Выезд и заезд на встречную полосу
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выезд и заезд на встречную полосу». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- Не уступил дорогу машине с преимущественным правом движения
- Не уступил дорогу машине с разметкой и мигалками
- Выехал на встречную полосу с нарушением правил
- Обогнал машину, когда это запрещено
- Нарушил правила остановки и стоянки
- Причинил вред здоровью из-за нарушений ПДД
- Не выполнил обязанности после ДТП
Штраф за выезд на встречную полосу в 2021 году
Если вам пришлось прокатиться по встречке, важно помнить, что лишение водительских прав — не единственный путь разрешения ситуации. В ПДД постоянно заносят определенные коррективы. И часто автолюбители не узнают о них вовремя. По итогам получается так: если инспектор уверяет, что выполненный маневр угрожает конфискацией прав, возразить автомобилисту чаще всего нечем.
А между тем совершенно не за каждый выезд на встречку автолюбителю могут назначить лишение прав управления автомобилем. В обновленном административном кодексе разграничены случаи, где права отнимаются в обязательном порядке, без лишних обсуждений, и где можно ограничиться исключительно административным штрафом. Если присмотреться подробнее, то, зависимо от деталей, выезд на встречку может иметь следующие последствия:
- Полное снятие обвинений;
- Штрафная выплата;
- Конфискация прав на конкретный период.
Все может быть и куда сложнее. К примеру, так. Суд вынес решение о конфискации водительских прав. Вы делали попытки разрешить сложившуюся ситуацию собственными силами, но ничего не вышло. Любое промедление в данном случае может закончиться плохо. Вам требуется в ближайшее же время обратиться в нашу компанию, чтоб провести процедуру обжалования решения суда. Ведь на это дается всего-навсего десять дней. А работы предстоит много.Чтоб решить дело в свою пользу и добиться отмены постановления о конфискации водительских прав, требуется очень четко сформулировать все аргументы, которые могут доказать апелляционному суду неправильность ранее принятого решения. Без достоверных знаний и опытности в этой области сам водитель не сможет должным образом приготовиться к процессу апелляции. У нас же имеется должный опыт и мы будем полезны в этот сложный период.
Базой для направления апелляции способны стать:
- Ошибки в оформлении документации, которые были допущены уполномоченными людьми;
- Ошибки, которые были допущены судом в процессе рассмотрения дела;
- Разница между реальной ситуацией и пояснениями сотрудников дорожной инспекции, прописанными в протоколе.
В качестве наказания за игнорирование ПДД при обгоне, законодательство РФ чаще всего ограничивается составлением административного протокола на сумму от 1000 до 2000 рублей. Лишение прав обычно наступает лишь при следующих обстоятельствах:
- Водитель неоднократно совершал правонарушение по ст. 12.15 КоАПа, о чем есть пометка в базе ГИБДД;
- При опережении транспортного средства через одинарную или двойную сплошную линию, автолюбитель спровоцировал аварию;
- Гражданин длительное время не оплачивает выписанное ему материальное взыскание за нарушение п.9 настоящих правил.
Исходя из этого получается, что если водитель в 2019 году выедет на встречную полосу первый раз, то наказание в виде штрафа ему грозит лишь при условии, что его маневр не стал причиной ДТП. А вот повторное игнорирование ПДД уже будет чревато для автомобилиста арестом его водительского удостоверения на срок от 3 до 12 месяцев.
Если при остановке инспектор ГАИ пытается вменить водителю, что тот нарушил п. 9 настоящих правил, то в первую очередь обвиняемой стороне нужно ознакомиться с предъявленными аргументами полицейского. Ведь в ПДД четко прописаны случаи, когда пересечение сплошной линии разметки считается вполне законным. И если совершенный маневр к ним относится, то выписать штраф гаишник не сможет.
Если никакие обстоятельства не убедили сотрудника ГИБДД отказаться от возбуждения административного дела, и обвиняемая сторона все равно уехала с выписанным постановлением, то спешить оплачивать штраф не нужно. Ведь законодательство РФ предусматривает возможность обжалования спорных ситуаций в суде, куда нарушителю и следует обратиться в течение 10 дней с момента получения протокола на руки.
Самым простым вариантом разрешения проблемы в пользу виновника окажется отсутствие у сотрудника ГАИ материалов по совершенному правонарушению. В противном случае водителю придется также подготавливать доказательства с места происшествия, чтобы судья смог убедиться в несоответствии дорожного указателя или разметки установленному ГОСТу.
Обгон на участках с ограниченной видимостью
Отметим сразу, что участки дороги с ограниченной видимостью обязательно должны сопровождаться запрещающими знаками или сплошной линией. Однако если таковы отсутствует, то сотрудники ГИБДД не имеются законного права оформлять на водителя протокол за выезд на встречную полосу. Для убедительности своей невиновности, необходимо потребовать сотрудников ДПС вместе проехать до участка где был совершен обгон и убедиться в своей невиновности.
Как правило без участия защитника рассмотрение дела, связанного с выездом на встречную полосу заканчивается одним судебным заседанием. Практически каждый обратившийся к нам клиент говорит о том, что на суде его даже не слушали, а в некоторых случаях и вовсе не запрещали что-либо говорить в свое оправдание. Однако при участии автоюриста на судебном заседании все происходит наоборот. Поэтому если Вы хотите вернуть свои права, то необходимо обратиться за помощью автоюриста.
В свою очередь автоюрист подаст апелляционную жалобу на постановление, что позволит пересмотреть дело заново в вышестоящем суде. А если срок подачи был пропущен, то автоюрист восстановит его путем предоставления необходимых ходатайств и других документов. Вы же в свою очередь сможете дальше пользоваться своими водительскими правами.
На судебном заседании наши автоюристы предоставят все необходимые доказательства, которые позволят избежать лишения прав за встречку именно в Вашем случае. Для большей уверенности положительного исхода дела мы предоставляем наших свидетелей, которые дают показания в Вашу пользу, а в исключительных случаях прибегаем к нетрадиционным способам, позволяющим в рамках закона выиграть дело.
Наши автоюристы помогают автолюбителям в Москве, в Московской области и в других регионах.
Также наши автоюристы помогут вернуть права за выезд на встречную полосу на любой стадии дела.
Лишение прав за выезд на встречку
«Встречка». Это страшное слово не раз нависало над многими автовладельцами и грозило штрафом или даже лишением прав.
Согласно статье 12.15.4 Кодекса об административных правонарушениях:
- Выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
- Выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, описанных выше — влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
Раньше все было гораздо строже. Со временем законодатели поняли, что на такой зыбкой статье, как эта, существует очень большая вероятность наживы для сотрудников ГИБДД и санкции были значительно смягчены.
Во-первых, необходимо собраться и не паниковать. Это сложно в подобных стрессовых ситуациях, но все же излишнее волнение ни к чему хорошему не приведет.
Для начала рассмотрим саму формулировку правонарушения и увидим, что ключевым словом в статье является «ВЫЕЗД», то есть только тогда можно считать, что вы намеренно оказались на встречной полосе, когда сами туда направили автомобиль, выехали.
В том случае, если в силу погодных условий, качества дорожного покрытия или иных факторов автомобиль потерял управление, и его «ВЫНЕСЛО» на полосу встречного, никакого «ВЫЕЗДА» с вашей стороны не было. Обо всех дорожных условиях пишите в объяснении тщательно. «Дорога скользкая», «мокрая», «гололед» и так далее. Если под рукой есть фотоаппарат или телефон, то снимайте все происходящее на видео, а особенно сотрудников ГИБДД.
Запомните раз и навсегда: откажитесь от слова «ВЫЕЗД» и всех его производных, когда заполняете объяснение сотруднику ГИБДД.
Формулировки должны быть нейтральными. В протоколе обязательно пишите фразу «НЕ СОГЛАСЕН».
В объяснении обязательно укажите свидетелей происшествия, которых надо заблаговременно «поймать за рукав» и не отпускать, взывая к их совести и активной гражданской позиции, просить дать объяснения вместе с вами или как минимум оставить свои контактные данные для ваших собственных объяснений.
Если в вашем автомобиле нет видеорегистратора, способного «спасти» вас в такой ситуации без лишних движений по поиску сознательных свидетелей, то:
- внимательно оглядитесь;
- запомните, на каких местах расположены камеры наружного наблюдения;
- запишите адреса расположения камер в протокол и объяснения;
- потребуйте (письменно) в объяснении или в протоколе, чтобы сотрудники ГИБДД запросили записи с этих камер.
Это в их полномочиях.
Если у вас есть видеорегистратор, то не спешите отдавать карту памяти сотруднику ГИБДД в руки. Среди них бывают такие фокусники, которые не уступают Гудини и Копперфильду в ловкости. Вы сами не успеете заметить, как ваша карта памяти с записью происшествия исчезнет.
Укажите в объяснении, что имеется запись видеорегистратора, которую вы представите в качестве доказательства в суд. Главное зафиксировать как можно больше фактов и обстоятельств дела на бумаге.
Существует несколько разновидностей сплошных линий, нанесенных на разметку дорожного полотна. Среди числа таковых:
- Одинарная. Ее предназначение – разделить на две части дорожное полотно, на каждой из которых движение происходит в противоположных направлениях. Такую линию наносят, используя белую или желтую краску.
- Двойная. Линию используют для разделения дорожного полотна на две части. В каждом направлении по левую и правую сторону предусмотрено еще несколько полос. Данную линию наносят, используя белую или желтую краску.
- Временная сплошная. Линию наносят оранжевым цветом на период проведения ремонтных работ.
- Постоянная. Такую линию наносят белым или желтым цветом
Функции сплошных линий (двойной либо одинарной) схожи – они разделяют полосы движения, парковки, обочины. Двойная сплошная используется для разделения встречных направлений движения, если автодорога имеет больше 3 полос. Пересечение ее влечет выезд транспорта на встречную полосу на участках, где это запрещено. Аварии в результате обгона с таким нарушением отличаются особой тяжестью последствий, поэтому санкции за него также очень весомы.
Требования дорожной разметки могут относиться как к движению транспортных средств, так и к их остановке и стоянке. Чаще всего нарушения, связанные с пересечением сплошной линии разметки, происходят при движении транспортного средства.
Рассмотрим наиболее распространенные ситуации. К ним относятся:
- пересечение сплошной линии разметки с выездом на встречную полосу, на трамвайные пути встречного направления;
- пересечение сплошной линии при повороте налево или развороте;
- пересечение сплошной, разделяющей полосы движения одного направления;
- пересечение сплошной линии с выездом на полосу, предназначенную для движения общественного транспорта.
За указанные нарушения предусмотрены различные виды ответственности, в том числе штрафы.
Какой штраф за нарушение требований разметки
Более подробно наказания за пересечение сплошной линии разметки, в частности, в 2020 году, рассмотрены в разделах ниже.
Надо сказать, что вариант пересечения сплошной линии с выездом на дорогу с односторонним движением является довольно экзотичным. Поэтому мы его рассматривать не будем.
Пересечение сплошных линий разметки фиксируется видео- и фотокамерами в автоматическом порядке. Такая практика применения подобных технических средств для контроля соблюдения правил дорожного движения на дорогах была введена еще в 2008 году. В частности, речь идет о таких разновидностях фиксации:
- Инспекторами ГИБДД используются мобильные комплексы.
- Радары с функцией видеофиксации. Типичным примером может быть «Визир».
- Стационарные камеры, которые передают всю собранную информацию в специальные центры, где данные обрабатывают. Дальше формируются материалы (письма с уведомлениями о необходимости обязательно оплатить штраф) рассылаемые водителям.
Опасной вариацией обычного обгона является двойной обгон — когда водитель обгоняет сразу два или более других участников дорожного движения (и не выезжает на предыдущую полосу после обгона первой машины). Также двойным обгоном считается ситуация, когда водитель обгоняет уже обгоняющий автомобиль.
содержало в себе взаимоисключающие положения. С одной стороны существовало требование КоАП, запрещающее пересекать сплошную линию разметки, а с другой стороны предписание ПДД пункта 11.4 — завершать манёвр обгона с занятием полагающейся полосы движения. Данное разногласие позволяло двояко трактовать данное нарушение.
- По закону ответственность диктуется конкретным пунктом КоАП РФ – какие-то правонарушения признаны более серьезными, и подразумевают больше шансов создать аварийную ситуацию, и соответственно санкция за пересечение разметки будет больше.
- Инспектор ГИБДД может самостоятельно выбрать меру взыскания. Если он сочтет, что в данном случае справедлив более легкий вариант наказания, то выпишет штраф в денежном эквиваленте, но если, по его мнению, ваше действие могло вызвать аварию, то заберет права на срок, который также отдан на его рассмотрение.
Если вы не пересекли сплошную разметку, а только наехали на нее одним колесом или двумя, то это уже считается нарушением расположения транспортного средства на проезжей части и регламентируется статьей 12.15 частью 1 КоАП РФ – 1 500 руб. штрафа.
Выезд на встречную полосу через сплошную разметку
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Существуют случаи, когда водителям удается избежать наказания за выезд на встречную полосу, потому что выясняется, что в данном случае такой маневр был допустим. Такое возможно лишь при выполнении одного из нижеперечисленных условий:
- Если дорога узкая, и на ней не имеется ни разметки, ни дорожных знаков, сообщающих о запрете обгона. На данной дороге отсутствуют какие-либо ограничения по обгону. Когда разметки не имеется, то, соответственно, количество дорожных полос равно двум, четырем и т.д. – четному числу. На узкой дороге чаще всего число полос является равным двум и левая сторона предопределяется стороной для встречки;
- При передвижении автомобиля по трехполосной дороге. Здесь средняя полоса и предназначена именно для обгона. При этом дорога должна быть размеченной. Таких дорог встречается очень мало. Обгонять разрешается при перемещении в какую угодно сторону. В этой ситуации нарушением ПДД является выезд на полосу движения, расположенную с края.
Это особые ситуации, позволяющие водителям беспрепятственно выезжать на встречку. Но они встречаются достаточно редко. Чаще всего за подобные маневры следует отвечать перед законом. Вот когда это происходит:
- Выезд на встречку на четырехполосной дороге. Здесь даже не учитывается фактор наличия разметки. Запрещено выезжать на встречную полосу на шоссе, где движение двустороннее и есть 4 полосы. Поворачивать тут можно только в перпендикулярном направлении при наличии допускающих данные действия дорожных знаков;
- Выезд на встречную полосу на двухполосной дороге. Если дорога размечена, то делать обгоны с выездом на встречку недопустимо;
- При наличии запрещающих знаков и дорожной разметки. Сколько бы не было полос на дороге, и какой бы ни была ее разметка – выезд на встречку запрещен;
- Не допускается выезд на левую сторону трехполосного шоссе;
- Категорически запрещается совершать обгоны на пешеходниках, ж/д путях, мостах, контролируемых развилках и опасных местах шоссе. Необходимо заметить, что тут наличие дорожных знаков не является обязательным условием. Они могут отсутствовать, однако, выезжать на встречку не допустимо.
Конечно всех водителей интересует вопрос: сколько же составит штраф в случае правонарушения автомобилиста и выезда на встречную полосу? Сумма штрафных санкций не является фиксированной. Она зависит от того, как произошло правонарушение, и что оно повлекло за собой. При переезде водителем встречной полосы могло произойти ДТП, и тогда наказание не ограничится штрафом, и даже лишение водительских прав не станет заключительным этапом. Возможно открытие уголовного дела, и по результатам его расследования можно и в тюрьму угодить.
Рассмотрим правонарушения, которые влекут за собой штрафные санкции:
- Объезд препятствия. Ситуация совершается, когда на пути автомобилиста появляются преграды движению в виде аварийных ситуаций, поломок другого автотранспорта, разрушенных частях дороги и т.д. Размер штрафной выплаты за выезд на встречку составляет 1000-1500 руб.;
- При неверных поворотах налево и с заездом на встречную полосу. Ситуация происходит, когда на нерегулируемых перекрестках или при наличии запрещающих дорожных знаков, водителями совершается поворот или разворот с заездом на встречку. Сумма штрафа 1000 – 1500 руб.;
- Преднамеренный заезд или переезд встречной полосы карается штрафом равным 5000 или даже лишением прав;
- Объезд или обгон машины, в результате чего был совершен заезд на встречку. Не допускается также обгон пробок и заезд на трамвайные линии встречного направления. Данное нарушение ведет к взиманию штрафа суммой 5.000 руб., либо водителя лишают прав на полгода.
В случае, когда сотрудник ГИБДД останавливает водителя и указывает, что он совершил нарушение, заключающееся в выезде на встречную полосу, можно попытаться оспорить выдвигаемые обвинения и штрафные санкции. Чтобы отстоять свои права и оградить себя от наказания необходимо соблюдать несколько простых правил:
- Основным документом, фиксирующим совершенное правонарушение, является протокол. В нем описываются все детали неправомерных действий нарушителя. При уверенности в своей правоте и законности своих действий, подписывать этот документ ни в коем случае нельзя. Иначе судебный орган не будет разбираться с этим делом, а наложит на автомобилиста штрафные санкции. Протокол нужно изучить и вписать свое несогласие с указанными в нем данными. Причем, сделать это максимально детально, т.к. этот документ является основным доказательством на судебном процессе. Водителю должна быть предоставлена его копия, и при наличии иных доказательств вся документация передана в суд. Передача документов производится в течение 10 дней со дня совершенного нарушения. При уважительной причине этот срок может быть продлен;
- Попробуйте собрать доказательства вашей невиновности. Можно взять записи с видео регистратора – это самое неоспоримое доказательство, подтверждающее невиновность. При наличии с собой фотоаппарата, смартфона можно заснять на камеру ту ситуацию, при которой произошел выезд на встречное движение. Детальные снимки помогут опровергнуть обвинение. Хорошо, если имеются снимки, подтверждающие, что движение происходило по ПДД;
- Водитель транспортного средства обязательно должен сказать инспектору дорожной полиции о своем несогласии с обвинением и планируемом обращении в суд для обжалования. Это может дать почву для размышлений сотруднику ГИБДД. Ведь отправлять в суд псевдонарушение не стоит. Это может повлечь наказание для сотрудника транспортной полиции. Поэтому правонарушение и составление протокола может быть пересмотрено;
- При действительном нарушении автомобилист может также оспорить свое обвинения, исходя их ситуации. Возможно, что выезд на встречку был совершен в месте, где отсутствовала разметка, или произошли непонятки с разметкой. На дороге существует непрерывистая разметка 1.6, которая является сигналом о скором появлении сплошной полосы. У разметочной полосы длина штриха в три раза меньше расстояния между штрихами, а у предупреждающей линии все наоборот. Длина такой линии равна 50 метрам в населенных районах и 100 метрам на трассе. При отсутствии на шоссе разметки 1,6 можно делать акцент на это при наложении штрафа. Ведь водителя никто не оповестил о запрете обгона. Неправильность разметки может помочь избежать ответственности.
Если штрафных санкций избежать все-таки не удалось, то стоит хотя бы сэкономить и оплатить штраф в течение 20 дней со дня его наложения. Тогда сумма взыскания будет снижена в два раза.
С начала 2016 г. ГИБДД введено нововведение, которое должно способствовать своевременной выплате штрафов нарушителями. В 2021 году можно оплатить штраф за выезд на встречную полосу со скидкой 50%. На это отводится 20 суток после вынесения соответствующего постановления.
Стоит отметить, что скидка действует не на все виды нарушений ПДД. В частности, рассчитывать на поблажки не приходится в следующих ситуациях:
- систематические нарушения (например, повторный выезд на встречную полосу);
- нахождение водителя в состоянии наркотического или алкогольного опьянения;
- причинение пострадавшим в ДТП легкого вреди здоровью или травм средней тяжести.
В остальных случаях скидкой можно воспользоваться.
Штрафные санкции за выезд на «встречку»
- пункт 9.2 «На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы. При этом не важно — есть разметка или нет, так как количество полос движения определяется разметкой или знаками «движение по полосам», а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов автомобиля. При этом стороной для встречного движения считается половина ширины дороги, расположенная слева.
Согласно ГОСТу, ширина каждой размечаемой полосы движения должна быть не менее 3 метров. Измерять следует реальную ширину дороги. Например, зимняя дорога сужена из-за собранного снега, значит, измерять ширину нужно от отвала до отвала, а не откапывать бордюр под ним. Если есть разметка, то по краям проезжей части от разметки до разметки. И не следует обращать внимание на местные уширения, они на количество встречных полос не влияют.
Выехать на полосу встречного движения можно лишь в случаях, не указанных в перечне ситуаций, когда этот маневр запрещен (данный список регламентирован ПДД).
Так, выехать на полосу встречного движения без нарушения ПДД можно в следующих случаях:
- На узкой дороге, не имеющей разметку, а также знаков, которые запрещали бы обгон либо выезд на встречную полосу. Определить часть дороги, предусмотренную под встречное движение, вам нужно будет самостоятельно. Количество полос на дороге, не имеющей ни разметки, ни дорожных знаков, всегда будет четным. Определить их точное количество вы сможете на глаз (их будет или 2, или 4);
- На трехполосной дороге без дорожных знаков, запрещающих совершение обгона либо разворота по встречке. При этом все полосы должны быть размечены краской. В противном случае, это будет дорога, описанная в первом случае, где полос будет или две, или четыре;
- В других случаях, незначительно отличающихся от указанных выше двух.
Если говорить о маневрах, подразумевающих выезд на встречную полосу, в любом случае, первое, что приходит на ум – это обгон. При помощи этого маневра, вы опережаете другое ТС, двигающееся по той же проезжей части, что и вы.
Совершение обгона будет трактовано, как нарушение ПДД, в следующих случаях:
- Транспортное средство, которое вы намерены обогнать, само совершает обгон либо объезд;
- Транспортное средство, которое вы намерены обогнать, двигается с включенным левым «поворотником»;
- Если возврат другого автомобиля после совершения маневра однозначно приведет к ДТП.
Помимо указанных случаев, выезжать на встречку запрещено на следующих участках трассы:
- Перекресток;
- «Зебра», по которой переходят дорогу два и более пешехода;
- Железнодорожный переезд, а также автодорога в радиусе 100 метров от него;
- Мост, путепровод, эстакада, туннель;
- Места с ограниченной видимостью.
Кроме того, если при совершении выезда на полосу встречного движения вы нарушите дорожную разметку, это однозначно повлечет наложение штрафа.
Запрещено пересекать следующие виды разметки:
- Сплошную линию;
- Двойную сплошную линию;
- Сплошную и прерывистую линию;
- Двойную прерывистую линию (только в случае неработающего или показывающего красный свет светофора).
Проезд перекрестка изначально сопровождается заездом на территорию встречной полосы. Это не противоречит ПДД, если водитель движется по своей полосе попутного движения. Однако есть и ряд дополнительных нюансов, которые нужно соблюдать участникам дорожного движения:
- на любых типах перекрестков запрещен обгон с перестроением, в том числе с выездом на встречную полосу (если нужно выполнить такой маневр, необходимо дождаться окончания перекрестка);
- как указывалось выше, при поворотах на перекрестке нельзя создавать ситуацию, когда машина после завершения маневра окажется на полосе встречного движения;
- при выполнении разворотов в пределах перекрестка нужно убедиться, что этот маневр не запрещен знаками.
В статье 12.13 КоАП РФ, предусматривающей наказание за нарушением правил при проезде перекрестков, нет специальных составов по выезду на встречку. Поэтому при выявлении нарушений и рассмотрении административных дел будут применяться общие нормы КоАП РФ.
Наказание за выезд на встречку является одним из наиболее распространенных нарушений ПДД, с которыми сталкиваются водители. Выявить такой факт могут следующими способами:
- на основании записей или фото с камер автофиксации, установленных на дорогах;
- при оформлении документов после ДТП (местонахождение машин и траектория их движения перед столкновением обязательно фиксируются в схеме извещения, материалах ГИБДД);
- при надзоре за безопасностью дорожного движения, который осуществляют сотрудники ГИБДД.
От способа выявления нарушения зависит порядок рассмотрения дела, перечень возможных санкций, тактика защиты. В любом случае, если вам привлекают к ответственности за выезд на встречку через одну сплошную, либо при иных обстоятельствах, сразу обращайтесь к юристам. За наиболее серьезные нарушения, связанные с заездом на разграничительные линии или встречные полосы, может грозить лишение прав.
Если сотрудник ГИБДД выявил факт нарушения правил, в том числе противоправный выезд на встречную полосу, составляется протокол. В зависимости от вида нарушения и возможных санкций, дело будет рассмотрено на месте проступка, в отдельном разбирательстве должностным лицом ГИБДД, либо в суде. Ниже расскажу, что грозит за выезд на встречку впервые, какие способы защиты можно предпринять при рассмотрении дела.
Вид и размер наказания при движении по встречной полосе зависит от дорожной ситуации и действий водителя, характера нарушения, требований дорожных знаков и разметки, положений ПДД. В КоАП РФ есть сразу несколько статьей, по которым может последовать ответственность. Рассматривать дела, связанные с выездом на противоположную сторону движения, могут должностные лица ГИБДД. Если статья предусматривает наказание в виде лишения прав, дело передается на рассмотрение в суд.
За некоторые нарушения, предусмотренные статьями 12.15 и 12.16 КоАП РФ, водителя могут лишить прав. Такое решение может принимать только суд, причем факт выезда на встречную полосу должен быть подтвержден протоколом сотрудника ГИБДД. Если проступок отмечен только на камерах автофиксации, дело закончится только наложением штрафа. Лишить прав могут:
- при любом выезде на встречную полосу или трамвайные пути, если суд посчитает недостаточным взыскание штрафа – срок лишения составит от 4 до 6 месяцев (ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ);
- при повторном выезде на встречную полосу или трамвайные пути – прав лишат на 1 год, а заменить его штрафом могут только при рассмотрении дела по записям камер.
Как суд решает, какое наказание назначить за выезд на встречную полосу, если в ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ есть штраф и лишение прав? В этом случае оцениваются все обстоятельства дела, личность водителя, потенциальная опасность маневра для других участников движения. Например, суд нередко сразу выдает лишение прав, если водителя часто привлекали за другие нарушения ПДД. Это логично, так как нарушитель сознательно игнорирует правила, ставит под угрозу себя, других водителей и пешеходов.
Если у вас возникли вопросы, связанные с привлечением к ответственности за движение по встречной полосе, обращайтесь к нашим юристам. Мы поможем даже в самой сложной ситуации!
Под выездом на встречку принято понимать заезд ТС на полосу дороги, предназначенную для движения встречных автомобилей. Так как движение транспортных потоков на дороге определяется разметкой, знаками и светофорами, при езде в населенных пунктах и за городом водители обязаны руководствоваться их указаниями. В одних случаях разметка и знаки дорожного движения разрешают автомобилистам выезжать на встречную полосу для выполнения на них определенных действий, в других — категорически запрещают.
Независимо от того, за какое описываемое в данной статье нарушение дорожный инспектор остановил автолюбителя, последний избежит лишения ВП и отделается исключительно потерей денег только в том случае, если подобное правонарушение он совершил в первый раз за последние 12 месяцев.
По состоянию на 2020 год ПДД предусматривает несколько ситуаций, связанных с запрещенным выездом на встречку. Попав в одну из них, водитель автоматически накажет себя рублем. Все эти ситуации перечислены в приведенной ниже таблице.
№ п/п | Вид нарушения | Пояснение | Штраф, р. (ст. — ч. КоАП) |
---|---|---|---|
1 | Обгон по встречной | Запрещенным маневром считается не только полное, но и частичное пересечение ТС сплошной линии разметки, разделяющей разнонаправленные потоки транспорта. | 5000
(12.15 — 4) |
2 | Объезд препятствия по встречке | Пункт 1.2 ПДД гласит, что препятствием считается любой неподвижный объект на полосе движения. Не являются таковым автомобильный затор или ТС, остановленное для проверки дорожным инспектором. | 1000–1500
(12.15 — 3) |
3 | Разворот через сплошную полосу с выездом на встречную | Запрещается совершать выезд через сплошные одинарную 1.1 и двойную 1.3 линии, а также разметку 1.11 со стороны ее непрерывной составляющей. | 5000
(12.15 — 4) |
4 | Встречное движение по односторонней дороге | Приравнивается к заезду на встречку. | 5000
(12.16 — 3) |
5 | Выезд на реверсивную полосу | Не разрешается совершать под неработающий светофор. | 5000
(12.15 — 4) |
Несвоевременное перестроение с реверсивной под желтый или въезд на нее под красный сигнал светофора | 1000
(12.12 — 1) |
||
Объезд препятствия по полосе, действующей в режиме реверса | 1000–1500
(12.15 — 3) |
||
6 | Выезд на встречные трамвайные пути | При обгоне приравнивается к заезду на встречку. | 5000
(12.15 — 4) |
При объезде препятствия санкция смягчается. | 1000–1500
(12.15 — 3) |
Оштрафовать за движение по встречной полосе нарушителя может не только сотрудник ГИБДД или судья. Если запрещенный маневр будет снят дорожной системой автофиксации нарушений, владельцу ТС по почте придет «письмо счастья» с требованием заплатить штраф. Единственным утешением для нарушителя в данной ситуации является то, что, сколько бы раз в течение года дорожные камеры ни «ловили» его за подобные запрещенные действия, грозить ему будет только потеря денег, но не лишение прав за встречку.
Юристы крайне не советуют автолюбителям набирать несколько подобных штрафов с камер. Причина такой рекомендации заключается в том, что если в дальнейшем человек будет остановлен дорожным инспектором за любое нарушение ПДД, влекущее за собой изъятие ВП, то практически со стопроцентной вероятностью несколько следующих месяцев он не сможет управлять автомобилем.
Новые поправки в кодексе, о выезде на встречную полосу и лишении прав
Если автомобилист совершит одно и то же нарушение, связанное с заездом на встречку, второй раз на протяжении одного года и будет остановлен за это сотрудниками ГИБДД, отделаться потерей некоторой суммы или лишением прав за выезд на встречную полосу сроком на 4–6 месяцев у него не получится. В этом случае в суде он гарантированно превратится в пешехода на 1 год.
Несмотря на то что заезд на встречку считается тяжким правонарушением, за которое строго наказывают штрафом или лишением ВП, даже за него можно полностью избежать наказания. Однако для этого человек должен привести убедительные доводы, рассмотрев которые остановивший его инспектор (или в дальнейшем судья) «простит» ему выезд на встречную. К таковым доводам относятся:
- Попытка избежать ДТП. Если автолюбитель переехал сплошную линию, чтобы не врезаться в другой автомобиль или не сбить выскочившего под колеса человека, то, вероятней всего, его не накажут.
- Крайняя необходимость. Под ней обычно подразумевают ситуацию, когда заезд на встречку автомобилист осуществил, объезжая препятствие из-за того, что не мог ждать, когда для проезда освободятся попутные полосы. Если водитель предоставит остановившему его инспектору доказательства того, что он везет в больницу тяжелобольного родственника либо спешит куда-то по неотложному делу, то, скорее всего, сотрудник ГИБДД не будет составлять на него протокол за движение по полосе для встречного транспорта.
- Нечитаемость разметки или отсутствие умысла в совершении запрещенного маневра у нарушителя. Это самые спорные доводы, которые на большинство инспекторов не действуют. Для доказательства того, что управляющий ТС человек проехал против потока из-за того, что не увидел запрещающей сплошной, чаще всего приходится обращаться в суд. Однако в случае, когда владельцу авто грозит не штраф, а изъятие ВП, данные доводы остаются последним шансом для автомобилиста не превратиться на несколько месяцев в пешехода.
Езда против потока часто вызывает вопросы даже у опытных автомобилистов. Спорные моменты, связанные с заездом на встречку, активно обсуждаются пользователями многих автомобильных форумов. Примеры таких «дискуссий» приведены ниже.
Если на реверсивной полосе столкнутся машины, выехавшие на нее с двух разных сторон под выключенные светофоры, кого из водителей накажут?
Ответ: Обоих. Согласно п. 6.7 ПДД перестроение на реверсивную полосу под неработающий светофор запрещено. Причина: регулирующий движение прибор может не работать лишь с одного конца реверсивного участка дороги, а с другого он в это же время может функционировать нормально. Если водитель выедет на него под выключенный светофор, он может оказаться на встречке, за что автоматически будет оштрафован. В случае же, описанном в Вашем вопросе, водители обоих ТС оказываются в одной ситуации и совершают одинаково наказуемые деяния.
Недавно ездили в гости к знакомым, а попасть к ним можно только по улице с односторонним движением. При подъезде к дому муж проглядел поворот, поэтому остановился и сдал задом назад. Меня интересует: если бы нас «поймали» гаишники, могли бы они оштрафовать мужа за езду задним ходом по улице с односторонним движением как за езду по встречной?
Ответ: Еще в 2012 г. Верховный Суд РФ разъяснил, что езда задним ходом по дороге с односторонним движением разрешается при условии «объективной необходимости» (для объезда препятствий, парковки). Однако пропуск поворота и возвращение к нему задом под это понятие не подпадают, поэтому инспекторы ГИБДД чаще всего трактуют такой маневр именно как движение по встречке и штрафуют за него на 5000 рублей по ч. 3 ст. 12.26 КоАП. То есть Вашего мужа, скорее всего, по этой статье бы и оштрафовали.
Как быть, если я еду по 2-полосной дороге, на которой нет разметки (или ее не видно) и мне надо обогнать попутку? Допустим, я пойду на обгон, а меня остановят стоящие недалеко гаишники. Смогу ли я избежать штрафа за обгон по встречке?
Ответ: В данном случае Ваш вопрос описывает 2 диаметрально разные ситуации. Если на дороге нет сплошной линии и Вы обгоняете попутное ТС, соблюдая все правила обгона, то оштрафовать Вас не могут по закону. Если же сплошная есть, но ее не видно (из-за снега, грязи), то избежать наказания за выезд на встречную полосу Вы также сможете, но для этого Вам придется потрудиться. Нужно будет самостоятельно собирать доказательства нечитаемости разметки, искать свидетелей своего проступка, нанимать адвоката и идти с ним в суд.
Да, многие помнят, что на первых же занятиях в автошколах инструкторы объясняют будущим водителям, что выезд на встречку считается одним из опаснейших дорожных маневров и Административный кодекс жестко наказывает за подобное нарушение ПДД. Несмотря на это, некоторая часть автолюбителей игнорирует Правила и периодически выскакивает против потока, рискуя спровоцировать аварию. Именно таким водителям хочется еще раз сказать: помните, что несколько минут, выигранных сомнительным маневром на встречке, не стоят человеческих жизней, которые может забрать запрещенный объезд пробки или разворот через сплошную.
Более половины всех регистрируемых нарушений правил движения на двусторонних дорогах вызваны выездом автомобилистов навстречу движущемуся потоку машин. И даже ужесточение наказаний за подобные нарушения не способствует снижению их количества. Наказанием в таких случаясь становится лишение прав на вождение или штрафы, размер которых зависит от условий, в которых это произошло. Например, за выезд на встречную полосу первый раз наказание в 2020 году представляет выплату 5 тыс. рублей или водитель лишается права водить машину на ближайшие 4-6 месяцев.
Выезд на полосу встречного движения обычно заканчивается штрафом, хотя в некоторых случаях, предусмотренных правилами дорожного движения, его можно избежать. Что же поможет избежать наказания?
- Узкая дорога без разметки и знаков, говорящих о том, что обгон запрещается. Получается, что в данном случае нет никаких запретов на то, чтобы выехать на встречную полосу и совершить обгон. Пункт 9.1 ПДД предусматривает, что количество полос движения определяется либо дорожной разметкой, либо специальными знаками; если же они отсутствуют, то это определяют сами водители с учетом габаритов автомобиля, ширины проезжей части и необходимого интервала. Из вышесказанного можно сделать один точный вывод: если нет разметки и знаков, то количество полос должно быть четным (как правило, это две полосы).
- Если на дороге 3 полосы для движения, вы видите разметку и нет никаких знаков, которые бы запретили вам совершать обгон. Если нет разметки, то дорога будет считаться двух- или четырехполосной.
Но есть и ситуации, когда выезд на встречную полосу категорически запрещен:
- Пункт 9.2 ПДД закрепляет правило, в соответствии с которым на дорогах, где имеется двустороннее движение с числом полос 4 и более, запрещается выезжать на полосу встречного движения для обгона. То есть разрешено выехать только для разворота или поворота, если это не запрещено знаками или дорожной разметкой.
- Если вы видите разметку, которая запрещает выезд на полосу встречного движения.
- Если есть знак «Обгон запрещен». В этом случае запрещается выезжать на полосу встречного движения независимо от количества полос и ширины проезжей части.
Выезд на встречную полосу: что считается выездом, статья ПДД, нарушения
Проезд на красный свет — штраф в 2018
Нарушая предписания езды по встречке, водители рискуют быть оштрафованными как при случайном попадании в поле зрения сотрудников ГИБДД, так и вследствие произвольного выявления данного правонарушения.
Так как данные главы КоАП предписывают во многих пунктах лишение шофёрских прав. Это означает, что штраф или лишение за выезд на встречку – решение остаётся на усмотрение и понимание инспекторов ГИБДД, которые перед предъявлением нарушения обязаны зафиксировать его посредством установленного на посту или в автомобиле ДПС регистратора. Приостановка действия ВУ происходит на месте нарушения с предварительным составлением протокола и выдачей временного удостоверения, действующим до начала официального лишения. После проведения всех административных процедур на месте совершения нарушения, материалы направляются в мировой суд, в ходе заседания которого судья либо подтверждает действия офицера ГИБДД, либо отменяет их, штрафуя нарушителя. После официального постановления суда у водителя изымается временное ВУ, и стартует официальный срок лишения, во время которого шофёр не имеет права быть допущенным к вождению автомашины. По истечении лишения автолюбитель должен обратиться в отдел ГИБДД по месту лишения и получить назад свои права.
Если никакие обстоятельства не убедили сотрудника ГИБДД отказаться от возбуждения административного дела, и обвиняемая сторона все равно уехала с выписанным постановлением, то спешить оплачивать штраф не нужно. Ведь законодательство РФ предусматривает возможность обжалования спорных ситуаций в суде, куда нарушителю и следует обратиться в течение 10 дней с момента получения протокола на руки.
Самым простым вариантом разрешения проблемы в пользу виновника окажется отсутствие у сотрудника ГАИ материалов по совершенному правонарушению. В противном случае водителю придется также подготавливать доказательства с места происшествия, чтобы судья смог убедиться в несоответствии дорожного указателя или разметки установленному ГОСТу.
Разворот или поворот
Разворот или поворот в любом случае предполагает пересечение полосы для встречного движения. Поэтому выполнять такие маневры можно только на перекрестках или в тех местах, где это разрешено соответствующими знаками или дорожной разметкой.
При этом движение на встречу потоку перед выполнением маневра категорически запрещено. Во всех остальных случаях выполнение разворота или поворота будет наказано штрафом от 1000 до 1500 рублей.
Пожалуй, самой спорной ситуацией, при которой может потребоваться использование полосы для встречного транспорта, является объезд препятствия, которым может стать:
- ремонт дороги;
- автомобильная авария;
- транспортное средство на аварийной сигнализации и с выставленным знаком;
- упавшее дерево, перегородившее проезд, или другие предметы, исключающие возможность движения прямо.
Также препятствием может считаться дефект дорожного полотна, который создает опасность для проезда в своей полосе.
Объезжать препятствие с выездом на встречную полосу разрешено лишь в трех случаях:
- на двухполосной дороге;
- на дороге с тремя полосами без заезда на крайнюю левую полосу;
- при отсутствии трамвайных или железнодорожных путей.
Во всех остальных ситуациях объезд препятствия с выездом на встречную полосу будет наказан штрафом в размере от 1000 до 1500 рублей.
Если на дорожном полотне нанесена сплошная разметка, автомобилист не имеет права ее нарушать. Даже если заезд за сплошные линии был выполнен непреднамеренно, а по невнимательности, наказания избежать не получится.
Одно колесо автомобиля, пересекшее запрещающую разметку и оказавшееся на полосе встречного движения, может стать причиной для немалого штрафа в 5000 рублей.
Не исключается в данном случае и более серьезное наказание в виде лишения прав на 4-6 месяцев.
Выезд на встречку при повороте налево на перекрестке
В случае если движение на участке дороги осуществляется только в одном направлении, то выезд навстречу движущемуся потоку также будет являться нарушением ПДД, за которое водителю придется заплатить 5000 рублей, либо отдать права на 4-6 месяцев.
Как правило, реверсивные полосы создаются для разгрузки заторов в наиболее загруженных местах дорог с плотным движением, которое на данных участках может менять свое направление в зависимости от сигнала специальных светофоров.
Реверсивные полосы на сегодняшний день есть далеко не в каждом городе, поэтому некоторые водители нарушают правила движения по таким дорогам неосознанно, а из-за невнимательности.
Если водитель по каким-либо причинам выехал на встречные трамвайные пути, этот маневр будет рассматриваться как движение через сплошную линию. В данном случае нарушителя ждут штраф в размере 5000 рублей или лишение прав на срок до полугода.
Лишить водителя прав могут и за первый зафиксированный случай выезда на встречку. Такое наказание применяется чаще всего в том случае, если совершенный маневр был признан провокационным, то есть водитель не просто выехал на встречку по невнимательности, а сознательно шел на нарушение правил дорожного движения.
В случае, когда автомобилист совершает нарушение повторно, его может ждать более серьезное наказание: у него могут изъять водительское удостоверение на целый год.