Нарушение ПДД на служебном авто
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нарушение ПДД на служебном авто». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Макс Борисов
Иногда штрафы для юридических лиц в разы больше, чем для физиков. Например, парковка на московском газоне для водителя-физика обойдётся в 5000 ₽, а для юрлица — уже в 300 000 ₽. В статье расскажем, как не расплачиваться за чужие ошибки, где проверять штрафы и как на них сэкономить.
ВС решил, кто ответит за нарушения ПДД на служебном автомобиле
Если инспектор оформил протокол на месте, платит водитель.
Если нарушение зафиксировала камера, постановление приходит по почте владельцу автомобиля. Машина зарегистрирована на компанию — значит платить ей как юридическому лицу. Об этом написано в п. 1 ст. 2.6.1. КоАП.
Не виноваты — докажите
Организация может снять с себя штраф, если докажет, что за рулём находился конкретный человек. Для этого нужно написать жалобу на постановление об административном правонарушении. Процедура хлопотная и утомительная. Если штраф не гигантский, проще оплатить штраф с расчётного счёта компании, а потом взыскать с водителя. Ниже расскажем про оба варианта.
Если организация вовремя не обслужила автомобиль и водитель не успел затормозить до стоп-линии, он не виноват — подвели тормозные колодки.
В ст. 239 ТК РФ перечислены ситуации, когда сотрудник освобождается от материальной ответственности:
- ущерб возник в результате непреодолимой силы;
- нормального хозяйственного риска;
- крайней необходимости;
- необходимой обороны;
- работодатель хранил имущество в ненадлежащих условиях.
Необязательно ждать, пока придет письмо о штрафе. В интернете много сервисов, на которых можно посмотреть и оплатить штрафы ГИБДД. Вот три основных.
Проверить штраф на сайте ГИБДД
Сайт ГИБДД. Штрафы компании на сайте ГИБДД находятся в разделе «Госавтоинспекция». Чтобы их посмотреть, нужно ввести в форму номер автомобиля.
В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ при выявлении нарушения, предусмотренного главой 12 (Административные правонарушения в области дорожного движения), сотрудник ГИБДД составляет протокол об административном правонарушении.
Этот документ не оформляется только в случаях, прямо указанных в КоАП РФ (например, при выявлении нарушений ПДД РФ камерами, работающими в автоматическом режиме, а также, при выявлении дорожным инспектором полиции нарушения, за которое предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа, когда нарушитель не оспаривает факт совершения им административного проступка).
Административный протокол о нарушении ПДД, составляется в присутствии лица, — водителя, пешехода или иного лица, привлекаемого к ответственности.
Нарушителю разъясняются его права и обязанности, порядок, время и место рассмотрения нарушения.
В протоколе отражаются все доказательства, подтверждающие факт нарушения, формулируется фабула нарушения, дается правовая квалификация действий, указываются очевидцы нарушения и понятые, привлеченные к участию в деле.
Лицо, в отношении которого составлен протокол за нарушение ПДД, вправе давать пояснения в письменном виде.
Объяснения нарушителя в обязательном порядке прилагаются к материалам административного производства.
Также нарушитель ПДД вправе ходатайствовать о рассмотрении его дела по месту жительства или по месту пребывания. Такое ходатайство подлежит внесению в бланк протокола за подписью нарушителя. Копия протокола вручается нарушителю ПДД и потерпевшему (при его наличии) под роспись.
В дальнейшем, именно на основании сведений, содержащихся в протоколе, рассматривается дело об административном правонарушении и выносится постановление.
При составлении протокола, нарушитель имеет право пользоваться помощью защитника.
Подробности читайте в статье:
Протокол о нарушении ПДД при ДТП
Разумеется, может. Было бы наивно полагать обратное, ведь тогда по дорогам нашей страны жулики всех мастей беспрепятственно перевозили бы контрабанду, наркотики, оружие, пленных людей и так далее. Сотрудник полиции имеет полное право вскрывать контейнеры, находящиеся под таможенным контролем, следующие под таможенными пломбами. Единственная дополнительная обязанность для инспектора в таком случае — доложить в дежурное отделение подразделения ДПС и получить “добро” (п. 205 Регламента). Отдельный привет всем, кто считает, что если перевозить опасные грузы по «двойным документам» под пломбой, ничего не будет потому что сотрудник ГИБДД не сможет проверить груз в опломбированном грузовике.
Срок давности по привлечению к административной ответственности – это период времени, по истечении которого прекращается преследование по совершенным административным правонарушениям.
Сроки давности за нарушения в сфере ПДД регламентированы в ст. 4.5 КоАП. Так постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено позднее истечении двух месяцев, а если дело рассматривается судьей- по истечении трех месяцев со дня совершения правонарушения.
Дополнительно законодатель выделяет несколько видов нарушений в сфере ПДД, ответственность за совершение которых может наступить в течение 12 месяцев с момента совершения: ст. ст.12.8, 12.24, 12.26, ч.3 ст.12.27, ч.3 ст.12.30 КоАП.
При исчислении давности привлечения к ответственности применяются следующие правила:
- течение давности начинается на следующий день после даты совершения правонарушения;
- месячный срок истекает в соответствующее число месяца или в последние его сутки;
- если окончание срока давности совпадает с нерабочим днем, то последний день срока переносится на первый рабочий день.
Уголовная ответственность бывает в случае, если в результате нарушения ПДД произошло дорожно-транспортное происшествие (ДТП), которое привело к причинению потерпевшему/им тяжкого вреда здоровью, либо наступила его (их) смерть. А также когда преступление совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения, или связано с оставлением места его совершения.
Исходя из конкретной ситуации, законодателем предусмотрены разные виды уголовной ответственности:
- ограничение свободы на срок до трех лет;
- принудительные работы на срок до пяти лет;
- лишение свободы на срок до девяти лет.
К данным видам наказания дополнительно могут применяться: запрет заниматься отдельными видами деятельностью или лишение права занимать некоторые должности.
Также уголовное наказание применяется в случае если:
- к виновнику ДТП применено административное наказание за управление транспортом в состоянии опьянения или за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на предмет опьянения;
- виновник ДТП ранее был судим за совершение указанных выше нарушений в состоянии опьянения.
При данных обстоятельствах к виновнику применяются следующие санкции: штраф в размере от 200000 до 300000 рублей, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо принудительные работ на срок до двух лет, либо лишение свободы на срок до двух лет.
- однократное грубое нарушение руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей;
- совершение виновных действий сотрудником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты к нему доверия, если виновный проступок совершен по месту работы и в связи с исполнением трудовых обязанностей;
- совершение сотрудником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы, если виновный проступок совершен по месту работы и в связи с исполнением трудовых обязанностей;
- повторное в течение одного года грубое нарушение сотрудником-педагогом устава образовательного учреждения;
- спортивная дисквалификация сотрудника-спортсмена на срок шесть и более месяцев;
- нарушение спортсменом (в т. ч.
При этом судья должен учесть характер вреда, нанесенного сотруднику, и степень вины организации (п. 63 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2). Общий подход к назначению взыскания Дисциплинарное взыскание должно быть справедливым.
Например, увольнение сотрудника за однократное опоздание на работу (по уважительной причине или при отсутствии на рабочем месте менее четырех часов подряд без уважительных причин) будет расценено как увольнение, не соразмерное всей тяжести проступка. В этом случае сотруднику можно объявить выговор или сделать замечание.
Кроме того, взыскание – это право, а не обязанность работодателя. Организация может и не наказывать сотрудника, приняв во внимание его хорошую предыдущую работу, личные обстоятельства и т.
п. Это следует из положений части 1 статьи 192 Трудового кодекса РФ.
- отстранение от управления;
- задержание транспортного средства с эвакуацией его на штрафную стоянку — до устранения причины, по которой было произведено задержание;
- запрещение эксплуатации транспортного средства со снятием номерных знаков или без такового — до устранения причины запрещения эксплуатации;
- освидетельствование на состояние опьянения;
- осмотр и досмотр транспортного средства;
- досмотр вещей и личный досмотр;
- доставление в органы внутренних дел;
- административное задержание водителя или пассажиров.
Издавать дополнительный приказ о применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения в этом случае не требуется. Вместе с тем, и издание двух приказов не считается нарушением трудового законодательства.
Аналогичные разъяснения приведены в письме Роструда от 1 июня 2011 г. № 1493-6-1. В течение трех рабочих дней (не считая времени отсутствия сотрудника на работе) после издания приказа с ним нужно ознакомить сотрудника под подпись. Если сотрудник откажется это сделать, составьте акт об отказе (в произвольной форме). Об этом сказано в части 6 статьи 193 Трудового кодекса РФ.
Трудовая книжка Если взысканием является замечание или выговор, то в трудовую книжку сведения о дисциплинарном взыскании не вносите. В личную карточку такие сведения вносить также не обязательно.
Чиновников начали штрафовать за личные поездки на служебном транспорте
- невыполнение по вине сотрудника трудовых обязанностей;
- выполнение трудовых обязанностей ненадлежащим образом (также должна быть в этом вина работника).
Руководству компании нужно знать, что не являются дисциплинарным проступком: Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее одного месяца со дня обнаружения нарушения.
С водителем легкового автомобиля работодатель не вправе заключить договор о полной материальной ответственности, если только в трудовые обязанности водителя не входят, например, инкассаторские функции. Управление транспортным средством не предусмотрено перечнями должностей или работ, при выполнении которых с работниками могут быть заключены договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) ответственности. Указанные перечни утверждены Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N 85.
Существуют следующие варианты, как сделать использование легальным:
- Устная договоренность. При условии, что сотрудник заправляет машину и пользуется в личных целях внерабочее время.
- Оформление распоряжения. Заключается договор безвозмездного пользования, в котором прописываются обязательства сотрудника по эксплуатации служебного транспорта.
- Составление договора аренды. Работник несет ответственность за имущество и необходимое техобслуживание. Руководитель в этот период не может пользоваться сданным авто.
- Оформление доверенности. Этот вариант позволяет конкретному сотруднику в любое время использовать авто в персональных целях.
После каждого использования у работника принимают авто по акту приема-передачи. Он включает в себя фиксацию состояния автомобиля, сведения о количестве бензина в баке и показания на спидометре. Заполняет акт сотрудник, который отвечает за техническое состояние имущества (например, начальник гаража).
Принимая во временное пользование служебный автомобиль, работник должен соблюдать следующие правила:
- Отвечать за сохранность транспортного средства. При порче служебного имущества сотрудник обязан компенсировать ремонт.
- Соблюдать правила безопасности на дороге.
- Не выходить за рамки, установленные формой трудовых отношений.
При возврате служебного транспорта работник отчитывается перед бухгалтерией и ответственным за транспорт лицом о состоянии машины.
Если сотрудник использует рабочий транспорт в личных целях без разрешения, наносится финансовый ущерб предприятию. Такое нарушение выявляется во время внутренних контрольных мероприятий. Работник обязан возместить ущерб фирме.
Для расчета затраченного горючего применяется формула:
РАСХОД = Т (нач.) + Т (доп.) − Т (ост.), где:
Т (нач.) – объем бензина в баке на начало поездки (залитый или рассчитанный на основании предыдущих показаний);
Т (доп.) – количество бензина, дополнительно залитого в бак в течение поездки;
Т (ост.) – объем оставшегося в баке бензина по возвращении машины.
Пример расчета суммы компенсации:
В организации есть служебный автомобиль. В компании используется метод списания материалов по средней себестоимости бензина, которая составляет 40 рублей.
В путевом листе указаны следующие отметки:
- Остаток бензина в баке – 5 л.
- Заправлено работником – 20 л.
- Остаток по возвращении – 10 л.
В итоге расход равен 15 литрам (5 л + 20 л − 10 л).
Работник выплачивает предприятию компенсацию за использование авто в размере 600 р. (40 р. × 15 л).
Какие тонкости ДТП, если попали на служебном автомобиле?
Наглядный пример ДТП со служебным транспортом
Когда сотрудник компании попадает в аварию без страхового полиса или если водитель в него не вписан, дополнительной ответственности избежать не удастся. По требованиям КоАП за недобросовестное соблюдение страхового права на собственника автомобиля налагают ответственность.
В итоге получается, что в случае с ДТП на служебном транспорте со страховщиками разбираются представители компании, в которой работает водитель. Шофер, попавший в ДТП, не принимает участие в судебных разбирательствах.
Несмотря на это, сотруднику компании, который находился за рулем служебной машины при аварии, в любом случае понесет некоторую ответственность. Если в суде выяснится, что именно водитель виноват в происшествии, с него впоследствии вычтут компенсацию на ремонт служебного транспортного средства. Скорее всего, нужную сумму вычтут из его заработной платы.
У работодателя есть законное право привлечь виновника ДТП, сидящего за рулем, к ответственности. Это предусматривается требованиями правовых актов из действующего в 2020 году законодательства.
Если при судебном разбирательстве выяснится, что действия сотрудника компании не являются причиной ДТП, ни у работодателя, ни у государственных учреждений не будет законного права привлечь сотрудника к ответственности по закону.
Не забывайте также о том, что ответственность за отсутствие страховки или другие нарушения, совершаемые водителем, перекладывается на юридическое лицо лишь в том случае, если ДТП происходит в рабочее время, то есть когда сотрудник выполняет свои трудовые обязанности. Когда виновник ДТП оказывается за рулем в нерабочее время, это уже совсем другая ситуация. Главное не скрываться с места аварии, иначе последствия будут серьезными!
Когда шофер оказывается в ДТП служебной машине и в рабочее время, ситуация быстро и просто разрешается. Все разбирательства перекладываются на юридическое лицо, которое является собственником машины. Если же водитель управляет транспортом в свое нерабочее время и у него нет на это разрешения от работодателя, ему придется понести ответственность в полной мере, возместив ущерб и владельцу авто, и всем пострадавшим в аварии участникам.
Когда происходит ДТП по вине сотрудника во время рабочей поездки, нанесенный третьим лицам вред будет возмещать именно работодатель. После этого представители компании будут взыскивать ущерб со своего сотрудника, подавая регрессивный судебный иск по статье 1081 из Гражданского кодекса России.
Однако в отдельных случаях все происходит иначе, а именно по статье 1068 из ГК. Мы говорим о ситуации, когда ущерб от ДТП третьи лица получают в тот момент, когда сотрудник компании находится не в рабочей поездке, а использует служебную машину в личных целях.
Для определения лица, ответственного за ДТП, потребуется точное установление того, в какой момент произошла авария – в рабочее или личное время. Работодатель несет ответственность за действия работника в период его трудовой смены. При исполнении обязанностей рабочий режим должен быть оформлен соответствующими документами:
- Путевым листом, в котором указан маршрут, время выезда и окончания работы.
- Накладными, подтверждающими исполнение должностных обязанностей.
Работники должны иметь четко организованный план по размещению транспортного средства после окончания рабочей смены. Местом хранения может стать складское помещение, площадка в месте ведения деятельности или платная автостоянка, обозначенная работодателем. Вне выезда на маршрут по заданию руководителя лицо не должно использовать технику. О графике использования личных автомобилей, используемых в качестве служебных, должно быть составлено соглашение между сторонами.
Согласно постановлению ГИБДД об административных наказаниях, когда авария происходит в результате нарушения ПДД, полную материальную ответственность работник должен будет понести перед своим работодателем. Это подробно расписано в шестом пункте первой части статьи 243 Трудового кодекса.
Регрессный иск подается работодателем в течение года после выплаты денежных компенсаций пострадавшим в ДТП людям. Если годичный срок будет упущен, компания с высокой вероятностью проиграет дело по формальным основаниям, так как срок давности на взыскание ущерба выйдет (согласно статье 392 из Трудового кодекса РФ на 2020 год).
Срок давности начинает исчисляться со дня выплаты сумм компенсации вреда пострадавшим, а не со дня дорожно-транспортного происшествия. Этот вывод можно сделать, изучив третий абзац в 15 пункте постановления №52 Верховного суда России.
Когда ДТП на служебном автомобиле происходит в тот момент, когда водитель находится под алкогольным опьянением, и это подтверждает медицинская экспертиза и постановление ГИБДД после разбора ДТП, работник компании вынужден будет в полной мере возместить весь нанесенный ущерб третьим лицам и работодателю. Это сказано в четвертом пункте первой части статьи 243 Трудового кодекса.
Если работник сможет избежать ответственности по КоАП за управление служебным ТС в состоянии опьянения, оспорив наказание с использованием процессуальных ошибок инспектора, работодатель тоже не сумеет взыскать стоимость ремонта в полном объеме. Для этого юридическому лицу потребуются доказательства того, что при аварии его сотрудник действительно был под алкогольным или наркотическим опьянением.
Обвинение в отношение сотрудника компании, попавшего в ДТП на служебной машине, подтвердит не только его вину в совершении нарушения, но и тот факт, что он нанес ущерб своему работодателю по причине противозаконных действий. Судебный приговор позволит юридическому лицу или организации взыскать со своего сотрудника всю стоимость ремонта поврежденного при ДТП служебного ТС. Это сказано в 243 статье Трудового кодекса – часть первая, пункт пятый.
Если ДТП уже произошло, в первую очередь не стоит паниковать. В подобных случаях очень важны четкие действия именно в первый момент.
Важно! Итак, приведем порядок действий в такой ситуации:
- включить аварийный сигнал автомобиля и выставить на дорогу знак аварии;
- проверить другой автомобиль на наличие пострадавших, по возможности помочь им выбраться из машины, а также вызвать бригаду скорой помощи;
- не допускать изменения положения транспорта после столкновения;
- вызвать на место аварии сотрудников ГИБДД;
- сообщить руководству о произошедшем, дабы оно вызвало эксперта или представителя страховой компании;
- самостоятельно произвести осмотр служебного автомобиля, по возможности зафиксировать полученные дефекты и повреждения;
- произвести съемку мест ДТП со всех возможных ракурсов, дополнительно засняв и второй автомобиль;
- найти свидетелей и очевидцев происшествия, записать их имена и контактные данные, можно взять с них пояснения или попросить о даче показаний;
- при общении с сотрудниками инспекции сохранять спокойствие, подробно описать произошедшее ДТП;
- до выяснения всех обстоятельств своей вины не признавать;
- перед подписанием протокола его текст необходимо внимательно прочитать, обратив внимание на то, чтобы в записях значилось слово «водитель», а не виновник ДТП;
- если записи в протоколе не соответствуют данным показаниям, подписывая, обозначить свое несогласие письменно, сделав запись «с протоколом не согласен»;
- истребовать с сотрудника копии всех документов, оформленных на месте происшествия, а недостающие получить в отделении ГИБДД.
Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.
Вопрос принадлежности или формы собственности автомобиля не делает его менее опасным. А последствия происшествия на дороге не всегда возлагаются на плечи водителя, если автомобиль служебный.
Если автомобиль попал в ДТП, когда водитель выполнял свою работу – профессиональные обязанности – то вина, если она доказана, возлагается на организацию, которой он принадлежит. Последнее определяется по смыслу ст. 1068 ГК РФ.
В соответствии с данной нормой частное лицо или организация обязаны возместить ущерб, причиненный его транспортным средством в то время, когда водитель выполнял свои трудовые обязанности.
Сбил пешехода и уехал с места ДТП.
Что делать, если автомобиль в кредите попал в ДТП и восстановлению не подлежит, читайте тут.
Нужно ли делать техосмотр после ДТП, читайте по ссылке:
Если автомобиль и ответственность организации застрахована в соответствии с нормами закона, то ущерб возмещается:
- из фондов страховщика или за счет другого участника аварии, если его виновность доказана:
- если вина второго участника обозначена, то водитель, управлявший служебным транспортом, освобождается от ответственности, и претензий к нему не предъявляется;
- в ходе судебного разбирательства водитель служебного автомобиля, если он не виновен, привлекается в качестве третьего лица;
- никаких финансовых требований к последнему не предъявляется, и из зарплаты ничего не удерживается.
Ремонт пострадавшего автомобиля осуществляется за счет средств страховой компании, в которой застрахован виновник аварии. Если полиса ОСАГО у него нет, то он обязан произвести оплату ремонта за счет личных средств.
Учтите! Если вина водителя служебного транспорта доказана, или средств страховки недостаточно, остаточную стоимость ремонта или возмещение ущерба могут возложить на него.
Рассматриваются ситуации, в которых водитель использовал транспорт для личных целей в нерабочее время. Последнее подтверждается отсутствием путевого листа, если перевозился груз, то сопроводительных документов на него.
В этом случае события могут развернуться в трех направлениях:
- водитель служебной машины признан потерпевшим, то есть не виновен в аварии, тогда вся ответственность за причиненный ущерб возлагается на страховую компанию, клиентом которой является виновник аварии. Но страховщик может отказаться от возмещения, сославшись на тот факт, что транспорт использовался в нерабочее время. В этой ситуации организации, владеющей автомобилем, необходимо доказывать свою правоту в суде, который с большой вероятностью примет решение в ее пользу;
- если средств страхового возмещения будет недостаточно, то остаточную стоимость ремонта будет оплачивать водитель служебного транспорта, использовавший его в нерабочее время;
- если вина водителя служебного транспорта очевидна и доказана, то для него ситуация сложится критично. Так, ущерб возложат на собственника автомобиля – организацию. Но она вправе возложить его на водителя, использовавшего транспортное средство в нерабочее время. Даже если он откажется его выплачивать, в судебном порядке его вынудят это сделать, так как данная норма предусмотрена трудовым законодательством.
Эта норма вытекает из смысла статьи 243 ТК РФ, гласящей, что материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях:
- причинение ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;
- причинение ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.
Кроме того, ремонт служебного транспорта также возложат на водителя, использовавшего его во внеурочное время и допустившего ДТП. Понесенные организацией судебные издержки и возмещение морального вреда также возложат на сотрудника.
Для определения лица, ответственного за ДТП, потребуется точное установление того, в какой момент произошла авария – в рабочее или личное время. Работодатель несет ответственность за действия работника в период его трудовой смены. При исполнении обязанностей рабочий режим должен быть оформлен соответствующими документами:
- Путевым листом, в котором указан маршрут, время выезда и окончания работы.
- Накладными, подтверждающими исполнение должностных обязанностей.
Работники должны иметь четко организованный план по размещению транспортного средства после окончания рабочей смены. Местом хранения может стать складское помещение, площадка в месте ведения деятельности или платная автостоянка, обозначенная работодателем. Вне выезда на маршрут по заданию руководителя лицо не должно использовать технику. О графике использования личных автомобилей, используемых в качестве служебных, должно быть составлено соглашение между сторонами.
Если виновных в аварии лиц не установлено, то страховая компания ущерба не оплачивает. А восстановление пострадавшего автомобиля производится за счет средств компании, которой он принадлежит.
По закону последняя не вправе потребовать с водителя возмещения средств, затраченных на ремонт авто, или его полную стоимость.
Иногда организации пытаются «давить» на сотрудника, вынуждая подписать долговую расписку или начать выплачивать ущерб.
Водителю стоит стоять на своем, отказываясь платить и давать расписку. С этим документом организация обязательно пойдет в суд, и даже если он составлен без нотариуса, суд примет ее сторону и уже на законных основаниях обяжет водителя платить.
Последовательность событий в данной ситуации следующая:
- сумма ущерба не выше среднемесячного оклада: издается приказ о привлечении служащего к материальной ответственности не позже месяца, когда был издан акт комиссии. Удержание производится из зарплаты сотрудника;
- сумма ущерба равна или меньше среднего оклада, но работодатель пропустил сроки. В таком случае он вынужден будет обращаться в суд;
- сумма ущерба выше величины среднемесячного оклада, работодатель может предъявить требования о возмещении ущерба сотруднику только через суд.
Вторая и третья ситуации схожи между собой по порядку выплаты:
- вступает в действие решение суда;
- работодателю выдается исполнительный лист;
- с этим листом работодатель идет в службу судебных приставов;
- возбуждается исполнительное производство;
- приставы взыскивают ущерб с сотрудника посредством изъятия или продажи имущества или вычетами из заработной платы.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Ответственность водителя служебного автомобиля
После того, как произошло ДТП и были оформлены все необходимые бумаги, возникает закономерный вопрос: кто будет оплачивать ущерб от аварии?
Если речь идет об ущербе третьим лицам по вине работника компании в результате ДТП, то ответчиком по делу всегда будет организация-работодатель. Например, речь идет о ситуации, когда автомобиль был застрахован по ОСАГО, но выплаты не покрыли всю сумму ущерба и потерпевший подал в суд. Безусловно, водитель – работник будет участвовать в судебных заседаниях, но только в качестве третьего лица.
Далее работодатель должен выяснить все обстоятельства дела и для этого, согласно положениям ст. 247 ТК РФ, необходимо создать комиссию по расследованию данного случая на предприятии.
После того, как была выяснена сумма ущерба, комиссия составляет акт и представляет его для ознакомления работодателю. Не позже месяца с момента подписания акта у руководителя предприятия имеется возможность взыскать ущерб с работника, если он не превышает среднемесячный заработок последнего. В случае пропуска данного срока, выплаты может назначить только суд. В судебный орган следует обращаться и в том случае, если сумма ущерба превышает среднемесячный заработок. Законодатель дает на это ровно 1 год с момента, когда работодателю стали известны обстоятельства причинения ущерба.
Однако работник может изъявить желание выплатить сумму ущерба, равно как и предложить заменить вещи на аналогичную, или произвести ремонт.
Для того, чтобы привлечь работника к ответственности, необходимо выяснить, имели ли место быть следующие составляющие:
- Вина служащего.
- Последствия его проступка.
- Причинно-следственная связь между действиями гражданина и ущербом.
При отсутствии этих 3 компонентов, привлечение к ответственности будет незаконным.
Согласно ст. 192 ТК РФ, работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, которая выражается в следующих формах:
- Выговор.
- Замечание.
- Увольнение.
Напоминаем, что лишение премии законодатель к разновидностям дисциплинарных наказаний не относит.
Для того, чтобы этот вид ответственности мог быть применен к работнику, представителю работодателя необходимо доказать, что он ненадлежащим образом выполнил свои обязанности, нарушил требования локальных актов организации и т.д. Иными словами, работник, во-первых, должен быть ознакомлен со всеми документами, нарушение положений которых ему вменяется. Во-вторых, должно быть проведено соответствующее расследование, по результатам которого составляется акт.
Несмотря на то, что работник несет ответственность перед работодателем за то, что он причинил вред его имуществу, совершение дорожно-транспортного происшествия (далее – ДТП) само по себе не может повлечь наступления полной материальной ответственности служащего.
Ст. 242 ТК РФ уточняет, что материальная ответственность в полном объеме может иметь место быть только в случаях, которые установлены законодателем. Обратимся к ст. 243, которая такие случаи перечисляет:
- Совершение работником административного проступка.
- Умышленное причинение ущерба.
- Нанесение вреда имуществу работодателя при нахождении в состоянии опьянения (токсического, алкогольного и т.д.).
- Совершение преступных действий, которые были установлены в приговоре суда.
Ну и, конечно же, в том случае, если между работником и работодателем заключен договор (соглашение) о полной материальной ответственности. Данное соглашение можно подписывать только с теми категориями сотрудников, которые указаны в постановлении Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности». В противном случае документ не будет иметь правовых последствий.
При это материальная ответственность в полном объеме будет распространяться только на груз или иные вверенные ценности работнику. На автомобиль, который пострадал в результат аварии ее действие не распространяется (ст. 243 ТК РФ).
В остальных случаях пределы материальной ответственности ограничиваются средним месячным заработком гражданина.
Даже если вина работника в ДТП доказана, это не значит, что он должен возмещать полную стоимость ремонта служебного автомобиля. По общему правилу работник возмещает ущерб только в размере среднего заработка. Весь ущерб он возмещает в определенных случаях. Например, если ДТП произошло во время поездки по личным делам (п. 8 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).
Различие между личными и служебными поездками зависят от их цели. Суд признает поездку служебной, если работник выполнял поручение начальника.
При этом время поездки не так важно. Например, поездку после окончания рабочего дня, но в интересах работодателя, суд посчитает служебной.
Судебная практикаРаботник самовольно взял автомобиль компании и уехал по личным делам. Во время поездки он попал в аварию. Компания починила автомобиль за свой счет. Затем потребовала взыскать с работника стоимость ремонта. Суд удовлетворил иск. Работник причинил ущерб не при выполнении трудовых обязанностей. Поэтому должен возмещать полную стоимость ремонта (апелляционное определение ВС РТ от 06.08.2015 по делу № 33-11605/2015). |
Некоторые компании подтверждают личный характер использования автомобиля в момент ДТП следующим образом. Они заранее просят работника написать заявление на отпуск с открытой датой. Если происходит ДТП, в заявлении указывают дату события. Получается, что работник причинил ущерб не при выполнении трудовых обязанностей.
Если работник попадает в аварию во время рабочей поездки, то ущерб потерпевшим возмещает его работодатель. Если авария произошла в ходе личной поездки, то работник платит потерпевшим самостоятельно.
Работодатель обязан возмещать вред третьим лицам, который ее работник причинил при выполнении трудовых обязанностей. Поэтому если работник станет виновником ДТП, чинить автомобили пострадавших и компенсировать им моральный вред будет работодатель (ст. 1068 ГК РФ). Затем он сможет взыскать ущерб с работника в порядке регресса (ст. 1081 ГК РФ).
Это правило не применяют, когда работник попадает в ДТП во время поездки на служебном автомобиле по личным делам (ст. 1068 ГК РФ). В таком случае действует ст. 1079 ГК РФ об ответственности за источники повышенной опасности (в нашем случае это автомобиль).
Норма возлагает обязанность возмещать вред на лицо, которое владеет автомобилем. В данном случае это работник. Поэтому если ДТП произошло во время поездки работника в личных целях, то пострадавшие в ДТП лица будут взыскивать ущерб непосредственного с него.
Нужно понимать, что эксплуатацию служебного имущества в личных целях не всегда возможно выявить. Наиболее умные сотрудники пытаются представлять, к примеру, личные поездки как служебные. То есть в документах значится служебная поездка, однако по факту это личные поездки. Этот небольшой обман упростился с отменой путевых листов для легковых авто. В этом случае возникающие расходы списываются в траты, сопутствующие хозяйственной деятельности. Разумеется, это не самый выгодный вариант для компании. Работодателю для обнаружения лукавства придется контролировать сотрудников, устанавливать разумность трат.
Учитываются ли в целях налогообложения расходы, связанные с использованием служебного автомобиля в личных целях?
Если никакие выговоры не помогают предупредить использование служебного имущества в личных целях, имеет смысл узаконить это. Целью узаконивания является контроль над возрастанием лишних трат, уменьшение расходов компании. Легализовать эксплуатацию служебного имущества можно в контексте трудовых взаимоотношений. Возможность использования служебного имущества в личных целях фиксируется в трудовом, а также коллективном соглашении. Там же можно оговорить, что все сопутствующие затраты должны быть оплачены сотрудником.
Рассмотрим на примере с той же машиной. Работнику разрешается использовать авто для своих потребностей. Однако его обязывают возмещать траты за заправку, техобслуживание. Объем бензина на начало рабочего дня должен быть таким же, как и при завершении прошлого дня. Авто на начало смены должно быть полностью исправно.
Этот вариант довольно выгоден для компании. Требование о возмещении трат оговорено трудовым договором, а потому в случае необходимости можно взыскать средства с сотрудника и применить к нему дисциплинарные меры, если он нарушает пункты соглашения.
К СВЕДЕНИЮ! Отсутствие легализации вряд ли поможет решить проблему. Служебное имущество все равно будет использоваться в личных целях, однако получить компенсацию за это не получится. В законах нет жесткой нормы, ограничивающей эксплуатацию служебного оборудования.
В случае с правовым оформлением возможности личного использования, работодатель стоит перед вопросом о том, как правильно и эффективно оформить ее документально, чтобы это не отразилось негативно на налоговом и бухгалтерском учете.
Самыми популярными нюансами, которые должны учитываться юридическим лицом, следующие:
- порядок компенсирования топливных расходов и их оплаты сотрудником;
- мониторинг пробега машины;
- аспекты возможностей для использования машины в свободное от работы время;
- порядок предоставление отчетов о результатах эксплуатации автомобиля.
Данные вопросы регулируются индивидуальными для каждой компании правилами и принципами использования корпоративных авто. Удобнее всего оформить данный процесс договором безвозмездного пользования или аренды транспортного средства без экипажа.
По договору сотрудник должен поддерживать состояние служебного автомобиля, осуществлять текущий и капитальный ремонт.
По ст.642 ГК РФ для оформления таких правоотношений также может быть заключен договор аренды транспортного средства без экипажа за плату, которая распространяется на непосредственное пользование и не подразумевает оказание дополнительных услуг по его управлению и техническому сервису.
Договор аренды должен быть обязательно заключен в письменной форме вне зависимости от срока его действия. В документе прописываются все права и обязанности участников договора, где, например, сотрудник обязуется поддерживать надлежащее состояние машины, включая текущий и капитальный ремонт.
ВАЖНО! Образец приказа об использовании работником служебного имущества в личных целях от КонсультантПлюс доступен по ссылке
Некоторые работодатели решают удерживать возмещение за эксплуатацию служебного имущества из зарплаты сотрудника. Издается соответствующий приказ. Положение о возмещении вписывается в коллективный договор. Подобный вариант практикуется, но он не вполне законен.
Согласно закону, удержания из зарплаты работника можно делать только в случаях, оговоренных в различных кодексах, ФЗ, нормативных актах. Рассмотрим ситуации, в которых можно требовать возмещение, наиболее приближенные к проблеме эксплуатации служебного имущества:
- Удержания из зарплаты для возмещения ущерба. Если в процессе использования служебного имущества в личных целях произошла поломка собственности, сотрудника можно привлечь к материальной ответственности. Однако придется созывать комиссию, доказывать факт наличия противоправных действий со стороны сотрудника. Этот вариант не подходит совершенно, если работник просто использует служебное имущества, в процессе чего возникают траты, однако ущерб собственности не причинен.
- Удержания по заявлению сотрудника. Из зарплаты могут выполняться любые удержания, если они производятся по инициативе работника. Это законный вариант получить компенсацию, но и он неоднозначен. Придется договариваться с сотрудником, так как заявление на удержание он подает добровольно. Не каждый человек согласится с уменьшением своей зарплаты.
Удержания в связи с эксплуатацией служебного имущества законом не урегулированы. Делать их – это рискованное мероприятие, так как сотрудник может обратиться в трудовую инспекцию в связи с нарушением своих прав. Однако если принимается именно такое решение, работодателю нужно сделать удержания максимально законными. Для этого издается приказ, вносятся изменения в коллективный договор.
Эксплуатация работником служебного имущества может считаться случаем безвозмездного использования. Поэтому работодателю нужно сформировать и утвердить порядок раздельного учета эксплуатации авто в служебных и личных целях. Начисляемая амортизация не будет учитываться в составе трат при определении налога на прибыль. Однако это касается только той части, которая соответствует времени эксплуатации служебного имущества трудящимся в личных целях.
Стоимость бензина, которая учитывается в расходах фирмы, рассчитывается на основании сведений из путевого листа. Затраты, сопутствующие личному использованию служебного имущества, в документе отражаться не будут.
Стоимость бензина или других сопутствующих трат, появившихся при эксплуатации имущества в личных целях, может быть удержана из зарплаты. Способ удержания – заявление сотрудника. Если траты не будут удержаны, работодателю придется исчислять, удерживать и перечислять НДФЛ с дохода работника в натуральной форме. Также потребуется исчислить НДФЛ с дохода, который образуется в ходе безвозмездного использования собственности компании. Этот доход в натуральной форме определяется на основании рыночной стоимости аренды объекта за сроки его эксплуатации.
К примеру, сотрудник сутки использовал служебную машину в личных целях. В этом случае налогооблагаемой базой будет являться стоимость суточной аренды этого авто.
На основании путевого листа предприятие выпускает транспортное средство со своей территории для выполнения работ или оказания транспортных услуг. Одновременно путевой лист является первичным документом, так как содержит учетные данные, необходимые для бухгалтерского и налогового учета.
Это говорит о том, что путевой лист является документом двойного назначения. Поэтому и заполнять этот документ нужно так, чтобы его можно было предъявить:
- сотрудникам ГИБДД — при нахождении автомобиля на маршруте и для подтверждения сведений об автомобиле и его исправности;
- налоговикам — при проведении проверок деятельности фирмы на предмет правильности списания и ведения учета по ГСМ, начисления зарплат водителям и т.д.
Таким образом, путевые листы в целом подтверждают экономическую обоснованность и производственную направленность затрат, связанных с использованием автотранспорта. Для этого он должен быть оформлен по всем правилам.