Учет возмещения ущерба при ДТП

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет возмещения ущерба при ДТП». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

ДТП. Ремонт на СТО. Страховое возмещение. Учет

295 грн. у місяць

Онлайн бухгалтерія

для ФОП і малого бізнесу

перші 30 днів безкоштовно!

более 30 онлайн-сервисов!

Ставка — от 0.01%

Срок — до 180 дней

Сумма — до 20 000 грн.

  • Адвокаты
  • Юристы
  • Нотариусы
  • Суды
  • Прокуратуры
  • Налоговые инспекции
  • Государственные администрации
  • Пенсионные фонды
  • Полиция
  • Центры занятости
  • Винница
  • Днепр
  • Житомир
  • Запорожье
  • Ивано-Франковск
  • Киев
  • Кропивницкий
  • Луцк
  • Львов
  • Николаев
  • Одесса
  • Полтава
  • Ровно
  • Сумы
  • Тернополь
  • Ужгород
  • Харьков
  • Херсон
  • Хмельницкий
  • Черкассы
  • Чернигов
  • Винница
  • Днепр
  • Житомир
  • Запорожье
  • Ивано-Франковск
  • Киев
  • Кропивницкий
  • Луцк
  • Львов
  • Николаев
  • Одесса
  • Полтава
  • Ровно
  • Сумы
  • Тернополь
  • Харьков
  • Херсон
  • Хмельницкий
  • Черкассы
  • Чернигов

Учет страховых выплат по автогражданке

  • «Дебет-Кредит» 2021
  • «Дебет-Кредит» 2020
  • «Дебет-Кредит» 2019
  • «Дебет-Кредит» 2018
  • «Дебет-Кредит» 2017
  • «Дебет-Кредит» 2016
  • «Дебет-Кредит» 2015
  • «Дебет-Кредит» 2014
  • «Дебет-Кредит» 2013
  • «Дебет-Кредит» 2012
  • «Дебет-Кредит» 2011

Прежде чем перейти к описанию процедуры возмещения ущерба при ДТМ с виновника, необходимо разобраться, что понимается под термином «ущерб». Несмотря на часто практическое применение, далеко не все заинтересованные стороны понимают, что он означает. Ущерб при ДТП формируется из трех основных составляющих, каждая из которых требует отдельного рассмотрения.

Представляет собой повреждение или лишение имущества, а также других благ, выраженное в денежном исчислении. Речь идет не только о транспортном средстве, но и перевозимых грузах или другой собственности, которая находилась в автомобиле в момент аварии.

Главное, что нужно помнить – материальный ущерб относится к страховым, поэтому возмещается в рамках обязательного и добровольного страхования. Материальный ущерб делится на три вида:

  • непосредственный вред имуществу потерпевшей стороны;
  • затраты, которые предстоят и связаны с восстановлением или ремонтом имущества;
  • упущенная прибыль, которая могла быть получена при дальнейшей эксплуатации вышедшего из строя имущества.

Возмещение материального ущерба в рамках обязательного страхования по ОСАГО предусматривает получение до 400 тыс. руб. Выплата осуществляется страховой компанией, которая выдала полис владельцу автомобиля, ставшего причиной ДТП.

Сумма выплаты со стороны страховой компании может быть увеличена при оформлении полиса КАСКО. Если ущерб превышает покрытие по страховке пострадавшей стороне придется обращаться в суд.

Название этой разновидности ущерба при ДТП не требует дополнительных комментариев и пояснений. В рамках страхового покрытия по ОСАГО возможна выплата до полумиллиона рублей. Конкретная сумма определяется в зависимости от тяжести нанесенного вреда по правилам, принятым конкретной страховой компанией.

Если речь идет о тяжком увечье, допускается возмещение ущерба в более серьезном размере. Но для этого потребуется обращение в суд и соответствующий вердикт судьи. Судебное решение потребуется и в том случае, если у виновной стороны отсутствует страховка.

Возмещение ущерба после ДТП виновником: порядок, сроки, образец иска

Большая часть ДТП по своим финансовым последствиям вписывается в рамки ОСАГО, оформленного подавляющим большинством участников дорожного движения. Поэтому проблем с получением компенсации обычно не возникает, так как она исправно выплачивается страховой компанией.

Необходимость возмещения ущерба от ДТП с виновной стороны возникает в следующих ситуациях:

  • величина ущерба превышает максимальную выплату страховой компании;
  • виновная сторона не оформила страховку или полис не является действительным;
  • обстоятельства ДТП не входят в число страховых случаев, предусмотренных полисом ОСАГО или КАСКО. Например, ущерб нанесен не в процессе движения, а во время размещения автомобиля на стоянке;
  • потерпевшая сторона желает взыскать компенсацию за полученный моральный вред.

Базовый принцип расчета размера компенсации, заложенный в законодательстве, предусматривает выплату суммы, достаточной для восстановления исходных характеристик транспортного средства. Обязательным условием выступает учет степени износа автомобиля до момента попадания в ДТП.

Стандартные правила расчета компенсации предусматривают включение в итоговую сумму следующих расходов:

  • ремонт и восстановление транспортного средства;
  • транспортировка машины с места аварии в автосервис;
  • уменьшение товарной стоимости авто (рассчитывается для автомобилей со сроком эксплуатации до 5 лет или уровнем износа в пределах 35%);
  • все виды морального вреда, причиненного потерпевшей стороне;
  • потерянный заработок, затраты на лечение и другие подобные расходы, непосредственно связанные с ДТП;
  • сопутствующие обращению в суд затраты – услуги независимого оценщика и/или юриста, почтовые расходы и т.д.

После определения размера возмещения, который необходимо получить с виновной стороны, следует переходить к следующему этапу процедуры взыскания. Она предусматривает два варианта получения компенсации – добровольный (досудебный) и принудительный (с помощью суда).

Такой вариант решения проблемы на практике встречается нечасто. Тем более – если речь идет о серьезной сумме, необходимой, например, для ремонта дорогостоящей иномарки. Действующее законодательство предусматривает достаточно четкую процедуру досудебного урегулирования проблемы возмещения ущерба. Она предусматривает следующие действия потерпевшей стороны:

  • получение справки из ГИБДД, подтверждающей факт ДТП и виновника аварии;
  • обращение в страховую компанию для подтверждения отказа выплачивать требуемую сумму;
  • проведение оценки размера ущерба, которой занимается независимый эксперт;
  • направление виновной стороне претензии.

Последний документ заслуживает особенно пристального внимания. Он составляется в произвольной форме и включает следующую информацию:

  • сведения о виновной стороне как адресате документа;
  • обстоятельства ДТП;
  • описание сути проблемы, которая заключается в недостаточности компенсации, полученной в рамках страховки;
  • претензия в адрес виновной стороны, включая сумму ущерба;
  • подпись заявителя.

В претензии обязательно указывается не только сумма, которую требуется возместить, но и срок, когда это необходимо сделать. Отсутствие реакции со стороны виновника ДТП означает необходимость переходить на следующую стадию разрешения конфликта – подаче искового заявления в суд.

К претензии прилагается комплект сопутствующих документов, в состав которого входят:

  • акт о наступлении страхового случая;
  • справка из ГИБДД об обстоятельствах ДТП;
  • другие документы, подтверждающие позицию заявителя, например, чеки на ремонт, экспертное заключения независимого оценщика и т.д.

Претензия направляется адресату заказным письмом. Если реакция со стороны виновника отсутствует, целесообразно приступать к процедуре возмещения ущерба при ДТП через суд.

Как в таком случае рассчитывается сумма компенсации ущерба? Общая сумма за ущерб имуществу всем пострадавшим в одном ДТП равна пятикратной сумме максимальной выплаты, то есть сейчас она составляет 5*130 тыс.=650 тыс. грн.

Однако в законе «Об ОСАГО» прописано: в случае, если общий размер ущерба по одному страховому случаю превышает пятикратную страховую сумму (650 тыс. грн.), возмещение каждому потерпевшему пропорционально уменьшается. Так что в ряде случае ДТП с большим количеством поврежденных авто или несколькими автомобилями с существенным повреждениями, каждому пострадавшему может быть выплачена компенсация, не покрывающая всю сумму ущерба.

Так что делать, если ремонт обошелся дороже, чем страховая выплата:

  1. Получить «недостающую» сумму можно только с виновника ДТП – добровольно или через суд.
  2. До тех пор, пока Верховная Рада не примет новый закон «Об ОСАГО», чтобы избежать ситуаций, когда страховой выплаты по ОСАГО не хватает для ремонта советую заключать договор дополнительной гражданской ответственности и КАСКО.

Размер ущерба по общему правилу определяется страховой компанией виновника ДТП после того, как потерпевший подаст заявление о выплате страхового возмещения. Оценщик со страховой компании виновника должен осмотреть транспортное средство потерпевшего и дать экспертное заключение о размере нанесенного ущерба и стоимости восстановительных работ. По понятным причинам оценщик со страховой компании виновника ДТП будет всячески пытаться занизить размер ущерба, с целью уменьшения страховой выплаты. Но мы поможем вам оспорить экспертное заключение страховой компании, провести независимую оценку материального ущерба и доказать в суде истинный размер убытков. Здесь важно понимать, что страховая компания возмещает ущерб при ДТП только в пределах граничных лимитов, которые по состоянию на 2020 год составляют 100 000 гривен для ущерба нанесенного имуществу пострадавшего, и 200 000 гривен для ущерба нанесенного здоровью и жизни пострадавшего. Соответственно разницу между страховым лимитом и реальным ущербом имуществу или здоровью потерпевшего, виновник ДТП должен возместить самостоятельно.

Процедура возмещения ущерба при ДТП также зависит от того, вызывали ли вы полицию на место ДТП, или воспользовались процедурой добровольного урегулирования конфликта через Европротокол. Везде есть свои плюсы и минусы. Составление Европротокола выгодно, если вы не хотите тратить свое время на ожидание сотрудников патрульной полиции, а виновник ДТП согласен добровольно признать свою вину при этом избегая штрафа за нарушение правил дорожного движения и волокиты с возвратом прав после их изъятия сотрудниками полиции. Недостатком Европротокола является тот факт, что вы не можете его составить, если есть вред жизни или здоровью одного из участников ДТП, или кто то из участников находится в состоянии алкогольного опьянения или под действием наркотиков. Помимо этого, размер ущерба при ДТП, подлежащего возмещению, строго ограничен при составлении Европротокола. Грубо говоря, Европротокол выгоден при незначительных ДТП, когда оба участника не употребляли спиртного.

Этот вопрос немаловажный в Украине, поскольку касается всех транспортных средств с иностранной регистрацией, так называемых Евроблях. В такой ситуации процесс возмещения ущерба значительно упрощается, если за рулем транспортного средства действительно находился иностранец, который имеет «Зеленую карту». Сама процедура возмещения ущерба при ДТП с виновником, имеющим иностранную регистрацию транспортного средства, гораздо сложнее и более растянута по времени. В последнее время страховые компании практикуют постоянные отказы в выплате страхового возмещения по транспортным средствам с иностранной регистрацией. В таком случае, возместить нанесенный ущерб возможно только через суд.

В случае отсутствия виновника ДТП, или отсутствия у виновника страхового полиса, возмещение ущерба, нанесенного вследствие дорожно-транспортного происшествия, осуществляется Моторно-транспортным бюро Украины (МТСБУ). Процедура возмещения ущерба МТСБУ аналогичная процедуре возмещения страховой компанией. То есть, вам также нужно подать соответствующее заявление в МТСБУ, приложить копии всех документов, касающихся ДТП, предоставить для оценки ущерба поврежденный автомобиль, и дождаться соответствующей выплаты.

4 случая, когда страховой выплаты не хватит на ремонт

Возмещение по страховому полису автогражданки – это средства, которые выплачивает страховая компания пострадавшим в дорожном происшествии. Имеются в виду аварии, спровоцированные водителями, управляющими застрахованными транспортными средствами (ТС). По закону Украины, выплаты производятся до 90 дней после подачи всех документов страховщику. Некоторые компании возмещают ущерб в течение 10-15 дней, до получения судебного решения.

Согласно законодательным изменениям, в 2020 году в Украине установлены новые лимиты страховых выплат. Компенсация за вред имуществу, нанесенный пострадавшей стороне, составляет 130 000 гривен, за ущерб, причиненный жизни и здоровью, – 260 000 гривен.

В ситуации, когда фиксация страхового случая происходит путем оформления европротокола, установлен отдельный размер максимального лимита – 50 000 гривен. Воспользоваться европротоколом можно по обоюдному согласию водителей-участников, у которых есть полисы ОСАГО. При этом в ДТП не должно быть пострадавших людей, а у автовладельцев – признаков наркотического, алкогольного опьянения.

При серьезных авариях максимального лимита недостаточно для полного покрытия ущерба. Статистика показывает, что так происходит в четырех из десяти дорожно-транспортных происшествий. В этих случаях виновник ДТП выплачивает разницу из собственных средств. Избежать непредвиденных расходов позволяет заключение дополнительного договора к обязательному полису автогражданки, который покрывает расходы сверх лимита ответственности.

Если полиса дополнительной гражданской ответственности нет, получить недостающие средства можно по добровольному согласию виновника ДТП или через суд, если договориться не удалось.

Расчет ущерба проводят по методикам товароведческих экспертиз. Применяется следующая формула:

Ущерб = СР + СМ + СС * (1 – ФЗ) + ВТВ, где

СР – стоимость работ по ремонту и покраске;

СМ – стоимость материалов для восстановления;

СС – стоимость подлежащих замене деталей и узлов авто;

ФЗ – коэффициент физического износа;

ВТВ – величина товарного вида.

Из насчитанного страхового возмещения вычитается налог на добавленную стоимость. Но эту часть выплат можно дополучить, если ремонт производился на СТО.

Экспертиза по определению размера повреждений ТС и сумме компенсации проводится в присутствии владельца авто. Если он не согласен с выводами, может организовать независимое исследование.

Исходными данными для расчета являются год выпуска, марка, модель авто. В алгоритмы работы инструмента заложены цены запасных частей на все марки и модели авто, среднерыночная стоимость нормо-часа работы специалиста станции технического обслуживания. Онлайн-калькулятор дает ориентировочный результат.

Желательно сообщить представителю СК о наступлении страхового события с места происшествия, не позднее, чем в течение трех рабочих дней. Агенту нужно сказать Ф.И.О., серию и номер страхового полиса, номер мобильного телефона, данные о других участниках аварии. Желательно описать визуальные повреждения транспортных средств, обстоятельства ДТП. На место аварии, если нет условий для оформления европротокола, необходимо вызвать полицию.

Начнем с того, что некая организация ООО «Луч» в соответствии с Законом от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон № 40-ФЗ), застраховала в феврале 2010 г. принадлежащий ей автомобиль. По условиям страхования срок ОСАГО определен с 11 .февраля 2010 г. по 11февраля 2011 г. Страховая премия по полису составила 5200 руб.

Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) в течение периода, к которому они относятся. Об этом сказано в пункте 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденном приказом Минфина от 27сентября 1998 г. № 34н.

Бухгалтер ООО «Луч» сделает следующие записи в бухгалтерском учете:

10.02.10: Дебет 76.1 Кредит 51

– перечислена сумма страховой премии по полису ОСАГО – 5200 руб.

11.02.10: Дебет 97 Кредит 76.1

– отнесена в расходы будущих периодов сумма страховой премии – 5200 руб.

28.02.10: Дебет 26 Кредит 97

– списана в расходы часть страховой суммы:

256,44 руб. (5200 : 365 х 18 = 256,44)

31.03.10: Дебет 26 Кредит 97

– списана в расходы часть страховой суммы:

441,64 руб. (5200 : 365 х 31 = 441,64)

30.04.10: Дебет 26 Кредит 97

– списана в расходы часть страховой суммы:

427,40 руб. (5200 : 365 х 30 = 427,40)

Если страховой случай не наступит, бухгалтер ежемесячно будет включать в расходы часть страховой премии по описанной выше схеме. А в феврале 2011 г. он отразит в расходах оставшуюся часть суммы.

Для простоты учета бухгалтеры часто рассчитывают ежемесячную сумму страховки простым делением на 12 месяцев. Страдает точность, но экономится время. Возникающая разница, как правило, не приводит к существенному искажению себестоимости.

В налоговом учете расходы на страхование подлежат учету в соответствии с пунктом 1 статьи 272 НК РФ равномерно, в течение срока действия договора. Поэтому разницы между бухгалтерским и налоговым учетом не возникает.

Если машина попала в аварию, ущерб возмещается страховой компанией виновника ДТП.

Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:

  1. в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, но не более 160 тысяч рублей;
  2. в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, но не более 160 тысяч рублей;
  3. в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, но не более 120 тысяч рублей.

Эти нормы установлены статьей 7 Закона.

При поступлении страховой суммы на счет организации ее нужно отразить в бухгалтерском учете как прочие доходы, а сумму, потраченную на ремонт автомобиля – в составе расходов от обычных видов деятельности.

Вернемся к предыдущему примеру. Предположим, что в мае 2010 г. машина попала в аварию, виновником которой был водитель другой организации. Расходы на ремонт автомобиля составили 160 000 рублей, а полученное страховое возмещение составило 120 000 руб.

Бухгалтер ООО «Луч» проведет в учете следующие записи:

25.05.10: Дебет 26 Кредит 60

– приняты к учету расходы на ремонт автомобиля, согласно документам от автосервиса – 135 593 руб.

25.05.10: Дебет 19-3 Кредит 60

– выделен НДС на основании счета-фактуры – 24 407 руб.

25.05.10: Дебет 91-2 Кредит 19-3

– отражен НДС в составе прочих расходов – 24 407 руб.

31.05.10: Дебет 51 Кредит 76.1

– получено страховое возмещение от страховой компании в сумме 120 000 руб.

28.05.10: Дебет 76.1 Кредит 91

– учтена в составе прочих доходов сумма страхового возмещения на основании документа страховой компании о признании суммы ущерба – 120 000 руб.

В налоговом учете признание убытка в размере 40 000 рублей может быть оспорено налоговыми органами. И основания для такого спора имеются.

Согласно статьям 1064, 1079 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим его.

Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (а это и использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т. п.).

Чаще всего решение о возмещении вреда является предметом судебного разбирательства, поэтому многие организации отказываются от этой процедуры и предпочитают терпеть убытки.

Налоговый кодекс рассматривает расходы при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Если организация сознательно отказывается от получения дохода, то и соответствующие расходы она признавать не должна.

Налоговики неоднократно высказывали точку зрения, которая заключается в том, что затраты по восстановительному ремонту автомобиля после дорожно-транспортного происшествия не могут превышать суммы возмещения, полученного от страховой компании. (письмо УФНС России по г. Москве от 21 марта 2007 г. № 19-11/25344). Неправомерность вычета по налогу на добавленную стоимость объясняется тем, что страховое возмещение не является объектом налогообложения по НДС. Вычетам подлежат только те суммы НДС, которые приобретаются для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения (п. 2 ст. 171 НК РФ).

Поэтому организация, отразившая в расходах полную сумму ремонта и применившая налоговый вычет по НДС, должна быть готова к защите своей позиции в суде.

По этому вопросу имеется положительная судебная практика (постановление ФАС Уральского округа от 7 июля 2008 г. № Ф09-4771/08-С3 по делу № А76-23428/07, Постановление ФАС Московского округа от 8 июля 2009 г. № КА-А40/5895-09 и др.).

Страховая компания нередко оплачивает ремонт поврежденного транспорта напрямую в автосервис, минуя счет автовладельца. В таких случаях организация может не признавать в налоговом и бухгалтерском учете ни доходы в виде страхового возмещения, ни расходы в виде стоимости ремонта, оплаченного страховщиком. Как правило, это касается договоров добровольного страхования КАСКО.

Если автомобиль организации попал в ДТП и при этом нанесен ущерб третьему лицу, а выплата, полученная от страховщика, не покрывает стоимость ремонта, то перед организацией встает вопрос о возмещении материального ущерба.

Организация имеет право взыскать эту сумму с работника, а может этого не делать и выплатить возмещение за счет средств организации.

Полная материальная ответственность сотрудника наступает в связи с причинением ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом. Вина водителя определяется в протоколе, который составляется органами внутренних дел при совершении ДТП. Поэтому у организации наступает право требования возмещения материального ущерба от работника.

Статья 238 Трудового кодекса обязывает сотрудника, причинившего ущерб имуществу организации, возместить его сумму. Для того чтобы правильно отразить в учете эту операцию, необходимо иметь документальные основания. Ими могут служить либо решение суда, либо заявление работника о признании им суммы материального ущерба (10.2 ПБУ 9/99).

В бухгалтерском учете поступившие от работника денежные средства признаются прочими доходами организации.

Полученные от сотрудника денежные средства в счет возмещения ущерба налогом на добавленную стоимость не облагаются.

Удержание ущерба возможно ежемесячно из заработной платы работника, но в размере не более 20 процентов от суммы, причитающейся к выплате (ст. 138 ТК РФ).

Предположим, в мае 2010 г. автомобиль ООО «Луч» попал в аварию, в результате которой был причинен материальный ущерб третьему лицу. Виновником аварии признан водитель организации. По решению суда с него взыскивается материальный ущерб в размере 40 000 рублей. Ежемесячная заработная плата водителя составляет 25 000 рублей.

При отражении операций по погашению ущерба от ДТП бухгалтером делаются следующие записи:

23.05.10: Дебет 91.2 Кредит 76

– организацией признан материальный ущерб перед третьим лицом 40 000 руб.

25.05.10: Дебет 73 Кредит 91

– водителем организации признан материальный ущерб имуществу организации 40 000 руб.

25.05.10: Дебет 76 Кредит 51

– перечислена сумма материального ущерба потерпевшей стороне 40 000 руб.

31.05.10: Дебет 70 Кредит 73

– удержана сумма материального ущерба из заработной платы работника 5 000 руб.

31.05.10: Дебет 50 Кредит 73

– внесена в кассу организации работником в счет покрытия материального ущерба 10 000 руб.

В налоговом учете суммы, полученные от работника, учитываются в составе внереализационных доходов на основании пункта 3 статьи 250 Налогового кодекса. Полученные от сотрудника денежные средства в счет возмещения ущерба налогом на добавленную стоимость не облагаются.

Если организация примет решение не взыскивать материальный ущерб с работника (а Трудовой кодекс так поступать позволяет), то в налоговом учете убыток от погашения материального ущерба за счет средств организации признать не получится. Как и в случае признания расходов сверх сумм страхового возмещения, в этой ситуации не будут выполняться требования, установленные статьей 252 Налогового кодекса РФ.

Это мнение выражалось в письме Минфина от 9 апреля 2007 г. № 03-03-06/2/66, в соответствии с которым в случае отказа от взыскания ущерба с работника сумма затрат организации по восстановлению автотранспорта после ДТП и сумма, выплаченная другому участнику ДТП, не могут быть отнесены на внереализационные расходы для целей учета налога на прибыль, т. к. данные расходы не будут экономически обоснованными и, следовательно, не будут выполняться требования, установленные статьей 252 Налогового кодекса РФ.

КАСКО – страхование автомобилей или других средств транспорта (судов, самолетов, вагонов) от ущерба, хищения или угона. Не включает в себя страхование перевозимого имущества (карго), ответственности перед третьими лицами и т. д. – так расшифровывает это слово сайт «Википедия».

По договору КАСКО страховщик обязуется за обусловленную плату(страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события(страхового случая) возместить лицу, в пользу которого заключен договор (выгодопреобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном транспортном средстве, либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы(страховой суммы).

Преимущества этого вида страхования проявляются при наступлении страхового случая. КАСКО полностью покрывает все расходы на восстановление автомобиля при ДТП и, как правило, страховая сумма направляется не на счет страхователя, а в автосервис для проведения восстановительных работ. В налоговом учете этот вид страхования, как правило, не отражается. Вызвано это тем, что обычно в полисе не разделяется сумма на страхование гражданской ответственности и на страхование имущества. А, согласно статье 264 НК РФ в расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также когда добровольное имущественное страхование необходимо в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации или общепринятыми международными требованиями (подп. 8 п. 1 ст. 263 НК РФ.).

Бухгалтерский учет по договору КАСКО ничем не отличается от бухгалтерского учета по договору ОСАГО.

Людмила Макова, эксперт журнала «Расчет»

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Центральный банк, в своем письме от 27 марта 2020 г. № ИН-03-31/32, указал, что если последний день срока оплаты по кредиту выпадает на нерабочий день, то крайней датой считается такой нерабочий день (кроме субботы и воскресенья). Однако Верховный суд указал, что у Центрального банка нет таких полномочий и его письма не могут быть выше закона.

Неуплата предусмотренных договором платежей в период с 30 марта по 3 апреля 2020 г. просрочкой исполнения обязательств не является, а перенос срока исполнения обязательства на ближайший следующий рабочий день не может рассматриваться как нарушение сроков исполнения обязательств.

Учет возмещения ущерба при дтп

Если исковое заявление попадает в суд, вам должны прислать его копию и приложения к нему. Однако на практике часто бывает так, что приходит только исковое. Более того, нередко заявители специально не докладывают важные приложения в комплект для ответчика, чтобы в суде у вас не было обоснованного возражения на его доводы и доказательства. Поэтому неважно, пришли приложения к вам или нет, вам надо записаться на ознакомление с материалами дела и снять фотокопии с каждого документа.

Далее вам потребуется проверить наличие полиса ОСАГО и диагностической карты владельца пострадавшей машины. Дело в том, что после проведения экспертизы, истец ремонтирует машину и ждет решения суда. Однако если это происходит, то суд может рассмотреть в качестве доказательств размера ущерба не проведенную экспертизу, а заказ-наряд на ремонт, который, как правило, существенно ниже, чем расчет эксперта.

Если после ДТП на автомобиль был выписан новый полис ОСАГО (можно проверить на сайте Российского союза страховщиков), то это прямое подтверждения того, что автомобиль был отремонтирован, соответственно, можно говорить о снижении исковых требований.

Стоит так же рассмотреть вопрос о действиях истца в момент ДТП. Обычно, это делается до суда, когда постановление о привлечении вас к ответственности еще не вступило в силу, но есть шанс заявить об этом и в суде по делу о взыскании ущерба.

Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен.

Ст.1083 ГК Учет вины потерпевшего и имущественного положения лица, причинившего вред

Целесообразно перед экспертом поставить вопрос о скорости автомобилей в момент аварии (трассологическая экспертиза). Если водитель пострадавшего автомобиля превышал установленную скорость, то суд может уменьшить ущерб при ДТП, так как имеет место грубая неосторожность со стороны истца. Это касается и вопроса о ремне безопасности, если имеются пострадавшие.

Пункт 3 вышеуказанной статьи, позволяет суду уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, за исключением случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно.

Для этого вам потребуется приложить все доказательства, подтверждающие ваше положение: 2-НДФЛ членов семьи, выписку из ЕГРП об отсутствии недвижимого имущества, кредитные договоры, договор об аренде квартиры и так далее.

Что нужно знать водителю о страховом возмещении по ОСАГО

Для того, чтоб получить выплату по ОСАГО при ДТП в 2019 году, заявителю нужно придерживаться установленного страховой компанией алгоритма действий по регистрации дорожного происшествия.

Внимание! Игнорирование единого порядка может стать причиной отказа в компенсации ущерба со стороны СК. Поэтому читать правила, прописанные в договоре, рекомендуется еще до наступления рисковой ситуации.

Если участники дорожно-транспортного происшествия выяснили между собой виновную сторону по обоюдному соглашению, без привлечения сотрудников ГИБДД, то устное уведомление в страховую компанию все равно направлять необходимо. Но в таком случае невиновный гражданин должен инициировать составление европротокола, чтобы в дальнейшем от выплаты причиненного ему ущерба второй водитель отказаться не смог.

Важно знать! При отсутствии какой-либо доказательной базы рассчитывать на получение средств по ОСАГО автолюбителю не придется.

Согласно ФЗ-40 (а именно: ст. 11.1), подавать заявление на получение компенсации по автогражданке нужно не позднее, чем через 5 суток с момента самого происшествия. Если этот период будет преднамеренно нарушен виновником ДТП, то пострадавшей стороне ничего не останется, кроме как выслать инициатору дорожного конфликта досудебную претензию о покрытии нанесенного им ущерба. И только при отсутствии реакции на добровольное обращение, жертва аварии может подавать полноценный иск в суд, требуя от второго участника ДТП выплаты как за моральный, так и за материальный вред.

Вне зависимости от того, на что претендует заявитель по ОСАГО (деньги или ремонт ТС), расчет возмещения ущерба при ДТП в 2019 году будет происходить по единому алгоритму. А именно:

  • Представитель СК назначает пострадавшему водителю дату и место проведения осмотра автомобиля;
  • Независимый эксперт со стороны страховой компании производит тщательную диагностику причиненного машине ущерба;
  • После изучения сопутствующей документации по движимой собственности (год выпуска, пробег и т. д.), от расчетной суммы отнимается процент по износу;
  • Сотрудником СК составляется заключение, где указывается размер компенсационной выплаты на покрытие восстановительных работ и вариант ее исполнения в пользу пострадавшей особы (наличный расчет или проведение ремонта за счет страховщика).

Узнав о том, как получить страховку после ДТП, важно уточнить еще один не менее важный вопрос: о предусмотренных суммах компенсационных выплат. Зависят они напрямую от формы заключения договора между двумя участниками дорожного конфликта. Например, при составлении европротокола потерпевший гражданин сможет рассчитывать на следующие размеры возмещения по ОСАГО:

  • До 100 тысяч руб. – при получении материального вреда;
  • Не более 25 000 – при гибели пострадавшего водителя или пассажира;
  • Около 425 тыс. рублей – в случае смертельного исхода для человека, являющегося кормильцем семьи.

При оформлении дорожно-транспортного происшествия с участием ГИБДД, жертва аварии будет претендовать на следующие суммы компенсационных выплат:

  • До 400 тысяч руб. – за урон движимой собственности;
  • До 500 тыс. рублей – за вред здоровью.

Если же назначенных страховой компанией средств не хватает на ремонт автомобиля или на лечение потерпевшего, то в адрес виновника ДТП направляется досудебное взыскание с суммой недостающей компенсации. При намеренном занижении стоимости полученного пострадавшим автовладельцем ущерба со стороны СК, виновный гражданин может составить цессию, отдав свое право на использование полиса третьим лицам.

Если гражданин владеет полисом, составленным до 28 апреля 2017 года, то он имеет право потребовать от страховщиков наличного расчета по ОСАГО при любых обстоятельствах. Остальные водители могут претендовать на подобный вариант возмещения ущерба только при определенных условиях:

  • Стоимость восстановительных работ после ДТП превышает установленный лимит СК более, чем на 100 000 рублей;
  • В ходе дорожно-транспортного происшествия был нанесен не только материальный вред, но и моральный ущерб;
  • Страховая компания не имеет аккредитованных экспертов по оценке изувеченных ТС;
  • Пострадавшая в аварии человек имеет инвалидность первой или второй категории;
  • СК не может произвести ремонт автомобиля в течение 30 суток с момента получения заявления от клиента;
  • После вынесения неудовлетворительного вердикта со стороны компании, потерпевший подал жалобу в РСА с просьбой пересмотреть дело (если Российский союз страховщиков одобрит заявление от водителя после проведения восстановительных работ, то компания, осуществляющая защиту гражданской ответственности, сможет потребовать от автомобилиста выплаты регресса).

При иных обстоятельствах автовладелец будет претендовать на ремонт изувеченного транспортного средства за счет СК. А вот если выплаченной на руки суммы компенсации пострадавшему лицу окажется мало, то он оставит за собою право заключить суброгацию в отношении виновника ДТП.

При определении ремонта на станции технического обслуживания, являющейся партнером страховой, в качестве метода возмещения ущерба по ОСАГО стоимость рассчитывается без учета износа деталей. При этом восстанавливаются только повреждения, полученные в указанном ДТП и зафиксированные экспертизой. Если при проведении работ сотрудники СТО обнаружат скрытые повреждения, не замеченные ранее экспертами, их также должны устранить. При этом важно, чтобы причиной дефекта являлось именно столкновения.

Все поломки и другие негативные факторы, которые не имеют отношения к произошедшей аварии, могут быть исправлены только после согласования с автовладельцем и доплаты необходимой суммы с его стороны.

Законодательно определено, что если какая-либо деталь не подлежит ремонту и требует замены, сотрудники СТО меняют ее на новую. Использовать для восстановления повреждений запасные части, бывшие в употреблении, недопустимо. Исключение составляют случаи, когда страховая компания предварительно обсудила такую возможность с владельцем машины и получила его письменное согласие.

Если для возмещения ущерба, нанесенного автомобилю, выбрана денежная компенсация, автовладельцу необходимо знать, что сумма снизится за счет учета износа деталей и узлов авто, требующих замены или ремонта.

После изменений в законе об ОСАГО процедура отправки автомобиля на ремонт происходит абсолютно по другому. Главный фактор — это подсчет стоимости услуг автомастерской и деталей, которые предстоит менять.

Страховая переводит деньги автосервису, учитывая не стоимость детали или работы, указанную в чеке, а цены, зафиксированные Центробанком. Зачастую они значительно отличаются от реальных. В таком случае собственнику предлагают погасить недостающую сумму своими средствами.

Также владельцу автомобиля придется доплачивать, если размер суммы, требуемой для проведения восстановительных работ, превышает установленный лимит в 400 000 руб. при крупных ДТП (с вызовом ГИБДД) и 50 000 руб. — при подписании европротокола.

Чтобы охарактеризовать полученные автомобилем кузовные повреждения, применяют следующие параметры:

  • соотношение размера повреждения к общей площади автомобиля;
  • глубину вмятин;
  • стоимость автомобиля до произошедшей аварии;
  • степень нарушения конструкции;
  • характеристику соседних с поврежденным участков деталей, данную производителем.

При оценке объема работ с лакокрасочным покрытием учитывают:

  • где находится поврежденный участок;
  • какие слои покрытия затронуты;
  • тип использовавшейся краски;
  • из чего изготовлены покрашенные детали машины;
  • степень поражения детали коррозией;
  • в какой цвет выкрашен автомобиль, есть ли на нем рисунки и рекламные надписи.

При расчете затрат на покраску применяется минимально возможный бюджет.

Также при определении суммы ремонта составляется список неповрежденных участков и деталей.

Если начисленная страховщиком сумма слишком мала для проведения полноценного восстановления автомобиля, прежде всего следует убедиться, что фирма искусственно не занизила размер компенсации.

Для этого необходимо получить у компании копию акта о страховом случае. В этом документе обозначены не только описание обстоятельств, сопутствующих аварии, и полученных повреждений, но и полный расчет величины страховых выплат.

Необходимо обратить внимание на указанную в документе стоимость поврежденных деталей и степень износа. Также проверяют, все ли повреждения указаны.

Полученную информацию необходимо сравнить с расценками Российской Ассоциации Страховщиков. Справочник стоимости каждого элемента выложен на официальном сайте РСА.

Это предварительная проверка, юридической силы она не имеет.

Если выявлено, что величина страховых выплат искусственно занижена, приступают к процедуре обжалования решения страховой. Она происходит в несколько этапов:

  • проводят оценку ущерба в независимой экспертной компании;
  • получают заключение независимых экспертов;
  • составляют досудебную претензию в страховую с указанием суммы доплаты;
  • прилагают к претензии необходимые документы и заключение экспертов;
  • весь пакет документов передают в офис компании;
  • если страховая прислала письменный отказ, составляют исковое заявление и приступают к судебным разбирательствам.

При составлении искового заявления размер доплаты указывается с учетом дополнительных расходов (адвокат, экспертиза).

В случаях, когда расчеты водителя сходятся с указанными в акте о страховом случае, следует обратить внимание на общую сумму компенсации. Максимальный размер, которого могут достигать выплаты по ОСАГО в 2021 г., не должен превышать 400 000 руб. Если сумма ремонта больше, разницу можно взыскать только с водителя, признанного виновником аварии.

Для получения доплаты от инициатора происшествия у пострадавшего есть три года. В более поздний период разбирательства станут невозможными, так как истечет срок давности.

На первом этапе лучше попытаться договориться напрямую с ответчиком. Если переговоры не увенчались успехом, необходимо приступать к официальному взысканию.

Как и при спорах со страховой компанией, процедура начинается с досудебной претензии, отправленной по адресу прописки ответчика. В дальнейшем, при отказе виновника аварии выплатить недостающую сумму, дело передается в суд.

Каталог страховых компаний России

По ссылке, вы можете ознакомиться с каталогом страховых компаний РФ предлагающих услугу обязательного автострахования ОСАГО. Описание организаций, актуальные финансовые показатели, рейтинг, отзывы и другая информация. В случае, если вы уже имели положительный или отрицательный опыт по ОСАГО какой-либо страховой компании, оставьте свой отзыв. Спасибо!

Виновникам ДТП придется доплачивать за ущерб

Возврат финансов, необходимых для восстановления как ТС, так и пострадавшего после ДТП возложен на страховую компанию, выдавшую полис ОСАГО виновнику происшествия.

Суммы компенсации согласно ст.7 ФЗ №40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности» довольно ограничены:
  1. До 500 тыс. при физическом вреде – повреждения, увечья, смерть.
  2. До 400 тыс. по имущественному фактору.
Однако и эти суммы получить от страховщика подчас нелегко. Как правило, причинами отказа выступают:
  • пребывание в момент аварии виновного водителя в пьяном виде;
  • отсутствие водительских прав при себе;
  • совершение ДТП в период, не определенный страховым документом;
  • при совершении аварии при себе не было полиса;
  • окончание лицензии у учреждения.

Перечисленные факторы не считаются легальными. В первых двух ситуациях компания возмещает расходы и впоследствии вправе обратиться в суд с встречным заявлением на виновника. При неимении документа на руках во время случившегося впоследствии устанавливаются необходимые сведения и производится выплата. По факту окончания разрешения на осуществление деятельности организацией все претензии принимает РСА (союз автомобильных страховщиков).

При автомобильной аварии бремя компенсации ложится на водителя в следующих обстоятельствах:
  1. Объем суммы превышает установленный предел (тогда возврат производится по сумме разницы).
  2. Вред нанесен не в момент передвижения (неудачное открытие дверцы на стоянке).
  3. Моральный вред пострадавшим участникам.
  4. Отсутствие страховки (многие действительно пренебрегают установленным правилом. Так, судебные решения 2021 года без ОСАГО в очередной раз доказывают невыгодность неимения полиса вовсе. Исаева А. обратилась в суд с прошением о возмещении понесенных ею расходов с виновника автомобильной аварии Новикова. В 2021 году в 17.00 на трассе М4 произошло ДТП – форд врезался в другую иномарку. По факту была проведена экспертиза и установлено, что с учетом износа материальные затраты составят 200 тыс. рублей, однако истица в заявлении просила удовлетворить возмещение без учета износа. Суд постановил, что Новиков виновен в совершении деяния и понесет наказание в виде возврата средств заявительнице по фактам затрат на восстановление авто, оплату труда эксперта, а также судебные издержки.

При подаче искового заявления или составлении текста мирового соглашения нужно быть предельно внимательными при проработке пункта «требования». Например, как показывает судебная практика не производится удовлетворение прошений без учета износа ТС. Поскольку в данном случае владелец стремится не только осуществить возврат израсходованных средств на ремонт по причине ДТП, но и за чужой счет полностью отреставрировать машину (починить неисправности, препятствующие комфортному пользованию еще до происшествия). Такая позиция собственника не приветствуется.

Обращение за защитой нарушенных интересов в судебную инстанцию крайний выход из ситуации, поскольку потребует от участников немалых временных, материальных затрат, терпения и нервов. Лучше же все-таки заключить соглашение.

Заявление в суд подается по месту проживания провинившегося индивида и обязательно производится оплата госпошлины, исходя из размера требований. В объем не включается сумма морального вреда, поскольку она устанавливается в ходе процесса служителем правосудия.

Дело может быть разрешено в мировом суде при не превышении суммы претензии в 50 тыс. рублей. В остальных случаях первой инстанцией будет выступать районный судебный орган.

ВНИМАНИЕ !!! Важно помнить, что предварительное заключение мирового соглашения не лишает прерогативы обращения в суд. Если какие-то выплаты виновным уже были произведены, то в его же интересах посетить заседание и предъявить расписки или выписки по факту банковского перевода, осуществленные в пользу потерпевшей стороны. Служитель Фемиды учтет уже возвращенные суммы и возможно выплачивать придется в меньшем объеме.

Таким образом, если не получается возместить средства со страховой компании по тем или иным причинам, или возврату подлежала небольшая сумма, то остаток выплатит виновное в аварии лицо. Однако потерпевшему придется изрядно потратиться изначально, если не получается договориться мирно и вынуждены обращаться в суд.

  • Семейное право
  • Наследственное право
  • Земельное право
  • Трудовое право
  • Автомобильное право
  • Уголовное право
  • Недвижимость
  • Финансы
  • Налоги
  • Льготы
  • Ипотека


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]