездом на встречку
Маневр позволяется совершать, в случае наличия нескольких линий разметки, из крайней левой полосы.
Водитель, заехавший во время разворота на встречную линию, рискует получить штраф в размере 1000-1500 рублей.
Выезд на дорогу, на которой предусмотрено одностороннее движение
Это правонарушение, в большинстве случаев, совершают желающие проехать под «кирпичом» водители. Наказание зависит от места, где был совершен выезд.
Например, если это случилось на территориях АЗС или стоянок торговых центров, максимальный размер штрафа составит 500 рублей.
Выезд на дорогу с односторонним движением равнозначен движению по встречной полосе и карается лишением прав на управление транспортными средствами на время 4-6 месяцев, при рецидиве – до года.
Перестроение на полосу реверсивного движения
Обстоятельства, сопровождающие выезд на предназначенную для реверсивного движения встречную полосу:
- неисправен светофор;
- выезд запрещен (загорелся красный сигнал);
- водитель не перестроился в течение предупреждающего сигнала (желтый, стрелка вправо).
Совершенное действие влечет штраф в размере 5000 рублей или лишение водителя прав.
Когда можно отстоять свои права?
Представители ГАИ далеко не всегда корректно описывают совершенное водителем правонарушение. В частности, в Кодексе об административных правонарушениях различаются понятия движения по встречной полосе и неправильно выполненного разворота, сопровождаемого нарушением разметки и предписаний дорожных знаков.
Таким образом, разворот через сплошную еще не является движением по встречной полосе, и наибольшая предусмотренная сумма штрафа за это действие составит 1500 рублей.
Выезд на встречные трамвайные пути
Эта ситуация до конца не определена. Движение в месте пролегания рельсового пути описывается пунктами 8.5, 8.8 Правил дорожного движения.
Согласно этим статьям, с путей можно осуществлять разворот, но перед маневром водителю следует пропустить передвигающийся попутно транспорт, независимо от наличия рельсов.
В случае выезда на трамвайные пути со встречным движением, автомобилисту грозит штраф от 5000 рублей или лишение прав на срок 4-6 месяцев.
Более половины всех регистрируемых нарушений правил движения на двусторонних дорогах вызваны выездом автомобилистов навстречу движущемуся потоку машин. И даже ужесточение наказаний за подобные нарушения не способствует снижению их количества. Наказанием в таких случаясь становится лишение прав на вождение или штрафы, размер которых зависит от условий, в которых это произошло. Например, за выезд на встречную полосу первый раз наказание в 2020 году представляет выплату 5 тыс. рублей или водитель лишается права водить машину на ближайшие 4-6 месяцев.
Выезд на полосу встречного движения обычно заканчивается штрафом, хотя в некоторых случаях, предусмотренных правилами дорожного движения, его можно избежать. Что же поможет избежать наказания?
- Узкая дорога без разметки и знаков, говорящих о том, что обгон запрещается. Получается, что в данном случае нет никаких запретов на то, чтобы выехать на встречную полосу и совершить обгон. Пункт 9.1 ПДД предусматривает, что количество полос движения определяется либо дорожной разметкой, либо специальными знаками; если же они отсутствуют, то это определяют сами водители с учетом габаритов автомобиля, ширины проезжей части и необходимого интервала. Из вышесказанного можно сделать один точный вывод: если нет разметки и знаков, то количество полос должно быть четным (как правило, это две полосы).
- Если на дороге 3 полосы для движения, вы видите разметку и нет никаких знаков, которые бы запретили вам совершать обгон. Если нет разметки, то дорога будет считаться двух- или четырехполосной.
Но есть и ситуации, когда выезд на встречную полосу категорически запрещен:
- Пункт 9.2 ПДД закрепляет правило, в соответствии с которым на дорогах, где имеется двустороннее движение с числом полос 4 и более, запрещается выезжать на полосу встречного движения для обгона. То есть разрешено выехать только для разворота или поворота, если это не запрещено знаками или дорожной разметкой.
- Если вы видите разметку, которая запрещает выезд на полосу встречного движения.
- Если есть знак «Обгон запрещен». В этом случае запрещается выезжать на полосу встречного движения независимо от количества полос и ширины проезжей части.
Проезд на красный свет — штраф в 2018
Нарушая предписания езды по встречке, водители рискуют быть оштрафованными как при случайном попадании в поле зрения сотрудников ГИБДД, так и вследствие произвольного выявления данного правонарушения.
Так как данные главы КоАП предписывают во многих пунктах лишение шофёрских прав. Это означает, что штраф или лишение за выезд на встречку – решение остаётся на усмотрение и понимание инспекторов ГИБДД, которые перед предъявлением нарушения обязаны зафиксировать его посредством установленного на посту или в автомобиле ДПС регистратора. Приостановка действия ВУ происходит на месте нарушения с предварительным составлением протокола и выдачей временного удостоверения, действующим до начала официального лишения. После проведения всех административных процедур на месте совершения нарушения, материалы направляются в мировой суд, в ходе заседания которого судья либо подтверждает действия офицера ГИБДД, либо отменяет их, штрафуя нарушителя. После официального постановления суда у водителя изымается временное ВУ, и стартует официальный срок лишения, во время которого шофёр не имеет права быть допущенным к вождению автомашины. По истечении лишения автолюбитель должен обратиться в отдел ГИБДД по месту лишения и получить назад свои права.
Выезд на встречную полосу через сплошную разметку
Составы правонарушений, предусмотренных статьей 12.15 КоАП РФ являются формальными, то есть административная ответственность наступает за нарушения правил расположения транспортных средств на проезжей части, встречного разъезда или обгона независимо от того, нанесен ли в результате их совершения реальный ущерб правам участников дорожного движения.
Квалификация действий водителя по ч. 1 статьи 12.15 КоАП РФ
В ч. 1 статьи 12.15 КоАП РФ содержится состав административного правонарушения, объективная сторона которого охватывает совершение одного из следующих деяний:
- нарушение требований к расположению транспортных средств на проезжей части дороги, включенных в раздел 9 Правил дорожного движения;
- нарушение положений разд. 11 Правил дорожного движения, устанавливающего порядок встречного разъезда;
- нарушение п. 9.9 Правил дорожного движения, запрещающего движение по обочинам;
- несоблюдение установленного в абз. 4 п. 2.7 Правил дорожного движения предписания, запрещающего пересекать организованную транспортную или пешую колонну, а также занимать место в ней.
Значение терминов «Дорога», «Проезжая часть», «Обочина», «Организованная транспортная колонна» и «Организованная пешая колонна» раскрывается в п. 1.2 Правил дорожного движения.
Нарушение водителем правил расположения транспортных средств на проезжей части, повлекшее причинение легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью потерпевшего, не охватывается составом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи 12.15 КоАП РФ. В зависимости от тяжести наступивших последствий указанные действия подлежат квалификации по нормам ст. 12.24 КоАП РФ или ст. 264 Уголовного кодекса РФ.
Квалификация действий водителя по ч. 1.1 статьи 12.15 КоАП РФ
В ч. 1.1 статьи 12.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение водителем тихоходного транспортного средства или транспортного средства, перевозящего крупногабаритный груз, или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 км/ч, предписания п. 11.6 Правил дорожного движения, в силу которого при движении вне населенных пунктов водитель такого транспортного средства должен принять как можно правее, а при необходимости и остановиться, чтобы пропустить следующие за ним транспортные средства для обгона или опережения.
Под крупногабаритным грузом подразумевается груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди и сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня. Такой груз должен быть обозначен опознавательным знаком «Крупногабаритный груз» (п. 23.4 Правил).
Обгон — это опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).
Опережение — это движение транспортного средства со скоростью, больше скорости попутного транспортного средства без выезда на полосу, предназначенную для встречного движения (п. 1.2 Правил).
Квалификация действий водителя по ч. 2 статьи 12.15 КоАП РФ
С объективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 статьи 12.15 КоАП РФ, состоит в нарушении требования п. 9.9 Правил дорожного движения, запрещающего движение транспортных средств по пешеходным, велосипедным дорожкам и тротуарам.
Движение по пешеходным дорожкам и тротуарам в жилых зонах и на дворовых территориях в нарушение требования п. 17.1 Правил подлежит квалификации по специальной норме ч. 1 ст. 12.28 КоАП РФ. То же правонарушение, совершенное в городах федерального значения, квалифицируется по ч. 2 ст. 12.28 КоАП РФ.
При применении положений ч. 2 ст. 12.15 КоАП РФ необходимо учитывать, что остановка или стоянка транспортных средств на тротуаре, повлекшие создание препятствий для пешеходов, не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 статьи 12.15 КоАП РФ, а влекут административную ответственность по ч. 3 ст. 12.19 КоАП РФ.
Значение терминов «остановка» и «стоянка» см. в п. 1.2 Правил дорожного движения.
Квалификация действий водителя по ч. 3 статьи 12.15 КоАП РФ
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 статьи 12.15 КоАП РФ, состоит в нарушении требований Правил дорожного движения, повлекшем выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия.
В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ» содержатся следующие разъяснения:
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ (выезд на полосу встречного движения)
Действия водителя, связанные с нарушением требований ПДД РФ, а также дорожных знаков или разметки, повлекшие выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления (за исключением случаев объезда препятствия (пункт 1.2 ПДД РФ), которые квалифицируются по части 3 данной статьи), подлежат квалификации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.
Непосредственно такие требования ПДД РФ установлены, в частности, в следующих случаях:
- а) на любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева (пункт 9.1(1) ПДД РФ);
- б) на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения (пункт 9.2 ПДД РФ);
- в) на дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, средняя из которых используется для движения в обоих направлениях, запрещается выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения (пункт 9.3 ПДД РФ);
- г) не допускается обгон движущегося впереди транспортного средства, производящего обгон или объезд препятствия либо движущегося впереди по той же полосе и подавшего сигнал поворота налево, а также следующего позади транспортного средства, начавшего обгон; маневр обгона также запрещен, если по его завершении водитель не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу (пункт 11.2 ПДД РФ);
- д) запрещается обгон на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной; на пешеходных переходах; на железнодорожных переездах и ближе чем за сто метров перед ними; на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях; в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью (пункт 11.4 ПДД РФ);
- е) запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед железнодорожным переездом транспортные средства (абзац восьмой пункта 15.3 ПДД РФ);
- ж) запрещается выезжать на трамвайные пути встречного направления (пункт 9.6 ПДД РФ);
- з) поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения (пункт 8.6 ПДД РФ).
Кроме того, в силу пункта 3.2 ПДД РФ запрещен обгон транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом либо транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств) (например, организованной транспортной колонны).
Движение по дороге с двусторонним движением в нарушение требований дорожных знаков 3.20 «Обгон запрещен», 3.22 «Обгон грузовым автомобилям запрещен», 5.11.1 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств», 5.11.2 «Дорога с полосой для велосипедистов», 5.15.7 «Направление движения по полосам», когда это связано с выездом на полосу встречного движения, и (или) дорожной разметки 1.1, 1.3, 1.11 (разделяющих транспортные потоки противоположных направлений) также образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ. Невыполнение требований дорожных знаков 4.3 «Круговое движение», 3.1 «Въезд запрещен» (в том числе с табличкой 8.14 «Полоса движения»), в результате которого транспортное средство выехало на полосу, предназначенную для встречного движения, также может быть квалифицировано по данной норме.
При этом действия лица, выехавшего на полосу, предназначенную для встречного движения, с соблюдением требований ПДД РФ, однако завершившего данный маневр в нарушение указанных требований, также подлежат квалификации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.
Проверка законности установления дорожного знака или дорожной разметки
В том случае, если объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ, выражается в выезде на полосу, предназначенную для встречного движения, в нарушение требований дорожного знака или дорожной разметки, при рассмотрении дела необходимо иметь в виду, что такой знак/разметка (в том числе временные) должен/должна быть установлен/нанесена в соответствии с законодательством Российской Федерации и зафиксирован/зафиксирована на схеме (проекте) организации дорожного движения (в том числе временных).
Под выездом на встречку принято понимать заезд ТС на полосу дороги, предназначенную для движения встречных автомобилей. Так как движение транспортных потоков на дороге определяется разметкой, знаками и светофорами, при езде в населенных пунктах и за городом водители обязаны руководствоваться их указаниями. В одних случаях разметка и знаки дорожного движения разрешают автомобилистам выезжать на встречную полосу для выполнения на них определенных действий, в других — категорически запрещают.
Независимо от того, за какое описываемое в данной статье нарушение дорожный инспектор остановил автолюбителя, последний избежит лишения ВП и отделается исключительно потерей денег только в том случае, если подобное правонарушение он совершил в первый раз за последние 12 месяцев.
По состоянию на 2020 год ПДД предусматривает несколько ситуаций, связанных с запрещенным выездом на встречку. Попав в одну из них, водитель автоматически накажет себя рублем. Все эти ситуации перечислены в приведенной ниже таблице.
№ п/п | Вид нарушения | Пояснение | Штраф, р. (ст. — ч. КоАП) |
---|---|---|---|
1 | Обгон по встречной | Запрещенным маневром считается не только полное, но и частичное пересечение ТС сплошной линии разметки, разделяющей разнонаправленные потоки транспорта. | 5000
(12.15 — 4) |
2 | Объезд препятствия по встречке | Пункт 1.2 ПДД гласит, что препятствием считается любой неподвижный объект на полосе движения. Не являются таковым автомобильный затор или ТС, остановленное для проверки дорожным инспектором. | 1000–1500
(12.15 — 3) |
3 | Разворот через сплошную полосу с выездом на встречную | Запрещается совершать выезд через сплошные одинарную 1.1 и двойную 1.3 линии, а также разметку 1.11 со стороны ее непрерывной составляющей. | 5000
(12.15 — 4) |
4 | Встречное движение по односторонней дороге | Приравнивается к заезду на встречку. | 5000
(12.16 — 3) |
5 | Выезд на реверсивную полосу | Не разрешается совершать под неработающий светофор. | 5000
(12.15 — 4) |
Несвоевременное перестроение с реверсивной под желтый или въезд на нее под красный сигнал светофора | 1000
(12.12 — 1) |
||
Объезд препятствия по полосе, действующей в режиме реверса | 1000–1500
(12.15 — 3) |
||
6 | Выезд на встречные трамвайные пути | При обгоне приравнивается к заезду на встречку. | 5000
(12.15 — 4) |
При объезде препятствия санкция смягчается. | 1000–1500
(12.15 — 3) |
Ответственность по 12.15 КоАП РФ
Если автомобилист совершит одно и то же нарушение, связанное с заездом на встречку, второй раз на протяжении одного года и будет остановлен за это сотрудниками ГИБДД, отделаться потерей некоторой суммы или лишением прав за выезд на встречную полосу сроком на 4–6 месяцев у него не получится. В этом случае в суде он гарантированно превратится в пешехода на 1 год.
Несмотря на то что заезд на встречку считается тяжким правонарушением, за которое строго наказывают штрафом или лишением ВП, даже за него можно полностью избежать наказания. Однако для этого человек должен привести убедительные доводы, рассмотрев которые остановивший его инспектор (или в дальнейшем судья) «простит» ему выезд на встречную. К таковым доводам относятся:
- Попытка избежать ДТП. Если автолюбитель переехал сплошную линию, чтобы не врезаться в другой автомобиль или не сбить выскочившего под колеса человека, то, вероятней всего, его не накажут.
- Крайняя необходимость. Под ней обычно подразумевают ситуацию, когда заезд на встречку автомобилист осуществил, объезжая препятствие из-за того, что не мог ждать, когда для проезда освободятся попутные полосы. Если водитель предоставит остановившему его инспектору доказательства того, что он везет в больницу тяжелобольного родственника либо спешит куда-то по неотложному делу, то, скорее всего, сотрудник ГИБДД не будет составлять на него протокол за движение по полосе для встречного транспорта.
- Нечитаемость разметки или отсутствие умысла в совершении запрещенного маневра у нарушителя. Это самые спорные доводы, которые на большинство инспекторов не действуют. Для доказательства того, что управляющий ТС человек проехал против потока из-за того, что не увидел запрещающей сплошной, чаще всего приходится обращаться в суд. Однако в случае, когда владельцу авто грозит не штраф, а изъятие ВП, данные доводы остаются последним шансом для автомобилиста не превратиться на несколько месяцев в пешехода.
Езда против потока часто вызывает вопросы даже у опытных автомобилистов. Спорные моменты, связанные с заездом на встречку, активно обсуждаются пользователями многих автомобильных форумов. Примеры таких «дискуссий» приведены ниже.
Если на реверсивной полосе столкнутся машины, выехавшие на нее с двух разных сторон под выключенные светофоры, кого из водителей накажут?
Ответ: Обоих. Согласно п. 6.7 ПДД перестроение на реверсивную полосу под неработающий светофор запрещено. Причина: регулирующий движение прибор может не работать лишь с одного конца реверсивного участка дороги, а с другого он в это же время может функционировать нормально. Если водитель выедет на него под выключенный светофор, он может оказаться на встречке, за что автоматически будет оштрафован. В случае же, описанном в Вашем вопросе, водители обоих ТС оказываются в одной ситуации и совершают одинаково наказуемые деяния.
Недавно ездили в гости к знакомым, а попасть к ним можно только по улице с односторонним движением. При подъезде к дому муж проглядел поворот, поэтому остановился и сдал задом назад. Меня интересует: если бы нас «поймали» гаишники, могли бы они оштрафовать мужа за езду задним ходом по улице с односторонним движением как за езду по встречной?
Ответ: Еще в 2012 г. Верховный Суд РФ разъяснил, что езда задним ходом по дороге с односторонним движением разрешается при условии «объективной необходимости» (для объезда препятствий, парковки). Однако пропуск поворота и возвращение к нему задом под это понятие не подпадают, поэтому инспекторы ГИБДД чаще всего трактуют такой маневр именно как движение по встречке и штрафуют за него на 5000 рублей по ч. 3 ст. 12.26 КоАП. То есть Вашего мужа, скорее всего, по этой статье бы и оштрафовали.
Как быть, если я еду по 2-полосной дороге, на которой нет разметки (или ее не видно) и мне надо обогнать попутку? Допустим, я пойду на обгон, а меня остановят стоящие недалеко гаишники. Смогу ли я избежать штрафа за обгон по встречке?
Ответ: В данном случае Ваш вопрос описывает 2 диаметрально разные ситуации. Если на дороге нет сплошной линии и Вы обгоняете попутное ТС, соблюдая все правила обгона, то оштрафовать Вас не могут по закону. Если же сплошная есть, но ее не видно (из-за снега, грязи), то избежать наказания за выезд на встречную полосу Вы также сможете, но для этого Вам придется потрудиться. Нужно будет самостоятельно собирать доказательства нечитаемости разметки, искать свидетелей своего проступка, нанимать адвоката и идти с ним в суд.
Да, многие помнят, что на первых же занятиях в автошколах инструкторы объясняют будущим водителям, что выезд на встречку считается одним из опаснейших дорожных маневров и Административный кодекс жестко наказывает за подобное нарушение ПДД. Несмотря на это, некоторая часть автолюбителей игнорирует Правила и периодически выскакивает против потока, рискуя спровоцировать аварию. Именно таким водителям хочется еще раз сказать: помните, что несколько минут, выигранных сомнительным маневром на встречке, не стоят человеческих жизней, которые может забрать запрещенный объезд пробки или разворот через сплошную.
С начала 2016 г. ГИБДД введено нововведение, которое должно способствовать своевременной выплате штрафов нарушителями. В 2021 году можно оплатить штраф за выезд на встречную полосу со скидкой 50%. На это отводится 20 суток после вынесения соответствующего постановления.
Стоит отметить, что скидка действует не на все виды нарушений ПДД. В частности, рассчитывать на поблажки не приходится в следующих ситуациях:
- систематические нарушения (например, повторный выезд на встречную полосу);
- нахождение водителя в состоянии наркотического или алкогольного опьянения;
- причинение пострадавшим в ДТП легкого вреди здоровью или травм средней тяжести.
В остальных случаях скидкой можно воспользоваться.
К спорным моментам, которые при грамотном обосновании могут повлиять на сумму штрафа, являются выезд на встреченные трамвайные пути и выезд на встречную полосу при объезде препятствия, развороте, повороте налево. Сумма штрафа: 1000 – 1500 рублей (ч. 3 ст. 12.15 КоАП).
При урегулировании данного вопроса с инспекторами ГИБДД следует обратить внимание на трактовку понятия «выезд на полосу встречного движения»: направление движения в этом случае будет сохранено или изменится очень незначительно (перестроение). Если же водитель совершает разворот или поворот, направление движения изменится. Это дает возможность обосновать неприменимость ст. 12.15 КоАП, по которой наказание водителя достаточно жесткое — лишение водительских прав.
Также можно предпринять попытку смягчить наказание или переквалифицировать его, применив другую статью КоАП, при вынужденном маневре — избежание ДТП, когда выезд на полосу встречного движения является необходимым и служит поводом для смягчения или освобождения от ответственности по ст. 12.15 КоАП.
- пункт 9.2 «На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы. При этом не важно — есть разметка или нет, так как количество полос движения определяется разметкой или знаками «движение по полосам», а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов автомобиля. При этом стороной для встречного движения считается половина ширины дороги, расположенная слева.
Согласно ГОСТу, ширина каждой размечаемой полосы движения должна быть не менее 3 метров. Измерять следует реальную ширину дороги. Например, зимняя дорога сужена из-за собранного снега, значит, измерять ширину нужно от отвала до отвала, а не откапывать бордюр под ним. Если есть разметка, то по краям проезжей части от разметки до разметки. И не следует обращать внимание на местные уширения, они на количество встречных полос не влияют.
- Не уступил дорогу машине с преимущественным правом движения
- Не уступил дорогу машине с разметкой и мигалками
- Выехал на встречную полосу с нарушением правил
- Обогнал транспортное средство, когда это запрещено
- Нарушил правила остановки и стоянки
- Причинил вред здоровью из-за нарушений ПДД
- Не выполнил обязанности после дорожно-транспортного происшествия
Если водитель не уступил дорогу автомобилю, у которой на конкретном участке дороги есть преимущественное право движения, его могут оштрафовать на 1000 Р по ч. 2 ст. 12.13 или на 500 Р по ч. 3 ст. 12.14 КоАП РФ.
Предоставить преимущественное право — значит не начинать движение, прекратить маневр или остановиться, если иначе машине с преимущественным правом придется изменить направление или скорость движения (п. 1.2 ПДД,)
Но если транспортное средство едет не по правилам, то у нее нет преимущественного права. И водители не обязаны уступать ей дорогу. А значит, и штрафовать их тоже нельзя.
К примеру, транспортное средство едет по обочине, встречной полосе или выезжает на перекресток на красный свет, а водитель другой транспортного средства не уступил ему дорогу. Он и не должен уступать — даже если есть признаки преимущественного права движения. Тут нет повода для штрафа. Используйте это, чтобы не потерять деньги из-за чужих нарушений: ссылайтесь на пункт 14 постановления Пленума ВС № 20.
Скорой помощи, пожарной охране, полиции, ДПС, спасательным службам и другим транспортным средствам со специальной разметкой, синими маячками и сиреной нужно предоставлять преимущество при движении — то есть пропускать такие автомобили. Если не пропустить, за это штрафуют по ч. 2 ст. 12.17 КоАП РФ — на 5000 Р, а могут и лишить прав на срок до года.
Но нарушением это будет считаться, только когда соблюдаются два условия:
- Синяя мигалка и сирена включены одновременно. Если есть только звук или только маячок, этого недостаточно для лишения прав. Маячки другого цвета тоже не в счет.
- Маячок и звук включили при выполнении неотложного служебного задания, а не просто чтобы объехать пробку (п. 3.1—3.5 ПДД)
Выезд на встречку: нарушение и наказание
Если водитель выехал на встречную полосу из-за того, что нарушил правила дорожного движения или проигнорировал разметку, его могут оштрафовать по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ — на 5000 Р. По той же статье могут лишить прав на полгода. И это не то же самое, что выезд на встречную полосу при объезде препятствия: за такое штраф меньше, а лишение прав вообще не предусмотрено.
Запреты выезда на встречную полосу, при нарушении которых грозит лишение прав, упоминаются, например, в таких пунктах ПДД: 8.6, 9.1.1, 9.2, 9.3, 9.6, 11.2, 11.4, 15.3.
Если обгонять скорую помощь по встречке или не выполнять требования знаков «Круговое движение» и «Въезд запрещен», это тоже попадает под ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, по которой лишают прав.
Когда маневр с выездом на встречную полосу начинается без нарушения ПДД, а заканчивается с нарушением — это повод для большого штрафа или лишения прав.
Но Верховный суд объяснил, что знаки и разметка, при нарушении которых водитель выезжает на встречку, должны быть установлены там, где положено, и отмечены на дорожной схеме. Это касается даже временных знаков. Рассматривая дело о лишении прав за выезд на встречную полосу, суд может истребовать схемы и проекты дорог. Если знак там не отмечен и нет разметки, то и нарушения тоже нет — а соответственно, штрафовать на 5 тысяч не положено. И тем более нельзя лишать прав.
Знак 3.20. Этот знак означает запрет обгона. Если автомобилист нарушил запрет и выехал на встречную полосу, это нарушение попадет под ч. 4 ст. 12.15 — можно потерять права на полгода. Но для запрета есть исключения: нельзя обгонять любой транспорт, кроме гужевых повозок, велосипедов, мопедов, мотоциклов без прицепа.
Если других запретов кроме знака 3.20 нет, то выезд на встречную при обгоне велосипеда под лишение прав не попадает. Потому что велосипеды обгонять не запрещено. Но будьте внимательны: кроме знака 3.20 бывают другие запреты на обгон, например на пешеходных переходах или опасных поворотах.
Тихоходный транспорт. Тихоходные транспортные средства тоже можно обгонять, даже если есть знак 3.20, но нет других запретов. Но с этим бывают проблемы: по правилам на тихоходное транспортное средство необходимо установить специальный знак — красный треугольник в желтой рамке.
Не все автомобилисты соблюдают это условие. Получается, что хотя каток или трактор не могут ехать быстрее 30 км/ч, но без знака их как будто нельзя обгонять (п. 8 основных положений ПДД)
Верховный суд объявил, что можно. Даже если нет опознавательного знака, но завод-изготовитель установил максимальную скорость не больше 30 км/ч, такой транспорт можно обгонять. Но тут важны именно заводские характеристики. Если транспорт просто едет медленнее 30 км/ч, но мог бы ехать быстрее, обгонять нельзя — чревато лишением прав.
Если вас хотят оштрафовать за выезд на встречную полосу при обгоне асфальтоукладчика — якобы обгон был запрещен, — то можно сохранить права и деньги: ссылайтесь на пункт 15 постановления Пленума. Асфальтоукладчик — тихоходный транспорт, даже если на нем нет красного треугольника.
В разделе 12 ПДД описаны правила стоянки транспорта. Например, нельзя оставлять в автомобиле маленьких детей, останавливаться на пешеходном переходе и открывать двери, если это мешает другим транспортное средством. За нарушение этих правил штрафуют по ч. 1 ст. 12.19 КоАП РФ — штраф 500 Р.
Но есть нарушения, за которые штрафы будут выше. К примеру, если припарковаться на местах для инвалидов, можно потерять 5000 Р: это уже ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ.
За стоянку на тротуаре штраф 1000 Р по ч. 3 той же статьи. А вот если оставить транспортное средство на детской площадке или газоне, под ст. 12.19 КоАП это вообще не попадает — за такое могут наказать только по региональным законам.
Если транспортное средство стоит одновременно и на тротуаре, и на газоне, то оштрафуют и по ст. 12.19 КоАП РФ, и по региональному административному кодексу.
Стоянка и остановка в зоне дорожных знаков, которые ее запрещают, — это повод для штрафа уже не по ст. 12.19, а по ч. 4 ст. 12.16 КоАП РФ. Штраф — 1500 Р, для Москвы и Петербурга — 3000 Р. А еще транспортное средство могут задержать.
Если транспортное средство стоит под запрещающим знаком, это длящееся нарушение. Даже когда транспортное средство оставили на час или два, штраф может быть только один. Нельзя 3 раза зафиксировать камерой неправильно припаркованное транспортное средство и отправить владельцу три постановления. Но если на автомобиле уехали, а потом опять оставили его под знаком «Остановка запрещена», тогда первое нарушение прекратилось и началось второе — и штрафа тоже может быть два.
Если автомобилист нарушил правила дорожного движения и причинил кому-то легкий или средний вред, его оштрафуют по ст. 12.24 КоАП РФ. За легкий вред придется заплатить до 5000 Р, за средний — до 25 000 Р. Или можно остаться без прав. Ущерб потерпевшему нужно возмещать отдельно.
По этой статье наказывают только водителей. Если правила дорожного движения нарушил пешеход и из-за этого кто-то пострадал, виновника накажут по ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ. За легкий и средний вред здоровью можно получить штраф от 1000 до 1500 Р, а не 5 тысяч, как для водителей.
Если в дорожно-транспортном происшествии пострадал только водитель, то есть он и нарушитель, и потерпевший, его по статье 12.24 КоАП не штрафуют. Платить деньги в бюджет за вред здоровью придется только в том случае, если по вине водителя пострадал другой человек. Зато водителя могут оштрафовать за нарушение, которое он допустил. Например, за проезд на красный свет или за неисправные тормоза.
Когда по вине водителя причинен вред нескольким людям, протокол все равно один, а в нем указаны все потерпевшие. Если есть и легкий, и средний вред, дела объединяют в одно и назначают наказание по более строгой части статьи 12.24 КоАП РФ, а не несколько штрафов за разные виды вреда здоровью.
Опережение других машин с выездом на встречную проезжую часть запрещено на:
- участках с повышенной опасностью (регулируемых, нерегулируемых перекрестках);
- сложных поворотах, крутых подъемах, местах с плохой видимостью;
- «зебре» (даже в случае отсутствия на ней пешеходов);
- вблизи, непосредственно на железнодорожных переездах;
- при наличии запрещающего знака.
Какие штрафы предусмотрены за выезд на встречку?
Сумма штрафа зависит от траектории маневра, совершаемого автотранспортом:
- Если автолюбитель, поворачивая налево, пересечет разметку (двойную или сплошную), то ему положено административное взыскание от 1000 до 1500 р.
- Если авто оказывается на встречной проезжей части хотя бы частично, размер наказания увеличивается – 5000 р., либо изъятие водительских прав до шести месяцев.
Участок трассы, позволяющий транспортным средствам двигаться в разных направлениях на одной полосе, называют реверсивным. Такое движение регулируется уполномоченными сотрудниками, является вынужденной мерой, увеличивающей пропускную способность полосы в часы пик.
Реверсивный отрезок располагают в центре трассы, выделяя двойной прерывистой разметкой. Перестроение на него разрешается только при работающем специальном светофоре.
Границы отрезка (начало и конец) отмечаются установленными знаками, на которые следует обращать внимание при перестроении в другой ряд.
Покидая реверсивную полосу, автовладелец, поворачивающий налево/направо, по окончании маневра должен занять правый ряд на трассе с двойным движением6 пункт 9.8 (ПДД).
Нарушение правил пересечения реверсивных участков чревато наложением денежного взыскания:
- водитель, не занявший правую полосу при выезде с данного участка дороги, понесет административную ответственность в размере 500 р.;
- заезд на выделенный отрезок при неработающем светофоре наказывается штрафом в 5000 р. (повторное нарушение – конфискация водительских прав на один год);
- несоблюдение правил вождения на реверсивном ряду чревато взысканиям в 1000 р.
Проезд через трамвайные рельсы может двояко трактоваться, поэтому вызывает много споров и разбирательств между инспекторами ГИБДД и водителями.
Перемещение на данный участок дорожного полотна допустимо при следующих условиях:
- машина не мешают трамваю;
- движение осуществляется в попутную сторону;
- водителю необходимо осуществить разворот либо объезд при повороте налево;
- трамвайный путь не отгорожен от автомобильной полосы и находится с ним на одном уровне;
- перегруженность трассы.
Горизонтальная линия на трассе определяет границы и порядок движения автомобильного потока. Разметка может быть прерывистой, сплошной, двойной, временной. Независимо от типа линии ее пересечение влечет административное наказание.
Санкции за пересечение разметки при:
- Повороте, развороте, объезде препятствий – 1000-1500 р.
- Перестроении во второй ряд или на перекрестке – 1500 р.
- Выезде со двора – 500 р.
- Обгоне с пересечением сплошной разметки – 5000 р.
Если автомобилист считает выписывание штрафа или изъятие прав несанкционированными, он вправе подать апелляцию в суд.
Для этого следует:
- Внимательно ознакомиться со всеми пунктами протокола, сделать отметку о несогласии с описанными обстоятельствами.
- Предупредить сотрудника ДПС о вашем желании обжаловать взыскания в уполномоченном органе.
- Не передавать инспектору запись с видеорегистратора, которая будет использована в качестве весомого аргумента при рассмотрении дела.
- В течение 10 дней предоставить в районный суд копию, имеющегося у вас протокола, с приложенными доказательствами, включая видео с места происшествия.
- Ждать решения суда (процедура рассмотрения дела может длиться до двух месяцев).