Взыскание ущерба причиненного в результате ДТП практика

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Взыскание ущерба причиненного в результате ДТП практика». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Прежде чем перейти к описанию процедуры возмещения ущерба при ДТМ с виновника, необходимо разобраться, что понимается под термином «ущерб». Несмотря на часто практическое применение, далеко не все заинтересованные стороны понимают, что он означает. Ущерб при ДТП формируется из трех основных составляющих, каждая из которых требует отдельного рассмотрения.

Иски о возмещении ущерба от ДТП

Представляет собой повреждение или лишение имущества, а также других благ, выраженное в денежном исчислении. Речь идет не только о транспортном средстве, но и перевозимых грузах или другой собственности, которая находилась в автомобиле в момент аварии.

Главное, что нужно помнить – материальный ущерб относится к страховым, поэтому возмещается в рамках обязательного и добровольного страхования. Материальный ущерб делится на три вида:

  • непосредственный вред имуществу потерпевшей стороны;
  • затраты, которые предстоят и связаны с восстановлением или ремонтом имущества;
  • упущенная прибыль, которая могла быть получена при дальнейшей эксплуатации вышедшего из строя имущества.

Возмещение материального ущерба в рамках обязательного страхования по ОСАГО предусматривает получение до 400 тыс. руб. Выплата осуществляется страховой компанией, которая выдала полис владельцу автомобиля, ставшего причиной ДТП.

Сумма выплаты со стороны страховой компании может быть увеличена при оформлении полиса КАСКО. Если ущерб превышает покрытие по страховке пострадавшей стороне придется обращаться в суд.

Название этой разновидности ущерба при ДТП не требует дополнительных комментариев и пояснений. В рамках страхового покрытия по ОСАГО возможна выплата до полумиллиона рублей. Конкретная сумма определяется в зависимости от тяжести нанесенного вреда по правилам, принятым конкретной страховой компанией.

Если речь идет о тяжком увечье, допускается возмещение ущерба в более серьезном размере. Но для этого потребуется обращение в суд и соответствующий вердикт судьи. Судебное решение потребуется и в том случае, если у виновной стороны отсутствует страховка.

Под моральным вредом обычно понимается ущерб, полученный в результате нравственных переживаний, связанных с ДТП. Примерами подобных ситуаций выступают: потеря в аварии родственника, физическая боль от полученных повреждений, временная нетрудоспособность и т.д.

Вопрос о возмещении потерпевшей виде морального вреда, полученного в результате ДТП, считается самым сложным. В подавляющем большинстве случаев его решением занимается суд, так как страховые компании предпочитают не брать на себя ответственность и не включают этот вид риска не только в ОСАГО, но и в КАСКО. Вероятность, что заинтересованные стороны договорятся в рамках досудебной процедуры, также не велика.

Большая часть ДТП по своим финансовым последствиям вписывается в рамки ОСАГО, оформленного подавляющим большинством участников дорожного движения. Поэтому проблем с получением компенсации обычно не возникает, так как она исправно выплачивается страховой компанией.

Необходимость возмещения ущерба от ДТП с виновной стороны возникает в следующих ситуациях:

  • величина ущерба превышает максимальную выплату страховой компании;
  • виновная сторона не оформила страховку или полис не является действительным;
  • обстоятельства ДТП не входят в число страховых случаев, предусмотренных полисом ОСАГО или КАСКО. Например, ущерб нанесен не в процессе движения, а во время размещения автомобиля на стоянке;
  • потерпевшая сторона желает взыскать компенсацию за полученный моральный вред.

Базовый принцип расчета размера компенсации, заложенный в законодательстве, предусматривает выплату суммы, достаточной для восстановления исходных характеристик транспортного средства. Обязательным условием выступает учет степени износа автомобиля до момента попадания в ДТП.

Стандартные правила расчета компенсации предусматривают включение в итоговую сумму следующих расходов:

  • ремонт и восстановление транспортного средства;
  • транспортировка машины с места аварии в автосервис;
  • уменьшение товарной стоимости авто (рассчитывается для автомобилей со сроком эксплуатации до 5 лет или уровнем износа в пределах 35%);
  • все виды морального вреда, причиненного потерпевшей стороне;
  • потерянный заработок, затраты на лечение и другие подобные расходы, непосредственно связанные с ДТП;
  • сопутствующие обращению в суд затраты – услуги независимого оценщика и/или юриста, почтовые расходы и т.д.

После определения размера возмещения, который необходимо получить с виновной стороны, следует переходить к следующему этапу процедуры взыскания. Она предусматривает два варианта получения компенсации – добровольный (досудебный) и принудительный (с помощью суда).

Такой вариант решения проблемы на практике встречается нечасто. Тем более – если речь идет о серьезной сумме, необходимой, например, для ремонта дорогостоящей иномарки. Действующее законодательство предусматривает достаточно четкую процедуру досудебного урегулирования проблемы возмещения ущерба. Она предусматривает следующие действия потерпевшей стороны:

  • получение справки из ГИБДД, подтверждающей факт ДТП и виновника аварии;
  • обращение в страховую компанию для подтверждения отказа выплачивать требуемую сумму;
  • проведение оценки размера ущерба, которой занимается независимый эксперт;
  • направление виновной стороне претензии.

Последний документ заслуживает особенно пристального внимания. Он составляется в произвольной форме и включает следующую информацию:

  • сведения о виновной стороне как адресате документа;
  • обстоятельства ДТП;
  • описание сути проблемы, которая заключается в недостаточности компенсации, полученной в рамках страховки;
  • претензия в адрес виновной стороны, включая сумму ущерба;
  • подпись заявителя.

В претензии обязательно указывается не только сумма, которую требуется возместить, но и срок, когда это необходимо сделать. Отсутствие реакции со стороны виновника ДТП означает необходимость переходить на следующую стадию разрешения конфликта – подаче искового заявления в суд.

К претензии прилагается комплект сопутствующих документов, в состав которого входят:

  • акт о наступлении страхового случая;
  • справка из ГИБДД об обстоятельствах ДТП;
  • другие документы, подтверждающие позицию заявителя, например, чеки на ремонт, экспертное заключения независимого оценщика и т.д.

Претензия направляется адресату заказным письмом. Если реакция со стороны виновника отсутствует, целесообразно приступать к процедуре возмещения ущерба при ДТП через суд.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Фролкиной С.В.,

судей Гуляевой Г.А., Жубрина М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 13 января 2020 г. кассационную жалобу Иванова Юрия Александровича на решение Фрунзенского районного суда г. Санкт-Петербурга от 16 октября 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 апреля 2019 г.

по делу N 2-4750/18 Фрунзенского районного суда г. Санкт-Петербурга по иску общества с ограниченной ответственностью «СПб-ТРАНС» к Иванову Юрию Александровичу о возмещении ущерба в порядке регресса.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А., выслушав возражения на кассационную жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью «СПб-ТРАНС» по доверенности Одинцова Ю.С.,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

общество с ограниченной ответственностью «СПб-ТРАНС» (далее также — ООО «СПб-ТРАНС», Общество) через представителя по доверенности Цыганкова А.В. обратилось 14 февраля 2018 г. в суд с иском к Иванову Юрию Александровичу о возмещении ущерба в порядке регресса, взыскании расходов на оплату государственной пошлины.

В обоснование исковых требований истец ссылался на то, что на основании трудового договора от 17 апреля 2012 г. Иванов Ю.А. принят на работу в ООО «СПб-ТРАНС» на должность водителя — экспедитора. 17 апреля 2012 г. с Ивановым Ю.А. заключён договор о полной индивидуальной материальной ответственности.

12 июня 2016 г. Иванов Ю.А., управляя принадлежащим Обществу транспортным средством марки «СКАНИЯ R420», допустил нарушение пункта 10.1 Правил дорожного движения Российской Федерации и совершил столкновение в том числе с транспортным средством марки «ФОЛЬКСВАГЕН ПАССАТ», принадлежащим гражданину Ефремову И.Ю. В результате дорожно-транспортного происшествия транспортному средству Ефремова И.Ю. причинены технические повреждения.

Ефремов И.Ю. обратился в Калужский районный суд Калужской области с иском к ООО «СПб-ТРАНС» (владельцу транспортного средства марки «СКАНИЯ R420») о взыскании ущерба, причинённого в результате дорожно-транспортного происшествия.

Решением Калужского районного суда Калужской области от 20 декабря 2016 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 13 апреля 2017 г., исковые требования Ефремова И.Ю. удовлетворены. Суд взыскал с ООО «СПб-ТРАНС» в пользу Ефремова И.Ю. сумму ущерба в размере 232 943,81 руб.

Определением Калужского районного суда Калужской области от 10 июля 2017 г. с ООО «СПб-ТРАНС» в пользу Ефремова И.Ю. взысканы расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб.

Решение Калужского районного суда Калужской области от 20 декабря 2016 г. и определение Калужского районного суда Калужской области от 10 июля 2017 г. были исполнены ООО «СПб-ТРАНС» путём перечисления взысканных сумм на банковский счёт Ефремова И.Ю.

Обращаясь в суд с настоящим иском, ООО «СПб-ТРАНС» со ссылкой на статьи 1064, 1068, 1079, 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 238, 243, 248 Трудового кодекса Российской Федерации просило взыскать в порядке регресса с Иванова Ю.А. выплаченные Обществом в пользу Ефремова И.Ю. денежные суммы в размере 247 943,81 руб.

Ответчик Иванов Ю.А. исковые требования в суде не признал, указав на отсутствие предусмотренных законом оснований для возложения на него материальной ответственности в полном размере. По мнению Иванова Ю.А., договор о полной индивидуальной материальной ответственности заключён с ним с нарушением требований действующего законодательства.

Решением Фрунзенского районного суда г. Санкт-Петербурга от 16 октября 2018 г. исковые требования ООО «СПб-ТРАНС» удовлетворены. Суд взыскал с Иванова Ю.А. в пользу ООО «СПб-ТРАНС» сумму причинённого ущерба в порядке регресса в размере 247 943, 81 руб., расходы на уплату государственной пошлины — 5 679 руб.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 апреля 2019 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Иванова Ю.А. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены решения Фрунзенского районного суда г. Санкт-Петербурга от 16 октября 2018 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 апреля 2019 г., как незаконных.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы 23 августа 2019 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 27 ноября 2019 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Ответчик Иванов Ю.А., надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, сведений о причинах неявки не представил, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь частью 4 статьи 390.12 Граждан��кого процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.


Суды удовлетворили требование работодателя о привлечении водителя к полной материальной ответственности за ущерб в результате ДТП. Однако Верховный Суд РФ направил дело на пересмотр.

Обязательным условием для возложения на работника полной материальной ответственности является не его вина в ДТП, а факт привлечения его к административной ответственности. Однако соответствующее постановление не вынесено ввиду отсутствия состава правонарушения. Отклонен и довод о правомерности заключенного с работником договора о полной материальной ответственности. Хотя должность экспедитора действительно поименована в специальном перечне, ущерб работник причинил не как экспедитор, а как водитель, должность которого не включена в перечень.

Возмещение ущерба при ДТП

Рассмотрим наиболее проблемную ситуацию, при которой в результате ДТП, совершенного по вине работника, ущерб причинен работодателю (повреждение служебного автомобиля) и/или транспортному средству третьего лица.

Здесь возникают два правоотношения:

1) по возмещению ущерба работодателю;

2) по возмещению ущерба третьему лицу.

Обязанность работника по возмещению ущерба работодателю возникает в силу ст. 238 ТК РФ, в соответствии с которой работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, под которым в рассматриваемом случае понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (автомобиля).

По общему правилу, предусмотренному ст. 241 ТК РФ, работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка.

В перечень категорий работников, с которыми могут заключаться договоры о полной материальной ответственности, водители автомобиля не входит.

К сведению: в силу ст. 239 ТК РФ материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

Однако в случае, если будет установлено, что ДТП совершено по вине работника вследствие нарушения Правил дорожного движения, работник будет нести полную материальную ответственность в силу п. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ, так как ущерб причинен в результате административного проступка, что подтверждается и судебной практикой.

Пример 1.

Определением от 19.08.2010 №33-26061/2010 Московский городской суд оставил в силе решение Перовского районного суда г. Москвы от 01.04.2010 о взыскании с Захарова Е. А. в пользу Министерства внутренних дел 70 501,73 руб. материального ущерба, указав при этом: удовлетворяя заявленные исковые требования на основании положений п. 6 ст. 243 ТК РФ, суд обоснованно исходил из того, что оба ДТП произошли в результате нарушения Захаровым Е. А. Правил дорожного движения, то есть совершения последним административных проступков, которые были установлены соответствующими государственными органами, что подтверждается материалами дела, а именно сведениями, содержащимися в справках о ДТП и определении об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Следует отметить, что ст. 240 ТК РФ предоставляет работодателю право с учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, полностью или частично отказаться от его взыскания с виновного работника. Однако собственник имущества организации может ограничить указанное право работодателя.

Согласно ст. 246 ТК РФ размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени его износа.

При этом работодателю следует помнить, что в соответствии с п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 16.11.2006 №52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю» (далее – Постановление № 52) если за время рассмотрения дела в суде размер ущерба, причиненного работодателю утратой или порчей имущества, в связи с ростом или снижением рыночных цен изменится, суд не вправе удовлетворить требование работодателя о возмещении работником ущерба в большем размере либо требование работника о возмещении ущерба в меньшем размере, чем он был определен на день его причинения (обнаружения), поскольку ТК РФ такой возможности не предусматривает.

В случае если работник не возмещает ущерб работодателю в добровольном порядке, работодатель в соответствии с ч. 2 ст. 248 ТК РФ имеет право обратиться в суд с требованием о возмещении ущерба.

Однако следует иметь в виду, что в силу ст. 250 ТК РФ суд может с учетом степени и формы вины, материального положения работника и других обстоятельств снизить размер ущерба, подлежащего взысканию.

В пункте 16 Постановления №52 указано, что снижение размера ущерба допустимо в случаях как полной, так и ограниченной материальной ответственности.

Оценивая материальное положение работника, нужно принимать во внимание его имущественное положение (размер заработка, иных основных и дополнительных доходов), семейное положение (количество членов семьи, наличие иждивенцев, удержания по исполнительным документам) и т. п. Следует отметить, что требовать возмещения ущерба работодатель может только в случае наличия вины водителя в совершении ДТП.

Пример 2.

Определением от 21.09.2010 №33-28106/10 Московский городской суд оставил решение суда первой инстанции в силе и указал, что в соответствии с разъяснениями п. 4 Постановления №52 к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действий или бездействия) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.

Отсутствие вины работника исключает материальную ответственность перед работодателем.

В июле 2003 года вступил в силу Федеральный закон № 40-ФЗ, в соответствии с которым владельцы транспортных средств обязаны на определенных законом условиях и в определенном законом порядке страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Согласно ст. 7 вышеуказанного закона страховая сумма, в пределах которой страховщик при на-ступлении каждого страхового случая (ДТП) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:

• в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, – не более 160 000 руб.;

• в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, – не более 160 000 руб.;

• в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, – не более 120 000 руб.

В тех случаях, когда размер причиненного ущерба не выше указанных сумм, особых проблем не возникает и причиненный потерпевшему ущерб возмещается страховщиком.

Если же размер ущерба превышает предельный размер страховой суммы, потерпевший имеет право обратиться в суд с требованием о возмещении оставшегося ущерба в порядке ст. 1072 ГК РФ. При этом иск предъявляется не к работнику, а к работодателю как владельцу источника повышенной опасности в соответствии со ст. 1079 ГК РФ.

На основании вышеуказанной статьи юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего (ст. 931, п. 1 ст. 935 ГК РФ), в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

Статья 1068 ГК РФ предусматривает, что юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

По смыслу ст. 1079 ГК РФ под владельцем источника повышенной опасности следует понимать юридическое лицо или гражданина, которые используют его в силу принадлежащего им права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на других законных основаниях (например, по договору аренды, проката, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности).

Таким образом, в силу ст. 1068 и 1079 ГК РФ не признается владельцем источника повышенной опасности лицо, управляющее им в силу исполнения своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей на основании трудового договора (служебного контракта) или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем источника повышенной опасности.

Следовательно, на лицо, исполнявшее свои трудовые обязанности на основании трудового договора (служебного контракта) и причинившее вред имуществу владельца другого источника повышенной опасности в связи с использованием транспортного средства, принадлежавшего работодателю, ответственность за причинение вреда может быть возложена лишь при условии, что будет доказано: оно завладело транспортным средством противоправно (п. 2 ст. 1079 ГК РФ).

Противоправным можно признать завладение работником служебным автомобилем самовольно (без согласия работодателя) в нерабочее время в личных целях.

В случае совершения работником ДТП важно установить факт нахождения (ненахождения) работника при исполнении служебных обязанностей. В судебной практике встречаются случаи, когда работодатели стремились уйти от ответственности, ссылаясь на совершение работником ДТП после окончания рабочего дня. Однако суды в таких случаях часто встают на сторону работника.

Пример 3.

На возмещении ущерба потерпевшему работодателем правоотношения работника и работодателя (в части возмещения вреда, причиненного в результате ДТП) не заканчиваются, так как работодатель в силу п. 1 ст. 1081 ГК РФ имеет право обратного требования (регресса) к работнику.

Однако вернуть всю сумму, как правило, не получается. Это связано с тем, что работник может заявить ходатайство о снижении размера ущерба в силу ст. 250 ТК РФ.

Следует отметить, что суд вправе снизить размер ущерба, подлежащего взысканию с работника, только при наличии доказательств соответствующей степени вины и сложного материального положения работника. В судебной практике в качестве таких обстоятельств признаются наличие на иждивении несовершеннолетних детей и супруги, находящийся в отпуске по уходу за ребенком (Определение Московского городского суда от 12.10.2010 №33-32075), неосторожная форма вины и инвалидность работника (решение Полесского районного суда Калининградской области), наличие на иждивении двух студентов, обучающихся на платных отделениях учебных заведений, отсутствие личного подсобного хозяйства (решение Брединского районного суда Челябинской области).

Данные обстоятельства должны быть подтверждены (справки, договоры), в противном случае суд откажет в удовлетворении соответствующего ходатайства.

Пример 5.

Санкт-Петербургский городской суд в Определении от 10.08.2009 №10751 указал, что при отсутствии надлежащих письменных доказательств сложного материального положения работника (отсутствие собственности, сведения о среднем заработке) и установлении факта оплаты работником обучения в институте вывод суда первой инстанции о наличии оснований для снижения размера подлежащего взысканию ущерба, причиненного в результате ДТП, не может быть признан обоснованным.

Заключение.

Таким образом, приведенный анализ законодательства и судебной практики свидетельствует о том, что обязанность по возмещению ущерба, причиненного третьим лицам по вине работника в результате ДТП, первоначально возложена на работодателя.

Регрессное требование не всегда может возместить работодателю все потери, так как суд, учитывая имущественное положение работника и степень его вины, вправе снизить размер взыскиваемого ущерба. В этом случае работодателю остается только более тщательно подбирать кадры и осуществлять контроль за своими работниками.

Для понимания сущности категории возмещения ущерба при ДТП необходимо разобраться с термином «ущерб».

Данное понятие законодательно не закреплено.

Вместе с тем, статья 15 Гражданского Кодекса РФ содержит определение термина «убытки».

Под убытками в гражданском законодательстве РФ понимается:

  • реальный ущерб, то есть утрата или повреждение имущества, принадлежащего конкретному лицу (повреждение транспортного средства или иного имущества, собственником которого является потерпевший).

    Например, к реальному ущербу относятся расходы на ремонт транспортного средства (затраты на запасные части и проведение ремонтных работ) и утрата товарной стоимости – УТС. Величина УТС отражает, насколько снизилась стоимость транспортного средства из-за ухудшения внешнего вида и эксплуатационных качеств, вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего за ним ремонтного воздействия.

  • упущенная выгода – совокупность неполученных доходов, которые лицо получило бы, при отсутствии нарушения его права, то есть если бы виновник происшествия не нарушил нормы ПДД РФ.

    Примером неполученных доходов могут быть отнесены убытки, связанные с простоем транспортного средства, используемого в коммерческих целях на ремонте после ДТП, неисполнение ранее заключенных контрактов по перевозке грузов или пассажиров, и т.д.

Возмещение ущерба при ДТП происходит в законодательно установленных рамках обязательств, вытекающих из причинения вреда.

Порядок взыскания с виновника ДТП

Возмещение вреда, причиненного дорожным происшествием, является мерой гражданско-правовой ответственности лица, виновного лица. Правовой базой, регламентирующей вопросы возмещения вреда, являются Гражданский кодекс РФ (ГК РФ).

Рассмотрим общие основания ответственности за причинение вреда (статья 1064 ГК РФ) и ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности (статья 1079 ГК РФ).

Статья 1064 ГК РФ устанавливает общие основания ответственности за причиненный вред.

Статья предусматривает:

  1. Вред, который причинен личности, то есть конкретному индивидууму, а также его имуществу, должен быть возмещен полностью лицом, причинившим его.

    Это правило распространяется также при причинении вреда имуществу юридического лица.

  2. Ответственность за причинение вреда может быть возложена законом на иное лицо, которое не является причинителем вреда.

    Например, закон «Об ОСАГО» возлагает на Страховщика обязанность возмещения вреда, причиненного Страхователем в период действия договора ОСАГО.

    Примером делегированной законом ответственности, является предусмотренная статьей 241 Трудового кодекса РФ ограниченная материальная ответственность работника и установленная статьей 1068 ГК РФ обязанность работодателя возместить вред, причиненный его работником третьим лицам в период исполнения им трудовых обязанностей.

  3. Ответственность наступает только за виновное причинение вреда.

    Если участник происшествия, которого обвинили в его совершении, докажет свою невиновность, то он освобождается от обязанности возмещения ущерба при ДТП.

    Статья в помощь:

    Как оспорить вину в дорожно–транспортном происшествии

  4. Наступление ответственности при отсутствии вины причинителя вреда возможно только в случаях, предусмотренных Законом.

    Примером ответственности «без вины» является причинение вреда владельцем источника повышенной опасности в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 1079 ГК РФ.

    Например, водитель автомобиля обязан произвести возмещение ущерба при ДТП, причиненного пешеходу (пассажиру), если причиной аварии явился внезапно возникший отказ системы управления транспортным средством. Для наступления ответственности не имеет значения тот факт, что автомобиль прошел обязательный технический осмотр и был исправен до аварии.

    Несмотря на то, что водитель не допустил со своей стороны нарушений норм ПДД РФ и правил эксплуатации транспортного средства, ответственность наступает по основанию, определенному статьей 1079 ГК РФ.

    Эксплуатация автомобиля является деятельностью, связанной с повышенной опасностью для окружающих, а сам автомобиль представляет собой источник повышенной опасности.

Статья 1079 ГК РФ формулирует основания ответственности участников ДТП за причинение вреда при использовании источников повышенной опасности – транспортных средств.

Статья предусматривает:

  1. Ответственность наступает вне зависимости от вины владельца или собственника транспортного средства за причинение вреда окружающим: пешеходам, пассажирам, иным лицам, которым причинен вред.

    Ответственность «без вины» не наступает в случаях причинения вреда владельцам (собственникам) других транспортных средств, участвующих в происшествии.

  2. Если вред причинен при взаимодействии транспортных средств их собственникам, то возмещение ущерба при ДТП осуществляется по правилам статьи 1064 ГК РФ.

    Например, водитель автомобиля ХХХ, гражданин А, не выбрал безопасную скорость для движения, соответствующую дорожным и метеорологическим условиям, не стравился с управлением и допустил столкновение с автомобилем УУУ под управлением гражданина Б. В соответствии со статьей 1064 ГК РФ ответственность за причинение вреда понесет водитель А, виновный в нарушении пункта 10.1 ПДД РФ.

  3. За вред, причиненный окружающим при взаимодействии источников повышенной опасности, наступает солидарная ответственность их владельцев (собственников).

    Нормы о солидарной ответственности содержатся в статье 322 – 326 ГК РФ. При солидарной ответственности, потерпевший может требовать возмещения причиненного вреда в полном объеме, от любого из водителей.

    Например, при столкновении автомобилей, в результате которого пострадали их пассажиры, отвечать будут оба водителя. Для пострадавших не будет иметь значения, по чьей вине произошло происшествие, предъявлять требования о возмещении вреда при ДТП можно к любому из водителей.

  4. Владелец (собственник) транспортного средства не подлежит ответственности, если докажет, что возникновение вреда обусловлено непреодолимой силой или умыслом потерпевшего.

    Ответственность за причиненный вред не наступает за действия самоубийц или при наступлении обстоятельств, не зависящих от воли владельца (собственника) транспортного средства.

  5. При рассмотрении судом дела о возмещении ущерба при ДТП, возможно полное или частичное освобождение владельца транспортного средства от ответственности при наличии оснований, указанных в пункте 2 и 3 статьи 1083 ГК РФ.

    В пункте 2 статьи 1083 ГК РФ речь идет о грубой неосторожности потерпевшего, которая повлияла на возникновение или увеличения размера причиненного вреда.

    При определении лица, подлежащего гражданско-правовой ответственности за причинение ущерба от дорожно-транспортного происшествия по основаниям, предусмотренным статьей 1079 ГК РФ, следует исходить из подтверждения законности основания владения, пользования, распоряжения источником повышенной опасности.

    Нередки случаи, когда лица, не являющиеся собственниками транспортных средств, управляют ими без надлежащего разрешения или оформления полномочий на право управления.

    Отсутствие путевого листа у водителя, просроченный договор аренды, самоуправное использование транспортного средства третьими лицами, дают основания для предъявления требований о возмещении ущерба при ДТП, к собственнику транспортного средства.

    Полноценную помощь в определении юридически значимых обстоятельств по вопросам возмещения ущерба при ДТП могут оказать только профессионалы – юристы, специализирующиеся на ведении дел данной категории.

    Уважаемые читатели, в статье мы рассмотрели часть большой темы «Возмещения ущерба при ДТП».

    В следующих статьях раздела мы продолжим исследование актуальных вопросов, связанных с возмещением вреда, причиненного в ДТП.

    • Все о ДТП и автостраховании

    Ни для кого не секрет, что страховая компания после ДТП возмещает ущерб только в пределах страховой суммы. Для полного возмещения причиненного вреда с виновника ДТП потерпевший вправе обратится в суд с требованием о взыскании помимо страхового еще и фактического размера ущерба.

    Необходимость взыскания ущерба с виновника ДТП появляется, когда:

    • виновное лицо покинуло место ДТП
    • отсутствовали правоустанавливающие документы на транспортное средство у виновника ДТП
    • произошедшее ДТП выходит за рамки страховых случаев, при которых предусматривалась денежная компенсация по ОСАГО
    • потерпевшее лицо желает воспользоваться правом взыскать с виновника компенсацию морального вреда
    • произведенный подсчет размера ущерба составил больше допустимых лимитов автогражданской ответственности по ОСАГО (400 000 для выплат потерпевшему в связи с причиненным вреда имуществу и 500 000 для выплат потерпевшему в связи с причиненным вреда жизни и здоровью, также 25 тысяч для выплат на расходы погребения)
    • отсутствует договор страхования. Не все водители страхуют свою гражданскую ответственность на предмет причинения вреда и ездят без « страховки». А некоторые, умудряются оформить полис ОСАГО в «подворотне», то есть приобрести полис ОСАГО у недобросовестных продавцов, то есть поддельный. Тогда страховая компания отказывает в выплате
    • взыскание износа с виновника аварии. По ОСАГО страховое возмещение гражданин получит с учетом износа заменяемых деталей. Ему может быть выплачена небольшая сумма, если автомобиль « старый». Поэтому потерпевшая сторона вправе обратиться непосредственно к причинителю вреда с требованием о взыскании разницы.

    Взыскание без учета износа с виновника

    Обязательный характер соблюдения досудебного порядка подачи претензии виновнику ДТП законом не предусмотрен, в связи с этим данный документ является вариантом согласования компромиссов и уступок для решения спора до суда.

    Потерпевшее лицо разрешая вопрос о возмещении вреда в результате ДТП может прибегнуть к составлению претензии в отношении виновника с целью договориться о возмещении компенсации (материального, морального) вреда в добровольном порядке, которое в последующем может быть урегулировано путем заключения соглашения между участниками ДТП или распиской виновного лица.

    Зачастую бывают ситуации, когда добровольно виновник отказывается выплачивать причиненный ущерб, тогда предъявлением претензии необходимо побудить на это, а также проявить серьезность намерений обратится в суд в случае неудовлетворения требований, указанных в претензии.

    Взыскание износа с виновника ДТП составляют следующие действия:

    1. правильное оформление ДТП в соответствии с Европротоколом или вызовом сотрудников ГИБДД, если причиненный ущерб превысил лимит, установленный автогражданской ответственностью
    2. обращение в страховую компанию (страховую компанию виновника) для получения страховой выплаты за причиненный ущерб в результате ДТП
    3. составление претензии в отношении виновного лица с указанием в приложениях копий документов подтверждающих факт ДТП, в следствии чего вручить нарочно другой стороне под роспись и штамп на Вашем экземпляре
    4. при отсутствии ответов на предъявленные Вами требования обратиться с исковым заявлением в суд

    Решение по делу о взыскании ущерба от ДТП

    При взыскании разницы между страховой выплатой и фактически причиненным ущербом в результате ДТП необходимо обращение в суд с исковым заявлением по месту жительства Ответчика в зависимости от предъявленной цены исковых требований:

    • Не превышающие 50 (пятьдесят) тысяч рублей, то дело подсудно рассматриваться в мировом суде
    • Превышающие 50 (пятьдесят) тысяч рублей, то дело подсудно рассматриваться в районном суде

    Помимо возмещения материального вреда потерпевший имеет право также взыскать компенсацию морального вреда, утраченный заработок. Данная категория подразумевает оценочный критерий, который устанавливается судом с учетом всех предоставленных доказательств.

    Обязательное страхование владельцев велотранспорта не подлежит по причине того, что велосипед не является источником повышенной опасности, в связи с этим ответственность виновника-велосипедиста наступает в соответствии с гражданским законодательством. Возмещение вреда осуществляется в судебном порядке.

    Для привлечения к ответственности владельца велотранспорта необходимо установить степень виновности и наличие умысла действий, в следствии чего суд может освободить от ответственности частично или в полном объеме.

    Если между виновником и потерпевшим в результате ДТП не было заключено мировое соглашение в судебном заседании и не удалось прийти к договоренности добровольно возместить понесенный ущерб, то в первую очередь необходимо после вынесения постановления получить и подать в службу судебных приставов по месту регистрации виновного лица исполнительный лист для возбуждения исполнительного производства.

    Срок подачи исполнительного листа составляет три года со дня вступления решения суда в законную силу. Также исполнительное производство не будет прекращено до момента надлежащего исполнения обязательства виновника перед Вами.

    Процедура действия исполнительного листа начинается в занесении должника в базу исполнительного производства, в последующем автоматически блокируются все банковские счета должника, направляется запрос в ИФНС и если есть информация о трудоустройстве, будет наложен арест на заработную плату и будет вычитаться до 50% в Вашу пользу, также должнику запрещается выезд за границу.

    Ограничения, предусмотренные законодательством являются гарантом для восстановления нарушенных прав граждан.

    г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

    остановка транспорта Гагарина

    Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

    Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

    Троллейбус: 20, 6, 7, 19

    Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

    Адвокат Поляк М.И., внимательно выслушав представителя ООО «А», посоветовала составить возражения на исковое заявление, в котором необходимо было указать все те факты, о которых не указано в заявлении, а также сослаться на те правовые нормы, на существование которых истец не обратил внимание, а также выразить позицию ответчика и его неготовность соглашаться с исковыми требованиями. Совет адвоката был принят и адвокат приступила к составлению возражения на исковое заявление, в котором должны были быть указаны иные факты, а также правовая позиция и практика, указывающие на неправомерность иска и несоразмерность исковых требований.

    Адвокат Мария Ивановна Поляк подготовила возражения, в которых подробно изложила всю суть дела так, как это представляется ответчику, указала все существенные обстоятельства, которые не содержались в исковом заявлении, и объявила о несогласии и неготовности принять исковые требования. При подготовке возражения на исковое заявление была учтена также позиция третьего лица – водителя, который управлял транспортным средством, принадлежащим ООО «А» в момент аварии.

    В судебном заседании было указано на то, что представитель истца не представил доказательств наличия страхового случая, вины водителя в причинении повреждений транспортному средству истца, а также доказательств размера материального ущерба, понесенного истцом в результате ДТП. В судебном заседании был также установлен сам факт аварии, ее место, время, а также участники.
    Во время судебного заседания также было указано на статью 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, согласно которой, исходя из принципа распределения бремени доказывании, я по спорам о возмещении ущерба на истце лежит обязанность по доказыванию размера ущерба, обстоятельств его причинения и причин его возникновения.

    Адвокат сумела показать суду, что истцом не был доказан тот факт, что повреждения на его транспортном средстве возникли в результате противоправных действий водителя автомобиля ООО «А», поскольку в отношении обоих водителей, участвующих в ДТП были вынесены постановления о прекращении производства по административному делу на основании ч.1 ст.24.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ, поскольку установить лицо, нарушившее ПДД, не представляется возможным с учетом противоречивости показаний водителей.

    Ситуация на дорогах сложная, особенно в крупных городах. Даже опытному водителю тяжело избежать ДТП. Аварии на дорогах — это обычное дело. Поэтому нужно знать, как действовать, чтобы заставить страховщика и виновника ДТП возместить расходы. Получить страховку после ДТП достаточно сложно, так что для того, чтобы не остаться ни с чем, обратитесь к нашим специалистам.

    4 действия, которые нужно сделать водителю, чтобы возместить ущерб:

    • собрать документы, подтверждающие ущерб;
    • заполнить заявление в страховую компанию;
    • приложить справку о ДТП, доказательства, что автомобиль поврежден и нуждается в ремонте, иные документы;
    • подать пакет документов в страховую компанию.

    3 проблемы, с которыми сталкиваются водители:

    1. Страховщик проводит свою экспертизу, занижает размер ущерба.
    2. Виновник ДТП не хочет платить.
    3. Не получается собрать доказательства.

    Не переживайте, если не возместили ущерб, причиненный транспортным происшествием. Безвыходных ситуаций не бывает. Спорные вопросы решит суд. К судебному рассмотрению дела нужно тщательно подготовиться. Эмоции в судебном заседании только мешают.

    Придется потратиться на экспертов. Но другим способом не доказать размер ущерба. Вам нужно заключение независимых экспертов, чтобы полностью получить возмещение со страховой компании.

    Придется забыть о возмещении материального ущерба, если доказательств нет. Затраты на ремонт машины подтвердят чеки, договора, наряды, иные документы из автосервиса.

    Важно. Вы не обязаны экономить на ремонте. Для расчета берутся цены, действующие в вашем регионе.

    Возмещение ущерба причиненного в результате ДТП

    Помогут это сделать справки, заключения врачей.

    Предупредим, что судья может отказать в возмещение ущерба в заявленном размере. Суд проверит:

    • обоснованность трат;
    • достоверность результатов экспертизы (проводится судебная экспертиза);
    • не завысил ли водитель стоимость работ, учтена ли стоимость износа транспорта.

    Аварии часто несут страшные последствия. Люди гибнут, транспорту причиняются значительные повреждения. Для водителей актуален вопрос, должен ли страховщик полностью возмещать ущерб в результате ДТП?

    Такой обязанности у страховщиков нет.

    Размеры ответственности ограничены:

    • Лимит возмещения ограничен (статья 7 Закона «Об ОСАГО»). Если сломан транспорт в результате ДТП, страховая не должна платить больше четырехсот тысяч рублей. Если в аварии пострадал люди, сумма будет выше. Больше пятисот тысяч рублей страховщик платить не обязан.
    • С добровольным страхованием ситуация обстоит иначе. Стороны вправе прописать в договоре сумму по своему усмотрению. Сколько прописано в договоре, столько и должен возместить страховщик.

    Совет. Если решили проводить независимую экспертизу, не забудьте оповестить страховщика. Заказное письмо с уведомлением — надежное доказательство извещения.

    Исковое заявление отправляется по месту, где живет виновник аварии. В случаях, когда авария причинила вред здоровью, можно выбрать суд согласно пункту 5 статьи 29 Гражданско-процессуального кодекса. Иск можно направить по месту жительства истца, ответчика или по месту, где случилась авария.

    Размер пошлины зависит от суммы возмещения, которую вы хотите получить.

    Кто возместит ущерб, если водитель, повредивший ваш транспорт, не является собственником машины? Ущерб оплатит владелец транспорта.

    Если в результате аварии погибли люди, дело рассматривается по нормам Уголовного кодекса. Для получения возмещения подается гражданский иск.

    Оценив доказательства, судья самостоятельно решает, какой экспертизе отдать предпочтение (статье 67 Гражданско-процессуального кодекса).

    Практика показывает, что судебная экспертиза имеет преимущество перед заключением независимых экспертов.

    Водителю придется постараться, чтобы получить возмещение ущерба в полном объеме.

    Истина рождается после ожесточенных споров. Есть случаи, когда побеждает упорство автовладельцев. Водителям удается получить возмещение, заставить страховщика оплатить иные расходы.

    1. Взыскание материального ущерба, причиненного в результате ДТП имуществу Истца

    22 июля 20__ г. примерно в 23 часов 15 минут по адресу: г.Москва, ш.Энтузиастов д.2 произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля В., под управлением С.В.Л. и мотоцикла «Я.», под управлением В.С.С. Автомобиль В. принадлежит Лизингополучателю ООО «М.». Мотоцикл принадлежит Истцу.

    В результате дорожно-транспортного происшествия мотоциклу Истца были причинены значительные технические повреждения. Виновным в ДТП был признан водитель автомобиля В., который нарушил п.п.1.3, 1.5, 8.1, 10.1 ПДД РФ. По данным обстоятельствам 30 декабря 20__ г. СЧ СУ УВД по ЮВАО ГУ МВД России по г.Москве возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.264 УК РФ в отношении С.В.Л., которое 9 февраля 20__ г. было прекращено в связи с актом об амнистии.

    Гражданская ответственность Истца была застрахована в ОАО «Р.», на основании полиса, гражданская ответственность Ответчика, владельца автомобиля В. – в ОАО СК «А.», на основании полиса, а также расширения – полиса «А.», на общую страховую сумму в размере 3 000 000 руб. Согласно условиям страховой компании страховая сумма распределяется в пропорции: 60% – выплата по риску «ущерб здоровью», 40% – выплата по риску «ущерб имуществу», т.е. в пропорции 20__000 руб./20__ 000 руб.

    Истец обратился с заявлением о страховой выплате в ОАО СК «А.», представив все документы, предусмотренные п.п.44, 61 Правил ОСАГО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.05.20__ г.

    Страховой организацией было организовано проведение независимой автотехнической экспертизы поврежденного мотоцикла для определения размера материального ущерба, согласно которой стоимость работ, услуг, запасных частей с учетом износа и материалов, необходимых для восстановления поврежденного мотоцикла Истца составила 120 000 руб.

    В пределах установленных законом сроков сумма страхового возмещения в размере 120 000 руб. была выплачена ОАО СК «А.» Истцу.

    В связи с несогласием с размером выплаченного возмещения Истцом самостоятельно было организовано проведение независимой автотехнической экспертизы. Согласно выводам экспертного учреждения: рыночная стоимость восстановительного ремонта ТС с учетом износа заменяемых деталей – а именно общая величина ущерба причиненного ТС составляет 462 420 руб. 65 коп. При организации экспертизы Истец понес расходы в размере: 7500 руб. 00 коп. В адрес Ответчика – ОАО СК «А.» направлялась претензия с требованием выплатить разницу между установленной суммой ущерба и выплаченными денежными средствами, Ответчик частично удовлетворил данную претензию, доплатив сумму в размере 61 125 руб. 40 коп., таким образом общая сумма выплаченных денежных средств составила 181 125 руб. 40 коп.

    В соответствии со ст. 20__ ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утраты или повреждения его имущества (реальный ущерб).

    В соответствии со ст.15 ГК РФ Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

    В соответствии «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении страхового случая возместить потерпевшим причиненный вред, составляет не более 120 000 рублей при причинении вреда имуществу одного потерпевшего. В соответствии со ст. 931 ГК В случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы. В соответствии со ст. 947 ГК РФ Сумма, в пределах которой страховщик обязуется выплатить страховое возмещение по договору имущественного страхования или которую он обязуется выплатить по договору личного страхования (страховая сумма), определяется соглашением страхователя со страховщиком в соответствии с правилами, предусмотренными настоящей статьей.

    В соответствии с заключенным договором страхования автогражданской ответственности на Ответчика ОАО СК «А.» возложена обязанность возместить в полном объеме материальный вред причиненный водителем С.В.Л. мотоциклу Истца, а также понесенные в связи с этим дополнительные расходы.

    Таким образом и в связи с тем, что согласно выводам независимой экспертизы, проведенной по заказу Истца, сумма ущерба составляет 462 420 руб. 65 коп., а также имеются расходы в размере 7500 руб., общая сумма ущерба итого составляет 469 920 руб. 65 коп., с Ответчика ОАО СК «А.» – подлежат взысканию денежные средства в виде разницы между выплаченными денежными средствами и итоговой суммой ущерба:

    469 920 руб. 65 коп. – 181 125 руб. 40 коп. = 288 725 руб. 25 коп.

    Взыскание компенсации вреда здоровью, мор��льного вреда, утраченного заработка.

    Существует два основных порядка решения проблемы — досудебный и судебный. Обращение в суд по ДТП требуется лишь в том случае, если пострадавший не смог добиться компенсации до суда.

    Для этого необходимо составить досудебную претензию. В ней указывается точная сумма ущерба с приложением соответствующих копий документов. Ее можно передать виновной стороне или страховой компании под роспись. Также разрешено направить бумаги по почте заказным письмом с уведомлением, которое считается подтверждением вручения. Если в течение месяца не поступает ответ или вторая сторона не идет на контакт, можно обращаться в судебный орган. От того, насколько грамотно будет составлена жалоба в суд, зависит результат рассмотрения.

    Иск к виновнику может подать не только потерпевший, но и страховая компания. В этом случае речь идет о суброгации. Согласно ст. 965 ГК РФ, это значит, что страховщик после произведенных выплат может подать жалобу для возмещения убытков. Благодаря суброгации по ОСАГО с виновника ДТП можно избежать двойной переплаты.

    Также страховая компания может взыскать ущерб с виновника в порядке регресса, если он действовал намеренно, находился в состоянии алкогольного опьянения, не имеет прав или не вписан в полис. В исковое заявление необходимо включить основные реквизиты и особенности произошедшего. Важно писать по существу и подробно, но кратко. Это позволяет судье быстро ознакомиться с делом и вникнуть в суть проблемы.

    Исковое заявление о возмещении материального ущерба в результате ДТП должно содержать основные реквизиты и описание проблемы. Структура выглядит следующим образом:

    1. Вступительная часть. Содержит полное наименование суда, ФИО, паспортные данные и адрес проживания истца и ответчика.
    2. Основная часть. Описание ДТП, включая место, время и особенности происшествия. Подробно уточняются обстоятельства в точной последовательности. В документе дается ссылка на наличие протокола ГИБДД и экспертизы, которые дополняют законность требований собственника пострадавшего автомобиля. Если причинен вред здоровью, данные не только указываются, но и подтверждаются справками.

    Внимание! Если обойти досудебную стадию, суд может отказать в рассмотрении. Также отказ последует, если в досудебной претензии и исковом заявлении требования и обстоятельства дела расходятся.

    Иск о взыскании материального вреда, утраченного заработка по ДТП

    При обращении в суд важно определить место проживания виновной стороны. Далее пострадавший учитывает сумму ущерба. Если независимый эксперт признал его в размере до 50 тыс. рублей, обращаться нужно в мировой суд. Здесь срок рассмотрения составляет 1 месяц с момента регистрации заявления.

    Если иск составлен на сумму более 50 тыс. рублей, обращение направляется в районный суд. Период рассмотрения может доходить до 2 месяцев с момента поступления документов.

    Совет! Заявление вместе с документами подается через приемную, где обращение регистрируется. На бланке истца проставляется входящий номер и дата приема. Если лично подать документы не получается, их можно отправить почтовым отправлением.

    Ведущий дело судья принимает иск в суд о возмещении материального ущерба от ДТП и назначает первое заседание, которое проходит в форме собеседования. На нем можно заявить ходатайства и дать некоторые пояснения. Выясняется, есть ли признание ответчика. Далее в течение нескольких заседаний принимаются решения, где обе стороны имеют право высказать свою точку зрения, основываясь на документах.

    Принимается решение, которое вступает в законную силу в течение месяца. Если одна из сторон не согласна с результатами разбирательства, возможна апелляция в областной суд. Окончательная стадия — надзорная жалоба в Верховный суд РФ. После этого признаются требования полностью законными, а решение уже не подлежит обжалованию.

    В настоящей статье я хочу рассказать об одном деле по взысканию ущерба, причиненного в результате падения на автомобиль троллейбусной контактной сети, в результате чего автомобилю были причинены значительные механические повреждения. Интерес данного дела заключается в том, что ущерб был взыскан не с владельца контактной сети, а со страховой компании в рамках договора ОСАГО.

    Фабула дела была следующая: мой будущий доверитель, назовем его Николай, ехал на принадлежащем ему автомобиле Тойота. Впереди Николая двигался троллейбус. На светофоре Николай остановился, примерно в метрах пяти впереди него остановился троллейбус. Николай увидел, что у троллейбуса отсоединились штанги от контактной сети, водитель троллейбуса их поставил на место и направился обратно в троллейбус. В этот момент загорелся разрешающий сигнал светофора, троллейбус начал движение, и Николай услышал сильный хлопок, после чего на его автомобиль сверху обрушилась троллейбусная контактная сеть, в результате падения которой автомобиль был значительно поврежден.

    Непосредственного контакта между троллейбусом и автомобилем Николая не было. Прибывшие на место ДТП сотрудники ГИБДД нарушений правил дорожного движения в действиях Николая не усмотрели, в действиях водителя троллейбуса нарушения правил дорожного движения также отсутствовали.

    Виновник ДТП в данном случае определен не был, Николай обратился в страховую компанию в рамках ОСАГО, однако в выплате страхового возмещения ему было отказано. По мнению страховой компании, ущерб автомобилю Николая был причинен в результате неправильной эксплуатации троллейбусных троллей и их ненадлежащего технического состояния.

    Ущерб в результате ДТП был значительным, а, соответственно, Николай желал найти лицо ответственное за причиненный ущерб.

    Ознакомившись с материалами дела, я решил, что данной ситуации отказ страховой компании был не правомерен, и причинение ущерба автомобилю подпадало под понятие страхового случая в рамках ОСАГО. Было подготовлено исковое заявление о взыскании страхового возмещения. В качестве ответчика выступала страховая компания, в качестве третьих лиц МКП «Гортранспорт», и водитель, непосредственно управляющий троллейбусом в момент ДТП.

    Для того, чтобы доказать наличие страхового случая, и, соответственно, получить возмещение ущерба, мною было заявлено ходатайство об истребовании результатов внутреннего служебного расследования проведенного в МКП «Гортранспорт» по указанному событию.

    Согласно полученным документам следовало:

    Из Рапорта инспектора 3 смены Ивановой К.И., (данные изменены): «30.04., смена № 3 работала во 2 смену в 17.00 на кольце ул. Кирова (данные изменены) у троллейбуса № 1 при проезде кривых вышла штанга, в результате чего произошел обрыв растяжки и замыкание. Водители троллейбусов № 12 и 1242 огородили порванную растяжку, но в момент начала движения а/м Тойота и включения электроэнергии произошло повторное замыкание, что привело к обрыву третьей растяжки, в результате чего упали на асфальт и машину контактные провода».

    Из объяснительной водителя троллейбуса: «30.04., я работал на троллейбусе № 1 по 10 – му маршруту. Я двигался по кольцу «ул. Кирова» с остановки «Кирова» в сторону ост. Метро «Советская» со скоростью около 10 км/ч. На кривом держателе вышла штанга, которая оборвала растяжку. Я остановил троллейбус и вышел из кабины, увидел обвисание провода, водитель с троллейбуса № 12 и 1242 огородили оборванную растяжку знаком аварийной остановки. Я поставил штанги и пошел в кабину, чтобы убрать троллейбус в сторону, в это время дали напряжение, произошло замыкание и упали контактные провода на машину Тойота».

    Также из материалов служебного расследования следовало, что водитель троллейбуса нарушил правила проезда спецчастей контактной сети, допустил превышение скоростного режима установленного правилами эксплуатации троллейбусов.

    Исходя из имеющихся доказательств, мною была избрана позиция, согласно которой причинной произошедшего события явилось нарушение водителем правил эксплуатации троллейбуса, допущение превышения скорости проезда спецчастей контактной сети, в результате чего произошло отсоединение штанги троллейбуса от контактной сети, прорыв штангой троллейбуса растяжек контактной сети, после чего сеть потеряв устойчивость провисла под собственным весом, далее в момент включения электроэнергии сеть, будучи не закрепленной надлежащим образом, не выдержав нагрузки включенного напряжения, упала на автомобиль истца.

    В соответствии со статьей 1 ФЗ от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховым случаем признается – наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховую выплату.

    Также можете попробовать договориться с виновником ДТП, чтобы он добровольно выплатил причиненный ущерб. Для этого вам достаточно с ним просто связаться и предложить ему выплатить ущерб, либо можете направить ему претензию, к которой лучше всего приложить заключение об оценке суммы восстановительного ремонта авто, чтобы подтвердить размер ущерба. Но как показывает практика добровольно никто ущерб не возмещает.


    Поэтому ваш единственный вариант взыскания ущерба с виновника ДТП – это обращение в суд. Для этого вам потребуется составить заявление о взыскании ущерба, причиненного в результате ДТП. В иске вы указываете

    • Обстоятельства произошедшего ДТП (время, дата, место),
    • Участников дтп, автомобили (марку, госномер)
    • Размер причиненного ущерба вашему автомобилю,
    • Обоснование ущерба (заключение эксперта или оценщика),
    • Обоснование взыскания компенсации морального вреда (если был причинен вред здоровью),
    • Формулируете исковые требования о взыскании ущерба за ДТП.

    Также вам потребуется оплатить госпошлину исходя из цены иска (размер ущерба взыскиваемого), которую вы рассчитываете на сайте любого суда. Госпошлину вы сможете взыскать с ответчика, так как она относится к судебным расходам, которые вы вправе взыскать.


    После вы подаете заявление в суд и ждете назначения судебного заседания. На судебном процессе возможен следующий вариант событий, у виновника есть только один вариант не платить в размере, который вы взыскиваете, это назначение оценочной экспертизы.

    Ответчик может ходатайствовать о назначении судебной оценочной экспертизы, которая может насчитать другую сумму либо в сторону увеличения, либо уменьшения. На основании ее заключения суд и будет принимать решение. Если ответчик не будет просить назначить судебную оценку, то суд примет решение по заявленным требованиям.


    Такой же порядок взыскания осуществляется и в том случае, если виновник дтп не застраховал свою ответственность.


    К нам обратился клиент, который попал в ДТП, а страховки у виновника не оказалось. Об этом он узнал когда написал заявление в страховую. В связи с чем, клиенту потребовалось составить грамотное исковое заявление, и представлять его интересы в суде. Страховой юрист подготовил исковое заявление, к нему были приложены:

    • Справка о дтп и постановление об административном правонарушении,
    • Заключение независимой оценки о размере ущерба,
    • ПТС и СТС на авто истца.

    В суде виновник возражал против размера ущерба, и по его ходатайству была назначена судебная экспертиза об оценке, которая увеличила ущерб на 10 000 руб. В связи с чем, суд взыскал заявленный ущерб плюс 10 тыс. с виновника ДТП.

    Сумма денежной компенсации по ОСАГО, рассчитывается по Положению Банка за номером № 432-П, с учетом износа и без учета износа автомобиля. Соответственно, с увеличением возраста машины, увеличивается ее пробег. Тогда оценка производится по определенным коэффициентам, учитывая возраст автомобиля. Сумма, подлежащая возмещению поэтому будет гораздо ниже, чем необходимая. Потерпевший имеет право обратиться в КАСКО, если имеет такой страховой полис. Он получит денежное возмещение на ремонт своего авто без учета износа, при этом будет рассчитана разница между суммой возмещения КАСКО и суммой выплаты ОСАГО, а разница подлежит взысканию с установленного виновника дорожно-транспортного происшествия.

    Такие действия регламентирует статья Гражданского кодекса Российской Федерации за номером № 965. А именно, получение страховой компанией права, востребовать компенсацию с виновника аварии равную сумме, выплаченной страховой компанией ранее и необходимой для ремонта в полном объеме.

    ВАЖНО !!! Или коротко, у пострадавшего полис КАСКО, ваш автомобиль застрахован в ОСАГО, тогда придется компенсировать разницу выплат из собственного кармана. Все эти действия подпадают под статью № 15, Гражданского кодекса Российской Федерации, дающие определение убытка, а именно – возмещение нарушенных прав, потеря или порча имущества (реальный ущерб) и неполучение определенной суммы дохода, которую мог бы получить участник аварии, если бы не было этой аварии (упущенная выгода).

    Поэтому пострадавший имеет право возмещения своих убытков, нанесенных третьими лицами, то есть потерпевший должен возвратиться в реальное положение своего материального положения, до аварии. После появления решения Конституционного суда, о порядке начисления суммы ущерба, полученного в результате дорожно-транспортного происшествия, ведется такая практика – начисление суммы компенсации, не использующие коэффициенты, то есть решения выносятся без износа, ОСАГО судебные решения выносятся на основании иска, поданного пострадавшей стороной.

    В случае обращения пострадавшего, за оценкой ущерба в независимую экспертизу, виновник снова будет обязан выплатить разницу сверх лимита по ОСАГО. Судебная практика показывает, что такие исковые заявления встречаются довольно часто. Независимая экспертиза была введена для снижения различий в результатах оценки, так как введена общая схема расчета страховых выплат.

    ВНИМАНИЕ !!! Но, разница в сумме оценки бывает довольно существенной, что вызвано отличиями в характере и объеме нанесенных повреждений, без учета износа, судебная практика показывает следующий результат, виновному в аварии придется компенсировать сумму, превышающую сумму выплаты по страховке собственными силами.

    Обязательное страхование гражданской ответственности введено с целью повышения защиты пострадавших в ДТП при использовании транспортных средств и не может приводить к уменьшению денежных компенсаций.

    Договором страхования ОСАГО предусмотрена максимальная страховая выплата, для восстановления транспортного средства. Сейчас она равна 400 000 рублей, в случае только поврежденного автомобиля, и 500 000 рублей, если есть люди, получившие травмы или умершие. Если в результате аварии нанесен ущерб выше этой суммы, разницу также будет компенсировать виновник происшествия.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]