Нарушения ПДД водителями автобусов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нарушения ПДД водителями автобусов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

За что могут оштрафовать водителя автобуса?

Слишком короткая формулировка, указанная в правилах, порождает вопросы: «А если?..», когда ситуация на дороге нестандартная. Причины, по которым автобус перестраивается в левую полосу, могут быть как объективными (наличие препятствий на правой полосе или необходимость повернуть налево на ближайшем перекрёстке), так и субъективными (желание водителя автобуса), и в обоих случаях он будет действовать в рамках правил.

В официальном ответе ГУОБДД МВД дано разъяснение, что водитель авто обязан уступать дорогу автобусу, отъезжающему от остановки, независимо от траектории его движения. В какую полосу перестраивается автобус, значения не имеет.

Будьте внимательнее, притормозите, если видите, что перед вами автобус мигает левым поворотником, а справа от него расположена остановка.

Но всё же не всегда водитель автобуса прав и может пользоваться своим преимуществом. Есть также ситуации, когда автомобилист не обязан его пропускать:

  1. Если автобус движется по правой полосе, а не отъезжает от остановочного пункта,
  2. Если остановка не обозначена специальным знаком, предусмотренным п. 5.16 Правил дорожного движения или разметкой в виде жёлтой зигзагообразной линии (п. 1.17 ПДД)
  3. Если автобус движется по междугородней трассе – преимущество есть у автобусов только в пределах населённого пункта.

Несмотря на то, что в Правилах дорожного движения слишком лаконичные формулировки, лучше чётко следовать предписаниям закона. Тогда меньше шансов, что у сотрудников ГИБДД появятся к вам претензии, а вы будете чувствовать себя на дороге гораздо увереннее и комфортнее.

Правила пассажирских перевозок автобусом зафиксированы в нескольких нормативных актах. В этом состоит сложность по осуществлению данной деятельности.

За нарушение этих правил предусмотрена очень серьезная ответственность, как для водителя, так и для должностных лиц и фирм. Поэтому, прежде чем приступить к этой деятельности, требуется внимательно изучить законодательство РФ.

В инструкции для водителя автобуса при перевозке людей указаны основные права человека, работающего в транспортной организации. Среди них:

  1. Возможность бесплатно ездить на автобусах пригородного сообщения и на транспорте, курсирующем в черте города.
  2. Приобретение билетов на автобусной станции вне очереди.
  3. Контроль наличия проездных билетов у пассажиров.
  4. Штрафование людей, проезжающих без оплаты, и выдача квитанций.
  5. При курсировании по пригородному или междугороднему маршруту высаживать пассажиров не на оборудованных остановках, а по требованию. Главное, чтобы при этом соблюдались ПДД.
  6. Контроль того, чтобы все пассажиры соблюдали правила поведения в автотранспорте. Водитель может наказать виновных и даже высадить их из автобуса, сообщив эту информацию работнику автомобильного парка.
  7. Требовать оказания помощи в ремонте автомобиля в конце смены. Если поломка более серьезная и маршрут завершить невозможно, пассажирам и шоферу обязаны обеспечить должные условия.
  8. Предъявлять начальству требования, связанные с созданием нормальных условий для труда, отдыха.
  9. Подавать жалобы, если руководители или работники парка прибегают к неправомерным действиям.
  10. Изучать жалобы при их поступлении.

Инструкция по охране труда при перевозке людей на автомобильном транспорте предполагает незначительное отклонение от установленного графика. Эта информация представлена в таблице.

Инструкция по охране труда при перевозке людей включает ряд обязанностей. Шофер, выходящий на маршрут, должен:

  1. Выполнять беспрекословно приказы диспетчера и руководства.
  2. Соблюдать установленный график движения по маршруту, не нарушая ПДД.
  3. Заранее ознакомиться с маршрутом, узнать, где находятся остановки. Изучить опасные части пути и схемы объезда в случае начала ремонтных работ на определенном участке.
  4. Соблюдать ПДД, правила перевозки багажа и пассажиров.

Перед тем как выйти на маршрут, водитель должен проверить:

  • состояние транспорта внутри и снаружи;
  • объем заправленного топлива;
  • состояние зеркал, предназначенных для оценки ситуации сзади, и шин;
  • исправность всех приборов;
  • вентиляционную и отопительную систему;
  • наличие огнетушителя, инструментов, противооткатных упоров, знака совершения аварийной остановки, указателя заданного маршрута и аптечки.

До выхода на линию нужно:

  1. Подойти к диспетчеру и показать водительское удостоверение.
  2. Получить билеты, технический талон и путевой лист.
  3. Пройти медицинский осмотр и получить при этом документ, разрешающий выход на маршрут.
  4. Предъявить перед выездом механику полученный путевой лист.
  5. Отметить в документе, когда автобус выехал из парка.

Когда транспорт находится на линии, шофер обязан:

  1. Выглядеть опрятно, иметь при себе удостоверение.
  2. Поддерживать в норме состояние доверенного ему транспорта.
  3. Выключать двигатель на остановочных пунктах, где время стоянки более пяти минут.
  4. Строго следовать указаниям диспетчера.
  5. Добравшись до конечной остановки, отмечать время прибытия в путевом листе.
  6. Объявлять все остановки.
  7. Следить за тем, как люди выходят из салона, садятся в ТС.
  8. Напоминать гражданам, что нужно оплатить проезд.
  9. На конечке проверять, нет ли в салоне забытых вещей. Если они будут обнаружены, все предметы передать диспетчеру.

Когда водитель прибывает на конечный пункт, он должен выполнить следующее:

  1. Остановить ТС только в отведенной для этого площадке. Никаких помех для движения транспорта создано быть не должно.
  2. Поставить автобус на ручник и заглушить двигатель.
  3. Дозаправить транспорт в случае такой необходимости.

После того как автотранспорт прибыл в парк, водитель обязан:

  1. Сообщить механику о неисправностях, которые были обнаружены на линии.
  2. Отметить у диспетчера время прибытия в парк, указать информацию об остатке топлива и показаниях на спидометре.
  3. Отдать путевой лист.
  4. Сдать выручку.
  5. Заполнить документы, если на маршруте были дорожные происшествия.
  6. Отметить в журнале выявленные на линии недостатки и указать возможные способы их устранения.

В инструкции указаны основные положения. Их нужно соблюдать в обязательном порядке.

В должностной инструкции указано, что водителю разрешается:

  1. Отказаться выезжать на маршрут и принимать транспорт, если он неисправен или не обеспечена безопасность труда.
  2. Не впускать в салон пассажиров, если он переполнен. Об этом шофер предупреждает по громкой связи или путем закрытия дверей.
  3. Если погодные условия неблагоприятные, поднять вопрос о внесении изменений в режим движения. Такие действия уместны, если на улице гололед, идет сильный снег или дождь, наблюдается туман.
  4. Обучать молодых сотрудников, но только при наличии свидетельства мастера.

Кроме того, шоферу разрешается вносить рациональные предложения, позволяющие улучшить условия труда.

Есть ряд запретов, с которыми также нужно ознакомиться. Шоферу недопустимо:

  1. Управлять транспортом под действием алкоголя или наркотиков, при плохом самочувствии, сильном утомлении. Не допускается выезд на линию при приеме лекарств, влияющих на реакцию.
  2. Выходить на маршрут, если транспорт неисправен.
  3. Доверять управление людям, не указанным в путевом листе.
  4. Буксировать другой транспорт или самому двигаться на буксире, если в салоне есть пассажиры.
  5. Продавать билеты и оформлять документы во время движения. Также нельзя есть и разговаривать до остановки транспорта.
  6. Перевозить больше людей, чем указано в техническом паспорте.
  7. Резко тормозить и открывать двери до того момента, как автобус остановится.
  8. Изменять маршрут и нарушать установленный график.
  9. Хранить использованные пассажирами билеты и продавать их за пределами автотранспорта.
  10. Курить, провозить алкоголь.

Кроме того, нельзя без согласования с руководством размещать рекламные материалы в салоне автотранспорта и с внешней его стороны.

В инструкции по охране труда сказано, что водитель отвечает за безопасность пассажиров и несет за них ответственность. Основные положения документа:

  1. Перевозка допускается только со строгим соблюдением ПДД.
  2. Управлять автотранспортом могут водители со стажем не менее 3 лет и с наличием прав категории Д.
  3. Должен соблюдаться режим работы.
  4. Шофер обязан своевременно проходить медицинский осмотр.
  5. Запрещено провозить людей вне салона.
  6. Работнику обязаны предоставить рабочую одежда и обувь. Также руководство должно побеспокоиться о наличии у сотрудников индивидуальных средств защиты.

По технике безопасности, также нужно следить за состоянием транспорта. Внутри не должно быть никаких легковоспламеняющихся и взрывоопасных грузов.

Если водитель не соблюдает установленные правила, его могут привлечь к ответственности. Наказание грозит, если он не придерживается следующих требований:

  • обеспечение безопасности людей при передвижении на линии;
  • соблюдение установленного расписания;
  • сохранность имущества и его исправность;
  • рабочая дисциплина;
  • сохранность вырученных средств;
  • соблюдение всех норм должностной инструкции.

Шофер материально ответственен за доверенное ему имущество. Его могут подвергнуть наказанию, например, лишить премии, вынести выговор или уволить. Решение руководство будет принимать в индивидуальном порядке, учитывая серьезность ситуации и возникшие последствия.

Также закон предполагает наказание в виде штрафов. Например, за «перегруз» транспорта придется заплатить от одной до трех тысяч рублей. В зависимости от того, какие именно правила дорожного движения были нарушены, сумма штрафа существенно отличается. Если же по вине водителя пострадают люди, его привлекают не только к административной, но и уголовной ответственности.

Бывает, возникают и спорные ситуации. Например, водитель осуществляет перевозку по межгороду, но берет в салон пассажиров, которые проезжают исключительно в черте одного населенного пункта. Можно предположить, что в этом случае людям предоставлены стоячие места. На самом же деле в автобусах междугороднего сообщения таковых по определению нет. За подобное правонарушение выпишут штраф.

Каждый сотрудник автобусного парка обязан ознакомиться с должностной инструкцией и строго ее соблюдать. Пренебрежение указанными нормами грозит серьезным наказанием. Кроме того, в такой ситуации он подвергает жизнь пассажиров опасности, что попросту недопустимо. Человек должен ответственно относиться к своим обязанностям и выполнять требования руководства.

Штрафы за нарушения ПДД для водителей такси и автобусов предложили повысить

Определение “автобус” в четком виде в Правилах не представлено.

Зато в п. 1.2. Правил дано определение, что такое маршрутное ТС – это ТС общего пользования (автобус, троллейбус или трамвай), непосредственно предназначенное для транспортировки граждан и движущееся по заранее установленному пути с четко обозначенными местами для остановок.

Однако не каждый автобус является маршрутным ТС. В Правилах, например, дано отдельное понятие школьному автобусу – это такое специальное транспортное средство, принадлежащее ДОУ или общеобразовательной организации (средней школе, лицею, гимназии и др.) и соответствующее требованиям безопасности, предъявляемым законодательством РФ к транспортировке несовершеннолетних лиц.

Также автобусы могут двигаться в составе организованной колонны, определение которой представлено в п. 1.2. Правил – это группа из трех или более ТС (в том числе, и автобусов), следующих друг за другом по одной полосе проезжей части, впереди которой едет специальное ТС с нанесенными на кузов цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками.

Как правило, все дорожные указатели, перечень которых представлен в Приложении 1 к Правилам, распространяют свое действие и на водителей автобусов. Например, лицо, управляющее общественным транспортом, должно следовать предписаниям всех предупреждающих и знаков приоритета. Каких-либо преференций по сравнению с другими ТС для автобусов не предоставлено.

Некоторые знаки либо не распространяются на автобусы, либо дают какое-либо преимущество перед другими участниками дорожного движения (пешеходами, велосипедистами и др.).

Например, знак 3.4., воспрещающий движение грузовикам с массой свыше 3500 кг, не запрещает движение автобусам, специально оборудованным для транспортировки людей.

Пешеходы обязаны знать, как правильно обходить автобус (сзади – прим. ред.), а водитель – как заезжать на остановку:

  • снижение скорости;
  • подача соответствующего правого сигнала поворота (п. 8.1. Правил);
  • остановка рядом с посадочной площадкой и ожидание посадки/высадки пассажиров.

Выезд с остановки должен осуществляться только после того, как водитель убедится в том, что все пассажиры, намеренные выйти или зайти в автобус, осуществили данное действие. Перед началом выезда нужно подать сигнал левым поворотником.

Далее нужно начать пропускать автомобили, движущиеся по полосе, на которую собирается выехать автобус. Данное требование распространяется при движении вне населенных пунктов (п. 18.3. Правил).

Еще одно требование – водитель автобуса не должен начинать движение от остановки в городе, пока не убедится, что другие ТС уступают ему – несмотря на то, что в данной ситуации у него приоритет.

Перед закрытием дверей и началом движения водитель должен убедиться, что все пассажиры, намеренные осуществить вход или выход, сделали это.

Тем не менее, несчастные случаи имеют место быть, поэтому и водителю, и пассажиру необходимо четко знать, что делать в такой неприятной ситуации.

Действия водителя:

  • немедленно остановиться;
  • выставить знак аварийной остановки и включить аварийную сигнализацию с учетом требований Раздела 7 Правил;
  • открыть двери, зажавшие пассажира;
  • вызвать скорую медицинскую помощь и ДПС;
  • до приезда скорой помощи и сотрудников полиции оказать пострадавшему первую помощь.

Последние обсуждения на форуме:

    • Учусь в автошколе. Инструктора не могут однозначно ответить на
    • Можете разъяснить в деталях , как правильно въезжать .
    • Кто будет виновник аварии в данной ситуации?
    • Правда, что начали выдавать права с 17лет? Многие СМИ утверждают.
    • Учусь в автошколе экзамены будут в апреле, распространится ли

    Куда обращаться, если водитель автобуса нарушает правила

    • 7 октября 2019, 07:30

      Когда купят новые трамваи и автобусы и повысят цены на проезд: интервью с вице-мэром Екатеринбурга

    • 12 февраля 2019, 22:48

      В Заречном водители маршруток устроили драку из-за ДТП

    • 31 января 2019, 20:47

      В центре Екатеринбурга один водитель автобуса напал на другого с палкой: драка попала на видео

    4. Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов в особых условиях, предусмотренных Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, —

    влечет наложение административного штрафа на водителя в размере двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей.

    5. Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требования о запрете допускать водителей к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими соответствующих инструктажей, предусмотренного Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, —

    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей; на юридических лиц — тридцати тысяч рублей.

    Информация, необходимая для водителей автотранспортного предприятия, должна в полном объеме доводиться до их сведения в виде:

    Вводного, предрейсового, сезонного и специального инструктажей.

    Каждый из вышеупомянутых инструктажей проводится на определенных этапах работы.

    Вводный инструктаж— проводится со всеми водителями при приеме их на работу, вне зависимости от квалификации и рабочего стажа.

    Предрейсовый инструктаж проводится:

    при отправлении водителя по маршруту движения впервые;

    при перевозке детей;

    при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

    Сезонные инструктажи проводятся соответственно при смене сезонов, два раза в год, в весенне-летний и осенне-зимний периоды.

    И наконец, специальный инструктаж проводится со всеми водителями, в том случае, если до их сведения необходимо донести важную информацию:

    Вступление в силу нормативно-правовых актов влияющих на работу водителей;

    изменения маршрута движения и условий движения, влияющих на безопасность дорожного движения;

    получения информации о ДТП с человеческими жертвами, значительным материальным и экологическим ущербом;

    совершения и (или) угрозы совершения террористических актов.

    При проведении инструктажа дается оценка сложившейся ситуации и порядок необходимых действий водителя.

    6. Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 — 5 настоящей статьи, статьей 11.15.1, частью 2 статьи 11.23 и статьей 12.21.1 настоящего Кодекса, —

    влечет наложение административного штрафа на водителей в размере одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — десяти тысяч рублей; на юридических лиц — двадцати пяти тысяч рублей.

    1.1. Данная должностная инструкция регламентирует основные должностные обязанности и права водителя, осуществляющего перевозку пассажиров и багажа в маршрутных автобусах.

    1.2. В случае возникновения критической ситуации, водитель автобуса обязан применить все знания и навыки, а так же все зависящие от него меры по устранению угрозы жизни и здоровью пассажиров автобуса.

    Водитель автобуса обязан:

    2.1. Подчиняться и выполнять приказы диспетчерского персонала и работникам, руководящим за движением и осуществляющих контроль над работой автомобильного транспорта на линии.

    Административная ответственность за нарушение правил обеспечения БДД

    Водитель автобуса имеет право:

    3.1. Бесплатного проезда в автобусах городских и пригородных маршрутов.

    3.2. Обслуживания вне очереди в пунктах питания на территориях автобазы, промежуточных и конечных пунктах остановок.

    3.3. Внеочередного обслуживания в случае покупки билетов на проезд в автобусах.

    3.4. На маршруте допускать отклонения от графика:

    • на городских маршрутах ± 5 минут;
    • на пригородных маршрутах ± 7 минут;
    • на междугородных маршрутах ± 10 минут;
    • на международных маршрутах ± 30 минут;

    3.5. Контролировать наличие билетов на проезд и провоз багажа у пассажиров, а также на городских автобусных маршрутах взимать штраф с безбилетных пассажиров, с последующей выдачей штрафной квитанции.

    3.6. На загородных маршрутах производить посадку и высадку пассажиров по их требованию вне пунктов остановки, но при соблюдении правил дорожного движения.

    3.7. Контролировать соблюдения пассажирами норм поведения в общественном транспорте, а так же принимать меры по наказанию виновных, вплоть до высадки из автобуса, и проинформировав о случившемся должностному лицу автобусного парка.

    Как правило, все дорожные указатели, перечень которых представлен в Приложении 1 к Правилам, распространяют свое действие и на водителей автобусов. Например, лицо, управляющее общественным транспортом, должно следовать предписаниям всех предупреждающих и знаков приоритета. Каких-либо преференций по сравнению с другими ТС для автобусов не предоставлено.

    Некоторые знаки либо не распространяются на автобусы, либо дают какое-либо преимущество перед другими участниками дорожного движения (пешеходами, велосипедистами и др.).

    Например, знак 3.4., воспрещающий движение грузовикам с массой свыше 3500 кг, не запрещает движение автобусам, специально оборудованным для транспортировки людей.

    Перечень указателей, требования которых не распространяются на маршрутные ТС (если автобус – школьный или движется в составе колонны, требования этих знаков все же распространяются):

    • 3. “Движение механических транспортных средств запрещено”;
    • 27. “Остановка запрещена”;

    Существуют также знаки особых предписаний, которые устанавливают определенные режимы движения в отношении автобусов:

    • 11.1. – обозначает выделенную полосу для маршрутных ТС, по которой автобусы и троллейбусы движутся навстречу общему потоку;
    • 14. – обозначает попутную выделенную полосу для маршрутных ТС;
    • знак “Автобусная остановка”16. – обозначает место остановки для автобуса или троллейбуса (может применяться совместно с разметкой 1.17.).

    Что касается остальных знаков (в том числе, и 3.20. “Обгон запрещен”), то они в полной мере распространяются на водителей автобусов и обязательны к соблюдению.

    Примечание. На время проведения ЧМ 2019 по футболу действовал знак ПДД “Движение автобусов запрещено”, который перестал применяться с 18 июля 2019 года.

    Пешеходы обязаны знать, как правильно обходить автобус (сзади – прим. ред.), а водитель – как заезжать на остановку:

    • снижение скорости;
    • подача соответствующего правого сигнала поворота (п. 8.1. Правил);
    • остановка рядом с посадочной площадкой и ожидание посадки/высадки пассажиров.

    Выезд с остановки должен осуществляться только после того, как водитель убедится в том, что все пассажиры, намеренные выйти или зайти в автобус, осуществили данное действие. Перед началом выезда нужно подать сигнал левым поворотником.

    Далее нужно начать пропускать автомобили, движущиеся по полосе, на которую собирается выехать автобус. Данное требование распространяется при движении вне населенных пунктов (п. 18.3. Правил).

    Еще одно требование – водитель автобуса не должен начинать движение от остановки в городе, пока не убедится, что другие ТС уступают ему – несмотря на то, что в данной ситуации у него приоритет.

    Общие правила транспортировки граждан:

    • перевозка пассажиров должна осуществляться только водителем, имеющим заключенный трудовой договор с организацией-перевозчиком, прошедшим в установленном порядке предрейсовый медицинский осмотр и соответствующим профессиональным требованиям;
    • без наличия путевого листа транспортировка пассажиров запрещается (ч. 2 ст. 6 ФЗ № 259 от 8 ноября 2007 года “Устав…”, далее – ФЗ № 259);
    • все документы (водительское удостоверение, страховой полис ОСАГО, СРТС) должны быть у водителя при себе в целях их проверки сотрудниками ГИБДД;
    • все пассажиры, находящиеся в автобусе во время движения, должны быть пристегнуты ремнями безопасности (если конструкцией автобуса предусмотрены ремни) (п. 2.1.2. Правил);
    • посадка и высадка должны производиться только со стороны тротуара или обочины (п. 5.1. Правил) (исключение – если такие посадка и высадка невозможны – в таком случае, водитель должен убедиться, что выходящие из автобуса пассажиры смогут выйти без помех для других ТС).

    Водителю запрещается осуществлять перевозку:

    • людей, находящихся не внутри автобуса, а на его наружных поверхностях (п. 22.8. Правил);
    • людей в количестве сверх предусмотренного конструкцией транспортного средства.

    Помимо Правил, перевозку пассажиров регламентирует Постановление Правительства № 112 от 14 февраля 2009 года “Об утверждении…”. Приведем основные положения данного нормативного акта:

    • автобусные перевозки могут быть как регулярными (то есть по расписанию), так и осуществляемыми по заказу на основании договора фрахтования;
    • расписание размещается на каждом остановочном павильоне;
    • водитель обязан предварительно уведомлять пассажиров о наличии остановочных пунктов, в которых остановка осуществляется по требованию;
    • на самом автобусе, над лобовым стеклом, на правой стороне кузове и на заднем окне, должны размещаться указатели маршрута регулярных перевозок;
    • при обнаружении водителем в салоне забытых вещей они должны передаваться с составлением акта должностному лицу автовокзала, а при обнаружении подозрительных предметов должен осуществляться вызов специализированных служб по обезвреживанию.

    Что касается организованных перевозок детей в количестве 8 человек или более без присутствия родителей или законных представителей, то на этот случай есть отдельный законодательный акт – Постановление Правительства № 1177 от 17 декабря 2013 года “Об утверждении…”.

    Основные положения данного нормативного акта:

    • перевозить несовершеннолетних можно только на ТС возрастом не более 10 лет, оснащенным тахографом и оборудованием, позволяющим принимать спутниковые сигналы (система ГЛОНАСС);
    • к управлению ТС в целях организованной перевозки несовершеннолетних может быть допущен не каждый водитель – основные требования – наличие водительских прав категории “D”, стаж вождения в данной категории не менее 1 года, отсутствие решения суда за последний год о привлечении к административной ответственности в виде лишения прав или ареста;
    • в период времени с 23 часов вечера до 6 часов утра запрещается организованная перевозка, кроме случаев, когда такая перевозка осуществляется к ж/д вокзалу, аэропорту или от них;
    • если перевозка будет осуществляться между городами, и общее время пути согласно графику движения займет более 3 часов, в автобусе должен присутствовать медицинский работник;
    • обязательно наличие сопровождающих – взрослых граждан, обязанностью которых является обучение или воспитание детей;
    • количество сопровождающих равняется количеству дверей в автобусе;
    • при наличии нескольких ТС, то есть при перевозке детей в составе организованной колонны, медработник и старший сопровождающий должны находиться в том автобусе, который замыкает группу;
    • если перевозка детей будет осуществляться в течение 3 часов или более, в автобусе должен находиться сухой паек и питьевая вода в достаточном количестве;
    • если ТС будет находиться в пути более 4 часов, перевозить детей в возрасте младше 7 лет запрещается.

    Первое преимущество маршруток, автобусов и троллейбусов состоит в том, что именно для них предназначены выделенные полосы для общественного транспорта. Выделенные полосы были рассмотрены в рамках отдельной статьи, поэтому здесь повторяться не буду.

    ПДД на выделенных полосах

    Напомню лишь, что выделенные полосы обозначаются следующими дорожными знаками:

    Доказательствами являются те или иные факты, которые что-либо доказывают или же наоборот, опровергают. Наличие или отсутствие в действиях привлекаемого к ответственности лица события правонарушения определяет должностное лицо или судья по данным, которые находятся в деле. Эти данные устанавливаются протоколом, объяснением привлекаемого к ответственности лица, показаниями специальных технических средств или свидетелей, а также заключением эксперта.

    • В Пензе поздравили работников органов местного самоуправления
    • Пензенские родители задолжали детям около 250 млн рублей
    • В сквере на улице Славы приступили к установке игровых элементов
    • Пензенцы рассказали о бессонной из-за урагана ночи
    • Разъяснен механизм оформления новых выплат на детей
    • Вернувшихся из Турции пензенцев проверят на коронавирус дважды
    • ЖК «Созвездие» — хорошие возможности для развития бизнеса
    • В «ТНС энерго» отметили рост числа пользователей «Личного кабинета»
    • В Пензе депутаты раскритиковали доклад главы управления транспорта
    • Генеральный директор «Дамате» стал лауреатом Столыпинской премии

    Маршрутные ТС (МТС) и другие участники движения имеют равные права на дорогах общего пользования. Однако из этого правила есть несколько исключений, когда МТС обладают приоритетом:

    • если для него выделена отдельная полоса;
    • рейсовый транспорт осуществляет отъезд от остановки;
    • трамвай при равнозначности прав на проезд всегда имеет приоритет, за исключением ситуации выезда из депо.

    Выделенные полосы для МТС обозначаются следующими знаками:

    • 5.11;
    • 5.14;
    • 5.13.1 и 5.13.2.

    Высадка и посадка пассажиров осуществляется в зоне действия знака 5.16 (для троллейбуса или автобуса) и 5.17 (для трамвая). Согласно пункту 18.

    3 ПДД РФ, при выезде рейсовых автобусов и троллейбусов с остановки попутные автомобили обязаны предоставить им приоритет. В свою очередь водители общественного транспорта при выезде обязаны убедиться в том, что им уступают проезд.

    У данного правила есть одно исключение: маршрутное ТС должно в обязательном порядке начинать движение от остановки.

    Если общественный транспорт просто проехал через нее, то приоритет при возвращении в ряд ему не предоставляется.

    Выявлено 82 нарушения ПДД водителями автобусов

    Полоса для маршрутных ТС — выделенный ряд, предназначенный для проезда общественного транспорта и закрытый для движения любых легковых и грузовых автомобилей.

    Передвигаться по выделенной полосе вправе не только рейсовый транспорт, но и:

    • школьные автобусы;
    • такси;
    • велосипедисты, если выделенный ряд расположен у правой кромки дороги;
    • спецтранспорт, определенный органами исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

    Начало зоны действия полосы для маршрутных ТС помечается знаком 5.14, конец зоны действия наступает на перекрестке либо обозначен знаком 5.14.1. В случае продолжения полосы для МТС после перекрестка над ней снова должен быть установлен знак 5.14.

    Также выделенный ряд может быть отмечен дорожной разметкой с прорисованной буквой «А».

    Движение по полосе дозволяется только маршрутным ТС, однако при определенных обстоятельствах выезд обычному транспорту на нее разрешается для совершения маневров. Для этого разделительная полоса между обычным и выделенным рядом должна быть оформлена прерывистой линией.

    Встречаются две основных разновидности выделенных полос для движения МТС:

    • попутная — движение осуществляется в ту же сторону, что и у основного потока;
    • встречная — направление движения маршрутного транспорта противоположно потоку, движущемуся в соседних рядах.

    В последнем случае выезд на полосу для МТС приравнивается к движению по встречному ряду и грозит нарушителю лишением прав.

    При повороте направо действуют два правила, связанных с возможностью или запретом въезда обычного транспорта на выделенный ряд.

    1. Если в зоне перекрестка полоса для МТС отделена от соседнего ряда прерывистой линией, то для поворота направо дозволяется перестроиться на выделенку, а затем осуществить поворот.
    2. Если в зоне перекрестка выделенный ряд отделен от соседнего сплошной линией разметки, то заезд на него для поворота запрещен. При совершении маневра транспорт должен выехать на перекресток и повернуть направо без перестроения.

    Опережение или обгон автомобилей с заездом на полосу для МТС запрещается. Опережение разрешено только для МТС, движущихся по выделенной полосе. При совершении маневра опережения нарушитель рискует быть оштрафованным на 1,5 тыс. руб. (ст. 12.17 КоАП).

    Обгон с заездом на встречную выделенную полосу нарушителю грозит штрафом в 5 тыс. руб. или лишением прав.

    Ответственность за нарушение правил перевозки пассажиров в автобусах

    5. Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требования о запрете допускать водителей к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими соответствующих инструктажей, предусмотренного Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, —

    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей; на юридических лиц — тридцати тысяч рублей.

    Информация, необходимая для водителей автотранспортного предприятия, должна в полном объеме доводиться до их сведения в виде:

    Вводного, предрейсового, сезонного и специального инструктажей.

    Каждый из вышеупомянутых инструктажей проводится на определенных этапах работы.

    Вводный инструктаж— проводится со всеми водителями при приеме их на работу, вне зависимости от квалификации и рабочего стажа.

    Предрейсовый инструктаж проводится:

    при отправлении водителя по маршруту движения впервые;

    при перевозке детей;

    при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

    Сезонные инструктажи проводятся соответственно при смене сезонов, два раза в год, в весенне-летний и осенне-зимний периоды.

    И наконец, специальный инструктаж проводится со всеми водителями, в том случае, если до их сведения необходимо донести важную информацию:

    Вступление в силу нормативно-правовых актов влияющих на работу водителей;

    изменения маршрута движения и условий движения, влияющих на безопасность дорожного движения;

    получения информации о ДТП с человеческими жертвами, значительным материальным и экологическим ущербом;

    совершения и (или) угрозы совершения террористических актов.

    При проведении инструктажа дается оценка сложившейся ситуации и порядок необходимых действий водителя.

    6. Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 — 5 настоящей статьи, статьей 11.15.1, частью 2 статьи 11.23 и статьей 12.21.1 настоящего Кодекса, —

    влечет наложение административного штрафа на водителей в размере одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — десяти тысяч рублей; на юридических лиц — двадцати пяти тысяч рублей.

    КоАП РФ, Статья 12.31.1. Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом

    (введена Федеральным законом от 28.07.2012 N 131-ФЗ)

    1. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, —

    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей.

    2. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств —

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — пяти тысяч рублей; на юридических лиц — тридцати тысяч рублей.

    3. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств —

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — пяти тысяч рублей; на юридических лиц — тридцати тысяч рублей.

    4. Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов в особых условиях, предусмотренных Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, —

    влечет наложение административного штрафа на водителя в размере двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей.

    5. Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требования о запрете допускать водителей к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими соответствующих инструктажей, предусмотренного Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, —

    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей; на юридических лиц — тридцати тысяч рублей.

    6. Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 — 5 настоящей статьи, статьей 11.15.1, частью 2 статьи 11.23 и статьей 12.21.1 настоящего Кодекса, —

    влечет наложение административного штрафа на водителей в размере одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — десяти тысяч рублей; на юридических лиц — двадцати пяти тысяч рублей.

    Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

    ВОПРОС-ОТВЕТ

    1. Я, водитель такси, что будет, в случае не прохождения мною предрейсового медицинского осмотра?

    ВСЕ водители, работающие по найму обязательно должны проходить предрейсовые медицинские осмотры. Стандартная продолжительность рейса составляет одну рабочую смену, поэтому предрейсовый медицинский осмотр водитель обязан проходить ежедневно. Соответствующая отметка об этом заносится в путевой лист.

    В случае ее отсутствия- штраф 3.000 рублей.

    2.Обязательно ли проходить послерейсовые мед. осмотры? И какие категории водителей попадают под прохождение послерейсового осмотра?

    Несмотря на не очень большой ряд нарушений, в назначении тех или иных штрафов можно запутаться. Можно ли за нескольких непристёгнутых пассажиров получить несколько штрафов? Что, если поездка осуществляется с «перегрузом» пассажиров более одного? И отдельного рассмотрения заслуживает такая категория как дети.

    Давайте рассмотрим все штрафы за нарушения правил перевозки пассажиров в 2020 году в различных ситуациях!

    Итак, пассажир – это участник дорожного движения, смежный с водителем и пешеходом, который находится в транспортном средстве, а также входит или выходит из него (п. 1.2 Правил). Он обязан соблюдать обязанности, предписанные для него (п. 1.3).

    Перечислим основные обязанности пассажиров по ПДД на 2020 год!

    • Пассажиры всегда обязаны пристёгиваться ремнями безопасности при их наличии в конструкции автомобиля (п. 5.1).
    • За непристёгнутых пассажиров отвечает в том числе водитель (и сам нарушающий ПДД сидящий в машине).
    • Садиться в машину и выходить из неё по действующим на 2020 год ПДД можно только со стороны тротуара (в том числе если он слева); если только это невозможно, то можно садиться и выходить со стороны дороги.
    • Запрещается садиться или выходить из не полностью остановившегося ТС, открывать двери и мешать водителю. Аналогично водителю запрещается трогаться, если пассажиры не закрыли двери (п. 22.7).

    Соблюдение ПДД водителем автобуса

    В случае аварии с пострадавшими, если человек получил увечья средней или легкой тяжести, водителя пассажирского автобуса или таксиста предлагают штрафовать на сумму от пяти до 10 тысяч рублей либо лишать прав на срок до двух лет.

    Уточним, что санкция для других водителей составляет в таком случае от 2,5 до пяти тысяч рублей или лишение водительского удостоверения на срок до полутора лет.

    В целях предотвращения тяжких последствий при ДТП в ближайшее время планируется оснастить пассажирские автобусы трехточечными ремнями безопасности. Как отметили в МВД, стратегия безопасности дорожного движения в России на 2018-2024 годы ставит целью повышение безопасности дорожного движения и стремление к нулевой смертности в ДТП к 2030 году. Ранее начальник отдела технического надзора Госавтоинспекции Сергей Чипурин сообщал ТАСС, что ГИБДД предложила оборудовать пассажирские автобусы подушками безопасности. Госавтоинспекция уже внесла данную инициативу в Росстандарт.

    Весной этого года вступил в силу закон о лицензировании автобусных перевозок. Теперь на получение лицензий у перевозчиков есть 120 дней, по истечении которых деятельность без разрешительных документов станет незаконной. Лицензирование необходимо для любых перевозок людей автобусами, даже если это делается по заказам или для собственных нужд. По мнению замглавы ГИБДД Владимира Кузина, обязательное лицензирование приведет к снижению аварийности на дорогах.

    Аварии с участием автобусов нередко мелькают в сводках ДТП. Справедливости ради стоит отметить, что не всегда виновником происшествия на дороге становится водитель. И всё же качество пассажирских перевозок в Перми и регионе высоким пока назвать нельзя.

    Сотрудники ОГИБДД МВД по Перми подсчитали, что за девять месяцев 2017 года в городе произошло 805 дорожно-транспортных происшествий с участием автобусов. 327 из них – по вине водителей. По сравнению с прошлым годом аварий даже стало меньше на 8,9%. Однако ДТП, в которых пострадали люди, в этом году стало больше – 186 (в 2016 году – 179). Под колёсами погибли восемь пермяков (в 2016 году – три человека), 235 получили травмы (в 2016 году – 215 человек). 45 ДТП произошло по вине водителей автобусов – в этих авариях погибли пять человек.

    Например, в сентябре этого года прокуратура Орджоникидзевского района привлекла к ответственности перевозчика, который работает на маршруте № 49 «Пермь II – Заозерье». Водитель автобуса Mercedes-Benz насмерть сбил пешехода, пересекавшего дорогу по нерегулируемому переходу. 58-летний мужчина скончался на месте происшествия до прибытия скорой помощи.

    Сотрудники прокуратуры выяснили, что 23-летнего водителя в прошлом и в этом году привлекали к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения более 30 раз. В организации, в которой он трудился, при приёме на работу эти данные вообще не проверили. К счастью, не все перевозчики отличаются такой же беспечностью в найме сотрудников. Чаще всего причина нарушения правил кроется в другом.

    «Все мы знаем, что оплата труда водителя зависит от того, сколько денег он привезёт. Отсюда и гонки между автобусами, которые стараются раньше конкурентов приехать на остановку. По сути, сама система оплаты труда, когда водитель получает процент от количества перевезённых пассажиров, стимулирует нарушения ПДД», – пояснил нач. отделения технического надзора ОГИБДД МВД Алексей Винокуров.

    Сотрудники Госавтоинспекции города за девять месяцев 2017 года выявили 6776 нарушений ПДД водителями автобусов. Чаще всего они игнорируют правила перевозки людей, проезд пешеходных переходов, перекрёстков, едут на запрещающий сигнал светофора и т. д. Инспекторы ГУ МВД по Пермскому краю, в свою очередь, обнаружили более 10 тыс. нарушений: водители выезжают на встречку, управляют машиной, которая не прошла техобслуживание, не имеют прав категории D.

    Водители автобусов тоже нарушают ПДД

    Кодекс об административных правонарушениях предусматривает 2 варианта штрафов для пассажиров:

    • Статья 12.29, часть 1 — предупреждение или 500 рублей. Накладывается за любое нарушение правил, которое не создало помех другим участника движения. Например, такой штраф грозит пассажиру, который не пристегнулся ремнем безопасности.
    • Статья 12.30 часть 1 — 1 000 рублей. Накладывается, если пассажир создал помехи для движения транспортных средств. Например, не убедился в отсутствии автомобилей и открыл дверь автомобиля со стороны проезжей части.

    На этом рассмотрение правил для пассажиров завершено.

    Должностная инструкция водителя автобуса регулярного городского пассажирского транспорта

    [организационно-правовая форма,
    наименование организации, предприятия]

    [должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
    должностного лица, уполномоченного утверждать
    должностную инструкцию]

    [число, месяц, год]

    Должностная инструкция водителя автобуса регулярного городского пассажирского транспорта

    Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

    1.1. Водитель автобуса относится к категории рабочих и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

    1.2. На должность водителя автобуса принимается лицо, имеющее среднее общее образование, право на управление автомобилем категории [вписать нужное] и стаж вождения не менее [значение] лет.

    1.3. Водитель автобуса назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

    На водителя автобуса возлагаются следующие должностные обязанности:

    2.1. Выполнение подготовительных работ перед выездом на линию и после возвращения в парк.

    2.2. Прохождение в установленном порядке медицинских осмотров с целью выявления заболеваний, несовместимых с выполнением обязанностей водителя автобуса.

    2.3. Проверка технического состояния автобуса, комплектности и исправности инструмента, состояния салона, внешнего вида, а также работы освещения, громкоговорящей связи и экипировки автобуса перед выходом на маршрут.

    2.4. В случае неисправности автобуса уведомление об этом дежурного мастера и диспетчера с одновременной подачей заявки на ремонт.

    2.5. Осуществление движения автобуса в соответствии с расписанием и схемой маршрута.

    2.6. Поддержание скорости движения по маршруту согласно расписанию в соответствии с состоянием проезжей части дороги, погодными условиями, при этом не нарушая правил дорожного движения.

    2.7. При движении по маршруту осуществление остановки автобуса для высадки и посадки пассажиров на всех остановочных пунктах, указанных в схеме маршрута, независимо от наполнения автобуса.

    2.8. Объявлять с использованием радиоустановки остановочных пунктов и порядка оплаты проезда.

    2.9. Обеспечение входа через передние двери пассажиров с детьми, детей в возрасте до 10 лет, беременных женщин, инвалидов, престарелых.

    2.10. Контроль за соблюдением правил посадки и высадки пассажиров. Начало движения автобуса от остановки возможно только убедившись, что высадка и посадка пассажиров закончена и двери автобуса закрыты.

    2.11. Проявление вежливости и предупредительности в обращении с пассажирами.

    2.12. Осуществление остановки автобуса: при поступлении сигнала из салона от пассажиров или кондуктора; по требованию работников полиции, ГИБДД, работников группы безопасности движения и линейного контроля, а также в других случаях, предусмотренных правилами дорожного движения.

    2.13. Полное освещение салона автобуса в вечернее и ночное время.

    2.14. Сообщение диспетчеру парка о вынужденной длительной остановке на линии. При отсутствии связи с диспетчером сообщение о случившемся водителю следующего по маршруту автобуса.

    2.15. Осмотр после каждого оборотного рейса салона и технических отсеков автобуса с целью выявления посторонних предметов, проверка состояния шин, крепления колес.

    При обнаружении подозрительных предметов осуществление действий согласно «Памятке водителю по предупреждению террористических актов на подвижном составе».

    2.16. Сдача диспетчеру обнаруженных в салоне забытых вещей пассажиров, не представляющих опасности.

    2.17. Определение и устранение возникших во время работы на линии простейших неисправностей. В случае невозможности устранения неисправности собственными силами осуществление вызова технической помощи.

    2.18. По окончании работы на линии получение отметки диспетчера в путевом листе об отправлении автобуса в парк.

    2.19. При прибытии в парк предъявление автобуса для осмотра и приема на хранение мастеру, получение его отметки в путевом листе о сдаче автобуса в установленном порядке.

    2.20. Сдача кассиру после смены суммы выручки от продажи контрольных билетов по установленной форме.

    2.21. Поддержание чистоты в кабине водителя.

    2.22. Выполнение оперативных распоряжений диспетчерского персонала и работников, руководящих движением и осуществляющих контроль над работой автомобильного транспорта на линии.

    2.23. Соблюдение инструкции по отоплению салона в холодное время года.

    2.24. Соблюдение правил дорожного движения, перевозки пассажиров и багажа, данной должностной инструкции, а также иных документов, регламентирующих работу пассажирского транспорта и работу по пассажирским перевозкам.

    2.25. [Другие должностные обязанности].

    Водитель автобуса имеет право:

    3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

    3.2. Отказаться от выезда из автобусного парка или приёмки автобуса на линии, если его техническое состояние не соответствует правилам технической эксплуатации автобуса и не обеспечены безопасные условия труда, при подтверждении технической неисправности мастером ОТК, работником технической помощи или механиком колонны.

    3.3. Ограничивать вход пассажиров в автобус в зависимости от его наполнения (предупреждением по микрофону, закрытием дверей).

    3.4. При ухудшении условий движения (туман, дождь, снегопад, гололед) ставить вопрос перед диспетчером конечной станции, регулирующим маршрут об изменении режима движения.

    3.5. Прекратить движение автобуса в случаях, предусмотренных правилами дорожного движения.

    3.6. Требовать своевременного страхования гражданской ответственности владельца автотранспортного средства и не выходить на линию при отсутствии оплаченного полиса ОСАГО.

    3.7. Передавать управление автобусом только сменщику, а также закрепленному за ним стажеру, указанному в путевом листе, слесарю технической помощи при буксировке автобуса, наставнику-водителю (при наличии у них удостоверения на право управления автобусом).

    3.8. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

    Статья КоАП и нарушение Взыскание
    12.8.1 Управление ТС в состоянии опьянения Штраф 30 000 руб. и лишение прав от 18-24 месяцев
    12.8.2 Передача управления ТС пьяному водителю Штраф 30 000 р. и лишение прав от 18-24 месяцев
    12.8.3 Управление ТС в состоянии опьянения без прав (еще не получил или уже лишили) Арест на 15 суток
    264.1 УК РФ Повторное управление ТС в состоянии опьянения Штраф 200 000-300 000 руб. или лишение свободы до 2-х лет
    12.26.1 Отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения Штраф 30 000 р. и лишение прав от 18-24 месяцев
    12.26.2 Если у вас нет прав (уже лишили или еще не получил) и вы отказываетесь от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения Арест до 15 суток
    12.27.3 Употребление алкоголя или наркотиков после ДТП или остановки сотрудником ГИБДД Штраф 30 000р. и лишение прав от 18-24 месяцев


    Похожие записи:

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.

    Для любых предложений по сайту: [email protected]