Женщины на афоне история завещания

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Женщины на афоне история завещания». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • фонд «Православное наследие Украины на Святой Горе Афон»

Почему женщин не пускают на Афон?

Согласно церковному преданию, когда в Иерусалиме, в сионской горнице апостолы бросали жребий кому в какой стране света проповедовать Евангельское учение, Богородица также изъявила желание отправиться на проповедь.

И выпал ей жребий на землю Иверию (Грузию). Но Ангел Божий сказал Ей:

«Страна, выпавшая Тебе, просветится впоследствии, и Твое владычество утвердится там; по прошествии некоторого времени.

Тебе предстоит труд благовестия в земле, в какую направит Тебя Бог».

Нет! Со стороны афонитов — это всего лишь стремление защитить и сохранить устоявшийся уклад жизни.

Афон особенное место,как и тысячи лет назад жизнь здесь идет по своим законам — постоянный труд и молитва. В дали от мирских соблазн, для того, чтобы быть ближе с Господом.

Известны случаи, когда запрет на время был отменен монахами. В период турецкого вторжения и междоусобицы в Греции 1946 — 1949 года они оказывали помощь беженцам среди которых были женщины, давая приют.

Каждый день, рано утром с Уранополиса отправляется прогулочный катер, который огибает вдоль берега Святую гору Афон на расстоянии полукилометра. Пассажирами могут стать не только мужчины, но и женщины.

Это не просто прогулка — это паломничество, единственная возможность для представительниц прекрасной половины человечества увидеть и поклониться святыням Афона.

8 женщин в истории Святой Горы Афон

Правило не пускать женщин в буддийский храм на горе Омине существует более тысячи лет. Его даже выгравировали на каменных столбах перед воротами. Феминистки, конечно, пытались отвоевать свое право на посещение святыни. В Японии даже есть закон, запрещающий подобную дискриминацию женщин. Но у монахов свои взгляды на жизнь. Извините, такие традиции.

В Индии ситуация гораздо хуже. Дело доходит до протестов и уличных беспорядков. В индуистском храме Шри Дхармашаста Айяппаны в Сабаримале есть ограничения для женщин возрастом с 10 до 50 лет. Служители храма считают эти годы у женщин «нечистыми». А Айяппан — божество в чью честь возведен храм, может покинуть свою обитель вслед за какой-нибудь красоткой.

Автобусы соединяют собой Карею, главную пристань Дафни и практически любой крупный монастырь. Напрямую между монастырями автобусы не ходят. У автобусов есть расписание, поэтому поездку можно спланировать достаточно точно.

Например — если вы остановитесь в Ивероне, то сразу после завтрака (сухари и чай) от пристани монастыря отъезжает автобус — до Кареи, а оттуда через полчаса автобус выезжает на пристань Дафни, откуда в свою очередь вскоре отплывает паром, который держит путь через несколько монастырей. Это как пример.

Цена автобусного билета зависит от расстояния и колеблется от полутора до пяти-шести евро.

Афон обслуживают:

  • два больших парома, на которые может попасть любой желающий. Цена — от 1,5 до 10 евро за поездку, в зависимости от расстояния.
  • один катер поменьше («Микро Агиа Анна»), покомфортнее и быстрее — но место на него рекомендуется бронировать заранее.
  • маленькие катера-такси, которые за 100-300 евро (в зависимости от расстояния) могут доставить вас, куда вы захотите.

Большие паромы — самый распространенный, массовый и недорогой способ передвижения. Оба парома «делят» между собой монастыри «ближнего» берега, и каждый из них в рамках маршрута отправляется в Уранополь и обратно.

Пешие переходы — самый мужественный, но может быть самый достойный Афона способ передвижения. Многие считают, что только в пеших переходах Афон раскрывается для человека в полной мере. Не только потому, что удается больше увидеть и более плотно соприкоснуться с Горой. Но и потому, что это очень-очень тяжело и во время преодоления трудностей человек находит какой-то особый очень сильный контакт с Богом. Мы согласны.

Передвигаться только на автобусе и пароме — это значит очень ограничить себя. Однако пешие переходы — это настолько экстремальное по своей сути мероприятие, что нужно предупредить вот о каких вещах.

Женщины, которые нарушили Аватон на Афоне

В период междоусобной войны в Греции в конце первой половины XX века жители соседних деревень совершали набеги на афонские земли в поисках скота и продовольствия.

Среди них были и представительницы прекрасного пола.

1953

в этом году в Греции был принят закон о уголовной ответственности за въезд на Святую гору женщинами

В 1953 году гречанка Мария Поимениду, облачившись в мужское одеяние, проникла на территорию Афона, где находилась в течение трех дней.

Именно этот случай послужил поводом для принятия правительством Греции закона, запрещающего женщинам въезд на Святую гору.

Нарушившим его, грозит уголовная ответственность.

В 2008 году полицией были задержаны четыре женщины из Молдавии, высаженные на полуостров Афон нелегальными перевозчиками. Их отпустили, так как они были прощены монахами.

Стоит отметить, что в Греции запрет на посещение мужских монастырей женщинами сохранился не только на Афоне. В большинство мужских монастырей представительницам женского пола вход воспрещен.

Даже сегодня Афон называют «садом Богородицы», который посвящен Ее славе, и только Она представляет свой пол на Святой Горе. Как известно, из каждого правила есть исключения. Наглядный пример — история монаха, скончавшегося в 1978 году. Он родился на Афоне и не покидал его. Это означает, что его мать как-то проникла на территорию монашеского государства.

Как признаются монахи, один или два раза в истории двери монастырей открывались для защиты мирного населения.

Сохранилось много преданий, связанных с вековым запретом. В период османского владычества турецкие солдаты пытались проникнуть на Гору Афон со своими женами. Для этого они представили документы за подписями местных властей. Один из них потерял сознание и умер. Монахи утверждают, что турки, которые до сих пор высмеивали аватон, запаниковали, извинились и ушли с раскаянием. Тело было похоронено, но последовал проливной ливень, в результате которого труп был унесен и смыт в море. Таким образом Божья Матерь показала, что даже мертвые не принимают того, кто посмел нарушить бессмертие Афона!

Нет! Со стороны афонитов — это всего лишь стремление защитить и сохранить устоявшийся уклад жизни.

Афон особенное место,как и тысячи лет назад жизнь здесь идет по своим законам — постоянный труд и молитва. В дали от мирских соблазн, для того, чтобы быть ближе с Господом.

Известны случаи, когда запрет на время был отменен монахами. В период турецкого вторжения и междоусобицы в Греции 1946 — 1949 года они оказывали помощь беженцам среди которых были женщины, давая приют.

Каждый день, рано утром с Уранополиса отправляется прогулочный катер, который огибает вдоль берега Святую гору Афон на расстоянии полукилометра. Пассажирами могут стать не только мужчины, но и женщины.

Это не просто прогулка — это паломничество, единственная возможность для представительниц прекрасной половины человечества увидеть и поклониться святыням Афона.

Женщинам не место на Святой горе

Русские монахи прибыли на полуостров в конце X — начале XI века. Древнейшее русское поселение на Афоне — «обитель Росов», также известно как монастырь Ксилургу (от греч. «плотник», «древодел»), так как основным занятием местных монахов было плотничество. Именно к нему относится первое письменное упоминание о русском монашестве на Святой Горе, датированное 1016 годом. Под одним из документов библиотеки Великой Лавры стоят подписи всех настоятелей афонских монастырей, среди которых — «Герасим монах, милостию Божией пресвитер и игумен обители Росов». В 1169 году русским монахам была передана более просторная обитель — монастырь «Фессалоникийца» во имя святого великомученика Пантелеимона (ныне известен как «Старый или Нагорный Русcик»). После этого обитель Ксилургу стала скитом. Он сохранился до наших дней как скит Успения Богородицы — Панагия Ксилургу.

В XIII-XV веках связи между русским монастырем на Афоне и Русью оказались практически прерваны из-за монголо-татарского нашествия (1237-1480 годы). В это время на Афон не прибывали новые русские иноки, не поступала помощь, а большинство насельников были греками. Монастырь приходил в упадок. В XIII веке там случился сильный пожар, уничтоживший большую часть имущества и архивов. Помимо этого, обитель постоянно разоряли крестоносцы и морские пираты, в то время часто нападавшие на Афон. Восстановлению «Фессалоникийца» содействовала помощь византийского императора Андроника II Палеолога (1259-1332). Впоследствии монастырю оказывали поддержку и другие византийские правители, а также православные сербские короли и цари. Благодаря этому обитель начала богатеть и расширяться. С конца XV века, после окончания монголо-татарского ига на Руси, туда вновь стали прибывать русские послушники. В 1509 году великий князь московский Василий III взял монастырь под свое покровительство. Сложные времена для монастыря были связаны с распространением турецкого господства на территории бывшей Византийской империи и растущим противостоянием России и Турции. Турецкие власти стали препятствовать доступу русских монахов на Святую Гору, что привело к новому упадку русской обители в XVIII. От полного разорения монастырь спасла финансовая помощь молдавских и валашских господарей.

Во второй половине XVIII века монастырь имени святого великомученика Пантелеимона был перенесен на нынешнее место расположения — в более удобную местность на берегу моря. Он получил неофициальное название «Прибрежный Русcик», в то время как «Старый Руссик» стал скитом.

К середине XIX века лишь небольшое число насельников монастыря были русскими, настоятелями были греки. Однако с этого времени активную поддержку Пантелеимонову монастырю стали оказывать члены российского императорского дома, русские купцы-меценаты. На нужды обители выделяли средства Святейший правительствующий синод и правительство. Численность русских послушников снова начала расти, монастырь стал расширяться. В 1875 году впервые после долгого времени был избран русский настоятель — архимандрит Макарий (Сушкин), а Свято-Пантелеимонов монастырь официально получил статус русской обители. К концу XIX века монастырь стал самым многочисленным на Святой Горе.

После Октябрьской революции 1917 года и событий гражданской войны (1917-1923) существование русской обители на Афоне оказалось под угрозой. Из-за антицерковной политики советских властей в течение почти 50 лет в монастырь не прибывали новые монахи, а оставшиеся там братья остались без какой-либо помощи и оказались отрезанными от Русской православной церкви (РПЦ).

В 1960-х годах помощь монастырю была возобновлена, на Афон вновь стали приезжать русские монахи и представители РПЦ. В 1972 году впервые в истории Святую Гору посетил Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Тогда в составе делегации находился и будущий предстоятель РПЦ Кирилл (с 2009 года по н. в.).

Возрождение монастыря началось уже после распада СССР. Если в 1981 году численность монахов составляла 22 человека, то к 1992 году — 40 человек. В 1992 году на Афон приезжал Патриарх Московский и всея Руси Алексий ІІ (глава РПЦ в 1990-2008 годах), в 2013 году — Патриарх Кирилл. В 2005 году президент Владимир Путин стал первым из российских руководителей, посетивших Афон.

В 2011 году были созданы Общественно-попечительский совет и Фонд восстановления и сохранения культурного и духовного наследия Свято-Пантелеимонова монастыря. Фонд ведет работы по реконструкции и строительству объектов Свято- Пантелеимонова монастыря, осуществляет издательскую деятельность (20-томная серия книг «Русский Афон ХIХ-ХХ веков», фотоальбомы об Афоне и т. д.), занимается миссионерско-просветительской деятельностью (проведение международных конференций «Афон и славянский мир», создание музеев).

В 2016 году Россия и Греция отмечали тысячелетие присутствия русского монашества на Афоне. В связи с этим в течение года проходили различные мероприятия, цель которых — подчеркнуть значимость русского культурного и духовного наследия на Святой Горе.

Обитель насчитывает 25 храмов и параклисов (часовни или особые приделы храма в честь Похвалы Пресвятой Богородицы) и несколько скитов и келий. Главный соборный храм в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона был построен в 1812-1821 годах. На высокой и мощной колокольне монастыря установлен колокол весом более 13 тонн. Он был отлит в Москве и привезен на Афон в 1894 году. В XIX веке колокола монастыря считались самыми большими в Греции. На территории монастыря действует единственный в мире храм, посвященный всем святым русским государям (от князя Владимира до императора Николая II).

В монастыре имеется обширная библиотека и архив: около 88 тыс. томов более 42 тыс. наименований книг, множество брошюр на духовные темы, уникальные рукописи на греческом, славяно-русском и других языках. Самый древний из документов датирован 1030 годом. Помимо этого, в Музее Русского Афона хранится богатейшая коллекция экспонатов, отражающая тысячелетнюю историю русского монашества на Святой Горе.

В монастыре хранятся мощи более 300 святых и множество чудотворных икон. Одна из главных святынь — глава святого Пантелеимона — находится в соборном храме. Среди особо почитаемых образов — чудотворная икона Матери Божией, именуемая «Иерусалимскою», икона Матери Божией «Казанская», икона Матери Божией «Игумения Святой Горы Афонской».

Братия монастыря составляет более 70 монахов. Все они имеют гражданство Греции, которое дается автоматически при поступлении в монастырь. С 2016 года настоятелем Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне является архимандрит Евлогий.

Древний Иерусалим в Ясеневе. М. Клюева

Лавры в истории восточного христианства. С.В. Шумило

Русская земля в Хевроне: церковная значимость, история, современный статус. Игумен Никон (Головко)

Схождение Благодатного огня по рассказам Иерусалимского патриарха Феофана (1620 г.). М.В. Корогодина

Женщинам на святой горе Афон нельзя быть

13 мая 1754 старцам афонского Павловского Георгиевского монастыря выдана жалованная грамота императрицы Елизаветы I о приезде в Россию за милостыней в 5-й год, в этот же день в 1859 г. на Афон прибыл вышедший перед этим в отставку генерал-майор князь М. Д. Волконский

13 мая 1894 состоялось официальное открытие Пензенского отдела ИППО

13 мая 1899 умер академик В.Г. Васильевский, член-учредитель и член Совета ИППО

Пристанищем для монахов Святая Гора стала где-то в конце VII века. В 883 году император Василий Македонянин письменно утвердил Афон как место жительства только монашествующих. Во время крестовых походов Афон попал под влияние католиков, но монахи не приняли униатство.

В начале XIV века храмы Святой горы были разорены каталонскими наемниками, однако к концу столетия наступил экономический и духовный подъем. В это время наиболее сильными оказались идеи исихазма — особого подвига уединения и молитвы.

В XV веке Салоники завоевали турки, но Афон еще долго, до середины XVI века, жил по-прежнему, не утратив своих прав. В 1566 году султан Селим II отнял все земли у афонских монастырей.

В VII-VIII веках Афон стал местом просвещения греческого народа. В это время была основана Афониада, в Великой Лавре заработала типография.

В 1821 году Афон оккупировали турки, началось притеснение святогорцев. Благодаря мирному договору между Турцией и Россией, в 1829 году пришло освобождение, было возвращено утраченное имущество.

Новые монастыри на Святой Горе основывать запрещено.

Кроме монастырей, на Афоне устроены и другие виды поселений:

  • скиты (всего есть 12 скитов) — поселения, похожие на монастыри, но не имеющие такого статуса;
  • каливы — поселения, из которых состоят скиты;
  • келлии — достаточно большие поселения с обширными участками земли;
  • кафисмы — одиночные селения;
  • исихастирии — обители отшельников.

Все монастыри находятся в юрисдикции Константинопольского патриарха, поэтому их также называют ставропигиальными.

Монастыри отличаются от других поселений тем, что имеют право участвовать в управлении государством и владеть земельной собственностью, в отличии от последних . Все монастыри на Афоне — киновиальные, или общежительные. Особножительными остаются несколько скитов.

Из 20 монастырей Афона 17 греческих, один русский — Россикон (Свято-Пантелеимоновский), один болгарский — Зограф, и сербский — Хиландар. Помимо этого, в Карее с 1749 года действует богословское училище “Афониада”.

По Преданию, монастырь на Афоне основал князь Владимир после крещения Руси. За долгие века монастырь переживал неоднократные периоды то упадка, то возрождения. Например, в 1726 году в монастыре оставалось четыре человека братии — двое русских, двое болгар, да игумен-болгарин. В XIX веке монастырь пережил период расцвета, благодаря помощи и покровительству российской императорской фамилии. На начало XX столетия в Россиконе насчитывалось около 2000 братии. Переживал монастырь и страшные пожары 1307 и 1968 годов.

Всего в монастыре три храма — Святого великомученика и Целителя Пантелеимона, Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Митрофана Воронежского Чудотворца, и 17 параклис — небольших часовен или приделов храма.

Нет! Со стороны афонитов — это всего лишь стремление защитить и сохранить устоявшийся уклад жизни.

Афон особенное место,как и тысячи лет назад жизнь здесь идет по своим законам — постоянный труд и молитва. В дали от мирских соблазн, для того, чтобы быть ближе с Господом.

Известны случаи, когда запрет на время был отменен монахами. В период турецкого вторжения и междоусобицы в Греции 1946 — 1949 года они оказывали помощь беженцам среди которых были женщины, давая приют.

Женщины на Святой Горе: современные истории нарушений многовекового запрета

Из вышесказанного можно сделать вывод, что представительницы женского пола ущемлены в своих правах. Им запрещено заходить в алтарь, помещать мужские монастыри, принимать сан священника, даже побывать на горе Афон. Но истинно верующие женщины абсолютно не чувствуют себя обиженными, поскольку церковь не допускает даже размышлений на этот счет.

Про последствия в виде тюремного заключения теперь широко известно, поэтому от посещения горы Афон стоит воздержаться. Но и мужчинам запрещено заходить во многие женские монастыри Греции. Так оба пола уравновешены в своих правах. В любом случае следует уважать традиции любого государства, чтобы избежать непредвиденных проблем.

Женщинам в православном храме часто приходится «смиряться», начиная с детского возраста. Во время крещения мальчиков заносят в алтарь, а девочек — нет. Мужчины становятся священниками, а женщинам запрещается. В православии женщинам не принято проповедовать, а апостол Павел даже призывает представительниц слабого пола вообще молчать («Жены ваши в церквах да молчат»).

Более того, женщинам нельзя на Афон — один из молитвенных центров православия. Если посмотреть на историю Церкви, то можно найти объяснение всем этим фактам.

Если возникает сам вопрос «Почему женщинам нельзя входить в алтарь?», значит, для него есть какое-то основание. Таким основанием стало 44 правило Лаодикийского собора (около 360 года):

Не подобает женщине в алтарь входить.

Но это не единственный запрет. 69-е Правило Труллського, или Шестого Вселенского собора (692 год) гласит:

Никому из всех принадлежащих к разряду мирян да не будет позволено входити внутрь священного алтаря. Но по некоему древнейшему преданию, отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхощет принести дары Творцу.

Читать также:

Женщины в православии, или Почему жены должны молчать?

Что это значит? Входить в алтарь могут только служители храма, а также те, кто собирается принести Богу дары (в то время это позволить могли цари).

Если до постановлений этих соборов заходить в алтарь мирянам не возбранялось, то после принятия правил разрешалось только для служителей клира.

А если это женский монастырь, где служит один священник и дьякон, а все остальные — инокини? Сегодня в женских обителях разрешается входить в алтарь монахиням после 40 лет, а также вдовам и девам (например, они могут стать алтарницами, то есть исполнять определенное служение по уборке).

Исключение из правил. Каждый паломник на Святую Землю, когда заходит в Кувуклию и прикладывается ко Гробу Господню, вряд ли задается вопросом «Почему женщинам нельзя входить в алтарь?». Лишь единицы задумываются над тем, что Кувуклия — это алтарь храма, где служат, а мраморная плита гроба Господня — престол.

Крещение и воцерковление. Не все так просто и с традицией вносить мальчика во время крещения в алтарь (девочек не вносят). Раньше все было иначе: младенцев независимо от пола в сороковой день приносили в храм — воцерковляли — вносили в алтарь и даже прикладывали к престолу. Крестили детей намного позже. В наше время все поменялось местами: обычно сначала крестят, а потом воцерковляют. Девочек уже не вносят в алтарь, а мальчиков только вносят, но не прикладывают ко престолу.

В древних монастырях действовали очень строгие правила. Дабы не искушать насельников, желающих полностью посвятить себя Богу и дающих обет безбрачия, вход в обитель представителю противоположного пола был закрыт. Если это мужской монастырь — женщинам, если женский — мужчинам.

Надо сказать, что в то время монашество было преимущественно мужским. Соответственно чаще использовался запрет для женщин. Эта традиция широко укрепилась в Византии, где представительниц слабого пола ни под каким предлогом не пускали в мужскую обитель. В некоторых монастырях Греции она сохранилась до сих пор (женщинам нельзя на Афон — и это еще не предел). Об этом далее.

Согласно церковному преданию, когда в Иерусалиме, в сионской горнице апостолы бросали жребий кому в какой стране света проповедовать Евангельское учение, Богородица также изъявила желание отправиться на проповедь.

И выпал ей жребий на землю Иверию (Грузию). Но Ангел Божий сказал Ей:

«Страна, выпавшая Тебе, просветится впоследствии, и Твое владычество утвердится там; по прошествии некоторого времени.

Тебе предстоит труд благовестия в земле, в какую направит Тебя Бог».

В период междоусобной войны в Греции в конце первой половины XX века жители соседних деревень совершали набеги на афонские земли в поисках скота и продовольствия.

Среди них были и представительницы прекрасного пола.

1953

в этом году в Греции был принят закон о уголовной ответственности за въезд на Святую гору женщинами

В 1953 году гречанка Мария Поимениду, облачившись в мужское одеяние, проникла на территорию Афона, где находилась в течение трех дней.

Именно этот случай послужил поводом для принятия правительством Греции закона, запрещающего женщинам въезд на Святую гору.

Нарушившим его, грозит уголовная ответственность.

В 2008 году полицией были задержаны четыре женщины из Молдавии, высаженные на полуостров Афон нелегальными перевозчиками. Их отпустили, так как они были прощены монахами.

Стоит отметить, что в Греции запрет на посещение мужских монастырей женщинами сохранился не только на Афоне. В большинство мужских монастырей представительницам женского пола вход воспрещен.

Нет! Со стороны афонитов — это всего лишь стремление защитить и сохранить устоявшийся уклад жизни.

Афон особенное место,как и тысячи лет назад жизнь здесь идет по своим законам — постоянный труд и молитва. В дали от мирских соблазн, для того, чтобы быть ближе с Господом.

Известны случаи, когда запрет на время был отменен монахами. В период турецкого вторжения и междоусобицы в Греции 1946 — 1949 года они оказывали помощь беженцам среди которых были женщины, давая приют.

Каждый день, рано утром с Уранополиса отправляется прогулочный катер, который огибает вдоль берега Святую гору Афон на расстоянии полукилометра. Пассажирами могут стать не только мужчины, но и женщины.

Это не просто прогулка — это паломничество, единственная возможность для представительниц прекрасной половины человечества увидеть и поклониться святыням Афона.

Полуостров Афон — это жилище православных монахов, пробраться сюда женщинам, невозможно. Попасть на него можно только по морю, сухопутная граница тщательно охраняется. Ну, а на пристани, откуда отходят корабли на Афон, проводится тщательный осмотр пассажиров, не затесалась ли среди паломников и туристов переодетая в мужское платье женщина.

Полуостров Афон хранит множество тайн: еще во времена Древней Греции это место считалось святым. Тогда на полуострове находились два крупных храма, посвященные Аполлону и Зевсу. Храм, посвященный Зевсу, назывался Афос, именно отсюда и пошло название всего полуострова.

Почему на Афон не пускают женщин?

Афон хранит в себе много тайн. Все знают, что сегодня полуостров – это поселение православных монахов. Но в Древней Греции Афон тоже считали святым местом, здесь были построены храмы Аполлону и Зевсу. Святилище последнего называлось Афос, отсюда и возникло название полуострова. Еще одна особенность этого острова – сюда не пускают женщин. Для начала, чтобы понять подобную несправедливость, нужно узнать историю и нравы местных монахов, а потом уже я расскажу, есть ли возможность у женщины побывать на полуострове.

Когда греки приняли христианство, как гласит придание, в 44 г. после Рождества Христова мать Иисуса вместе с апостолами отправилась на остров Кипр, но по дороге корабль попал в бурю как раз рядом с Афоном. Как только судно приблизился к берегу, языческие храмы рухнули, а мраморные идолы человеческим языком возвестили прибытие на полуостров Богородицы. Все видевшие это чудо мгновенно уверовали и покрестились, а сам Афон с тех пор стал земным уделом Богоматери. Тогда же, по легенде, на Афон по воде пришла икона Иверской Божьей матери. Считается, что когда она покинет Святую Гору, наступит конец света.

Но долгое время поселение православных монахов было небольшим. Первый крупный монастырь был основан в 963 г. святым Афанасием Афонским, который считается основоположником всего уклада монашеской жизни, принятого на Святой горе. Сейчас обитель св. Афанасия известна как Великая Лавра. А всего через полвека после ее основания, в 1016 г., появился и первый русский монастырь под названием Ксилургу. Позже русской общине передали обитель Святого Пантелеймона.

Во времена своей славы Святой Афон включал 180 православных монастырей. Первые монашеские скиты появились здесь еще в VIII веке н.э., а статус автономии под покровительством Византийской империи республика получила в 972 году. Через несколько столетий Византия потеряла былую силу под напором крестоносцев с одной стороны и тюркских племен с другой… Афону пришлось существовать самостоятельно, терпеть гонения со стороны папства, платить подати завоевателям региона.

В результате «выжили» всего 25 монастырей. Лишь к середине ХIХ века, после провозглашения независимости Греции, для Святой Горы наступили мирные времена.

Русские монахи появились здесь еще во времена крестителя Руси св. равноапостольного князя Владимира, а русская обитель на месте нынешнего Пантелеимонова монастыря была основана в конце XVIII столетия. Монастырь, который когда-то населяли 3 тысячи монахов (сегодня всего 40), хранит главу св. великомученика Пантелеимона, многочисленные святые мощи, чудотворные иконы, бесценные книги и рукописи.

Существует легенда, что в тайных кельях на Афоне с древних времен живут 12 старцев-отшельников, которые почти никогда не являются людям, даже самим афонским монахам. Если один из старцев умирает, остальные хоронят его в скалах и взамен призывают к себе нового послушника. По преданию, в час конца света эти 12 старцев выйдут из своих келий и будут служить последнюю литургию.

Сейчас все монастыри на Афоне живут по законам и уставам, сложившимся в византийскую эпоху. Даже существующие правила посещения Святой Горы основаны на Золотой булле византийского императора Константина Монаха (1060 г.), которая была лишь немного изменена за прошедшее тысячеление.

Несмотря на то, что в начале XX века православная церковь Греции перешла на григорианский календарь (новый стиль), на Афоне продолжают пользоваться юлианским календарем (старый стиль), как и в России.

Афон – гористый полуостров, вдающийся в Греческий архипелаг. Высота горы 2033 метра. По легенде, в дохристианский период здесь в храмах обитали боги Зевс и Аполлон. Однажды древние великаны вступили в битву с ними. Афоном звали одного из титанов, который бросил в Посейдона большой камень. Великан промахнулся, а на месте упавшего в море камня образовалась высокая гора, которой и дали имя титана.

У полуострова 20 мысов, в скалистых берегах – бухты, куда прибывают суда с материка. Вглубь полуострова ведут шоссейные дороги. Здесь мягкая дождливая зима и жаркое лето. Снег выпадает редко и держится недолго. Источник питьевой воды – стекающие с гор ручьи.

Пейзаж Афона одухотворяет роскошная зелень: еловые, каштановые, дубовые леса, густой кустарник. На горных склонах – платаны и цитрусовые, яблони и груши, черешня и виноград, грецкие орехи и оливковые деревья. Исхоженные тропы, не изувеченные бетоном, покрывают желуди и каштаны, ниспадая вниз со столетних деревьев-исполинов.

Люди заселяли эти места с древних времен. Мягкий климат и удивительная природа привлекали отшельников к уединенному жительству. По преданию, в 48 году Богородица отправилась на Кипр, но корабль, попав в бурю, прибился к берегам Афона. Дева Мария, восхищенная красотой места, попросила у Бога Афон себе в удел и получила ответ: «Да будет место сие уделом твоим и раем, и гаванью спасения желающих спастись». Поэтому Афон называют уделом и садом Богородицы.

После проповедей Богородицы местные жители – язычники – приняли христианство. Перед отправкой из Афона на Кипр Божья Матерь произнесла: «Сие место будет мне в жребий, данный мне от Сына и Бога моего. Благодать Божья да пребудет на месте сем и на пребывающих здесь с верою и благоговением, и соблюдающих заповеди Сына и Бога моего.

Что стало с женщиной, ступившей на землю Афона?

С середины IX века Афон становится одним из монастырских центров Востока, так что насельники Святой Горы принимают самое активное участие в работе Седьмого Вселенского Собора. К этому периоду Афонское монашество существовало уже в трех формах: отшельнической, скитской и киновийной.

Вначале на Святой Горе было два типа монашеских обителей: каливы и кельи. Каливы были небольшими строениями, в каждом жил только один монах. Располагались они в труднодоступных и бесплодных местах.

Одним из первых афонских подвижников, подвизавшихся в уединении, был преподобный Петр Афонский. Его путь определила Пресвятая Богородица, явившаяся преподобному и сказавшая ему: «В Афонской Горе будет покой его: ибо она есть жребии Мой, от Сына Моего и Бога данный Мне, чтобы удаляющиеся от мира и избравшие для себя подвижническую жизнь по своим силам, имя же Мое призывающие с верою и любовию от души, там проводили свою жизнь без печали и за свои богоугодные дела получили бы жизнь вечную. Весьма люблю то место и хочу на нем умножить иноческий чин. Милость же Сына Моего и Бога пребудет вовеки к тем, кои будут там иночествовать, если они исполнят спасительные заповеди. И распространю их в Горе той на юг и север, и возобладают они ею от моря и до моря, и имя их прославлю по всей подсолнечной, и защищу тех, кои в постничестве и терпении будут там подвизаться».

Со временем несколько калив объединялись и составляли лавры. Сохранились имена первых афонских лавр – Климента, Зигоса и Кареи. Некоторые кельи со временем достраивались и расширялись, превращаясь в небольшие общежития из пяти – десяти монахов. Многие из них в дальнейшем превратились в большие киновии.

Постепенно сформировалась единая система управления Афоном, включавшая общее собрание, Протат и совет игуменов при проте, которая просуществовала без значительных изменений до конца византийского периода. Прот представлял Афон перед гражданскими и церковными властями Византии, вместе с советом игуменов вел судопроизводство, следил за сохранением мира и порядка.

Первоначально монахи сосуществовали с мирянами, но к IX веку Афон покинули последние пастухи и землепашцы. Указ императора Василия I, изданный в 883 году, письменно утвердил Афон как место исключительного проживания монахов.

Еще один из первых насельников Афона – преподобный Евфимий Фессалоникийский (Солунский). Житие преподобного Евфимия указывает на то, что он прибыл на Афон, услышав о славе этого места.

Многолетние войны, которые велись императором Алексием Комнином во всех направлениях, обеспечили мир в Средиземноморье, но он вскоре был нарушен Крестовыми походами.

В результате IV Крестового похода (1204 год) крестоносцами был захвачен Константинополь. Святая Гора попала в церковное подчинение титулярного католического епископа. Монастыри стали подвергаться притеснениям и грабежам со стороны отрядов крестоносцев.

Православные государи, считавшие себя наследниками Византийских василевсов (императоры Никеи и Трапезунда, эпирские деспоты), постоянно оказывали активную поддержку Святой Горе. В 1222 году территория Македонии была завоевана деспотом Феодором Дукой, и Афон был освобожден от владычества крестоносцев.

После восстановления Византийской империи при императоре Михаиле VIII Палеологе (1261 год) возобновились давние особые отношения Афона с императорами. Внешняя политика Михаила, рассчитывавшего на выгоды от сближения с Западом, привела к заключению церковной унии с католичеством на Лионском Соборе (1274).

Афонские монахи отказались принять унию, они составили догматическое послание, в котором отвергали любую возможность объединения с латинянами, если те не откажутся от своих заблуждений. Кроме того, в афонских обителях прекратили поминовение во время литургии императора-униата.

Император, испытывая давление со стороны Папы, с помощью силы пытался навязать объединение Церквей. Униаты прибывают на Афон (1278 – 1282) и пытаются склонить афонитов к принятию объединения, но святогорцы остаются верны Православию.

Сын и наследник императора Михаила, Андроник II Палеолог, проявил себя как противник унии, что окончательно восстановило отношения Афона с династией Палеологов. Также при нем началось кратковременное возрождение Афона.

Но Святую Гору ждало новое испытание: в 1308 году началось нашествие каталонцев. Эти западные наемники были привлечены императором для борьбы с турками, но вскоре обратили свое оружие против Византии. Многие монастыри были сожжены и разорены, драгоценные реликвии и предметы искусства разграблены.

При Андронике II претерпели изменение отношения Афона с Константинопольским Патриархатом. Появившийся в XII веке статус автономных (ставропигиальных) монастырей с начала XIV века стал придаваться на Афоне каждой новооснованной обители. Это означало подчинение монастырей непосредственной юрисдикции Константинопольского Патриарха, который, таким образом, получал на Святой Горе права, каких у него не было ранее. Главным приобретением Патриарха было подчинение ему афонского прота, утвержденное императорским хрисовулом (1312 год). В нем определялось, что отныне прот должен получать поставление от Константинопольского Патриарха.

Во время и накануне греческого национально-освободительного восстания многие афонские монахи брали в руки оружие и помогали повстанцам материально.

Восстание 1821 года турки решили потопить в крови. Началась резня и поджоги во многих деревнях Халкидики. В виде исключения, Афон приютил 8.000 женщин и детей и организовал их вывоз в более безопасные области Южной Греции.

Под этим предлогом турки разместили на Афонском полуострове многотысячную армию. Основную часть икон и рукописей удалось надежно укрыть, но многие монастырские постройки понесли серьезный ущерб или даже были разрушены. Не удалось избежать заточения и многим инокам. Только в тюрьме города Салоники было казнено 62 святогорских монаха. Последствия вторжения были тяжелыми.

После ухода турецких войск 10 апреля 1830 года и образования независимого греческого государства Святая Гора еще находилась под властью турок, но афонские обители получили более свободный статус.

Вскоре на Афон стали возвращаться покинувшие Святую Гору иноки. Вместе с собой они привезли и святые мощи, ценные реликвии и рукописи, спасенные от турецкого нашествия. Монастыри стали постепенно восстанавливаться, пополняться новыми иноками.

Избавленные от прежних изнурительных поборов, получая все большие пожертвования, особенно из России, насельники Афона на глазах преображали Святую Гору. В 1864 году Константинопольский Патриарх Софроний III восстановил старинные права монастырей в их границах, в том числе права на скиты и кельи.

С 1869 года Святая Гора управлялась турецким каймакамом, резиденция которого находилась в Карее. Он подчинялся турецкому финансовому ведомству и обладал весьма ограниченными правами, в основном, ведал сбором налогов и исполнял политические функции.

XIX век был отмечен ростом русского влияния на Афоне. Число русских монахов на Афоне стремительно росло, чему способствовала щедрая материальная и дипломатическая поддержка России. При покровительстве императорского дома с невиданным размахом шло строительство русских скитов святого Андрея Первозванного и Илии Пророка, но главным центром русского присутствия на Афоне стал монастырь святого Пантелеимона, издревле носивший название Русского.

В связи с этим возникли определенные трения, подогреваемые фанатиками с обеих сторон. Авторитетные старцы и подвижники никогда не поддерживали эти распри и призывали к единству во Христе. Активным миротворцем был, в частности, знаменитый афонский старец XIX века Хаджи-Георгий.

В результате первой Балканской войны в 1912 году Святая Гора обрела долгожданную свободу от иноверного завоевателя. Греческие военные были встречены с ликованием всеми афонитами, но вопрос о дальнейшей судьбе Святой Горы уже не вызывал подобного единодушия.

Статус Афона был определен на Лондонской конференции 1912 – 1913 годов. Россия предложила объявить Афон независимым государством во главе с Вселенским Патриархом. Болгарская делегация настаивала на передаче его Румынии, а Австро-Венгрия и Англия предложили отдать управление Афоном одной из православных поместных Церквей. Узнав об этих проектах, Священный Кинот Святой Горы созвал экстренное совещание игуменов всех афонских монастырей. После Всенощного бдения в Протатском храме было издано постановление, согласно которому афониты признавали своим господином только греческого короля Константина. Перед иконой «Достойно есть» торжественный акт, провозгласивший принадлежность Афона, был зачитан, одобрен и подписан игуменами 19 афонских монастырей.

Делегация афонских монахов во главе с протоэпистатом сербом Климентом Хилендарским отправилась в Афины, где передала текст решения афонских монастырей королю Греции. Копия была отправлена на Лондонскую конференцию. Лозаннским соглашением 1923 года было решено присоединить Афон к греческому государству. С 1926 года Святая Гора стала составной частью Греции.

  • Блоги
  • »
  • Разное
  • »
  • Записки филэллина

Почему женщинам запрещено посещать гору Афон?

Древнейшее документальное упоминание о монахах Афона относится к записям византийского историка Иосифа Гинесия при описании ним торжеств по случаю реставрации иконопочитания в 843 г в Константинополе.

В IX в. на Афоне началось активное возведение монастырей, и вскоре его начали именовать Святой Горой.

Первоначально в этом месте существовали два типа монашеских обителей: кельи и каливы. Каливы – небольшие строения, в каждом из которых жил только один монах. Они устраивались в неплодородных и труднодоступных местах. Несколько калив объединялись и образовывали лавры. В истории сохранились названия первых афонских лавр – Зигоса, Климента, Кареи. С течением времени отдельные кельи перестраивались, расширялись и превращались в малые общежития для 5-10 монахов. Некоторые из них со временем превратились в крупные киновии. Все без исключения афонские обители, кельи, лавры и каливы с самого основания подчинялись единой центральной организации.

В том же IX в. Святая Гора обрела статус ведущего монастырского центра на Востоке. Ее насельники принимали активное участие в Седьмом Вселенском Соборе. В это время существовало три формы проживания монашества: скитская, отшельническая и общежительная. Все они были закреплены Уставом Святой Горы как равноправные и в одинаковой мере допустимые.

Изначально монахи делили земли Халкидик с мирянами. С 883 г. для республики монахов на Афоне настала эра расцвета. Исключительное право монахов жить на Афонском полуострове засвидетельствовал своим указом взошедший на трон Василий Македонянин. После этого пастухи и землепашцы ушли из святых земель.

Афонские монастыри периодически страдали от военных действий и набегов турецких пиратов. Находясь во власти короля Сербии Стефана Душана, Святая Гора подчинялась сербскому патриарху. Душан выявлял к афонским монастырям покровительство, поддерживал создание новых обителей, реставрировал и украшал храмы.

В 1371 г. Афон снова попал под контроль Константинополя, а в 1383 г. полуостровом завладели турки-османы. И хотя афонцы выхлопотали у султана обязательство о неприкосновенности монастырей и их собственности, но турецкой стороной это соглашение часто нарушалось – обители периодически подвергались ограблению, поджигались посевы, а монахи забирались в плен. Турки бесчинствовали до 1404 г., именно тогда император Мануил II Палеолог условился с султаном Сулейманом I о полном выводе с Афона турецких войск. Под османским игом силы константинопольских властей иссякали, хотя они и пытались по мере возможности помогать монастырям.

В 1424 г. Афон оказался отрезанным от Салоник, возникла реальная опасность атаки турок на полуостров. Монахи, отправившиеся к султану Мураду II просили его о покровительстве.

2 ноября 1912 г. Афонский полуостров с моря был взят вооруженными силами Греческого Королевства. Правительство России призвало немедленно вывести греческие войска, после этого греки оставили территорию Пантелеимонова монастыря. В цивильном отношении русские монахи остались в подчинении русского посольства в Константинополе.

После I Балканской войны Афон приобрел долгожданную независимость. Все афониты с восторгом встретили греческие войска, но дальнейшая судьба Святой Горы аналогичного единодушия уже не вызывала.

В 1913 г. на Лондонской конференции:

— Россия предложила провозгласить Афон самостоятельным государством во главе с Вселенским патриархом и под протекторатом 6 православных держав: Греции, России, Болгарии, Румынии, Черногории, Сербии придать ему статус «автономной монашеской республики».

В мае 1924 г. Священным Кинотом была принята «Уставная Хартия Святой Горы Афонской» – «Новый канонизм». В 1926 г. она была законодательно признана Грецией, но представителем Пантелеимонова монастыря так и не была подписана. Только в 1940 г. его монахи согласились исполнять правила действующего государственного законоположения.

С началом Второй мировой войны и оккупацией Греции немецкими военными частями, болгары, союзники завоевателей, захотели взять Афон под свой контроль. Святогорские отцы, зная об этом и желая сберечь суверенность Святой Горы и сохранность ее бесценных реликвий и раритетов, 13-26 апреля 1941 г. отправили письмо лично Адольфу Гитлеру. В нем они просили взять под свою защиту монашескую республику. Гитлер, польщенный таким монашеским посланием и их просьбой, своим приказом запретил болгарским и немецким военным пребывание на Святой Горе, а контроль за выполнением этого приказа был возложен на гестапо, расположившееся в городе Урануполис.

Вскоре на Афон прибыла особая комиссия. Управляющим Святой Горой был поставлен немецкий ученый Штайгер, который по воспоминаниям современников, многое сделал для охраны редкостного афонского духовного и материального наследия.

В годы Второй мировой Святая Гора стала убежищем для английских военных, часто преследуемых немецкими частями. При содействии и участии монахов англичане переправлялись вначале в Турцию, а затем – на родину. После такой «дерзости» со стороны монахов, немцы расположили на Афоне свои военные части и принялись арестовывать и подвергать иноков нечеловеческим пыткам.

В мае 1944 г. фашисты оставили Святую Гору, но и это не было окончанием ее несчастий. Огромный урон был нанесен Афону в годы Гражданской войны в Греции (1944-1949 гг.), когда боевые акции территориально перенеслись на Афонский полуостров. Некоторые монахи были расстреляны и брошены в заточение.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]