Административная ответственность сотрудников полиции за нарушение ПДД
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административная ответственность сотрудников полиции за нарушение ПДД». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ при выявлении нарушения, предусмотренного главой 12 (Административные правонарушения в области дорожного движения), сотрудник ГИБДД составляет протокол об административном правонарушении.
Этот документ не оформляется только в случаях, прямо указанных в КоАП РФ (например, при выявлении нарушений ПДД РФ камерами, работающими в автоматическом режиме, а также, при выявлении дорожным инспектором полиции нарушения, за которое предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа, когда нарушитель не оспаривает факт совершения им административного проступка).
Административный протокол о нарушении ПДД, составляется в присутствии лица, — водителя, пешехода или иного лица, привлекаемого к ответственности.
Нарушителю разъясняются его права и обязанности, порядок, время и место рассмотрения нарушения.
В протоколе отражаются все доказательства, подтверждающие факт нарушения, формулируется фабула нарушения, дается правовая квалификация действий, указываются очевидцы нарушения и понятые, привлеченные к участию в деле.
Лицо, в отношении которого составлен протокол за нарушение ПДД, вправе давать пояснения в письменном виде.
Объяснения нарушителя в обязательном порядке прилагаются к материалам административного производства.
Также нарушитель ПДД вправе ходатайствовать о рассмотрении его дела по месту жительства или по месту пребывания. Такое ходатайство подлежит внесению в бланк протокола за подписью нарушителя. Копия протокола вручается нарушителю ПДД и потерпевшему (при его наличии) под роспись.
В дальнейшем, именно на основании сведений, содержащихся в протоколе, рассматривается дело об административном правонарушении и выносится постановление.
При составлении протокола, нарушитель имеет право пользоваться помощью защитника.
Подробности читайте в статье:
Протокол о нарушении ПДД при ДТП
Куда Прокуратура региона и УГИБДД региона от кого ФИО
адрес для корреспонденции
Заявление в порядке п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП.
Сообщаю Вам факте нарушения Правил дорожного движения сотрудниками ДПС на территории г. Екатеринбурга в порядке п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП (сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения):
10 сентября 2008 года около 19-05 мин, у дома ул. Малышева, 31В, я обнаружил и сфотографировал патрульный автомобиль ДПС, ВАЗ г.н. А1087 регион 66 (бортовой номер 2-122), который был припаркован в зоне действия знака 3.27 «Остановка запрещена». В зоне действия этого знака запрещаются остановка и стоянка транспортных средств (фотографии приложены).
Считаю, что сотрудники ГИБДД, которым граждане и правительство доверило следить за порядком на дорогах, должны исполнять ПДД и не допускать со своей стороны нарушения закона. Сотрудник ГИБДД, который грубо нарушает правила дорожного движения, подает плохой пример участникам дорожного движения, подрывает доверие к всей системе МВД.
Нарушением правил дорожного движения сотрудник ГИБДД показывает свое неуважение к закону.
В связи с ухудшением дорожной ситуации в стране и ростом смертности при ДТП с участием автомобилей специальных служб, прошу разобраться в данной ситуации, провести проверку и привлечь к ответственности сотрудника ДПС, нарушившего правила дорожного движения.
Прошу проверить данные факты и принять меры к ИДПС нарушающим ПДД РФ.
Обращаю Ваше внимание на то, что согласно ст. 2.5 КоАП РФ сотрудники ИДПС несут ответственность за нарушения, ответственность за которые предусмотрена главой 12 КоАП РФ, на общих основаниях.
В подтверждении нарушения прикладываю фотографии.
Приложение к заявлению — фотографии
Также фотографии можно увидеть на сайте http://…..
Уголовная ответственность бывает в случае, если в результате нарушения ПДД произошло дорожно-транспортное происшествие (ДТП), которое привело к причинению потерпевшему/им тяжкого вреда здоровью, либо наступила его (их) смерть. А также когда преступление совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения, или связано с оставлением места его совершения.
Исходя из конкретной ситуации, законодателем предусмотрены разные виды уголовной ответственности:
- ограничение свободы на срок до трех лет;
- принудительные работы на срок до пяти лет;
- лишение свободы на срок до девяти лет.
К данным видам наказания дополнительно могут применяться: запрет заниматься отдельными видами деятельностью или лишение права занимать некоторые должности.
Также уголовное наказание применяется в случае если:
- к виновнику ДТП применено административное наказание за управление транспортом в состоянии опьянения или за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на предмет опьянения;
- виновник ДТП ранее был судим за совершение указанных выше нарушений в состоянии опьянения.
При данных обстоятельствах к виновнику применяются следующие санкции: штраф в размере от 200000 до 300000 рублей, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо принудительные работ на срок до двух лет, либо лишение свободы на срок до двух лет.
Административная ответственность за нарушения ПДД РФ
г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5
остановка транспорта Гагарина
Трамвай: А, 8, 13, 15, 23
Автобус: 61, 25, 18, 14, 15
Троллейбус: 20, 6, 7, 19
Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67
Общие положения
Права полиции – когда полицейский может остановить гражданина
Ваши действия
Проверка документов
Как вести себя при административном задержании
Привлечение к административной ответственности
Закон «О полиции» обязывает полицейского соблюдать права и свободы гражданина и человека. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации и должна незамедлительно приходить на помощь каждому, кто нуждается в ее защите. На полицию возложены такие функции как противодействие преступности, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.
Исполнение этих функций невозможно без постоянного взаимодействия с гражданами, именно поэтому полиция наделена рядом властных полномочий, в том числе правом на проверку документов и задержание. При этом закон требует от полицейских соблюдать определенную процедуру, начиная с момента обращения к гражданину и заканчивая задержанием последнего в случае необходимости.
Закон предусматривает четыре причины, по которым полицейский может обратиться к гражданину:
1. имеются основания подозревать его в совершении преступления;
2. есть данные о том, что гражданин находится в розыске;
3. есть повод для возбуждения против гражданина дела об административном правонарушении;
4. у полицейского есть основания задержать гражданина (т. е. он совершил правонарушение, к примеру, проник на охраняемый объект или нарушил правила комендантского часа).
Полицейский не вправе проверять ваши документы, если вы, к примеру, показались ему «подозрительным». Если же сотрудник ссылается на наличие ориентировки – попросите ее представить либо описать. В ориентировке должна содержаться информация, которая позволяет идентифицировать преступника: черты лица, особые приметы, а не просто общие описания, под которые подойдет каждый второй.
Закон не предусматривает за полицейским права на произвольную проверку документов у граждан. Это означает, что полицейский не может без наличия на то весомых оснований попросить вас предъявить паспорт. Зачастую сотрудники полиции ссылаются на то, что вы якобы могли нарушить регистрационный учет (проживаете без условной «прописки») или, к примеру, объявлены в розыск военкоматом. Среди незаконных аргументов также существует «профилактика» или вы похожи на «ориентировку».
Ситуация №1. Полицейский подошел к вам и просит предъявить паспорт. После вашей просьбы представиться и предъявить удостоверение, а также разъяснить, что такое «профилактика» и каковы всё же законные основания для обращения, полицейский говорит, что вы похожи на разыскиваемое лицо и у него якобы есть ориентировка. Попросите полицейского описать ориентировку и уточните, почему он первоначально обратился к вам с другой целью, ничего не упомянув про наличие ориентировки. Если полицейский начинает выдумывать причины – сообщите ему о неправомерных действиях. Действуйте также согласно нашей инструкции.
Ситуация №2. Полицейский просит вас предъявить документы, ссылаясь на то, что вы можете разыскиваться военным комиссариатом или якобы проживаете в городе без регистрации. В такой ситуации важно уточить у полицейского, в связи с какими обстоятельствами он пришел к подобным выводам. Сообщите сотруднику, что вы являетесь добропорядочным гражданином. Поясните, что законом предусмотрены четко сформулированные основания для обращения к гражданину и необоснованные подозрения в нарушении регистрационного учета позволяют вам сделать вывод о неправомерности действий сотрудника, которые вы будете вынуждены обжаловать в прокуратуре. Действуйте согласно нашей инструкции.
Важно: ни при каких обстоятельствах не отдавайте паспорт сотруднику полиции – демонстрируйте из своих рук, чтобы не стать «заложником» документа. Если полицейский требует отдать ему документ, откройте последнюю страницу паспорта и зачитайте положение, которое обязывает вас бережно хранить документ и запрещает его изъятие. Также вы можете напомнить полицейскому о том, что вы не трогали его служебное удостоверение, а паспорт – это ваше удостоверение.
Административное задержание – это кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении или исполнения постановления по делу об административном правонарушении (ч.1 ст.27.3 КоАП РФ). Однако в действительности почти в 100% случаях сотрудники полиции задерживают граждан для составления протокола.
Если есть возможность – включите диктофон или видеосъёмку на телефоне.
Полезный совет: если вас задерживают с целью составления протокола об административном правонарушении – спросите у полицейского, почему он не может составить протокол на месте, как это делают сотрудники ГИБДД. В дальнейшем это может помочь обжаловать незаконное задержание.
1. Ведите себя вежливо и тактично. После того, как вам разъяснили основание и причины задержания, в первую очередь вам необходимо уточнить у сотрудника полиции, в какой отдел полиции вы будете доставлены. По возможности сразу же сообщите об этом своим близким или родственникам, позвоните вашему юристу или адвокату.
2. Если сотрудник полиции, который вас задерживает, не представился – перепишите номер его нагрудного знака. Попробуйте запомнить особые приметы, а также номер служебного автомобиля.
3. Не сопротивляйтесь требованиям сотрудника полиции, за исключением случаев, когда они являются явно незаконными – но и в этом случае постарайтесь максимально зафиксировать происходящее или сообщить кому-то. Сопротивление даже незаконным действиям на практике может привести к возбуждению уголовного дела против вас. По возможности позвоните по телефону 112 и оставьте жалобу.
4. Запомните время, когда вас доставят в отдел полиции – с этого момента отсчитывается срок задержания равный 3 часам (ч. 1 ст.27.5 КоАП РФ). В исключительных случая, четко определенных законом (ч.ч.2, 3 ст.27.5 КоАП РФ) этот срок может быть продлен до 48 часов. Сразу же по прибытии в отдел полиции обратитесь к сотруднику с просьбой сделать отметку о вашем задержании в журнал задержанных, а также уведомить ваших родственников, администрацию по месту работы/учебы или защитника о факте задержания (ч.3 ст.27.3 КоАП РФ). Отдельно вам должно быть предоставлено право на телефонный разговор не позднее трех часов с момента задержания (ч.7 ст.14 ФЗ «О полиции»).
5. С момента задержания вы имеет право на помощь защитника (ч.2 ст. 48 Конституции РФ).
6. Если вам требуется медицинская помощь – уведомите об этом дежурного. С момента задержания охрана здоровья гражданина становится обязанностью полиции.
7. Помните, полиция обязана уважать ваше достоинство (ст.21 Конституции РФ).
Если вас обвиняют в совершении административного правонарушения, сотрудник полиции обязан составить протокол об административном правонарушении. Протокол, как правило, – это основное доказательство вашей вины, на основании которого будет рассматриваться само дело об административном правонарушении (вынесение постановления по делу об АП). Именно поэтому важно наиболее эффективно пользоваться своими правами на этапе составления протокола.
При составлении протокола об административном правонарушении вы вправе:
1. Давать объяснения, излагать свое видение версии произошедшего. Эти сведения должны быть занесены в протокол, в том числе вами лично (ст.26.3 КоАП РФ). Это значит, что вы можете сами написать в протоколе – как минимум в разделе «объяснение» – всё, что считаете нужным. После вашей записи поставьте прочерк буквой «Z». Подпишите перед прочерком.
2. Помните, объяснения – это ваше право, а не обязанность. Вы вправе отказаться от дачи любых объяснений (ст.51 Конституции РФ).
3. При составлении протокола об административном правонарушении вы имеете право пользоваться юридической помощью защитника [i] (ч.1 ст.25.1 КоАП РФ). Это означает, что вы можете согласиться давать объяснения только в его присутствии.
4. Кроме того, за вами сохраняется право давать показания и объясняться на родном языке, а также бесплатно пользоваться помощью переводчика (ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ).
5. Если вам необходим защитник, но полицейский отказывается предоставить возможность его вызова – напишите об этом в протоколе («мною заявлено о вызове адвоката, в приглашении адвоката отказано»).
6. При составлении протокола вы также имеете право на ознакомление со всеми материалами дела (ч.1 ст.25.1 КоАП РФ) – посчитайте документы, перепишите их названия, впишите в протокол «мне дали ознакомиться с таким-то документами/не дали». Это не позволит дополнить материал после.
7. Попросите как копию протокола об административном правонарушении (ч. 6 ст.28.2 КоАП РФ), так и копию протокола о задержании (ч.2 ст.27.4 КоАП РФ). При необходимости вы можете внести в протокол необходимые объяснения и уточнения, а также отказаться от подписи (ч.ч.4,5 ст.28.2 КоАП РФ).
8. Вы всегда можете получить разъяснение своих прав при составлении протокола сотрудником полиции (ч.5 ст.27.3 КоАП РФ). Если ваши права не были разъяснены – напишите «мне не были разъяснены мои права» в протоколе.
Уже после составления протокола будет решаться вопрос о привлечении вас к административной ответственности: начальник отдела МВД самостоятельно вынесет постановление и привлечет вас к ответственности или все материалы передадут в суд, который будет принимать решение по существу. О дате и месте рассмотрении дела вас должны уведомить в письменном виде – обычно такого рода отметка имеется в протоколе.
Если же начальник отдела МВД начинает рассматривать дело сразу же – сделайте отметку в протоколе о необходимости переноса даты рассмотрения дела в связи с необходимостью консультации и получения помощи вашего защитника.
После того как сотрудник полиции составит протокол об административном правонарушении, протокол со всеми материалами дела передается для разрешения вопроса о привлечении вас к административной ответственности уполномоченному должностному лицу либо в суд. О времени и месте рассмотрения дела вас должны уведомить надлежащим образом.
[i] В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо (ч.2 ст.25.5 КоАП РФ).
Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
Иными словами, защитником может быть любой гражданин, однако его полномочия должны быть удостоверены доверенностью, оформленной в соответствии с законом (ст.185–189 ГК РФ).
К управлению автомобилем в нетрезвом виде, а также к отказу от прохождения медосвидетельствования добавился новый состав. Если водитель попался в нетрезвом виде за рулем, ему грозит тоже наказание, что и сейчас — лишение прав на полтора-два года и штраф 30 тысяч рублей. Но если при этом в машине находился несовершеннолетний ребенок, младше 16 лет, то водителю будет грозить лишение прав на 2-3 года и штраф 50 тысяч рублей.
Изменилось понятие опьянения. Помимо установленных 0,16 миллиграмма этанола на литр выдыхаемого воздуха и 0,3 промилле в крови наличия в организме наркотических и психотропных веществ добавляются «иные вызывающие опьянение».
За превышение скорости придется заплатить в шесть раз больше
А теперь давайте посмотрим, во что выльется оформление нетрезвого водителя. Для начала инспектор должен оформить протокол об отстранении водителя от управления. После этого проводится освидетельствование на алкогольное опьянение в присутствии двух понятых или под видеозапись. То есть водителю предлагают подышать в алкотестер. Об этом оформляется акт. Если водитель не согласен с показаниями прибора или прибор показал нули, а сомнения у инспектора остались, то водитель направляется на медосвидетельствование. Об этом составляется протокол в присутствии двух понятых или под видеозапись. По итогам медосвидетельствования составляется акт. Если установлено, что водитель нетрезв, оформляется протокол о правонарушении. Задержание автомобиля оформляется отдельным документом. А теперь ко всему этому добавляются еще два — протокол о применении залога на задержанный автомобиль и протокол о временном ограничении права управления. Итого восемь документов на одного нарушителя будет оформлять инспектор!
Если водитель совершил в течение года три грубых нарушения, ему будет грозить лишение прав на срок от одного года до полутора лет
Появилась в кодексе и статья, предусматривающая ответственность за систематическое нарушение правил. Если водитель совершил в течение года три грубых нарушения, ему будет грозить лишение прав на срок от одного года до полутора лет.
Под грубыми нарушениями понимаются непредоставление преимущества пешеходам, поворот налево или разворот там, где это запрещено, выезд на встречную полосу, проезд на красный свет, нарушение правил проезда железнодорожного переезда, разворот или движение задним ходом, где это запрещено, и превышение скорости более чем 60 км/ч. Грубым также считается нарушение, когда водитель не уступил дорогу другому автомобилю.
Еще одна новая статья — ответственность за опасное вождение. Термин в правилах уже давно существует, а ответственности за него до сих пор все не было. Теперь появится — штраф 5 тысяч рублей.
Ответственность за управление автомобилем с заведомо неисправной тормозной системой, осталась прежней — штраф 500 рублей. А за излишнюю тонировку ее увеличили с 500 до 1000 рублей.
Причем повторное управление с тонированными стеклами обернется уже штрафом в 3 тысячи рублей. Будто это более опасное нарушение, чем управление с неисправной тормозной системой.
Если за рулем оказался водитель, который не имеет права управления, то ему, как и сейчас придется заплатить штраф 15 тысяч рублей. Но если он попался вторично, то ему уже будет грозить штраф от 20 до 30 тысяч рублей, либо обязательные работы на срок от 40 до 60 часов, либо арест до 5 суток. Сейчас КоАП не предусматривает ответственности за такое повторное нарушение, и этим пользовались любители погонять. Ведь кроме штрафа к ним ничего применить нельзя.
Подготовлен проект нового Кодекса об административных правонарушениях. Он опубликован на портале правовых актов. Едва появившись, новация взбудоражила общественность, особенно автомобилистов. Редакцию засыпали вопросами по поводу «драконовских» мер, предложенных в документе.
Мы обратились с просьбой прокомментировать юридическое новшество к председателю Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павлу Крашенинникову.
Ответственность за нарушение ПДД
1. Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности несет ответственность за свои действия (бездействие) и за отдаваемые приказы и распоряжения.
2. За противоправные действия (бездействие) сотрудник полиции несет ответственность, установленную федеральным законом.
3. Вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника полиции при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4. За ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальному органу, подразделению полиции либо организации, входящей в систему указанного федерального органа, сотрудник полиции несет материальную ответственность в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
1. Противоправными в значении, которое использовано законодателем в комментируемой статье 33 закона О Полиции, действие и (или) бездействие будут лишь в том случае, если имел место не только данный признак правонарушения, но и все обязательные признаки состава правонарушения, а в ряде случаев и состава преступления.
2. Инициатором привлечения сотрудника полиции к ответственности может быть как физическое, так и юридическое лицо .
———————————
По аналогии. См.: По запросу Центрального районного суда города Челябинска о проверке конституционности статей 239.1 и 239.4 Гражданского процессуального кодекса РСФСР: Определение Конституционного Суда РФ от 1 марта 2001 г. N 67-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2001. N 4.
3. Ответственность — это обязанность претерпеть неблагоприятные последствия за совершение деяния, содержащего состав правонарушения.
4. Согласно ч. 2 комментируемой статьи 33 ФЗ «О полиции» за совершение преступления ли иного правонарушения сотрудник полиции может быть привлечен к уголовной, дисциплинарной, административной и гражданско-правовой ответственности.
5. К уголовной ответственности, в частности, сотрудник полиции может быть привлечен за получение взятки (ст. 290 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), провокацию взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ), нарушение неприкосновенности жилища (ст. 139 УК РФ) и др.
1. За совершение преступления сотрудник органов внутренних дел несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. За совершение административного правонарушения сотрудник органов внутренних дел несет дисциплинарную ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.
3. За нарушения служебной дисциплины на сотрудника органов внутренних дел в соответствии со налагаются дисциплинарные взыскания.
1. Сотрудник полиции, выполняя обязанности, возложенные на полицию, и реализуя права, предоставленные полиции, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства.
2. Сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей подчиняется только непосредственному или прямому начальнику. Никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом. Никто не имеет права принуждать сотрудника полиции к выполнению обязанностей, которые настоящим Федеральным законом на полицию не возложены. При получении приказа или распоряжения, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом.
3. Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.
4. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
5. Сотрудник полиции не обязан давать какие-либо объяснения по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять такие дела и материалы, в том числе затрагивающие права и свободы человека и гражданина, для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
1. Прямыми начальниками являются лица, которым сотрудники полиции подчинены по службе, в том числе временно. Ближайший к подчиненному прямой начальник сотрудника полиции является его непосредственным начальником (ч. ч. 1 — 3 ст. 39 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1). Никто, кроме прямых и непосредственных начальников, не вправе вмешиваться в служебную деятельность сотрудников полиции.
2. Сотрудники полиции, не подчиненные друг другу по службе, могут быть старшими или младшими. Старшинство определяется специальным званием, а при равных званиях — занимаемой должностью. Между тем не являющийся прямым начальником старший сотрудник полиции также не вправе вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции.
[3]
Любой сотрудник полиции, являясь должностным лицом, обязан исполнять свои прямые обязанности. При этом ответственность работника службы полиции осуществляется во время нахождения этого самого сотрудника на территории действия законодательства в сфере внутренних дел.
В системе отделов внутренних дел, помимо специализированных знаний, также предусматриваются звания внутренней службы и юстиции. В ФЗ под номером 3 определяется особенный статус, требования и права сотрудника полиции в процессе выполнения им его обязанностей.
Основные правила и особенности ответственности сотрудников полиции определяются ФЗ под номером 342. Обязанности при этом регламентированы статьей 15. Что сказано в этой статье?
При всем при этом контролем за действием полицейских и их ответственностью занимаются, прежде всего, надзорные органы, а также вышестоящее начальство сотрудников полиции.
Согласно законодательству, регламентирующему порядок и условия налогообложения, в частности НК РФ, налоговые органы являют собой систему, основное направление которой – это осуществление контроля над своевременной уплатой налоговых платежей и сборов.
Представители налоговых структурных образований должны действовать в пределах своих полномочий и только в соответствии с законодательством РФ. При этом тот же нормативно-правовой акт четко определяет права и обязанности органов внутренних дел, а также следственных органов и их должностных лиц, которыми они наделены для выполнения своих служебных обязанностей.
Невыполнение законодательных предписаний, что влечет за собой неправомерные действия или бездействие должностных лиц, является основанием для привлечения последних к правовой ответственности.
Основанием для привлечения должностных лиц ОВД к юридической ответственности является совершение последними неправомерного действия или бездействия, последствия которого стали причиной нанесения налогоплательщику ущерба. При этом ущерб, нанесенный пострадавшему от правонарушения лицу, подлежит возмещению за счет средств из федерального бюджета.
Порядок возмещения вреда регламентирован НК РФ, а также другими специальными нормативно-правовыми актами. Право граждан на возмещение ущерба, нанесенного как должностными лицами органов внутренних дел, так и должностными лицами следственных органов, гарантировано российским законодательством.
При рассмотрении дел о возмещении ущерба, нанесенного в результате неправомерных действий должностных лиц или их бездействий, расчет суммы, подлежащей компенсации осуществляется на основании предоставленных доказательств. При этом доказательства должны соответствовать законодательным требованиям допустимости и относимости.
В качестве доказательств возможно использование только тех документов, которые подтверждают непосредственно нанесение вреда и его размер. К тому же, для подтверждения этих сведений используются только те документы, основным предназначением которых является отображение расчетных операций. К примеру, это может быть смета затрат, разработанная для устранения недостатков услуг, работ и прочее.
За совершение неправомерных действий или в случае преступного бездействия должностных лиц законодательными актами РФ предусмотрено привлечение правонарушителей к таким видам ответственности: административной, дисциплинарной, уголовной, а также материальной и гражданско-правовой.
Сотрудники ОВД могут принимать участие в проведении налоговыми органами контролирующих операций и проверок в случае их привлечения к делу путем направления соответствующего запроса.
В случае совершения представителями ОВД противозаконных действий во время реализации контролирующих и проверочных мероприятий, нарушители привлекаются к разным видам юридической ответственности.
Виды ответственности ОВД за неправомерные действия и преступное бездействие их сотрудников во время исполнения служебных обязанностей:
- дисциплинарная;
- административная;
- гражданско-правовая;
- материальная;
- уголовная.
Основания для привлечения должностных лиц к дисциплинарной ответственности — непосредственное нарушение служебных порядков и пренебрежение обязанностями, то есть меры дисциплинарного взыскания применяются в случае несоблюдения правил служебной дисциплины.
Общий порядок привлечения должностных лиц к данному виду ответственности, а также основания для назначения дисциплинарного взыскания регламентированы ТК РФ.
Непосредственно составы дисциплинарных правонарушений, при наличии которых допускается привлечение лица к соответствующей юридической ответственности, предусмотрены специальными актами правотворчества. Так, для представителей органов внутренних дел таковыми являются:
1. Закон «О милиции»;
2. Соответствующие положения.
За совершение дисциплинарных проступков на сотрудников органов внутренних дел налагаются следующие виды наказаний:
- вынесение выговора;
- вынесение строгого выговора;
- предупреждение;
- снижение должностного лица, совершившего проступок, в звании;
- понижение правонарушителя в должности;
- лишение нагрудного знака;
- крайняя мера дисциплинарного взыскания — увольнение.
Необходимый объем полномочий, позволяющий назначить меру дисциплинарного взыскания сотруднику ОВД, имеет лишь то должностное лицо, которое вправе принимать граждан на определенную должность.
Судиться с МВД себе дороже. Обзор столичной правоприменительной практики
Основанием для наложения административного взыскания является совершение чиновником административного проступка. Данная норма закреплена и гарантирована КоАП РФ.
Виды проступков, влекущие за собой привлечение к ответственности и сопутствующее применение мер административного взыскания:
- невыполнение либо исполнение ненадлежащим образом служебных обязанностей;
- совершение неправомерных действий или бездействия, что повлекло за собой нарушение законных прав граждан;
- отказ сотрудника внутренних дел в рассмотрении заявления гражданина или в приеме документа;
- нарушение порядка рассмотрения заявлений граждан, а также несоблюдение сроков;
- принятие необоснованного решения, которое нанесло ущерб гражданину.
Представленный перечень правонарушений не является исчерпывающим.
Полный список оснований, а также порядок привлечения должностных лиц к административной ответственности изложены в КоАП РФ.
Как правило, основной мерой административного взыскания в отношении должностных лиц является применение штрафных санкций, размер которых зависит от степени тяжести совершенного проступка, а также от других факторов, имеющих значение при определении наказания (повторность, размер ущерба, нанесенного правонарушением и т. д.).
Неправомерные действия или бездействие должностных лиц как внутренних органов, так и следственных, в результате совершения которых был нанесен ущерб гражданам, являются основанием для привлечения нарушителя к гражданско-правовой ответственности.
Особенности привлечения должностных лиц к материальной и гражданско-правовой ответственности:
- возмещение ущерба осуществляется за счет средств из государственного бюджета, должностное лицо при этом привлекается к материальной ответственности;
- нарушитель, являющийся должностным лицом, не несет ответственности перед лицами, пострадавшими от его неправомерного действия или бездействия, поскольку, согласно законодательству, должностные лица не входят в число субъектов гражданских правоотношений;
- возмещение вреда, причиненного незаконными действиями чиновника, происходит в порядке, установленном ГК РФ;
- привлечение должностного лица к материальной ответственности не исключает возможности наложения на него меры административного взыскания или применения дисциплинарного наказания.
Уголовная ответственность наступает при совершении чиновником неправомерных действий, что произошло с помощью использования полномочий, которыми наделен нарушитель в силу своего служебного положения. Должностное лицо является специальным субъектом преступления.
Можно выделить несколько групп преступлений, за совершение которых возможно привлечение должностного лица к уголовной ответственности:
- преступные деяния, объектом которых является нерушимость государственной власти, а также интересы госслужбы;
- преступные деяния против правосудия;
- общественно-опасные действия или бездействие, объектом посягательства которых являются права, интересы и свободы граждан.
В отличие от других видов юридической ответственности, привлечение к уголовной ответственности допускается только на основаниях, предусмотренных УК РФ.
Применение при назначении наказания других нормативно-правовых актов, равно как и использование аналогии права, недопустимо.
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Вопросы и ответы юристов
Доказательствами являются те или иные факты, которые что-либо доказывают или же наоборот, опровергают. Наличие или отсутствие в действиях привлекаемого к ответственности лица события правонарушения определяет должностное лицо или судья по данным, которые находятся в деле. Эти данные устанавливаются протоколом, объяснением привлекаемого к ответственности лица, показаниями специальных технических средств или свидетелей, а также заключением эксперта.
Инспектор ДПС увидел/снял на видео нарушение, но не остановил – что будет?
Все действия государственных служащих, осуществляющих контроль за правопорядком, а также наказания за неисполнение своих обязанностей отражены в Федеральных Законах и Приказах. Основным документом, регламентирующим ответственность сотрудников полиции, является ФЗ, утвержденный в 2011 году. Он называется «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные акты РФ».
В ч. 1 ст. 15 отражена информация относительно уголовной ответственности сотрудников полиции. Ч. 2 регламентирует порядок действий при совершении административного правонарушения. В ч. 3 описаны возможные нарушения дисциплины и определен порядок наложения соответствующих взысканий.
Под этим термином понимается применение к сотрудникам полиции санкций, которые накладываются непосредственно за нарушение их профессиональных обязанностей. Все возможные меры наказания указаны в КоАП.
Привлечение сотрудников полиции к ответственности происходит в том случае, если их действие соответствует сразу трем критериям. Признаки административного правонарушения:
- Противоправность. Этот критерий является основополагающим. Его суть заключается в совершении сотрудником полиции деяния, которое запрещено на уровне действующего законодательства.
- Виновность. Это такая характеристика, которая подтверждает необходимость наложения ответственности. Уполномоченными лицами проводятся мероприятия, результатом которых является подтверждение или исключение вины.
- Наказуемость. Последний признак совершенного нарушения. Под этим термином понимается возможность определения меры наказания для государственного служащего.
Таким образом, административная ответственность на сотрудников полиции накладывается в том случае, если выявлено нарушение и доказана вина уполномоченного лица. При этом за совершенное деяние должна быть определена мера наказания.
Существует несколько условий, при наличии которых в отношении сотрудника полиции избирается мера пресечения. К административной ответственности привлекаются государственные служащие в следующих случаях:
- За совершение действий, которые не соответствуют правилам поведения уполномоченных лиц.
- За издание приказов, распоряжений и иных документов, нарушающих действующие правила, то есть не соответствующие им.
- За невыполнение возложенных на них обязанностей, в том числе по осуществлению контроля за подчиненными лицами.
- За превышение полномочий. Возложенные на сотрудников полиции обязанности отражены в нормативной документации и должностных инструкциях.
Основанием для наложения ответственности является состав выявленного правонарушения.
Этот вопрос регламентируется КоАП, Конституцией РФ и дисциплинарным уставом. Привлекают к административной ответственности сотрудников полиции, деяния которых носят противоправный характер.
Основные меры наказания:
- Предупреждение. Это самый мягкий способ воздействия на нарушителя. Согласно механизму правоотношений административного характера, государство не стремится сразу жестко воздействовать на провинившееся уполномоченное лицо. Естественно, при этом учитывается такой фактор, как социальная опасность проступка. Если полицейский совершил мелкое нарушение, оно не создало угрозу для окружающих людей и среды, и это деяние было осуществлено впервые, это считается смягчающими обстоятельствами. Сотрудник получает предупреждение в письменной форме.
- Административный штраф. Размер его зависит от совершенного нарушения. Согласно КоАП, штраф накладывается на сотрудников, совершивших деяния средней степени тяжести, но при этом серьезной угрозы для окружающих людей не возникло.
- Дисквалификация. Как правило, основанием для увольнения полицейского является деяние, которое порочит честь и достоинство сотрудника. Ярким примером является управление транспортным средством в состоянии опьянения.
Важно знать о том, что за совершенные правонарушения может быть наложена дисциплинарная ответственность. Сотруднику полиции, например, добавят количество дежурств. Административный арест в отношении государственных служащих не применяется.
Защита от произвола полиции: часть 2
Она наступает за ущерб, который был причинен сотрудником органам внутренних дел. Этот вопрос регулируется не только ФЗ «О полиции», но и Трудовым кодексом. Согласно этим документам, сотрудник обязан в полной мере возместить нанесенный ущерб. Материальная ответственность наступает и при совершении нарушений по отношению к рядовым гражданам.
- Непосредственное подчинение и прямое подчинение: понятие и различия. Структура организации
- Уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности: форма, образец
- Какие существенные условия договора энергоснабжения?
- Существенные условия агентского договора ГК РФ
- Какой срок исковой давности по договору займа?
- Где посмотреть кадастровую стоимость квартиры по адресу?
- Существенные условия договора купли-продажи: понятие и основные пункты
Это процессуальный документ, который составляется уполномоченным должностным лицом при наличии состава административного правонарушения. Документ еще не доказывает виду автомобилиста, только отражает информацию о произошедшем.
Протокол — основание для дальнейшего вынесения постановления об административном нарушении.
Приказ МВД России от 23.08.2017 г. №664 «Об утверждении Административного регламента» постановляет, что протокол ГИБДД составляется должностным лицом подразделения ГИБДД и другими уполномоченными лицами.
Основания для составления протокола:
Если водитель нарушил правила ПДД, он будет привлечен к ответственности на основании положений административного кодекса РФ. Факт пренебрежения установленными нормами должен быть зафиксирован.
Для этого составляется протокол или постановление. Не все граждане знают разницу между бумагами. Однако от правильности их составления зависит правомерность наказания.
Потому эксперты советуют заранее разобраться в основных отличиях между документами.
Разница между постановление и протоколом ГИБДД заключается в назначении бумаг и правовых последствиях, которые несет их оформление для водителя. Если инспектором был составлен протокол о правонарушении, потребность в уплате штрафа не возникает. Вина водителя еще не доказана.
Во время оформления бумаги человек имеет право выразить свое мнение. Если он не согласен с теми или иными факторами, он может сообщить об этом инспектору, оформившему бумагу. Если при оформлении протокола ГИБДД были допущены серьезные ошибки, ее признают недействительной. Это позволит водителю избежать ответственности за совершенные правонарушения.
Постановление составляется, когда рассмотрение дела завершено. В нем фиксируется наказание, к которому привлечен правонарушитель. Водитель имеет право обжаловать решение в судебном порядке. Если этого не произошло, человек обязан выполнить предписание, содержащееся в бумаге.
Если было совершено небольшое правонарушение, вердикт по делу может быть вынесен на месте. Однако водитель имеет право потребовать от инспектора только задокументировать случившееся составив протокол, а вынесение вердикта осуществить в судебном порядке.
Эксперты советуют настаивать на своем, если в деле присутствует спорные моменты. Разбирательства в суде поможет отстоять свою правоту. Отказаться от фиксации совершенного правонарушения гражданин не может. Решение о необходимости оформления бумаги принимает сотрудник ГИБДД.
Протокол выступает главным доказательством вины водителя. Он оформляется на месте происшествия. Из правила бывают исключения. Если присутствуют спорные моменты, или необходимо выяснить подробности, период оформления документа может быть продлен до двух суток. Подобное нарушением не считается.
Постановление составляется после того, как завершено разбирательство по делу об административном правонарушении. Если речь идет о штрафе, вердикт выносится в течение 2 месяцев. В случае серьезного правонарушения период может быть продлен до 3 месяцев. Если решение так и не принято в течение этого срока, дело закрывается.
Вынесенный вердикт по делу вступает в силу в течение 10 дней с момента его принятия. Согласно действующему законодательству, документ является действительным в течение 2 месяцев. В этот период необходимо заплатить штраф ГИБДД. Если гражданин не выполнил предписание, в его отношении может быть начато исполнительное делопроизводство.
На практике существует несколько случаев, при наступлении которых постановление ГИБДД по делу может быть вынесено без протокола. Подобное возможно в следующих ситуациях:
- Правонарушение зафиксировано на фото- или видеокамеры.Информация о потребности в оплате штрафа рассылается по почте.
- Если гражданин согласен с нарушением, которое вынес ему инспектор ГИБДД.
- Если было назначено административное наказание в виде предупреждения или штрафа на месте совершения правонарушения. На выполнение подобного действия имеет право только уполномоченное лицо.
- Гражданин не оспаривает наличие правонарушения.
Полный перечень ситуаций составления постановления ГИБДД без протокола закреплен в статье №28.6 КоАП РФ. Копия задокументированного решения предоставляется под расписку лицу, в отношении которого оно было вынесено. Если человек отказывается получать его, бумага отправляется по почте.
Действие осуществляется в течение 3 дней с момента принятия решения по делу.
Чтобы протокол об административном правонарушении был признан действительным, в нём должна присутствовать установленная действующим законодательством информация. Перечень данных, которые должны быть внесены в документе, зафиксированы в ФЗ №195. В список обязательных сведений, которые в обязательном порядке должны присутствовать в бумаге, входят:
- дата и место оформления;
- должность и ФИО работника ГИБДД;
- информация о гражданине, который нарушил установленные правила;
- дата совершения правонарушения и место происшествия;
- нормы и права, которые предписывают привлечение к ответственности за совершенное действие;
- иные факты, которые будут полезны во время осуществления разбирательства.