ДТП на служебном автомобиле возмещение ущерба
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ДТП на служебном автомобиле возмещение ущерба». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ДТП является событие, произошедшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Аналогичное определение содержится в п. 1.2 Правил дорожного движения[1].
Следует отметить расплывчатость данного определения, в связи с чем сотрудники ГИБДД могут признать ДТП «любые неординарные случаи на дороге».
Так, в судебной практике имеются дела, по которым суд не признал ДТП съезд автомобиля в кювет (Постановление Сямженского районного суда Вологодской области), наезд на собаку (Решение Вашкинского районного суда Вологодской области от 27.01.2010), попадание автомобиля в колею (Решение Октябрьского городского суда Самарской области по делу об административном правонарушении от 12.04.2010 № 12-13/2010) и отказал в привлечении их участников к административной ответственности.
Какие тонкости ДТП, если попали на служебном автомобиле?
Рассмотрим наиболее проблемную ситуацию, при которой в результате ДТП, совершенного по вине работника, ущерб причинен работодателю (повреждение служебного автомобиля) и/или транспортному средству третьего лица.
Здесь возникают два правоотношения:
1) по возмещению ущерба работодателю;
2) по возмещению ущерба третьему лицу.
Обязанность работника по возмещению ущерба работодателю возникает в силу ст. 238 ТК РФ, в соответствии с которой работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, под которым в рассматриваемом случае понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (автомобиля).
По общему правилу, предусмотренному ст. 241 ТК РФ, работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка.
В перечень категорий работников, с которыми могут заключаться договоры о полной материальной ответственности, водители автомобиля не входит.
К сведению: в силу ст. 239 ТК РФ материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.
Однако в случае, если будет установлено, что ДТП совершено по вине работника вследствие нарушения Правил дорожного движения, работник будет нести полную материальную ответственность в силу п. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ, так как ущерб причинен в результате административного проступка, что подтверждается и судебной практикой.
Пример 1.
Определением от 19.08.2010 №33-26061/2010 Московский городской суд оставил в силе решение Перовского районного суда г. Москвы от 01.04.2010 о взыскании с Захарова Е. А. в пользу Министерства внутренних дел 70 501,73 руб. материального ущерба, указав при этом: удовлетворяя заявленные исковые требования на основании положений п. 6 ст. 243 ТК РФ, суд обоснованно исходил из того, что оба ДТП произошли в результате нарушения Захаровым Е. А. Правил дорожного движения, то есть совершения последним административных проступков, которые были установлены соответствующими государственными органами, что подтверждается материалами дела, а именно сведениями, содержащимися в справках о ДТП и определении об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Следует отметить, что ст. 240 ТК РФ предоставляет работодателю право с учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, полностью или частично отказаться от его взыскания с виновного работника. Однако собственник имущества организации может ограничить указанное право работодателя.
Согласно ст. 246 ТК РФ размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени его износа.
При этом работодателю следует помнить, что в соответствии с п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 16.11.2006 №52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю» (далее – Постановление № 52) если за время рассмотрения дела в суде размер ущерба, причиненного работодателю утратой или порчей имущества, в связи с ростом или снижением рыночных цен изменится, суд не вправе удовлетворить требование работодателя о возмещении работником ущерба в большем размере либо требование работника о возмещении ущерба в меньшем размере, чем он был определен на день его причинения (обнаружения), поскольку ТК РФ такой возможности не предусматривает.
В случае если работник не возмещает ущерб работодателю в добровольном порядке, работодатель в соответствии с ч. 2 ст. 248 ТК РФ имеет право обратиться в суд с требованием о возмещении ущерба.
Однако следует иметь в виду, что в силу ст. 250 ТК РФ суд может с учетом степени и формы вины, материального положения работника и других обстоятельств снизить размер ущерба, подлежащего взысканию.
В пункте 16 Постановления №52 указано, что снижение размера ущерба допустимо в случаях как полной, так и ограниченной материальной ответственности.
Оценивая материальное положение работника, нужно принимать во внимание его имущественное положение (размер заработка, иных основных и дополнительных доходов), семейное положение (количество членов семьи, наличие иждивенцев, удержания по исполнительным документам) и т. п. Следует отметить, что требовать возмещения ущерба работодатель может только в случае наличия вины водителя в совершении ДТП.
Пример 2.
Определением от 21.09.2010 №33-28106/10 Московский городской суд оставил решение суда первой инстанции в силе и указал, что в соответствии с разъяснениями п. 4 Постановления №52 к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действий или бездействия) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.
Отсутствие вины работника исключает материальную ответственность перед работодателем.
В июле 2003 года вступил в силу Федеральный закон № 40-ФЗ, в соответствии с которым владельцы транспортных средств обязаны на определенных законом условиях и в определенном законом порядке страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
Согласно ст. 7 вышеуказанного закона страховая сумма, в пределах которой страховщик при на-ступлении каждого страхового случая (ДТП) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:
• в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, – не более 160 000 руб.;
• в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, – не более 160 000 руб.;
• в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, – не более 120 000 руб.
В тех случаях, когда размер причиненного ущерба не выше указанных сумм, особых проблем не возникает и причиненный потерпевшему ущерб возмещается страховщиком.
Если же размер ущерба превышает предельный размер страховой суммы, потерпевший имеет право обратиться в суд с требованием о возмещении оставшегося ущерба в порядке ст. 1072 ГК РФ. При этом иск предъявляется не к работнику, а к работодателю как владельцу источника повышенной опасности в соответствии со ст. 1079 ГК РФ.
На основании вышеуказанной статьи юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего (ст. 931, п. 1 ст. 935 ГК РФ), в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.
Статья 1068 ГК РФ предусматривает, что юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
По смыслу ст. 1079 ГК РФ под владельцем источника повышенной опасности следует понимать юридическое лицо или гражданина, которые используют его в силу принадлежащего им права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на других законных основаниях (например, по договору аренды, проката, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности).
Таким образом, в силу ст. 1068 и 1079 ГК РФ не признается владельцем источника повышенной опасности лицо, управляющее им в силу исполнения своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей на основании трудового договора (служебного контракта) или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем источника повышенной опасности.
Следовательно, на лицо, исполнявшее свои трудовые обязанности на основании трудового договора (служебного контракта) и причинившее вред имуществу владельца другого источника повышенной опасности в связи с использованием транспортного средства, принадлежавшего работодателю, ответственность за причинение вреда может быть возложена лишь при условии, что будет доказано: оно завладело транспортным средством противоправно (п. 2 ст. 1079 ГК РФ).
Противоправным можно признать завладение работником служебным автомобилем самовольно (без согласия работодателя) в нерабочее время в личных целях.
В случае совершения работником ДТП важно установить факт нахождения (ненахождения) работника при исполнении служебных обязанностей. В судебной практике встречаются случаи, когда работодатели стремились уйти от ответственности, ссылаясь на совершение работником ДТП после окончания рабочего дня. Однако суды в таких случаях часто встают на сторону работника.
Пример 3.
На возмещении ущерба потерпевшему работодателем правоотношения работника и работодателя (в части возмещения вреда, причиненного в результате ДТП) не заканчиваются, так как работодатель в силу п. 1 ст. 1081 ГК РФ имеет право обратного требования (регресса) к работнику.
Однако вернуть всю сумму, как правило, не получается. Это связано с тем, что работник может заявить ходатайство о снижении размера ущерба в силу ст. 250 ТК РФ.
Следует отметить, что суд вправе снизить размер ущерба, подлежащего взысканию с работника, только при наличии доказательств соответствующей степени вины и сложного материального положения работника. В судебной практике в качестве таких обстоятельств признаются наличие на иждивении несовершеннолетних детей и супруги, находящийся в отпуске по уходу за ребенком (Определение Московского городского суда от 12.10.2010 №33-32075), неосторожная форма вины и инвалидность работника (решение Полесского районного суда Калининградской области), наличие на иждивении двух студентов, обучающихся на платных отделениях учебных заведений, отсутствие личного подсобного хозяйства (решение Брединского районного суда Челябинской области).
Данные обстоятельства должны быть подтверждены (справки, договоры), в противном случае суд откажет в удовлетворении соответствующего ходатайства.
Пример 5.
Санкт-Петербургский городской суд в Определении от 10.08.2009 №10751 указал, что при отсутствии надлежащих письменных доказательств сложного материального положения работника (отсутствие собственности, сведения о среднем заработке) и установлении факта оплаты работником обучения в институте вывод суда первой инстанции о наличии оснований для снижения размера подлежащего взысканию ущерба, причиненного в результате ДТП, не может быть признан обоснованным.
Заключение.
Таким образом, приведенный анализ законодательства и судебной практики свидетельствует о том, что обязанность по возмещению ущерба, причиненного третьим лицам по вине работника в результате ДТП, первоначально возложена на работодателя.
Регрессное требование не всегда может возместить работодателю все потери, так как суд, учитывая имущественное положение работника и степень его вины, вправе снизить размер взыскиваемого ущерба. В этом случае работодателю остается только более тщательно подбирать кадры и осуществлять контроль за своими работниками.
Согласно статьи 1068 ГК РФ:
Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
При толковании указанной нормы закона, в настоящей статье, термин «работник» включает в себя физических лиц, которые управляют транспортом на основании трудового договора (контракта), и лиц, выполняющих ту же работу по гражданско-правовому договору. В обоих случаях, действия водителя осуществляются в интересах и по заданию работодателя (заказчика) и под его контролем.
Поэтому закон возлагает на работодателя (заказчика), ответственность за ущерб, нанесённый потерпевшему при ДТП, работником – водителем.
Таким образом работники, совершившие ДТП при исполнении трудовых обязанностей, должны знать и помнить о том, что за их действия, повлекшие наступление вреда несет ответственность работодатель.
После ДТП с участием работников, их работодатели требуют от подчиненных им водителей полного возмещения причинённого материального вреда.
Вместе с тем? такие притязания зачастую не всегда основаны на законе.
Правовым обоснованием рассматриваемых требований является трудовой договор, подписанный водителем при приёме на работу.
Включение в контракт условия о полной материальной ответственности водителя за повреждение автомобиля и иного имущества, по общему правилу, не является основанием, позволяющим взыскать причиненный работником вред.
Следует знать: полная материальная ответственность работника не может устанавливаться договором.
Порядок и условия возмещения вреда, причиненного работником, устанавливаются нормами Трудового кодекса РФ.
Условия трудового контракта либо иного договора перевозки пассажиров или грузов автомобильным транспортом, должны соответствовать нормам закона.
В противном случае, они признаются недействительными и не влекут за собой никаких юридических последствий.
Поэтому водителю – работнику, совершившему ДТП, рекомендуется воздержаться от выполнения требований работодателя о возмещении причиненного ущерба.
Для того, чтобы правильно понять суть ответственности работника рассмотрим основополагающие нормы закона.
В статье 22 Трудового кодекса РФ закреплено право работодателя привлечь работника к материальной ответственности.
Однако в каждом отдельном случае ДТП, следует разобраться и ответить на вопрос: имеются ли основания для этого?
В соответствии с законом, ответственность работника за причинение материального вреда работодателю, наступает только при наличии его вины, доказанной в установленном законом порядке.
Статья по теме:
Как оспорить вину в ДТП
В соответствии со статьей 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный прямой действительный ущерб.
Прямым действительным ущербом признается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
Взыскание ущерба с виновного работника, является правом работодателя. Последний может освободить работника материальной ответственности на основании статьи 240 ТК РФ.
Закон ограничивает размер ответственности работника за причинённый вред в пределах среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ). Вместе с тем, ТК РФ предусматривает возможность и полной ответственности работника.
Основания для полноразмерной ответственности перечислены в статьях 242, 243 ТК РФ.
-
Совершение ДТП и привлечение к административной ответственности, вступившим в законную силу постановлением ГИБДД, суда.
Рекомендуем к ознакомлению:
Порядок обжалования и отмены постановления ГИБДД
Нарушение ПДД РФ водителем транспортного средства, ответственность за которое предусмотрена главой 12 Кодекса РФ об административных правонарушениях, должно повлечь за собой назначение наказания.
Непривлечение к такого рода ответственности и прекращение производства по делу, не влечет за собой полной материальной ответственности работника и подтверждается судебной практикой.
Такая позиция отражена в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 N 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю».
Статьи по теме:
Как обжаловать постановление ГИБДД в суде
Административная ответственность за нарушения ПДД РФ
-
Совершение ДТП, квалифицированного как преступление, то есть повлекшего причинение смерти или тяжкого вреда здоровью потерпевшего и подтверждённое вступившим в законную силу приговором суда.
При этом не имеет значение с какой формой вины было совершено преступное деяние.
-
Причинения вреда в ДТП водителем — работником, находящимся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического, токсического).
Факт опьянения требует надлежащего подтверждения. Таковым является акт медицинского освидетельствования или заключение медико-наркологической экспертизы.
-
Причинение вреда при ДТП вне рабочего времени с использованием транспортного средства, принадлежащего работодателю.
Важно знать: ответственность работника – водителя транспортного средства перед работодателем исключается в случаях причинения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны, а равно и при неисполнении работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для поддержания в технически исправном состоянии транспортного средства, вверенного работнику для исполнения трудовых обязанностей.
Если ДТП уже произошло, в первую очередь не стоит паниковать. В подобных случаях очень важны четкие действия именно в первый момент.
Важно! Итак, приведем порядок действий в такой ситуации:
- включить аварийный сигнал автомобиля и выставить на дорогу знак аварии;
- проверить другой автомобиль на наличие пострадавших, по возможности помочь им выбраться из машины, а также вызвать бригаду скорой помощи;
- не допускать изменения положения транспорта после столкновения;
- вызвать на место аварии сотрудников ГИБДД;
- сообщить руководству о произошедшем, дабы оно вызвало эксперта или представителя страховой компании;
- самостоятельно произвести осмотр служебного автомобиля, по возможности зафиксировать полученные дефекты и повреждения;
- произвести съемку мест ДТП со всех возможных ракурсов, дополнительно засняв и второй автомобиль;
- найти свидетелей и очевидцев происшествия, записать их имена и контактные данные, можно взять с них пояснения или попросить о даче показаний;
- при общении с сотрудниками инспекции сохранять спокойствие, подробно описать произошедшее ДТП;
- до выяснения всех обстоятельств своей вины не признавать;
- перед подписанием протокола его текст необходимо внимательно прочитать, обратив внимание на то, чтобы в записях значилось слово «водитель», а не виновник ДТП;
- если записи в протоколе не соответствуют данным показаниям, подписывая, обозначить свое несогласие письменно, сделав запись «с протоколом не согласен»;
- истребовать с сотрудника копии всех документов, оформленных на месте происшествия, а недостающие получить в отделении ГИБДД.
Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.
Вопрос принадлежности или формы собственности автомобиля не делает его менее опасным. А последствия происшествия на дороге не всегда возлагаются на плечи водителя, если автомобиль служебный.
Если автомобиль попал в ДТП, когда водитель выполнял свою работу – профессиональные обязанности – то вина, если она доказана, возлагается на организацию, которой он принадлежит. Последнее определяется по смыслу ст. 1068 ГК РФ.
В соответствии с данной нормой частное лицо или организация обязаны возместить ущерб, причиненный его транспортным средством в то время, когда водитель выполнял свои трудовые обязанности.
Сбил пешехода и уехал с места ДТП.
Что делать, если автомобиль в кредите попал в ДТП и восстановлению не подлежит, читайте тут.
Нужно ли делать техосмотр после ДТП, читайте по ссылке:
Если автомобиль и ответственность организации застрахована в соответствии с нормами закона, то ущерб возмещается:
- из фондов страховщика или за счет другого участника аварии, если его виновность доказана:
- если вина второго участника обозначена, то водитель, управлявший служебным транспортом, освобождается от ответственности, и претензий к нему не предъявляется;
- в ходе судебного разбирательства водитель служебного автомобиля, если он не виновен, привлекается в качестве третьего лица;
- никаких финансовых требований к последнему не предъявляется, и из зарплаты ничего не удерживается.
Ремонт пострадавшего автомобиля осуществляется за счет средств страховой компании, в которой застрахован виновник аварии. Если полиса ОСАГО у него нет, то он обязан произвести оплату ремонта за счет личных средств.
Учтите! Если вина водителя служебного транспорта доказана, или средств страховки недостаточно, остаточную стоимость ремонта или возмещение ущерба могут возложить на него.
ДТП по вине работника: кто возместит ущерб
Рассматриваются ситуации, в которых водитель использовал транспорт для личных целей в нерабочее время. Последнее подтверждается отсутствием путевого листа, если перевозился груз, то сопроводительных документов на него.
В этом случае события могут развернуться в трех направлениях:
- водитель служебной машины признан потерпевшим, то есть не виновен в аварии, тогда вся ответственность за причиненный ущерб возлагается на страховую компанию, клиентом которой является виновник аварии. Но страховщик может отказаться от возмещения, сославшись на тот факт, что транспорт использовался в нерабочее время. В этой ситуации организации, владеющей автомобилем, необходимо доказывать свою правоту в суде, который с большой вероятностью примет решение в ее пользу;
- если средств страхового возмещения будет недостаточно, то остаточную стоимость ремонта будет оплачивать водитель служебного транспорта, использовавший его в нерабочее время;
- если вина водителя служебного транспорта очевидна и доказана, то для него ситуация сложится критично. Так, ущерб возложат на собственника автомобиля – организацию. Но она вправе возложить его на водителя, использовавшего транспортное средство в нерабочее время. Даже если он откажется его выплачивать, в судебном порядке его вынудят это сделать, так как данная норма предусмотрена трудовым законодательством.
Эта норма вытекает из смысла статьи 243 ТК РФ, гласящей, что материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях:
- причинение ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;
- причинение ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.
Кроме того, ремонт служебного транспорта также возложат на водителя, использовавшего его во внеурочное время и допустившего ДТП. Понесенные организацией судебные издержки и возмещение морального вреда также возложат на сотрудника.
Для определения лица, ответственного за ДТП, потребуется точное установление того, в какой момент произошла авария – в рабочее или личное время. Работодатель несет ответственность за действия работника в период его трудовой смены. При исполнении обязанностей рабочий режим должен быть оформлен соответствующими документами:
- Путевым листом, в котором указан маршрут, время выезда и окончания работы.
- Накладными, подтверждающими исполнение должностных обязанностей.
Работники должны иметь четко организованный план по размещению транспортного средства после окончания рабочей смены. Местом хранения может стать складское помещение, площадка в месте ведения деятельности или платная автостоянка, обозначенная работодателем. Вне выезда на маршрут по заданию руководителя лицо не должно использовать технику. О графике использования личных автомобилей, используемых в качестве служебных, должно быть составлено соглашение между сторонами.
Если виновных в аварии лиц не установлено, то страховая компания ущерба не оплачивает. А восстановление пострадавшего автомобиля производится за счет средств компании, которой он принадлежит.
По закону последняя не вправе потребовать с водителя возмещения средств, затраченных на ремонт авто, или его полную стоимость.
Иногда организации пытаются «давить» на сотрудника, вынуждая подписать долговую расписку или начать выплачивать ущерб.
Водителю стоит стоять на своем, отказываясь платить и давать расписку. С этим документом организация обязательно пойдет в суд, и даже если он составлен без нотариуса, суд примет ее сторону и уже на законных основаниях обяжет водителя платить.
Последовательность событий в данной ситуации следующая:
- сумма ущерба не выше среднемесячного оклада: издается приказ о привлечении служащего к материальной ответственности не позже месяца, когда был издан акт комиссии. Удержание производится из зарплаты сотрудника;
- сумма ущерба равна или меньше среднего оклада, но работодатель пропустил сроки. В таком случае он вынужден будет обращаться в суд;
- сумма ущерба выше величины среднемесячного оклада, работодатель может предъявить требования о возмещении ущерба сотруднику только через суд.
Вторая и третья ситуации схожи между собой по порядку выплаты:
- вступает в действие решение суда;
- работодателю выдается исполнительный лист;
- с этим листом работодатель идет в службу судебных приставов;
- возбуждается исполнительное производство;
- приставы взыскивают ущерб с сотрудника посредством изъятия или продажи имущества или вычетами из заработной платы.
Когда шофер оказывается в ДТП служебной машине и в рабочее время, ситуация быстро и просто разрешается. Все разбирательства перекладываются на юридическое лицо, которое является собственником машины. Если же водитель управляет транспортом в свое нерабочее время и у него нет на это разрешения от работодателя, ему придется понести ответственность в полной мере, возместив ущерб и владельцу авто, и всем пострадавшим в аварии участникам.
Возмещение вреда, причинённого работником при ДТП
Когда происходит ДТП по вине сотрудника во время рабочей поездки, нанесенный третьим лицам вред будет возмещать именно работодатель. После этого представители компании будут взыскивать ущерб со своего сотрудника, подавая регрессивный судебный иск по статье 1081 из Гражданского кодекса России.
Однако в отдельных случаях все происходит иначе, а именно по статье 1068 из ГК. Мы говорим о ситуации, когда ущерб от ДТП третьи лица получают в тот момент, когда сотрудник компании находится не в рабочей поездке, а использует служебную машину в личных целях.
Согласно постановлению ГИБДД об административных наказаниях, когда авария происходит в результате нарушения ПДД, полную материальную ответственность работник должен будет понести перед своим работодателем. Это подробно расписано в шестом пункте первой части статьи 243 Трудового кодекса.
Регрессный иск подается работодателем в течение года после выплаты денежных компенсаций пострадавшим в ДТП людям. Если годичный срок будет упущен, компания с высокой вероятностью проиграет дело по формальным основаниям, так как срок давности на взыскание ущерба выйдет (согласно статье 392 из Трудового кодекса РФ на 2018 год).
Срок давности начинает исчисляться со дня выплаты сумм компенсации вреда пострадавшим, а не со дня дорожно-транспортного происшествия. Этот вывод можно сделать, изучив третий абзац в 15 пункте постановления №52 Верховного суда России.
Обвинение в отношение сотрудника компании, попавшего в ДТП на служебной машине, подтвердит не только его вину в совершении нарушения, но и тот факт, что он нанес ущерб своему работодателю по причине противозаконных действий. Судебный приговор позволит юридическому лицу или организации взыскать со своего сотрудника всю стоимость ремонта поврежденного при ДТП служебного ТС. Это сказано в 243 статье Трудового кодекса – часть первая, пункт пятый.
Ущерб с водителя, совершившего ДТП на служебном автомобиле работодателя, взыскивается поэтапно. Сначала организация определяет размер возмещаемого ущерба при аварии, для чего формируется комиссия по статье 247 из Трудового кодекса. Сумма рассчитывается с учетом фактических потерь по рыночным ценам. Но не меньше стоимости имущества согласно бухгалтерским учетам. В обязательном порядке учитывается и степень износа имущества (все это по статье 246 Трудового кодекса). Размер ущерба рассчитывают на момент аварии со служебным транспортом, а специалисты определяют стоимость необходимых запчастей и ремонтных работ.
Комиссией выявляются причины нанесения ущерба. В статье 247 из Трудового кодекса уточняется, что сотрудник обязан написать письменное объяснение причин ДТП на служебном автомобиле. Форма свободная и не регламентирована законными нормативами. Главное, чтобы на объяснительной была подпись сотрудника. Если он откажется от ее написания, работодатель оформит акт ущерба при ДТП, который подпишут должностные лица компании или члены комиссии.
Организация взыщет материальный ущерб со своего водителя, попавшего в ДТП на служебном транспорте. Если сумма не превысит среднемесячный заработок сотрудника, ее удержат из заработной платы по приказу руководства. Приказ должен быть издан в течение месяца с момента определения размера ущерба – это требования статьи 248 из Трудового кодекса.
По 138 статье из этого же кодекса общий размер удержаний при каждой выплате заработной платы не должен превышать 20 процентов. Если месяц прошел или работник отказывается возмещать ущерб добровольно, а сумма превышает его зарплату, на него будет подан судебный иск.
По соглашению между сотрудником компании и руководством виновный в аварии на служебном транспорте водитель может возмещать сумму в рассрочку. В данном случае работник даст письменное обязательство о возмещении, указав конкретные сроки. Если он после этого уволится, недостающая сумма будет взыскана через суд.
Двойная ответственность — ДТП на служебной машине: кто и за что заплатит?
Чаще всего служебный автомобиль отдаётся сотруднику в постоянное пользование, а не только на время рабочего дня. Соответственно и авария может произойти далеко не в рабочее время.
В соответствии с законодательством, все необходимые выплаты будут произведены работодателем виновного водителя. Но после этого предприятие может подать иск в отношении сотрудника о возмещении всех выплат. Предприятие может потребовать компенсации как полной суммы выплат по аварии, так и запросить материальную компенсацию или материальный ущерб.
С компенсацией полной стоимости ущерба всё просто. Сотрудник, посредством частичных выплат (вычетов) из заработной платы, погашает долг или же одним платежом. Кроме того он обязан отремонтировать служебную машину.
Сложнее дела обстоят с материальной компенсацией. Так как автомобиль это одно из средств получения прибыли организации, то в случае его неиспользования или простоя, хуже – поломки, организация несёт убытки или не получает прибыль, на которую изначально рассчитывала. Эта сумма, на которую рассчитывала организация, может быть взыскана в данном случае с виновного сотрудника. Её сумма может быть определена как 2/3 тарифной ставки. Данная сумма необязательна для востребования с сотрудника, её взыскание основывается на интересах работодателя.
Если в ситуации ДТП сотрудник компании и одновременно водитель находился в состоянии какого-либо опьянения, неважно наркотического или алкогольного, то весь нанесённый ущерб обязан выплатить именно сотрудник.
Всегда ответственность в случае аварии со служебным автомобилем будет ложиться на юридическое лицо, если её работник в это время был за рулём и нарушил правила. Если в случае аварии были жертвы, то родственники погибшего предъявят иск компании, а не водителю.
Определим для начала понятие регрессивные требования. Интернет определяет это следующим образом. Регресс — обратное требование о возмещении уплаченной суммы, предъявляется одним физическим или юридическим лицом к другому обязанному лицу.
То есть работодатель в случае выплат по ДТП в пользу пострадавшего, имеет полное право взыскать данную сумму с виновного водителя-сотрудника. Это регламентируется Ст. 1081 ГК РФ. Но в то же время в соответствии со ст. 238 ТК РФ, запрос может быть выставлен только на возмещение прямого действительного ущерба.
Сумма будет выплачена при условии:
- количество имущества предприятия было уменьшено;
- состояние имущества стало значительно хуже;
- были потрачены деньги на восстановление принадлежащего предприятию имущества или на имущество третьего лица, которое пострадало в результате ДТП.
Все основные критерии ДТП были названы, соответственно расплата по задолженностям в результате ДТП будет соответствовать вышеперечисленным правилам. А значит и предприятие имеет полное право выставить регрессное требование к сотруднику.
Выплаты сотрудником будут производиться из его дохода, учитывается его размер. Исключением станет единовременное погашение задолженности, например, в случае расторжения с данным сотрудником трудового договора.
Сам водитель будет отвечать за нарушение в случае:
- если совершено уголовное или административное правонарушение;
- работодатель понёс серьёзные убытки из-за действий сотрудника.
В соответствии ст. 241 ТК РФ с сотрудника может вычитаться только сумма, не превышающая его среднемесячный заработок. Именно поэтому само по себе признание сотрудника работника виновным в ДТП не является основанием для наложения на него полной материальной ответственности.
Для того чтобы предотвратить аварии со служебными авто, владельцы этих автомобилей обязаны анализировать причины, которые привели к этим авариям. Этим они должны заниматься в соответствии со ст. 20 ФЗ РФ №196 «О безопасности дорожного движения».
Именно поэтому работодатель обязан провести внутреннее расследование, которое выявит:
- причины аварии;
- обстоятельства в которых произошло ДТП: дорожная ситуация и действия водителей во время происшествия.
- последствия, которые будут определены сотрудником ГИБДД или аварийным комиссаром;
- виновных сотрудников, как водителя, так и обслуживающий технику персонал.
- недочеты в деятельности предприятия.
Для того чтобы провести служебное расследование, необходимо собрать комиссию во главе с руководителем организации или его заместителем. На проведения проверки отводится 7 рабочих дней. Очень часто выявляются сторонние причины аварии, которые заключаются в несвоевременном обслуживании автомобиля или внешних факторах, таких как некачественная уборка улиц, недостаточная освещённость и другие причины.
В основном выплаты по авариям производит страховая компания, с которой заключило договор юридическое лицо. Компании-работодатели стараются обезопасить себя и своих сотрудников от непреднамеренных выплат, часто направляют их на дополнительное обучение и выдают в пользование автомобили лишь проверенным служащим.
Если стоимости страховки не хватает для выплат в случае причинённого их сотрудником ущерба, то работодатель обязан сам выплатить эту разницу, а после, при желании, взыскать её с собственного сотрудника одним платежом или же ежемесячно по частям. Кроме того предприятие может подать в суд иск с претензией на выплату материальной компенсации.
Наглядный пример ДТП со служебным транспортом
Когда сотрудник компании попадает в аварию без страхового полиса или если водитель в него не вписан, дополнительной ответственности избежать не удастся. По требованиям КоАП за недобросовестное соблюдение страхового права на собственника автомобиля налагают ответственность.
В итоге получается, что в случае с ДТП на служебном транспорте со страховщиками разбираются представители компании, в которой работает водитель. Шофер, попавший в ДТП, не принимает участие в судебных разбирательствах.
Несмотря на это, сотруднику компании, который находился за рулем служебной машины при аварии, в любом случае понесет некоторую ответственность. Если в суде выяснится, что именно водитель виноват в происшествии, с него впоследствии вычтут компенсацию на ремонт служебного транспортного средства. Скорее всего, нужную сумму вычтут из его заработной платы.
У работодателя есть законное право привлечь виновника ДТП, сидящего за рулем, к ответственности. Это предусматривается требованиями правовых актов из действующего в 2020 году законодательства.
Если при судебном разбирательстве выяснится, что действия сотрудника компании не являются причиной ДТП, ни у работодателя, ни у государственных учреждений не будет законного права привлечь сотрудника к ответственности по закону.
Не забывайте также о том, что ответственность за отсутствие страховки или другие нарушения, совершаемые водителем, перекладывается на юридическое лицо лишь в том случае, если ДТП происходит в рабочее время, то есть когда сотрудник выполняет свои трудовые обязанности. Когда виновник ДТП оказывается за рулем в нерабочее время, это уже совсем другая ситуация. Главное не скрываться с места аварии, иначе последствия будут серьезными!
Когда шофер оказывается в ДТП служебной машине и в рабочее время, ситуация быстро и просто разрешается. Все разбирательства перекладываются на юридическое лицо, которое является собственником машины. Если же водитель управляет транспортом в свое нерабочее время и у него нет на это разрешения от работодателя, ему придется понести ответственность в полной мере, возместив ущерб и владельцу авто, и всем пострадавшим в аварии участникам.
ДТП с участием транспорта организации
Когда происходит ДТП по вине сотрудника во время рабочей поездки, нанесенный третьим лицам вред будет возмещать именно работодатель. После этого представители компании будут взыскивать ущерб со своего сотрудника, подавая регрессивный судебный иск по статье 1081 из Гражданского кодекса России.
Однако в отдельных случаях все происходит иначе, а именно по статье 1068 из ГК. Мы говорим о ситуации, когда ущерб от ДТП третьи лица получают в тот момент, когда сотрудник компании находится не в рабочей поездке, а использует служебную машину в личных целях.
Для определения лица, ответственного за ДТП, потребуется точное установление того, в какой момент произошла авария – в рабочее или личное время. Работодатель несет ответственность за действия работника в период его трудовой смены. При исполнении обязанностей рабочий режим должен быть оформлен соответствующими документами:
- Путевым листом, в котором указан маршрут, время выезда и окончания работы.
- Накладными, подтверждающими исполнение должностных обязанностей.
Работники должны иметь четко организованный план по размещению транспортного средства после окончания рабочей смены. Местом хранения может стать складское помещение, площадка в месте ведения деятельности или платная автостоянка, обозначенная работодателем. Вне выезда на маршрут по заданию руководителя лицо не должно использовать технику. О графике использования личных автомобилей, используемых в качестве служебных, должно быть составлено соглашение между сторонами.
Согласно постановлению ГИБДД об административных наказаниях, когда авария происходит в результате нарушения ПДД, полную материальную ответственность работник должен будет понести перед своим работодателем. Это подробно расписано в шестом пункте первой части статьи 243 Трудового кодекса.
Регрессный иск подается работодателем в течение года после выплаты денежных компенсаций пострадавшим в ДТП людям. Если годичный срок будет упущен, компания с высокой вероятностью проиграет дело по формальным основаниям, так как срок давности на взыскание ущерба выйдет (согласно статье 392 из Трудового кодекса РФ на 2020 год).
Срок давности начинает исчисляться со дня выплаты сумм компенсации вреда пострадавшим, а не со дня дорожно-транспортного происшествия. Этот вывод можно сделать, изучив третий абзац в 15 пункте постановления №52 Верховного суда России.
Когда ДТП на служебном автомобиле происходит в тот момент, когда водитель находится под алкогольным опьянением, и это подтверждает медицинская экспертиза и постановление ГИБДД после разбора ДТП, работник компании вынужден будет в полной мере возместить весь нанесенный ущерб третьим лицам и работодателю. Это сказано в четвертом пункте первой части статьи 243 Трудового кодекса.
Если работник сможет избежать ответственности по КоАП за управление служебным ТС в состоянии опьянения, оспорив наказание с использованием процессуальных ошибок инспектора, работодатель тоже не сумеет взыскать стоимость ремонта в полном объеме. Для этого юридическому лицу потребуются доказательства того, что при аварии его сотрудник действительно был под алкогольным или наркотическим опьянением.
Обвинение в отношение сотрудника компании, попавшего в ДТП на служебной машине, подтвердит не только его вину в совершении нарушения, но и тот факт, что он нанес ущерб своему работодателю по причине противозаконных действий. Судебный приговор позволит юридическому лицу или организации взыскать со своего сотрудника всю стоимость ремонта поврежденного при ДТП служебного ТС. Это сказано в 243 статье Трудового кодекса – часть первая, пункт пятый.
Компенсацию за вред при ДТП можно требовать не только с собственника машины
Если в результате дорожно-транспортного происшествия поврежден служебный автомобиль, возникает вопрос о необходимости и возможности применить финансовые санкции к водителю. Если ущерб покрывает страховая компания, вопрос о материальной ответственности водителя не возникает.
Во всех остальных случаях важно понимать, что материальная ответственность водителя возможна только в одном случае — он признан виновным в совершении ДТП.
Сотрудник должен будет возместить прямой действительный ущерб (за поврежденный автомобиль работодателя) и сумму возмещения ущерба, которая была выплачена пострадавшей стороне. Взыскивать с водителя недополученный из-за аварии доход (упущенную выгоду) работодатель не имеет права. Об этом говорится в статье 238 ТК РФ.
Актуальным является вопрос: можно ли заключить договор о полной материальной ответственности с водителем служебного автомобиля, чтобы в случае ДТП обязать его возместить причиненный ущерб?
На данный вопрос следует ответить отрицательно. Дело в том, что заключить договор о полной материальной ответственности можно только с теми сотрудниками, должности которых указаны в перечне, утв. постановлением Минтруда России от 31.12.2002 № 85. Должность водителя в данном перечне отсутствует.
Однако напомним, что если водитель будет признан виновником ДТП, то нанесенный материальный ущерб он должен возместить в полном объеме и без дополнительного договора о полной материальной ответственности (подп. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).
По распоряжению работодателя с работника можно взыскать сумму, не превышающую его среднемесячный заработок (ст. 241 ТК РФ). Если же размер ущерба превышает его среднемесячный заработок, то взыскать сумму ущерба можно либо на основании соглашения с работником о добровольном возмещении убытков, либо по решению суда.
Как рассчитать сумму среднемесячного заработка, в законодательстве не сказано. Имеется только порядок расчета среднего дневного (часового) заработка. Речь идет о положении, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922. Мы рекомендуем применять его и данной ситуации и рассчитывать среднемесячный заработок путем умножения показателя «средний дневной заработок» на число рабочих дней в месяце, в котором произошло ДТП, или путем умножения показателя «средний часовой заработок» на количество рабочих часов в данном месяце.
Если удержания производятся по инициативе работодателя, их размер ограничен. Удерживать можно не более 20 % заработной платы. Согласно статье 138 ТК РФ максимальный размер удержаний нужно рассчитывать исходя из дохода, причитающегося сотруднику. Следовательно, до расчета норматива «20 %» нужно уменьшить сумму заработка на НДФЛ.
Также отметим, что работодатель может полностью или частично отказаться от финансовых претензий к виновному в аварии сотруднику-водителю, учитывая обстоятельства происшествия (ст. 240 ТК РФ).
Если сотрудник, попавший в ДТП, предъявит в бухгалтерию работодателя больничный листок, ему должны начислить пособие по временной нетрудоспособности.
В тех случаях, когда травма носит серьезный характер и сотрудник находится на излечении в течение длительного времени, у практикующих специалистов могут возникать вопросы о необходимости выплачивать пособие за весь период болезни (в том числе продолжающийся несколько месяцев).
По общему правилу, период, за который выплачивается пособие по временной нетрудоспособности, отсчитывается с первого дня болезни и до выздоровления работника. Или же до того момента, когда медико-социальная экспертная комиссия назначит ему группу инвалидности. Это определяет статья 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее — Закон № 255-ФЗ).
Сроки, когда работника могут направить на медико-социальную экспертизу (МСЭ), оговорены в пункте 27 Порядка, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н.
Так, по решению врачебной комиссии после травм и реконструктивных операций, больничный лист может быть выдан на срок не более 10 месяцев, а при лечении туберкулеза — на срок не более 12 месяцев. По истечении этих сроков и при благоприятном клиническом и трудовом прогнозе работника направляют на МСЭ либо выписывают. Если же прогноз неблагоприятен, больного направят на МСЭ раньше — в срок, не превышающий четырех месяцев с начала болезни.
При этом если врач выдает новый листок нетрудоспособности (продолжение), он должен одновременно оформить предыдущий больничный. И по нему работодатель не просто может, но и обязан назначить и выплатить пособие, несмотря на то, что процесс выздоровления еще продолжается.
Дополним, что дополнительные ограничения по максимальному оплачиваемому периоду больничного установлены:
- для лиц, которые на момент страхового случая (в данной ситуации — ДТП) были признаны инвалидами;
- для лиц, с которыми заключен трудовой договор на срок менее 6 месяцев.
Инвалидам пособие начисляется за период не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев при суммарном расчете за год*. Лицам, с которыми заключен трудовой договор на срок не более шести месяцев, оплачивается не более 75 дней больничного.
Примечание:
* Подробнее о расчете пособий и исчислении налогов и страховых взносов в случае признания работника инвалидом читайте в № 12 «БУХ.1С» за 2012 год, стр. 26.
Порядок расчета пособия будет различным в зависимости от того, признается ли ДТП травмой производственного характера (несчастным случаем на производстве) или нет (см. таблицу 1).
Таблица 1
Классификация ДТП
№ п/п |
Ситуация* |
Является ли травмой производственного характера (несчастным случаем на производстве) |
Комментарий |
||||||||||||||
1 |
Сотрудник получил травму при ДТП на служебном транспорте в рабочее время |
+ |
В большинстве случаев такие травмы признаются производственными |
||||||||||||||
2 |
Сотрудник получил травму при ДТП на личном транспорте в рабочее время |
+/- |
Травма может быть признана производственной, если имеются документы, обосновывающие использование личного автомобиля работника в служебных целях: договор аренды или трудовой договор с сотрудником, в котором предусматривается выплата компенсации за использование личного имущества в служебных целях. Такую позицию ФСС РФ высказывает в письме от 26.03.2009 № 02-15/06-646л. Если указанных документов нет, не исключены споры с ФСС РФ. В качестве примера положительного для работодателя исхода дела можно привести Постановление Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 № 11775/10. По материалам дела ФСС РФ отказал работодателю в возмещении расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в следующей ситуации. По устному распоряжению непосредственного руководителя работники поехали на личном автомобиле одного из них в магазин для приобретения товаров для производственных нужд. ФСС РФ полагал, что организация должна была предоставить документы, подтверждающие факт поездки и ее производственный характер: — приказ руководителя об использовании личного автомобиля для служебных поездок; — путевой лист; — документы, подтверждающие приобретение товаров для производственных нужд. Президиум ВАС наличие указанных документов обязательным не посчитал. |
||||||||||||||
3 |
Сотрудник получил травму при ДТП во время обеденного перерыва |
— И.И. Иванов работает водителем в ООО «База» с декабря 2011 года. Это его первое место работы. В результате ДТП сотрудник получил травму. Вины сотрудника в произошедшем ДТП нет. Иванов предъявил в бухгалтерию организации листок нетрудоспособности, подтверждающий, что он болел с 11 по 30 января 2013 года. Сотруднику полагается пособие в размере 100 % среднего заработка. Бухгалтер рассчитал пособие по временной нетрудоспособности сотруднику следующим образом. Расчетный период для исчисления пособия декабрь 2011 — декабрь 2012 года (два календарных года, предшествующих году начала страхового случая). В 2011 году работнику начислена зарплата в размере 20 000 руб. В 2012 году Иванову начислены: — зарплата в сумме 470 000 руб.; — отпускные в сумме 21 000 руб.; — больничное пособие в сумме 2 000 руб. Сумма заработка, учитываемого при расчете пособия по временной нетрудоспособности, равна: 470 000 руб. + 21 000 руб. = 491 000 руб. Сумма больничного пособия в расчете не участвует, т. к. данные выплаты освобождены от взносов в ФСС РФ, а в расчет включаются только выплаты, входящие в базу для начисления взносов. Заработок работника за расчетный период равен: 491 000 руб. + 20 000 руб. = 511 000 руб. Средний дневной заработок Иванова составляет: 511 000 руб. / 730 дн. = 700 руб./дн. Пособие по временной нетрудоспособности, которое нужно начислить работнику, равняется: 700 руб./дн. х 20 дн. = 14 000 руб. Пособие выплачивается за счет ФСС РФ. Сумму пособия бухгалтер организации включил в базу для расчета НДФЛ. Иванов является налоговым резидентом, права на стандартные вычеты у него нет. Сумма налога с пособия по временной нетрудоспособности составила: 14 000 руб. х 13 % = 1 820 руб. Сотруднику выплатили за период болезни: 14 000 руб. — 1 820 руб. = 12 180 руб. Для принятия к зачету расходов по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве страхователь предоставляет в исполнительный орган ФСС материалы расследования данного случая. В комплект материалов расследования несчастного случая на производстве входят:
Указанные рекомендации приводят специалисты региональных отделений ФСС РФ. При решении вопроса о начислении пособия по временной нетрудоспособности работнику, пострадавшему в результате ДТП, важно проверить, не относится ли страховой случай к ситуациям, при которых пособие не начисляется (см. таблицу 2). Таблица 2 Случаи, когда пособие по временной нетрудоспособности не выплачивается*
Примечание: Сумма пособия зависит от страхового стажа работника. В соответствии со статьей 7 Закона № 255-ФЗ размер пособия по временной нетрудоспособности при заболевании или травме, за исключением размера пособия уволенного работника, зависит от страхового стажа в следующем порядке: страховой стаж до 5 лет — 60 % среднего заработка; страховой стаж от 5 до 8 лет — 80 % среднего заработка; страховой стаж 8 и более лет — 100 % среднего заработка. Если работник предъявил листок после увольнения и начало страхового случая приходится на период не позднее 30 дней после увольнения, ему выплачивается пособие в размере 60 % среднего заработка. Застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее шести месяцев, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов. При расчете пособия учитывается не фактическая зарплата, а заработок, рассчитанный исходя из МРОТ. Минимальный размер оплаты труда умножается на 24 месяца. Как следует из части 1 статьи 7 Закона № 255-ФЗ, застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до 5 лет пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается в размере 60 процентов среднего заработка. Размер дневного пособия работнику, имеющему страховой стаж менее шести месяцев, исчисляется путем умножения среднедневного заработка, рассчитанного в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона № 255-ФЗ, на 60 процентов ((МРОТ х 24 / 730) х 60 %). Аналогичные разъяснения можно найти на сайтах региональных отделений ФСС РФ. ДТП на служебном авто и возмещение ущербаВопрос о том, какие лица имеют право на получение зарплаты умершего работника, не является однозначным. Он регулируется нормами двух отраслей законодательства — трудового и гражданского. Статья 141 ТК РФ вступает в противоречие со статьей 1183 ГК РФ и ни один из данных актов не может быть признан безусловно обладающим большей юридической силой. Согласно статье 141 ТК РФ заработная плата, не полученная ко дню смерти работника, выдается членам его семьи или лицу, находившемуся на иждивении умершего на день его смерти. Таким образом, круг возможных получателей зарплаты и иных полагающихся умершему выплат включает в себя: членов семьи; лиц, не являющихся членами семьи, но находившихся на иждивении умершего ко дню его смерти (то есть не обязательно родственников умершего). В соответствие с пунктом 1 статьи 1183 ГК РФ право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали. Данная статья устанавливает дополнительное, не предусмотренное статьей 141 ТК РФ, требование по отношению к лицам, являющимся членами семьи умершего сотрудника. Они должны доказать, что проживали вместе с умершим. До устранения имеющихся в законодательстве противоречий мы рекомендуем указанное дополнительное требование гражданского законодательства РФ учитывать. Если зарплата сотрудникам перечисляется на банковские карточки, у практикующих специалистов могут возникнуть дополнительные вопросы. Предположим, дата смерти сотрудника 04.02.2013, а срок перечисления зарплаты за январь — 09.02.2013. В таком случае бухгалтер должен определиться, стоит ли перечислить зарплату на карточку или дождаться обращения лиц, имеющих право на неполученную ко дню смерти зарплату работника, погибшего в результате ДТП. По нашему мнению, правильным является именно второй вариант. Дело в том, что при перечислении зарплаты в безналичном порядке не исключен риск претензий со стороны лиц, которые имеют право на неполученную ко дню смерти зарплату умершего. Со смертью сотрудника теряют силу положения трудового договора, предусматривающие перечисление зарплаты в безналичном порядке. Следовательно, обязанности перечислить зарплату на карточку в работодателя нет. Увольнение сотрудника, умершего в результате ДТП, оформляется в обычном порядке. Работодатель обязан оформить приказ по форме № Т-8 и внести соответствующую запись в трудовую книжку. Увольнение следует оформить после получения свидетельства о смерти, поскольку до этого момента у работодателя нет доказательств того, что сотрудник умер. День увольнения при этом — день смерти работника. В случае смерти работника трудовая книжка (после внесения в нее соответствующей записи о прекращении трудового договора) выдается на руки одному из его родственников под расписку или высылается по почте по письменному заявлению одного из родственников. Бывает, что за получением трудовой книжки обращаются сразу несколько родственников. Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит норм о необходимости выдачи трудовой книжки родственнику умершего работника с учетом степени родства, а также не обязывает работодателя устанавливать наличие и местонахождение всех родственников, заинтересованных в получении трудовой книжки. Трудовая книжка обычно выдается первому обратившемуся и представившему свидетельство о смерти родственнику. После того, как произошло ДТП и были оформлены все необходимые бумаги, возникает закономерный вопрос: кто будет оплачивать ущерб от аварии? Если речь идет об ущербе третьим лицам по вине работника компании в результате ДТП, то ответчиком по делу всегда будет организация-работодатель. Например, речь идет о ситуации, когда автомобиль был застрахован по ОСАГО, но выплаты не покрыли всю сумму ущерба и потерпевший подал в суд. Безусловно, водитель – работник будет участвовать в судебных заседаниях, но только в качестве третьего лица. Далее работодатель должен выяснить все обстоятельства дела и для этого, согласно положениям ст. 247 ТК РФ, необходимо создать комиссию по расследованию данного случая на предприятии. После того, как была выяснена сумма ущерба, комиссия составляет акт и представляет его для ознакомления работодателю. Не позже месяца с момента подписания акта у руководителя предприятия имеется возможность взыскать ущерб с работника, если он не превышает среднемесячный заработок последнего. В случае пропуска данного срока, выплаты может назначить только суд. В судебный орган следует обращаться и в том случае, если сумма ущерба превышает среднемесячный заработок. Законодатель дает на это ровно 1 год с момента, когда работодателю стали известны обстоятельства причинения ущерба. Однако работник может изъявить желание выплатить сумму ущерба, равно как и предложить заменить вещи на аналогичную, или произвести ремонт. Для того, чтобы привлечь работника к ответственности, необходимо выяснить, имели ли место быть следующие составляющие:
При отсутствии этих 3 компонентов, привлечение к ответственности будет незаконным. Согласно ст. 192 ТК РФ, работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, которая выражается в следующих формах:
Напоминаем, что лишение премии законодатель к разновидностям дисциплинарных наказаний не относит. Для того, чтобы этот вид ответственности мог быть применен к работнику, представителю работодателя необходимо доказать, что он ненадлежащим образом выполнил свои обязанности, нарушил требования локальных актов организации и т.д. Иными словами, работник, во-первых, должен быть ознакомлен со всеми документами, нарушение положений которых ему вменяется. Во-вторых, должно быть проведено соответствующее расследование, по результатам которого составляется акт. ДТП на служебном авто: кто несет ответственность?Несмотря на то, что работник несет ответственность перед работодателем за то, что он причинил вред его имуществу, совершение дорожно-транспортного происшествия (далее – ДТП) само по себе не может повлечь наступления полной материальной ответственности служащего. Ст. 242 ТК РФ уточняет, что материальная ответственность в полном объеме может иметь место быть только в случаях, которые установлены законодателем. Обратимся к ст. 243, которая такие случаи перечисляет:
Ну и, конечно же, в том случае, если между работником и работодателем заключен договор (соглашение) о полной материальной ответственности. Данное соглашение можно подписывать только с теми категориями сотрудников, которые указаны в постановлении Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности». В противном случае документ не будет иметь правовых последствий. При это материальная ответственность в полном объеме будет распространяться только на груз или иные вверенные ценности работнику. На автомобиль, который пострадал в результат аварии ее действие не распространяется (ст. 243 ТК РФ). В остальных случаях пределы материальной ответственности ограничиваются средним месячным заработком гражданина. Если в результате совершения ДТП уполномоченными органами было выяснено, что работник, например, находился в состоянии алкогольного опьянения, управляя при этом автомобилем или обнаружен иной состав административного правонарушения или уголовного преступления, то гражданин будет привлечен к одному из видов ответственности. Для этого необходимо соблюсти следующие условия:
Материальная и административная/уголовная ответственность связаны между собой. Речь идет о том, что при установлении факта привлечение работника к одному из последних видов ответственности, «автоматически» он должен полностью выплатить ущерб, нанесенный работодателю; то есть ограниченная материальная ответственность переходит в полную. Даже если вина работника в ДТП доказана, это не значит, что он должен возмещать полную стоимость ремонта служебного автомобиля. По общему правилу работник возмещает ущерб только в размере среднего заработка. Весь ущерб он возмещает в определенных случаях. Например, если ДТП произошло во время поездки по личным делам (п. 8 ч. 1 ст. 243 ТК РФ). Различие между личными и служебными поездками зависят от их цели. Суд признает поездку служебной, если работник выполнял поручение начальника. При этом время поездки не так важно. Например, поездку после окончания рабочего дня, но в интересах работодателя, суд посчитает служебной.
Некоторые компании подтверждают личный характер использования автомобиля в момент ДТП следующим образом. Они заранее просят работника написать заявление на отпуск с открытой датой. Если происходит ДТП, в заявлении указывают дату события. Получается, что работник причинил ущерб не при выполнении трудовых обязанностей. Если работник попадает в аварию во время рабочей поездки, то ущерб потерпевшим возмещает его работодатель. Если авария произошла в ходе личной поездки, то работник платит потерпевшим самостоятельно. Работодатель обязан возмещать вред третьим лицам, который ее работник причинил при выполнении трудовых обязанностей. Поэтому если работник станет виновником ДТП, чинить автомобили пострадавших и компенсировать им моральный вред будет работодатель (ст. 1068 ГК РФ). Затем он сможет взыскать ущерб с работника в порядке регресса (ст. 1081 ГК РФ). Это правило не применяют, когда работник попадает в ДТП во время поездки на служебном автомобиле по личным делам (ст. 1068 ГК РФ). В таком случае действует ст. 1079 ГК РФ об ответственности за источники повышенной опасности (в нашем случае это автомобиль). Норма возлагает обязанность возмещать вред на лицо, которое владеет автомобилем. В данном случае это работник. Поэтому если ДТП произошло во время поездки работника в личных целях, то пострадавшие в ДТП лица будут взыскивать ущерб непосредственного с него. Если ДТП уже произошло, главное – не растеряться, четко и быстро выполнить следующие действия:
Если во время аварии автомобилист осуществлял свои профессиональные обязанности, ответственность возлагается на организацию, которой принадлежит ТС. Это регламентируется статьей 1068 Гражданского Кодекса РФ: Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Если все оформлено законным образом, на автомобиль должна быть страховка. Выплата на ремонт осуществляется:
Ремонтировать машину придется за счет страховщика, виновного в аварии. А если у последнего нет полиса, то за его личные средства. Иначе все происходит, если автомобилист использовал служебную машину в личных целях в нерабочее время. В поездке у него нет путевого листа и других сопроводительных документов. Здесь тоже могут быть два варианта ответственности:
Но если страховая выплата не покроет весь ущерб, доплачивать придется водителю, попавшему в аварию в нерабочие часы.
«Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях: … причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;… причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.». Кроме выплаты пострадавшей стороне, на него ляжет необходимость ремонтировать и служебную машину. Организация может также потребовать со своего сотрудника погашения морального вреда, подав иск в суд. Отсутствие виновника в аварии приводит к тому, что выплаты страховой компанией, если это полис ОСАГО, не производятся. Но служебный автомобиль оказывается разбитым, значит, требует ремонта. В этом случае организация должна восстанавливать его за свой счет. Или подавать в суд для выявления виновника и взыскания с него возмещения ущерба. Но требовать со своего водителя, чтобы он оплачивал ремонт автомобиля из личных средств, работодатель не имеет права. Иногда виновными в ДТП называют обоих водителей. В этом случае ущерб погашается страховыми компаниями, но только в размере 50%. Или сумма делится в соответствии со степенью вины каждого. Но второй участник ДТП может потребовать недостающие деньги с организации, в которой трудится водитель служебного авто. А она имеет право подать в суд уже на своего работника, чтобы вернуть выплаченные по этому иску деньги. Похожие записи: |