Служба фиксации нарушений ПДД
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Служба фиксации нарушений ПДД». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Центры автофиксации правонарушений
Как мы говорили ранее, существует множество различных комплексов для фото и видеофиксации нарушений ПДД. Хочется рассмотреть основные нарушения, которые фиксируются на наших дорогах.
Превышение скорости. Наверное, ради этого и были установлены камеры, так как лихачей на дорогах много, а скорость сбавлять никто не желает. После уплаты нескольких штрафов вряд ли захочется еще нарушать. И, кстати, если у вас дома лежат «письма счастья» со штрафами на общую сумму от 10 000 рублей и выше, то советую вам их оплатить, так как из страны вас не выпустят.
Выезд на встречную полосу. Это грубое нарушение, которое в случае вас остановки инспектором, влечет за собой большой штраф или лишение прав. Лучше вообще не выезжать на встречку в неразрешенных для этого местах.
Выезд на выделенную полосу движения. Такие полосы предназначены для общественного транспорта. Многие водители считают, зачем стоять в пробке, если есть свободная полоса. Это, конечно, верно, но если данный поток тоже «встанет», то и автобусы не смогут свободно доставлять своих пассажиров до места их назначения.
Непристегнутый ремень безопасности. Такие камеры тоже достаточно широко распространены по всей России. делает фотоснимок, если водитель не был пристегнут ремнем безопасности.
Также в скором будущем обещают установить комплексы, которые будут фиксировать пересечение стоп — линии на запрещающий знак светофора, а также непредставление преимущества пешеходу во время его перехода дороги на зебре. Как предполагается, что вместо обычной фотофиксации, будет производиться непродолжительная видеозапись, которая будет четко доказывать вину автомобилиста. При этом не будет устанавливаться отдельные камеры, попросту на старых комплексах будет произведено перепрограммирование.
Согласно действующему законодательству в России действует презумпция невиновности, которая предусмотрена частью 3 статьи 1.5 КоАП РФ.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Часть 3 статьи 1.5 КоАП РФ
Но в этой же статье есть примечание, которое сообщает нам, что в случае фиксации нарушений ПДД при помощи камер видеофиксации презумпция невиновности не распространяется.
Положение части 3 настоящей статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 настоящего Кодекса, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
Примечание статьи 1.5 КоАП РФ
Так же хочу рассказать вам подробнее о ситуации, когда за рулем автомобиля находились не вы, а другой водитель. На владельца автоматически возлагается ответственно за то, чтобы доказать в суде факт того, что в тот момент транспортным средством управлял другой человек. Часть 2 статьи 2.6.1 КоАП РФ как раз вам в этом поможет.
Собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
Часть 2 статьи 2.6.1 КоАП РФ
В этом случае дело об административном правонарушении будет возбуждаться по пункту 5 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ.
Подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей части, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.
Пункт 5 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ
Перейдем непосредственно к штрафам. Существует некоторая разница между штрафами, которые были выписаны при помощи камер автоматической фиксации и камер, которыми пользовались инспекторы ГИБДД лично. В отношении автоматических камер видеофиксации действуют несколько правил:
-
Водитель не может быть лишен права на управление транспортным средством;
-
Если соответствующей статьей предусмотрено лишение прав, то на водителя будет наложен максимальный штраф;
-
Если соответствующей статьей не предусмотрено лишение прав, то на водителя будет наложен минимальный штраф;
Нарушение | Штраф ГИБДД | Штраф с автоматической камеры |
---|---|---|
Превышение от 0 до 20 км/ч | — | — |
Превышение от 20 до 40 км/ч | 500 рублей | 500 рублей |
Превышение от 40 до 60 км/ч | 1000 — 1500 рублей | 1000 рублей |
Повторное (от 40 до 60 км/ч) | 2000 – 2500 рублей | 2000 рублей |
Превышение от 60 до 80 км/ч | 2000 – 2500 рублей или лишение на 4–6 месяцев | 2500 рублей |
Повторное (от 60 до 80 км/ч) | Лишение ВУ на 1 год | 5000 рублей |
Превышение от 80 км/ч и более | 5000 рублей или лишение на 6 месяцев | 5000 рублей |
Повторное (от 80 км/ч и более) | Лишение ВУ на 1 год | 5000 рублей |
Что касается выезда на встречную полосу, то при фиксации нарушения инспектором, вам грозит штраф в размере 5 000 рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев.
Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
Не все знают, что увидев нарушение ПДД другим участником движения можно написать на него жалобу в ГИБДД. Но к сожалению, те, кто знают этим не пользуются. Итак, на основании пункта 4 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, фиксировать нарушение можно любым устройством, которое имеет функцию фото или видео съемки.
Фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;
Пункт 4 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ
Важно!
То есть обычное фото или небольшой видеоролик на телефоне может послужить поводом для возбуждения дела по факту административного правонарушения. Все сотрудники ГИБДД призывают мирных законопослушных граждан помогать им, так как нарушений очень много (не только тех, кто с мигалками), в том числе и грубых, но не всегда удается поймать нарушителя и наказать его.
Для того чтобы ваши материалы были приняты к рассмотрению, необходимо для начала написать заявление. В нем должна содержаться следующая информация:
-
Личные данные;
-
Место и время нарушения;
-
Признаки замеченного нарушения (например, выезд на встречную полосу или проезд на красный свет);
-
Номер машины нарушителя (при возможности марка и цвет автомобиля);
После этого прикладываем видеоматериалы и передаем в соответствующий отдел. Но, сделав добро, вы можете потратить на это много времени. Ниже мы перечислим причины, почему граждане отказываются помогать правоохранительным органам.
Комплексы фотовидеофиксации нарушений ПДД отнесены к элементам обустройства автомобильных дорог. Об этом гласит федеральный закон № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сообщили в пресс-службе Министерства транспорта РФ порталу «ДорИнфо». Поэтому устройство камер организовывается и обеспечивается владельцами автомобильных дорог.
В Минтрансе отметили, что установка камер — это один из самых эффективных способов устранения причин дорожных происшествий, а также предотвращения возникновения новых аварийно-опасных участков. Показатели аварийности в местах установки комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД заметно снижаются.
Как сообщили в пресс-службе МТДИ Московской области, данные с комплексов в режиме реального времени поступают в Центр обработки данных (ЦОД) региона, где информация систематизируется, защищается и по закрытому каналу связи отправляется в Центр безопасности дорожного движения (ЦБДД). Здесь уже идет проверка информации и процесс отбора постановлений, которые соответствуют всем критериям.
Изображения должны быть без внешних помех и с четким хорошо видимым госномером автомобиля. Только после этого отобранная информация поступает в Центр автоматической фиксации правонарушений (ЦАФАП), где инспекторы ГИБДД рассматривают материалы и выносят постановления о привлечении водителя автомобиля к административной ответственности. Нарушителям данные постановления отправляет концессионер ООО «МВС ГРУП». Информация к автомобилистам поступает заказным письмом.
Немаловажный вопрос: куда идут средства автомобилиста от уплаты штрафов? По информации пресс-службы Минтранса РФ,
денежные взыскания с водителей, нарушения которых были зафиксированы камерами, поступают в бюджеты субъектов страны в 100% соотношении.
Это регулируется статьей 46 Бюджетного кодекса РФ. В соответствии со ст. 179.4 Бюджетного кодекса РФ дорожные фонды регионов формируются, в том числе за счет доходов бюджета субъекта страны от денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства России о безопасности дорожного движения. Дорожные фонды — это средства бюджета субъекта страны, направляемые на дорожную деятельность, включая строительство, ремонт, капитальные ремонт дорог и проч.
В Московской области комплексы установлены ООО «МВС ГРУП» в рамках концессионного соглашения, но при этом они являются собственностью региона, хотя из бюджета Подмосковья средства на их установку не выделялись. «Размер возмещения затрат ООО «МВС ГРУП» являлся критерием открытого конкурса, проводимым в 2015 году на право заключения концессионного соглашения. Все денежные средства, полученные в счет оплаты постановлений об административных правонарушениях, поступают в бюджет Московской области. За каждое постановление об административном правонарушении, оплата по которому в полном объеме поступила в бюджет Московской области Концессионеру из Бюджета Московской области выплачивается плата Концедента в размере 233 рублей, безусловно ограниченная суммой поступивших в бюджет Московской области штрафов», — сообщили в пресс-службе МТДИ Подмосковья.
В пресс-службе Минтранса РФ отметили, что автомобилисты информируются о расположении камер на дорогах с помощью дорожного знака 8.23 «Фотовидеофиксация». Он, как правило, располагается совместно со знаками, которые ограничивают максимальную скорость движения. Также подобная информация размещается в сети Интернет и на официальных сайтах владельцев автомобильных дорог.
Центр организации дорожного движения (ЦОДД) обеспечивает водителям условия для соблюдения ПДД. Определяет места крепления камер фото- или видеофиксации на улицах населенных пунктов или загородных трассах. А Центр автоматической фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) ГИБДД штрафует водителей, нарушающих Правила дорожного движения. Информация в ЦАФАП поступает с камер по связи GPS/ГЛОНАСС.
В настоящее время устройства автоматической фиксации нарушений делятся на 3 вида:
- Лазерные.
- Радарные.
- Видеофиксирующие.
А по способу установки:
- Мобильные.
- Стационарные.
Лазерные комплексы захватывают и ведут цель на отдельном отрезке дороги, стреляя коротковолновыми импульсами с определенным временным интервалом. Расчет скорости ведется исходя из временной задержки каждой отраженной волны импульса.
Радарные устройства работают по принципу эффекта Доплера. Датчики пускают электромагнитный сигнал и ловят его отражение. Если автомобиль находится в движении, частота отраженного сигнала меняется, и по ее колебаниям аппарат определяет скорость.
Видеофиксирующие устройства предназначены для распознавания регистрационных знаков. Устанавливаются как на дорогах общего пользования, так и на парковочных зонах. Фиксируют различные нарушения, кроме превышения скорости.
Таблица 1. Дорожные камеры. Классификация и модели
Классификация |
Модели |
Стационарный радар |
Стрелка-СТ (старого образца), Стрелка-СТ (нового образца), Стрелка Плюс, Автоураган, Автодория, Арена, Кордон, Кречет-С, Крис, Одиссей |
Пост ДПС (мобильный) |
Бинар, Амата, Визир, Кукушка |
Тренога |
Арена, Крис, Амата |
Камера проезда на красный свет |
Перекресток |
Контроль светофоров |
Визир |
Все остальные |
Поток, Паркон-С (контроль остановки), Робот, ЛИСД-2Ф |
Карта камер видеофиксации включает в себя и другие виды устройств ЦОДД и ЦАФАП. Есть даже муляжи, но об этом автоинспекция не распространяется, иначе водители будут игнорировать угрозу наказания.
Цифровые технологии прочно заняли нишу в сфере безопасности жизнедеятельности человека. В частности, роботизированные системы следят за исполнением водителями закона о ПДД. Сейчас даже трудно найти улицы и шоссе в городах, на которых бы не стояли камеры фиксации нарушений. Вместе с этим, перечень деяний, за которые полагается штраф, для программного обеспечения постоянно расширяется. На начало 2021 г. реестр нарушений ПДД автоматической фиксации с камер ГИБДД выглядит так:
- выезд на тротуар;
- превышение скорости;
- осуществление поворота из 2-го ряда;
- проезд под запрещающий сигнал светофора;
- не включены ходовые огни или ближний свет фар;
- проезд под знак 3.1 («Въезд запрещен», «Кирпич»);
- пересечение стоп-линии (на перекрестках и светофорах);
- пересечение дорожной разметки в нарушение требований;
- проезд под знак «Движение грузовых автомобилей запрещено»;
- нарушение условий оплаты проезда для грузовых ТС (транспондер);
- выезд на полосу для маршрутного транспорта (проезд по выделенной полосе);
- выезд на встречную полосу движения (через 1 или 2 сплошные линии разметки);
- движение грузовых ТС далее 2-й полосы на автомагистралях и дорогах общего пользования;
- проезд пешеходного перехода с нарушением (непредоставление преимущества пешеходам для перехода на обозначенных участках).
С 1 марта 2021 г. камеры фото- видеофиксации нарушений будут вычислять в потоке транспортные средства без Техосмотра. Штраф 2000 руб. Поэтому карта дорожных камер поможет вам составить маршрут, если ТО истек, и вы планируете посетить оператора для прохождения осмотра.
МВД запустило систему «Паутина» для розыска авто и обжалования штрафов
- Штрафы с камер
- 2021: Разработка электронных дорожных знаков
- 2020
- Рост числа штрафов с дорожных камер в РФ на 19% — МВД
- Камеры в Москве начали фиксировать движение через парковочные места
- Комплексы фотовидеофиксации Подмосковья оснастят видеокамерами для борьбы с вандалами
- В России запущена система контроля пешеходных переходов с машинным обучением
- В МВД РФ посчитали установку предупреждающих знаков о фотовидеофикации на дорогах избыточной и необоснованной
- «Глонасс БДД» может стать единым оператором камер фиксации нарушений ПДД
В начале апреля 2021 года стало известно о разработке компанией «Технологии распознавания» электронных дорожных знаков, позволяющих выводить разную максимально разрешенную скорость движения автомобилей. Подробнее здесь.
Число штрафов, выписанных автомобилистам при помощи дорожных камер, в России по итогам 2020 года выросло на 19,2% относительно 2019-го и превысило 145,5 млн. Об этом свидетельствуют данные МВД. Подробнее здесь.
Компания «МВС Груп», оператор региональной системы фиксации нарушений ПДД, намерена дополнительно оборудовать до конца 2020 года более 1600 дорожных комплексов камерами видеонаблюдения. Такой шаг предприняло предприятие для предотвращения случаев вандализма по отношению к комплексам фотовидеофиксации.
МВД разворачивает систему розыска авто и электронного обжалования штрафов
В МВД РФ посчитали установку предупреждающих знаков о фотовидеофикации на дорогах избыточной и необоснованной, сообщает в июне Коммерсант.
Ранее знак «Зона автоматического контроля» для обозначения локаций мобильных и стационарных комплексов нарушений ПДД предлагали ввести представители ОНФ и ряд общественных организаций. Предупреждающие таблички можно было бы устанавливать в населенных пунктах на расстоянии за 150–300 метров до устройств фотовидеофиксации, а за городом — за 300–500 метров.
Новая информационная табличка была предложена для участков дорог, где устройства определяют среднюю скорость движения транспортных средства. Между тем в МВД считают, что пожелания общественников противоречат методике, утвержденной Правительством в конце 2019 года. В документе, разработанном Минтрансом и ГИБДД, указано, что комплексы должны обозначаться знаками за 50–100 метров в населенных пунктах и за 150–300 метров на загородных автомагистралях.
Кроме того, введение зональных указателей, обозначающих начало и конец зоны автоматического контроля, не соответствует Венской конвенции о дорожных знаках 1968 года.
По действующим правилам, напомним, автоматические комплексы обозначают табличкой 8.23 «Фотовидеофиксация».
19 мая 2020 года стало известно о том, что «Ростех» может стать единым оператором камер фиксации нарушений ПДД. Соответствующий проект распоряжения строительства готовит Минкомсвязи. Подробнее здесь.
Шансы получить штраф с камеры в последние годы резко выросли. Только на начало 2019 года на российских дорогах работало более 13 тысяч комплексов фото- и видеофиксации нарушений ПДД, это как стационарные, так и передвижные, и мобильные камеры. За один только год благодаря камерам вынесли 83,2 миллиона постановлений с штрафами, причем это почти 80% от всех штрафов за нарушение ПДД в России.
Фактически одна камера за год фиксирует в среднем 6200 нарушений ПДД, которые даже при минимальном штрафе в 500 рублей дает годовой доход в 3 миллиона рублей.
Поэтому камеры будут появляться на российских дорогах и дальше. Учитывая, что камеры обычно частные, бюджет часто не тратит на них ни копейки, получая взамен поступления от штрафов. Получают свою долю и частные компании-операторы.
Поскольку дорожные камеры устанавливает не государство, а частные компании (пусть и по согласованию с ГИБДД), для максимального заработка они будут их ставить там, где водители нарушают правила чаще всего. Технический уровень комплексов фиксации нарушений вырос настолько, что с помощью камер уже можно зафиксировать нарушения как минимум 9 пунктов ПДД:
1. Превышение максимально допустимой скорости на участке дороги. Какие-то камеры оборудованы радарами и сразу определяют скорость движения, а другие – замеряют время движения автомобиля между двумя пунктами, рассчитывая среднюю скорость. Это часто используется в тоннелях, где скоростной режим особенно важно соблюдать.
В ГИБДД считают, что подавляющее большинство постановлений, выносимых по данным камер фото- и видеофиксации нарушений ПДД, выносятся корректно. Называют процент ошибочных постановлений примерно в 0,25% от общего числа.
Верить этой цифре или нет – дело каждого, но можно легко найти информацию о множестве совершенно абсурдных штрафов с камер:
- владелец автомобиля ВАЗ-21011 получил квитанцию на штраф за превышение скорости – он якобы ехал со скоростью 211 км/ч (максимум для этой модели – 145 км/ч);
- водитель ехал с включенным круиз-контролем, настроенным на 90 км/ч, камера посчитала, что он ехал быстрее 100 км/ч;
- пассажирская «Газель» ехала со скоростью 233 км/ч;
- фургон на базе «Нивы» ехал со скоростью 206 км/ч;
- штраф пришел владельцу автомобиля, который ехал «верхом» на эвакуаторе;
- водителя остановил инспектор ГИБДД на обочине, за что впоследствии пришел штраф за остановку в неположенном месте;
- водитель в Москве стоял в пробке и получил штраф за остановку в неположенном месте.
Во всех таких известных резонансных случаях в ГИБДД отменяли штрафы и обещали разобраться в причине их возникновения.
Знать в лицо: как работают камеры видеофиксации нарушений
Когда в России начали активно штрафовать водителей за нарушения ПДД, используя камеры, «народные умельцы» (в том числе из Китая) начали изобретать разные способы избежать таких штрафов.
В сети можно встретить разные способы, вроде:
- устройства для переворачивания номера;
- пленки или какие-то другие способы закрыть номер;
- стирание части цифр или имитация другой комбинации (иногда достаточно частой мойки);
- искусственный снег или грязь.
Все это незаконно и чревато как минимум штрафом в 5000 рублей, как максимум – лишением прав на 3 месяца.
В городах, где есть проблемы с парковкой, водители (почему-то чаще всего очень дорогих авто) научились закрывать номера бумагой или любым попавшим под руку предметом. Более радикальный способ – открыть багажник, если номер размещен на его крышке, правда, неизвестно, что делать с передним номером.
Иногда владельцы авто идут на откровенный криминал и подделывают номера целиком. Проблема «клонов» становится актуальной – законопослушный водитель начинает получать штрафы, автомобиль на фото такой же как у него, и номера совпадают. Доказать, что это «клон», бывает очень сложно.
Если отбросить откровенно незаконные способы сэкономить на штрафах с дорожных камер, остаются такие варианты:
- вообще не нарушать ПДД. Это самый очевидный совет, но он никогда не потеряет своей актуальности. Другой вопрос, что часто дорожные службы своими действиями приводят к тому, что не нарушать невозможно (например, на идеальной дороге без перекрестков и переходов ставят знак «40»);
- не ездить с нечитаемыми номерами. За такое накажут – но не камера, а обычный инспектор. Если на улице идет дождь, могут ограничиться предупреждением.
Если же номера потерты от частой мойки, лучше заменить регистрационный знак на новый. Это стоит около 2000 рублей. Если потертости не очень сильные, иногда можно самостоятельно подкрасить буквы и цифры.
- в современных автомобилях есть функция круиз-контроля, она позволит двигаться с постоянной скоростью, близкой к максимально возможной, но без превышения;
- можно запомнить, где расположены камеры. Недавно их адреса были размещены на сайте ГИБДД, есть отметки о камерах и в навигационных программах;
- регулярно проверять штрафы. Есть несколько сервисов (в том числе и Госуслуги), где по номеру СРТС можно отслеживать штрафы и оперативно их оплачивать со скидкой или обжаловать;
- следить за изменениями в ПДД и в размещении знаков. То, что еще недавно было разрешено, теперь может караться штрафом (вроде ограничения скорости в 50 км/ч на некоторых дорогах).
И еще раз повторим – для всех будет лучше вообще не нарушать правила дорожного движения. Тогда и штрафов не будет, и риск попасть в ДТП снижается.
Так вот, разработчики новых комплексов видеофиксации решили сурово бороться с нарушителями требований динамических знаков. Для фиксации нарушений они предлагают использовать сразу три камеры. Две будут установлены последовательно перед рамкой — они фиксируют машину на подъезде к табло переменной информации. Третью камеру разместят на некотором расстоянии за комплексом — она измерит скорость автомобиля уже в зоне действия временного знака. Если автомобиль превысит скорость, обозначенную на электронном табло, то тут же к нему полетит «письмо счастья», то есть информация о штрафе.
Красиво сделано? Да, только не с точки зрения водителя, который едет с привычной разрешенной скоростью и вдруг видит новое, неожиданное ограничение. Что вызывает торможение, которое чревато опасностью: если сделать это очень резко — тебя может «догнать» следующая за тобой машина; если попробуешь плавно — запросто можешь попасть в объектив третьей камеры со всеми вытекающими.
В 2020 году российские автовладельцы получили более 145,5 млн штрафов за нарушения, зафиксированные камерами. Это почти на 20% больше, чем годом ранее. Чаще всего штрафовали за превышение скорости (124 млн). Стали больше нарушать? Вряд ли, но камер стало больше. Сейчас в России на дорогах установлено более 15 тыс. стационарных камер видеофиксации и 3,6 тыс. передвижных комплексов. Лидер тут, естественно, Москва — свыше 2,5 тыс. камер.
В общей сложности комплексы за прошлый год «заработали» 117 млрд рублей. Опять ожидаемо лидирует Москва — столичные водители принесли бюджету (и владельцам камер) 23 млрд рублей. Это, между прочим, больше, чем весь годовой бюджет Калужской и Смоленской областей, вместе взятых. В принципе, становится понятно, почему многие регионы (в том числе и столичный) желают увеличения числа камер.
Но ведь что сегодня действительно нужно, чего ждут автомобилисты — это появления реально работающего механизма, который помог бы очистить дороги от агрессивных водителей, нарушителей-рецидивистов. Их «подвиги», заснятые на видео, может, и нравятся каким-то подросткам, но абсолютное большинство водителей раздражают и пугают. Как и очередные новые камеры на улицах и трассах.
Репортаж о работе центра автоматизированной фиксации правонарушений
Сейчас, по официальным данным, на российских дорогах установлено 10,8 тысяч стационарных камер, плюс 3,9 тысячи – это передвижные комплексы фото- и видеофиксации. Число камер растет с каждым годом, только в 2018 году их стало на 20% больше.
И показатели их работы тоже показывают уверенный рост – за год с помощью камер удалось зафиксировать 106 миллионов нарушений (и это только те, по которым были вынесены административные протоколы). Камеры серьезно разгружают инспекторов ГИБДД, так как на них приходится уже 82,7% от общего числа вынесенных протоколов.
Если разделить одно число на другое, получится, что одна камера за год позволяет составить около 7210 протоколов или около 20 в день. Вряд ли даже самый работоспособный инспектор сделает столько же (если это не рейд).
Впервые в истории дорожные камеры появились в 1958 году на гоночном треке, их создал гонщик Морис Гетсонидес из Нидерландов. Впоследствии он отошел от гонок и занялся бизнесом, ориентированным на производство различных приборов слежения.
Изначально дорожные камеры отслеживали нарушения, в основном, по части превышения максимально допустимой скорости движения по дороге. Но сейчас промышленность создает приборы, которые в состоянии контролировать соблюдение почти всех основных требований ПДД:
- пересечение стоп-линии на красный сигнал светофора;
- движение по выделенным для автобусов полосам;
- въезд на платную дорогу без оплаты;
- пересечение двойной сплошной линии;
- нарушение правил парковки;
- въезд в «запретный» квартал – для тяжелого или неэкологичного транспорта;
- езда в непристегнутом виде, разговор по телефону за рулем и т.д.
В России камеры на дорогах появились сравнительно недавно – чуть более 10 лет назад. Их начали устанавливать для выполнения федеральной программы по безопасности дорожного движения, а с 1 июля 2008 года стало возможным штрафовать водителей на основании данных с камер.
За прошедшие годы камер становится все больше и больше, и они, безусловно, стали серьезным сдерживающим фактором для водителей. Теперь буквально за одну поездку за город можно получить несколько штрафов, и это дисциплинирует автомобилистов.
Но дорожные камеры в России, помимо того, что принесли очевидную пользу (и немало денег), имеют весьма скандальный имидж.
Когда в 2008-2009 годах в России появились первые камеры, их закупало и устанавливало государство за счет бюджета. К середине 2010-х годов стало понятно, что система фото- и видеофиксации нарушений ПДД – настоящая золотая жила, и чем больше камер, тем больше денег можно заработать на дорогах.
По сути, водители оплачивали штрафы, как правило, без всяких претензий – и воспринимали их как своего рода плату за проезд по дороге. Государственным деятелям такая система явно понравилась, и ее было решено расширять.
Проблема была одна – на покупку камер и их обслуживания нужно было много денег. Решение нашли, им стала модель государственно-частного партнерства в виде концессии.
Схема была такая: частные компании устанавливают и обслуживают комплексы автоматической фиксации нарушений ПДД, а деньги за это получают как часть от штрафов, которые выносятся благодаря камерам. Сама по себе модель достаточно прогрессивна и используется во многих странах, и не только в дорожных камерах: так работают и платные дороги.
Когда система начала полноценно работать, в ней нашли некоторые изъяны. Так как компании-операторы получают определенную сумму от каждого штрафа, они стали согласовывать камеры не в местах с высокой аварийностью, а там, где водители чаще всего нарушают.
Так как административное правонарушение могут оформить только сотрудники ГИБДД, во всех 85 регионах России создали специальные Центры автоматической фиксации административных правонарушений (ЦАФАП), которые получают данные от операторов камер, проверяют их и выписывают на их основе «письма счастья» водителям.
В реальности ГИБДД просто выписывает штраф по всем материалам с камер – практически без проверки. Так как большинство водителей оплачивают штрафы без лишних проверок, многие платят за то, что можно было бы оспорить.
Технических проблем масса, они превращаются в курьезные штрафы вроде «Газели» на скорости в 233 км/ч, штрафов на автомобиль на эвакуаторе и штрафов на тень автомобиля.
С экономикой у частных компаний все в порядке. При средней стоимости комплекса от 2 до 5 миллионов рублей, они окупаются за несколько месяцев. Компания-оператор получает от штрафов определенный процент или фиксированную сумму.
Например, в Московской области со штрафа компания получает 233 рубля, с Тамбовской – 243 рубля. Кстати, если водитель оплатит штраф за превышение скорости в течение 20 дней, это будет всего 250 рублей. То есть, бюджет практически ничего не заработает.
Поэтому работа всей системы слежения за соблюдением ПДД вызывает массу критики со стороны сообщества автомобилистов. С одной стороны, компании часто устанавливают камеры с нарушениями, а с другой – бюджету от штрафов практически ничего не остается.
Однако пока такая модель считается общепризнанной в мире практикой, а также дает снижение аварийности на дорогах, ситуация вряд ли серьезно изменится.
Сначала необходимо обозначить три основные разновидности камер:
- Те, которыми пользуются сотрудники ГИБДД для того, чтобы зафиксировать факт нарушения;
- Те, которые устанавливаются не только в машинах сотрудников госавтоинспекции, но и, например, в общественном транспорте. Такие камеры называют «мобильными»;
- И те, которым для фиксации совершенно не обязательно наличие человека рядом. Со своей функцией они прекрасно справляются в автоматическом режиме.
Теперь более детально о разновидностях.
Список нарушений ПДД которые способны фиксировать камеры видеофиксации на дорогах:
- выезд на полосу, предназначенную для встречного движения
- превышение скоростного режима
- проезд на запрещающий сигнал светофора
- выезд за стоп-линию
- непредоставление преимущества пешеходам на пешеходных переходах
- проезд под знак «Въезд запрещен»
- проезд под знак «Движение грузовых автомобилей запрещено»
- выезд на полосу для маршрутных транспортных средств
- выезд на тротуар
- нарушение требований дорожной разметки
- выполнение поворота из второго ряда
- неправильное использование световых приборов (ближний свет фар или дневные ходовые огни)
- нарушение правил оплаты проезда для тяжелых грузовиков
Стационарные камеры могут контролировать движение одновременно по нескольким полосам, в том числе и по встречным. Поскольку технические средства постоянно совершенствуются, возможно появление камер, которые накладывают штрафы и за другие нарушения правил.
После того, как камера зафиксирует нарушение правил дорожного движения и номерной знак автомобиля, сотрудники ГИБДД устанавливается личность владельца авто, используя базы данных Госавтоинспекции.
Письмо со снимком видеофиксации нарушения и постановление о наложении штрафа отправляется автовладельцу по почте. Виновник нарушения ПДД имеет 20 дней на то, чтобы заплатить штраф с поощрительной скидкой в 50%.
ГИБДД рекомендует при получении письма с уведомлением о штрафе обязательно проверить информацию на сайте Госавтоинспекции, чтобы исключить возможность мошеннических действий со стороны третьих лиц. Вы также можете позвонить в ближайшее отделение полиции и попросить подтвердить информацию по базе данных.
Типы камер ГИБДД. Что фиксируют и на каком расстоянии?
Когда в России начали активно штрафовать водителей за нарушения ПДД, используя камеры, «народные умельцы» (в том числе из Китая) начали изобретать разные способы избежать таких штрафов.
В сети можно встретить разные способы, вроде:
- устройства для переворачивания номера;
- пленки или какие-то другие способы закрыть номер;
- стирание части цифр или имитация другой комбинации (иногда достаточно частой мойки);
- искусственный снег или грязь.
Все это незаконно и чревато как минимум штрафом в 5000 рублей, как максимум – лишением прав на 3 месяца.
В городах, где есть проблемы с парковкой, водители (почему-то чаще всего очень дорогих авто) научились закрывать номера бумагой или любым попавшим под руку предметом. Более радикальный способ – открыть багажник, если номер размещен на его крышке, правда, неизвестно, что делать с передним номером.
Иногда владельцы авто идут на откровенный криминал и подделывают номера целиком. Проблема «клонов» становится актуальной – законопослушный водитель начинает получать штрафы, автомобиль на фото такой же как у него, и номера совпадают. Доказать, что это «клон», бывает очень сложно.
Если отбросить откровенно незаконные способы сэкономить на штрафах с дорожных камер, остаются такие варианты:
- вообще не нарушать ПДД. Это самый очевидный совет, но он никогда не потеряет своей актуальности. Другой вопрос, что часто дорожные службы своими действиями приводят к тому, что не нарушать невозможно (например, на идеальной дороге без перекрестков и переходов ставят знак «40»);
- не ездить с нечитаемыми номерами. За такое накажут – но не камера, а обычный инспектор. Если на улице идет дождь, могут ограничиться предупреждением.Если же номера потерты от частой мойки, лучше заменить регистрационный знак на новый. Это стоит около 2000 рублей. Если потертости не очень сильные, иногда можно самостоятельно подкрасить буквы и цифры.
- в современных автомобилях есть функция круиз-контроля, она позволит двигаться с постоянной скоростью, близкой к максимально возможной, но без превышения;
- можно запомнить, где расположены камеры. Недавно их адреса были размещены на сайте ГИБДД, есть отметки о камерах и в навигационных программах;
- регулярно проверять штрафы. Есть несколько сервисов (в том числе и Госуслуги), где по номеру СРТС можно отслеживать штрафы и оперативно их оплачивать со скидкой или обжаловать;
- следить за изменениями в ПДД и в размещении знаков. То, что еще недавно было разрешено, теперь может караться штрафом (вроде ограничения скорости в 50 км/ч на некоторых дорогах).
И еще раз повторим – для всех будет лучше вообще не нарушать правила дорожного движения. Тогда и штрафов не будет, и риск попасть в ДТП снижается.
Уличенный в нарушении правил ПДД автомобилист будет привлечен к административной ответственности. Законом предусмотрена система штрафов, размер которых зависит от тяжести правонарушения. С помощью видео и фототехники привлечь гражданина к иному наказанию за пренебрежение дорожными правилами нельзя. Например, фотофиксация и видеосъемка нарушений ПДД не станет основанием для отобрания у автовладельца водительских прав.
Приходят штрафы с камер в виде письменных уведомлений, в которых гражданину сообщается, что автоматическая система зафиксировала правонарушение при управлении его машиной. Здесь же можно посмотреть фото, являющееся доказательством его вины.
Многие водители «письмами счастья» называют полученные по почте штрафы за нарушения ПДД, которые были зафиксированы камерами видеонаблюдения. Автовладелец должен знать, как правильно поступать в этом случае.
Советы водителю, получившему «письмо счастья»:
- Стоит проверить, что это послание отправили не мошенники. Для этого на официальном сайте ГИБДД есть необходимая информация. Можно получить данные в том подразделении ГИБДД, которое отправило постановление.
- Уточнить, правильно ли определены номера вашего транспортного средства. Если нет, то обжаловать такое постановление легко.
- Вспомнить, находились ли вы за рулем автомобиля. Если нет, то выплату штрафных санкций на себя может взять водитель, находившийся за рулем.
- При наличии доказательства того, что штраф вынесен неправильно, можно обжаловать решение в течение 10 дней.
- Если информация подтвердилась, то оплатить. Скидка 50 % распространяется, если штраф оплачен в течение 20 дней с момента нарушения.
К сожалению, на практике такая причина, как неправильно установленная камера, редко бывает поводом для отмены штрафа.
Сначала выясним, в каком виде поступали инициативы по введению изменения в действующем законодательстве об обязательном наличии видеозаписывающей аппаратуры в каждом автомобиле в России.
Итак, такие новые проекты законов были в 3 формах:
- видеорегистратор обязателен по ПДД – каждый водитель должен бы был покупать устройство и устанавливать в салон своей машины по новому закону,
- та же формулировка, что и в предыдущем пункте, но только для определённой категории транспортных средств: автобусов (междугородних, организованно перевозящих детей, и других), грузовых автомобилей, перевозящих опасные грузы, и тому подобных,
- обязательность укомплектованности новых автомобилей регистраторами – в этом случае нововведение внесли бы в Технический регламент «О безопасности колёсных транспортных средств».
Все эти проекты законов имели место в истории законодательства нашей страны. Но введён ли по меньшей мере один из них по состоянию на 2021 год?
В последнее время много проблем доставляют водителям частные камеры видеофиксации нарушений правил. Фото-, видеофиксация нарушений ПДД может зафиксировать правонарушение, даже если фактически превышения скорости не было. В этом случае необходимо оспорить постановление в течение 10 дней, в обычном порядке.
Далеко не все владельцы приборов видеофиксации относятся к своим обязанностям добросовестно, поэтому и возникает большое количество спорных ситуаций.
Проблемы при оспаривании постановлений:
- такие приборы могут менять свое расположение даже каждый день, поэтому выявить нарушения в установке камеры очень сложно;
- на сегодняшний день законом не закреплена методика установки камер под определенным углом, в результате могут увеличиваться показатели погрешности, что приводит к увеличению количества нарушений и полученных денег от штрафов;
- в программное обеспечение камеры показатели ограничения скорости вводятся вручную, что приводит к ошибкам, несоответствию скоростным нормам на этом участке дороге.
В этих случаях достаточно сложно доказать свою правоту. При несоответствии показателей камеры и дорожных знаков можно проехать по участку дороги, где была произведена съемка, обращая внимание на знаки, ограничивающие скорость. Если выявлено несоответствие, то нужно оспорить постановление.
На законодательном уровне идет обсуждение вопроса о частных камерах видеофиксации. Скорее всего, в ближайшее время будут внесены изменения.
Какие нарушения фиксируют камеры ГИБДД в 2021 году?
По статистическим данным на 2021 г., 65 % всех нарушений ПДД были зафиксированы с помощью систем видеонаблюдения.
На дорогах установлено 10 тысяч камер видеофиксации нарушений ПДД, из них 6 тысяч являются стационарными, 4 тысячи — мобильными. При этом более современные устройства заметно увеличивают количество штрафов.
Каждый год более 50 миллионов постановлений выносится благодаря установке видеофиксации нарушений ПДД.
На данном этапе количество нарушений правил дорожного движения не снижается, а значит бизнес, завязанный на ловле автомобилистов, пренебрегающих законом, более чем рентабелен. Зарабатывают на камерах фиксации немало и доход достаточно стабилен на сегодняшний день, при этом для установки оборудования важно правильно выбрать участок дороги. Лучше организовать процесс видеосъёмки в местах большого количества нарушений, то есть на трассах с активным движением, поскольку затрачиваться на дорогостоящую технику для её использования на дорогах, где и без того спокойно, просто невыгодно.
Идею заработка за счёт фиксации нарушений ПДД и её реализацию делают привлекательной для предпринимателя несколько благоприятных факторов:
- Стабильный доход, не требующий больших усилий. Для его обеспечения нужно лишь запустить процесс, на плечах предпринимателя лежит также поиск специалиста, который в дальнейшем будет заниматься обслуживанием камер;
- Постоянных затрат в данном бизнесе не предвидится ввиду долгого срока службы оборудования;
- Денежные средства будут поступать из госбюджета по мере выплат нарушителями, так что самостоятельно заниматься сбором штрафов не придётся;
- Для получения выплат устанавливаются определённые сроки, указанные в контракте;
- Бизнес социально ориентирован и, несмотря на недовольства многих водителей всё же приносит обществу пользу.
Отдельным вопросом является необходимость вложений для реализации бизнеса. Стоимость комплекта слежения варьирует зависимо от присутствующих опций. Оборудование, обеспечивающее безопасность на дорогах, с каждым годом совершенствуется в техническом плане и сегодня может зафиксировать не только превышение скорости, нарушение дорожной разметки и т. д. Дорожными камерами может быть выявлено значительное число правонарушений, при этом контроль участка ведётся по нескольким полосам одновременно. Чем шире список возможностей выявления неправомерных действий водителей, тем дороже будет стоить оборудование. Кроме камеры с радаром в комплект оборудования включается также инфракрасный прожектор, блок питания, модуль определения координат, устройство хранения, конвертации данных и пр. Так, весь набор спецоборудования обойдётся примерно от 1 до 3 млн. рублей. Сумма достаточно внушительная, но после того, как комплекс окупится, предприниматель сможет впечатляюще много получить чистой прибыли.
Подсчитаем, сколько в среднем зарабатывают на камерах фиксации скорости и других нарушений. Приблизительно сумма комиссионных с каждого штрафа составляет 200 руб., соответственно комплекс окупит себя посредством вырученных денег с 10-15 тысяч штрафов. То есть необходимо, чтобы оборудование фиксировало 3-4 нарушения в день, естественно и государство получало при этом оплату этих штрафов, соответственно и предприниматель отчисления оговорённой в контракте суммы за каждый из них.
Камеры фотовидеофиксации: «Всевидящее око»
По собственному усмотрению ставить комплексы видеофиксации предприниматель не имеет права. Согласно ст. 57 ПДД, места установки стационарного оборудования автоматической фиксации должны быть обозначены руководством Госавтоинспекции, чаще всего это аварийные участки дорог. Места и время использования передвижных комплексов определяет руководитель подразделения о порядке несения службы сотрудником. Эта же статья гласит, что применять оборудование автоматической фиксации нельзя на местах, где ограничения движения установлены временными дорожными знаками. Так, в районе временных знаков (например, поставленных при выполнении ремонтных работ) автоматическая фото-, видеофиксация запрещена, то есть автомобилист, получивший штраф на этом участке, может заявить в ГИБДД или прокуратуру с заявлением о неправильном расположении оборудования.
Предназначена для круглосуточной всепогодной регистрации фактов превышения скоростного режима транспортными средствами в потоке, распознавания их государственных регистрационных знаков и передачи доказательной базы в Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) для формирования и выписки постановлений об административных правонарушениях.
Конфигурация «Авто-Скорость» по видеоизображению, полученному от видеокамеры, автоматически строит трек передвижения государственного регистрационного знака транспортного средства (ТС) в кадре и сопоставляет с данными, полученными от радарного блока. Это позволяет исключить ошибку, связанную с присвоением показателя скорости одного ТС другому. Комплекс имеет свидетельство типа средства измерения и поставляется поверенным.
-
превышение установленной скорости движения (КОАП 12.9);
-
грузовые ТС свыше 3,5 тонны (КОАП 12.14 ч.2);
-
разворот, движение задним ходом по автомагистрали (КОАП 12.11 ч.3);
-
разворот, движение задним ходом где запрещено (КОАП 12.14 ч.2);
-
движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением (КОАП 12.16 ч.3);
-
движение грузовых ТС под знак запрещающий движение грузовых ТС (КОАП 12.16 ч.6 и ч.7);
-
выезд на полосу встречного движения (КОАП 12.15 ч.3 и 4);
-
движение ТС по полосе для маршрутных транспортных средств (КОАП 12.17);
-
движение ТС по обочинам (КОАП 12.15 ч.1);
-
движение ТС по тротуарам (КоАП 12.15 ч2).
Онлайн карта камер видеофиксации нарушений на дорогах 2021
-
российская разработка и производство;
-
точность измерения скорости ±2 км/час;
-
диапазон измерения скорости от 20 до 300 км/ч;
-
возможна работа в составе конфигурации системы фотовидеофиксации нарушений ПДД на регулируемых перекрёстках «Светофор».
Предназначена для круглосуточной всепогодной регистрации фактов остановки и стоянки транспортных средств в неположенных местах (КОАП РФ 12.19, части: 1; 2; 3; 3.1; 3.2; 5; 6), распознавания их государственных регистрационных знаков с целью сбора доказательной базы для отправки в центр автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП).
Скоростная поворотная видеокамера в автоматическом режиме под управлением сервера, объединенных в единую локальную систему размещаемую непосредственно на объекте, патрулирует зоны, где остановка и стоянка запрещены. Перемещение камеры осуществляется циклически по предустановкам. Информация от видеокамеры поступает на сервер системы, где происходит обработка и накопление полученных видеоданных со следующими характеристиками: государственный регистрационный знак (ГРЗ), две фотографии транспортного средства (ТС) с указанием времени первой и последней видеофиксации нарушения. Cервер системы производит вычисление времени стоянки ТС. Нахождение ТС в неположенном месте, например более 5 минут (настраиваемый параметр), фиксируется сервером как нарушение правил стоянки. Cервер формирует и передает данные в ЦАФАП для выписки постановления об административном правонарушении.
Ранее мы подробно рассказывали о проверке штрафе по номеру постановления и расписали 5 разных способов поиска. Здесь лишь хотим указать, что возможность проверки по УИН существует, однако не все сервисы показывают достоверную информацию. Поэтому, проверенные методы читайте в нашей статье по ссылке выше.
Подробную инструкцию оспаривания штрафа с камеры фиксации правонарушений можете почитать здесь. Если вы хотите оспорить штраф, который выписал сотрудник ГИБДД — тогда вам сюда. Здесь лишь кратко укажем на основные моменты.
Штраф, который выписан на основании фото- и видеоматериалов можно оспорить, если нельзя идентифицировать авто. Н-р, если не видно номерных знаков из-за нечеткого изображения, на фото другой водитель (если ТС управлял не собственник).
Обжалование постановлений об административных правонарушениях должно осуществляться в соответствии с КоАП РФ (подробнее о том, является ли игнорирование ПДД административным нарушением или же нет, можно узнать в этом материале). Жалоба направляется с подписью лица, в адрес которого вынесено постановление через сервис на официальном сайте Госавтоинспекции в форме электронного письма подписанного электронной подписью.
Автовладельцам будут полезными и другие статьи по теме нарушений ПДД:
- Кто и когда записывает данные в журнал учета?
- Что делать, если вы стали свидетелем ДТП?
- В течение какого времени считается, что водитель повторно нарушил ПДД?
- Штрафные баллы.
- Как происходит процедура лишения водительских прав в России?
Информация с камер наблюдения в виде фото или видео делает процесс наложения штрафа более прозрачным, а выяснение обстоятельств нарушения ПДД — где и как оно произошло — становится более объективным. Возможность доступа к материалам с камер ГИБДД призвана обеспечить доказательной базой водителей и ГИБДД.
Похожие записи: