Взыскание ущерба при ДТП с виновника по единой методике

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Взыскание ущерба при ДТП с виновника по единой методике». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Прежде чем перейти к описанию процедуры возмещения ущерба при ДТМ с виновника, необходимо разобраться, что понимается под термином «ущерб». Несмотря на часто практическое применение, далеко не все заинтересованные стороны понимают, что он означает. Ущерб при ДТП формируется из трех основных составляющих, каждая из которых требует отдельного рассмотрения.

Представляет собой повреждение или лишение имущества, а также других благ, выраженное в денежном исчислении. Речь идет не только о транспортном средстве, но и перевозимых грузах или другой собственности, которая находилась в автомобиле в момент аварии.

Главное, что нужно помнить – материальный ущерб относится к страховым, поэтому возмещается в рамках обязательного и добровольного страхования. Материальный ущерб делится на три вида:

  • непосредственный вред имуществу потерпевшей стороны;
  • затраты, которые предстоят и связаны с восстановлением или ремонтом имущества;
  • упущенная прибыль, которая могла быть получена при дальнейшей эксплуатации вышедшего из строя имущества.

Возмещение материального ущерба в рамках обязательного страхования по ОСАГО предусматривает получение до 400 тыс. руб. Выплата осуществляется страховой компанией, которая выдала полис владельцу автомобиля, ставшего причиной ДТП.

Сумма выплаты со стороны страховой компании может быть увеличена при оформлении полиса КАСКО. Если ущерб превышает покрытие по страховке пострадавшей стороне придется обращаться в суд.

Название этой разновидности ущерба при ДТП не требует дополнительных комментариев и пояснений. В рамках страхового покрытия по ОСАГО возможна выплата до полумиллиона рублей. Конкретная сумма определяется в зависимости от тяжести нанесенного вреда по правилам, принятым конкретной страховой компанией.

Если речь идет о тяжком увечье, допускается возмещение ущерба в более серьезном размере. Но для этого потребуется обращение в суд и соответствующий вердикт судьи. Судебное решение потребуется и в том случае, если у виновной стороны отсутствует страховка.

Под моральным вредом обычно понимается ущерб, полученный в результате нравственных переживаний, связанных с ДТП. Примерами подобных ситуаций выступают: потеря в аварии родственника, физическая боль от полученных повреждений, временная нетрудоспособность и т.д.

Вопрос о возмещении потерпевшей виде морального вреда, полученного в результате ДТП, считается самым сложным. В подавляющем большинстве случаев его решением занимается суд, так как страховые компании предпочитают не брать на себя ответственность и не включают этот вид риска не только в ОСАГО, но и в КАСКО. Вероятность, что заинтересованные стороны договорятся в рамках досудебной процедуры, также не велика.

Базовый принцип расчета размера компенсации, заложенный в законодательстве, предусматривает выплату суммы, достаточной для восстановления исходных характеристик транспортного средства. Обязательным условием выступает учет степени износа автомобиля до момента попадания в ДТП.

Стандартные правила расчета компенсации предусматривают включение в итоговую сумму следующих расходов:

  • ремонт и восстановление транспортного средства;
  • транспортировка машины с места аварии в автосервис;
  • уменьшение товарной стоимости авто (рассчитывается для автомобилей со сроком эксплуатации до 5 лет или уровнем износа в пределах 35%);
  • все виды морального вреда, причиненного потерпевшей стороне;
  • потерянный заработок, затраты на лечение и другие подобные расходы, непосредственно связанные с ДТП;
  • сопутствующие обращению в суд затраты – услуги независимого оценщика и/или юриста, почтовые расходы и т.д.

После определения размера возмещения, который необходимо получить с виновной стороны, следует переходить к следующему этапу процедуры взыскания. Она предусматривает два варианта получения компенсации – добровольный (досудебный) и принудительный (с помощью суда).

Такой вариант решения проблемы на практике встречается нечасто. Тем более – если речь идет о серьезной сумме, необходимой, например, для ремонта дорогостоящей иномарки. Действующее законодательство предусматривает достаточно четкую процедуру досудебного урегулирования проблемы возмещения ущерба. Она предусматривает следующие действия потерпевшей стороны:

  • получение справки из ГИБДД, подтверждающей факт ДТП и виновника аварии;
  • обращение в страховую компанию для подтверждения отказа выплачивать требуемую сумму;
  • проведение оценки размера ущерба, которой занимается независимый эксперт;
  • направление виновной стороне претензии.

Последний документ заслуживает особенно пристального внимания. Он составляется в произвольной форме и включает следующую информацию:

  • сведения о виновной стороне как адресате документа;
  • обстоятельства ДТП;
  • описание сути проблемы, которая заключается в недостаточности компенсации, полученной в рамках страховки;
  • претензия в адрес виновной стороны, включая сумму ущерба;
  • подпись заявителя.

В претензии обязательно указывается не только сумма, которую требуется возместить, но и срок, когда это необходимо сделать. Отсутствие реакции со стороны виновника ДТП означает необходимость переходить на следующую стадию разрешения конфликта – подаче искового заявления в суд.

К претензии прилагается комплект сопутствующих документов, в состав которого входят:

  • акт о наступлении страхового случая;
  • справка из ГИБДД об обстоятельствах ДТП;
  • другие документы, подтверждающие позицию заявителя, например, чеки на ремонт, экспертное заключения независимого оценщика и т.д.

Претензия направляется адресату заказным письмом. Если реакция со стороны виновника отсутствует, целесообразно приступать к процедуре возмещения ущерба при ДТП через суд.

Ни для кого не секрет, что страховая компания после ДТП возмещает ущерб только в пределах страховой суммы. Для полного возмещения причиненного вреда с виновника ДТП потерпевший вправе обратится в суд с требованием о взыскании помимо страхового еще и фактического размера ущерба.

Необходимость взыскания ущерба с виновника ДТП появляется, когда:

  • виновное лицо покинуло место ДТП
  • отсутствовали правоустанавливающие документы на транспортное средство у виновника ДТП
  • произошедшее ДТП выходит за рамки страховых случаев, при которых предусматривалась денежная компенсация по ОСАГО
  • потерпевшее лицо желает воспользоваться правом взыскать с виновника компенсацию морального вреда
  • произведенный подсчет размера ущерба составил больше допустимых лимитов автогражданской ответственности по ОСАГО (400 000 для выплат потерпевшему в связи с причиненным вреда имуществу и 500 000 для выплат потерпевшему в связи с причиненным вреда жизни и здоровью, также 25 тысяч для выплат на расходы погребения)
  • отсутствует договор страхования. Не все водители страхуют свою гражданскую ответственность на предмет причинения вреда и ездят без « страховки». А некоторые, умудряются оформить полис ОСАГО в «подворотне», то есть приобрести полис ОСАГО у недобросовестных продавцов, то есть поддельный. Тогда страховая компания отказывает в выплате
  • взыскание износа с виновника аварии. По ОСАГО страховое возмещение гражданин получит с учетом износа заменяемых деталей. Ему может быть выплачена небольшая сумма, если автомобиль « старый». Поэтому потерпевшая сторона вправе обратиться непосредственно к причинителю вреда с требованием о взыскании разницы.

Взыскание без учета износа с виновника

Обязательный характер соблюдения досудебного порядка подачи претензии виновнику ДТП законом не предусмотрен, в связи с этим данный документ является вариантом согласования компромиссов и уступок для решения спора до суда.

Потерпевшее лицо разрешая вопрос о возмещении вреда в результате ДТП может прибегнуть к составлению претензии в отношении виновника с целью договориться о возмещении компенсации (материального, морального) вреда в добровольном порядке, которое в последующем может быть урегулировано путем заключения соглашения между участниками ДТП или распиской виновного лица.

Зачастую бывают ситуации, когда добровольно виновник отказывается выплачивать причиненный ущерб, тогда предъявлением претензии необходимо побудить на это, а также проявить серьезность намерений обратится в суд в случае неудовлетворения требований, указанных в претензии.

Взыскание износа с виновника ДТП составляют следующие действия:

  1. правильное оформление ДТП в соответствии с Европротоколом или вызовом сотрудников ГИБДД, если причиненный ущерб превысил лимит, установленный автогражданской ответственностью
  2. обращение в страховую компанию (страховую компанию виновника) для получения страховой выплаты за причиненный ущерб в результате ДТП
  3. составление претензии в отношении виновного лица с указанием в приложениях копий документов подтверждающих факт ДТП, в следствии чего вручить нарочно другой стороне под роспись и штамп на Вашем экземпляре
  4. при отсутствии ответов на предъявленные Вами требования обратиться с исковым заявлением в суд

При взыскании разницы между страховой выплатой и фактически причиненным ущербом в результате ДТП необходимо обращение в суд с исковым заявлением по месту жительства Ответчика в зависимости от предъявленной цены исковых требований:

  • Не превышающие 50 (пятьдесят) тысяч рублей, то дело подсудно рассматриваться в мировом суде
  • Превышающие 50 (пятьдесят) тысяч рублей, то дело подсудно рассматриваться в районном суде

Помимо возмещения материального вреда потерпевший имеет право также взыскать компенсацию морального вреда, утраченный заработок. Данная категория подразумевает оценочный критерий, который устанавливается судом с учетом всех предоставленных доказательств.

Обязательное страхование владельцев велотранспорта не подлежит по причине того, что велосипед не является источником повышенной опасности, в связи с этим ответственность виновника-велосипедиста наступает в соответствии с гражданским законодательством. Возмещение вреда осуществляется в судебном порядке.

Для привлечения к ответственности владельца велотранспорта необходимо установить степень виновности и наличие умысла действий, в следствии чего суд может освободить от ответственности частично или в полном объеме.

Если между виновником и потерпевшим в результате ДТП не было заключено мировое соглашение в судебном заседании и не удалось прийти к договоренности добровольно возместить понесенный ущерб, то в первую очередь необходимо после вынесения постановления получить и подать в службу судебных приставов по месту регистрации виновного лица исполнительный лист для возбуждения исполнительного производства.

Срок подачи исполнительного листа составляет три года со дня вступления решения суда в законную силу. Также исполнительное производство не будет прекращено до момента надлежащего исполнения обязательства виновника перед Вами.

Процедура действия исполнительного листа начинается в занесении должника в базу исполнительного производства, в последующем автоматически блокируются все банковские счета должника, направляется запрос в ИФНС и если есть информация о трудоустройстве, будет наложен арест на заработную плату и будет вычитаться до 50% в Вашу пользу, также должнику запрещается выезд за границу.

Ограничения, предусмотренные законодательством являются гарантом для восстановления нарушенных прав граждан.

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Ситуация в отношении страховых компаний, после ряда изменений в прошлом году в Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – ФЗ «Об ОСАГО»), значительно изменилась, если ранее общество привыкло, что страховые компании занижают страховую выплату и как правило вопрос о полном возмещении ущерба после ДТП можно было решить только в судебном порядке, то сейчас по ДТП произошедшим после 17.10.2014г. вопросов о недостаточной страховой выплате практически не возникает.

Страховое возмещение по ОСАГО не покрывает материальный ущерб в полном объеме потерпевшему в двух случаях:

  1. В части превышения стоимости восстановительного ремонта суммы страховой выплаты. По ОСАГО страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:
    • а) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, 500 тысяч рублей;
    • б) в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 тысяч рублей.

    В таком случае обязанность по возмещению ущерба в силу ст. 1064 ст. 1079 ГК РФ в первую очередь лежит на владельце ТС, как на владельце источника повышенной опасности, ответственность может быть переложена на водителя-виновника ДТП, если водитель управлял ТС на законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

  2. В части разницы стоимости восстановительного ремонта, без учета износа и с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. Законом «Об ОСАГО» Согласно п. 18.19 ст. 12 Размер подлежащих возмещению страховщиком убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего определяется:

    В случае повреждения имущества потерпевшего — в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая. К указанным в подпункте «б» пункта 18 настоящей статьи расходам относятся также расходы на материалы и запасные части, необходимые для восстановительного ремонта, расходы на оплату работ, связанных с таким ремонтом. Размер расходов на запасные части определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте.

    При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости.

    Размер расходов на материалы и запасные части, необходимые для восстановительного ремонта транспортного средства, расходов на оплату связанных с таким ремонтом работ и стоимость годных остатков определяются в порядке, установленном Банком России.

    Согласно Постановления пленума Верховного суда РФ № 2 от 29 января 2015 г. «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

    По договору обязательного страхования размер страхового возмещения, подлежащего выплате потерпевшему в результате повреждения транспортного средства, по страховым случаям, наступившим начиная с 17 октября 2014 года, определяется только в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденной Положением Центрального Банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 года № 432-П. (Далее Единая методика»)

Однако размер страхового возмещения по Единой методике, как правило, не покрывает ущерб в полном объеме. Недавно Верховный суд отказался удовлетворить требования гражданки, требовавшей признать частично недействующими положения Единой методики оценки ущерба. По ее мнению, они нарушают право потерпевшего на полное возмещение причиненных ему убытков. Таким образом, все, что не покрывает страховая компания, обязан возместить владелец ТС/виновник ДТП.

Однако и тут отчаиваться не стоит, заключения эксперта по Единой методике тоже могут отличаться от проведенной непосредственно страховой компанией и независимым экспертом.

Как правило, страховые компании для снижения суммы выплаты пытаются исключить повреждения или по минимуму установить стоимость норма часа. Так, например, стоимость норма часа можно корректировать, так согласно письму Минюста России от 22.01.2015 N 23-301, сведения о стоимости материалов, запасных частей и стоимости одного нормо-часа работ в информационных базах данных (справочниках) отличаются более чем на 10% от стоимости материалов, запасных частей и стоимости одного нормо-часа работ, рассчитанных экспертом с учетом подходов и принципов, указанных в п. 7.2 Методики Банка России, по традиционным источникам информации в соответствующем регионе.

Поэтому если не хватает суммы страхового возмещения, не стоит сразу бежать и взыскивать с виновника ДТП. Страховые компании охотно платят по досудебному урегулированию, если потерпевший представит заключение эксперта по Единой методике, напомню, что претензионный порядок по ОСАГО обязательный для исполнения потерпевшим.

Основная сложность, которая возникает в данных случаях это отсутствие документов о фиксации повреждений транспортного средства от ДТП, так как по прошествию определенного времени сложно отнести повреждения к тому или иному ДТП.

Таким документами, являются акты осмотра ТС по ДТП, либо полное заключение по восстановительной стоимости. Даже когда имеется акт осмотра ТС на дату ДТП, возникают сложности в расчете стоимости ремонта , так как машину времени еще не придумали, цены значительно меняются, а справочники, ПО, каталоги, которые используют эксперты, содержат сведения на дату обработки информации.

Остальные документы как доказательства в большинстве случаев восстановить не сложно, просто добавляется больше работы в виде запросов в ГИБДД, страховые компании.

Поэтому получить компенсацию в полном объеме можно и нужно, даже если прошло определенное время, главное позаботиться о фиксации повреждений, представить ТС к осмотру страховщику и помнить о сроках исковой давности, так срок исковой давности согласно ст. 196, 966 ГК РФ по требованиям, вытекающим из договора имущественного страхования (КАСКО) составляет два года.

По требованиям, вытекающим из договора страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц (ОСАГО) составляет три года.

Как потребителю, необходимо понимать, что от качества, адекватности, законности выполненного заключения зависит и исход как досудебного, так и судебного урегулирования вопроса по возмещению материального ущерба от ДТП.

Естественно потребитель не является экспертом и самостоятельно определить адекватность заключения не может. В данном случае достаточно проверить документы экспертной организации, эксперта техника о разрешении на осуществление данной деятельности.

Если заключение необходимо для возмещения в рамках ОСАГО, то эксперт техник должен быть аттестован и состоять в реестре экспертов техников при Министерстве юстиции РФ и в реестре аккредитованных при РСА экспертов техников.

  • Клиент подал заявление на возмещение ущерба. А компания утверждает, что ее трассологическая экспертиза не совпадает с теми обстоятельствами, которые он изложили в заявлении.

    Отказы в выплате страхового возмещения по причине не соответствия указанных повреждений заявленному страховому событию одна из самых распространенных. Большинство таких отказов являются надуманными для уменьшения убытков.

    При рассмотрении данного вопроса, не будем брать в расчет, когда действительно со стороны водителей имелись мошеннических действия виде подставного ДТП. В остальных же случая, придется возмещать нарушенное право на выплату в судебном порядке.

    Можно действовать двумя способами. Первый способ это обраться в суд с проведенной за свой счет автотехнической экспертизой как с доказательством размера причинного ущерба от ДТП и в ходе процесса провести судебную трасологическию экспертизу, либо второй способ, сразу обратиться в суд с трасологической и автотехнической экспертизой,а далее все зависит не только от норм гражданского законодательства, но и правильное соблюдение норм гражданского процесса.

    Не стоит забывать, что согласно ст. 56 ГПК РФ каждая стороны обязана доказать те обстоятельства на которые она ссылается, таким образом в суде необходимо доказать, что все повреждения относятся к заявленному ДТП, это как уже было сказано выше поможет только трасологическая экспертиза и административный материал.

  • Если срок исковой давности по требованию возместить ущерб не истек, то смело можно обращаться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе право на страховую выплату, сроки обращения указанные в правилах страхования законодательной силы не имеют.

  • Автомобиль пострадал в результате действий третьих лиц, но в полиции отказываются возбуждать дело из-за отсутствия события преступления. Страховая компания при отсутствии уголовного дела отказывается компенсировать ущерб.

    Сам по себе факт отказа в возбуждении уголовного дела не может быть основанием для отказа в страховой выплате.

    Ведь застрахован риск – противоправные действия третьих лиц, для этого достаточно самого факта причинения вреда и как доказательство этого являются документы из компетентных органов, касающихся обстоятельств наступления события, имеющего признаки страхового случая. Это могут быть справки, постановления, как в возбуждении, так и в отказе возбуждении уголовного дела.

    Для возбуждения уголовного дела необходим состав преступления, а как правило субъект преступления – лицо причинившее ущерб – неизвестно, а для выплаты страхового возмещения по данному риску достаточно доказать, что заявленные повреждения возникли в результате действия третьих лиц.

  • Ущерб от ДТП должен возмещаться по единой методике его оценки

    Разделю ответ на две части. Отказ по ОСАГО и отказ по КАСКО.

    Отказ по ОСАГО.

    Согласно п. 21 ФЗ «Об ОСАГО», Страховая компания обязана в течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховой выплате или прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или выдать ему направление на ремонт транспортного средства с указанием срока ремонта либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховой выплате.

    При несоблюдении срока направления потерпевшему мотивированного отказа в страховой выплате страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему денежные средства в виде финансовой санкции в размере 0,05 процента от установленной настоящим Федеральным законом страховой суммы по виду причиненного вреда каждому потерпевшему.

    Таким образом, законом предусмотрены законные способы борьбы с не предоставлением мотивированного отказа.

    По КАСКО специальных норм не предусмотрено. Однако, при доказательстве, что отказ был необоснованным, со страховщика можно взыскать неустойку. Страховое возмещение является денежным обязательством, за несвоевременное исполнение которого применяется ответственность, предусмотренная статьей 395 ГК РФ.

Под ущербом, причиненным в ДТП, принято понимать совокупность вредоносных последствий, порожденных фактом происшествия и нарушающих охраняемые законом права потерпевшего.

Структура ущерба (его составные части) зависит от состава участников происшествия, их статуса, степени тяжести наступивших последствий.

В одних случаях, когда дело ограничивается повреждением транспортных средств, для восстановления нарушенного права достаточно отремонтировать поврежденное имущество, в других случаях, при уничтожении имущества, необходимо компенсировать потерпевшему его стоимость, в третьих, при причинении вреда здоровью, возмещаются расходы на лечение, компенсируется моральный вред.

Статья в помощь:

Возмещение ущерба при ДТП

Взыскание ущерба с виновника ДТП производится в следующих случаях:

  1. Если на момент ДТП виновник происшествия не имел действующего полиса ОСАГО.

    Не следует путать отсутствие заключенного договора ОСАГО с ограничением допуска к управлению лица, причинившим вред при действующем договоре.

    Отсутствие заключенного договора страхования не порождает у страховщика никаких обязанностей.

    Если же договор был заключен и действовал на момент дорожно-транспортной аварии, а транспортным средством управляло лицо, не включенное в договор, то страховщик обязан выплатить потерпевшему, причитающееся страховое возмещение.

  2. Если страховая выплата не покрывает расходов, необходимых для полного возмещения вреда (статья 1072 ГК РФ).

    С введением в действие закона № 40 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 года, призванного упорядочить правоотношения, по возмещению вреда при ДТП, ситуация в данной сфере изменилась существенным образом.

    На сегодняшний день закон «Об ОСАГО» устанавливает: страховщики обязаны возместить вред каждому из потерпевших, независимо от количества страховых случаев, наступивших в течение периода действия договора ОСАГО в пределах:

    500000 рублей при причинении вреда здоровью;

    400000 рублей при причинении вреда имуществу.

    В дальнейшем предусмотрено повышение страховых выплат по страховым случаям, в случаях причиния вреда жизни и здоровью потерпевших в ДТП.

    Если страховщик исполнил обязанность, предусмотренную договором ОСАГО, и произвел страховое возмещение в пределах сумм, но при этом причиненный вред не возмещен полностью, то в соответствии с требованиями статьи 1072 Гражданского кодекса РФ, причинитель вреда (страхователь) обязан возместить недостающую до полного возмещения разницу.

    Важно знать о том, что потерпевшему законом предоставлено право требования полного возмещения вреда, причиненного виновником дорожного — транспортного происшествия.

    Например, при проведении восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевший вынужден приобретать новые запасные части, подлежащие замене. Однако, в соответствии с пунктом 19 статьи 12 ФЗ № 40 «Об ОСАГО» размер расходов на ремонт при расчете страхового возмещения определяется страховщиком с учетом износа комплектующих, запасных частей и деталей. На основании статьи 1072 ГК РФ разница в стоимости заменяемых запасных частей подлежит возмещению виновником ДТП.

  3. Если в результате дорожно-транспортного происшествия причинен вред, интересам, не являющимся объектом страхования по не страховым рискам (статья 6 ФЗ № 40 «Об ОСАГО»).

    На практике требования компенсации морального вреда могут появиться у потерпевших при наступлении тяжких последствий в виде причинения вреда здоровью или смерти человека.

    По своей природе моральный вред представляет собой физические и (или) нравственные страдания, причиненные потерпевшему лицу в связи с нарушением его нематериальных прав (жизни, здоровью, деловой репутации и т.д.)

    То есть по сути моральный вред не является ущербом (убытками).

    Страдания, причиненные потерпевшему или его близким родственникам, не могут иметь установленной цены.

    Восстановление нарушенного права носит компенсационный характер.

    В соответствии с положениями статьи 151 ГК РФ денежная компенсация может быть возложена судом на нарушителя – виновника происшествия.

    К не страховым рискам относится возникновение обязанности по возмещению упущенной выгоды.

    Несмотря на то, что упущенная выгода представляет собой разновидность убытков (статья 15 ГК РФ), требования о ее возмещении должны быть заявлены виновнику ДТП, а не страховщику.

Статья в помощь:

Моральный ущерб при ДТП

Взыскание ущерба с виновника ДТП может производиться в досудебном и судебном порядке.

Рассмотрим подробнее каждый из названых способов.

Досудебный порядок предполагает обсуждение сторонами возможности и условий добровольного возмещения, причиненного виновником вреда.

На данной стадии стороны, в целях определения фактического состояния поврежденного транспортного средства осматривают его.

При необходимости к осмотру привлекается независимый оценщик, который определяет путем расчетов рыночную стоимость затрат на восстановительный ремонт и величину утраты товарной стоимости.

Окончательная сумма денежного возмещения и порядок ее выплаты определяется сторонами.

По делам о происшествиях, повлекших последствия в виде причинения вреда здоровью, предметом обсуждения сторон являются расходы на лечение, восстановление, реабилитацию (материальные «благодарности» врачам, оплата труда «сиделки» и т.д.).

Перечисленные виды затрат, понесенные потерпевшим, в силу разного рода причин, не всегда подтверждаются товарными и кассовыми чеками. Положительное для потерпевшего решение вопроса об оплате не подтвержденных расходов возможно только при наличии у виновного лица понимания необходимости и обоснованности этих затрат.

Остальные расходы, как правило, покрываются страховкой.

Вопросы компенсации причиненного потерпевшему морального вреда всегда является отдельной темой, обсуждаемой сторонами в ходе договорного порядка возмещения ущерба.

Никаких советов и рекомендаций по определению размера денежной компенсации давать не следует.

Если стороны не могут прийти к единому мнению по данному вопросу, то за них это может сделать только суд (статья 151 ГК РФ).

Взыскание ущерба с виновника ДТП при досудебном (договорном) порядке включает в себя множество преимуществ, главные из которых – это экономия денег, времени и нервов.

Разумеется, что любые соглашения и действия сторон в рамках добровольного возмещения вреда должны оформляться в письменной форме.

«Ложкой дегтя в бочку меда» при договорном досудебном порядке добавляют разного рода реалии – нежелание виновника возмещать вред, наличие спора о причине происшествия, несогласие с размером ущерба, подлежащего возмещению и т.п.

Судебный порядок представляет собой способ защиты нарушенных прав посредством судебной процедуры.

Использование потерпевшим судебного порядка взыскания ущерба с виновника ДТП всегда является вынужденной мерой.

Рассмотрение данной категории дел осуществляется судами по правилам искового производства в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством РФ.

Последовательность действий потерпевшего при судебном порядке взыскания ущерба вытекает из требований ГПК РФ.

Первоначально необходимо произвести оценку причиненного ущерба и определить размера компенсации морального вреда.

В дальнейшем составляется иск и предъявляется в суд.

В ходе рассмотрения дела в суде, в соответствии с требованиями статьи 56 ГПК РФ истцу (потерпевшему) предстоит доказать основания заявленных к ответчику (причинителю вреда) исковых требований.

После вынесения судебного решения судом первой инстанции стороны вправе его обжаловать, что влечет за собой рассмотрение дела в суде Апелляционной инстанции.

Вступлением обжалованного судебного решения в законную силу, заканчивается судебная тяжба, но не мытарства потерпевшего, так как судебное решение еще нужно исполнить.

Судебный порядок имеет множество особенностей и требует от сторон значительных временных и материальных затрат.

Более подробная характеристика процедуры судебного порядка взыскания ущерба с виновника ДТП будет изложена в отдельной статье соответствующего раздела сайта.

Уважаемые читатели, рассмотрев в данной статье наиболее распространенные вопросы, касающиеся взыскания ущерба с виновника ДТП, в дальнейшем мы обещаем продолжить исследование тематики.

  • Все о ДТП и автостраховании

Согласно ГК РФ, виновник аварии обязан полностью компенсировать имущественный ущерб, вред здоровью. Благодаря программе ОСАГО эта ответственность страхуется в обязательном порядке. Поэтому пострадавшему не приходится лично взаимодействовать с виновным лицом по поводу выплат, подавать на него в суд, обращаться к приставам. Все формальности будут улажены через страховую компанию.

Есть ряд случаев, когда потерпевший не сможет претендовать на страховку ОСАГО, чтобы восстановить машину, компенсировать вред здоровью. В таких ситуациях придется иметь дело с непосредственным виновником аварии. Для этого может потребоваться оформление расписок, претензий, исковых заявлений в суд. Перечень ситуаций, при которых происходит возмещение ущерба с виновника ДТП, рассмотрим ниже.

Отсутствие у виновного водителя полиса ОСАГО еще не означает, что потерпевший не сможет получить страховку. В данном случае применяются следующие правила:

  • если причинен вред здоровью, компенсировать его будет только сам виновник ДТП;
  • когда в аварии пострадала машина, а у потерпевшего есть полис ОСАГО, она сможет получить компенсацию через свою страховую компанию (в данном случае применяется правило прямого возмещения ущерба);
  • если у пострадавшего владельца разбитой машины тоже нет полиса, предъявлять претензии можно только к виновному лицу, так как это не страховой случай.

Обратите внимание! При прямом возмещении ущерба потерпевший получит компенсацию через своего страховщика. Страховая компания, оплатившая расходы на возмещение ущерба после ДТП, впоследствии сможет возместить их с виновника по регрессному иску.

Самой сложной ситуацией является отсутствие полиса у обоих водителей. В такой ситуации стороны обычно не вызывают сотрудника ГИБДД, так как понесут административную ответственность. Не составляют и извещение о ДТП, так как это возможно только по программе страхования ОСАГО. Поэтому для определения виновника аварии и возмещения ущерба наверняка придется обращаться в суд.

Возмещение ущерба по ОСАГО без износа

Нельзя предъявить претензию или иск к виновнику ДТП, чья личность не была установлена. Если водитель скрылся и не был найден, добиться возмещения ущерба со страховой компании будет невозможно. Придется ждать результатов розыска, после чего оформлять исковое заявление. Если в таком ДТП был причинен вред здоровью, его компенсирует РСА (Российский союз автостраховщиков). Требовать выплат по имущественному ущербу через РСА нельзя.

Основным документом для взыскания ущерба с виновника ДТП будет исковое заявление. Также для отстаивания интересов могут потребоваться:

  • извещение о ДТП, составленное с участием инспектора ГИБДД, либо самостоятельно водителями;
  • протоколы и постановления по административным делам, подтверждающие виновность в аварии;
  • материалы страхового дела, в том числе платежки о выплатах;
  • заключения и отчеты независимого эксперта, либо оценщика страховой компании;
  • иные доказательства, в зависимости от вида ущерба, обстоятельств спора.

Подавать претензию до обращения в суд не обязательно, хотя это может закончиться добровольным разрешением спора. С решением суда и исполнительным листом нужно обращаться на взыскание в ФССП.

Взыскание ущерба с виновника ДТП допускается при отсутствии у водителей полисов ОСАГО, при недостаточности страхового лимита. Также с виновного лица можно требовать выплаты, если он скрылся с места аварии, но впоследствии найден в ходе розыска. Для взыскания нужно обращаться в суд.

Если вам нужна помощь автоюриста при взыскании ущерба, либо требуется консультация, обращайтесь к нашим специалистам. Мы поможем составить документы, разъясним нормы закона и судебной практики, Звоните, мы найдем выход даже в самой сложной ситуации!

Единая методика расчета ущерба по ОСАГО представляет собой базу данных, в которой хранится информация о стоимости запчастей, стоимости нормо-часов по замене различных деталей и стоимость расходных материалов, которые используются при восстановлении автомобилей. Эта база была запущена 1 декабря 2014 года.
Всего в системе более 40 миллионов записей, которые охватывают большую часть марок и моделей машин. В базе учитываются особенности географического расположения страхователя. Для такого учета, территория Российской Федерации была поделена Российским союзом автостраховщиков на 13 экономических зон.

ЕМРУ (Единая методика расчета ущерба) была разработана Российским союзом автостраховщиков и ЦБ РФ для определения стоимости услуг по восстановлению автомобиля, попавшего в аварию. Объективность и полезность методики переоценить сложно, поскольку именно она служит источником правдивой информации, и на нее опираются страховщики при обращении конкретного лица за страховой суммой.
Несколько иначе к ЕМРУ относятся автомобилисты, считая, что рассчитывается страховая выплата по ОСАГО таким образом не вполне корректно.

Учет износа при оценке ущерба по полисам ОСАГО. Изменение практики.

Для расчета по базе РСА, требуется зайти на сайт этой некоммерческой организации, перейти в раздел ОСАГО и выбрать один из трех вариантов:

  1. Средняя стоимость запчастей.
  2. Средняя стоимость нормо-часов (тут же рассчитывается количество нормо-часов, которые нужны для конкретного ремонта).
  3. Средняя стоимость расходных материалов.

Для уточнения средних рыночных цен на запчасти при помощи базы РСА, от страхователя потребуется ввести следующие данные:

  • Дата, когда произошло дорожно-транспортное происшествие.
  • Выбрать экономический район из списка предлагаемых системой.
  • Наименование марки застрахованного автомобиля.
  • Каталожный номер запчасти, которую требуется заменить.

Каталожный номер запчасти, можно узнать, воспользовавшись электронным каталогом на сайте производителя машины. Для этого потребуется ввести VIN-номер автомобиля.

Один из важнейших показателей, которые обязательно учтут эксперты-оценщики, но не рассчитает онлайн-сервис – износ детали. Показатель рассчитывается в процентах, прежде всего на него влияют:

  • срок эксплуатации автомашины;
  • пробег автомашины.

При этом существуют следующие принципы оценки процента амортизации отдельных элементов:

  1. В отношении элементов, при неисправности которых допуск к дорожному движению машины запрещён, процент износа не устанавливается. Другими словами, он всегда равен нулю.
  2. Насквозь поражённые коррозией детали признаются изношенными на 100%.

Ср = Рпр Рм Рзч,

Ср полная стоимость ремонта (искомая величина)
Рпр расходы, связанные с проведением работ на ремонт авто
Рм расходы, необходимые для приобретения материалов
Рзч расходы, связанные с приобретением запасных частей
m количество требуемых для полного ремонта запасных частей
к количество единиц одной детали, подлежащих замене
С стоимость одной детали
И износ детали
n количество видов материалов, требуемых для проведения ремонта
С стоимость единицы одного вида материала
N норма расхода определенного вида материала
К количество деталей, которые необходимо отремонтировать с применением материала определенного вида

В большинстве случаев страховые компании стараются занизить оценочный ущерб, на восстановление автомобиля не достает денег. Важное в этом деле подготовительные работы, все зависит, как правильно и внимательно все сделано на месте ДТП, Очень важно правильно описать схему происшествия, сделать фотографии, записать номера машин, которые были свидетелями в момент аварии, воспользоваться услугами юриста по ДТП.

Чем точнее будут составлены документы, тем проще потом отстоять свои интересы. Иногда все складывается хорошо и клиенту не приходится обращаться в страховую компанию, тем более судиться с ней.

ПОДРОБНЕЕ: Базовая ставка ОСАГО в 2020 году

Но имеется гораздо больше случаев, когда обращение просто необходимо. Нельзя считать, что обращение ничего не даст. На такую позицию часто надеются страховые компании, первое, что надо сделать, это подключить к работе юриста по ДТП.

Он может работать по делу от начала до конца. Юрист знает порядок подачи претензии и обращения в суд, как только судебное решение принято, можно получить исполнительный лист. По нему можно через судебных приставов проведут взыскание страховой компенсации.

По ОСАГО максимальная выплата составляет 400 000 рублей по материальному ущербу за машину.

Полис ОСАГО обязательный для всех видов транспорта, единый на всей территории страны, стоимость его меняется в зависимости от стажа водителя, от количества ДТП, от стоимости машины и региона.

До 2014 года у автолюбителей, пострадавших в ДТП было очень много проблем, связанных с возмещением ущерба. Это объяснялось тем, что страховые компании на своих экспертизах занижали стоимость повреждений, в результате чего пострадавший получал меньшую сумму выплат.

Такая инициатива, автором которой является РСА (Российский Союз Автостраховщиков), была поддержана и на законодательном уровне, после внесения изменений в ФЗ «Об ОСАГО».

Единая система оценки представляет собой формулу, по которой оценщики могут рассчитать стоимость ремонта, а также учитывать коэффициент износа автомобиля, в зависимости от возраста и пробега ТС.

А вот страну производителя автомобиля учитывать не стали, поскольку многие крупные автозаводы имеют свои представительства в разных странах, и где именно была собрана данная модель, установить порой проблематично, а иногда и вовсе невозможно.

Эксперт компании осматривает автомобиль, фотографирует все повреждения, составляет список запчастей, подлежащих замене или ремонту. Если машина могла получить скрытые дефекты в аварии, экспертиза проводится в условиях СТО с частичной разборкой автомобиля.

Стоимость восстановительного ремонта рассчитывается по текущим ценам на запчасти и работы в автосервисе. Так, окрашивание одной кузовной детали (если она не была помята, сорвана с креплений и т.п.) стоит 5-8 тыс. руб. Замена возможна только на новые комплектующие.

Ещё совсем недавно калькуляция убытков, причинённых автомобилю при ДТП у разных экспертов могла различаться в несколько раз. А страховые компании, как правило, принимали во внимание самый наименьший размер ущерба. А ведь причиной такой разбежки был вовсе не субъективизм оценщиков, а скорее разные методики подсчёта убытков.

С 2020 года ситуация в рассматриваемом вопросе поменялась «в корне». Центробанком была разработана единая методика расчета ущерба после ДТП по РСА.

Кроме того, с указанного года определена законом и предельная сумма компенсации – 400 000 р. Отметим, что далеко не все автолюбители и на сегодняшний день полностью удовлетворены результатами оценки.

Однако и они констатируют, что благодаря нововведениям ситуация в автостраховании ОСАГО стала значительно более благоприятной.

В России посчитать выплату по ОСАГО как правило можно на основании нормативных документов:

  • Федеральный закон №40 от 25 апреля 2002 года;
  • Федеральный закон №263 от 7 мая 2003 года;
  • Федеральный закон №238 от 24 апреля 2003 года.
  • Федеральный закон №135 от 29 июля 1998 года;
  • Федеральный закон №361 от 24 мая 2010 года.

Порядок взыскания с виновника ДТП

Закон об ОСАГО, один из наиболее критикуемых и противоречивых законов, действующих на территории Российской Федерации. Многим закон непонятен, кто-то считает его нелогичным, а есть такие, кто и вовсе считает, что данный закон ущемляет их права.

Сложностей и противоречий в законе множество, тут и необъяснимая привязка размера страховой премии к мощности транспортного средства с одной стороны, и отсутствие возможности управлять разными транспортными средствами, находящимися в собственности одного человека, по одному договору страхования, с другой. Но, наверное, самое сложное и непонятное для наших граждан, это невесть откуда взявшийся, пережиток советского прошлого — ИЗНОС, который страховщики применяют при выплатах страхового возмещения по ОСАГО.

И вот уже, практически, 15 лет, страхователи выражают свое недовольство этим износом, недовольство абсолютно логичное. Мы даже не будем сейчас подробно расписывать, что страховщики занижают размер страхового возмещения, представим, что происходит чудо, и страховщики применяют действительные цены на работы, но стоимость то запасных частей все равно снижают, за счет применения износа. Получается, что человек в ДТП не виноват, а деньги на ремонт ему приходится тратить свои, либо ставить сомнительного качества старые детали с разбора, гарантии на которые, конечно же, никто не дает.

До недавнего времени все оставалась на своих местах: народ, недовольный страховыми премиями и размером страхового возмещения — шумел, страховщики, при первой же возможности заявляли, что ОСАГО убыточный бизнес, и вообще, во всем виноваты антистраховщики, ведь, оказывается, именно из-за страховых юристов страховые компании так мало платят.

Ни конца, ни края этому видно не было, до очередной прямой линии Президента с народом, на которой, один из активистов поднял вопрос, что пора бы уже положить конец несправедливым выплатам, и ввести ремонт по ОСАГО. Все подхватили эту инициативу, начали обсуждать, что вот, мол, ремонт, это, то, что спасет наш рынок страхования! Ура, ура, ура!

И только, действительно, знающие люди сразу заподозрили какой-то подвох. Вводить ремонт по ОСАГО? Зачем? Разве существует проблема со станциями, где этот ремонт можно провести? Разве не хватает специалистов, которые могут отремонтировать машину? Конечно же, и станций, и специалистов достаточно. Враг один – ИЗНОС.

Общественности так понравилась новость, о том, что скоро машины по ОСАГО начнут ремонтировать, что все застыли в ожидании, когда же уже наступит это прекрасное время.

А я стал ждать, когда же страховщики официально объявят, что мы не только начинаем ремонтировать машин по ОСАГО, но, и отменяем износ, с которым никакой ремонт невозможен. Ждал, ждал, как тут, 10 марта 2017 года все встало на свои места. Расходимся. Нас обманули!

Конституционный суд РФ постановил: теперь виновник ДТП обязан возместить ущерб, даже если страховая компания уже выплатила возмещение.

Скажу больше: виновник обязан оплатить разницу между размером ущерба с учётом износа и без учёта износа.

Не придумали ничего лучше, как возложить износ на плечи населения! Отличный ход!

Конечно же, для потерпевшей в ДТП стороны, это постановление со знаком плюс. А кто подумает о виновнике? Зачем он приобретал ОСАГО? Чтобы самому платить за ущерб?

Одним словом, сложности нашим водителям только прибавится. Хотели как лучше, а получилось как всегда. Хотели улучшить жизнь пострадавшим в ДТП, а открыли путь к неосновательному обогащению со стороны предприимчивых граждан, которые теперь будут пытаться получить как можно больше денег с виновного в ДТП.

Согласно Налоговому кодексу РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Опачки!

Читаем дальше, а вдруг нам показалось и Конституционный суд случайно употребил слово расходы?

Совсем нет, далее, в тексте также встречается слово расходы, но звучит оно здесь только в контексте Закона «Об ОСАГО» и Единой методики. Смотрим страницу №23:

«… поскольку размер расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства определяется на основании Единой методики лишь в рамках договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и только в пределах, установленных Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а произведенные на ее основании подсчеты размера вреда в целях осуществления страховой выплаты НЕ ВСЕГДА АДЕКВАТНО отражают размер причиненного потерпевшему фактического ущерба и, следовательно, не могут служить единственным средством для его определения, суды обязаны в полной мере учитывать все юридически значимые обстоятельства, позволяющие установить и подтвердить фактически понесенный потерпевшим ущерб.»

В этом абзаце Конституционный суд закрепил также очень важный момент:

Казалось бы, всё понятно. Потерпевший имеет право требовать с виновника только те расходы, которые он понёс для восстановления автомобиля, но нет, Конституционный суд такой Конституционный, что взял и запутал всё до невозможности на той же странице №19:

«… определение объема возмещения имущественного вреда, причиненного потерпевшему при эксплуатации транспортного средства иными лицами, предполагает необходимость восполнения потерь, которые потерпевший объективно понес ИЛИ– принимая во внимание в том числе требование пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», согласно которому техническое состояние и оборудование транспортных средств должны обеспечивать безопасность дорожного движения, – с неизбежностью должен будет понести для восстановления своего поврежденного транспортного средства».

Конституционный суд: ущерб без учета износа с виновника

Что означает эта неизбежность никто в постановлении не написал, а мы то с Вами прекрасно знаем, что машина после ДТП может быть продана в разбитом виде без восстановления, следовательно, при продаже машины после ДТП без ремонта никакой речи о неизбежности идти не может. Да. Получается, что продажа машины после ДТП это единственный возможный способ не оплачивать за ремонт деньги потерпевшему со стороны виновника.

Мы считаем, что все случаи, когда машина не была продана после ДТП, являются неизбежностью её дальнейшего ремонта, то есть, платить придётся.

А вот что.

  • Если Вы случайно въехали в тринадцатилетнего баварского железного коня, то Ваш страховой полис ОСАГО мало того, что не покроет весь ущерб, потому что страховые компании имеют ЗАКОННОЕ право платить меньше, чем положено (износ), так Вы ещё можете материально поучаствовать в восстановлении машины потерпевшего, оплатив разницу между выплатой с износом и без износа.
  • Потерпевшему вовсе теперь необязательно доказывать, что машину он отремонтировал, ему достаточно заявить, что он очень хочет её отремонтировать, но не может, так как по ОСАГО страховая компания заплатила мало и на ремонт не хватает. Теперь потерпевший может просто прийти в суд и сказать, что у него есть ПЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ заказ-наряд на ремонт автомобиля, и он просит взыскать с виновника деньги, которые он НЕИЗБЕЖНО потратит на ремонт.

Центральный банк, в своем письме от 27 марта 2020 г. № ИН-03-31/32, указал, что если последний день срока оплаты по кредиту выпадает на нерабочий день, то крайней датой считается такой нерабочий день (кроме субботы и воскресенья). Однако Верховный суд указал, что у Центрального банка нет таких полномочий и его письма не могут быть выше закона.

Неуплата предусмотренных договором платежей в период с 30 марта по 3 апреля 2020 г. просрочкой исполнения обязательств не является, а перенос срока исполнения обязательства на ближайший следующий рабочий день не может рассматриваться как нарушение сроков исполнения обязательств.

Одним из последствий введения моратория является прекращение начисления неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория.

Кроме того, введение в отношении должника моратория означает и невозможность получения взыскателем принудительного исполнения путем предъявления исполнительного документа непосредственно в банк. Однако стоит учитывать, что действия моратория распространяется только на наиболее пострадавшие отрасли экономики

Далее вам потребуется проверить наличие полиса ОСАГО и диагностической карты владельца пострадавшей машины. Дело в том, что после проведения экспертизы, истец ремонтирует машину и ждет решения суда. Однако если это происходит, то суд может рассмотреть в качестве доказательств размера ущерба не проведенную экспертизу, а заказ-наряд на ремонт, который, как правило, существенно ниже, чем расчет эксперта.

Если после ДТП на автомобиль был выписан новый полис ОСАГО (можно проверить на сайте Российского союза страховщиков), то это прямое подтверждения того, что автомобиль был отремонтирован, соответственно, можно говорить о снижении исковых требований.

Стоит так же рассмотреть вопрос о действиях истца в момент ДТП. Обычно, это делается до суда, когда постановление о привлечении вас к ответственности еще не вступило в силу, но есть шанс заявить об этом и в суде по делу о взыскании ущерба.

Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен.

Ст.1083 ГК Учет вины потерпевшего и имущественного положения лица, причинившего вред

Целесообразно перед экспертом поставить вопрос о скорости автомобилей в момент аварии (трассологическая экспертиза). Если водитель пострадавшего автомобиля превышал установленную скорость, то суд может уменьшить ущерб при ДТП, так как имеет место грубая неосторожность со стороны истца. Это касается и вопроса о ремне безопасности, если имеются пострадавшие.

Пункт 3 вышеуказанной статьи, позволяет суду уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, за исключением случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно.

Для этого вам потребуется приложить все доказательства, подтверждающие ваше положение: 2-НДФЛ членов семьи, выписку из ЕГРП об отсутствии недвижимого имущества, кредитные договоры, договор об аренде квартиры и так далее.

Помимо регрессного требования страховая компания наделяется правом требовать возмещения убытков за счет виновника аварии при помощи суброгации. Это делается в случае оплаты страховки пострадавшей стороне в рамках страхового полиса КАСКО. Процедура суброгации для России сравнительно новая, так как появилась только в 2011 году.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]