Причинение вреда здоровью и оставление места ДТП

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Причинение вреда здоровью и оставление места ДТП». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

При ДТП, которое отягчается наличием пострадавших, возникает несколько видов ответственности:

  • гражданско-правовая, которая покрывает весь вред, причиненный в аварии;
  • административная, которая влечет исполнение наказания за нарушение ПДД, повлекшее происшествие;
  • уголовная (или административная), за травмы, причиненные людям.

Водитель транспортного средства, который признан виновным в ДТП, несет гражданскую ответственность за совершенную аварию. Страхуя свою гражданскую ответственность, автомобилист получает гарантии, что страховая компания оплатит тот вред, который получили другие участники неприятного события.

Причинение вреда здоровью в дорожно-транспортном происшествии

Бывают аварии, в которых признаются виновными пешеходы. В них не только пеший участник ДТП, но и пассажиры или водитель могут получить травмы различной степени тяжести. Если граждане получили легкие или средней тяжести увечья, то виновнику (речь идет именно о пешеходе) придется заплатить штраф в сумме от 1000 до 1500 рублей.

Если результатом аварии, возникшей по вине пешего гражданина, погибли люди, то для виновника предусмотрены следующие меры наказания:

  • лишение свободы (до 3 лет);
  • арест (до 120 суток);
  • принудительные работы (до 2 лет);
  • тюрьма (до 2 лет).

В момент совершения ДТП вред причиняется не только транспортным средствам, но и пешеходам, водителям, пассажирам. Такой урон может включать в себя:

  • заработок, который был потерян в период нетрудоспособности;
  • расходы, которые пострадавшему пришлось понести в качестве дополнительных;
  • денежные средства, необходимые на лечение.

Так как транспортное средство считается источником повышенной опасности, то его владелец должен выполнять обязанности по страхованию своей автогражданской ответственности. Это покрывает риски по причинению вреда жизни и здоровью лиц, которые могут быть пострадавшими в ДТП. Если такой факт возникает, то затраты, понесенные потерпевшим, возмещаются за счет страховой компании по ОСАГО.

В настоящее время ОСАГО предполагает два вида выплат страхового порядка:

  1. Компенсационное возмещение, которое назначается в обязательном порядке. Размеры данных выплат определяются в процентном соотношении к категории повреждений.
  2. Возместительные выплаты, которые не обязательны и назначаются в дополнение к денежной компенсации первой категории. Их размер может быть разным, исчисляется на основании бумаг, свидетельствующих о том, что компенсационные выплаты не покрыли всех расходов.

Обязательное автострахование – гарантия того, что пострадавший получит возмещение вреда, который он получил в ДТП. Это не только имущественные убытки, но и физический вред, нанесенный здоровью потерпевшего в дорожно-транспортном происшествии.

Итак, если у виновника ДТП не оказалось страховки, то весь размер выплат Российский союз автостраховщиков будет взыскивать с него через суд. Потерпевший может попробовать самостоятельно обратиться в эту инстанцию с целью получить возмещение.

В качестве первого шага получивший вред гражданин должен доказать сам факт совершения ДТП. Для этого понадобится приложить к заявлению:

  • постановление об административном штрафе (выдается инспектором ГИБДД);
  • протокол совершения ДТП;
  • справка с СТО о размере убытков, полученных в аварии;
  • медицинское заключение о причиненном вреде здоровью;
  • чеки об оплате лечения, медикаментов;
  • приговор по уголовному делу.

Огромная часть уголовных дел, возбуждаемых в связи с ДТП и с вредом здоровью, прекращается, поскольку стороны примирились добровольно. Для многих участников аварий это единственный способ решить ситуацию, не дожидаясь приглашения в суд.

Примирение с потерпевшим имеет смысл в такой ситуации, когда у спровоцировавшего ДТП нет шансов отстоять свою невиновность. Если вина в аварии очевидна, то имеет смысл примириться до того момента, как пострадавший обратится в суд. Если пойти на мировую после этого момента, то будет считаться, что судопроизводство в отношении виновного лица было возбуждено.

Порядок рассмотрения дел о возмещении вреда здоровью в ДТП имеет следующий вид:

  1. Рассмотрение в обязательном порядке осуществляется с участием прокурора.
  2. Моральный вред может быть взыскан только с автовладельца – виновника аварии, поскольку данная категория ущерба не относится к страховым выплатам.
  3. При имеющемся факте возмещения средств на покрытие восстановления здоровья истец может повторно обратиться за выплатами, если после курса терапии будут выявлены новые обстоятельства, о которых ранее не было известно, либо если течение заболевания осложнилось. Предъявление требований, повторяющих предыдущие, но с новой системой расчетов, не допускается.
  4. Если компания-страховщик виновного стала банкротом, то в возмещении средств участвует Российский союз автостраховщиков.
  5. Если порядок выплат осуществляется не в соответствии с законодательством, то половину разниц между суммой, положенной по закону и суммой, выплаченной реально, выплатит страховая компания в виде штрафа.

Судебная практика насчитывает немало случаев, когда имела место полная компенсация вреда здоровью при ДТП:

  1. Легкий вред. В процессе управления автомобилем обвиняемая не учла плохую видимость и неподходящие погодные условия и допустила ДТП с пешеходом. Пострадавший получил травмы лица, которые были квалифицированы как причинение легкого вреда здоровью. Первая помощь пешеходу была оказана виновницей аварии. На суде свою вину признала полностью, раскаялась. Решение – административный штраф в соответствии с кодексом об административных правонарушениях.
  2. Средний вред. Автовладелец, не сумевший справиться с управлением машиной, въехал в столб, в результате чего пассажир получил травмы, которые позже были квалифицированы как вред здоровью средней тяжести. Обвиняемый был приговорен к лишению прав, стоимость лечение пассажира была возмещена страховой компанией.
  3. Тяжелый вред. При незначительном превышении скорости подсудимым и потере контроля над ситуацией произошел наезд на пешехода. В результате аварии пострадавший получил тяжелые травмы. Однако, так как последний в момент столкновения был пьян и пересекал перекресток на красный свет, в суде стороны примирились, уголовное дело было прекращено. Виновник частично компенсировал вред, полученный пешеходом.
  4. Моральный вред здоровью. Случаи подобных возмещений случаются все чаще. Стоит отметить, что апеллировать придется документами, доказывающими наличие тяжелых психологических состояний пострадавшего. Простого упования на от, что невиновный в аварии сильно расстроился, будет недостаточно. В судебной практике в России случаи выплат морального вреда есть, но суммы, как правило, небольшие. От 10 000 до 30 000 рублей. Все, что выходит за эти рамки, относится к очень тяжелым случаям и рассматривается с особым вниманием. Так, опекун двоих осиротевших детей смогла добиться компенсации в 250 000 рублей.
  5. Тяжкий вред, причиненный по неосторожности. Даже если в действиях обвиняемого не содержалось злого умысла, отвечать за свои поступки ему все же придется. В судебной практике очень много случаев, когда водитель не справился с рулевым управлением по причине плохих погодных условий. Пассажиры и пешеходы, пострадавшие в таких авариях, вполне могут рассчитывать на компенсацию выплат, однако суд при вынесении решения будет менее строгим.
  6. Смерть при ДТП. К таким ситуациям в суде относятся лояльно. Безусловно, родственники имеют право на получение компенсации. Возвращены могут быть средства, затраченные на погребение, денежные компенсации расходов, которые возникли в связи с гибелью пострадавшего. стоит отметить, что часто подобные требования суд удовлетворяет. так, матери погибшего молодого человека, который был ее единственным кормильцем, удалось взыскать с виновника 500 000 рублей. Однако наличие данных фактов не значит, что в данном вопросе царит произвол. Суд строго оценивает каждую ситуацию.

Определение данного типа вреда содержится в примечании к ст. 12.24 КоАП РФ. Согласно данной нормы легкими повреждениями стоит считать непродолжительное расстройство здоровья или незначительную потерю трудоспособности.

Дополнительно необходимо обратиться к приказу Минздрава РФ от 24.04.2008 № 194н (далее – Приказ № 194н). В п. 8.1 указано, что период нахождения на больничном составляет до трех недель.

Незначительные ссадины, кровоподтеки, ушибы, царапины к телесным повреждениям не относятся. Соответственно, не будет и наказания.

В таком случае разговор заходит об административной ответственности. Причем она отличается в зависимости от того, кто причастен к происшествию.

Когда упоминается о водителе, наказание прописано в ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ. Это может быть как штраф в сумме 2500 – 5000 рублей, так и лишение прав на 1–1.5 года.

Однако причинению вреда нередко способствуют действия пешеходов, иных участников движения. К примеру, человек неожиданно выбежал на дорогу. Водителю пришлось резко затормозить, в результате чего он ударился об руль.

Здесь уже административная ответственность прописана в ч. 2 ст. 12.30 КоАП. Размер денежных санкций за легкие и средние травмы одинаков – 1000-1500 рублей.

Он характеризуется неопасным для жизни продолжительным расстройством здоровья или стойкой утратой трудоспособности не менее чем на 1/3. Период нахождения потерпевшего на больничном – от 21 дня и более.

Здесь также предусмотрена административная ответственность. По ч. 2 ст. 12.24 КоАП водителю грозит штраф в сумме 10 000–25 000 рублей или временное изъятие водительского удостоверения на 1.5-2 года.

Нередко бывает так, что в результате дополнительного медицинского обследования средние телесные повреждения трансформируются в тяжкие. Тогда возбуждается уголовное дело по первой или второй части ст. 264 УК РФ с одновременным закрытием административного производства.

Что делать и какие наказания, если водитель покинул место ДТП?

Некоторые из них обозначены в ст. 111 УК РФ. В ней, в частности, упоминается о потери речи, зрения либо слуха. Сказанное также касается утраты органа в организме или его основных функций. К тяжким телесным повреждениям также относятся прерывание беременности или получение стойкого психического расстройства.

Более подробно список травм приведен в Приказе № 194н. Все их перечислять нет необходимости. Поэтому остановимся только на основных из них.

Внешние увечья:

  • раны головы;
  • утрата зрения на один или оба глаза;
  • частичная глухота;
  • потеря конечности;
  • обезображивание лица.

Однако зачастую тяжелые травмы невидны невооруженным глазом. Не менее опасны те, которые возникли изнутри. Об их наличии соответствуют крики пострадавшего, потеря им сознания.

Повреждения внутренних органов:

  • переломы черепа, его костей;
  • внутричерепные травмы;
  • проникающие ранения шеи, щитовидной железы;
  • переломы в шейном отделе позвоночника;
  • проникающие раны грудной клетки, живота;
  • многочисленные переломы ребер;
  • разрыв крупных кровеносных артерий;
  • обильная кровопотеря;
  • острая сердечная недостаточность.

Одним из критериев тяжкого вреда здоровья является стойкая утрата общей или полная профессиональной трудоспособности. Степень ее потери определяется по правилам, утвержденным правительственным постановлением № 789 от 16.10.2000 г.

Когда ДТП с причинением тяжкого вреда здоровью стало следствием умысла, то виновнику в силу п «в» ст. 111 УК РФ грозит до 10 лет лишения свободы. Помимо этого, суд может назначить ограничение свободы в пределах двух лет.

Стоит подробнее остановиться на санкциях, которые содержатся в ст. 264 УК. Представить их проще всего в виде приведенной ниже таблицы. Строгость наказания зависит от конкретной части статьи, наличия смягчающих и отягчающих обстоятельств.

Нередко суды заменяют фактическое лишение свободы условными сроками для обвиняемых. И такие приговоры далее по тексту материала будут проиллюстрированы случаями из судебной практики.

Кроме того, есть множество примеров, когда по ч. 1 ст. 264 УК уголовное дело вообще прекращается. Основание – примирение обвиняемого и потерпевшего, а также возмещение ущерба от ДТП.

Часть

статьи

Квалификация Ограничение свободы Арест Принудительные работы Лишение свободы
Тяжкие телесные повреждения
1 Без квалификации до 3 лет до 6 месяцев до 2 лет до 2 лет
2 Алкоголь, наркотики, оставление места ДТП _ _ до 5 лет от 3 до 7 лет
Летальный исход
3 Без квалификации _ _ до 4 лет до 5 лет
4 Алкоголь, наркотики, оставление места ДТП _ _ _ от 5 до 12 лет
Смерть двух и более лиц
5 Без квалификации _ _ до 5 лет до 7 лет
6 Алкоголь, наркотики, оставление места ДТП _ _ _ от 8 до 15 лет

Дополнительным наказанием для водителя является лишение прав на период до 3 лет. Если гражданин обвиняется по ч. 1 ст. 264 УК РФ, то вопрос с удостоверением решается на усмотрение суда.

Относительно свежие прецеденты свидетельствуют о том, что при отсутствии отягчающих обстоятельств суды лояльно относятся к виновникам ДТП. Зачастую реальные сроки лишения свободы заменяются условными. В некоторых случаях даже применяется судебный штраф.

Когда обвинение предъявлено по ч. 1 ст. 264 УК РФ, во многих ситуациях уголовное преследование прекращается. Этому способствуют примирение и полная компенсация вреда.

Что касается лишения водительских прав, суды нечасто прибегают к максимуму в 3 года. Во внимание берется и взаимосвязь управления машиной с трудовой деятельностью. Для ознакомления далее приводится несколько судебных прецедентов.

Дунаев вследствие неосторожного маневра допустил опрокидывание автомобиля. Находившийся там пассажир вследствие полученных травм скончался.

Назначая наказание по ч. 3 ст. 264 УК РФ, Курганинский районный суд Краснодарского края учел в отношении Дунаева смягчающие обстоятельства. Это совершение преступления впервые, признание вины и раскаяние, а также частичное возмещение ущерба родным потерпевшего.

Приговором от 27.05.2020 г. по делу № 1-120/2020 Дунаев осужден на 2 года лишения свободы условно. На такой же период времени его избавили от водительских прав.

ДТП с причинением тяжкого вреда здоровью, характеристика, наказание

Неумышленное оставление места ДТП

Такое часто бывает, когда водитель едет по парковке. Он нечаянно задевает чужой бампер или мнет номерной знак и уезжает не заметив. В такой ситуации водитель действовал без намерения избежать наказания.

Если умысла повредить чужую машину не было, от наказания все равно не освободят. Если потерпевший найдет запись камер и виновника, отвечать за такой маневр все равно придется — арестом или лишением прав.

Если факт нанесения ущерба установлен, то вышеописанные действия расцениваются как то, что водитель скрылся с места ДТП. Наказание в этом случае предусматривается Кодексом «Об административных правонарушениях», а не правилами ГИБДД. Ситуация рассматривается в 3 частях статьи 12.27 КоАП.

В зависимости от конкретных обстоятельств дела, виновнику грозит:

  • штраф в размере 1 тыс. рублей;
  • лишение прав от года до полутора лет или арест до 15 суток;
  • 30 000 рублей штрафа и лишение прав от 1,5 до 2 лет.

Отягчающим вину обстоятельством признаётся состояние алкогольного либо иного опьянения, приведшее водителя в изменённое состояние сознания. Лицо, управляющее и без того источником большой опасности, которым является автомобиль, находясь в неадекватном состоянии, в разы увеличивает риск создания ДТП.

Согласно ПДД, водитель-виновник вправе на законных основаниях покинуть место совершения им административного правонарушения только в случае выполнения им всех, предписанных условий.

Если отсутствуют человеческие жертвы или лица, физическому здоровью которых, возможно, был нанесён вред, то действия водителя-виновника должны соответствовать чёткому алгоритму:

  1. Прекращение движение, выключение мотора.
  2. Выключение сигналов аварийной остановки.
  3. Вызов полиции, скорой и ГИБДД. Если нет претензий у пострадавшего – можно самостоятельно заполнить схему аварии.
  4. Извещение страховой компании.
  5. Решение всех вопросов с вызванными и оповещёнными службами и организациями.
  6. Покидание места ДТП.

На то, что страховка покроет материальные убытки, возможно рассчитывать только тогда, когда случай ЧП надлежащим образом задокументирован и зарегистрирован. В противном случае, можно надеяться только на свой кошелёк. Это случается из-за того, что в страховой компании все финансы строго отслеживаются, и чтобы выплатить ущерб, ей нужно документальное подтверждение, что он действительно есть.

Кроме того, право покинуть место ДТП, у водителя, когда нет пострадавших, всё же есть. Им можно воспользоваться, когда отношения с пострадавшей стороной выяснены и виновник убедился, что к нему нет никаких претензий и не будет в дальнейшем. Можно воспользоваться Европротоколом.

В ситуации, когда машина заграждает проезд – её можно немного убрать в сторону, но не более. Труднее обстоит дело, когда в аварии есть пострадавшие и обоюдным согласием тут не отделаться.

На практике становится видно, что арест применяется крайне редко – для этого должны быть веские основания. Чаще судом выносится решение о лишении прав на 12 или 18 месяцев. Стоит обратить внимание, что именно суд имеет право на наложение такого наказания и ни один сотрудник ГИБДД не может прибегать к аресту за «побег» водителя с места происшествия.

Что будет если скрылся с места ДТП и как водителю избежать наказания

В КоАП прописан один нюанс: отъехать от ДТП на 500 — 1000 метров не будет считаться «побегом», но, если больше – это правонарушение. Это связано с моментом, когда машина заграждает проезд другим. Есть такие участки дороги, где убрать её недалеко сложно, а потому нужно отъехать. Формально, водитель, скрывшийся за поворотом не может быть привлечён к ответственности.

Существует ещё один аспект: зная, как «быстро» умеют приезжать государственные службы, многие не хотят тратить время. Либо водители остались на месте происшествия и выполнили все требования, но службу не дождались – слишком долго она ехала. На самом деле, ожидать приезда сотрудников полиции нужно только 3 часа. Если по истечении времени они не появились, можно снова позвонить о том, что они не явились и покидать место ДТП, а разговор записать на телефон.

Не заметить ДТП водитель может по разным причинам:

  1. Незначительный толчок, либо его вообще не было.
  2. Оглушительная музыка в салоне.
  3. Плохие погодные условия (гроза, молния).
  4. Плохая освещённость и большие габариты одного из ТС.

В правилах описывается ряд случаев, когда дожидаться ДПС необязательно и водитель может спокойно уехать, а потом не нести за это ответственность:

  1. Согласие обоих сторон. Виновник и пострадавший пришли к соглашению без вмешательства правоохранительных органов, ущерба нет, претензий тоже нет. После самостоятельного составления схемы ДТП обе стороны приезжают к ближайшему посту и заверяют официально факт аварии.
  2. Препятствие проезду. Машины сталкиваются не всегда в удобном для остальных участников движения месте, а потому они могут загораживать проезд. Прежде, чем убрать ТС, нужно документально заверить её первоначальное положение (фото, видеосъёмка, схема) при участии свидетелей.
  3. Действует Европротокол – возможность решить ситуацию без полиции. Можно воспользоваться исключительно, когда есть материальный ущерб без вреда здоровью людей, участие максимум двух ТС, обе стороны не имеют претензий от друг друга, и на руках у обоих — полис ОСАГО.

Так как оставление места ДТП является правонарушением, оно также имеет срок давности, как большинство преступлений. Срок давности представляет из себя временной промежуток, за время которого наступает юридическая ответственность. Он начинается с момента совершения преступления и заканчивается после оговорённого в законе срока.

После истечения срока давности правонарушитель не может быть привлечён к ответственности за это преступление.

Срок давности за «побег» с места происшествия составляет 3 месяца, за время которого пострадавший должен обратиться к сотрудникам полиции, предоставляя доказательства фата ДТП. В особо тяжёлых случаях водитель может объявляться в розыск. Однако если по истечении этого времени он не был призван к ответственности за данную аварию, никто не имеет права назвать такого водителя виноватым в этой ситуации, потому что срок давности преступления прошёл.

Кодекс РФ об административных правонарушениях в части 2 статьи 12.27 устанавливает наказание для водителей транспортных средств, скрывшихся с места дорожно-транспортного происшествия.

Статья предусматривает два вида наказания – лишение права управления транспортными средствами на срок от 12 до 18 месяцев или административный арест до 15 суток.

Судебная практика при применении данной нормы толкует расширительно понятие дорожно-транспортного происшествия, в отличие от определения, данного в ПДД РФ.

Административная ответственность наступает в случаях невыполнения требований п. 2.5 ПДД РФ водителями транспортных средств при происшествиях в границах дороги и прилегающей к ней территорий.

Термин «прилегающая территория» закреплен в разделе №1 Правил дорожного движения РФ и включает в себя территории жилых массивов и дворов, автостоянок, топливозаправочных станций – АЗС и другие места.

Таким образом, где бы ни произошла авария, водитель обязан выполнить предписанные ему обязанности: остановить автомобиль, включить световую аварийную сигнализацию, обозначить место происшествия знаком аварийной остановки и ни при каких условиях не перемещать предметы, имеющие отношение к аварии.

Если водитель выполнил все предписания пункта 2.5 ПДД РФ, но покинул место аварии до прибытия ГИБДД, то в отношении него составляется административный протокол по части 2 статьи 12.27 КРФ об АП.

Невыполнение предписаний абзаца 1 пункта 2.5 Правил дорожного движения без признаков оставления места ДТП, квалифицируется по части 1 статьи 12.27 КРФ об АП.

Административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 12.27 КРФ об АП, подлежат водители независимо от их статуса и степени виновности в совершении дорожно-транспортного происшествия.

В жизни случаются ситуации, при которых водитель транспортного средства вынужденно оставляет место происшествия.

Например, для доставления пострадавшего или иного лица, нуждающегося в медицинской помощи в лечебное учреждение.

Не всегда сотрудники ГИБДД усматривают в действиях водителей крайнюю необходимость и возбуждают административное производство по части 2 статьи 12.27.

Рассмотрение дел данной категории отнесено законом к компетенции судов.

Водители должны представить доказательства, подтверждающие правомерность их действий, одной презумпцией невиновности здесь не обойдешься.

Определить юридически значимые обстоятельства при защите может только квалифицированный автоадвокат, помощь которого не следует недооценивать.

Об отсутствии умысла на совершение правонарушения могут свидетельствовать сообщение водителем в медицинском учреждении своих установочных данных (ФИО, адреса проживания, реквизитов удостоверяющих личность документов), возвращение к месту аварии, письменные объяснения причин оставления места ДТП и пр.

Уголовный кодекс РФ в статье 125 устанавливает ответственность за оставление в опасности.

Применительно к делам о дорожно-транспортных авариях действия нарушителей ПДД РФ, повлекшие наступление тяжких последствий (тяжкий вред здоровью, смерть потерпевшего) совершивших преступления, предусмотренные статьями 264, 268 УК РФ, при оставлении пострадавших без помощи, могут дополнительно квалифицироваться по статье 125 УК РФ.

Наезд на пешехода – неосторожность, оставление места ДТП – умысел

Наряду с ответственностью за вред, причиненный потерпевшим по основаниям, предусмотренным главой 59 Гражданского кодекса РФ, водители транспортных средств, покинувшие места дорожных происшествий, возмещают страховым компаниям ущерб в размере произведенных ими страховых выплат по договорам ОСАГО.

Пункт «г» статьи 14 Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» предусматривает переход от потерпевшего к страховой компании права требования выплаченной суммы страхового возмещения к лицу, скрывшемуся с места происшествия.

Аналогичная норма предусмотрена пунктом 1 статьи 20 ФЗ «Об ОСАГО» в отношении перехода к РСА права требования взыскания в порядке регресса сумм компенсационных выплат с виновного лица, покинувшего место аварии.

Неблагоприятные последствия при оставлении места ДТП могут затронуть и интересы потерпевшей стороны.

Например, если страховщик не может установить обстоятельств страхового случая, по причине оставления места аварии её участником, то в выплате страхового возмещения может быть отказано. Добиваться страховой выплаты придется в судебном порядке.

Статьи в помощь:

Иск к страховой компании о возмещении ущерба при ДТП

Образец претензии к страховой компании при ДТП

Образец иска к страховой компании при ДТП

Из практики можно выделить два типа случаев, при которых виновный в аварии водитель покидает место происшествия:

  • пострадавший водитель, находясь на месте происшествия, является его непосредственным участником;

  • авария произошла в отсутствие пострадавшего водителя.

При любом варианте развития ситуации настоятельно советуем воздержаться от преследования причинителя вреда. Не стоит подвергать опасности ни себя, ни окружающих.

В зависимости от ситуации, потерпевшему необходимо выполнить ряд последовательных действий.

  1. Обозначьте Ваше транспортное средство и место аварии аварийной сигнализации и знаком аварийной остановки.

    Особое внимание уделите предметам и следам, оставленным скрывшимся автомобилем.

    По возможности сфотографируйте место происшествия.

  2. Запишите или запомните информацию о «беглеце» и его автомобиле — модель, цвет, данные государственного регистрационного знака, места и локализацию механических повреждений кузова, деталей и механизмов автомобиля, а если успели рассмотреть, то и приметы водителя.

    Сведения, добытые Вами, в дальнейшем помогут не только установить нарушителя, но и доказать его виновность экспертным путем.

    Статьи в помощь:

    Автотехническая экспертиза при ДТП

    Трасологическая экспертиза при ДТП

    Автотехническая экспертиза при расследовании наезда на пешехода

  3. Сообщите о случившемся в любое подразделение ОВД, при этом изложите полицейским всю известную Вам информацию, которая может облегчить розыск и задержание нарушителя и его транспортного средства.

  4. Не стоит дожидаться прибытия полицейских, проводя время в бездействии.

    Постарайтесь самостоятельно установить свидетелей автопроисшествия и записать их установочные данные.

    Попросите владельцев автомобилей, находящихся рядом с местом происшествия, просмотреть записи видеорегистраторов, в фокусе которых могло быть зафиксировано событие аварии.

  5. Организуйте объезд места происшествия, если это не возможно, то составьте схему места происшествия, при этом постарайтесь сохранить следы и предметы, относящиеся к аварии.

    Статья в помощь:

    Составление схемы ДТП

  6. По прибытии сотрудников ДПС ГИБДД, примите участие в осмотре места происшествия и оформлении документов дорожно-транспортного происшествия.

    Статьи в помощь:

    Осмотр места происшествия при ДТП

    Протокол осмотра места ДТП образец

  7. Убедитесь, нет ли вблизи места происшествия работающих камер видеонаблюдения. При их наличии, получить информацию с видеоустройств можно, с помощью сотрудников полиции.

Помните, о том, что оставление места ДТП является самостоятельным правонарушением и не влечет одновременно признание скрывшегося лица виновным в совершении аварии.

Поэтому при возникновении спора о виновности и решение вопросов возмещения вреда доказывать вину приходится потерпевшему.

Статьи в помощь:

Возмещение ущерба при ДТП

Взыскание ущерба с виновника ДТП

Уважаемые читатели! Сложность и многообразность дорожных ситуаций порождает бесконечное количество вопросов, на часть из которых мы постарались ответить в настоящей статье.

Каждому посетителю сайта мы окажем достойную квалифицированную юридическую помощь в разделе «Консультация автоюриста».

  • Все о ДТП и автостраховании

Первая ответственность административная, за оставление места ДТП.

2. Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, —
влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Ответственность наступала вне зависимости виновен водитель или нет.

Вторая — гражданская — возмещение за нанесение вреда.

1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.

Наступала и наступает вне зависимости от виновности в ДТП. Такая ответственность должна быть застрахована по ОСАГО.

С 24 апреля 2019 года эта ответственность также остается идентичной. Каким бы не был закон, у отсутствующего человека определить опьянение невозможно. Но теперь на любого водителя, покинувшего место ДТП при причинении тяжкого вреда здоровью распространяются отягчающие части статьи 264 УК РФ, как и для водителя в состоянии опьянения. Отсюда и фраза на слуху «Водителей покинувших место ДТП приравняли к пьяным водителям.» И как уже понятно далеко не всех водителей, а как минимум с причинением тяжкого вреда здоровья в результате ДТП. Далее подробнее, каких водителей приравняли к пьяным.

Изменения внесены в части 2,4,6 статьи 264 Уголовного кодекса РФ в которых установлена ответственность за нарушение ПДД с причинением тяжкого вреда здоровью (часть 2), смерти (часть 4), смерти двух и более лиц (часть 6).

Все эти части содержат идентичный первый абзац, и с 24 апреля 2019 года в этот абзац добавлено действие с оставлением места ДТП.

Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека(из части 2)/смерти( из части 4)/смерти двух и более лиц(из части 6) 4. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека(из части 2)/смерти( из части 4)/смерти двух и более лиц(из части 6), если оно:

а) совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения;

б) сопряжено с оставлением места его совершения,

Какое наказание грозит за оставление места ДТП?

Подведем итог. Какие водители сбежавшие с ДТП попадают под уголовную ответственность и приравниваются к пьяным?

Нарушившие Правила дорожного движения и совершившие ДТП в результате которого причинен тяжкий вред здоровью или наступила смерть одного или более людей.
Нарушение ПДД должно иметь причинно-следственную связь с причинением тяжкого вреда или смертью.

Например. Нетрезвый водитель остановился на красный сигнал светофора перед пешеходным переходом. В этот момент в него сзади врезается другой автомобиль и выталкивает на пешеходный переход, в результате чего сбивается пешеход и получает тяжкий вред здоровью. Оба водителя оставляют место ДТП.

Так как ДТП совершено вторым водителем и в результате его нарушения причинен тяжкий вред здоровью, то именно он попадает под уголовную ответственность. И так как покинул место ДТП — это уже будет часть 2 статьи 264, вне зависимости был он в состоянии опьянения или нет.
Первый — нетрезвый водитель виновен лишь в оставлении места ДТП и его действия подлежат административной ответственности.

Далеко не всегда законодательство ограничивает перемещение водителей, запрещает им отлучаться с точки, где случился инцидент. При определенных обстоятельствах и виновник произошедшего, и жертва могут на какое-то время покинуть место аварии. Однако они должны в обязательном порядке вернуться обратно для официального оформления. Если все было выполнено в соответствии с установленным регламентом, наказание не предусмотрено.Прежде, чем начинать более детальный анализ установленного в случае аварии регламента, необходимо определить, что конкретно понимается под термином «оставление места дорожно-транспортного происшествия». Согласно общепринятой юридической трактовке, это ситуация, при которой водитель покидает аварию без основательных причин в попытке уйти от ответственности. В этом случае вся сопроводительная документация оформляется без его участия, работники Госавтоинспекции опрашивают очевидцев и свидетелей для формирования достоверной картины столкновения.

Минимальное время изъятия водительского удостоверения составляет один календарный год. Когда оставление места ДТП происходит в алкогольном или наркотическом опьянении, период лишения ВУ увеличивается. В этой ситуации виновная сторона привлекается сразу по двум статьям, когда истекает срок первой, в законную силу вступает вторая.

В судебной практике существует четыре способа, как не допустить изъятия ВУ. Более подробно о каждом из них ниже.

  • Затягивание сроков

Действующим законодательством Российской Федерации установлено, что постановление о наложении административного взыскания должно быть вынесено не позднее, чем спустя три месяца после первого судебного заседания. При несоблюдении данного требования дело закрывается в связи с истечением срока давности.

  • Невозможность доказать наличие умысла

Если в ходе судебного разбирательства не удается доказать, что виновник решил покинуть место происшествия, осознавая всю ответственность происходящего, обвинения снимаются. Иными словами, чтобы избежать санкций, необходимо предоставить объективное и достоверное подтверждение того, что момент столкновения остался незамеченным и, следовательно, уезд произошел непреднамеренно. Справедливости ради стоит отметить, что сделать это нелегко.

  • Незначительность произошедшего

Лишения прав за оставление места ДТП можно избежать, если договориться с потерпевшей стороной до ее обращения в отделение ГИБДД с целью опознания. В данной ситуации ключевым фактором успешных переговоров выступает личная позиция оппонента, его желание идти на контакт. При условии «налаживания мостов» действовать следует по такому сценарию:

  • Виновник договаривается с потерпевшим о способах возмещения ущерба.
  • Пострадавший дает расписку о самостоятельном урегулировании конфликта, отсутствии каких-либо претензий.

Ответственность и наказание за оставление места ДТП

Чтобы во всём в этом разобраться, необходимо провести анализ ряда законодательных норм, и начать нужно с ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, собственно и определяющей, что грозит водителю, покинувшему место ДТП.

С самой нормой можно без труда ознакомиться, просто перейдя по ссылке. Но понятно ли, что означает само используемое законодателем словосочетание — «оставление места ДТП»? Что понимается под словом «оставление», как определяются границы «места»?.. Имеет ли значение, в частности, расстояние, на которое удалился гражданин от места происшествия; какие вообще действия должны быть совершены гражданином, чтобы возникали основания для привлечения его к означенной ответственности?

Поверьте, чётко сформулированных и понятым образом изложенных ответов на эти вопросы в законе найти не удастся, чем нередко и пользуются некоторые не очень добросовестные сотрудники ГИБДД, пытаясь ввести в заблуждение граждан относительно юридической квалификации их действий.

Именно поэтому смысл понятия «оставление места ДТП» – важнейший вопрос, в котором следует разобраться, что нами непременно и будет сделано. Но сперва проанализируем данную норму в тех её частях, которые изложены законодателем понятно.

При столкновении на дороге водитель должен остановиться незамедлительно и не перемещать свой автомобиль. Это необходимо, чтобы обстоятельства аварии были более понятны сотрудниками ГИБДД.

Не связанное с инерцией, тормозным путем и прочими естественными факторами смещение машины на какое-либо расстояние от места столкновения затруднит определение скорости, реакции, торможения. Кроме того, умышленное изменение положения ТС может ввести всех в заблуждение относительно траектории движения машин до столкновения.

После остановки водитель должен выставить знак «треугольник», убедиться в отсутствие пострадавших. При наличии травм у людей в салоне авто, пешеходов, необходимо вызвать скорую. До приезда неотложки следует оказать раненым помощь.

На место происшествия нужно вызвать госавтоинспекцию. Если нет раненых, можно вызвать аварийных комиссаров. В случае, когда нет разногласий по аварии, имеется возможность никого не вызывать и явиться в инспекцию, предварительно зафиксировав имеющие отношения к аварии обстоятельства на фотокамеру и графически.

Ответ на этот вопрос содержится в самой рассматриваемой норме: только водитель, который принимал участие ДТП. И никто более.

Для законного привлечения к ответственности необходимым условием является факт управления гражданином транспортным средством в момент происшествия, а само происшествие должно отвечать всем признакам ДТП, то есть являться событием, в котором погибли или были ранены люди, или кому-либо был причинён ущерб: повреждены транспортные средства, грузы и т.д. (вплоть до повреждений одежды или каких-либо личных вещей – в основном касается ДТП с пешеходами).

Таким образом, гражданин не может подлежать ответственности, если, например, в результате контактирования его транспортного средства с каким-либо иным объектом не образовалось никаких повреждений (такое редко, но бывает).

Равным образом, нельзя привлечь к ответственности за оставление места ДТП и в том случае, если гражданин вообще не управлял транспортным средством непосредственно в момент происшествия. Следует иметь в виду при этом, что, основным признаком управления транспортным средством является его нахождение в движении. Следовательно, если транспортное средство не двигается, никаких действий по приведению его в движение гражданином не предпринимается, то такой гражданин водителем не является. Однако не стоит это понимать слишком уж буквально и утрированно, как это сделал, например, один из наших несостоявшихся клиентов, который на полном серьёзе собирался убедить суд в том, что он не подлежит ответственности за оставление места ДТП, поскольку само происшествие произошло при тех обстоятельствах, что он остановился перед светофором, после чего в заднюю часть его уже стоящего автомобиля врезался другой автомобиль. И так как его автомобиль в момент ДТП стоял, то он им «не управлял» и, соответственно, субъектом правонарушения не является. Разумеется, как потом об этом стало известным, его доводы не были приняты ни одним судом, через которые прошло его дело, хотя он и дошёл с этими доводами до надзорной инстанции.

Следует знать также и о том, что сейчас не работают и доводы о неправомерности привлечения к ответственности, если происшествие произошло не на «дороге», а на «прилегающей территории» (ПДД РФ разделяют данные понятия), хотя, казалось бы, эти доводы сами собой напрашиваются из определения «ДТП». Дело в том, что ещё в феврале 2012 года Верховный Суд РФ внёс определённые изменения, согласно которым по таким делам «официально» перестало иметь значение, где именно произошло происшествие — на дороге или на прилегающей территории. Впрочем, и до внесения данных изменений суды соглашались с такими доводами очень неохотно и нечасто.

Более подробно о том, что должно подлежать доказыванию по таким делам и как они рассматриваются в судах на практике, описано в разделе «Судебная практика»

По статистике, подавляющее большинство аварий – это незначительные столкновения с минимальными повреждениями. Это происходит в основном в городах, когда заторы не позволяют двигаться на больших скоростях.

При таких обстоятельствах нецелесообразно вызывать инспекцию и можно все урегулировать на месте (если нет разногласий по виновности). Виновник может заплатить пострадавшему добровольно и конфликта интересов не возникнет.

Однако, следует, иметь в виду, что речь идет о тех случаях, когда нет обязанности вызывать ГИБДД. Если же сотрудников полиции все же уже вызвали, необходимо дождаться их приезда. В противном случае, прибывшие зря на место полицейские запросто оформят уехавшему водителю (или водителям) нарушение по ст. 12.27 КоАП.

Пристального внимания заслуживают происшествия, произошедшие с одним водителем, которого угораздило сбить тележку на стоянке, или которому поперек дороги встала собака, привелось ударить иное препятствие попалось на пути (куча снега, к примеру).

В данном случае горе-участник сам решает – вызывать ГАИ или нет. Исключение – причинение вреда чужому имуществу.

Что представляет собой извещения о ДТП? С одной стороны, оно является обязательным к заполнению при любой аварии, за исключением случаев, когда оба водителя не имеют намерения оформлять документы и не имеют друг к другу претензий, а также нет иных пострадавших, кроме двух ТС этих водителей.

С другой стороны, извещение является основой для, так называемого европротокола. Так называют обычное извещение о ДТП в случае, когда оформление дорожного происшествия происходит без участия полиции.

Ряд условий, необходимых для этого:

  1. Только два участника.
  2. Нет вреда здоровью, жизни.
  3. Стоимость ремонта повреждений – не более 50 000 руб.

При оформлении Извещения в любом случае нужно быть внимательными и не торопиться. Заполнение следует проводить, имея перед глазами свидетельства о регистрации ТС, полисы ОСАГО, паспорта участников ДТП.

Все данные нужно записывать строго так, как они указаны в соответствующих документах. В специальном поле необходимо разборчиво нанести схему ДТП с отметкой машин, знаков, направлений движения, разметки.

Важным моментом является перечисление повреждений, указание виновности. В объяснениях водителей должно содержаться мнение каждого водителя относительно виновности.

Лишение прав за ОСТАВЛЕНИЕ МЕСТА ДТП

Как это также следует из ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, установленная ею ответственность распространяется отнюдь не на всех оставивших место ДТП водителей, а лишь на тех из них, кто сделал это именно вопреки требованиям Правил дорожного движения. Тем самым рассматриваемая норма достаточно ясно указывает: обязанность участников ДТП оставаться на месте вовсе не является безусловной — всё зависит от ситуации, предусмотренной законодателем.

Вместе с тем, чтобы понять, в каких случаях можно покинуть место ДТП, а в каких случаях это делать запрещено, необходимо обратиться к пунктам 2.6 и 2.6.1 ПДД РФ, и выделить из них наиболее важные, на наш взгляд, аспекты, непосредственно относящиеся к рассматриваемой теме.

Из данных пунктов ПДД РФ в целом следует, что любые возможные ДТП делятся законодателем на две условные группы: «ДТП с пострадавшими» и «ДТП без пострадавших».

И как раз тем обстоятельством, пострадали ли в ДТП люди, в основном и определяются возможные варианты дальнейших действий водителей:

Если уж так вышло, что в ДТП пострадали люди, то водитель, помимо всего прочего, обязан вызвать медиков и сотрудников полиции, и покидать место происшествия по прибытия туда последних ему нельзя. Исключение возникает только в самой экстренной ситуации – когда срочно нужно отвезти пострадавших в больницу, и только если это невозможно сделать на попутном транспорте. Но потом водитель всё равно должен вернуться на место ДТП. Иначе он может быть привлечён к ответственности за оставление места ДТП с пострадавшими.

Понятие «покидания/оставления места ДТП» раскрывается в ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Оставление места ДТП – это открытое удаление участника аварии на значительное расстояние от места ДТП на продолжительный срок.

Оставить место ДТП водитель может:

  • на своём автомобиле, участвовавшем в аварии;
  • пешком;
  • на такси и т. п.

Не считается оставлением перемещение машины с позиции автостолкновения на расстояние 10-15 м, например, на обочину (допускается, если автомобиль мешает движению на проезжей части).

Наказание в виде штрафа за оставление места аварии в 2021 году не предусмотрено.

Не считается грубым нарушением, если автомобилист отъехал недалеко от места автостолкновения, потом, отошедши от стресса, успел вернуться на это место ещё до приезда сотрудников ГИБДД или до подписания протокола.

В этом случае наказанием станет штраф в размере 1000 рублей за невыполнение обязанностей в связи с ДТП (ст. 12.27.).

Строгое наказание предписано водителям, которые намеренно покинули место аварии или сделали это из-за незнания законов.

Сегодня ответственность за возникновение ДТП может быть следующих типов:

  • гражданская;
  • административная;
  • уголовная.

Какая-либо конкретная применяется только с учетом большого количества факторов:

  • величины ущерба материального характера, его величина;
  • нанесен ли какой-либо вред здоровью/жизни пешехода или водителя;
  • наличие алкогольного (или иного) опьянения кого-либо из участников.

Пешеход редко подвергается уголовной ответственности. Чаще всего он несет минимальную ответственность даже в случае, если он стал виновником ДТП.

По отношению к пешеходу применяются статьи Гражданского, Административного кодексов. Уголовную ответственность пешеходы несут крайне редко – только в отдельных, исключительных случаях. Подобных инцидентов в судебной практике минимальное количество.

При серьезных последствиях аварии, нежелании признавать вину водителя или пешехода назначают автотехническую экспертизу. Она позволит выяснить:

  • скорость ТС в момент наезда;
  • наличие или отсутствие возможности у водителя затормозить;
  • расстояние между авто и пешеходом в момент начала движения последнего;
  • мог ли человек избежать наезда на него при торможении ТС;
  • выполнил ли автомобилист требования ПДД.

Иногда на дорогах возникают достаточно сложные спорные ситуации. К ним можно отнести следующие:

  • если задел пешехода и повреждений нет;
  • при наезде велосипедиста на пешехода.

Если каких-либо повреждений пешеход не получил, но при этом был задет каким-либо элементом автомобиля – это будет считаться за ДТП.

Но ни в коем случае не стоит скрываться с места происшествия, так как в таком случае велика вероятность лишиться прав. Стоит дождаться сотрудником ГИБДД и оформить все по закону.

Водителя могут освободить от ответственности, если будет доказано то, что ДТП произошло не по его вине (пешеход выбежал на дорогу, дорога была слишком скользкой и т. д.). Доказать это можно с помощью записи с видеорегистратора, камер и свидетельских показаний.

Избежать ответственности невозможно, скрывшись с места происшествия, так как в большинстве случаев виновника находят и назначают ему еще более строгое наказание. А вот если виновник окажет содействие, то ему смягчат наказание.

Тем более, что если вовремя оказать помощь пострадавшему, можно избежать тяжких последствий. А если никто сильно не пострадает, то виновник отделается только штрафом.

Посмотрите видео. Возмещение ущерба при ДТП:


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]