О завещании павла третьякова
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О завещании павла третьякова». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Первый раз Третьяков озаботился завещанием в 28 лет, когда и коллекция была невелика, и капитал его составлял «всего» 266 тысяч рублей. Делал он распоряжения о своем имуществе и в последующие годы, когда коллекция выросла и сама по себе стала представлять огромную ценность. Он тратил на собирательство большую часть своих доходов, оставляя для себя лишь крохи (его личные запросы были весьма непритязательны).
Завещание П.М. Третьякова: ОШИБКА И РЕАЛЬНОСТЬ
По смерти Павла Михайловича в 1898 году в его завещании обнаружили юридическую ошибку, и на этом основании оно было признано недействительным. Свидетелями при составлении завещания не должны быть те, в пользу кого оно написано. А в случае с Третьяковым бумаги оформлялись дома, он не хотел огласки. Нотариуса не пригласили, а среди свидетелей оказались те, кому был отписан по завещанию капитал.
Итак, теперь большую часть должен был получить единственный больной сын Павла Михайловича Михаил (еще один его сын умер от скарлатины). Жена и дочери получили бы соответственно по седьмой и четырнадцатой частям.
Душеприказчик Павла Михайловича К.В. Рукавишников поехал с прошением к царю в Петербург. Николай II принял его, заинтересовавшись историей с завещанием. Рукавишников убедил царя, что не исполнить волю покойного было бы несправедливо – большая часть средств передавалась Третьяковым на благотворительность, а галерея давно уже была передана Москве. Государь кивнул и вынес положительный вердикт.
Сейчас могила Третьякова находится на Новодевичьем кладбище, куда тело было перенесено в 1948 году из семейной усыпальницы на Даниловском кладбище.
- Популярные публикации
- Все публикации
- Последние комментарии
- Теги публикаций
- Все блоги
Консалтинговые проекты повышения управляемости и усиления организации
Подготовка и проведение корпоративных фасилитационных сессий
Корпоративные тренинги
Открытые тренинги
Организация ваших мероприятий
Индивидуальные консультации первых лиц
Проведение сессии «Ретроспектива 2019 года и планирование 2020 года»
О компании
Вакансии
Соглашение об обработке персональных данных
ООО «Правила игры»
Адрес: 115487, г. Москва,
пр-т. Андропова, д.38, к.3, оф.360
ИНН: 7705989555
ОГРН: 1127746484766
- Театр
- Кинотеатр
- Балет
- Мюзикл
- Драматический театр
- Оперетта
- Беседка для романтиков
- Приёмная психоаналитика
- Кабинет косметолога
- Дом Циников
- Выставки
- Информагенство
- Телевидение
- Вокруг света
- Форум
- Регистрация
- Art Rooms
- О проекте
19811
Когда уважим мецената? (О завещании П.М. Третьякова)
34037
Фото 12740
12001
17149
Фото 17095
Завещание Павла Третьякова. А ведь галереи могло не быть!
15406
Об основателе рода, купце Елисее Мартыновиче Третьякове, известно не так уж много. В 1774 году он перебрался в Москву из города Малоярославца Калужского наместничества. Вместе с ним переехали жена и сыновья.
Первым среди его потомков в истории Москвы остался внук Михаил Захарович, купец второй гильдии. Он владел пятью небольшими лавками в гостином дворе, где продавал льняное полотно, а также держал две фабрики — бумагокрасильную и отделочную. Во многом в его делах помогла семья супруги — он был женат на Александре Борисовой, дочери богатого коммерсанта, который экспортировал в Англию сало.
Особое внимание Михаил Захарович уделял образованию детей. Он тщательно отбирал педагогов, часто сам присутствовал на занятиях. А однажды по договоренности с одной из московских типографий он напечатал книгу «Цветы нравственности, собранные из лучших писателей к назиданию юношества Михаилом Третьяковым», предназначенную в первую очередь его собственным детям.
Передать свои дела он планировал первенцу Павлу и родившемуся через год после него Сергею. Довольно рано Третьяков-старший начал знакомить их с работой своих фабрик и лавок. Сыновья занимались под его надзором всем: и зазывали покупателей на улицах, и продавали товар оптовикам, и вели бухгалтерию. Братья не брезговали и взять в руки метлу, чтобы привести в порядок помещение. Спать до полудня им не позволялось: они должны были вставать с первыми петухами и приступать к учебе или работе.
Михаил Захарович умер, когда старшему сыну едва исполнилось 17. Третьяков оставил завещание, согласно которому все его состояние переходило жене — Павел и Сергей были слишком юны. Супруге запрещалось выдавать им деньги на «слабость или распутство». Какое-то время формальным руководителем фабрик и лавок была именно Александра Даниловна, но через несколько лет она передала все сыновьям.
К тому времени их сестра Елизавета вышла замуж за старшего доверенного приказчика Владимира Коншина. Вместе с ним братья основали «Магазин полотняных, бумажных, шерстяных товаров, русских и заграничных, торгового дома П. и С. братьев Третьяковых и В. Коншина в Москве». Зять Третьяковых работал непосредственно в магазине, Павел занимался бухгалтерией, а Сергей отвечал за зарубежные торговые операции. Вскоре они решили, что разумно будет не только продавать льняные изделия, но и производить их. Сказано — сделано: уже в 1866 году открылась прядильная и ткацкая мануфактура в Костроме. Это стало настоящим событием в городе, работу получили тысячи человек.
Повлияли братья и на внешний облик центра Москвы: между Никольской улицей и Театральным проездом они с разрешения властей сделали небольшую улочку, чтобы удобнее было возить товар в гостиный двор. В корпусах проезда, названного Третьяковским, расположились магазины — одежды, парфюмерии, чая — и конторы, банковские и нотариальные.
Осенью 1852 года Павел Третьяков побывал в Эрмитаже и других культурных учреждениях Санкт-Петербурга. Остался под огромным впечатлением. Картины, статуи, бюсты, старинные вазы — все это приводило молодого предпринимателя в благоговейный трепет, равный которому он испытывал, пожалуй, лишь во время церковных служб. Так зародилась его любовь к искусству.
Первую картину будущий коллекционер приобрел спустя четыре года. За «Искушение» Николая Шильдера он заплатил 150 рублей. Сумма была приличная, обычный рабочий мог кормить на нее семью два месяца. Второй из двух картин, положивших начало коллекции, стала «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова. Третьяков волновался, что его опыта не хватит на то, чтобы отличить качественную копию. Поэтому он любил заказывать картины напрямую у авторов, без посредников. Он говорил: «Самая подлинная для меня картина та, которая лично куплена у художника».
Павел Третьяков всегда любил творчество Петра Чайковского, следил за ним. Он даже побывал на фортепианном концерте в Париже, где пианист Николай Рубинштейн исполнял произведения известного композитора. Третьяков мечтал познакомиться с ним и задумал получить в свое собрание его портрет. Желанию было суждено сбыться. Даже более того — Третьяков и Чайковский породнились.
Прасковья Коншина, племянница Павла Михайловича, вышла замуж за Анатолия Чайковского, брата Петра Ильича. Композитор не был в большом восторге от этого брака — но не потому, что ему не нравилась невестка. Прасковью он находил очень милой, а вот наличием у нее многочисленной родни, да к тому же известной в городе, тяготился. В переписках со своими друзьями он жаловался, что нужно со всеми перезнакомиться и этим визитам вежливости нет конца, хотя, конечно, «люди очень почтенные, образованные, порядочные…» Павел Михайлович, обрадованный удачному стечению обстоятельств, просил нового родственника позировать для портрета. Тот не смог отказать и несколько дней по много часов недвижно сидел перед художником Василием Маковским. К сожалению, портрет был утрачен.
Третьяков мечтал, чтобы в его коллекции появился и портрет Льва Толстого. Но Лев Николаевич, услышав предложение, решительно отказался — не хотел, да и времени не было (тогда он писал «Анну Каренину»). Коллекционеру помог его друг, художник Иван Крамской. Живописец сам взялся уговаривать строптивого графа. Приехал к нему в Ясную Поляну, завел с Толстым приятную беседу об искусстве. Разговор продолжался долго — Крамской постоянно возвращался к теме портрета, но Толстой ничего не хотел об этом слышать. Тогда в ход пошел последний аргумент. Крамской заговорщицки поведал, что портрет графа в любом случае будет создан, хочет он того или нет, его все равно напишут, весь мир будет этого требовать. А потом добавил: «И можно будет только жалеть, что его не написал современник с натуры…»
Этот аргумент оказался решающим. Толстой не просто согласился, но и попросил сделать копию, чтобы сохранить в семье. Художник написал два портрета, немного отличающихся друг от друга, а потом дал выбрать свой экземпляр графу. Лев Николаевич скромно выбрал вариант похуже.
Из-за какой ошибки Москва чуть не лишилась Третьяковки
Сергей Третьяков тоже проявлял интерес к искусству. Но он, в отличие от брата, предпочитал работы зарубежных художников. Особенно он любил творчество Теодора Руссо, Жана-Франсуа Милле, Жюля Дюпре и других представителей Барбизонской школы, объединявшей французских художников-пейзажистов. В 1880-х решил собрать работы представителей крупнейших живописных школ — испанской, бельгийской, немецкой.
В отличие от брата, свою коллекцию он демонстрировал неохотно и относился к ней менее ревностно: мог запросто обменять экспонат или вовсе его продать, в то время как Павел Михайлович ни за что не расставался ни с одной картиной.
Братья, почти во всем проявляющие единодушие, решили давно: однажды их коллекции будут переданы городу. Для Павла Михайловича, которого младший брат иногда попрекал в недостаточной вовлеченности в общественные дела, было важно, чтобы его собрание было полезно москвичам.
«Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие», — так было сказано в завещании, которое он составил в 1860 году.
Младший брат умер раньше старшего, в 1892 году. Согласно завещанию Сергея Михайловича его коллекция отошла Павлу Михайловичу. В том же 1892-м в городскую думу пришло заявление: Павел Третьяков дарит Москве свою коллекцию вместе со зданием, а также собрание брата. Подарок был очень щедрым, и в тот же день даритель оказался в центре внимания. Но всего этого потока благодарностей, который на него обрушился, он вовсе не хотел, предпочитая оставаться в тени. На время он вместе с семьей даже уехал из города в ожидании, когда все поутихнет. Когда вернулся в Москву, по привычке заглядывал в свою галерею — уже Городскую художественную галерею Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых.
От предложенного Александром III дворянского титула он отказался: «Купцом родился, купцом и умру». А вот назначение пожизненным попечителем галереи он принял. Также он вошел в московское отделение Совета торговли и мануфактур, стал коммерции советником.
У Павла Михайловича было шестеро детей, но они не смогли повторить успехов знаменитого отца. Зато проявить себя смог Николай Третьяков — сын Сергея Михайловича. Влюбленный в искусство с детства, он и сам стал художником, причем довольно успешным. За свою картину «Утром на даче», написанную в 1888 году, он получил серебряную медаль Академии художеств. Многие его работы хранятся в Третьяковской галерее.
Его сын Сергей стал предпринимателем и политическим деятелем, также входил в состав совета Третьяковки. Он помог учредить Московский банк, был главой совета директоров Русского акционерного льнопромышленного общества. Он выступал против царской власти, в феврале 1917 года был товарищем председателя исполкома Комитета общественных организаций Москвы. Ему прочили большую политическую карьеру, но в 1920-м он эмигрировал во Францию — страну, искусством которой так восхищался его дед. Он разочаровался в политике и до конца жизни проработал в журнале «Иллюстрированная Россия».
Как и для большинства других представителей московского купечества, благотворительность Третьяковы считали делом обязательным. Попечительство школ и приютов, жертвование средств на нужды общества были частью их работы. В основе таких взглядов лежали христианские принципы: жертвование было миссией благодарности Богу за успех в делах и средством преодолеть «растлевающую силу» денег.
Неожиданно летом 1892 г. умер младший из братьев Третьяковых, Сергей Михайлович. Он оставил завещание, в котором просил присоединить свои картины к художественному собранию старшего брата: «Так как брат мой Павел Михайлович Третьяков выразил мне свое намерение пожертвовать городу Москве художественную коллекцию и в виду сего предоставить в собственность Московской городской думе свою часть дома… где помещается его художественная коллекция… то я часть этого дома, мне принадлежащую, предоставляю в собственность Московской городской думе, но с тем, чтобы Дума приняла те условия, на которые брат мой будет предоставлять ей свое пожертвование…» Завещание не могло быть выполнено, пока галерея принадлежала П.М. Третьякову.
31 августа 1892 года Павел Михайлович написал заявление в Московскую городскую думу о передаче в дар городу своего собрания, а также собрания Сергея Михайловича (вместе с домом). В сентябре Дума на своем заседании официально приняла дар, постановила благодарить Павла Михайловича и Николая Сергеевича (сына Сергея Михайловича) за дар, а также решила ходатайствовать о присвоении подаренной коллекции наименования «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». П.М. Третьяков был утвержден попечителем Галереи. Не желая участвовать в торжествах и выслушивать благодарности, Павел Михайлович отправился за границу. В августе 1893 г. Галерея была официально открыта для посещения. Как попечитель, он приобретал картины на выделяемые городом средства, а также продолжал дарить приобретенные им самим. В ноябре 1898 г. Третьяков отправился по делам в Петербург, вернувшись в Москву, почувствовал себя плохо.
4 декабря 1898 г. Павел Михайлович Третьяков скончался.
Год выпуска: 0
Автор произведения: Евгений Стаховский
Серия: Стаховский Live
Жанр: Культурология
Издательство: ВГТРК (Радио «МАЯК»)
isbn:
- Основатель Третьяковской галереи
- Предприниматель
- Меценат
Большие средства П.М. Третьяков тратил на благотворительность. Причём, если другие купцы жертвовали на постройку церквей, отливку колоколов и золочение иконостасов, то Павел Третьяков жертвовал на учреждения для детей. Например, в 1860-х гг. он принял участие в учреждении в Саратове ремесленного училища для детей беднейших горожан. в 1870 г. братья Третьяковы дали 2 000 рублей на стипендии воспитанникам. И это пожертвование не было единственным.
Десятилетиями Павел Михайлович Третьяков финансировал Училище для глухонемых детей, основателем которого был Иван (Эдуард) Карлович Арнольд. Он жертвовал крупные суммы, причём взносы были анонимными.
П.М. Третьяков купил землю на Донской улице, 37 и заказал проект училища Каминскому, работавшему у него в Лаврушинском переулке. Училище открылось в 1876 г. В нём дети 6-10 лет получали общее образование и практические навыки. После смерти Третьякова училище существовало на завещанные деньги. С 1900 г. оно стало именоваться Арнольдо-Третьяковским. В 1917 г. его закрыли.
Купец, меценат и коллекционер Павел Михайлович Третьяков составил завещание
Павел Михайлович Третьяков появился на свет 15 декабря (27 декабря по новому стилю) 1832 года в Москве. Он был старшим из двенадцати детей потомственного купца III гильдии, предки которого перебрались в первопрестольную из Малоярославца в 1774 году. Отец будущего мецената владел пятью торговыми лавками в Гостином дворе и двумя фабриками — бумагокрасильной и отделочной.
-
- В электронном виде;
- Читать онлайн;
- Скачать на компьютер или мобильные устройства.
-
- Банковской картой;
- электронными деньгами Яндекс-Деньги; WebMoney, Qiwi Кошелек, PayPal;
- Наличными через терминалы;
- Банковским переводом.
Автор | Евгений Стаховский |
Издательство | ВГТРК |
Серия | Стаховский Live |
Медиа-формат | mp3 |
Возрастная категория | 16 |
- Čeština
- Deutsch
- Español
- Français
- Italiano
- Nederlands
- Polski
- Português
- Türkçe
- Norsk
- Svenska
- Dansk
- Suomen kieli
- Magyar
- Română
- Previous article
- Next article
- Čeština
- Español
- Français
- Italiano
- Nederlands
- Polski
- Português
- Русский
- Türkçe
- Norsk
- Svenska
- Dansk
- Suomen kieli
- Magyar
- Română
- 1 Биография
- 2 Увековечение имени
- 3 См. также
- 4 Библиография
- 5 Ссылки
- Ненарокомова И. Павел Третьяков и его галерея. — М.: Арт-Родник, 1998. — 256 с — ISBN 5-88896-020-9;
- Грязнов А. И. Почётный гражданин Москвы. — М.: Моск. рабочий, 1982. — 189 с;
- Боткина А. П. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. — М.: Изд. ГТГ, 1951. — 307 с.
- финансировал экспедицию Николая Миклухо-Маклая к берегам Новой Гвинеи;
- председательствовал в совете Попечительского о глухонемых общества, которое сам же и основал;
- перечислял средства Арнольдовскому училищу для глухонемых детей;
- открыл лечебницу для тяжелобольных, где функционировало отделение психиатрии;
- участвовал в работе Православного миссионерского общества;
- устроил приют для сирот, вдов и малоимущих художников;
- спонсировал Московское училище живописи, ваяния и зодчества;
- платил стипендию студентам Александровского и Московского коммерческих училищ.
- «Искушение» кисти Николая Шильдера;
- «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова.
Вместе с другими московскими бизнесменами он выступил учредителем Московского купеческого банка (став одним из его руководителей), Московской торгово-промышленной компании, некоторых других крупных фирм. Он накопил значительное состояние (4,4 миллиона рублей ), состоящее из недвижимости (5 домов в Москве ), ценных бумаг, денег и векселей.
Третьяков начал коллекционировать искусство в 1854 году в возрасте 22 лет; его первой покупкой было 10 полотен старых голландских мастеров. Он поставил перед собой цель создать Российскую национальную галерею. В свою коллекцию Третьяков включил наиболее ценные и замечательные произведения, в первую очередь современников, с 1870 года — в основном членов общества циркулирующих художественных выставок ( Товарищество передвижных художественных выставок или Передвижники , Передвижники на русском языке). Картины он покупал на выставках и непосредственно в мастерских художников, иногда целиком: в 1874 году он приобрел «Туркестанскую серию» В.В. Верещагина (13 картин, 133 рисунка и 81 этюд), в 1880 году — «Индийскую серию». (78 исследований). В его коллекции более 80 этюдов Александра Иванова . В 1885 году Третьяков купил 102 этюда В. Д. Поленова, написанных художником во время путешествий по Турции , Египту , Сирии и Палестине . Он также приобрел коллекцию Васнецова эскизов, сделанных во время его работы над Владимирским собором в Киеве . В Третьякове наиболее полно собраны такие художники, как: В. Г. Перов , И. Н. Крамской , Илья Репин , Василий Суриков , И. И. Левитан , Валентин Серов . Стремясь показать истоки и развитие отечественной художественной школы, Третьяков стал приобретать картины мастеров XVIII — первой половины XIX веков и вехи древнерусской живописи. Он также задумал создание «русского пантеона » — портретной галереи известных россиян. Специально для этого он заказывал портреты деятелей отечественной культуры у ведущих мастеров этого жанра — Н. Н. Ге , Крамского, Н. В. Неврева , Перова, Репина.
В 1870-80 гг. Третьяков также начал собирать иллюстрации (471 по 1893 г.), а в 1890 г. начал собирать иконы . При его жизни они хранились в его кабинете и не выставлялись на всеобщее обозрение. У него также была небольшая коллекция скульптур (9 скульптур к 1893 г.).
Сначала галерея располагалась в доме Третьякова в Лаврушенском переулке. Но по мере того, как его коллекция расширялась, он решил перестроить свой дом, чтобы приспособить его. В 1870-1880 годах дом неоднократно перестраивался архитектором Каминским .
Третьяков хотел передать галерею городу максимально незаметно, без суеты; он не хотел находиться в центре всеобщего внимания и быть объектом благодарности. Но это было невозможно, и он был очень недоволен.
С 1881 г. его галерея стала популярной (к 1885 г. ее посетили около 30 тыс. Человек). В 1892 году Третьяков унаследовал от брата коллекцию западноевропейской живописи и разместил ее в двух залах западной школы. Коллекция Третьяковской галереи не уступала по значимости крупнейшим в то время музеям России и стала одной из достопримечательностей Москвы . В августе 1892 года Третьяков подарил Москве свою коллекцию и особняк. К тому времени в коллекции было 1287 картин и 518 графиков русской школы, 75 картин и 8 фигур западноевропейской школы, 15 скульптур и собрания икон.
Коллекционер и меценат Павел Третьяков
Павел Третьяков скончался в декабре 1898 года, и его похороны прошли в церкви Святого Николая в Толмачах, где он был активным прихожанином. Похоронен на Даниловом кладбище , но в 1948 году его останки были перенесены на Новодевичье кладбище .
Третьяков завещал половину своего имения на благотворительность. Он обеспечил финансирование галереи, а также приют для вдов, малолетних детей и незамужних дочерей умерших художников.
В своем завещании он также выделил крупные суммы школе для глухих. Он купил для школы большой каменный дом с садом. В этом доме проживало 150 мальчиков и девочек. Здесь за ними ухаживали до 16 лет. Третьяков отбирал лучших учителей и знакомился с методами обучения.
Малая планета 3925 Третьякова , открыл советский астроном Людмила Журавлева в 1977 году назван в честь Павла Третьякова и его брата Сергея Михайловича Третьякова (1824-1892).
Его дочь Вера вышла замуж за пианиста и композитора Александра Зилоти .. Его другая дочь, Любов, женился на морской художник , Николай Гриценко .
Павел Третьяков родился 15 (27) декабря 1832 года в Москве, в купеческой семье. Получил домашнее образование, начал карьеру в торговле, работая с отцом. Развивая семейное дело, Павел вместе с братом Сергеем построил бумагопрядильные фабрики, на которых было занято несколько тысяч человек.
Павел Михайлович долго не женился. Лишь в августе 1865 года состоялась его свадьба с Верой Николаевной Мамонтовой, двоюродной сестрой известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова . В 1866 году родилась старшая дочь Вера (1866–1940), затем Александра (1867–1959), Любовь (1870–1928), Михаил (1871–1912), Мария (1875–1952), Иван (1878–1887). 1887 году от скарлатины, осложненной менингитом, умер Ваня, всеобщий любимец, надежда отца. Горю Павла Михайловича не было предела. Второй сын, Михаил, родился больным, слабоумным и никогда не приносил родителям радости.
Коллекционер: история Павла Третьякова
Павел Третьяков происходил из купеческой династии Третьяковых, ведущих свою родословную от торговцев Малоярославецкого уезда Калужского наместничества. Он появился на свет 15 (27) декабря 1832 года в родовом доме в 1-м Голутвинском переулке в Москве.
Дед Павла по линии матери занимался экспортом сала в Великобританию. Семья отца, осевшая в Москве в 1774 году, вела торговлю полотняными изделиями. Михаил Захарович Третьяков, купец II гильдии, был страстным сторонником патриархата. Семья была многодетной. Из 9 детей после эпидемии скарлатины выжили лишь 5. Двух старших сыновей, Павла и Сергея, сызмальства приобщали к семейному делу – торговле. Уже в 15-летнем возрасте Павел Михайлович заведовал бухгалтерией.
В 1850 году, когда отца не стало, братья Третьяковы начали вести дела самостоятельно и добились в этом больших успехов. Если у Михаила Третьякова было 5 лавок, то его дети вскоре смогли расширить бизнес и приобрели на паях с двумя другими предпринимателями льняную мануфактуру в г. Кострома. Предприятие было оснащено по последнему слову техники и приносило стабильный и высокий доход. На бумагопрядильной фабрике Третьяковых работало несколько тысяч человек. К концу жизни отца Третьяковки его состояние оценивалось в 3,8 миллиона рублей.
В повседневной жизни Павел Третьяков не признавал излишеств. При высоком достатке, он носил сюртук одного покроя и позволял себе только 1 сигару в день. Однако за сдержанностью и умеренностью скрывался не скупец, а широкой души человек. Павел Третьяков много средств тратил на благотворительность, развитие науки и искусства, в частности:
Самое интересное, что сам Третьяков благотворителем себя не считал и говорил, что меценатство ему чуждо.
Павел Третьяков интересовался изобразительным искусством еще с юности – собирал лубочные картинки. Любовь к живописи вспыхнула с новой силой после поездки в Петербург осенью 1852 года. Собственными глазами видя шедевры Эрмитажа, Академии художеств, Румянцевского музея, Павел Третьяков окончательно утвердился в идее собрать собственную коллекцию картин. На развале у Сухаревской башни он приобрел несколько холстов старых голландских мастеров, однако вскоре обратил внимание на представителей русской художественной школы.
Первыми полотнами коллекции Третьякова стали
Изначально собрание живописи хранилось в залах особняка в Лаврушинском переулке. Коллекция регулярно пополнялась, и в 1873 году под нее отстроили отдельное здание, свободное для посещения. Спустя месяц после смерти брата Сергея, страстного коллекционера произведений искусства Западной Европы, Павел Михайлович написал в Московскую городскую думу о намерении передать свою коллекцию картин в дар родному городу.