Конвенция о системе регистрации завещаний

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Конвенция о системе регистрации завещаний». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Кто мы
  • Права человека
  • Демократия
  • Верховенство права
  • Европейская конвенция о правах человека
  • Трудоустройство и стажировки
  • Посещение Совета Европы

Конвенция о внедрении системы регистрации завещаний

  • Лента новостей
  • Видеоканал «Права человека»
  • Фотогалереи
  • Книжный интернет-магазин
  • Бесплатные публикации
  • Информационные кампании
  • Архивы
  • Архив веб-страниц
  • Ассоциация сотрудников
  • Административный суд
  • Доступность веб-сайта
  • Карта веб-сайта
  • Схема проезда

Для целей настоящей Конвенции:

а) термин «запускающее государство» означает:

i) государство, которое осуществляет или организует запуск космического объекта;

ii) государство, с территории или установок которого осуществляется запуск космического объекта;

b) термин «космический объект» включает составные части космического объекта, а также средство его доставки и его части;

с) термин «государство регистрации» означает запускающее государство, в регистр которого занесен космический объект в соответствии со статьей II.

1. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций ведет Реестр, в который заносится информация, представляемая в соответствии со статьей IV.

2. К содержащейся в этом Реестре информации обеспечивается полный и открытый доступ.

1. Каждое государство регистрации представляет Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций в ближайший практически осуществимый срок следующую информацию о каждом космическом объекте, занесенном в его регистр:

а) название запускающего государства или запускающих государств;

b) соответствующее обозначение космического объекта или его регистрационный номер;

c) дату и территорию или место запуска;

d) основные параметры орбиты, включая:

i) период обращения,

ii) наклонение,

iii) апогей,

iv) перигей;

е) общее назначение космического объекта.

2. Каждое государство регистрации может время от времени передавать Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций дополнительную информацию относительно космического объекта, занесенного в его регистр.

3. Каждое государство регистрации уведомляет Генерального секретаря Организации Объединенных Наций в максимально возможной степени и в ближайший практически осуществимый срок о космических объектах, относительно которых оно ранее представило информацию и которые, будучи выведенными на орбиту вокруг Земли, больше не находятся на этой орбите.

Когда на космический объект, запускаемый на орбиту вокруг Земли или дальше в космическое пространство, нанесены упоминаемые в пункте 1 b статьи IV обозначение или регистрационный номер или и то и другое, государство регистрации уведомляет Генерального секретаря об этом факте при представлении информации о космическом объекте в соответствии со статьей IV. В этом случае Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций заносит это уведомление в Реестр.

Если применение положений настоящей Конвенции не позволило государству-участнику опознать космический объект, который причинил ущерб ему или любому его физическому или юридическому лицу, либо который может иметь опасный или вредоносный характер, другие государства-участники, включая, в частности, государства, располагающие средствами наблюдения за космическими объектами и их сопровождения, отвечают в максимально возможной степени на поступающую от этого государства-участника или представленную от его имени через Генерального секретаря просьбу о помощи в идентификации объекта, оказываемой на справедливых и разумных условиях. Государство-участник, обращающееся с такой просьбой, представляет в максимально возможной степени информацию о времени, характере и обстоятельствах событий, послуживших основанием для этой просьбы. Условия оказания такой помощи являются предметом соглашения между заинтересованными сторонами.

1. В настоящей Конвенции, за исключением статей VIII–XII, ссылки на государства рассматриваются как относящиеся также к любой международной межправительственной организации, которая осуществляет космическую деятельность, если эта организация заявляет, что она принимает на себя права и обязанности, предусмотренные настоящей Конвенцией, и если большинство государств — членов этой организации являются государствами — участниками настоящей Конвенции и Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела.

2. Государства — члены любой такой организации, являющиеся участниками настоящей Конвенции, принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы эта организация сделала заявление в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Международно-правовое регулирование наследственных отношений

1. Настоящая Конвенция открыта для подписания всеми государствами в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. Любое государство, которое не подпишет настоящей Конвенции до вступления ее в силу в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, может присоединиться к ней в любое время.

2. Настоящая Конвенция подлежит ратификации государствами, подписавшими ее. Ратификационные грамоты и документы о присоединении должны быть сданы на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Нации.

3. Настоящая Конвенция вступает в силу между государствами, сдавшими на хранение ратификационные грамоты, после сдачи на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций пятой ратификационной грамоты.

4. Для государств, ратификационные грамоты или документы о присоединении которых будут сданы на хранение после вступления в силу настоящей Конвенции, она вступает в силу в день сдачи на хранение их ратификационных грамот или документов о присоединении.

5. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций незамедлительно уведомляет все подписавшие и присоединившиеся государства о дате каждого подписания, о дате сдачи на хранение каждой ратификационной грамоты и документа о присоединении, о дате вступления в силу настоящей Конвенции, а также о других уведомлениях.

Любое государство — участник настоящей Конвенции может предлагать поправки к Конвенции. Поправки вступают в силу для каждого государства — участника Конвенции, принимающего эти поправки, после принятия их большинством государств — участников Конвенции, а впоследствии для каждого оставшегося государства — участника Конвенции в день принятия им этих поправок.

1. Число наследственных дел с иностранным элементом во второй половине XX в. все время увеличивалось, что явилось косвенным последствием миграции населения во всем мире в конце XIX и начале XX в. Так, из Европы в период 1901 — 1910 гг. выехало 12 377 тыс., а в период 1911 — 1920 гг. — 8852 тыс. человек. Во второй половине XX в. эти процессы еще более усилились, в том числе и в связи с распадом Советского Союза.

Переселенцы часто связаны родственными отношениями с отдельными гражданами страны своего происхождения, что и служит основой для возникновения дел о наследовании. Таким образом, наследственные дела с иностранным элементом — это неизбежное следствие перемещения населения.

1. Под статутом наследования обычно понимается определяемое на основании коллизионной нормы право (закон страны), которое подлежит применению ко всей совокупности наследственных отношений, осложненных иностранным элементом, или, по крайней мере, к основной их части (А.Л. Маковский).

Статут наследования определяет решение как общих вопросов — об основаниях перехода имущества по наследству (закон, завещание, наследственный договор, дарение на случай смерти и др.), о составе наследства (видах имущества, которое можно наследовать), условиях (времени и месте) открытия наследства, круге лиц, которые могут быть наследниками (включая решение вопроса о «недостойных» наследниках), так и специальных вопросов, касающихся наследования по определенным основаниям, — непосредственно на основании закона (по закону), по завещанию, в порядке наследственного договора и т.д. Этим статутом определяются как общие правила о наследовании любого имущества, так и специальные правила о наследовании отдельных видов имущества — земли, банковских вкладов, исключительных прав и др. В коллизионном праве большинства стран единственным, или основным, статутом наследования является личный закон наследодателя — закон страны его гражданства, или домицилия.

Так, согласно действующему законодательству Германии (ст. 25 Вводного закона к ГГУ) к наследованию применяется право государства, гражданином которого является наследодатель в момент своей смерти (п. 1 ст. 25), однако для недвижимого имущества, находящегося внутри страны, наследодатель в завещании может выбрать германское право (п. 2 ст. 25). В то же время в Германии в отношении наследственных дел принимается обратная отсылка и отсылка к третьему закону.

Для ряда государств исходным коллизионным принципом в области наследования является принцип домицилия, под которым обычно понимается постоянное место жительства наследодателя (Швейцария, Франция, Великобритания, США, другие страны англо-американской системы права).

Так, Закон Швейцарии о международном частном праве 1987 г. исходит из того, что к наследованию лица с последним местом жительства в Швейцарии должно применяться швейцарское право, а к наследованию лица, последним местом жительства которого было иностранное государство, должно применяться право, к которому отсылает коллизионное право государства последнего места жительства наследодателя (ст. ст. 90, 91).

В Великобритании и США проводится разграничение между наследованием недвижимого имущества и наследованием движимого имущества. К наследованию недвижимого имущества применяется закон места нахождения недвижимости, а к наследованию движимого имущества — закон последнего домицилия наследодателя, т.е. закон его местожительства.

При определении домицилия проводится различие между домицилием происхождения или домицилием по месту рождения (domicil of origin) и домицилием, приобретенным или избранным (domicil of choice). Приведем пример.

Великая русская балерина Анна Павлова родилась в России, но прожила более 15 лет в Великобритании. После ее смерти в Лондоне возникло дело о наследстве. Британские власти рассматривали наследодательницу как домицилированную в СССР, хотя после 1917 г. она ни разу в СССР не приезжала.

Суд исходил из презумпции в пользу домицилия по месту рождения и считал, что нет доказательств в пользу приобретения А. Павловой нового домицилия.

Согласно правилам Гражданского кодекса Франции, находящаяся в стране недвижимость подчинена французскому закону, т.е. закону страны места ее нахождения. Что же касается движимого имущества, то в отношении него в судебной практике применяется обычно личный закон наследодателя, под которым понимается закон домицилия.

Великий русский певец Федор Шаляпин умер в 1938 г. во Франции, будучи советским гражданином. После его смерти остались пять детей от первого брака и трое внебрачных детей, мать которых впоследствии стала его второй женой.

В состав наследства Ф. Шаляпина входили, в частности, земельные участки во Франции. В 1935 г. он составил завещание, согласно которому 1/4 имущества наследовала его жена, а каждый из восьми детей — по 3/32.

Апелляционный суд в Париже исходил из того, что по советскому законодательству, действовавшему в 1938 г., наследодатель мог распределить наследство между детьми в равной степени. Однако в отношении земельных участков должно было применяться французское право, по которому дети, рожденные вне брака, не могли быть наследниками ни по закону, ни по завещанию.

В КНР в отношении движимого имущества должно применяться право места жительства наследодателя на момент его смерти, а в отношении недвижимого имущества — право места нахождения недвижимого имущества (ст. 149 Общих положений гражданского права КНР 1986 г.).

Если статут наследования определяет регулирование всей совокупности наследственных отношений гражданско-правового характера, имеет место единство статута. Чаще, однако, из единого статута делаются изъятия относительно наследования определенных объектов. Иногда эти исключения бывают настолько существенны, что позволяют, как отмечал А.Л. Маковский, говорить о двойственности статутов наследования в праве одного государства.

Рада ратифицировала Конвенцию о системе регистрации завещаний

Имущество, которое остается после смерти лица при отсутствии наследников, называется выморочным. Оно признается таковым, если у умершего гражданина нет наследников по закону и по каким-либо причинам не было составлено завещание или завещание составлено, но оно было признано недействительным.

Согласно п. 2 ст. 1151 ГК РФ выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. В некоторых странах, в частности в США, Франции, Австрии, существует другой подход: государство получает это имущество по так называемому праву оккупации, т.е., поскольку это имущество является бесхозным, оно должно перейти к государству.

Различия в обосновании права государства на выморочное имущество имеют существенное практическое значение. Представим себе, что российский гражданин умер за границей и у него нет никаких наследников. Если считать, что имущество должно перейти к государству как к наследнику, то оно должно перейти к российскому государству. Если же считать, что это имущество должно перейти по праву оккупации, то оно должно перейти к тому государству, на территории которого этот гражданин умер или осталось его имущество.

Вопрос о судьбе выморочного имущества решается в договорах о правовой помощи, заключенных с рядом государств. Согласно этим договорам выморочное движимое имущество передается государству, гражданином которого к моменту смерти являлся наследодатель, а выморочное недвижимое имущество переходит в собственность государства, на территории которого оно находится.

Согласно договорам РФ с Грузией (ст. 43) и рядом других стран — участниц СНГ, а также с Латвией, Литвой, Эстонией, Польшей и другими странами движимое имущество передается в собственность государства гражданства наследодателя, если по законодательству сторон, заключивших договор, наследственное имущество как выморочное (наследуемое государством по закону) переходит в собственность государства.

Минская конвенция 1993 г. (ст. 46) и Кишиневская конвенция 2002 г. (ст. 49) предусматривают следующее правило: если по законодательству страны, подлежащему применению при наследовании, наследником является государство, то движимое наследственное имущество переходит государству, гражданином которого является наследодатель в момент смерти, а недвижимое наследственное имущество переходит государству, на территории которого оно находится.

Применительно к российскому праву следует отметить, что значительное расширение круга наследников по закону, предусмотренное третьей частью ГК РФ (введение семи очередей наследников по закону вместо двух по ранее действовавшим Основам 1991 г.), приведет к сокращению случаев возникновения выморочного имущества.

1. За границей могут возникать отношения по наследованию после смерти гражданина РФ в иностранном государстве, когда наследодателем был российский гражданин. Во всех случаях наследование с иностранным элементом будет определяться правом, подлежащим применению либо в силу коллизионных норм внутреннего законодательства того или иного государства (см. § 1 настоящей главы), либо в силу правил международного соглашения.

Положение о Консульском учреждении РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 5 ноября 1998 г., в числе основных задач консульских учреждений предусматривает осуществление в пределах своей компетенции функций в отношении наследства (наследственных прав российских граждан) с соблюдением законодательства государства пребывания.

Консул принимает меры к охране оставшегося после смерти российского гражданина его заграничного имущества. Последующие действия консула в отношении наследственной массы такого имущества определяются соответствующим соглашением РФ с государством пребывания консула или практикой, установившейся во взаимоотношениях РФ с этой страной. Если вся наследственная масса или часть ее в соответствии с соглашением или установившейся практикой передаются консулу, с тем чтобы он поступил с ней согласно законам его страны, то при распоряжении имуществом он руководствуется действующим российским законодательством. Консульские конвенции, заключенные с другими странами, предусматривают обычно, что консул должен уведомляться о смерти гражданина своей страны. Тогда же ему и сообщают сведения о наследственном имуществе. В случае смерти гражданина на территории консульского округа, если он находился там временно, консулу передаются деньги и вещи, которые умерший имел при себе.

Согласно Консульской конвенции, заключенной с КНР, в случае смерти гражданина представляемого государства, временно находящегося в государстве пребывания, а также если у умершего отсутствуют родственники или его представители в государстве пребывания и к тому же оставленные умершим вещи не связаны с обязательствами, которые он взял на себя во время нахождения в государстве пребывания, консул имеет право получать, сохранять и передавать по назначению эти вещи.

Консульская конвенция, заключенная с США, предусматривает, в частности, что консул имеет право принимать временную опеку над собственностью, оставленной умершим гражданином представляемого государства, если умерший не оставил ни наследника, ни исполнителя завещания, при условии, что такая временная опека должна быть передана должным образом назначенному администратору (ст. 10).

Соответствующие положения о компетентности по делам о наследовании содержатся и в договорах о правовой помощи. Так, в Договоре с Польшей предусмотрены следующие правила:

  1. по вопросам наследования движимого имущества компетентны органы договаривающейся стороны, гражданином которой был наследодатель в момент смерти (ст. 42);
  2. по вопросам наследования недвижимого имущества компетентны органы договаривающейся стороны, на территории которой это имущество находится (ст. 42);
  3. если все движимое имущество, оставшееся после смерти гражданина одной договаривающейся стороны, находится на территории другой договаривающейся стороны, то по ходатайству наследника, если с этим согласны все известные наследники, производство по делу о наследовании ведет орган этой договаривающейся стороны (ст. 42);
  4. завещание вскрывает (оглашает) орган договаривающейся стороны, на территории которой находится завещание. Копия завещания и протокола о вскрытии (оглашении) завещания пересылается органу, компетентному вести дело о наследовании (ст. 43).

Если консулу станет известно об открывшемся наследстве в пользу проживающих в России российских граждан, то он незамедлительно сообщает все известные ему сведения о наследстве и возможных наследниках в Министерство иностранных дел РФ. Согласно ряду консульских конвенций, заключенных с другими странами, компетентные власти государства пребывания должны извещать консула об открытии наследства в государстве его пребывания, когда наследником является гражданин представляемого государства. На практике в этих случаях часто возникает необходимость незамедлительно принять меры по охране наследственных прав. В этом отношении важную роль могут сыграть действия российского консула, который в соответствии с положениями ряда консульских конвенций, заключенных Россией, может представлять интересы российских граждан. Так, консульские конвенции, заключенные с Великобританией и Швецией, предусматривают, что в случае, если не находящийся в государстве пребывания консула гражданин представляемого государства имеет право или претендует на долю в имуществе, оставшемся в государстве пребывания после смерти лица любого государства, консул имеет право представлять интересы такого гражданина.

1. Действующее российское законодательство (разд. V части третьей ГК РФ) устанавливает порядок принятия наследства, которое, как правило, осуществляется путем подачи заявления нотариусу по месту открытия наследства. Свидетельство о праве на наследство так же, как правило, выдается по месту открытия наследства нотариусом. Им же принимаются меры по охране наследства и управлению им. Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства. По заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства, суд может восстановить этот срок.

В судебной практике срок для принятия наследства иностранцами продлевался на тех же общих основаниях, что и для российских граждан, а не в силу постоянного проживания наследника за границей или самого факта иностранного гражданства наследника.

Специальные постановления об исчислении срока для принятия наследства содержатся в договорах о правовой помощи с Болгарией и Венгрией. Как предусматривается в этих договорах, в тех случаях, когда наследодатели являлись гражданами соответствующих договаривающихся государств и умерли на территории другого государства, срок для принятия наследства будет исчисляться со дня уведомления дипломатического или консульского представителя о смерти наследодателя.

2. Большое практическое значение имеет определение того, к компетенции органов какой страны входит производство по делам о наследовании.

Обычно в договорах о правовой помощи предусматривается, что производство дел о наследовании движимого имущества ведут учреждения юстиции страны, на территории которой наследодатель имел последнее постоянное место жительства, а производство дел о наследовании недвижимого имущества — учреждения юстиции страны, на территории которой оно находится.

Постоянно проживающий в Иван-городе (Ленинградская область) гражданин России К. работал водителем на предприятии в Нарве (Эстония). Его жена, гражданка Эстонии, проживала вместе с ним. Она родилась в 1930 г. в эстонской деревне, в семье старообрядцев.

К. погиб при аварии в 1997 г., после его смерти остались сын (проживает в Нарве), дочь (проживает в Иван-городе) и брат (проживает в Таллине). Завещание составлено не было. После смерти К. возникли разногласия по поводу имущества умершего. В Иван-городе он имел жилой дом и автомашину, в Усть-Нарве (Эстония) — летний домик и каменный гараж, а также вклад в эстонском банке (в Нарве).

В соответствии со ст. 45 Договора между Россией и Эстонией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 5 августа 1994 г., вступившего в силу 19 марта 1995 г., производство по делам о наследовании движимого имущества ведут учреждения договаривающейся стороны, на территории которой наследодатель имел последнее постоянное место жительства, а производство по делам о наследовании недвижимого имущества — учреждения той стороны, на территории которой находится это имущество. В Договоре предусмотрено, что эти положения применяются соответственно и к спорам по делам о наследовании. В договоре с Эстонией, как и в некоторых других договорах, имеется и особое правило о распределении компетенции, согласно которому в случае, если все движимое наследственное имущество находится на территории государства, где наследодатель не имел последнего постоянного местожительства, то по заявлению наследника, если с этим согласны все наследники, производство по делу о наследовании ведут учреждения этого государства.

3. Практика по наследственным делам наглядно показывает, какие трудности могут быть на пути наследников, стремящихся получить наследственное имущество за пределами своей страны. Необходим сбор соответствующих документов, доказательств. Существенное значение играет фактор времени. Об этом свидетельствует дело о наследстве гетмана Полуботки.

Как сообщили в Министерства юстиции, соответствующее постановление было принято сегодня, 11 мая, на заседании Кабинета министров.

Постановление было разработано в связи с ратификацией Украиной указанной Конвенции и предусматривает введение в стране государственной регистрации завещаний и наследственных договоров в Наследственном реестре.

Наследственный реестр будет представлять собой электронную базу данных, которая будет содержать сведения о завещаниях, наследственных договорах, а также наследственные дела и выданные свидетельства о праве на наследство.

Предусмотренная система регистрации позволит сократить риск, что завещание останется неизвестным или будет найдено с опозданием, а также с целью обнаружения завещания после смерти завещателя. Кроме того, указанная система регистрации завещаний будет способствовать более быстрому поиску завещаний, заверенных в других странах — участницах Конвенции о введении системы регистрации завещаний.

Держателем Наследственного реестра определено Министерство юстиции.

Постановлением Кабмина определена процедура государственной регистрации в Наследственном реестре завещаний и наследственных договоров, заверенных в Украине, как до, так и после введения указанного реестра.

В Реестре также будут содержаться данные о завещаниях и наследственных договорах, заверенных и зарегистрированных в иностранных государствах — участницах Конвенции о введении системы регистрации завещаний.

В связи с введением государственной регистрации завещаний и наследственных договоров Кабинет министров поручил Министерству юстиции организовать регистрацию в иностранных государствах — участницах Конвенции завещаний, которые зарегистрированы в Украине.

Кроме того, Минюст должен обеспечить в соответствии с Конвенцией предоставление необходимой информации на запросы иностранных государств.

Напомним, что Конвенция о введении системы регистрации завещаний была ратифицирована Украиной 10 июля 2010 года. Международное соглашение предусматривает создание государствами – участницами системы регистрации завещаний для содействия после смерти завещателя обнаружению существования завещания.

На сегодняшний день Конвенция подписана государствами — членами Совета Европы: Бельгией, Эстонией, Испанией, Италией, Кипром, Литвой, Люксембургом, Нидерландами, Португалией, Турцией, Францией.

1. Термин «нотариат» является производным от термина «нотариус» (лат. — «писарь, секретарь»), который означает «служебное лицо, которое удостоверяет и оформляет различные юридические акты, как договоры, завещания и доверенности». Нотариат является отдельным органом в системе юстиции Украины, который осуществляет свою деятельность в процессуальной форме, имеет свою специфическую структуру и задачи. Закон Украины «О нотариате» 1993 г. определяет нотариат в Украине как систему органов и должностных лиц, на которых возложена обязанность удостоверять права, а также факты, имеющие юридическое значение, и совершать другие нотариальные действия, предусмотренные Законом, с целью предоставления им юридической достоверности. Основной задачей нотариата является защита и охрана прав и законных интересов граждан и юридических лиц в приватноправовій сфере. За своими целями нотариате является близким к суду, поэтому нередко его называют органом превентивного (предупредительного) правосудия или органом бесспорной юрисдикции.

Конвенция о введении системы регистрации завещаний г. Базель, 16 мая 1972 года

20 апреля 2011 года вступает в силу Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с ратификацией Конвенции о внедрении системы регистрации завещаний».

Во-первых, этим Законом дополнены нормы ГК положениями о том, что все заверенные нотариусами (и иными, установленными законом должностными лицами) завещания, изменение и отмена завещаний, а также наследственные договоры подлежат обязательной регистрации в Наследственном реестре. Порядок регистрации устанавливается правительством.

Во-вторых, Закон «О нотариате» дополнен положением о том, что нотариусы обеспечивают регистрацию завещаний, изменения и отмены завещаний в Наследственном реестре в порядке, утвержденном Кабмином.

Кроме того, установлено, что информация о наличии завещания в виде извлечения из Наследственного реестра при жизни завещателя выдается только ему, однако после смерти может выдаваться (согласно изменениям, внесенным в часть 8 ст. 8 Закона «О нотариате») любому лицу, предъявившему документ о смерти завещателя (свидетельство о смерти, как правило).

Таким способом гарантируется право всех потенциальных наследников узнать о наличии завещания и о месте его хранения.

Как видно из названия Закона, он принят во исполнение положений Конвенции о внедрении системы регистрации завещаний (она вступила в силу для Украины 31 декабря 2010 года). Согласно Конвенции регистрации подлежат:

— заверенные завещания, предъявленные нотариусу, госоргану или какому-либо лицу, имеющему право их регистрировать, или иные завещания, переданные на хранение органу или лицу, уполномоченному принимать такие завещания на хранение, когда при приеме на хранение составляется официальный документ об этом;

— собственноручно составленные завещания, переданные на хранение нотариусу или уполномоченному лицу, имеющему право принимать их на хранение, когда официальный документ о приеме завещания на хранение не составляется.

Главной целью Конвенции названо стремление создать систему регистрации завещаний, позволяющую регистрировать завещание для уменьшения риска того, что оно останется неизвестным ли будет найдено с опозданием, а также для содействия выявлению завещания после смерти завещателя, в том числе и за границей.

Необходимо отметить, для Украины все описанные правоотношения не являются новыми. Еще 17 октября 2000 года было утверждено Положение о наследственном реестре. Причем завещания, изменения к ним, отмена завещаний, наследственные договоры согласно этому документу подлежат обязательной регистрации в этом Реестре, а порядок выдачи извлечений из Реестра такой же, как установлен во вступающем в силу Законе.

Таким образом, вступающий в силу Закон, во-первых, направлен на обеспечение положений Конвенции, а во-вторых, на законодательное закрепление правоотношений, давно регулируемых подзаконным нормативным актом.

Количество показов: 4064

Возврат к списку

В англосаксонской правовой системе не существует института «официального документа» как веского доказательства в судебных разбирательствах и административных процессах. В исследованиях письменных доказательств главное значение имеют свидетельские показания, используемые как средство доказывания. А вот нотариальная и прочая письменная документация не играет особой роли.

В государствах общего права юридические консультации предоставляют «свободные юридические профессии», прежде всего, адвокаты, которые не обязаны сохранять беспристрастность, а призваны представлять интересы своего клиента. Нотариус играет второстепенную, то есть не столь значительную роль, которая по сути сводится к освидетельствованию копий и подписей.

Англосаксонская правовая система характеризуется наличием notary public (публичного нотариуса – Соединенные Штаты Америки, Великобритания), наделенного полномочием (зачастую лишь временно) свидетельствовать простые процессы. Это могут быть лица без юридического образования, например, владелец аптечного магазина (drugstore), секретарь адвоката (secretary down stairs), парикмахер, продавец из табачного киоска и др.

Замечание 1

Нотариального удостоверения такого, как существует в государствах континентальной правовой семьи, здесь нет. Доверенность составляется в простой письменной форме (допустима также устная форма). Но участие юриста является обязательным условием: lawyer (США), notary public или solicitor (Англия).

Основной группой профессиональных юристов в Соединенных Штатах являются адвокаты. Они не выполняют публичные функции, а действуют как представители конкретной стороны. Нотариусы наделены только удостоверительными функциями. В Великобритании допустимо смешивание нотариальных с адвокатскими функциями (солиситор).

В Соединенных Штатах организация деятельности нотариусов и ее порядок подвластны законодательству штатов. Нотариальными функциями наделены 2 категории лиц:

  • нотариусы, назначаемые законодательными органами штата или высшими должностными лицами штата;
  • комиссионеры по вопросам определения факта.

В немецкой модели прослеживается небольшая активность нотариуса на любом из этапов нотариального производства. По сути, нотариус только разрабатывает документ и потом его удостоверяет. Нотариус не имеет важного значения при подготавливании нотариального действия, а именно, предоставлении консультаций и проведении переговоров, получении необходимой документации. Нотариат в России по своей структуре схож с немецкой моделью.

В правовой системе Германии имеется Федеральное положение о нотариате от 1961-го г.

Определение 1

В немецкой модели нотариус признается носителем публичной должности и органом предупредительного правосудия.

Профессия адвоката-нотариуса разнится с основной профессией нотариуса: для адвоката-нотариуса данная должность является побочной работой.

Типичными признаками статуса нотариуса в ФРГ является следующее:

  • нотариат выступает органом предупредительного правосудия. Официальная документация, заверенная нотариусом, обладает большой доказательной силой по сравнению с документами, подписанными частными лицами;
  • нотариус разрабатывает следующие виды документов: договор купли-продажи недвижимости, договор дарения, брачный договор, завещание и договор о наследстве, отчуждение долей в деле, продажа предприятий. В компетенцию нотариуса входит свидетельствование подлинности подписи и верности копий;
  • нотариус обладает правом выдачи подлежащих исполнению документов. Исполнение данного документа возможно без судебного вмешательства;
  • нотариус осуществляет государственные полномочия, в частности, он наделяется компетенцией, которая по действующему правовому порядку должна быть оформлена государством;
  • независимость и беспристрастность нотариуса;
  • обязанность хранить тайну: оглашение секретной информации в судебном процессе допускается только в случае, если все участники процедуры разрешают нотариусу открыть тайну;
  • нотариус несет ответственность в случае нарушения служебного долга, обязательно страхование гражданской ответственности всех нотариусов;
  • должность нотариуса доступна исключительно для немецких граждан, которые согласно Закону о судьях пригодны к должности судьи. Такие люди должны быть «полными» юристами.

В данной модели предусматривается инициативность нотариуса от момента обращения за его услугами заинтересованного лица. Нотариус вместе со своими помощниками берет на себя абсолютно все хлопоты клиента, начиная со сбора необходимой документации, проведения переговоров, составления документации и вплоть до регистрации нотариального акта в компетентных органах.

Определение 2

В французской модели нотариус – это лицо на государственной должности, наделенный правом удостоверения юридических актов.

Нотариус занимается оформлением сделок, которым необходимо придать аутентичную юридическую форму. Под аутентичностью французы подразумевают удостоверение нотариусом подлинности актов/соглашений. Аутентичный акт признается абсолютно достоверным в той части соглашения, которое он содержит. В французской системе гражданского оборота первостепенное значение отдается письменному доказательству нежели свидетельским показаниям, которые могут применяться, но их использование ограничено законом.

Совет европы конвенция о создании системы регистрации завещаний (ets n 77)

Большой авторитет имеется у Международного союза Латинского нотариата, основанного в 1948-м г. в качестве объединения нотариатов латинской модели. Он представляет собой международную неправительственную организацию, международную корпорацию национальных нотариатов. В 2005-м г. Союз был переименован в Международный союз нотариата (МСН).

Члены МСН – это нотариаты государств в целом, а также нотариаты административно-территориальных субъектов отдельных стран.

Пример 1

На сегодняшний день членами МСН являются 75 стран (вся континентальная Европа и Латинская Америка, Канада, многие государства в Азии и Африке – Буркина-Фасо, Марокко, Китай). Латинский нотариат действует в Соединенных Штатах (Флориде и Луизиане) и Великобритании (в Лондоне). Нотариат России (Федеральная нотариальная палата) принят в МСН в 1995-м г.

МСН выдвинул предложение придать нотариальным актам, обладающим непосредственной исполнительной силой, транснациональный характер и внести их в проект Конвенции о признании решений суда по гражданским и коммерческим делам. МСН также принял Кодекс нотариальной деонтологии в 1995-м г.

По инициативе МСН осуществляется разработка Общих принципов нотариальной этики. Главные принципы для системы латинского нотариата МСН утвердил в 1986-м г.:

  • нотариус осуществляет свою деятельность от имени государства, однако подчинен лишь закону;
  • функцией нотариата является государственное служение. Данное предназначение осуществляется независимым образом, без нахождения в иерархии государственных служащих;
  • нотариус предоставляет беспристрастную профессиональную юридическую помощь с соблюдением законности, равной справедливости и публичной достоверности частных актов;
  • акты нотариуса обладают особой доказательственной, а зачастую и исполнительной силой;
  • деятельность нотариуса входит в сферу бесспорной юрисдикции, при этом она способствует предупреждению споров и разногласий;
  • выступая советником, нотариус определяет подлинную волю участников, облекая ее в эталонно-профессиональный юридический акт;
  • нотариус входит в состав централизованной организации – нотариальной палаты, при этом количество должностей нотариусов квотируется;
  • нотариус в обязательном порядке несет имущественную ответственность за совершенные профессиональные ошибки;
  • нотариус обязательно должен страховать свои профессиональные риски;
  • нотариус работает не только по закону, но и в соответствии с нормами профессиональной этики.

К заповедям латинского нотариуса относятся следующие:

  • уважительно относись к своему министерству;
  • воздерживайся даже в случае, если малое сомнение делает неясными твои поступки;
  • воздавай должное Правде;
  • совершай осмотрительные действия;
  • изучай с пристрастием;
  • действуй по Чести;
  • руководствуйся принципами Справедливости;
  • следуй Закону;
  • работай по Достоинству;
  • помни свою главную миссию – недопущение споров между людьми.

Одной из проблем, которые разрабатываются в МСН, являются трудности взаимоотношений нотариуса и государства. В связи с этим МСН сформулированы следующие постулаты:

  1. Латинский нотариус в качестве особого субъекта права, который сочетает частные и публичные начала, выполняет налоговый и административный контроль от государственного имени. Деятельность нотариуса подчиняется таким принципам, как равенство, законность, справедливость, пропорциональность регулирующего воздействия, рациональность, своевременность, достоверность, определенность.
  2. Главным и естественным предназначением нотариуса является придание действительного, неоспоримого характера юридическим действиям субъектов-участников гражданского оборота, подготавливание безупречной правовой документации и предоставление советов каждому, кто в них нуждается.
  3. Незаменимость нотариусов при защите человеческих прав делает обязательным их участие в складывающихся социальных отношениях: соглашениях при участии частных и публичных субъектов, признаниях своей недееспособности, решениях об искусственном поддержании жизненных сил и уважении человеческого достоинства в момент смерти. Нотариус также участвует в обеспечении безопасности новых технологий и равного к ним доступа.
  4. В качестве носителя публичных полномочий, специально наделенного правительством на создание актов особенной юридической и доказательственной силы, нотариус гарантирует целостность удостоверяемого акта, его законную силу, эффективность и неизменность во временном периоде. Беспристрастность, независимость и недискриминация всегда должны восприниматься в качестве неотъемлемых и незаменимых ценностей нотариальной профессии.

МСН предложил ввести понятие европейского нотариуса.

Определение 4

Нотариус является беспристрастным специалистом, наделенным государством полномочиями для осуществления контроля за соблюдением интересов страны в юридических правоотношениях между частными лицами.

Определение 5

Нотариус является высококвалифицированным и бесстрастным юристом, который через удостоверяемый им акт обеспечивает юридическую безопасность всех заинтересованных участников. Его цель – предупредить появление конфликтов и ситуаций, идущих вразрез с законом. Он в соответствии с правовыми нормами государств сообщества и государственного зак��нодательства является компаньоном государства.

На Конференции нотариатов Европейского Союза в 1995-м году был принят Этический кодекс нотариусов Европы. Он выступает наглядным проявлением воли нотариусов, гарантирующих гражданам ЕС при оформлении прав и сделок, которые выходят за национальные границы, такую же правовую защищенность, что и внутри государства. Европейским комиссаром по вопросам личных свобод, безопасности и правосудия было заявлено, что нотариально удостоверенный акт – это средство, при помощи которого право получает полное обеспечение на свое осуществление. Задача ЕС – обеспечить повсеместное признание нотариально удостоверенных актов и облегчить их осуществление.

Этический кодекс нотариусов Европы дает определение некоторым понятиям сферы МЧП.

Определение 6

Под транснациональной операцией понимается любая операция со ссылкой на другую страну, например, в отношении места нахождения имущества, которое выступает предметом сделки, гражданства одной из сторон или ее места жительства/проведения нотариального удостоверения.

Определение 7

Нотариус страны пребывания либо национальный нотариус – это тот, кто обладает полномочиями совершать нотариальные действия по месту собственного нахождения согласно законодательству своего государства.

Определение 8

Нотариус страны происхождения либо иностранный нотариус – это нотариус другой страны, являющейся членом ЕС, отличающейся от той, в которой проводятся нотариальные действия.

В оформлении транснациональных операций нотариус полагается на нормы права государства происхождения, нормы права государства пребывания и нормы, закрепленные в настоящем Кодексе.

В 1950-м г. на 2-м конгрессе Международного союза Латинского нотариата предложили идею создания национальных реестров завещаний. Первую действующую систему регистрации завещаний создали в Квебеке в 1961-м г. Завещательный реестр действует при нотариальной палате. В Законе о нотариате определен порядок его ведения. С 1999-го г. начала действовать электронная система регистрации завещаний в реестре и система информационного поиска.

В Конвенции о создании системы регистрации завещаний (от 1972-го г.) установлен в правоотношениях между странами-участницами универсальный режим регистрации завещаний и обмена информацией. Конвенция была разработана и воплощена в рамках Совета Европы. Предусмотрено создание национальных систем, которые позволяют завещателю регистрировать завещание и не допустить ситуаций, когда о нем ничего не будет известно в другой стране (например, по месту нахождения наследственного имущества). В каждой стране действует орган, наделенный компетенцией передавать другим странам данные о записях в реестре завещаний, принимать и передавать запросы от органов, действующих в иных странах. Благодаря системе обмена информацией о завещаниях, основанное на национальных реестрах, облегчается регулирование наследования по завещанию на международном уровне.

Согласно ст. 1224 ГК отношения по наследованию определяются по праву страны, где наследодатель имел последнее место жительства, если иное не предусмотрено данной статьей. В отличие от данного общего порядка наследование недвижимого имущества определяется по праву страны, где находится это имущество, а наследование недвижимого имущества, которое внесено в государственный реестр в Российской Федерации, – по российскому праву.

Нотариальное производство по наследованию, в частности действия, связанные с охраной находящегося на территории РФ имущества, оставшегося после смерти иностранного гражданина, или имущества, причитающегося иностранному гражданину после смерти гражданина РФ, а также с выдачей свидетельства о праве на наследство в отношении такого имущества, осуществляется в соответствии с законодательством РФ (ст. 105 Основ законодательства РФ о нотариате). Это правило вполне логично, поскольку правила нотариального производства суть процедурно-процессуальные, и здесь тоже можно говорить по аналогии с принципом lex fori о законе мест совершения нотариального действия. Поскольку иностранные граждане имеют такой же статус, то наследование ими осуществляется по тем же самым правилам, например, о сроках. Иностранный гражданин также должен подать заявление о принятии наследства в течение шести месяцев со дня открытия наследства, а также доказать факт родственных отношений либо представить завещание. Иностранец должен подпадать под критерии родственных отношений, установленные в ГК России. Так, до недавнего времени круг наследников по закону в ст. 532 ГК РСФСР (ныне недействующей) был весьма ограничен, и иностранные граждане могли быть наследниками по закону только при условии, если они соответствовали критериям российского наследственного права, а не права своего государства. Например, в Казахстане племянники не являются наследниками по закону, в связи с чем в случае открытия наследства в Казахстане таким лицам отказывалось в признании наследственных прав[236]

Способность лица к составлению и отмене завещания, в том числе в отношении недвижимого имущества, а также форма такого завещания или акта его отмены определяются по праву страны, где завещатель имел место жительства в момент составления такого завещания или акта. Однако завещание или его отмена не могут быть признаны недействительными вследствие несоблюдения формы, если она удовлетворяет требованиям права места составления завещания или акта его отмены либо требованиям российского права (п. 2 ст. 1224 ГК). В таком же плане решен вопрос в ст. 47 Минской конвенции: способность лица к составлению и отмене завещания, а также форма завещания и его отмены определяются по праву той страны, где завещатель имел место жительства в момент составления акта. Однако завещание или его отмена не могут быть признаны недействительными вследствие несоблюдения формы, если последняя удовлетворяет требованиям права места его составления.

В целом порядок составления завещаний, требования к ним могут быть весьма различны, но в странах системы гражданского права в целом установлен нотариальный порядок их удостоверения[237], что совершенно оправданно. Такой порядок более гарантирует выявление воли наследодателя и снижает степень спорности отношений гражданского оборота.

Например, в ст. 970 ГК Франции закреплено правило об олографическом завещании, которое действительно при условии, если оно исключительно написано, подписано и датировано только от руки. Такое завещание не подчиняется какой-либо другой форме. Можно привести судебную практику Кассационного суда Франции на этот счет[238]. В частности, признавалось действительным олографическое завещание, написанное на обратной стороне страхового полиса; на чековой книжке; в тетради; на почтовой карточке; на стиральной машине; на обратной стороне конверта, содержащего другое олографическое завещание, и отменяющее его; написанное на раздельных листках, если между ними признается связь. Если завещание имеет две части, а дата и подпись содержится между ними, то была признана действительной первая часть. Завещание может быть написано печатными буквами, а также карандашом, так как закон не определяет ни предмет, ни инструмент, каким должно быть исполнено завещание. Поэтому завещание, написанное карандашом, было признано соответствующим ст. 970 ГК Франции.

Однако напечатанный документ не может рассматриваться как действительное олографическое завещание, даже несмотря на рукописную отметку завещателя на каждой странице завещания (подпись и дата, нумерация от руки). Было признано также недопустимым завещание, написанное от руки, но через копирку.

Как свидетельствует Л.П. Ануфриева, в Бельгии при толковании ст. 970 ГК иная судебная практика: ошибка в датировании олографического завещания не будет признана влияющей на его юридическую силу[239]. Поэтому соответствующим образом должна определяться действительность завещания при его предъявлении в другом государстве.

В ряде стран наследственное право весьма различно, но, поскольку в предмет данной работы входят преимущественно вопросы процессуально-процедурного права, отметим, например, что наследование недвижимости происходит по месту ее нахождения. Поэтому компетентным является нотариус места нахождения недвижимости. Такой порядок установлен ст. 1224 ГК России. Также согласно ст. 3 ГК Франции наследование недвижимости осуществляется согласно закону, действующему в месте нахождения недвижимости[240]. Отсюда могут возникать сложные коллизионные вопросы. Например, в Казахстане иностранные граждане не могут приобрести в частную собственность участки земли, предназначенные для ведения подсобного хозяйства, садоводства и личного строительства. Соответственно возникает вопрос о наследовании земельных участков после смерти граждан Казахстана наследниками, которые являются иностранцами[241].

Не во всех странах системы гражданского права решение вопросов наследования отнесено к компетенции нотариуса. Так, интересные полномочия могут осуществлять нотариусы в Австрии, выступая уполномоченными судов. Своеобразие наследственного процесса в Австрии заключается в том, что подтверждает наследственные права не нотариус, а суд, однако и в этом случае значительна роль нотариуса. В соответствии с Федеральным законом Австрии от 11 ноября 1970 г. «О деятельности нотариусов в качестве уполномоченных суда (судебных комиссаров) по бесспорным делам»[242](редакция 1997 г.) по поручению суда нотариусы должны осуществлять по бесспорным делам следующие служебные действия:

1) по делам наследства: удостоверение факта смерти и взаимосвязанные с этим неотложные меры, другие действия, требуемые в ходе исполнения завещания;

2) кроме исполнения завещаний: оценку и распродажу недвижимых вещей; оценку и распродажу движимых вещей, производство описи и проверку счетов либо отчетных ведомостей, включая документы о разделе имущества.

При осуществлении порученных ему служебных действий нотариус выступает в качестве судебного комиссара.

При назначении судебных комиссаров нотариусы должны привлекаться по определенному порядку распределения дел. Порядок распределения должен осуществляться на следующих принципах. Если в округе участкового суда место своей службы имеет лишь один нотариус, то в качестве судебного комиссара должен быть привлечен данный нотариус, но если в округе участкового суда место своей службы имеет несколько нотариусов, то они должны привлекаться как можно более соразмерно. В том случае, если в округе участкового суда никто из нотариусов не имеет места своей службы, то должны привлекаться нотариусы из соседнего округа и т.д.

Порядок распределения полномочий между нотариусами на деятельность в качестве судебных комиссаров должен составляться президентом соответствующей судебной палаты первой инстанции для нижестоящего участкового суда в конце каждого календарного года на следующий календарный год. Если в течение календарного года изменились условия, на которых основывался порядок распределения, то незамедлительно на остаток календарного года должен составляться новый порядок. Перед изданием каждого порядка распределения должно быть заслушано мнение нотариальной палаты. Порядок распределения публикуется объявлением на судебной доске судебной палаты первой инстанции и соответственно участкового суда и сообщается нотариальной палате.

Более глубоко и содержательно вопрос о правилах наследования решен в ряде региональных конвенций с участием Российской Федерации и договорах о правовой помощи, в частности в Минской конвенции.

В ст. 44 отражен принцип равенства, согласно которому граждане каждой из стран – участниц Минской конвенции могут наследовать на территориях других стран имущество или права по закону или по завещанию на равных условиях и в том же объеме, что и граждане данной страны. В ст. 45 Минской конвенции определена территориальная компетенция нотариусов или других лиц, уполномоченных на совершение данного вида юридических действий, в отношении прав наследования. Право наследования имущества, кроме недвижимости, определяется по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой наследователь имел последнее постоянное место жительства. Право наследования недвижимого имущества определяется по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой находится это имущество. Поэтому в случае смерти в России гражданина Украины, имевшего движимое и недвижимое имущество на территории обеих стран, при удостоверении наследственных прав на недвижимое имущество на Украине компетентным является нотариус Украины по месту его нахождения, а в отношении остального имущества – нотариус России по последнему месту жительства наследодателя.

Данное правило четко закреплено в ст. 48 Минской конвенции. Производство по делам о наследовании движимого имущества компетентны вести учреждения Договаривающейся Стороны, на территории которой имел место жительства наследодатель в момент своей смерти, а производство по делам о наследовании недвижимого имущества компетентны вести учреждения Договаривающейся Стороны, на территории которой находится имущество.

В ст. 46 Минской конвенции определен порядок наследования и государством. Если по законодательству Договаривающейся Стороны, подлежащему применению при наследовании, наследником является государство, то движимое наследственное имущество переходит Договаривающейся Стороне, гражданином которой является наследодатель в момент смерти, а недвижимое наследственное имущество переходит Договаривающейся Стороне, на территории которой оно находится.

Двусторонние договоры РФ о правовой помощи устанавливают примерно такой же порядок разрешения наследственных вопросов.

Как уже отмечалось, процедура оформления наследственных прав в отношении иностранного лица аналогична такой же процедуре в отношении российских лиц. При этом надо исходить из принципа активности нотариуса, отражающего его публично-правовой статус, согласно которому нотариус должен принять меры к розыску наследников. В частности, в ст. 61 Основ законодательства РФ о нотариате установлено, что нотариус, получивший сообщение об открывшемся наследстве, обязан известить об этом тех наследников, место жительства или работы которых ему известно. Нотариус может также произвести вызов наследников путем помещения публичного извещения или сообщения об этом в средствах массовой информации. Поэтому в случае наличия информации о том, что все или часть наследников проживают за рубежом, нотариус должен принять меры к их извещению.

В частности, согласно п. 1 ст. 16 Минской конвенции Договаривающиеся Стороны по просьбе оказывают друг другу в соответствии со своим законодательством помощь при установлении адресов лиц, проживающих на их территориях, если это требуется для осуществления прав их граждан. При этом запрашивающая Договаривающаяся Сторона сообщает имеющиеся у нее данные для определения адреса лица, указанного в просьбе.

Порядок взаимоотношения нотариуса с органами юстиции других государств определяется законодательством РФ и международными договорами РФ. В этом плане следует отметить Гаагскую конвенцию 1965 г., гл. 2 которой посвящена вручения внесудебных документов, который практически аналогичен порядку вручению судебных документов – через центральные органы, очевидно, через Министерство юстиции РФ вместо ранее используемого дипломатического порядка. Нотариус должен подготовить и отправить запрос о вручении за границей несудебного документа, в данном случае извещения об открытии наследства, и возможности подачи заявления о принятии наследства в течение шести месяцев со дня его открытия. Кроме того, такой порядок сообщения нотариуса с зарубежными органами юстиции установлен Минской конвенцией.

Согласно ст. 49 Минской конвенции по делам о наследовании, в том числе по наследственным спорам, дипломатические представительства или консульские учреждения каждой из Договаривающихся Сторон компетентны представлять (за исключением права на отказ от наследства) без специальной доверенности в учреждениях других Договаривающихся Сторон граждан своего государства, если они отсутствуют или не назначили представителя.

Установлены специальные формы удостоверительных надписей для выдачи свидетельств о праве на наследство по закону и по завещанию для действия за границей (формы N 13 и 14).

Как уже отмечалось, согласно ст. 1224 ГК право, по которому решается вопрос о завещательной дееспособности и о форме завещания[244], определяется последним местом жительства в момент составления завещания. Практически для оценки юридической силы завещания, поступившего из-за рубежа, необходима его легализация, проставление апостиля, иные юридические процедуры (подробнее об этом см. § 6). Кроме того, необходима информация о том, что завещание не отменено и не изменено.

При наследовании по завещанию в отношении недвижимого имущества, находящегося на территории нескольких государств, возникает практический вопрос о том, где должен находиться основной экземпляр завещания, ведь наследственные дела одновременно должны заводиться в нескольких государствах. Очевидно, что завещание должно находиться в наследственном деле в том государстве, в котором наследодатель имел последнее место жительства до своей смерти. В других государствах в наследственные дела могут быть направлены копии завещания, прошедшие процедуру подтверждения их юридической силы (легализация или другие формы), с информацией о возбуждении наследственного производства в данном государстве с указанием круга лиц, которые признаны наследниками по завещанию.

В случае необходимости для ведения дел в юрисдикционных органах других государств нотариус обеспечивает доказательства. Речь идет о тех ситуациях, когда соответствующее доказательство необходимо для совершения того либо иного юридического действия за рубежом, в частности, для ведения дела в суде, в административных органах, для представления иностранному нотариусу. Так, в том случае, когда суд не оказывает содействия в истребовании доказательств, стороны сами должны их собрать, в том числе и за рубежом, например получить свидетельские показания от лица, проживающего в Российской Федерации, до возбуждения дела в иностранном суде. Поскольку в Основах законодательства РФ о нотариате не конкретизирован порядок обеспечения доказательств, то следует использовать положения ст. ст. 102 и 103 Основ законодательства РФ о нотариате и по аналогии – правила процессуального законодательства об обеспечении доказательств.

Заинтересованное в обеспечении доказательств лицо – российское или иностранное – должно подать в нотариальную контору, в районе деятельности которой должны быть совершены процессуальные действия по обеспечению доказательств, заявление. В качестве заинтересованных лиц могут выступать будущие стороны судебного процесса, для защиты прав и интересов которых необходимо получение соответствующих доказательств, прежде всего истец и ответчик.

В регулировании наследственных отношений, осложненных иностранным элементом преобладает коллизионно-правовой способ, причем главным образом с помощью национальных коллизионных норм.

Под наследственным статутом понимается определенный с помощью коллизионных норм правопорядок, призванный регулировать по существу наследственные отношения, юридически связанные с правопорядками нескольких государств.

В национальном регулировании выделяют 2 подхода при определении наследственного статута. Первый подход исходит из единства наследственного статута, второй подход связан с расщеплением наследственного статута.

Однако, законы многих государств содержат отдельные коллизионные нормы для решения вопросов, связанных с завещанием. Чаще всего отдельные коллизионные нормы устанавливаются в отношении формы завещания, реже – в отношении способности лица к составлению, изменению или отмене завещания.

Если говорить об универсальных договорах, регулирующих наследование, нужно отметить:

1)Конвенцию о коллизии законов, касающихся формы завещательных распоряжений (Гаага, 5 октября 1961 г.).

2)Гаагскую конвенцию относительно международного управления имуществом умерших лиц от 2 октября 1973 г.

3)Вашингтонскую конвенцию о единообразном законе относительно формы международного завещания от 26 октября 1973 г.

4)Базельскую конвенцию о регистрации завещаний от 16 мая 1972 г.

5) Гаагскую конвенцию о праве, применимом к трасту, и об их признании от 1 июля 1985 г.

6) Конвенцию о праве, подлежащем применению к наследованию недвижимого имущества (Гаага, 1 августа 1989 г.).

Из этих конвенций в силу вступили Конвенция о коллизии законов, касающихся формы завещательных распоряжений (Гаага, 5 октября 1961 г.), Базельская конвенция о регистрации завещаний от 16 мая 1972 г., Гаагская конвенция о праве, применимом к трасту, и об их признании от 1 июля 1985 г.

Россия ни к одному из перечисленных выше соглашений не присоединилась.

  • сведения о завещателе;
  • об удостоверении завещания;
  • о выдаче дубликата завещания;
  • о документе, который изменяет или отменяет завещание;
  • о признании завещания недействительным;
  • о регистрации завещания в иностранном государстве;
  • о регистраторе.

Проверить наличие завещания в наследственном реестре достаточно просто. После смерти завещателя это имеет право сделать любой потенциальный наследник. Для того, чтобы проверить наличие завещания в наследственном реестре — необходимо нам предоставить оригинал свидетельства о смерти наследодателя.

В России не предусматривается внесение завещания в общий реестр, по которому можно было бы определить наличие передаваемой собственности. Для установления наличия завещания потребуется самостоятельно провести поиск наследства. Сделать это необходимо как можно быстрее, так как заявить о своих правах допустимо в течение полугода после открытия наследства. Облегчить поиски может второй экземпляр завещания. Документы дублируются при оформлении. При этом первый остается у нотариуса, а второй – у самого наследодателя. Поэтому начинать розыск можно с квартиры и личных вещей завещателя. Не все наследодатели хранят ценную бумагу дома. Многие предпочитают использовать услуги банков и сейфов. Сообщать о праве наследования нотариус обязан только в том случае, если данные о правопреемниках ему известны.

    Сначала нужно обратиться к нотариусу. Его можно найти по адресу, по которому проживал умерший.

Наследственное дело Иные лица, которые не прописываются в завещании, должны самостоятельно подумать о своем благополучии.

Как происходит поиск наследства

    Сначала нужно обратиться к нотариусу.

Вступает в силу Закон о регистрации завещаний в Наследственном реестре

Иные лица, которые не прописываются в завещании, должны самостоятельно подумать о своем благополучии. Если адрес проживания, место работы или другие данные изменились, разыскивать нотариус наследников не будет. Он может отправить письмо по указанному адресу и ждать ответа.

При отсутствии завещания розыск вовсе не производится. Для вступления потребуется самостоятельно оповести нотариуса в течение полугода. Решение принимается в соответствии с количеством обратившихся лиц.

Как отыскать через нотариуса Нотариус имеет собственные права и обязательства. Они отражены в законе о нотариате. После кончины подопечного ответственное лицо обязано провести опись имущества, а также обезопасить его от посягательства других лиц.

При нормальных взаимоотношениях между наследователями, возможно:

  • выяснение через нотариуса правопреемников по закону;
  • подача запроса в нотариальную контору о наследниках;
  • оповещение лиц, которые имеют отношение к наследству;
  • уточнение собственных данных;
  • обсуждение встречи для оформления и раздела имущества.

В результате несколько человек смогут подать заявления на получение наследства. Оформление отказа производится у нотариуса, который рассматривает дело, а если лицо самостоятельно не может заниматься этим, привлекается представитель, который должен иметь нотариально оформленную доверенность После этого заниматься оформлением наследства можно одному лицу. Он должен получить свидетельство об определении имущества, реализовать его и поделить денежные средства в зависимости от доли каждого родственника.

С 1 марта 2002 года вступила в силу третья часть Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), раздел V которой посвящен наследственным правоотношениям. Его принятие и общее реформирование наследственного законодательства связаны с коренными изменениями в политической, социальной и экономической жизни России, прямо воздействующими на наследственные правоотношения.

Современное построение разд. V «Наследственное право» части третьей ГК РФ отражает положение наследственного права как подотрасли гражданского права. Наследственное право как подотрасль гражданского права опосредует динамику имущественных отношений – переход имущественных благ от одного лица к другому, содержит элементы вещных прав и элементы обязательственного права, не совпадая, однако, ни с теми, ни с другими. Правовое регулирование отношений по наследованию имущества носит комплексный, межотраслевой характер. Он заключается: в установлении с помощью конституционных и гражданско-правовых норм самой возможности наследовать имущество; в регламентации нормами гражданского права правомочий граждан по распоряжению своим имуществом на случай смерти и границ их свободного усмотрения; в закреплении нормами гражданского процессуального права правовой процедуры защиты наследственных прав граждан от посягательств со стороны других лиц.

1.1. Предмет и метод наследственного права Наследственное право как подотрасль гражданского права опосредует динамику имущественных отношений – переход имущественных благ от одного лица к другому, содержит элементы вещных прав и элементы обязательственного права, не совпадая, однако, ни с теми, ни с другими. Гражданский кодекс РФ (как и действовавший до 1 февраля 2002 года ГК РСФСР 1964 г.) неоднократно упоминает о вопросах наследственного права в разделах, посвященных общим положениям, вещным правам и обязательственному праву.

Наследственное право – подотрасль гражданского права, представляющая собой совокупность установленных государством правовых норм, регулирующих общественные отношения по переходу имущества умершего (наследодателя) к другим лицам (наследникам) в порядке универсального правопреемства. Это определение раскрывает понятие наследственного права в объективном смысле. В субъективном смысле «наследственным правом следует считать право призванного к наследованию лица на принятие наследства»1.

Право наследования включает в себя, помимо права наследодателя распорядиться своим имуществом, право лиц, призываемых к наследованию по завещанию или по закону, на получение наследственного имущества.

2.1. Юридическая сущность наследственного правоотношения Под наследственными правоотношениями (или наследованием) понимается переход имущественных и некоторых личных неимущественных прав умершего лица (наследодателя) к иным лицам (наследникам) на основании и в порядке, установленном законом. Имущественные и некоторые личные неимущественные права, возникающие или возникшие из юридических отношений, в которые поставило себя лицо, не прекращаются с его смертью, а переходят на новое лицо, как правило, в том же объеме и качестве, в каком они возникли или должны были возникнуть у умершего лица. Иными словами, новое лицо занимает в юридических отношениях умершего лица такое положение, которое соответствует положению умершего лица, заменяя его собой.

«Все права и обязанности, переходящие на новое лицо, переходят, как правило, одновременно полностью, всей своей совокупностью и нераздельностью, что в юридической литературе считается общим, или универсальным, правопреемством. Характерной чертой этого правопреемства является и то, что приобретение прав и обязанностей происходит непосредственно, т.е. наследство переходит к наследнику прямо от наследодателя, а не от других лиц»10. Действующее законодательство определяет наследование как переход прав и обязанностей умершего к другим лицам в порядке универсального правопреемства, если из правил ГК РФ не следует иное (ст. 1110 ГК РФ).

Наследственные правоотношения в международном частном праве

В России наследование осуществляется по завещанию и по закону (ст.

1111 ГК РФ). При этом наследование по завещанию в настоящее время приобрело приоритетное значение. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ.

В юридической литературе отмечается, что выражение «наследование по закону» время от времени вызывает критику, и том числе и специалистов в данной области. Утверждается, что оно не точно, поскольку наследование по завещанию тоже осуществляется в случаях и в порядке, предусмотренном законом. Однако основания наследования нельзя жёстко противопоставлять друг другу – одно как «законное», а другое как осуществляемое «вне закона».

В ГК РФ речь идёт именно об основаниях наследования – в одном случае имущество наследодателя переходит к наследникам непосредственно на основании норм закона, а и другом – таким непосредственным основанием наследования является завещание, в котором выражена последняя воля наследодателя12. Г.Ф. Шершеневич справедливо отмечал, что «догматическое соотношение между обоими видами не изменится от признания наследования по завещанию только допускаемой законом заменой законного наследования, вариацией на законную тему»13.

На практике нередко встречаются случаи, когда часть имущества переходит к наследникам в силу завещания, а другая часть наследуется в соответствии с законом. Существование завещания не всегда исключает наследование по закону. Имущество умершего или его часть, несмотря на наличие завещания, наследуется по закону, например, в случаях, когда:

— наследодатель отменил составленное завещание;

— завещано не всё имущество и тогда незавещанная часть переходит к наследникам по закону (среди которых могут оказаться и наследники по завещанию). Например, один из двух сыновей умершего наследует завещанную ему дачу, но как наследник по закону наследует вместе с другим сыном (т.е.

своим братом) не упомянутый в завещании автомобиль;

— названный в завещании наследник может безоговорочно отказаться от наследства, либо оказаться недостойным наследником и тогда завещанное такому наследнику имущество переходит к наследникам по закону;

— необходимый наследник реализует свое право на обязательную долю;

— завещание может быть признано недействительным по основаниям, предусмотренным законом. В подобных случаях несостоявшееся наследование по завещанию опять-таки заменяется наследованием по закону. Это См.: Маковский А. Наследование по закону: реальность и перспектива // Закон. – 2001. – № 4. – С. 16.

См.: Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права. – СПб., 1907.

происходит в отношении всего наследства, если завещание недействительно в целом, или соответствующей его части, если оно недействительно частично.

Призвание к наследованию возможно только по тем основаниям, которые предусмотрены в законе. Поэтому, например, неправомерным будет определение порядка наследования в брачном договоре супругов.

3.1.1. Юридическая сущность завещания Завещание – это личное распоряжение гражданина принадлежащим ему имуществом на случай смерти. Назначение завещания состоит в том, чтобы определить порядок перехода всего наследственного имущества или его части к определенным физическим лицам, а также к Российской Федерации, ее субъектам, муниципальным образованиям или отдельным юридическим лицам и иным организациям. В этом и заключается отличие наследования по завещанию от наследования по закону: назначение наследников и порядок распределения имущества между ними зависят исключительно от воли завещателя (ст. 1119 ГК РФ). Свобода завещательного распоряжения, соответствующая такому важному гражданскоправовому принципу, как диспозитивность, ограничивается лишь необходимостью обеспечения интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных детей наследодателя, его нетрудоспособных родителей и пережившего супруга, а также иждивенцев, т.е. субъектов наследственных правоотношений, в пользу которых выделяется в наследстве обязательная доля.

Завещание является односторонней сделкой, из чего следует, что для совершения завещательного распоряжения не требуется встречного волеизъявления другого лица (наследника). Права и обязанности из завещания возникают для наследников только после открытия наследства, т.е. после смерти завещателя. Так как завещание является сделкой, непосредственно связанной с личностью наследодателя, то нотариус удостоверяет лишь те завещания, которые совершены лично завещателем (п. 3 ст. 1118 ГК РФ).

10.07. 2010 года Украина ратифицировала Конвенцию о внедрении системы регистрации завещаний. Постановлением Кабинета Министров Украины от 11.05.2011 г. № 491 был утвержден Порядок государственной регистрации завещаний в Наследственном реестра.
Все завещания, включая их изменения и отмену, с этого момента подлежат государственной регистрации, производимой в Наследственном реестре. Для сведения уточним, что в Украине Наследственный реестр существует с периода 2005 г. На практике же сложилась следующая ситуация: должностные и служебные лица (главы сельских советов, капитаны судов, главврачи и т.д.), удостоверяя завещания, не передавали в Наследственный реестр данные относительно удостоверенных завещаний, поскольку на законодательном уровне отсутствовали требования о регистрации завещаний. Эти завещания являются действительными, но было довольно сложно проверить факт их наличия.
В настоящий момент узнать о существовании завещания и проверить наличие завещания не составляет особой сложности. После смерти наследодателя и соответственно открытия наследства узнать о существовании завещания может любой из потенциальных наследников. Что для этого необходимо сделать? Достаточно обратиться с запросом в любую нотариальную контору, чтобы получить информацию из Наследственного реестра относительно факта наличия завещания, предъявив при этом свидетельство о смерти наследодателя.

Какие сведения содержатся в Наследственном реестре относительно завещания?
Перечислим их:
• сведения о завещателе;
• об удостоверении завещания;
• о выдаче дубликата завещания;
• о документе, который изменяет или отменяет завещание;
• о признании завещания недействительным;
• о регистрации завещания в иностранном государстве;
• о регистраторе

Если потенциальный наследник находится за границей, то у него есть возможность узнать о существовании завещания и подать такой запрос через национальный орган иностранного государства, назначенный на основании Конвенции о внедрении системы регистрации завещаний (в Украине это Министерство юстиции Украины).
Обратите внимание: при жизни завещателя информация о наличии завещания в Наследственном реестре не подлежит разглашению, поэтому и выписку из Наследственного реестра может получить только сам завещатель.
Относительно завещаний, которые были составлены до создания Наследственного реестра, то такие завещания подлежат бесплатной регистрации. Осуществляется эта регистрация на основании заявления должностного лица, удостоверившего данные завещания. На всякий случай все же рекомендуется завещателю проверить наличие такого завещания в Наследственном реестре и узнать о существовании завещания.

Несколько лет назад в Российской Федерации был создан реестр завещаний для того, чтобы снизить количество махинаций и обманов в процессе получения наследства и сделать деятельность нотариусов более прозрачной для населения.

С помощью реестра любой человек сможет без проблем найти завещание, составленное его родственником, если оригинал этого документа был утерян.

Передача наследства – достаточно сложная тема, которая всегда вызывает различные споры между людьми.

В настоящее время в России имущество может передаваться по наследству следующими способами:

  • по закону, то есть только родственникам в зависимости от близости кровнородственных связей между ними и покойным;
  • по завещанию, когда наследодатель оставляет список наследников и распределяет между ними имущество.

Единый реестр завещаний является электронным сервисом, в который передаются сведения от государственных и частных нотариусов со всей страны.

Такая форма была специально для того, чтобы сведения о завещаниях могли храниться в единой системе, в результате чего значительно облегчится поиск документов и люди смогут спокойно получать свое наследство в течение полугода с момента смерти родственника.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]