Плохая дорога. взыскание ущерба ДТП

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Плохая дорога. взыскание ущерба ДТП». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Любое дорожно-транспортное происшествие, случившееся по причине неисполнения своих обязанностей организацией, отвечающей за безопасное состояние дорожного участка, должно быть оформлено и зарегистрировано в установленном законом порядке.

В противном случае, у потерпевшего не останется ни шанса на возмещение причиненного ему ущерба.

Документирование ДТП по вине дорожных служб имеет свою специфику, присущую данному виду происшествий.

Как правило, в рассматриваемом нами событии, фактический круг его участников ограничен до одного, реже — нескольких потерпевших.

Картина на месте происшествия представляется в виде поврежденного транспортного средства, стоящего на аварийно-опасном участке дороги.

Если в результате аварии не наступило серьезных последствий, потерпевший, понимая бесперспективность «поиска правды на Земле», в сложившейся ситуации, покидает место происшествия.

В дальнейшем восстановление поврежденного транспортного средства происходит «за свой счет».

В этом случае водитель поврежденного автомобиля, сам того не понимая, формально совершает нарушение пункта 2.5 Правил дорожного движения РФ.

Ответственность за оставление водителем места ДТП, в виде лишения права управления на срок до полутора лет, либо назначения административного ареста на срок до пятнадцати предусмотрена частью 2 статьи 12.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В тех случаях, когда в результате происшедшего ДТП по вине дорожных служб наступили последствия в виде причинения вреда жизни или здоровью, либо причинен крупный материальный ущерб, необходимость оформления аварии не подлежит обсуждению.

Руководствуясь изложенными выше аргументами, можно сделать вывод: при любом дорожно-транспортном происшествии, за исключением аварии, оформляемых по Европротоколу, необходимо вызывать уполномоченных сотрудников полиции.

Статьи в помощь:

Как правильно оформить дорожно-транспортное происшествие по Европротоколу

Европротокол: (бланк и образец заполнения)

Исполнив обязанности, предусмотренные пунктом 2.5 ПДД РФ и вызвав на место дорожного происшествия сотрудников ГИБДД, не питайте иллюзий по поводу вашей невиновности.

Прибывшие на место происшествия сотрудники ДПС ГАИ могут обвинить вас в несоблюдении пункта 10.1 ПДД РФ.

Трактовка нарушения может быть следующей: «не выбрал безопасную скорость, соответствующую дорожным и метеорологическим условиям, не справился с управлением и допустил наезд (столкновение, опрокидывание)».

В таком развитии ситуации, при отсутствии других потерпевших лиц, сотрудники ГИБДД составляют материал о дорожно-транспортном происшествии и выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении водителя – участника аварии.

При этом у участника дорожного происшествия не имеется правых оснований, позволяющих требовать возмещение причиненного ему ущерба.

Если ДТП повлекло за собой наступление тяжких последствий в виде причинения вреда жизни или здоровью, то его участника могут привлечь административной или уголовной ответственности.

В любом случае добровольно отвечать за разгильдяйства, допущенные дорожными и коммунальными службами, желающих не найдется.

Таким образом, у водителей транспортных средств попавших в ДТП по вине дорожных служб есть только два пути выхода из сложившейся ситуации.

Первый путь – отвечать за все самому.

Второй путь – добиться привлечения дорожной организации к ответственности и взыскать с виновника аварии весь ущерб.

Уверен, что подавляющее большинство потерпевших не ошибутся и сделают правильный выбор.

Статьи в помощь:

Возмещение ущерба при ДТП

Взыскание ущерба с виновника ДТП

Так сложилось, что официальная позиция ГИБДД такова, что виновником ДТП, как правило, определяется водитель. Патруль дорожной полиции, в большинстве случаев, обвиняет водителей в несоблюдении пункта 10.1 действующих правил дорожной безопасности. Формулировка правонарушения сводится к нарушению безопасного скоростного режима, который соответствовал бы метеорологическим, дорожным или иным условиям. В результате чего водитель не справился с управлением автомобилем и допустил создание аварийной ситуации.

Если визуальная оценка дорожного полотна говорит о том, что виновником ДТП может быть дорожно-коммунальная служба, это должно быть отражено в протоколе ГИБДД, а также составлен акт обследования дороги. Автоводитель может потребовать от инспектора внесения в протокол сведений о состоянии асфальта, а также вызова представителя дорожной службы, которая курирует место происшествия. Если сотрудники Госавтоинспекции не берут во внимание фактическое состояние дороги, автомобилист имеет право не согласиться с документом, о чём ставится рецензия «не согласен» и проставляется личная подпись. Кроме того, по российским законам, потерпевший водитель вправе составить свой оценочный документ о происходящем. Данный акт должен содержать в себе подробности дела и быть подписан водителем и двумя свидетелями. Этот документ будет приложен к делу для объективного определения виновного лица. Даже если сотрудник полиции вынес постановление о виновности водителя при очевидной вине дорожников, следует обжаловать постановление в течение 10 дней.

Для того чтобы произошло взыскание ущерба с дорожных служб, в постановлении ГИБДД должен быть установлен виновник аварии – организация, ответственная за участок дороги, где произошло ДТП.

Решение материальных конфликтов в досудебном порядке может быть выгодным для виновной стороны и эффективным для пострадавших лиц. Это обусловлено тем, что виновник может избежать дополнительных судебных и представительских издержек. А пострадавшая сторона получает результат (денежные выплаты) в более короткий срок, чем при подаче искового заявления.

Первый этап претенциозного урегулирования состоит в том, чтобы забрать из ГИБДД два документа: справку формы Ф-154 и акт обследования дорожного полотна. Также нужно узнать точный адрес и наименование организации, которая обслуживает участок автодороги, где произошло ДТП.

Виктор Парфенов 16 июля 2018 08:24 Самарцы недовольны качеством обслуживания на междугородних автобусных маршрутах

Такое качество обслуживания по всей России. Мы уже привыкли ко всему.

Любовь Андреевна Минакова 30 июня 2018 18:10 Площадь общедомового имущества, за которое мы платим, можно сократить

А вот нашим собственникам в квитанциях на оплату ЖКУ УК требуют оплатить за водопотребление и водоотведение, но воду брать даже на помывку полов в лестничных клетках-негде!Водоразборного Крана нет… и уборщица просит дать ей воды обращаясь в квартиру… Полить цветы в газоне тоже только с квартиры. Весело?

Дтп возмещение ущерба ненадлежащее содержание дорог

Важно знать, как взыскать ущерб, если у виновника ДТП нет страховки. В этом случае не применяется прямое обращение в СК, поскольку отсутствует договор. Полис потерпевшего к делу отношения не имеет и не учитывается, так как он страхует только автогражданку в случае причинения ущерба другой стороне.

Многие водители интересуются, что произойдет, если я виноват и попал в ДТП без страховки. В этом случае лучше всего будет добровольно возместить ущерб, чтобы не столкнуться с судебным разбирательством и серьезными издержками.

Чтобы гарантированно получить возмещение по закону, не прибегая к длительным судебным разбирательствам, можно оформить КАСКО. Это дает возможность обратиться напрямую к страховщику, не учитывая полис другой стороны. Если ответственность виновный водитель нести не намерен, придется добиваться справедливого решения через суд.

Для виновного это лучший вариант решения проблемы. Если не заявляется большой моральный вред, можно оформить выплату по отчету о независимой экспертизе.

Сумма вносится по расписке от пострадавшего, где он указывает об отсутствии претензий. Если этого не сделать, предстоят более серьезные затраты, взаимодействие с судебными органами и другими государственными инстанциями.

Если не получилось решить проблему между собой на раннем этапе, пострадавший обращается в суд, который потребует полного возмещения ущерба. Наказание устанавливается достаточно ощутимое. Оно складывается из следующих факторов:

  • материальный ущерб;
  • дополнительные расходы — парковка, эвакуатор;
  • моральный вред;
  • штраф в размере 50% от суммы ущерба.

Последствия аварии на этом не заканчиваются.

Важно знать! Если не будет оплачиваться нанесенный вред, счета виновника арестовывают, а деньги передаются на погашение по запросу приставов. Если человек уклоняется или безработный, могут арестовать транспортное средство или недвижимость, после чего происходит продажа с торгов в счет выплаты взыскателю.

В обычных ситуациях ее выполняет страховая компания. Но в данном случае нужно обратиться к независимому оценщику, имеющему соответствующую лицензию. Он оценит степень повреждений, необходимость ремонта, рассчитает потерю первоначальных свойств и предстоящие расходы. В конце проверки выдается отчет, результаты которого можно использовать для взаимодействия с виновником ДТП, судебными органами и другими инстанциями.

Если в течение месяца виновный не принял решение о возмещении или отказался нести ответственность, владелец пострадавшего автомобиля подает заявление в суд. В первую очередь правильно определяется инстанция. В мировой суд можно обратиться только при сумме ущерба до 50 тыс. рублей. Но так как обычно предстоит большая выплата, заявление подается в районный суд.

Необходимо подать иск, который имеет следующую структуру:

  1. Вводная часть. В ней указываются реквизиты сторон, ответчика и истца.
  2. Основная часть. Подробно и лаконично описываются произошедшие события, попытка решить проблему в досудебном порядке. Точно определяется сумма ущерба, моральный вред и дополнительные расходы к возмещению.
  3. Заключительная часть. В ней проставляется дата и подпись. Прикладывается список приложений. В качестве доказательств используется протокол с места ДТП, отчет независимой экспертизы, фото-, и видеоматериалы.

Важно знать! Стандартное разбирательство происходит в течение двух месяцев. Еще 30 дней нужно на то, чтобы решение вступило в законную силу.

Допускается два решения проблемы. Если предоставляется поддельный полис на официальном бланке страховой компании, Верховный суд РФ обязывает произвести перечисление компенсации. При этом не учитывается, оформлял ли водитель полис в действительности.

Если же и бланк является поддельным, придется договариваться о выплате лично с виновной стороной. В том случае, если проблему урегулировать не удается, поможет только обращение в ГИБДД для авторазбора и судебное разбирательство.

Исходя из полученной информации, становится понятно, что делать, если попали в ДТП без страховки. Если у виновника нет полиса, предстоит длительное судебное разбирательство. При адекватной реакции и способности идти на контакт относительно быстро выплачивается компенсация. В суде можно серьезно увеличить сумму возмещения за счет штрафных санкций.

Прежде чем перейти к описанию процедуры возмещения ущерба при ДТМ с виновника, необходимо разобраться, что понимается под термином «ущерб». Несмотря на часто практическое применение, далеко не все заинтересованные стороны понимают, что он означает. Ущерб при ДТП формируется из трех основных составляющих, каждая из которых требует отдельного рассмотрения.

Представляет собой повреждение или лишение имущества, а также других благ, выраженное в денежном исчислении. Речь идет не только о транспортном средстве, но и перевозимых грузах или другой собственности, которая находилась в автомобиле в момент аварии.

Главное, что нужно помнить – материальный ущерб относится к страховым, поэтому возмещается в рамках обязательного и добровольного страхования. Материальный ущерб делится на три вида:

  • непосредственный вред имуществу потерпевшей стороны;
  • затраты, которые предстоят и связаны с восстановлением или ремонтом имущества;
  • упущенная прибыль, которая могла быть получена при дальнейшей эксплуатации вышедшего из строя имущества.

Возмещение материального ущерба в рамках обязательного страхования по ОСАГО предусматривает получение до 400 тыс. руб. Выплата осуществляется страховой компанией, которая выдала полис владельцу автомобиля, ставшего причиной ДТП.

Сумма выплаты со стороны страховой компании может быть увеличена при оформлении полиса КАСКО. Если ущерб превышает покрытие по страховке пострадавшей стороне придется обращаться в суд.

Название этой разновидности ущерба при ДТП не требует дополнительных комментариев и пояснений. В рамках страхового покрытия по ОСАГО возможна выплата до полумиллиона рублей. Конкретная сумма определяется в зависимости от тяжести нанесенного вреда по правилам, принятым конкретной страховой компанией.

Если речь идет о тяжком увечье, допускается возмещение ущерба в более серьезном размере. Но для этого потребуется обращение в суд и соответствующий вердикт судьи. Судебное решение потребуется и в том случае, если у виновной стороны отсутствует страховка.

ВС объяснил, кто должен платить за выбоины на дороге

Под моральным вредом обычно понимается ущерб, полученный в результате нравственных переживаний, связанных с ДТП. Примерами подобных ситуаций выступают: потеря в аварии родственника, физическая боль от полученных повреждений, временная нетрудоспособность и т.д.

Вопрос о возмещении потерпевшей виде морального вреда, полученного в результате ДТП, считается самым сложным. В подавляющем большинстве случаев его решением занимается суд, так как страховые компании предпочитают не брать на себя ответственность и не включают этот вид риска не только в ОСАГО, но и в КАСКО. Вероятность, что заинтересованные стороны договорятся в рамках досудебной процедуры, также не велика.

Большая часть ДТП по своим финансовым последствиям вписывается в рамки ОСАГО, оформленного подавляющим большинством участников дорожного движения. Поэтому проблем с получением компенсации обычно не возникает, так как она исправно выплачивается страховой компанией.

Необходимость возмещения ущерба от ДТП с виновной стороны возникает в следующих ситуациях:

  • величина ущерба превышает максимальную выплату страховой компании;
  • виновная сторона не оформила страховку или полис не является действительным;
  • обстоятельства ДТП не входят в число страховых случаев, предусмотренных полисом ОСАГО или КАСКО. Например, ущерб нанесен не в процессе движения, а во время размещения автомобиля на стоянке;
  • потерпевшая сторона желает взыскать компенсацию за полученный моральный вред.

Базовый принцип расчета размера компенсации, заложенный в законодательстве, предусматривает выплату суммы, достаточной для восстановления исходных характеристик транспортного средства. Обязательным условием выступает учет степени износа автомобиля до момента попадания в ДТП.

Стандартные правила расчета компенсации предусматривают включение в итоговую сумму следующих расходов:

  • ремонт и восстановление транспортного средства;
  • транспортировка машины с места аварии в автосервис;
  • уменьшение товарной стоимости авто (рассчитывается для автомобилей со сроком эксплуатации до 5 лет или уровнем износа в пределах 35%);
  • все виды морального вреда, причиненного потерпевшей стороне;
  • потерянный заработок, затраты на лечение и другие подобные расходы, непосредственно связанные с ДТП;
  • сопутствующие обращению в суд затраты – услуги независимого оценщика и/или юриста, почтовые расходы и т.д.

После определения размера возмещения, который необходимо получить с виновной стороны, следует переходить к следующему этапу процедуры взыскания. Она предусматривает два варианта получения компенсации – добровольный (досудебный) и принудительный (с помощью суда).

Такой вариант решения проблемы на практике встречается нечасто. Тем более – если речь идет о серьезной сумме, необходимой, например, для ремонта дорогостоящей иномарки. Действующее законодательство предусматривает достаточно четкую процедуру досудебного урегулирования проблемы возмещения ущерба. Она предусматривает следующие действия потерпевшей стороны:

  • получение справки из ГИБДД, подтверждающей факт ДТП и виновника аварии;
  • обращение в страховую компанию для подтверждения отказа выплачивать требуемую сумму;
  • проведение оценки размера ущерба, которой занимается независимый эксперт;
  • направление виновной стороне претензии.

Последний документ заслуживает особенно пристального внимания. Он составляется в произвольной форме и включает следующую информацию:

  • сведения о виновной стороне как адресате документа;
  • обстоятельства ДТП;
  • описание сути проблемы, которая заключается в недостаточности компенсации, полученной в рамках страховки;
  • претензия в адрес виновной стороны, включая сумму ущерба;
  • подпись заявителя.

В претензии обязательно указывается не только сумма, которую требуется возместить, но и срок, когда это необходимо сделать. Отсутствие реакции со стороны виновника ДТП означает необходимость переходить на следующую стадию разрешения конфликта – подаче искового заявления в суд.

К претензии прилагается комплект сопутствующих документов, в состав которого входят:

  • акт о наступлении страхового случая;
  • справка из ГИБДД об обстоятельствах ДТП;
  • другие документы, подтверждающие позицию заявителя, например, чеки на ремонт, экспертное заключения независимого оценщика и т.д.

Претензия направляется адресату заказным письмом. Если реакция со стороны виновника отсутствует, целесообразно приступать к процедуре возмещения ущерба при ДТП через суд.

Порядок досудебного урегулирования конфликта обычно имеет место при взыскании страховой фирмой материального ущерба по КАСКО в рамках процедуры суброгации. В этом случае страховщик часто предпочитает вначале направить виновнику аварии письменную досудебную претензию и потребовать от него возмещения ущерба в добровольном порядке.

Страховщики часто не брезгуют к своим реальным расходам, которые ушли пострадавшей стороне, прибавить еще ряд пунктов. То есть не только возместить ущерб, но еще и заработать на виновном водителе. Какие уловки используются чаще всего?

  • В калькуляцию расходов включаются «лишние», непонятно откуда возникшие детали;
  • Стоимость норма-часов ремонтно-восстановительных работ (стоимость ремонта) искусственно завышается;
  • На сумму регресса начисляются пени и штрафы;
  • Настаивается на большом количестве повреждений, полученных автомобилем, далеко не все из которых описаны в справке о ДТП и в иных официальных документах;
  • Выставленная стоимость запчастей не учитывает коэффициент естественного износа тех деталей, которые были заменены в пострадавшем автомобиле.

Понять, что со стороны страховой фирмы имеется факт мошенничества, можно только после тщательного изучения всех документов. Если по поводу каких-либо деталей есть сомнения, то лучше всего назначить дополнительную независимую экспертизу. А после этого заново провести расчет суммы, которую потеряла страховая компания при возмещении ущерба пострадавшей стороне.

В результате ДТП вред может быть причинен жизни, здоровью или имуществу потерпевшего пешехода. Чтобы подтвердить размер понесенного ущерба, пострадавший должен будет собрать немало документов. В любом случае ему потребуется справка о ДТП, которая оформляется сотрудниками ГИБДД. Перечень других необходимых документов зависит от того, какой именно вред причинен потерпевшему – имущественный, моральный или вред здоровью.

Имущественный вред доказать проще всего, поскольку любое имущество имеет стоимость и может быть оценено. Следует учесть, что ущерб, нанесенный имуществу, может заключаться как в полном его уничтожении, так и в частичном повреждении. От этого зависит сумма возмещения вреда. В случае повреждения имущества потерпевший может требовать лишь оплаты расходов на ремонт и при необходимости дополнительных расходов на перевозку, хранение и другое. Если же имущество уничтожено, пострадавший имеет право на возмещение его стоимости на день ДТП.

Для подтверждения факта причинения имущественного вреда и его размера потребуются следующие документы:

  • о праве собственности на имущество;
  • о размере причиненного вреда (заключение эксперта, стоимость услуг которого также может быть возмещена, если потерпевший представит квитанцию об оплате);
  • об оплате услуг по перевозке, хранению поврежденного имущества;
  • о расходах на ремонт имущества, на приобретение запасных частей и других материалов.

Если вред причинен здоровью человека, то потерпевший вправе претендовать на следующие виды компенсаций:

  • возмещение утраченного заработка (дохода). Учитываются все виды доходов потерпевшего: оплата за работу по трудовым или гражданско-правовым договорам, доход от предпринимательской деятельности и прочее;
  • возмещение расходов на лечение и других дополнительных расходов. К последним относятся затраты на специальное питание, лекарства, уход, санаторное лечение и так далее. Компенсируются только реально понесенные пострадавшим расходы – если лекарства или поездка в санаторий предоставлены ему бесплатно, их стоимость ему не выплатят.

Пострадавший должен представить документы, подтверждающие:

  • размер утраченного заработка, в частности среднего месячного заработка (дохода), стипендии, пенсии, пособий; справки, полученные на работе или в соответствующей организации;
  • степень утраты профессиональной или общей трудоспособности (заключения медучреждения и медицинской экспертизы);
  • расходы на лечение и дополнительные расходы (выписка из истории болезни, документы об оплате медицинских услуг, лекарств, питания).

Если пострадавший в ДТП пешеход умирает, размер вреда установить сложнее всего. Гражданским кодексом РФ установлено, какие лица вправе требовать выплаты компенсаций по потере кормильца. Как правило, это лица, для которых денежная помощь погибшего являлась источником существования (например, несовершеннолетние дети, родственники-инвалиды и иные лица, перечисленные в ст. 1088 ГК РФ).

Перечень документов, которые нужно собрать человеку, потерявшему кормильца, зависит от того, к какой категории он относится. Но в любом случае лица, имеющие право на получение соответствующей компенсации, должны документально подтвердить, что находились на иждивении погибшего. Для этого они могут представить справку из образовательного учреждения, справку о состоянии здоровья, свидетельство о рождении ребенка и т.д. Также должны быть возмещены расходы на погребение погибшего. Соответствующие суммы выплачиваются тем, кто понес такие расходы (это могут быть любые лица).

Моральный вред – это физические и нравственные страдания потерпевшего, причиной которых стало ДТП. Предполагается, что если был причинен вред жизни или здоровью, то такие страдания неминуемы. Другими словами, достаточно доказать причинение вреда здоровью – тогда факт причинения морального вреда доказывать не придется. Размер компенсации морального вреда зависит от того, насколько серьезный вред причинен здоровью, и какие последствия это повлекло для пострадавшего.

Для получения компенсации морального вреда в случаях, когда ДТП обошлось без травм и смерти пострадавшего, нужно исходить из следующего:

  1. Определить виновника ДТП, зафиксировав это в протоколе осмотра места происшествия и при проведении дознания в органах ГИБДД;
  2. Направить документы на автотехническую экспертизу для оценки повреждений автомобиля и стоимости его ремонта;
  3. Обратиться за медицинской помощью (если это необходимо) с целью получения конкретных данных о том, что действия виновного в ДТП отразились на состоянии здоровья потерпевшего и зафиксировать эти изменения в амбулаторной карте;
  4. При составлении протокола осмотра места происшествия обратить внимание сотрудников ГИБДД и свидетелей на ваше состояние;
  5. При проведении лечебных мероприятий сохранить все документы по обследованию, чеки, копии рецептов;
  6. Пострадавшему при ДТП следует иметь в виду, что размеры компенсации морального вреда находятся в прямой зависимости от размеров имущественного ущерба, а ответственность за причиненный моральный вред может возлагаться как вместе с имущественной ответственностью, так и самостоятельно.

Вы можете подать в суд два разных иска (один – о возмещении имущественного вреда, причиненного в результате ДТП; другой – о возмещении морального вреда, причиненного в результате ДТП), либо один иск о возмещении имущественного и морального вреда, причиненного в результате ДТП. Конечно, как и в любом другом случае, пострадавшему и виновному лучше всего постараться не доводить дело до суда и договориться на основе общей заинтересованности в быстрейшем разрешении конфликта, но такое, увы, не всегда получается. Размер требований можно обосновать, представив показания свидетелей, медицинскую карту, заключения врачей, анамнезы.

Последовательность действий потерпевшего пешехода, который добивается возмещения вреда, во многом зависит от того, застрахована ли ответственность владельца автомобиля. Если ответственность застрахована по договору ОСАГО, потерпевший может обратиться как в страховую компанию, так и непосредственно к лицу, ответственному за вред. На основании договора об ОСАГО страховая компания должна произвести пострадавшим в результате ДТП страховые выплаты.

По Закону об ОСАГО, каждый участник ДТП обязан сообщить другим участникам сведения о своем договоре страхования (страховая компания, номер договора). Эти сведения потребуются потерпевшему при обращении в страховую компанию.

  1. если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы, — освобождается от ответственности полностью.
    При этом непреодолимой силой являются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства (наводнение, стихийные бедствия, военные действия и пр.). К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств;
  2. если докажет, что вред возник вследствие умысла потерпевшего, — освобождается от ответственности полностью.
    В гражданском законодательстве понятие умысла не раскрыто так полно, как в уголовном, так, в соответствии со ст. 25 УК РФ под умыслом понимается противоправное поведение лица, при котором оно осознает общественную опасность своих действий (бездействия), предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления, либо не желает, но сознательно допускает эти последствия, либо относится к ним безразлично;
  3. если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен (п. 2 ст. 1083 ГК РФ).
    Неосторожностью является такое противоправное поведение лица, которое совершается им по неосторожности (когда лицо предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение этих последствий), — грубая неосторожность, либо по легкомыслию или небрежности (когда лицо не предвидит возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно и может предвидеть эти последствия) — простая неосторожность (ст. 26 УК РФ).
    При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законом не предусмотрено иное (п. 2 ст. 1083 ГК РФ).

При причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Таким образом, необходимо наличие следующих условий: вина пешехода, противоправность его поведения, наступление вреда, а также существование между ними причинной связи. Следовательно, если будут установлены все эти условия возникновения дорожно-транспортного происшествия, то согласно пункту 1 статьи 1064 ГК РФ причиненный владельцу транспортного средства вред в виде механических повреждений автомобиля подлежит возмещению в полном объеме.

Как взыскать ущерб после ДТП из-за ямы на дороге

При подаче искового заявления или составлении текста мирового соглашения нужно быть предельно внимательными при проработке пункта «требования». Например, как показывает судебная практика не производится удовлетворение прошений без учета износа ТС. Поскольку в данном случае владелец стремится не только осуществить возврат израсходованных средств на ремонт по причине ДТП, но и за чужой счет полностью отреставрировать машину (починить неисправности, препятствующие комфортному пользованию еще до происшествия). Такая позиция собственника не приветствуется.

Обращение за защитой нарушенных интересов в судебную инстанцию крайний выход из ситуации, поскольку потребует от участников немалых временных, материальных затрат, терпения и нервов. Лучше же все-таки заключить соглашение.

Заявление в суд подается по месту проживания провинившегося индивида и обязательно производится оплата госпошлины, исходя из размера требований. В объем не включается сумма морального вреда, поскольку она устанавливается в ходе процесса служителем правосудия.

Дело может быть разрешено в мировом суде при не превышении суммы претензии в 50 тыс. рублей. В остальных случаях первой инстанцией будет выступать районный судебный орган.

ВНИМАНИЕ !!! Важно помнить, что предварительное заключение мирового соглашения не лишает прерогативы обращения в суд. Если какие-то выплаты виновным уже были произведены, то в его же интересах посетить заседание и предъявить расписки или выписки по факту банковского перевода, осуществленные в пользу потерпевшей стороны. Служитель Фемиды учтет уже возвращенные суммы и возможно выплачивать придется в меньшем объеме.

Таким образом, если не получается возместить средства со страховой компании по тем или иным причинам, или возврату подлежала небольшая сумма, то остаток выплатит виновное в аварии лицо. Однако потерпевшему придется изрядно потратиться изначально, если не получается договориться мирно и вынуждены обращаться в суд.

  • Семейное право
  • Наследственное право
  • Земельное право
  • Трудовое право
  • Автомобильное право
  • Уголовное право
  • Недвижимость
  • Финансы
  • Налоги
  • Льготы
  • Ипотека

Как взыскать ущерб, если причиной ДТП стала плохая дорога?

В соответствии с законодательством, при рассмотрении ДТП быть защитником потерпевшего или обвиняемого может быть только лицо со статусом адвоката.

Адвокат по ДТП с жертвами вправе:

  • ходатайствовать о проверкедействий потерпевшего и обвиняемого лица,
  • требовать проведения автотехнической экспертизы и следственного эксперимента, воспроизводящего ДТП;
  • формулировать вопросы экспертам;
  • опрашивать очевидцев;
  • подготовить исковое заявление или возражение на иск о возмещении морального и материального ущерба в рамках уголовного процесса;
  • ходатайствовать о применении отягощающих или смягчающих обстоятельств;
  • быть посредником при заключении мирового соглашения;
  • участвовать в рассмотрении уголовного дела в суде любой инстанции в качестве представителя.

Благодаря грамотному поведению адвоката в минимально короткие сроки вы сможете добиться положительного для себя результата.

Алгоритм действий участника ДТП определен в ст. 2.5 и 2.6 ПДД. Сразу после аварии необходимо остановиться (передвигать машину больше нельзя), включить аварийку, на установленном расстоянии от авто поставить «треугольник», позвонить в ГИБДД и не трогать имеющие отношение к ДТП предметы. Но самое главное – оказать помощь пострадавшим. Следует вызвать бригаду медиков, при необходимости отправить потерпевших на попутном транспорте или своими силами доставить в больницу.

Транспортировка пострадавших при ДТП на своей машине является прямой обязанностью водителя. Об этом предварительно нужно сообщить в ГИБДД, а затем вернуться на место аварии.

Когда потерпевший при ДТП человек погибает, дело автоматических становится уголовным. При этом не важно, на каком этапе скончался человек – сразу при аварии или в результате полученных травм, находясь в больнице.

Когда во время аварии на дороге погибает один из участников, дело квалифицируют как убийство по неосторожности. При этом подобные действия подпадают под статью 264 УК РФ.

От повреждений, полученных пострадавшим в аварии, зависит ответственность виновника ДТП. Согласно п. 4 раздела общих положений Приказа Минздрава No 194н от 17.08.07 г. степень тяжести нанесенного вреда здоровью определяется в медучреждении судмедэкспертом, а при его отсутствии — врачом другой специальности по правилам, установленным законодательством и в соответствии с изложенными в вышеназванном приказе медицинскими критериями.

Другими словами, только экспертиза устанавливает связь между ДТП и травмами. Определяются следующие степени тяжести нанесенного вреда здоровью:

  1. Легкая. Это незначительная, но стойкая утрата трудоспособности (на 10%) или кратковременное расстройство здоровья – до 3 недель. Критериями являются поверхностные незначительные повреждения.
  2. Средняя. Это тоже стойкая, но уже значительная потеря работоспособности – менее трети (10-30%). А также безопасное для жизни, но длительное расстройство, вызывающее нетрудоспособность дольше 21 дня. В основном это повреждения внутренних органов, переломы конечностей и сотрясение мозга.
  3. Тяжкий вред. Это ущерб, представляющий угрозу жизни или здоровью. Сюда относятся потеря органов, другие повреждения, приводящие к инвалидности либо потере трудоспособности на 120 дней и более.

Степень тяжести определяется по одному медицинскому критерию. Если их несколько – выбирается наибольшей тяжести. В случае множественных повреждений степень ущерба определяется по совокупности.

Авария с погибшими – всегда горе. Виновнику придется отвечать по всей строгости закона. КоАП нарушения, приведшие к тяжелым последствиям и гибели людей, не рассматривает.

Работает Уголовный кодекс, степень вины определяет только суд, и дальнейшее развитие событий зависит от квалификации правонарушения. Если состава преступления нет или есть смягчающие обстоятельства, наказание будет легче. Многое зависит от действий водителя сразу после аварии и его состояния в момент совершения.

Обстоятельства произошедшей аварии оцениваются в ходе следствия на основании собранных данных, документации, проведенных экспертиз, собранных объяснительных, и с учетом всех сопутствующих факторов.

Как только материалы дела полностью собраны, его передают для рассмотрения в суд, где для виновного лица определяется вид и мера наказания.

С учетом степени тяжести нанесенного вреда, расследованием будут заниматься:

  • местные органы ГИБДД – при административном наказании;
  • СГ (следственная группа по ДТП) – при уголовной квалификации.

Когда в отношении водителя открыто административное производство, в соответствии со статьей 25.1 КоАП РФ, он вправе знакомиться с материалами дела. Также он может предоставлять дополнительные доказательства, которые бы смягчили его вину.

Следователь отвечает за полный сбор материалов по делу, на основании которого суд определяет, виновен ли человек в ДТП и какое наказание ему избрать.

Суд оценивает доказательственную базу, на основании которой сделан вывод в виновности водителя. Если при рассмотрении дела будет обнаружено, что ПДД нарушили и один, и второй участник ДТП, то дело рассматривается по каждому.

Если водитель полностью примирился с пострадавшей стороной или ее родственниками, компенсировал нанесенный ущерб и затраты, уголовную ответственность можно исключить.

Пользователи дорог имеют право на компенсацию ущерба, причинённого в ДТП по вине дорожников, на основе следующих правовых документов:

налоговый кодекс РФ, статья 28 которого определяет обязанность автовладельцев уплачивать ежегодный транспортный налог. Обязательный сбор направляется на строительство и ремонт дорожной сети, в результате чего у пользователей возникает право на качественное обеспечение физического состояния дорог;

ФЗ-257 от 08.11.2007 года, статья 28 которого определяет ответственность дорожных служб за некачественное состояние дорог и право пользователей автодорог на компенсацию материального вреда, возникшего по вине плохого состояния дорожного покрытия;

ГОСТ Р 50597-93, который определяет допустимые размеры ям, а также средства оповещения обо всех ямах, которые превышают допустимые размеры. Кроме того, данный стандарт регулирует сроки устранения ям и дорожных трещин.


Так сложилось, что официальная позиция ГИБДД такова, что виновником ДТП, как правило, определяется водитель. Патруль дорожной полиции, в большинстве случаев, обвиняет водителей в несоблюдении пункта 10.1 действующих правил дорожной безопасности. Формулировка правонарушения сводится к нарушению безопасного скоростного режима, который соответствовал бы метеорологическим, дорожным или иным условиям. В результате чего водитель не справился с управлением автомобилем и допустил создание аварийной ситуации.

Если визуальная оценка дорожного полотна говорит о том, что виновником ДТП может быть дорожно-коммунальная служба, это должно быть отражено в протоколе ГИБДД, а также составлен акт обследования дороги. Автоводитель может потребовать от инспектора внесения в протокол сведений о состоянии асфальта, а также вызова представителя дорожной службы, которая курирует место происшествия. Если сотрудники Госавтоинспекции не берут во внимание фактическое состояние дороги, автомобилист имеет право не согласиться с документом, о чём ставится рецензия «не согласен» и проставляется личная подпись. Кроме того, по российским законам, потерпевший водитель вправе составить свой оценочный документ о происходящем. Данный акт должен содержать в себе подробности дела и быть подписан водителем и двумя свидетелями. Этот документ будет приложен к делу для объективного определения виновного лица. Даже если сотрудник полиции вынес постановление о виновности водителя при очевидной вине дорожников, следует обжаловать постановление в течение 10 дней.


Существенными условиями для взыскания компенсации за материальный ущерб, полученный по вине дорожников, будут:

наличие ям на месте ДТП. Физическое состояние дорожной сети регулируется законами и подзаконными актами. Основополагающим критерием для определения качества дорог являются ГОСТы. Если говорить о допустимых размерах дорожных ям и трещин, то сегодня в России применяется ГОСТ 50597-93. Он гласит, что безопасной для автомобилей является яма до 5 см в глубину, до 15 см в длину и до 60 см в ширину;

ненадлежащая уборка дорожных территорий, так как коммунально-дорожные службы несут ответственность за состояние дорог во время дождей, снега, гололёда, обледенения. Несвоевременная уборка дорожных территорий нередко становится причиной ДТП;

открытые люки, отсутствие знаков возле больших ям, в местах ведения ремонтных работ. Знак «Ямы на дороге» и ограждения со светоотражателями должны быть на тех участках автодорог, где ямы, трещины превышают допустимые размеры 5*15*60 см, а также в местах проведения ремонтных работ.

Эти факторы должны быть зафиксированы на месте ДТП с помощью видео или фотоаппаратуры. Также данные факты должны быть отражены в протоколе, акте и постановлении ГИБДД.


Если случилось дорожно-транспортное происшествие необходимо выполнить определённый ряд действий:

остановить автомобиль, включить аварийную сигнализацию и установить аварийный треугольник;

не менять положение машин. Предметы, имеющие отношение к аварии, нельзя сдвигать с места (осколки, отлетевшие части машин);

оценить наличие пострадавших лиц и состояние дорожного покрытия;

позвонить по телефону 112. Описать ситуацию в общих чертах;

до прибытия дорожного патруля найти двух свидетелей, договориться о сотрудничестве;

зафиксировать положение машин, состояние дороги и другие факторы на камеру телефона или другой техники;

если имеется полис КАСКО, нужно позвонить в страховую компанию. Объяснить ситуацию, договориться о приезде специалиста;

по приезду дорожного патруля ГИБДД нужно участвовать в процессе оформления документов: следить за правильностью и достоверностью описаний;

участники аварии должны быть готовы к тому, что инспектор определит виновника – водителя по ст. 10.1 ПДД, а не дорожные службы из-за плохого состояния автодороги;

участники ДТП могут настоять, чтобы инспектор заполнил акт о состоянии дороги и указал данные в протоколе. Также можно настоять на оповещении коммунально-дорожной службы, ответственной за место происшествия.

Все действия должны производиться спокойно, в деловом стиле общения. Крики, претензии, оскорбления не допустимы. Участники ДТП вправе не соглашаться с описаниями событий, изложенными сотрудниками ГИБДД.

Как взыскать с дорожников компенсацию ущерба при ДТП? (инструкция)


Порядок действий при обращении к представителям дорожников включает в себя обязательное досудебное претенциозное урегулирование. На этом этапе лучше всего подключить квалифицированного юриста. Он поможет составить претензию в соответствии с законодательством и будет отстаивать гражданские и материальные права своего клиента. Если дорожники отрицают свою вину и не идут на мировое соглашение, стоит обратиться в суд по месту регистрации дорожной службы. В этом случае нужно запастись серьёзными доказательствами, обосновать ими иск, уплатить государственную пошлину и провести независимую экспертизу. Именно такой порядок действий необходим для того, чтобы наказать дорожников за ненадлежащее состояние дороги и взыскать с них компенсацию вреда.

Однако на практике в 2 случаях из 3 виновниками ДТП, случавшегося на участке дороги плохого качества, определяются водители. Соответственно, немногие из них подают апелляционные жалобы и продолжают борьбу с коммунальными службами. Это сказывается на официальной статистике и служит оправданием для снижения расходов на реконструкцию дорог в масштабах страны.


Решение материальных конфликтов в досудебном порядке может быть выгодным для виновной стороны и эффективным для пострадавших лиц. Это обусловлено тем, что виновник может избежать дополнительных судебных и представительских издержек. А пострадавшая сторона получает результат (денежные выплаты) в более короткий срок, чем при подаче искового заявления.

Первый этап претенциозного урегулирования состоит в том, чтобы забрать из ГИБДД два документа: справку формы Ф-154 и акт обследования дорожного полотна. Также нужно узнать точный адрес и наименование организации, которая обслуживает участок автодороги, где произошло ДТП.

Второй этап досудебного урегулирования требует произвести независимую оценку ущерба. Для объективности процесса необходимо письменно уведомить дорожную организацию о месте и времени проведения экспертизы. Результатом работы эксперта будет официальный отчёт с полной калькуляцией ущерба.

На имя руководителя дорожной организации необходимо составить письменную претензию. Она может быть передана через секретаря или по почте России. Основным лейтмотивом документа должно стать предложение мирного урегулирования спора. Для того чтобы претензия имела успех, нужно подойти к её составлению очень серьёзно. Так как второй попытки подачи претензии у пострадавшего лица не будет, не стоит экспериментировать и писать претензию с помощью интернет советчиков. Как правило, на этом этапе лучше всего обратиться к опытному правозащитнику. Только профессиональный юрист может обосновать претензию с точки зрения закона. Претензия дорожникам за повреждения автомобиля должна содержать ссылки на законы, доказательную базу и реквизиты для возмещения ущерба. Сумма компенсации может состоять из калькуляции ущерба + расходы на экспертизу (по чеку).

Стандартный срок рассмотрения жалобы – 30 дней. Если в течение этого срока дорожники не ответили и не выплатили сумму компенсации, значит, пострадавший автоводитель получил отказ. Следующим этапом должна стать подача иска в суд.


Иск на дорожные службы подаётся в судебный орган по месту нахождения дорожной службы или её представительства (филиала). К сожалению, пострадавшие водители, не имея соответствующего юридического образования и опыта, мало могут рассчитывать на успешный исход дела. Ведение судебного дела необходимо доверить юристу. Почему это нужно, если есть интернет?

Во-первых: от качества искового заявления зависит весь исход дела. Правовая система России устроена таким образом, что суды завалены тоннами исков. Поэтому у судей есть первичный отбор дел. Его можно охарактеризовать следующими словами: получил дело – избавься от него. Это правда. Те, кто сталкивался с судами, знает, что редкое заявление принимается с первого раза в рассмотрение. Как правило, иск отправляется обратно адресату с определением, почему иск не принимается. Или назначается досудебная встреча со сторонами для уточнения иска. В любом случае, истцам нужны помощники-юристы.

Во-вторых: неподготовленный человек, при всей правоте и полноте доказательств, не сможет разговаривать на одном языке с судьёй и юристом ответчика. А дорожная организация обязательно делегирует судебное разбирательство профессиональному опытному юристу.

В-третьих: на ответчика можно возложить все дополнительные расходы, включая государственную пошлину, представительские расходы, расходы на эвакуацию авто, экспертизу. Данные расходы оплачивает проигравшая сторона. Если удовлетворены не все требования истца, то расходы могут быть поделены между сторонами.

Как составить исковое заявление?

Иск должен содержать заголовок, информационную и заключительную часть.

Заголовок иска должен отражать информацию о судебном органе, истце и ответчике, включая контактные данные, адреса, ФИО, наименование.

Информационная часть должна отражать обстоятельства дорожного происшествия, а также обоснования требований к ответчику. В теле заявления должна быть раскрыта суть дела, перечислены обстоятельства ДТП, изложены требования истца и даны ссылки на законы РФ.

Заключительная часть, как правило, содержит перечень приложений, дату и подпись истца. В качестве доказательной базы прикладывается перечень документов и их копии. Судья в обязательном порядке запросит на проверку и оригиналы документов.

При всей кажущейся простоте искового заявления с данным заданием трудно справиться самостоятельно. Для успешного исхода дела целесообразно обратиться к опытному юристу, правозащитнику или адвокату по гражданским делам.

Пошлина за государственную услугу

Перед тем как обращаться в судебный орган, необходимо уплатить государственную пошлину. Для определения суммы можно воспользоваться одним из онлайн-калькуляторов, которые представлены в сети Интернет. В среднем, для подачи иска по имущественным спорам в мировые и районные суды нужно заплатать 3 200 рублей за иск на 100 тысяч рублей, 5 200 рублей за иск на 200 тысяч рублей, 6 200 рублей за иск на 300 тысяч рублей. Основанием для уплаты госпошлины является статья 333.21 действующего налогового законодательства (кодекса).

Если истец выиграет суд с дорожниками, то данные расходы можно возложить на проигравшую сторону. Для этого подаётся отдельный иск после того, как предыдущее решение суда вступит в законную силу.

Куда следует обращаться?

Обращение в суд по поводу имущественного спора с дорожниками, по вине которых случилось дорожное происшествие, происходит согласно положению гражданского кодекса РФ. Речь идёт о статье № 29, которая регулирует вопросы подсудности. Пункт № 2 данной статьи определяет, что исковые требования к организации подаются по месту её нахождения. В расчёт берётся юридический адрес организации или адрес филиала (представительства).

Если сумма иска менее 50 тысяч рублей, то заявление подается в мировой суд. Если сумма ущерба превышает 50 тысяч рублей, то иск нужно подавать в районный судебный орган.

Доказательства и доказывание

В основе гражданских дел всегда лежат два термина «доказательства» и «доказывание». При всей кажущейся звуковой идентичности, эти понятия имеют совершенно разный смысл.

Доказывания – это обязательства по обоснованию своих требований или возражений, которые возлагаются на стороны имущественного спора. Иными словами, на истца, который требует возмещение ущерба от дорожного предприятия, наложено обязательство доказывания своих требований. При этом ответчик обязан аргументировать свои возражения. И то, и иное обязательство должно быть подкреплено доказательствами.

Доказательства в гражданском иске – это факты, которые каждая из сторон спора представляет в суде. К фактам относятся: устные и письменные объяснения участников процесса, свидетельские показания, письменные и вещественные предметы, относящиеся к делу, а также фото-, видео-, аудиоматериалы и заключения экспертов. Доказательства должны быть получены только в соответствии с законами РФ, иначе они не будут иметь юридической силы.

Основными фактами правоты истца, пострадавшего в ДТП по вине дорожников, могут являться: справка Ф-157, акт обследования участка дороги, показания очевидцев, записи с видеорегистраторов и камер, фотографии с места ДТП и экспертное заключение.

Изучая нормы российского законодательства и практику, можно выделить целый перечень рекомендаций, что не должен делать автолюбитель, ставший участником ДТП, в котором виноват пешеход. При соблюдении этих правил, ему удастся отстоять свою точку зрения в ходе судебного разбирательства:

  1. Нельзя скрываться с места дорожно-транспортного происшествия. Данное обстоятельство играет большую роль вне зависимости от того, является водитель виновным или пострадавшим лицом в аварии.
  2. Нельзя убирать или передвигать автомобиль с места аварии. Даже если к моменту приезда на место ДТП сотрудников дорожной инспекции авто будет перемещено всего на пару метров, это будет основанием для привлечения собственника к ответственности. Размер ответственности за такое нарушение – до 2 лет лишения права на управление транспортными средствами.
  3. Если у водителя нет специального образования или навыков, он не должен оказывать пострадавшему доврачебную помощь. Достаточно успокоить пешехода, постараться остановить кровотечение. Перемещать потерпевшего нельзя, так как это может усугубить ситуацию и вызвать внутреннее кровотечение.

По приезду сотрудников ГИБДД на место аварии, ими будут проведены обязательные следственные действия, сбор доказательств и фактов аварии, а также вынесено решение о виновности в ДТП. Виновнику аварии будет предъявлено обвинение в дорожно-транспортном происшествии.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]