Повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Комментируемая ст. 20.4 КоАП РФ устанавливает меры административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности.

Административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.4 КоАП РФ, посягает на общественный порядок и общественную безопасность.

Объектом правонарушения по ст. 20.4 КоАП РФ является пожарная безопасность — составная часть общественной безопасности, представляющая собой совокупность общественных отношений, охраняемых противопожарными правилами, нормами и стандартами и направленных на обеспечение государственных мер по борьбе с огнем.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

Cтатья 20.4. КоАП Нарушение требований пожарной безопасности

1. Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, — влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

3. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

4. Выдача сертификата соответствия на продукцию без сертификата пожарной безопасности в случае, если сертификат пожарной безопасности обязателен, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

5. Продажа продукции или оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

6. Несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

13 июня 1996 года N 63-ФЗ

Для переноса сроков исполнения выданного ранее предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности необходимо в установленные сроки обратиться с мотивированным письмом в соответствующий орган государственного пожарного надзора.


При этом невыполнение в установленный срок предписания на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан – в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – в размере от 5 тыс. до 6 тыс. руб. (к должностному лицу также может быть применена дисквалификация на срок до трех лет);
  • на юридических лиц – в размере от 90 тыс. до 100 тыс. руб. Повторное совершение указанных административных правонарушений влечет наложение административного штрафа: • на граждан – в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – в размере от 15 тыс. до 20 тыс. руб. (альтернатива – дисквалификация на срок до трех лет);
  • на юридических лиц – в размере от 150 тыс. до 200 тыс. руб.

Наиболее часто в ходе проверок выявляются следующие нарушения требований пожарной безопасности:

1. загромождение эвакуационных путей и выходов. Подпункт «б» п. 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (далее – Правила № 390), запрещает:

  • загромождать эвакуационные пути и выходы (в т. ч. проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами;
  • блокировать двери эвакуационных выходов;

2. нахождение систем автоматической противопожарной защиты (пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре и т. п.) в неисправном состоянии. Пункт 61 Правил № 390 требует от руководителя организации:

  • обеспечить исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта:
      • автоматических (автономных) установок пожаротушения;
      • автоматических установок пожарной сигнализации;
      • установок систем противодымной защиты;
      • системы оповещения людей о пожаре;
      • средств пожарной сигнализации;
      • противопожарных дверей;
      • противопожарных и дымовых клапанов;
      • защитных устройств в противопожарных преградах;
  • организовывать не реже одного раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки;

3. изменение в ходе эксплуатации здания (помещений) объемно-планировочных решений (перепланировка), из-за которых оказывается ограниченным доступ к пожарным кранам, первичным средствам пожаротушения, уменьшается зона действия систем автоматической противопожарной защиты, а также нарушаются проектные решения по путям эвакуации:

  • подп. «е» п. 23 Правил № 390 запрещает производить изменение объемнопланировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим системам обеспечения пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией);
  • п. 33 Правил № 390 требует от руководителя организации при эксплуатации эвакуационных путей и выходов обеспечить соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в т. ч. по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с положениями ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» .

Между тем, основными причинами возникновения пожара в организациях являются:

  • неправильная эксплуатация электроустановок;
  • аварийный режим работы отдельных бытовых электроприборов.

Зачастую возникновению пожара способствует так называемый человеческий фактор.

С нарушением правил устройства и эксплуатации электрооборудования связано 65% всех пожаров в организациях, 15% пожаров обусловлено неосторожным обращением людей с огнем, в т. ч. при курении.

Например, известно, что электропроводка в зданиях рассчитана на определенную нагрузку, в российских условиях в помещениях часто отсутствует необходимое заземление. При этом сотрудники организаций об этом, как правило, не задумываются и включают в электрическую сеть очень мощные электроприборы или в нарушение требований заводов-изготовителей используют для питания электроприборов электрические сети без соответствующего заземления.


На практике встречаются случаи, когда даже правильная эксплуатация электроприборов приводит к их переходу в аварийный режим работы, что нередко заканчивается возникновением пожара.


При этом следует отметить, что общие положения Правил № 390, посвященные безопасной эксплуатации электроустановок и электроприборов, запрещают, в частности:

  • оставлять по окончании рабочего времени не обесточенными электроустановки и бытовые электроприборы в помещениях, в которых отсутствует дежурный персонал, за исключением дежурного освещения, систем противопожарной защиты, а также других электроустановок и электротехнических приборов, если это обусловлено их функциональным назначением и (или) предусмотрено требованиями инструкции по эксплуатации;
  • эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции;
  • пользоваться розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями;
  • обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
  • пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, а также при отсутствии или неисправности терморегуляторов, предусмотренных конструкцией;
  • применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы;
  • оставлять без присмотра включенными в электрическую сеть электронагревательные приборы, а также другие бытовые электроприборы, в т. ч. находящиеся в режиме ожидания, за исключением электроприборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы в соответствии с инструкцией завода-изготовителя, и др.

КоАП РФ предусматривает четыре вида административных наказаний за нарушение требований пожарной безопасности:

  1. предупреждение;
  2. административный штраф;
  3. административное приостановление деятельности;
  4. дисквалификация.

Применение такого вида наказания, как предупреждение, разрешается российским законодательством при определенных обстоятельствах, если соответствующее нарушение допущено впервые. Если же оно допущено не в первый раз, то назначается административный штраф. Тот факт, что лицо в течение года уже привлекалось за подобное нарушение и оно выявлено повторно, является основанием для применения максимально возможного административного наказания, вплоть до административного приостановления деятельности.

Конкретный размер административной ответственности зависит от наличия либо отсутствия смягчающих и отягчающих ее обстоятельств. Безусловно, при рассмотрении дел об административных правонарушениях в области пожарной безопасности учитывается опасность допущенных нарушений в смысле возникновения пожара, а также его возможных последствий.


Уголовная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности действующим законодательством не предусмотрена. Исключение составляют случаи возникновения пожара, повлекшего гибель людей или крупный материальный ущерб, если будет установлена причинно-следственная связь между произошедшим пожаром и нарушением требований пожарной безопасности.


Смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства определены КоАП РФ, который к числу смягчающих обстоятельств относит:

  • раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  • добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
  • добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;
  • оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
  • предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;
  • добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
  • добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);
  • совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
  • совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов РФ об административных правонарушениях.


Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, КоАП РФ признаются:

  • продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  • повторное совершение однородного административного правонарушения, т. е. совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию за совершение однородного административного правонарушения;
  • вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
  • совершение административного правонарушения группой лиц;
  • совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  • совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.

При этом судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать соответствующее обстоятельство отягчающим.

Административной ответственности, применяемой при нарушении требований пожарной безопасности, посвящена ст. 20.4 КоАП РФ (ее положения не касаются нарушений правил пожарной безопасности в лесах и нарушений требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте, которые предусмотрены ст. 8.32 и ст. 11.16 КоАП РФ соответственно).

Так, согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности влечет следующее административное наказание:

  • для граждан – в виде предупреждения или штрафа в размере от 1 тыс. до 1,5 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – в виде предупреждения или штрафа в размере от 6 тыс. до 15 тыс. руб.;
  • для юридических лиц – в виде предупреждения или штрафа в размере от 150 тыс. до 200 тыс. руб.

В соответствии с ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения предусмотрено следующее административное наказание:

  • для граждан – в виде штрафа в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – в виде штрафа в размере от 6 тыс. до 15 тыс. руб.;
  • для юридических лиц – в виде штрафа в размере от 150 тыс. до 200 тыс. руб.

Часть 4 ст. 20.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

Нарушения такого рода наказываются штрафом:

  • для граждан – в размере от 3 тыс. до 4 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – в размере от 15 тыс. до 20 тыс. руб.;
  • для юридических лиц – в размере от 150 тыс. до 200 тыс. руб.

В соответствии с ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ при повторном нарушении требований пожарной безопасности штрафные санкции увеличиваются (штраф, накладываемый на организацию в этом случае, может достигать 400 тыс. руб.), а административные материалы на юридическое лицо могут передаваться в суд для принятия решения об административном приостановлении деятельности объекта защиты на срок до 90 суток.

Самое суровое наказание предусмотрено ч. 6.1 ст. 20.4 КоАП РФ, согласно которой нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 600 тыс. до 1 млн руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности может быть возложена как на организацию в целом, так и на ее руководителя, а также лиц, назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Допустивший нарушение сотрудник организации может быть подвергнут административному наказанию в виде предупреждения или штрафа, а ее руководитель в дополнение к этому может быть дисквалифицирован и лишен права занимать руководящие должности на срок до трех лет.

Следует отметить, что, несмотря на то, что последний раз административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности ужесточалась еще несколько лет назад, ее нынешний размер представляется вполне адекватным и предпосылок для усиления ответственности пока не наблюдается.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, поджоги и пожары


Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности может быть возложена и на рядового сотрудника организации в случае, если он совершит противоправные действия прямо на глазах у государственного инспектора по пожарному надзору (например, будет курить в неустановленном месте).


Организации, не согласные с назначенным им административным наказанием, имеют возможность обжаловать постановление о его назначении в порядке, предусмотренном КоАП РФ, а также Арбитражным процессуальным кодексом РФ (в случае, если дело обжалуется в Арбитражном суде г. Москвы или иных арбитражных судах).

Лицо, возражающее против вынесенного в отношении него постановления о назначении административного наказания, имеет право в течении 10 суток с момента получения копии постановления обжаловать его вышестоящему должностному лицу федерального государственного пожарного надзора МЧС России или в судебном порядке. Правда, такое обжалование редко бывает успешным.

Например, в течение 2014 г. были удовлетворены заявления об обжаловании 225 постановлений о назначении административных наказаний, что составляет всего 1% от общего количества вынесенных должностными лицами органов государственного пожарного надзора постановлений, связанных с нарушением требований пожарной безопасности.

Источник: Журнал “Справочник специалиста по охране труда”

1. Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа

  • на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, —

влекут наложение административного штрафа

  • на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

2.1 Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, и выражается в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности, —

влекут наложение административного штрафа

  • на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток;
  • на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.

6.1. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, —

влечет наложение административного штрафа

  • на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

7. Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно, —

влечет наложение административного штрафа

  • на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.

9. Нарушение экспертом в области оценки пожарного риска порядка оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, при проведении независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) либо подписание им заведомо ложного заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности) —

влечет наложение административного штрафа

  • на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Написать комментарий

      Среди преступлений против личности посягательства на здоровье человека по своему значению примыкают к преступлениям против жизни и объединены с ними в одной гл. 16 УК. Объектом преступлений, предусмотренных ст. ст. 111 — 125 УК, является здоровье как фактическое состояние организма человека на момент совершения преступления.

      Уголовный закон охраняет от преступных посягательств здоровье каждого человека независимо от его возраста, жизнеспособности, болезненного состояния. Здоровье ребенка может быть объектом посягательства уже в процессе родов.

      Преступление против здоровья можно определить как противоправное, умышленное или неосторожное причинение вреда здоровью другого человека. Правомерное причинение вреда здоровью потерпевшего (при необходимой обороне, крайней необходимости и т.д.) не может рассматриваться как преступление против здоровья.

      Субъективная сторона преступлений, предусмотренных ст. ст. 111 — 117 УК, характеризуется прямым или косвенным умыслом. За неосторожное причинение тяжкого вреда здоровью ответственность наступает по ст. 118 УК. Для умышленного причинения вреда здоровью наиболее типичен неконкретизированный умысел, когда виновный предвидит и желает или сознательно допускает причинение вреда здоровью другого лица, но не представляет конкретно объем этого вреда и нередко лишен возможности конкретизировать степень тяжести причиняемого вреда здоровью. Квалификация содеянного при неконкретизированном умысле определяется в зависимости от фактически наступивших последствий, поскольку умыслом виновного охватывалось причинение любого вреда здоровью. При прямом конкретизированном умысле ответственность должна наступать за тот вред здоровью, который охватывался умыслом виновного.

      Субъект причинения вреда здоровью — физическое вменяемое лицо, достигшее в одних случаях 14 лет (ст. ст. 111, 112 УК), в других — 16 лет (ст. ст. 113 — 118 УК).

      Среди признаков тяжкого вреда здоровью в ст. 111 УК важнейшим является создание опасности для жизни. При наличии этого признака причинение вреда здоровью признается тяжким независимо от того, какие оно повлекло последствия. В соответствии с Медицинскими критериями опасным для жизни признается вред, который по своему характеру непосредственно создает угрозу жизни, а также вред здоровью, вызвавший развитие угрожающего жизни состояния. Предотвращение смертельного исхода в результате оказания медицинской помощи не изменяет оценку вреда здоровью как опасного для жизни.

      К повреждениям, которые по своему характеру непосредственно создают угрозу для жизни потерпевшего и могут привести к его смерти, относятся, например, проникающие ранения черепа, в том числе и без повреждения головного мозга; открытые и закрытые переломы костей свода и основания черепа, ушиб головного мозга тяжелой и средней степени; проникающие ранения позвоночника, в том числе и без повреждения спинного мозга; ранения грудной клетки, проникающие в грудную полость; ранения живота, проникающие в полость брюшины; разрывы некоторых внутренних органов; открытые переломы длинных трубчатых костей; повреждение крупных кровеносных сосудов; некоторые термические ожоги, в зависимости от их степени и площади поражения и многие другие.

      Ко второй группе опасных для жизни повреждений относятся повреждения, которые повлекли за собой угрожающее жизни состояние, такое как шок, кома, острая сердечная, дыхательная или почечная недостаточность, острое отравление, механическая асфиксия и др. Опасными для жизни считаются также заболевания или патологические состояния, возникшие в результате воздействия различных внешних факторов и закономерно осложняющие угрожающее жизни состояние или сами представляющие угрозу для жизни человека.

      Не все из приведенных в Медицинских критериях опасных для жизни повреждений одинаково распространены в судебной практике. Для умышленного причинения вреда здоровью, как свидетельствует судебная практика, наиболее характерны проникающие раны черепа, грудной клетки, брюшной полости, повреждения крупных кровеносных сосудов, тяжелые ожоги, обильное кровотечение и некоторые другие.

      Потеря слуха выражается в полной глухоте или таким необратимым состоянием, когда человек не слышит разговорной речи на расстоянии 3 — 5 см от ушной раковины.

      Потеря какого-либо органа либо утрата его функций (помимо упомянутых потери слуха, зрения или речи) может представлять собой анатомическую потерю руки или ноги как полностью, так и в виде ампутации не ниже локтевого или коленного сустава. Утратой функций руки или ноги может явиться паралич или иное состояние, исключающее их деятельность. Тяжким вредом здоровью признается также потеря производительной способности, которая заключается в потере способности к совокуплению либо в потере способности к оплодотворению, зачатию, вынашиванию и деторождению.

      Как обеспечить пожарную безопасность в пожароопасный период

      Психическое расстройство — этим термином охватывается как «хроническое психическое расстройство», так и «временное психическое расстройство» (ст. 21 УК). Данная формулировка не исключает возможности признания причиненного вреда здоровью тяжким и в случае временного психического расстройства. Диагностика психического расстройства и его причинная связь с полученной травмой устанавливаются судебно-психиатрической экспертизой. Оценка степени тяжести вреда, причиненного здоровью, производится с участием судебно-медицинского эксперта.

      К преступлениям против здоровья, прежде всего, относятся причинение вреда здоровью человека той или иной тяжести (ст. 111-115, 118 УК РФ), побои (ст. 116 УК РФ), истязание (ст. 117 УК РФ), а также заражение венерической болезнью (ст. 121 УК РФ) и заражение ВИЧ-инфекцией (ст. 122 УК РФ), неоказание помощи больному (ст. 124 УК РФ).

      Объектом этих преступлений является здоровье человека как определенное физиологическое состояние организма. При этом не имеют значения возраст потерпевшего, наличие у него уникальных биологических качеств, состояние здоровья потерпевшего в данный момент времени и т. п.

      Объективная сторона причинения вреда здоровью может выражаться как в действии, так и (значительно реже) в бездействии. При этом составы соответствующих преступлений конструируются в статьях УК по типу материальных. Это означает, что обязательными признаками объективной стороны являются указанное в законе преступное последствие в виде телесных повреждений или расстройства здоровья и причинная связь между действиями (бездействием) и последствием.

      Понятие «вред здоровью человека» в уголовном законе не раскрывается. Его помогает сформулировать наука уголовного права на основе положений медицины. С медицинской точки зрения под вредом здоровью человека следует понимать нарушения анатомической целости или физиологической функции органов и тканей, возникшие в результате воздействия факторов внешней среды. Иными словами, вред здоровью человека может состоять: а) в причинении телесного повреждения, вызвавшего видимое нарушение анатомической целостности органов (тканей) организма человека или расстройство их физиологических функций; б) в том или ином заболевании (включая психическое расстройство, наркоманию или токсикоманию; в) в особом патологическом состоянии (например, шок, кома, гнойно-септические состояния). Побои, мучения и истязания не составляют особого вида повреждений и являются особым способом посягательства на здоровье человека.

      Следовательно, в уголовно-правовом смысле причинение вреда здоровью можно определить как противоправное, совершенное виновно причинение вреда здоровью другого человека, выразившееся в нарушении анатомической целостности его тела либо в нарушении функций органов человека или организма в целом.

      Причинение вреда здоровью всегда должно быть результатом противоправного деяния. Так, состояние необходимой обороны, крайней необходимости, выполнение профессиональных обязанностей (врачом) и иные узаконенные основания исключают оценку вреда, причиненного здоровью потерпевшего, как последствие уголовно наказуемого деяния. Здоровье человека — это природой данное ему благо, которым он вправе распоряжаться по собственному усмотрению. Причинение человеком вреда своему здоровью не рассматривается как уголовно-правовое деяние. Однако важно подчеркнуть, что согласие лица на причинение вреда его здоровью другим лицом само по себе, как правило, не исключает квалификацию деяния как противоправного посягательства на здоровье человека. Лишь при направленности действий потенциального причинителя вреда здоровью на достижение социально полезной цели согласие совершеннолетнего психически нормального лица исключает преступность содеянного. Так, согласно ст.1 Закона РФ от 22 декабря 1992 года «О трансплантации органов и (или) тканей человека» трансплантация органов (тканей) допускается исключительно с согласия живого донора и, как правило, с согласия реципиента.

      В зависимости от степени тяжести вреда, причиненного здоровью, в УК установлена ответственность за причинение: а) тяжкого; б) средней тяжести; в) легкого вреда здоровью, г) не повлекшее расстройство здоровья.

      На оценку деяний, которые причиняют вред здоровью, оказывает непосредственное влияние состояние сильного душевного волнения (аффекта) и обстановка — ситуация необходимой обороны или задержания лица, совершившего преступление. Противоправное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при наличии указанных признаков рассматривается как деяние, совершенное при смягчающих обстоятельствах (ст. 113, 114 УК РФ).

      Место, время, орудия и средства причинения вреда здоровью по общему правилу для квалификации значения не имеют. Однако в ряде составов такой объективный признак, как способ причинения вреда, играет роль квалифицирующего обстоятельства (пп. «б», «в» ч. 2 ст. 111, п. «д» ч. 2 ст. 117 УК РФ).

      Субъективная сторона причинения вреда здоровью может характеризоваться как умышленной, так и неосторожной виной. Именно в зависимости от формы вины в УК дифференцируется ответственность за эти преступления. При этом в качестве квалифицирующих признаков в некоторых составах указывается на особые мотивы (пп. «д», «е» ч. 2 ст. 111, п. «з» ч. 2 ст. 117 УК РФ) и цели (п. «ж» ч. 2 ст.111 УК РФ).

      Субъектом умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ) и умышленного причинения средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК РФ) может быть лицо, достигшее возраста 14 лет. За остальные преступления против здоровья ответственность наступает с 16 лет.

      Зачастую необходимо приложить массу сил для доказывания данного вида преступления. Как отличить средний вред здоровью по неосторожности от умышленного вреда? Вообще средний вред здоровью включает в себя:

      • переломы и возможные трещины в мелких костях
      • повреждения от 1 до 3 ребер с одной стороны
      • вывихи конечностей
      • потеря пальца на ноге или на руке

      В рамках уголовного дела, необходимо именно доказать факт совершения преступления по неосторожности, чем как раз и занимается наш адвокат по уголовному праву. Следователь не полно опрашивает свидетелей, а уж тем более не полно собирает доказательственную базу. Эксперт проводит экспертизу и выносит свое заключение, но в нем лишь раскрыта категория состояния здоровья потерпевшего. Поэтому в ходе опросов и сбора необходимых доказательств, не редко статью с умышленного причинения средней тяжести здоровью переквалифицируют на совершение преступления по неосторожности.

      Под аффектом подразумевают человеческое состояние, когда человек не мог контролировать свои действия и поступки под влиянием стресса. К сожалению правоохранительные органы на стадии следствия в упор не замечают предпосылки к переквалификации какой-либо статьи под преступление совершенное в состоянии аффекта.

      Причины какими могут быть вызваны состояния аффекта (ст. 113 УК РФ) для назначения экспертизы:

      • различные провокации со стороны потерпевшего или его родственников;
      • отсутствие мотива в совершении преступления;
      • совершение преступления спонтанным образом;
      • общее психическое состояние обвиняемого говорит о непроизвольных вспышках агрессии.

      Стоит отметить, что все действия гражданина в таком состоянии нельзя приравнивать к действиям человека дееспособного человека. Поэтому предмет доказывания данного состояния часто лежит на адвокате и самом подсудимом. По ходатайству адвоката назначается судебно-медицинская экспертиза в которой и будет установлен факт состояния обвиняемого. Разница между наказанием за умышленное совершение преступления и в состоянии аффекта колоссальная, поэтому бороться за данную переквалификацию следует не теряя времени.

      НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

      Наш цивилизованный мир полон людей, которые привыкли решать свои проблемы при помощи силы, возможно это защитный механизм или воспитание человека, тем не менее от такой встречи никто не застрахован в наше время. В данной статье мы поговорим о причинении вреда здоровью средней тяжести. Думаем необходимо пояснить, что средний вред здоровью может быть не только в физическом плане, но и в психологическом.

      Помощь в таких делах со стороны адвоката проходит: профессионально, выгодно и в срок. Наш адвокат по уголовным делам не раз выступал защитником обвиняемых (подозреваемых) в преступлениях данного состава и помогал потерпевшим в вопросе взыскания компенсации морального или материального вреда. Записывайтесь на консультацию уже сегодня!

      г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

      остановка транспорта Гагарина

      Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

      Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

      Троллейбус: 20, 6, 7, 19

      Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

      Регулярно сотрудники ГПН фиксируют различные правонарушения, которые влекут за собой возникновение пожара. Среди наиболее распространенных можно выделить:

      • несоблюдение правил использования электросетей и оборудования;
      • отсутствие первичных средств тушения пожара;
      • отсутствие инструкций и плана эвакуации;
      • отсутствие автоматизированных систем и противопожарной сигнализации;
      • загромождение запасных выходов;
      • несоответствие маршрута эвакуации установленным нормам;
      • использование легковоспламеняющихся и токсичных материалов отделки в местах общего пользования;
      • допуск к работе специалистов, не прошедших инструктаж;
      • отсутствие источников водоснабжения в местах массового скопления людей;
      • около выхода на крышу здания нет информации о местонахождения ключа.

      В российском законодательстве предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Каждый из перечисленных пунктов является противоправным деянием и может привести к серьезным последствиям.

      Работодатель выявив несоблюдение требований может назначить дисциплинарное наказание в отношении работника, на которого были возложены должностные обязанности по обеспечению ПБ на предприятии. Работодатель вправе использовать следующие меры пресечения:

      • замечание;
      • выговор;
      • увольнение (если сотрудник продолжает систематически нарушать требования).

      Данные виды наказания предусмотрены трудовым кодексом и назначаются, основываясь на периодичность нарушений, а так же их последствия.

      Здесь действует два вида наказания: предупреждение или штраф. В последнем случае размер штрафных санкций таков:

      • 1000-5000 руб. для граждан;
      • 6000-50000 руб. для индивидуальных предпринимателей и ответственных за ПБ лиц;
      • 15000-1000000 руб. для юридического лица.

      Если произошло неисполнение условий предписания, выданного инспектором Госпожнадзора:

      • 1500-5000 руб. для граждан;
      • 3000-20000 руб. для индивидуальных предпринимателей и ответственных за ПБ;
      • 70000-200000 руб. для предприятий.

      Еще один момент, касающийся административной ответственности. Его относят к руководителям объектов. Существует практика, когда директора предприятий снимали с занимаемой должности сроком до 3 лет. Это происходит в судебном порядке. При этом не учитывается, были нарушения сделаны законодательной базы или предписания инспектора.

      Чаще всего применяется административное наказание за нарушение требований пожарной безопасности. В качестве пресечения выписывается предупреждение или штраф, который для граждан составляет от двух до трех т. р., для уполномоченных лиц от шести до пятнадцати т. р., а для юридических лиц от пятидесяти до двухсот тысяч рублей. Эти цифры актуальны в тех случаях, когда халатность не повлекла за собой негативных последствий.

      Данные размеры штрафов установлены административным кодексом, статья 20.4 нарушение требований пожарной безопасности. Если несоблюдение требований допущено во время действия особого противопожарного режима, размеры взысканий значительно увеличиваются:

      • на граждан – от 2 до 4 тыс. руб.
      • на уполномоченных лиц – от 15 до 30 тыс. руб.
      • на юр. лицо – от 200 до 400 тыс. руб.

      Если нарушение правил ПБ повлекло за собой возникновение пожара и порчу чужого имущества, тогда сумма штрафа для граждан достигает пяти тысяч, для уполномоченных лиц до пятидесяти тысяч, а юридическое лицо может лишиться четырехсот тысяч рублей.

      Максимальное наказание в соответствии со статьей 20.4 КоАП РФ предусмотрено в тех случаях, когда правонарушение повлекло за собой смерть человека или нанесло ущерб его здоровью. Учитывая тяжелые последствия, юридическое лицо получает штраф от 600 000 рублей до одного миллиона или приостановление деятельности на три месяца.

      1. Все нормы пожарной безопасности и определение круга обязанностей каждого должностного лица, несущего ответственность за их исполнение указаны в ФЗ «О пожарной безопасности».
      2. За нарушение противопожарного режима возможно применение ответственности административного характера, которая регламентируется статьей 20.4 КоАП.
      3. В случае серьезных нарушений или последствий неисполнения предписаний инспектора надзорного органа административная ответственность наступает по статье 19.5 КоАП.
      4. К уголовной ответственности привлекают по статье 219 УК РФ.

      Законы и различные акты, отраслевые, ведомственные и региональные нормативы регламентируют деятельность управляющих компаний и ЖКХ, а также представляют собой агрегацию опыта по предотвращению пожаров. К сожалению, данные документы достаточно часто содержат противоречащие друг другу утверждения или устаревшие требования. При этом важно понимать, что подобный факт все равно не исключает необходимости соблюдения правил, описанных в этих актах.

      Пункт 1 части 1.1. статьи 161 ЖК РФ гласит, что собственники жилых или нежилых помещений в МКД должны , соблюдая требования следующих документов и норм:

      • санитарно-эпидемиологического законодательства;
      • норм технического регулирования;
      • строительных норм;
      • кодексов Российской Федерации;
      • законодательства о защите прав потребителей.

      Только абсолютное соблюдение всех вышеперечисленных документов поможет обеспечить пожарную безопасность в МКД.

      Первым делом собственники, представители управляющей компании и иные заинтересованные лица на соответствие всем требованиям и нормам. Не стоит подходить к данному вопросу исключительно с формальной точки зрения, так как сохранность жизней всех людей, которые пребывают на территории дома, напрямую зависит от уровня его защищенности от огня.

      Первоначально система борьбы с возгораниями должна быть заложена еще на стадии разработки проекта МКД. Затем согласно этому документу реализуются все запланированные меры на этапе строительства. В дальнейшем, при вводе МКД в эксплуатацию, ответственность за пожарную безопасность ложится на управляющую компанию или ТСЖ.

      На этапе предпроектной подготовки должен быть собран пакет документов, в состав которого входят пояснительная записка и графические материалы. Эти бумаги представляют собой описание и обоснование будущего проекта, а также включают в себя изложение мер по предотвращению возгораний в МКД (согласно статье 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Кроме того, пакет документов также должен содержать часть, где отражается раздел «Перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности» (согласно статье 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

      Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» существуют определенные требования к соблюдению мер для борьбы с возгораниями, которые распространяются также на жилые многоэтажные дома.

      Согласно этим предписаниям для обеспечения пожарной безопасности МКД необходимо:

      • сохранять устойчивость здания или сооружения, а также обеспечивать прочность несущих строительных конструкций в течение времени, которое может потребоваться на экстренную эвакуацию людей в случае пожара и осуществление иных действия для сокращения ущерба от него;
      • ограничивать образование и распространение опасных пожарных факторов в пределах очага возгорания;
      • обеспечивать сохранность соседних зданий и сооружений (исключить распространение пожара);
      • эвакуировать людей в безопасное место, устранив нанесение вреда их здоровью и жизни огнем;
      • обеспечить свободный доступ пожарников к очагам возгорания и местам локализации пламени и беспрепятственную доставку во все помещения дома необходимых для тушения пожара средств;
      • предоставить возможность подачи ОГТВ в очаг возгорания;
      • согласно статье 8 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» необходимо обеспечить условия беспрепятственного проведения всех мероприятий, направленных на спасение людей и сокращение ущерба окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений от возникшего пожара.

      На стадии проектирования МКД требования к механической безопасности и ее обеспечению в доме включают в себя учет аварийной расчетной ситуации, имеющей небольшую вероятность возникновения и малую продолжительность, однако являющейся важной из-за возможных последствий в виде достигнутого предельного состояния, которое может случиться из-за пожара или из-за отказа одной из несущих строительных конструкций (согласно пункту 6 статьи 16 данного ФЗ).

      В настоящее время можно выделить :

      • противопожарный инструктаж;
      • изучение минимума пожарно-технических знаний.

      Сотрудники управляющий компании, которые являются ответственными за соблюдение пожарной безопасности МКД, должны освоить пожарно-технический минимум в течении первого месяца с даты приема на работу в УК. В дальнейшем персоналу полагается повторять обучение не реже чем один раз в три года (пп. 31, 32 НПБ № 645).

      Как показывает практика, чаще всего организации, которые имеют лицензию на предоставление образовательных услуг такого рода за определенную плату, пытаются убедить руководителей управляющей компании и ТСЖ в том, что удостоверение о прохождении пожарно-технического минимума должно быть получено всеми работниками УК. На самом деле это не так. Это, конечно, быть может полезно для сотрудников, но для предприятия это всего лишь лишние траты.

      В действительности управляющей компании нужно обучить пожарно-техническому минимуму всего лишь двух работников — руководителя и еще одного человека, который будет являться ответственным за данный вопрос. При этом если согласно уставу организации или же с помощью отдельного приказа ответственность за пожарную безопасность МКД возложена только на начальника (например, председателя ТСЖ), то достаточно пройти курс ему одному. В таком случае после окончания обучения этот руководитель должен провести инструктаж остальным сотрудникам управляющей компании.

      Согласно «Методическим рекомендациям по организации обучения руководителей и работников организаций. Противопожарный инструктаж и пожарно-технический минимум», утвержденным МЧС России (п. 3.1), все граждане, которые собираются поселиться в доме, также должны прослушать лекцию по пожарной безопасности МКД. Этот инструктаж тоже проводится руководителем управляющей компании или же председателем ТСЖ.

      Повторно проходить такой курс жители не обязаны, но в случае необходимости органы местного самоуправления могут его инициировать. С предложением выполнить инструктаж также может выступить сам руководитель ЖЭУ. Кроме того, потребовать в очередной раз провести занятия с жителями о пожарной безопасности МКД могут представители органов Государственного пожарного надзора.

      • соответствие проводимого противопожарного инструктажа требованиям пожарной безопасности;
      • наличие списков ответственных жителей МКД, которые прослушали лекцию о мерах по профилактике и действиях на случай возгорания;
      • системность обучения мерам пожарной безопасности;
      • наличие списков людей, которые являются неработающими и еще не прошли такой инструктаж (с указанием адресов);
      • уровень квалификации тех лиц, которые читают лекции на противопожарную тему;
      • наличие методических материалов и наглядных пособий для проведения инструктажа;
      • количество тематических буклетов, брошюр, листовок, распространенных среди жильцов;
      • отчеты о работе, включая пропаганду соблюдения противопожарных мер.

      Лекция 21. Преступления против жизни и здоровья

      Как говорилось выше, ответственным за пожарную безопасность МКД назначается руководитель управляющей компании или какой-либо человек. Следовательно, и санкции за нарушение соответствующих нормативов и мер применяются к тому же человеку.

      Как гласит п. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, несоблюдение требований пожарной безопасности может обернуться для ответственного лица не только предупреждением, но и наложением административного штрафа. Размер взыскания будет неодинаков для разных категорий: для граждан — в размере от 1 до 1,5 тыс. руб.; для должностных лиц — от 6 до 15 тыс. руб.; для юрлиц — от 150 до 200 тыс. руб. Сумма штрафа за нарушение отдельных требований пожарной безопасности определяется согласно пп. 3-8 вышеуказанной статьи.

      Важно знать, что в судебной практике очень редко встречается формулировка о наличии признаков малозначительности отклонения от требований пожарной безопасности, так как нарушения такого рода представляют прямую угрозу не просто здоровью, но и жизням людей. Однако ответственное лицо может снизить штраф ниже минимального порога, который равен 150 000 рублей.

      Так, в постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014 по делу № А43-19497/2013 суд уменьшил размер взыскания со 150 тыс. руб. до 20 тыс. руб. для ТСЖ по определенным основаниям. Обвинительный приговор был пересмотрен связи с тем, что ТСЖ не является коммерческой организацией и была создана для управления общим имуществом МКД, взносы со стороны собственников помещений дома — это единственный источник дохода и финансирования деятельности ТСЖ.

      При этом, как разъяснено в постановлении Конституционного Суда РФ от 25.05.2014 № 4-П, до внесения в КоАП РФ надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юрлицам за совершение административных правонарушений, минимальная величина взыскания за которые установлена в сумме 100 тыс. руб. и более, может быть снижен на основе требований Конституции РФ и с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ. Такое послабление возможно, если наложение штрафа в установленных соответствующей санкцией КоАП пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.

      В случае когда организация не хочет вести судебные разбирательства, то во время составления протокола можно предпринять попытку договориться о наложении штрафных санкций на ТСЖ или управляющую компанию в размере, равном наказанию, применяемому к юридическому лицу, а на руководителя — как к должностному лицу. При такой схеме общее взыскание не так сильно ударит по бюджету компании.

      В случае когда нарушение мер пожарной безопасности влечет за собой смерть человека или причинение тяжкого вреда его здоровью, то виновное лицо привлекается не к административной, а к уголовной ответственности. При этом согласно ст. 219 Уголовного кодекса Российской Федерации минимальное наказание за такое правонарушение — 7 лет лишения свободы.

      Несмотря на неоднозначность трактовки многих ситуаций, определение необходимой самообороны предусмотрено законодательно. Пределы регулируются статьями 37 и 39 УК РФ. Так, обороняющийся может быть освобожден от уголовной ответственности, если доказано, что его действия не превысили допустимых пределов. Отдельно судами рассматриваются ситуации, когда превышение пределов самообороны повлекло смерть нападавшего.

      • Согласно статье 37 от уголовной ответственности освобождаются лица, которые были вынуждены защищать права, свободы и жизнь (себя и третьих лиц), но только если было установлено, что действия нападавшего были связаны с угрозой или открытым насилием. Если оборонявшегося застигли врасплох ночью в собственном доме, где он не имел возможность быстро оценить ситуацию и принять объективное решение, то пределы необходимой обороны обычно не считаются превышенными. Под юрисдикцию статьи 37 попадают все категории граждан, владение особыми навыками физического воздействия не имеет значения.
      • Статья 39 четко определяет понятие крайней необходимости. В первом подпункте сказано, что причинение вреда здоровью в случае крайней необходимости не считается уголовным преступлением. Второй подпункт устанавливает превышение пределов обороны, когда степень угрозы и степень нанесенного вреда нападавшему несоизмеримы.

      Отдельный правовой момент – превышение пределов самообороны, повлекшее смерть. В таких ситуациях возбуждается уголовное дело по статье 108 УК РФ. При причинении тяжкого или среднего вреда здоровью нападавшего действия, оборонявшегося квалифицируются по статье 114.

      Чтобы четко разобраться в пределах допустимой обороны, необходимо установить соразмерность обороны и нападения. При определении соразмерности важно учитывать время нападения и фактор внезапности. В качестве примера рассмотрим ситуацию, когда хулиган или потенциальный грабитель с палкой в руках нападает на жертву, у которой при себе травматический пистолет. Выстрел по нападавшему – это превышение пределов самообороны по причине отсутствия соразмерности угрозы, а совершенное действие в зависимости от последствий будет квалифицировано по статье 114 или статье 108 УК РФ.

      Правомерность самообороны имеет место только в следующих ситуациях:

      • При защите повреждения получил только нападавший;
      • Оборона и средства были соразмерны нападению;
      • Злоумышленники действовали реально, даже если не дошло до физического контакта.

      Крайняя необходимость, рассмотренная в статье 39 УК РФ, существенно отличается от необходимой самообороны:

      • Возникает при наличии реальной угрозы жизни человека;
      • Допускает причинения вреда не только злоумышленникам, но и третьим лицам;
      • Причиненный нападавшему ущерб меньший, чем потенциальный ущерб, причиненный жертве при ее бездействии.

      Таким образом, правомерность защиты определяется следственными органами совокупно по таким факторам:

      • Соразмерность;
      • Своевременность действий;
      • Определение объекта защиты;
      • Направленность действий.

      Суды обязательно принимают во внимание время нападения или фактор внезапности. Даже в тяжких случаях если жертва физически не могла успеть оценить характер действий преступника, выбрать соразмерное средство защиты, то она освобождается от уголовной ответственности.

      В настоящий момент в Уголовном Кодексе РФ отсутствует отдельная статья, рассматривающая преступления, совершенные в рамках превышения пределов самообороны. Совершенные действия квалифицируются в зависимости от степени причиненного вреда нападавшему – смерть, тяжкий или средний вред здоровью. В зависимости от этого отличается и степень ответственности жертвы.

      Худший вариант развития событий – смерть, причиненная в результате превышения пределов допустимой самообороны. Наказание по статье 108 предусматривает исправительные работы, ограничение или лишения свободы максимум на 2 года.

      Причинение тяжкого или среднего вреда здоровью при превышении пределов самообороны – это статья 114. Наказание – исправительные работы, ограничение или лишение свободы на срок до 1 года.

      В юридической практике большинство ситуаций квалифицируется по статье 114 – применение избыточных мер при задержании лица, совершившего противоправные действия.

      • Первая часть статьи устанавливает меру ответственности, если вред здоровью причинен при нападении.
      • Вторая часть предусматривает ответственность за причинение тяжкого и среднего вреда здоровью в момент задержания подозреваемого в совершении преступления.

      При возбуждении уголовного дела по статьям 108 и 114 учитываются многие факторы:

      • Равнозначность вреда от ответных действий жертвы и потенциальной угрозы со стороны преступника;
      • Вид опасности, которую представлял злоумышленник;
      • Физические возможности жертвы;
      • Прочие обстоятельства: количество человек при массовой драке, возраст субъектов, особенности местности, наличие у сторон оружия или подручных средств, которые могли быть использованы в качестве оружия;
      • Эмоциональное состояние потенциальной жертвы. Бывает, что в стрессовой обстановке человек не мог адекватно оценить степень угрозы и принял слишком жесткие несоразмерные ответные меры к нападавшему.

      Как мы работаем1Бесплатная консультация2Выработка позиции по делу3Заключение соглашения4Работа юристов5Результат для клиента

      Если вам угрожает реальный срок за превышение пределов самообороны, в отношении вас или близких возбуждено уголовное дело по статьям 108 и 114 УК РФ, рекомендуем незамедлительно обратиться за помощью к квалифицированному адвокату. Дела, касающиеся самообороны и крайней необходимости, рассматриваются сложно и требуют очень скрупулезного подхода к мелочам. Один нюанс может перевернуть ситуацию, а жертва, защищавшая свою жизнь, превратится в преступника. Запишитесь на консультацию онлайн, а наши уголовные адвокаты дадут комплексную оценку и расскажут о перспективах дела.

      Статья 219. Нарушение требований пожарной безопасности

      Основной причиной всех ДТП чаще всего становится превышение скорости. Как показывает официальная статистика Государственной автомобильной инспекции примерно 40 процентов ДТП с тяжелыми последствиями или смертельным исходом как раз-таки приходится на превышение скорости. В соответствии с правилами дорожного движения водитель должен управлять автотранспортным средством с скоростью, которая официально не превышает установленных ограничений. Уголовная ответственность в соответствии с нормами статьи 264 предусматривает ответственность в том случае, если у водителя имелась возможность избежать ПДД, но он не смог по каким-то причинам избежать столкновения.

      Также часто причиной ДТП выступает техническая неисправность автотранспортного средства, из-за которой автомобилист не может избежать наезда или столкновения. При решении вопроса о технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия судам следует исходить из того, что момент возникновения опасности для движения определяется в каждом конкретном случае с учетом дорожной обстановки, предшествующей дорожно-транспортному происшествию.


      В обязательном порядке при инкриминировании преступления по статье 264 УК России проводится судебная автотехническая экспертиза. Она позволяет ответить на ряд вопросов, имеющих значение для хода уголовного расследования. Она поможет ответить на вопросы о технической возможности остановки автомобиля, его состоянии, наличии или отсутствии технической неисправности, тормозном пути авто.

      В компетенцию эксперта входят вопросы, связанные с решением только технических моментов. После анализов и оценки эксперт подготавливает специальное заключение, которое является доказательственной базой в ходе расследования преступления.


      Отягчающим обстоятельством преступления выступает смерть потерпевшего лица или гибель двух и более лиц, которая стала следствием ДТП. Это может произойти в ходе наезда или перехода дороги, когда водитель, пешеходы или пассажиры в ходе ДТП погибают. Ответственность за наступление гибели потерпевших регламентируется нормами 3 и 4 части статьи 264 Уголовного кодекса России. Как показывает судебная практика примерно семьдесят процентов случаев подобных ПДТ заканчивается реальным назначением тюремного наказания. Особенно если ПДД со смертельным исходом произошло в результате опьянения водителя, что в свою очередь является еще одним отягчающим обстоятельством.

      Если суд на основании исследованных доказательств установит, что указанные в статье 264 УК РФ последствия наступили не только вследствие нарушения лицом, управляющим транспортным средством, правил дорожного движения, но и ввиду несоблюдения потерпевшим конкретных пунктов правил (неприменение пассажиром при поездке ремней безопасности), то тогда эти обстоятельства могут быть учтены судом как смягчающие наказание

      Стоит также сказать и о состоянии опьянения. На основании правил ПДД (статья 2.7) водителю запрещено управлять автотранспортным средством в состоянии наркотического либо алкогольного опьянения. Совершение ДТП в состоянии алкогольного опьянения является признаком, которое отягощает ответственность водителя.

      К основным видам наказания используется лишение водительских прав на определенный срок. При назначении этого наказания информируется подразделения ГИБДД по месту проживания и регистрации виновника ДТП.


      Может наступить когда произошло умышленное (или по неосторожности) уничтожение или повреждение имущества, а так же за нарушение правил пожарной безопасности повлекшее смерть или причинение тяжкого вреда здоровью человека.

      За умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества (УК РФ, Статья 167) предусмотрен — Взыскание в виде денежной суммы с лица, совершившего правонарушение, проступок или преступление.

      «>штраф до 40000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо арестом на срок до 3 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет. Те же деяния, совершенные из хулиганских побуждений, путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, — наказываются принудительными работами на срок до 5 лет либо лишением свободы на тот же срок.

      Уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, — штраф до 120000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо ограничением свободы на срок до 1 года, либо принудительными работами на срок до 1 года, либо лишением свободы на тот же срок.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован.

      Для любых предложений по сайту: [email protected]