Тк РФ причинение вреда здоровью

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тк РФ причинение вреда здоровью». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Часть 1 комментируемой статьи определяет характер и объем возмещения материального (имущественного) вреда, причиненного жизни или здоровью работника на производстве. Она гарантирует возмещение как утраченного им заработка, так и дополнительных затрат на восстановление здоровья и трудоспособности. В случае смерти работника его семье возмещается потерянный доход, а также расходы на погребение.

Вред, причиненный здоровью или жизни работника при исполнении трудовых обязанностей, возмещается путем предоставления обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Правовые, экономические и организационные основы этого вида социального страхования, а также порядок возмещения вреда, включая условия, виды и размеры (объемы) обеспечения, урегулированы Законом о страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Этот Закон не ограничивает права застрахованных на возмещение вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации в части, превышающей обеспечение по социальному страхованию (ч. 2 ст. 1 Закона). Тем самым он предоставляет застрахованным (а в соответствующих случаях членам их семей) право требовать возмещения некомпенсированного страховым обеспечением вреда непосредственно с работодателя (страхователя) — причинителя вреда по правилам, предусмотренным гл. 59 ГК РФ (см. п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.03.2011 N 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Кроме того, в Законе специально оговорено, что обеспечение по данному виду социального страхования может предоставляться застрахованным наряду с возмещением причиненного им вреда в порядке обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

2. Обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат все лица, выполняющие работу на основании трудового договора. Застрахованными считаются также лица, получившие повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, подтвержденное в установленном порядке и повлекшее утрату профессиональной трудоспособности.

Страховщиком по этому виду страхования, как и по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, является Фонд социального страхования РФ. Но средства обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются и расходуются только на цели этого вида страхования.

3. Основанием для обеспечения (страховым случаем) является подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

Несчастный случай на производстве определяется в Законе как событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть (о квалификации несчастных случаев на производстве см. ст. 227 и коммент. к ней).

Профессиональное заболевание — это хроническое или острое заболевание, являющееся результатом воздействия вредного производственного фактора и повлекшее временную или стойкую утрату застрахованным профессиональной трудоспособности.

Связь повреждения здоровья (смерти) работника с исполнением трудовых обязанностей подтверждается оформленными в установленном порядке актом о несчастном случае на производстве или актом о случае профессионального заболевания (о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве и случаев профессиональных заболеваний см. ст. ст. 227 — 231 и коммент. к ним).

Застрахованный и его семья имеют право на обеспечение по страхованию независимо от того, виновен или не виновен работодатель в причинении вреда. Умышленное причинение вреда собственному здоровью самим работником освобождает страховщика от обязанности предоставить страховое обеспечение: согласно п. 2 ст. 14 Закона вред, возникший вследствие умысла застрахованного, подтвержденного заключением правоохранительного органа, возмещению не подлежит.

Неуплата работодателем страховых взносов не лишает работника права на страховое обеспечение.

4. Степень стойкой утраты профессиональной трудоспособности устанавливается учреждением медико-социальной экспертизы. Экспертиза трудоспособности производится в соответствии с Правилами установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 N 789, и Временными критериями определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. Постановлением Минтруда России от 18.07.2001 N 56.

Трудовое законодательство предусматривает случаи, при которых нет прямой вины работодателя, но он все же несет ответственность за ущерб, причиненный здоровью сотрудников, в соответствии с тяжестью травмы. К таким случаям относят:

      • Форс-мажор – действие стихийного бедствия, аварии, катастрофы;
      • Источник повышенной опасности.

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

равенство прав и возможностей работников;

обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, право работодателей создавать объединения работодателей и вступать в них; (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 358-ФЗ)

обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;

обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 02.07.2013 N 162-ФЗ)

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства. (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 204-ФЗ, от 01.12.2014 N 409-ФЗ)

Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Принудительный труд запрещен.

Принудительный труд — выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

в целях поддержания трудовой дисциплины;

в качестве меры ответственности за участие в забастовке;

в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:

нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;

возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя:

работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;

работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:

основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности); (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);

порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

систему и порядок проведения специальной оценки условий труда и государственной экспертизы условий труда, организацию контроля качества проведения специальной оценки условий труда; (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;

особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.

Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Споры по возмещению ущерба здоровью от условий труда

Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей.

Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений.

Сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего года, месяца или недели срока. В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни.

Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Статья включает два абзаца. В первом из них указано, что если сотрудник получил повреждение здоровья или скончался из-за несчастного случая на производстве либо по причине профзаболевания, то ему (его семье) положена специальная выплата. Сумма данной выплаты включает следующие составляющие:

  • утраченный пострадавшим доход;
  • в случае повреждения здоровья – дополнительные расходы на реабилитацию сотрудника;
  • в случае смерти сотрудника – соответствующие расходы на похороны и т.д.

В расходы на реабилитацию пострадавшего статья включает медицинские, профессиональные и социальные составляющие.

Второй абзац имеет ссылочный характер. В нём указано, что параметры предоставления сотруднику гарантий в вышеупомянутых ситуациях определяются на уровне соответствующего федерального законодательства.

К данным параметрам относятся:

  • условия выплат;
  • их разновидности;
  • размеры платежей.

Разобранная статья, несмотря на небольшой объём, достаточно подробно прописывает специфику выплат сотруднику при несчастном случае на производстве или профзаболевании.

Как в актуальном законодательстве определяются понятия несчастного случая на производстве и профзаболевания?

Определение несчастного случая на производстве содержится в ст. 3 ФЗ № 125 от 24.07.98. К данной категории несчастных случаев относятся ситуации, когда сотрудник получил такое повреждение здоровья при исполнении положенных ему должностных обязанностей, что это закончилось одним из следующих вариантов:

  • его кончиной;
  • утратой им трудоспособности;
  • необходимостью его перевода на иную позицию.

При этом данное событие могло происходить:

  • непосредственно на территории производства;
  • за её пределами;
  • во время поездки на работу/возвращения с работы на транспорте нанимателя.

Ключевые принципы расследования несчастных случаев подобного рода детально изложены в статьях 227-231 ТК.

Необходимо отметить, что согласно ст. 229.2 к несчастным случаям на производстве не могут быть отнесены следующие события:

  • смерть из-за самоубийства или заболевания общего характера;
  • смерть или причинение вреда здоровью из-за употребления наркотиков, алкоголя либо иного отравления, не связанного непосредственно с произведёнными процессами;
  • несчастный случай, произошедший из-за совершения потерпевшим уголовно наказуемых действий (бездействия).

Эта же мысль подчёркивается и в Постановлении Пленума ВС № 2 от 10.03.11.

Что касается профзаболеваний, то их определение дано в той же статье вышеупомянутого закона. В данную категорию входят заболевания, начавшиеся из-за воздействия на сотрудника одного или нескольких производственных факторов, результатом чего стала утрата им трудоспособности, причём как в постоянной, так и во временной форме. Исчерпывающий список подобного рода заболеваний утверждён Приказом Минздравсоцразвития № 417н от 27.04.12.

Расследование профзаболеваний проводится в рамках специальных процедур, которые подробно изложены в Постановлении Правительства № 967 от 15.12.2000.

Полагается ли выплата, указанная в разбираемой статье, сотруднику, если наниматель не виновен в произошедшем несчастном случае?

Да, пострадавший сотрудник получает выплаты, указанные в ст. 184, даже в ситуации, когда наниматель не несёт непосредственной ответственности за несчастный случай или профзаболевание. Исключением является вариант, когда пострадавший:

  • совершил фатальное для него действие умышленно;
  • и этот замысел подтверждается оформленным в надлежащем порядке заключением правоохранительных структур.

Также в ФЗ № 125 предусмотрен и вариант, когда сумма выплат пострадавшему может быть уменьшена (но не более чем на 25%). Это происходит в ситуации, когда соответствующими документами ясно доказано, что грубые ошибки пострадавшего способствовали получению им травм. Также в данном ФЗ подчёркнуто, что если пострадавший скончался, то сумма положенных его семье выплат не может быть снижена.

На каком основании определяется размер выплат, положенных сотруднику по рассматриваемой статье?

Параметры, влияющие на величину данной разновидности выплат, подробно перечислены в ст. 9 вышеупомянутого ФЗ № 125. В ней указаны возможные максимальные суммы выплат, рассмотрены отдельные нюансы, определяющие их величину, а также дана база для расчёта положенных пострадавшему сотруднику платежей.

Судебная практика по этому вопросу, как и по другим аспектам выплат по ст. 184, определяется Постановлением Пленума ВС № 2 от 10.03.11.

Материальный ущерб представляет собой потерю материальных благ (ценностей), как всех, так и части, из-за нанесенного вреда. Материальный ущерб возникает как в результате материального вреда, так и в результате морального. Размер материального ущерба складывается из нескольких показателей:

  • цена утраченной части ценностей или сумма, требуемая для ее восстановления;
  • расходы, которые потребовались для восстановления нарушенного блага или права;
  • величина убытка, которая определяется прибылью, не полученной в результате причиненного вреда.

В трудовых взаимоотношениях возможно как нанесение материального, так и морального вреда с причинением разного по масштабам ущерба.

Материальная ответственность работодателя по отношению к работнику может возникать в нескольких случаях:

  • причинение ущерба незаконным лишением трудящегося возможности осуществлять трудовую деятельность;
  • нанесение ущерба личному имуществу трудящегося;
  • задержка выплаты зарплаты и прочих денежных сумм, которые причитаются трудящемуся;
  • нанесение морального вреда трудящемуся.

Обязанность работодателя возместить работнику материальный ущерб в случае незаконного лишения его возможности осуществлять трудовую деятельность возникает в тех случаях, когда трудящийся не получил свой заработок в результате:

  • незаконного отстранения от трудовой деятельности, перевода на другую работу или увольнения;
  • отказа работодателя от исполнения решений, которые принял орган по рассмотрению трудовых споров или государственный правовой инспектор о восстановлении трудящегося на прежнем рабочем месте;
  • задержки возвращения трудовой книжки или внесения некорректной и несоответствующей действующему законодательству формулировки причины прекращения трудовой деятельности.

В Трудовом Кодексе Российской Федерации особенности возмещения материального ущерба работодателем регламентируется 234 статьей.

Самым частым основанием для привлечения работодателя к ответственности за причинение материального ущерба работнику в настоящее время является:

  • незаконное отстранение от трудовой деятельности;
  • перевод на иную работу;
  • увольнение.

Порядок отстранения от трудовой деятельности, перевода на иную работу и увольнения регламентирован в действующем трудовом законодательстве. 76 статья Трудового Кодекса Российской Федерации определяет случаи, при которых работодатель должен не допускать работника к осуществлению трудовой деятельности. Чаще незаконным является не факт отстранения трудящегося от работы, а факт нарушения порядка применения отстранения, делающий распоряжение работодателя неправомерным.

Также довольно часто встречаются ситуации, когда работодатель переводит трудящегося на другую работу без его непосредственного согласия, побуждает сотрудника согласиться на срочный договор вместо уже вступившего в силу договора на неопределенный срок, или переводит работника на неполный рабочий день или неделю под угрозой увольнения. Кроме того, работодатели при поступлении сотрудника на работу не всегда оформляют трудовую книжку без согласия с требованиями сотрудника, что также является нарушением действующего трудового законодательства.

Работодатель должен нести материальную ответственность и за ущерб, который был причинен личному имуществу трудящегося. Если какие-либо вещи хранились на рабочем месте на территории предприятия, ответственность за их повреждение, порчу или утрату лежит на работодателе.

Основным принципом трудового права является своевременная выплата заработной платы трудящемуся. Обязанность работодателя к выплате заработной платы работнику закреплена в 22 статье Трудового Кодекса Российской Федерации. Нарушение срока выплаты заработка трудящемуся вызывает возникновение ответственности работодателя в возмещении материального ущерба.

Работодатель обязан возместить не только выплату задержанной заработной платы, но и денежную компенсацию в установленном трудовым или коллективном договором размере. Размер компенсации не может быть меньше, чем это установлено в 236 статье Трудового Кодекса Российской Федерации.

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(с изменениями на 5 апреля 2021 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 97-ФЗ (Российская газета N 137, 27.07.2002);

Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ (Российская газета, N 138-139, 30.07.2002);

Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ (Российская газета, N 126, 01.07.2003) (вступил в силу с 1 июля 2003 года);

Федеральным законом от 27 апреля 2004 года N 32-ФЗ (Российская газета, N 92, 30.04.2004);

Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (Российская газета, N 188, 31.08.2004) (о порядке вступления в силу см. статью 155 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ);

Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 201-ФЗ (Российская газета, N 292, 31.12.2004) (вступил в силу с 1 января 2005 года);

Федеральным законом от 9 мая 2005 года N 45-ФЗ (Российская газета, N 100, 13.05.2005);

Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ (Российская газета, N 146, 07.07.2006) (вступил в силу с 6 октября 2006 года);

Федеральным законом от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ (Парламентская газета, N 214-215, 21.12.2006) (о порядке вступления в силу см. статью 38 Федерального закона от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ);

Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ (Российская газета, N 1, 10.01.2007) (о порядке вступления в силу см. статью 26 Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ);

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ (Российская газета, N 86, 24.04.2007) (вступил в силу с 1 сентября 2007 года);

Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 194-ФЗ (Российская газета, N 159, 25.07.2007) (вступил в силу с 1 сентября 2007 года);

Федеральным законом от 1 октября 2007 года N 224-ФЗ (Российская газета, N 219, 03.10.2007);

Федеральным законом от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ (Российская газета, N 237, 24.10.2007) (о порядке вступления в силу см. статью 38 Федерального закона от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ);

Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ (Российская газета, N 272, 05.12.2007);

Федеральным законом от 28 февраля 2008 года N 13-ФЗ (Российская газета, N 47, 05.03.2008) (вступил в силу с 30 марта 2008 года);

§ 1. Обеспечение по обязательному социальному страхованию при несчастных случаях на производстве осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3803; 2001. N 44. Ст. 4152; 2002. N 48. Ст. 4737; 2003. N 17. Ст. 1554, N 28. Ст. 2887). Этот Закон принят 24 июля 1998 г. и вступил в силу одновременно с введением в действие положений Федерального закона, устанавливающего страховые тарифы, необходимые для формирования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Впервые тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний были установлены Федеральным законом от 2 января 2000 г. (СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 131). Закон опубликован 6 января 2000 г. и, следовательно, с этого дня вступил в силу.

В соответствии с этим Законом Правительство РФ утвердило 31 августа 1999 г. Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу производственного риска (СЗ РФ. 1999. N 36. Ст. 4408; 2000. N 23. Ст. 2429; 2001. N 1. Ст. 128, N 53 (ч. II). Ст. 5194).

§ 2. В 2002 г. страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачивались страхователем в порядке и по тарифам, которые были установлены на 2001 г. (Федеральный закон «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2002 год» (СЗ РФ. 2001. N 53 (ч. I). Ст. 5020).

На 2003 г. страховые взносы были установлены в том же размере (Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2003 год» // СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. I). Ст. 5139). Согласно Федеральному закону от 8 декабря 2003 г. «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2004 год» (СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4853) страховые взносы уплачивались страхователями в 2004 году в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом на 2002 г.

На 2005 г. для страхователей были установлены тарифы страховых взносов Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 207-ФЗ, а на 2006 г. — Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. N 179-ФЗ. Тарифы дифференцируются в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального рынка в процентах к начисленной оплате труда застрахованных. Для некоторых организаций и работодателей, как и прежде, предусмотрено снижение страховых взносов.

§ 3. Правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждены Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. (СЗ РФ. 2000. N 11. Ст. 1118). Положение об осуществлении обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний лиц, имеющих право на его получение и выехавших на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, утверждено Постановлением Правительства РФ от 17 июля 2000 г. (СЗ РФ. 2000. N 30. Ст. 3149). Порядок направления в 2001 г. сумм страховых взносов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, финансирования санаториев-профилакториев и медицинских учреждений страхователей утвержден Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2001 г. (СЗ РФ. 2001. N 19. Ст. 1939). Порядок оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержден Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2001 г. (СЗ РФ. 2001. N 19. Ст. 1940). Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждены Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2001 г. (СЗ РФ. 2001. N 37. Ст. 3696).

§ 4. Статьей 16 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год» (СЗ РФ. 2002. N 7. Ст. 628) установлено, что размер ежемесячной страховой выплаты, исчисленной в соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», не может превышать 30 тыс. руб.

Предусмотренные этой статьей нормы применяются после вступления в силу указанного Федерального закона. Размеры ежемесячных страховых выплат, превышающие на момент вступления в силу этого Закона установленные ст. 16 нормы, не изменяются.

Данный Федеральный закон согласно ст. 24 вступил в силу с 1 января 2002 г. Учитывая, что он принят позднее, а опубликован 14 февраля 2002 г., временем вступления его в действие следует считать на основании п. 3 ст. 15 Конституции РФ день его официального опубликования (см. также § 10 комментария к ст. 183 и § 3 комментария к ст. 255 ТК).

Действие этой нормы продлено на 2003 г. Федеральным законом от 8 февраля 2003 г. «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год» (СЗ РФ. 2003. N 6. Ст. 508).

Трудовой кодекс (ТК РФ)

1. Статья 184 ТК РФ устанавливает право лиц, которые пострадали в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, на возмещение связанного с этим ущерба, т.е. на возмещение утраченного заработка (дохода) и дополнительных расходов по реабилитации, а также расходов в связи со смертью работника. При этом виды, объемы и условия соответствующих выплат устанавливаются федеральным законом.

В настоящее время таким законом является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2006 г.) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Он устанавливает правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных Законом случаях.

2. В соответствии с Законом застрахованными по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем, а также физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем.

Физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Страхователь — юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории РФ и нанимающая граждан РФ) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Страховщик — Фонд социального страхования РФ.

О праве работников на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний см. ст. 21 ТК РФ и комментарий к ней.

Об обязанности работодателей осуществлять обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний см. ст. 22 ТК РФ и комментарий к ней.

3. Под несчастным случаем на производстве понимается событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.

При наступлении несчастного случая на производстве работодатель обязан провести расследование. О несчастных случаях, подлежащих расследованию и учету, см. ст. 227 ТК РФ и комментарий к ней.

О расследовании несчастных случаев на производстве, произошедших с работниками, страдающими эпилепсией, во время эпилептических припадков, см. письмо Минтруда России от 23 апреля 2001 г. N 1208-18/09-04.

4. Под профессиональным заболеванием понимается хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.

Список профессиональных заболеваний и Инструкция по его применению утверждены Приказом Минздравмедпрома России от 14 марта 1996 г. (в ред. от 6 февраля 2001 г.) (приложение N 1-2002 к журналу «Здравоохранение»). Список профессиональных заболеваний является основным документом, который используется при установлении диагноза профессионального заболевания, связи его с выполняемой работой или профессией, при решении вопросов экспертизы трудоспособности, медицинской и трудовой реабилитации, а также при рассмотрении вопросов, связанных с возмещением ущерба, причиненного работнику повреждением здоровья.

Порядок расследования и учета профессиональных заболеваний утвержден Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. N 967 (СЗ РФ. 2000. N 52. Ст. 5149).

5. При наступлении несчастного случая на производстве или профессионального заболевания у застрахованного возникает право на:

— пособие по временной нетрудоспособности (см. п. п. 8 и 15 комментария к ст. 183 ТК РФ);

— страховые выплаты: единовременные (см. п. п. 6 — 10 комментария к настоящей статье) и ежемесячные (см. п. п. 11 — 23 комментария к настоящей статье);

— оплату дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного, на его медицинскую, социальную, профессиональную реабилитацию (см. п. п. 24 — 31 комментария к настоящей статье).

6. Единовременные и ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются:

— застрахованному — если по заключению учреждения медико-социальной экспертизы результатом наступления страхового случая стала утрата им профессиональной трудоспособности;

— лицам, имеющим право на их получение, — если результатом наступления страхового случая стала смерть застрахованного.

7. Размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исход�� из суммы в 46900 руб. (ст. 15 Федерального закона от 19 декабря 2006 г. N 234-ФЗ).

1. Комментируемая статья устанавливает право лиц, которые пострадали в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, на возмещение связанного с этим ущерба, т.е. на возмещение утраченного заработка (дохода) и дополнительных расходов по реабилитации, а также расходов в связи со смертью работника. При этом виды, объемы и условия соответствующих выплат устанавливаются федеральным законом.

Первую помощь должны уметь оказывать не только медработники, но и все сотрудники медорганизации, в том числе административный или технический персонал. Любой сотрудник должен начать выполнять мероприятия первой помощи до прибытия медработников (приказ Минздравсоцразвития от 04.05.2012 № 477н).

Для этого в должностные инструкции всех работников необходимо включить обязанность оказывать первую помощь и организовать обучение сотрудников.

Руководитель МО организует обучение для всех сотрудников в медорганизации. Оно финансируется за счет средств Фонда соцстрахования. Главврач назначает ответственного за проведение обучения и издает приказ об организации обучения сотрудников первой помощи в соответствии со ст. 212, 225 Трудового Кодекса РФ и Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным постановлением Минтруда, Минобразования от «13» января 203 г. № 1/29.

Сотрудники проходят обучение в том объеме, который определен перечнем мероприятий по оказанию первой помощи. Для сотрудников с немедицинским образованием оно проводится один раз в год. Для руководителей и заведующих отделениями – один раз в три года в рамках специального обучения по охране труда. Врачи и медсестры проходят обучение навыкам первой помощи в рамках повышения квалификации раз в пять лет. Новые сотрудники проходят обучение в течение месяца после вступления в должность.

Если руководитель медорганизации не организовал обучение первой помощи, то ему грозит административная ответственность (ст. 5.27 КоАП). Максимальный штраф – 50 000 рублей.

Обучение может проходить непосредственно в медорганизации или в образовательных учреждениях профобразования. Рабочая программа состоит из теоретической и практической частей. Научить оказывать первую помощь может любой медработник или преподаватель, после того как сам пройдет 16-часовое обучение первой помощи. Также можно закончить 24-часовое обучение и получить сертификат или удостоверение по первой помощи.

Минздрав в Письме Минобрнауки России от 26.08.2016 № 08-1746 утвердил учебно-методический комплекс по оказанию первой помощи, который включает учебное пособие для преподавателей, рабочую тетрадь и контрольные вопросы для обучающихся. Программу предмета составляет преподаватель по первой помощи. По окончании обучения сотрудник проходит инструктаж по охране труда и технике безопасности.

Чтобы регулярно проверять навыки оказания первой помощи, в МО можно создать специальную комиссию. Обычно в нее входят инструктор по обучению навыкам первой помощи и начальник по охране труда и технике безопасности. Также в комиссию можно включить анестезиолога-реаниматолога, хирурга или травматолога.

Согласно ст. 223 ТК РФ руководитель МО должен организовать посты для оказания первой помощи и укомплектовать их аптечками. Главврач издает приказ об организации санитарных постов в МО и назначает ответственного. Им может быть руководитель или специалист отдела охраны труда и безопасности.

Санитарные посты могут располагаться в коридорах на каждом этаже, в административном корпусе, в помещениях с высоким риском травматизации, например, в кабинетах электриков и технических служб.

Руководитель издает приказ о комплектации аптечек, определяет места их хранения и назначает ответственного сотрудника, который будет следить за сроком годности медизделий. По истечении срока годности медизделия ответственный должен пополнить аптечку. Требования к комплектации аптечки изложены в приказе Минздравсоцразвития от 05.03.2011 № 169н, поэтому главврач не вправе заменять медизделия из аптечки аналогичными.

Требование о минимальном количестве данных аптечек в одной организации законодательно не установлено. С учётом вышеизложенного, наличие данной аптечки (минимально в одном экземпляре) – обязательно для всех работодателей, вне зависимости от формы собственности и ведомственной принадлежности организации и их отсутствие повлечет за собой административную ответственность, предусмотренную ст. 5.27 КоАП РФ.

Дополнительно перечень аптечек (укладок) в зависимости от наименования структурного подразделения медицинской организации, в силу п. 3 ч. 2 ст. 37 ФЗ № 323, определяется соответствующим порядком оказания медицинской помощи. В частности, аптечка первой помощи входит в:

  • Стандарт оснащения врачебного здравпункта, установленный приказом Минздрава России от «13» ноября 2012 г. № 911н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях»;
  • Стандарт оснащения кабинета терапии генно-инженерными биологическими препаратами, установленный приказом Минздрава России от «12» ноября 2012 г. № 900н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «ревматология»».

Медорганизация может закупить аптечки за счет средств Фонда соцстрахования. Чтобы обосновать закупку, нужно представить в фонд заявление, план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем году, копию перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников по результатам СОУТ, копию или выписку из коллективного договора, перечень приобретаемых медизделий с указанием количества и стоимости, а также числа санитарных постов.

Если аптечка хранится в отделении, то она должна находиться в доступном месте, например, на посту медсестры. В аптечку вкладывают правила использования медизделий, которые разрабатывает отдел охраны труда и безопасности медорганизации.

Ответственный за санитарный пост раз в три месяца проверяет срок годности медизделий и при необходимости подает служебную записку на имя главного врача о пополнении комплектации аптечки. Учет медизделий ведется в журнале регистрации использованных медизделий.

С учетом того, что действующее законодательство не содержит правовых норм, разрешающих медицинским работникам (либо иным лицам с медицинским образованием) оказывать медицинскую помощь вне медицинской организации, для врачей существует ряд негативных последствий как в случае если врач окажет медицинскую помощь больному, так и если он решит воздержаться от оказания такой помощи.

Отдельный вопрос состоит в том как поступать врачу (ли иному медцинскому работнику) в случаях, когда применение перечисленных в Приложении № 2 к приказу Минздравсоцравития РФ от «04» мая 2012 г. № 477н мероприятий является недостаточным для спасения жизни человека? К примеру, при инсульте, счёт идет на минуты, а оказание простейшей первой помощи по большей части бесполезно для больного. По сути, врач не имеет права применять некоторые препараты (и даже иметь при себе) вне больницы. Но в ситуации, когда данный препарат имеется и, в соответствии с клятвой врача он применит его для спасения жизни пациента, то может понести уголовную ответственность: как при сохранении жизни больного, так и при смертельном исходе.

Таким образом действующее законодательство о первой помощи не дает возможности медицинскому работнику вне своего рабочего места оказать сколько-нибудь эффективную помощь больному. Поскольку даже в случаях, подпадающих под критерии состояний, при которых оказывается первая помощь, медицинские работники не имеют права использовать весь имеющийся в их распоряжении арсенал специальных медицинских знаний и умений.

Налицо парадоксальная в своей абсурдности ситуация: когда человек, нуждающийся в помощи врача по жизненно важным показаниям, не может рассчитывать на его профессиональные умения, а врач должен беспокоиться не о спасении человеческой жизни, а о способах избегания юридической ответственности за свои благие намерения.

Представляется, что указанные противоречия должны быть устранены путем разделении первой помощи на два вида:

  • базовую, которую по-прежнему вправе будут оказывать все граждане при наличии необходимых навыков и субъекты, для которых отраслевым законодательством предусмотрена обязанность по оказанию первой помощи;
  • специализированную, оказываемую медицинскими работниками.

Разумеется, необходимо будет утвердить перечень мероприятий, оказываемых в рамках данных видов помощи. Принципиальными же, являются два момента: возможность применения, как минимум, обезболивающих и антидотов и проведения ингаляции кислорода с помощью специальных устройств. В том числе необходимо установить порядок оказания первой помощи, определяющий, какими субъектами при каких условиях выполняются конкретные мероприятия и последовательность этих мероприятий.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ

Если врач все же решится на свой страх и риск оказать помощь больному, его могут привлечь к уголовной ответственности по ст. 235, 238 УК РФ.

Так, например, согласно части 1 статьи 235 УК РФ за осуществление медицинской деятельности лицом, не имеющим лицензии на данный вид деятельности, при условии, что такая лицензия обязательна, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека назначается штраф в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до одного года, либо ограничение свободы на срок до трех лет, либо принудительные работы на срок до трех лет, либо лишение свободы на тот же срок. А часть 2 указанной статьи (применяется в случае осуществление медицинской деятельности лицом, не имеющим лицензии на данный вид деятельности, при условии, что такая лицензия обязательна, если это повлекло смерть человека) предусматривает еще более тяжкое наказание – принудительные работы на срок до пяти лет либо лишение свободы на тот же срок.

Если подходить к определению вреда, причиненного здоровью человека, формально, то некоторые формы медицинского вмешательства (т.к. инвазивные процедуры сопровождающиеся нарушением анатомической целостности тканей) могут в некоторых случаях (если они соответствуют медицинским Критериям определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.04.2008 № 194н – в частности, если они, как минимум, повлекли кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности ) трактоваться как наносящие вред человеку.

Статья 238 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за оказание услуг, не соответствующих требованиям безопасности. В соответствии с пунктом 3 статьи 2 ФЗ № 323, медицинская помощь – это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Таким образом, оказание медицинской помощи в непредусмотренном законодательстве месте (вне медицинской организации) может трактоваться как оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

Помимо уголовной ответственности за «проявленный энтузиазм и гражданский долг» врач может понести и гражданско-правовую. В частности 1085 ГК РФ предусматривает возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья, статья 1095 ГК РФ — возмещение вреда жизни или здоровью гражданина причиненного вследствие недостатков услуги (в том числе медицинской), статья 151 ГК РФ предполагает компенсацию морального вреда (в соответствии с пунктом 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается, а установлению подлежит лишь размер компенсации морального вреда).

Из-за высоких рисков юридической ответственности в случае оказания медицинской помощи вне медицинских организаций, у врача может возникнуть непреодолимое желание самоустраниться от оказания первой помощи в нерабочее время. Однако последствия таких действий могут быть еще хуже.

Так, если больной получил хотя бы вред здоровью средней тяжести, медицинский работник может быть привлечен к уголовной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 124 УК РФ за неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом. Данное преступление наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев.

В случае же причинения тяжкого вреда здоровью или последующей смерти больного используется более тяжелый состав преступления, предусмотренный частью 2 статьи 124 УК РФ. Он предусматривает принудительные работы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишение свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В случае уклонения от оказания медицинской помощи больному не исключена квалификация действий врачей по статье 125 УК РФ, предполагающей уголовную ответственность за заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу.

Врачам в большей степени стоит опасаться статьи 125 УК РФ в том числе и потому, что квалификация по данной норме возможна в случае вреда легкой степени тяжести, и даже при полном отсутствии вреда. Например, если больной все же был доставлен в медицинское заведение и вылечен, это все равно будет рассматриваться как оставление в опасности – считается, что преступное бездействие субъекта окончено уже в момент оставления в опасности, а для объективной стороны состава преступления достаточно факта наличия угрозы жизни и здоровью. Таким образом, врач, не оказавший помощь больному вне медицинской организации (даже если больной не понес вреда/понес легкий вред – например вскоре приехала скорая помощь и оказала всю необходимую медицинскую помощь), все равно может быть привлечен к уголовной ответственности по статье 125 УК РФ – оставление в опасности.

Из положительных моментов в части применение ст. 125 УК РФ можно отметить тот факт, что на сегодняшний день сформировалась устойчивая судебная практика, в соответствии с которой, если лицо добросовестно заблуждается о наличии опасности для жизни или здоровья потерпевшего, ответственность по ст. 125 УК РФ исключается. Примером может служить Определение Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 3 апреля 2002 года по делу № 74-Д02-3. Вместе с тем, обращаем внимание на то, что согласно части 2 статьи 3 УК РФ применение уголовного закона по аналогии не допускается, поэтому при рассмотрении дел по статье 125 УК РФ суд может и не освободить добросовестно заблуждавшегося врача от уголовной ответственности.

В ноябре 2019 года Госдума рассмотрела ряд инициатив, в частности законопроект по освобождению граждан от уголовной ответственности за неправильно оказанную первую помощь. Именно из-за страха перед УК за ошибку при оказании первой помощи многие не помогают пострадавшим, считают эксперты и депутаты. Законопроект предлагает освободить добровольцев, оказывающих первую помощь, от ответственности за возможные последствия. Сейчас по закону она установлена как за неоказание первой медицинской помощи (статья 125 УК РФ «Оставление в опасности», статья 124 УК РФ «Неоказание помощи больному»), так и в случае неправильного ее оказания (статья 118 «Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности» и статья 109 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности»). Декриминализация последствий позволит спасти жизни людей. Медработникам в этой ситуации особенно не защищены. Уголовная ответственность грозит, если медработник был обязан оказать помощь, но не сделал это без уважительных причин Кроме того, разработан еще один законопроект, который предлагает ввести в законодательство само понятие «первая помощь», а также установить два вида первой помощи – базовую — для всех и расширенную — для определенных контингентов. Необходимо ввести юридическое определение понятиям «первая помощь», «пострадавший», «участник оказания первой помощи», «порядок оказания первой помощи», а также прописать алгоритмы мероприятий по каждому из видов первой помощи, считает Леонид Дежурный, внештатный специалист Минздрава по первой помощи. Целесообразно внести поправку и в закон об образовании, чтобы Минздрав мог утверждать программы по первой помощи.

Жизнь человека признается высшей ценностью, и потому сама попытка защитить ее ставится выше возможной ошибки в процессе оказания первой помощи, так как это создает дополнительный шанс на выживание. Во многих зарубежных странах закон в таких случаях стоит на стороне того, кто помогает пострадавшему, так как он действует в состоянии крайней необходимости. Это значит, что личности или правам одного лица угрожала реальная опасность, и она не могла быть устранена иными средствами.

Когда врач находится не на своем рабочем месте, действует в «состоянии крайней необходимости», тогда речь идет о том, уклонился он или нет от исполнения профессионального долга, то есть отреагировал на создавшуюся ситуацию, или прошел мимо. Суд не имеет права оценивать объем оказанной помощи — если даже была оказана только психологическая помощь (успокоить пострадавшего). Врач отреагировал на ситуацию, оказал первую помощь, позвонил 03 (если необходимо). Обязательные действия он выполнил, а было ли это достаточно — совесть ему судья.

Когда врач находится не на своем рабочем месте, действует в «состоянии крайней необходимости», тогда речь идет о том, уклонился он или нет от исполнения профессионального долга, то есть отреагировал на создавшуюся ситуацию, или прошел мимо. Суд не имеет права оценивать объем оказанной помощи — если даже была оказана только психологическая помощь (успокоить пострадавшего). Врач отреагировал на ситуацию, оказал первую помощь, позвонил 03 (если необходимо). Обязательные действия он выполнил, а было ли это достаточно — совесть ему судья.

В США в рамках гражданского законодательства действует Закон доброго Самаритянина (The Good Samaritan Law) – добровольного спасателя, который освобождает от возмещения ущерба в случае неумышленного причинения вреда жизни или здоровью пострадавшего в процессе оказания первой помощи, при условии отсутствия в действиях лица, оказывающего первую помощь, признаков крайней небрежности. То есть пострадавший, как правило, не может предъявить иск за неправильно оказанную первую помощь, если она оказывалась добросовестно, то есть оказавший помощь действовал в пределах своих знаний и опыта, стремясь обеспечить облегчение положения пострадавшего.

Прямого аналога этого закона в законодательстве Российской Федерации нет. При этом освобождение от ответственности предусматривается Уголовным кодексом РФ и Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Уголовное и административное законодательство не признают правонарушением причинение вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости:

  • ч. 1 ст. 39 УК РФ: «Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости».
  • ст. 2.7. КоАП РФ: «Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред».

Таким образом, неумышленное причинение вреда жизни или здоровью потерпевшего в процессе оказания первой помощи согласно Уголовному Кодексу Российской Федерации и Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации не является преступлением и не наказывается.

В сфере гражданско-правовой ответственности понятие «крайней необходимости» раскрывается в абз. 1 статьи 1067 ГК РФ: вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей самому причинителю вреда или другим лицам, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена иными средствами, должен быть возмещен лицом, причинившим вред. Согласно абз. 2 статьи 1067 ГК РФ, учитывая обстоятельства, при которых был причинен такой вред, суд может возложить обязанность его возмещения на третье лицо, в интересах которого действовал причинивший вред, либо освободить от возмещения вреда полностью или частично как это третье лицо, так и причинившего вред.

Учитывая то, что медицинский работник, причинивший вред больному при попытке оказать ему медицинскую помощь вне медицинской организации действовал не в своих интересах, а в интересах больного, суд может освободить его от обязанности возмещения вреда. Однако при этом стоит учитывать, что полное или частичное освобождение от возмещения вреда за действия в интересах третьего лица – это право, а не обязанность суда. И несмотря на то, что наш суд «самый гуманный суд в мире», он может обязать возместить причиненный вред в полном объеме, полностью проигнорировав благие намерения врача, оказывающего первую помощь.

ПОНЯТИЕ УЩЕРБА, ЕГО ОТЛИЧИЯ ОТ ВРЕДА И УБЫТКОВ. ВИДЫ УЩЕРБА И ПОРЯДОК ВОЗМЕЩЕНИЯ

В соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации за причинение легкого вреда здоровью лицо может понести ответственность. В частности, это штрафы, исправительные или обязательные работы, арест. Само по себе уголовное преследование может быть прекращено за примирением сторон. Очень часто такие преступления происходят при ДТП. Но ответственность за них предусмотрена не нормами уголовного, а нормами административного законодательства Российской Федерации.

Всегда можно взыскать моральный ущерб, понесенный в ходе совершения преступления, связанного с причинением легкой степени вреда здоровью. В соответствии со статьей частью 4 статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса России потерпевшее лицо в рамках уголовного процесса может предъявить иск гражданского характера о возмещении причиненного морального вреда.


Моральный вред – это физические и нравственные страдания, понесенные в ходе причиненного преступления. Суд может взыскать в пользу ответчика моральную компенсацию, но при этом ее надо в обязательном порядке обосновать. В частности, это могут быть показания свидетелей или третьих лиц, справки с медицинского учреждения, подтверждающие то, что вы понесли нравственные страдания и обращались за помощью к врачу.

Потерпевшие часто пользуются правом на взыскание морального вреда. Есть процессуальное и материальное основание для взыскания морального ущерба. При процессуальном основании потерпевший инициирует на основании поданного иска в суд гражданское производство. В интересах потерпевшего гражданский иск о компенсации морального вреда могут предъявить также законные представители потерпевшего при материальных основаниях.


На данный момент достаточно много преступлений небольшой тяжести совершается в нашем государстве. К таким видам общественно опасных деяний по закону относится причинение легкого вреда здоровью. Эти категории дел, регламентированных статьей 115 Уголовного кодекса Российской Федерации напрямую относятся к частному обвинению, то есть потерпевшая сторона может примириться с подсудимым и тогда дело будет прекращено. С точки зрения установленных законодательных норм причинение вреда здоровью незначительной тяжести выражается в кратковременной утрате трудоспособности гражданином. При этом утрачивается эта самая трудоспособность на срок не больше двух недель. Определяется тяжесть вреда здоровью рядом нормативно-правовых актов, таких как Постановление Правительства РФ от 18 июля 2007 года под номером 522. Выясняется этот фактор при помощи проведения специальной судебно-медицинской экспертизы.


Жизнь и здоровье — абсолютные неимущественные блага, принадлежащие человеку от рождения, неотчуждаемые и непередаваемые иным способом.

Причинение вреда жизни и здоровью — это посягательство на особые блага, имеющие нематериальную (неимущественную) природу, не имеющие денежной оценки, что обусловливает проблему в установлении адекватного его возмещения. Представляется аксиомой, что вред, причиненный жизни и здоровью граждан, относится к вреду, реально невосполнимому и неисчисляемому, что обязывает государство стремиться к его возможно более полному возмещению.

Согласно Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2); в Российской Федерации как правовом и социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (ст. 1 и 7); каждый имеет право на жизнь и на охрану здоровья (ч. 1 ст. 41).

Получить компенсационную выплату имеет право только официально оформленный работник. Также при заключении трудового договора необходимо обратить внимание на наличие пунктов, обязывающих руководство предприятия своевременно и в полном объёме выплачивать заработную плату и обеспечить специалиста рабочим местом, отвечающим всем нормам производственной деятельности.

Но если всё же работник считает, что по вине нанимателя он несёт моральный ущерб, то законодательство позволяет ему воспользоваться правом на получение соответствующей компенсации. Какие для этого потребуются документы, а также на какую сумму выплаты целесообразно претендовать, определиться помогут примеры расчётов и комментарии к ст. 237 ТК РФ от 2017 года.

Судебная практика свидетельствует, что самыми распространёнными причинами для разбирательства являются:

За что можно требовать возмещения морального вреда?

На каждом предприятии ответственность за здоровье и безопасность работников несёт руководитель. В его обязанности входит предоставление сотрудникам достойных условий труда. При получении травмы во время трудового процесса работник может потребовать от нанимателя оплаты следующих затрат:

  • материального ущерба, возникшего из-за потери трудоспособности;
  • расходов на медицинское лечение;
  • вреда, причинённого работнику из-за несоблюдения нанимателем правил техники безопасности.

Моральный вред от профзаболевания выражается в наличии на рабочем месте сотрудника временных или постоянных негативных факторов, связанных с производственной деятельностью, которые оказывают влияние на его здоровье. Подобные болезни подразделяются на хронические и острые формы. Вред, нанесённый здоровью работника, возмещается в виде единоразовой выплаты страховки или пособия по временной утрате трудоспособности.

Чаще всего судебные органы разбирают дела, связанные с компенсациями морального вреда, нанесённого сотрудникам, задержкой зарплаты. Для решения вопроса в суде работнику необходимо подать соответствующий иск в течение трёх месяцев с момента задержки оплаты труда. В этом случае ущерб моральному здоровью выражается в виде:

  • психологических проблем;
  • отмены путешествия, отпуска;
  • переживаний из-за отсутствия денежных средств, необходимых для обеспечения жизненных потребностей семьи.

Судебная практика говорит о том, что работник не сможет получить крупную сумму возмещения морального вреда. Чаще всего компенсация составляет несколько тысяч рублей. Лишь в исключительных случаях, когда вред причинён жизни и трудоспособности сотрудника, выплаты увеличиваются. При рассмотрении дела обязательно учитываются все обстоятельства, оказывающие влияние на размер компенсации:

  • степень причастности работодателя к нанесению ущерба;
  • в чём выражается вред;
  • требования разумности и справедливости;
  • обстоятельства причинения ущерба.

Если у вас остались вопросы по статье 184 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Комментируемой статьей установлены гарантии сохранения места работы и заработной платы. Так, ч. 3 предусматривает, что на время приостановления работ в связи с предписаниями вследствие нарушения государственных нормативных требований охраны труда не по вине работника, за ним сохраняется место работы (должность) и средний заработок. В случае простоя по причинам, указанным в ч. 5 комментируемой статьи, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается в размере не менее 2/3 среднего заработка (см. коммент. к ст. 157).

В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей он имеет право на возмещение указанного вреда в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (см. коммент. к ст. 184).

Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

ГК РФ (часть I)

ТК РФ

НК РФ (часть I)

ГК РФ (часть II)

Земельный кодекс

Жилищный кодекс

КоАП РФ

ГрК РФ

НК РФ (часть II)

ТК ЕАЕС

ГПК РФ

КАС РФ

УПК РФ

УК РФ

Семейный кодекс

Воздушный кодекс

Водный кодекс

Бюджетный кодекс

ТК ТС

Лесной кодекс

ГК РФ (часть IV)

ГК РФ (часть III)

АПК РФ

УИК РФ

Кроме акта о несчастном случае, основанием для получения выплат является больничный лист. При этом в графе «Причина нетрудоспособности» должен быть указан код «04». Он расшифровывается как несчастный случай на производстве или его последствия.

Размер и порядок выплаты пособия и компенсаций за травматизм регламентируется статьей 184 ТК РФ. Пособие рассчитывается на основании всех полученных работником выплат за расчетный период, с которых был уплачен взнос на травматизм.

Стоит помнить, что размер пособия не зависит от стажа сотрудника, поэтому он рассчитывается исходя из среднемесячной дневной заработной платы.

Работник, получивший травму на производстве, имеет право на следующие выплаты и компенсации:

  • пособие вследствие наступления временной нетрудоспособности, оно выплачивается в размере 100 % от среднего заработка, трудовой стаж при этом в расчет не принимается;
  • страховая выплата, производимая единовременно;
  • ежемесячные страховые выплаты;
  • компенсация за причиненный моральный вред. Производится работодателем в добровольном порядке, также работник вправе обратиться за защитой своих прав на ее получение в суд;
  • материальная помощь в случае, если такой пункт содержится в коллективном договоре или ином локальном нормативном акте, и в размерах, установленных этим документом;
  • выплата на дальнейшее восстановление здоровье после выхода из больницы, если она не покрывается ОМС или другими льготами (ст. 8 125-ФЗ).

В случае если работник в результате несчастного случая погиб, выплаты осуществляются его родственникам.

Выплаты производятся как работодателем, так и Фондом социального страхования. Например, компенсацию за причиненный моральный вред, вполне логично, выплачивает администрация предприятия, а страховые выплаты, как ежемесячные, так и разовые, производит ФСС.

Кроме того, за счет Фонда оплачивается больничный лист, а работодатель осуществляет предусмотренные трудовым или коллективным договором выплаты (материальная помощь, например). ФСС же обязана взять на себя финансовые затраты гражданина по дальнейшей реабилитации (в случае прохождения лечения и восстановления здоровья в санаториях, приобретении лекарственных средств).

Такие расходы будут возмещены только после предоставления платежных документов, подтверждающих производство затрат.

Суммы компенсаций при производственной травме устанавливаются в 125-ФЗ, но ежегодно пересматриваются. В ст. 11 закона указана максимальная сумма 94 018 рублей, но она ежегодно подлежит индексации в соответствии с ч. 1.1 этой же статьи.

В 2021 году коэффициент индексации установлен Постановлением Правительства РФ № 32 от 24.01.2021. Размер компенсации зависит от степени утраты профессиональной трудоспособности после травмы. В случае смерти гражданина она составляет один миллион рублей.

При расчете также учитываются районные коэффициенты.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]