Суд решение ДТП скорая помощь

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Суд решение ДТП скорая помощь». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Асташова С.В.,

судей Гетман Е.С. и Киселёва А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арушанян A.A. к муниципальному бюджетному учреждению «Специализированная автобаза управления здравоохранения администрации муниципального образования город Краснодар» о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, по кассационной жалобе Арушанян А.А. на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 18 мая 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 6 августа 2015 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Киселёва А.П., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Арушанян А.А. обратилась с иском к муниципальному бюджетному учреждению «Специализированная автобаза управления здравоохранения администрации муниципального образования город Краснодар» о возмещении ущерба в размере 456 076 руб., сославшись на то, что 26 ноября 2014 г. по вине водителя Б. (работника ответчика) при исполнении им трудовых обязанностей произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого причинены механические повреждения принадлежащему истцу автомобилю «…». Согласно экспертному заключению, выполненному по инициативе истца, размер ущерба составил 576 076 руб. Страховой компанией Арушанян А.А. выплачено 120 000 руб. Поскольку страхового возмещения недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, истец полагает, что с ответчика подлежит взысканию разница между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 18 мая 2015 г. в иске отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 6 августа 2015 г. решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Арушанян А.А. ставится вопрос об отмене решения Первомайского районного суда г. Краснодара от 18 мая 2015 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 6 августа 2015 г., как незаконных.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Киселёва А.П. от 29 июня 2016 г. кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие нарушения были допущены судебными инстанциями при рассмотрении данного дела.

Судом установлено, что 26 ноября 2011 г. произошло дорожно-транспортное происшествие с участием принадлежащего Арушанян А.А. автомобиля «…» и автомобиля (автомобиля скорой помощи) под управлением Б. в результате которого принадлежащему истцу автомобилю «…» причинены механические повреждения.

Согласно платежному поручению страховой компанией СОАО «ВСК» в порядке прямого возмещения убытков 22 декабря 2014 г. на счет истца перечислено страховое возмещение в размере 120 000 руб. (л.д. 45).

Определением, вынесенным инспектором ИДПС ОБ ДПС ГИБДД г. Краснодара 26 ноября 2014 г., в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Б. — водителя автомобиля скорой помощи отказано со ссылкой на то, что Б. выполняя неотложное служебное задание, двигаясь с включенными световым и звуковым сигналами, действовал в состоянии крайней необходимости.

В ходе рассмотрения дела судом назначалась судебная автотехническая экспертиза для определения стоимости восстановительного ремонта автомобиля истца, проведение которой поручено ООО «Краснодарский центр правовой помощи»

Согласно заключению экспертизы от 12 мая 2015 г. стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца составляет без учета износа 468 371,75 руб., с учетом износа 444 486,91 руб., величина утраты товарной стоимости автомобиля — 54 969,48 руб.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался положениями статьи 1067 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из того, что вред Арушанян А.А. причинен Б. в состоянии крайней необходимости и, учитывая конкретные обстоятельства (управление им в момент дорожно-транспортного происшествия машиной скорой помощи), причинитель вреда подлежит освобождению от возмещения ущерба истцу.

С выводами судебных инстанций согласиться нельзя по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

«Скорая» должна платить за свои маневры на дорогах — ВС РФ


Применительно к делу о возмещении ущерба, причиненного из-за столкновения автомобиля с машиной скорой помощи, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ указала следующее.

В данном случае в отношении водителя скорой не было возбуждено административное дело, поскольку он действовал в состоянии крайней необходимости. Но это само по себе не является основанием для вывода об отсутствии вины в причинении ущерба имуществу истца.

Кроме того, в силу ГК РФ состояние крайней необходимости не является безусловным основанием, освобождающим причинителя вреда от его возмещения.

Правила дорожного движения при определенных обстоятельствах обязывают как других водителей уступить дорогу автомобилю, двигающемуся с применением спецсигналов, так и водителя этого транспортного средства убедиться в том, что ему уступают дорогу. Поэтому следовало установить, соблюдены ли водителем скорой условия, при которых он мог воспользоваться приоритетом.

К числу лиц, ответственных за причиненный вред при ДТП, законодатель относит страховщика – организацию, застраховавшую гражданско-правовую ответственность владельца автомототранспортного средства и причинителя вреда – виновника аварии.

В специально предусмотренных законом случаях ответственность может также возлагаться на собственника транспортного средства (статья 1079 ГК РФ) и работодателя (статья 1068 ГК РФ).

Статья в помощь:

Возмещение вреда, причиненного работником при ДТП

Страховые выплаты при ДТП по ОСАГО потерпевшему

Действующее в сфере ОСАГО законодательство в начале 2015 года, претерпело ряд важных дополнений.

Постановлением Правительства РФ от 21.02.2015 г. № 150 «О внесении изменений в Правила расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего» внесены некоторые изменения в существовавший ранее порядок.

Суть новаций сводится к следующему.

  1. Предельный размер ответственности страховщика в случаях причинения вреда жизни или здоровью потерпевшего с 1 апреля 2015 года составляет 500000 рублей.

  2. Устанавливается принципиально новый порядок выплат страхового возмещения в виде фиксированных платежей в зависимости от характера и степени повреждения здоровья.

    Перечень травм и причитающихся по ним денежных сумм подробно регламентирован и сведен в таблицу.

  3. Страховые выплаты будут осуществляться по факту получения травмы.

    При множественности телесных повреждений окончательный размер страхового возмещения будет определяться путем их суммирования.

  4. Для получения страховки потерпевшим не нужно ожидать окончания лечения.

    Новая схема обязывает страховщика произвести выплату по предъявлении потерпевшим медицинского заключения о характере травм и документов, подтверждающих факт ДТП.

  5. Новый порядок предусматривает дополнительные выплаты при ухудшении состояния здоровья потерпевшего, назначении дополнительного лечения или признании пострадавшего лица инвалидом.

Возмещение вреда здоровью при ДТП включает в себя:

  • заработок или иной доход, который утратил потерпевший за время его нетрудоспособности;

  • затраты на лечение, включая дополнительное питание и приобретение лекарственных препаратов, гигиенических и иных средств ухода за больным;

  • расходы на посторонний уход за больным, протезирование, лечение в санаторно-курортных учреждениях;

  • затраты на покупку специальных транспортных средств;

  • расходы по профессиональному переобучению.

Статьи в помощь:

Страховая компания не платит по ОСАГО

Как составить жалобу на страховую компанию по ОСАГО

Российское законодательство, установив в части 1 статьи 1085 ГК РФ перечень подлежащих возмещению затрат понесенных потерпевшими, предусмотрело условия, при которых понесенные расходы признаются обоснованными и необходимыми.

Первым условием является подтверждение нуждаемости в уходе и помощи.

Вторым условием является отсутствие у потерпевшего права на их бесплатное получение.

Часто решение вопроса о возмещении вреда причиненного здоровью потерпевшего в ДТП переходит в область судебного спора.

Основной причиной, из-за которой потерпевшим приходится обращаться в суд, является нежелание страховых компаний и виновников аварии добровольно исполнять свои обязанности.

Статьи в помощь:

Образец претензии к страховой компании при ДТП

Образец иска к страховой компании при ДТП

Важно знать и помнить, что в суде потерпевшему предстоит представить доказательства, подтверждающие исковые требования о компенсации дополнительных расходов, вызванных повреждением здоровья (статья 56 ГПК РФ).

В противном случае требования истца не будут удовлетворены.

Лицам, не имеющим юридического образования и опыта ведения дел данной категории, достаточно сложно выполнить предписания закона о доказывании.

Шансы на выигрыш дела в суде существенно возрастут, если вы будете придерживаться изложенных ниже правил.

Возмещение вреда здоровью при ДТП

  1. Процессуальное положение ответчика, при несогласии с исковыми требованиями, обязывает его доказать основания, имеющихся по существу иска возражений.

    При оспаривании виновности в ДТП ответчик должен ходатайствовать о назначении независимой автоэкспертизы.

    Статьи в помощь:

    Независимая экспертиза после ДТП

    Как оспорить вину в ДТП

    Отсутствие вины может подтверждаться постановлением ГИБДД о прекращении производства по делу об административном правонарушении, актами судов об отсутствии вины ответчика, свидетельскими показаниями очевидцев.

    Статьи в помощь:

    Как оспорить вину в ДТП

    Порядок обжалования постановления ГИБДД

  2. Если ответчик не согласен с требованиями истца о возмещении расходов на лечение, в виду наличия возможности у потерпевшего получить дополнительную медицинскую помощь в рамках программы ОМС, он представляет в суд соответствующие сведения.

    Информация о лечении пострадавшего может быть истребована из лечебного учреждения по адвокатскому или судебному запросу.

  3. По вопросам организации медицинской помощи по программам ОМС запрос суда направляется в Департамент специализированной медицинской помощи и стандартизации в здравоохранении.

    Ответчикам по делам рассматриваемой категории следует знать о том, что суд не будет собирать доказательства по собственной инициативе.

Уважаемые гости нашего сайта, рассмотрев основные вопросы возмещения вреда здоровью при ДТП, настоятельно советуем координировать ваши действия с профессиональными юристами, специализирующимися по делам данной категории.

  • Все о ДТП и автостраховании

Прежде чем перейти к описанию процедуры возмещения ущерба при ДТМ с виновника, необходимо разобраться, что понимается под термином «ущерб». Несмотря на часто практическое применение, далеко не все заинтересованные стороны понимают, что он означает. Ущерб при ДТП формируется из трех основных составляющих, каждая из которых требует отдельного рассмотрения.

Представляет собой повреждение или лишение имущества, а также других благ, выраженное в денежном исчислении. Речь идет не только о транспортном средстве, но и перевозимых грузах или другой собственности, которая находилась в автомобиле в момент аварии.

Главное, что нужно помнить – материальный ущерб относится к страховым, поэтому возмещается в рамках обязательного и добровольного страхования. Материальный ущерб делится на три вида:

  • непосредственный вред имуществу потерпевшей стороны;
  • затраты, которые предстоят и связаны с восстановлением или ремонтом имущества;
  • упущенная прибыль, которая могла быть получена при дальнейшей эксплуатации вышедшего из строя имущества.

Возмещение материального ущерба в рамках обязательного страхования по ОСАГО предусматривает получение до 400 тыс. руб. Выплата осуществляется страховой компанией, которая выдала полис владельцу автомобиля, ставшего причиной ДТП.

Сумма выплаты со стороны страховой компании может быть увеличена при оформлении полиса КАСКО. Если ущерб превышает покрытие по страховке пострадавшей стороне придется обращаться в суд.

Название этой разновидности ущерба при ДТП не требует дополнительных комментариев и пояснений. В рамках страхового покрытия по ОСАГО возможна выплата до полумиллиона рублей. Конкретная сумма определяется в зависимости от тяжести нанесенного вреда по правилам, принятым конкретной страховой компанией.

Если речь идет о тяжком увечье, допускается возмещение ущерба в более серьезном размере. Но для этого потребуется обращение в суд и соответствующий вердикт судьи. Судебное решение потребуется и в том случае, если у виновной стороны отсутствует страховка.

Под моральным вредом обычно понимается ущерб, полученный в результате нравственных переживаний, связанных с ДТП. Примерами подобных ситуаций выступают: потеря в аварии родственника, физическая боль от полученных повреждений, временная нетрудоспособность и т.д.

Вопрос о возмещении потерпевшей виде морального вреда, полученного в результате ДТП, считается самым сложным. В подавляющем большинстве случаев его решением занимается суд, так как страховые компании предпочитают не брать на себя ответственность и не включают этот вид риска не только в ОСАГО, но и в КАСКО. Вероятность, что заинтересованные стороны договорятся в рамках досудебной процедуры, также не велика.

Большая часть ДТП по своим финансовым последствиям вписывается в рамки ОСАГО, оформленного подавляющим большинством участников дорожного движения. Поэтому проблем с получением компенсации обычно не возникает, так как она исправно выплачивается страховой компанией.

Необходимость возмещения ущерба от ДТП с виновной стороны возникает в следующих ситуациях:

  • величина ущерба превышает максимальную выплату страховой компании;
  • виновная сторона не оформила страховку или полис не является действительным;
  • обстоятельства ДТП не входят в число страховых случаев, предусмотренных полисом ОСАГО или КАСКО. Например, ущерб нанесен не в процессе движения, а во время размещения автомобиля на стоянке;
  • потерпевшая сторона желает взыскать компенсацию за полученный моральный вред.

Базовый принцип расчета размера компенсации, заложенный в законодательстве, предусматривает выплату суммы, достаточной для восстановления исходных характеристик транспортного средства. Обязательным условием выступает учет степени износа автомобиля до момента попадания в ДТП.

Стандартные правила расчета компенсации предусматривают включение в итоговую сумму следующих расходов:

  • ремонт и восстановление транспортного средства;
  • транспортировка машины с места аварии в автосервис;
  • уменьшение товарной стоимости авто (рассчитывается для автомобилей со сроком эксплуатации до 5 лет или уровнем износа в пределах 35%);
  • все виды морального вреда, причиненного потерпевшей стороне;
  • потерянный заработок, затраты на лечение и другие подобные расходы, непосредственно связанные с ДТП;
  • сопутствующие обращению в суд затраты – услуги независимого оценщика и/или юриста, почтовые расходы и т.д.

После определения размера возмещения, который необходимо получить с виновной стороны, следует переходить к следующему этапу процедуры взыскания. Она предусматривает два варианта получения компенсации – добровольный (досудебный) и принудительный (с помощью суда).

Такой вариант решения проблемы на практике встречается нечасто. Тем более – если речь идет о серьезной сумме, необходимой, например, для ремонта дорогостоящей иномарки. Действующее законодательство предусматривает достаточно четкую процедуру досудебного урегулирования проблемы возмещения ущерба. Она предусматривает следующие действия потерпевшей стороны:

  • получение справки из ГИБДД, подтверждающей факт ДТП и виновника аварии;
  • обращение в страховую компанию для подтверждения отказа выплачивать требуемую сумму;
  • проведение оценки размера ущерба, которой занимается независимый эксперт;
  • направление виновной стороне претензии.

Последний документ заслуживает особенно пристального внимания. Он составляется в произвольной форме и включает следующую информацию:

  • сведения о виновной стороне как адресате документа;
  • обстоятельства ДТП;
  • описание сути проблемы, которая заключается в недостаточности компенсации, полученной в рамках страховки;
  • претензия в адрес виновной стороны, включая сумму ущерба;
  • подпись заявителя.

В претензии обязательно указывается не только сумма, которую требуется возместить, но и срок, когда это необходимо сделать. Отсутствие реакции со стороны виновника ДТП означает необходимость переходить на следующую стадию разрешения конфликта – подаче искового заявления в суд.

К претензии прилагается комплект сопутствующих документов, в состав которого входят:

  • акт о наступлении страхового случая;
  • справка из ГИБДД об обстоятельствах ДТП;
  • другие документы, подтверждающие позицию заявителя, например, чеки на ремонт, экспертное заключения независимого оценщика и т.д.

Претензия направляется адресату заказным письмом. Если реакция со стороны виновника отсутствует, целесообразно приступать к процедуре возмещения ущерба при ДТП через суд.

В результате ДТП вред может быть причинен жизни, здоровью или имуществу потерпевшего пешехода. Чтобы подтвердить размер понесенного ущерба, пострадавший должен будет собрать немало документов. В любом случае ему потребуется справка о ДТП, которая оформляется сотрудниками ГИБДД. Перечень других необходимых документов зависит от того, какой именно вред причинен потерпевшему – имущественный, моральный или вред здоровью.

Имущественный вред доказать проще всего, поскольку любое имущество имеет стоимость и может быть оценено. Следует учесть, что ущерб, нанесенный имуществу, может заключаться как в полном его уничтожении, так и в частичном повреждении. От этого зависит сумма возмещения вреда. В случае повреждения имущества потерпевший может требовать лишь оплаты расходов на ремонт и при необходимости дополнительных расходов на перевозку, хранение и другое. Если же имущество уничтожено, пострадавший имеет право на возмещение его стоимости на день ДТП.

Для подтверждения факта причинения имущественного вреда и его размера потребуются следующие документы:

  • о праве собственности на имущество;
  • о размере причиненного вреда (заключение эксперта, стоимость услуг которого также может быть возмещена, если потерпевший представит квитанцию об оплате);
  • об оплате услуг по перевозке, хранению поврежденного имущества;
  • о расходах на ремонт имущества, на приобретение запасных частей и других материалов.

Юридическая практика по уголовным делам по ДТП

Если вред причинен здоровью человека, то потерпевший вправе претендовать на следующие виды компенсаций:

  • возмещение утраченного заработка (дохода). Учитываются все виды доходов потерпевшего: оплата за работу по трудовым или гражданско-правовым договорам, доход от предпринимательской деятельности и прочее;
  • возмещение расходов на лечение и других дополнительных расходов. К последним относятся затраты на специальное питание, лекарства, уход, санаторное лечение и так далее. Компенсируются только реально понесенные пострадавшим расходы – если лекарства или поездка в санаторий предоставлены ему бесплатно, их стоимость ему не выплатят.

Пострадавший должен представить документы, подтверждающие:

  • размер утраченного заработка, в частности среднего месячного заработка (дохода), стипендии, пенсии, пособий; справки, полученные на работе или в соответствующей организации;
  • степень утраты профессиональной или общей трудоспособности (заключения медучреждения и медицинской экспертизы);
  • расходы на лечение и дополнительные расходы (выписка из истории болезни, документы об оплате медицинских услуг, лекарств, питания).

Если пострадавший в ДТП пешеход умирает, размер вреда установить сложнее всего. Гражданским кодексом РФ установлено, какие лица вправе требовать выплаты компенсаций по потере кормильца. Как правило, это лица, для которых денежная помощь погибшего являлась источником существования (например, несовершеннолетние дети, родственники-инвалиды и иные лица, перечисленные в ст. 1088 ГК РФ).

Перечень документов, которые нужно собрать человеку, потерявшему кормильца, зависит от того, к какой категории он относится. Но в любом случае лица, имеющие право на получение соответствующей компенсации, должны документально подтвердить, что находились на иждивении погибшего. Для этого они могут представить справку из образовательного учреждения, справку о состоянии здоровья, свидетельство о рождении ребенка и т.д. Также должны быть возмещены расходы на погребение погибшего. Соответствующие суммы выплачиваются тем, кто понес такие расходы (это могут быть любые лица).

Моральный вред – это физические и нравственные страдания потерпевшего, причиной которых стало ДТП. Предполагается, что если был причинен вред жизни или здоровью, то такие страдания неминуемы. Другими словами, достаточно доказать причинение вреда здоровью – тогда факт причинения морального вреда доказывать не придется. Размер компенсации морального вреда зависит от того, насколько серьезный вред причинен здоровью, и какие последствия это повлекло для пострадавшего.

Для получения компенсации морального вреда в случаях, когда ДТП обошлось без травм и смерти пострадавшего, нужно исходить из следующего:

  1. Определить виновника ДТП, зафиксировав это в протоколе осмотра места происшествия и при проведении дознания в органах ГИБДД;
  2. Направить документы на автотехническую экспертизу для оценки повреждений автомобиля и стоимости его ремонта;
  3. Обратиться за медицинской помощью (если это необходимо) с целью получения конкретных данных о том, что действия виновного в ДТП отразились на состоянии здоровья потерпевшего и зафиксировать эти изменения в амбулаторной карте;
  4. При составлении протокола осмотра места происшествия обратить внимание сотрудников ГИБДД и свидетелей на ваше состояние;
  5. При проведении лечебных мероприятий сохранить все документы по обследованию, чеки, копии рецептов;
  6. Пострадавшему при ДТП следует иметь в виду, что размеры компенсации морального вреда находятся в прямой зависимости от размеров имущественного ущерба, а ответственность за причиненный моральный вред может возлагаться как вместе с имущественной ответственностью, так и самостоятельно.

Вы можете подать в суд два разных иска (один – о возмещении имущественного вреда, причиненного в результате ДТП; другой – о возмещении морального вреда, причиненного в результате ДТП), либо один иск о возмещении имущественного и морального вреда, причиненного в результате ДТП. Конечно, как и в любом другом случае, пострадавшему и виновному лучше всего постараться не доводить дело до суда и договориться на основе общей заинтересованности в быстрейшем разрешении конфликта, но такое, увы, не всегда получается. Размер требований можно обосновать, представив показания свидетелей, медицинскую карту, заключения врачей, анамнезы.

Последовательность действий потерпевшего пешехода, который добивается возмещения вреда, во многом зависит от того, застрахована ли ответственность владельца автомобиля. Если ответственность застрахована по договору ОСАГО, потерпевший может обратиться как в страховую компанию, так и непосредственно к лицу, ответственному за вред. На основании договора об ОСАГО страховая компания должна произвести пострадавшим в результате ДТП страховые выплаты.

По Закону об ОСАГО, каждый участник ДТП обязан сообщить другим участникам сведения о своем договоре страхования (страховая компания, номер договора). Эти сведения потребуются потерпевшему при обращении в страховую компанию.

  1. если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы, — освобождается от ответственности полностью.
    При этом непреодолимой силой являются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства (наводнение, стихийные бедствия, военные действия и пр.). К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств;
  2. если докажет, что вред возник вследствие умысла потерпевшего, — освобождается от ответственности полностью.
    В гражданском законодательстве понятие умысла не раскрыто так полно, как в уголовном, так, в соответствии со ст. 25 УК РФ под умыслом понимается противоправное поведение лица, при котором оно осознает общественную опасность своих действий (бездействия), предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления, либо не желает, но сознательно допускает эти последствия, либо относится к ним безразлично;
  3. если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен (п. 2 ст. 1083 ГК РФ).
    Неосторожностью является такое противоправное поведение лица, которое совершается им по неосторожности (когда лицо предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение этих последствий), — грубая неосторожность, либо по легкомыслию или небрежности (когда лицо не предвидит возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно и может предвидеть эти последствия) — простая неосторожность (ст. 26 УК РФ).
    При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законом не предусмотрено иное (п. 2 ст. 1083 ГК РФ).

При причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Таким образом, необходимо наличие следующих условий: вина пешехода, противоправность его поведения, наступление вреда, а также существование между ними причинной связи. Следовательно, если будут установлены все эти условия возникновения дорожно-транспортного происшествия, то согласно пункту 1 статьи 1064 ГК РФ причиненный владельцу транспортного средства вред в виде механических повреждений автомобиля подлежит возмещению в полном объеме.

Возмещение ущерба после ДТП виновником: порядок, сроки, образец иска

Нередко бывает так, что участники не могут прийти к решению возникшей проблемы сами и возникают споры. В этом случае нужно зафиксировать все детали с помощью камеры на телефоне и направиться в самый ближний пункт госавтоинспекции для оформления документации.

До того, как покинуть место происшествия, виновная сторона обязана договориться с пострадавшей. Часто, в случае столкновения с припаркованным автомобилем, такая возможность отсутствует. Если вы попали в такую ситуацию, нужно позвонить в госавтоинспекцию, каким бы повреждение или нанесенный ущерб ни были.

При наличии любого рода телесных повреждений у одного из участников происшествия, оформлением должны заниматься сотрудники ГИБДД. Пострадавшие должны сразу же получить квалифицированную помощь. Пока не приехала карета скорой помощи, должен быть проведен комплекс мероприятия для помощи пострадавшему.

Только после вызова врачей, необходимо связаться с госавтоинспекцией, чтобы оформить протокол. За время ожидания сотрудников нужно просигнализировать о происшествии с помощью аварийки и красного треугольника.

Сразу же, как только вы попали в аварию, установите свидетелей ДТП. Это необходимо для установки истинной картины произошедшего в судебном разбирательстве. Позже это будет сопряжено с массой трудностей, поэтому лучше сразу обратить к участникам дорожного движения за контактной информацией.

Наказание и его степени для виновной стороны напрямую зависит от того, какой вред причинен другим людям во время происшествия.

В случае незначительных повреждений можно будет обойтись крупным штрафом, но в случае значительного ущерба наказанием могут послужить, как лишение на два года, так и тюремное заключение в зависимости от тяжести причиненного вреда.

Если авария привела к гибели людей, виновная сторона должна быть готова к серьезным последствиям. Такие случаи предусматривают уголовную ответственность за совершенное деяние вплоть до десятилетнего срока, если речь идет о гибели одного человека, и куда более длительного заключения – если погибло два и больше.

В первую очередь в случае серьезного дорожно-транспортного происшествия необходимо вызвать скорую помощь и позвонить в госавтоинспекцию.

Мобильный Городской телефон
Единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС)
112 8(3412)51-23-52
Пожарная служба
101 101
Полиция
102 102; 8(3412)416-001
Скорая медицинская помощь
103 103; 8(3412)72-29-09; 8(3412)25-39-18
ГИБДД МВД УР
8(3412)41-57-00; 8(3412)41-57-01
ГИБДД ОВД Индустриального района
8(3412)42-23-33; 8(3412)42-01-33
ГИБДД ОВД Первомайского района
8(3412)78-38-77
ГИБДД ОВД Октябрьского района
8(3412)59-87-79; 8(3412)59-61-81
ГИБДД ОВД Устиновского района
8(3412)46-32-64; 8(3412)46-05-31
ГИБДД ОВД Ленинского района
8(3412)71-22-65; 8(3412)71-35-26
Полк ДПС ГИБДД
102 8(3412)44-57-02

Все остальные действия, связанные с предупреждением других участников движения об опасности и поиском свидетелей, должны осуществляться после. Если автомобиль загорелся, нужно сразу же применить огнетушитель, чтобы ликвидировать очаг возгорания.

В случае тяжелого состояния пострадавшего лучше не прибегать к доврачебной помощи, потому что можно навредить человеку. Необходимо как можно быстрее вызвать квалифицированных специалистов, которые смогут достать человека из автомобиля и вытащить обломки. Самостоятельно такие действия производить не следует.

Возмещение вреда пешеходу пострадавшему в ДТП

Необходимо отказаться от попыток покинуть место происшествия и перекладывания вины на другое лицо в случае, если вы и есть виновник случившегося. Любой человек, когда садится за руль, автоматически берет ответственность за собственное транспортное средство и обязан в любом случае принять на себя и последствия.

Также не нужно давать следствию ложные показания о причинах дорожно-транспортного происшествия. Если следствием будет обнаружена попытка подкупить свидетеля, чтобы тот дал ложные показания в суде, то как сама виновная сторона, так и свидетель будут вынуждены понести уголовную ответственность.

Может произойти и ситуация, когда лимит полиса будет превышен. В таком случае возмещение ущерба по ремонту ложится на плечи виновной стороны, которая выплачивает разницу между собственно причиненным ущербом и выплатой страховщиком. Как само собой разумеющееся, расходы должны быть подтверждены независимой экспертизой.

Задать вопрос автоюристу

В случае нанесение телесных повреждений, нередко страховая компания не покрывает все расходы, поэтому виновник дополнительно оплачивает счета и самолечение, а также проезд до больницы. Моральный ущерб тоже компенсируется только водителем, который повлиял на трагическое последствие. Данное взыскание присуждается в ходе судебного разбирательства.

Прибыть на место ДТП вместе с сотрудниками ДПС для защитника — большая удача. В этом случае первое, что надо сделать защитнику по прибытии, — видео- и фотофиксация места происшествия и желательно всех действий сотрудников ДПС. По возможности этот процесс следует поручить стажеру адвоката, его помощнику или любому другому доверенному лицу со стороны доверителя (другу, отцу, брату, свату).

Нужно дать поручение снимать все происходящее на свои телефоны или другие носители. Но основные моменты адвокат должен зафиксировать сам, чтобы потом не пришлось винить добровольных помощников, у которых ничего не вышло.

Пока помощник снимает действия полицейских, адвокат должен сосредоточиться на самостоятельном осмотре места происшествия, составляя свою собственную схему ДТП, иногда параллельно с должностными лицами ГИБДД. Если сотрудники полиции идут на сотрудничество, можно производить замеры и составлять схему вместе с ними, если не идут — делать это независимо от них. По итогам работы необходимо записать все расхождения в схемах ДТП в замечаниях к протоколу осмотра.

Вопрос о подписании схемы ДТП, если доверитель и адвокат с ней не согласны или считают умышленно ошибочной, — дискуссионный.

Основываясь на собственной практике, авторы рекомендуют подписывать протокол и схемы, указывая рядом с подписью о своем несогласии со схемой полиции и свои замечания к протоколу. Иначе сотрудники ДПС, если есть подозрения в их добросовестности, смогут позже подменить схему на еще более удобную обвинению для дискредитации подзащитного.

Если в ДТП есть раненые, то важно потребовать в медицинском учреждении, куда доставлены потерпевшие, их медицинского освидетельствования на алкогольное и наркотическое опьянение. Освидетельствование нужно требовать у должностных лиц ДПС, а если это затруднительно, то самостоятельно требовать у дежурного или главного врача.

Если уже на месте ДТП возникли серьезные основания предполагать, что освидетельствование даст положительный результат на алкоголь или наркотики, то для обеспечения освидетельствования нужно немедленно послать кого-либо вслед за машиной «Скорой помощи».

Простой рукописный адвокатский запрос с таким требованием на бланке адвокатского образования с адвокатской печатью, как правило, исполняется медицинскими работниками даже тогда, когда врачи приемного отделения официально отказываются его принять. Лучше просто оставить запрос на столе и уйти.

Нужно учесть, что адвокату могут не выдать результат, ссылаясь на врачебную тайну, но исследования крови и мочи на наличие алкоголя или наркотиков проводятся, и данные об опьянении записываются в историю болезни.

В адвокатском запросе можно сослаться на приказы Минздрава России от 12.03.2003 № 3991,от 11.03.2013 № 121н2 и письмо Минздрава России от 23.07.2013 № 12–3/10/2–53383, а такжеВременную инструкцию о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения (утв. заместителем Министра здравоохранения СССР 01.09.1988 № 06–14/33–14 4), которая признана не действующей только в отношении самих водителей, а для потерпевших она действует (решение ВС РФ от 14.03.2012 № АКПИ12-1285). Как правило, ссылки на эти документы Минздрава России и решение Верховного Суда РФ эффективно действуют в любых медицинских учреждениях.

Как было отмечено выше, обычно к адвокату дело о ДТП попадает вовсе не в первый день. Через неделю, через месяц и позднее.

Хотя потенциальный обвиняемый зачастую очевиден с момента ДТП, следователю по ряду причин удобно держать единственного подозреваемого как можно дольше в статусе свидетеля.

Во-первых, свидетеля можно не знакомить с постановлениями о назначении экспертизы и с ее результатами, а соответственно, никто не задаст неудобных вопросов. Во-вторых, не каждый свидетель знает, что он может явиться на допрос с адвокатом. В-третьих, водитель-«свидетель», пребывая в расслабленном состоянии, как правило, не озабочен сбором оправдывающих его доказательств, и со временем они либо утрачиваются, либо у защиты уже не остается времени на их выявление и получение. Защитник подозреваемого может ходатайствовать о следственном эксперименте, что сомнительно для свидетеля и явившегося с ним адвоката.

Только когда следователем без участия защиты выполнены все экспертизы и водителю предъявляется обвинение, обвиняемый по-настоящему начинает беспокоиться. Но в данной ситуации ходатайства о назначении повторных экспертиз обычно бесполезны. Следствие закончено, и дело направляется в суд. К сожалению, некоторые коллеги даже ставят себе в заслугу долгий период свидетельского статуса подзащитного водителя, дескать, вот мы какие молодцы — полгода не давали следователю «привлечь».

Поэтому, по нашему мнению, при первой же беседе с потенциальным обвиняемым, важно убедить его, что для его же пользы надо потребовать у следователя особым ходатайством перевести его из статуса свидетеля в статус подозреваемого. Это позволит расширить процессуальные права адвоката, поскольку права у защитника принципиально шире, чем у адвоката, который пришел на допрос со свидетелем. Бесспорно, для доверителя это психологически трудный выбор. Ему не верится, что если экспертизы покажут его непричастность, то ему не будет предъявлено обвинение, в каком бы статусе он к этому моменту не состоял. Кроме того, свидетель не ограничен в передвижении, а подозреваемый, тем более обвиняемый, скорее всего, окажется под подпиской о невыезде.

В вышеназванном ходатайстве следует указать, что хотя уголовное дело возбуждено «по факту», у следствия кроме подзащитного — водителя нет другого потенциального обвиняемого и предмет всех назначенных экспертиз — именно действия водителя, и именно его изобличают. Это и образует состав «подозрения» в смысле п. 55 ч. 1 ст. 5 УПК РФ и положения ст. 46 УПК РФ никак не препятствуют удовлетворению заявленного ходатайства.

Что делать, если я попал в ДТП и являюсь виновником аварии

При уяснении дорожно-транспортной ситуации адвокату важно понять водительскую квалификацию доверителя, его знания и понимание ПДД, способность адекватно оценить ситуацию. Не стоит чрезмерно доверятся описанию происшествия со слов его участника. Зачастую доверитель не сразу понимает, в чем его вина (если она имеет место). Большинство, например, не знает, что при опасной ситуации единственные гарантированно правомерные действия водителя — тормозить до полной остановки, а любой маневр водитель совершает на свой риск. Удалось — молодец, не удалось — виновен. При этом важно отметить: водитель не обязан предполагать, что другой участник движения не станет исполнять ПДД.

Приведем один показательный пример (из личной практики) беседы с подзащитным-водителем, травмировавшим пешехода на тротуаре.

-…Я что же, по-вашему, сам должен был погибнуть? Джип же мне в лоб ехал.

— Вы имели право совершить маневр, только убедившись в его безопасности.

— А сам, значит, погибай?

— А вы полагаете, что, спасая себя, можно законно убить другого?

— Я же его не убил.

— Так вы и отвечаете за травму.

— Нет. Я не виноват! Он же мне в лоб ехал… Вы, значит, меня защищать не будете?

И в этом вторая проблема защиты по ДТП — борьба с бескомпромиссной оправдательной позицией доверителя, который полагает, что защита по любому уголовному делу всегда состоит исключительно в том, чтобы добиться чистого оправдания. С такой позицией подзащитного адвокат вряд ли сможет успешно работать с потерпевшими.

Если удалось убедить подзащитного в целесообразной для данного случая тактике ведения его защиты и соглашение заключено, то и через полгода после ДТП совершенно необходимо выехать на место происшествия и попытаться его смоделировать на местности со слов подзащитного, свидетелей и по протоколу осмотра. При возможности следует провести аналог следственного эксперимента, учитывая, что без перекрытия дороги это может быть опасно. Подвергать какой-либо опасности при таком эксперименте себя, доверителя и других лиц недопустимо. Желательно экспериментировать в то же время суток и в тот же день недели, что и исследуемое ДТП.

При выезде адвоката на место ДТП производится фиксация (видео- и фото) дорожной разметки, знаков и всех мест вблизи аварии, где могли бы располагаться знаки. На момент выезда официальная дислокация знаков еще не известна и надо фиксировать подозрительные места «с запасом». Фиксируется работа светофоров. Фиксируется состояние проезжей части. Полезна фиксация освещенности рекламных щитов и мигающих реклам. Например, небольшая зеленая реклама аптеки на одном из московских перекрестков при обзоре из подъезжающего автомобиля точно накладывается на светофор. Недостаточно внимательный водитель ночью вполне может спутать.

Иногда, постояв час на перекрестке, можно увидеть картину, похожую на обстановку, предшествующую исследуемому ДТП. Такое «кино» с видеорегистратора очень оживит будущий судебный процесс.

После вышеописанной столь важной, но еще только подготовительной работы, необходимо подумать, какие специалисты нужны для осмысления дорожно-транспортной ситуации.

Взаимодействие с медицинскими работниками. При плохом здоровье водителя — это врачи. Они нужны как для того, чтобы более аргументированно требовать в суде снижения наказания, так и для выявления заболеваний, которые могли привести к потере обвиняемым сознания в момент ДТП. Причем известно, что есть заболевания, например, щитовидной железы, и даже психиатрического профиля, при которых человек мгновенно теряет сознание, но сам не помнит об этом. Теоретически выявление таких заболеваний должно было бы приводить к оправданию, так как потерю сознания невозможно исключить. Но на практике речь обычно идет о существенно более мягком наказании.

Важно оценить с помощью врача-эксперта итоги освидетельствования водителя и потерпевших на предмет опьянения, если они были положительными. В практике авторов в Московской области имел место следующий пример. Из-за ошибочной конструкции ограждения проезжей части при столкновении с автомобилем металлический элемент, оторвавшийся от ограждения, стал непосредственной причиной гибели пассажира подзащитного. Ошибочность конструкции была подтверждена заключением специалиста-конструктора. Водитель-женщина на морозе без верхней одежды, которой укрыла умершую подругу, около двух часов металась над ее трупом до приезда ДПС. И кто-то из остановившегося транспорта угостил ее чаем с коньяком. Доказать, что она была трезва в момент ДТП, казалось невозможным, а сама правдивая версия доверительницы выглядела неуклюжей попыткой выкрутиться. Первоначально защитник очень не советовал на ней настаивать.

Однако адвокат обратил внимание на странность в анализах выдыхаемого подзащитной воздуха на пары алкоголя. Второй замер, произведенный через 20 минут после первого, был существенно хуже первого, хотя всегда должно быть наоборот или они должны быть равны.

Адвокатом было сделано предположение о том, что процесс всасывания алкоголя еще не закончился к моменту доставления на экспертизу и продолжался в момент экспертизы. Специалист — врач-нарколог подтвердил соображения адвоката в ответе на его запрос и рассчитал дозу и время приема алкоголя. Расчетное время приема позволяло исключить прием алкоголя до ДТП. Для объективности следует сказать, что суд якобы не прислушался к мнению врача, как и к мнению инженера, и не указал на них в приговоре, но, тем не менее, приговорил подзащитную к условному лишению свободы. Поэтому приговор не обжаловался. Полагаю, что на мягкость наказания как раз и повлияли заключения специалистов — нарколога и инженера.

Взаимодействие со специалистами-психологами. Важно с помощью специалиста установить психо-физиологическую причину ДТП. Эта причина важна и также требует доказательства. Одно дело, когда водитель заснул и выехал на полосу встречного движения, другое — лихач.

В недавнем Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (2015), утвержденном Президиумом ВС РФ 26.06.2015 (далее — Обзор), разъяснено, что моральный вред, причиненный преступными действиями нескольких лиц, подлежит возмещению в долевом порядке с учетом степени вины каждого.

Президиум включил в Обзор определение Судебной коллегии ВС РФ по делу № 50-УД14-9с6. Как следует из материалов данного дела, П. при управлении автомобилем, выполняя обгон попутного автобуса в нарушение правил дорожного движения, выехал на полосу встречного движения и стал следовать по ней в условиях ограниченной видимости, в связи с чем не сумел своевременно обнаружить автомобиль Тоуоtа-Согоllа под управлением водителя М., двигавшийся во встречном направлении по полосе своего движения со значительным превышением разрешенного в населенных пунктах скоростного режима, и допустил с ним столкновение. В результате ДТП водитель автомашины Тоуоtа-Согоllа М. получил тяжкий вред здоровью, а пассажир этой же автомашины скончался.

Суды признали виновными обоих водителей и осудили их по ч. 3 ст. 264 УК РФ. Было также постановлено взыскать с осужденных солидарно в счет возмещения материального ущерба 120 053 руб. и в счет компенсации морального вреда 600 тыс. руб. Суд апелляционной инстанции увеличил сумму компенсации до 1 млн руб. Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ изменила приговор в части, касающейся компенсации морального вреда. Верховный Суд отметил, что по смыслу закона (ст. 151 и п. 2 ст. 1101 ГК РФ), в случае причинения морального вреда преступными действиями нескольких лиц он подлежит возмещению в долевом порядке с учетом степени вины каждого. Поскольку по делу было установлено, что нарушения правил дорожного движения были допущены обоими осужденными и в отношении каждого из них судом установлено наличие смягчающих обстоятельств и отсутствие отягчающих, назначено одинаковое наказание, степень вины каждого из осужденных является равной. В связи с чем они должны возместить причиненный преступлением моральный вред в равных долях. Было постановлено взыскать в счет компенсации морального вреда в долевом порядке с осужденных в пользу потерпевшего по 500 тыс. руб. с каждого.

Поэтому заключение специалиста-психолога о том, что по характеристике личности обвиняемый не склонен к риску, лихачеству, и причина ДТП в недостатке внимания, связанного, например, с заболеванием гипертонией, — важное доказательство.

В ПДД нет указаний на то, что водитель обязан ожидать нарушения правил другими участниками движения, в том числе пешеходами. Именно поэтому в Правилах не записано, что «водитель обязан обнаружить опасность». Правила говорят только об опасностях, «которые водитель в состоянии обнаружить» (п. 10.1). Эта формулировка ПДД указывает правоприменителю на тот факт, что данная оценка («был в состоянии» — «не был в состоянии») всегда весьма субъективная категория. Она прямо привязана к личности водителя. Таким образом, нельзя стричь всех «под одну гребенку». Один водитель в состоянии обнаружить, а другой — не в состоянии. Поэтому исследование личности водителя зачастую необходимо. Кроме того, специалист-психолог, исследуя обстановку на месте ДТП, может вообще исключить возможность обнаружения опасности любым водителем.

Так и было по уголовному делу, которое рассматривалось в Головинском суде Москвы. Привлеченный защитой профессор В. Барабанщиков из Института психологии РАН показал суду, что человеческий глаз и мозг не способны зафиксировать человека в серой одежде в конкретном месте проезжей части за ярким мигающим рекламным щитом. Эти выводы специалиста вместе с другими оправдывающим доказательствами привели к оправданию нашего подзащитного.

Другие необходимые действия защиты. Понятно, что защитник обязан ходатайствовать о назначении экспертиз по всем своим заключениям специалистов, но практика показывает, что такие ходатайства удовлетворяются нечасто. Есть смысл обжаловать отказы.

Нужно попытаться собрать сведения о здоровье других участников движения и потерпевших. Однако прямой запрос адвоката в медучреждение не будет исполнен из-за врачебной тайны, а следователь в таком ходатайстве, скорее всего, откажет. Поэтому по делу о ДТП может потребоваться частный детектив. У них свои методы и адвокат не обязан проверять законность их деятельности.

Авторам не раз приходилось привлекать частного детектива.

Например, по делу о пожаре на очень дорогом автомобиле детектив принес важные показания сотрудников автосервиса, в котором ремонтировался автомобиль. Чаще детектив разыскивает очевидцев происшедшего, поскольку свидетельства участников ДТП обычно противоречивы.

Детектив соберет сведения о возможном асоциальном поведении потерпевших. Среди них могут быть лица, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками. Даже если потерпевший не был освидетельствован на алкоголь, такие сведения о его личности могут повлиять на наказание подзащитного в рамках судейского усмотрения.

Прежде чем выработать тактику: что делать, когда страховая подала в суд, давайте подробно разберем основные различия между типами заявленных исков.

Понятие суброгации прописано в статье 965 Гражданского кодекса, согласно которой страховая компания имеет право требовать от виновников дорожно-транспортных происшествий компенсацию средств, выплаченных клиентам согласно договорам КАСКО или ОСАГО. Важно помнить, что по суброгационному иску размер взыскиваемого ущерба не может превышать суммы, которая была выплачена клиенту по страховому договору. Фактически суброгация – это переход права требовать компенсацию за причиненный материальный ущерб от страховой компании к виновнику ДТП. Поскольку размер заявленной в иске компенсации не может превышать фактических выплат страховой компании, на практике встречаются случаи, когда виновнику предъявляются сразу 2 иска. Один со стороны страховой, которая таким образом покрывает свои финансовые потери, а второй – со стороны пострадавшего, которому не хватило полученной компенсации для ремонта транспортного средства. По закону он может взыскать недостающую сумму с виновника.

У суброгации есть одно ключевое отличие от регресса, которое связано с трактовкой исковой давности. Срок исковой давности по суброгации начинает отсчитываться с момента дорожно-транспортного происшествия. Что же касается регрессного иска, то срок исковой давности по нему начинает отсчитываться с момента совершения выплат со стороны страховой компании.

Определение регресса вытекает из текста Федерального закона РФ № 40 в редакции 2002 года. Именно в этом нормативном акте установлена возможность регресса при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Регрессный иск оставляет за страховой компанией право заявить компенсацию материального ущерба в адрес виновника ДТП. Основа регресса – это замена ответственной стороны, которая и должна выплачивать компенсацию за причиненный вред. Это очень важный момент, в котором и заключается сущность подаваемых исковых заявлений. Право на регресс страховая компания получает лишь после того, если она компенсировала причиненный виновником ДТП вред в полном размере. Например, клиент застраховал автомобиль на 100 000 рублей, столько же и получил согласно полису КАСКО, но реальный размер ущерба согласно данным технической экспертизы составляет 250 тысяч. В таком случае регрессный иск со стороны страховой компании к виновнику невозможен.

Существует еще нескольких обязательных требований, значительно ограничивающих возможности и права СК в области регресса:

  • Виновник дорожно-транспортного происшествия имел умысел на причинение вреда жизни, здоровью и имуществу клиента страховой компании. Логично предположить, что наличие такового умысла еще нужно постараться доказать.
  • Виновник ДТП осуществлял управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • Лицо, которое согласно расследованию ГИБДД, было признано виновником аварии, не имело права управления транспортным средством данной категории;
  • Виновник дорожно-транспортного происшествия скрылся с места аварии;

Если за рулем автомобиля находилось другое лицо, гражданская автогражданская ответственность которого не застрахована по полису ОСАГО, право подать регрессный иск в суд также не возникает.

Методика работы защитника по уголовным делам о ДТП

Несмотря на то, что подобная ситуация является стрессовой для человека, который и так поучаствовал в аварии, необходимо сохранять спокойствие и рассудительность. Не совершайте поспешных действий и ни в коем случае не спешите идти на мировое соглашение. Для начала необходимо обратиться за консультацией к компетентному автомобильному юристу. Если после оценки ситуации он аргументирует, что выплачивать компенсацию добровольно до суда – единственно верный вариант, это всегда можно сделать. А до этого предпримите следующие действия:

  • Отправьте письменный запрос в суд, в который представители страховой компании отправили исковое заявление, и запросите копии материалов по делу. Лишь после анализа материалов дела опытным юристом можно определить, чего конкретно добивается страховая компания, есть ли у нее для этого достаточная доказательная база и правомерны ли вообще требования по компенсации выплаченного ущерба.
  • Сверьте копии документов, предоставленные страховой компанией для суда, и те материалы о ДТП, которые имеются у вас. Если при подробном сравнении обнаружатся даже мелкие несоответствия, квалифицированный адвокат легко вывернет ситуацию в вашу пользу и добьется отказа в удовлетворении иска.
  • Проверьте, не истек ли срок давности для предъявления требований по регрессу.
  • Свяжитесь с пострадавшей стороной и уточните, соответствует ли заявленный в исковом заявлении размер страховых выплат реальной компенсации. Напоминаем, что размер заявленных исковых требований не может превышать сумму, которая была реально выплачена потерпевшему в ДТП.
  • Проверьте достоверность приложенных документов на предмет мошеннических действий со стороны страховой компании. Особенно внимательно нужно относиться к результатам автотехнической экспертизы. Для гарантии воспользуйтесь помощью независимого эксперта.

Что же касается мошенничества со стороны истца, то приведем классический пример, который до сих пор встречается в юридической практике. По документам, которые были выданы органами ГИБДД пострадавшему и виновнику в аварии, пострадала левая сторона автомобиля. В документах, представленных страховой компанией в суд, приводится перечень работ по ремонту и замене агрегатов, которые конструктивно располагаются с правой стороны автомобиля данной марки. Налицо введения суда в заблуждение. Опытный адвокат не только добьется отказа по подобному иску, но и попробует компенсировать причиненный вам моральный вред.

Судебная практика показывает, что при грамотно выстроенной стратегии и глубоком анализе ситуации сократить размер обязательств вполне реально. Первый шаг на пути к успеху – доказать несоответствие между заявленной в иске компенсацией материального вреда и реальными страховыми выплатами. Помните, что вся коммуникация с судебными органами и иными инстанциями должна вестись только в письменной форме. Это поможет в будущем подтвердить, что вы действительно обращались в соответствующие организации. К составлению текста обращений также следует подходить крайне внимательно и обдуманно. Оптимальный вариант – доверить представление ваших интересов юристу. Составьте нотариально заверенную доверенность, по которой адвокат от вашего имени будет отправлять необходимые запросы.

Что же касается проверки срока исковой давности, то практика показывает: если исковое заявление касается выплат, произведенным по полисам ОСАГО, то сроки обычно контролируются и соблюдаются. Стоит проверить другой момент: если речь идет о крупном дорожно-транспортном происшествии с большим количеством пострадавших, то не у всех участников ДТП могут оказаться действительные полисы обязательного страхования. Нередки случае, когда кто-то использовал фальсифицированный или просроченный полис, выплаты по которому не производились либо производились незаконно. А теперь страховая компания пытается компенсировать свои убытки за счет виновника аварии.

При обращении в суд со встречным заявлением об уменьшении заявленного ущерба нужно подготовить следующий пакет документов:

  • Заключение от независимой экспертной организации;
  • Постановление от органов ГИБДД, согласно которому данный гражданин признан виновником ДТП;
  • Документальное подтверждение суброгации или регресса.

Если приложенное извещение о ДТП или иные документы от ГИБДД содержат информацию, подтверждающую обоюдную вину сторон, то этот факт суд обязательно учтет при рассмотрении иска. Если вина каждого из водителей подтверждена документально, регрессный иск в полном объеме не может быть удовлетворен. Необходимо изучить степень вины каждого из участников, что позволяет суду пропорционально уменьшить размер материального ущерба. Это не единственный вариант защитить свои права и снизить финансовую нагрузку по иску:

  • В случае удовлетворения искового заявления виновник аварии может подать ходатайство о рассрочке платежей. Суд должен принять это во внимание и установить адекватный график выплат с учетом доходов и материального положения ответчика.
  • В некоторых ситуациях возможна отсрочка первого платежа на пару месяцев.
  • Если вы не можете компенсировать заявленный ущерб в установленный срок, документы направляются в службу судебных приставов. Принудительное удержание из заработка ответчика не может превышать 50 % от его ежемесячного дохода.

Обращение за помощью к опытным адвокатам нашей компании поможет вам отклонить поданное исковое заявление, признав его ничтожным по причине нарушений или истечения срока давности. Даже если суд удовлетворит требования истца, можно постараться снизить размер выплат. В крайнем случае юрист может порекомендовать заключить мировое соглашение со страховой и не доводить дело до суда. Он возьмет на себя коммуникацию с представителями СК и поможет существенно уменьшить размер компенсации.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

  • Игорь Кобзев
  • ДТП
  • Руслан Болотов
  • Александр Ведерников
  • Сергей Сокол
  • Дума Иркутска
  • Константин Зайцев

Действия водителя, ставшего участником аварии, в которой есть пострадавшие, регламентируются пунктом 2.6 ПДД. Первым делом в такой ситуации следует оказать помощь пострадавшим, вызвать скорую и полицию. Если медики не могут приехать быстро по причине отдаленности места происшествия от населенных пунктов, транспортировка пострадавших при ДТП осуществляется собственным автомобилем (если он способен передвигаться) либо на попутном транспорте.

Каждому автолюбителю важно следить за изменениями в ПДД. Это позволит избежать серьезных последствий, а в некоторых случаях смягчить наказание. Особое внимание нужно обратить на нововведения, касающиеся поведения при аварии с пострадавшими.

К примеру, в 2015 году в Правилах появился пункт, согласно которому водитель должен вызывать полицию только после оказания первой помощи всем, кто пострадал.

Кроме того, в новой редакции правил указано, что если ДТП привело к тому, что движение других автомобилей стало невозможным, проезжую часть требуется освободить.

Такой пункт был и ранее, однако теперь необязательно фиксировать положение транспортных средств, а также все вещественные доказательства аварии при свидетелях. Достаточно сделать видео- или фотосъемку. Такое нововведение существенно упрощает процесс регистрации ДТП.

Расследование ДТП с пострадавшими – достаточно сложная процедура, в которой задействованы судебные инстанции. Если в аварии есть раненые или жертвы, сведения о ней попадают в государственные сводки. Такие дела относятся к отчетным. Сначала они рассматриваются специалистами ГИБДД, после чего передаются в мировой суд.

Часто водителей интересуют сроки рассмотрения ДТП с пострадавшими.

Важно знать: чтобы изучить дело, а потом направить его в следующую инстанцию, сотрудникам Госавтоинспекции дается всего 15 дней.

После того как материалы, включающие протокол ГИБДД, показания участников и свидетелей аварии, а также фото- и видеоматериалы, поданы в суд, допустимые сроки рассмотрения составляют три месяца.

Согласно статистике, общее число людей, пострадавших или погибших при ДТП, превышает количество самих автоаварий. На одно дорожно-транспортное происшествие, как правило, приходится больше чем один потерпевший. Наказание виновника напрямую зависит от того, насколько большой ущерб был нанесен человеку.

Вред для здоровья в данном случае принято делить на три вида: средний, легкий и тяжкий.

Наказание за ДТП с пострадавшими при тяжких травмах или гибели участников дорожного движения может закончиться для виновника уголовной ответственностью.

В список последствий, которые ожидают водителя, виноватого в аварии, входят:

  • тюремное заключение или принудительные работы;
  • лишение водительских прав;
  • штраф.

Лишение прав при ДТП с пострадавшими – это достаточно неприятная, но не самая страшная санкция в данной ситуации. Максимальный срок, на который суд может лишить виновника водительского удостоверения, составляет два года. Длительность запрета на управление автотранспортом зависит от степени вреда, нанесенного здоровью других участников автоаварии.

Если следствие доказало, что травмы были нанесены неумышленно и являются легкими, водитель может остаться без прав на срок от 12 до 18 месяцев. Вместо лишения возможно назначение штрафа в размере от двух с половиной до пяти тысяч рублей (КоАП, ст. 12.2, ч. 1).

Что делать, если страховая подает в суд на виновника ДТП?

Если в автокатастрофе есть погибшие, никакими штрафами или лишением водительского удостоверения дело не обойдется. Исход подобных ситуаций напрямую зависит от обстоятельств ДТП, поведения его участников на месте аварии и в период расследования и судебного процесса. Регулируется судебный процесс в таком случае Уголовным кодексом РФ (ст. 264).

Наличие некоторых обстоятельств нередко позволяет смягчить приговор. Но если водитель был под воздействием алкогольного или наркотического опьянения, не оказал помощь пострадавшим, сбежал с места столкновения либо если присутствуют другие отягчающие обстоятельства, мера наказания в случае смертельного исхода будет максимальной.

ДТП, в котором есть пострадавшие, обязательно оформляется документально. На место происшествия следует вызвать сотрудника ГИБДД и скорую помощь. Эти службы проводят осмотр потерпевших, а также определяют виновника аварии, составляют все необходимые справки и протоколы. На месте проводится поиск свидетелей и, при возможности, их опрос.

При оформлении ДТП может также присутствовать представитель страховой компании. Правила заполнения документов должны строго соблюдаться всеми службами и частными лицами, ведь даже незначительные ошибки могут в последующем повлиять на решение суда.

ДТП с летальным исходом регламентируется статьей №264 Уголовного Кодекса РФ. Рассмотрение дел, в которых есть пострадавшие и погибшие никак не может рассматриваться с точки зрения административного права. Строгость наказания будет зависеть от обстоятельств ДТП:

  • смерть одного человека по вине водителя в результате ДТП влечет за собой лишение свободы на срок до 5 лет, или работы принудительного до 4 лет;
  • если водитель был в состоянии алкогольного опьянения и спровоцированное им ДТП привело к гибели одного человека – лишение свободы сроком до 7 лет;
  • при ДТП, которое привело к гибели двух человек – лишение свободы сроком до 7 лет или работы принудительного характера до 5 лет;
  • если ДТП привело к гибели двух и более человек, но в довесок к этому водитель был в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, то ему грозит лишение свободы на срок до 9 лет.

В любом случае дополнительно водитель лишается возможности управлять транспортным средством на срок до 36 месяцев.

В процессе определения меры наказания для автолюбителя, суд обязан установить причинно-следственную связь между водительскими действиями и летальным исходом, который настиг другого участника ДТП.

Дополнительная информация: Бланк договора дарения автомобиля (образец)

В данном случае возможны отклонения от ситуации. Например, когда гражданин, являвшийся пешеходом, умирает не от травмы, причинённой автомобилем, а от сердечного приступа, который был спровоцирован выбросом адреналина из-за сложившейся ситуации.

Бывает и обратные нестандартные ситуации. К примеру, гражданин, пострадавший после ДТП находится в сознании, объясняет ситуацию сотрудникам ГИБДД, но уже спустя несколько дней умирает от травм, полученных в данном дорожном происшествии.

Важно: Установление связи между аварией и кончиной человека – основная задача судмедэкспертов, составляющих акт и предоставляющих его в суд.

При этом, перед началом судебных слушаний сотрудники правоохранительных органов проводят собственное расследование в ходе которого на месте трагедии:

  1. опрашиваются свидетели;
  2. осматривается местность;
  3. выявляются поломки транспортного средства, по причине которых автолюбитель не мог справиться с управлением;
  4. исследуется так называемый тормозной путь и другие следы, оставшиеся на дорожном полотне;
  5. определяется психологическое состояние водителя и пр.

Детали, которые будут выявлены или не выявлены полицией в ходе данного расследования могут как повысить, так и понизить строгость наказания для виновного, которое будет впоследствии вынесено судьёй.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]