Наследование по закону в римском праве контрольная

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Наследование по закону в римском праве контрольная». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • А) Что такое деликт по римскому праву и какие его виды?
  • В римском праве существовало два основания наследования — завещание и закон.
  • А) Что такое наследство по закону?
  • Наследство состояло из имущественных прав наследодателя, а семейные и личные права не наследовались.
  • Римское наследственное право прошло долгий и сложный путь развития.
  • Дальнейшее развитие римского наследования находится под сильным влиянием преторского права.
  • Деликт — это противоправное действие, правонарушение.
  • Основные начала ее легли в основу деликтной ответственности в современных правовых системах.
  • Вещный иск в римском праве был направлен на признание права в отношении определенной вещи.
  • Памятники Римского права.

Контрольная работа: Наследование в Римском праве

Если наследство не было принято ни одним наследником, как по завещанию, так и по закону, оно признавалось «выморочным». В древнейшем праве такое имущество считалось ничьим и могло быть захвачено каждым желающим. Начиная с эпохи принципата, выморочное имущество передавалось государству. В период абсолютной монархии городская курия, церковь, монастырь и т. д. получили преимущественное право на получение выморочного наследства после лиц, принадлежавших к этим организациям.
1.4. Приобретение наследства и его последствия.

В момент смерти наследодателя происходит открытие наследства. Этим моментом определяются, те лица, которые призываются к наследству. Но эти призываемые лица еще не приобретают права на само наследственное имущество, пока не вступят в наследство. За время между открытием наследства и его принятием, наследственное имущество не принадлежит никакому определенному лицу: это т.н. «hereditas iacens», «лежачее наследство», как бы ожидающее своего владельца.
В древнем римском праве отношение понималось в данном случае очень примитивно: поскольку никакого хозяина у этого имущества не было, оно считалось бесхозяйным «res nullius», т.е. ничьим. И, хотя к этому имуществу не применялось правило о захвате бесхозяйных вещей, но все же любое лицо, захватив вещи из «лежачего наследства» и владев ими год, становилось собственником, несмотря на то, что условий для приобретения права собственности по давности здесь не было.
В более развитом праве «лежачее наследство» стало охраняться.
Вступление в наследство могло быть совершено или прямым выражением воли, или же поведением лица, как наследника. Вступая в наследство, наследник не только приобретает соответствующие права, но и становится ответственным по обязательствам наследодателя. Даже если наследство состоит почти из одних долгов наследодателя, универсальный характер наследственного преемства приводит к ответственности наследника по этим долгам. Избежать такой неограниченной ответственности наследник мог только путем такой радикальной меры как непринятия наследства, если его пассив превышал актив.
В праве Юстиниана было установлено, что если наследник произведет (с участием нотариуса, оценщика, кредиторов наследства, легатариев) опись и оценку наследственного имущества, то его ответственность по долгам наследства ограничивается размерами актива наследства. Эта льгота называлась «beneficium inventarii». Такой инвентарь должен быть составлен не позднее трех месяцев после того, как наследник узнал об открытии наследства (приступить к составлению инвентаря нужно было в течение первого месяца).
«Beneficium inventarii» имел практическое значение в тех случаях, когда в наследственном имуществе много долгов, и для наследника возникала опасность, что его собственное имущество в значительной мере пойдет на удовлетворение кредиторов наследодателя. Но положение могло быть и иное: в наследстве актив превышал пассив, но у наследника было много своих долгов. Принятие наследства приводило к слиянию двух имущественных масс, т.е. наследника и наследодателя. Как кредиторы наследника, так и кредиторы наследодателя (а также легатарии) могли искать удовлетворения из всего этого объединенного имущества. При большой задолженности наследника кредиторы наследодателя рисковали не получить удовлетворения из-за конкуренции между собой.
Для ограждения интересов кредиторов преторским эдиктом была введена льгота отделения, «beneficium separationis». Эта льгота состояла в том, что кредиторам наследства было предоставлено право потребовать отделения наследственного имущества от собственного имущества наследника, с тем, чтобы наследственное имущества пошло, в первую очередь, на удовлетворение кредиторов наследства, затем — на выплату легатов, и лишь возможный остаток можно было использовать на удовлетворение кредиторов наследника.
Приобретение наследства имело своим последствием также погашение взаимных обязательств, существовавших между наследником и наследодателем.
Легатом (или завещательным отказом) называлось распоряжение, которое делалось в завещании наследодателем и состояло в предоставлении определенному лицу какого-то права или иной выгоды за счет наследственного имущества. Различалось несколько видов легатов. Наиболее существенным было различие легатов «per vindicationem» и легатов «per damnationem». С помощью легата «per vindicationem» устанавливалось непосредственно право собственности легатария на известную вещь завещателя (отсюда и название этого вида легатов: легатарий получал право на виндикационный иск). Легат «per damnationem» назывался так потому, что он назначался в форме «heres damnas esto dare», т. е. «наследник пусть будет обязан передать то-то такому-то». В этом случае легатарию предоставлялось только обязательственное право требовать от наследника исполнения воли завещателя.
В жизненной практике были нередки случаи, когда легаты оставлялись без соблюдения форм цивильного завещания, а, например, распоряжением на случай смерти, не содержавшим в себе назначения наследника. В некоторых случаях раз распоряжение о предоставлении известного предмета из наследства определенному лицу было обращено к наследнику по закону. В республиканский период такие распоряжения не пользовались юридической защитой. Исполнять их или нет, было делом совести наследника: отсюда произошло название этих распоряжений: «фидеикомисс», т. е. порученное совести. В эпоху принципата фидеикомиссы получ��ли исковую защиту и стали подобны легатам.

    Иски в римском праве.

Понятие и виды наследования. Наследование – переход имущества, прав и обязанностей собственника в связи с его смертью к одному или нескольким другим лицам по закону или по завещанию. Наследство состояло из имущественных прав наследодателя, а семейные и личные права не наследовались.

«Hereditas nihil aliud est, quam successio in universum jus quod defunctus habueril» – «Наследование есть не что иное, как преемственность во всей совокупности прав, которые имел умерший» (D. 50. 17. 62). Эта фраза выражает идею универсального преемства, однако такое преемство возникло не сразу, оно вырабатывалась в долгом процессе исторического развития.

Понятие наследования по завещанию. Завещание – одностороннее формальное гражданско-правовое распоряжение лица на случай его смерти, содержащее назначение наследника. Завещание – это односторонняя сделка, в которой выражалась воля завещателя о переходе после его смерти имущества другим лицам.

Для юридической силы завещания требовался ряд условий. Прежде всего необходимо было соблюсти форму завещания. По цивильному праву воля завещателя должна быть выражена или в народном собрании, или путем обряда ма н ципации («посредством меди и весов»), или перед строем войска (завещание воина перед сражением). В поздний пери од империи стали применяться новые формы завещания, как публичные, так и частные. Публичные завещания сводились к занесению завещания в протокол суда, либо в протокол магистрата, либо к передаче письменно оформленного завещания в императорскую канцелярию. Частные завещания оформлялись в присутствии семи свидетелей. Они могли быть как письменными, так и устными. Существовала специальная форма завещания, оформляемая слепыми. Она требовала нотариального заверения.

Для действительности завещания требовалось, чтобы завещатель обладал активной завещательной способностью (testamenti factio activa), а наследник – пассивной завещательной способностью (testamenti factio passiva).

Активной завещательной способностью не обладали малолетние (лица женского пола моложе 12 лет и лица мужского пола моложе 14 лет), душевнобольные, расточители, подвластные, рабы, лица, осужденные за некоторые государственные преступления, и глухонемые. Женщины вначале не пользовались активной завещательной способностью. Однако со II в. н. э. они получили право завещать имущество с согласия опекуна. После прекращения опеки женщины получили право завещать имущество.

Контрольная работа: Понятие наследования и его порядок в истории римского права

Принятие наследства. Наследование есть преемство в имущественных правах и обязанностях наследодателя, кроме тех, которые (как узуфрукт, штрафные иски из деликтов и некоторые другие) считаются неразрывно связанными с личностью того, для кого они возникли.

Момент, когда преемство признавалось установленным, и порядок этого установления были в римском праве неодинаковы для разных категорий наследников.

Для преемников и назначенных наследниками по завещанию рабов наследодателя момент открытия наследства (delatio hereditatis) был и моментом возникновения преемства. Более того, по цивильному праву ни преемники, ни рабы не имели права отказаться от открывшегося для них наследства. Они были необходимыми наследниками. Это объяснялось тем, что они, как уже указано, не столько наследовали, по взгляду римлян, сколько вступали в управление своим имуществом. Для рабов это было следствием их общего правового положения: назначение наследником означало и освобождение раба, но освобождение с возложением на раба, по воле господина, положения наследника.

Понятно, что такое обязательное наследование было весьма обременительно для наследника в случаях, когда наследство было переобременено долгами, за которые наследник, в силу римской концепции универсального преемства, отвечал не только имуществом наследственной массы, но и своим имуществом. Ввиду этого претор предоставлял преемникам так называемое право воздержаться от наследства, в силу которого он отказывал в иске против цивильных наследников, фактически не осуществлявших своего права наследования, и предлагал bonorum possessio следующей за ними категории наследников, а если не находилось желающих, объявлял конкурс над имуществом наследодателя для удовлетворения его кредиторов.

Все остальные относились к добровольным (посторонним) наследникам (heredes voluntarii). Для них открытие наследства означало лишь возникновение права на принятие наследства.

Принятие наследства происходило при осуществлении устного торжественного акта, который назывался cretio. Существовала достаточно формализованная форма проведения cretio, на ней произносились установленные фразы, например «вступаю и принимаю». Постепенно форма упростилась, и было достаточно неформального волеизъявления о принятии или фактическом вступлении в наследство. Это процесс стал называться pro herede gestio.

Цивильное право срока для принятия наследства не устанавливало. Но кредиторы наследодателя, заинтересованные в скорейшем удовлетворении их требований, могли потребовать от наследника ответа (an heres sit), т. е. принимает ли он наследство. После этого наследнику по его просьбе мог быть назначен судом срок для решения вопроса о принятии наследства (spatium deliberandi), после истечения которого наследник, не давший ответа, считался: до Юстиниана – отказавшимся, а в праве Юстиниана – принявшим наследство.

Понятно, что правила об автоматическом приобретении наследства некоторыми из цивильных наследников были неприменимы к преторскому праву; она должна была быть испрошена, и притом в установленный срок: родственникам по нисходящей и восходящей линии давался срок в один год со дня открытия наследства, остальным наследникам – в сто дней. При пропуске этого срока наследником, призванным в момент открытия наследства, преторским правом наследство предлагалось принять следующему наследнику в порядке преемства между наследниками.

«Лежачее» наследство. «Лежачее» наследство (hereditas iacens) возникало при отсутствии наследников по завещанию и по закону. Это могло случиться, если наследники еще не объявились или если от наследства отказались наследники (следующая имеющаяся очередь наследниками не признавалась, если от него отказывались все в предыдущей очереди):

  • в древнейшем Риме при отсутствии наследников имущество могло быть захвачено любым желающим. Считалось, что «лежачее» наследство никому не принадлежит;
  • в классическом периоде «лежачее» наследство считалось числящимся за умершим («хранит в себе личность умершего») без права посягательств на него;
  • в период принципата такое наследство поступает государству;
  • в постклассический период «лежачее» наследство поступает к государству, но перед ним преимущество имеют муниципальный сенат, церковь, монастырь и другое если наследодатель был их членом (участником).

В тот период, пока наследство считалось «лежачим», завладение им не допускалось. Однако было возможно приобрести его посредством приобретения по давности в качестве наследника (usucapio pro herede). Такое приобретение заключалось в том, что тот, кто владел одной вещью из «лежачего» наследства в течение одного года, приобретал собственность не только на нее, но и на все наследство (т. е. приобретал статус наследника всего имущества). При таком приобретении не выполнялись сроки давности и не учитывалась добрая воля лица. Поэтому в классический период такое приобретение стало считаться недостойным. В собственность стала поступать лишь захваченная во владение вещь.

Правило одного года сохранялось как для движимых, так и для недвижимых вещей вплоть до эпохи Юстиниана, когда стали применяться обычные сроки давности.

Легаты (завещательные отказы) – это такие распоряжение в завещании, по которым предоставлялись какие-либо выгоды другим людям за счет наследства. Эти люди стали называться легатариями. Легатарий мог рассчитывать лишь на часть активов наследства, а не на какую-нибудь долю наследства. Легатарий виндикационным иском требовал право на конкретную вещь или же предъявлял отдельный иск об исполнении воли завещателя и требовал что-либо от наследника. Если легатарий умирает, не получив легата, то он переходит к наследникам легатария.

Виды легатов:

  • legatum per vindicationem устанавливал собственность легатария на определенную вещь в составе наследственной массы. Этот легат защищался виндикационным иском;
  • legatum per praeceptionem чаще всего считается разновидностью вин дикационного легата. По нему можно было отказывать только имущество наследодателя;
  • legatum per damnationem обязывал наследника передать легатарию определенную вещь, но никаких вещных прав на полученную вещь у него не возникало. Вещь могла быть истребована легатарием при помощи actio ex testamento;
  • разновидностью этого легата был legatum sinendi modo, предметом которого могли быть вещи как наследодателя, так и наследника и даже третьих лиц.

Приобретение легата происходило в два этапа:

  1. в момент смерти наследодателя происходило закрепление легата за легатарием;
  2. с момента вступления наследника в права наследства легатарий мог требовать получения оговоренной в завещании вещи через виндикационный (собственнический) иск и иск об исполнении его права требования.

Легат мог быть отозван как вследствие отзыва завещания, так и вследствие отзыва самого легата (ademptio legati). Первоначально (по цивильному праву) считалось, что отзыв должен происходить формально, путем устного заявления об отзыве, в дальнейшем также стал признаваться неформальный отзыв (например, отчуждение завещателем вещи, что несовместимо с ее последующим оставлением легатарию).

Легат признавался ничтожным по Катонову правилу (regula Catoniana), согласно которому легат считался ничтожным, если был таковым в момент составления завещания, даже если к открытию наследства причина ничтожности уже не существует.

Ограничения на легаты были введены уже в период принципата, до этого никаких ограничений не было. Для того чтобы защитить наследников от легатов, в начале было введено суммовое ограничение в 250 сестерциев а позднее наследник при наличии легатов оставлял себе четверть наследуемого имущества (фальцидиева четверть).

Фидеикомиссы (в переводе «порученное совести») – это устные или письменные просьбы или рекомендации по выполнению какого-либо поручения или предоставление какому-либо лицу части наследства, с которыми наследодатель обращался к наследнику. Такие просьбы нередко делались в завещании, составленном без соблюдения должной формы, или в обычном завещании, но адресованные наследникам по закону. Следует заметить, что в отличие от обычного легата, по которому передавалась определенная вещь, по фидеикомиссу передавалась часть наследства.

В республиканский период отсутствовала защита фидеикомиссов, и наследник сам решал передавать или не передавать часть наследства. Исковая защита фидеикомиссов появилась только в период принципата, они стали похожи на легаты.

В это же время возник универсальный фидеикомисс. Иногда случалось, что фидеикомисс получал большую часть наследства, а все долги и часть имущества оставались у наследника. Чтобы избежать такой несправедливости, было введено правило, по которому наследник оставлял себе четверть наследства, а долю наследства вместе с частью долгов получал фидеикомисс. Так возник порядок «универсального» преемства при долевом фидеикомиссе. При Юстиниане сингулярные фидеикомиссы были уравнены с легатами.

Дарение в случае смерти (donatio mortis causa) – это особый вид до говора, заключаемого между дарителем и одаряемым. Он заключался в том, что даритель дарил какую-то вещь, но в случае, если оставался жив после какого-то события или переживал одаряемого, мог забрать ее обратно. Такое дарение обычно осуществлялось перед войной, битвой, путешествием по морю, т. е. в тех случаях, когда опасность не остаться в живых была существенной.

Право Юстиниана объединило фидеикомисс, легат и дарение в случае смерти.

Фидеикомиссы – это письменные или устные рекомендации или просьбы наследодателя к наследнику, направленные на выполнение различных поручений или на предоставление кому-либо части наследственного имущества.

Данные просьбы, как правило, имели место быть в составленных не в должной форме завещаниях. Для регулирования такого положения было определено, что наследник вправе оставить себе четверть наследства, а оставшуюся долю и долги передать фидеикомиссу.

Легаты – это некие распоряжающие предписания в завещании по предоставлению за счет наследства выгод каким-либо другим лицам.

Эти лица получили название легатариев. Они имели право на обладание не доли наследства, а лишь некоторых активов, например, конкретной вещи. Подав виндикационный иск к наследнику, они могли получить причитающееся им по завещанию.

Модестин определял завещание как «законное выражение нашего волеизъявления, когда кто-то желает, чтобы нечто было сделано после его смерти» (D. 28.1.1).

Завещание — это одностороннее формальное распоряжение лица на случай смерти, содержащее назначение наследника и другие распоряжения на случай смерти.

Завещание является строго односторонним актом, в котором содержится только волеизъявление самого завещателя.

Для признания завещания действительным оно должно было отвечать определенным требованиям.

Условия действительности завещания:

— завещание должно было быть совершено в определенной форме;

— завещатель должен был обладать активной завещательной способностью;

— наследник должен был обладать пассивной завещательной способностью.

Древнейшими формами завещания являлись:

а) перед куриатными комициями (народные собрания по куриям) 2 раза в год;

б) воины во время войны перед строем вооруженного войска, отправляющегося в стражение;

в) путем обряда манципации (пять свидетелей).

В классическом праве завещания составлялись путем обряда манципации, но без формальностей древнего права. Завещание подписывалось семью свидетелями.

Воины стали составлять завещания без каких-либо формальностей, простым волеизъявлением.

В постклассическом праве различали формы публичного и частного завещания. Публичные завещания совершались при участии органов государственной власти: путем занесения в протокол суда; в протокол магистрата; путем вручения на хранение в императорскую канцелярию.

Частные завещания составлялись в устной и письменной формах при участии семи свидетелей.

Завещания, составленные в чрезвычайных обстоятельствах, не требовали особой формы (во время чумы, составленное в деревне; завещание, по которому наследниками становились дети наследодателя). Для завещания воинов не требовалось никаких формальностей.

Завещание слепых подписывало определенное лицо — нотариус.

Активная завещательная способность — способность совершать завещания.

Завещатель должен был быть полностью правоспособным.

Не всякое правоспособное лицо было способно совершать завещание. Этой способностью не обладали: перегрины, не имеющие commercium, частные рабы, пасквилянты, вероотступники и некоторые еретики, безумцы, малолетние, женщины (до II в. н.э.) глухонемые при устной форме завещания.

На момент составления завещания требовалось наличие активной завещательной способности.

Пассивная завещательная способность — способность быть наследником.

Не могли быть назначены наследниками:

— перегрины;

— лица, лишенные чести;

— рабы;

— юридические лица до императорского периода, женщины.

Способностью быть назначенным наследником лицо должно было обладать в момент составления завещания и в период с момента призвания к наследству и до приобретения наследства.

Способность быть наследником включает в себя также способность приобретать что-либо по завещанию. Этой способностью лицо должно было обладать с момента призвания к наследству и до приобретения наследства. По праву Юстиниана, если вдова нарушила траурный год и вступила во второй брак, она могла оставить второму мужу не более 1/2 имущества; при наличии детей от законного брака нельзя было оставлять конкубине и детям от нее более 1/12 имущества всем вместе и более 1/24 одной конкубине; и др.

Завещание может не иметь силы с самого начала (ничтожное) или потерять ее впоследствии.

Завещание ничтожно, если:

— завещатель не имел активной завещательной способности;

— не соблюдена форма завещания;

— нет действительного назначения наследника.

Завещание оспоримо, если оно составлено под влиянием обмана, принуждения, заблуждения.

Первоначально действительное завещание может затем потерять силу:

— в случае отмены завещателем завещания;

— если завещатель в силу capitisdeminutio потеряет активную завещательную способность по совершении завещания;

— если все назначенные наследники утратят пассивную завещательную способность, или умрут раньше завещателя, или не примут наследства по завещанию;

— при нарушении интересов необходимых наследников.

Необходимое наследование (вопреки завещанию).

Наследство по закону. Деликт в римском праве

Необходимое наследование ограничивает свободу завещания в интересах определенного круга лиц, особенно близких к завещателю (дети, родители). Произошло это не сразу, так как первоначально в древнюю эпоху завещатель пользовался неограниченной свободой распоряжаться наследственным имуществом. Со временем завещатель должен был или назначить непосредственно подвластных лиц наследниками, или открыто лишить их наследства. Просто обойти их молчанием он не мог. Однако на завещателя не была возложена обязанность оставить им какую-либо часть своего имущества. Эти ограничения свободы завещаний формальные. Они были созданы цивильным правом и затем расширены преторским эдиктом. Однако эти ограничения не давали реальных гарантий для невозможности лишения наследства.

Материальные ограничения свободы завещания были созданы в практике центумвирального суда. Согласно этим ограничениям правомочными стали считаться только те завещания, в которых завещатель должен был завещать ближайшим родственникам хотя бы 1/4 часть того, что они наследовали бы по закону (нисходящие когнаты, восходящие, полнородные и единокровные братья и сестры с некоторым ограничением).

Этим лицам давался иск для осуществления права на необходимую долю — querellainofficiositestamenti. При этом предполагали, исходили из фикции о том, что завещатель сумасшедший.

Юстиниан завершил оформление института материально необходимого наследственного права. Это закреплено в Новеллах 115 и 18. Также были установлены основания, по которым завещатель мог исключать из наследования необходимых наследников.

Необходимая доля была увеличена до 1/2 всего наследства, которое причиталось бы каждому наследнику по закону, если эта доля была меньше 1/4 всего наследства, и до 1/3, если эта доля была больше.

Легаты (legatа) и фидеикомиссы (fideicommissа). Дарение в случае смерти Флорентин так определял понятие легата: «Легат — это умаление наследства, посредством которого завещатель желает обратить в пользу третьего лица что-либо из того, что в совокупности будет принадлежать наследнику» (D. 30.116). Модестин указывал: «Завещательный отказ (легат) — это дарение, оставленное по завещанию» (D.31.36).

Легат (завещательный отказ) — это распоряжение завещателя наследнику о выдаче из полученной наследственной массы денежных сумм или вещей или о выполнении и определенных действий в пользу третьих лиц (легатарии).

Различали четыре вида легатов (Гай 2.192):

— отказ посредством виндикации, при котором легатарий получал предмет легата в собственность (чаще всего в момент принятия наследства наследниками), в связи с чем он получал виндикационный иск;

— отказ посредством дамнации или посредством присуждения к выдаче вещи (принадлежащей даже другому лицу), при котором легатарий получал какую-либо вещь, но не в собственность или по другому виду вещного права; в связи с чем легатарий приобретал личное право против наследника;

— отказ способом дозволения: наследник был обязан не препятствовать легатарию самому взять и унести отказанную ему вещь наследодателя или наследника;

— отказ «посредством получения вещи наперед».

В Юстиниановом праве произошло слияние всех типов легатов в единый, а его — с фидеикомиссом. Легат мог быть признан недействительным по тем же основаниям, что и завещание, но и независимо от действительности завещания. Его можно было отозвать.

Фидеикомиссы появляются в императорское время. Они представляли собой неформальную просьбу наследодателя (завещателя) к наследнику или легатарию с тем, чтобы они что-то дали, исполнили или позволили чему-то свершиться в отношении выгодоприобретателя или федеикомиссария.

Предметом фидеикомисса могли быть отдельные вещи наследодателя, вещи третьих лиц, в виде исключения — все наследство.

Фидеикомисс мог устанавливаться по завещанию, по кодициллам.

В цивильном праве фидеикомиссарию не давался иск, т.е. он не имел исковой защиты, так как исполнение воли покойного предоставлялось добросовестности — никакого обязательства не порождало для обремененного просьбой (фидуциария). Защита стала допускаться при Августе с помощью cognatioextraordinaria.

В отличие от легата, фидеикомисс мог быть возложен как на наследника по завещанию, так и на наследника по закону. Фидеикомисс мог быть установлен до или после составления завещания. Первоначально для фидеикомиссов не было установлено соблюдения какой-либо формы, достаточно было даже простого кивка головы. На практике фидеикомисс оформляли в виде письма на имя наследника (codicillus). Кроме того, на случай возможного признания завещания недействительным к завещанию прибавляли просьбу рассматривать этот документ как кодицилл, обращенный к наследнику по закону.

Постепенно различия между легатами и фидеикомиссами сглаживаются. Юстиниан полностью объединил легаты и фидеикомиссы.

Поскольку неограниченная свобода отказов могла нарушить интересы наследника по завещанию, в период республики вводятся ограничения на размер легатов. Позже Законом Фальцидия (40 г. до н.э.) было установлено, что наследнику по завещанию должна остаться свободной хотя бы 1/4 часть наследства. Впоследствии это ограничение было распространено также на фидеикомиссы.

Donatiomortiscausa — есть дарение в случае, когда даритель умрет раньше одаряемого. Определение данного вида дарения содержится в Дигестах Юстиниана (Марциан, D. 39.6.I). В силу заключенного договора даритель мог потребовать подаренное назад в случае, если он переживет одаряемого или если избежит смерти. Если же даритель умирал раньше, то его наследники не имели права требовать возврата подаренного. Таким образом, дарение в случае смерти становится окончательным (исполняется) только после смерти дарителя раньше одаренного.

На этот договор ввиду некоторого его сходства с отказами распространялись ограничения, установленные для легатов (правила Фальцидиевой четверти и положение о действительности дарения в том случае, если наследства было достаточно для покрытия наследственных долгов, и др.).

Исторически наследование по закону возникло раньше наследства по завещанию. Первоначально имущество в случае смерти главы семьи переходило к его родственникам в силу сложившегося обычая.

Преемство по закону наступало в случае отсутствия или недействительности завещания.

На протяжении всей истории Рима система наследования без завещания менялась несколько раз.

Так, в древнем римском праве, согласно Законам XII Таблиц, порядок наследования по закону основывался на агнатском родстве. В Законах XII Таблиц было установлено три класса наследников (Таб. V.4).

Цивильное наследование по классам:

— свои (heredessui) — законные наследники, которые находились к моменту смерти наследодателя в его власти и после его смерти становились suiiuris (жена в браке cummanu, дети, усыновленные, внуки умерших сыновей). Внуки делят между собой ту часть наследства, которую получил бы их отец, если бы был жив (наследование по праву представления). Таким образом, наследство делится поколенно.

Наследование по праву представления заключается в том, что к наследованию призывались лица, являвшиеся наследниками лица, умершего раньше своего наследодателя.

Они наследуют ту долю, которую получил бы он, если бы был жив:

— ближайшие агнаты (agnatusproximus);

— члены одного с наследодателем рода (gentiles).

Второй класс наследников призывался к наследованию при отсутствии suiheredes.

Призывался ближайший агнат. Если же было несколько агнатов одинаковой степени родства, наследство между ними делилось поровну (поголовное наследование). Дальнейшая степень родства устранялась ближайшей. Если не было наследников второй степени агнатского бокового родства (братья, сестры, мать, если она состояла с отцом покойного в браке cummanu), то призывалась третья и т.д. Таким образом, не допускалось наследование родственниками разных степеней.

Если ближайший агнат не принял наследство, то оно не переходило следующему по родству агнату. Наследство в этом случае считалось выморочным, а в древнейшее время — бесхозяйным.

Члены рода наследовали только при отсутствии наследников первого и второго классов. К концу республики этот класс исчез.

Между призванными наследниками имущество делилось поровну.

Преторская система (bonorumpossessiointestati) была закреплена преторским эдиктом Адриана, смешав агнатов и когнатов, который устанавливал четыре класса наследников:

— undeliberi — все цивильные suiумершего, эмансипированные дети и отданные в усыновление;

— undelegitimi — законные наследники: sui (но без эмансипированных) и агнаты;

— undecognati — кровные родственники до шестой степени включительно, некоторые седьмой степени родства;

— viretuxor — переживший супруг (жена или муж).

Наследники последующей очереди призывались к наследованию только в случае отсутствия лиц предыдущей.

Наследники второго класса призывались в том случае, если не было undeliberi или если никто из них не попросил себе bonorumpossessio в установленный срок. Ближайший по степени родства агнат наследовал в том случае, если не было sui.

Sui в третьем классе призываются в третий раз, эмансипированные — во второй.

Ближайшая степень родства устраняет наследование дальнейшей. Родственники одной степени наследуют поголовно.

Четвертый класс призывался к наследованию, если не было родственников предыдущих классов.

Реформы императорского законодательства были направлены на усиление наследственных прав когнатов. При Адриане был издан Тертуллианов сенатус-консульт, по которому женщине, имеющей jusliberоrum, было предоставлено цивильное наследственное право после ее детей. Мать стала призываться в классе undelegitimi.

При Марке Аврелии и КоммодеОрфициевсенатус-консульт 178 г. н.э. предоставил такое же наследственное право в классе legitimi детям после матери с преимуществом перед всеми ее когнатами.

Права детей на наследование после родственников по материнской линии расширяются законами Валентиниана, Феодосия и Аркадия. Юстиниан издает ряд указов, расширяя наследственные права женщин.

В конечном итоге система наследования без завещания приобрела сложный и запутанный вид.

Юстиниан новеллами 118 (543 г.) и 127 (548 г.) создал новый порядок наследования.

Юстиниановская система наследования включала в себя четыре класса наследников:

— десценденты, т.е. нисходящие родственники умершего с правом представления (сыновья, дочери, внуки умерших детей и т.д.);

— ближайшие по степени родства асценденты, т.е. восходящие родственники умершего (отец, мать, дед, бабка и т.д.), и полнородные братья и сестры, дети умерших полнородных братьев и сестер по праву представления. Если наследовали только асценденты, то наследство делилось по линиям: одна половина — асцендентам с отцовской стороны, другая — асцендентам с материнской стороны;

— неполнородные братья и сестры и их дети по праву представления;

— остальные боковые родственники.

Ближайшая степень отстраняет дальнейшую.

Переживший супруг призывался к наследованию в последнем классе и только в том случае, если не было самых отдаленных родственников. Бедная вдова имела право на 1/4 часть наследства, но не более 100 фунтов золотом.

Если никого из наследников не было, имущество становилось выморочным.

С принятием наследства на наследника переходили все обязанности наследодателя, за исключением строго личных, имущество наследодателя сливалось с имуществом наследника. Такое слияние могло быть невыгодно как кредиторам наследодателя, так и наследникам.

Кредиторам наследодателя было невыгодно тогда, когда у наследника были свои долги перед своими кредиторами. Для этого претором было установлено, что слияние имущества происходило только после удовлетворения претензий кредиторов наследодателя. Если же долги наследодателя превышали его активное имущество, слияние было невыгодно наследнику. Юстиниан установил правило, по которому наследники отвечали по долгам наследодателя в пределах стоимости описанного в присутствии нотариуса и свидетелей наследства.

Выводы

Уже в древнейшем римском праве были известны два вида наследования: по закону и по завещанию. Римлянами создаются понятия об универсальном и сингулярном правопреемстве, наследственной трансмиссии и наследовании по праву представления, используемые в современном праве. Свобода завещаний со временем ограничивается в интересах ближайших родственников, за которыми признается право на обязательную долю в наследстве.

В соответствии с характером производственных отно­шений древнейшего Рима и семейным характером в ту пору собственности, все члены семьи считались, несмотря на ши­роту прав, предоставленных главе семьи, как бы участника­ми в семейной общности. Поэтому и после смерти paterfamilias имущество оставалось за агнатской семьей в силу закона. Наследование по завещанию, получив­шее в более позднее время очень широкое применение (так что наследование по закону носило название наследование ab intestato, т. е. после лица, не оставившего завещания), в древнейшую эпоху не имело места. Что же касается насле­дования по закону, то в силу указанного обстоятельства круг законных наследников первоначально определялся по признаку агнатского, родства. Родство по крови (когнатское), как основание для наследования по закону, впервые получи­ло признание в преторском праве и окончательно восторже­ствовало в императорском законодательстве.

Подобно тому, как в области права собственности в римском праве, наряду с цивильной собственностью, сложи­лась в преторском эдикте так называемая бонитарная собст­венность, и лишь в праве Юстиниана произошла унификация права собственности, так и в области наследования, наряду с цивильной hereditas, установилась преторская bоnо-rum possessio. Разложение агнатской семьи, ослабление от­цовской власти, явившиеся следствием изменения производ­ственных отношений и всего социально-экономического строя, приводило к тому, что передача наследства лицам, увязанным с наследодателем лишь агнатскими отношениями, минуя самых близких кровных родственников, но утративших агнатскую связь (например, эманципированные дети), стала признаваться несправедливой.

С другой стороны, сложные формальности, требовавшиеся по цивильному праву для составления завещания, также стали слишком стеснительными. Эти новые запросы жизни были уч­тены претором. В своем эдикте он стал обещать судебную за­щиту также лицам, которые по цивильному праву не имели права наследовать; равным образом, он объявил, что будет признавать завещания, составленные в более простой форме.

Не имея права отменять нормы цивильного права, претор достигал цели, предоставляя этим новым наследникам владе­ние наследственным имуществом (bonorum possessio). Сначала это признание давалось лишь постольку, поскольку с «преторским наследником» не конкурировал цивильный наследник, если находился цивильный наследник, заявлявший требование о наследстве, наследство передавалось ему, преторский на­следник оказывался sine re, т. е. без наследственного имуще­ства. Но позднее (в эпоху принципата) претор стал обеспечи­вать прочное обладание наследственным имуществом за те­ми лицами, которые признавались им более подходящими наследниками (bonorum possessio cum re). После этого bono­rum possessio стала одним из случаев возникновения бонитарной или преторской собственности.

В императорскую эпоху эти две системы: цивильная hereditas и преторская bonorum possessio — стали постепен­но сближаться том путем, что наиболее старые цивильные наследственные нормы стали изживаться и, наряду с этим, в само цивильное право стали проникать новые положения, построенные на преторских принципах, — например, взаим­ное право наследования матери и ее детей. Окончательное торжество новые принципы наследования получили только в новеллях Юстиниана.

Наследование по закону в римском праве

Наследование по закону наступает в тех случаях» когда после умершего лица не осталось завещания, призна­ваемого действительным, или когда наследник по завеща­нию по той или иной причине не вступил в наследство.

К наследованию по закону, в особенности, относят­ся приведенные выше указания относительно исторического развития наследственного права.

Древнейшая известная нам римская система наследова­ния по закону, относящаяся к эпохе законов XII таблиц, исходит из семейной общности имущества и агнатского род­ства. В соответствии с этим законы XII таблиц признают первоочередными наследниками ab intestate непосредствен­но подвластных наследодателя (детей, внуков от ранее умерших детей и т. п., но при условии, если эти лица к моменту открытия наследства не вышли из-под власти домовладыки). Эти наследники называются «своими» (heredes sui), и вместе с тем, «необходимыми» (necessarii), в том смысле, что они признаются наследниками независимо от выражения их воли на то. Если после наследодателя не оставалось «своих наследников», к наследству призывался ближайший по степени агнатский родственник (agnatus proximus). Если ближайший агнат не принимал наследства, то оно не пере­ходило ни к следующему по степени родства, ни к кому другому, а становилось выморочным — принцип однократ­ности призвания к наследству. Это выражалось афоризмом:

«в наследовании по закону (т. е. по закону XII таблиц) не допускается successio, преемство», между наследниками раз­ных степеней или категорий. Только в том случае, если пос­ле наследодателя и агнатов не осталось, к наследству при­зывалась третья группа наследников — gentiles, члены одного с ним рода.

По мере развития экономики, а на ее базе — и всех вообще сторон общественной жизни, патриархальная семья стала разлагаться, и на смену семейной собственности стала складываться индивидуальная частная собственность. В связи с этим, система наследования, построенная на прин­ципе агнатского родства, утратила свое основание. «Живой голос народа» — преторский эдикт уловил новые требова­ния жизни и, не производя радикальной реформы, придал все-таки известное значение родству по крови (когнат скому), которое в изменившихся условиях стало важнее агнатского.

Именно претор давал bonorum possessio соблюдая следующую очередность. На первом месте он поста­вил детей (liberi); эта категория отличалась от древних sui heredes тем, что в состав liberi входят также эманципированные дети (претор применил тут нередко применяв­шийся им прием фикции, допустив предположение, что эманципация не повлекла за собой capitis deminutio minima. Претор учитывал при этом, что эманципированные дети со времени эманципации работали так сказать на себя: в их пользу шли и всякие приобретения по сделкам. Напротив, дети, оставшиеся под властью домовладыки, приобретали все для него, так что известная доля наследства представляла собой результат их деятельности. Поэтому претор, давая bonorum possessio одинаково всем детям — как подвластным, так и эманципированкым — установил требование, чтобы эманципированные дети при разделе наследства присоединяли к нему и то имущество, которое они приобрели после эманципации (так называемое collatio bonorum).

Вторую (по очереди) группу наследников составляют в преторском эдикте legitimi, т. е. лица, которые имели право наследования по законам XII таблиц, другими словами, агнатские родственники. В третью очередь преторский эдикт призывает cognati, кровных родственников (до 6-й степени включительно), в порядке близости по степени. Наконец, на четвертом месте претор дает наследство по закону пережив­шему супругу, vir aut uxor (муж или жена).

Помимо включения в круг законных наследников кров­ных родственников и пережившего супруга, претор провел еще одно новшество: он установил так называемую successio ordinum et graduum, преемство между наследниками разных классов и степеней, т. е. если призываемое к наслед­ству лицо не принимает наследства, наследство теперь не становится выморочным, а открывается следующему по оче­реди кандидату.

288. Императорское законодательство обеспечило окон­чательную победу за преторскими принципами наследова­ния, как более отвечавшими потребностям жизни. Сначала, (еще в эпоху принципата), введены были частичные допол­нения: за матерью признали предпочтительное перед агна­тами право наследования после детей, и обратно, дети полу­чили такое же право наследования после матери.

Наследование ab intestate по новеллам Юстиниана

Коренным образом порядок наследования ab intes­tate был реформирован в новеллах Юстиниана 118 и 127.

По этим новеллам первый класс наследников ab Intestato составляют нисходящие (сыновья, дочери, внуки, внуч­ки и т. д.). Нисходящий более близкой степени исключает от наследования нисходящих более отдаленных степеней, например, если имеются дети, то не призываются к наслед­ству внуки и т. д. Однако нисходящий родственник более отдаленной степени призывается к наследству наряду с бо­лее близкими нисходящими наследодателя, если то лицо, через которое такой более отдаленный нисходящий происхо­дит от наследодателя, умерло до открытия наследства. Например, в момент смерти наследодателя оказались в живых из числа его нисходящих дети и внуки от ранее умершего сына или дочери. В этом случае эти внуки имеют право получить ту долю, которая досталась бы их умершему отцу или матери, если бы те пережили наследода­теля.

Такое участие в наследовании называется нас­ледованием по праву представления (внуки в этом случае как бы представляют собой своего умершего отца или мать).

Наследование по праву представления не следует смешивать с так называемой наследственной трансмиссии. Наследники по праву представления являются наследниками не своего отца или матери (не переживших открытия наследства), а самого наследодателя (в приведен­ном примере — деда).

Основой наступления преемства был достаточно сложный юридический состав. Его элементами являлись:

  • Смерть наследодателя. Наследство живого гражданина не передается.
  • Правомерность умершего иметь преемников. Ее, к примеру, не имели юнианские латины (неграждане).
  • Преемник должен быть живым в момент открытия наследства и иметь пассивную завещательную правоспособность.

В римском праве наследование по закону основывалось на агнатическом родстве. Оно определялось подчиненностью отцу семейства.

Завещание в Древнем Риме использовалось довольно редко, хотя нормами оно допускалось. Законами XII таблиц определялся следующий порядок преемства: если кто-то умрет без завещания и в отсутствии прямых его преемников, к наследованию призывается ближайший агнат. Если таковой отсутствует, имущественный комплекс передается членам рода.

Таким образом, в римском праве схема наследования по закону была следующей:

  • В первую очередь включались лица, подвластные, проживавшие вместе с отцом семейства, которые на момент смерти наследодателя из субъектов, находящихся в «чужой» зависимости, становились правоспособными. К ним относились дети, внуки и пр.
  • Во вторую очередь входили ближайшие агнаты. Они призывались к наследованию при отсутствии лиц первой группы.
  • Третью очередь составляли члены одного рода с наследодателем.

В случае непринятия наследства первой группой оно становилось «лежачим». Если первая очередь отказывалась от преемства, вторая ничего не получала.

В результате изменений в нормах последовательность наследования стала такой:

  • В первую очередь входили дети умершего, как родные, так и приемные, а также отданные в усыновление, если на момент смерти они стали свободны от власти усыновителя. Субъекты, освобожденные при жизни отца семейства от его власти, должны были внести свое имущество в полном объеме в наследственную массу. Вместе с другими материальными ценностями оно распределялось между преемниками.
  • Вторую очередь составляли агнатические родственники. Они вступали в наследство, если никто из первой группы не пожелал стать преемником.
  • В третью очередь входили кровные родственники до 6-й степени включительно. В качестве исключения преемники 7-й степени могли наследовать после предыдущих очередей. В этой группе возникало преемство матери после детей и детей после матери.
  • В четвертую очередь наследовал супруг, переживший умершего (жена после мужа, муж после жены).

«Лежачим» наследство становилось, только если от него отказались все очереди или если преемников не оказалось вовсе.

Согласно новому порядку, к наследованию могли призываться все когнатические родственники вне зависимости от пола по степени их близости к наследодателю. В результате сформировалось четыре разряда преемников:

  • В первую входили ближайшие родственники по нисходящей линии. К ним относились дети, внуки от умерших детей и пр. Все имущество разделялось между ними поровну.
  • Во втором разряде присутствовали родственники по восходящей линии, а также полнородные сестры/братья. Они также делят имущество поровну, но детям умерших ранее братьев/сестер, полагается доля, которую мог бы получить их умерший родитель. Если преемниками становились только лица, имеющие родственную связь по восходящей линии, то имущественная масса разделялась пополам между родственниками с отцовской и материнской стороны.
  • Субъекты третьего разряда призывались к преемству при отсутствии первых двух. В него входили неполнородные сестры/братья, происходящие от одного отца с умершим, но от разных матерей, или наоборот.

Открытие наследства происходит в момент смерти наследодателя. К этому моменту должны быть определены лица, которые призываются к наследованию, при этом призываемые лица еще не вправе получить наследуемое имущество до момента вступления в наследство.

Замечание 1

Время между открытием наследства и его принятием характеризуется тем, что наследственное имущество еще не принадлежит никому. Этот момент называется hereditas iacens, «лежачее» наследство. Оно как бы ожидает своего субъекта.

Древнейшее римское право понимало понятие и правовое положение «лежачего» наследства примитивно. Так, не принятое наследственное имущество рассматривали в качестве бесхозяйного (res nullius). К нему не применяли правило захвата бесхозяйных вещей, но любой человек при захвате вещи и владении ею в течение года, становился собственником. Это происходило вне зависимости от того, что в соответствии с давностью условий для приобретения права собственности не существовало.

Классическое право перестало считать «лежачее» наследство бесхозяйным имуществом. До его принятия наследником оно числилось за умершим человеком. В этом случае говорили, что наследство как бы хранит в своем составе личность умершего, поддерживая его (personam defuncti sustinet). Данная конструкция по сути является мистической, но дала возможность бороться против разнообразных посягательств на «лежачее» наследство.

Приобретение наследства и вступление в него могло быть в то время совершенным или прямым выражением воли (в древнем цивильном праве это было строго формальное выражение, в преторском и позднейшем праве Юстиниана являлось также и неформальным), самым поведением человека как наследника (например, наследник взыскивал причитающиеся суммы с должников наследодателя, уплачивал долги кредиторам наследодателя и др.).

Замечание 2

При вступлении в наследство, наследник не только приобретал определенные права, но и становился лицом, которое несет ответственность за обязательства наследодателя. Даже если наследство было только из долгов, в доюстиниановом праве универсальный характер наследственного преемства мог привести к ответственности наследника по долгам.

Мистическая концепция, отражающая воплощение в наследстве имущественно-правовой личности умершего, сказалась на положении. Оно гласило, что наследника необходимо считать принципиально ответственным за долги наследства без ограничений (как за свои собственные долги). Исключить такую неограниченную ответственность наследник мог лишь при использовании радикальной меры в виде непринятия наследства. Это возможно для случаев, когда его пассив был больше, чем актив.

В праве Юстиниана установили, что если наследник при участии нотариуса (кредитора, оценщика) описал и оценил наследственное имущество, то в сфере долгов ответственность наследника можно было ограничить размерами актива наследства. Оценку и опись необходимо составлять не позднее 3 месяцев после того, когда наследник узнает об открытии наследства. Составлять опись и оценку нужно было начать в течение первого месяца.

Замечание 3

Такое положение имело практическое значение в ситуации, когда в наследственном имуществе было много долгов, а для наследника появилась угроза, что его имущество полностью или в значительной сумме пойдет на удовлетворение кредиторов наследодателя.

Положение могло быть и другим: в наследстве актив был больше, чем пассив, но у наследника было много собственных долгов. Принятие наследства в римском праве способствовало слиянию двух имущественных масс (наследодателя и наследника). В этом случае кредиторы наследодателя и наследников (а также легатарии) могли требовать удовлетворения из всего объединенного имущества. Если имела место большая задолженность наследника, то кредиторы наследодателя приобретали риск не получить удовлетворения по причине конкуренции кредиторов со стороны наследника. При этом факт принятия должником наследства, которое обременено долгами, нельзя было учесть в случае получения кредита наследодателем.

Для того чтобы оградить интересы кредиторов наследства с помощью преторского эдиктаа была введена льгота отделения. Она заключалась в предоставлении кредиторам наследства права предъявления требования отделить наследственное имущество от своего имущества.

Замечание 4

Все это предусматривало, что наследственное имущество в первую очередь пошло на удовлетворение кредиторов наследства. Во вторую очередь происходила выплата легатов, а возможный остаток был направлен на удовлетворение кредиторов наследника.

В качестве последствия приобретения наследства выступало погашение взаимных обязательств, которые были между наследником и наследодателем, поскольку в лице наследника соединялся кредитор и должник по этим обязательствам после принятия наследства.

1. В Дигестах дается следующее определение свободы: «Свобода есть естественная способность каждого делать то, что ему угодно, если это не запрещено силой или законом» (D. I, 5, 4). Дайте правовой и философский комментарий на это положение.

2. Каковы наиболее существенные отличия юридического лица от физического? Поясните ваш ответ примерами.

3. Какие законные способы отпущения раба на волю вы знаете? В чем специфика каждого из этих способов. Были ли ограничения на отпущение рабов на волю? Какие условия должны были быть соблюдены при отпущении раба на волю, для того чтобы раб стал римским гражданином? При каких обстоятельствах он становится только перегрином? Кто такие dediticii?

4. Будет ли свободным ребенок, рожденный матерью-рабыней от римского гражданина? Если нет, может ли он стать свободным?

5. Римские граждане называли себя квиритами, а гражданское право римского народа – квиритским. Каково происхождение этих терминов?

6. Какими способами латины могли приобрести римское гражданство?

7. Существовали ли законы, ограничивающие власть господина над рабами и подвластными лицами? Если да, то какие?

8. В чем состоит различие между правоспособностью и дееспособностью физического лица? Какие категории лиц, обладая правоспособностью, ограничены законом в своей дееспособности? Поясните свой ответ примерами.

9. Имела ли право женщина по собственному желанию сменить себе опекуна или освободиться от опеки? Если да, то при каких обстоятельствах это было возможно?

10. При каком условии правоспособность распространялась и на младенца, находящегося в утробе матери (то есть еще не рожденного на свет)?

11. Что такое пекулий, кем, каким образом и в чью пользу он устанавливался?

Наследование по завещанию по преторскому праву в римском праве

1. В чем различие между сакральными и религиозными вещами? К каким правовым последствиям приводит сакрализация вещи?

2. Если дикое животное ранено настолько сильно, что его можно схватить, является ли оно в силу самого этого факта собственностью охотника, или же оно становится его собственностью только после того момента, когда оно актуально поймано? Предположим, например, что охотник подстрелил оленя клейменой стрелой, однако не смог его удержать. Олень скрылся в лесу и почти тотчас же его захватил другой охотник. Кто является собственником добычи? Влияет ли на решение этого казуса тот факт, что второй охотник захватил оленя фактически на виду у первого? Какой применяется критерий? Какие условия должны выполняться, чтобы вещь была признана бесхозной и могла быть присвоена любым желающим.

3. Охотясь в своей роще, Луций ранил оленя, однако раненое животное вырвалось и скрылось из виду. Преследуя оленя, Луций оказался в лесу, принадлежащему Гаю Семпронию. Там он нашел оленя уже добитого арендатором участка Авлом Агерием. Возник спор о принадлежности добычи. Не придя к соглашению, спорщики обратились к хозяину участка, Семпронию, который немедленно заявил, что раз олень на его земле, то значит и принадлежит он ему. Обескураженные спорщики отправились в суд. Каково будет решение суда? Решая казус, ответьте также на следующие вопросы: Какой применяется критерий при определении того, является ли животное диким или не диким. Имеет ли значение, захватит ли охотник дикое животное на своей земле или на чужой? Имеет ли собственник земли преимущественное право на диких животных, и если да, то в чем состоит это право?

4. Какие из нижеперечисленных вещей, при передаче права собственности на них, необходимо было манципировать: (1) право проезда; (2) поместье (родовое имение); (3) пчелиный рой; (4) дом на италийской земле; (5) слон; (6) дом в провинции; (7) вол, (8) узуфрукт на раба?

5. Приведите примеры (1) бестелесной неделимой вещи; (2) собирательной вещи; (3) принадлежности вещи.

6. Некто отказал своему племяннику Марку по завещанию квадригу (упряжку из четырех коней). Однако случилось так, что вскорости после смерти наследодателя, но до принятия наследства наследником один из коней, входящих в квадригу убежал. Обязан ли наследник передать Марку право собственности на оставшихся трех коней?

7. Авл Агерий продал Нумерию Негидию дом и сад, однако выезжая из поместья, он вывез на рынок и продал все плоды, собранные в саду, забрал все вино из погреба вместе с сосудами, врытыми в землю, забрал весь садовый инвентарь, снял со стен картины, а также заменил на обычные двери из красного дерева и сменил замки. Раздосадованный Нумерий Негидий подал иск в суд. Что из перечисленного он может получить назад по суду?

8. Публий купил статую Венеры, однако когда он пришел забирать ее у торговца, последний предложил ему статую без пьедестала, на том основании, что при заключении договора купли-продажи этот факт не был оговорен. Имеет ли покупатель право требовать выдачи статуи вместе с пьедесталом.

1. Может ли случиться так, что исполнение по обязательству законно, но противоречит добрым нравам? Как должен поступить мудрый судья? Как согласовать известный афоризм: «Все, что не запрещено, дозволено» с высказыванием Павла: «Не все, что дозволено, достойно уважения»?

2. Будет ли действительной сделка, связанная с передачей вещи, если передающий считал, что совершает дарение, а принимающий был уверен, что принимает вещь во временное пользование?

3. Что из нижеследующего следует считать ошибкой, порочащей договор: (1) в соглашении сказано не то, что хотели контрагенты; (2) думал, что подарок, а оказалась купля-продажа; (3) думал, что допустимо, а оказалось запрещено законом; (4) забыл самое важное условие; (5) контрагенты заблуждались относительно предмета соглашения; (6) была допущена ошибка в названии; (7) контрагенты не правильно определили сущность вещи; (8) выполнение обязательства ставилось в зависимость от действий третьей стороны.

4. Некий римский гражданин владел многими рабами, в числе которых были кузнец Стих и садовник Панфил. По завещанию наследодатель отказал кузнеца Панфила своему внуку, а садовника Стиха своей жене. Когда была обнаружена ошибка, выяснилось, что и внук и вдова покойного хотели получить себе именно кузнеца Стиха. Как разрешить этот спор? Является ли такая ошибка основанием для признания этой части завещания недействительной?

5. Кого по своему материальному положению можно считать платежеспособным: (1) того, кто по своему материальному положению способен выполнить взятое обязательство; (2) того, кто обещает исполнить обязательство, если ему будет предоставлена рассрочка; (3) того, кто обещает расплатиться, как только получит ожидаемое наследство; (4) того, кто обещает уплатить всю сумму, но не сразу; (5) того, кто предоставил личные гарантии; (6) того, кто предоставил имущественные гарантии.

6. Цицерон рассказывает такой случай. Некто Гай Марий Гратидиан купил у Гая Сергия Ораты дом, но спустя несколько лет продал его прежнему владельцу. На некоторую часть этого дома был установлен сервитут, который, разумеется, уменьшал его ценность. Когда происходила манципация, Гратидиан не упомянул о данном сервитуте. По этой причине Ората подал в суд. Адвокат Ората указывал на то, что лицо, намеренно скрывшее недостатки вещи, должно быть привлечено к ответственности. Адвокат же продавца возражал, что Ората прекрасно знал о недостатках дома, собственником которого сам некогда являлся. Ответьте на следующие вопросы: (1) какого рода ответственность несет продавец, умолчавший о недостатках продаваемой вещи? (2) является ли доказательство нечестности продавца основанием для признания сделки недействительной? (3) как бы вы разрешили этот спор?

7. Римский сенатор предложил ювелиру изготовить драгоценную брошь. Ювелир изготовил брошь и, согласившись на оплату в рассрочку, отдал брошь сенатору. Заплатив задаток, сенатор получил свою брошь, однако через несколько месяцев, еще не полностью расплатившись с ювелиром, вернул ему брошь с тем, чтобы поменять драгоценный камень. Ювелир выполнил заказ, однако выдать брошь отказался, требуя выплаты всей условленной платы. Рассмотрев это дело, суд признал действия ювелира неправомерными и обязал его вернуть брошь при условии оплаты второго заказа. Правомерно ли это решение? Чем оно обусловлено? Какими законными средствами ювелир может гарантировать исполнение обязательства сенатором?

Гай. Институции. Книга третья, 88–225.

Институции Юстиниана. Книга третья, титулы 13–24; книга четвертая, титулы 1–5.

Дигесты. Книги 13–14; 16–22.

Дополнительная литература

Гусаков А. Деликты и договоры как источники обязательств в системе цивильного права древнего Рима. М., 1896.

Кофанов Л.Л. Обязательственное право в архаическом Риме: долговой вопрос (VI–IV вв.). М., 1994.

Кривцов А.С. Общее учение об убытках. Юрьев, 1902.

Новицкий И.Б. Сделки. Исковая давность. М., 1954.

Савиньи К.Ф. Обязательственное право. М., 1976.


ТЕМА ПЯТАЯ

ИСКИ

История возникновения государственного суда в Риме. Защита прав. Гражданский процесс. Процесс посредством законных исков (lege agere). Формулярный процесс (per formulas agere). Части формулы, виды condemnatio, превышение требования, формулы с фикцией и перестановкой лиц, исковое возражение и исковое предписание. Экстраординарный процесс (extra ordinem cognitio). Постклассический процесс.

Этапы судопроизводства (на примере классического формулярного процесса).

Виды исков: вещные (actio in rem), личные (actio in personam), по аналогии (actio utilis), «с фикцией» (actio ficticia), иски штрафные и об удовлетворении; особые виды преторской защиты, интердикты; исковая давность.

Различают две субъективные юридические ситуации – вещно-правовую (относящуюся к вещам) и лично-правовую (право из обязательства). Среди юридических фактов принято различать события, или собственно факты, и деяния (акты), то есть действия конкретных людей и результаты этих действий. С точки зрения права эти последние могут быть правомерными или неправомерными. Задача науки права – систематизация и нормализация этих актов в форме юридических сделок.

Наиболее важные параметры юридической сделки таковы: (1) реальность или, напротив, ничтожность сделки, когда последняя признается несуществующей, (2) действительность или недействительность сделки, (3) обратимость или необратимость сделки, в зависимости от того, может ли ее эффект быть обращен по требованию одной из сторон, (4) неоспоримость или оспоримость сделки, в зависимости от того, может ли ее эффект быть блокирован решением суда по заявлению одной из сторон. Ничтожность и недействительность в римском праве тождественны. В отличие от современного права для римских юристов значение имел скорее сам юридически значимый факт, нежели производимый им эффект. Для того чтобы сделка признавалась действительной, должны выполняться некоторые обязательные требования, которые называются ее реквизитами, например, правоспособность заключающих сделку, правомочность, соблюдение формы и т.д. Сделка не должна противоречить закону или нравственности. Иногда эффект сделки блокируется нормами позитивного права, например дарение между супругами ничтожно, даже если оно осуществлено с использованием процедуры манципации. В римском праве были разработаны также средства обращения эффекта сделки, в случае обнаружения ошибки при ее заключении или же вскрытия факта обмана или насилия при ее заключении.

В дополнение к необходимым реквизитам сделка может включать такие акцидентальные элементы как условие (condicio) и срок (dies).

1. Из-за небрежности Стиха, который не следил за состоянием забора на участке, который он должен был охранять, туда проник скот его соседа Панфила. На требование Стиха выгнать свой скот с его участка и не пускать его больше, Панфил ответил отказом, указывая на то, что не мешало бы Стиху сначала отремонтировать забор. Не придя к соглашению, спорщики обратились к претору. Какого рода защиту они могут требовать, исковую или интердиктную? Каковы будут действия претора?

2. Сильный ветер, сорвав с крыши дома черепицу, увлек ее на соседний двор, где ею была убита овца. Возможен ли иск к хозяину черепицы? Если да, то личный или вещный? О чем будет этот иск? Каким образом будет исчисляться его сумма? Составьте формулу иска.

3. Некий студент, изучающий право в Берите, предложил старьевщику свою хламиду для продажи, вложив в карман золотой солид. Нащупав деньги покупатель тотчас же заплатил требуемую сумму, явно превысившую обычную стоимость хламиды. Получив требуемую сумму, студент, не выпуская хламиду из рук, вытряхнул из нее монету, после чего отдал ее старьевщику. Старьевщик возопил и потащил студента к претору, обвиняя его в обмане. В свою защиту студент выдвинул следующую эксцепцию: «Во-первых, солид, как и любая другая монета, не продается, во-вторых, деньги ни в коем смысле не являются принадлежностью одежды, а поэтому, применительно к данному случаю невозможен ни иск об обмане, ни иск о возмещении ущерба». Будучи студентом-правоведом, студент даже сам составил формулу эксцепции. Составьте и вы такую формулу (не забывайте, что в эксцепции «ответчик является истцом» – D. 44, 1,1). Выслушав студента, претор с его аргументацией не согласился и удовлетворил иск старьевщика. Составьте формулу такого иска, предварительно решив: О чем должен быть этот иск? Может ли, например, старьевщик настаивать на возмещении убытка, и если да, то как он должен исчисляться? Следует ли потребовать возмещения разницы между действительной стоимостью вещи и уплаченной за нее ценой или же разницы между действительной стоимостью имущества, ставшего предметом купли-продажи, и той суммой, которую он за нее заплатил, или, может быть, ущерб должен быть оценен в один золотой солид? Может ли в данном случае речь идти о сознательном обмане (dolus), а значит о пороке соглашения? Наконец, согласны ли вы с решением претора или же можете предложить какое-либо иное решение этой задачи?

4. Марк неоднократно напоминал Туллию о необходимости возвратить долг в 100 сестерциев. Туллий каждый раз уклонялся, но затем сказал: «Я заплачу, но дай мне клятвенное обещание, что ты не будешь мне больше напоминать об этом». Марк поклялся, а Туллий все не платил. Будучи не в силах самостоятельно разрешить создавшуюся дилемму (если молчать, ничего не получишь, если напомнить, нарушишь клятву), Марк обратился за помощью к претору. Есть ли выход из этой ситуации?

5. В диалоге Цицерона «Об ораторе» описывается случай, когда адвокат истца упорно добивался разрешения претора на завышенную сумму иска, а адвокат ответчика напротив стремился всячески снизить сумму искового требования. Цицерон назвал действия обеих сторон как безграмотные. Почему?

Наследование по римскому праву

С признанием имущества на аквирента отходили все обязанности принципала, исключением были только личные. Происходило слияние имущества аквирента с наследодателем. Это объединение не нравилось многим, как ликвидантам, так и остальным аквирентам.

Ликвидантам принципала становилось невыгодно, если у аквирента имелись свои задолженности в отношении своих ликвидантов. Судьей устанавливался порядок слияния имущества, который выражался в том, что запрещалось слияние до тех пор пока аквирент не удовлетворял претензии ликвидантов принципала.

Невыгодным становилось слияние аквиренту в том случае, когда долги принципала превышали размер имущества аквирента. Юстиниан создал порядок, благодаря которому, аквиренты платили по долгам принципала в размерах оценки, описанного при находящихся здесь же нотариусе и очевидцев имущества.

Чтобы правомочный должник получил право наследования, была необходима физическая смерть наследодателя. (546) Тогда наступала деляция наследства.

Чтобы получить субъективное право наследника требовать наследства, как было определено по завещанию или по закону, было необходимо, чтобы правильно назначенный наследник был жив и способен получить наследство. От правила о том, что наследник должен был быть жив в момент деляции, отступали в случае, когда после смерти наследодателя рождался postumus, и когда применялись правила о коммориентах. (547)

Возникшее субъективное наследственное право не могло быть осуществлено во всех случаях, поскольку были приняты законы Julia de maritandis ordinibus и Papia Poppea.

По этим законам наследственным правом обладали лица, находящиеся в браке; лица, имеющие детей, получали долю бездетных.

Неспособные к наследованию и недостойные лица по разным причинам, например, из-за убийства наследодателя, теряли наследство, и оно доставалось государству.

Heredes sui et necessarii являлись лица, находящиеся в момент смерти наследодателя под его непосредственной властью. Это были лица alieni juris и рабы. Считалось, что эти лица — домашние наследники и они определенным образом уже являются собственниками наследуемого имущества, и если они были правильно назначены наследниками, то могли принять выгоды и бремя наследства. (548)

Раб определялся наследником, если был под domenica potestas своего господина, и когда наследодатель был в долгах. Целью этого являлось то, чтобы раб уплатил кредиторам, или был провозглашен инфамным. (549)

Позднее по преторскому праву heredes sui et necessarii мог отказаться от наследства — jus abstinendi и тем самым избежать неприятных последствий принятия наследства.

Heredes voluntarii являлись правильно назначенными наследниками, которые, в момент открытия наследства не находились под непосредственной властью наследодателя. Heredes voluntarii имели право принимать наследство или отказываться от него.

Заявление о принятии наследства могло осуществляться различными способами.

Cretio являлось торжественным заявлением о принятии наследства. Оно обычно давалось не позднее 100 дней после деляции.

Heredes voluntarii, которые не должны были давать cretio, могли ограничиться неформальным заявлением (hereditatis aditio) о том, что принимают наследство. Для этого заявления не существовало строго определенного срока, но обычно оно давалось в течение одного года из-за опасности присвоения наследства тем, кто им владел этот срок (usucapio hereditatis).

То же значение, что и hereditatis aditio, имело и pro herede gestio, представлявшее собой опосредственное волеизъявление того, кто являлся наследником, и бывшее типичным примером конклудентных действий.

Можно было и не осуществлять наследственные права, или in jure cessio hereditatis. Это могли совершить heredes voluntarii.

Передача наследственных прав, или transmissio hereditatis, имела место, когда назначенный наследник умирал после наследодателя, но до заявления о принятии наследства. В этот срок инте-статные наследники умершего лица могли принять наследство, на которое претендовал бы их предшественник, если бы жил.

12.3 наследование по закону в римском праве

Все требования и долги наследодателя, кроме строго личных требований и долгов, переходили к наследникам пропорционально величине их доли в наследстве. Поэтому наследники были правомочны получить по требованиям, и обязаны уплатить все долги наследодателя.

Так как существовала обязанность наследников уплатить долги наследодателя и тогда, когда наследство являлось активным, а наследник имел долги, чтобы защитить кредиторов наследодателя, была предусмотрена мера, называемая separatio bonorum, или beneficium separationis. На основании beneficium кредитор наследодателя получал гарантию, что наследственное имущество не будет включено в имущество наследников, пока долги не будут выплачены полностью.

Когда пассив наследства превышал актив, наследники получали jus abstinendi или beneficium inventarii. По jus abstinendi heredes sui имели право отказаться от наследства. По jus inventarii все наследники имели право инвентаризировать (провести опись) наследства и отвечать за долги наследодателя лишь в пределах действительной стоимости описанного наследства.

Приобретение наследства и вступление в него могло быть в то время совершенным или прямым выражением воли (в древнем цивильном праве это было строго формальное выражение, в преторском и позднейшем праве Юстиниана являлось также и неформальным), самым поведением человека как наследника (например, наследник взыскивал причитающиеся суммы с должников наследодателя, уплачивал долги кредиторам наследодателя и др.).

Замечание 2

При вступлении в наследство, наследник не только приобретал определенные права, но и становился лицом, которое несет ответственность за обязательства наследодателя. Даже если наследство было только из долгов, в доюстиниановом праве универсальный характер наследственного преемства мог привести к ответственности наследника по долгам.

Мистическая концепция, отражающая воплощение в наследстве имущественно-правовой личности умершего, сказалась на положении.

Оно гласило, что наследника необходимо считать принципиально ответственным за долги наследства без ограничений (как за свои собственные долги).

Исключить такую неограниченную ответственность наследник мог лишь при использовании радикальной меры в виде непринятия наследства. Это возможно для случаев, когда его пассив был больше, чем актив.

В момент смерти наследодателя происходит открытие наследства. К открытию наследства приурочивается определение лиц, призываемых к наследству.

Но призываемые лица еще не приобретают права на само наследственное имущество, пока не вступят в наследство.

За время между открытием наследства и его принятием наследственное имущество не принадлежит никакому определенному лицу; это — hereditas ia-cens, «лежачее» наследство, как бы ожидающее своего субъекта.

В римском наследственном праве были установлены следующие принципы:

  • Правоотношения, в которых участвовал умерший, с его смертью не прекращаются.
  • Место умершего гражданина занимает его наследник.
  • Правопреемник принимает все обязанности и права лица.
  • В составе наследственной массы переходят и долги умершего.
  • Наследством считается все имущество гражданина, которое может передаваться.
  • Обязанности и права, связанные с личностью умершего, к преемникам не переходят.

Наследование По Римскому Праву Сочинения и курсовые работы

Основой наступления преемства был достаточно сложный юридический состав. Его элементами являлись:

  • Смерть наследодателя. Наследство живого гражданина не передается.
  • Правомерность умершего иметь преемников. Ее, к примеру, не имели юнианские латины (неграждане).
  • Преемник должен быть живым в момент открытия наследства и иметь пассивную завещательную правоспособность.

Оно имело место, если умерший не оставил завещания, если оно недействительно или если субъекты, указанные в последней воле, отказались от преемства.

Условием наследования по закону в римском праве считалось окончательное выяснение факта ненаступления наследования по завещанию. Соответственно, дело не открывалось, пока субъекты, указанные в последней воле, не решат, будут они принимать наследство или нет. После выяснения этого вопроса к преемству призывался гражданин, оказавшийся на первом месте в очередности наследования. По закону, если указанный субъект отказывался от преемства, к наследству призывался следующий за ним.

В разные эпохи развития юридической системы очередность наследования по закону была разной.

В римском праве наследование по закону основывалось на агнатическом родстве. Оно определялось подчиненностью отцу семейства.

Завещание в Древнем Риме использовалось довольно редко, хотя нормами оно допускалось. Законами XII таблиц определялся следующий порядок преемства: если кто-то умрет без завещания и в отсутствии прямых его преемников, к наследованию призывается ближайший агнат. Если таковой отсутствует, имущественный комплекс передается членам рода.

Таким образом, в римском праве схема наследования по закону была следующей:

  • В первую очередь включались лица, подвластные, проживавшие вместе с отцом семейства, которые на момент смерти наследодателя из субъектов, находящихся в «чужой» зависимости, становились правоспособными. К ним относились дети, внуки и пр.
  • Во вторую очередь входили ближайшие агнаты. Они призывались к наследованию при отсутствии лиц первой группы.
  • Третью очередь составляли члены одного рода с наследодателем.

В случае непринятия наследства первой группой оно становилось «лежачим». Если первая очередь отказывалась от преемства, вторая ничего не получала.

В результате изменений в нормах последовательность наследования стала такой:

  • В первую очередь входили дети умершего, как родные, так и приемные, а также отданные в усыновление, если на момент смерти они стали свободны от власти усыновителя. Субъекты, освобожденные при жизни отца семейства от его власти, должны были внести свое имущество в полном объеме в наследственную массу. Вместе с другими материальными ценностями оно распределялось между преемниками.
  • Вторую очередь составляли агнатические родственники. Они вступали в наследство, если никто из первой группы не пожелал стать преемником.
  • В третью очередь входили кровные родственники до 6-й степени включительно. В качестве исключения преемники 7-й степени могли наследовать после предыдущих очередей. В этой группе возникало преемство матери после детей и детей после матери.
  • В четвертую очередь наследовал супруг, переживший умершего (жена после мужа, муж после жены).

«Лежачим» наследство становилось, только если от него отказались все очереди или если преемников не оказалось вовсе.

Задание 1

Задание 2

Список использованных источников

Задание 1

Отец умер, не оставив завещания. Его законными наследниками были трое подвластных ему сыновей и дочка, которая состояла в брак без власти мужа.

А) Что такое наследство по закону?

Б) В чем отличие наследственного права в древний период и в классический?

В) Как должно быть разделено наследство в этом случае?

Сильный ветер, сорвав с крыши дома черепицу, увлек ее на соседский двор, где ею была убита овца.

А) Что такое деликт по римскому праву и какие его виды?

Б) Чем характеризуется причинение вреда чужому имуществу?

В) Решите казус.

1. Ответ на первую часть задания А) Что такое наследование по закону?

Наследование — переход имущества, прав и обязанностей собственника в связи с его смертью к одному или нескольким другим лицам по закону или по завещанию. Наследство состояло из имущественных прав наследодателя, а семейные и личные права не наследовались.

Наследование по закону наступало в случае, если умерший не оставил после себя завещания, в случае недействительности завещания или в случае отказа наследников по завещанию принять наследство. Условием открытия наследства для наследования его по закону являлось окончательное выяснение вопроса о том, что наследование по завещанию не наступит. Поэтому наследование по закону не открывалось, пока призванный по завещанию наследник не решал, примет ли он наследство или нет. Когда выяснялось, что наследование по завещанию не наступит, то к наследству призывался ближайший наследник по закону, которым считается тот, кто оказывается на первом месте в установленном законом порядке наследников по закону в момент открытия наследства.

Если ближайший наследник по закону не примет наследства, то наследство открывалось следующему за ним по порядку наследнику по закону. Порядок, в котором должны призываться наследники по закону, был различен в разные эпохи развития римского права. Это связано с общим постепенным перестроением семьи и родства, с постепенной эволюцией от старого агнатического принципа к когнатическому.

Цивильное право подразделяло законных наследников на три очереди:

1. «Свои наследники» (sui heredes), именовавшиеся так потому, что они до того входили в семью умершего, а, получив наследство, продолжали обладать имуществом, которое и раньше пребывало в сфере данной семьи. Своими считались наследники, становившиеся в результате смерти наследодателя юридически самостоятельными лицами и если к моменту открытия наследства не вышли из-под власти домовладыки.

2. Агнаты, т. е. лица, которые были в прошлом связаны с наследодателем отношениями подвластности и состояли бы в подобной связи, если бы не происшедшая ранее смерть их общего paterfamilias или если бы, по крайней мере один из них не превратился в результате эмансипации в юридически самостоятельное лицо. Если имелось несколько агнатов, то к наследованию призывался ближайший, т. е. стоявший в кровном отношении к умершему ближе, чем прочие агнаты. Если он не принимал наследства, то оно не переходило ни к кому, и становилось выморочным, то есть действовал принцип однократности призвания к наследству. То есть при наследовании по закону не допускалось преемство.

3. Только если после наследодателя не осталось агнатов к наследованию призывалась 3-я группа наследников — члены одного с наследодателем рода. Когнаты, т. е. кровные родственники умершего, а также бывший собственник вольноотпущенника в качестве его патрона. Как и во второй очереди, ближайший агнат вытеснял более отдаленного.

Преторское право изменило порядок наследования в связи с тем, что к концу республики римское общество переросло патриархальный агнатический уклад наследования, что определило новую очередность наследования. Претор различал уже не три, а четыре очереди законных наследников:

1. Unde liberi — те, кого цивильное право называло своими наследниками, а также дети наследодателя, даже вышедшие из-под его власти как эманципированные или в установленном порядке кем-либо усыновленные, если ко времени смерти наследодателя они стали юридически самостоятельными.

2. Unde legitimi — патрон умершего вольноотпущенника, а также все агнаты с вытеснением из них более отдаленных.

3. Unde cognati — все кровные родственники наследодателя (не далее шестой степени родства).

4. Unde viretuxor — переживший наследодателя супруг (в случае брака sinemanu).

Законодательство периода империи продолжало тенденции преторского права: постепенное вытеснение агнатического родства когнатическим в качестве основания наследования. Юстиниановская система наследования включала уже в себя пять классов наследников:

1. Все нисходящие родственники умершего с тем, что каждое поколение после первого наследует по праву представления.

2. Все восходящие родственники, а также родные братья и сестры с тем, что близкие родственники устраняют от наследования родственников отдаленных.

Впервые вопрос по наследованию был поставлен в Римском праве, которое определяло правовое положение субъектов, имущественных отношений и устанавливало возможность субъектов совершать сделки имущественного характера. Римские юристы делили право своей страны на две большие области: публичная , которая защищала интересы государства и частная, защищающая и регулирующая интересы частных лиц, а именно брачно-семейные отношения, собственность, обязательные права, а так же наследование и наследственные отношения.

В римском наследственном праве были установлены следующие принципы:

  • Правоотношения, в которых участвовал умерший, с его смертью не прекращаются.
  • Место умершего гражданина занимает его наследник.
  • Правопреемник принимает все обязанности и права лица.
  • В составе наследственной массы переходят и долги умершего.
  • Наследством считается все имущество гражданина, которое может передаваться.
  • Обязанности и права, связанные с личностью умершего, к преемникам не переходят.

Оно имело место, если умерший не оставил завещания, если оно недействительно или если субъекты, указанные в последней воле, отказались от преемства.

Условием наследования по закону в римском праве считалось окончательное выяснение факта ненаступления наследования по завещанию. Соответственно, дело не открывалось, пока субъекты, указанные в последней воле, не решат, будут они принимать наследство или нет. После выяснения этого вопроса к преемству призывался гражданин, оказавшийся на первом месте в очередности наследования. По закону, если указанный субъект отказывался от преемства, к наследству призывался следующий за ним.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]