Наезд на пешехода нарушение ПДД

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Наезд на пешехода нарушение ПДД». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Помимо штрафа, который предусмотрен в случае легкого или среднего вреда здоровью потерпевшего – 25 000 рублей, законодательство предусматривает следующие основания для компенсации пострадавшему:

  • компенсация стоимости медицинских услуг, лекарств и медицинских изделий;
  • компенсация за погребение – 25 000 рублей;
  • компенсация за потерю кормильца – 475 000 рублей;

ВАЖНО: вышеуказанные требования о выплате подаются в страховую компанию виновника ДТП. В случае, если размер фактически потраченных денежных средств выше суммы, выплачиваемой страховой, то пострадавший вправе обратиться непосредственно к виновнику ДТП с иском в суд о взыскании недостающих сумм.

  • компенсация за моральный вред – данное требование подается непосредственно виновнику ДТП, размер компенсации за причиненный моральный вред определяется судьей в зависимости от конкретных обстоятельств дела, физических и нравственных страданий потерпевшего.

Наезд на пешехода по вине пешехода или водителя: помощь адвоката

Виновниками ДТП могу быть: водитель, пешеход, пассажир автомобиля.

Уголовная ответственность наступает за причинение тяжкого вреда здоровью. Степень вреда устанавливается медицинской экспертизой. Водитель имеет право оспорить проведенную медицинскую экспертизу.

Причиной ДТП может быть поведение пешехода: переход в дороги в неположенном месте на запрещающий сигнал светофора, или тоже самое, но уже в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Следует зафиксировать поведение пешехода и исследовать документы медицинского свидетельствования.

В случае, если ДТП произошло по вине пассажира – следует предоставить видеозапись на которой будет видны такие действия или будет слышно, что пассажир осуществил действия, которые привели к ДТП.

Нередки ситуации, когда одной из причин ДТП является некачественное дорожное покрытие или плохая освещенность участка дороги – следует осуществить видео- или фотофиксацию места ДТП.

Кроме того, водителю следует постараться оказать первую медицинскую помощь пострадавшему, предложить отвести его в больницу и сообщить в ГИБДД и скорую о случившимся. Наличие указанных фактов позволят избежать уголовной ответственности или минимизировать ее.

Вне зависимости от причиненного вреда пешеходу, водителю следует сообщить о случившимся в ГИБДД и скорую. В случае, если ДТП произошло в населенном пункте и пострадавший не может самостоятельно придвигаться – лучшим будет вызвать скорую помощь и постараться самостоятельно не оказывать помощь пострадавшему т.к. существует риск причинить больше вреда при оказании неквалифицированной помощи, которые могут повлечь смерть пострадавшего.

В случае, если пострадавший не подает признаков жизни – вызов медиков является обязательным, т.к. именно они должны засвидетельствовать смерть пострадавшего.

Водителю не следует ни в коем случае передвигать тело умершего, автомобиль. Следует сфотографировать место происшествия: повреждения автомобиля, состояние дорожного покрытия, источники света (если ДТП произошло в темное время суток), видеокамеры, которые могли зафиксировать момент ДТП. Также следует провести видеосъемку указанных объектов.

Водитель не должен ни в коем случае употреблять алкогольных или иных спиртосодержащих напитков или лекарств, т.к. в обязательном порядке, его ждет медицинское освидетельствование.

Отличительной чертой абсолютного большинства автодорожных происшествий с участием пешеходов является наступление тяжких последствий, в виде причинения вреда жизни или здоровью потерпевших.

Действующее законодательство предписывает выполнение следующих правил оформления и расследования дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими.

  1. В обязательном порядке составляется протокол осмотра места происшествия.

    При ДТП с тяжкими последствиями на место аварии выезжает следственно-оперативная группа под руководством следователя.

    При необходимости к осмотру привлекается эксперт – криминалист и эксперт автотехник.

    Подробности в статье:

    Осмотр места происшествия при ДТП

  2. На месте аварии производится осмотр транспортного средства, результаты которого заносятся в протокол.

    Подробности в статье:

    Протокол осмотра места ДТП образец

  3. Устанавливаются и опрашиваются стороны и свидетели происшествия.

    При допросах, в числе прочих обстоятельств, выяснению подлежат: скорость движения транспортного средства перед наездом на пешехода, момент обнаружения опасности водителем и расстояние на котором водитель увидел пешехода на проезжей части дороги, темп, направление и траектория движения пешехода.

  4. В целях установления механизма дорожно-транспортного происшествия, определения взаимодействия транспортного средства и человека в момент наезда, исследования следов аварии, назначается профильная автоэкспертиза.

    Подробности в статье:

    Трасологическая экспертиза при ДТП

  5. Для определения механизма образования телесных повреждений, степени тяжести вреда причиненного здоровью и (или) причины смерти назначается судебно-медицинская экспертиза (СМЭ).

  6. Для оценки соответствия действий водителей автомототранспортных средств техническим требованиям ПДД РФ и исследования вопроса о причинно-следственной связи этих действий с наступлением дорожно-транспортного происшествия назначается автотехническая экспертиза.

    Подробности в статье:

    Автотехническая экспертиза при ДТП

    Автотехническая экспертиза при расследовании наезда на пешехода

  7. По результатам расследования принимается процессуальное решение о привлечении виновного лица к предусмотренной законом ответственности или о прекращении производства по делу.

Конечной целью расследования происшествия о наезде на пешехода транспортного средства является решение вопроса о наличии у водителя технической возможности предотвратить происшествие.

Под возможностью избежать наезда на пешехода понимается способность водителя предотвратить ДТП путем выполнения предписаний п. 10.1 ПДД РФ в условиях конкретной дорожно-транспортной ситуации.

Абзац №2 указанной нормы Правил устанавливает, что при возникновении опасности для движения, водитель транспортного средства, обнаруживший эту опасность, должен принять меры к снижению скорости движения вплоть до полной остановки.

Условиями наступления ответственности за нарушение абзаца № 2 п. 10.1 ПДД РФ являются наличие у лица, управлявшего автомобилем, возможности обнаружить пешехода на проезжей части дороги на расстоянии достаточном для остановки при движении автомобиля с безопасной скоростью и невыполнение предписаний об остановке транспортного средства.

При этом действующие Правила во всех случаях не предусматривают маневр в качестве способа предотвращения наезда.

Иными словами, если у водителя была возможность увидеть пешехода и остановиться, а он не смог этого сделать (отвлёкся, превысил скорость движения, попытался объехать препятствие и не справился с управлением), то имеются основания для предъявления ему обвинения в невыполнении требований абзаца № 2 п. 10.1. ПДД РФ.

Следственно-судебная практика исходит из того, что моментом возникновения опасности для движения автомототранспортного средства считается появление пешехода на проезжей части дороги.

Уважаемые читатели, мы рассмотрели заявленные в начале статьи вопросы по теме происшествий, связанных с наездами транспортных средств на пешеходов.

Полагаем, что понимание сути проблемы является прологом к ее правильному решению.

При возникновении дополнительных вопросов обращайтесь за юридической поддержкой к нашим юристам.

  • Все о ДТП и автостраховании

Большое количество и видов наездов выделяют особенно в юридической науке. Классификаций существует огромное количество, и они могут определяться в зависимости от движения самих пешеходов, от удара, направления движения автомобиля, от условий видимости и многое другое. Все зависит от того, что нам необходимо в той или иной ситуации. Каждый из видов в свою очередь имеет и подвиды.

Чтобы все упростить и сделать удобнее, выделяют в основном наезды на пешеходов вне пешеходного перехода или на нем. В дополнение к этому прибавляют движение транспортного средства в пределах населенного пункта или за городом, что также обуславливает виновность водителя.

Наезды имеют деление в зависимости от причиненного вреда. Кроме обычных или даже самых тяжелых травм, могут быть и смертельные исходы. Стоит отметить, что большая часть всех происшествий с участием пешеходов на дороге происходит именно в ночное время, когда созданы условия для плохой видимости. Процент таких происшествий доходит до 80 процентов.

Административной ответственностью можно отделаться, если пешеход сбит вне «зебры». Но тут со стороны пострадавшего должны быть нарушения правил дорожного движения, а сами повреждения будут относиться лишь к легкой степени тяжести. В любом случае за сбитого пешехода придется, как минимум оплатить штраф. Ответственность наступает и в том случае, если автомобиль полностью исправен, имеются все соответствующие документы об этом, да и со стороны водителя предприняты все действия для того, чтобы избежать столкновения с пешеходом.

Не стоит договариваться с пешеходом не вызывать сотрудников полиции для фиксации обстановки происшествия. Пострадавшему то без разницы. У него есть возможность, после того как ушел, обратиться и в последующем в медицинское учреждение, где указать в качестве причины – наезд автомобиля. В таком случае начнут появляться вопросы и к водителю, так как он уехал и оставил место происшествия. Уйти от ответственности не получится. Особенно это обязательно в том случае, если причинен вред как минимум средней тяжести. Должны в обязательном порядке приехать сотрудники ГАИ, а также работники скорой помощи. Вина водителя сократиться на некоторое количество, так как столкновение произошло вне «зебры».

На оживленных трассах очень частыми являются случаи, когда люди переходят дорогу в неположенном месте. Это и вызывает ДТП, когда уже вред здоровью становится средним или тяжким, вплоть до смертельных исходов. Некоторые могут посчитать, что тут проще уехать, пока никто не заметил. Но если водитель будет установлен, то его будет ждать и дополнительная ответственность за неоказание помощи. Здесь можно получить до пяти лет лишения свободы.

В такие места очень долго едут работники скорой. Чтобы максимально быстро оказать необходимую помощь пострадавшему, то его следует отправить на попутном транспорте в ближайшее медицинское учреждение. Вы охраняете место происшествия, а он направляется к врачам. Предпринятые вами такие меры будут относиться к смягчающим ответственность. Кроме уменьшения размера штрафа, будет сокращаться и уголовное наказание. Все будет зависеть от степени вреда здоровью.

Если ситуация относится к экстренной, и счет идет на минуты, чтобы спасти пострадавшего, то необходимо самому отправиться в больницу на своем транспорте. Но это допустимо, если рядом нет проезжающих автомобилей, да и сама местность относится к глухой.

Наезд на пешехода на трассе – какая ответственность грозит? Судебная практика

Иногда при столкновении пешеход не пострадал – нет видимых ушибов от удара, увечий, поэтому он настаивает на уходе с места происшествия, не дожидаясь сотрудника дорожной полиции.

Если это так, то у него следует взять расписку о том, что нет претензий к водителю после наезда, а состояние здоровья у него удовлетворительное.

Однако водителю сообщить службе полиции о факте наезда все же необходимо.

Зачастую уже дома, пострадавшее от наезда лицо может почувствовать себя плохо или просто передумать о своем решении и обратиться за взысканием морального вреда. Если сообщений от водителя о наезде не поступало, при обращении человека за медицинской помощью факт наезда обнаружится и это будет расценено правоохранительными органами как оставление водителем места ДТП, с целью скрыть происшествие, за что предусмотрена ответственность.

Заключая устные соглашения с пострадавшим человеком, вы рискуете быть обвиненным в покидании места ДТП со всеми вытекающими последствиями.

Давайте по пунктам рассмотрим все виды ответственности при наезде на пешехода:

Статья 1079 Гражданского кодекса РФ:

1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.

Данная статья говорит о том, что ответственность водителя возникает практически в любом случае (кроме умысла пешехода или непреодолимой силы).

То есть водитель, который не является виновником ДТП, обязан оплатить лечение пешехода (по ОСАГО), а также возместить ему моральный вред (из собственного кармана).

1. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств, —

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

Ремонт поврежденного транспортного средства, в соответствии со статьей 1064 гражданского кодекса, должен оплатить пешеход из собственного кармана:

Статья 1064. Общие основания ответственности за причинение вреда

1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Примечание. На практике суд чаще всего обязывает водителя заплатить за лечение пешехода, однако далеко не всегда заставляет пешехода ремонтировать автомобиль.

Рассмотрим ДТП с участием пешехода, которое имело место несколько лет назад.

Суть ситуации состоит в том, что несовершеннолетний пешеход нарушил ПДД и попал под колеса автомобиля. Как и положено, страховая компания выплатила пострадавшему пешеходу деньги на лечение (по ОСАГО), а выплату на ремонт автомобиля водитель получил по КАСКО.

Страховая компания предъявила иск к родителям пешехода и суд этот иск удовлетворил. То есть суд обязал родителей оплатить ремонт поврежденного транспортного средства. Однако родители пешехода попытались оспорить это решение сначала в районном суде, затем в краевом, Верховном и, наконец, в Конституционном. Конституционный суд оставил решение в силе. С полным текстом определения можете ознакомиться здесь.

Если в ходе разбирательства будет доказано, что авария произошла по вине пешехода, с целью взыскания средств на покрытие понесенного автомобилистом материального ущерба на него может быть подано исковое заявление в рамках статьи 1064 Гражданского кодекса России. Однако в силу наличия у водителя обязательства о проведении страхования автогражданской ответственности (ФЗ № 40 от 25 апреля 2002 года), прямое покрытие будет производиться страховой компанией, в которой владелец авто оформил полис ОСАГО. А непосредственно иск на пешехода подается страховщиком в порядке регрессного возмещения (Определение 1833-0 КС России от 4 октября 2012 года).

В дорожном движении отношения водитель-пешеход регулируются Правилами через соответствующие запреты и обязанности, коррелирующие так, чтобы одной группе участников движения было что-то было запрещено или предписано уступить дорогу, а другой – дано право приоритета.

И в этом контексте далеко не все автолюбители, и, тем более, пешие участники знают свои права, а, главное, обязанности. Потому наш долг – перечислить их.

Итак, в обязанности пешеходов входит:

  • переходить дорогу только по пешеходному переходу, а если последний регулируемый, то только на зелёный (п. 4.3 и 4.4 ПДД),
  • но есть возможность и перейти вне перехода, при условии, что его нет в зоне видимости, и при этом пешеход обязан уступить дорогу автомобилисту, не должен выходить из-за стоящих машин и несёт ответственность за неисполнение обязанности (пункт 4.3),
  • двигаться только по тротуарам и пешеходным дорожкам, если их нет – по обочине, если нет её – по краю проезжей части против хода движения и в один ряд (п. 4.1),
  • если на перекрёстке нет перехода, то переходить можно вдоль линии тротуара или дорожки,
  • если пешеход не успел перейти дорогу на зелёный и загорелся красный, то обязан остановиться на разделительной линии или островке при их наличии,
  • равно как и водители, пешие лица обязаны пропускать автомобили спецслужб с включёнными маячками и сиреной.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Согласно настоящим правилам, факт наезда на пешехода подтверждается только при столкновении механического транспортного средства с человеком, в результате чего одна или обе стороны ДТП получают моральный или материальный ущерб. Причем учитываются в данном случае даже самые незначительные травмы, такие как вывих конечности, царапина, порез, гематома и т. д.

Всего Госавтоинспекция РФ выделяет три группы факторов, при которых происходят ДТП с участием пешеходов:

  • Невнимательность водителей;
  • Беспечность пеших участников движения;
  • Неправильная организация дорожного участка (отсутствие разметки, ограниченная видимость знаков и т. д.).

Внимание! В зависимости от перечисленных причин наезда на человека сотрудники ГИБДД определяют и степень ответственности для каждой из сторон конфликта.

Я сбил пешехода, переходившего дорогу в неположенном месте

Для того, чтобы водитель в полной мере взял на себя вину за ДТП на пешеходном переходе или тротуаре, происшествию должны предшествовать следующие обстоятельства:

  • Несоблюдение скоростного режима;
  • Техническая неисправность транспортного средства;
  • Невнимательность автомобилиста (разговаривал по телефону, с пассажиром и т. д.);
  • Игнорирование ПДД (обгон стоящего перед зеброй ТС, проезд перехода на красный сигнал светофора, выезд за пределы проезжей части и т. д.).

Исходя из многолетней практики, Госавтоинспекция РФ может выделить следующие причины ДТП по вине пешехода:

  • Пересечение контролируемого перекрестка на запрещающий сигнал светофора;
  • Резкое появление на зебре (согласно настоящим правилам, человек должен ступать на переход исключительно спокойным шагом);
  • Попытка перейти на противоположную часть дороги в непредусмотренном для этого месте.

Важно знать! Также, как и автомобилист, пострадавший гражданин будет отвечать за нанесенный им вред движимой собственности второго участника конфликта. Доказать вину пешехода водителю помогут свидетели, камеры наблюдения или же банальный видеорегистратор.

По прибытию на участок, где произошло дорожное происшествие, сотрудники Госавтоинспекции проводят тщательный осмотр местности, с целью определения схемы ДТП. В ней учитываются:

  • Длина тормозного пути автомобиля;
  • Положение сбитого пешехода на проезжей части;
  • Наличие знаков и работоспособность светофора (если авария произошла на переходе);
  • Техническое состояние ТС;
  • Угол обзора и дальность видимости.

Но на сто процентов установить вину в ДТП с пешеходом при смертельном исходе такая экспертиза не способна. Поэтому дополнительно инспектора ГИБДД обязаны изучить показание свидетелей аварии, а также материалы с видеорегистраторов или камер наблюдения, расположенных в зоне происшествия. И только после тщательной проверки суд может окончательно определить виновника ДТП, вынеся ему административное или уголовное наказание.

Если инспектора ГИБДД на месте признали водителя виновным, то по факту происшествия ему выписывается постановление, которое можно обжаловать в течение 10 суток. Спустя этот период, при отсутствии встречных исков с его стороны, дело о наезде на пешехода передается суд, где и выбирается дальнейшая мера наказания для автолюбителя (уголовная, административная или гражданская).

Важно знать! Существенно усугубляет положение вариант, если виновное лицо на момент ДТП пребывает в пьяном состоянии или скрывается с места аварии. Ведь в таком случае сотрудники дорожной полиции будут вынуждены объявить беглеца в розыск, и провести принудительное задержание без возможности оспаривания судебного вердикта.

То же самое касается и пешехода, получившего статус инициатора ДТП. Но привлечь его к ответственности в случае побега с места аварии будет намного сложнее. Другое дело, если пострадавший покинет зону дорожного конфликта под воздействием шокового состояния. Ведь тогда он сможет написать заявление на сбившего ее водителя в ГИБДД на следующий день, спровоцировав тем самым расследование, но уже без свидетелей и предварительной экспертизы.

Поэтому, попав в ДТП по вине пешехода, автомобилисту настоятельно рекомендуется оставаться на месте до приезда сотрудников Госавтоинспекции, и проводить процедуру регистрации аварии по всем правилам (включая осмотр участка происшествия и поиск очевидцев). Иначе водитель рискует понести ответственность за неустановленный факт наезда на человека при отсутствии доказательств обратного.

Степень ответственности за создание критической ситуации на дороге зависит от тяжести случая. Как уже упоминалось ранее, ДТП с участием пешехода может расцениваться с точки зрения трех основных кодексов:

  • Уголовного;
  • Административного;
  • Гражданского.

Внимание! Вступают в действие перечисленные акты обычно в паре, что только усугубляет меру наказания для виновной стороны. Какой конкретно приговор может ждать водителя и пешехода за создание аварийной ситуации (в том числе и повлекшей за собою смерть), рассмотрим ниже в статье.

Наезд на пешехода – неосторожность, оставление места ДТП – умысел

Итак, «кошмар» автолюбителя случился: наезд на пешехода произошел. Что предпринять в такой ситуации? Подробный механизм действий указан в пункте 2.6 Правил дорожного движения.

Для начала, вне зависимости от того, кто виноват в аварийной ситуации, водитель машины должен оказать первую помощь травмированному пешеходу. Другими словами, надо выйти из автомобиля и осмотреть пострадавшего.

После этого нужно позвонить в скорую помощь или доставить сбитого пешехода до ближайшего медицинского учреждения на своем транспорте (либо на попутке). В приемном покое автолюбитель должен оставить собственные координаты, а также регистрационные сведения на транспортное средство.

Уезжать с места происшествия строго запрещено. Однако если автомобиль мешает движению, водитель вправе освободить дорогу, но только после подробной съемки ДТП.

Кроме того, водитель должен собрать сведения от очевидцев случившегося.Лишь после этого следует сделать звонок в страховую компанию (в рамках КАСКО или ОСАГО) и оповестить сотрудника о случившемся.

Возможно, страховая организация пошлет на место ДТП сотрудника, который осмотрит место ДТП и окажет помощь в заполнении нужных документов.

Запомните! Если наезд произошел по вине автолюбителя, именно страховая компания будет выплачивать компенсацию жертве. Максимальный размер такой выплаты – 500 000 рублей.

Наказание будет зависеть от особенностей ДТП.

Например, за аварию вне пешеходного перехода лицу, которое управляло автомобилем, могут грозить следующие виды ответственности:

  • гражданско-правовая;
  • административная;
  • уголовная.

Гражданско-правовые санкции являются самыми легкими – требуется возместить лишь причиненный ущерб. Имеется в виду как материальный урон (поврежденная собственность человека, затраты на излечение), так и моральный вред (ущерб, который был нанесен личности потерпевшего).

Характерной чертой гражданского регулирования таких случаев является то, что к санкциям в рамках Гражданского кодекса может быть привлечен и пешеход – если собственности и здоровью хозяина автомобиля причинен вред и подтверждена вина пешехода.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

В судебной практике используются обе разновидности гражданской ответственности, но вторая – значительно реже.

В российской правовой действительности именно водителю приходится возмещать пешеходу расходы и ущерб, даже если вина лежит на пешеходе. К примеру, он перешел дорогу, нарушая ПДД, однако автомобилист как источник опасности обязан был избежать наезда.

Административной ответственностью признаются меры наказания, установленные КоАП. В нем существует особая статья 12.24, регулирующая наезд на пешеходов.

ПДД гласят, что пересекать проезжую часть разрешается на пешеходном переходе, на перекрестке, с помощью подземного и наземного перехода, а также при достаточном расстоянии от движущихся автомобилей и по наименьшей траектории.

Учтите! Если наезд произошел вне мест разрешенного пересечения проезжей части, то у водителя есть возможность доказать вину пешехода и избежать любых санкций.

Если пешеход находился в нетрезвом состоянии или под действием наркотиков либо психотропных веществ, в связи с чем не мог адекватно оценить ситуацию, то он будет признан нарушителем, если создал опасное положение на проезжей части для других участников движения.

Как ранее было отмечено, даже если водитель невиновен в наезде на пешехода, он может понести наказание по статье 1100 Гражданского кодекса РФ.

Тем не менее, практика свидетельствует о том, что если протокол оформлен корректно, и суд имеет неоспоримые доказательства того, что водитель не нарушал ПДД, суд может вынести вердикт в пользу водителя. Например, пешехода заставят оплатить ремонт поврежденной машины.

В некоторых ситуациях водителя обязывают возместить моральный вред потерпевшему в незначительном размере.

Особенности возмещения ущерба при ДТП с участием пешехода

Водителю уезжать с места происшествия в случае ДТП с пешеходом нельзя. Однако малый опыт управления машиной или пребывание за рулем в алкогольном опьянении зачастую приводят к тому, что автолюбитель либо не видит сбитого человека, либо целенаправленно покидает место происшествия.

В такой ситуации виновный будет привлечен к ответственности в виде лишения водительского удостоверения и лишения свободы на срок до двух лет.

Если состояние пешехода после ДТП дает возможность быстро реагировать, первое, что он должен произвести – набрать номер полиции и скорой помощи.

Далее нужно осуществить сбор доказательств (фотографии, видеозаписи), а также поговорить со свидетелями случившегося. Если пешеход сможет сообщить сотрудникам ГИБДД номерной знак машины, совершившей на наезд, это существенно ускорит ход разбирательства.

Запомните! Возможны два варианта взыскания материальной компенсации:

  • посредством обращения в страховую компанию;
  • посредством обращения в суд.

В первом варианте после наступления страхового случая и передачи необходимых документов компании, дело будет рассматриваться на протяжении тридцати дней (это крайний срок). После этого организация либо предоставит выплату, либо откажет.

Удовлетворение требований о компенсации вреда в судебной инстанции потребует больше времени, однако в таком случае потерпевший сможет претендовать на более внушительную выплату.

Кстати, человек, который стал жертвой наезда, может сочетать два этих способа, если платеж от страховой организации не компенсирует всех трат на медицинские процедуры.

Авария с пешеходом в подавляющем большинстве случаев имеет для водителя негативные последствия. При самом плохом варианте, если зафиксирована смерть человека, водителю будет грозить уголовная ответственность.

Бесплатная консультация юриста по ДТП круглосуточно.

В лучшем случае, он возместит пешеходу моральный вред. Может и так произойти, что «пострадавший», специально вызвавший наезд, возместит ремонт поврежденной машины из собственного кармана.

  1. Любая авария с участием пешеходов, даже случившаяся во дворе или в «жилой зоне», непременно должна быть зафиксирована сотрудниками дорожной полиции.
  2. В противном случае водитель может быть обвинен в оставлении места происшествия.
  3. Посмотрите видео. Сбил человека — советы адвоката по ДТП:



Смерть человека в результате наезда повлечет для виновника ДТП самое серьезное наказание. Перед вынесением приговора, судом будут учтены все обстоятельства происшествия: в каком именно месте произошел наезд (на дороге, на зебре, на обочине, на тротуаре и т. д.). Человеку, сбившему пешехода, придется доказывать свою невиновность. Он должен доказать, что он не нарушал ПДД, был совершенно трезв в момент ДТП, пытался остановить машину, наезд произошел не на зебре, а на проезжей части дороги, наезд произошел по вине самого пешехода, и т. д. Все эти факты будут обязательно учтены судом. Если вина водителя очевидна и не вызывает сомнений, ему может грозить заключение сроком на 5 лет

Чтобы максимально смягчить наказание, рекомендуется договариваться с родственниками погибшего, показания и ходатайства которых также будут приниматься во внимание на суде

Наезд на пешехода – серьезное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена не только административным и гражданским, но и уголовным кодексом. Автомобилист, совершивший такое деяние, подверг значительной опасности человека на дороге, и за это обязан возместить ему причиненный ущерб – упущенную выгоду за время лечения, затраты на само лечение, а также моральную компенсацию.

Административная ответственность водителя наступает в соответствии со ст. 12.24 КоАП:

  • За причинение легких телесных повреждений – штраф от 2,5 тыс. до 5 тыс. рублей, или же лишение водительских прав;
  • За причинение повреждений средней тяжести – штраф от 10 тыс. до 20 тыс. рублей, либо лишение водительских прав.

Для возмещения морального и материального ущерба, потерпевший может обратиться с исковым заявлением суд.

В соответствии с УК РФ ответственность за наезд на пешехода может быть представлена в двух вариантах.

В первом случае, если потерпевшему в результате ДТП были причинены тяжкие телесные повреждения – принудительные работы, ограничение либо лишение свободы, арест (максимальный срок заключения – 3 года).

Во втором, если в результате наезда наступила смерть пешехода – обязательная конфискация водительского удостоверения, а также принудительные работы, либо лишение свободы (максимальный срок заключения – 7 лет).

Автомобилист, сбивший человека на зебре и скрывшийся с места ДТП, должен понимать, что ответственность за такое действие ему грозит серьезная.

В данном случае будет учитываться не только степень причиненного здоровью ущерба, но и тот факт, что виновник ДТП пытается избежать наказания.

Если потерпевший получил легкие телесные повреждения, водителю придется уплатить штраф. Возможен арест до 15 суток и лишение водительских прав до одного года.

Если водитель сбил человека на дороге и не причинил вреда его здоровью, к нему не будут применяться вышеперечисленные статьи административного и уголовного кодекса РФ.

В таком случае потерпевший может притянуть сбившего его на машине человека к гражданской, то есть материальной, ответственности, обратившись с соответствующим исковым заявлением в суд.

Пострадавший имеет право рассчитывать на денежную компенсацию за причиненный ему моральный ущерб.

Кроме того, водитель может уплатить еще и штраф, либо подвергнуться другому административному взысканию, если наезд на человека произошел в результате нарушения им других пунктов ПДД.

Смерть человека в результате наезда повлечет для виновника ДТП самое серьезное наказание. Перед вынесением приговора, судом будут учтены все обстоятельства происшествия: в каком именно месте произошел наезд (на дороге, на зебре, на обочине, на тротуаре и т. д.).

Человеку, сбившему пешехода, придется доказывать свою невиновность. Он должен доказать, что он не нарушал ПДД, был совершенно трезв в момент ДТП, пытался остановить машину, наезд произошел не на зебре, а на проезжей части дороги, наезд произошел по вине самого пешехода, и т. д.

Все эти факты будут обязательно учтены судом. Если вина водителя очевидна и не вызывает сомнений, ему может грозить заключение сроком на 5 лет.

Чтобы максимально смягчить наказание, рекомендуется договариваться с родственниками погибшего, показания и ходатайства которых также будут приниматься во внимание на суде

Последствия наезда на пешехода могут иметь непредсказуемый характер, поскольку мера наказания будет зависеть от того, какие повреждения получил участник дорожного движения, переходивший трассу или находившийся в ином месте.

Следует знать! Степень ответственности за наезд на пешехода, согласно законодательным и регулирующим нормам, может быть административной, гражданско-правовой или уголовной.

ДТП с участием пешехода, несмотря на достаточную степень регулирования движения, четкое разграничение участков для движения ТС и пересечения дороги пешеходами, – наиболее частый тип ДТП. Одним из важных моментов даже при самом тяжелом последствии – смерти участника ДДП – является то, каким образом повел себя автомобилист, виновный в аварии.

Это интересно! Согласно статистике, более 85% аварий с участием пешехода после разбирательства приводит к тому, что виновным лицом является автомобилист.

Что грозит, если сбил пешехода на пешеходном переходе: ответственность по закону

Что грозит, если сбил человека на пешеходном переходе? Нормативная база, определяющая степень ответственности и несение наказания в РФ, – это УК, КоАП и ГК. В соответствии с кодексами возможна:

  1. Уголовная ответственность, которая предусматривает наиболее тяжелые меры наказания, такие как ограничение свободы или ее лишение сроком до 9 лет. Рассматривается вина водителя по статье 264 УК РФ.
  2. Административная ответственность, определяющая вину автомобилиста при достаточно легких формах травм пострадавшего. Рассматривается статьей 12.24 КоАП.
  3. Гражданско-правовая ответственность, предусматривающая компенсацию вреда потерпевшему (морального и физического ущерба). Определяется на основании положений, прописанных в статьях 1079 и 1094 ГК РФ.

Если сбил человека на пешеходном переходе, ответственность будет выражаться в меньшей форме при выполнении всех необходимых действий, определенных пунктами действующего ПДД. Так, автомобилист должен осуществить следующие шаги:

  1. Немедленно остановить транспортное средство и не покидать место аварии до момента приезда сотрудников ГИБДД или решения сложившейся ситуации «полюбовно».
  2. Оказать пострадавшему первую медицинскую помощь.
  3. Вызвать скорую помощь, если это необходимо.
  4. Сообщить о случившемся сотрудникам ГИБДД.
  5. Постараться не перемещать ТС до момента фиксации последствий аварии.
  6. При наличии такой возможности собрать показания свидетелей.

Важная информация! При разборе последствий ДТП показания свидетелей очень важны для обеих сторон – как виновной, так и потерпевшей. Исходя из них определяется мера наказания и возможность компенсации причиненного вреда пострадавшему лицу.

Несмотря на то, что ответственность при сбивании пешехода на пешеходном переходе может быть даже уголовной, имеются также смягчающие обстоятельства, уменьшающие меру наказания. Среди них выделяются следующие:

  • пешеход перед непосредственным столкновением находился вне зоны видимости. К примеру, достаточному обзору мешало стоящее маршрутное транспортное средство;
  • автомобилист, виновный в дорожно-транспортном происшествии, ранее не привлекался к ответственности за подобные нарушения;
  • имела место добровольная компенсация причинения вреда пострадавшему лицу;
  • пешеход находился в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических веществ;
  • участник ДД переходил дорогу на регулируемом пешеходном переходе, но в то время, как на светофоре горел запрещающий для него движение сигнал.

Следует знать! Большинство смягчающих обстоятельств, которые могут присутствовать при наезде на участника дорожного движения в ходе привлечения к административной ответственности, рассматриваются статьей 4.2 КоАП РФ.

В качестве наказания при условии причинения легкого или среднего вреда может применяться штраф в размере от 2500 до 25000 рублей или лишение прав сроком на 2 года.

При несении гражданско-правовой ответственности основной мерой наказания будет необходимость компенсации пострадавшему:

  • упущенного заработка на время его нетрудоспособности;
  • расходов, связанных с лечением и восстановлением здоровья;
  • понесенного морального вреда.

Важная информация! При возникновении необходимости получить моральную компенсацию потерпевшая сторона должна знать, что страховка ОСАГО не предусматривает погашение такого рода выплат. Получить их можно в случае согласия виновной стороны или при условии вынесения соответствующего решения суда.

Наезд на пешехода ответственность 2021

Давайте по пунктам рассмотрим все виды ответственности при наезде на пешехода:

Статья 1079 Гражданского кодекса РФ:

1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.

Данная статья говорит о том, что ответственность водителя возникает практически в любом случае (кроме умысла пешехода или непреодолимой силы).

То есть водитель, который не является виновником ДТП, обязан оплатить лечение пешехода (по ОСАГО), а также возместить ему моральный вред (из собственного кармана).

1. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств, —

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

Ремонт поврежденного транспортного средства, в соответствии со статьей 1064 гражданского кодекса, должен оплатить пешеход из собственного кармана:

Статья 1064. Общие основания ответственности за причинение вреда

1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Примечание. На практике суд чаще всего обязывает водителя заплатить за лечение пешехода, однако далеко не всегда заставляет пешехода ремонтировать автомобиль.

Рассмотрим ДТП с участием пешехода, которое имело место несколько лет назад.

Суть ситуации состоит в том, что несовершеннолетний пешеход нарушил ПДД и попал под колеса автомобиля. Как и положено, страховая компания выплатила пострадавшему пешеходу деньги на лечение (по ОСАГО), а выплату на ремонт автомобиля водитель получил по КАСКО.

Страховая компания предъявила иск к родителям пешехода и суд этот иск удовлетворил. То есть суд обязал родителей оплатить ремонт поврежденного транспортного средства. Однако родители пешехода попытались оспорить это решение сначала в районном суде, затем в краевом, Верховном и, наконец, в Конституционном. Конституционный суд оставил решение в силе. С полным текстом определения можете ознакомиться здесь.

В дорожном движении отношения водитель-пешеход регулируются Правилами через соответствующие запреты и обязанности, коррелирующие так, чтобы одной группе участников движения было что-то было запрещено или предписано уступить дорогу, а другой – дано право приоритета.

И в этом контексте далеко не все автолюбители, и, тем более, пешие участники знают свои права, а, главное, обязанности. Потому наш долг – перечислить их.

Итак, в обязанности пешеходов входит:

  • переходить дорогу только по пешеходному переходу, а если последний регулируемый, то только на зелёный (п. 4.3 и 4.4 ПДД),
  • но есть возможность и перейти вне перехода, при условии, что его нет в зоне видимости, и при этом пешеход обязан уступить дорогу автомобилисту, не должен выходить из-за стоящих машин и несёт ответственность за неисполнение обязанности (пункт 4.3),
  • двигаться только по тротуарам и пешеходным дорожкам, если их нет – по обочине, если нет её – по краю проезжей части против хода движения и в один ряд (п. 4.1),
  • если на перекрёстке нет перехода, то переходить можно вдоль линии тротуара или дорожки,
  • если пешеход не успел перейти дорогу на зелёный и загорелся красный, то обязан остановиться на разделительной линии или островке при их наличии,
  • равно как и водители, пешие лица обязаны пропускать автомобили спецслужб с включёнными маячками и сиреной.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]