Заявление о возмещении ущерба причинённого ДТП обоюдная вина

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Заявление о возмещении ущерба причинённого ДТП обоюдная вина». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В условиях, когда каждый из потерпевших одновременно является и виновником аварии, порядок возмещения ущерба, причиненного дорожным происшествием, имеет свои особенности.

Размер возмещения при обоюдной виновности напрямую зависит от степени вины каждого лица причастного к происшествию.

Если на руках у сторон имеется справка, в которой указаны их нарушения, а из составленных протоколов и постановлений следует, что эти нарушения повлияли на совершение происшествия и наступление последствий, то каждый из потерпевших сможет рассчитывать только на частичное возмещение страхового вреда.

То есть страховка покроет лишь пятьдесят процентов от размера причиненного ущерба.

При этом, по логике закона ОСАГО, её размер не сможет превысить 200000 рублей.

Такой подход основан на презумпции равной вины.

В силу нормы содержащейся в абзаце 1 пункта 2 статьи 1083 ГК РФ, размер возмещения вреда, причиненный потерпевшему подлежит уменьшению. Таким образом, нормы закона об обязательном страховании ответственности автовладельцев находятся в полном соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Такого рода уравнительный подход к определению размера страхового возмещения не ограничивает прав участников обоюдно виновного происшествия в доказывании степени виновности.

Иными словами, если один из водителей не согласен с распределением вины в равных долях, то он имеет право доказать обратное в суде. Вся судебная практика по вопросам возмещения ущерба и выплат по ОСАГО основывается на разъяснениях Верховного суда.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.01.2015 N 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», пункт 21 разъясняет:

В случае несогласия с такой выплатой лицо, получившее страховое возмещение, вправе обратиться в суд с иском о взыскании страхового возмещения в недостающей части. При рассмотрении спора суд обязан установить степень вины лиц, признанных ответственными за причиненный вред, и взыскать со страховой организации страховую выплату с учетом установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых застрахована. Обращение с самостоятельным заявлением об установлении степени вины законодательством не предусмотрено.

Переведя с юридического лексикона на общедоступный язык, становится ясным, что:

  • если вина обоюдная, обращаемся в страховую компанию и получаем половину от суммы, ущерба, исчисленного с учетом износа автомобиля (почитайте статью Независимая экспертиза после ДТП по ОСАГО);

  • если гражданин не согласен с тем, что его вина в ДТП составляет половину, то у него имеется право обратиться в суд к страховой компании с иском о взыскании недостающей части страхового возмещения (как составить иск к страховой компании мы рассказали здесь);

  • российское законодательство не предусматривает возможности обращения в суд с иском к второму участнику происшествия об определении степени вины.

В завершение считаем важным отметить, что не стоит недооценивать значимость юридической помощи в ситуациях, относящихся к теме, рассмотренной в статье.

От своевременного и грамотного подхода к оценке юридически значимых обстоятельств, определяющих вину, зависит итог дела.

  • Все о ДТП и автостраховании

Обоюдная вина в совершении ДТП

Для водителя, который признан виновным в ДТП наступают неблагоприятные последствия, выраженные в возмещении материального ущерба и исполнения наказания. Иногда, когда произошедшее ДТП признается обоюдным, возникают ситуации, когда один из участников считает себя необоснованно обвиненным. Оптимальным способом восстановления законности для такого водителя становится оспаривание вины.

Стоит отметить, что участник дорожно-транспортного происшествия признается виновным в том случае, когда существует устойчивая причинно-следственная связь между нарушением ПДД и ДТП.

Процедура обжалования обоюдной вины при ДТП актуальна в следующих случаях:

  1. Несогласие участника ДТП с актом, который содержит выводы по нарушению правил.
  2. Отсутствие четкой причинно-следственной связи между нарушением ПДД и ДТП.
  3. Нарушение процессуальных правил и требований лицом, которое выносит постановление по делу.

Само по себе обжалование может происходить в следующем порядке:

  • Досудебное – посредством жалобы вышестоящим органам управления ГИБДД.
  • Через суд.
  • В гражданском процессе.

Обжалование виновности может происходить с целью назначения обоюдной вины при ДТП.

Судебная практика изобилует делами, в которых рассматриваются дорожно-транспортные происшествия, произошедшие по обоюдной вине.

  • В апреле 2017 года Волжским районным судом г. Самары было вынесено заключение по делу о возмещении ущерба после ДТП по обоюдной вине. Один водитель транспортного средства нарушил правила проезда перекрестков, а второй превысил установленную скорость движения. Тот водитель, который превысил скорость не согласился с обоюдной виной, при которой ответственность накладывается в равных долях и потребовал распределит вину в пропорциях 10 к 90%. Водитель, который нарушил правила проезда перекрестка, на основании заключений эксперта смог доказать в суде, что если бы второй водитель не превысил скорость, то он смог бы избежать ДТП. В результате суд оставил решение об обоюдной вине в равных долях без изменения.
  • В июле 2017 года Советским районным судом г. Тулы было вынесено заключение по следующему делу. В ДТП, которое произошло в начале 2017 года был признан водитель, не уступивший дорогу транспортному средству, которое двигалось по главной дороге. Факт, который свидетельствовал о том, что автомобиль на главной дороге двигался с существенным превышением скорости сотрудниками ГИБДД во внимание не принимался. После проведения всех страховых расчетов потерпевший обратился в суд с иском о взыскании с виновника недостающих на ремонт автомобиля средств. Однако, в суде виновник ДТП представил данные, которые свидетельствовали о превышении скорости потерпевшими, после чего суд принял решение признать ДТП, как совершенное по обоюдной вине и уменьшить сумму взыскания в два раза.

При ДТП, на каком бы участке дороги оно ни произошло, нельзя передвигать транспортное средство. Так сотрудники ГАИ смогут составить правильную картину, а обстоятельства происшествия будут зафиксированы с максимальной точностью.

Что следует сделать участникам аварии:

  • оставить машины в том положении, в котором они остановились при столкновении;
  • убедиться, что в аварии нет пострадавших граждан, либо оказать первую медицинскую помощь и вызвать скорую;
  • остаться на месте ДТП;
  • ждать аварийных комиссаров от страховщика и сотрудников ГИБДД.

Оформление обоюдной вины при ДТП

При обоюдной вине нужно обращаться с извещением о ДТП в свою страховую компанию. Однако, если в аварии виноваты двое, получить выплату от страховой невозможно, так как оценивать степень вины вправе только суд. После получения отказа от страховщика, любой из виновников ДТП должен обратиться в суд. На основании судебного акта, определившего процент обоюдной вины, страховая компания рассчитает выплату.

По ст ФЗ-№ 12 п. 22 страховщики обязаны компенсировать ущерб пропорционально вине водителя. При этом устанавливается его вина в процентном отношении, если он виновен на 60 %, то ему компенсируют только 40 % от суммы ущерба. Второй виновник, соответственно, может рассчитывать на 60 %. Расчет будет осуществляться после получения решения суда и передачи его в страховую компанию.

С нынешнего года (поправки от 27.04.2019) участники ДТП вправе требовать деньги вместо ремонта при определенных условиях. При этом размер денежной компенсации рассчитывается по той же схеме («процент вины» по решению суда). Если виновник захочет восстановить автомобиль по старой схеме (натуральное возмещение убытков), то недостающие средства он обязан выложить из собственного кармана. Требовать со страховой компании больше, чем установлено, нельзя.

При несогласии с решением страховщика об отказе в выплатах нужно:

  • подготовить и подать исковое заявление в суд;
  • доказать в судебном процессе степень вины каждого из водителей;
  • дождаться вступления в силу решения суда;
  • передать решение в страховую компанию;
  • если страховщик не перечислило деньги в течение 15 дней, нужно подать исполнительный лист в ФССП для принудительного удержания.

Участники дорожного происшествия вправе требовать компенсацию за имущественный вред и нервные переживания в ходе разбирательства. Оценка степени нанесения морального ущерба зависит от последствий аварии. Наличие пострадавших, состояние поврежденного автомобиля, самочувствие потерпевшего участника являются определяющими факторами для подачи искового заявления.

При ДТП взыскание морального вреда актуально при потере близких родственников, получении болезненных ощущений от травм и стрессовой ситуации, временном лишении трудоспособности и ограничение привычного образа жизни, разглашении конфиденциальной информации. Повреждение автомобиля, являющегося единственным источником дохода собственника, — это основание для дополнительной компенсации помимо возмещения материальных убытков. Моральный ущерб не выплачивается на лечение.

Иск о взыскании морального вреда при ДТП могут подавать граждане, на состоянии здоровья которых отразились последствия аварийной ситуации. Категория физических лиц, имеющие право требовать компенсацию:

  • пострадавшие участники дорожного происшествия;
  • родственники потерпевшей стороны;
  • законные представители пострадавшего несовершеннолетнего ребенка.

Близкие родственники вправе рассчитывать на выплаты, если пострадавший член семьи не может самостоятельно подать ходатайство по состоянию здоровья. Граждане, получившие даже незначительные повреждения, вправе взыскать деньги с виновного. Моральный ущерб при ДТП без пострадавших могут требовать пассажиры автомобиля, водитель которого не справился с управлением, за перенесенный стресс.

Страховая компания при наличии ОСАГО, КАСКО не выплачивает моральную компенсацию при ДТП. Возмещение ущерба возлагается на виновника аварийной ситуации. Согласно ст. 1100 ГК РФ гражданин, причинивший вред другому физическому лицу при управлении транспортом, обязан выплатить деньги независимо от последствий дорожного происшествия. Если виновный участник аварии является водителем служебного автомобиля, то исковое заявление о претензии направляется работодателю при наличии официального трудового договора.

Исковое заявление о возмещении материального ущерба и морального вреда при ДТП вправе составлять даже при отсутствии физических повреждений. Согласно ст. 151 ГК основное условие взыскания денежных средств с виновника происшествия – негативные последствия душевного состояния пострадавшей стороны. Если нарушитель правил дорожного движения посягнул на принадлежащие другому гражданину нематериальные блага, он вправе выплатить компенсацию до судебного разбирательства или ждать решения вышестоящей инстанции.

Законодательством не определен размер взыскания за моральный ущерб. Удовлетворять ходатайство и устанавливать окончательную сумму может только орган исполнительной власти после изучения дела.

Важно знать! На итоговую цену иска влияет тяжесть нанесенных физических повреждений, величина материального вреда, степень вины участников аварии. Для расчета итоговой суммы нужно знать, как правильно оценить моральный ущерб при ДТП.

Последствиями полученных травм являются временная нетрудоспособность по причине нарушения функций отдельных органов, частей тела, неудовлетворительное состояние здоровья, снизившие активность человека на 10-30%. При нанесении вреда жизнь находится вне опасности. Травмами средней тяжести считаются потеря речи, слуха, зрения, нарушение функций внутренних органов, шрамы на лице без возможности их устранения. Нанесенный вред могут оценивать в 60 тысяч рублей.

Оформляя страховой договор, автовладелец уверен, что если им по неосторожности будет спровоцирована авария, фирма страховщик обеспечит пострадавшему компенсационные выплаты на ремонт автомобиля. Однако в случае обоюдной вины ситуация несколько иная.

Процедура возмещения ущерба в таком варианте регулируется пунктом 22 Федерального Закона № 12. Согласно данному акту выплаты могут получить оба водителя, если суд установит факт обоюдной вины.

Чаще всего компенсация выплачивается равными частями обоим виновникам столкновения. Так поступают в случаях, когда:

  • установить степень вины не представляется возможным;
  • при отсутствии судебных разбирательств.

Если в суде все же определили, насколько виноват каждый водитель, то распределяют выплаты соразмерно с установленной степенью вины. Чем больше доля вины автовладельца, тем меньше его часть выплат.

Например, когда первый водитель способствовал столкновению на 80%, а второй только на 20%, первому выплачивают 20% от общего размера компенсации, а остальная часть (80%) достается менее виновному.

Обоюдное ДТП выплата по ОСАГО

Страховая компания заботится о целостности своих финансовых ресурсов. Поэтому для отказа от выплат может быть использована любая допущенная водителем оплошность.

Законом предусмотрены варианты для мотивированного отказа в выплатах. К таковым относятся:

  • неверно заполненные документы;
  • нарушения сроков уведомления страховой о происшествии;
  • отсутствие одного или нескольких документов;
  • не указаны реквизиты для перевода средств;
  • один из участников аварии не вписан в страховой полис, как лицо допущенное к управлению;
  • водитель совершил аварию, находясь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • виновник скрылся с места аварии;
  • виновник аварии не установлен;
  • один из участников происшествия обжаловал постановление в суде.

Если отказ в выплатах водитель считает неправомерным, то сначала в страховую отправляется досудебная претензия с подробно изложенными основаниями и документами, их подтверждающими. При повторном отказе потерпевший может обратиться в суд с иском на компанию.

В случае доказательства в суде действий страховой незаконными за каждый день просрочки назначается пеня и выплачивается пострадавшему.

В случае аварии водитель обязан выполнить все требования, установленные законом, зафиксировать фото и видеоматериалами место ДТП, найти свидетелей. Эти факторы помогут в суде определить степень вины каждого из участников происшествия и получить соответствующую компенсацию от страховой.

Каталог страховых компаний России

По ссылке, вы можете ознакомиться с каталогом страховых компаний РФ предлагающих услугу обязательного автострахования ОСАГО. Описание организаций, актуальные финансовые показатели, рейтинг, отзывы и другая информация. В случае, если вы уже имели положительный или отрицательный опыт по ОСАГО какой-либо страховой компании, оставьте свой отзыв. Спасибо!

  • Автострахование
    • ОСАГО
    • КАСКО
  • Недвижимость
  • Жизнь и здоровье
    • ОМС
    • ДМС
  • Пенсионное и социальное
  • Бизнес
  • Финансы
    • Инвестиции
    • Кредит
  • Туризм
  • Ещё
    • Страховые компании РФ

Если произошло незначительное ДТП и пострадавших нет, то водители, как правило, решают вопрос на месте: один из них признает вину и выплачивает компенсацию другому, о чем составляется расписка. Например, когда один водитель не соблюдает дистанцию и сталкивается с впереди движущимся автомобилем: повреждения могут быть незначительными, водители осматривают свои авто и, не желая терять время, водитель, двигавшийся позади, признает свою вину и готов на месте ДТП выплатить денежную компенсацию, которая устроит обоих. При этом такой водитель должен обязательно взять расписку у первого о том, что в результате ДТП (указать данные автомобилей и водителей) причиненный ущерб возмещен на месте в таком-то размере и претензий друг к другу участники ДТП не имеют.

Другой случай если произошло серьезное ДТП, имеются пострадавшие или участники не признают свою вину.

В случае если оба водителя нарушили ПДД и это привело к ДТП, можно говорить об обоюдной вине. Следует учитывать, что между нарушением и ДТП должна быть причинно-следственная связь.

Например, если первый автомобиль движется на красный свет и сталкивается с вторым, движущимся на зеленый, но водитель второго, например, не пристегнут. В отношении обоих водителей будут составлены протоколы о нарушении ПДД, однако обоюдной вины тут не будет, т.к. то обстоятельство, что второй водитель не был пристегнут, не могло стать причиной ДТП.

Доказать обоюдную вину помогут показания участников ДТП, показания свидетелей, видеозаписи. При этом необходимо следить за тем, что инспектор указывает в протоколе, если есть замечания или Вы с чем-то не согласны, указывайте это при подписании протокола. Также обращайте внимание сотрудника ГИБДД на факты, которые могут подтвердить виновность второго участника.

Наличие обоюдной вины влияет на размер выплат по ОСАГО.

Как установить вину в ДТП в суде?

01 августа 2011 года в 22 час. 40 мин. На пересечении Объездной дороги и ул. Амундсена в Ленинском районе г. Екатеринбурга произошло ДТП с участием двух транспортных средств: автомобиля марки Рено Симбол, под моим управлением и автомобиля марки ВАЗ 21124, под управлением А. Данный факт подтверждается справкой о ДТП.

01.08.2011 около 22.40 я двигалась на личном, технически исправном автомобиле Рено Симбол ЕХ 1493 со скоростью 30 км/ч по левому ряду Объездной дороги со стороны ул. С. Дерябиной в направлении ул. Амундсена. Подъехав к пересечению улиц Амундсена-Объездная дорога, я остановилась в левом ряду, так как для моего направления горел красный сигнал светофора. После того, как загорелся зелёный сигнал, я выехала на перекрёсток и остановилась, пропуская встречный транспорт. Встречный транспорт остановился т.к. загорелся желтый сигнал светофора, я начала заканчивать маневр со скоростью 5 км. Ч, загорелся красный сигнал светофора, я успела заметить приближающийся на огромной скорости автомобиль ответчика, я увеличила скорость своего автомобиля, чтобы избежать столкновение, но ДТП избежать не удалось. Я со скоростью 5 км/ч начала выполнять поворот налево. Когда я выехала из-за грузовиков, произошло столкновение с автомобилем А.

После столкновения я потеряла сознание и была в 23 часа 15 минут доставлена в ЦГКБ № 24. Было установлено, что я получила множественные телесные повреждения. А именно: имелась сочетанная травма головы, туловища, конечности: черепно-мозговая травма , сотрясение головного мозга, гематома в лобно-височной области; перелом костей таза – перелом боковой массы крестца, слева без смещения, осколочный перелом лонной кости справа, перелом седалищной кости слева без смещения; ушиб почки, гематома в области правой кисти, перелом пятого грудного позвонка (заключение суд мед экспертизы).

Таким образом, вред, причинённый мне ДТП, представляет собой тяжкий вред здоровью в соответствии с п 4 «а» «Правил определения степени тяжести вреда, причинённого здоровью человека» утверждённых постановлением Правительства РФ от 17.08.2007 г. № 522.

А также после ДТП у меня наступило состояние шока 1 степени. Указанные травмы подтверждаются выпиской из истории болезни. С 1 августа 2011 года по 2 сентября 2011 я находилась на лечении в ЦГКБ №24.

В результате аварии принадлежащий мне автомобиль получил значительные механические повреждения, в том числе крыша кузова, двери передние правая и левая, крыло переднее и заднее, задние фонари левый и правый, стекло заднее, крышка багажника, панель задняя, бампер задний, стеклоподъемники, стекло заднее, двери задние правая и левая, балка поперечная рамы.

Рыночная стоимость моего транспортного средства на момент дорожно-транспортного происшествия составляла 241 950 рублей, 46 копеек. стоимость годных остатков составила 68 057 рублей, 34 копейки. Итого размер компенсации за причинённый материальный ущерб – 177 543 рубля 12 копеек, что подтверждается экспертным заключением № 326-11.

Считаю, что дорожно-транспортное происшествие произошло по вине водителя А., управляющего автомобилем марки ВАЗ 21124, по следующим основаниям:

Пункт 1.3 Правил дорожного движения участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

В соответствии с требованиями 6.2 Правил красный сигнал светофора, в том числе мигающий запрещает движение. В соответствии с требованиями п. 6.13 Правил при запрещающем сигнале светофора или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией.

В соответствии с п.10.1 ПДД водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Как выглядят результаты рассмотрения дела в суде, лучше посмотреть на конкретных примерах. В частности, в начале 2020 года Ленинским районным судом в Санкт-Петербурге было рассмотрено дело о возмещении ущерба в ДТП с обоюдной виной: один из участников нарушил скоростной режим, а второй – правила пересечения перекрёстков.

Истец, не согласившись с распределением вины 50:50, подал в суд иск. В нём он пытался доказать, что его вина меньше, и возмещение должно распределяться по пропорции 25:75. Однако в суде ответчик привлёк эксперта и смог доказать, что истец имел возможность предотвратить аварию. В результате распределение было оставлено прежним. Рассмотрение дела в апелляционной инстанции оставило решение в силе.

При возникновении ДТП страховая осуществляет выплату для восстановления автомобиля пострадавшего участника. Водителю, вина которого установлена, не придется тратиться на проведение ремонтных работ для машины другого участника аварии. Но на дороге может возникнуть авария, при которой вина будет установлена для каждого водителя. Поэтому следует разобраться в порядке страхового возмещения при обоюдной виновности.

Термин «обоюдная вина» отсутствует в гражданском законодательстве и законе «Об ОСАГО». Широкое распространение понятие «обоюдки» получило в среде страховщиков и работников ГИБДД.

Обоюдная вина граждан подразумевает оформление протоколов о совершении административного проступка в отношении нескольких лиц, участвовавших в ДТП. В таком происшествии потерпевшая сторона отсутствует. Каждый участник аварии является виновным в определенной степени из-за нарушения ПДД.

Если работник ГИБДД установит, что каждый гражданин, попавший в аварию, нарушал ПДД, то степень виновности для всех будет одинаковой. Выяснять размер вины каждого участника аварии может только суд. Водителю, который хочет установить степень виновности, следует оформить исковое требование в судебную инстанцию. Отвечающими сторонами будут страховая организация и другие участники ДТП.

Как получить выплату по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП?

Процедура оформления ДТП при обоюдной вине водителей не отличается от аварии с виновным и потерпевшим. Вызов работников ГИБДД является обязательным. Порядок действий при ДТП зафиксирован в договоре на ОСАГО. Водителям стоит сохранить самообладание и приступить к действиям, предусмотренным ПДД для таких ситуаций:

  1. Заглушить мотор автомобиля сразу после ДТП.
  2. Включить аварийные сигналы и установить знаки аварийной остановки. Если столкновение случилось в пределах населенного пункта, то знаки устанавливаются на расстоянии не ближе 15 м от машины. В случае аварии на загородной трассе знаки устанавливаются не ближе, чем 30 м от автомобилей. Установка знаков осуществляется для того, чтобы предупредить прочих участников движения о наличии неподвижной преграды на дороге. За несоблюдение порядка аварийной остановки на лиц, попавших в ДТП, будет оформлено постановление о совершении административного проступка. Нарушителю придется уплатить дополнительный штраф в размере 1 тыс. руб.
  3. Детали, отколовшиеся от авто и прочих объектов в результате ДТП, трогать руками и перемещать запрещается.
  4. При наличии пострадавших лиц им должна быть оказана первая помощь. Если урон здоровью серьезный, то надо звонить в скорую.
  5. Связаться с работниками ГИБДД и сообщить об аварии.
  6. Узнать персональную информацию о другом водителе. Необходимо выяснить его ФИО, сделать фото удостоверения водителя, бланка ОСАГО, техпаспорта.
  7. Сообщить своему страховщику о возникновении инцидента с 2-мя виновными. Сотрудник страховой попросит сообщить место аварии и ее время. Также он может дать рекомендации по дальнейшим действиям. При необходимости на место ДТП приедет работник страховой.
  8. Сделать фото- либо видеосъемку случившегося. На камеру необходимо зафиксировать:
  • местоположение автомобилей после ДТП по отношению друг к другу, дорожным знакам и разметке, окружающим объектам (номера и названия улиц, магазинные вывески и прочее);
  • госномера всех авто, участвующих в ДТП;
  • обломки, оставшиеся на дороге и прилегающем участке в результате аварии;
  • путь торможения каждого автомобиля;
  • местность, где произошло ДТП.
  1. Нарисовать схему аварии вместе с другим участником и заверить ее подписями.
  • Если обустроить объезд места столкновения проблематично, то следует расчистить дорогу. Но сделать это можно после того, как составлена схема и проведена детальная фото- и видеосъемка.
  • Найти лиц, кому пришлось стать свидетелями происшествия. Следует узнать их ФИО и номер мобильного для связи. Попросить их дождаться работников ГИБДД для дачи показаний и пригласить на суд.
  • Ждать работников ГИБДД и участвовать в формировании документации на ДТП.

В связи с тем, что на законодательном уровне проблема обоюдной виновности не рассматривается, страховщики используют следующие правила выплат по страховке ОСАГО:

  1. Выплата, положенная при наступлении страхового случая, делится на равные части между лицами, признанными виновными в столкновении. В связи с тем, что доказать степень виновности на суде – достаточно непростая задача, в большинстве случаев суд делит виновность на каждого участника в равных долях. Поэтому страховщики используют такую методику распределения страховых выплат.
  2. Недобросовестные страховые организации могут отказать в оплате страхового возмещения по ОСАГО. Страховщики мотивируют это тем, что нельзя определить степень виновности каждого участника аварии. Такие действия страховой признаются незаконными. Граждане, признанные виновными при ДТП, могут обратиться в судебную инстанцию с исковым заявлением на получение выплаты по ОСАГО.

Получение страхового возмещения на ремонт по КАСКО зависит от положений договора, заключенного между страховщиком и гражданином.

Если столкновение авто при обоюдной виновности является страховым случаем, то денежное возмещение выплачивается в полном объеме.

В соответствии с п. 22 ст. 12 ФЗ РФ «Об ОСАГО», страховая выплата должна быть обратно пропорциональна доле виновности гражданина. К примеру, если инициатор ДТП признан виновным на 70 %, то страховое возмещение покроет 30 % затрат на восстановление авто. Другой участник аварии получит 70 % выплаты по ОСАГО. Такое распределение суммы страхового возмещения используется, если один из водителей докажет долю своей вины. В большинстве случаев между 2-мя виновниками выплата делится пополам.

При этом суд опирается на п. 2 ст. 1083 гражданского законодательства. Закон определяет равную виновность граждан в случае, если нельзя установить иное.

На протяжении нескольких месяцев судом должно быть вынесено решение. При его отсутствии вина признается равной. Если суд не определит виновность участников столкновения, то выплату по ОСАГО оформить не получится. Возмещать вред, причиненный авто, придется за счет собственных средств.

В конце апреля 2020 года стали действовать корректировки в законе об ОСАГО. Теперь водитель, попавший в ДТП, может выбрать между денежной и натуральной методикой компенсации. При этом сумма возмещения определяется по обозначенному выше способу. При выборе ремонтных работ по ОСАГО вместо денежной выплаты сумму, не перечисленную страховой, гражданин оплачивает из своего кармана.

Прежде чем выработать тактику: что делать, когда страховая подала в суд, давайте подробно разберем основные различия между типами заявленных исков.

Понятие суброгации прописано в статье 965 Гражданского кодекса, согласно которой страховая компания имеет право требовать от виновников дорожно-транспортных происшествий компенсацию средств, выплаченных клиентам согласно договорам КАСКО или ОСАГО. Важно помнить, что по суброгационному иску размер взыскиваемого ущерба не может превышать суммы, которая была выплачена клиенту по страховому договору. Фактически суброгация – это переход права требовать компенсацию за причиненный материальный ущерб от страховой компании к виновнику ДТП. Поскольку размер заявленной в иске компенсации не может превышать фактических выплат страховой компании, на практике встречаются случаи, когда виновнику предъявляются сразу 2 иска. Один со стороны страховой, которая таким образом покрывает свои финансовые потери, а второй – со стороны пострадавшего, которому не хватило полученной компенсации для ремонта транспортного средства. По закону он может взыскать недостающую сумму с виновника.

У суброгации есть одно ключевое отличие от регресса, которое связано с трактовкой исковой давности. Срок исковой давности по суброгации начинает отсчитываться с момента дорожно-транспортного происшествия. Что же касается регрессного иска, то срок исковой давности по нему начинает отсчитываться с момента совершения выплат со стороны страховой компании.

Определение регресса вытекает из текста Федерального закона РФ № 40 в редакции 2002 года. Именно в этом нормативном акте установлена возможность регресса при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Регрессный иск оставляет за страховой компанией право заявить компенсацию материального ущерба в адрес виновника ДТП. Основа регресса – это замена ответственной стороны, которая и должна выплачивать компенсацию за причиненный вред. Это очень важный момент, в котором и заключается сущность подаваемых исковых заявлений. Право на регресс страховая компания получает лишь после того, если она компенсировала причиненный виновником ДТП вред в полном размере. Например, клиент застраховал автомобиль на 100 000 рублей, столько же и получил согласно полису КАСКО, но реальный размер ущерба согласно данным технической экспертизы составляет 250 тысяч. В таком случае регрессный иск со стороны страховой компании к виновнику невозможен.

Существует еще нескольких обязательных требований, значительно ограничивающих возможности и права СК в области регресса:

  • Виновник дорожно-транспортного происшествия имел умысел на причинение вреда жизни, здоровью и имуществу клиента страховой компании. Логично предположить, что наличие такового умысла еще нужно постараться доказать.
  • Виновник ДТП осуществлял управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • Лицо, которое согласно расследованию ГИБДД, было признано виновником аварии, не имело права управления транспортным средством данной категории;
  • Виновник дорожно-транспортного происшествия скрылся с места аварии;

Если за рулем автомобиля находилось другое лицо, гражданская автогражданская ответственность которого не застрахована по полису ОСАГО, право подать регрессный иск в суд также не возникает.

Иск о взыскании ущерба при ДТП со страховой компании и виновника ДТП

Несмотря на то, что подобная ситуация является стрессовой для человека, который и так поучаствовал в аварии, необходимо сохранять спокойствие и рассудительность. Не совершайте поспешных действий и ни в коем случае не спешите идти на мировое соглашение. Для начала необходимо обратиться за консультацией к компетентному автомобильному юристу. Если после оценки ситуации он аргументирует, что выплачивать компенсацию добровольно до суда – единственно верный вариант, это всегда можно сделать. А до этого предпримите следующие действия:

  • Отправьте письменный запрос в суд, в который представители страховой компании отправили исковое заявление, и запросите копии материалов по делу. Лишь после анализа материалов дела опытным юристом можно определить, чего конкретно добивается страховая компания, есть ли у нее для этого достаточная доказательная база и правомерны ли вообще требования по компенсации выплаченного ущерба.
  • Сверьте копии документов, предоставленные страховой компанией для суда, и те материалы о ДТП, которые имеются у вас. Если при подробном сравнении обнаружатся даже мелкие несоответствия, квалифицированный адвокат легко вывернет ситуацию в вашу пользу и добьется отказа в удовлетворении иска.
  • Проверьте, не истек ли срок давности для предъявления требований по регрессу.
  • Свяжитесь с пострадавшей стороной и уточните, соответствует ли заявленный в исковом заявлении размер страховых выплат реальной компенсации. Напоминаем, что размер заявленных исковых требований не может превышать сумму, которая была реально выплачена потерпевшему в ДТП.
  • Проверьте достоверность приложенных документов на предмет мошеннических действий со стороны страховой компании. Особенно внимательно нужно относиться к результатам автотехнической экспертизы. Для гарантии воспользуйтесь помощью независимого эксперта.

Что же касается мошенничества со стороны истца, то приведем классический пример, который до сих пор встречается в юридической практике. По документам, которые были выданы органами ГИБДД пострадавшему и виновнику в аварии, пострадала левая сторона автомобиля. В документах, представленных страховой компанией в суд, приводится перечень работ по ремонту и замене агрегатов, которые конструктивно располагаются с правой стороны автомобиля данной марки. Налицо введения суда в заблуждение. Опытный адвокат не только добьется отказа по подобному иску, но и попробует компенсировать причиненный вам моральный вред.

Судебная практика показывает, что при грамотно выстроенной стратегии и глубоком анализе ситуации сократить размер обязательств вполне реально. Первый шаг на пути к успеху – доказать несоответствие между заявленной в иске компенсацией материального вреда и реальными страховыми выплатами. Помните, что вся коммуникация с судебными органами и иными инстанциями должна вестись только в письменной форме. Это поможет в будущем подтвердить, что вы действительно обращались в соответствующие организации. К составлению текста обращений также следует подходить крайне внимательно и обдуманно. Оптимальный вариант – доверить представление ваших интересов юристу. Составьте нотариально заверенную доверенность, по которой адвокат от вашего имени будет отправлять необходимые запросы.

Что же касается проверки срока исковой давности, то практика показывает: если исковое заявление касается выплат, произведенным по полисам ОСАГО, то сроки обычно контролируются и соблюдаются. Стоит проверить другой момент: если речь идет о крупном дорожно-транспортном происшествии с большим количеством пострадавших, то не у всех участников ДТП могут оказаться действительные полисы обязательного страхования. Нередки случае, когда кто-то использовал фальсифицированный или просроченный полис, выплаты по которому не производились либо производились незаконно. А теперь страховая компания пытается компенсировать свои убытки за счет виновника аварии.

При обращении в суд со встречным заявлением об уменьшении заявленного ущерба нужно подготовить следующий пакет документов:

  • Заключение от независимой экспертной организации;
  • Постановление от органов ГИБДД, согласно которому данный гражданин признан виновником ДТП;
  • Документальное подтверждение суброгации или регресса.

Если приложенное извещение о ДТП или иные документы от ГИБДД содержат информацию, подтверждающую обоюдную вину сторон, то этот факт суд обязательно учтет при рассмотрении иска. Если вина каждого из водителей подтверждена документально, регрессный иск в полном объеме не может быть удовлетворен. Необходимо изучить степень вины каждого из участников, что позволяет суду пропорционально уменьшить размер материального ущерба. Это не единственный вариант защитить свои права и снизить финансовую нагрузку по иску:

  • В случае удовлетворения искового заявления виновник аварии может подать ходатайство о рассрочке платежей. Суд должен принять это во внимание и установить адекватный график выплат с учетом доходов и материального положения ответчика.
  • В некоторых ситуациях возможна отсрочка первого платежа на пару месяцев.
  • Если вы не можете компенсировать заявленный ущерб в установленный срок, документы направляются в службу судебных приставов. Принудительное удержание из заработка ответчика не может превышать 50 % от его ежемесячного дохода.

Обращение за помощью к опытным адвокатам нашей компании поможет вам отклонить поданное исковое заявление, признав его ничтожным по причине нарушений или истечения срока давности. Даже если суд удовлетворит требования истца, можно постараться снизить размер выплат. В крайнем случае юрист может порекомендовать заключить мировое соглашение со страховой и не доводить дело до суда. Он возьмет на себя коммуникацию с представителями СК и поможет существенно уменьшить размер компенсации.

В Интернете часто можно встретить мнение, что виновника ДТП устанавливает только суд. Это не совсем верная информация. В гражданском судопроизводстве возможность подачи самостоятельного иска или заявления об установлении виновника аварии или степени вины того или иного лица отсутствует. Это прямо закреплено Постановлением Пленума ВС РФ от 29.01.2015 г. № 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Поэтому установление виновника ДТП входит в обязанности сотрудников ГИБДД. Прежде всего, о наличии вины свидетельствует привлечение соответствующего лица к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения по той или иной статье Кодекса об административных правонарушениях.

В ситуации, когда водитель попал в ДТП, он обязан предпринять ряд мер для оформления аварии. Участники происшествия могут составить европротокол. Но такая возможность напрямую зависит (кроме других факторов, о которых мы проинформировали в соответствующей статье) от отсутствия между водителями разногласий по поводу того, кто виноват в аварии. То есть при оформлении аварии самостоятельно путем заполнения извещения о ДТП в идеале проблем с получением страховой выплаты возникнуть не должно. И это единственный случай, когда участники аварии могут сами договориться и решить, кто же виноват в происшествии.

Стандартная процедура предполагает обращение к сотрудникам ГИБДД. И здесь могут возникнуть сложности. Не все действия водителя, которые привели к дорожно-транспортному происшествию, являются нарушением ПДД. Значит, на руки будет выдано определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Что делать дальше?

Если дело подлежит передаче в суд или по подведомственности, то в результате рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение. Установление виновника ДТП в гражданском судопроизводстве Если виновник ДТП в силу каких-то обстоятельств так и не определен, то необходимо обратиться в суд для выяснения данного вопроса в гражданском процессе. Привлекать как ответчиков лучше не только предполагаемого виновника, но и страховую компанию.

В некоторых случаях стоимость ремонта повреждений, полученных транспортным средством в дорожно-транспортном происшествии, превышает 400 тысяч рублей — максимальной выплаты, которую может перечислить страховая компания.

В такой ситуации автомобилист имеет право обратиться в суд с иском об установлении виновника аварии и взыскании с него денежных средств для ремонта транспорта. Свидетельство о регистрации транспортного средства? Порядок подачи искового заявления в этом случае точно такой же, как и заявления на страховую компанию.

Если же вина автомобилиста будет доказана, но он откажется компенсировать ущерб, пострадавший водитель может обратиться к судебным приставам.

Вопреки существующему мнению, задача суда заключается не столько в установлении виновника дорожно-транспортного происшествия, сколько в возмещении причиненного в результате столкновения ущерба.

Конечно же, судья примет во внимание все предоставленные ему доказательства, однако основной его задачей будет решить, насколько правомерные требования истца о возмещении ему материального ущерба.

Если Вы попали в аварию и считаете себя невиновным в ее совершении, помните о своих основных правах:

  • вина в ДТП может быть установлена только путем привлечения к административной ответственности
  • подтверждением вины является вступившее в законную силу постановление об административном правонарушении, приговор
  • вина должна быть доказана, но при этом опрашиваемый имеет право не давать никакие объяснения, пояснения, доказывать свою невиновность
  • все сомнения и неясности трактуются в пользу обвиняемого.

Если ГИБДД возбуждено дело об административном правонарушении, потерпевший имеет право присутствовать при его разбирательстве. Это прямо предусмотрено Кодексом об административных правонарушениях. В том числе приводить свои доводы и аргументы, обжаловать постановление.

В целом, производство по делам об административных правонарушениях имеет свои особенности и возможности – подача ходатайств, назначение экспертизы ДТП и др. Опытный юрист будет использовать все возможности для того, чтобы виновник ДТП был установлен вступившим в силу постановлением.

Все, что было описано выше – ситуация практически идеальная, когда сотрудники ГИБДД сработали своевременно и есть документ, подтверждающий наличие (отсутствие) вины в ДТП. Но жизненные обстоятельства могут внести свои коррективы. Что же делать, когда виновник ДТП не может быть установлен (никто правила не нарушал, истекли сроки привлечения к административной ответственности и т.п.).

Во-первых, в любом случае потерпевший (кто себя таким считает) подает документы в страховую организацию при наличии ОСАГО. Если она откажет, подавайте претензию в страховую, жалобу на страховую компанию и иск о возмещении ущерба в ДТП. Ответчиками должны быть страховая и второй участник ДТП. И вот уже в рамках рассмотрения искового заявления установление виновника ДТП будет осуществлено судом.

Выяснение причин ДТП и определение виновника необходимо для обеспечения цивилизованного общения между обеими сторонами. Это облегчит решение вопроса по компенсации нанесенных материальных потерь. Нередки ситуации, когда фактический виновник ДТП не признает своей вины и старается возложить всю ответственность за происшедшее на вас. В таком случае вам придется подавать иск об установлении виновника ДТП.

Образец иска об установлении вины участника дтп

ДТП признается бесконтактным в случаях, когда столкновение с транспортным средством, пешеходом или другим объектом происходит из-за действий водителя, создавшего помеху виновнику дорожно-транспортного происшествия. Подобные аварии должны оформляться сотрудниками ДПС, а в документах делается отметка о том, что авария произошла по вине водителя, создавшего помеху.

Пример из практики. В феврале 2018 суд г. Волгограда вынес решение по следующему делу: водитель автомобиля А, ехавший по главной дороге, чтобы уйти от столкновения с автомобилем В, водитель которого проигнорировал знак, обязывающий уступить дорогу, был вынужден перестроиться на вторую полосу, но не рассчитав расстояние, врезался в автомобиль С.

Сотрудники Госавтоинспекции, прибывшие на место происшествия, установили, что авария произошла по вине водителя, управляющего автомобилем В. Однако суд, изучив записи видеорегистратора с автомобиля С, решил, что виновником ДТП является водитель А и обязал его компенсировать ущерб владельцам транспортных средств, пострадавшим от его противоправных действий.

Если в результате ДТП погибает человек, то возбуждается уголовное дело по факту ДТП. Страховой полис ОСАГО в какой-то мере компенсирует расходы, связанные с кончиной пострадавшего, но зачастую родственники умершего обращаются в суд, чтобы взыскать в виновника ДТП компенсацию морального вреда в полном объеме.

В таких ситуациях без квалифицированной защиты по уголовным делам о дтп обойтись не получится.

Перечень услуг, предоставляемых уголовным адвокатом по делам о ДТП довольно внушительный:

  • консультации по всем вопросам, связанным с дорожно-транспортными происшествиями;
  • изучение всех материалов уголовного дела по факту ДТП;
  • участие во всех процессуальных мероприятиях, в том числе на допросе;
  • разработка линии поведения, которой клиенту стоит придерживаться на всех стадиях судопроизводства;
  • проведение собственного независимого расследования, направленного на выяснение всех подробностей происшествия. Зачастую сведения, которые удается собрать адвокату, способны повлиять на смягчение наказания или квалификацию статьи, а в некоторых случаях и освободить субъекта от уголовного преследования;
  • обжалование действий, предпринимаемых сотрудниками правоохранительных органов и пр.

По завершении процессуальных действий, предусмотренных УПК РФ, уголовное дело передается в суд, который основываясь на собранных материалах, принимает окончательное решение и избирает меру наказания виновнику ДТП. Уголовное дело в некоторых случаях может быть прекращено, вследствие недоказанности вины подозреваемого.

Если родственники пострадавшего или его наследники обращаются в суд с иском о компенсации морального или материального ущерба, то адвокат формирует линию защиты в рамках гражданского судопроизводства. Обычно подобные исковые заявления подаются в случаях, когда выплаченной страховки не хватает для покрытия причиненного ущерба.

В случае возникновения проблем с возмещением ущерба адвокат может выступать посредником в переговорах со страховой компанией.

Услуги адвоката необходимы не только виновнику ДТП. Уголовное дело ведь часто не возбуждается в силу определенных причин, в таком случае защитник требуется потерпевшей стороне, для проверки законности оснований, послуживших поводом для отказа в возбуждении уголовного дела по факту ДТП и привлечения виновника ДТП к уголовной ответственности.

Став виновником транспортного происшествия первым делом необходимо обратиться за помощью к опытному адвокату, он поможет сформировать комплексную защиту по уголовным делам о ДТП.

Правовыми актами не установлено точного определения результата несоблюдения несколькими участниками дорожного движения правил, которое привело к столкновению. Термин имеет только практическое применение. Нарушение водителем пунктов нормативных документов – это не прямое основание для установления обоюдной вины.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]