Нарушение ПДД и смерть по неосторожности статья

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нарушение ПДД и смерть по неосторожности статья». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Решение Верховного суда: Определение N 56-КГ16-46, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация Выводы же суда апелляционной инстанции об обратном нельзя признать правомерными, так как они основаны на ошибочном толковании положений статьи 47, части 1 статьи 264% примечания к статье 264 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также положений пункта 4 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации о прекращении трудового договора с работником в случае назначения ему по приговору суда наказания исключающего возможность продолжения им прежней работы…
  • Решение Верховного суда: Постановление N 19-АД17-9, Судебная коллегия по административным делам, надзор Кроме того, подлежат отклонению доводы жалобы об изменении основания прекращения производства по делу в связи с тем, что в отношении Сараева СТ. 22 марта 2016 года вынесен приговор по части 2 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации. Постановлением Президиума Ставропольского краевого суда от 12 октября 2016 года приговор Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 22 марта 2016 года изменен, действия Сараева СТ. переквалифицированы с части 2 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации на часть 1 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации и назначено наказание в виде ограничения свободы сроком на 2 года…
  • Решение Верховного суда: Определение N 84-УД17-3, Судебная коллегия по уголовным делам, кассация Постановлением президиума Новгородского областного суда от 17 апреля 2017 г. приговор от 22 марта 2016 г. и апелляционное постановление от 31 мая 2016 г. в отношении Федорова Н.В. изменены: действия Федорова Н.В. переквалифицированы с ч. 4 ст. 264 УК РФ на ч. 3 ст. 264 УК РФ, по которой назначено наказание в виде лишения свободы на срок 3 года 2 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами сроком на 3 года…

Ответственность за аварию, повлекшую смертельный исход

Краткая информация

Опытный специалист, судебная практика ― более 16 лет. За время своей деятельности работал как с гражданами, так и с юридическими лицами. Разносторонняя практика позволяет взглянуть на любую проблему, в том числе в сфере уголовного права, с разных сторон.

Судебная практика

Настоящее призвание нашел в решении проблем уголовного права. Занимается адвокатской защитой уже несколько лет, выиграно более 3000 дел. К каждой ситуации подходит, как к уникальной, изучает все особенности, до мельчайших подробностей. Это и позволяет похвастаться столь высокой результативностью (около 98% процессов ― в пользу клиента).

Уголовная ответственность за преступление, предусмотренное статьей 264 УК РФ, может иметь место лишь при условии наступления последствий, указанных в этой статье, и если эти последствия находятся в причинной связи с допущенными лицом нарушениями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств.

Субъектом преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ, является достигшее 16-летнего возраста лицо, управлявшее автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (пункт 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, далее − Правила).

Им признается не только водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение пунктов Правил, лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением.

В силу пункта 1.2 Правил к механическим транспортным средствам не относятся мопеды и другие транспортные средства, приводимые в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 кубических сантиметров и имеющие максимальную конструктивную скорость не более 50 километров в час, а также велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

Лица, управлявшие указанными транспортными средствами и допустившие нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, при наличии к тому оснований несут ответственность соответственно по частям 1, 2 или 3 статьи 268 УК РФ.

Действия водителя транспортного средства, повлекшие указанные в статье 264 УК РФ последствия не в результате нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, а при погрузке или разгрузке, ремонте транспортных средств, производстве строительных, дорожных, сельскохозяйственных и других работ, а равно в результате управления автотранспортным средством вне дороги, должны квалифицироваться в зависимости от наступивших последствий и формы вины по соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за нарушение правил при производстве работ.

Статья 264 УК РФ — бесплатная уголовная онлайн консультация 24 часа

При рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных статьей 264 УК РФ, судам следует указывать в приговоре, нарушение каких конкретно пунктов Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства повлекло наступление последствий, указанных в статье 264 УК РФ, и в чем конкретно выразилось это нарушение.

Если же в приговоре суда будет отсутствовать указание на пункты правил, то приговор будет однозначно отменен судом апелляционной инстанции.

Если в обвинительное заключение (обвинительный акт) включены отдельные пункты названных правил, нарушения положений которых не соответствуют установленным в судебном заседании фактическим обстоятельствам дела, суд, исходя из положений статьи 237 УПК РФ, по ходатайству стороны или по собственной инициативе вправе возвратить уголовное дело прокурору для предъявления обвинения с указанием конкретных пунктов правил, нарушение которых повлекло указанные в статье 264 УК РФ последствия, если это не связано с восполнением неполноты произведенного дознания или предварительного следствия и при этом не ухудшается положение подсудимого.

Превышение скорости дорожного движения-одна из основных причин всех совершаемых ДТП. Как показывает судебная практика, доля подобных случаев составляет порядка 40 %. Решая вопрос о виновности либо невиновности водителя в совершении дорожно-транспортного происшествия вследствие превышения скорости движения транспортного средства, следует исходить из требований пункта 10.1 Правил, в соответствии с которыми водитель должен вести его со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

Исходя из этого при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. Уголовная ответственность по статье 264 УК РФ наступает, если у водителя имелась техническая возможность избежать дорожно-транспортного происшествия и между его действиями и наступившими последствиями установлена причинная связь.

Нередко результатом ДТП является техническая неисправность транспортного средства, которая не позволяет водителю избежать столкновения (наезда).

При решении вопроса о технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия судам следует исходить из того, что момент возникновения опасности для движения определяется в каждом конкретном случае с учетом дорожной обстановки, предшествующей дорожно-транспортному происшествию. Опасность для движения следует считать возникшей в тот момент, когда водитель имел объективную возможность ее обнаружить.

При анализе доказательств наличия либо отсутствия у водителя технической возможности предотвратить дорожно-транспортное происшествие в условиях темного времени суток или недостаточной видимости следует исходить из того, что водитель в соответствии с пунктом 10.1 Правил должен выбрать скорость движения, обеспечивающую ему возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

Привлечение к уголовной ответственности виновного лица — крайняя мера, предусмотренная статьей 264 Уголовного кодекса Российской Федерации. Наказание назначается исключительно судом после проведения полноценного досудебного расследования и сбора существенных данных. Так, на наказание нарушителя за ДТП со смертельным исходом влияют следующие факторы:

  • количество пострадавших лиц;
  • состояние нарушителя;
  • действия нарушителя после совершения ДТП;
  • причина смерти пострадавшего.

Наказание за аварию со смертельным исходом

Даже если смертельная авария вызвана поведением нетрезвого водителя, он все равно может рассчитывать при определенных условиях на снисхождение. Так, Прикубанский районный суд Краснодара рассмотрел уголовное дело в отношении гражданина Антонова.

Он обвинялся в том, что управляя автомобилем в нетрезвом состоянии и с превышением скорости, допустил столкновение с другой машиной. Ее водитель и пассажир получили тяжкие увечья, повлекшие за собой смерть.

Вынося решение в отношении Антонова, суд принял во внимание целый ряд смягчающих обстоятельств. В их число вошли раскаяние, а также наличие на иждивении у подсудимого четырех детей. Учтено и возмещение материального и морального вреда родственникам потерпевших.

В результате приговором от 27.02.2019 г. по делу № 1-253/2019 Антонов признан виновным в совершении преступления, указанного в ч. 6 ст. 264 УК РФ и ему назначено наказание в виде 4 лет лишения свободы с изъятием прав на год.

В то же время судья посчитала возможным заменить реальное наказание условным с возложением на Антонова набора обязательств.

В рамках следующего примера также имело место смерть в ДТП. Водитель Петров, будучи трезвым, сбил бежавшею через дорогу женщину на нерегулируемом пешеходном переходе, обозначенном лишь дорожными знаками. В результате потерпевшая скончалась на месте.

В ходе следствия и судебного разбирательства был установлен факт небрежности. В качестве доказательств использовались показания нескольких свидетелей, представителей ДПС, сотрудников дорожной службы.

Вместе с тем при определении меры ответственности суд учел личность подсудимого. Во внимание были приняты его преклонный возраст, наличие нескольких заболевания и второй группы инвалидности. Помимо этого представители потерпевшей не настаивали на наказании в виде лишения свободы.

В итоге своим приговором от 25.02.2019 г. по делу № 1-7/237-2019 Курский районный суд приговорил Петрова по ч. 3 ст. 264 УК РФ к годичному сроку лишения свободы вместе с лишением прав на 2 года.

Однако суд счел нужным применить в качестве альтернативы испытательный период на 1 год. Одновременно с Петрова было взыскано 300 тысяч рублей в качестве морального ущерба в пользу родственников потерпевшей.

Согласно уголовной теории деяние или бездеятельность человека могут быть расценены как преступление только при наличии четырех обязательных составляющих: субъекта, объекта, объективной стороны, субъективной стороны.

Для привлечения человека к уголовной ответственности по статье 264 Уголовного кодекса необходимо подтвердить наличие следующих факторов:

  1. Субъект — лицо, которое может привлекаться к уголовной ответственности по текущей норме. За совершение ДТП, повлекшего смерть, к уголовной ответственности может привлекаться только физическое лицо, полностью вменяемое. Если у человека есть психическое расстройство, но ему было выдано водительское удостоверение, дополнительно проводится служебное расследование для установления должностных лиц, которые оформили водительское удостоверение без законных на то оснований.
  2. Объектом преступления являются общественные правоотношения в сфере охраны безопасности дорожного движения, поэтому статья гласит, что к ответственности привлекается лицо, допустившее нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, что и стало результатом совершения дорожно-транспортного происшествия.
  3. Объективная сторона может проявляться в форме действия или бездействия человека. Действием считается активное поведение, направленное на нарушение правил дорожного движения. Например, управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Бездействие — игнорирование сложившейся обстановки, когда водитель мог и должен был предотвратить ДТП.
  4. Субъективная сторона — отношение человека к аварии со смертельным исходом. ДТП может быть совершено как в форме прямого умысла, так и по небрежности.

Подробно об оставлении места ДТП мы рассказывали в этой статье.

Кроме того, принимаются во внимание следующие обязательные факторы:

  • норма распространяется на механические транспортные средства, среди которых автомобили, трамваи, мотоциклы и другие средства, приведение в движении которых требует механической силы;
  • обязательно подтверждение причинно-следственной связи между нарушением и наступившими последствиями.

Указанные в статье упоминания о совершении преступления в состоянии опьянения или же самовольное оставление места происшествия не могут дополнительно расцениваться как отягчающие обстоятельства. Согласно уголовному праву дополнительными отягчающими факторами будут следующие:

  • повтор (рецидив);
  • причиной ДТП с погибшими стало наличие технических неисправностей транспортного средства, о которых водитель знал заранее;
  • управление транспортом без водительских прав;
  • нарушитель несовершеннолетний.

Статья 264 УК РФ является единственным составом, по которому автовладелец будет привлечен к уголовному наказанию за нарушение, допущенное при эксплуатации машины. Все остальные нарушения рассматриваются только в рамках административных дел.

Для уголовного преследования необходимо возникновение следующих последствий:

  • причинение тяжких телесных повреждений в результате наезда автомобиля или столкновения транспортных средств;
  • причинение смерти одному или нескольким пострадавшим;
  • указанные выше последствия, наступившие в результате управления машиной в пьяном виде.

Не все случаи с летальными последствиями на дорогах расцениваются как преступление. Например, известны ситуации, когда у водителей ТС при движении происходила остановка сердца, вследствие чего автомобиль терял управление. В таком случае нельзя признать виновными в авариях третьих лиц, которые находились в непосредственной близости от пострадавшего.

Важно знать! Чтобы подтвердить состав преступления, сотрудниками правоохранительных органов проводится комплексное расследование. Оно предусматривает ряд мероприятий и экспертиз, позволяющих определить взаимосвязь между действиями водителя и результатами происшествия.

Ознакомившись со статьей 264 УК РФ о ДТП, можно выяснить, что грозит водителю, если он будет признан виновным в преступлении, которое ему инкриминируется. За смерть в результате ДТП, даже по неосторожности, автомобилиста ждет гражданская и уголовная ответственность.

Внимание! В первом случае речь идет о компенсации урона пострадавшей стороне. При нанесении телесных повреждений, которые привели к гибели потерпевшего, водитель должен будет возместить моральный ущерб. Обычно такую выплату осуществляет страховая компания, где виновник оформлял полис ОСАГО.

Уголовная ответственность предусматривает следующие варианты наказания:

  • Если водитель был трезв. Лишение свободы до 4 лет или исправительные работы, конфискация прав до 3 лет. Исключается возможность занимать определенные должности.
  • Если виновник пьяный. В таких случаях грозит тюремное заключение на срок до 7 лет. Минимальный период ограничения свободы – 2 года. После выхода на волю водителю запретят садиться за руль и занимать определенные должности еще на 3 года.
  • ДТП с несколькими погибшими. Если нарушение ПДД привело к гибели больше одного человека, но при этом виновник был трезвым, ему грозит до 7 лет тюрьмы. В данном случае учитывается множество обстоятельств, в том числе количество жертв. Если водитель был пьян, то за ДТП повлекшее смерть человека дадут до 9 лет.

При проведении следственных мероприятий учитываются факторы, которые сопутствовали ДТП. Во многих случаях они влияют на исход дела и окончательный приговор в отношении виновника. В этих целях проводится комплекс экспертиз и проверок, направленных на определение деталей происшествия. Если будет доказано, что водитель не имел возможности предотвратить столкновение, он может быть освобожден от уголовной ответственности.

В число обстоятельств, смягчающих вину, входят следующие:

  • Беременность;
  • Наличие маленьких детей или близких родственников, которые нуждаются в уходе;
  • Добровольное возмещение материального и морального ущерба.

Важно знать! Иногда смягчающими обстоятельствами признаются неблагоприятные погодные условия, нарушения ПДД со стороны пострадавших. Также к этой категории относятся плохое качество покрытия, неправильная работа светофоров, отсутствие дорожных знаков.

Административная и уголовная ответственность водителя

Причинение смерти в дорожно-транспортном происшествии по неосторожности, связано с тем, что люди не придают значения своему поведению за рулем. Большинство водителей думает, что всегда успеет вовремя среагировать на непредвиденную ситуацию, но суровая статистика ДТП говорит о другом.

Если произошла смерть на дороге, то водителя как правило привлекают к уголовной ответственности и лишению свободы. Об особенностях наказания и возможных вариантах решения проблемы поговорим далее.

Если в аварии на дороге смерть наступила без отсутствия на то умысла, то следствие и суд применяют части 3-6 статьи 264 УК РФ.

В таком случае ответственность за причинение смерти в результате ДТП зависит следующих факторов.

Три важных обстоятельства совершения аварии:

  1. Дорожной обстановки.
  2. Состояния водителя (наличие в крови спиртного или наркотиков).
  3. Количества жертв.

На последний пункт этого списка стоит обратить отдельное внимание.

Так, если ДТП спровоцировало убийство и при этом погибло больше двух человек, то за это установлено отдельное наказание. Но обо всем по порядку.

Если имело место убийство по неосторожности в результате ДТП водителем, который находился в адекватном состоянии, то его могут ожидать как принудительные работы на протяжении 4 лет, так и лишение свободы на 5 лет ( ч. 3 ст. 264 УК РФ).

Когда вследствие неосторожности погибли два и более человека, для водителя это может быть чревато также работами до 5 лет, либо лишением свободы на срок от 5 до 14 лет ( ч. 5 с. 264 УК РФ).

Естественно, что в данном случае это будет отягчающим обстоятельством. Причем, речь идет не только о действии алкоголя, но и наркотиков и других приравненных к ним веществ.

Если это будет выявлено, то наказание может составить от 5 до 12 лет лишения свободы ( ч. 4 ст. 264 УК РФ).

Когда же произошло ДТП, повлекшее смерть по неосторожности двух или более людей, то пьяному водителю грозит наказание в виде лишения свободы на срок от 8 до 15 лет ( ч. 6 ст. 264 УК РФ).

При этом необходимо помнить, что факт присутствия алкоголя в крови должен быть зафиксирован посредством результатов официального медицинского освидетельствования.

Если же оно произошло с нарушениями, то данное обстоятельство может сыграть на руку водителю. Во всяком случае, практика Верховного Суда идет именно по такому пути.

В первую очередь это наступление летального исхода вследствие управления машиной под действием спиртного или наркотических препаратов. Но реалии таковы, что даже пьяным водителям суды иногда выносят крайне мягкие приговоры.

Уезд с места ДТП также играет свою роль. И не имеет значения, насколько далеко сидевший за рулем успел отъехать.

Не в пользу водителя играет его предыдущее привлечение уголовной ответственности или административной по пьяным статьям. Особенно это актуально, когда предыдущие санкции были связаны с нарушением ПДД.

Под ними подразумеваются, прежде всего, действия водителя. В некоторых случаях роль могут сыграть объективные факторы. К ним относятся состояние дорог или погодные условия на момент происшествия.

Круг причин, для возможно снисхождения, не является исчерпывающим. Суды каждой из них дают свою оценку. Вот примерный список, используемый при формировании приговоров.

Перечень смягчающих обстоятельств:

  • возраст обвиняемого, состояние здоровье, наличие группы инвалидности;
  • семейное положение, имеющиеся иждивенцы;
  • признание своей вины в ДТП, возмещение ущерба родственникам погибшего;
  • отсутствие фактов привлечения к административной или уголовной ответственности ранее.

Свою роль может сыграть благоприятная характеристика с места работы или жительства. По некоторым делам к сведению принимается отсутствие учета в психиатрическом, наркологическом диспансере.

Даже если смертельная авария вызвана поведением нетрезвого водителя, он все равно может рассчитывать при определенных условиях на снисхождение. Так, Прикубанский районный суд Краснодара рассмотрел уголовное дело в отношении гражданина Антонова.

Он обвинялся в том, что управляя автомобилем в нетрезвом состоянии и с превышением скорости, допустил столкновение с другой машиной. Ее водитель и пассажир получили тяжкие увечья, повлекшие за собой смерть.

Вынося решение в отношении Антонова, суд принял во внимание целый ряд смягчающих обстоятельств. В их число вошли раскаяние, а также наличие на иждивении у подсудимого четырех детей. Учтено и возмещение материального и морального вреда родственникам потерпевших.

В результате приговором от 27.02.2019 г. по делу № 1-253/2019 Антонов признан виновным в совершении преступления, указанного в ч. 6 ст. 264 УК РФ и ему назначено наказание в виде 4 лет лишения свободы с изъятием прав на год.

В то же время судья посчитала возможным заменить реальное наказание условным с возложением на Антонова набора обязательств.

Глава 27. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта

Автокатастрофа повлекшая гибель человека может наступить и в результате нарушения установленной скорости движения. Иллюстрацией может служить следующее уголовное дело. Водитель Федотов нарушил предписания ПДД, передвигаясь со скоростью 90 км/час. В результате смертельно пострадал гражданин, стоявший на обочине дороге.

Федотов свою вину в случившемся признал. Кроме того, с его стороны последовала компенсация вреда близким потерпевшей. Не последнюю роль сыграли также состояние здоровья и наличие инвалидности.

В итоге Островский городской суд Псковской области приговором от 19.02.2019 г. по делу № 1-7/2019 назначил Федотову наказание в 3 года лишения свободы с испытательным сроком в 2 года и 9 месяцев.

При наступлении смертельного исхода в результате дорожного происшествия, максимальная страховая выплата родственникам погибшего определена на уровне полумиллиона рублей.

75 % от этой суммы направляется на компенсацию реального ущерба, а 25 % предоставляется в качестве возмещения расходов на погребение. Когда сумма страховки будет меньше документально подтвержденного вреда, разницу обязан доплатить виновник ДТП.

Члены семьи погибшего дополнительно вправе претендовать на компенсацию моральных страданий. Однако она находится за пределами действия полиса ОСАГО. Поэтому вопрос с моральным ущербом решается в суде посредством предъявления иска к причастному к аварии водителю.

В некоторых случаях страховая компания имеет право регресса к виновнику происшествия. Все основания конкретно прописаны в законодательстве по ОСАГО.

Уголовная ответственность наступает при последствиях, связанных с нормами 264 статьи УК. То есть это причинение тяжкого вреда здоровью и смерть человека, наступившее в ходе ПДД умышленно или по неосторожности.

Субъектом преступления является лицо, которое достигло возраста шестнадцати лет, которое управляет автотранспортным средством. Кстати, субъектом преступления признается не только автомобилист, сдавший экзамены на право управления автомобилем, но и иное лицо, управляющее автотранспортным средством.


Основной причиной всех ДТП чаще всего становится превышение скорости. Как показывает официальная статистика Государственной автомобильной инспекции примерно 40 процентов ДТП с тяжелыми последствиями или смертельным исходом как раз-таки приходится на превышение скорости. В соответствии с правилами дорожного движения водитель должен управлять автотранспортным средством с скоростью, которая официально не превышает установленных ограничений. Уголовная ответственность в соответствии с нормами статьи 264 предусматривает ответственность в том случае, если у водителя имелась возможность избежать ПДД, но он не смог по каким-то причинам избежать столкновения.

Также часто причиной ДТП выступает техническая неисправность автотранспортного средства, из-за которой автомобилист не может избежать наезда или столкновения. При решении вопроса о технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия судам следует исходить из того, что момент возникновения опасности для движения определяется в каждом конкретном случае с учетом дорожной обстановки, предшествующей дорожно-транспортному происшествию.


В обязательном порядке при инкриминировании преступления по статье 264 УК России проводится судебная автотехническая экспертиза. Она позволяет ответить на ряд вопросов, имеющих значение для хода уголовного расследования. Она поможет ответить на вопросы о технической возможности остановки автомобиля, его состоянии, наличии или отсутствии технической неисправности, тормозном пути авто.

В компетенцию эксперта входят вопросы, связанные с решением только технических моментов. После анализов и оценки эксперт подготавливает специальное заключение, которое является доказательственной базой в ходе расследования преступления.


Наказание за оставление места ДТП ужесточают

Отягчающим обстоятельством преступления выступает смерть потерпевшего лица или гибель двух и более лиц, которая стала следствием ДТП. Это может произойти в ходе наезда или перехода дороги, когда водитель, пешеходы или пассажиры в ходе ДТП погибают. Ответственность за наступление гибели потерпевших регламентируется нормами 3 и 4 части статьи 264 Уголовного кодекса России. Как показывает судебная практика примерно семьдесят процентов случаев подобных ПДТ заканчивается реальным назначением тюремного наказания. Особенно если ПДД со смертельным исходом произошло в результате опьянения водителя, что в свою очередь является еще одним отягчающим обстоятельством.

Если суд на основании исследованных доказательств установит, что указанные в статье 264 УК РФ последствия наступили не только вследствие нарушения лицом, управляющим транспортным средством, правил дорожного движения, но и ввиду несоблюдения потерпевшим конкретных пунктов правил (неприменение пассажиром при поездке ремней безопасности), то тогда эти обстоятельства могут быть учтены судом как смягчающие наказание

Стоит также сказать и о состоянии опьянения. На основании правил ПДД (статья 2.7) водителю запрещено управлять автотранспортным средством в состоянии наркотического либо алкогольного опьянения. Совершение ДТП в состоянии алкогольного опьянения является признаком, которое отягощает ответственность водителя.

К основным видам наказания используется лишение водительских прав на определенный срок. При назначении этого наказания информируется подразделения ГИБДД по месту проживания и регистрации виновника ДТП.


ДТП с летальным исходом регламентируется статьей №264 Уголовного Кодекса РФ. Рассмотрение дел, в которых есть пострадавшие и погибшие никак не может рассматриваться с точки зрения административного права. Строгость наказания будет зависеть от обстоятельств ДТП:

  • смерть одного человека по вине водителя в результате ДТП влечет за собой лишение свободы на срок до 5 лет, или работы принудительного до 4 лет;
  • если водитель был в состоянии алкогольного опьянения и спровоцированное им ДТП привело к гибели одного человека – лишение свободы сроком до 7 лет;
  • при ДТП, которое привело к гибели двух человек – лишение свободы сроком до 7 лет или работы принудительного характера до 5 лет;
  • если ДТП привело к гибели двух и более человек, но в довесок к этому водитель был в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, то ему грозит лишение свободы на срок до 9 лет.

В любом случае дополнительно водитель лишается возможности управлять транспортным средством на срок до 36 месяцев.

В процессе определения меры наказания для автолюбителя, суд обязан установить причинно-следственную связь между водительскими действиями и летальным исходом, который настиг другого участника ДТП.

Дополнительная информация: Бланк договора дарения автомобиля (образец)

В данном случае возможны отклонения от ситуации. Например, когда гражданин, являвшийся пешеходом, умирает не от травмы, причинённой автомобилем, а от сердечного приступа, который был спровоцирован выбросом адреналина из-за сложившейся ситуации.

Бывает и обратные нестандартные ситуации. К примеру, гражданин, пострадавший после ДТП находится в сознании, объясняет ситуацию сотрудникам ГИБДД, но уже спустя несколько дней умирает от травм, полученных в данном дорожном происшествии.

Важно: Установление связи между аварией и кончиной человека – основная задача судмедэкспертов, составляющих акт и предоставляющих его в суд.

При этом, перед началом судебных слушаний сотрудники правоохранительных органов проводят собственное расследование в ходе которого на месте трагедии:

  1. опрашиваются свидетели;
  2. осматривается местность;
  3. выявляются поломки транспортного средства, по причине которых автолюбитель не мог справиться с управлением;
  4. исследуется так называемый тормозной путь и другие следы, оставшиеся на дорожном полотне;
  5. определяется психологическое состояние водителя и пр.

Детали, которые будут выявлены или не выявлены полицией в ходе данного расследования могут как повысить, так и понизить строгость наказания для виновного, которое будет впоследствии вынесено судьёй.

Наказание может быть смягчено, если в ходе расследования и судебных заседаний были рассмотрены следующие обстоятельства, которые имели место быть при ДТП:

  • водитель не только сразу же вызвал потерпевшему скорую помощь, но и начал проводить первые необходимые меры для поддержания жизнедеятельности пострадавшего;
  • автолюбитель имеет большой водительский стаж вождения транспортного средства без подобных инцидентов;
  • водитель, виновный в инциденте самостоятельно воспитывает несовершеннолетнего ребёнка или нескольких детей;
  • в роли виновницы ДТП оказалась женщина «в положении», вынашивающая ребёнка.

В случае, если пострадавшей стороне нанесены средние или лёгкие повреждения, согласно статье 76 УК РФ, стороны имеют право мирно решить вопрос (выплата компенсаций, возмещение вреда и пр.), без уголовного наказания. Однако, данный механизм не может быть применён, если в ходе ДТП умер человек.

В соответствии со ст. 264 УК РФ на меру наказания за аварию со смертельным исходом влияют количество пострадавших и наличие алкогольного, наркотического или психотропного опьянения у виновника.

Исходя из Общей части УК РФ можно выделить такие основные обстоятельства, влияющие на тяжесть наказания:

  • раскаяние водителя;
  • добровольное информирование правоохранительных органов об аварии;
  • возмещение вреда, оказание медпомощи пострадавшим;
  • беременность или малолетние дети у водителя-женщины;
  • условия крайней необходимости, когда аварии избежать было невозможно;
  • наличие судимостей и совершение водителем других преступлений.

Список отягчающих обстоятельств, указанный в ст. 63 УК РФ, является исчерпывающим и не может быть расширен. Поэтому частым заблуждением является отнесение к отягчающим обстоятельств следующих:

  • управление технически неисправным автомобилем;
  • постоянное нарушение ПДД;
  • оставление места ДТП (влечет административную ответственность);
  • наличие опьянения у водителя.

Опьянение у водителя не может быть дополнительным отягчающим обстоятельством, поскольку более строгое наказание по этой причине уже предусмотрено отдельными частями ст. 36 УК РФ.

В 2020 году поднимался вопрос о возвращении уголовной ответственности за оставление места аварии. Сделать это хотят для того, чтобы скрывшиеся водители не имели преимущества перед теми, кто совершил преступление в состоянии опьянения. Таким образом, скрытие приравняют к нетрезвости, как и отказ от медосвидетельствования при административных правонарушениях. Были внесены соответствующие законопроекты, однако на данный момент поправки не приняты.

Интересно, что законодателем установлено более строгое наказание за одного погибшего от рук нетрезвого водителя, чем за смерть двух и более лиц по вине нетрезвого:

  1. Единственная смерть – принудительные работы до 4 лет или тюремный срок до 5 лет;
  2. За одну смерть в состоянии опьянения – от 2 до 7 лет;
  3. Летальный исход двух и более лиц – принудительные работы до 5 лет или тюремный срок от 2 месяцев до 7 лет;
  4. Гибель двух и более граждан с пьяным водителем – от 4 до 9 лет лишения свободы.

Также, во всех случаях суд обязан применить дополнительное наказание – лишение водительских прав на период до 3 лет.

В случае гибели людей по причине ДТП вина водителя может быть только в виде неосторожности, поскольку заранее спланированный наезд на человека уже расценивается как умышленное причинение смерти с применением орудия – транспортного средства.

Также, для наступления ответственности должна быть доказана вина водителя в ДТП: если в автомобиль, не нарушавший ПДД, врезался грузовик, непристегнутый пассажир которого погиб, то вина в смерти лежит на водителе грузовика. За виновного в аварии погибшего водителя ответственности также никто не несет.

Статьей 264 УК РФ прямо предусмотрено, что наказывается нанесенный тяжкий вред здоровью, повлекший за собой смерть лица по неосторожности. Косвенный умысел по закону может быть в форме легкомыслия или небрежности.

Для понимания умысла приведем примеры совершения уголовно наказуемых ДТП в двух ситуациях:

  1. Если лицо осознавало, что может не успеть закончить поворот на перекрестке до проезда встречного автомобиля и встретится с ним, но при этом рассчитывало, что успеет переключить передачу и завершить маневр, то имеет место преступное легкомыслие;
  2. Если водитель не увидел дорожный знак и отсутствие информации о нем привело к аварии во время выполнения маневра, то речь идет о преступной небрежности, поскольку лицо при должной внимательности могло и обязано было предвидеть такую аварию.

Лицо будет ответственным только в том случае, когда будет присутствовать причинно-следственная связь между водительскими действиями и смертью потерпевшего. Гибель человека должна произойти именно в связи с нанесенным при аварии повреждениями. Причем смерть может наступить не сразу на месте ДТП, а позднее.

Если летальный исход потерпевшего наступила за минуты до ДТП, например, вследствие инфаркта, причина-следствие отсутствует. Установление данных фактов возможно только при проведении судмедэкспертизы.

Аварии с тяжелыми последствиями происходят в результате игнорирования ПДД водителями транспортных средств и пешеходами. Наиболее частые причины:

  • Превышение скорости;
  • Состояние опьянения алкогольными, наркотическими веществами;
  • Внезапный выход пешехода на проезжую часть из-за стоящего транспорта;
  • Неисправность транспортных средств;
  • Разговоры по мобильному телефону за рулем;
  • Незнание ПДД в результате некачественного обучения выпускников автошкол.

Предмет такого противоправного деяния — средства транспорта, используемые для общих и личных перевозок. Нарушением, за которое виновное лицо может быть привлечено к мерам ответственности, считается любое отступление от правил эксплуатации движущегося транспорта.

В частности, к таким отступлениям могут быть отнесены:

  1. Проезд ТС на красный сигнал светофора.
  2. Несоблюдение установленного маршрута (для общественного транспорта).
  3. Отступление установленных заводом-производителем требований по техническому обслуживанию автотранспорта.
  4. К управлению ТС были допущены посторонние лица.
  5. Непринятие мер, которые направлены на обеспечение безопасности перевозимых пассажиров.
  6. Отказ человека от исполнения своих трудовых обязанностей, в том случае, когда такое самостоятельное решение работника противоречит нормам законодательства (есть соответствующее указание в должностной инструкции, отдельных нормативных актах).
  7. Обязательный признак, который свидетельствует о наличии состава правонарушения заключается в наличии вредных последствий: причинение здоровью человека вреда или ущерба в крупном размере (по нормам этой статьи крупный ущерб составляет 1 000 000 рублей), смерть человека.
  8. Как правило, такая вина выражается в форме неосторожности. Исключение составляют только те случаи, когда человек намеренно уклоняется от исполнения своих должностных обязанностей, однако даже такое противоправное деяние будет считаться совершенным по неосторожности, из-за отсутствия прямого умысла.

Данным законодательным актом предусмотрены следующие меры ответственности:

  1. Штраф, размер которого должен быть не более 300 000 руб.
  2. Ограничение свободы осужденного на срок до 4 лет.
  3. Выполнение осужденным принудительных работ, максимальный срок которых не должен превышать 2 лет.
  4. Административный арест на максимальный срок до полугода.
  5. Заключение под стражу на срок до 2 лет.

Объектом преступлений, определенных в статье 266 Уголовного кодекса РФ, являются:

  1. Некачественное восстановление транспорта после выявления повреждений.
  2. Выпуск машины в эксплуатацию, при том, что специалистам было известно о его некачественном техническом состоянии.

Под ремонтом автомобиля понимается выполнение работ, направленных на восстановление работоспособности автомобиля или иного вида транспорта, у которого есть повреждения.

При рассмотрении таких дел, уполномоченному лицу необходимо установить причинно-следственную связь между некачественным ремонтом автомобиля и его выпуском в эксплуатацию, возникшими негативными последствиями.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 266 Уголовного кодекса РФ

При проведении расследования обстоятельств происшествия на дороге, специалистам важно правильно определить все нюансы случившегося, так как именно от этого зависит фиксирование аварий в едином реестре учета.

Первоначальный этап расследования состоит из нескольких отдельных процедур:

  1. Участники ДТП не должны покидать место происшествия. Ими должны быть вызваны сотрудники ГИБДД, которые осмотрят место происшествия и составят все необходимые документы.
  2. Если водитель скрылся с места происшествия, уполномоченные лица, прибывшие на место ДТП, должны осмотреть место аварии, опросить всех лиц, причастных к случившемуся или свидетелей, назначают экспертизы.

После проведения первоначальных мероприятий, по указанию сотрудников ГИБДД или ходатайству суда, назначается проведение автотехнических и судебно-медицинских экспертиз.

В процессе такого расследования допускается проведение следственного эксперимента, который позволит определить виновника ДТП и установить все обстоятельства случившегося.

1. Нарушение пассажиром, пешеходом или другим участником движения (кроме лиц, указанных в статьях 263 и 264 настоящего Кодекса) правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, – наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. 2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, – наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок. 3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, – наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Человек, который находился за рулем автомобиля, выпил достаточное количество алкоголя и, по закону, не мог управлять транспортными средствами, ввиду чего сотрудник ГИБДД составил протокол.

В присутствии двух понятых, водитель отказался от прохождения медицинского освидетельствования, однако на суде согласился с предъявленными обвинениями.

По результатам разбирательства, обвиняемому было назначено наказание в виде обязательных работ сроком до 200 часов.

Ответственность за совершение преступления против безопасности движения

1. Неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, – наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо ограничением свободы на срок до одного года. 2. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, – наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет. 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору либо повлекшие по неосторожности смерть человека, – наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. 4. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой либо повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц, – наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Уголовное право, исполнение наказания

  • Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, — наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет или без такового.
  • Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, — наказывается принудительными работами на срок до трех лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.
  • Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, — наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.
  • Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека, — наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.
  • Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, — наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.
  • Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, — наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до девяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.
  • Примечание. Под другими механическими транспортными средствами в настоящей статье понимаются троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства.

Срок давности по привлечению к административной ответственности – это период времени, по истечении которого прекращается преследование по совершенным административным правонарушениям.

Сроки давности за нарушения в сфере ПДД регламентированы в ст. 4.5 КоАП. Так постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено позднее истечении двух месяцев, а если дело рассматривается судьей- по истечении трех месяцев со дня совершения правонарушения.

Дополнительно законодатель выделяет несколько видов нарушений в сфере ПДД, ответственность за совершение которых может наступить в течение 12 месяцев с момента совершения: ст. ст.12.8, 12.24, 12.26, ч.3 ст.12.27, ч.3 ст.12.30 КоАП.

При исчислении давности привлечения к ответственности применяются следующие правила:

  1. течение давности начинается на следующий день после даты совершения правонарушения;
  2. месячный срок истекает в соответствующее число месяца или в последние его сутки;
  3. если окончание срока давности совпадает с нерабочим днем, то последний день срока переносится на первый рабочий день.

Уголовная ответственность бывает в случае, если в результате нарушения ПДД произошло дорожно-транспортное происшествие (ДТП), которое привело к причинению потерпевшему/им тяжкого вреда здоровью, либо наступила его (их) смерть. А также когда преступление совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения, или связано с оставлением места его совершения.

Исходя из конкретной ситуации, законодателем предусмотрены разные виды уголовной ответственности:

  1. ограничение свободы на срок до трех лет;
  2. принудительные работы на срок до пяти лет;
  3. лишение свободы на срок до девяти лет.

К данным видам наказания дополнительно могут применяться: запрет заниматься отдельными видами деятельностью или лишение права занимать некоторые должности.

Также уголовное наказание применяется в случае если:

  1. к виновнику ДТП применено административное наказание за управление транспортом в состоянии опьянения или за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на предмет опьянения;
  2. виновник ДТП ранее был судим за совершение указанных выше нарушений в состоянии опьянения.

При данных обстоятельствах к виновнику применяются следующие санкции: штраф в размере от 200000 до 300000 рублей, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо принудительные работ на срок до двух лет, либо лишение свободы на срок до двух лет.

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]