Требования о возмещении ущерба причиненного в результате ДТП отказано

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Требования о возмещении ущерба причиненного в результате ДТП отказано». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Потерпевший представил поврежденный в результате ДТП автомобиль своему страховщику на осмотр, а позднее продал его. Поскольку он ошибочно обратился к своему страховщику, он потребовал страховое возмещение у страховщика причинителя вреда. Тот по результатам осмотра у первого страховщика добровольно выплатил часть требуемой суммы. Суд отказал потерпевшему во взыскании остальной суммы. Он усмотрел в поведении истца злоупотребление правом, поскольку тот продал автомобиль, лишив страховщика причинителя вреда возможности его осмотреть.

Верховный Суд РФ нашел эти выводы ошибочными. Он отметил, что результаты осмотра первым страховщиком достаточны для расчета убытков. Закон не запрещает продажу потерпевшим автомобиля, а значит, это не должно расцениваться как злоупотребление правом.

Возмещение ущерба после ДТП виновником: порядок, сроки, образец иска

Прежде чем перейти к описанию процедуры возмещения ущерба при ДТМ с виновника, необходимо разобраться, что понимается под термином «ущерб». Несмотря на часто практическое применение, далеко не все заинтересованные стороны понимают, что он означает. Ущерб при ДТП формируется из трех основных составляющих, каждая из которых требует отдельного рассмотрения.

Представляет собой повреждение или лишение имущества, а также других благ, выраженное в денежном исчислении. Речь идет не только о транспортном средстве, но и перевозимых грузах или другой собственности, которая находилась в автомобиле в момент аварии.

Главное, что нужно помнить – материальный ущерб относится к страховым, поэтому возмещается в рамках обязательного и добровольного страхования. Материальный ущерб делится на три вида:

  • непосредственный вред имуществу потерпевшей стороны;
  • затраты, которые предстоят и связаны с восстановлением или ремонтом имущества;
  • упущенная прибыль, которая могла быть получена при дальнейшей эксплуатации вышедшего из строя имущества.

Возмещение материального ущерба в рамках обязательного страхования по ОСАГО предусматривает получение до 400 тыс. руб. Выплата осуществляется страховой компанией, которая выдала полис владельцу автомобиля, ставшего причиной ДТП.

Сумма выплаты со стороны страховой компании может быть увеличена при оформлении полиса КАСКО. Если ущерб превышает покрытие по страховке пострадавшей стороне придется обращаться в суд.

Под моральным вредом обычно понимается ущерб, полученный в результате нравственных переживаний, связанных с ДТП. Примерами подобных ситуаций выступают: потеря в аварии родственника, физическая боль от полученных повреждений, временная нетрудоспособность и т.д.

Вопрос о возмещении потерпевшей виде морального вреда, полученного в результате ДТП, считается самым сложным. В подавляющем большинстве случаев его решением занимается суд, так как страховые компании предпочитают не брать на себя ответственность и не включают этот вид риска не только в ОСАГО, но и в КАСКО. Вероятность, что заинтересованные стороны договорятся в рамках досудебной процедуры, также не велика.

Возмещение ущерба при ДТП

Большая часть ДТП по своим финансовым последствиям вписывается в рамки ОСАГО, оформленного подавляющим большинством участников дорожного движения. Поэтому проблем с получением компенсации обычно не возникает, так как она исправно выплачивается страховой компанией.

Необходимость возмещения ущерба от ДТП с виновной стороны возникает в следующих ситуациях:

  • величина ущерба превышает максимальную выплату страховой компании;
  • виновная сторона не оформила страховку или полис не является действительным;
  • обстоятельства ДТП не входят в число страховых случаев, предусмотренных полисом ОСАГО или КАСКО. Например, ущерб нанесен не в процессе движения, а во время размещения автомобиля на стоянке;
  • потерпевшая сторона желает взыскать компенсацию за полученный моральный вред.

Базовый принцип расчета размера компенсации, заложенный в законодательстве, предусматривает выплату суммы, достаточной для восстановления исходных характеристик транспортного средства. Обязательным условием выступает учет степени износа автомобиля до момента попадания в ДТП.

Стандартные правила расчета компенсации предусматривают включение в итоговую сумму следующих расходов:

  • ремонт и восстановление транспортного средства;
  • транспортировка машины с места аварии в автосервис;
  • уменьшение товарной стоимости авто (рассчитывается для автомобилей со сроком эксплуатации до 5 лет или уровнем износа в пределах 35%);
  • все виды морального вреда, причиненного потерпевшей стороне;
  • потерянный заработок, затраты на лечение и другие подобные расходы, непосредственно связанные с ДТП;
  • сопутствующие обращению в суд затраты – услуги независимого оценщика и/или юриста, почтовые расходы и т.д.

После определения размера возмещения, который необходимо получить с виновной стороны, следует переходить к следующему этапу процедуры взыскания. Она предусматривает два варианта получения компенсации – добровольный (досудебный) и принудительный (с помощью суда).

Такой вариант решения проблемы на практике встречается нечасто. Тем более – если речь идет о серьезной сумме, необходимой, например, для ремонта дорогостоящей иномарки. Действующее законодательство предусматривает достаточно четкую процедуру досудебного урегулирования проблемы возмещения ущерба. Она предусматривает следующие действия потерпевшей стороны:

  • получение справки из ГИБДД, подтверждающей факт ДТП и виновника аварии;
  • обращение в страховую компанию для подтверждения отказа выплачивать требуемую сумму;
  • проведение оценки размера ущерба, которой занимается независимый эксперт;
  • направление виновной стороне претензии.

Последний документ заслуживает особенно пристального внимания. Он составляется в произвольной форме и включает следующую информацию:

  • сведения о виновной стороне как адресате документа;
  • обстоятельства ДТП;
  • описание сути проблемы, которая заключается в недостаточности компенсации, полученной в рамках страховки;
  • претензия в адрес виновной стороны, включая сумму ущерба;
  • подпись заявителя.

В претензии обязательно указывается не только сумма, которую требуется возместить, но и срок, когда это необходимо сделать. Отсутствие реакции со стороны виновника ДТП означает необходимость переходить на следующую стадию разрешения конфликта – подаче искового заявления в суд.

К претензии прилагается комплект сопутствующих документов, в состав которого входят:

  • акт о наступлении страхового случая;
  • справка из ГИБДД об обстоятельствах ДТП;
  • другие документы, подтверждающие позицию заявителя, например, чеки на ремонт, экспертное заключения независимого оценщика и т.д.

Претензия направляется адресату заказным письмом. Если реакция со стороны виновника отсутствует, целесообразно приступать к процедуре возмещения ущерба при ДТП через суд.

Для понимания сущности категории возмещения ущерба при ДТП необходимо разобраться с термином «ущерб».

Данное понятие законодательно не закреплено.

Вместе с тем, статья 15 Гражданского Кодекса РФ содержит определение термина «убытки».

Под убытками в гражданском законодательстве РФ понимается:

  • реальный ущерб, то есть утрата или повреждение имущества, принадлежащего конкретному лицу (повреждение транспортного средства или иного имущества, собственником которого является потерпевший).

    Например, к реальному ущербу относятся расходы на ремонт транспортного средства (затраты на запасные части и проведение ремонтных работ) и утрата товарной стоимости – УТС. Величина УТС отражает, насколько снизилась стоимость транспортного средства из-за ухудшения внешнего вида и эксплуатационных качеств, вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего за ним ремонтного воздействия.

  • упущенная выгода – совокупность неполученных доходов, которые лицо получило бы, при отсутствии нарушения его права, то есть если бы виновник происшествия не нарушил нормы ПДД РФ.

    Примером неполученных доходов могут быть отнесены убытки, связанные с простоем транспортного средства, используемого в коммерческих целях на ремонте после ДТП, неисполнение ранее заключенных контрактов по перевозке грузов или пассажиров, и т.д.

Возмещение ущерба при ДТП происходит в законодательно установленных рамках обязательств, вытекающих из причинения вреда.

Возмещение вреда, причиненного дорожным происшествием, является мерой гражданско-правовой ответственности лица, виновного лица. Правовой базой, регламентирующей вопросы возмещения вреда, являются Гражданский кодекс РФ (ГК РФ).

Рассмотрим общие основания ответственности за причинение вреда (статья 1064 ГК РФ) и ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности (статья 1079 ГК РФ).

Статья 1064 ГК РФ устанавливает общие основания ответственности за причиненный вред.

Статья предусматривает:

  1. Вред, который причинен личности, то есть конкретному индивидууму, а также его имуществу, должен быть возмещен полностью лицом, причинившим его.

    Это правило распространяется также при причинении вреда имуществу юридического лица.

  2. Ответственность за причинение вреда может быть возложена законом на иное лицо, которое не является причинителем вреда.

    Например, закон «Об ОСАГО» возлагает на Страховщика обязанность возмещения вреда, причиненного Страхователем в период действия договора ОСАГО.

    Примером делегированной законом ответственности, является предусмотренная статьей 241 Трудового кодекса РФ ограниченная материальная ответственность работника и установленная статьей 1068 ГК РФ обязанность работодателя возместить вред, причиненный его работником третьим лицам в период исполнения им трудовых обязанностей.

  3. Ответственность наступает только за виновное причинение вреда.

    Если участник происшествия, которого обвинили в его совершении, докажет свою невиновность, то он освобождается от обязанности возмещения ущерба при ДТП.

    Статья в помощь:

    Как оспорить вину в дорожно–транспортном происшествии

  4. Наступление ответственности при отсутствии вины причинителя вреда возможно только в случаях, предусмотренных Законом.

    Примером ответственности «без вины» является причинение вреда владельцем источника повышенной опасности в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 1079 ГК РФ.

    Например, водитель автомобиля обязан произвести возмещение ущерба при ДТП, причиненного пешеходу (пассажиру), если причиной аварии явился внезапно возникший отказ системы управления транспортным средством. Для наступления ответственности не имеет значения тот факт, что автомобиль прошел обязательный технический осмотр и был исправен до аварии.

    Несмотря на то, что водитель не допустил со своей стороны нарушений норм ПДД РФ и правил эксплуатации транспортного средства, ответственность наступает по основанию, определенному статьей 1079 ГК РФ.

    Эксплуатация автомобиля является деятельностью, связанной с повышенной опасностью для окружающих, а сам автомобиль представляет собой источник повышенной опасности.

Статья 1079 ГК РФ формулирует основания ответственности участников ДТП за причинение вреда при использовании источников повышенной опасности – транспортных средств.

Статья предусматривает:

  1. Ответственность наступает вне зависимости от вины владельца или собственника транспортного средства за причинение вреда окружающим: пешеходам, пассажирам, иным лицам, которым причинен вред.

    Ответственность «без вины» не наступает в случаях причинения вреда владельцам (собственникам) других транспортных средств, участвующих в происшествии.

  2. Если вред причинен при взаимодействии транспортных средств их собственникам, то возмещение ущерба при ДТП осуществляется по правилам статьи 1064 ГК РФ.

    Например, водитель автомобиля ХХХ, гражданин А, не выбрал безопасную скорость для движения, соответствующую дорожным и метеорологическим условиям, не стравился с управлением и допустил столкновение с автомобилем УУУ под управлением гражданина Б. В соответствии со статьей 1064 ГК РФ ответственность за причинение вреда понесет водитель А, виновный в нарушении пункта 10.1 ПДД РФ.

  3. За вред, причиненный окружающим при взаимодействии источников повышенной опасности, наступает солидарная ответственность их владельцев (собственников).

    Нормы о солидарной ответственности содержатся в статье 322 – 326 ГК РФ. При солидарной ответственности, потерпевший может требовать возмещения причиненного вреда в полном объеме, от любого из водителей.

    Например, при столкновении автомобилей, в результате которого пострадали их пассажиры, отвечать будут оба водителя. Для пострадавших не будет иметь значения, по чьей вине произошло происшествие, предъявлять требования о возмещении вреда при ДТП можно к любому из водителей.

  4. Владелец (собственник) транспортного средства не подлежит ответственности, если докажет, что возникновение вреда обусловлено непреодолимой силой или умыслом потерпевшего.

    Ответственность за причиненный вред не наступает за действия самоубийц или при наступлении обстоятельств, не зависящих от воли владельца (собственника) транспортного средства.

  5. При рассмотрении судом дела о возмещении ущерба при ДТП, возможно полное или частичное освобождение владельца транспортного средства от ответственности при наличии оснований, указанных в пункте 2 и 3 статьи 1083 ГК РФ.

    В пункте 2 статьи 1083 ГК РФ речь идет о грубой неосторожности потерпевшего, которая повлияла на возникновение или увеличения размера причиненного вреда.

    Возражение на исковое заявление о возмещении ущерба при ДТП

    При определении лица, подлежащего гражданско-правовой ответственности за причинение ущерба от дорожно-транспортного происшествия по основаниям, предусмотренным статьей 1079 ГК РФ, следует исходить из подтверждения законности основания владения, пользования, распоряжения источником повышенной опасности.

    Нередки случаи, когда лица, не являющиеся собственниками транспортных средств, управляют ими без надлежащего разрешения или оформления полномочий на право управления.

    Отсутствие путевого листа у водителя, просроченный договор аренды, самоуправное использование транспортного средства третьими лицами, дают основания для предъявления требований о возмещении ущерба при ДТП, к собственнику транспортного средства.

    Полноценную помощь в определении юридически значимых обстоятельств по вопросам возмещения ущерба при ДТП могут оказать только профессионалы – юристы, специализирующиеся на ведении дел данной категории.

    Уважаемые читатели, в статье мы рассмотрели часть большой темы «Возмещения ущерба при ДТП».

    В следующих статьях раздела мы продолжим исследование актуальных вопросов, связанных с возмещением вреда, причиненного в ДТП.

    • Все о ДТП и автостраховании

    Мировому судье судебного участка № 1

    Орджоникидзевского района города Екатеринбурга

    ИСТЕЦ:

    ЗАО Страховое Общество «АСОЛЬ»

    620010, г. Екатеринбург ,ул. Черняховского, 66

    ОТВЕТЧИКИ:

    М.

    ОАО «Уралэнергогарант»

    г. Екатеринбург, ул. Толмачева, д. 10.

    02 февраля 2007 г. в 14:50 часов на 343 км Московского тракта произошло столкновение автомобилей ВАЗ-21101, под управлением Т., и ВАЗ-21093, под управлением М. Дорожно-транспортное происшествие произошло по моей вине.

    После обращения в страховую компанию Т. ему была выплачена сумма страхового возмещения. В настоящее время ко мне предъявлен иск о взыскании сумм в счет возмещения ущерба, а также сумм оплаченной истцом госпошлины.

    На период совершения ДТП в отношении меня действовал договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортных средств заключенный со страховой компанией ОАО «Уралэнергогарант».

    Согласно ст. 7 закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»: «страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред».

    Согласно ст. 931 ГК РФ: «в случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы».

    Поскольку:

    • я включен в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством;
    • сумма, подлежащая выплате не превысила 120 000 рублей;
    • вред был причинен мною при управлении транспортным средством не в состоянии опьянения;
    • у меня было право на управление транспортным средством ВАЗ-21093;
    • я не скрылся с места дорожно-транспортного происшествия;
    • страховой случай наступил при использовании мною транспортного средства в период, предусмотренный договором обязательного страхования
    • страховщик, страховая компания ОАО «Уралэнергогарант», должна оплатить все убытки, причиненные потерпевшему в результате произошедшего ДТП. Правовые основания для взыскания сумм ущерба с меня полностью отсутствуют.

    г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

    остановка транспорта Гагарина

    Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

    Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

    Троллейбус: 20, 6, 7, 19

    Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

    В результате ДТП вред может быть причинен жизни, здоровью или имуществу потерпевшего пешехода. Чтобы подтвердить размер понесенного ущерба, пострадавший должен будет собрать немало документов. В любом случае ему потребуется справка о ДТП, которая оформляется сотрудниками ГИБДД. Перечень других необходимых документов зависит от того, какой именно вред причинен потерпевшему – имущественный, моральный или вред здоровью.

    Возмещение материального ущерба, причиненного в ДТП, в судебном порядке

    Имущественный вред доказать проще всего, поскольку любое имущество имеет стоимость и может быть оценено. Следует учесть, что ущерб, нанесенный имуществу, может заключаться как в полном его уничтожении, так и в частичном повреждении. От этого зависит сумма возмещения вреда. В случае повреждения имущества потерпевший может требовать лишь оплаты расходов на ремонт и при необходимости дополнительных расходов на перевозку, хранение и другое. Если же имущество уничтожено, пострадавший имеет право на возмещение его стоимости на день ДТП.

    Для подтверждения факта причинения имущественного вреда и его размера потребуются следующие документы:

    • о праве собственности на имущество;
    • о размере причиненного вреда (заключение эксперта, стоимость услуг которого также может быть возмещена, если потерпевший представит квитанцию об оплате);
    • об оплате услуг по перевозке, хранению поврежденного имущества;
    • о расходах на ремонт имущества, на приобретение запасных частей и других материалов.

    Если вред причинен здоровью человека, то потерпевший вправе претендовать на следующие виды компенсаций:

    • возмещение утраченного заработка (дохода). Учитываются все виды доходов потерпевшего: оплата за работу по трудовым или гражданско-правовым договорам, доход от предпринимательской деятельности и прочее;
    • возмещение расходов на лечение и других дополнительных расходов. К последним относятся затраты на специальное питание, лекарства, уход, санаторное лечение и так далее. Компенсируются только реально понесенные пострадавшим расходы – если лекарства или поездка в санаторий предоставлены ему бесплатно, их стоимость ему не выплатят.

    Пострадавший должен представить документы, подтверждающие:

    • размер утраченного заработка, в частности среднего месячного заработка (дохода), стипендии, пенсии, пособий; справки, полученные на работе или в соответствующей организации;
    • степень утраты профессиональной или общей трудоспособности (заключения медучреждения и медицинской экспертизы);
    • расходы на лечение и дополнительные расходы (выписка из истории болезни, документы об оплате медицинских услуг, лекарств, питания).

    Если пострадавший в ДТП пешеход умирает, размер вреда установить сложнее всего. Гражданским кодексом РФ установлено, какие лица вправе требовать выплаты компенсаций по потере кормильца. Как правило, это лица, для которых денежная помощь погибшего являлась источником существования (например, несовершеннолетние дети, родственники-инвалиды и иные лица, перечисленные в ст. 1088 ГК РФ).

    Перечень документов, которые нужно собрать человеку, потерявшему кормильца, зависит от того, к какой категории он относится. Но в любом случае лица, имеющие право на получение соответствующей компенсации, должны документально подтвердить, что находились на иждивении погибшего. Для этого они могут представить справку из образовательного учреждения, справку о состоянии здоровья, свидетельство о рождении ребенка и т.д. Также должны быть возмещены расходы на погребение погибшего. Соответствующие суммы выплачиваются тем, кто понес такие расходы (это могут быть любые лица).

    Моральный вред – это физические и нравственные страдания потерпевшего, причиной которых стало ДТП. Предполагается, что если был причинен вред жизни или здоровью, то такие страдания неминуемы. Другими словами, достаточно доказать причинение вреда здоровью – тогда факт причинения морального вреда доказывать не придется. Размер компенсации морального вреда зависит от того, насколько серьезный вред причинен здоровью, и какие последствия это повлекло для пострадавшего.

    Для получения компенсации морального вреда в случаях, когда ДТП обошлось без травм и смерти пострадавшего, нужно исходить из следующего:

    1. Определить виновника ДТП, зафиксировав это в протоколе осмотра места происшествия и при проведении дознания в органах ГИБДД;
    2. Направить документы на автотехническую экспертизу для оценки повреждений автомобиля и стоимости его ремонта;
    3. Обратиться за медицинской помощью (если это необходимо) с целью получения конкретных данных о том, что действия виновного в ДТП отразились на состоянии здоровья потерпевшего и зафиксировать эти изменения в амбулаторной карте;
    4. При составлении протокола осмотра места происшествия обратить внимание сотрудников ГИБДД и свидетелей на ваше состояние;
    5. При проведении лечебных мероприятий сохранить все документы по обследованию, чеки, копии рецептов;
    6. Пострадавшему при ДТП следует иметь в виду, что размеры компенсации морального вреда находятся в прямой зависимости от размеров имущественного ущерба, а ответственность за причиненный моральный вред может возлагаться как вместе с имущественной ответственностью, так и самостоятельно.

    Вы можете подать в суд два разных иска (один – о возмещении имущественного вреда, причиненного в результате ДТП; другой – о возмещении морального вреда, причиненного в результате ДТП), либо один иск о возмещении имущественного и морального вреда, причиненного в результате ДТП. Конечно, как и в любом другом случае, пострадавшему и виновному лучше всего постараться не доводить дело до суда и договориться на основе общей заинтересованности в быстрейшем разрешении конфликта, но такое, увы, не всегда получается. Размер требований можно обосновать, представив показания свидетелей, медицинскую карту, заключения врачей, анамнезы.

    1. если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы, — освобождается от ответственности полностью.
      При этом непреодолимой силой являются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства (наводнение, стихийные бедствия, военные действия и пр.). К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств;
    2. если докажет, что вред возник вследствие умысла потерпевшего, — освобождается от ответственности полностью.
      В гражданском законодательстве понятие умысла не раскрыто так полно, как в уголовном, так, в соответствии со ст. 25 УК РФ под умыслом понимается противоправное поведение лица, при котором оно осознает общественную опасность своих действий (бездействия), предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления, либо не желает, но сознательно допускает эти последствия, либо относится к ним безразлично;
    3. если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен (п. 2 ст. 1083 ГК РФ).
      Неосторожностью является такое противоправное поведение лица, которое совершается им по неосторожности (когда лицо предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение этих последствий), — грубая неосторожность, либо по легкомыслию или небрежности (когда лицо не предвидит возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно и может предвидеть эти последствия) — простая неосторожность (ст. 26 УК РФ).
      При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законом не предусмотрено иное (п. 2 ст. 1083 ГК РФ).

    При причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Таким образом, необходимо наличие следующих условий: вина пешехода, противоправность его поведения, наступление вреда, а также существование между ними причинной связи. Следовательно, если будут установлены все эти условия возникновения дорожно-транспортного происшествия, то согласно пункту 1 статьи 1064 ГК РФ причиненный владельцу транспортного средства вред в виде механических повреждений автомобиля подлежит возмещению в полном объеме.

    В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ДТП является событие, произошедшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Аналогичное определение содержится в п. 1.2 Правил дорожного движения[1].

    Следует отметить расплывчатость данного определения, в связи с чем сотрудники ГИБДД могут признать ДТП «любые неординарные случаи на дороге».

    Так, в судебной практике имеются дела, по которым суд не признал ДТП съезд автомобиля в кювет (Постановление Сямженского районного суда Вологодской области), наезд на собаку (Решение Вашкинского районного суда Вологодской области от 27.01.2010), попадание автомобиля в колею (Решение Октябрьского городского суда Самарской области по делу об административном правонарушении от 12.04.2010 № 12-13/2010) и отказал в привлечении их участников к административной ответственности.

    Рассмотрим наиболее проблемную ситуацию, при которой в результате ДТП, совершенного по вине работника, ущерб причинен работодателю (повреждение служебного автомобиля) и/или транспортному средству третьего лица.

    Здесь возникают два правоотношения:

    1) по возмещению ущерба работодателю;

    2) по возмещению ущерба третьему лицу.

    Обязанность работника по возмещению ущерба работодателю возникает в силу ст. 238 ТК РФ, в соответствии с которой работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, под которым в рассматриваемом случае понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (автомобиля).

    По общему правилу, предусмотренному ст. 241 ТК РФ, работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка.

    В перечень категорий работников, с которыми могут заключаться договоры о полной материальной ответственности, водители автомобиля не входит.

    К сведению: в силу ст. 239 ТК РФ материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

    Однако в случае, если будет установлено, что ДТП совершено по вине работника вследствие нарушения Правил дорожного движения, работник будет нести полную материальную ответственность в силу п. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ, так как ущерб причинен в результате административного проступка, что подтверждается и судебной практикой.

    Пример 1.

    Определением от 19.08.2010 №33-26061/2010 Московский городской суд оставил в силе решение Перовского районного суда г. Москвы от 01.04.2010 о взыскании с Захарова Е. А. в пользу Министерства внутренних дел 70 501,73 руб. материального ущерба, указав при этом: удовлетворяя заявленные исковые требования на основании положений п. 6 ст. 243 ТК РФ, суд обоснованно исходил из того, что оба ДТП произошли в результате нарушения Захаровым Е. А. Правил дорожного движения, то есть совершения последним административных проступков, которые были установлены соответствующими государственными органами, что подтверждается материалами дела, а именно сведениями, содержащимися в справках о ДТП и определении об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

    Следует отметить, что ст. 240 ТК РФ предоставляет работодателю право с учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, полностью или частично отказаться от его взыскания с виновного работника. Однако собственник имущества организации может ограничить указанное право работодателя.

    Согласно ст. 246 ТК РФ размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени его износа.

    При этом работодателю следует помнить, что в соответствии с п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 16.11.2006 №52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю» (далее – Постановление № 52) если за время рассмотрения дела в суде размер ущерба, причиненного работодателю утратой или порчей имущества, в связи с ростом или снижением рыночных цен изменится, суд не вправе удовлетворить требование работодателя о возмещении работником ущерба в большем размере либо требование работника о возмещении ущерба в меньшем размере, чем он был определен на день его причинения (обнаружения), поскольку ТК РФ такой возможности не предусматривает.

    В случае если работник не возмещает ущерб работодателю в добровольном порядке, работодатель в соответствии с ч. 2 ст. 248 ТК РФ имеет право обратиться в суд с требованием о возмещении ущерба.

    Однако следует иметь в виду, что в силу ст. 250 ТК РФ суд может с учетом степени и формы вины, материального положения работника и других обстоятельств снизить размер ущерба, подлежащего взысканию.

    В пункте 16 Постановления №52 указано, что снижение размера ущерба допустимо в случаях как полной, так и ограниченной материальной ответственности.

    Оценивая материальное положение работника, нужно принимать во внимание его имущественное положение (размер заработка, иных основных и дополнительных доходов), семейное положение (количество членов семьи, наличие иждивенцев, удержания по исполнительным документам) и т. п. Следует отметить, что требовать возмещения ущерба работодатель может только в случае наличия вины водителя в совершении ДТП.

    Пример 2.

    Определением от 21.09.2010 №33-28106/10 Московский городской суд оставил решение суда первой инстанции в силе и указал, что в соответствии с разъяснениями п. 4 Постановления №52 к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действий или бездействия) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.

    Отсутствие вины работника исключает материальную ответственность перед работодателем.

    В июле 2003 года вступил в силу Федеральный закон № 40-ФЗ, в соответствии с которым владельцы транспортных средств обязаны на определенных законом условиях и в определенном законом порядке страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

    Согласно ст. 7 вышеуказанного закона страховая сумма, в пределах которой страховщик при на-ступлении каждого страхового случая (ДТП) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:

    • в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, – не более 160 000 руб.;

    • в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, – не более 160 000 руб.;

    • в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, – не более 120 000 руб.

    В тех случаях, когда размер причиненного ущерба не выше указанных сумм, особых проблем не возникает и причиненный потерпевшему ущерб возмещается страховщиком.

    Если же размер ущерба превышает предельный размер страховой суммы, потерпевший имеет право обратиться в суд с требованием о возмещении оставшегося ущерба в порядке ст. 1072 ГК РФ. При этом иск предъявляется не к работнику, а к работодателю как владельцу источника повышенной опасности в соответствии со ст. 1079 ГК РФ.

    На основании вышеуказанной статьи юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего (ст. 931, п. 1 ст. 935 ГК РФ), в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

    Статья 1068 ГК РФ предусматривает, что юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

    По смыслу ст. 1079 ГК РФ под владельцем источника повышенной опасности следует понимать юридическое лицо или гражданина, которые используют его в силу принадлежащего им права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на других законных основаниях (например, по договору аренды, проката, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности).

    Таким образом, в силу ст. 1068 и 1079 ГК РФ не признается владельцем источника повышенной опасности лицо, управляющее им в силу исполнения своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей на основании трудового договора (служебного контракта) или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем источника повышенной опасности.

    Следовательно, на лицо, исполнявшее свои трудовые обязанности на основании трудового договора (служебного контракта) и причинившее вред имуществу владельца другого источника повышенной опасности в связи с использованием транспортного средства, принадлежавшего работодателю, ответственность за причинение вреда может быть возложена лишь при условии, что будет доказано: оно завладело транспортным средством противоправно (п. 2 ст. 1079 ГК РФ).

    Противоправным можно признать завладение работником служебным автомобилем самовольно (без согласия работодателя) в нерабочее время в личных целях.

    В случае совершения работником ДТП важно установить факт нахождения (ненахождения) работника при исполнении служебных обязанностей. В судебной практике встречаются случаи, когда работодатели стремились уйти от ответственности, ссылаясь на совершение работником ДТП после окончания рабочего дня. Однако суды в таких случаях часто встают на сторону работника.

    Пример 3.

    На возмещении ущерба потерпевшему работодателем правоотношения работника и работодателя (в части возмещения вреда, причиненного в результате ДТП) не заканчиваются, так как работодатель в силу п. 1 ст. 1081 ГК РФ имеет право обратного требования (регресса) к работнику.

    Однако вернуть всю сумму, как правило, не получается. Это связано с тем, что работник может заявить ходатайство о снижении размера ущерба в силу ст. 250 ТК РФ.

    Следует отметить, что суд вправе снизить размер ущерба, подлежащего взысканию с работника, только при наличии доказательств соответствующей степени вины и сложного материального положения работника. В судебной практике в качестве таких обстоятельств признаются наличие на иждивении несовершеннолетних детей и супруги, находящийся в отпуске по уходу за ребенком (Определение Московского городского суда от 12.10.2010 №33-32075), неосторожная форма вины и инвалидность работника (решение Полесского районного суда Калининградской области), наличие на иждивении двух студентов, обучающихся на платных отделениях учебных заведений, отсутствие личного подсобного хозяйства (решение Брединского районного суда Челябинской области).

    Данные обстоятельства должны быть подтверждены (справки, договоры), в противном случае суд откажет в удовлетворении соответствующего ходатайства.

    Пример 5.

    Санкт-Петербургский городской суд в Определении от 10.08.2009 №10751 указал, что при отсутствии надлежащих письменных доказательств сложного материального положения работника (отсутствие собственности, сведения о среднем заработке) и установлении факта оплаты работником обучения в институте вывод суда первой инстанции о наличии оснований для снижения размера подлежащего взысканию ущерба, причиненного в результате ДТП, не может быть признан обоснованным.

    Заключение.

    Таким образом, приведенный анализ законодательства и судебной практики свидетельствует о том, что обязанность по возмещению ущерба, причиненного третьим лицам по вине работника в результате ДТП, первоначально возложена на работодателя.

    Регрессное требование не всегда может возместить работодателю все потери, так как суд, учитывая имущественное положение работника и степень его вины, вправе снизить размер взыскиваемого ущерба. В этом случае работодателю остается только более тщательно подбирать кадры и осуществлять контроль за своими работниками.

    Существует два основных порядка решения проблемы — досудебный и судебный. Обращение в суд по ДТП требуется лишь в том случае, если пострадавший не смог добиться компенсации до суда.

    Для этого необходимо составить досудебную претензию. В ней указывается точная сумма ущерба с приложением соответствующих копий документов. Ее можно передать виновной стороне или страховой компании под роспись. Также разрешено направить бумаги по почте заказным письмом с уведомлением, которое считается подтверждением вручения. Если в течение месяца не поступает ответ или вторая сторона не идет на контакт, можно обращаться в судебный орган. От того, насколько грамотно будет составлена жалоба в суд, зависит результат рассмотрения.

    Иск к виновнику может подать не только потерпевший, но и страховая компания. В этом случае речь идет о суброгации. Согласно ст. 965 ГК РФ, это значит, что страховщик после произведенных выплат может подать жалобу для возмещения убытков. Благодаря суброгации по ОСАГО с виновника ДТП можно избежать двойной переплаты.

    Также страховая компания может взыскать ущерб с виновника в порядке регресса, если он действовал намеренно, находился в состоянии алкогольного опьянения, не имеет прав или не вписан в полис. В исковое заявление необходимо включить основные реквизиты и особенности произошедшего. Важно писать по существу и подробно, но кратко. Это позволяет судье быстро ознакомиться с делом и вникнуть в суть проблемы.

    Исковое заявление о возмещении материального ущерба в результате ДТП должно содержать основные реквизиты и описание проблемы. Структура выглядит следующим образом:

    1. Вступительная часть. Содержит полное наименование суда, ФИО, паспортные данные и адрес проживания истца и ответчика.
    2. Основная часть. Описание ДТП, включая место, время и особенности происшествия. Подробно уточняются обстоятельства в точной последовательности. В документе дается ссылка на наличие протокола ГИБДД и экспертизы, которые дополняют законность требований собственника пострадавшего автомобиля. Если причинен вред здоровью, данные не только указываются, но и подтверждаются справками.

    Внимание! Если обойти досудебную стадию, суд может отказать в рассмотрении. Также отказ последует, если в досудебной претензии и исковом заявлении требования и обстоятельства дела расходятся.

    Решение суда по делу о возмещении ущерба, причиненного в результате ДТП

    При обращении в суд важно определить место проживания виновной стороны. Далее пострадавший учитывает сумму ущерба. Если независимый эксперт признал его в размере до 50 тыс. рублей, обращаться нужно в мировой суд. Здесь срок рассмотрения составляет 1 месяц с момента регистрации заявления.

    Если иск составлен на сумму более 50 тыс. рублей, обращение направляется в районный суд. Период рассмотрения может доходить до 2 месяцев с момента поступления документов.

    Совет! Заявление вместе с документами подается через приемную, где обращение регистрируется. На бланке истца проставляется входящий номер и дата приема. Если лично подать документы не получается, их можно отправить почтовым отправлением.

    Ведущий дело судья принимает иск в суд о возмещении материального ущерба от ДТП и назначает первое заседание, которое проходит в форме собеседования. На нем можно заявить ходатайства и дать некоторые пояснения. Выясняется, есть ли признание ответчика. Далее в течение нескольких заседаний принимаются решения, где обе стороны имеют право высказать свою точку зрения, основываясь на документах.

    Принимается решение, которое вступает в законную силу в течение месяца. Если одна из сторон не согласна с результатами разбирательства, возможна апелляция в областной суд. Окончательная стадия — надзорная жалоба в Верховный суд РФ. После этого признаются требования полностью законными, а решение уже не подлежит обжалованию.

    Речь идёт о том, что большинство изданий и обычных пользователей называет «реформой ОСАГО». Но, если быть точнее, то это только её начало.

    • 17 апреля 2021 года Госдумой был принят Федеральный закон №88-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ. Больше всего поправок внесено в закон Об ОСАГО.
    • 1 мая 2021 года документ был официально опубликован и вступил в законную силу, но не по всем пунктам.
    • отдельные нормы обновлений законодательства вступают в силу в июне, сентябре и в конце октября этого же года.

    .

    До 01.01.2019 за причиненный в результате ДТП вред жизни или здоровью потерпевшего можно было получить выплату с нескольких страховщиков, причем с каждого в размере страховой суммы. Об этом указывал Верховный Суд РФ в своем Определении.

    На сегодняшний день возможности получить «двойную» выплату с нескольких страховщиков не будет.

    Закон дополнили пунктом 9.1 статьи 12, который говорит о том, что страховщики в случае, если ответственными за вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего при наступлении одного и того же страхового случая, признаны несколько участников дорожно-транспортного происшествия, осуществляют страховую выплату солидарно. При этом общий размер выплаты не может превышать размер страховой суммы по ОСАГО.

    Водителям об основаниях и порядке взыскания регресса по ОСАГО с виновника ДТП

    Регресс – это право обратного требования. В случае ОСАГО право страховой компании потребовать с виновного водителя деньги в размере выплаченного потерпевшему страхового возмещения.До внесения поправок страховщики требовали с виновников ДТП выплаченные суммы, за то, что они в течение 5 рабочих дней не направили или не вручили страховщику свой экземпляр европротокола.

    Более подробно вопрос о том, как избежать такого регресса, мы рассмотрели в нашей специальной статье.

    Последние изменения в статью 12 были внесены 28 марта 2017 года. Коснулись они следующих аспектов:

    • в ряде пунктов всей статьи формулировка «страховая выплата» была заменена на «страховое возмещение» в соответствующих падежах;
    • изменилась редакция первого абзаца п 15 статьи 12 о выборе потерпевшим страхового возмещения, во втором абзаце была скорректирована формулировка, четвертый утратил силу;
    • были введены пункты 15.1-15.3, регламентирующие порядок страхового возмещения в натуре – путем организации восстановительного ремонта;
    • введен пункт 16.1 о случаях, когда страховое возмещение выдается в денежном эквиваленте;
    • в п 17 статьи 12 была изменена редакция первых трех абзацев, в шестом абзаце скорректирована формулировка, добавлен седьмой о превышении стоимости ремонта максимальной суммы страхового возмещения, абзацы 7-9 получают порядковые номера 8-10, последний утратил силу;
    • в статью 12 введен пункт 17.1 о выявлении Банком России нарушений и ограничении деятельности страховщика;
    • скорректированы формулировки пунктов 19 и 20;
    • в п 21 статьи 12 изменена редакция первого абзаца.

    С мая также появился новый пункт в статье 14 Закона об ОСАГО которая устанавливает право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред.

    В пункте 5 теперь прописано исключение, которое не позволяет требовать с пешехода, которому в ДТП причинен вред здоровью, либо с его родственников или наследников в случае смерти пешехода, возмещения вреда, причиненного транспортному средству в таком ДТП.

    5. Регрессное требование о возмещении вреда, причиненного транспортному средству, не может быть предъявлено к пешеходу в случае причинения вреда его здоровью либо к его родственникам или наследникам в случае его смерти в результате дорожно-транспортного происшествия с участием этого транспортного средства.

    транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем;

    использование транспортного средства — эксплуатация транспортного средства, связанная с его движением в пределах дорог (дорожном движении), а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях и других территориях).

    владелец транспортного средства — собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное).

    Правомерность требований о выплате регресса страховщиком установлена двумя законодательными актами:

    • ГК РФ – в п. 1 ст. 1081 отмечено, что лицо, возместившее убыток пострадавшему в результате аварии, получает право требовать компенсацию ущерба со стороны нарушителя;
    • Федеральным законом «Об ОСАГО» №40-ФЗ, принятым в апреле 2002 года – в ч. 1 ст. 14 аналогично сказано, применительно к страховщику, с уточнением, что сумма регресса не должна превышать выплаченную сумму потерпевшему, если другое не предусмотрено требованиями законодательства.

    Поэтому страховая компания вполне обоснованно получает право компенсировать потраченные на выплаты средства по ОСАГО со стороны «организатора» ДТП.

    1. Вопрос: Произошла авария, у виновной стороны нет полиса ОСАГО. На протяжении какого времени можно подать иск в суд на виновника ДТП для возмещения ущерба? Ответ: Подать исковое заявление в судебную инстанцию на получение компенсации допускается на протяжении трех лет, начиная со дня, когда происшествие состоялось.
    2. Вопрос: Произошло ДТП, виновник скрылся с места происшествия. Когда пострадавшей стороне можно предъявить иск, если СИД ограничен, а ответчик еще не установлен? Ответ: Допустимый период подачи иска начнет отсчитываться с того дня, когда будет установлен виновный.
    3. Вопрос: Ущерб после аварии превысил сумму возможной страховой выплаты. Когда можно подавать иск на виновника ДТП для возмещения недостающей части ущерба, который СК проигнорировала, не оплатив? Ответ: После получения информации от СК, что страховка весь ущерб не компенсирует, начинается отсчет конкретного СИД.

    Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.

    У многих автолюбителей может возникнуть понятный вопрос: для чего необходимо приобретать ОСАГО, если все-равно придется платить страховщику. Но необходимо учесть, что регрессное требование к виновнику ДТП правомочно не во всех случаях, а в детально оговоренных ситуациях.

    Различные подпункты ст. 14 №40-ФЗ предусматривают ситуации, когда у страховщика появляется право выдвигать регрессное требование по ОСАГО к виновнику ДТП:

    1. Если вред здоровью или собственности пострадавшего причинен умышленными действиями нарушителя – факт умысла должен быть доказан в судебном порядке.
    2. Произошедшая авария вызвана нетрезвым состоянием лица, по чьей вине случилось ДТП (речь идет о различных формах опьянения) – указанное обстоятельство удостоверяется результатами медицинского освидетельствования, проведенными в соответствующем учреждении.
    3. Нарушитель создал аварийную ситуацию, находясь за рулем, не имея на то законных оснований – он не получил водительских прав или был их лишен по какой-либо причине.
    4. После происшествия нарушитель скрылся в неизвестном направлении, желая избежать ответственности – это должно быть зафиксировано в соответствующем протоколе о ДТП, составленном представителями ГИБДД. В этой ситуации нарушителю особенно сложно отстоять свои права в суде, очень редко такие дела рассматриваются в пользу ответчика.
    5. Если автолюбитель, допустивший аварию, не вписан в число лиц, допущенных к управлению авто, в страховом полисе ОСАГО – не распространяется на разновидности договоров, не ограничивающих количество водителей.
    6. При отсутствии обязательной автостраховки или истечении срока действия договора – если он заключен до определенной даты.
    7. В случае оформления происшествия европротоколом (без участия представителей ГИБДД) – если обе стороны в пятидневный срок (без учета выходных и праздничных дней) не предоставили страховщику протокол о ДТП. Это связано с тем, что если страховая компания виновного, которой придется в итоге выплачивать данные средства, не будет заблаговременно извещена о факте данного случая, она не сможет присутствовать при проведении экспертизы пострадавшего автомобиля, с целью контроля правомерности определения суммы ущерба.
    8. Если в пятнадцатидневный срок (учитываются только будни) виновным приняты меры к утилизации машины, участвовавшей в аварии или авто не предъявлено для проведения независимого экспертного обследования по результатам происшествия.
    9. При просроченном техосмотре на момент ДТП, о чем свидетельствует запись в диагностической карте.

    В ситуации с техосмотром может отмечаться наличие косвенной вины представителя организации, выдавшей диагностическую карту, если в данном документе будут содержаться заведомо неверные сведения относительно состояния автомобиля. Однако подобные претензии должны быть доказаны независимой экспертизой – необходимо достоверно подтвердить наличие на момент, непосредственно предшествующий аварии, тех или иных дефектов машины, не отмеченных в диагностической карте по результатам техосмотра.

    Если это будет доказано, регрессное требование по ОСАГО может предъявляться к оператору технического осмотра

    Используется право на регресс исходя из признаков, дающих право страховщику, востребовать выплаченные средства. К ним относится регресс:

    • к контрагенту, который купил полис ОСАГО
    • к виновной стороне по аварии, но только после выплаты возмещения ущерба
    • оцененный в большей сумме, чем произведенная компенсация, но востребование суммы не большей, чем выполненное перечисление

    Право на возврат по регрессу не дает уверенности в результате даже при обращении в суд, так как вторая сторона может подать встречный иск, чтобы избежать принятия решения в сторону заявителя или с целью снижения суммы.

    Важно! Регресс предоставляет право, которым страховщик имеет право воспользоваться. Это не обязанность.

    Если страховая компания по разным причинам сразу же отказывает осуществлении выплаты денежных средств, то вам следует незамедлительно приступить к подготовке следующих документов:

    1. исковое заявление. Документ составляется на имя мирового судьи. Здесь указываются все тонкости текущего дела, система описания претензий к СК и возможные варианты разрешения спорной ситуации;
    2. копия ОСАГО;
    3. заявление, которое направлено на прямое возмещение убытков и претензий;
    4. справка о ДТП, которая выдается уполномоченными сотрудниками ГИБДД;
    5. полный отказ от возбуждения дел административного характера, которое затрагивает интересы всех участников дела;
    6. подробный отчет, который определяет общую сумму причиненного ущерба. Документ может быть оформлен в нескольких вариантах: страховая и независимая экспертиза.

    Все вышеперечисленные документы являются основой для начала рассмотрения спорного дела в судебном порядке. Для увеличения большей эффективности необходимо получить предварительную консультацию у квалифицированного юриста. Таким образом, вы минимизируете количество ошибок во время разбирательства.

    Рассмотрим механизм поэтапно:

    1. после аварийного случая необходимо выполнить в полном объеме те действия, которые требует страховщик (например, сообщить про аварию в фирму, вызвать инспектора ГАИ и пр.);
    2. корректно заполнить заявление о наступлении страхового события;
    3. создать оптимальные условия для осуществления осмотра вашего автомобиля со стороны уполномоченных лиц страховой компании;
    4. получить специальную справку в ГАИ, которая будет иметь печать с соответствующего органа. Документ обязан иметь инициалы исполнителя, подпись и мокрую печать;
    5. предоставить специалисту с фирмы пакет документов, который собран для реализации страхового возмещения.

    Решение по делу о взыскании ущерба от ДТП

    Если виновнику ДТП предъявлен к выплате регресс страховой компанией по ОСАГО, не следует безоговорочно соглашаться с выдвинутыми требованиями. Результат рассмотрения дела в суде может быть различным, в зависимости от представляемых с исковым заявлением материалов и сопутствующих обстоятельств. Не исключено, что судебная инстанция, не сочтя претензии страховщика обоснованными, согласится с выдвигаемыми требованиями.

    Разумнее будет воспользоваться квалифицированной юридической помощью. Это позволит грамотно организовать защиту, с учетом всех нюансов отечественного законодательства. Если ответчиком будут представлены аргументированные доказательства неправомерности предъявленных требований, суд отклонит поданный иск.

    Внимание
    Страховая компания получает право предъявлять регрессное требование по ОСАГО только после того, как потерпевшему выплачена компенсация на восстановление машины после ДТП, а не до указанного факта.

    Поэтому, страховщик должен позаботиться о доказательстве следующих фактов:

    • Перечисление страховых выплат пострадавшему – нередко СК требует регресса раньше, чем деньги заплачены по договору ОСАГО, поэтому если ответчик не станет возражать против подобных претензий, долг будет взыскан.
    • Наличие подтверждаемых законодательными нормами оснований для предъявления регрессного требования – согласно перечисленным выше обстоятельствам. Если по результатам ДТП не применимо ни одно из указанных ситуаций регресса по ОСАГО, иск неправомерен.
    • Сумма по регрессному требованию к виновнику ДТП не должна оказаться выше выплаты пострадавшему – это необходимо подтвердить соответствующими документами. Не исключено, что ответчику получится уменьшить размер предъявленной суммы.
    • Срок исковой давности не должен быть пропущен на момент предъявления претензий. Но о данном обстоятельстве ответчику обязательно необходимо заявить в ходе разбирательства, иначе указанный момент не будет учтен.
    • Одно из главных условий – доказанность вины. Пока судом не будет установлено, что водитель стал причиной аварии, страховая компания не вправе предъявлять регрессное требование по ОСАГО.

    ВАЖНО
    Если хотя бы какое-либо из указанных требований не соблюдается, у ответчика появляются законные основания добиться положительного итога судебных разбирательств. Что особенно важно, учитывая, что судебные издержки придется платить проигравшей стороне.

    Самый очевидный способ избежать предъявления регрессных требований – не попадать в ДТП. Так как избежать дорожных инцидентов практически невозможно, для устранения дополнительной ответственности учтите следующие рекомендации:

    • никогда не садитесь за руль в состоянии опьянения, не передавайте управление нетрезвым водителям;
    • не покидайте места аварии до оформления всех процессуальных документов;
    • своевременно оформляйте и продлевайте полис ОСАГО, передавайте руль только водителям, вписанным в страховку;
    • соблюдайте требование о представлении авто для осмотра экспертов страховщика.

    Предлагаем ознакомиться Как ездить без ОСАГО законно: обязательна ли страховка, в каких случаях можно обойтись без полиса, а также каковы возможные проблемы и риски?

    В производстве Пушкинского районного суда находится дело по иску ОАО «Р.» к Т.С.В. о взыскании суммы убытков в размере 95823 руб. 04 коп., причиненных «31» марта 20__г. при ДТП.

    1. Истец утверждает, что «Характер повреждений установлен при осмотре автомобиля сотрудниками ГИБДД, прибывшими на место происшествия и зафиксирован в Справке ГИБДД, а также выявлены при осмотре поврежденного транспортного средства и зафиксировано актом осмотра».

    С указанным утверждением Ответчик не согласен и считает его необоснованным.

    Так, имеются существенные отличия в перечисленных механических повреждениях, указанных в справке о ДТП, от «31» марта 20__г., подписанной старшим лейтенантом милиции П.А.О., в акте осмотра от «18» апреля 20__г., подписанном экспертом Д.Н.В., в экспертном заключении от «23» апреля 20__г., подписанным инженером оценщиком К.Э.А. (Данные документы представлены в материалах дела). Различия в характере повреждений, причиненных ТС в указанных документах, позволяют поставить под сомнение объективность и обоснованность выводы инженера оценщика. Экспертное заключение было сделано на основании Акта осмотра и представленных в Отчете фотографиях. Однако фотографии ТС очень низкого качества, произведена съемка исключительно внешних повреждений, нет фотографий салона, нет документов подтверждающих проведение работ с использованием смотровой ямы, подъемника, других технических и диагностических средств с целью выявления скрытых повреждений. Как следствие, выводы эксперта по повреждениям ТС, в особенности скрытым, являются необоснованными и недоказанными и не могут быть представлены как доказательства по настоящему делу.

    Отчет от «23» апреля 20__г., кроме прочего, был составлен на основании «Методического руководства по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления», Согласно п. 4.3.3., указанного методического руководства, является обязательным извещение всех заинтересованных лиц, однако вопреки прямому указанию документа, на основе которого была сделана экспертиза, ни Истцом, ни экспертом не были осуществлены необходимые действия по информированию Ответчика о проведении осмотра, в материалах дела отсутствуют копии направленных Ответчику телеграмм, таким образом, было нарушено право Ответчика на защиту (Постановление арбитражного суда кассационной инстанции от 16 января 20__ года. При указанных обстоятельствах отсутствуют все необходимые элементы для применения гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков, а именно размера ущерба.

    1. Согласно п. 1 ст. 965 ГК РФ «Если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования», однако Истцом указанный договор не представлен и в материалах дела отсутствует, соответственно, нет доказательств подтверждающих право требования Истца к Ответчику.
    2. Основанием для составления отчета от «30» апреля 20__г. является договор от 11.01.11г., что указано непосредственно в тексте отчета, однако лицензия ООО «А.», юридическое лицо составитель отчета, была получена 25.10.20__г., что делает договор на проведение работ по оценке ничтожным. На основании вышеизложенного для составления отчета «Оценки рыночной стоимости автомобиля в поврежденном состоянии…» нет достаточных законных оснований, и как следствие он не может являться достаточным доказательством рыночной стоимости ТС, которому был нанесен ущерб.
    3. Истцом не представлены в суд доказательства наличия у компаний ООО «Е.» и ООО «А.» лицензий на оценочную деятельность на момент проведения ими работ по оценке стоимости ущерба причиненного ТС и оценке рыночной стоимости поврежденного ТС. В тоже время, компания ООО «А.» в своем отчете ссылается на наличие у нее лицензии Федерального агентства по управлению физическим имуществом РФ от 25.10.20__г., однако такого органа занимающегося выдачей указанных лицензий не существовало. Данные факты также не позволяют использовать вышеобозначенные отчеты в целях доказательства размера ущерба причиненного Истцом ТС.
    4. Истцом определено и выплачено страховое возмещение в размере 647348,82 руб., что подтверждается платежным поручением от «06» июня 20__г. Данная сумма, по мнению Истца, составляет стоимость ТС без учета нанесенных ему Ответчиком повреждений и определена на основании обоюдного соглашения ОАО «Р.» и страхователя Ц.А.В., однако данное соглашение носит добровольный характер и не имеет отношения к реальной стоимости ТС без учета нанесенных ему повреждений. В то время как рыночная стоимость ТС с учетом повреждений в размере 4320__,42 руб. была определена экспертом. Соответственно сумма убытков, определенная Истцом как разница между суммой выплаченной страхователю Ц.А.В. и рыночной стоимостью ТС с повреждениями базируется в своих расчетах на стоимости ТС определенной по согласию Истца и Ц.А.В. и не позволяет определить размер реальной стоимости причиненного ущерба.

    В Интернете часто можно встретить мнение, что виновника ДТП устанавливает только суд. Это не совсем верная информация. В гражданском судопроизводстве возможность подачи самостоятельного иска или заявления об установлении виновника аварии или степени вины того или иного лица отсутствует. Это прямо закреплено Постановлением Пленума ВС РФ от 29.01.2015 г. № 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

    Поэтому установление виновника ДТП входит в обязанности сотрудников ГИБДД. Прежде всего, о наличии вины свидетельствует привлечение соответствующего лица к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения по той или иной статье Кодекса об административных правонарушениях.

    В ситуации, когда водитель попал в ДТП, он обязан предпринять ряд мер для оформления аварии. Участники происшествия могут составить европротокол. Но такая возможность напрямую зависит (кроме других факторов, о которых мы проинформировали в соответствующей статье) от отсутствия между водителями разногласий по поводу того, кто виноват в аварии. То есть при оформлении аварии самостоятельно путем заполнения извещения о ДТП в идеале проблем с получением страховой выплаты возникнуть не должно. И это единственный случай, когда участники аварии могут сами договориться и решить, кто же виноват в происшествии.

    Стандартная процедура предполагает обращение к сотрудникам ГИБДД. И здесь могут возникнуть сложности. Не все действия водителя, которые привели к дорожно-транспортному происшествию, являются нарушением ПДД. Значит, на руки будет выдано определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Что делать дальше?

    Если дело подлежит передаче в суд или по подведомственности, то в результате рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение. Установление виновника ДТП в гражданском судопроизводстве Если виновник ДТП в силу каких-то обстоятельств так и не определен, то необходимо обратиться в суд для выяснения данного вопроса в гражданском процессе. Привлекать как ответчиков лучше не только предполагаемого виновника, но и страховую компанию.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]