Все случаи выезда на встречную полосу
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Все случаи выезда на встречную полосу». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Выехать на полосу встречного движения можно лишь в случаях, не указанных в перечне ситуаций, когда этот маневр запрещен (данный список регламентирован ПДД).
Так, выехать на полосу встречного движения без нарушения ПДД можно в следующих случаях:
- На узкой дороге, не имеющей разметку, а также знаков, которые запрещали бы обгон либо выезд на встречную полосу. Определить часть дороги, предусмотренную под встречное движение, вам нужно будет самостоятельно. Количество полос на дороге, не имеющей ни разметки, ни дорожных знаков, всегда будет четным. Определить их точное количество вы сможете на глаз (их будет или 2, или 4);
- На трехполосной дороге без дорожных знаков, запрещающих совершение обгона либо разворота по встречке. При этом все полосы должны быть размечены краской. В противном случае, это будет дорога, описанная в первом случае, где полос будет или две, или четыре;
- В других случаях, незначительно отличающихся от указанных выше двух.
Выезд на встречную полосу через сплошную разметку
Если говорить о маневрах, подразумевающих выезд на встречную полосу, в любом случае, первое, что приходит на ум – это обгон. При помощи этого маневра, вы опережаете другое ТС, двигающееся по той же проезжей части, что и вы.
Совершение обгона будет трактовано, как нарушение ПДД, в следующих случаях:
- Транспортное средство, которое вы намерены обогнать, само совершает обгон либо объезд;
- Транспортное средство, которое вы намерены обогнать, двигается с включенным левым «поворотником»;
- Если возврат другого автомобиля после совершения маневра однозначно приведет к ДТП.
Помимо указанных случаев, выезжать на встречку запрещено на следующих участках трассы:
- Перекресток;
- «Зебра», по которой переходят дорогу два и более пешехода;
- Железнодорожный переезд, а также автодорога в радиусе 100 метров от него;
- Мост, путепровод, эстакада, туннель;
- Места с ограниченной видимостью.
Кроме того, если при совершении выезда на полосу встречного движения вы нарушите дорожную разметку, это однозначно повлечет наложение штрафа.
Запрещено пересекать следующие виды разметки:
- Сплошную линию;
- Двойную сплошную линию;
- Сплошную и прерывистую линию;
- Двойную прерывистую линию (только в случае неработающего или показывающего красный свет светофора).
Если вам пришлось прокатиться по встречке, важно помнить, что лишение водительских прав — не единственный путь разрешения ситуации. В ПДД постоянно заносят определенные коррективы. И часто автолюбители не узнают о них вовремя. По итогам получается так: если инспектор уверяет, что выполненный маневр угрожает конфискацией прав, возразить автомобилисту чаще всего нечем.
А между тем совершенно не за каждый выезд на встречку автолюбителю могут назначить лишение прав управления автомобилем. В обновленном административном кодексе разграничены случаи, где права отнимаются в обязательном порядке, без лишних обсуждений, и где можно ограничиться исключительно административным штрафом. Если присмотреться подробнее, то, зависимо от деталей, выезд на встречку может иметь следующие последствия:
- Полное снятие обвинений;
- Штрафная выплата;
- Конфискация прав на конкретный период.
Когда выезд на «встречку» не карается лишением прав
Водитель должен иметь представление, что грозит за выезд на встречную полосу, а в каких ситуациях выезд не является нарушением, чтобы избежать неправомерных действий со стороны сотрудников ГИБДД.
Случаи, когда выезд на полосу встречного движения является нарушением, прямо указаны в законе (статья 12.15 КоАП РФ). Запрещены законом следующие дорожные ситуации:
- П. 9.2 Правил дорожного движения – выезд на встречную полосу дороги с четырьмя и более полосами.
- В таком случае запрещен обгон, объезд, поворот и разворот, причем развернуться и повернуть водитель, движущийся по многополосной дороге, сможет только на ближайшем перекрестке.
- П. 9.3 Правил – выезд на крайнюю левую полосу на дороге с тремя полосами, средняя из которых – общая.
- Общая полоса, находящаяся посередине, предназначена для обгона, объезда, поворота и разворота водителей с любой из двух остальных полос. Ехать по ней постоянно запрещено.
- П. 11.4 Правил – общие правила, запрещающие обгон в следующих местах:
- Регулируемые перекрестки;
- Пешеходные переходы;
- Железнодорожные переезды и 100 метров перед ними;
- Мосты, эстакады, тоннели;
- На участках с ограниченной видимостью.
- П. 15.3 – объезд автомобилей, стоящих перед переездом.
- Ч. 3 ст. 12.16 КоАП РФ — движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением.
Важно!
Тяжелым нарушением правил дорожного движения является выезд на полосу встречного для водителя движения в следующих ситуациях:
-
пересечение разделительной полосы.
Нарушение правил перестроения через двойную разметку также влечет за собой штраф (5000 рублей) или лишение водительских прав сроком от 4 до 6 месяцев (часть 4 статьи 12.15 КоАП РФ), при повторном нарушении сроком на 12 месяцев. Исключение составляет автоматическая фиксация нарушения (часть 5 статьи 12.15 КоАП РФ). Правила указывают, что за выезд на встречную полосу грозит в такой ситуации только наложением штрафных санкций. -
выезд на полосу реверсивного движения, предназначенную для сотрудников ГИБДД.
Наказание на выезд на полосу встречного для водителя движения — штраф размером 5000 рублей или лишение водительских прав, сроком от 4 до 6 месяцев (часть 4 статьи 12.15 КоАП РФ). Нарушение во второй развлечет за собой лишение водительского удостоверения на срок до 12 месяцев (часть 5 статьи 12.15 КоАП РФ).
- Не уступил дорогу машине с преимущественным правом движения
- Не уступил дорогу машине с разметкой и мигалками
- Выехал на встречную полосу с нарушением правил
- Обогнал машину, когда это запрещено
- Нарушил правила остановки и стоянки
- Причинил вред здоровью из-за нарушений ПДД
- Не выполнил обязанности после ДТП
«Встречка». Это страшное слово не раз нависало над многими автовладельцами и грозило штрафом или даже лишением прав.
Согласно статье 12.15.4 Кодекса об административных правонарушениях:
- Выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
- Выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, описанных выше — влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
Раньше все было гораздо строже. Со временем законодатели поняли, что на такой зыбкой статье, как эта, существует очень большая вероятность наживы для сотрудников ГИБДД и санкции были значительно смягчены.
Формулировки должны быть нейтральными. В протоколе обязательно пишите фразу «НЕ СОГЛАСЕН».
В объяснении обязательно укажите свидетелей происшествия, которых надо заблаговременно «поймать за рукав» и не отпускать, взывая к их совести и активной гражданской позиции, просить дать объяснения вместе с вами или как минимум оставить свои контактные данные для ваших собственных объяснений.
Если в вашем автомобиле нет видеорегистратора, способного «спасти» вас в такой ситуации без лишних движений по поиску сознательных свидетелей, то:
- внимательно оглядитесь;
- запомните, на каких местах расположены камеры наружного наблюдения;
- запишите адреса расположения камер в протокол и объяснения;
- потребуйте (письменно) в объяснении или в протоколе, чтобы сотрудники ГИБДД запросили записи с этих камер.
Это в их полномочиях.
Если у вас есть видеорегистратор, то не спешите отдавать карту памяти сотруднику ГИБДД в руки. Среди них бывают такие фокусники, которые не уступают Гудини и Копперфильду в ловкости. Вы сами не успеете заметить, как ваша карта памяти с записью происшествия исчезнет.
Укажите в объяснении, что имеется запись видеорегистратора, которую вы представите в качестве доказательства в суд. Главное зафиксировать как можно больше фактов и обстоятельств дела на бумаге.
- пункт 9.2 «На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы. При этом не важно — есть разметка или нет, так как количество полос движения определяется разметкой или знаками «движение по полосам», а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов автомобиля. При этом стороной для встречного движения считается половина ширины дороги, расположенная слева.
Согласно ГОСТу, ширина каждой размечаемой полосы движения должна быть не менее 3 метров. Измерять следует реальную ширину дороги. Например, зимняя дорога сужена из-за собранного снега, значит, измерять ширину нужно от отвала до отвала, а не откапывать бордюр под ним. Если есть разметка, то по краям проезжей части от разметки до разметки. И не следует обращать внимание на местные уширения, они на количество встречных полос не влияют.
Согласно ст. 12.15 КоАП, штраф за выезд на встречную полосу в 2019 году является не единственной мерой наказания для провинившегося водителя. Ведь такого рода действия несут угрозу жизни людей, поэтому и расплачиваться за них порой приходится не только деньгами. Что конкретно может грозить автолюбителю помимо материального взыскания при игнорировании пункта 9.2 настоящих правил, рассмотрим ниже.
В качестве наказания за игнорирование ПДД при обгоне, законодательство РФ чаще всего ограничивается составлением административного протокола на сумму от 1000 до 2000 рублей. Лишение прав обычно наступает лишь при следующих обстоятельствах:
- Водитель неоднократно совершал правонарушение по ст. 12.15 КоАПа, о чем есть пометка в базе ГИБДД;
- При опережении транспортного средства через одинарную или двойную сплошную линию, автолюбитель спровоцировал аварию;
- Гражданин длительное время не оплачивает выписанное ему материальное взыскание за нарушение п.9 настоящих правил.
Исходя из этого получается, что если водитель в 2019 году выедет на встречную полосу первый раз, то наказание в виде штрафа ему грозит лишь при условии, что его маневр не стал причиной ДТП. А вот повторное игнорирование ПДД уже будет чревато для автомобилиста арестом его водительского удостоверения на срок от 3 до 12 месяцев.
Если при остановке инспектор ГАИ пытается вменить водителю, что тот нарушил п. 9 настоящих правил, то в первую очередь обвиняемой стороне нужно ознакомиться с предъявленными аргументами полицейского. Ведь в ПДД четко прописаны случаи, когда пересечение сплошной линии разметки считается вполне законным. И если совершенный маневр к ним относится, то выписать штраф гаишник не сможет.
Когда выезд на встречную полосу разрешен?
Если никакие обстоятельства не убедили сотрудника ГИБДД отказаться от возбуждения административного дела, и обвиняемая сторона все равно уехала с выписанным постановлением, то спешить оплачивать штраф не нужно. Ведь законодательство РФ предусматривает возможность обжалования спорных ситуаций в суде, куда нарушителю и следует обратиться в течение 10 дней с момента получения протокола на руки.
Самым простым вариантом разрешения проблемы в пользу виновника окажется отсутствие у сотрудника ГАИ материалов по совершенному правонарушению. В противном случае водителю придется также подготавливать доказательства с места происшествия, чтобы судья смог убедиться в несоответствии дорожного указателя или разметки установленному ГОСТу.
Водитель имеет право поехать по встречке, если на его полосе стоит транспортное средство на аварийке. В соответствии с ПДД, такое препятствие допускается объезжать исключительно с правой стороны по обочине. Однако если она не соответствует требуемым параметрам, например, маленькая либо имеется высокий бордюр, то можно объехать с правой, пересекая сплошную линию.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Существуют случаи, когда водителям удается избежать наказания за выезд на встречную полосу, потому что выясняется, что в данном случае такой маневр был допустим. Такое возможно лишь при выполнении одного из нижеперечисленных условий:
- Если дорога узкая, и на ней не имеется ни разметки, ни дорожных знаков, сообщающих о запрете обгона. На данной дороге отсутствуют какие-либо ограничения по обгону. Когда разметки не имеется, то, соответственно, количество дорожных полос равно двум, четырем и т.д. – четному числу. На узкой дороге чаще всего число полос является равным двум и левая сторона предопределяется стороной для встречки;
- При передвижении автомобиля по трехполосной дороге. Здесь средняя полоса и предназначена именно для обгона. При этом дорога должна быть размеченной. Таких дорог встречается очень мало. Обгонять разрешается при перемещении в какую угодно сторону. В этой ситуации нарушением ПДД является выезд на полосу движения, расположенную с края.
Это особые ситуации, позволяющие водителям беспрепятственно выезжать на встречку. Но они встречаются достаточно редко. Чаще всего за подобные маневры следует отвечать перед законом. Вот когда это происходит:
- Выезд на встречку на четырехполосной дороге. Здесь даже не учитывается фактор наличия разметки. Запрещено выезжать на встречную полосу на шоссе, где движение двустороннее и есть 4 полосы. Поворачивать тут можно только в перпендикулярном направлении при наличии допускающих данные действия дорожных знаков;
- Выезд на встречную полосу на двухполосной дороге. Если дорога размечена, то делать обгоны с выездом на встречку недопустимо;
- При наличии запрещающих знаков и дорожной разметки. Сколько бы не было полос на дороге, и какой бы ни была ее разметка – выезд на встречку запрещен;
- Не допускается выезд на левую сторону трехполосного шоссе;
- Категорически запрещается совершать обгоны на пешеходниках, ж/д путях, мостах, контролируемых развилках и опасных местах шоссе. Необходимо заметить, что тут наличие дорожных знаков не является обязательным условием. Они могут отсутствовать, однако, выезжать на встречку не допустимо.
Конечно всех водителей интересует вопрос: сколько же составит штраф в случае правонарушения автомобилиста и выезда на встречную полосу? Сумма штрафных санкций не является фиксированной. Она зависит от того, как произошло правонарушение, и что оно повлекло за собой. При переезде водителем встречной полосы могло произойти ДТП, и тогда наказание не ограничится штрафом, и даже лишение водительских прав не станет заключительным этапом. Возможно открытие уголовного дела, и по результатам его расследования можно и в тюрьму угодить.
Рассмотрим правонарушения, которые влекут за собой штрафные санкции:
- Объезд препятствия. Ситуация совершается, когда на пути автомобилиста появляются преграды движению в виде аварийных ситуаций, поломок другого автотранспорта, разрушенных частях дороги и т.д. Размер штрафной выплаты за выезд на встречку составляет 1000-1500 руб.;
- При неверных поворотах налево и с заездом на встречную полосу. Ситуация происходит, когда на нерегулируемых перекрестках или при наличии запрещающих дорожных знаков, водителями совершается поворот или разворот с заездом на встречку. Сумма штрафа 1000 – 1500 руб.;
- Преднамеренный заезд или переезд встречной полосы карается штрафом равным 5000 или даже лишением прав;
- Объезд или обгон машины, в результате чего был совершен заезд на встречку. Не допускается также обгон пробок и заезд на трамвайные линии встречного направления. Данное нарушение ведет к взиманию штрафа суммой 5.000 руб., либо водителя лишают прав на полгода.
В случае, когда сотрудник ГИБДД останавливает водителя и указывает, что он совершил нарушение, заключающееся в выезде на встречную полосу, можно попытаться оспорить выдвигаемые обвинения и штрафные санкции. Чтобы отстоять свои права и оградить себя от наказания необходимо соблюдать несколько простых правил:
- Основным документом, фиксирующим совершенное правонарушение, является протокол. В нем описываются все детали неправомерных действий нарушителя. При уверенности в своей правоте и законности своих действий, подписывать этот документ ни в коем случае нельзя. Иначе судебный орган не будет разбираться с этим делом, а наложит на автомобилиста штрафные санкции. Протокол нужно изучить и вписать свое несогласие с указанными в нем данными. Причем, сделать это максимально детально, т.к. этот документ является основным доказательством на судебном процессе. Водителю должна быть предоставлена его копия, и при наличии иных доказательств вся документация передана в суд. Передача документов производится в течение 10 дней со дня совершенного нарушения. При уважительной причине этот срок может быть продлен;
- Попробуйте собрать доказательства вашей невиновности. Можно взять записи с видео регистратора – это самое неоспоримое доказательство, подтверждающее невиновность. При наличии с собой фотоаппарата, смартфона можно заснять на камеру ту ситуацию, при которой произошел выезд на встречное движение. Детальные снимки помогут опровергнуть обвинение. Хорошо, если имеются снимки, подтверждающие, что движение происходило по ПДД;
- Водитель транспортного средства обязательно должен сказать инспектору дорожной полиции о своем несогласии с обвинением и планируемом обращении в суд для обжалования. Это может дать почву для размышлений сотруднику ГИБДД. Ведь отправлять в суд псевдонарушение не стоит. Это может повлечь наказание для сотрудника транспортной полиции. Поэтому правонарушение и составление протокола может быть пересмотрено;
- При действительном нарушении автомобилист может также оспорить свое обвинения, исходя их ситуации. Возможно, что выезд на встречку был совершен в месте, где отсутствовала разметка, или произошли непонятки с разметкой. На дороге существует непрерывистая разметка 1.6, которая является сигналом о скором появлении сплошной полосы. У разметочной полосы длина штриха в три раза меньше расстояния между штрихами, а у предупреждающей линии все наоборот. Длина такой линии равна 50 метрам в населенных районах и 100 метрам на трассе. При отсутствии на шоссе разметки 1,6 можно делать акцент на это при наложении штрафа. Ведь водителя никто не оповестил о запрете обгона. Неправильность разметки может помочь избежать ответственности.
Если штрафных санкций избежать все-таки не удалось, то стоит хотя бы сэкономить и оплатить штраф в течение 20 дней со дня его наложения. Тогда сумма взыскания будет снижена в два раза.
Из практики могу рассказать случай, когда нам удалось спасти права клиенту, автомобиль которого совершил столкновение на полосе встречного движения.
Двигаясь в плотном потоке московской пробке, на повороте левые колеса автомобиля попали на снежную «кашу», заботливо приготовленную коммунальщиками. Автомобиль вышел из-под контроля, медленно «пополз» в сторону встречного направления движения и столкнулся с другим. Повреждения были незначительными, оба водителя оказались воспитанными и понимающими людьми, и дело обошлось без особых эмоций.
Приехавшие через 4 часа сотрудники ГИБДД, не церемонясь, составили протокол за выезд на «встречку» водителю, который не понял «прозрачных» намеков, и уехали.
Судья изначально была непреклонна и не слушала наших доводов о том, что погодные условия и снег сделали свое гадкое дело. Был вызван потерпевший в ДТП, который подтвердил, что целенаправленного выезда на встречку обвиняемый водитель не нарушал. Права остались у клиента.
Напоследок небольшая просьба: будьте терпимы и внимательны друг к другу на дороге, относитесь с пониманием к ситуациям, которые уже произошли, примите их, как факт и не пытайтесь выместить зло на обидчике, если он действительно сделал это не специально.
Если водитель одной стороной своего автомобиля наехал на сплошную линию разметки на участке дороги, где обгон запрещен, считается, что он выехал на «встречку». В правилах дорожного движения (пункт 9.7) указано, что если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам.
Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.
Несмотря на то, что вторая часть этого правила касается только прерывистой разметки, по смыслу – наезжать на сплошные линии также запрещается. Это подтверждают и суды в своих решениях, которые квалифицируют подобные действия как выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения.
В зоне действия знака «Обгон запрещен» выезжать на встречную полосу запрещено. Это надо помнить. При этом не важно, какая разметка на дороге: сплошная или прерывистая. В случаях, если значения дорожных знаков, в том числе временных, и линий дорожной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками.
Обгон без выезда на полосу встречного движения на дорогах с двумя и более полосами, предназначенными для движения попутного транспорта, называется опережением. Проезжие части встречных потоков на таких дорогах, как правило, отделяются друг от друга разделительной полосой или двумя сплошными линиями разметки.
Если, совершая опережение, водитель пересек сплошную линию разметки, то его действия попадают под часть 1 статьи 12.16. КоАП РФ.
В правилах дорожного движения указано, что обгон запрещен в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью (пункт 11.4 ПДД РФ).
На таких участках дорог, как правило, нанесена сплошная линия разметки, пересекать которую нельзя. За нарушение данного правила водителю грозит лишение водительских прав.
В соответствии в ПДД РФ автомобили, попавшие в ДТП и мешающие проезду, являются препятствием. «Препятствие» – неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.
Если объехать место ДТП через сплошную линию разметки с выездом на встречную полосу движения, действия водителя будут квалифицированы по части 3 статьи 12.15. КоАП РФ.
Проезд перекрестка изначально сопровождается заездом на территорию встречной полосы. Это не противоречит ПДД, если водитель движется по своей полосе попутного движения. Однако есть и ряд дополнительных нюансов, которые нужно соблюдать участникам дорожного движения:
- на любых типах перекрестков запрещен обгон с перестроением, в том числе с выездом на встречную полосу (если нужно выполнить такой маневр, необходимо дождаться окончания перекрестка);
- как указывалось выше, при поворотах на перекрестке нельзя создавать ситуацию, когда машина после завершения маневра окажется на полосе встречного движения;
- при выполнении разворотов в пределах перекрестка нужно убедиться, что этот маневр не запрещен знаками.
В статье 12.13 КоАП РФ, предусматривающей наказание за нарушением правил при проезде перекрестков, нет специальных составов по выезду на встречку. Поэтому при выявлении нарушений и рассмотрении административных дел будут применяться общие нормы КоАП РФ.
Вид и размер наказания при движении по встречной полосе зависит от дорожной ситуации и действий водителя, характера нарушения, требований дорожных знаков и разметки, положений ПДД. В КоАП РФ есть сразу несколько статьей, по которым может последовать ответственность. Рассматривать дела, связанные с выездом на противоположную сторону движения, могут должностные лица ГИБДД. Если статья предусматривает наказание в виде лишения прав, дело передается на рассмотрение в суд.
За некоторые нарушения, предусмотренные статьями 12.15 и 12.16 КоАП РФ, водителя могут лишить прав. Такое решение может принимать только суд, причем факт выезда на встречную полосу должен быть подтвержден протоколом сотрудника ГИБДД. Если проступок отмечен только на камерах автофиксации, дело закончится только наложением штрафа. Лишить прав могут:
- при любом выезде на встречную полосу или трамвайные пути, если суд посчитает недостаточным взыскание штрафа – срок лишения составит от 4 до 6 месяцев (ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ);
- при повторном выезде на встречную полосу или трамвайные пути – прав лишат на 1 год, а заменить его штрафом могут только при рассмотрении дела по записям камер.
Как суд решает, какое наказание назначить за выезд на встречную полосу, если в ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ есть штраф и лишение прав? В этом случае оцениваются все обстоятельства дела, личность водителя, потенциальная опасность маневра для других участников движения. Например, суд нередко сразу выдает лишение прав, если водителя часто привлекали за другие нарушения ПДД. Это логично, так как нарушитель сознательно игнорирует правила, ставит под угрозу себя, других водителей и пешеходов.
Если у вас возникли вопросы, связанные с привлечением к ответственности за движение по встречной полосе, обращайтесь к нашим юристам. Мы поможем даже в самой сложной ситуации!
Иногда перемещение по встречной части дороги допускается. Традиционно не карается кратковременное пересечение линии или проезд по ней. Это возможно при возникновении следующих условий:
- Обгон тихоходных ТС. Для предотвращения скопления машин разрешается пересекать сплошную линию разметки. Тихоходные ТС отмечаются специальными символами (треугольниками) и способны развить скорость не выше 30 км/ч. К подобным средствам относится специальная дорожная техника для ремонта.
- Объезд препятствий по встречной. Закон не устанавливает точный перечень возможных ситуаций. Легальный объезд происходит в случае, если нельзя продолжить перемещение в прежнем направлении по указанной полосе. Причиной может стать неподвижный объект, обвал грунта и т. д. Запрещен объезд на дороге с 4 полосами или более. При наличии 3 частей нельзя выезжать на левую. Запрещается выезд на встречку, если рядом располагается железнодорожный переезд.
- При наличии временной (желтой) разметки. Если она проходит через чужие полосы движения, водитель может двигаться по ней, не создавая помехи. Традиционно такая разметка оставляется при проведении дорожных работ или наличии иных препятствий, которые невозможно быстро устранить.
- Обгон. Разрешается совершать при отсутствии запрещающей линии. Обгон по встречке можно сделать, если есть прерывистая разметка. В ряде случаев маневр запрещен. Например, при наличии знаков. Водитель должен грамотно оценить время и расстояние. Нельзя совершать двойной обгон, если другая машина уже выехала на встречку.
Чтобы ответить на вопрос о том, какой штраф за выезд на встречную полосу придется заплатить, необходимо учитывать ряд обстоятельств. Например, перемещение по дороге с односторонним движением в обратном направлении является нарушением, которое с высокой вероятностью может стать причиной аварии. За подобную ошибку водителя могут лишить прав.
В редких случаях выезд вопреки правилам признается крайней необходимостью. Судебная практика показывает, что даже при угрозе ДТП такой маневр чаще всего становится причиной штрафа или изъятия прав. Если водитель пытался избежать аварии, ему придется найти свидетелей и доказать, что он соблюдал дистанцию, а резкое торможение не могло смягчить удар. Выезд на встречную чаще всего считается необходимостью, если пешеход нарушил правила, а водитель мог сохранить ему жизнь только таким способом.
Штрафы за выезд на встречную, стоянку и обгон: как по закону
Разворот может выполняться на перекрестке или вне его. В первом случае необходимо занять крайнее левое положение. Совершать разворот на перекрестке, если сходятся дороги с 2 полосами, нельзя, т. к. водителю придется сместиться на крайнюю правую часть или использовать задний ход. На прямых дорогах допускается использование пространства возле обочины, если места для маневра недостаточно. При этом водитель должен пропустить других участников и убедиться, что он никому не мешает.
Нельзя совершать разворот в тоннелях, при наличии пешеходных переходов неподалеку, через сплошную разметку, в условиях ограниченной видимости, на остановках и т. д.
При развороте выезд на встречную носит кратковременный характер, т. е. отсутствует движение по чужому полотну дороги в течение продолжительного времени. Штраф за данное нарушение не превышает 1500 руб.
Движение в обратную сторону при одностороннем перемещении является грубым нарушением ПДД. Легкое наказание (размер штрафа – 5000 руб.) применяется, если водитель раскаивается и время транспортировки было относительно небольшим. Такое может произойти при развороте и последующей парковке, если дорога была пустой. Чаще водителей лишают прав на 6 месяцев. При повторном нарушении действует новый штраф – отстранение от вождения на год.
При движении по реверсивной полосе перестраиваться разрешается только в том случае, если виден следующий светофор и на экране горит разрешающий сигнал. Сменить часть дороги можно в любой момент.
Правилами разворот на реверсивных полосах через разделительную разметку слева не запрещен прямо, но можно обнаружить косвенные указания на невозможность такого маневра. На подобных дорогах разрешается менять направление движения только в случае, если обе части предполагают перемещение в одну сторону. По этой причине запрещен выезд на чужую часть дороги и пересечение крайней левой разделительной черты.
Для предотвращения спорных ситуаций и получения наказания за езду по чужой стороне рекомендуется использовать видеорегистратор. Зафиксированные доказательства помогут при судебном разбирательстве. Это важно в тех случаях, когда мнение сотрудника ГИБДД не совпадает с указанным в ПДД РФ или может трактоваться двусмысленно.
Правилами предусмотрено существование крайней необходимости нарушения норм. Наказание может быть смягчено, если водитель докажет, что иного способа решения проблемы не было, а причиненный вред оказался меньше, чем возможный при стандартном соблюдении ПДД. Однако судебная практика показывает, что такие случаи редки.
Не забирают водительские права при относительно небольших нарушениях правил. Например, при объезде препятствий, если факт наличия помехи был установлен. Лишение прав происходит лишь в том случае, если человек ошибочно принял обгон за объезд. Подобное может произойти при выезде на встречную часть из-за остановившегося автобуса или медленного ТС.
Разворот с перемещением на чужую часть дороги предусматривает штраф. Это связано с отсутствием факта движения в обратном направлении. При совершении нарушения водитель лишь пересекает разметку.
Если факт нарушения очевиден, рекомендуется не пытаться доказать свою невиновность. Не следует принимать агрессивную позицию и приводить доводы для смягчения наказания, если их уже рассмотрели. Традиционно раскаяние позволяет сменить санкции с изъятия прав на штраф (5000 руб.).
Самое распространенное нарушение ПДД, связанное с лишением права управления, для не злостного нарушителя является выезд на полосу движения, предназначенную для встречного движения. Однако не каждый выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, влечет за собой лишение права управления транспортными средствами. Лишить права управления могут только за те нарушения, которые квалифицируются по следующим статьям: ст. 12.15. ч. 4 КоАП РФ — Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев. ст. 12.16. ч.3 КоАП РФ — Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением — влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев. Для квалификации действий водителя по ст. 12.15. ч.4 КоАП РФ необходимо соблюдение нескольких условий: 1. должен осуществляться выезд, а не поворот или разворот. 2. выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, должен быть связан с нарушением требований ПДД, дорожных знаков или разметки. 3. должна существовать полоса, предназначенная для встречного движения (на дорогах с односторонним движением такая полоса отсутствует), либо трамвайные пути встречного направления. При отсутствии хотя бы одного из указанных условий действия водителя не могут квалифицироваться по ст. 12.15. ч.4. КоАП РФ. Для квалификации действий водителя по ст. 12.16. ч.3 КоАП РФ необходимо соблюдение нескольких условий: 1. движение должно осуществляться во встречном направлении. 2. дорога должна быть с односторонним движением (дорога, по которой движение маршрутных транспортных средств осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств, не будет являться односторонней дорогой). При отсутствии хотя бы одного из указанных условий действия водителя не могут квалифицироваться по ст. 12.16. ч.3. КоАП РФ.
Выезд на встречную: когда можно, когда нельзя, и что говорить инспектору ДПС
Наказание за выезд на встречку является одним из наиболее распространенных нарушений ПДД, с которыми сталкиваются водители. Выявить такой факт могут следующими способами:
- на основании записей или фото с камер автофиксации, установленных на дорогах;
- при оформлении документов после ДТП (местонахождение машин и траектория их движения перед столкновением обязательно фиксируются в схеме извещения, материалах ГИБДД);
- при надзоре за безопасностью дорожного движения, который осуществляют сотрудники ГИБДД.
От способа выявления нарушения зависит порядок рассмотрения дела, перечень возможных санкций, тактика защиты. В любом случае, если вам привлекают к ответственности за выезд на встречку через одну сплошную, либо при иных обстоятельствах, сразу обращайтесь к юристам. За наиболее серьезные нарушения, связанные с заездом на разграничительные линии или встречные полосы, может грозить лишение прав.
Если сотрудник ГИБДД выявил факт нарушения правил, в том числе противоправный выезд на встречную полосу, составляется протокол. В зависимости от вида нарушения и возможных санкций, дело будет рассмотрено на месте проступка, в отдельном разбирательстве должностным лицом ГИБДД, либо в суде. Ниже расскажу, что грозит за выезд на встречку впервые, какие способы защиты можно предпринять при рассмотрении дела.
Выезд на встречку — лишение или штраф 2020?
Шанс гарантированно уйти от лишения прав при нарушении правил взаимодействия со «встречкой» наступает только в двух случаях:
- Если водитель объезжал неподвижное препятствие,
- Если водитель поворачивал налево или разворачивался.
В двух этих случаях (статьи 12.16 ч. 2 и 12.15. ч. 3 КоАП РФ соответственно) максимальное наказание – штраф 1500 р. Это важно помнить так как во время взаимодействия с полицией автолюбитель может неожиданно для самого себя оговориться и подписать не те протоколы.
Важно! Если вы поворачивали или разворачивались через двойную сплошную под знак по «встречке» то именно это и должно фигурировать в протоколах. К движению по встречной полосе эти действия отношения не имеют.
Из описанного выше можно сделать справедливый вывод – лишиться прав за нарушение законов о встречной полосе можно во всех случаях кроме, объезда неподвижного препятствия и разворота (поворота). Абсолютно все другие случаи содержат в себе норму лишения прав как один из вариантов наказания. Практика показывает, что в спорной ситуации скорее всего автомобилиста подвергнут именно лишению прав.
Административное наказание, присуждающееся водителю, выехавшему на «встречку» в неположенном месте, впервые было заявлено в далеком 2007 году. С тех пор водители стали нести ответственность в связи с этим за:
- нарушение законодательных норм;
- за то, что подвергают опасности жизнь не только свою, но и пассажиров, а также граждан, находящихся в других автомобилях, движущихся по встречному направлению.
Однако, в это же время, многие недобросовестные представители дорожно-патрульной службы стали пользоваться нюансами правил дорожного движения и неграмотностью водителя во благо себе, применяя санкции неправомерно.
Так, случается, что упомянутые представители закона специально или случайно путают обгон по встречной полосе, например, с разворотом. В искомой ситуации трудно, но можно оспорить неправомерную претензию сотрудника государственной структуры, однако все же можно следующим образом:
- выезжая на встречную полосу для обгона, вы совершаете незначительное перестроение, которое не сложно определить издалека;
- в то же время, при развороте водитель должен встать поперек встречной части дороги, следовательно, будет понятно, что он никак не идет на обгон.
Возможно, Вас заинтересует информация, какой полагается штраф за проезд на красный свет. Об этом в специальной статье.
Важно кроме того также учитывать нюанс, возникающий в зоне действия знака «въезд запрещен». В массе своей искомый знак находится на проезжих частях с односторонним движением. При условии, что водитель повернул в зону действия знака через встречную полосу, считается, что правила, оговаривающие ее пересечение, он не нарушил, однако, все же нарушил предписание знака, и должен понести наказание в виде денежной санкции, величина которой равна 500 российским рублям.
Штрафные санкции за выезд на «встречку»
Едете вы по дороге с двумя полосами, которые разделены прерывистой линией (разметка 1.5). Впереди плетется грузовик, встречная свободна, запрещающих знаков нет. Включаете поворотник и начинаете обгон. И, как назло, практически сразу прерывистая превращается в сплошную (разметка 1.1), продублированную знаком «Обгон запрещен» (3.20), который спрятался за деревьями.
Если действовать строго по Правилам дорожного движения, нужно снизить скорость и вернуться в свою полосу, не пересекая сплошную. Но это не всегда возможно физически — порою приходится возвращаться в свою полосу уже через сплошную. Если этот маневр заметит инспектор ДПС, водитель лишится прав за выезд на встречку. Законно? Не совсем.
Применение дорожной разметки и знаков должно соответствовать определенным требованиям (ГОСТ Р 52289–2004). Прерывистая разметка используется на дорогах для разделения транспортных потоков противоположных направлений. На опасных участках (поворот или подъем) наносится сплошная линия. Но прерывистая должна переходить в сплошную не сразу. Сначала идет пунктир с удлиненными штрихами (разметка 1.6), предупреждающий водителя о приближении к сплошной. Тому вполне достаточно такого участка длиной 50–100 метров, чтобы своевременно сориентироваться. Вдобавок незадолго до сплошной линии на дорожное полотно наносятся стрелки, указывающие на необходимость вернуться на свою полосу (разметка 1.19). И знак, запрещающий обгон, в идеале нужно дублировать слева. Тогда водитель сможет заранее оценить ситуацию и принять верное решение. Но часто ли вы видели такую организацию информирования на наших дорогах?
Типы дорожной разметки.
В Швеции проблему выезда на встречную полосу решили кардинально. По принятой национальной программе Vision Zero (концепция нулевой смертности) на дорогах исключили возможность выезда на встречную полосу. Это так называемая схема «2 + 1» — две полосы в одну сторону и одна навстречу. Причем средняя меняет направление каждые несколько километров, чтобы можно было обгонять. Встречные потоки разделены тросовыми ограждениями. В тех же местах, где ширина дороги не позволяет оборудовать три полосы, грамотно нанесенная дорожная разметка и расставленные знаки просто не дают водителю возможности ошибиться.
С 1990 года в Швеции таких дорог построили более 2500 км. Результат — 145 ежегодно сохраненных жизней уже в первое десятилетие работы проекта Vision Zero. Помимо этого построили 12 600 безопасных пешеходных переходов, надземных и подземных, что вдвое сократило смертность в авариях. В прошлом году в Швеции погибло 264 человека. А в России только за пять месяцев нынешнего года — 7537 человек. При такой разнице даже размерами страны не прикрыться.
Впрочем, у нас тоже ограничивают выезд на встречку. Но темпы работы черепашьи. Сейчас на федеральных трассах установлено 66,6 км тросовых ограждений, разделяющих встречные потоки. По данным Росавтодора, тросовые ограждения сокращают аварийность на магистралях более чем на 25%.
На трассе А107 ММК «Ярославско-Горьковский перегон» благодаря таким ограждениям количество аварий снизилось на 80%! Больший эффект получен разве что на аварийном участке федеральной трассы Р217 «Кавказ» — 81,8%.
На остальных магистралях результаты более скромные, но все-таки вселяющие оптимизм. Трасса А104, Москва — Дмитров — Дубна (31–37‑й км): с января по сентябрь 2013 года произошло 17 аварий — погибло 7 человек, ранено 29, а после установки тросовых ограждений здесь же за аналогичный период 2014 года случилось лишь 11 ДТП — 17 раненых, погибших нет вовсе. На трассе М7 «Волга» снижение аварийности составило 10%.
Автодорога с формулой «2+1».
Конечно, это крохи по сравнению с общей протяженностью федеральных, региональных и местных дорог. И почему бы не направить финансирование из федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения» на обустройство всех дорог тросовыми ограждениями? Это принесет больше пользы, чем вливание огромных средств в пропаганду культуры вождения, — сократится количество погибших, а водителей перестанут наказывать за вынужденный выезд на встречку.
Павел Ручьев, начальник Управления эксплуатации автомобильных дорог Росавтодора
Тросовые ограждения — надежное средство разделения встречных потоков, и обходятся они в полтора раза дешевле металлических. В текущем году мы планируем установить еще 80 км таких конструкций в разных регионах страны.
В качестве примера рассмотрим ситуацию, где водитель едет по дороге объезжая какое-то препятствие, например припаркованный автобус, он проезжает мимо. Слева у него сплошная линия разметки, его останавливают и вменяют ему нарушение пункта правил 11, то есть неправомерный выезд на полосу встречного движения.
Соответственно сотрудники ДПС уверяют его в том, что он выехал на дорогу, предназначенную для встречного движения, и тем самым нарушил требования правил дорожного движения и составляют протокол. Сотрудник ДПС составляет протокол и отправляет на разбор в ГИБДД, пишет в протоколе объяснения и дальше идет все по процедуре. Сразу по вопросу, являться ли в ГАИ?