Возмещение ущерба ДТП ип

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возмещение ущерба ДТП ип». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Прежде чем перейти к описанию процедуры возмещения ущерба при ДТМ с виновника, необходимо разобраться, что понимается под термином «ущерб». Несмотря на часто практическое применение, далеко не все заинтересованные стороны понимают, что он означает. Ущерб при ДТП формируется из трех основных составляющих, каждая из которых требует отдельного рассмотрения.

Возмещение ущерба после ДТП виновником: порядок, сроки, образец иска

Представляет собой повреждение или лишение имущества, а также других благ, выраженное в денежном исчислении. Речь идет не только о транспортном средстве, но и перевозимых грузах или другой собственности, которая находилась в автомобиле в момент аварии.

Главное, что нужно помнить – материальный ущерб относится к страховым, поэтому возмещается в рамках обязательного и добровольного страхования. Материальный ущерб делится на три вида:

  • непосредственный вред имуществу потерпевшей стороны;
  • затраты, которые предстоят и связаны с восстановлением или ремонтом имущества;
  • упущенная прибыль, которая могла быть получена при дальнейшей эксплуатации вышедшего из строя имущества.

Возмещение материального ущерба в рамках обязательного страхования по ОСАГО предусматривает получение до 400 тыс. руб. Выплата осуществляется страховой компанией, которая выдала полис владельцу автомобиля, ставшего причиной ДТП.

Сумма выплаты со стороны страховой компании может быть увеличена при оформлении полиса КАСКО. Если ущерб превышает покрытие по страховке пострадавшей стороне придется обращаться в суд.

Название этой разновидности ущерба при ДТП не требует дополнительных комментариев и пояснений. В рамках страхового покрытия по ОСАГО возможна выплата до полумиллиона рублей. Конкретная сумма определяется в зависимости от тяжести нанесенного вреда по правилам, принятым конкретной страховой компанией.

Если речь идет о тяжком увечье, допускается возмещение ущерба в более серьезном размере. Но для этого потребуется обращение в суд и соответствующий вердикт судьи. Судебное решение потребуется и в том случае, если у виновной стороны отсутствует страховка.

Под моральным вредом обычно понимается ущерб, полученный в результате нравственных переживаний, связанных с ДТП. Примерами подобных ситуаций выступают: потеря в аварии родственника, физическая боль от полученных повреждений, временная нетрудоспособность и т.д.

Вопрос о возмещении потерпевшей виде морального вреда, полученного в результате ДТП, считается самым сложным. В подавляющем большинстве случаев его решением занимается суд, так как страховые компании предпочитают не брать на себя ответственность и не включают этот вид риска не только в ОСАГО, но и в КАСКО. Вероятность, что заинтересованные стороны договорятся в рамках досудебной процедуры, также не велика.

Большая часть ДТП по своим финансовым последствиям вписывается в рамки ОСАГО, оформленного подавляющим большинством участников дорожного движения. Поэтому проблем с получением компенсации обычно не возникает, так как она исправно выплачивается страховой компанией.

Необходимость возмещения ущерба от ДТП с виновной стороны возникает в следующих ситуациях:

  • величина ущерба превышает максимальную выплату страховой компании;
  • виновная сторона не оформила страховку или полис не является действительным;
  • обстоятельства ДТП не входят в число страховых случаев, предусмотренных полисом ОСАГО или КАСКО. Например, ущерб нанесен не в процессе движения, а во время размещения автомобиля на стоянке;
  • потерпевшая сторона желает взыскать компенсацию за полученный моральный вред.

Базовый принцип расчета размера компенсации, заложенный в законодательстве, предусматривает выплату суммы, достаточной для восстановления исходных характеристик транспортного средства. Обязательным условием выступает учет степени износа автомобиля до момента попадания в ДТП.

Стандартные правила расчета компенсации предусматривают включение в итоговую сумму следующих расходов:

  • ремонт и восстановление транспортного средства;
  • транспортировка машины с места аварии в автосервис;
  • уменьшение товарной стоимости авто (рассчитывается для автомобилей со сроком эксплуатации до 5 лет или уровнем износа в пределах 35%);
  • все виды морального вреда, причиненного потерпевшей стороне;
  • потерянный заработок, затраты на лечение и другие подобные расходы, непосредственно связанные с ДТП;
  • сопутствующие обращению в суд затраты – услуги независимого оценщика и/или юриста, почтовые расходы и т.д.

После определения размера возмещения, который необходимо получить с виновной стороны, следует переходить к следующему этапу процедуры взыскания. Она предусматривает два варианта получения компенсации – добровольный (досудебный) и принудительный (с помощью суда).

Такой вариант решения проблемы на практике встречается нечасто. Тем более – если речь идет о серьезной сумме, необходимой, например, для ремонта дорогостоящей иномарки. Действующее законодательство предусматривает достаточно четкую процедуру досудебного урегулирования проблемы возмещения ущерба. Она предусматривает следующие действия потерпевшей стороны:

  • получение справки из ГИБДД, подтверждающей факт ДТП и виновника аварии;
  • обращение в страховую компанию для подтверждения отказа выплачивать требуемую сумму;
  • проведение оценки размера ущерба, которой занимается независимый эксперт;
  • направление виновной стороне претензии.

Последний документ заслуживает особенно пристального внимания. Он составляется в произвольной форме и включает следующую информацию:

  • сведения о виновной стороне как адресате документа;
  • обстоятельства ДТП;
  • описание сути проблемы, которая заключается в недостаточности компенсации, полученной в рамках страховки;
  • претензия в адрес виновной стороны, включая сумму ущерба;
  • подпись заявителя.

В претензии обязательно указывается не только сумма, которую требуется возместить, но и срок, когда это необходимо сделать. Отсутствие реакции со стороны виновника ДТП означает необходимость переходить на следующую стадию разрешения конфликта – подаче искового заявления в суд.

К претензии прилагается комплект сопутствующих документов, в состав которого входят:

  • акт о наступлении страхового случая;
  • справка из ГИБДД об обстоятельствах ДТП;
  • другие документы, подтверждающие позицию заявителя, например, чеки на ремонт, экспертное заключения независимого оценщика и т.д.

Претензия направляется адресату заказным письмом. Если реакция со стороны виновника отсутствует, целесообразно приступать к процедуре возмещения ущерба при ДТП через суд.

Для понимания сущности категории возмещения ущерба при ДТП необходимо разобраться с термином «ущерб».

Данное понятие законодательно не закреплено.

Вместе с тем, статья 15 Гражданского Кодекса РФ содержит определение термина «убытки».

Под убытками в гражданском законодательстве РФ понимается:

  • реальный ущерб, то есть утрата или повреждение имущества, принадлежащего конкретному лицу (повреждение транспортного средства или иного имущества, собственником которого является потерпевший).

    Например, к реальному ущербу относятся расходы на ремонт транспортного средства (затраты на запасные части и проведение ремонтных работ) и утрата товарной стоимости – УТС. Величина УТС отражает, насколько снизилась стоимость транспортного средства из-за ухудшения внешнего вида и эксплуатационных качеств, вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего за ним ремонтного воздействия.

  • упущенная выгода – совокупность неполученных доходов, которые лицо получило бы, при отсутствии нарушения его права, то есть если бы виновник происшествия не нарушил нормы ПДД РФ.

    Примером неполученных доходов могут быть отнесены убытки, связанные с простоем транспортного средства, используемого в коммерческих целях на ремонте после ДТП, неисполнение ранее заключенных контрактов по перевозке грузов или пассажиров, и т.д.

Возмещение ущерба при ДТП происходит в законодательно установленных рамках обязательств, вытекающих из причинения вреда.

Возмещение вреда, причиненного дорожным происшествием, является мерой гражданско-правовой ответственности лица, виновного лица. Правовой базой, регламентирующей вопросы возмещения вреда, являются Гражданский кодекс РФ (ГК РФ).

Рассмотрим общие основания ответственности за причинение вреда (статья 1064 ГК РФ) и ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности (статья 1079 ГК РФ).

Статья 1064 ГК РФ устанавливает общие основания ответственности за причиненный вред.

Статья предусматривает:

  1. Вред, который причинен личности, то есть конкретному индивидууму, а также его имуществу, должен быть возмещен полностью лицом, причинившим его.

    Это правило распространяется также при причинении вреда имуществу юридического лица.

  2. Ответственность за причинение вреда может быть возложена законом на иное лицо, которое не является причинителем вреда.

    Например, закон «Об ОСАГО» возлагает на Страховщика обязанность возмещения вреда, причиненного Страхователем в период действия договора ОСАГО.

    Примером делегированной законом ответственности, является предусмотренная статьей 241 Трудового кодекса РФ ограниченная материальная ответственность работника и установленная статьей 1068 ГК РФ обязанность работодателя возместить вред, причиненный его работником третьим лицам в период исполнения им трудовых обязанностей.

  3. Ответственность наступает только за виновное причинение вреда.

    Если участник происшествия, которого обвинили в его совершении, докажет свою невиновность, то он освобождается от обязанности возмещения ущерба при ДТП.

    Статья в помощь:

    Как оспорить вину в дорожно–транспортном происшествии

  4. Наступление ответственности при отсутствии вины причинителя вреда возможно только в случаях, предусмотренных Законом.

    Примером ответственности «без вины» является причинение вреда владельцем источника повышенной опасности в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 1079 ГК РФ.

    Например, водитель автомобиля обязан произвести возмещение ущерба при ДТП, причиненного пешеходу (пассажиру), если причиной аварии явился внезапно возникший отказ системы управления транспортным средством. Для наступления ответственности не имеет значения тот факт, что автомобиль прошел обязательный технический осмотр и был исправен до аварии.

    Несмотря на то, что водитель не допустил со своей стороны нарушений норм ПДД РФ и правил эксплуатации транспортного средства, ответственность наступает по основанию, определенному статьей 1079 ГК РФ.

    Эксплуатация автомобиля является деятельностью, связанной с повышенной опасностью для окружающих, а сам автомобиль представляет собой источник повышенной опасности.

Статья 1079 ГК РФ формулирует основания ответственности участников ДТП за причинение вреда при использовании источников повышенной опасности – транспортных средств.

Статья предусматривает:

  1. Ответственность наступает вне зависимости от вины владельца или собственника транспортного средства за причинение вреда окружающим: пешеходам, пассажирам, иным лицам, которым причинен вред.

    Ответственность «без вины» не наступает в случаях причинения вреда владельцам (собственникам) других транспортных средств, участвующих в происшествии.

  2. Если вред причинен при взаимодействии транспортных средств их собственникам, то возмещение ущерба при ДТП осуществляется по правилам статьи 1064 ГК РФ.

    Например, водитель автомобиля ХХХ, гражданин А, не выбрал безопасную скорость для движения, соответствующую дорожным и метеорологическим условиям, не стравился с управлением и допустил столкновение с автомобилем УУУ под управлением гражданина Б. В соответствии со статьей 1064 ГК РФ ответственность за причинение вреда понесет водитель А, виновный в нарушении пункта 10.1 ПДД РФ.

  3. За вред, причиненный окружающим при взаимодействии источников повышенной опасности, наступает солидарная ответственность их владельцев (собственников).

    Нормы о солидарной ответственности содержатся в статье 322 – 326 ГК РФ. При солидарной ответственности, потерпевший может требовать возмещения причиненного вреда в полном объеме, от любого из водителей.

    Например, при столкновении автомобилей, в результате которого пострадали их пассажиры, отвечать будут оба водителя. Для пострадавших не будет иметь значения, по чьей вине произошло происшествие, предъявлять требования о возмещении вреда при ДТП можно к любому из водителей.

  4. Владелец (собственник) транспортного средства не подлежит ответственности, если докажет, что возникновение вреда обусловлено непреодолимой силой или умыслом потерпевшего.

    Ответственность за причиненный вред не наступает за действия самоубийц или при наступлении обстоятельств, не зависящих от воли владельца (собственника) транспортного средства.

  5. При рассмотрении судом дела о возмещении ущерба при ДТП, возможно полное или частичное освобождение владельца транспортного средства от ответственности при наличии оснований, указанных в пункте 2 и 3 статьи 1083 ГК РФ.

    В пункте 2 статьи 1083 ГК РФ речь идет о грубой неосторожности потерпевшего, которая повлияла на возникновение или увеличения размера причиненного вреда.

    Возмещение ущерба имуществу организации при дтп

    Оформление на месте ДТП. Существуют два способа фиксации произошедшей аварии – самостоятельно и посредством сотрудников ГИБДД. Выбор конкретного вида оформления зависит от наличия спора о виновнике, суммы ущерба, количестве транспортных средств и т.д.

    В первой случае помимо Европротокола важно также производить фото-фиксацию. При этом, снимки обязательно должны иметь привязку к ориентирам – номер дома. Название улицы и т.п.

    1. Оформление в ГИБДД. После подготовки протокола самими участниками происшествия или сотрудниками ГАИ следует получить соответствующее постановление по административному делу.
    2. Обращение в страховую. Для полиса КАСКО виновник ДТП не важен. В то время как возмещение ущерба при ДТП по ОСАГО ключевым является наличие страховки у виновника. При этом, закон предоставляет на выбор – обратиться в «свою» страховую или в компанию виновника.

    Итоговым документом после последовательного выполнения рассмотренных действий является решение страховой компании о выплате.

    Обратите внимание на следующее при составлении заявления в суд:

    1. Подсудность. Иск можно подать по месту нахождения заявителя либо страховой компании. Кроме того, исходя из размера требований необходимо установить компетенцию мирового или районного судьи по данному делу.
    2. Стороны по делу. Требования о взыскании денег предъявляются также к страховой. При этом, в случае превышения допустимого размера возмещения, соответчиком необходимо указать виновника аварии. Также к только к виновнику может быть предъявлено требование о компенсации нравственных страданий от аварии. Кроме того, к участию вне зависимости от размера ущерба следует привлечь всех участников ДТП и их страховые компании.
    3. Описательная часть. В данной части можно основываться на уже готовой претензии, в которой все необходимые факты уже изложены.
    4. Приложения к иску. В сравнении с претензией, к заявлению в суд следует приложить все материалы, относящиеся к ДТП, в том числе саму претензию. Для каждого участника процесса следует сформировать полный пакет документов – точно такой же, как предназначенный для суда.
    5. Дополнительные требования иска. На основании отказа возмещать ущерб добровольно потребитель вправе требовать компенсацию морального вреда, неустойку за каждый день и пятидесяти-процентный штраф. Нарушение приведенных прав подготовки и подачи заявления влечет отказ в рассмотрении иска судом.

    Важно: обратиться в суд можно только один раз. Все доказательства должны быть в первом суде.

    Отсутствие страховки у причинителя вреда на самом деле не так страшно.

    Возмещение ущерба при ДТП, если у виновника нет страховки также возможно. Порядок взыскания по своей сути аналогичен вышерассмотренному процессу получения возмещения со страховой.

    Предварительно также следует начать с претензии. В случае ее отклонения защита прав происходит в судебном порядке. Отличием от спора со страховой является невозможность подачи иска по своему месту жительства и необходимостью предварительной оплаты госпошлины.

    Важно: все траты по рассмотрению дела в суде взыскиваются с проигравшей стороны.

    Дополнительным доказательством в суде именно по спору с виновником послужит расписка при ДТП о возмещении ущерба, в которой виновник признает необходимость выплаты. Рекомендуется уже на первом этапе (оформление на месте ДТП) запастись таким доказательством.

    Смотрите видео нашего канала YouTube и вы узнаете как подать претензию в страховую компанию, что делать и с чего начать действовать. Пишите вопрос в комментариях — адвокат по страховым спорам бесплатно ответит Вам.

    г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

    остановка транспорта Гагарина

    Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

    Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

    Троллейбус: 20, 6, 7, 19

    Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

    Какие тонкости ДТП, если попали на служебном автомобиле?

    1. Включите аварийную сигнализацию и выставите знак аварийной остановки (п. 2.5 ПДД).
    — Знак должен быть выставлен в сторону приближающихся других участников дорожного движения на расстояние не менее 15 метров в населенном пункте и не менее 30 метров вне населенных пунктов (п. 7.2 ПДД).
    — Не перемещайте и не убирайте какие-либо предметы или следы, имеющие отношение к ДТП.

    2. Оцените обстоятельства ДТП и определитесь с дальнейшими действиями на их основании.

    При наступлении страхового случая, необходимо придерживаться следующего алгоритма:

    1. Сообщить всем участникам ДТП сведения о договоре обязательного страхования, в том числе номер страхового полиса обязательного страхования, а также наименование, адрес местонахождения и телефон страховщика.

    2. Заполнить извещение о ДТП, выданное страховой компанией (если имеется).

    3. Уведомите свою страховую компанию о происшествии в порядке и сроки, предусмотренные правилами страхования.

    4. Документы о ДТП оформляются в зависимости от обстоятельств дела, которые определяются при совершении первичных действий при ДТП, с участием сотрудника ГИБДД либо без его участия.

    Первый этап:
    ☑ Оценка рыночной стоимости ремонта автомобиля;
    ☑ Досудебные переговоры со страховой компанией;
    ☑ Консультация и изучение всех материалов дела;
    ☑ Анализ ситуации в рамках правового поля и формирование правой позиции.

    Второй этап:
    ☑ Подготовка отчета об оценке рыночной стоимости автомобиля;
    ☑ Подготовка и подача искового заявления;
    ☑ Представление Ваших интересов на всех заседаниях в суде до вынесения судом решения;
    ☑ Получение исполнительного листа;
    ☑ Взаимодействие с судебными приставами по взысканию денежных средств на основании исполнительного листа.

    Сроки: 1-4 месяца с момента подачи документов в суд.

    Возмещение ущерба при ДТП

    Помимо регрессного требования страховая компания наделяется правом требовать возмещения убытков за счет виновника аварии при помощи суброгации. Это делается в случае оплаты страховки пострадавшей стороне в рамках страхового полиса КАСКО. Процедура суброгации для России сравнительно новая, так как появилась только в 2011 году.

    Порядок досудебного урегулирования конфликта обычно имеет место при взыскании страховой фирмой материального ущерба по КАСКО в рамках процедуры суброгации. В этом случае страховщик часто предпочитает вначале направить виновнику аварии письменную досудебную претензию и потребовать от него возмещения ущерба в добровольном порядке.

    Страховщики часто не брезгуют к своим реальным расходам, которые ушли пострадавшей стороне, прибавить еще ряд пунктов. То есть не только возместить ущерб, но еще и заработать на виновном водителе. Какие уловки используются чаще всего?

    • В калькуляцию расходов включаются «лишние», непонятно откуда возникшие детали;
    • Стоимость норма-часов ремонтно-восстановительных работ (стоимость ремонта) искусственно завышается;
    • На сумму регресса начисляются пени и штрафы;
    • Настаивается на большом количестве повреждений, полученных автомобилем, далеко не все из которых описаны в справке о ДТП и в иных официальных документах;
    • Выставленная стоимость запчастей не учитывает коэффициент естественного износа тех деталей, которые были заменены в пострадавшем автомобиле.

    Понять, что со стороны страховой фирмы имеется факт мошенничества, можно только после тщательного изучения всех документов. Если по поводу каких-либо деталей есть сомнения, то лучше всего назначить дополнительную независимую экспертизу. А после этого заново провести расчет суммы, которую потеряла страховая компания при возмещении ущерба пострадавшей стороне.

    Признанный потерпевшим участник вправе обратиться в компанию, с которой заключен договор, или организацию, сотрудничающую с виновником происшествия. Гражданин должен подать прошение о возмещении материального ущерба после ДТП к собственному страховщику при соблюдении определенных условий:

    • участие двух транспортных средств;
    • наличие у обоих водителей ОСАГО;
    • механическое повреждение автомобиля без нанесения вреда здоровью, смертельного исхода.

    После определения, чья страховая компания, виновника или пострадавшего, выплачивает ущерб при ДТП, нужно собрать документы для получения денежных выплат. Основные этапы процедуры возмещения вреда – оформление аварийной ситуации, обращение в компанию, где выдана автогражданка, проведение экспертизы.

    Важно знать! Соблюдение алгоритма действий позволит избежать случая отказа в предоставлении компенсации.

    Для получения компенсации необходимо зафиксировать факт аварии. Порядок действий водителей зависит от количества участников происшествия, наличия страхового полиса. Алгоритм оформления ДТП:

    1. Вызов автомобильного инспектора. Если при возникновении аварийной ситуации у одного из водителей отсутствует полис ОСАГО, пострадали другие участники дорожного движения, необходимо вызвать сотрудника ГИБДД.
    2. Фото-, видеосъемка происшествия. До приезда инспектора зафиксировать расположение автомобилей и сопутствующих предметов, характеризующих аварию.
    3. Поиск свидетелей происшествия. Участники должны опросить и взять контактные данные граждан, видевших момент ДТП.
    4. Обмен информацией о страховщике участников аварии. Водители должны передать телефон компании, записать номер полиса ОСАГО или КАСКО.
    5. Получение извещения о происшествии. Сотрудник ГАИ на месте составляет справку ДТП, протокол, постановление о назначении административной ответственности.

    После происшествия водитель обязан позвонить в компанию и сообщить о возникшей ситуации. Пострадавший гражданин взыскать ущерб при ДТП по полису должен за определенное время. Если авария была зарегистрирована инспектором ГИБДД, водитель вправе обратиться к страховщику на протяжении 3 лет. Подавать документы рекомендуется в течение 15 дней для быстрого произведения выплаты.

    После аварии сотрудник фирмы оценивает состояние автомобиля для назначения компенсации. Владелец транспортного средства за личный счет может провести независимую экспертизу.

    Внимание! При осмотре не у страховщика собственник обязан письменно оповестить о принятом решении компанию и виновника происшествия, если размер ущерба превышает 120 тысяч рублей.

    После происшествия необходимо документально зафиксировать факт столкновения автомобилей. Возникновение аварийной ситуации – основание для обращения в страховую компанию для взыскания ущерба с виновника ДТП. Получение денежных средств для восстановления поврежденного имущества допустимо по обоюдному согласию между сторонами, через суд при невозможности самостоятельного урегулирования конфликта.

    ДТП по вине работника: кто возместит ущерб

    Правовой процесс в рамках дел, связанных с компенсацией ущерба при ДТП, начинается с того момента, когда произошло дорожно-транспортное происшествие. Данный процесс характеризуется индивидуальной логикой и структурой. Непосредственно возмещение полученного вреда является заключительным этапом правового процесса в рамках ДТП. Этап возмещения начинается с момента прохождения стадии взаимодействия между стороной и страховой компанией.

    В действительности ситуация выглядит следующим образом. При наличии страхового полиса у виновника ДТП обязательства по выплате компенсации пострадавшей в аварии стороне ложатся на страховую компанию. Однако здесь нужно помнить, что страховые компании предусматривают наличие определенного лимита по возмещению нанесенного потерпевшей стороне материального вреда. Этот лимит равен 400 тысячам рублей. Таким образом, в случае, когда общая сумма ущерба превышает установленный лимит, виновник ДТП обязан самостоятельно покрыть разницу.

    Подобные ситуации могут возникать по нескольким причинам. Общий список оснований для самостоятельного направления претензии виновнику дорожно-транспортного происшествия и выдвижения соответствующих требований о возмещении понесенных убытков включает в себя следующие обстоятельства:

    • Превышение общей суммы ущерба суммы, которая предусмотрена гражданской ответственностью виновной стороны в соответствии с условиями страхового полиса ОСАГО.
    • Отказ со стороны страховой компании в удовлетворении требований о возмещении понесенного потерпевшей стороной ущерба в полном объеме.
    • Отсутствие полиса ОСАГО или истечение срока его действия.

    На практике процесс возмещения нанесенного вреда выглядит следующим образом (для примера мы рассмотрим ситуацию, при которой у виновника имеется страховой полис). Независимая экспертиза показала, что общая сумма ущерба составила 190 тысяч рублей. В соответствии с договором страховая компания выполнила обязательства касаемо возмещения 80 тысяч рублей из этой суммы. Следовательно, выплата остатка в виде 110 тысяч рублей остается задачей виновника дорожно-транспортного происшествия. Это подкреплено статьями 1064 и 1072 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

    Следует отметить, что ситуации, в рамках которых страховая компания осуществляет возмещение лишь части рассчитанной суммы, очень распространены на сегодняшний день. Именно в этом и заключается сложность подобных дел. Потерпевшая сторона вынуждена тратить время и средства на направление претензии в адрес виновника ДТП. При этом чаще всего дело завершается судом.

    Обязательства компенсации понесенных материальных убытков в рамках дорожно-транспортного происшествия, в соответствии с действующим законодательством, ложатся на страховую компанию. Именно страховые компании страхуют гражданскую ответственность виновника и остальных участников аварии по закону. Аналогичным образом законодательство Российской Федерации регулирует и лимитирует суммы обязательных компенсаций:

    • Компенсации физического урона, полученного при дорожно-транспортном происшествии. Выплатами сопровождается получение увечий или травм, а также случаи летального исхода. Максимальная страховая сумма составляет 500 тысяч рублей.
    • Компенсации материальных убытков ограничиваются 400 тысячами рублей.

    Независимо от общего количества потерпевших участников аварии, каждый из них имеет право на компенсацию. При этом далеко не во всех случаях страховая компания готова в полной мере выполнять свои обязательства, поэтому предусматривается возможность отказа в осуществлении выплат. Основаниями для отказа могут быть следующие обстоятельства, помимо перечисленных ранее:

    • Если виновник ДТП находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения во время инцидента.
    • Если виновная сторона не имеет прав на осуществление управления транспортным средством.
    • Если момент происхождения дорожно-транспортного происшествия противоречит условиям договора.
    • Если страховая компания была лишена лицензии на осуществление страховой деятельности.

    Нужно отметить, что, несмотря на распространенность таких случаев, ни одно из перечисленных оснований не является правомерным. Согласно действующим законам страховая компания обязана возместить понесенный ущерб несмотря на отсутствие прав управления транспортным средством или состояние опьянения виновной стороны. После этого страховая компания может потребовать регрессии затрат у виновника происшествия в судах.

    Порядок действий при возмещении нанесенного потерпевшей стороне ущерба в рамках совершения ДТП предусматривает два пути решения проблемы:

    • Подача искового заявления на возмещение вреда в суд.
    • Составление и удовлетворение досудебной претензии.

    Обращение в суд с исковым заявлением после ДТП в целях компенсации понесенных убытков является категорической и крайней мерой решения сложившейся проблемы.

    Любому пострадавшему от ДТП важно как можно скорее получить возмещение ущерба от неумелых действий виновной стороны, для этого в 2021 году законом предусмотрено несколько стандартных методов:

    • Попробовать обговорить с виновником ДТП натуральную компенсацию денежными средствами, а если достигнуто согласие, то оформить правоотношения в письменной форме. Здесь подразумевается подписание расписок о передаче/получении средств и отсутствии претензий со стороны потерпевшего лица.
    • На адрес постоянной регистрации виновника аварии направить заказное письмо с обоснованными претензиями. Определить в нем предельные сроки для исполнения своих обязанностей по компенсации вреда от ДТП, а по их истечению, если ответа не последует, направить исковые требования в суд.
    • Радикальный способ – обратиться за защитой своих интересов в судебный орган.

    Пока судебным органом не будет установлен истинный виновник аварии, ни о каких взысканиях ущерба речи не может идти. Протоколом только устанавливается факт допущенного лицом нарушения, а вину может признать только суд.

    После судебных разбирательств, выносится постановление, в нем определена степень ответственности и меры, применяемые во исполнение решения суда к стороне ответчика по иску. Это может быть как натуральная компенсация денежных средств, так и полная оплата сервисных работ по восстановлению автомобиля.

    В 2021 году судом дается 10 суток на подачу кассационной жалобы, если второй участник процесса не согласен с вынесенным решением. По истечении всех сроков на обжалование, решение вступает в законную силу, и только после этого можно начинать процедуру взыскания ущерба с виновника ДТП:

    • Если ответчик в добровольном порядке не спешит выплачивать причитающуюся сумму ущерба, то истец обращается в суд за возбуждением принудительного исполнительного производства по компенсации денежных средств.
    • Судебные приставы исполнители дают ответчику еще 10 суток на добровольное погашение долга, если этого не случается, то могут конфисковать часть личного имущества в счет покрытия долгов перед истцом. Но обычно выплаты компенсируются со всех видов заработка виновного лица в принудительном порядке.
    • Средства перечисляются на банковский счет, предварительного оговоренного в заявлении о возбуждении исполнительного производства.

    После исполнения судебного постановления о взыскании ущерба с виновника ДТП производство прекращается, и дело в отношении собственника виновного авто закрывается.

    Возмещение упущенной выгоды при ДТП

    Гарантированные выплаты на ремонт можно получить только при наличии у виновной стороны обязательного полиса автогражданской ответственности, но если страховки нет, то для того, чтобы взыскать ущерб с виновника ДТП в 2021 году, потребуется те же действия, что и в случае получения денег без обращения к страховщику. То есть мировое соглашение, подача претензии или судебного иска.

    В основном суды общей и надзорных инстанций защищают права страхователей, и выносят решения о выплате возмещений. Правда, если соблюдены все досудебные и судебные формальности.

    Но страховые компании часто выступают со встречными требованиями к виновнику происшествия, если он совершил правонарушения в нетрезвом или наркотическом состоянии (регресс).

    Также подобные требования может предъявить РСА, если он выплатил компенсацию пострадавшему гражданину, за виновное лицо, у которого отсутствовала обязательная страховка.

    Суды автоматически признают виновным водителя в ДТП в 2021 году, если будет установлено:

    • Отсутствие прав на управление авто, либо не сдавший экзамен на знание правил движения и вождения.
    • Удостоверение водителя выдано на другую категорию автомобилей.
    • К управлению допущен лишенный удостоверения водителя гражданин.

    В случае преднамеренного сокрытия с места происшествия, водитель также признается виновным.

    Суды всех инстанций отмечают, что если виновный не вписан в страховку, то к нему обязательно применяется встречный иск на возмещение убытков.

    Но вот в отношении конкретного лица, к которому можно применить взыскание (к собственнику или водителю управляющему авто в момент наезда) суды принимают порой противоречивые постановления.

    Все требования по взысканию ущерба с виновника ДТП в 2021 году могут быть удовлетворены, если будет установлено:

    • Все основания имеют законный характер.
    • Ущерб превышает оговоренную полисом сумму.
    • Затраты на полное восстановление авто превышают установленную Законом сумму.

    А для второй стороны есть несколько путей для отказа от покрытия ущерба:

    • Документально доказать, что предъявленные к нему требования незаконны.
    • Договориться о снижении конечной стоимости покрытия.

    Поэтому получить сполна причитающиеся средства от причинившего моральный или материальный вред гражданина вполне реально, но для этого потребуются юридические знания и время.

    Сумма денежной компенсации по ОСАГО, рассчитывается по Положению Банка за номером № 432-П, с учетом износа и без учета износа автомобиля. Соответственно, с увеличением возраста машины, увеличивается ее пробег. Тогда оценка производится по определенным коэффициентам, учитывая возраст автомобиля. Сумма, подлежащая возмещению поэтому будет гораздо ниже, чем необходимая. Потерпевший имеет право обратиться в КАСКО, если имеет такой страховой полис. Он получит денежное возмещение на ремонт своего авто без учета износа, при этом будет рассчитана разница между суммой возмещения КАСКО и суммой выплаты ОСАГО, а разница подлежит взысканию с установленного виновника дорожно-транспортного происшествия.

    Такие действия регламентирует статья Гражданского кодекса Российской Федерации за номером № 965. А именно, получение страховой компанией права, востребовать компенсацию с виновника аварии равную сумме, выплаченной страховой компанией ранее и необходимой для ремонта в полном объеме.

    ВАЖНО !!! Или коротко, у пострадавшего полис КАСКО, ваш автомобиль застрахован в ОСАГО, тогда придется компенсировать разницу выплат из собственного кармана. Все эти действия подпадают под статью № 15, Гражданского кодекса Российской Федерации, дающие определение убытка, а именно – возмещение нарушенных прав, потеря или порча имущества (реальный ущерб) и неполучение определенной суммы дохода, которую мог бы получить участник аварии, если бы не было этой аварии (упущенная выгода).

    Поэтому пострадавший имеет право возмещения своих убытков, нанесенных третьими лицами, то есть потерпевший должен возвратиться в реальное положение своего материального положения, до аварии. После появления решения Конституционного суда, о порядке начисления суммы ущерба, полученного в результате дорожно-транспортного происшествия, ведется такая практика – начисление суммы компенсации, не использующие коэффициенты, то есть решения выносятся без износа, ОСАГО судебные решения выносятся на основании иска, поданного пострадавшей стороной.

    В случае обращения пострадавшего, за оценкой ущерба в независимую экспертизу, виновник снова будет обязан выплатить разницу сверх лимита по ОСАГО. Судебная практика показывает, что такие исковые заявления встречаются довольно часто. Независимая экспертиза была введена для снижения различий в результатах оценки, так как введена общая схема расчета страховых выплат.

    ВНИМАНИЕ !!! Но, разница в сумме оценки бывает довольно существенной, что вызвано отличиями в характере и объеме нанесенных повреждений, без учета износа, судебная практика показывает следующий результат, виновному в аварии придется компенсировать сумму, превышающую сумму выплаты по страховке собственными силами.

    Обязательное страхование гражданской ответственности введено с целью повышения защиты пострадавших в ДТП при использовании транспортных средств и не может приводить к уменьшению денежных компенсаций.

    Договором страхования ОСАГО предусмотрена максимальная страховая выплата, для восстановления транспортного средства. Сейчас она равна 400 000 рублей, в случае только поврежденного автомобиля, и 500 000 рублей, если есть люди, получившие травмы или умершие. Если в результате аварии нанесен ущерб выше этой суммы, разницу также будет компенсировать виновник происшествия.

    Иногда, происходят аварии, в которых тяжело установить виновность одного водителя и пострадавших может быть несколько. Верховный суд, в ходе судебных разбирательств, постановил, если нельзя найти непосредственного виновника в наступлении страхового случая, или определить степень виновности каждого водителя по отдельности, в случае обращения одного из участников происшествия в страховую компанию за денежной выплатой, такой водитель имеет право получить компенсацию в сумме одной из равных долей. То есть, компенсация всем участникам ДТП выплачивается в равных долях.

    Учащаются случаи, когда участники происшествия не имеют страхового полиса, нет даже полиса ОСАГО. В таком случае ситуация существенно усложняется. Ведь оплату восстановления пострадавшего автомобиля, виновному в аварии водителю будет компенсировать своими средствами. В случае, если пострадавшие стороны не смогут прийти к мирному решению вопроса, за обращением в суд последует увеличение суммы расходов на компенсацию, возможно и в разы. В сумму входят и оплата услуг адвоката, сумма моральной компенсации и дополнительной компенсации на восстановление здоровья пострадавших, если таковое пострадало.

    ВАЖНО !!! В случае, обнаружения отсутствия страхового полиса ОСАГО у виновника дорожно-транспортного происшествия, особое внимание следует обратить на правильность оформления протокола сотрудниками госинспекции. Обязательно нужно зафиксировать в протоколе отсутствие страховки. Пострадавшей стороне следует записать данные виновника, включающие фамилию и инициалы, регистрацию постоянного места жительства, контактный телефон.

    • Семейное право
    • Наследственное право
    • Земельное право
    • Трудовое право
    • Автомобильное право
    • Уголовное право
    • Недвижимость
    • Финансы
    • Налоги
    • Льготы
    • Ипотека

    Страховая требует возместить ущерб за ДТП

    После того, как произошло ДТП и были оформлены все необходимые бумаги, возникает закономерный вопрос: кто будет оплачивать ущерб от аварии?

    Если речь идет об ущербе третьим лицам по вине работника компании в результате ДТП, то ответчиком по делу всегда будет организация-работодатель. Например, речь идет о ситуации, когда автомобиль был застрахован по ОСАГО, но выплаты не покрыли всю сумму ущерба и потерпевший подал в суд. Безусловно, водитель – работник будет участвовать в судебных заседаниях, но только в качестве третьего лица.

    Далее работодатель должен выяснить все обстоятельства дела и для этого, согласно положениям ст. 247 ТК РФ, необходимо создать комиссию по расследованию данного случая на предприятии.

    После того, как была выяснена сумма ущерба, комиссия составляет акт и представляет его для ознакомления работодателю. Не позже месяца с момента подписания акта у руководителя предприятия имеется возможность взыскать ущерб с работника, если он не превышает среднемесячный заработок последнего. В случае пропуска данного срока, выплаты может назначить только суд. В судебный орган следует обращаться и в том случае, если сумма ущерба превышает среднемесячный заработок. Законодатель дает на это ровно 1 год с момента, когда работодателю стали известны обстоятельства причинения ущерба.

    Однако работник может изъявить желание выплатить сумму ущерба, равно как и предложить заменить вещи на аналогичную, или произвести ремонт.

    Для того, чтобы привлечь работника к ответственности, необходимо выяснить, имели ли место быть следующие составляющие:

    • Вина служащего.
    • Последствия его проступка.
    • Причинно-следственная связь между действиями гражданина и ущербом.

    При отсутствии этих 3 компонентов, привлечение к ответственности будет незаконным.

    Согласно ст. 192 ТК РФ, работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, которая выражается в следующих формах:

    • Выговор.
    • Замечание.
    • Увольнение.

    Напоминаем, что лишение премии законодатель к разновидностям дисциплинарных наказаний не относит.

    Для того, чтобы этот вид ответственности мог быть применен к работнику, представителю работодателя необходимо доказать, что он ненадлежащим образом выполнил свои обязанности, нарушил требования локальных актов организации и т.д. Иными словами, работник, во-первых, должен быть ознакомлен со всеми документами, нарушение положений которых ему вменяется. Во-вторых, должно быть проведено соответствующее расследование, по результатам которого составляется акт.

    Несмотря на то, что работник несет ответственность перед работодателем за то, что он причинил вред его имуществу, совершение дорожно-транспортного происшествия (далее – ДТП) само по себе не может повлечь наступления полной материальной ответственности служащего.

    Ст. 242 ТК РФ уточняет, что материальная ответственность в полном объеме может иметь место быть только в случаях, которые установлены законодателем. Обратимся к ст. 243, которая такие случаи перечисляет:

    • Совершение работником административного проступка.
    • Умышленное причинение ущерба.
    • Нанесение вреда имуществу работодателя при нахождении в состоянии опьянения (токсического, алкогольного и т.д.).
    • Совершение преступных действий, которые были установлены в приговоре суда.

    Ну и, конечно же, в том случае, если между работником и работодателем заключен договор (соглашение) о полной материальной ответственности. Данное соглашение можно подписывать только с теми категориями сотрудников, которые указаны в постановлении Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности». В противном случае документ не будет иметь правовых последствий.

    При это материальная ответственность в полном объеме будет распространяться только на груз или иные вверенные ценности работнику. На автомобиль, который пострадал в результат аварии ее действие не распространяется (ст. 243 ТК РФ).

    В остальных случаях пределы материальной ответственности ограничиваются средним месячным заработком гражданина.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]