В ДТП виноваты оба участника возмещение ущерба

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В ДТП виноваты оба участника возмещение ущерба». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Обоюдка при ДТП возникает, когда в аварии задействованы сразу несколько участников. Тогда приходится устанавливать степень виновности каждого водителя, а сделать это на месте достаточно сложно. Но результат будет один – оформление протоколов о нарушении ПДД на каждого водителя.

Когда авария происходит с участием нескольких авто, но подтверждается вина только одного шофера, то все прозрачно – кто виноват, тот и платит. Тогда выплаты положены пострадавшим, а компенсирует все страховая компания, где получал ОСАГО (КАСКО) виновный.

Возмещение ущерба в ДТП по ОСАГО при обоюдке: как выплачивается страховка

При ДТП, на каком бы участке дороги оно ни произошло, нельзя передвигать транспортное средство. Так сотрудники ГАИ смогут составить правильную картину, а обстоятельства происшествия будут зафиксированы с максимальной точностью.

Что следует сделать участникам аварии:

  • оставить машины в том положении, в котором они остановились при столкновении;
  • убедиться, что в аварии нет пострадавших граждан, либо оказать первую медицинскую помощь и вызвать скорую;
  • остаться на месте ДТП;
  • ждать аварийных комиссаров от страховщика и сотрудников ГИБДД.

При обоюдной вине нужно обращаться с извещением о ДТП в свою страховую компанию. Однако, если в аварии виноваты двое, получить выплату от страховой невозможно, так как оценивать степень вины вправе только суд. После получения отказа от страховщика, любой из виновников ДТП должен обратиться в суд. На основании судебного акта, определившего процент обоюдной вины, страховая компания рассчитает выплату.

С нынешнего года (поправки от 27.04.2019) участники ДТП вправе требовать деньги вместо ремонта при определенных условиях. При этом размер денежной компенсации рассчитывается по той же схеме («процент вины» по решению суда). Если виновник захочет восстановить автомобиль по старой схеме (натуральное возмещение убытков), то недостающие средства он обязан выложить из собственного кармана. Требовать со страховой компании больше, чем установлено, нельзя.

Как установить вину в ДТП в суде?

При несогласии с решением страховщика об отказе в выплатах нужно:

  • подготовить и подать исковое заявление в суд;
  • доказать в судебном процессе степень вины каждого из водителей;
  • дождаться вступления в силу решения суда;
  • передать решение в страховую компанию;
  • если страховщик не перечислило деньги в течение 15 дней, нужно подать исполнительный лист в ФССП для принудительного удержания.

Если никто не виноват – на выплату могут претендовать оба пострадавших, обратившись в свою страховую компанию. Здесь рассматриваются внешние факторы (дождь, снег, град, животные и пр.) как виновники, и страховые выплаты будут выданы в равных долях, считая от размера понесенного водителем ущерба (п. 22 ст. 12 «Закон об ОСАГО»).

Тоже правило работает и при обращении в суд. При отсутствии виновных страховщики обязаны возместить вред, причиненный каждому застрахованному, в равных долях.

Если произошло незначительное ДТП и пострадавших нет, то водители, как правило, решают вопрос на месте: один из них признает вину и выплачивает компенсацию другому, о чем составляется расписка. Например, когда один водитель не соблюдает дистанцию и сталкивается с впереди движущимся автомобилем: повреждения могут быть незначительными, водители осматривают свои авто и, не желая терять время, водитель, двигавшийся позади, признает свою вину и готов на месте ДТП выплатить денежную компенсацию, которая устроит обоих. При этом такой водитель должен обязательно взять расписку у первого о том, что в результате ДТП (указать данные автомобилей и водителей) причиненный ущерб возмещен на месте в таком-то размере и претензий друг к другу участники ДТП не имеют.

Другой случай если произошло серьезное ДТП, имеются пострадавшие или участники не признают свою вину.

В случае если оба водителя нарушили ПДД и это привело к ДТП, можно говорить об обоюдной вине. Следует учитывать, что между нарушением и ДТП должна быть причинно-следственная связь.

Например, если первый автомобиль движется на красный свет и сталкивается с вторым, движущимся на зеленый, но водитель второго, например, не пристегнут. В отношении обоих водителей будут составлены протоколы о нарушении ПДД, однако обоюдной вины тут не будет, т.к. то обстоятельство, что второй водитель не был пристегнут, не могло стать причиной ДТП.

Доказать обоюдную вину помогут показания участников ДТП, показания свидетелей, видеозаписи. При этом необходимо следить за тем, что инспектор указывает в протоколе, если есть замечания или Вы с чем-то не согласны, указывайте это при подписании протокола. Также обращайте внимание сотрудника ГИБДД на факты, которые могут подтвердить виновность второго участника.

Наличие обоюдной вины влияет на размер выплат по ОСАГО.

В Чкаловский районный суд

города Екатеринбурга

ИСТЕЦ:

М.

ОТВЕТЧИКИ:

СОАО «ВСК»

620014 г. Екатеринбург,

ул. Добролюбова, д. 16

А.

Цена иска: 195 400 рублей 87 коп.

Госпошлина: 5 308 рубль 02 коп.

Обоюдная вина в совершении ДТП

01 августа 2011 года в 22 час. 40 мин. На пересечении Объездной дороги и ул. Амундсена в Ленинском районе г. Екатеринбурга произошло ДТП с участием двух транспортных средств: автомобиля марки Рено Симбол, под моим управлением и автомобиля марки ВАЗ 21124, под управлением А. Данный факт подтверждается справкой о ДТП.

01.08.2011 около 22.40 я двигалась на личном, технически исправном автомобиле Рено Симбол ЕХ 1493 со скоростью 30 км/ч по левому ряду Объездной дороги со стороны ул. С. Дерябиной в направлении ул. Амундсена. Подъехав к пересечению улиц Амундсена-Объездная дорога, я остановилась в левом ряду, так как для моего направления горел красный сигнал светофора. После того, как загорелся зелёный сигнал, я выехала на перекрёсток и остановилась, пропуская встречный транспорт. Встречный транспорт остановился т.к. загорелся желтый сигнал светофора, я начала заканчивать маневр со скоростью 5 км. Ч, загорелся красный сигнал светофора, я успела заметить приближающийся на огромной скорости автомобиль ответчика, я увеличила скорость своего автомобиля, чтобы избежать столкновение, но ДТП избежать не удалось. Я со скоростью 5 км/ч начала выполнять поворот налево. Когда я выехала из-за грузовиков, произошло столкновение с автомобилем А.

После столкновения я потеряла сознание и была в 23 часа 15 минут доставлена в ЦГКБ № 24. Было установлено, что я получила множественные телесные повреждения. А именно: имелась сочетанная травма головы, туловища, конечности: черепно-мозговая травма , сотрясение головного мозга, гематома в лобно-височной области; перелом костей таза – перелом боковой массы крестца, слева без смещения, осколочный перелом лонной кости справа, перелом седалищной кости слева без смещения; ушиб почки, гематома в области правой кисти, перелом пятого грудного позвонка (заключение суд мед экспертизы).

Таким образом, вред, причинённый мне ДТП, представляет собой тяжкий вред здоровью в соответствии с п 4 «а» «Правил определения степени тяжести вреда, причинённого здоровью человека» утверждённых постановлением Правительства РФ от 17.08.2007 г. № 522.

А также после ДТП у меня наступило состояние шока 1 степени. Указанные травмы подтверждаются выпиской из истории болезни. С 1 августа 2011 года по 2 сентября 2011 я находилась на лечении в ЦГКБ №24.

В результате аварии принадлежащий мне автомобиль получил значительные механические повреждения, в том числе крыша кузова, двери передние правая и левая, крыло переднее и заднее, задние фонари левый и правый, стекло заднее, крышка багажника, панель задняя, бампер задний, стеклоподъемники, стекло заднее, двери задние правая и левая, балка поперечная рамы.

Рыночная стоимость моего транспортного средства на момент дорожно-транспортного происшествия составляла 241 950 рублей, 46 копеек. стоимость годных остатков составила 68 057 рублей, 34 копейки. Итого размер компенсации за причинённый материальный ущерб – 177 543 рубля 12 копеек, что подтверждается экспертным заключением № 326-11.

Считаю, что дорожно-транспортное происшествие произошло по вине водителя А., управляющего автомобилем марки ВАЗ 21124, по следующим основаниям:

Пункт 1.3 Правил дорожного движения участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

В соответствии с требованиями 6.2 Правил красный сигнал светофора, в том числе мигающий запрещает движение. В соответствии с требованиями п. 6.13 Правил при запрещающем сигнале светофора или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией.

В соответствии с п.10.1 ПДД водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

В условиях, когда каждый из потерпевших одновременно является и виновником аварии, порядок возмещения ущерба, причиненного дорожным происшествием, имеет свои особенности.

Размер возмещения при обоюдной виновности напрямую зависит от степени вины каждого лица причастного к происшествию.

Если на руках у сторон имеется справка, в которой указаны их нарушения, а из составленных протоколов и постановлений следует, что эти нарушения повлияли на совершение происшествия и наступление последствий, то каждый из потерпевших сможет рассчитывать только на частичное возмещение страхового вреда.

То есть страховка покроет лишь пятьдесят процентов от размера причиненного ущерба.

При этом, по логике закона ОСАГО, её размер не сможет превысить 200000 рублей.

Такой подход основан на презумпции равной вины.

В силу нормы содержащейся в абзаце 1 пункта 2 статьи 1083 ГК РФ, размер возмещения вреда, причиненный потерпевшему подлежит уменьшению. Таким образом, нормы закона об обязательном страховании ответственности автовладельцев находятся в полном соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Такого рода уравнительный подход к определению размера страхового возмещения не ограничивает прав участников обоюдно виновного происшествия в доказывании степени виновности.

Иными словами, если один из водителей не согласен с распределением вины в равных долях, то он имеет право доказать обратное в суде. Вся судебная практика по вопросам возмещения ущерба и выплат по ОСАГО основывается на разъяснениях Верховного суда.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.01.2015 N 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», пункт 21 разъясняет:

В случае несогласия с такой выплатой лицо, получившее страховое возмещение, вправе обратиться в суд с иском о взыскании страхового возмещения в недостающей части. При рассмотрении спора суд обязан установить степень вины лиц, признанных ответственными за причиненный вред, и взыскать со страховой организации страховую выплату с учетом установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых застрахована. Обращение с самостоятельным заявлением об установлении степени вины законодательством не предусмотрено.

Переведя с юридического лексикона на общедоступный язык, становится ясным, что:

  • если вина обоюдная, обращаемся в страховую компанию и получаем половину от суммы, ущерба, исчисленного с учетом износа автомобиля (почитайте статью Независимая экспертиза после ДТП по ОСАГО);

  • если гражданин не согласен с тем, что его вина в ДТП составляет половину, то у него имеется право обратиться в суд к страховой компании с иском о взыскании недостающей части страхового возмещения (как составить иск к страховой компании мы рассказали здесь);

  • российское законодательство не предусматривает возможности обращения в суд с иском к второму участнику происшествия об определении степени вины.

В завершение считаем важным отметить, что не стоит недооценивать значимость юридической помощи в ситуациях, относящихся к теме, рассмотренной в статье.

От своевременного и грамотного подхода к оценке юридически значимых обстоятельств, определяющих вину, зависит итог дела.

  • Все о ДТП и автостраховании

Правовыми актами не установлено точного определения результата несоблюдения несколькими участниками дорожного движения правил, которое привело к столкновению. Термин имеет только практическое применение. Нарушение водителем пунктов нормативных документов – это не прямое основание для установления обоюдной вины.

Обоюдная вина в ДТП фиксируется сотрудником ГИБДД при определении обстоятельств аварийной ситуации. Случаи установления нарушения несколькими водителями, повлекшего к столкновению:

  1. Невозможность определения виновной стороны при возникновении дорожного происшествия в зонах нерегулируемого движения: парковки, стоянки, придомовые территории.
  2. Точное установление несоблюдения правил несколькими участниками движения, приведшего к ДТП.
  3. Признание вины обоими водителями.

Фиксация несоблюдения ПДД находится в компетенции сотрудника ГИБДД. При обоюдке при ДТП протокол об административном правонарушении направляется в орган исполнительной власти. Виновная сторона устанавливается в ходе судебного разбирательства при невозможности определения нарушителя на месте, оспаривании решения инспектора. Если оба водители признали факт несоблюдения правил дорожного движения, в вышестоящей инстанции назначается компенсация для каждого.

Как выплачивается страховка, если в аварии виновны оба водителя

Обоюдное ДТП – причина проведения судебного разбирательства. При несоблюдении ПДД, повлекшего столкновение автомобилей сразу нескольких участников, определяется степень вины каждого водителя. Оба автовладельца в равной мере могут нарушить правила. Обязательное условие – установление прямой причинно-следственной связи между неправомерным действием при управлении транспортным средством одинаковой тяжести обоих участников и происшествием.

Нарушение правил дорожного движения не обязательно является причиной аварийной ситуации. Факт несоблюдения пунктов нормативного документа – недостаточное основание для установления обоюдной вины при ДТП. Для определения равной степени вовлеченности учитывается количество нарушенных ПДД, а мера наказания назначается согласно КоАП.

Действительный полис ОСАГО позволяет получить частичную или полную компенсацию для восстановления поврежденного автомобиля. Автовладельцы должны знать, кто платит ущерб в обоюдке при ДТП. Согласно п.22 ст.12 ФЗ № 40 оба водителя вправе получить выплаты от собственной страховой компании. Размер начислений зависит от степени вины участника аварийной ситуации.

Большинство происходящих на дорогах аварий случается по вине определённого лица. Но нередки и случаи, когда виновным в создании аварийной ситуации признаются несколько её участников, то есть в отношении каждого из них вынесено постановление об административном правонарушении. В такой ситуации говорят об обоюдной вине («обоюдка» в разговорной речи), хотя законодательного определения этого понятия нет.

Бывают также ситуации, когда сотрудники ГИБДД принимают решение о невозможности установить виновность кого-либо из участников, например, из-за противоречия показаний участников (как правило, это мелкие ДТП во дворах). В таких случаях считается, что виновных нет ни одного, следовательно, нет и обоюдной вины.

Для фиксации нарушения со стороны нескольких водителей необходимо соблюдать основные правила действий после возникновения происшествия. Первый этап – вызов сотрудника ГИБДД. Для вынесения постановления нужно описать обстоятельства аварии и четко сформулировать степень вины для внесения данных в документ.

Водители вправе самостоятельно урегулировать конфликт без вызова инспектора. При участии двух автомобилей, наличии действующих полисов ОСАГО у каждого, отсутствии угрозе жизни и здоровью физическим лицам граждане могут оформлять Европротокол. При заполнении данного документа автовладельцам будет выплачена половина фиксированной суммы компенсации, предусмотренной пунктами соглашения со страховой компанией.

Обоюдное ДТП выплата по ОСАГО

Обоюдное ДТП – причина проведения судебного разбирательства. При несоблюдении ПДД, повлекшего столкновение автомобилей сразу нескольких участников, определяется степень вины каждого водителя. Оба автовладельца в равной мере могут нарушить правила. Обязательное условие – установление прямой причинно-следственной связи между неправомерным действием при управлении транспортным средством одинаковой тяжести обоих участников и происшествием.

Нарушение правил дорожного движения не обязательно является причиной аварийной ситуации. Факт несоблюдения пунктов нормативного документа – недостаточное основание для установления обоюдной вины при ДТП. Для определения равной степени вовлеченности учитывается количество нарушенных ПДД, а мера наказания назначается согласно КоАП.

Основания для подтверждения нарушения правил дорожного движения несколькими водителями – это показания свидетелей, фиксация аварии камерами видеонаблюдения, тормозные следы, степень повреждения каждого транспортного средства.

В суде учитываются данные, отраженные инспектором ГИБДД в протоколе и постановлении. При разбирательстве дела принимаются во внимание все обстоятельства: погодные условия, состояние автомобильной трассы.

Для установления невиновности участники аварийной ситуации могут вызвать независимого эксперта для составления автотехнического, оценочного заключения. Решение суда зависит от совокупности предоставляемых сведений.

Сумма компенсации зависит от степени нарушения каждого водителя правил дорожного движения. При составлении Европротокола и признании обоюдной вины в присутствии сотрудника ГИБДД, участники ДТП вправе взыскать половину максимально возможной выплаты согласно правилам ОСАГО. В ходе судебного разбирательства можно оспаривать решение инспектора, определять размер материального ущерба при невозможности установления нарушителя.

Согласно ст. 1083 ГК при невозможности определить виновника аварийной ситуации суд обязывает назначить сумму ущерба в равных долях. В этом случае каждый водитель получит половину размера компенсации, предусмотренной за причиненный вред. Если выплаченных денежных средств недостаточно для восстановления транспорта, автовладельцы оплачивают ремонт за личный счет. Остаток суммы нельзя взыскать с другого участника дорожного происшествия.

Оформляя страховой договор, автовладелец уверен, что если им по неосторожности будет спровоцирована авария, фирма страховщик обеспечит пострадавшему компенсационные выплаты на ремонт автомобиля. Однако в случае обоюдной вины ситуация несколько иная.

Процедура возмещения ущерба в таком варианте регулируется пунктом 22 Федерального Закона № 12. Согласно данному акту выплаты могут получить оба водителя, если суд установит факт обоюдной вины.

Чаще всего компенсация выплачивается равными частями обоим виновникам столкновения. Так поступают в случаях, когда:

  • установить степень вины не представляется возможным;
  • при отсутствии судебных разбирательств.

Если в суде все же определили, насколько виноват каждый водитель, то распределяют выплаты соразмерно с установленной степенью вины. Чем больше доля вины автовладельца, тем меньше его часть выплат.

Например, когда первый водитель способствовал столкновению на 80%, а второй только на 20%, первому выплачивают 20% от общего размера компенсации, а остальная часть (80%) достается менее виновному.

Законом установлено право выбирать способ получения компенсации (выплата или ремонт). В случаях, когда доказана обоюдная вина в ДТП, выплата по ОСАГО станет оптимальным решением. Однако по желанию владелец машины может потребовать предоставить ему компенсацию в натуральном виде. Стоит учитывать, что за проведение ремонта страховая возьмет на себя лишь часть расходов, остальное придется доплатить из собственных средств.

Также важно помнить, что по закону требовать денежную компенсацию вместо ремонта можно при условии, что в аварии участвовало только два автомобиля. Заменить натуральное возмещение на денежное в случаях столкновения трех и более машин не получится.

Страховая компания заботится о целостности своих финансовых ресурсов. Поэтому для отказа от выплат может быть использована любая допущенная водителем оплошность.

Законом предусмотрены варианты для мотивированного отказа в выплатах. К таковым относятся:

  • неверно заполненные документы;
  • нарушения сроков уведомления страховой о происшествии;
  • отсутствие одного или нескольких документов;
  • не указаны реквизиты для перевода средств;
  • один из участников аварии не вписан в страховой полис, как лицо допущенное к управлению;
  • водитель совершил аварию, находясь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • виновник скрылся с места аварии;
  • виновник аварии не установлен;
  • один из участников происшествия обжаловал постановление в суде.

Если отказ в выплатах водитель считает неправомерным, то сначала в страховую отправляется досудебная претензия с подробно изложенными основаниями и документами, их подтверждающими. При повторном отказе потерпевший может обратиться в суд с иском на компанию.

В случае доказательства в суде действий страховой незаконными за каждый день просрочки назначается пеня и выплачивается пострадавшему.

В случае аварии водитель обязан выполнить все требования, установленные законом, зафиксировать фото и видеоматериалами место ДТП, найти свидетелей. Эти факторы помогут в суде определить степень вины каждого из участников происшествия и получить соответствующую компенсацию от страховой.

Каталог страховых компаний России

По ссылке, вы можете ознакомиться с каталогом страховых компаний РФ предлагающих услугу обязательного автострахования ОСАГО. Описание организаций, актуальные финансовые показатели, рейтинг, отзывы и другая информация. В случае, если вы уже имели положительный или отрицательный опыт по ОСАГО какой-либо страховой компании, оставьте свой отзыв. Спасибо!

  • Автострахование
    • ОСАГО
    • КАСКО
  • Недвижимость
  • Жизнь и здоровье
    • ОМС
    • ДМС
  • Пенсионное и социальное
  • Бизнес
  • Финансы
    • Инвестиции
    • Кредит
  • Туризм
  • Ещё
    • Страховые компании РФ

Долевая ответственность за ДТП: разъяснения ВС

Прежде чем перейти к описанию процедуры возмещения ущерба при ДТМ с виновника, необходимо разобраться, что понимается под термином «ущерб». Несмотря на часто практическое применение, далеко не все заинтересованные стороны понимают, что он означает. Ущерб при ДТП формируется из трех основных составляющих, каждая из которых требует отдельного рассмотрения.

Представляет собой повреждение или лишение имущества, а также других благ, выраженное в денежном исчислении. Речь идет не только о транспортном средстве, но и перевозимых грузах или другой собственности, которая находилась в автомобиле в момент аварии.

Главное, что нужно помнить – материальный ущерб относится к страховым, поэтому возмещается в рамках обязательного и добровольного страхования. Материальный ущерб делится на три вида:

  • непосредственный вред имуществу потерпевшей стороны;
  • затраты, которые предстоят и связаны с восстановлением или ремонтом имущества;
  • упущенная прибыль, которая могла быть получена при дальнейшей эксплуатации вышедшего из строя имущества.

Возмещение материального ущерба в рамках обязательного страхования по ОСАГО предусматривает получение до 400 тыс. руб. Выплата осуществляется страховой компанией, которая выдала полис владельцу автомобиля, ставшего причиной ДТП.

Сумма выплаты со стороны страховой компании может быть увеличена при оформлении полиса КАСКО. Если ущерб превышает покрытие по страховке пострадавшей стороне придется обращаться в суд.

Название этой разновидности ущерба при ДТП не требует дополнительных комментариев и пояснений. В рамках страхового покрытия по ОСАГО возможна выплата до полумиллиона рублей. Конкретная сумма определяется в зависимости от тяжести нанесенного вреда по правилам, принятым конкретной страховой компанией.

Если речь идет о тяжком увечье, допускается возмещение ущерба в более серьезном размере. Но для этого потребуется обращение в суд и соответствующий вердикт судьи. Судебное решение потребуется и в том случае, если у виновной стороны отсутствует страховка.

Под моральным вредом обычно понимается ущерб, полученный в результате нравственных переживаний, связанных с ДТП. Примерами подобных ситуаций выступают: потеря в аварии родственника, физическая боль от полученных повреждений, временная нетрудоспособность и т.д.

Вопрос о возмещении потерпевшей виде морального вреда, полученного в результате ДТП, считается самым сложным. В подавляющем большинстве случаев его решением занимается суд, так как страховые компании предпочитают не брать на себя ответственность и не включают этот вид риска не только в ОСАГО, но и в КАСКО. Вероятность, что заинтересованные стороны договорятся в рамках досудебной процедуры, также не велика.

Базовый принцип расчета размера компенсации, заложенный в законодательстве, предусматривает выплату суммы, достаточной для восстановления исходных характеристик транспортного средства. Обязательным условием выступает учет степени износа автомобиля до момента попадания в ДТП.

Стандартные правила расчета компенсации предусматривают включение в итоговую сумму следующих расходов:

  • ремонт и восстановление транспортного средства;
  • транспортировка машины с места аварии в автосервис;
  • уменьшение товарной стоимости авто (рассчитывается для автомобилей со сроком эксплуатации до 5 лет или уровнем износа в пределах 35%);
  • все виды морального вреда, причиненного потерпевшей стороне;
  • потерянный заработок, затраты на лечение и другие подобные расходы, непосредственно связанные с ДТП;
  • сопутствующие обращению в суд затраты – услуги независимого оценщика и/или юриста, почтовые расходы и т.д.

После определения размера возмещения, который необходимо получить с виновной стороны, следует переходить к следующему этапу процедуры взыскания. Она предусматривает два варианта получения компенсации – добровольный (досудебный) и принудительный (с помощью суда).

Такой вариант решения проблемы на практике встречается нечасто. Тем более – если речь идет о серьезной сумме, необходимой, например, для ремонта дорогостоящей иномарки. Действующее законодательство предусматривает достаточно четкую процедуру досудебного урегулирования проблемы возмещения ущерба. Она предусматривает следующие действия потерпевшей стороны:

  • получение справки из ГИБДД, подтверждающей факт ДТП и виновника аварии;
  • обращение в страховую компанию для подтверждения отказа выплачивать требуемую сумму;
  • проведение оценки размера ущерба, которой занимается независимый эксперт;
  • направление виновной стороне претензии.

Последний документ заслуживает особенно пристального внимания. Он составляется в произвольной форме и включает следующую информацию:

  • сведения о виновной стороне как адресате документа;
  • обстоятельства ДТП;
  • описание сути проблемы, которая заключается в недостаточности компенсации, полученной в рамках страховки;
  • претензия в адрес виновной стороны, включая сумму ущерба;
  • подпись заявителя.

В претензии обязательно указывается не только сумма, которую требуется возместить, но и срок, когда это необходимо сделать. Отсутствие реакции со стороны виновника ДТП означает необходимость переходить на следующую стадию разрешения конфликта – подаче искового заявления в суд.

К претензии прилагается комплект сопутствующих документов, в состав которого входят:

  • акт о наступлении страхового случая;
  • справка из ГИБДД об обстоятельствах ДТП;
  • другие документы, подтверждающие позицию заявителя, например, чеки на ремонт, экспертное заключения независимого оценщика и т.д.

Претензия направляется адресату заказным письмом. Если реакция со стороны виновника отсутствует, целесообразно приступать к процедуре возмещения ущерба при ДТП через суд.

Согласно ч. 2 ст. 1083 ГК РФ, выплата страхового возмещения осуществляется не в полном объеме, а пропорционально степени вины каждого из участников ДТП. Когда виновен в аварии только один из водителей, тогда по страховке ОСАГО именно ему выплата компенсации и не полагается. А вот когда виновны оба, тогда после назначенной и проведенной судебной экспертизы устанавливается степень вины каждого из водителей, а уже потом на основании этих данных судом определяется размер страховой выплаты каждому.

Страховщики часто выдают отказы своим клиентам при предъявлении заявления после ДТП, в котором виновны оба участника, на том основании, что компания не может установить степень вины каждого, а значит и определить в какой сумме должна быть выражена компенсация. Расчет в таком случае на то, что клиент при небольшой величине ущерба поленится идти в суд и тратить время и деньги на тяжбу со страховщиком. Таким образом, страховщик идет на прямой обман своего клиента.

Реже, но бывает, что компания соглашается «добровольно» выплатить клиенту половину от суммы страхового возмещения, принимая степень его вины за 50%, когда виновны оба участника ДТП.

Следует признать, что в подавляющем большинстве случаев суды точно также принимают степень вины участников ДТП равной, опираясь на п. 2 ст. 1081 ГК РФ, гласящий, что при невозможности точного установления степени вины каждого, следует принимать ее в равных долях. Другой причиной того, что суд скорее примет долю вины каждого равно 50% является нежелание быть обвиненным в предвзятости и необъективности. «Соломоново» решение, как правило, устраивает всех.

Таким образом, водителю, который оказался виновным в ДТП, как и второй его участник следует сначала попытаться обратиться к страховщику и подать заявление на получение компенсации по ОСАГО. Вполне вероятно, что компания примет заявление и выплату произведет. Если же Вы не согласны с решением страховщика по любому пункту, следует обращаться непосредственно в суд.

Главным затруднением, когда виновны оба участника ДТП, является то, что проведение экспертиз, разбирательство в суде, взыскание компенсации со страховой компании — все это требует немалых затрат времени. Разбирательство может тянуться год, а то и дольше. В результате все это время автовладельцу приходится ждать денег на ремонт машины. Что посоветует юрист?

Нередко бывает так, что участники не могут прийти к решению возникшей проблемы сами и возникают споры. В этом случае нужно зафиксировать все детали с помощью камеры на телефоне и направиться в самый ближний пункт госавтоинспекции для оформления документации.

До того, как покинуть место происшествия, виновная сторона обязана договориться с пострадавшей. Часто, в случае столкновения с припаркованным автомобилем, такая возможность отсутствует. Если вы попали в такую ситуацию, нужно позвонить в госавтоинспекцию, каким бы повреждение или нанесенный ущерб ни были.

Как на самом деле должны работать правила ОСАГО. Объясняет Верховный суд

При наличии любого рода телесных повреждений у одного из участников происшествия, оформлением должны заниматься сотрудники ГИБДД. Пострадавшие должны сразу же получить квалифицированную помощь. Пока не приехала карета скорой помощи, должен быть проведен комплекс мероприятия для помощи пострадавшему.

Только после вызова врачей, необходимо связаться с госавтоинспекцией, чтобы оформить протокол. За время ожидания сотрудников нужно просигнализировать о происшествии с помощью аварийки и красного треугольника.

Сразу же, как только вы попали в аварию, установите свидетелей ДТП. Это необходимо для установки истинной картины произошедшего в судебном разбирательстве. Позже это будет сопряжено с массой трудностей, поэтому лучше сразу обратить к участникам дорожного движения за контактной информацией.

Наказание и его степени для виновной стороны напрямую зависит от того, какой вред причинен другим людям во время происшествия.

В случае незначительных повреждений можно будет обойтись крупным штрафом, но в случае значительного ущерба наказанием могут послужить, как лишение на два года, так и тюремное заключение в зависимости от тяжести причиненного вреда.

Если авария привела к гибели людей, виновная сторона должна быть готова к серьезным последствиям. Такие случаи предусматривают уголовную ответственность за совершенное деяние вплоть до десятилетнего срока, если речь идет о гибели одного человека, и куда более длительного заключения – если погибло два и больше.

В первую очередь в случае серьезного дорожно-транспортного происшествия необходимо вызвать скорую помощь и позвонить в госавтоинспекцию.

Мобильный Городской телефон
Единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС)
112 8(3412)51-23-52
Пожарная служба
101 101
Полиция
102 102; 8(3412)416-001
Скорая медицинская помощь
103 103; 8(3412)72-29-09; 8(3412)25-39-18
ГИБДД МВД УР
8(3412)41-57-00; 8(3412)41-57-01
ГИБДД ОВД Индустриального района
8(3412)42-23-33; 8(3412)42-01-33
ГИБДД ОВД Первомайского района
8(3412)78-38-77
ГИБДД ОВД Октябрьского района
8(3412)59-87-79; 8(3412)59-61-81
ГИБДД ОВД Устиновского района
8(3412)46-32-64; 8(3412)46-05-31
ГИБДД ОВД Ленинского района
8(3412)71-22-65; 8(3412)71-35-26
Полк ДПС ГИБДД
102 8(3412)44-57-02

Все остальные действия, связанные с предупреждением других участников движения об опасности и поиском свидетелей, должны осуществляться после. Если автомобиль загорелся, нужно сразу же применить огнетушитель, чтобы ликвидировать очаг возгорания.

В случае тяжелого состояния пострадавшего лучше не прибегать к доврачебной помощи, потому что можно навредить человеку. Необходимо как можно быстрее вызвать квалифицированных специалистов, которые смогут достать человека из автомобиля и вытащить обломки. Самостоятельно такие действия производить не следует.

Если ущерб был нанесен лишь транспортным средствам, то при соблюдении лимита страховой компании, виновник будет лишь выплачивать большую сумму в следующие года по страховке.

В случаях нанесения вреда участникам дорожного движения, а также наличия погибших, смягчение наказания возможно, если:

  1. Максимально содействовать следствию. Если вы и есть виновник аварии, лучше сразу признать этот факт и помогать следствию по всем вопросам;
  2. Оплатить весь период лечения, а также реабилитации пострадавшего человека. Компенсировать нанесенный моральный вред пострадавшему. Это зачастую помогает избежать тюремного заключения в случае аварии.

Необходимо отказаться от попыток покинуть место происшествия и перекладывания вины на другое лицо в случае, если вы и есть виновник случившегося. Любой человек, когда садится за руль, автоматически берет ответственность за собственное транспортное средство и обязан в любом случае принять на себя и последствия.

Также не нужно давать следствию ложные показания о причинах дорожно-транспортного происшествия. Если следствием будет обнаружена попытка подкупить свидетеля, чтобы тот дал ложные показания в суде, то как сама виновная сторона, так и свидетель будут вынуждены понести уголовную ответственность.

Обоюдная вина при ДТП по ОСАГО

Может произойти и ситуация, когда лимит полиса будет превышен. В таком случае возмещение ущерба по ремонту ложится на плечи виновной стороны, которая выплачивает разницу между собственно причиненным ущербом и выплатой страховщиком. Как само собой разумеющееся, расходы должны быть подтверждены независимой экспертизой.

Задать вопрос автоюристу

В случае нанесение телесных повреждений, нередко страховая компания не покрывает все расходы, поэтому виновник дополнительно оплачивает счета и самолечение, а также проезд до больницы. Моральный ущерб тоже компенсируется только водителем, который повлиял на трагическое последствие. Данное взыскание присуждается в ходе судебного разбирательства.

До Верховного суда РФ дошла жалоба жительницы Нижегородской области, просившей обязать ОАО «Росгосстрах» выплатить ей страховку.

Согласно материалам дела, в декабре 2016 года истица в качестве пассажира попала в аварию на 450 км автодороги Дзержинск — Нижний Новгород. Виновником столкновения с машиной Лада, в которой находилась истица, оказался водитель МАЗ, выехавший на полосу встречного движения. В результате аварии заявительница получила опасные для жизни тяжкие телесные повреждения.

На момент ДТП ответственность обоих водителей была застрахована в ПАО СК «Росгосстрах». Однако компания выплатила пострадавшей компенсацию в 187 тысяч 750 рублей только за виновника ДТП — водителя МАЗа. А в компенсации по договору страхования ответственности второго водителя, в машине которого ехала истица, Росгосстрах отказал, не признав этот случай страховым.

Такой отказ заявительница посчитала незаконным и обратилась за защитой своих интересов в Дзержинский суд Нижегородской области, но районный суд, а позднее и апелляционная инстанция областного суда в удовлетворении исковых требований пассажирке отказали.

Суды исходили из отсутствия правовых оснований для удовлетворения требований о взыскании страхового возмещения по каждому из договоров ОСАГО.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ с таким выводом не согласилась.

Помимо регрессного требования страховая компания наделяется правом требовать возмещения убытков за счет виновника аварии при помощи суброгации. Это делается в случае оплаты страховки пострадавшей стороне в рамках страхового полиса КАСКО. Процедура суброгации для России сравнительно новая, так как появилась только в 2011 году.

Порядок досудебного урегулирования конфликта обычно имеет место при взыскании страховой фирмой материального ущерба по КАСКО в рамках процедуры суброгации. В этом случае страховщик часто предпочитает вначале направить виновнику аварии письменную досудебную претензию и потребовать от него возмещения ущерба в добровольном порядке.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]