Возмещение ущерба при ДТП Беларусь

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возмещение ущерба при ДТП Беларусь». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Прежде чем перейти к описанию процедуры возмещения ущерба при ДТМ с виновника, необходимо разобраться, что понимается под термином «ущерб». Несмотря на часто практическое применение, далеко не все заинтересованные стороны понимают, что он означает. Ущерб при ДТП формируется из трех основных составляющих, каждая из которых требует отдельного рассмотрения.

Сколько мне заплатил Белгосстрах после ДТП

Представляет собой повреждение или лишение имущества, а также других благ, выраженное в денежном исчислении. Речь идет не только о транспортном средстве, но и перевозимых грузах или другой собственности, которая находилась в автомобиле в момент аварии.

Главное, что нужно помнить – материальный ущерб относится к страховым, поэтому возмещается в рамках обязательного и добровольного страхования. Материальный ущерб делится на три вида:

  • непосредственный вред имуществу потерпевшей стороны;
  • затраты, которые предстоят и связаны с восстановлением или ремонтом имущества;
  • упущенная прибыль, которая могла быть получена при дальнейшей эксплуатации вышедшего из строя имущества.

Возмещение материального ущерба в рамках обязательного страхования по ОСАГО предусматривает получение до 400 тыс. руб. Выплата осуществляется страховой компанией, которая выдала полис владельцу автомобиля, ставшего причиной ДТП.

Сумма выплаты со стороны страховой компании может быть увеличена при оформлении полиса КАСКО. Если ущерб превышает покрытие по страховке пострадавшей стороне придется обращаться в суд.

Название этой разновидности ущерба при ДТП не требует дополнительных комментариев и пояснений. В рамках страхового покрытия по ОСАГО возможна выплата до полумиллиона рублей. Конкретная сумма определяется в зависимости от тяжести нанесенного вреда по правилам, принятым конкретной страховой компанией.

Если речь идет о тяжком увечье, допускается возмещение ущерба в более серьезном размере. Но для этого потребуется обращение в суд и соответствующий вердикт судьи. Судебное решение потребуется и в том случае, если у виновной стороны отсутствует страховка.

Возмещение ущерба после ДТП виновником: порядок, сроки, образец иска

Базовый принцип расчета размера компенсации, заложенный в законодательстве, предусматривает выплату суммы, достаточной для восстановления исходных характеристик транспортного средства. Обязательным условием выступает учет степени износа автомобиля до момента попадания в ДТП.

Стандартные правила расчета компенсации предусматривают включение в итоговую сумму следующих расходов:

  • ремонт и восстановление транспортного средства;
  • транспортировка машины с места аварии в автосервис;
  • уменьшение товарной стоимости авто (рассчитывается для автомобилей со сроком эксплуатации до 5 лет или уровнем износа в пределах 35%);
  • все виды морального вреда, причиненного потерпевшей стороне;
  • потерянный заработок, затраты на лечение и другие подобные расходы, непосредственно связанные с ДТП;
  • сопутствующие обращению в суд затраты – услуги независимого оценщика и/или юриста, почтовые расходы и т.д.

После определения размера возмещения, который необходимо получить с виновной стороны, следует переходить к следующему этапу процедуры взыскания. Она предусматривает два варианта получения компенсации – добровольный (досудебный) и принудительный (с помощью суда).

Такой вариант решения проблемы на практике встречается нечасто. Тем более – если речь идет о серьезной сумме, необходимой, например, для ремонта дорогостоящей иномарки. Действующее законодательство предусматривает достаточно четкую процедуру досудебного урегулирования проблемы возмещения ущерба. Она предусматривает следующие действия потерпевшей стороны:

  • получение справки из ГИБДД, подтверждающей факт ДТП и виновника аварии;
  • обращение в страховую компанию для подтверждения отказа выплачивать требуемую сумму;
  • проведение оценки размера ущерба, которой занимается независимый эксперт;
  • направление виновной стороне претензии.

Последний документ заслуживает особенно пристального внимания. Он составляется в произвольной форме и включает следующую информацию:

  • сведения о виновной стороне как адресате документа;
  • обстоятельства ДТП;
  • описание сути проблемы, которая заключается в недостаточности компенсации, полученной в рамках страховки;
  • претензия в адрес виновной стороны, включая сумму ущерба;
  • подпись заявителя.

В претензии обязательно указывается не только сумма, которую требуется возместить, но и срок, когда это необходимо сделать. Отсутствие реакции со стороны виновника ДТП означает необходимость переходить на следующую стадию разрешения конфликта – подаче искового заявления в суд.

К претензии прилагается комплект сопутствующих документов, в состав которого входят:

  • акт о наступлении страхового случая;
  • справка из ГИБДД об обстоятельствах ДТП;
  • другие документы, подтверждающие позицию заявителя, например, чеки на ремонт, экспертное заключения независимого оценщика и т.д.

Претензия направляется адресату заказным письмом. Если реакция со стороны виновника отсутствует, целесообразно приступать к процедуре возмещения ущерба при ДТП через суд.

Шаг 1

Остановить транспортное средство. И не перемещать его или его части с места ДТП. Водителю нужно оставаться на месте ДТП, по возможности вне проезжей части дороги.

Шаг 2

Включить аварийную световую сигнализацию. Выставить знак аварийной остановки. В темное время суток в дополнение к знаку аварийной остановки может быть выставлен фонарь с мигающим красным светом. Знак аварийной остановки и фонарь с мигающим красным светом устанавливаются на расстоянии не менее 15 метров от автомобиля в населенных пунктах и не менее 40 метров — вне населенных пунктов.

Шаг 3

Если в ДТП причинен вред здоровью либо жизни граждан, водитель обязан принять меры по оказанию необходимой помощи пострадавшему, вызвать скорую помощь. Если вызвать скорую помощь невозможно, принять меры по доставке пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение (попытаться словить попутку, вызвать такси, в крайнем случае отвезти на машине, которая участвовала в ДТП).

Внимание! Водитель должен оказать первую помощь только в том случае, если уверен в ее необходимости и если эта помощь не навредит пострадавшему.

Водитель, доставивший пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение, обязан сообщить о себе:

  • фамилию, предъявив документ, удостоверяющий личность;
  • регистрационный знак (временный номерной знак) транспортного средства, предъявив водительское удостоверение;
  • свидетельство о регистрации транспортного средства (паспорт ТС).

После этого нужно вернуться на место ДТП.

Бывают ситуации, когда можно не вызывать сотрудников ГАИ. Тогда процедура оформляется по так называемому «европротоколу». Если оба участника ДТП согласны на такую сделку, достаточно просто заполнить извещение о ДТП. В таком случае участники сами решают, кто прав, а кто виноват, оценивают ущерб и следят за правильностью составления документов. С извещением о ДТП пострадавший обращается в страховую компанию виновника ДТП.

«Извещение о дорожном транспортом происшествии» или «европротокол» можно взять в ближайшем отделении почты, страховой компании или АЗС. Там же вам скорее всего объяснят все нюансы заполнения документа. По сути, это просто подробная анкета. Читайте внимательно вопросы, отвечайте вдумчиво и честно – и все получится!

Можете на всякий случай положить бланк извещения в бардачок. Лишним не будет.

Здесь вы найдете подробную инструкцию по заполнению «европротокола», а здесь – уже заполненный образец.

В течение 5 рабочих дней со дня ДТП водитель должен уведомить страховую организацию о произошедшем ДТП. Для этого необходимо предоставить документы:

  • Заявление о выплате страхового возмещения в результате ДТП (пишется на месте в страховой компании);
  • Письменные объяснения обстоятельств ДТП;
  • Справка, выданная ГАИ на месте ДТП (или заполненный «европротокол»).

Страховка по ОСАГО («автогражданке») выплачивается только пострадавшему в ДТП автовладельцу, который не виновен в аварии!

Далее страховой компанией назначается дата осмотра транспортного средства. Оценщик, назначенный страховой компанией, обязан провести осмотр в день ДТП либо в течение 4 рабочих дней после подачи заявления. Если этого не произошло, владелец автомобиля может сам выбрать оценщика.

Обратите внимание, что при оценке учитывается усредненная цена нормо-часа для ремонта, установленная Белорусским бюро по транспорту. То есть в дилерском центре ремонт явно обойдется дороже. Скорее всего денег хватит только на покупку новых деталей.

По договору ОСАГО выплата производится «с учетом износа». Это значит, что на подлежащие замене запчасти в зависимости от года выпуска автомобиля и пробега начисляется износ. Это коэффициент, который по сути снижает размер выплаты. Если автомобиль старый, денег на покупку новых запчастей, скорее всего, не хватит.

Производится только внешняя оценка. Специалист из страховой компании не полезет под капот и не будет диагностировать поломки. Если подозреваете, что в ДТП пострадали «внутренности» машины, лучше оплатить услуги независимого оценщика и продиагностировать авто полностью.

После этой процедуры составляется акт оценки ущерба при ДТП. В документе написана сумма, которую страховая компания должна выплатить пострадавшему.

Есть два варианта, в которых пострадавший может полностью компенсировать ущерб.

  • Ремонт на автосервисе, который имеет необходимые сертификаты и ПО.

1 июля 2014 года вступил в силу Указ №165 (от 14 апреля 2014г.). С тех пор появилась возможность получить возмещение вреда по фактическим затратам на ремонт. Сначала проводятся расчеты. Пострадавшему автовладельцу выплачивают расчетную сумму. Затем он обращается в СТО, имеющее все необходимые сертификаты. Там производят ремонт с полным документальным подтверждением. Если суммы страховой выплаты недостаточно для ремонта, хозяин машины вправе обратиться в страховую компанию, предоставить подтверждающие документы (акт выполненных работ, чеки за купленные запчасти и проч.), и ему компенсируют разницу.

  • Ремонт на автосервисе, с которым у страховой компании заключен договор.

В таком случае вообще не придется касаться денежной стороны вопроса. Все расчеты будут происходить между страховой компанией и автосервисом-партнером.

Использовать европротокол можно лишь в том случае, если в аварии участвовали только два автомобиля и повреждены только они, при этом не пострадали люди, и на обе машины оформлены страховые полисы ОСАГО. Согласно правилам дорожного движения, если при ДТП пострадали только автомобили, водители должны освободить проезжую часть. Тем, кто этого не сделал и мешает движению, могут выписать штраф в размере 1 тыс. руб.

Если же есть пострадавшие, задеты другие машины или хотя бы у одного из участников аварии нет полиса страхования автогражданской ответственности – воспользоваться европротоколом нельзя, и нужно сразу вызывать представителей автоинспекции. Если случай не очень сложный, нет пострадавших и машины остались на ходу, представители ГИБДД могут попросить участников аварии подъехать к ближайшему посту дорожно-патрульной службы.

Как правильно оформить ДТП без полиции

Есть ли сложности с заполнением протокола? Конечно, когда человек находится в стрессе после ДТП, любая, даже относительно несложная задача, может показать трудной. Поэтому есть смысл просто изучить правила заполнения, посмотреть примеры. Они есть, например, на сайте РСА и на сайтах многих страховых компаний, продающих полис ОСАГО.

По сути информация, которую нужно внести в европротокол, есть под рукой у каждого участника ДТП. Например, нужно указать место происшествия: город или деревню, улицу и номер ближайшего дома. Если авария произошла на перекрестке, надо указать названия пересекающихся улиц. Если ДТП случилось не в населенном пункте, нужно указать название трассы и километр. Обязательно нужно отметить дату и хотя бы примерное время ДТП. Если у происшествия есть свидетели, нужно указать их ФИО и адрес фактического проживания.

Указать данные машины – марку, госномер и проч. – тоже не составляет труда: они есть в свидетельстве о регистрации автомобиля. Нужно также внести данные владельца авто, а также водителя, который был за рулем. Затем нужно указать название страховой компании, номер страхового полиса и дату, до которой он действует.

В европротоколе следует указать место первоначального удара и все остальные повреждения, также каждый участник происшествия должен указать, кем себя считает: виновником или пострадавшим. После этого необходимо указать обстоятельства ДТП, выбрав подходящие из предложенных вариантов и отметив их галочками, и нарисовать схему ДТП (это может сделать любой из участников происшествия). Перед тем, как поставить подписи, нужно отметить галочкой наличие либо отсутствие разногласий со вторым участником происшествия.

Претензия — это письменное требование о возмещении причиненного ДТП ущерба. По своей сути- претензия является попыткой урегулировать возникший конфликт интересов в досудебном порядке. Направление письменного требования – не редко помогает получить возмещение без обращения в судебные инстанции. Все понимают, что участие в судебных спорах требует большого количества ресурсов -как временных, так и материальных. И досудебное урегулирование помогает решить конфликт быстро и с относительными затратами.

К тому же в случае, если дело по рассмотрению спора по ДТП подлежит рассмотрению в Арбитражном суде, то претензия является обязательным приложением к иску. Без доказательств направления претензии виновнику- суд рассматривать дело не будет.

Существует ряд случаев, когда необходимо направить претензию:

  • если у виновника ДТП нет страховки
  • если вы обратились в страховую, но сумма ущерба оказалась значительно больше, чем компенсировала страховая
  • если причинен моральный вред и вы хотите его возместить
  • если у виновника есть страховка, но случай ДТП был признан не страховым
  • если виновник аварии не является владельцев авто и не был включен в страховку

В любом из перечисленных выше пунктов составление претензии с четкой аргументацией требований будет важным этапом в процедуре возмещении причиненного ущерба.

Направить претензию можно любым удобным для вас способом:

  • Лично. В таком случае лучше иметь при себе копию претензии, на которой получатель поставить отметку- о том, что претензия получена лично, с указанием числа.
  • Через почту России. В таком случае лучше направлять претензию и приложения к ней заказным письмом с описью вложения. Идентификатор заказного отправления поможет отследить, когда была вручена претензия. А опись вложения будет подтверждением того какие именно документы были направлены.
  • Курьером. Большое количество курьерских служб предоставляет услугу экспресс-доставки почтовых отправлений. Ваша претензия будет направлена быстрее. А квитанция об отправке будет являться подтверждением надлежащего уведомления.

Претензия направляется по месту регистрации виновника ДТП. В случае если место регистрации и место фактического проживания отличаются- то лучше направить претензию в оба адреса. В случае, если владелец автомобиля, на котором ехало виновное лицо- организация, то претензию следует направить по юридическому адресу организации.

Срок, после совершения ДТП, в течение которого нужно подать претензию – не установлен. В этом случае так же действует правило срока исковой давности- три года с даты, когда были нарушены права гражданина. Но мы рекомендуем не затягивать на долго такой важный вопрос. Чем быстрее будет подана претензия, тем скорее будет осуществлено возмещение.

Срок рассмотрения претензии законодательно не установлен. Срок на рассмотрение Вы можете установить в своей претензии. Срок должен быть разумным. На практике- устанавливают срок от десяти до тридцати календарных дней.

Срок рассмотрения претензии начинает течь не с даты направления письма, а с даты, когда оно было получено виновником.

В случае, если в указанный в претензии срок, виновник ДТП не вышел на связь- можно смело готовить документы на взыскание причинённого ущерба в судебном порядке. Подготовка претензии- это основа будущего искового заявления. Подготовка претензии помогает правильно сформулировать требования, подготовить документы, обосновывающие затраты, оценить достаточность имеющейся информации.

При составлении искового обязательно укажите, что пытались урегулировать спор в досудебном порядке, приложите копию претензию и документ о ее направлении виновнику. В случае если претензионный порядок не обязателен, это в любом случае будет большим плюсом для суда.

Порядок составления претензии виновнику ДТП

Что же делать если вы стали виновником ДТП и вам пришла претензия о возмещении вреда. В первую очередь не терять самообладания. Обязательный ответ на претензию не предусмотрен действующим законодательством и никакой ответственности оставление претензии без ответа нет. Но мы рекомендуем не молчать и проявить свою позицию.

Тщательно проверьте обстоятельства, указанные в претензии- даты, факт события, участники. Если все верно, и вы действительно были участником данного происшествия переходим к главному- требованиям. Проанализируйте каждое из предъявленных требований о возмещении вреда- это может быть ремонт автомобиля, замена каких-либо его частей, услуги автопогрузчика и иные расходы. Проверьте какими документами подтверждены данные расходы. Не является ли указанная стоимость завышенной. После полного анализа полученной претензии приступаем к оформлению ответа.

Ответ на претензию составляется в свободной форме в письменном виде. Не забывайте, что это деловой документ и он не должен содержать эмоциональных высказываний, ненормативной лексики.

Ответ на претензию можно условно разделить на три части:

  1. Указание документа, на который вы отвечаете и перечень требований, который был выдвинут (например: в ответ на претензию полученную 01.01.2020 с требование о возмещении суммы на ремонт автомобиля в размере)
  2. Ответ на требования – согласны вы с ними, не согласны, считаете обоснованными, не обоснованными, завышенными. Приведите свои аргументы.
  3. Свое предложение решения спорной ситуации в мирном ключе.

Даже если Вы с заявителем не придете к компромиссу — попытка урегулировать спор в досудебном порядке всегда хорошо воспринимается судом.

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Это наиболее простой вариант для решения вопроса. Участникам аварии достаточно предоставить сотрудникам фирмы установленный набор документов и составить заявку на оплату.

При использовании европротокола на доставку бумаг отводится 5 дней. При любых обстоятельствах, чем быстрее автовладелец уведомит страховую о произошедшем, тем легче процедура расчета с фирмой.

При незначительных повреждениях лучше постараться договориться о возмещении урона на месте.

Потерпевшая убытки сторона даже в отсутствии договора все равно получает компенсацию от страхователя виновника. Единственной трудностью может стать местонахождение фирмы, где заключал договор автовладелец. Иногда пострадавшему приходится обращаться в офис, расположенный в другом городе или регионе. Когда страховка есть у обоих водителей эти нюансы решают между собой сами компании.

Пострадавшему водителю придется оплатить штраф за управление транспортным средством без полиса.

Если страховка отсутствует у виновника, получить компенсацию будет сложнее. В наиболее приемлемом варианте спровоцировавший ситуацию автовладелец оплачивает урон на месте. В остальных случаях придется вызывать работников ГИБДД и добиваться выплат через суд.

Список документов зависит от обстоятельств аварии. В основной набор входит:

  • заявка на оплату работ по восстановлению;
  • гражданский паспорт;
  • удостоверение водителя;
  • подтверждение права собственности на авто или права управления;
  • протокол, написанный инспектором или европротокол;
  • техпаспорт транспортного средства;
  • СТС;
  • оповещение о происшествии;
  • действующий страховой договор;
  • реквизиты для перечисления средств.

При необходимости список дополняют:

  • отчетом о проведенной экспертизе;
  • квитанциями и чеками об оплате эвакуатора, эксперта и сопутствующих трат;
  • медицинским заключением о полученных травмах или инвалидности;
  • выпиской из истории болезни;
  • документами, подтверждающими растраты на лечение;
  • свидетельством о наличии иждивенцев.
  • справкой о смерти;
  • подтверждением расходов на похороны.

Если возникает страховой случай при ДТП по ОСАГО, для владельца более выгодным вариантом является ремонт автомобиля на станции обслуживания, принадлежащей страховой. При определении величины выплат опираются на износ деталей и другие показатели, снижающие стоимость автомобиля. Полученная сумма может быть гораздо ниже, чем понадобится для полного устранения повреждений машины.

При проведении ремонта силами страховой мастера обязаны заменить все поврежденные детали на новые, независимо от степени их износа. При выявлении скрытых дефектов их устранение также обязана оплатить компания.

Более подробно читайте в нашей статье: деньги или ремонт по ОСАГО?

Определены несколько ситуаций, при которых страховая вправе отказать в компенсационных выплатах. К таковым относят:

  • предоставление просроченного или поддельного полиса;
  • подача заявки по полису, в который не вписан пострадавший, как лицо, допущенное к управлению;
  • авария случилась в результате транспортировки опасных грузов;
  • подана заявка на возмещение морального ущерба;
  • не предоставлен необходимый комплект документов;
  • авария подстроена для получения страховых выплат;
  • в заявке указано возмещение за поврежденные предметы роскоши (антиквариат, драгоценные украшения, дорогостоящая бытовая техника);
  • не выявлен виновник аварии;
  • заявка подана через 2 года после наступления страхового случая;
  • в заявлении не указаны реквизиты для перевода компенсации;
  • информация в заявлении предоставлена не полностью или не соответствует действительности.

Виновники аварии нередко отказываются признавать свою вину. Это обусловлено тем, что страховая выплачивает компенсацию только пострадавшей стороне. Водителю, создавшему аварийную ситуацию, придется восстанавливать свою машину самостоятельно.

В таких случаях пострадавшему лучше воспользоваться помощью автоюриста, так как дело может растянуться на несколько месяцев и потребует составления искового заявления. При отказе виновника аварии признать свою вину пострадавшему необходимо придерживаться правильной линии поведения:

  • не позволять никому вносить изменения в картину происшествия;
  • тщательно зафиксировать на фото или видео положение автомобилей, следы на дороге и полученные повреждения;
  • вызвать на место аварии сотрудников дорожной полиции;
  • собрать контактные данные свидетелей аварии;
  • проконтролировать, чтобы в протокол были внесены необходимые данные в полном объеме;
  • вызвать на место сотрудника страховой;
  • обратиться в суд с исковым заявлением.

Нередко виновник аварии отказывается от признанной ранее вины уже после оформления европротокола, и обращается в суд, чтобы оспорить его. В таких ситуациях пострадавшему придется доказывать свою правоту, предоставив судье все фото и видеоматериалы, имеющиеся на руках протокол, заключение экспертизы и другие документы.

Не стоит соглашаться на предложение подождать два месяца (когда составлять протокол об административном нарушении уже поздно) и договориться полюбовно. В такой ситуации пострадавший теряет драгоценное время. Страховая настаивает на предоставлении документов по европротоколу в течение 5 дней, или 15 дней — с вызовом сотрудников ГИБДД.

Хотя законодательно эти сроки не подтверждены, задержка может осложнить и так непростую ситуацию.

В каждой страховой компании, занимающейся оформлением полиса ОСАГО, непременным условием для расчета выплат является наличие водителя, спровоцировавшего ситуацию. Кроме того, у данного водителя обязательно должен быть действующий полис ОСАГО.

Если виновник покинул место происшествия, ГИБДД не сможет установить его вину.

Сам по себе факт отъезда с места происшествия не является автоматическим признанием вины.

Когда спровоцировавшего аварию водителя найдут, ГИБДД сможет выдать заключение, а страховая — оплатить ущерб. До этого момента владельцу пострадавшего автомобиля придется проводить восстановление повреждений за свой счет.

Каталог страховых компаний России

По ссылке, вы можете ознакомиться с каталогом страховых компаний РФ предлагающих услугу обязательного автострахования ОСАГО. Описание организаций, актуальные финансовые показатели, рейтинг, отзывы и другая информация. В случае, если вы уже имели положительный или отрицательный опыт по ОСАГО какой-либо страховой компании, оставьте свой отзыв. Спасибо!


Автогражданка

— заключение договора по автогражданке

Размер страхового взноса по автогражданке

Страховая выплата при автогражданке

— подача документов на выплату страховки

— проведение осмотра

— определение размера страховки

— выплата страховки

— взыскание выплаченной страховой суммы с причинителя вреда

Другие виды обязательного автострахования

— комплексное страхование

— пограничное страхование

— зеленая карта

Добровольное автострахование АвтоКАСКО

Расчет выплат при ущербе здоровью по полису ОСАГО


Автомобили и другие транспортные средства относятся к источникам повышенной опасности. Это означает, что если автовладелец Собственник или другое лицо владеющее транспортным средством на законном основании (например, на праве аренды или по доверенности) причинил своим автомобилем кому-нибудь или чему-нибудь вред, то он обязан этот вред возместить. Сделать он это должен и в том случае, когда в случившемся его вины нет.

В каких случаях ответственность за причиненный вред может быть уменьшена или полностью снята?

Не возмещать причиненный вред автовладелец имеет право в следующих случаях:[∗] статьи 948 и 952 Гражданского кодекса Республики Беларусь

  • если докажет, что вред причинен из-за какой либо непреодолимой силы То есть чрезвычайного и непредотвратимого при данных условиях обстоятельства;
  • если докажет, что вред причинен из-за умысла самого потерпевшего;
  • по решению суда, если вред причинен из-за грубой неосторожности потерпевшего и при этом отсутствует вина водителя (не относится к вреду, причиненному жизни и здоровью людей).

Ответственность за причиненный вред может быть уменьшена следующих в случаях:[∗] статьи 948 и 952 Гражданского кодекса Республики Беларусь

  • по решению суда, если вред причинен из-за грубой неосторожности потерпевшего и при этом отсутствует вина водителя;
  • по решению суда с учетом имущественного положения водителя, причинившего вред.

Указанная обязанность водителей возмещать причиняемый ими вред подлежит обязательному страхованию (атогражданка). Суть автогражданки состоит в том, что в случае, если водитель причинит вред и будет обязан его возместить, за него такое возмещение оплатит страховая организация.

Документом подтверждающим наличие автогражданки является страховое свидетельство. Его в обязательном порядке необходимо иметь при себе при управлении автомобилем.[∗] пункты 155 и 169 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 Кроме того без страхового свидетельства нельзя зарегистрировать автомобиль в ГАИ и получить допуск на его участие в дорожном движении после техосмотра.[∗] пункт 170 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530

Управление автомобилем без страховки, а также отсутствие при себе страхового свидетельства является административным правонарушением и наказывается штрафом.

Обратите внимание, что страховку должны получить не только владельцы автомобилей, но и владельцы мотоциклов, мотороллеров, мопедов и других транспортных средств.

По каким транспортным средствам нужна страховка?

Обязательному страхованию подлежит гражданская ответственность владельцев следующих транспортных средств:[∗] пункт 149 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530


Автовладельцы обязаны получить автогражданку, то есть застраховать свою ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью людей и чужому имуществу в результате дорожно-транспортных происшествий.[∗] подпункт 4.1 и пункт 150 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530

Для получения страховки нужно обратиться в страховую организацию и заключить договор внутреннего страхования.[∗] пункты 151 и 155 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530

Существуют и другие виды обязательного страхования: комплексное страхование (автогражданка + страхование собственного транспортного средства), пограничное страхование (необходимо для въезжающих в Беларусь иностранцев) и «Зеленая карта» (необходимо при выезде заграницу).

Для заключения договора страхования необходимо предоставить страховой организации следующие документы:[∗] пункт 156 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530

  • заявление (заполняется при приеме документов);
  • паспорт Или другой документ удостоверяющий личность;
  • свидетельство о регистрации (технический паспорт) автомобиля.

Договор внутреннего страхования (автогражданки) заключается, как правило, на 1 год. При сезонном использовании транспортного средства этот договор может быть заключен на срок от 1 до 12 месяцев. При приобретении или получении транспортного средства до его регистрации в ГАИ указанный договор должен быть заключен на 15 дней.[∗] пункт 164 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530

День вступления договора страхования в силу и день выдачи страхового свидетельства зависят от формы оплаты страхового взноса. Если страховой взнос уплачивается:[∗] пункты 167 и 168 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530

  • наличными деньгами, то договор страхования считается вступившим в силу со дня такой уплаты, а страховое свидетельство выдается в этот же день;
  • банковской пластиковой карточкой, то договор страхования считается вступившим в силу со дня выдачи страхового свидетельства, которое выдается в день документального подтверждения страховой организацией осуществления расчетной операции;
  • банковским переводом, то договор страхования считается вступившим в силу со дня выдачи страхового свидетельства, которое выдается в течение 3 рабочих дней со дня поступления денег на текущий (расчетный) банковский страховой организации.

Договор страхования может быть заключен на новый срок не раньше чем за 1 месяц до истечения действия предыдущего договора. При этом новый договор вступает в силу со дня, следующего за днем окончания действия предыдущего договора.[∗] пункт 167 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530

По желанию страхователя договор может также вступать в силу с любого дня в течение одного месяца с момента оплаты (при уплате наличными деньгами) или выдачи страхового свидетельства (при оплате банковским переводом или пластиковой карточкой).[∗] пункт 167 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530


Размер страхового взноса зависит от следующих факторов:[∗] – пункт 161 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530
– пункт 3 Указа Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 531 «Об установлении размеров страховых тарифов, страховых взносов, лимитов ответственности по отдельным видам обязательного страхования»

  • вида страховки (например, комплексное страхование дороже обычной автогражданки);
  • типа транспортного средства (легковой, грузовой автомобиль и прочее);
  • марки транспортного средства (для автомобилей ВАЗ, ЗАЗ, «Москвич», АЗЛК, ИЖ, ГАЗ, ЛУАЗ, УАЗ тариф меньше чем для остальных);
  • технических характеристик транспортного средства (для легковых автомобилей — это объем двигателя (чем он больше тем, выше тариф));
  • срока страхования (чем меньше срок страхования, тем выше тариф в пересчете за один тот же промежуток времени);
  • места жительства (места пребывания) автовладельца (в этом случае применяются различные коэффициенты Для Минска,и Минского района – 1,5
    Для Бреста, Витебска, Гомеля, Гродно, Могилева – 1,2
    Для городов с населением больше 50 тыс. человек (кроме Минского района) – 1,0
    Для остальных населенных пунктов (кроме Минского района) – 0,8);
  • возраста автовладельца и его водительского стажа (в этом случае применяются различные коэффициенты До 25 лет включительно со стажем вождения до 2 лет включительно – 1,3
    До 25 лет включительно со стажем вождения свыше 2 лет – 1,1
    Старше 25 лет со стажем вождения до 2 лет включительно – 1,2
    Старше 25 лет со стажем вождения свыше 2 лет – 1,0);
  • аварийности (в этом случае применяются различные коэффициенты в зависимости от присвоенного класса аварийности Класс аварийности зависит от класса аварийности, присвоенного по прошлой страховке и количества аварий во время ее срока).

Если автовладелец в результате ДТП причинит кому-нибудь или чему-нибудь ущерб (наступление страхового случая), такой ущерб будет возмещаться по страховке. Другими словами гражданин, получивший в результате ДТП ущерб своему имуществу или здоровью, является потерпевшим и имеет право получить страховую выплату по страховке автовладельца, причинившего этот ущерб.

Страховка будет действовать и в том случае, если автомобилем управлял не его владелец, а кто-то другой.[∗] пункт 153 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530

Если в результате одного и того же ДТП причинен вред нескольким потерпевшим, то страховое возмещение выплачивается каждому из них.[∗] пункт 182 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530

В каких случаях страховка не действует (не страховые случаи)

Не считаются страховыми случаями факты причинения вреда:[∗] пункт 158 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530

  • если вред причинен вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего;
  • если вред причинен владельцем транспортного средства самому себе и своему же имуществу (не относится к случаям комплексной страховки);
  • если вред причинен транспортному средству и находящемуся в нем имуществу Грузу, оборудованию и другому имуществу лицом, управлявшим этим транспортным средством (не относится к случаям комплексной страховки);
  • имуществу в виде наличных денежных средств, драгоценностей, ценных бумаг, документов и коллекций;
  • в результате ДТП, не зарегистрированного в ГАИ, за исключением случаев, когда в ГАИ можно не сообщать;
  • во время использования транспортного средства в спортивных соревнованиях, гонках, на тренировках;
  • вследствие всякого рода военных действий и мероприятий, их последствий, гражданской войны, массовых беспорядков и забастовок;
  • загрязнением окружающей среды или повреждением ее объектов в результате ДТП;
  • владельцами транспортных средств, гражданская ответственность которых не подлежит обязательному страхованию (железнодорожного и гужевого транспорта, велосипедов, мотоблоков, сельскохозяйственных, мелиоративных, строительных машин и других транспортных средств);
  • выброшенным из-под колеса предметом либо смонтированным на транспортном средстве механизмом при его функционировании (работа подъемного автокрана, разбрасывателя песка и другое);
  • потерпевшему в связи с несохранением транспортного средства и (или) иного погибшего (уничтоженного) либо поврежденного имущества в послеаварийном состоянии до осмотра их (его) оценщиком в соответствии, если это не позволяет достоверно установить наличие страхового случая и (или) размер вреда, подлежащего возмещению;
  • владельцами транспортных средств друг другу либо одному из них, чьи транспортные средства были прицеплены или иным образом присоединены друг к другу;
  • в результате взаимодействия в одном и том же ДТП нескольких транспортных средств, принадлежащих одному и тому же владельцу транспортного средства, являющемуся как причинителем вреда, так и потерпевшим;
  • в результате взаимодействия в одном и том же ДИП нескольких транспортных средств или транспортного средства и другого имущества, принадлежащих одному и тому же владельцу, являющемуся как причинителем вреда, так и потерпевшим.

Если причиненный вред не считается страховым случаем, то потерпевший Или его наследник может взыскать сумму возмещения за причиненный вред в судебном порядке непосредственно с водителя, причинившего этот вред.[∗] пункт 158 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530

Возмещение упущенной выгоды при ДТП


Страховая организация обязана в течение 4 рабочих дней после подачи заявления направить оценщика Оценщик может быть работником страховой организации, либо работником сторонней организации или ИП, оказывающих услуги по оценке для страховой организации. для осмотра поврежденного автомобиля или другого имущества. В тоже время, если автомобиль представить для осмотра в день подачи заявления, то осмотр должен быть произведен в тот же день.[∗] пункт 195 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530

До проведения осмотра поврежденное транспортное средство и другое имущество необходимо сохранить в послеаварийном состоянии.[∗] пункт 195 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530

Осмотр поврежденных транспортных средств проводится в месте, указанном страховой организацией или исполнителем оценки Организация или ИП, оказывающие услуги по оценке, либо в автосервисе или другой организации, обслуживающей автомобиль. По согласованию с потерпевшим автомобиль также может быть осмотрен по месту его хранения (стоянки).[∗] пункт 16 Правил определения размера вреда, причиненного транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию от 14.09.2004 № 30-од

Осмотр другого поврежденного имущества проводится по месту его эксплуатации или хранения (в том числе временного) либо ремонта. В случае небольшого объема (массы) этого имущества его осмотр с согласия потерпевшего может быть проведен по месту страховой организации или организации, проводящей оценку.[∗] пункт 17 Правил определения размера вреда, причиненного имуществу (за исключением транспортного средства) потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия, для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», утвержденных Приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию от 20.06.2014 № 18-од

Осмотр подлежащих вынужденному убою и погибших животных не проводится.[∗] пункт 16 Правил определения размера вреда, причиненного имуществу (за исключением транспортного средства) потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия, для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», утвержденных Приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию от 20.06.2014 № 18-од

Что должен обеспечить потерпевший при осмотре?

Гражданин, претендующий на выплату ему страховки должен обеспечить:[∗] – пункт 16 Правил определения размера вреда, причиненного транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию от 14.09.2004 № 30-од
– пункт 17 Правил определения размера вреда, причиненного имуществу (за исключением транспортного средства) потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия, для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», утвержденных Приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию от 20.06.2014 № 18-од

ОСАГО – это бланк временного действия, входящий в список документов, требуемых для управления транспортными средствами. В отличие от КАСКО, к его компетенции относится только один страховой случай – дорожно-транспортное происшествие с участием двух и более машин. Но компенсация по упомянутому договору может предназначаться исключительно для пострадавших лиц. Сам же обладатель полиса никакого материального возмещения на ремонт ТС или восстановление здоровья по автогражданке не получает.

В соответствии с регламентом РСА, право на компенсацию со стороны страховой компании при получении травм в ДТП имеют все, без исключения, граждане, вне зависимости от своего статуса на момент аварии (водитель или пассажир). Производится расчет выплат по ОСАГО за причинение вреда здоровью в 2019 году исходя из следующих показателей:

  • Сумма средств, потраченная потерпевшим на приобретение необходимых медикаментов, прохождение врачей в клинике, диагностические процедуры и даже сиделку;
  • Размер неустойки по зарплате за период реабилитации пострадавшего человека, если у того после дорожно-транспортного происшествия зафиксирована потеря трудоспособности;
  • Затраты на дальнейшее пребывание жертвы ДТП в санатории, если подобные профилактические меры были назначены доктором на основании перенесенного ею посттравматического стресса;
  • Расходы на покупку дополнительного снаряжения (костыли, инвалидная коляска и т. д.).

При этом СК не обязуется покрывать вышеперечисленный ущерб, если пострадавший человек на момент ДТП находился при исполнении, так как в подобных ситуациях компенсация вреда возложена на плечи его работодателя.

Как мы выяснили ранее, таблица выплат по ОСАГО может гарантировать максимальный лимит в полмиллиона рублей, который предусматривается для наиболее тяжелых случаев. Средний ущерб, полученный человеком в ДТП, оценивается страховыми компаниями примерно в 10-20% от упомянутой цифры, что в денежном эквиваленте достигает 50 — 100 тысяч руб. А вот при легких телесных увечьях и переломах гражданину следует рассчитывать на сумму в 250 — 50 000 руб., в зависимости от количества повреждений и его общего состояния здоровья.

Учет износа при оценке ущерба по полисам ОСАГО. Изменение практики.

Научившись различать три вида увечий при ДТП, гражданин сможет без труда узнать, сколько примерно денег компания обязуется возместить ему по договору. Более точно рассчитать сумму ущерба пострадавшая сторона может по таблице выплат ОСАГО, размещенной ниже:

Причиненный вред здоровью Размер компенсации для лиц, попавших в аварию на частном автомобиле Количество средств, предусмотренных для пассажиров коммерческого ТС (в руб.)
Инвалидность 3-ей группы 500000 2 000 000
Черепно-мозговые травмы и расстройства нервной системы От 25 до 375 тыс. От 100 тыс. до 1,5 млн.
Нарушение зрительного и слухового аппаратов От 25 до 75 тыс. От 100 до 300 тыс.
Травмы дыхательной системы От 10 до 300 тыс. От 40 тыс. до 1,2 млн.
Инвалидность 2-ой группы 350000 1 400 000
Повреждение органов сердечно-сосудистой системы От 25 до 150 тыс. От 100 до 600 тыс.
Травмы органов пищеварительного тракта От 5 до 250 тыс. От 20 тыс. до 1 млн.
Нарушения в области половой и мочеиспускательной системы От 15 до 250 тыс. От 60 тыс. до 1 млн.
Разрыв связок или мягких тканей, ожоги От 250 до 250 000 От 1 000 до 1 000 000
Травмы опорно-двигательного аппарата, тяжелые переломы и утрата конечностей От 5 до 250 тыс. От 20 тыс. до 1 млн.
Осложнения, возникшие после курса терапии От 25 до 150 тыс. От 100 до 600 тыс.
Отравление при лечении От 10 до 75 тыс. От 40 до 300 тыс.
Сильная потеря крови От 25 до 50 тыс. От 100 до 200 тыс.
Инвалидность 3-ей степени 250000 1 000 000

Важно знать! Если страховая компания отказывается выплачивать насчитанную сумму компенсации добровольно, то потерпевшая сторона оставляет за собой право обратиться с письменным требованием о возмещении ущерба по здоровью в РСА или в местный суд.

Попав в дорожно-транспортное происшествие, которое обернулось травмами для третьих лиц (включая пешеходов), виновнику ДТП необходимо незамедлительно обратиться в свою страховую компанию и уведомить их о случившейся трагедии. Далее, чтобы СК не отказала потерпевшим гражданам в компенсации вреда, водитель обязан подготовить пакет требуемых документов, описывающих детали аварии и подтверждающих состояние пострадавших людей.

После того, как собранные бумаги будут переданы в агентство на рассмотрение, обеим сторонам конфликта останется лишь дожидаться вердикта от страховщиков. В среднем на расчет суммы по ОСАГО и дальнейшее перечисление денег на счет жертв ДТП у СК уходит около 3-5 дней. Максимальный срок проведения данной процедуры, в соответствии со ст. 12 ФЗ, не может превышать двух недель. Иначе обладатель полиса имеет право подать жалобу на сотрудников фирмы в РСА или в местный судебный орган.

Для того, чтоб получить компенсацию за нанесенный вред здоровью при дорожно-транспортном происшествии, клиенту страховой компании необходимо предоставить на проверку следующий пакет документов:

  • Действующий договор о защите гражданской ответственности;
  • Внутригражданский паспорт;
  • Письменное заявление (заполняется в свободной форме);
  • Протокол Госавтоинспекции с места ДТП;
  • Выписка из поликлиники о состоянии потерпевших.

Ущербом называется тот вред, который причинен незаконным действием или бездействием одного лица, по отношению к другому. В случае с ДТП он может быть как имущественного, так и неимущественного характера:

  • расходы на замену или ремонт утраченного/поврежденного имущества из-за аварийной ситуации;
  • порча или потеря ТС, ценного груза или вещей;
  • причинение вреда здоровью потерпевшего;
  • моральный ущерб;
  • причинение урона репутации, чести;
  • судебные расходы.

В соответствии со статьями 1064 и 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный виновником аварии, должно возмещать полностью лицо, собственно причинившее вред. Однако закон предусматривает и ситуацию, когда обязанность по компенсации ложится на плечи лица, непосредственно не являвшегося виновником аварии. В том числе, на страховые компании.
В соответствии с юридической практикой, пострадавший может требовать от ответчика сумму компенсации, превышающую максимальное возмещение по ОСАГО. В таком случае потерпевший подает исковое заявление, а в суд отправляются результаты независимой экспертизы, определяющей окончательную сумму ущерба.
Ответчик освобождается от ответственности, если вред причинен по просьбе и с согласия потерпевшего, а также в тех случаях, когда он сможет доказать, что ущерб возник в силу непреодолимых обстоятельств, умысла или грубой неосторожности заявителя.
В спорных ситуациях необходима оценка ущерба при ДТП третьей стороной.
В случае доказательства вины закон предусматривает компенсацию в размере причиненного вреда или выше, а также административную ответственность за нарушение.
Если нанесен тяжкий вред здоровью потерпевшего или наступила смерть в результате аварии, виновнику грозит уголовная ответственность.

Первое, что происходит после случившейся аварии — приглашенный инспектор ГИБДД составляет протокол. Это обязательная процедура, и не стоит ею пренебрегать, сославшись на решение проблемы «полюбовно». Убедитесь, что в полученной справке зафиксированы все повреждения, полученные в ДТП, все изложено точно и без расхождений.
Если транспортное средство застраховано, то проводится дополнительная оценка представителем страховой компании по всем правилам установленного порядка. При необходимости проводится независимая экспертиза.

Помимо регрессного требования страховая компания наделяется правом требовать возмещения убытков за счет виновника аварии при помощи суброгации. Это делается в случае оплаты страховки пострадавшей стороне в рамках страхового полиса КАСКО. Процедура суброгации для России сравнительно новая, так как появилась только в 2011 году.

Порядок досудебного урегулирования конфликта обычно имеет место при взыскании страховой фирмой материального ущерба по КАСКО в рамках процедуры суброгации. В этом случае страховщик часто предпочитает вначале направить виновнику аварии письменную досудебную претензию и потребовать от него возмещения ущерба в добровольном порядке.

Страховщики часто не брезгуют к своим реальным расходам, которые ушли пострадавшей стороне, прибавить еще ряд пунктов. То есть не только возместить ущерб, но еще и заработать на виновном водителе. Какие уловки используются чаще всего?

  • В калькуляцию расходов включаются «лишние», непонятно откуда возникшие детали;
  • Стоимость норма-часов ремонтно-восстановительных работ (стоимость ремонта) искусственно завышается;
  • На сумму регресса начисляются пени и штрафы;
  • Настаивается на большом количестве повреждений, полученных автомобилем, далеко не все из которых описаны в справке о ДТП и в иных официальных документах;
  • Выставленная стоимость запчастей не учитывает коэффициент естественного износа тех деталей, которые были заменены в пострадавшем автомобиле.

Понять, что со стороны страховой фирмы имеется факт мошенничества, можно только после тщательного изучения всех документов. Если по поводу каких-либо деталей есть сомнения, то лучше всего назначить дополнительную независимую экспертизу. А после этого заново провести расчет суммы, которую потеряла страховая компания при возмещении ущерба пострадавшей стороне.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]