Получил право на великое княжение по завещанию отца

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Получил право на великое княжение по завещанию отца». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Василий I умер в 1425 г. Согласно его завещанию, великое княжение наследовал его 10-летний сын Василий II. Его права на это наследство подкреплялись не только завещанием отца (которое тот, кстати, понимая спорность этого решения, составлял в сомнениях). Реальная власть в этот момент оказалась в руках его матери, вдовы Софьи Витовтовны, митрополита Фотия и боярина Ивана Дмитриевича Всеволожского.

Они считали, что Дмитрий Донской намеревался утвердить порядок престолонаследия от отца к старшему сыну. Некоторые исследователи отмечают, что, судя по всему, так и было, но Донской просто не мог предвидеть будущее развитие событий и дать конкретные распоряжения о внуках. По мнению историка Кучкина В. А., наиболее подробно описавшего и критиковавшего вторую Духовную грамоту Дмитрия Донского, она служила даже и по своему языку (нетрадиционное на тот момент указание отчества автора завещания) для утверждения принципа прямого наследования от отца к сыну.

Юрий Дмитриевич считал, что действительно именно завещание Дмитрия Донского, устанавливающее «старинный» порядок наследования, согласно которому он должен был получить трон после смерти старшего брата. Василий I, по его мнению, не должен был и не мог менять порядок престолонаследия. Как правило, великим князем в роде московских князей становился именно старший в роде и старший среди братьев.

Поколебал этот порядок Дмитрий Донской, но сделал это вынужденно, так как его младший брат Иван умер, не оставив потомства. Старший сын Дмитрия оказался и старшим в роде. Дмитрий, по сути, не нарушил традицию, но своим завещанием создал прецедент передачи власти от великого князя старшему сыну. Чем Василий I и воспользовался, повторив это. Но у него, в отличие от отца, братья были. Василий I и сам понимал возможные последствия своего завещания, но надеялся, что братья не оспорят его волю благодаря его личному авторитету, ханскому ярлыку Василия II и могуществу Москвы.

Таким образом, и формально (по букве завещания отца), и «по старине», то есть по традиции, Юрий Дмитриевич прав на престол имел больше, чем его племянник, если не считать завещание Донского утратившим силу к 1425 г. А определить это было некому, так как не было никакого арбитра в этом вопросе. И в итоге в юридическом поле разрешить этот спор оказалось невозможным. Противники взялись за подкупы, интриги и оружие.

Юрий Дмитриевич Галицкий сумел дважды занять Москву, в 1433-м и 1434-м, но умер в том же 1434 году, а его сыновья проиграли борьбу, рассорившись между собой и не сумев объединить силы. Старший, Василий Юрьевич, был в одном из столкновений с войсками Василия II взят в плен, ослеплен и лишен возможностей продолжать войну.

Юрий Дмитриевич считал, что действительно именно завещание Дмитрия Донского, устанавливающее «старинный» порядок наследования, согласно которому он должен был получить трон после смерти старшего брата. Василий I, по его мнению, не должен был и не мог менять порядок престолонаследия. Как правило, великим князем в роде московских князей становился именно старший в роде и старший среди братьев.

Поколебал этот порядок Дмитрий Донской, но сделал это вынужденно, так как его младший брат Иван умер, не оставив потомства. Старший сын Дмитрия оказался и старшим в роде. Дмитрий, по сути, не нарушил традицию, но своим завещанием создал прецедент передачи власти от великого князя старшему сыну. Чем Василий I и воспользовался, повторив это. Но у него, в отличие от отца, братья были. Василий I и сам понимал возможные последствия своего завещания, но надеялся, что братья не оспорят его волю благодаря его личному авторитету, ханскому ярлыку Василия II и могуществу Москвы.

Таким образом, и формально (по букве завещания отца), и «по старине», то есть по традиции, Юрий Дмитриевич прав на престол имел больше, чем его племянник, если не считать завещание Донского утратившим силу к 1425 г. А определить это было некому, так как не было никакого арбитра в этом вопросе. И в итоге в юридическом поле разрешить этот спор оказалось невозможным. Противники взялись за подкупы, интриги и оружие.

Юрий Дмитриевич Галицкий сумел дважды занять Москву, в 1433-м и 1434-м, но умер в том же 1434 году, а его сыновья проиграли борьбу, рассорившись между собой и не сумев объединить силы. Старший, Василий Юрьевич, был в одном из столкновений с войсками Василия II взят в плен, ослеплен и лишен возможностей продолжать войну.

Исторический словарь: Василий I Дмитриевич (1371 — 1425)

  • Испанский язык
  • Английский язык
  • Немецкий язык
  • Французский язык
  • Основы безопасности жизнедеятельности
  • Физическая культура
  • Русский язык
  • Литература
  • Литературное чтение
  • История
  • География
  • Обществознание
  • Экология
  • Россия в мире
  • Право
  • Окружающий мир
  • Экономика

Получил право на великое княжение по завещанию отца

О годах детства и юности Даниила практически ничего не известно. Самый младший из наследников Александра Невского остался без отца в возрасте двух лет и воспитывался под присмотром дяди, тверского князя Ярослава Ярославича. Тверские же наместники правили в Москве вплоть до смерти Ярослава в 1272 году, после чего, предположительно, Даниил начал править с помощью собственных ближних бояр-наставников.

Московское княжество было маленьким и скудным, а сам Даниил не обладал политическим опытом или авторитетом ввиду юного возраста, поэтому первое упоминание об его участии в политических событиях Северо-Восточной Руси встречается в летописях лишь в 1282 году.

О внутренней политике Даниила Московского практически ничего не известно. Он не являлся великим князем и летописи упоминают его преимущественно в качестве одного из действующих лиц междоусобиц старших братьев. Дополнительным фактором является общий упадок культуры Руси после монголо-татарского нашествия, что повлекло за собой неизбежную потерю детализации летописания.

  • Разбил рязанского князя Константина и захватил город Коломну.
  • Поддерживал близкие отношения с тверскими князьями Святославом и Михаилом
  • По совещанию своего племянника получил Переяславль-Залесский и отстоял его от претензий владимирского князя.
  • Участвовал во Владимирском (1296) и Дмитровском (1301) съездах князей.
  • В междоусобице братьев поддержал Дмитрия, вследствие чего призванная Андреем «Дюденева рать» разорила Москву.
  • Предположительно причастен к строительству Большой Ордынской дороги
  • Организовал строительство храмов и монастырей вблизи Москвы
  • Существенно усилил позиции московского княжества.

Имя жены Даниила упомянуто в опубликованном в 1996 году Ростовском соборном синодике, где она названа Агриппиной. По предположению А. А. Горского она была дочерью Льва Даниловича и Констанции Венгерской, дочери венгерского короля Белы IV. П. В. Долгоруков называет её Евдокия Александровна.

Сыновья

  • Юрий — московский князь с 1303 года, великий князь владимирский в 1319—1322 годах (как Юрий III), князь новгородский с 1322 года.
  • Михаил — упомянут в Ростовском соборном синодике.
  • Александр — (ум. до 1320), подробной информации не сохранилось.
  • Борис — князь Костромской с 1304 года.
  • Иван I Калита — князь Московский с 1325 года, Великий князь Владимирский с 1328 года, князь Новгородский в 1328—1337 годах.
  • Симеон Даниилович (ум. после 1322)
  • Василий — упомянут в Ростовском соборном синодике.
  • Афанасий — князь новгородский в 1314—1315 и 1319—1322 годах.
  • Даниил — упомянут в Ростовском соборном синодике.

Дочери

Анна — (ум. до 1353) — известна по завещанию Симеона Гордого.

Вскоре после смерти Даниила умер и его брат и главный противник — владимирский князь Андрей Александрович. Его смертью воспользовался тверской князь Михаил Ярославич — он съездил в Орду и получил ярлык на великое княжение, однако старший сын Даниила, Юрий, продолжил политику отца и развернул борьбу как за удельные княжества (Переславль-Залесский, Кострому, Городец, Нижний Новгород), так и за влияние на Новгород.

После стролкновений 1305-1317 годов, в которых стороны одерживали верх с переменным успехом, Юрий предпринял серьёзный политический шаг и женился на сестре Узбек-хана, став зятем Чингизидов. Поддержка ордынцев позволила Юрию, несмотря на очередное поражение от Михаила, впоследствии настоять на вызове тверского князя в Орду, где он был подвергнут пыткам, а затем убит людьми Юрия Данииловича. Получив право на великое княжение, первенец Даниила продолжил наступление на Рязань, а также противостояние с тверскими князьями. Во время очередного посещения Золотой Орды Юрий был убит в припадке гнева сыном Михаила Ярославича — Дмитрием Грозные Очи. Управление Москвой возглавил другой сын Даниила — Иван I Калита. Ему удалось хитростью, дипломатией и привлечением ордынской помощи разгромить тверское княжество.

  • 1 Выделение княжества
  • 2 Территория Московского княжества
  • 3 Отношения с Золотой Ордой
  • 4 Отношения московских князей к другим русским князьям
  • 5 Организация Московского княжества
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 См. также

Первым московским князем стал четвёртый сын Всеволода Большое Гнездо — Владимир, который на несколько месяцев сел в Москве в 1213 году (захватив город у своего старшего брата, владимирского князя Юрия). В 1247 — 1248 Москвой владел Михаил Ярославич Хоробрит (этот факт упомянут не во всех летописях и считается спорным). После его смерти княжество вновь вошло в состав Владимирского.

По завещанию Александра Невского Москва была передана в удел его младшему сыну — Даниилу Александровичу, за потомками которого оно с тех пор навсегда закрепилось. С 1330-х до 1480 Московские князья, за редкими исключениями, — держатели ханского великокняжеского ярлыка. С дальнейшим расширением земель Московских князей и централизацией власти к концу XV века стало центром единого Русского Царства.

Отношения московских князей к другим русским князьям определялись, с одной стороны, завещаниями, с другой — договорами. В завещаниях своих великие князья определяли отношения между старшими и младшими князьями по старине. Дмитрий Донской, например, говорит в своем завещании: «Дети мои, младшие братья князя Василия, чтите и слушайте своего брата старшего, князя Василия, вместо меня, своего отца; а сын мой князь Василий держит своего брата князя Юрия и своих братьев младших в братстве без обиды» («Собр. Госуд. Грам. и Дог.», I, № 34).

То же самое повторяют в своих завещаниях Василий Темный и Иван III («Собр. Госуд. Грам. и Дог.», I, № 144). Этим не устанавливались подданнические отношения младших братьев к старшему, а высказывалось только желание, чтобы сыновья и после смерти отца продолжали мирную семейную жизнь под руководством старшего брата — названного отца (Сергеевич, «Юрид. Древн.», II, 217—219). Иначе определялись отношения удельных князей к великому по договорам. Сыновья Калиты, например, называют старшего брата господином великим князем; клянутся быть с ним заодно до смерти; иметь и чтить старшего брата, как отца. У них должны быть общие со старшим братом враги и друзья; без совета друг с другом они не должны заключать договоров; не должны иметь вражды друг с другом. Старший не должен отнимать у младших волостей. По смерти младшего брата старший обязан заботиться о его семье и не обижать ее. Когда выступает в поход старший, должны выступать и младшие. Братья должны избегать всяких поводов к ссоре один с другим.

В договоре Дмитрия Донского с двоюродным братом его Владимиром Андреевичем последний обязывается держать свое княженье честно и грозно под старшим князем и желать ему добра во всем. Если кто-нибудь из них узнает что хорошее или дурное о другом, должны сообщать друг другу. Оба князя обязываются за себя и своих бояр не покупать имений во владениях другого, не держать закладной, не давать жалованных грамот. Если у кого-нибудь из них будет иск на подданного другого, то давать суд. Младший князь обязан посылать своих воевод по требованию старшего; последний, вместе с удельным, может казнить их за ослушание. Младший князь служит старшему; он и бояре должны садиться на коня, когда сядет старший.

Если между ними произойдет спор, то решают его высланные с обеих сторон бояре; если им не удастся решить — то митрополит, а если его не будет в русской земле, то князья избирают третейского судью, который и решает дело («Собр. Госуд. Грам. и Дог.», I, № 33). Во втором договоре Владимир Андреевич выговаривает себе право не садиться на коня, когда сядет племянник; за то здесь князья клянутся исполнять договор не только за себя, но и за детей своих («Собр. Госуд. Грам. и Дог.», I, № 38).

Василий I также заключает договоры со своими братьями, но они не так определенны и не содержат прямых указаний на служебные отношения удельного князя к великому. Младшие братья обязываются считать великого князя вместо отца («Собр. Госуд. Грам. и Дог.», I, № 40), а Юрий Дмитриевич Звенигородский говорит в своем договоре, что он считает Василия только старшим своим братом («Акты Арх. Эксп.», I, № 10). С Василием Васильевичем Юрий Дмитриевич заключает договоры («Собр. Госуд. Грам. и Дог.» I, №№ 43, 44, 49, 55) как равноправный союзник, не указывая, как он будет держать себя относительно старшего. Он сам не обязан даже садиться на коня, когда сядет великий князь, а должен только высылать воеводу со своими людьми. Выражения честно и грозно встречаются в договорах Василия Темного с удельными князьями только после смерти Юрия Дмитриевича. Князья тверские и рязанские договариваются с московским князем, как равноправные союзники. Они даже с Ордой сносятся непосредственно, а не через великого князя, сами отсылают и возят дань туда.

Иногда тверской князь принужден называть московского старшим братом, но особого значения и последствий это не имело. Относительно выступления в поход в договорах обыкновенно говорилось, что если московский князь сядет на коня, то и договаривающийся князь должен на коня садиться; если московский князь пошлет воеводу, то должен посылать и договаривающийся князь. Только по договору с Дмитрием Донским тверской князь обязан садиться на коня даже тогда, когда в поле выступит двоюродный брат великого князя, Владимир Андреевич. В договоре тверского князя Михаила Александровича с Василием Дмитриевичем всякое обязательство выступать в поход, когда выступает московский князь, исчезает совершенно.

Иван III еще при жизни своей велел сыну своему Василию заключить договор с братом Юрием, по которому последний обязался признавать своего старшего брата господином, держать свое княжение честно и грозно без обиды; если же Василий умрет, назначив себе преемника, то Юрий обязан признавать и этого преемника господином, вместо Юрия («Собр. Госуд. Грам. и Дог.», I, № 133). С уничтожением уделов и вымиранием удельных традиций значение братьев, как самостоятельных князей, постепенно упадает, и наконец они обращаются в служилых князей, подданных великого князя.

Благодаря немногочисленности рода московских князей и, следовательно, отсутствию большого числа претендентов на московский престол, в Москве с XIV века фактически утверждается семейное преемство княжеской власти, которая переходит от отца к сыну. В середине XV века семейное начало вступает в борьбу с родовым, когда московское княжение, помимо дяди, Юрия Дмитриевича, перешло к племяннику, Василию Васильевичу Темному.

Борьба окончилась в пользу семейного начала. В Москве начинает устанавливаться также порядок единонаследия, а затем и принцип самодержавия. При первых московских князьях боярское сословие сильно. Оно является советником князей; оно же помогает моск. князьям удерживать власть в своих руках. Многие бояре из удельных княжеств переселяются в Москву и там приобретают значение, как богатые и знатные обыватели; значение это передается по наследству.

Отношение бояр к княжеской власти выразилось, между прочим, в усилении значения московского тысяцкого. Уже при Симеоне Гордом боярин Алексей Петрович Хвост затеял было крамолу против князя, но был изгнан. При Иване Ивановиче он снова сделался тысяцким. В 1357 г. Хвост был убит: пронесся слух, что его убили бояре. В Москве произошел мятеж, так что некоторые из бояр должны были отъехать в Рязань. Сан тысяцкого получил Василий Вельяминов, по смерти которого Дмитрий Донской оставил должность тысяцкого незамещенной; сын Вельяминова, Иван, вздумал было силой завладеть ею, но был схвачен и казнен.

Этот факт показывает, что Дмитрий Донской вел себя уже довольно самостоятельно по отношению к своим боярам; тем не менее он завещал своим сыновьям любить бояр и ничего не делать без их согласия. При Иване III отношения великого князя к боярскому сословию значительно меняются. Русские книжники в своих писаниях начинают проводить взгляд на московского князя, как на самодержавного государя, а женитьба Ивана III на Софии Палеолог содействовала проникновению в Россию византийских взглядов и традиций. Это выразилось в перемене обхождения с боярами; оно становится высокомерным.

Но у Ивана III все таки еще живы были предания, что бояре — советники и что с ними князь должен посоветоваться, прежде чем начать какое-нибудь дело; при преемнике же Ивана, Василии III, самодержавие великого князя проявилось более сильным образом. Великий князь решал дела без совета с боярами, на что, как известно, жаловался Берсень; не любил он также, чтобы ему противоречили. Делается самодержавной власть великого князя и относительно духовенства: ему принадлежит право участия в выборе и низложении митрополита. Сначала вел. князь только рекомендует своих кандидатов, как это сделал, например, Иван II относительно Алексея и Дмитрий Донской относительно Митяя. Дмитрий своей волей то приглашает Киприана на московскую митрополию, то свергает его. Василий Васильевич Темный прямо уже говорит, что выбор митрополита всегда принадлежал его прародителям; но ни в его княженье, ни в княженье Ивана III митрополиты не назначаются еще просто волей великого князя.

Такой порядок устанавливается только при Василии III. С развитием княжеской власти изменяется и положение в московском государстве высшего сословия, боярского. Из бродячей дружины оно мало-помалу обращается в оседлое сословие крупных землевладельцев и в награду за свою службу получает от князя пожалования землями. Вместе с этим начинает ограничиваться право боярского отъезда к другим князьям: отъехавший боярин терял свои владения.

Главное значение бояр, как помощников князя в управлении и его думцев, с каждым княжением заметно уменьшается, а Василий III может обходиться уже и без их совета. Учреждением, с которым совещался князь, была боярская дума. Заведование текущими делами князь поручал, приказывал отдельным лицам. Отсюда образовались впоследствии (может быть, с Ивана III) приказы; сначала же отдельные отрасли управления носили название путей. Так появились дворский, или дворецкий, конюший, сокольничий, ловчий, несколько позднее стольничий, чашничий, окольничий. С Ивана III организация княжеского двора усложняется и количество придворных должностей увеличивается; вместе с тем служба получает строго иерархический порядок. Во главе этой иерархии стоят члены государевой думы: бояре, окольничьи, думные дворяне и думные дьяки. За ними следует целая серия придворных должностей, назначенных для управления хозяйством великого князя или для его личных услуг: дворецкий, ключник, казначей, оружничий, шатерничий, конюший, ясельничий, ловчий, сокольничий, печатник, кравчий, стольники, чашники, постельничий, спальники, стряпчие, рынды, жильцы.

Кто впервые получил от отца право на великое княжество без ярлыка?

Примечательным является тот факт, что первоначально собор был освещен в честь Рождества Богородицы. Позднее, после постройки собора в монастыре был переименован. Имел несколько приделов.

Князь Юрий Дмитриевич с самого основания Саввино-Сторожевского монастыря опекал его, стремясь превратить в свою придворную обитель. Уже в первые годы своего существования в начале XV века (1402 год) монастырь получил от звенигородского князя обширные владения в непосредственной близости от города: села Белгино, Дубацыно и Усть-Розвадня с тянувшими к ним деревнями, а также огромные бортные леса на юге Городского стана (село Усть-Розвадня на другом берегу Розвадни позже стало подмонастырским и стало называться Саввинская Слобода).

  • Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период, с 1238 по 1505 г. — СПб.: Типография Императорской академии наук, 1889. — Т. I. — 474 с.
  • Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период, с 1238 по 1505 г. — СПб.: Типография Императорской академии наук, 1891. — Т. II. — 696 с.

В 1433 году Василий Темный женился. Свадьба была масштабная и одними из гостей на ней были Василий Косой и Дмитрий Шемяка. На Василии Косом был богатый пояс, в котором один из московских бояр узнал вещь, принадлежавшую Дмитрию Донскому, и которую похитили из Москвы. Софья Витовтовна срывает с племянника пояс. В ответ сыновья Юрия покидают свадьбу и отправляются к отцу в Галич, где начинается активная подготовка к войне.

Правители Древней Руси. Дмитрий Донской. 1359-1389

Косой и Шемяка не участвовали в договоре отца, и война продолжалась. В том же году они разбили московское войско на реке Куси. Василий узнал, что дядины полки были в войске его сыновей. Поэтому в 1434 году он пошел на Юрия к Галичу, сжег город и заставил дядю бежать на Белоозеро. Весной, соединившись с сыновьями, Юрий двинулся на Москву. Он встретил Василия в Ростовской области у горы св. Николы и разбил его. Василий убежал в Новгород, потом в Нижний. Отсюда он собирался в Орду, как вдруг узнал о скоропостижной смерти Юрия и о том, что Василий Косой занял московский стол.

Но братья Косого, два Дмитрия — Шемяка и Красный, — послали звать на великое княжение Василия. Василий в награду за это наделил их волостями. Косой был изгнан из Москвы и лишен удела. В 1435 году он собрал войско в Костроме и встретился с Василием II в Ярославской волости, на берегу Которосли. Москвичи одержали победу. Оба соперника заключили мир, и Косой в очередной раз пообещал не искать великого княжения.

В 1444 году в русские земли вторгается Орда. Она была осведомлена о внутренней войне. Василий Темный собрал армию и направил ее на бой с захватчиками. В сражении у Суздаля силы московского князя, которые превосходили соперника в несколько раз, были разбиты, а сам Василий 2 оказался в плену. За него собирали выкуп всей страной и в конечном итоге вернули князя домой.

Этой ситуация воспользовался Дмитрий Шемяка, который заявил, что:

  • Московский князь не может защитить Русь от набегов, т.к. он плохой воин. На саом деле с этим тяжело спорить, поскольку все свои сражения Василий Темный проиграл, причем проиграл даже те сражения, в которых все косыри были у него.
  • Московский князь слабый человек. Это также не вызывает сомнений, поскольку усобица и каждый ее новый виток это его вина.
  • Слабости князя стоили всй стране огромных денег в виде выкупа за него. Тоже чистая правда.

Заговор Дмитрия Шемяка был осуществлен 12 февраля 1446 года. В Троице-Сергиевском монастыре, где проходила служба, Василий 2 Темный был арестован и отправлен в темницы. Там он был ослеплен. Именно поэтому и получил народное прозвище – Темный.

После этого Дмитрий Шемяка отправляет брата с женой и сыном Иваном в Углич. В Угличе формируется новая оппозиция, разрушить которую Шемяка решил следующим образом. Он отправляет Василия Темного в Вологду и берет с того священную клятву, что тут не будет претендовать на московский престол и не бросит ему вызова. Клятва была дана.

Однако править в Москве спокойно Шемяка на великокняжеском престоле не смог, так как столичная знать не хотел видеть его в качестве своего правителя. Многие дворяне сбежали в соседнюю Литву, намереваясь подождать, пока Василий вернет себе престол.

Но после этого уже Вологда стала местом, куда начали стекаться люди, недовольные Шемяка, и местный игумен Кирилло-Белозерского монастыря освободил Василия 2 от данной им клятвы. В Вологде собирается войско и направляется на Москву. Шемяка бежит от битвы в Углич. Так Василий Темный вернул себе престол, но усобица продолжалась еще 1453 года.

Новоиспеченный Великий князь решил раз и навсегда покончить с проблемой престолонаследия. Он заручился поддержкой митрополита Ионы, который на совете епископов осудил “крамолу Юрьевичей” и повелел преследовать Шемяку везде, где только можно. В конечном счете, Дмитрий был настигнут в Новгороде и отравлен в 1453 году. После кончины Шемяки, Василий Темный расправился с его союзниками, отняв их наделы и присоединив к Москве. Новгород, поддержавовший Шемяку, был вынужден выплатить 8500 рублей в качестве откупных.

С воцарением Василия на московском троне и поражением Шемяки закончилась последняя в России и одна из последних в Европе феодальных войн. Здесь важно определить, почему победу в ней одержал Василий Темный. Тому есть несколько причин.

Во-первых, жестокость и беспринципность Шемяки не соответствовали христианским нормам, имевшим большое значение в ту эпоху. Темный воспринимался как мученик, а Шемяка – как клятвоотступник и братоубийца. К тому же дворянство и простой люд воспринимал Василия в качестве гаранта стабильности и единства государства.

Во-вторых, Василий смог ликвидировать удельный сепаратизм боярства. Он конфисковал земельные владения бояр, поддержавших мятежных князей. Бояре крайне дорожили своими угодьями, поэтому подобная политика вынуждала их сохранять верность великокняжескому трону.

В-третьих, Василий смог укрепить авторитет православной церкви и заручиться ее поддержкой. Этому поспособствовало то, что в 1439 году византийский патриарх подписал унию с католической церковью. Русская православная церковь отвергла этот документ, так как не хотела попадать в зависимость к Папе Римскому. В итоге митрополит на Руси стал избираться через собор архиереев, а не указом константинопольского патриарха. Впоследствии Москва стала ассоциироваться с “Третьим Римом”, бастионом подлинного православия. А князь начал восприниматься как проводник этой идеи в широкие массы. Первым независимым митрополитом на Руси стал Иона, который поддержал Василия в борьбе с мятежниками.

Это обусловило победу Василия Темного в междоусобице и позволил ему продолжить укрепление Московского княжества, начатое его предками. В годы правления Василия Темного практически все окружающие земли были присоединены к Москве (в 1454 году – Можайск, в 1456 – Углич и другие). Было укреплено влияние в подчиненных Ярославском и Вятском княжествах. В присоединенных уделах назначались московские ставленники, устанавливалась великокняжеская печать и чеканились монеты Василия Темного.

В детстве Иван Калита часто слышал о постоянных набегах татар, нападавших на Русь. Позже он и сам был свидетелем того, как враги напали на Москву.

С ранних лет Калиту обучали грамоте и рассказывали о делах, происходящих в государстве. Когда Ивану едва исполнилось 3 года, его впервые посадили на лошадь, после чего его воспитанием занимались специальные мужчины.

Интересен факт, что отец Ивана Калиты хотел видеть на престоле именно Ивана, а не его старшего брата Юрия. Это и неудивительно, поскольку Иван, в отличие от своего капризного брата, отличался большим умом и рассудительностью.

Когда в 1303 г. Даниил Александрович умер, все управление перешло Юрию, а Ивану Калите досталась скромная роль его помощника. Однако Иван был вынужден неоднократно брать власть в свои руки.

Современники Ивана Даниловича отзывались о нем, как об очень гибком, но в то же время твердом князе. Его политика вызывала большое доверие и уважение у хана, благодаря чему Москва не подвергалась набегам.

Люди жили в относительной безопасности, а их благосостояние год от года росло. Интересен факт, что Иван Калита сохранял государство от войн и грабежей на протяжении 40 лет. Он радикально расправлялся с теми, кто выражал какое-либо недовольство или провоцировал восстания и бунты.

Политика Ивана Калиты основывалась на 4 негласных правилах:

  • жить в мире с Ордой;
  • контролировать «выход», то есть дань;
  • собирать земли;
  • дружить с Церковью.

Иван I Калита достиг огромного влияния на некоторых территориях, в числе которых были Новгород, Псков и Тверь. Несмотря на постоянную выплату дани ордынскому хану, он сумел накопить немало богатства, которое позже перешло его потомкам.

Первой супругой Ивана Калиты стала Елена, которую он взял в жены в 1319 г. В этом браке у него родилось четыре сына: Андрей, Иван, Даниил и Семен. После 12 лет супружеской жизни Елена скончалась от неизвестной болезни.

Второй женой Ивана Калиты стала Ульяна. Согласно одним источникам от нее родилась только одна дочь, однако по другой версии их было четверо.

Всех своих дочерей князь выдавал замуж исходя из политической выгоды. Интересен факт, что каждому зятю он выдвигал условие, согласно которому распоряжаться уделами имеет право только он один.

За несколько месяцев до смерти Иван Калита принял постриг. Предотвращая распри между сыновьями, правитель распределил имущество при жизни. Симеон Гордый стал владельцем двух третей наследства.

Отец оставил его в роли покровителя младших детей. Калита на смертном одре заботился о государстве. Такое деление позволило избежать дробления Московского княжества. Смерть князя пришла в марте 1340 года.

Похороны прошли в Архангельском соборе, построенном по приказу Ивана I.

Существует легенда, в соответствии с которой князь слыл щедрым человеком.

«В лето 6837 (т. е. в 1329 г. — прим.) князь великий Иван Данилович ходил на миру в Великий Новгород и стоял в Торжке. И пришли к нему святого Спаса притворяне с чашею, 12 мужей на пир.

И воскликнули 12 мужей, притворяне святого Спаса: «Бог дай многа лета великому князю Ивану Даниловичу всея Руси. Напой, накорми нищих своих».

И князь великий спросил бояр и старых людей новоторжцев: «Что это за люди пришли ко мне?»

Иконы Ивана Калиты

И сказали ему мужи новоторжцы: «Это, господин, притворяне святого Спаса, а ту чашу дали им 40 калик, пришедших из Иерусалима».

И князь великий посмотрел у них чашу, поставил ее на свое темя и сказал: «Что, братья, возьмете у меня вкладом в эту чашу?» Притворяне отвечали: «Чем нас пожалуешь, то и возьмем».

И князь великий дал им гривну новую вклада: «А ходите ко мне во всякую неделю и берите у меня две чаши пива, третью – меду. Также ходите к наместникам моим и к посадникам и по свадьбам, а берите себе три чаши пива».

Василий II Васильевич Темный

Времена его правления были эпохой усиления власти Москвы и ее возвышения над другими русскими городами. Иван Данилович обеспечил безопасность Москве тем, что заслужил расположение и доверие Узбека.

«Перестали поганые воевать русскую землю, — писал летописец, — перестали убивать христиан; отдохнули и опочили христиане от великой истомы и многой тягости и от насилия татарского; и с этих пор наступила тишина по всей земле».

Именно при Иване Калите был построен дубовый Кремль, который защищал центр города и посад за его пределами. С большой скоростью возникали села. Бояре с радостью отправлялись к Московскому князю и получали от него земли.

Иван Данилович Калита заботился о безопасности своего княжества, строго преследовал и казнил разбойников, поэтому купцы могли спокойно ездить по русским дорогам. Иван также добился чтобы митрополичья кафедра была переведена из Владимира в Москву.

С тех пор Москва стала духовной столицей Руси. Иван Калита сумел расположить к себе митрополита Петра.

В 1327 году Иван Данилович вместе с другими князьями отправился в поход на Тверь вместе с золотоордынскими карательными отрядами для подавлении народного восстания против монголо-татар. За это Иван Калита был награжден в 1328 году ханом Узбеком и получил Костромское княжество и право контроля над Новгородом Великим.

Но вскоре Узбек очень рассердился, узнав о смерти своего посла Чолкана и его свиты, дал ярлык на великое княжение Калите, войска и отправил на Тверь. Прийдя в Тверскую волость Калита с татарами сожгли города и села, взяли людей в плен.

Во то время правителями на Руси становились с одобрения хана татаро-монгольского ига. После смерти своего старшего брата Юрия, благодаря своим хорошим отношениям с ханом Узбеком Ивану был дан ярлык на великое княжение.

Став великим князем, Иван Калита стал укреплять Московское княжество. Договорившись с ханом Узбекам, он стал самостоятельно собирать дань и платить ее в Орду. Взамен татары перестали делать набеги и разорять русские земли. Благодаря тому, что определенную часть собранных богатств оставалось у Московского княжества, создавались предпосылки для его развития.

Постепенно Иван Калита стал одним из самых богатых князей в истории Руси. Его необычное прозвище «Калита» как раз связано с деньгами. По одной из версий свое прозвище он получил из-за большого количества богатств, так как слово Калита означало кошелек в Древней Руси.

Совет

По другой версии это прозвище к нему «приклеилось» из-за того, что он постоянно носил с собой мешок денег для раздачи нищим и нуждающимся.

Существует также версия, что свое прозвище он получил из-за того, что выгодно отдал своих дочерей замуж, которых у него было четыре, получив тем самым выгодные связи.

Благодаря своим хитрым действиям, он смог перенести митрополитскую кафедру из Владимира в Москву, сделав ее духовным центром России. Это также помогло укреплению его власти.

За время своего правления он жестоко боролся с разбойниками, орудовавшими на подъездах к Москве, вследствие чего сократились грабежи и разбойные нападения на обозы торговцев.

Со временем в Москву потянулась все больше торговых караванов со всех уголков страны и из-за рубежа.

В начале XIV века он княжил в Переславле-Залесском. У Ивана был старший брат Юрий Данилович, который являлся московским князем. Пока Юрий Данилович находился в Великом Новгороде и посещал Золотую Орду, брат замещал его и занимался управлением в Москве.

В 1304 году, когда Юрий Данилович отсутствовал, Иван отправился защищать Переславль от князей Твери.

Боярин Акинф с тверскими полками пытался захватить город, Иван Калита на протяжении трех дней держался в осаде, на четвертый к нему на помощь прибыл боярин Родион Несторович, и тверские войска были разбиты.

Иван Калита родился по одним данным или около 1283 г., или 1 ноября 1288 г. Точных данных не сохранилось. Крестили его в честь святого Иоанна Предтечи. Наследником московского княжества он не был, хотя и родился в семье Даниила Александровича, московского князя. Его старший брат Юрий стал московским князем в 1303 г. Сам Иван Данилович в 1296-1297 гг.

представлял своего отца в одном из крупнейших городов Великом Новгороде, а в 1304 г. занимался обороной Переяславля от тверских князей, где ему удалось одержать победу только с помощью войск боярина Родиона Несторовича. В 1320 г. его брат Юрий получил от хана Золотой Орды Узбек-хана письменное повеление (ярлык) на великое княжение, а Иван стал правителем Москвы.

В 1321 г. Великий князь Юрий, получив дань от Тверского княжества для передачи Орде, не отвез ее по назначению, а передал новгородским купцам для получения дополнительной прибыли. Узбек-хан за неповиновение передал великокняжеский престол Дмитрию Тверскому. В битве за возвращение себе ярлыка Юрий был убит в 1325 г. После смерти Дмитрия в 1326 г.

великим князем стал его брат Александр.

Совет

Иван Данилович, став московским князем, в первую очередь добился переноса кафедры митрополита в Москву. В это же время в Твери во время восстания был убит посол Золотой Орды Чол-хан со свитой. Когда стало известно об этом, Иван уезжает к Узбек-хану. Достоверно не известно, сделал он это по своей инициативе или по призыву.

Иван Данилович получил ярлык на великое княжение и войско в 50000 человек для похода на Тверское княжество. В этом походе он объединяется с суздальцами. Александр Тверской бежал сначала в Новгород, а потом в Псков.

В итоге Новгороду пришлось заплатить большую дань ордынцам, а Тверское княжество было сожжено и разграблено, а жителей Пскова митрополит отлучил от церкви. К 1328 г. великокняжеское правление было поделено между двумя князьями: Иваном Даниловичем и Александром Васильевичем Суздальским.

После смерти Александра, а далее его брата Константина Калита совершает путешествие в Орду для получения ярлыка. Свое влияние Иван Данилович усиливал и династическими браками дочерей на удельных князьях. На религиозной почве в 1331 г. возникает конфликт между Новгородом и Москвой.

Причиной конфликта стал отказ митрополита Феогноста от признания Арсения в качестве архиепископа новгородского. Он признал Василия. Иван затребовал у Новгорода повышенную дань, он получил отказ. Земли Новгорода подверглись вторжению, но в итоге был заключен мир. В 1336 г.

Иван заключает мир с Новгородом, в результате став князем новгородским. В 1339 г. по доносу Ивана Александр Тверской с сыном был казнен по распоряжению хана. В 1340 г. принял монашеский постриг под именем Ананий, но скоро умер. Наследником стал его сын Семен, прозванный Гордым.

В своей политике Иван 1 оставался достаточно гибким, но настойчивым. Он неоднократно ездил в Золотую Орду, чем заслужил доверие хана и обеспечил спокойствие и процветание на территории Московского княжества. Твердой рукой он пресекал недовольство народа тяжелыми налогами. За свою деятельность получил прозвище «Калита», что означает кошель, сумка для денег.

Обратите внимание

Но по другой версии, он постоянно при себе носил кошелек для раздачи милостыни бедным. В его правление были заложены Собор Спаса на Бору, Успенский собор, Архангельский собор, а также был отстроен Московский Кремль из дуба, но эти постройки до нашего времени не сохранились.

Одним из основных итогов его правления стало расширение сферы влияние Московского княжества благодаря династическим бракам и покупки земель.

Первый князь Москвы был младшим сыном Александра Невского. Московский удел был выделен ему согласно завещанию, после смерти отца в 1263 г. Даниилу было два года, и малолетнего князя опекал его дядя, князь Твери Ярослав Ярославович. Самостоятельное правление Даниила началось в 1276 г.

Первоначально московские земли имели небольшую площадь, ограниченную бассейном реки Москвы. В княжестве было три города – Москва, Звенигород, Радонеж. Князь Даниил, понимая значение торговли, обустроил Большую Ордынскую дорогу и торговые ряды возле Кремля. Московский Кремль был укреплен, в городе велось каменное строительство.

У князя была репутация миротворца. Он не раз успешно выступал посредником при конфликтах, значительную роль сыграл в прекратившем междоусобицы Дмитровском княжеском съезде. Но при этом он был успешен в военных делах. В 1300 г., отбив нападение дружины Рязани, он захватил Коломну, присоединив ее к своим землям. В 1302 г. площадь московских земель вновь увеличилась. Умер князь Иван Переяславский, приходившийся московскому князю племянником. Детей у него не было, поэтому он завещал свои земли дяде. Переяславское княжество стало значительным приобретением, увеличившим владения князя Даниила.

К концу княжения Даниила его земли увеличились более чем вдвое. Умер правитель в 1303 г. Русская православная церковь причислила его к лику святых, он стал одним из покровителей города. Преемником был назначен старший наследник Юрий.

К вопросу о завещании Василия III

Внук Александра Невского, получив от отца значительный надел, уже в первый год правления присоединил к нему захваченный Можайск. Московское княжество постепенно набирало политический вес, крепло и финансовое положение, в первую очередь благодаря торговле. Это позволило Юрию вступить в борьбу за право на великий Владимирский престол с тверскими князьями. Для укрепления своих позиций Юрий Московский в 1317 г. женился на сестре правителя Орды Кончаке, получившей после крещения имя Агафья. Борьба шла с переменным успехом. Юрий попытался захватить Тверь, но потерпел поражение. При этом Кончака попала в плен к тверскому князю Михаилу, где вскоре умерла. Юрий воспользовался этим, чтобы обвинить соперника в отравлении жены. В 1318 г. Михаил Тверской был казнен в Орде, а великокняжеский ярлык хан передал Юрию.

В 1322 г. Юрий Данилович был уличен в махинациях со сбором дани, и разгневанный хан передал право на великое княжество сыну казненного Михаила, князю Твери Дмитрию Грозные Очи. В 1325 г. приехавший в Орду за ханским прощением Юрий был убит Дмитрием Тверским. Ханский суд за убийство приговорил правителя Твери к казни, но право на великое княжение хан у Твери забирать не стал. Великим князем стал младший брат Дмитрия Александр.

У Юрия Даниловича был единственный наследник – младший брат, оставшийся в истории как Иван Калита (калита – кошель для денег). Умный, жестокий и амбициозный Иван I получил сильное княжество, но не собирался этим довольствоваться. За годы его правления были куплены обширные владения – Галич, Углич, Белоозеро (1328), присоединена часть ростовской территории.

Сын и преемник Ивана Калиты остался в истории под прозвищем Гордый из-за своего характера. С удельными князьями он был надменен, возражений не терпел, а за непокорство лишал уделов. Он продолжил политику отца:

  • поддерживал хорошие отношения с Ордой, что обеспечило ему сохранение ярлыка на великое княжение;
  • проводил уравновешенную внешнюю политику, избегая военных столкновений с приграничными землями.

Он сумел подчинить строптивый Новгород. Новгородские земли не вошли в состав Московского княжества, но наместников для них назначала Москва. В 1341 г. Семен Гордый присоединил Юрьев-Польский.

Второй сын Ивана Калиты занял московский престол после смерти от чумы Семена Гордого и его сыновей. Мор унес и младшего брата Андрея, оставив Ивана единственным претендентом. Прозвище Красный, т.е. «красивый», он получил за внешнюю привлекательность. Иван Красный продолжил политику отца и брата:

  • хорошие отношения с ордынской верхушкой, сохранившие за Москвой ярлык на великое княжение Владимирское;
  • проведение добрососедской политики в отношении приграничных земель.

Он княжил всего 6 лет, но успел присоединить Боровск и Верею. На его правление пришлось начало военных конфликтов с Великим княжеством Литовским.

Чума, пришедшая из Европы, едва не погубила род Ивана Калиты. Мор пощадил только его двоих внуков – первенца Ивана Красного Дмитрия и его двоюродного брата Владимира, сына Андрея Ивановича. Дмитрию в год смерти отца было всего 9 лет. Озлобленные на Калиту правители соседних княжеств вряд ли упустили бы случай уничтожить малолетних наследников. Детей спасло только вмешательство митрополита Алексия, ставшего их опекуном, и поддержка московской знати. Великокняжеский ярлык после смерти Ивана Красного выхлопотал для себя нижегородско-суздальский князь. Но благодаря заступничеству Алексия ярлык в 1362 г. вновь вернулся в Москву.

Митрополит Алексий был талантливым, незаурядным человеком, пользовавшимся уважением всей Руси. Под его мудрым руководством малолетний князь сумел стать одним из самых выдающихся в ряду московских правителей. Для его политики характерны:

  • Желание ослабить зависимость русской земли от Золотой Орды:
    • 1378 г. – битва на реке Воже, победа над направлявшимся на Москву войском мурзы Бегича;
    • 1380 г. – Куликовская битва. Полная победа союзных русских войск под командованием князя Дмитрия над сильной армией Мамая, в которую входили не только ордынцы, но и воины покоренных народов. Противники встретились на Куликовом поле, у места впадения реки Непрядвы в Дон. Отсюда и почетное прозвище полководца – Донской.
  • Конфликт с Литвой. Военные походы литовских завоевателей в 1368, 1370, 1372 гг. были успешно отражены.
  • Борьба за лидерство на Руси:
    • С Тверью за право на великое княжение, закончившееся в 1375 г. победой Дмитрия Донского над Михаилом Тверским. Князь Твери признал себя «младшим братом» и отказался от претензий на великое княжение;
    • С Рязанью по поводу спорных земель. В 1371 г. в схватке из-за спорных границ под Скорнищевом Дмитрий разгромил Олега Рязанского. Конфликт между князьями длился еще много лет. Примирение было достигнуто в 1387 г. и закреплено браком между дочерью Дмитрия и сыном Олега.

Дмитрий Донской завершил борьбу за владимирской престол, присоединив Владимирское княжество к своим владениям. В состав Московского княжества также вошли Белоозеро, Медынь (1371 г.), Дмитров, Владимир, Стародуб, Галич, Трубчевск (1374 г.), Кострома, Мещера (1385 г.). При нем в 1367 г. был выстроен белокаменный московский Кремль, Московское княжество поднялось на новый, недосягаемый для других земель уровень. Донской стал первым великим князем, передавшим этот титул наследнику без предварительного разрешения хана. Князь Дмитрий Донской скончался в 1389 г. Русская церковь причислила его к лику святых.

5 фактов о Великом князе Московском Юрии Дмитриевиче

Дмитрий Донской остался в российской истории талантливым полководцем. Его сын и наследник Василий I проявил себя не менее талантливым миротворцем. За 36 лет его княжения московская земля единственный раз подверглась нападению ордынцев, причем Москве удалось избежать разорения, откупившись данью. Князю приходилось принимать участие в военных действиях, но московские земли были избавлены как от войн с внешними врагами, так и от междоусобиц.

Осторожный и предусмотрительный политик, Василий I поддерживал благосклонное отношение Золотой Орды к Московскому княжеству. Это позволило ему добавить к свои владениям Нижегородское (1392 г.) и Муромское (1393 г.) княжества, а также земли Коми по реке Вычегда. Тем самым он продолжил политику деда и отца по укреплению Москвы. При этом он первым из русских князей перестал выплачивать дань, искусно использовав момент передела власти в Орде.

Политическое положение Москвы упрочил брак Василия I с литовской княжной Софьей Витовтовной, единственной дочерью великого князя Литвы Витовта. Он был обручен с ней еще подростком, свадьба состоялась в 1391 г. Установление династических отношений должно было улучшить отношения между Москвой и Литвой, но властолюбивый Витовт планировал забрать престол своего зятя в свое владение. Князь Василий I, избегая обострения конфликта, шел на территориальные уступки – например, не стал оспаривать захват Витовтом Смоленска, и не препятствовал его нападению на Рязань. Возможно, это было необходимо для сохранения поддержки Литвы против ордынцев. Но претензии Витовта на Псков, Новгород и другие земли все же вынудили князя дать тестю отпор, выйдя ему навстречу со своим войском. В итоге в 1408 г. был заключен мирный договор, определивший границы литовских и московских земель.

2

Речь идет о г. Галиче на Днестре, не путать с Галичем в Кос¬тромской области.

21

Мифтахов 3.3. Курс лекций по истории татарского народа (1225-1552 гг.). С. 93-94.

22

Текст повести приведен в переводе с древнерусского язы¬ка, сделанным Д.С. Лихачевым. Однако Лихачев ошибся, именуя рязанского князя Юрием Игоревичем Ингоревичем. На самом деле Юрий Игоревич был сыном рязанского князя Игоря Глебо¬вича и братом князя Ингваря Игоревича, умершего около 1222 г.

23

Воинские повести древней Руси. Л.: Лениздат, 1985. С. 106-107.

24

Там же. С. 108.

219

По крайней мере, официально. Многие литовцы, хотя и крестились, в душе оставались язычниками.

220

Горский А.А. Москва и Орда. С. 119.

221

Полный свод русских летописей. Т. 15. Вып. 2. Стб. 157.

222

3-й сын великого князя нижегородского Константина Ва¬сильевича.

223

Для удобства читателя я буду впредь так именовать мос¬ковских правителей.

224

Соловьев СМ. История России с древнейших времен. Кн. II. С. 354.

225

Мифтахов 3.3. Курс лекций по истории татарского народа (1225-1552 гг.). С. 286-287.

226

Идегей: татарский народный эпос. Казань, 1990. С. 162.

227

Соловьев СМ. История России с древнейших времен. Кн. II. С. 370-371.

228

Петр Дмитровский, пятый сын Дмитрия Донского. Ро¬дился в 1385 г., умер в 1428 г. К этому времени умерли и все его дети, так что потомства он не оставил.

229

Село Лысково в XIX веке относилось к Макарьевскому уез¬ду Нижегородской губернии.

230

Мифтахов 3.3. Курс лекций по истории татарского народа (1225-1552 гг.). С. 292.

231

Соловьев СМ. История России с древнейших времен. Кн. II. С. 355-356.

232

Там же. С. 356.

233

Киевские князья были «подрчниками» Великого княже¬ства Московского.

234

Иловайский Д.И. Собиратели Руси. М.: Чарли, 1996. С. 163.

235

Морозова Л.Е. Затворницы. М.: АСТ-пресс книга, 2002. С. 84.

236

Города Руса, Ладога, Орехов, Копорье, Торжок. Городец и другие.

237

По одной версии, он уходит в монастырь в Молдавии и становится схимником Гавриилом.

238

Горский А.А. Москва и Орда. С. 138-139.

239

Там же. С. 141.

240

Многие историки пишут: «Василий II заключил соглаше¬ние…, Василий II двинул войска…» и т. д., но насколько нелепо это по отношению к 10-летнему ребенку.

241

Зимин А.А. Витязь на распутье. С. 33.

242

Мифтахов 3.3. Курс лекций по истории татарского на¬рода (1225-1552 гг.). С. 315.

243

Улу-Мухаммед действительно владел лишь Западной час¬тью Золотой Орды.

244

Цит. по: Зимин А.А. Витязь на распутье. С. 57.

245

Там же. С. 68.

246

Борисов Н.С. Иван III. М.: Молодая гвардия, 2003. С. 48.

247

Цит. по Зимин А.А. Витязь на распутье. С. 66.

248

Эта цифра приведена в хронике Быховца, что, видимо, пре¬увеличение.

Завещание Ивана III отражает заключительный этап объединения русских земель вокруг Москвы. Духовная грамота, написанная великим князем между мартом и 16 июня 1504 г., как и другие юридические документы той эпохи, отражает усиление великокняжеской власти. Иван III, помня о печальных последствиях завещания Дмитрия Донского, ставшего причиной жестокой междоусобной войны 1425–1452 гг., в которой пострадал его отец, князь Василий II Темный, окончательно отказывается от принципа передачи наследства по старшинству и утверждает правило майората — наследственное право на великое княжение передается только старшему сыну и, в дальнейшем, его детям. Политические права старшего сына подкрепляются его экономическим могуществом, по сравнению с младшими братьями: подавляющее число городов, с которых князья взымают подати, — 66 — передается старшему сыну Василию, а всем остальным четырем сыновьям вместе остаются лишь 30 городов, причем в случае выморочности эти уделы переходят к Василию III. Многие положения завещания служат централизации Русского государства: отныне тамгу имеет право взимать лишь великий князь, удельные князья лишаются возможности чеканить свою монету.

ПУБЛИКАЦИИ

Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв. М.:Л., 1950. № 89. С. 353–364.

Хрестоматия по истории России с древнейших времен до 1618 г.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А.Г. Кузьмина, С.В. Перевезенцева. М., 2004. С. 442–444.

ЛИТЕРАТУРА

Борисов Н.С. Иван III. М., 2000.

Зимин А.А. Россия на рубеже XV–XVI столетий (Очерки социально-политической истории). М., 1982.

Кучкин В.А. Происхождение русского двуглавого орла. М., 1999.

Лаушкин А.В. К вопросу о формировании великокняжеского титула во второй половине XV в. // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 1995. №6.

Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI–XVII вв. М., 1978.

ТЕКСТ1)

Во имя Святыя и Жывоначялныя Троица, Отца и Сына и Святаго Духа, и по благословению отца нашего Симона, митрополита всеа Русии се яз, многогрешныи и худыи раб Божии Иван, при своем жывоте, в своем смыдсе, пишу сию грамоту душевную. Даю ряд своим сыном, сыну своему Василью2) и меншим своим детем, Юрью3), Дмитрею4), Семену5), Андрею6).

Приказываю детеи своих менших, Юрья з братьею, сыну своему Василью, а их брату стареишему. А вы, дети мои, Юрьи, Дмитреи, Семен, Андреи, дръжыте моего сына Василья, а своего брата стареишаго, в мое место, своего отца, и слушаите его во всем. А ты, сын мои Василеи, дръжы свою братью молодшую, Юрья з братьею, во чти, без обиды.

Благословлляю сына своего стареишаго Василья своею отчиною, великими княжествы7), чем мя благословил отец мои, и что ми дал Бог. А даю ему город Москву с волостьми, и с путми, и з станы, и з селы, и з дворы з городцкими со всеми, и з слободами, и с тамъгою, и с пудом, и с померным, и с торги, и с лавъками, и з дворы з гостиными, и со всеми пошлинами, и з Добрятинским селом, и з бортью, и с Василцовым стом, да числяки и ординцы8). А мои дети, Юрьи, Дмитреи, Семен, Андреи, у моего сына у Василья, а у своего брата у стареишаго, в числяки и в ординцы не въступаются, и не обидят их ничем.

Да ему же даю селцо Семчинское, и з дворы з городцкими, и з Самъсоновым лугом, да село Воробьево, и с Володимеровским, и з Семеновским, и с Воронцовским, и с Кадашлвым, и з деревнями, как было при мне. Да ему ж даю селцо Воронцовское на Яузе, где мои двор, и з дворы з городцкими со всеми по обе стороны Яузы, и с мелницами, как было при мне, да монастырь Лыщыково и з дворы, да Ильинскую слободку9), со всем, по тому, как есми выменил у Андронникова монастыря.

А сын мои Василеи дръжыт на Москве большего своего наместника по старине и как было при мне, а другого своего наместника дръжыт на Москве на княж Володимеровскои трети Андреевича, что дана была братие моеи, Юрью да Андрею10).

Летописание Москвы началось ближе ко второй половине XIV века, поэтому все данные о первых правителях города и Московского княжества можно было обнаружить только в немосковских источниках. Также момент возникновения самой Москвы не имел каких-либо точных исторических сведений, что, в свою очередь, породило немало загадок и домыслов.

По преданию, в XII столетии на месте Москвы были раскинуты селенья и угодья, принадлежащие некоему боярину Стефану Кучко, который однажды имел неосторожность нагрубить Юрию Долгорукому, за что и поплатился. Эта легенда была записана в более поздних летописях, и несомненно то, что она вполне могла отразить какие-то события реальности. Любопытно отметить, что Москва в древности иногда именовалась «Кучковым». Также в пользу этого факта говорит и наличие в северо-центральной части столицы Кучкова поля.

Первые письменные упоминания о Москве относятся к 1147 году, где она фигурирует как усадьба Юрия Долгорукого. Во второй половине XII века она все больше отмечалась как поселение-крепость (территория современного Кремля), расположенная на границе Суздальско-Владимирского княжения, где сходились пределы четырех княжеств. В верховьях Москвы-реки находился Можайск – волость смоленских князей, с юга примыкал удел черниговских князей – Лопасня, а вблизи нее был размещен рязанский форпост – Коломна. Такое пограничное положение постепенно сформировало из Москвы важный стратегический городок, который положил начало образованию Московского княжества.

Взросление Москвы происходило в обстановке постоянных межкняжеских усобиц, в которые ее не раз вовлекали. Так, однажды она была предана огню рязанским князем Глебом (1177) за оказанную поддержку Мономаховичам. В тот период молодой город находился под управлением посадников владимирских князей.

Первым правителем Москвы, зафиксированным в источниках, является Владимир Всеволодович (1194-1228), сын владимирского князя Всеволода III Большое Гнездо. Далее упоминается Владимир Юрьевич (1218-1238), при нем во Владимирскую волость вторглись монголы. Москва была также захвачена ордами Батыя, но при этом она оставалась наиболее безопасным краем Владимиро-Суздальского княжества, куда стали стекаться беженцы с восточной окраины.

Это обстоятельство параллельно с непрекращающимся дроблением территорий содействовало росту Москвы и появлению в ней сильного князя – Михаила Ярославовича Хоробрита (1246), брата Александра Невского. Однако его правление оказалось недолгим: он пал при битве с литовцами, прорвавшимися к реке Протве. После гибели Хоробрита, по некоторым источникам, Московским княжеством владел его сын Борис (с дозволения Александра Невского). Сведения о его правлении в летописях отсутствуют, только известно, что, не достигнув зрелого возраста, он скончался к 1263 году.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]